Основные неисправности передней оси маз 5335

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 05.10.2024

Признаки неисправности переднего моста

передний мост автомобиля

Список всех возможных неисправностей переднего моста достаточно обширен, к основным относится: срыв резьбы крепления колес, разбитые места посадки подшипников или неправильная их регулировка, износ шкворней втулок, изгиб балки, а так же погнутая балка, все это приводит к нарушению установочных углов колеса и в результате управление автомобилем затрудняется.

Симптомы, причины и способы устранения неисправности переднего моста

мост авто теч масла

мост авто разбитый подшипник

Отдельного стоит выделить неисправность выключателя переднего моста, потому что не все обращают на него внимание, а проблем он доставить автовладельцам может достаточно.

Что такое выключатель переднего моста и где находится

Выключатель переднего моста обычно расположен на приборной панели. Когда вы включаете его, активируется режим полного привода. Такая схема применяется в случае электронно-управляемого полного привода, в отличие от механического, который приводится в действие при помощи рычага, похожего на переключатель передач и расположенного на полу автомобиля.

Некоторые водители предпочитают механическую систему, потому что включение автоматического привода может запаздывать. Если включение электронного привода не происходит, причина может быть в неисправности выключателя переднего моста.

Неисправность выключателя переднего моста и ее устранение

При износе выключателя переднего моста задержка подключения передней оси может привести к застреванию автомобиля в грязи, песке или снегу.

Порядок устранения неисправности:

1) установить неисправность выключателя переднего моста;
2) снять неисправный выключатель;
3) проверить работу установленного выключателя до опускания стоек подъемника;
4) проверить включение полного привода в ходе дорожного испытания.

Рекомендации

Выключатель переднего моста не относится к деталям, которые проверяются в ходе регулярного технического обслуживания. Он может выйти из строя как от частого использования, так и совершенно неожиданно. Если вы подозреваете, что полный привод автомобиля не включается по причине неисправности выключателя переднего моста, пригласите механика для осмотра и возможной замены выключателя.

Выключатель переднего моста необходимо заменить, когда полный привод включается с задержкой или вообще не включается.

Важно ли устранить эту неисправность

Если вы эксплуатируете автомобиль в основном на асфальте, в хороших дорожных условиях, возникновение этой неисправности не является критичным. Однако если вы проживаете в местности, где случаются сильные снегопады, или вы любите езду по бездорожью, до замены выключателя переднего моста вам следует избегать ситуаций, в которых может потребоваться использование полного привода.

Основные неисправности передней оси маз 5335

Поперечный угол наклона шкворня 5˚, а также угол развала колес 1˚ обеспечиваются изготовлением деталей передней оси. Эти углы не регулируются.

Продольный угол наклона шкворня 2˚30’ обеспечивается положением рессоры на раме.

Регулировка схождения передних колес, шаровых сочленений, рулевых тяг и подшипников ступиц колес

Регулировка схождения колес

При правильной установке колес автомобиль имеет хорошую устойчивость при движении по прямой и управляемость на поворотах.

Во время эксплуатации углы установки колес могут меняться вследствие износа деталей.

Угол схождения колес в горизонтальной плоскости устанавливайте регулировкой длины поперечной рулевой тяги 21 (рис.1), на концах которой имеется правая и левая резьба.

Величина схождения колес замеряется специальной линейкой модели 2182 и определяется разностью расстояний между торцами тормозных барабанов в горизонтальной плоскости. Размер «Б» (сзади) должен быть больше, чем размер «А» (спереди), на 1—2 мм.

Для регулировки схождения колес ослабьте затяжку болтов клемм обоих наконечников рулевой тяги и вращением тяги (ввертыванием ее в наконечник при большем схождении и вывертыванием при недостаточном) измените ее длину так, чтобы обеспечить нормальную величину схождения колес. После регулировки тщательно затяните гайки болтов наконечников.

Регулировку углов поворота колес производите изменением положения упорных болтов, ограничивающих поворот колес.

Упорные болты ввернуты в поворотные кулаки.

При вывертывании болта угол поворота колеса уменьшается и наоборот.

Регулировка схождения колес полноприводных автомобилей МАЗ

Разность (Б-А) должна быть 0,5—3,5 мм (рис. 2).

Проверка схождения передних колес МАЗ

При необходимости схождение колес отрегулируйте в следующем порядке:

— установите колеса в положение, соответствующее движению по прямой;

— ослабьте затяжку стяжных болтов обеих наконечников поперечной рулевой тяги;

— отверните гайки крепления шаровых пальцев наконечников в рычагах и снимите тягу;

— вывертыванием или ввертыванием наконечников путем вращения тяги установите схождение колес в задаваемых пределах.

При этом надо иметь в виду, что вывертывание наконечников на один оборот увеличивает разность расстояний примерно на 5мм, а ввертывание — уменьшает на эту величину. Если величина схождения отличается от установленной нормы не более чем на 2.5 мм, можно регулировать схождение одним из наконечников.

Соедините поперечную тягу с рычагами и проверьте величину схождения колес и при нормальном его значении прикрепите поперечную тягу к рычагам и затяните стяжные болты наконечников. При этом вазы обеих наконечников должны быть в одной плоскости.

Зазор в шарнирах рулевых тяг проверяют путем осмотра соединения при проворачивании рулевого колеса вправо и влево (для продольной тяги при неработающем двигателе, для поперечной — при работающем).

Регулировка шаровых сочленений рулевых тяг

При регулировке шаровых сочленений продольной рулевой тяги регулировочную пробку 5 (рис. 3) заверните до упора (момент затяжки 118—157 Нм), а затем отверните ее на ⅛ оборота.

Установите крышку 6 на место, повернув се на 120˚ относительно первоначального положения, и обожмите край в паз наконечника 3 для стопорения гайки 5.

Тяга поперечная рулевая МАЗ

При каждой регулировке шарового сочленения крышку 6 поворачивайте при установке на 120˚, предварительно выпрямив деформированный участок крышки. Шаровые сочленения поперечной рулевой тяги (рис. 4) и силового цилиндра усилителя руля регулируются аналогично.

Регулировка подшипников ступиц передних колес

Подшипники ступиц передних колес регулируйте в следующем порядке:

— снимите крышку 8 и ослабьте гайку 9 подшипника, отвернув болт 10. Поворачивая ступицу, проверьте легкость ее вращения. В случае тугого вращения, выясните причину, при необходимости снимите ступицу;

— установите шайбу 12, совместил лыску на ней с лыской на поворотном кулаке 11;

— проворачивая ступицу, затяните гайку 9 до тугого вращения ступицы крутящим моментом 24 кгсм, после чего отверните гайку на 80—90 градусов;

— проверьте легкость вращения ступицы без ощутимого осевого люфта (осевой зазор в подшипниках 0,02—0,08 мм). При необходимости регулировку повторите;

— гайку 9 застопорите болтом 10 с пружинной шайбой, завернув его моментом 5—7 кгс-м.

Проверьте еще раз вращение ступицы, которая должна проворачиваться под дёйствием усилия рук, при этом не должен ощущаться осевой люфт.

Правильность регулировки определите при контрольном пробеге по степени нагрева ступицы. Температура не должна превышать 60˚ С (свыше 60 °С рука не выдерживает длительного прикосновения).

Ремонт передней оси

Ремонт передней оси обычно заключается в замене шкворневых втулок, шкворня и упорного подшипника.

Необходимость такого ремонта можно определить, подняв одно колесо на домкрате и покачивая его с помощью монтажного лома.

Перед этим следует устранить зазор в подшипниках ступицы колеса.

Порядок снятия передней оси следующий:

— ослабьте гайки стремянок рессор;

— поднимите переднюю часть автомобиля и поставьте на подставки;

— снимите амортизаторы, отсоедините продольную рулевую тягу от поворотного рычага и тормозные шланги от тормозных камер;

— отверните гайки рессор и освободите балку;

— выкатите переднюю ось из-под автомобиля.

Разборка передней оси

Разборку передней оси необходимо проводить в следующем порядке на специальном стенде:

— отверните гайки крепления колеса и снимите декоративные колпаки и колеса;

— отсоедините и снимите поперечную рулевую тягу;

— снимите наружную крышку 4 (рис. 5) с прокладкой;

Передняя ось и ступица переднего колеса МАЗ

— выверните болт 6 клеммовой гайки крепления ступицы и отверните клеммовую гайку 5, снимите шайбу 12;

Съемник ступиц передних колес МАЗ

— снимите ступицу 2 с тормозным барабаном 1, не повредив манжету (съемник показан на рис. 6);

— снимите регулировочный рычаг, оттяжные пружины колодок, тормозные колодки и достаньте разжимной кулак;

— снимите суппорт и тормозные щитки;

— снимите заглушки шкворня, предварительно вынув пружинные кольца;

— выпрессуйте шкворень с помощью пресса;

— снимите поворотный кулак 7 вместе с упорным подшипником 11;

— выпрессуйте из поворотного кулака верхнее и нижнее уплотнительные кольца;

— установите ступицу 2 с барабаном 1 на верстак;

— снимите крышку с манжетой и достаньте манжету;

Снятие колец наружных подшипников ступиц передних колес МАЗ

— достаньте внутренний конический роликоподшипник 9 и выпрессуйте наружное кольцо с помощью съемника (рис. 7);

— переверните ступицу и выпрессуйте наружное кольцо наружного конического роликоподшипника 3.

Съемник наконечников рулевых тяг показан на рис. 8.

1. Расшплинтовать и отвернуть гайку крепления пальца рулевой трапеции.

2. Прорезь съемника завести между наконечником и рычагом до упора выемки съемника в шаровой палец.

3. Вращая винт, демонтировать шаровые пальцы тяг.

Проверка технического состояния деталей

До начала проверки технического состояния снятых деталей передней оси они должны быть тщательно промыты. Для мойки стальных и чугунных деталей целесообразно применять щелочные растворы. После этого промойте детали в мягкой теплой воде, а затем высушите.

Все детали должны подвергаться тщательному контролю на отсутствие износа, трещин, поломки и деформаций. При сборке поврежденные детали следует заменить.

Характерными дефектами поворотных кулаков являются: износ биметаллических втулок шкворня и износ шеек под подшипники. Втулки шкворня заменяйте в случае, когда зазор в сопряжении шкворень — втулка превышает 0,1 мм. После запрессовки новых втулок разверните их до диаметра 50+0,082 мм (рис. 1, 5).

Развертывание втулок производите «в линию» специальной разверткой, имеющей направляющие для обеспечения соосностей отверстий втулок.

При развертывании втулок выполните следующее:

Развертывание втулок поворотного кулака МАЗ

— запрессуйте в поворотный кулак биметаллическую втулку 2 (рис. 9, а) шкворня и посадите специальную направляющую втулку З во второе отверстие под втулку шкворня;

— разверните биметаллическую втулку шкворня;

— извлеките направляющую втулку и на ее место запрессуйте вторую биметаллическую втулку шкворня;

— разверните вторую втулку шкворня (вновь запрессованную), при этом режущую часть развертки пропустите через ранее развернутую (первую) втулку шкворня, которая служит направляющей для второй втулки (рис. 9, Ь).

Износ шеек под подшипники допускается: под наружный подшипник до диаметра 49,94 мм (рис. 1, 5). под внутренний до диаметра 69,93 мм.

В случае наличия зазоров в шарнирных соединениях тяг рулевой трапеции разберите шарниры и снимите изношенные детали.

Биение рабочей поверхности тормозного барабана относительно посадочных поверхностей наружных колец конических подшипников должно быть не более 0,2 мм. Тормозные барабаны растачиваются совместно со ступицей.

Ремонтные втулки ступицы переднего колеса МАЗ

Основными дефектами ступицы являются трещины на ребрах, износы гнезд ступицы под подшипники и срывы резьбы М 8 х 1.

Трещины на ребрах восстанавливают заваркой, предварительно разделав трещину по всей длине под углом 90 – 120˚ на глубину ⅔ толщины ребра.

Изношенные гнезда ступицы под подшипники восстанавливают постановкой ремонтных втулок (рис. 10). Гнезда под подшипники растачивают на глубину 2,5 – 3 мм.

Ремонтную втулку изготавливают из чугунной заготовки, стальной трубы или свернутой полосовой стали, которую запрессовывают в ступицу с натягом 0,05 – 0,16 мм, а затем растачивают под номинальный размер.

При износе или срыве резьбы М 8 х 1 отверстие рассверливают до диаметра (10,1±0,1) мм, нарезают резьбу М12, ввертывают ввертыш заподлицо с плоскостью основного металла, а затем ввертыш кернят в трех противоположных точках.

Сборка передней оси

Сборку передней оси производите в порядке, обратном разборке. Особое внимание следует обратить на надежность крепления шаровых пальцев рулевого привода, рычагов рулевых тяг и суппортов тормоза к поворотным кулакам.

Если в соединении шарового пальца с рычагом после затяжки моментом 215—245 Нм (22—25 кгс.м) ощущается качка, то необходимо изношенные детали заменить.

Сборку шкворневого устройства производите в следующей последовательности:

— запрессуйте с помощью оправки радиальные уплотняющие кольца в верхнюю и нижнюю проушины поворотного кулака с запрессованными биметаллическими втулками таким образом, чтобы уплотняющая кромка каждого кольца была направлена в сторону зева под балку;

— подогреть головку балки до 150 °С с помощью индуктора;

установите в отверстие верхней проушины кулака заглушку с уплотнительным кольцом, смазанным смазкой, и застопорите пружинным кольцом;

установите поворотный кулак вместе с упорным подшипником, заполненным смазкой Литол-24, на головку балки без ощутимого осевого зазора (допускается зазор 0,05—0,3 мм), который устраняется с помощью регулировочных прокладок требуемой толщины, и при помощи центровочной оправки совместите ось подсобранного пакета с осью балки;

— выньте центровочную оправку и вставьте шкворень, обеспечив зазор между верхней заглушкой и шкворнем 1,7—2,6 мм;

— установите в отверстие нижней проушины поворотного кулака вторую заглушку с уплотнительным кольцом, смазанным смазкой, и застопорите пружинным кольцом;

— прошприцуйте подшипники через пресс-масленки до появления смазки через предохранительный клапан;

— проверьте момент проворота поворотного кулака относительно балки. Он должен быть не менее 14,71 Нм (1,5 кгс. м).

Установку ступицы производите в следующем порядке:

— перед установкой ступицы ее внутреннюю полость между подшипниками смажьте смазкой Литол24.

Обильно смажьте конические роликовые подшипники, заполнив смазкой все свободное пространство между роликами — подсоберите ступицу с внутренним подшипником, крышкой и манжетой и наружной обоймой наружного подшипника и установите ее на поворотный кулак;

— вставьте наружный подшипник в ступицу.

Произведите окончательный монтаж ступицы с подшипниками на поворотный кулак, избегая ее переносов;

— установите шайбу с лыской на поворотный кулак, совместив лыски в шайбе и на поворотном кулаке;

заверните клеммовые гайки моментом 225— 235 Нм (23—25 кгс. м) до тугого вращения ступицы, после чего отверните гайку на 80—90˚ .

Проверьте легкость вращения ступицы без осевого люфта (зазор в подшипниках должен быть в пределах 0,02—0,08 мм). Застопорите болтом гайку крепления подшипников в пределах 49—68 Нм (5—7 кгс. м).

Установку передней оси на место производите в последовательности, обратной снятию.

После установки передней оси проверьте углы поворота колес. Углы поворота регулируются путем вворачивания (выворачивания) упорного болта в резьбовые отверстия на поворотных кулаках.

Ремонт передней оси и рулевого привода

Поступившие в капитальный ремонт передние мосты подвергаются очистке, мойке и разборке на детали. Передняя ось и поворотные кулаки в разобранном виде представлены на рис. 105. Детали подвергаются мойке, обезжириванию и дефектации.

Основными дефектами балки переднего моста являются изгиб и скручивание балки, износ поверхностей отверстий под шкворень, под клин шкворня, под стремянки крепления рессор. Возможные неисправности передней оси и способы их устранения представлены в табл. 47.

При наличии трещин и отколов любого характера балка переднего моста бракуется.

До проверки и правки на балке зачищаются забоины на торцах отверстий под шкворень и площадках под рессоры. Значения изгиба и скручивания проверяются на специальном стенде. Допустимый прогиб в горизонтальной плоскости ±1,5° в вертикальной плоскости ±3°. Допустимое скручивание равно ±1,5°.

Балка переднего моста правится на прессе в холодном состоянии. Восстановление исходного значения диаметра обеспечивается постановкой дополнительных ремонтных втулок. Для этого растачивается отверстие и в него запрессовывается втулка таким образом, чтобы радиусная канавка совпала с отверстием под клин. Запрессованные втулки растачиваются под размер рабочего чертежа. Торец бобышек подрезается с двух сторон.

Передняя ось и поворотные кулаки в разобранном виде

Рис. 105. Передняя ось и поворотные кулаки в разобранном виде:

1 — болты; 2, 30 — пружинные шайбы; 3 — нижняя крышка поворотного кулака; 4 — прокладка крышки; 5 — втулка шкворня; 6 — ось левого поворотного кулака; 7 — гайка; 8 — разводной шплинт; 9 — масленка; 10 — шкворень; 11 — болт; 12 — верхняя крышка поворотного кулака; 13 — уплотнительное кольцо; 14 — обойма сальника; 15 — сальник; 16 — регулировочная шайба; 17 — верхнее кольцо подшипника; 18 — опорный подшипник; 19 — штифт; 20 — нижняя шайба опорного подшипника; 21 — поворотный правый кулак с осью; 22 — сегментная шпонка, 23, 28 — рычаги поворотного кулака, соединяющиеся с тягой рулевой трапеции; 24 — балка передней оси; 25 — рычаг поворотного кулака, соединяющийся с тягой сошки рулевого механизма; 26 — упор поворотного кулака; 27, 29 — контргайки упора; 31 — клин шкворня

47. Возможные неисправности передней оси и способы их устранения

Внешние проявления неисправностей

Возможные причины неисправностей

Способ устранения неисправностей

Ухудшение устойчивости автомобиля при движении

Нарушена балансировка колес

Произвести балансировку колес с шинами в сборе

Недостаточное или неодинаковое давление воздуха в шинах

Довести давление воздуха в шинах до нормы

Люфт в подшипниках ступиц и неправильная затяжка гаек крепления колес к ступицам

Произвести регулировку подшипников ступиц колес и затяжку гаек

Износ протектора шин

Не производилась перестановка колес

Произвести перестановку шин по схеме их перестановки

Неправильно отрегулировано схождение колес

Произвести регулировку схождения колес

Изношенные поверхности отверстий под клин шкворня обрабатываются под ремонтный размер и устанавливается клин ремонтного размера.

Дефекты поворотной цапфы могут проявляться в виде износа конусных отверстий под рычаги, износа проушин под бобышку балки переднего моста, повреждения резьбы под гайку, износа шеек под подшипники, износа поверхностей отверстий во втулках шкворня.

При наличии обломов и трещин любого характера поворотные цапфы бракуются.

Конструктивные особенности передней оси автомобилей КамАЗ

Передняя ось является основной частью передней подвески и совместно со ступицами, колесами и рулевой трапецией обеспечивает управление автомобилем. Она состоит из балки швеллерного сечения, двух поворотных кулаков вильчатого типа, двух цилиндрических шкворней и рулевой трапеции.

Передняя ось в сборе со ступицами, тормозными механизмами и рулевой трапецией показана на рис. 104. Передняя ось представляет собой сложный агрегат, влияющий на безопасность движения автомобиля.

Передняя ось автомобиля в сборе со ступицами, колесами, тормозными механизмами и тягой рулевой трапеции

Рис. 104. Передняя ось автомобиля в сборе со ступицами, колесами, тормозными механизмами и тягой рулевой трапеции:

1 — колесо с шиной в сборе; 2 — прижим колеса; 3, 16 — гайки; 4 — шпилька; 5 — болт с шайбой в сборе;

6 — гайка крепления подшипников, 7 — замковая шайба гайки; 8 — замковая шайба контргайки; 9 — крышка ступицы; 10 — контргайка; 11, 14 — подшипники; 12 — прокладка; 13 — ступица; 15 — болт; 17 — тормозной барабан, 18 — упорное кольцо; 19 — кольцо; 20 — продольная тяга рулевой трапеции; 21 — поперечная тяга рулевой трапеции; 22 — манжета; 23 — тормозной механизм в сборе; 24 — передняя ось в сборе

4.4.1. Передний мост и рулевые тяги. Техническое обслуживание. Ремонт

При осмотре переднего моста необходимо обратить внимание на степень затяжки конусного соединения шкворня и на состояние упорного подшипника. При износе упорного подшипника увеличивается зазор между верхним ушком поворотной цапфы и балкой, который не должен превышать 0,4мм. При необходимости следует ставить металлические прокладки. Особое внимание обращают на величину износа шкворня и втулки поворотной цапфы. Изношенные бронзовые втулки цапфы заменяют новыми. Нужно регулярно проверять крепление пальцев шаровых сочленений продольной и поперечной тяг, крепление рычагов рулевой трапеции к поворотным цапфам.

Ремонт переднего моста и рулевых тяг

Ремонт переднего моста обычно заключается в замене шкворневых втулок и значительно реже - шкворня и распорной втулки (в случае многократных замен втулок шкворня) и опорного подшипника. Необходимость такого ремонта можно определить, подняв одно колесо на домкрате и покачивая его с помощью монтажного лома. Перед этим следует исключить люфт в подшипниках ступицы колеса.

Для замены втулок шкворня передний мост необходимо снять с автомобиля. Порядок снятия переднего моста следующий:
· ослабить гайки стремянок рессор;
· поднять переднюю часть автомобиля и поставить на подставки или козлы;
· снять амортизаторы;
· отсоединить продольную рулевую тягу от поворотного рычага и тормозные шланги от тормозных камер;
· отворачивая гайки стремянок рессор, освободить балку моста;
· выкатить передний мост из-под шасси автомобиля;
Разборку и сборку переднего моста удобнее производить на специальном стенде. Порядок разборки следующий:
· снять колеса, диски ступиц колёс, отсоединить и снять поперечную рулевую тягу 32 (см.рис.71);
· снять наружную крышку ступицы, отвернуть гайки 13 подшипников и снять ступицу 1 (рис.75) с барабаном, не повредив сальник;
· снять регулировочный рычаг 19 (см.рис.71), оттяжные пружины колодок, колодки 26 и вынуть разжимной кулак 18;
· снять суппорт 28;
· снять рычаг продольной рулевой тяги и рулевой трапеции;
· отвернуть гайку шкворня и с помощью приспособления выпрессовать шкворень 20;
· снять поворотный кулак 11, подшипник шкворня 31, сферическую шайбу 25 и регулировочные прокладки 23.
Дальнейшая разборка при необходимости производится в такой последовательности:
· установить ступицу в сборе с барабаном на верстаке;
· снять крышку сальника ступицы и извлечь сальник 16;
· вынуть внутренний подшипник 15 и выпрессовать наружное кольцо при помощи съёмника (рис.76);
· перевернуть ступицу и выпрессовать наружное кольцо наружного подшипника при помощи съёмника.
Разобранные детали переднего моста промывают и тщательно осматривают.
Изношенные или поврежденные детали заменяют новыми.
Проверка отверстия под шкворень производится специальным конусным калибром, больший диаметр конуса которого 50мм, конусность 1:10. При постановке в отверстие калибр не должен иметь качаний, осевое смещение его не должно превышать 1,5мм. Износ большой шейки шкворня и распорной втулки по наружному диаметру допускается до диаметра 49,97мм. В случае большего износа детали подлежат замене.
Характерными дефектами поворотных кулаков является износ бронзовых втулок шкворня и износ шеек под подшипники. Втулки шкворня заменяют в случае, когда зазор в сопряжении шкворень-втулка превышает 0,1мм. После запрессовки новых втулок их развёртывают до диаметра 50 +0,039 мм.
Развёртывание втулок производят «в линию» специальной развёрткой, имеющей направляющие для обеспечения соосностей отверстий втулок.
При развёртывании втулок нужно выполнить следующее:
· запрессовать в поворотный кулак бронзовую втулку 2 шкворня
(рис.77, а) и посадить специальную направляющую втулку 3 во второе отверстие под втулку шкворня;
· развернуть бронзовую втулку шкворня;
· извлечь направляющую втулку и на её место запрессовать вторую бронзовую втулку шкворня;
· развернуть вторую втулку шкворня (вновь запрессованную), при этом режущую часть развертки пропустить через ранее развернутую (первую) втулку шкворня, которая служит направляющей для второй втулки (рис.77, б).
Предельный износ шеек под подшипники: под наружный до диаметра 59,94мм, под внутренний до диаметра 69,93 мм.
В случае наличия ощутимых зазоров в шарнирных соединениях тяг рулевой трапеции шарниры разбирают и после смены изношенных деталей регулируют. На рабочих поверхностях подшипников не должно быть выкрошенных мест, трещин, вмятин, шелушений. Ролики и сепараторы не должны иметь разрушений.
Сборку переднего моста производят в порядке, обратном разборке. При этом особое внимание обращают на надёжность крепления шаровых пальцев тяги рулевой трапеции, рычагов рулевых тяг и суппортов переднего тормоза с поворотным кулаком. Если в соединениях пальцев с рычагами после затяжки гаек ощущается качка, то необходимо изношенные детали заменить новыми.
Установку передней оси на автомобиль производят в последовательности, обратной снятию. После установки оси на автомобиль необходимо проверить регулировку подшипников ступиц колёс (в сборе с колесом), произвести регулировку схождения колёс и проверить угла поворота колёс.

Как сменить детали для переднего моста МАЗ

Важнейшей частью конструкции всех грузовых автомобилей МАЗ является передний мост. Он выполняет две задачи: соединяет передние колёса одной оси и является опорой для передней части кузова машины. Передний мост МАЗ закрепляется на раму или несущий кузов посредством подвески.

Конструкционные особенности данного агрегата обеспечивают автомобиль устойчивостью и маневренностью на дороге. Транспортные средства, сошедшие с конвейера Минского автомобильного завода славятся своей надёжностью и долговечностью.

Вся линейка грузовых автомобилей МАЗ обладает высокой проходимостью, эргономичной конструкцией и качественной сборкой. Но даже они требуют регулярного технического обслуживания, ремонта и замены узлов и деталей, ведь от этого напрямую зависит комфорт и безопасность вождения.

Распространённые неисправности и способы их устранения

Как и у автомобилей других заводов, у линейки грузовиков МАЗ есть свои особенности эксплуатации. С определённой периодичностью водитель обязан производить техобслуживание автомобиля МАЗ в специализированных центрах. Диагностика позволяет выявить и затем устранить случившиеся или избежать потенциальные неисправности. Очень важно вовремя купить цапфу для МАЗ на переднй мост, рычаг поворотного кулака, крестовину шарнира, палец для неё или другие запчасти и произвести их замену, так как небольшая поломка одного из узлов может повлечь за собой более глобальные проблемы.

Теперь рассмотрим часто встречающиеся поломки и возможные причины их появления. Если вы обнаружили утечку масла, то стоит проверить и при необходимости произвести замену сальников и уплотнительных прокладок. Если Вас начинает преследовать шум, скрип и скрежет во время движения (особенно на поворотах или при торможении), то стоит заменить шарниры. Иные поломки диагностируются в индивидуальном порядке.

Профилактика — важный аспект хорошей работоспособности грузового автомобиля МАЗ. Старайтесь не забывать заменять смазочные материалы, уплотнители, подтягивать резьбовые соединения и заменять манжеты ведущего переднего моста. Отслеживайте текущее состояние узлов и вовремя устраняйте повышение люфта и появившиеся зазоры, заменяйте изношенные механизмы новыми запчастями. Вы в ответе не только за сохранность своего автомобиля и своё здоровье, но и за безопасность, здоровье и жизнь других участников дорожного движения!

Неисправности

Неисправности системы охлаждения имеют следующие признаки:подтекание охлаждающей жидкости, перегрев или переохлаждение двигателя, а также повышенный шум при работе жидкостного насо­са, возникающий при выходе из строя его подшипников.

Подтеканиеохлаждающей жидкости может быть вызвано негер­метичностью соединений шлангов системы охлаждения, негерметичностью спускных пробок и краника отопителя, пов­реждением шлангов, трещинами в бачках и сердцевине радиатора.

Контроль герметичности системы охлаждения производится специальным устройством, которое устанавливают вместо пробки на горловину радиатора или расширительного бач­ка и при помощи насоса устройства создают избыточное давле­ние в системе 0,05. 0,07 МПа, при котором не допускается про­сачивание жидкости из системы. Однако обычно подтекание жид­кости легко обнаруживается по мокрым следам на месте стоянки, а также по снижению уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения.

Негерметичность соединений шлангов и фланцев патрубков устраняется подтяжкой их креплений — хомутов и резьбовых де­талей. Поврежденные шланги и негерметичные пробки и крани­ки заменяют на новые.

Перегревдвигателя характеризуется повышенной температурой и возможным закипанием охлаждающей жидкости. Возникает он вследствие: недостаточного уровня охлаждающей жидкости; про­буксовки или обрыва ремня привода жидкостного насоса.; неисправности электровентилятора (не включается из-за неисправности датчика или электродвигателя, который не дает нужную частоту вращения); поломки крыльчатки жидкостного на­соса; неисправности термостата (не открывается основной клапан и жидкость через радиатор не циркулирует); засорения воздушных проходов в сердцевине радиатора; отложения загрязнений и наки­пи в радиаторе и на стенках рубашки охлаждения.

При перегреве двигателя охлаждающая жидкость значительно увеличивается в объеме и может происходить ее выход через пробку распределительного бачка. А при сильном (свыше 110°С) перегре­ве жидкости она может закипеть и вследствие значительного по­вышения давления в системе охлаждения (особенно при неис­правном паровом клапане пробки расширительного бачка или ра­диатора) может нарушиться герметичность радиатора (радиатор потечет). При снижении уровня охлаждающей жидкости не­обходимо определить и устранить причину его снижения и долить необходимое количество охлаждающей жидкости.

Пробуксовка ремня привода жидкостного насосаможет происходить вследствие его слабого натяжения и (или) замасливания. Ослабление натяжения ремня является следствием его вытягивания, в результате чего частота вращения насоса, вентилятора и генератора отстает от частоты вращения коленчатого вала. Признаками пробуксовки ремня помимо перегрева двигателя являются подергивание стрелки амперметра, а также недозаряд аккумуляторной батареи.

Проверка натяжения ремня привода жидкост­ного насоса и осуществляется по прогибу рем­ня при приложении к нему определенного усилия. Поэтому для более точного измерения натяжения ремня следует использовать специальное динамометрическое устройст­во, состоящее из динамометра со шкалой и планки. Натяжение ремня привода вен­тилятора или жидкостного насоса проверяют замером про­гиба ремня при нажатии посередине между шкивами с усилием примерно 30—40 Н. Прогиб должен быть в пределах 8—14 мм.

Замасливание ремня удаляется после его снятия протиркой ручь­ев приводных шкивов и самого ремня тряпкой, слегка смоченной в бензине.

Переохлаждение двигателяможет быть вызвано неисправностью термостата (не закрывается основной клапан).

Работу термостата проверяют при замедленном прогреве двигателя по­сле пуска или, наоборот, при быст­ром его прогреве и перегреве в про­цессе работы. Снятый термостат по­гружают в подогреваемую ванну с водой, контролируя температуру термометром. Момент начала и кон­ца открытия клапана должен проис­ходить соответственно при темпера­турах 65—70 и 80—85° С. Неисправ­ный термостат заменяют.

При ЕОпроверяют герметичность системы охлаждения тщательным ос­мотром всех соединений. При необ­ходимости подтягивают соединения. Уровень жидкости в радиаторе дол­жен быть на 20—30 мм ниже верх­ней кромки заливной горловины. При необходимости жидкость доли­вают.

При ТО-1, выполняя уборочно-моечные работы, тщательно промывают двигатель, удаляя грязь и масляные пятна с его поверхности, промывают радиатор сильной струей, направив ее из подкапотного пространства через радиатор наружу. Проверяют натяжение ремней вентилятора и жидкостного насоса и при необходимости регулируют. Проверяют работу парового и воз­душного клапанов, пробки радиа­тора. Смазывают подшипники жид­костного насоса и шкива вентиля­торного устройства (у двигателей ЯМЗ-236 и ЗМЗ-53). Проверяют действие жалюзи радиатора и его привод.

При ТО-2подтягивают крепления гайки ступицы шкива вентилятора. Проверяют работу датчика и указа­теля температуры охлаждающей жидкости. Проверяют работу гидро­муфты или электромуфты включе­ния вентилятора.

При СО(через 40—60 тыс. км пробега) для удаления шлама систе­му охлаждения промывают струей воды под давлением 0,15—0,2 МПа (при снятом термостате) раздельно (сначала рубашку охлаждения, а по­том радиатор) в направлении, обрат­ном циркуляции охлаждающей жид­кости. Промывку выполняют до по­явления чистой воды.

Для удаления накипи, приводя­щей к снижению мощности двига­теля, увеличению расхода топлива (на 5—6 %), возникновению детона­ции и интенсивному износу деталей цилиндропоршневой группы, систе­му охлаждения промывают различ­ными растворами. Наиболее эф­фективным является раствор соля­ной кислоты с ингибитором, смачи­вателем и пеногасителсм. Сливные краники прочищают мяг­кой проволокой.

Принцип работы ведущего моста

Кинематическая схема работы ведущего моста следующая: подаваемый на центральный редуктор вращательный момент разделяется на колесные передачи. На колёсных передачах, между тем, можно добиться разных показателей передаточных чисел, если изменять количество зубьев у шестерёнок колёсного редуктора. Что позволяет ставить задние мосты одинаковые по габаритам на различные модификации МАЗов.

В зависимости от предусмотренных для модели МАЗа условий эксплуатации, модификации коробки передач, типоразмера автомобильных шин, задние мосты МАЗов выпускаются с тремя различными общими передаточными числами.Что касается среднего моста МАЗа, его балка, колёсная передача и межколёсный дифференциал выполнены по аналогии с деталями заднего моста. Купить средний мост маз или подобрать для него запчасти несложно, если обратиться к каталогу оригинальных запчастей.

Техобслуживание ведущих мостов

Ведущие мосты грузовиков МАЗ - техобслуживание, причины неисправностей, ремонт

В процессе эксплуатации а/м МАЗ следует помнить, что ведущие мосты время от времени нуждаются в уходе и регулировке. Пробегая каждые 50.000-70.000 километров обязательно заезжайте на станцию техобслуживания, чтобы посмотреть и, при необходимости, отрегулировать осевой зазор подшипников ведущей шестерни центрального редуктора. Выполнить самостоятельно эту регулировку неопытным автолюбителям будет сложно, т.к. вначале необходимо снять карданный вал, а гайку крепления фланца затянуть надлежащим усилием. Регулировка редуктора среднего моста проводится аналогичным образом. Кроме регулировки зазора подшипников, важно своевременно менять смазочный материал, поддерживать требуемый объём смазки, следить за звуками работы мостов, своевременно выявлять подозрительные шумы и перегрев.

Устранение неисправностей ведущих мостов

На задний редуктор маз приходится максимум нагрузки. Не снижает её даже наличие среднего ведущего моста. Неисправности ведущих мостов, причины и методы ремонта рассмотрим подробнее.

Неисправность: Перегрев моста

Причина 1: Недостаток или, наоборот, излишек масла в картере. Доведите масло до нормального объёма в картерах редукторов (центрального и колесных).

Причина 2: Неправильно отрегулированы шестерни. Необходима регулировка шестерён.

Причина 3: Увеличен натяг подшипников. Необходима регулировка натяга подшипников.

Неисправность: Шум моста повышен

Причина 1: Сбой в зацеплении конических шестерёнок. Требуется регулировка.

Причина 2: Нарушена регулировка или изношены конические подшипники. Необходимо проверить, при необходимости, регулировать натяг, заменить подшипники.

Причина 3: Износ шестерён, точечная коррозия зубьев. Необходимо заменить выработавшие ресурс шестерни и отрегулировать их зацепление.

Неисправность: Шум моста повышен на поворотах

Причина: Неисправность дифференциала. Необходимо разобрать, отремонтировать и отрегулировать дифференциал.

Неисправность: Шум в колёсном редукторе

Причина 1: Недостаточный уровень масла в колёсном редукторе. Доведите до нормального уровня масло в картере редуктора.

Причина 2: Залито техническое масло, неподходящее для колёсных передач. Тщательно промойте ступицы и детали колёсной передачи, залейте соответствующее масло.

Причина 3: Износ шестерён, осей сателлитов или подшипников. Замените изношенные детали.

Неисправность: Течь масла через уплотнения

Причина: Износ уплотнителей (сальников). Замените изношенные уплотнители. Если утечка масла идёт через дренажное отверстие в ступице, смените сальник ступицы.

Функции, составные части и частые неисправности среднего моста МАЗ

Средний мост МАЗ является сложным механизмом, установка которого производится только на крупногабаритные трёхосные автомобили. Его основная задача — это снижение нагрузки на заднюю ось. На него устанавливаются межосевой дифференциал и раздаточная коробка, которые распределяют крутящий момент на ведущий мост.

Конструкционные особенности среднего моста МАЗ

Стандартная конструкция грузового автомобиля МАЗ предполагает расположение среднего моста как можно ближе к задней оси, что даёт возможность лучшим образом распределить вертикальные нагрузки и усилия тяги для колёсных формул типа 6×4 и 6×6. В состав средней оси входит: балка, полуось и редуктор. Принципиально механизм среднего моста для МАЗ сравним с другими осями. Разница состоит лишь в том, что на переднюю ось возлагается больше функций: тяга и управление.

Ещё одним принципиальным отличием является обустройство среднего моста межосевым дифференциалом МАЗ. Он предназначен для распределения тяговых усилий между осями, а встроенный блокиратор облегчает езду по бездорожью. Все узлы и механизмы, устанавливаемые на грузовые автомобили Минского автомобильно завода, отличаются надёжностью и долговечностью. Высокие рабочие характеристики рассматриваемого узла может гарантировать своевременное прохождение техобслуживания.

Часто встречающиеся неисправности и проблемные детали

К числу «слабых» и «проблемных» деталей в конструкции среднего моста многие эксперты относят фланец редуктора и различные сальники (ступиц, валов и приводов). Неисправность первого чаще всего вызывается приходом в неисправность подвесного подшипника, из-за которого возникает биение карданного вала. Отсюда — деформация и поломка фланцев редуктора. А изношенные или повреждённые сальники становятся причиной утечки масла. Негативные последствия данного процесса вполне очевидны.

Причиной капитального ремонта среднего моста МАЗ чаще всего становятся: вышедшие из строя подшипники, сломанные или сильно изношенные зубья шестерен, поврежденные шейки крестовин и шлицев. Дабы гарантировать эффективную работу среднего моста и уберечь автомобиль от поломок стоит во время проведения технического обслуживания использовать оригинальные комплектующие или запчасти, выполненные по лицензии Минского автомобильного завода. Экономия на запасных частях всегда в итоге приводит к переплатам!

Устройство тормозной системы МАЗ и как устранить ее неполадки

Тормозная система МАЗ (ТС) служит для обеспечения безопасности при движении грузового автомобиля и фиксации его на стоянке. Конструктивно она выполнена в виде четырех независимых систем: рабочей, стояночной, запасной и вспомогательной. В нормальном режиме движения используют рабочую ТС, однако в случае выхода ее из строя или применения экстренного торможения в работу включают все тормоза.

Схема томозной системы

Устройство

Схема тормозной системы выполнена по принципу независимого воздействия на приводные механизмы колес передней и задних осей. Пневматическая ТС, применяемая на автомобилях МАЗ, состоит из следующих элементов:

  • компрессор;
  • резервуары сжатого воздуха (ресиверы);
  • пневмопроводы и приборы управления;
  • тормозные механизмы.

Схема

На автомобиле может устанавливаться одно- или двухцилиндровый компрессор. Последний применяется на тягачах (автопоездах).

Устройством тормозной системы МАЗ предусмотрена установка тормозов барабанного типа.

Здесь торможение происходит за счет трения, возникающего вследствие прилегания колодок, расположенных на неподвижном суппорте к внутренней поверхности подвижного (вращающегося) барабана. Выполнен он из чугунной отливки диаметром 420 мм и шириной рабочей поверхности 160 мм.

Тормозной барабан

Тормозные колодки изготовлены из стали. Сверху установлены фрикционные накладки из материала не содержащего асбест. Зазор между колодками и поверхностью барабана регулируется рычагом со встроенным автоматическим регулятором. Тормоза передних колес приводятся в действие посредством диафрагменных тормозных камер (ТК). На задних осях усилие на колодки передается пружинными энергоаккумуляторами.

Управляющий воздух подводится на исполнительные механизмы тормозным краном через четырехконтурный клапан. Это приводит в действие тормоза на всех колесах одновременно. При наличии прицепа, для предотвращения его наезда на тягач, установлен клапан управления тормозами прицепа, который позволяет срабатывать тормозам несколько быстрее, чем на тягаче.

Неисправности

При эксплуатации ТС автомобиля могут возникнуть следующие поломки:

  • низкая эффективность торможения;
  • неравномерное торможение колес правой и левой стороны;
  • заедание рабочих или стояночных тормозов (клинит тормоза);
  • увеличенный ход ручки стояночного тормоза.

Увеличение тормозного пути может произойти из-за большого зазора между колодками и тормозным барабаном (ТБ), вследствие износа колодок или недостаточного выхода штока при низком давлении в пневмосистеме. Если такая неисправность появилась после ремонта, связанного с заменой колодок, то существует большая вероятность замасливания фрикционного материала либо внутренней поверхности ТБ.

В большинстве случаев занос автомобиля во время торможения возникает из-за большой разницы в ходах штоков ТК, установленных на одной оси либо заклинки вала во втулках разжимного кулака в блоке тормозных колодок.

Медленное оттормаживание чаще всего происходит по причине поломки или заклинки возвратной пружины в тормозном цилиндре. Причиной такого дефекта может быть и неправильная регулировка тормозной педали. Поэтому рычаг тормозного крана не доходит до упора. Вследствие поломки стягивающих пружин тормозных колодок возможно возникновение самопроизвольного торможения, а при движении будет слышен характерный стук в колесе.

Тормозные колодки

При движении грузовика с прицепом может возникнуть запаздывание торможения последнего. Это связано с неправильной установкой регулировочного кольца в тормозном кране. Такая же поломка характерна для заклинки поршня в воздухораспределителе прицепа.

Как снять тормозной барабан

Во время эксплуатации автомобиля изнашиваются как накладки тормозных колодок, так и внутренняя поверхность барабана. В результате этого теряется эффективность торможения. В этом случае необходимо демонтировать барабан и заменить колодки. Работа по демонтажу несложная, но потребует приложения некоторых физических усилий, т.к. детали имеют большой вес.

Для снятия тормозного барабана необходимо произвести следующее:

  • установить машину на ровной поверхности и зафиксировать от возможного перемещения;
  • поддомкратить колесо;
  • отвернуть гайки и снять его;
  • вкрутить 3 болта М10 в отверстия на крышке барабана и отжать его;
  • снять деталь со ступицы.

Снятие устройства

Необходимо помнить, что ТБ изготовлен из чугуна, поэтому применять для снятия молоток нужно с большой осторожностью.

Замена накладок

Тормозные колодки состоят из двух частей: металлического тела и фрикционной накладки. Раньше, лет 40 назад, накладки изготавливались из асбестосодержащего материала, который с помощью заклепок устанавливался на металлическую часть. Моторесурс таких деталей был мал и составлял 40-50 тыс. км. Сегодня применяются новые фрикционные материалы, которые могут пройти без замены 180-200 тыс. км. Поэтому замену тормозных накладок проводить нет смысла, а колодки меняются комплектом.

После снятия барабана для демонтажа элементов необходимо выполнить следующие действия:

  • снять пружину, стягивающую колодки;
  • демонтировать чашки с пружинами, прижимающие детали к защитному кожуху;
  • снять колодки с посадочных мест.

Замена детали

Если принято решение заменить только фрикционные накладки, то к перечисленным действиям необходимо выполнить дополнительно:

  • демонтаж остатков фрикционного материала;
  • зачистку поверхности детали;
  • установку новых накладок;
  • обработку на токарном станке до необходимого размера.

Устанавливаемый материал должен иметь толщину не менее 7 мм, при запасе накладки до головки заклепки 3.5 мм. Зазор между фрикционным материалом и телом колодки допускается не более 0,1 мм. Выполнить такие работы можно без специальных приспособлений на слесарных тисках с соблюдением требуемых размеров и допусков.

Регулировка

В исправных и отрегулированных тормозах зазор между накладкой и внутренней поверхностью барабана не должен превышать 0,4 мм. Это соответствует перемещению штока ТК на 25-40 мм. Если же это значение увеличится до 45 мм и более, то необходима регулировка тормозов. Большинство водителей предпочитают эту работу делать своими руками.

Работы по регулировке предполагают последовательное выполнение следующих действий:

  • постановку оси на домкрат;
  • освобождение червячного винта регулировочного рычага от стопорной пластины;
  • поворот его до начала торможения вращающегося колеса;
  • вращение червяка в обратную сторону на 1/3 оборота, что будет соответствовать ходу штока 25-40 мм.
  • возврат стопора в исходное положение.

Необходимо помнить, что разность хода штока ТК на одной оси не должна быть более 8 мм. Исправные тормозные системы обеспечат безопасное движение и стоянку автомобиля.

Читайте также: