Она пыталась собрать осколки сломанной вазы

Обновлено: 05.07.2024

Упражнение 4. Найдите в предложениях тавтологию и плеоназм. Исправьте речевые ошибки

Контрольная работа выполняется студентом на листах формата А4, титульный лист оформляется в соответствии с принятыми в учебном заведении требованиями. В конце работы необходимо привести список литературы (не менее трех источников), которая была использована при выполнении работы.

Контрольная работа представляется в деканат не позднее, чем за 7 дней до начала экзаменационной сессии. После получения положительной оценки за выполненную работу студент допускается к сдаче зачета.

Контрольная работа включает в себя две части:

I.Ответ на теоретический вопрос;

II. Практическая работа.

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВОПРОС.

Вопрос выбирается студентом из перечисленных ниже следующим способом

Последняя цифра номера зачетной книжки Номер вопроса (совпадает с номером варианта)
1 0

Вопросы:

1 Происхождение русского языка.

2 Структурные и коммуникативные свойства языка.
3. Функциональные стили русского языка.

4. Научный стиль.

5. Публицистический стиль.

6. Официально-деловой стиль

7. Культура делового письма.

8. Понятие об ораторском искусстве.

9. Секреты успешного выступления.

10.Оратор и его аудитория.

Рекомендуемая литература:

2. Введенская Л.А. Риторика и культура речи. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2005. – 544 с

3.Водина А.Ю. Культура устной и письменной речи делового человека. – М.: Флинта, 2009. – 320 с.

4.Гойхман О.Я. Речевая коммуникация. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 272 с.

5. Головин Б.Н.Основы культуры речи. — М.: Высшая школа, 2001. – 287 с.

6. Данцев А.А. Русский язык и культура речи. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 320 с.

7.Мучник Б.С.Культура письменной речи. — М.: Аспект-Пресс, 2006. – 320 с.

8.Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 383 с.

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Акцентологические и орфоэпические нормы

Упражнение 1. Определите место ударения в словах.

1. Августовский, генезис, деспот, заговор, значимость, иконопись, импульс, исподволь,

квашение, камбала, клала, кухонный, маркетинг, мельком, менеджмент, мытарь, наискось, ненависть, пасквиль, переданный, плесневеть, поручни, похороны, свекла, си­лос, случай, сметка, согнутый, средство, средства, статуя, торты, хаос, центнер, черпать, экскурс.

2. Агент, анатом, арест, безудержный, блокировать, боязнь, втридорога, гладильный, давнишний, двоюродный, дефис, добыча, донельзя, досуг, дремота, завидно, заем, звонит, закупорит, заржаветь, звонишь, исчерпать, квартал, коклюш, крапива, красивее, кремень,
ломота, ломоть, лубочный, маневры, мизерный, мытарство, намерение, наотмашь, опека, оптовый, откупорить, осведомить, подбодрить, пуловер, приданое, принудить, прирост, простынь (род. падеж, мн.ч.), процент, ракушка, рефлексия, сироты (мн. ч.), созыв, столяр, тан­цовщица, толика, умерший, факсимиле, феерия, феномен, ходатайст­вовать, хозяева, цемент, цепочка, швея, шофер, щавель, эксперт.

3. Алфавит, алкоголь, апостроф, баловать, бюрократия, гас­трономия, демократия, департамент, деспотия, диалог, диспансер, договор, духовник, еретик, жалюзи, завсегдатай, избалованный, истерия, каталог, каучук, кладовая, кулинария, мастерски, монолог, некролог, обеспечение, обесценить, облегчить, ободрить, обост­рить, пиццерия, поутру, предвосхитить, приговор, простыней, сан­тиметр, сирота, соболезнование, спиртовой, тирания, углубить, ук­раинский,

4. Аристократия, асимметрия, буржуазия, бомбардировать, ве­роисповедание, ветеринария, воспроизведенный, гренки, исповеда­ние, медикамент, многоотраслевой, новорожденный, нормировать, петля, пломбировать, премирование, премировать, присовокупить, путепровод, санитария, сосредоточение, творог, тефтели, усугубить, формировать, христианин.

Лексико-фразеологические нормы

Упражнение 2. Прочитайте словосочетания и подберите антонимы к употребленным в них прилагательным и сущест­вительным.

Добрый друг, теплая ночь, постоянное движение, утренний уход, хорошее начало, полезный труд.

Упражнение 3. Прочитайте стихотворения, найдите в них омонимы и выясните их значения.

Мы сражаться стали,

В ход пустили шашки,

Шашки не из стали.

Мы играем в шашки.

Когда на мартовских полях

Лежала толща белая,

Сидел я с книгой, на полях

Свои пометки делая,

И в миг, когда мое перо

Казалось граф тетрадочных, вдруг журавлиное перо

С небес упало радужных.

А в облаках летел журавль,

И не один, а стаями,

Крича скрипуче, как журавль,

В колодец опускаемый.

На север мчался птичий клин

И ставил птички в графике,

Обыкновенный город Клин

Журавль был южный, но зато

Он в гости к нам пожаловал!

Благодарю его за то,

Что мне перо пожаловал.

Упражнение 4. Найдите в предложениях тавтологию и плеоназм. Исправьте речевые ошибки.

1.Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ли­вень.

2.У него сразу вспотели ладони рук.

3.Прейскурант цен вывешен на витрине.

4.Гость попытался собрать осколки сломанной вазы.

5.В заключение рассказчик рассказал еще одну забавную ис­торию.

7.Между природой и человеком уже не существует сущест­венной разницы.

8. Работа была выполнена небрежно и неряшливо.

9.Как только прочитаете книгу, сразу же верните ее обратно в библиотеку.

10.Рано или поздно всем станет известна истинная подоплека
распускаемых слухов.

Она пыталась собрать осколки сломанной вазы

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.

Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Рассмотрев основные аспекты методики редактирования текста, остановимся на вопросе специфики корректорского (редакторского) чтения.

Когда мы читаем, то обычно не придаем значения темпу чтения, не обращаем внимания на характер набора, размеры полей. Сейчас довольно часто пропагандируется обучение скорочтению, многие специалисты исследуют процесс чтения. Установлено, что самое быстрое чтение – при чтении про себя: примерно до 40 бит/с. Несколько меньшая скорость при чтении вслух. Замеры корректорского чтения показали скорость до 20 бит/с. При чтении глаза движутся скачками. Моменты фиксации между скачками продолжаются сотые доли секунды. В 1925 г.

американский ученый Босуэл впервые заснял на пленку движение глаз при чтении. В течение часа на движение зрачков уходит всего лишь минуты. Остальное время глаза неподвижны, они фиксируют определенное количество букв. Поле фиксации составляет 1–1,5 см строки.

Опытный корректор с большим стажем работы умеет управлять скачками, делая их более частыми и ритмичными. Это необходимо выработать каждому корректору, т. к. он должен читать слова по буквам, по слогам, замечая каждую букву, каждый знак. Глаза корректора совершают скачки намного чаще, чем глаза обычного читателя. Это является наиболее трудным достижением. Как ни парадоксально звучит, но первая задача начинающего корректора (редактора) – научиться читать по слогам. Для этого длительное время надо читать в замедленном темпе, водя по строке пальцем или карандашом.

Однако есть опасность, что, сосредоточившись на побуквенном контроле, начинающий корректор не заметит синтаксических, стилистических, других ошибок. Поэтому каждую корректуру надо читать дважды. Повторное чтение предостережет от пропуска названных ошибок. Опытный корректор умеет, осуществляя побуквенный контроль, замечать и другие ошибки. Со временем и у новичков появляется способность к одновременному разноплановому контролю.

По мнению психологов, есть несколько типов чтения. Например, ознакомительное чтение, углубленное, аналитическое. Наиболее близким к профессиональному редакторскому чтению является аналитическое чтение. Читая текст, он должен замечать грамматические, синтаксические и другие языковые ошибки, а также контролировать колонтитул, размеры полей, абзацев. Освоить этот вид чтения трудно. Поэтому при работе редактора могут возникать ошибки, сделанные случайно (пассивные ошибки), и ошибки, сделанные редактором осознанно, когда он считает, что поступает верно (активные ошибки). Иногда то, что, на первый взгляд, кажется неправильным, есть проявление авторского стиля, который нельзя нарушать. На такие исправления корректор должен обращать особое внимание, чтобы не допустить нарушения авторского стиля.

1.2. Практические задания Задание 1. Объясните значение следующих выражений. Укажите, где – в текстах какого жанра или в речи какого лица – они могут встретиться.

Образец: Короткие деньги = краткосрочные кредиты. Это выражение – принадлежность жаргона банковских работников.

Приходская школа, провести кастинг, немного припустить, дождаться «зеленки», гнать по-крупному, разбить на абзацы, составить протекцию, светский раут, обеспеченные граждане, придаточное предложение, третье лицо.

Задание 2. Смешением каких слов (оборотов) вызвано неточное выражение мысли 1. Самолет сделал смертельную петлю.

2. Бойцы стали собираться в наступление.

3. Плюшкин ходил в дряхлом халате.

4. Бывшему шоферу такси будет представлено обвинение в американском суде.

5. Убийцы хладнокровно расстреляли жертв из автомата и скрылись с места происшествия. Этого преступления не было в Москве со времен войны.

Задание 3. Найдите неточно употребленное слово.

1. Наш папа по происхождению одессит.

2. Надо выйти на этой остановке и сесть с обратной стороны улицы.

3. Город преобразуется на наших глазах.

4. Гость, растерянно бормоча извинения, пытался собрать осколки сломанной вазы.

5. Все мы безвозмездно пользуемся медицинской помощью.

6. Разве виноват был Актер в потере своего человеческого достоинства 7. А в левом углу стенгазеты нарисовали голубя, несущего в зубах оливковую веточку.

8. На курсах мы познакомились со строением автомобиля.

Задание 4. Определите, в каких сочетаниях значения выделенных слов являются первичными, а в каких – вторичными, переносными.

1. Корень зуба, ели, зла, слова, квадратный.

2. Игла для инъекций, сосны, швейная, морского ежа, адмиралтейская.

3. Сладкие звуки, пирожки, улыбки.

4. Камень на дороге, в почках, на сердце.

5. Ковш экскаватора, для воды.

6. Каша манная, бетонная, в голове.

7. Мурлычет кошка, ручей, девушка песенку.

8. Легкий ветер, запах, чемодан, испуг, напиток.

9. Хвост поезда, собаки, у студента.

10. Крепкий лед, металл, хозяин, мороз, напиток.

Задание 5. Определите значения выделенных слов. Разграничьте свободное и несвободное (фразеологически связанное) значение слова.

1. Звонкий(ая) песня, фраза, согласный.

2. Жесткий(ая) матрац, вагон, вода, тон.

3. Живая природа, натура, изгородь, очередь.

4. Завеса снежная, дымовая, огневая.

5. Лист тополя, бумаги, нетрудоспособности, исполнительный.

Задание 6. Отредактируйте текст.

. В ариетках (так называли в афишах его номера), исполняемых артистом в черном костюме Пьеро с набеленным лицом, были переплавлены мечтательность и патетика, страсть и нежность, окрашенные мягкой иронией. Считалось, что Вертинский в своем творчестве бежал от реальности, уходил от социальных проблем. Однако его мечты вслух о бананово-лимонном Сингапуре, Антильских островах выражали его отношение к окружающему. А разве в реквиеме о «вечном покое» и «бездарной стране», написанном под впечатлением от гибели мальчиковюнкеров, не поднимал он острые вопросы о малых войнах, которые актуальны и сейчас Любимец аристократических салонов, появлявшийся в немом кино в ролях то элегантного антиквара, помогающего роману крепостного и помещицы, то художника из мира богемы, то бывшего архитектора, ставшего бродягой, Вертинский не принял власти рабочих и крестьян и подался в поисках счастья в далекие края. Долгие годы с паспортом на имя греческого гражданина Александра Вертидаса (чтобы избежать обычной эмигрантской волокиты) странствовал он, появляясь то в НьюЙорке, то в Париже, то в Варшаве, то в Шанхае. Где-то давал концерты, где-то даже снимался в кино (в книге воспоминаний Вертинский писал, что на одной из съемок во Франции в одном из статистов в наряде мавританского воина в феске он узнал генерала белой армии Шкуро). А через четверть века, в разгар Великой Отечественной, вернулся в Россию.

Как у настоящего русского интеллигента, у него было чувство вины за свою эмиграцию, и он считал, что обязан рту вину искупить. Потому по возвращении, не зная отдыха, ездил с выступлениями по всей стране, Потому и дочерей, которых он завел уже в преклонном возрасте и которых обожал, Александр Николаевич видел редко. Зато дома после длительных гастролей появлялся как Дед Мороз, увешанный подарками, историями, рассказами. И тогда в доме возле Елисеевского гастронома появлялись актеры МХАТа Яншин, Массальский, Грибов, Станицын, молодые, композиторы Богословский и Фрадкин, другие представители мира искусств. И рекой лились байки, песни, которые, будущие актрисы Настя и Марианна, отправленные спать, с восторгом слушали через щелочку в двери.

Так случилось, что сейчас благодаря «Русским сезонам» в Европе, и в Америке вышел диск, где голос Вертинского пропущен через компьютер и звучит уже без шумов.

Вертинский остался в памяти знавших его не только как элегантнозагадочный шансонье, на концертах которого даже при отсутствии афиш был аншлаг, и не как экс-эмингрант, удостоенный Государственной премии. Он запомнился как удивительно отзывчивый человек. Ведь не кто иной, как Александр Николаевич, помог взойти на кинонебосклоне звезде немого экрана Вере Холодной, почуяв в той талант и уговорив попробоваться в крохотной роли.

А дочери запомнили Вертинского как большого фантазера, презирающего прозу жизни. Он рассказывал им многосерийные сказки про кота Клафердона. Девочки с нетерпением ждали, когда вернется из дальних странствий отец и продолжит сказку. А еще, как всякий поэт, он пламенно любил свою музу — их мать Лидию Владимировну и обожествлял ее до конца своих дней.

Задание 7. Отредактируйте текст.

Архитектор И.С. Богомолов, выиграв открытый конкурс, был приглашен известным скульптором А.М. Опекушиным для ведения строительно-монтажных работ по установке памятника великому русскому поэту А.С. Пушкину в Москве в 1875 году. Оказалось, они были земляками, оба с Ярославщины и даже с одного уезда. Однако главным было другое: их детство, юношество, обучение и судьбы оказались практически сходными. В бывшей слободе Верхние Садовники; в неказистом доме купца Семена Афиногеновича Богомолова, 27 августа 1841 года у жены 33-летнего купца Марий Алексеевны родился наследник: младенца нарекли Иваном.

Когда мальчику исполнилось шесть лет, его отдали в обучение к пономарю Николо-Берсеневской церкви, располагавшейся поблизости от дома Богомоловых, а затем мальчик учился рисованию в Московском уездном училище. Там педагоги заметили необычайно сильное, по сравнению со сверстниками, стремление мальчика к рисованию, постоянно поддерживали и настаивали на продолжении обучения, убедив его не забрасывать своего дарования. После окончания училища Иван стал составлять рисунки для производства изделий из бронзы. Эскизы молодого рисовальщика сразу шли в дело. В короткий срок по ним было сработано множество вещей и домашней утвари. В этот период указом Казенной палаты И.С. Богомолов был отчислен из сословия московского купечества в ученые рисовальщики. К августу 1863 года он скопил триста рублей. Свернув в большой рулон и положив в ученический складень все свои сохранившиеся работы (из-за зоркого ока предков, не желавших и слышать о его художественном творчестве, многих работ не досчитался), взял билет на поезд и, не прощаясь с родителями, укатил в Петербург. Попасть в академию удалось, но в число вольнослушателей.

Учился он легко, на первых порах проблем ни с каким предметом не возникало. Во время обучения для мебельной фабрики Татищева он выполнил целый ряд эскизов образцов предметов комнатного убранства, домашней утвари, обоев в русском стиле. Каждый из них – столы стулья, зеркала, карнизы, чаши, вазы, лампы, ведра – являлись самостоятельным произведением искусства.

После Всемирной парижской выставки 1867 года сотни экспонатов было продано и разошлось по многим странам мира. В 1871 году Общество поощрения художников присудило Богомолову первую премию за роскошный чайный сервиз: чайник имел вид заботливой наседки, а чашки – желторотых цыплят. После окончания академии в имении великого князя Николая Николаевича Богомолов возводит домашнюю церковь, «в высшей степени изящную по формам». В Петербурге, на Фурштатской, применив русские мотивы, госпожа Зайцева заказала ему построить капитальный каменный дом в четыре этажа с фасадом.

В Польше по заказу богатой купчихи возводит восемь дач в русском и швейцарском стилях. Он выполняет ограду к памятнику М.И. Глинке в Смоленске в виде нот музыкальных тем, выкованных из железа и затем позолоченных. Тогда эта «музыкальная решетка» в Европе была единственной. Созданный им пьедестал памятника Пушкину в Москве прославил имя архитектора. А в 1878 году им была написана в четырех главах на пятидесяти листах убористым, каллиграфически четким, исключительно аккуратном почерком с множеством таблиц, эскизов, чертежей, расчетов работа на соискание звания академика.

В одну из поездок в Гатчину, в которой он состоял архитектором Николаевского сиротского института, осенью 1886 года Богомолов простудился и через несколько дней скоропостижно скончался. Братья перевезли его тело в Москву и похоронили у алтарной стены церкви Калитниковского кладбища рядом с умершими родителями.

Функциональные стили имеют особое соотношение друг с другом.

Научный, официально-деловой, художественный и публицистический стили сближает то, что они предназначены для передачи достаточно сложного содержания и используются в сфере официального общения, преимущественно в письменной форме. Стремясь подчеркнуть это обстоятельство, четыре названных стиля объединяют, именуя их книжными стилями. Среди книжных стилей особое место занимает стиль художественной литературы. Он не входит в один ряд с остальными в связи с присущим ему своеобразием.

Художественный стиль – это стиль художественной литературы.

К его особенностям относятся образность, эмоциональность изложения;

широкое использование лексики и фразеологии других стилей; использование изобразительно-выразительных средств. Главной характеристикой художественной речи является эстетически оправданное использование всего спектра языковых средств с целью выражения художественного мира писателя, доставляющего эстетическое удовольствие читателю.

Разговорный стиль – функциональная разновидность языка, обслуживающая широкую сферу обиходно-бытового общения. Разговорный стиль, в первую очередь, реализует функцию общения. Для разговорной речи характерна устная форма (как основная форма реализации);

неофициальность отношений говорящих; опора на внеязыковую ситуацию. К особенностям стиля относятся экспрессивность, наличие конструкций с обращением к адресату, эмоциональность, непринужденность, широкое употребление обиходно-бытовой лексики.

Более подробно остановимся на характеристике научного, официально-делового и публицистического стилей.

Научный стиль – это функциональный стиль литературного языка, обслуживающий сферу науки и производства и предназначенный для передачи объективной информации о природе, человеке и обществе.

Научный стиль существует в письменной и устной формах. Наиболее ярко все его черты проявляются в письменной форме. Научный стиль имеет ряд черт, проявляющихся независимо от самих наук и различий между жанрами (монография, статья, доклад, учебник и т. п.). Этот стиль характеризуется логичностью изложения, упорядоченной системой связей между частями. Он насыщен терминами, в частности интернациональными. Большую роль играет использование абстрактной лексики.

В области морфологии наблюдается использование более коротких вариантных форм. Часто встречается использование форм ед. ч. в обобщенном значении (Волк – хищное животное). Вещественные и отвлеченные существительные используются в форме множественного числа:

высококачественные стали, большие глубины, шумы. При построении предложений заметно стремление употреблять меньше глаголов и больше существительных (повышение температуры, перечисление признаков). Широко используются имена прилагательные.

Практическая стилистика (fb2)

Упражнение 3. Чем вызваны исправления следующих предложений в школьных сочинениях?

1. Все стихотворение пронизано революционным уклоном (проникнуто… революционным пафосом). 2. Белинский и Добролюбов толкнули далеко вперед русскую литературу (продвинули… содействовали развитию…). 3. Пушкин хотел этим сказать, что дворянское общество занималось пустотой (…жило в праздности). 4. Они уже начинали сдруживаться (…становились друзьями). 5. Булата наградили за свой поступок медалью «За отвагу на пожаре» (…за его поступок или: за смелый поступок).

Упражнение 4. Найдите в предложениях слова и словосочетания, которые выражают отрицательную оценку вместо соответствующей замыслу пишущего положительной.

1. Начинается рассказ с описания мирной жизни семьи Соколова. Это была дружная и веселая семейка. 2. А химия? Какие она только не вытворяет чудеса! 3. «Буревестник революции» так прозвали Горького. 4. Теперь они не только зрители в жизни, но и соучастники ее. 5. На космодроме высилось чудище человеческого разума — ракета. 6. Немцы знали, что существует подпольная организация, но не могли ее выловить. 7. Метелица встретил пастушонка и быстро залез ему в душу. 8. И это подвиг, на который человек идет, осознавая всю тяжесть последствий. 9. Недаром декабристы отбывали свои сроки за наше будущее еще в XIX веке.

Ключ. 1. семейка (ср. семья). 2. вытворяет (ср. творит). 3. прозвали (ср. называли). 4. соучастники (ср. активные участники). 5. чудище (ср. чудо; поразительное, грандиозное создание). 6. выловить (ср. обнаружить). 7. залез в душу (ср. проник в душу, сумел расположить к себе, завоевал доверие). 8. осознавая всю тяжесть последствий (ср. сознательно жертвуя собой). 9. отбывали свои сроки (ср. Декабристы еще в XIX веке страдали в казематах за наше светлое будущее).

Упражнение 5. Найдите противоречие в оценке.

Ради сомнительной известности либо просто из-за хронической нехватки денег некоторые отчаянные головы идут на огромный профессиональный риск.

На снимке: отважные циркачи «Бутлер-Тоннели Шоу» в барселонском небе на тонком канате на 50-метровой высоте.

Ключ. В первом предложении некоторые отчаянные головы неоднократно осуждаются, а во втором — приветствуются. Чтобы снять противоречие, необходимо опустить слово отважные.

Упражнение 6. Найдете ли неточно употребленное слово?

1. Наш папа по происхождению одессит. 2. Среди многих писем процитируем лишь одно. 3. На ферме есть радиоприемник, и в период отдыха доярки слушают его. 4. Надо выйти на этой остановке и сесть с обратной стороны улицы. 5. Товарищи поздравили юбиляра и вручили ему цветы. 6. Гость, растерянно бормоча извинения, пытался собрать осколки сломанной вазы. 7. Город преобразуется на наших глазах. 8. Разве виноват был Актер в потере своего человеческого достоинства? 9. На картине была нарисована группа людей. 10. Некрасов широко применял русское народное творчество. 11. А в левом углу стенгазеты нарисовали голубя, несущего в зубах оливковую веточку. 12. На занятиях технического кружка мы познакомились со строением автомобиля.

Ключ (к некоторым примерам). Для указания на неточность приведем исправления. 1. …родом из Одессы. 2. …из многих. 5. …преподнесли цветы. 6. …разбитой вазы. 8. …в утрате. 12. …с устройством.

Упражнение 7. В каждом из приведенных ниже предложений замените «универсальное» слово сделать (делать) более определенным, конкретизирующим характер действия.

1. На стволе березы кто-то сделал ножом свои инициалы. 2. Ребята стали делать костры у самого ледника. 3. С помощью антифашистов военнопленным удается сделать побег из лагеря. 4. В пятницу мы делаем классный сбор. 5. Для отличников гимназии решили сделать на зимних каникулах экскурсию в Санкт-Петербург. 6. В цехе делают опыты по изготовлению оконной замазки из золы. 7. Медведь натыкался на гвозди, и это делало ему боль. 8. Туристы сделали отдых на берегу реки. 9. Вера научила Джульбарса делать разные поручения.

Упражнение 8. Поставьте вместо точек слово, обозначающее руководящее лицо.

1. На рассвете … отряда отдал приказ о наступлении. 2. Под одобрительный гул стадиона … вывел свою команду на поле. 3. … сборочного цеха представил рабочим молодого мастера. 4. На пленарном заседании выступил … Академии наук. 5. Заявление подается на имя … университета. 6. … полеводческой бригады М. Никонов награжден Почетной грамотой. 7. … лабораторией удалось обновить основную аппаратуру. 8. Городу-юбиляру направил свое поздравление … Московский и всея Руси Алексий II. 9. Учитель, … школы, …

1.2. Практические задания

Задание 1. Объясните значение следующих выражений. Укажите, где – в текстах какого жанра или в речи какого лица – они могут встретиться.

Образец: Короткие деньги = краткосрочные кредиты. Это выражение – принадлежность жаргона банковских работников.

Приходская школа, провести кастинг, немного припустить, дождаться «зеленки», гнать по-крупному, разбить на абзацы, составить протекцию, светский раут, обеспеченные граждане, придаточное предложение, третье лицо.

Задание 2. Смешением каких слов (оборотов) вызвано неточное выражение мысли?

1. Самолет сделал смертельную петлю.

2. Бойцы стали собираться в наступление.

3. Плюшкин ходил в дряхлом халате.

4. Бывшему шоферу такси будет представлено обвинение в американском суде.

5. Убийцы хладнокровно расстреляли жертв из автомата и скрылись с места происшествия. Этого преступления не было в Москве со времен войны.

Задание 3. Найдите неточно употребленное слово.

1. Наш папа по происхождению одессит.

2. Надо выйти на этой остановке и сесть с обратной стороны ули-

3. Город преобразуется на наших глазах.

4. Гость, растерянно бормоча извинения, пытался собрать осколки сломанной вазы.

5. Все мы безвозмездно пользуемся медицинской помощью.

6. Разве виноват был Актер в потере своего человеческого достоин-

7. А в левом углу стенгазеты нарисовали голубя, несущего в зубах оливковую веточку.

8. На курсах мы познакомились со строением автомобиля.

Задание 4. Определите, в каких сочетаниях значения выделенных слов являются первичными, а в каких– вторичными, переносными.

1. Корень зуба, ели, зла, слова, квадратный.

2. Игла для инъекций, сосны, швейная, морского ежа, адмиралтей-

3. Сладкие звуки, пирожки, улыбки.

4. Камень на дороге, в почках, на сердце.

5. Ковш экскаватора, для воды.

6. Каша манная, бетонная, в голове.

7. Мурлычет кошка, ручей, девушка песенку.

8. Легкий ветер, запах, чемодан, испуг, напиток.

9. Хвост поезда, собаки, у студента.

10. Крепкий лед, металл, хозяин, мороз, напиток.

Задание 5. Определите значения выделенных слов. Разграничьте свободное и несвободное(фразеологически связанное) значение слова.

1. Звонкий(ая) песня, фраза, согласный.

2. Жесткий(ая) матрац, вагон, вода, тон.

3. Живая природа, натура, изгородь, очередь.

4. Завеса снежная, дымовая, огневая.

5. Лист тополя, бумаги, нетрудоспособности, исполнительный.

Задание 6. Отредактируйте текст.

. В ариетках (так называли в афишах его номера), исполняемых артистом в черном костюме Пьеро с набеленным лицом, были переплавлены мечтательность и патетика, страсть и нежность, окрашенные мягкой иронией. Считалось, что Вертинский в своем творчестве бежал от реальности, уходил от социальных проблем. Однако его мечты вслух о бананово-лимонном Сингапуре, Антильских островах выражали его отношение к окружающему. А разве в реквиеме о «вечном покое» и «бездарной стране», написанном под впечатлением от гибели мальчиковюнкеров, не поднимал он острые вопросы о малых войнах, которые актуальны и сейчас?

Любимец аристократических салонов, появлявшийся в немом кино в ролях то элегантного антиквара, помогающего роману крепостного и помещицы, то художника из мира богемы, то бывшего архитектора,

ставшего бродягой, Вертинский не принял власти рабочих и крестьян и подался в поисках счастья в далекие края. Долгие годы с паспортом на имя греческого гражданина Александра Вертидаса(чтобы избежать обычной эмигрантской волокиты) странствовал он, появляясь то в НьюЙорке, то в Париже, то в Варшаве, то в Шанхае. Где-то давал концерты, где-то даже снимался в кино (в книге воспоминаний Вертинский писал, что на одной из съемок во Франции в одном из статистов в наряде мавританского воина в феске он узнал генерала белой армии Шкуро). А через четверть века, в разгар Великой Отечественной, вернулся в Россию.

Как у настоящего русского интеллигента, у него было чувство вины за свою эмиграцию, и он считал, что обязан рту вину искупить. Потому по возвращении, не зная отдыха, ездил с выступлениями по всей стране, Потому и дочерей, которых он завел уже в преклонном возрасте и которых обожал, Александр Николаевич видел редко. Зато дома после длительных гастролей появлялся как Дед Мороз, увешанный подарками, историями, рассказами. И тогда в доме возле Елисеевского гастронома появлялись актеры МХАТа Яншин, Массальский, Грибов, Станицын, молодые, композиторы Богословский и Фрадкин, другие представители мира искусств. И рекой лились байки, песни, которые, будущие актрисы Настя и Марианна, отправленные спать, с восторгом слушали через щелочку в двери.

Так случилось, что сейчас благодаря «Русским сезонам» в Европе, и в Америке вышел диск, где голос Вертинского пропущен через компьютер и звучит уже без шумов.

Вертинский остался в памяти знавших его не только как элегантнозагадочный шансонье, на концертах которого даже при отсутствии афиш был аншлаг, и не как экс-эмингрант, удостоенный Государственной премии. Он запомнился как удивительно отзывчивый человек. Ведь не кто иной, как Александр Николаевич, помог взойти на кинонебосклоне звезде немого экрана Вере Холодной, почуяв в той талант и уговорив попробоваться в крохотной роли.

А дочери запомнили Вертинского как большого фантазера, презирающего прозу жизни. Он рассказывал им многосерийные сказки про кота Клафердона. Девочки с нетерпением ждали, когда вернется из дальних странствий отец и продолжит сказку. А еще, как всякий поэт, он пламенно любил свою музу— их мать Лидию Владимировну и обожествлял ее до конца своих дней.

Задание 7. Отредактируйте текст.

Архитектор И.С. Богомолов, выиграв открытый конкурс, был приглашен известным скульптором А.М. Опекушиным для ведения строи-

тельно-монтажных работ по установке памятника великому русскому поэту А.С. Пушкину в Москве в 1875 году. Оказалось, они были земляками, оба с Ярославщины и даже с одного уезда. Однако главным было другое: их детство, юношество, обучение и судьбы оказались практически сходными. В бывшей слободе Верхние Садовники; в неказистом доме купца Семена Афиногеновича Богомолова, 27 августа 1841 года у жены 33-летнего купца Марий Алексеевны родился наследник: младенца нарекли Иваном.

Когда мальчику исполнилось шесть лет, его отдали в обучение к пономарю Николо-Берсеневской церкви, располагавшейся поблизости от дома Богомоловых, а затем мальчик учился рисованию в Московском уездном училище. Там педагоги заметили необычайно сильное, по сравнению со сверстниками, стремление мальчика к рисованию, постоянно поддерживали и настаивали на продолжении обучения, убедив его не забрасывать своего дарования. После окончания училища Иван стал составлять рисунки для производства изделий из бронзы. Эскизы молодого рисовальщика сразу шли в дело. В короткий срок по ним было сработано множество вещей и домашней утвари. В этот период указом Казенной палаты И.С. Богомолов был отчислен из сословия московского купечества в ученые рисовальщики. К августу 1863 года он скопил триста рублей. Свернув в большой рулон и положив в ученический складень все свои сохранившиеся работы (из-за зоркого ока предков, не желавших и слышать о его художественном творчестве, многих работ не досчитался), взял билет на поезд и, не прощаясь с родителями, укатил в Петербург. Попасть в академию удалось, но в число вольнослушателей. Учился он легко, на первых порах проблем ни с каким предметом не возникало. Во время обучения для мебельной фабрики Татищева он выполнил целый ряд эскизов образцов предметов комнатного убранства, домашней утвари, обоев в русском стиле. Каждый из них – столы стулья, зеркала, карнизы, чаши, вазы, лампы, ведра – являлись самостоятельным произведением искусства.

После Всемирной парижской выставки 1867 года сотни экспонатов было продано и разошлось по многим странам мира. В 1871 году Общество поощрения художников присудило Богомолову первую премию за роскошный чайный сервиз: чайник имел вид заботливой наседки, чашки – желторотых цыплят. После окончания академии в имении великого князя Николая Николаевича Богомолов возводит домашнюю церковь, «в высшей степени изящную по формам». В Петербурге, на Фурштатской, применив русские мотивы, госпожа Зайцева заказала ему построить капитальный каменный дом в четыре этажа с фасадом.

Предложения со словосочетанием «подбирать осколки»


/>Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: колхозница — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «подобрать»

Ассоциации к слову «осколок»

Синонимы к словосочетанию «подбирать осколки»

Цитаты из русской классики со словосочетанием «подбирать осколки»

  • Кулыгин( подбирая осколки ). Разбить такую дорогую вещь — ах, Иван Романыч, Иван Романыч! Ноль с минусом вам за поведение!

Сочетаемость слова «подобрать»

Сочетаемость слова «осколок»

Значение слова «подобрать»

ПОДОБРА́ТЬ , подберу́, подберёшь; прош. подобра́л, -ла́, -ло; прич. страд. прош. подо́бранный, -ран, -а́ и -а, -о; сов., перех. (несов. подбирать). 1. Собрать, поднимая что-л. брошенное, рассыпанное и т. п.; взять, поднять что-л. лежащее на земле, на полу и т. п. Подобрать подкову. (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «осколок»

ОСКО́ЛОК , -лка, м. Отколовшийся от чего-л. кусок. Осколок зеркала. Осколки льда. Ранить осколком снаряда. (Малый академический словарь, МАС)

Афоризмы русских писателей со словом «подобрать»

    не лежит на дороге, его случайно не подберешь. Добру человек у человека учится.

Дополнительно

Значение слова «подобрать»

ПОДОБРА́ТЬ , подберу́, подберёшь; прош. подобра́л, -ла́, -ло; прич. страд. прош. подо́бранный, -ран, -а́ и -а, -о; сов., перех. (несов. подбирать). 1. Собрать, поднимая что-л. брошенное, рассыпанное и т. п.; взять, поднять что-л. лежащее на земле, на полу и т. п. Подобрать подкову.

Значение слова «осколок»

ОСКО́ЛОК , -лка, м. Отколовшийся от чего-л. кусок. Осколок зеркала. Осколки льда. Ранить осколком снаряда.

Разбитая ваза – счастливая жизнь или потеря: что говорят приметы?

Ваза с давних времен является символом достатка и благополучия в семье. Изготовлена может быть из любого материала, но как правило они хрупкие, поэтому ненароком разбить её легко. Если человек нечаянно уронил вазу, в голове возникает много вопросов. Что теперь будет? Это плохой знак и стоит ждать неприятностей? Существует много поверий относительно этого предмета интерьера, чтобы правильно трактовать примету и понять, что уготовила судьба необходимо вспомнить происшествие до мельчайших деталей.

Толкование приметы

Большинство предметов, сделанных из деликатных материалов, часто разбиваются на мелкие осколки. В отличии от другой кухонной утвари, вазами мы пользуемся не так часто. Ставим на полку для красоты на неопределенный срок, пока кто-то не преподнесет букет цветов. Благодаря чему этот предмет интерьера разбивается довольно редко. Когда инцидент произошел, необходимо задуматься, что значит разбитая ваза?

Если сосуд разбился без видимой причины, не переживайте. Зачастую разбитая посуда, кроме осколков зеркала, предвещает положительные изменения. Вас ждет период процветания, успех не за горами. Чтобы подробнее истолковать примету необходимо обратить внимание на разные нюансы, в том числе из чего сделана ваза:

  • хрусталь — сулит удачу и везение, возможна новая должность или прибавка к зарплате;
  • стекло — предвещает потерю значимого в жизни, возможно финансовая утрата или близкий человек придаст доверие;
  • фарфор — хороший знак, предвещающий финансовую прибыль;
  • керамика — вскоре в жизни наступит период перемен.

Разбитая ваза – толкование приметы

Ваза разбилась самостоятельно или по вине домочадцев

Разбитая ваза в большинстве своем — хороший знак, если по какой-то причине она упала не стоит переживать. Поверье о разбитой вазе по неосторожности, предвещает 7 лет счастья, достатка и на протяжении всего периода будет сопровождать удача. Чем больше по размеру осколки, тем более благосклонна будет фортуна. Не стоит бить вазу целенаправленно, это никак не поможет привлечь положительные перемены в жизнь. Такое безрассудное поведение может разгневать судьбу и принести финансовую нестабильность.

Когда кто-то из домочадцев или гость уронил предмет интерьера нечаянно — не повод печалиться, потому что это тоже предвещает счастливые времена.

  1. Одиноким людям примета предвещает встречу со второй половинкой. Любовь уже совсем рядом и мимо вас она точно не пройдет. Будьте готовы к кардинальным переменам, в вашей жизни появится человек, которого больше не захотите отпускать никогда.
  2. Для людей, состоящих в отношениях, примета предвещает приятные подарки судьбы, возможно, вскоре обзаведетесь детьми. Также можно ожидать свадьбу.

Если ваза оказалась на полу по вине владельца квартиры, негативных последствий это не предвещает. Но есть один момент, если она разбилась незадолго до прихода гостя — неблагоприятный знак. Не исключены конфликты и скандалы с близкими людьми. Возможно, ссора произойдет с гостем, и он уйдет со скандалом, поссорившись с владельцем квартиры.

Также на толкование приметы влияет при каких обстоятельствах произошел инцидент:

  • ваза треснула в руках у холостяка или он ее уронил — вскоре мужчину ждет свадьба;
  • пришедший человек в гости уронил вазу — напророчил процветание хозяйскому дому;
  • внезапная трещина на предмете интерьера — предупреждает о возможных финансовых трудностях для семьи;
  • ваза упала и разлетелась на кучу осколков — благоприятный знак, ждите положительные события;
  • если человек намерено разбил сосуд — это предвещает конфликты и скандалы между членами семьи, которые могут затянуться на длительный период;
  • появилась едва заметная трещинка, напоминающая паутину — плохой знак, предвещает трудности бытовые и финансовые;
  • если ваза сделана из дорого материала — ждите финансового везения;
  • если сосуд выполнен из дешевого или недорогого материала, тогда поверье предвещает перемены на личном фронте.

Содержимое вазы

Поверье не дает четких трактовок, чем должна быть наполнена ваза. Существенной разницы нет, пустая или нет емкость. Пророчество в любом случае несет положительные перемены. Если ваза разбилась, а внутри находился букет цветов — это предвестник благоприятных перемен, особенно если она была подарена, а не куплена.

Но есть один важный момент, пустую вазу лучше не ставить в доме на видное место. С давних времен считалось, что пустой сосуд привлекает нечистую силу, которая предпочитает заселяться в пустые емкости. Поэтому, чтобы сохранить положительную ауру жилья лучше вазу заполнить букетом, сладостями или декоративными камушками. Если это по каким-либо причинам не получается сделать, прикройте горлышко салфеткой, что поможет отпугнуть злых духов и сохранить благополучную атмосферу в доме.

Пустая ваза в большинстве случаев несет негативное толкование. Например, дарить ее нельзя, потому что так можно навлечь на получателя подарка неприятности. Если решили использовать этот предмет декора в качестве сюрприза, не забудьте наполнить его цветами.

Размер осколков

Размер осколков разбитой вазы

Перед тем как начать убирать разбившийся предмет, стоит оценить размер осколков, потому-то это важно для трактовки приметы. Поверье говорит, чем меньше кусочки вазы, тем больше радостных событий вас ждет. Когда маленьких осколков много, значит и изменений ждет также много, только они будут незначительными, но благоприятными.

Если ваза разлетелась на крупные осколки — это говорит, что радостных событий будет несколько, но они будут масштабные и значимые. Когда приступите к уборке, нельзя жалеть о случившемся, даже если ваза была очень дорогой, ведь так вы можете спугнуть удачу.

Чего ожидать если ваза треснула

Если емкость по каким-либо причинам треснула, стоит от нее избавиться. Потому что любой предмет, у которого повреждена целостность, имеет свойства копить негативную энергетику, что не лучшим образом скажется на жильцах квартиры. Трещины на посуде, в том числе и на вазе, предвещают конфликты, а сколы — предвестники бесконечных хлопот. Удача и успех могут покинуть дом. Особенно если ваза старая и треснула от времени, такое происшествие предвещает скандалы и конфликты в семье.

Даже если вы мастер своего дела, способны легко починить любой предмет или тяжело расстаетесь с вещами, лучше не пытаться восстановить битую вазу. Ведь такая вещь будет притягивать негатив в ваш дом. Необходимо избавиться от нее как можно скорее.

Поверье, вазу разбил посторонний человек

Разбитая ваза в чужом доме, ставит гостя в неудобное положение. И хозяин квартиры не очень рад, и гости испытывают дискомфорт, особенно если предмет интерьера был дорогой. Но не стоит держать зла на гостя, хоть он и испортил вазу, но проблем на вашу семью не навлек. Если это сделал близкий человек, он скорее всего подарит вам новую вазу взамен разбитой. Но есть и другие люди, которые могут проявить неуклюжесть:

  1. Маленький ребенок. Если к вам в гости заглянули взрослые с детьми, будьте готовы к разным поворотам событий. Ведь детки не могут сидеть на месте и разбить нечаянно вазу вполне способны. Но не переживайте — это хороший знак, предвещает удачу в ваших начинаниях.
  2. Кот. У многих в жилье есть домашние питомцы, особенно коты, которые предпочитает лазить по полкам и шкафам. Поэтому, когда кот разбил посуду, частая ситуация. Он может нечаянно задеть вазу хвостом или лапкой. Тут поверье уже дает не самую благоприятную трактовку, возможно разлад в семью внесет посторонняя женщина. Не исключено, что у вашего мужчины есть любовная интрижка с другой девушкой на стороне.
  3. Родственник. К вам наведались в гости близкие люди и нечаянно разбил вазу, ждите финансового благополучия.

Поверье, вазу разбил посторонний человек

Что делать с разбитой вазой

Главное правило — никогда не оставляете разбитые предметы у себя дома, так вы можете привлечь негатив в свое жилище. Аккуратно и тщательно соберите осколки с пола, оберните тканью, желательно темной. Затем вынесите на улицу в мусорный контейнер или закопайте в земле, только как можно дальше от дома. Разбитую вазу выкидывать необходимо вместе с тряпкой, вместе с ней из вашего жилища уйдет негатив и несчастье. Чтобы восстановить нарушенную атмосферу гармонии в жилище, стоит приобрести новый сосуд. Сходите за покупками, выберите новую вазу и поставьте на место предыдущей.

Не стоит оставлять дома осколки от разбитого предмета интерьера — это перекроет поток положительной энергии в дом, будут притягивается негативные мысли. Как правильно поступить с разбитой вазой:

  1. После происшествия избавляемся от вазы, хранить осколки дома нельзя.
  2. Если вы разбили вазу, не стоит переживать и паниковать, в этом нет надобности. Ведь поверье носит положительный характер и предвещает благоприятные перемены в жизни. Если посуда в вашем доме разбивается постоянно, предки считали это дело рук домового, который разгневался на домочадцев. Поэтому, чтобы успокоить вашего сожителя, преподнесите ему подарок — на ночь на кухне оставьте сладостей и тарелку с молоком.
  3. Если примета предсказала конфликты или ссоры, тогда осколки убирайте с помощью темной ткани и закопайте далеко от дома.

Наши предки считали, что разбитая посуда принесет в дом счастье и удачу. Негативной окраски примета практически не имеет. Поэтому если вы разбили вазу не стоит переживать, вас ждет везение и радость. Главное постарайтесь не расстраиваться, даже если ваза была очень дорогой и не пытайтесь ее склеить или реставрировать. Разбитая посуда только наполнит дом негативной энергией. Просто избавьтесь от осколков и будьте готовы пустить в свою жизнь благоприятные перемены.

Практические занятия по дисциплине Русский язык и культура речи для студентов 1 курса (набор 20 10 года) очного отделения На 20 10 -201 1 учебный год Практическое занятие №1

Точность — одно из важных достоинств хорошей речи, которое заключается в соответствии между смысловой стороной речи (планом содержания) и предметной действительностью и/или системой выражаемых понятий. Указанное качество проявляется в использовании слов в полном соответствии с их языковыми значениями. Это определение имеет в виду два вида точности — предметную (фактическую) и понятийную (коммуникативную). Действительно, для того чтобы быть точным в речи, необходимо адекватно отражать мир в соответствии с реальной действительностью и при этом точно передавать свою мысль адресату.

Экстралингвистические условия достижения точности: знание предмета речи, умение ясно мыслить, владение речевыми навыками. Лингвистические условия достижения точности: знание лексических значений употребляемых слов, знание и четкое разграничение многозначных слов, омонимов, синонимов, паронимов, учет возможностей их сочетания с другими словами, лаконизм выражения.

Точность всегда связана с пониманием значений слов. Чаще всего трудности возникают при употреблении заимствований, терминов. В случае затруднений в определении их значений необходимо обращаться к толковым словарям (см. лабораторную работу №1).

Важно обеспечить точность (недвусмысленность) речи при употреблении многозначных (полисемичных) слов, омонимов (слов, совпадающих по звучанию или написанию, но имеющих разный смысл). Например, высказывание "Надо оставить это предложение" вследствие двоякого понимания многозначного слова оставить (сохранить предложение в прежнем виде или отказаться от него) нужно дополнить какими-либо пояснительными словами (к примеру, так: Надо оставить это предложение в тексте). Двусмысленно и следующее предложение, содержащее омоним: Вы прослушали объявление? — т.е. восприняли переданную информацию или же, напротив, пропустили ее.

При употреблении синонимов (слов, различных по звучанию или написанию, но близких или тождественных по значению) следует обращать внимание на различия:

оттенков смысла (мокрый — влажный — сырой);

объемов понятий (способный — талантливый — гениальный);

сфер употребления (просить — ходатайствовать — взывать — выпрашивать — клянчить);

экспрессивных окрасок (лик — лицо — рожа).

При употреблении паронимов (близких, но не тождественных по звучанию однокоренных слов) важно различать их значения. Например, у слов ритмичный и ритмический общий корень, они близки по звуковому составу, но различаются по значению: ритмичный — чувствующий ритм или обладающий ритмом, ритмический — основанный на ритме.

В процессе речепорождения важно учитывать лексическую сочетаемость (способность слова употребляться совместно с другим словом в речевом отрезке). Границы сочетаемости в значительной степени определяются:

- значением слова. При построении предложений следует обращать внимание на контекстуальную связанность отдельных значений полисемичного слова (например, можно сказать: повысить урожайность, скорость, но нельзя: повысить выпуск, т.к. повысить можно лишь то, к чему приложим параметр высокий);

- языковой традицией. С точки зрения современного языка часто
бывает трудно или даже невозможно объяснить причины различной сочетаемости близких по смыслу слов (например: уделять внимание/придавать значение музыкальному образованию). Такие сочетания входят в словарь языковой личности в готовом виде, и умение их использовать составляет часть ее речевой культуры.

Точность речи определяется также лаконизмом (употреблением слов, кратко и точно называющих явления, отказом от лишних слов, т.е. плеоназма , и повтора, т.е. тавтологии ).

Несоблюдение условий создания точной ерчи приводит к речевым ошибкам.

Виды нарушений точности речи

Употребление слов в несвойственном им значении

- Петров высказал свое кредо на организацию работы отдела.

- Петров высказал свою точку зрения на организацию работы отдела

Неустраненная контекстом многозначность

- Недостаток приборов ставит под сомнение результаты экспериментов.

- Несовершенство приборов ставит под сомнение результаты экспериментов.

Недоучет стилистической окраски слов

- Чичиков сумел всех объегорить .

- Чичикову удалось всех обмануть .

- Иван очень экономичный.

- Иван очень экономный .

Нарушение норм лексической сочетаемости

- иметь роль, играть значение

- играть роль, иметь значение

- памятный сувенир, коллеги по работе

- памятный подарок, товарищи по работе

- рассказать рассказ, спросить вопрос

- рассказать историю, задать вопрос

Точность речи различных функциональных стилей выступает по-разному, в зависимости от специфики каждого из них. Например, в деловой речи это качество проявляется в наивысшей степени как недопущение инотолкования . В деловых текстах инотолкование принципиально недопустимо, поскольку ведет к нарушению основной функции права – регулировочной. Художественная речь не всегда отвечает требованиям точности, потому что неточности в ней служат средством создания художественной образности. В литературном произведении точность речи – это верность образу. Точность научной речи, являясь важным ее признаком, все же допускает и определенную степень инотолкования (например, неодинаковое осмысление различных понятий, выводов и концепций).

Для разговорной речи характерно такое специфическое качество, как меткость, особого рода выразительная и образная точность. Она проявляется при необычайно точной характеристике отдельных признаков предмета, явления, процесса, нередко внешних, частных. Иллюстрацией может служить использование фразеологизмов типа верста коломенская (о человеке высокого роста), бежит только пятки сверкают (о быстром беге).

Более детально специфические проявления точности в текстах различных функциональных стилей будут рассмотрены в дальнейшем.

Практическое занятие №5

Задание 1 . Объясните значение следующих заимствованных слов. При необходимости воспользуйтесь словарями.

Адаптация, альтернатива, апелляция, аудиенция, аффект, девальвация, дифирамб, имидж, импозантный, конъюнктура, корпорация, лаконичный, лимит, лицензия, лояльный, мониторинг, ортодоксальный, прецедент, реноме, репутация, фактор, эвфемизм, эксклюзивный.

Задание 2 . Почему выделенные слова употреблены неудачно?

1. Перспективная неизбежность перехода к новым отношениям очевидна. 2. Новое перераспределение денег связано с торговлей компонентами и технологиями, а также с предоставлением фирменных услуг. 3. Однако нельзя и неправильно относить корни предпринимательства только к середине XIX века, они намного глубже. 4. Недостаток приборов ставит под сомнение результаты экспериментов. 5. Компания РИКО обует всю страну. 6. Вы как редактор можете оставить этот термин.

Задание 3 . Составьте словосочетания со словами.

1. Коммуникабельный, общительный, разговорчивый, болтливый. 2. Врач, доктор, лекарь, эскулап. 3. Мокрый, влажный, сырой. 4. Беспокойство, волнение, тревога, смятение. 5. Бессознательно, инстинктивно, машинально, автоматически, механически. 6. Алкоголь, спиртное, хмельное, горячительные напитки, дары Вакха. 7. Отнять, отрезать, ампутировать. 8. Труп, мертвец, покойник, жмурик. 9. Арестовать, посадить, задержать, взять (заключить) под стражу, забрать, схватить, посадить за решетку.

Задание 4 . Выберите из скобок подходящий по смыслу пароним.

1. (Решимость, решительность) его поступка удивила всех. 2. Он (сыскал, снискал) уважение и добрую славу как новатор, как человек творческой мысли. 3. Слово (представляется, предоставляется) декану факультета. 4. Для решения этого вопроса нужно (представить, предоставить) доказательства. 5. Девочка (одела, надела) на куклу платье. 6. Он дал нам настолько (дипломатичный, дипломатический) ответ, что мы даже не рассердились на него. 7. Его (исполнительный, исполнительский) талант был высоко оценен критикой. 8. Он привык работать (методично, методически), без надрыва.

Задание 5. Объясните разницу в значении словосочетаний.

1. Опасный человек – опасливый человек; 2. освоить прочитанное – усвоить прочитанное; 3. обсудить действия – осудить действия; 4. представить возможность – предоставить возможность; 5. демократический метод – демократичный метод; 6. тактичные шаги – тактические шаги; 7. техническое исполнение – техническое исполнение; 8. хозяйские дела – хозяйственные дела.

Задание 6 . Какие слова из скобок выберите?

1. Жители бесцеремонно (разглядывать, рассматривать) приезжих. 2. Древние египтяне (соорудить, воздвигнуть, построить) огромные пирамиды. 3. Сергей был (любознательный, любопытный), потому часто попадал в переплет. 4. Мы сели к столу и стали с аппетитом (есть, кушать). 5. Закат солнца был совершенно чист, и это казалось хорошим (предзнаменование, предвидение, предсказание). 6. Дочь имела больш… (аналогия, сходство) с матерью. 7. В нашем классе произошел забавный (случай, инцидент). 8. Судьи (индифферентно, равнодушно) усмиряли дравшихся игроков.

Задание 7 . Какие из данных плеонастических словосочетаний закрепились в языке, а какие противоречат языковой норме?

1. народная демократия. 2. патриот своей родины; 3. габаритные размеры; 4. автобиография жизни; 5. свободная вакансия; 6. частная собственность; 7. экспонат выставки; 8. прейскурант цен; 9. перспектива на будущее; 10. родные пенаты; 11. реальная действительность; 12. взаимно друг к другу; 13. период времени; 14. огромная махина.

Задание 8. Можно ли устранить ошибки в высказываниях?

1. В этом году в России зреет хороший урожай практически повсеместно, хотя нас поджидают и коллизии, и уже прошли кое-где на юге и град, и смерч. 2. Следует и углубить и поднять на более глубокий уровень нашу интеграцию. 3. С ним мы встретились по телефону. 4. Как нам выползать из этой ситуации, в которую мы влетели. 5. Я был с президентом во все его критические дни. 6. пусть это будет естественный отбор, но естественно управляемый. 7. Похудение – 100%. 8. Требуется мужчина на мясо (рубщик мяса). 9. Лечу от храпа: аппарат «Гильотина». 10. Все беды, которые сегодня оголились, - они растут оттуда.

Задание 9. Какой из фрагментов текстов требует редактирования? Почему? Какими синонимами можно заменить в нем повторяющиеся слова?

1. «Сикстинская мадонна» - одно из прославленнейших произведений мирового искусства. Эта картина принадлежит к числу самых ярких образов, созданных художниками эпохи Возрождения. Картина является итоговой в творчестве великого художника. История этой картины является тайной для потомков. По официальной версии, картина Рафаэля была написана художником для монастыря св. Сикста в Пьяченце, где и находилась до покупки ее Дрезденской галереей.

2. Самым прекрасным чувством издревле считается любовь. На любви к ближнему построены религии на земле. Любовь и красота являются мощным двигателем прогресса. Человечество хранит в своей памяти имена людей, жизнь которых была отмечена высокой любовью к родным людям, к Родине, к человечеству.

Задание 10. Устраните речевую избыточность и тавтологию.

1. Яснее нам стали видны возможности и пути нашего движения вперед. 2. Судя по тем находкам, которые они нашли, уже есть веские доказательства в пользу этой гипотезы. 3. После первого дебюта в одном известном фильме молодая актриса стала получать предложения сниматься за границей. 4. Пресса высоко позитивно оценивает результаты выборов. 5. Раскрывая предложенную тему, мы попытаемся раскрыть концепцию занятости в новых социально-экономических условиях России. 6. Риск пошива изделий в Иванове для последующей реализации в странах СНГ оказался слишком велик. 7. На научном семинаре автор изложил главную суть этой книги. 8. Если это гипотетически предложить, то ситуация видится в ином свете.

Тест 1 . Отметьте случаи нарушения точности речи.

Они внесли огромную лепту в организацию этого дела.

Наш папа по происхождению одессит.

Многие интеллигенты относились индифферентно к религии.

Такая планировка сроков работ оказалась неточной.

Он приехал на стройку два года тому назад.

Перспективная неизбежность перехода к новому очевидна.

Среди множества писем процитируем лишь одно.

Гость пытался собрать осколки сломанной вазы.

На картине нарисована группа людей.

Человек всю жизнь должен расширять свой кругозор.

Необходимо обеспечить командировочных общежитием.

В актовом зале школы царила деловая суета.

Недаром декабристы отбывали свои сроки за наше будущее.

Он может запросто это сделать.

В банно-прачечном комбинате модно приобрести вехотки и мыло всех сортов.

Тест 2 . Отметьте случаи нарушения точности речи.

Самолет сделал смертельную петлю.

Неожиданно для всех в стране изменился премьер-министр.

Лизкин ухажер потерпел фиаско.

Исполнительская власть на местах активизировала свою работу.

Новое перераспределение денег связано с торговлей технологиями, а также с предоставлением фирменных услуг.

Читайте также: