Отличие лады от варшавянки

Обновлено: 30.06.2024

Новаторская "Лада". Чем новые субмарины превзошли подлодки проекта "Варшавянка"

В Санкт-Петербурге на судостроительном предприятии "Адмиралтейские верфи" была спущена на воду вторая дизель-электрическая подводная лодка проекта 677 "Кронштадт". Планируется, что на Военно-морской флот (ВМФ) России она поступит в 2019 году.

Разработанная в ЦКБ морской техники "Рубин", лодка относится к четвертому поколению неатомных субмарин серии "Лада". Благодаря применению новых решений в конструкции корпуса, особого покрытия и новейшей радиоэлектроники они обладают непревзойденной скрытностью, меньшей шумностью и рядом глубоко усовершенствованных систем по сравнению с подлодками третьего поколения.

Головная лодка этого проекта — "Санкт-Петербург" — находится в опытной эксплуатации на флоте. В настоящий момент строят еще одну "Ладу" — "Великие Луки". Также в планах подписать контракт еще на две субмарины. На ВМФ РФ считают, в будущем именно лодки этого типа станут основой российского неатомного подводного флота.

"Хмуриться не надо, "Лада"

"Кронштадт" был заложен в 2005 году, однако спустя четыре года его строительство приостанавливалось и было возобновлено лишь в 2013 году. Поэтому "значимость этого события трудно переоценить", подчеркнул на торжественной церемонии спуска на воду генеральный директор "Адмиралтейских верфей" Александр Бузаков. "Корабль претерпел и остановки в строительстве, и остановки в финансировании, но тем не менее спуск сегодня состоялся. Задержка в строительстве позволила учесть на этом корабле опыт строительства и эксплуатации подводной лодки "Санкт-Петербург", — сказал он.

Кстати, заложенный еще в 1997 году, головной корабль проекта 677 "Санкт-Петербург" тоже долго передавался флоту — проектанты и кораблестроители доводили его до ума много лет (передача состоялась в 2010-м). Фактически субмарина стала стендом, на котором отрабатывалось более сотни новейших опытно-конструкторских работ. И даже сейчас она продолжает находиться в опытной эксплуатации на Северном флоте, которую планируют завершить в 2019 году.

На испытаниях головной лодки этой серии во второй половине нулевых годов, в частности, были выявлены проблемы с акустическим комплексом и главной энергетической установкой. В ноябре 2011-го было принято решение о переоборудовании головной субмарины и достройке уже заложенных лодок по доработанному проекту — с модернизацией систем управления, электродвижения, навигационных комплексов.

По данным из открытых источников, контракт между военными и "Адмиралтейскими верфями" на достройку второй лодки вступил в силу 9 июля 2013 года, в конце 2014-го был заключен контракт на продолжение строительства третьей лодки. Изначально она была заложена 10 ноября 2006 года как "Севастополь", а в 2015-м перезаложена как "Великие Луки". Тогда сообщалось, что эта субмарина будет строиться с учетом скорректированного техпроекта, разработанного в ЦКБ морской техники "Рубин", на основе опытной эксплуатации "Санкт-Петербурга". Проектантом проведена работа по усовершенствованию лодки и созданию модернизированных комплексов — навигационных систем, управления корабельными техническими средствами и электродвижения.

"Заказ Министерства обороны РФ на две "Лады" — "Кронштадт" и "Великие Луки" — свидетельствует о том, что флот поставил задачу повышения потенциала неатомных подводных сил, которую мы обязаны выполнить", — рассказал в 2016-м в интервью ТАСС глава ЦКБ морской техники "Рубин".

Новаторская "Лада". Чем новые субмарины превзошли подлодки проекта "Варшавянка"

В Санкт-Петербурге на судостроительном предприятии "Адмиралтейские верфи" была спущена на воду вторая дизель-электрическая подводная лодка проекта 677 "Кронштадт". Планируется, что на Военно-морской флот (ВМФ) России она поступит в 2019 году.

Разработанная в ЦКБ морской техники "Рубин", лодка относится к четвертому поколению неатомных субмарин серии "Лада". Благодаря применению новых решений в конструкции корпуса, особого покрытия и новейшей радиоэлектроники они обладают непревзойденной скрытностью, меньшей шумностью и рядом глубоко усовершенствованных систем по сравнению с подлодками третьего поколения.

Головная лодка этого проекта — "Санкт-Петербург" — находится в опытной эксплуатации на флоте. В настоящий момент строят еще одну "Ладу" — "Великие Луки". Также в планах подписать контракт еще на две субмарины. На ВМФ РФ считают , в будущем именно лодки этого типа станут основой российского неатомного подводного флота.

"Хмуриться не надо, "Лада"

"Кронштадт" был заложен в 2005 году, однако спустя четыре года его строительство приостанавливалось и было возобновлено лишь в 2013 году. Поэтому "значимость этого события трудно переоценить", подчеркнул на торжественной церемонии спуска на воду генеральный директор "Адмиралтейских верфей" Александр Бузаков. "Корабль претерпел и остановки в строительстве, и остановки в финансировании, но тем не менее спуск сегодня состоялся. Задержка в строительстве позволила учесть на этом корабле опыт строительства и эксплуатации подводной лодки "Санкт-Петербург", — сказал он.

Кстати, заложенный еще в 1997 году, головной корабль проекта 677 "Санкт-Петербург" тоже долго передавался флоту — проектанты и кораблестроители доводили его до ума много лет (передача состоялась в 2010-м). Фактически субмарина стала стендом, на котором отрабатывалось более сотни новейших опытно-конструкторских работ. И даже сейчас она продолжает находиться в опытной эксплуатации на Северном флоте, которую планируют завершить в 2019 году.

По всем показателям эта подлодка (проекта "Лада") превосходит своих предшественников — лодки 636-го проекта. Мы верим, что будущее ВМФ России в составе неатомных подводных лодок за 677-м проектом, верим, что будет большая серияАлександр Бузаковгендиректор "Адмиралтейских верфей"

На испытаниях головной лодки этой серии во второй половине нулевых годов, в частности, были выявлены проблемы с акустическим комплексом и главной энергетической установкой. В ноябре 2011-го было принято решение о переоборудовании головной субмарины и достройке уже заложенных лодок по доработанному проекту — с модернизацией систем управления, электродвижения, навигационных комплексов.

По данным из открытых источников, контракт между военными и "Адмиралтейскими верфями" на достройку второй лодки вступил в силу 9 июля 2013 года, в конце 2014-го был заключен контракт на продолжение строительства третьей лодки. Изначально она была заложена 10 ноября 2006 года как "Севастополь", а в 2015-м перезаложена как "Великие Луки". Тогда сообщалось, что эта субмарина будет строиться с учетом скорректированного техпроекта, разработанного в ЦКБ морской техники "Рубин", на основе опытной эксплуатации "Санкт-Петербурга". Проектантом проведена работа по усовершенствованию лодки и созданию модернизированных комплексов — навигационных систем, управления корабельными техническими средствами и электродвижения.

Изначально "Лада" проектировалась как самый современный корабль, для нее были созданы новые образцы техники, которые необходимо было протестировать. По итогам опытной эксплуатации, а также с учетом того, что за это время появились новые радиоэлектронные средства и другие системы, "Рубин" создал улучшенный проектИгорь Вильнитгенеральный директор ЦКБ морской техники "Рубин"

"Заказ Министерства обороны РФ на две "Лады" — "Кронштадт" и "Великие Луки" — свидетельствует о том, что флот поставил задачу повышения потенциала неатомных подводных сил, которую мы обязаны выполнить", — рассказал в 2016-м в интервью ТАСС глава ЦКБ морской техники "Рубин".

Неоднократно сообщалось, что вторую и третью подлодки — "Кронштадт" и "Великие Луки" — должны были передать ВМФ России в 2018 и 2019 годах, а контракт на четвертую рассчитывали подписать в 2018 году. Летом этого года президент ОСК Алексей Рахманов в интервью ТАСС заявил, что главной причиной переноса сроков сдачи второй и третьей "Лады" являются электрические двигатели субмарин, "по которым остаются вопросы". В ходе церемонии спуска на воду второй лодки гендиректор "Адмиралтейских верфей" сообщил, что Петербургское судостроительное предприятие планирует по программе ГПВ (государственная программа вооружений — прим. ТАСС) подписать контракт на создание четвертой и пятой подводной лодок проекта 677 в следующем году.

В июне 2017 года источник в российской делегации на Международном военно-морском салоне сообщил ТАСС, что лодка "Санкт-Петербург" пройдет ремонт и модернизацию. "Речь идет о том, чтобы не только провести средний ремонт этого корабля, но и модернизировать его до состояния первого серийного (второго по счету — прим. ТАСС). Такие работы займут два-три года", — отметил собеседник агентства, не уточнив сроки начала ремонта.

О новшествах "Лады"

Большая дизель-электрическая подводная лодка проекта 677 "Лада" является развитием проекта 877 "Палтус" (или "Варшавянка"). Она создавалась в качестве универсальной замены субмарин проекта 877, среди требуемых характеристик была уменьшенная шумность.

Проект был разработан Центральным конструкторским бюро морской техники "Рубин" в 1990-х годах под руководством главного конструктора Юрия Кормилицина. Строительством всех субмарин проекта занимается предприятие АО "Адмиралтейские верфи" (в составе "Объединенной судостроительной корпорации", ОСК).

Этот проект создавался во времена очень тяжелой финансовой обстановки. В это время пытаться создать корабль будущего, где все было новое, — это надо было иметь мужествоИгорь Вильнитгенеральный директор ЦКБ морской техники "Рубин"

По его словам , генконструктор "Рубина" Юрий Кормилицин сделал все для того, чтобы проект "Лада" был реализован, а его лодки были оснащены принципиально новым современным оборудованием. Многие системы и технические характеристики этих подлодок стали существенным прорывом в отечественном неатомном кораблестроении. Например, скрытность "Лады" еще более высока, чем у знаменитых "Варшавянок" (проект 636.3).

"Лады" предназначены для проведения самостоятельных операций против подводных лодок и надводных кораблей в ограниченном районе, атак наземных целей с применением крылатых ракет морского базирования, противолодочной обороны в прибрежных районах, узкостях и в проливных зонах, борьбы на морских коммуникациях в ограниченных районах. Они могут эксплуатироваться при любых метеоусловиях в мелководных и глубоководных акваториях в любом районе Мирового океана, кроме районов со сплошным ледовым покрытием. Подводная лодка имеет повышенную автономность — до 45 суток, увеличенную дальность плавания в подводном положении — до 650 миль при скорости хода три узла.

О новшествах, внедренных на "Лады", много не говорят. Известно, что гидроакустическое, радиоэлектронное и другое вооружение, а также двигатели у нее нового поколения. Эти субмарины стали намного тише своих предшественниц. Эту особенность они получили благодаря высокотехнологичному антигидроакустическому покрытию корпуса. Подлодка оснащена новым гидроакустическим комплексом типа "Иртыш" с развитой антенной системой и гибкой протяженной буксируемой антенной.

Понятно, что это корабль следующего поколения по сравнению с 636-ми. И, конечно, по целому ряду показателей он более совершенен, в том числе и по малошумностиИгорь Вильнитгенеральный директор ЦКБ морской техники "Рубин"

Лодки этого типа имеют однокорпусную архитектуру, по сравнению с подлодками проекта 877 "Лады" отличаются более низким уровнем шумности, высокой степенью автоматизации, сниженным почти в 1,3 раза надводным водоизмещением, увеличенной скоростью подводного хода. Водоизмещение составляет примерно 1765 т (2650 т — подводное). На глубине они могут развивать скорость до 21 узла (около 38,9 км/ч), на поверхности воды — десять узлов (около 18,5 км/ч). Рабочая глубина погружения — 250 м. Экипаж — 35 человек.

Основным вооружением "Лад" являются крылатые ракеты комплекса "Калибр". Имеется возможность ведения залповой ракетной стрельбы по морским целям. Корабль имеет шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм, в боекомплект входят 18 торпед, 16 торпедо-ракет или 44 мины.

Главная энергетическая установка — дизель-электрическая (главный гребной электродвигатель мощностью 4100 л.с. и два дизель-генератора мощностью 1000 киловатт каждый). Предусмотрена возможность оснащения субмарины анаэробной (воздухонезависимой) энергетической установкой с электрохимическими генераторами, что значительно увеличит автономность и дальность плавания. Разработку такой установки по состоянию на 2018 год ведет ЦКБ морской техники "Рубин".

В 2016 году заместитель главнокомандующего ВМФ по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук сообщал , что подлодки проекта "Лада" могут стать первыми, которые получат воздухонезависимые энергетические установки. После чего планируется начать строительство лодок по разработанному принципиально новому проекту "Калина". Именно на ней будут реализованы лучшие качества проектов 636.3 "Варшавянка" и 677 "Лада". Лодка сможет находиться под водой без всплытия для зарядки батарей более длительный срок — до двух-трех недель.

В свою очередь, гендиректор ЦКБ морской техники "Рубин" Игорь Вильнит подтвердил , что на базе "Лады" будет создаваться перспективная серия усовершенствованных кораблей, в том числе с воздухонезависимой энергетической установкой (ВНЭУ). "Это хорошая перспектива для развития проекта 677", — отметил он.

"Лада" является базовым кораблем, который позволяет в себя интегрировать какие-то новые технические средства, в том числе ВНЭУ. Эта платформа позволит создавать новые конфигурации в зависимости от задач, вооружения и оснащения. Хотя если на подлодку ставится какое-то новое существенное оборудование, то этот корабль традиционно приобретает новый индекс. Наверное, и здесь какой-то индекс появитсяИгорь Вильнитгенеральный директор ЦКБ морской техники "Рубин"

Также разработаны экспортные модификации проекта 677 — "Амур-950" с четырьмя торпедными аппаратами и установкой вертикального пуска на десять ракет, и "Амур-1650" с экспортным вариантом ракетного комплекса "Калибр".

Подпишитесь на наш канал, чтобы не пропустить ничего интересного

«Палтус», «Варшавянка» и «Лада». Дизель-электрические подлодки российского флота

В составе российского военно-морского флота в настоящее время служит 60 подводных лодок. Примерно треть отечественных подводных сил составляют подлодки с дизель-электрической энергетической установкой. Согласно актуальным планам командования, корабли из имеющейся группировки ДЭПЛ должны регулярно проходить необходимые ремонты и модернизации. Кроме того, продолжается строительство новых лодок, соответствующих современным требованиям. Рассмотрим текущее положение дел в сфере дизель-электрических подлодок ВМФ России.

В течение последних десятилетий для советского и российского ВМФ было создано несколько типов ДЭПЛ с разными характеристиками и возможностями. При этом к настоящему времени состав подводной группировки заметным образом упростился. В настоящее время российский флот эксплуатирует дизель-электрические лодки нескольких типов, относящиеся всего к двум проектам – 877 «Палтус» и 636.3 «Варшавянка». «Палтусы» пока остаются самыми многочисленными в своем классе, но за «Варшавянками» будущее.

Строительство ДЭПЛ проекта 877 стартовало в самом начале восьмидесятых годов. С 1980 по 1991 годы силами нескольких советских предприятий была построена и передана флоту 21 подлодка проекта «Палтус». В середине восьмидесятых ВМФ СССР получил единственную подлодку проекта 877ЭКМ – Б-806 «Дмитров». В конце того же десятилетия для отечественного заказчика построили по одной лодке проектов 877ЛПМБ и 877В – ныне они носят имена Б-800 «Калуга» и Б-871 «Алроса».

В середине восьмидесятых стартовало строительство «Палтусов» для иностранных заказчиков. С 1985 по 2000 годы для зарубежных государств построили 19 новых кораблей проектов 877Э и 877ЭКМ. Наибольший интерес к советским / российским ДЭПЛ проявила Индия, купившая восемь субмарин. Также подлодки поставлялись в Алжир, Иран, Китай и другие страны.

Таким образом, за два десятилетия было построено и передано заказчикам в общей сложности 43 ДЭПЛ «Палтус» нескольких проектов. 10 кораблей были утилизированы либо выведены из строя в результате аварий. 33 лодки продолжают службу, из них 15 принадлежат России. Большая часть этих подлодок сейчас несет службу, а несколько находятся на ремонте.

«Варшавянка» для замены

Уже в середине девяностых годов российские кораблестроители начали строительство дизель-электрических подводных лодок нового проекта 636 «Варшавянка». Изначально этот проект рассматривался в качестве экспортной версии «Палтуса», но впоследствии его было решено развивать всю сферу ДЭПЛ именно с его помощью. В итоге «Варшавянки» разных версий шли не только на экспорт, но и передавались своему флоту.

В течение длительного времени лодки проекта 636 строились только для зарубежных стран. В 1997 и 1998 годах ВМС Китая получили два первых корабля такого типа. С 2004 года китайский флот стал осваивать подлодки проекта 636М. Всего за несколько лет ему передали восемь таких лодок. Также по проекту с литерой «М» построили пару субмарин для Алжира. В 2010-17 годах осуществлялось строительство шести «Варшавянок» версии 636.1 для Вьетнама. Итого, на экспорт пошло 18 ДЭПЛ семейства 636.

В августе 2010 года состоялась закладка первой подлодки семейства «Варшавянка» для военно-морского флота России. В соответствии с имеющимся контрактом, требовалось строительство шести кораблей улучшенного проекта 636.3 в количестве шести единиц. Все новые подлодки предназначались для Черноморского флота. Заказ был выполнен к концу 2016 года. В 2017-м стартовало строительство новой серии из шести лодок – на этот раз для Тихоокеанского флота.

В общей сложности уже было построено 24 подлодки семейства «Варшавянка». Еще два корабля находятся на стадии строительства. ДЭПЛ проектов 636 не отличаются большим возрастом и несут службу без особых проблем. По этой причине все построенные корабли все еще остаются в строю.

Неоднозначная «Лада»

В недавнем прошлом дальнейшее развитие неатомного подводного флота связывали с проектом 677 «Лада». Предполагалось, что «Лады» будут проще и дешевле существующих «Палтусов» при схожих характеристиках. Указывалась возможность строительства серии из двух десятков кораблей. Строительство головной лодки проекта Б-585 «Санкт-Петербург» началось в 1997 году, и в 2004-м она вышла в море для испытаний.

В ходе испытаний были выявлены серьезные недостатки энергетической установки, не позволявшие полноценно эксплуатировать новую лодку. Несколько следующих лет ушли на доводку конструкции, и потому дальнейшая судьба всего проекта оказалась под вопросом. В частности, из-за проблем с головной лодкой на несколько лет приостановили строительство первой серийной.

Впрочем, все основные недостатки «Лады» были исправлены, что позволило составить новые планы. В 2016-17 годах сообщалось, что первые две серийные лодки проекта 677 будут достроены с учетом доработок головного корабля. Кроме того, уже имеется контракт на две следующие подлодки. В 2025 году в составе военно-морского флота будет не менее пяти таких кораблей. Пока же официально флоту передана только головная подлодка, находящаяся в опытной эксплуатации.

В составе флотов

Одна из наиболее крупных группировок дизель-электрических подлодок имеется у Тихоокеанского флота. В настоящее время он располагает семью кораблями проекта «Палтус». Шесть кораблей числятся в строю, еще один находится в резерве. Следует отметить, что все тихоокеанские ДЭПЛ были построены по исходному проекту 877 и отличаются достаточно большим возрастом. Все они вступили в строй с 1988 по 1994 годы. При этом неоднократно осуществлялись ремонты и модернизации.

В резерв выведена лодка Б-445 «Святой Николай Чудотворец». В строю остаются Б-187 «Комсомольск-на-Амуре», Б-190 «Краснокаменск», Ю-345 «Могоча», Б-394 «Нурлат», Б-464 «Усть-Камчатск» и Б-494 «Усть-Большерецк». Эти корабли базируются во Владивостоке, но не исключается возможность их перевода в новые порты. Ввиду большого возраста и выработки ресурса некоторые ДЭПЛ Тихоокеанского флота могут быть списаны в течение нескольких следующих лет. Им на смену придут новые корабли проекта 636.3, строительство которых уже началось. Имеется заказ на шесть таких подлодок.

Подводные силы Северного флота в основном состоят из кораблей с атомной энергоустановкой, но в них имеются и дизель-электрические лодки. В общей сложности на Северном флоте числится шесть кораблей такого класса. При этом подлодка Б-808 «Ярославль» проекта находится на ремонте, а единственная «Лада» (Б-585 «Санкт-Петербург») продолжает опытную эксплуатацию. В строю остаются Б-177 «Липецк», «Б-459 «Владикавказ», Б-471 «Магнитогорск» и Б-800 «Калуга». Последняя относится к проекту 877ЛПМБ, тогда как прочие были построены по базовой версии «Палтуса».

По известным данным, ДЭПЛ Северного флота будут продолжать службу, время от времени проходя необходимый ремонт и модернизацию. Замена этих кораблей пока не планируется. Обновление подводных сил Северного флота в ближайшие годы будет связано со строительством новых атомных лодок.

До 2014 года в составе Черноморского флота была только одна подводная лодка – Б-871 «Алроса» проекта 877. В том же году ее поставили на ремонт, продолжающийся до сих пор. По некоторым данным, после завершения ремонтных работ лодку переведут в состав Балтийского флота. Вследствие этого Черноморский флот останется без своего единственного «Палтуса». Впрочем, такие события не окажут негативного влияния на боеспособность флота. В 2014-16 годах моряки-черноморцы получили шесть новых «Варшавянок» версии 636.3. В кратчайшие сроки были построены и введены в строй ДЭПЛ Б-261 «Новороссийск», Б-237 «Ростов-на-Дону», Б-262 «Старый Оскол», Б-265 «Краснодар», Б-268 «Великий Новгород» и Б-271 «Колпино».

Передача «Алросы» заметным образом повысит боевой потенциал подводной группировки Балтийского флота, однако и после этого количество подлодок в составе последнего будет невелико. На данный момент Балтийский флот имеет всего две субмарины: Б-227 «Выборг» (проект 877) и Б-806 «Дмитров» (проект 877ЭКМ). Они служат с 1983 и 1986 года соответственно, что приводит к определенным ограничениям. При этом «Выборг» в настоящее время находится на ремонте. По некоторым данным, эту подлодку предполагается списать в течение нескольких следующих лет. После завершения службы она может стать новым экспонатом выставки в парке «Патриот».

Перспективы развития

Военно-морской флот России располагает достаточно большим числом дизель-электрических подводных лодок. Однако, по известным причинам, значительная часть таких подводных сил отличается большим возрастом и потому может нуждаться в ремонте или модернизации. Различные лодки регулярно прибывают на судостроительные заводы для восстановления технической готовности. Параллельно продолжается строительство новых кораблей.

Последние ДЭПЛ проекта 877 «Палтус» были переданы российскому флоту в середине девяностых годов. Самая старая лодка этого типа несет службу с 1983 года – уже 35 лет. Прочие корабли тоже не отличаются малым возрастом, а кроме того морально устаревают и требуют замены. При этом имеет место специфическое распределение не самых новых подлодок между флотами. Крупный парк такой техники имеется у Северного и Тихоокеанского флота. Балтийский и Черноморский в сумме имеют меньше «Палтусов», чем любой из других флотов.

Необходимость постепенной замены кораблей старых типов уже привела к известным событиям. В недавнем прошлом подводные силы Черноморского флота были усилены при помощи целой серии «Варшавянок». Поставка шести кораблей повысила боеспособность флота, а кроме того, теперь позволяет перевести более старую «Алросу» на Балтийское море. Таким образом, можно ожидать некоторый рост потенциала Балтийского флота.

В прошлом году состоялась закладка двух первых подлодок проекта 636.3 для Тихоокеанского флота. Не позднее первой половины двадцатых годов на Тихий океан отправится последняя из шести заказанных «Варшавянок». Можно представить, как изменится боеспособность Тихоокеанского флота, в распоряжении которого окажется существенное число устаревших и современных кораблей. Что произойдет с имеющимися «Палтусами» – неизвестно. Нельзя исключать, что более старые лодки вновь передадут другому флоту, нуждающемуся в увеличении численности подводных сил.

Нетрудно заметить, что современные темпы строительства новых подлодок не позволят за ограниченное время заменить все имеющиеся ДЭПЛ проекта 877 в пропорции «один к одному». Тем не менее, подобные проблемы вряд ли будут иметь серьезные последствия. Дело в том, что новые «Варшавянки» имеют ряд серьезных преимуществ перед более старыми «Палтусами». Характерные особенности таких лодок должны будут обеспечить сохранение общей боеспособности флота не за счет количества, но при помощи качества.

Проект 636.3 отличается меньшей шумностью и более высокими ходовыми характеристиками, что в известной мере сказывается на эффективности выполнения боевых задач. Более старые «Палтусы» вооружены только торпедами и могут атаковать только определенный круг целей. Новый проект «Варшавянка» использует многоцелевой ракетный комплекс «Калибр», резко увеличивающий боевые качества подлодки. Кроме того, корабли двух типов отличаются составом разнообразного бортового оборудования, от средств обнаружения до систем управления вооружением. Таким образом, отставание по количеству может в определенной мере компенсироваться ростом тактико-технических характеристик.

Важнейшей составляющей российских подводных сил являются лодки с неатомными энергетическими установками. На них приходится примерно треть всей численности подводного флота, и они должны решать ряд особых задач. Для сохранения необходимого потенциала ВМФ осуществляется разработка и строительство современных подлодок, в том числе с принципиально новым оснащением и вооружением. Таким образом, подводные силы сохранят требуемый потенциал и возможность выполнения поставленных задач.

«Лада», «Варшавянка» и «Точка» неожиданно изменили баланс сил

Одна из крупнейших газет в Швеции Svenska Dagbladet составила рейтинг 10 видов российского оружия, которое влияет на мировой баланс сил. Разобраться в «инструментах» Москвы автору материала помогал аналитик Йорген Эльвинг из Национального института обороны Швеции. В список вошли:

— новая тяжелая межконтинентальная баллистическая ракета РС-28 «Сармат»;

— оружейная платформа Т-14 «Армата», «способная выполнять функции танка, ПВО, артиллерийского орудия и боевой инженерной машины»;

— сразу два ракетных комплекса — ОТКР «Искандер» с широким набором боевых частей и «Точка», ракеты которого также способны нести ядерный заряд;

— «новая звезда российской ПВО» — зенитная ракетная система С-400 с продвинутой системой слежения, которая может «вести 80 ракет и самолетов одновременно»;

— российский многофункциональный истребитель-бомбардировщик Су-34, который прошел испытание сирийской кампанией и способен применять широкую номенклатуры боеприпасов;

— большие десантные корабли (БДК) проекта 775 — «Минск», «Королев», «Калининград» и «Александр Шабалин», на которые «можно погрузить батальон морской пехоты с боевыми машинами»;

— дизель-электрические подлодки класса «Кило» (Improved Kilo), способные «нести на борту 18 торпед или 24 мин»;

— дизель-электрические «подлодки-невидимки» проекта 677 (шифр «Лада»), которые отличаются компактностью и малозаметностью;

— «новые суперподлодки России» — стратегические атомоходы проекта 955 «Борей».

«СП» не раз писала о рейтингах вооружений, составляемых западными изданиями при участии военных аналитиков. Практически в каждом фигурируют ЗРС С-400, ОТРК «Искандер», танк «Армата» и ракетоносец «Борей». Нынешней список интересен тем, что в него включен самолет Су-34, БДК, сразу два ракетных комплекса и четыре проекта подводных кораблей, поскольку субмарины класса «Кило» по натовской классификации объединяют сразу два проекта (877 «Палтус» и 636 «Варшавянка»).

Насколько корректны оценки шведского издания?

Научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов, уже не первый раз анализирующий для «СП» подобные рейтинги, замечает: как правило, европейские и американские издания не приводят четких критериев, которыми они руководствуются при составлении своих списков.

— В итоге зачастую чувствуешь себя неким дешифровальщиком, который пытается понять логику того или иного западного СМИ.

Предположу, что БДК в рейтинг были включены с учетом сирийской кампании. Как ни парадоксально, именно десантные корабли ВМФ стали символом российской операции в Сирии. Не секрет, что устойчивость войск Асада и переброска в САР российского контингента зависела и продолжает зависеть от так называемого «сирийского экспресса». Если людей и некоторое количество техники еще можно было перебросить по воздуху, то устраивать на постоянной основе «берлинский воздушный мост», как в 1948 году, возможностей не было. Так что БДК — это настоящие рабочие лошадки сирийской кампании даже не второй, а уже третий год (с учетом того, что корабли начали активно ходить в Сирию еще до официального ввода войск). Хотя, как правильно замечает шведское издание, эти БДК морально и физически устаревают и им нужна срочная замена. До конца 2017 ВМФ Российской Федерации должен получить новый большой десантный корабль «Иван Грен».

«СП»: — Ракетный комплекс «Точка» в свой рейтинг еще не включало ни одно издание…

— ОТРК вошел сюда, видимо, из-за того, что активно используется на Украине и в Сирии, правда, не российскими военными, и еще в Йемене. На сегодняшний день это один из самых стреляющих РК, но он уже довольно старый, «жить» ему осталось 5−7 лет, так как может окончательно «протухнуть», поскольку имеет ограничения по срокам хранения твердого топлива. Что касается возможности применения ТЯО, то на самом деле — это не аргумент. По такой логике все 152-мм пушки надо в рейтинг заносить, поскольку они могут применять ядерные снаряды, а также — бойцов спецназа, у которых в ранцах могут быть ядерные фугасы.

«СП»: — Самолеты Су-34 действительно могут «изменить баланс сил»?

— Это наиболее совершенный отечественный ударный самолет, несмотря на все проблемы, которые его долго преследовали. Ходят слухи, что в перспективе появится модернизированный вариант истребителя-бомбардировщика, но пока неясно, что он будет собой представлять. Самолет хорошо себя зарекомендовал в боевых действиях: сначала в Грузии, потом в рамках контртеррористической деятельности на Северном Кавказе, а сейчас и в Сирии. Есть надежды, что все это приведет к экспортным заказам. Думаю, что в шорт-листе присутствуют Алжир и Вьетнам. Су-34 — это такое субстратегическое оружие, которое может частично заменять бомбардировщик Ту-22М3.

«СП»: — Шведское издание включило в свой рейтинг сразу несколько проектов отечественных субмарин…

— С ракетоносцами все понятно: «Бореи» — это морская компонента российских стратегических ядерных сил, и после списания в середине 2020-х годов подводных лодок проекта 667БДРМ, эти ПЛАРБ станут единственными в ВМФ. Что касается БРПЛ «Булава», то при всех известных проблемах все же не стоит забывать, что ракеты приняты на вооружение, и корабли с ними выходят на боевое дежурство. В настоящее время ведется разработка «Булавы-М», в которой, видимо, все ошибки будут исправлены.

В этом преимущества проекта, который представляет собой новый этап в плане основных характеристик, которые предъявляются к ПЛ в настоящее время. Но даже если оставить за скобками все проблемы, связанные с энергетической установкой, БИУС, гидроакустикой, есть подозрения, что этот проект на трех лодках и закончится (две в настоящее время строятся — «СП»). Возможно, будет достроен четвертый корпус, который изначально планировался на экспорт и был заложен в 1997. Но в дальнейшем ВМФ будет закупать уже «Калину» — глубоко переработанную «Ладу», о которой шведы не пишут и которой еще нет.

Класс «Кило» объединяет несколько поколений кораблей. Скажем, лодки версии 636.3 (шесть переданы флоту и на шесть подписан контракт — «СП») не похожи на проект 877. Главное их преимущество — они относительно дешевы, их можно строить в большом количестве и в приемлемые сроки, а еще они являются носителями крылатых ракет большой дальности «Калибр».

Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин также говорит, что подобные рейтинги невозможно воспринимать всерьез и что они носят характер развлекательного чтива.

На счет десантных кораблей я соглашусь — они сыграли важнейшую роль в сирийской операции. Только не как БДК, а как обычные транспортные суда, хотя, конечно, корабли не для этого строились.

Что касается «Точки» и даже «Точки-У», то как эти комплексы могут влиять на какой-то там баланс с максимальной дальностью полета 120 км («Точка-У»)? Например, в Калининграде 152-ая ракетная бригада остается с «Точкой-У», которая лишь незначительно «затрагивает» Польшу и Литву. В общем, подобные рейтинги хорошо цитируются и читаются населением, но если серьёзно оценивать их содержание, то такие списки можно смело отправлять в мусорную корзину.

Подводной лодке «Лада» приделали жабры

Субмарина проекта 677 — прыжок в четвертое поколение

У лодки была блестящая перспектива. В 1997 году была заложена первая лодка «Санкт-Петербург». К 2020 году должны были построить 20 субмарин, которые относятся к четвертому поколению. «Лада» должна была стать главной ДЭПЛ, оттеснив на второй план «Варшавянок» проекта 636.6, а затем и вытеснив их из состава ВМФ.

Однако лодка строилась непозволительно долго. Еще дольше проходили ее испытания, результаты которых флот не устраивали, после чего начинались переделки… В результате первая лодка проекта была введена в опытную эксплуатацию в 2010 году. То есть через 13 лет после ее закладки.

Спустя два года после начала эксплуатации субмарины тогдашний главком ВМФ Владимир Высоцкий так оценил новую лодку: «Заявленные технические характеристики подводных лодок проекта 677 не подтверждаются на испытаниях головной подлодки „Санкт-Петербург“. В существующем виде „Лада“ ВМФ России не нужна. Нам не нужны новые „мозги“ с оружием, которые сидели бы на энергетике Второй мировой войны. Зачем? Кому это надо? И оперативные свойства у неё такие же».

Вскоре было принято решение об окончательном закрытии проекта после достройки еще двух заложенных лодок — «Кронштадта» и «Великих Лук».

На Северном флоте аварийные субмарины будут обречены до 2030 года

Да, «мозги» и все прочее у «Лады» отменное. В ней используется более 130 новейших образцов радиоэлектронных систем и приборного оборудования. Высокую эффективность имеет система боевого управления «Литий». Хорошей чувствительностью, избирательностью и обзором обладает гидроакустическая система, антенны которой расположены в передней части лодки и по бокам. На «Ладе» впервые на ДЭПЛ установлена новейшая навигационная система с повышенными возможностями ориентации. К минимуму сведены издаваемые лодкой шумы. «Варшавянку» в НАТО называют «Черной дырой», поскольку она обладает рекордной малошумностью. У «Лады» этот показатель еще выше. Как утверждают разработчики, более чем в три раза.

Но все эти достоинства перечеркнула неудачная энергетическая установка (ЭУ). Она не выдавала необходимой мощности, что приводило к неустойчивой работе силовых агрегатов. Не выдерживалась максимальная подводная скорость, которая должна достигать 22 узлов. Электродвигатели, работающие на вал, потребляли избыточную мощность, быстро разряжая аккумуляторы. А это требовало с повышенной частотой всплывать, чтобы дизель-генератор вновь зарядил аккумуляторную батарею. В общем, гневный посыл относительно ненужности «Лады» главкома ВМФ Высоцкого понять вполне можно.

Разработчики неоднократно дорабатывали проект, внося изменения в «Санкт-Петербург». Две другие субмарины проекта достраиваются уже по другому проекту, модернизированному.

Похоже, что с ЭУ все проблемы уже решены. «Санкт-Петербург» проявил себя наилучшим образом и во время испытаний, которые проходили после последней доработки лодки, и на учениях, обнаруживая противника раньше, чем другие субмарины.

В результате командование ВМФ сменило гнев на милость. Было принято решение о постройке еще двух лодок проекта 677. О причинах такой перемены настроений поговорим ниже.

Так, сравнительно недавно во время совместных учений ВМФ Индии и США индийская «Варшавянка», оставаясь необнаруженной, подошла к американской атомной субмарине на расстояние торпедного выстрела. То есть последние модификации этой лодки уже можно отнести к поколению 3+, а то и 3++.

А теперь о причинах перемены гнева на милость в отношении развития проекта 677. Вполне понятно, что все прекрасные технические новшества лодки четвертого поколения, можно сказать, перечеркиваются необходимостью всплывать примерно раз в сутки, чтобы запустить дизель, который заряжает аккумуляторные батареи. Поэтому можно говорить лишь о кратковременной незаметности лодки, которая немедленно «засвечивается» после всплытия.

В ряде военных флотов эта проблема устраняется за счет использования воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ). Это позволяет лодке находиться под водой без всплытия 20−25 дней. Подводные лодки с ВНЭУ в настоящий момент эксплуатируются в ВМС Швеции, Германии, Франции, Японии, Израиля, Греции, Турции, Южной Кореи, Португалии, Бразилии, Малайзии, Чили. А первые из них появились в Швеции еще в 80-е годы прошлого века.

У России ВНЭУ до сих пор нет.

Правда, не все из перечисленных стран такие лодки строят сами. Большинство покупает у производителей, к которым относятся Швеция, Германия, Япония и Франция.

Существует 4 принципа построения ВНЭУ, значительно отличающиеся друг от друга. Но распространение получили два из них. Установки на основе двигателя Стирлинга, который работает за счет создания разности температур в рабочем теле, как правило, газе. Этот метод используют шведы и японцы.

И установки на основе электрохимических генераторов. В них энергия химической реакции преобразуется в электрическую. ЭХГ установлены на немецких лодках. Данный метод более предпочтителен в сравнении с использованием двигателя Стирлинга. ЭХГ компактны и вырабатывают большую мощность. Также они абсолютно бесшумны.

Именно этим путем уже долгие годы идут российские, а перед этим — советские, конструкторы. Периодически появляются известия о том, что создан и испытан работающий макет. И что в нем используется уникальный метод получения водорода (одного из реагентов для ЭХГ) при помощи риформинга дизельного топлива. И что опытный образец появится через год. И что через год начнутся испытания… Предпоследние вести из КБ «Рубин» о судьбе отечественной ВНЭУ появились весной 2015 года. Гендиректор КБ Игорь Вильнит сообщил, что завершились береговые испытания установки, и скоро начнутся морские. После их окончания установка будет полностью готова к внедрению.

Тогда в этот оптимизм не поверили. В связи с чем приговор о завершении проекта 677 на строительстве третьей лодки не был пересмотрен.

И вот теперь, похоже, дело по созданию ВНЭУ близится к завершению. В план добавили еще две лодки. Более того, в прошлом году заместитель главнокомандующего ВМФ вице-адмирал Виктор Барсук на Восьмом международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге сделал сенсационное заявление: серия модернизированных подводных лодок проекта 677, оснащенных ВНЭУ, «будет очень большой». То есть по прошествии двух десятилетий все возвращается на круги своя. Правда, модернизация предполагает улучшение характеристик лодки за счет внедрения новых систем, поскольку приборное оборудование «Санкт-Петербурга» уже вряд ли можно считать новейшим.

В связи с этими перипетиями нелишне вспомнить о судьбе перспективной неатомной подводной лодки «Калина», которая должна бы стать субмариной уже пятого поколения. Этот проект разрабатывается также в КБ «Рубин».

Когда проект только затевался, принадлежность лодки к следующему, пятому, поколению объяснялась тем, что она должна быть оснащена ВНЭУ. В отличие от дизель-электрической «Лады» четвертого поколения. Ни о каких иных существенных отличиях никто не говорил. Вооружена теми же самыми торпедами и ракетами «Калибр». Гиперзвуковой «Циркон» не планируется. Высочайшая степень автоматизации процессов. И на «Ладе» он тоже высочайший — команда состоит всего лишь из 35-и подводников. Модульность оборудования? И на «Ладе» она есть. То же самое можно сказать и об уменьшении размеров лодки, благодаря чему минимизируются излучаемые ею поля. «Лада» на 30 с лишним процентов меньше «Варшавянки».

И вот теперь, когда у «Лады» наконец-то будет ВНЭУ, похоже, что «Калина» станет дублирующим проектом. Собственно, он уже давно готов к старту — КБ «Рубин» завершила разработку «Калины» в 2015 году. На периодически повторяющийся вопрос о том, почему лодка до сих пор не заложена, президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов неизменно отвечает: «Потому что нет заказа от Министерства обороны». Разумеется, судостроители в получении заказа заинтересованы. Но небезосновательно можно предположить, что его и не будет. Потому что серия проекта 677 «будет очень большой».

Но вот очень хотелось бы получить от судостроителей внятный ответ на вопрос о том, чем же «Калина» будет отличаться от «Лады». Ведь обе лодки разрабатывались в одном КБ в одно и то же время — с 2010 года проект 677 претерпел существенные изменения по результатам опытной эксплуатации «Санкт-Петербурга». Получается как на ВАЗе, где «Лада Калина» — это один автомобиль, а не два разных.

Выйдя из договора РСМД, Пентагон сможет быстро модернизировать свои ракеты

Строительство ДЭПЛ проекта 677

Санкт-Петербург, ОАО «Адмиралтейские верфи».

  • ДЭПЛ «Петропавловск-Камчатский» вышла на заводские испытания
  • Спущена на воду ДЭПЛ «Волхов»
  • Новая дизель-электрическая подводная лодка «Волхов» проекта 06363 передана ВМФ России

Вступайте в наши группы и добавляйте нас в друзья :)

  • A_SEVER
  • 09.11.2015 11:00

А что на Ладу анаэробную таки допилили? Или пока с обычной?

В общем отличий от Варшавянки пока мало? Ну и Варшавянки совсем недурны.Куда их планируют?

отличий достаточно много. На Ладах более современное электронное оборудование, широко применяется автоматизация (что позволяет сократить экипаж):

Да и более компактные они, что положительно сказывается на малозаметности.

«Варшавянка» пр. 636 — 2350 т

«Варшавянка» пр. 636 — 52 человека

Рабочая глубина погружения:

«Варшавянка» пр. 636 — 240 м

Дальность подводного хода (3 уз):

«Варшавянка» пр. 636 — 400 миль

Максимальная дальность в подводном состоянии (на перископной глубине, с шноркелем):

«Варшавянка» пр. 636 — 7500 миль

Вооружение практически аналогичное, разве что пр. 677 может нести больше мин:

«Лада» пр. 677 — 6 носовых ТА калибра 533 мм, 18 торпед, до 44 мин

«Варшавянка» пр. 636 — 6 носовых ТА калибра 533 мм, 18 торпед, до 24 мин

Подводная лодка «Санкт-Петербург» (проект 677, «Лада»):

На 17 человек меньше. Это круто. Лодку проработали довольно таки сильно, так уменьшив водоизмещение.

еще есть ракеты Калибр Лада стреляет вертикально, а варшавянка через носовой торпедный.

Север в викепеди имеется фото проекта Лада там показано вертикальный стволы ракеты.

все наши лодки пуляют калибром с торпедных аппаратов — именно в этом универсальность комплекса калибр.

Рабочая глубина погружения:

«Лада» пр. 677 — 250 м

«Варшавянка» пр. 636 — 240 м

636 — рабочая глубина 240 м, предельная 300 м.

677 — рабочая глубина 200 м, предельная 250 м.

Помимо меньшей глубины, «Лада» имеет меньшую автономность — 30 суток (у 636 45 суток).

учитывая все эти нюансы с Вашей точки зрения целесообразно ли закрывать проект Варшавянок и полностью переходить на Лады?

Я думаю, имеет смысл достроить заложенные лодки с учётом изменений, внесённых в проект после испытаний «Санкт-Петербурга», возможно построить ещё 1 лодку для испытаний ВНЭУ. После этого надо будет принимать решение — или приступать к серийному строительству (возможно ещё раз внеся корректировки в проект), или начинать разрабатывать новый.

636 — рабочая глубина 240 м, предельная 300 м.

677 — рабочая глубина 250 м, предельная 300 м.

да и во всяких новостях тоже пишут про 300 метров и 45 дней у Лады:

пр.677

Дальность хода подводная (скорость 3 уз) — 650 миль

Глубина погружения рабочая — 240-250 м (по разным данным)

Глубина погружения предельная — 300 м

Автономность — 45 суток

Гарантированный срок эксплуатации — 25 лет

Кстати, у пр. 636 дальность подводного хода поменьше чем у пр. 677 — 400 миль.

В своё время ЦКБ «Рубин» разработал 2 варианта «Лад» — для нас МО выбрало вариант поменьше (а выбирали в середине 90-х в известной экономической ситуации), а для экспорта в инициативном порядке начали строить более крупный «Амур» (он же 677Э).

Так вот ТТХ, которые гуляют в СМИ — это ТТХ экспортного варианта, который так и не был реализован (недостроенный корпус которого сейчас можно видеть на улице на территории «Адмиралтейских верфей»).

У нашего построенного 677-го возможности скромнее .

Но эти данные актуальны только для головного «Санкт-Петербурга», у «Кронштадта» и «Великих Лук» они будут лучше — ошибки 90х надо исправлять!

Кнутов назвал главное преимущество подлодок РФ «Варшавянка» и «Лада»

Кнутов назвал главное преимущество подлодок РФ «Варшавянка» и «Лада»

Благодаря тому, что российские военные разработчики совершили технологический прорыв в производстве подводных лодок нового поколения, их ставят на вооружение флота РФ и будут продавать на экспорт. Об этом «НьюИнформ» рассказал военный историк Юрий Кнутов.

Министерство обороны РФ подписало контракт с «Адмиралтейскими верфями» на строительство двух подлодок — одной «Варшавянки» и одной «Лады». Подробности соглашения не раскрываются, неизвестны ни сроки постройки, ни для кого субмарины будут строиться. В то же время «Адмиралтейские верфи» ожидают подписания контракта на серию ДЭПЛ. Подписание соглашения прошло в рамках военно-технического форума «Армия-2020».

«Адмиралтейские верфи» построили серию из шести подводных лодок проекта 636.3 «Варшавянка» для Черноморского флота, в настоящее время строится серия «Варшавянок» для ТОФ. Планировалось, что в 2020 году Минобороны заключит с предприятием новый контракт на еще одну серию подлодок для Балтфлота.

Кнутов назвал главное преимущество российских подлодок «Варшавянка» и «Лада»

Подлодки проекта 636.3 «Варшавянка» относятся к третьему поколению подводных кораблей и являются продолжением советских дизель-электрических субмарин проектов 636 и 877, разработанных ЦКБ МТ «Рубин» из Санкт-Петербурга.

Длина субмарины проекта 636.3 составляет 74 м, ширина — 10 м, водоизмещение — около 2,3 тыс. т, глубина погружения — 300 м, автономность — 45 суток, подводная скорость — 20 узлов (37 км/ч), экипаж — 52 человека. «Варшавянка» относится к классу подлодок третьего поколения, но оснащена современным оборудованием, которое позволяет в значительной степени автоматизировать процессы управления. Подлодки оснащены ракетами «Калибр» и обладают возможностью их подводного запуска.

Военный эксперт Юрий Кнутов рассказал, что подводные лодки «Варшавянка» есть на нескольких флотах России.

«У нас сейчас пять таких лодок, в частности, на Черноморском флоте. Сейчас их будут поставлять на Тихоокеанский флот. Наши подлодки пользуются очень большим спросом за рубежом, есть информация что Вьетнам закупил их, и подлодка обнаружила даже американскую субмарину «Вирджиния» и условно торпедировала ее, которая считается одной из самых бесшумных в мире. Во всем мире нашу «Варшавянку» называют «черная дыра», из-за ее «невидимости», настолько она бесшумна. Уровень ее фона, как естественный шум океана, ее очень сложно обнаружить», — отметил историк.

Кнутов назвал главное преимущество российских подлодок «Варшавянка» и «Лада»

По словам Кнутова, «Лада» — это новые российские подлодки с воздухонезависимой энергетической установкой.

«В них решена проблема с зарядкой аккумуляторов — не нужно всплывать и подзаряжать их. Россия давно анонсировала разработки и производство лодок нового поколения и то, что сейчас Министерство обороны закупает эти субмарины, подтверждает тот факт, что все требования, предъявляемые разработчикам и производителям в части технических показателей, выполнены», — подчеркнул спикер.

Ранее для работы дизелей и выработки электроэнергии требовался воздух. В «Ладах» эта проблема решена. Эта субмарина соответствует высокому уровню с точки зрения технического оснащения, подобные субмарины производят всего несколько стран.

«У США есть подобные лодки, но у них другие принципы, а мы получаем кислород путем гидролиза воды, и это позволяет находиться под водой практически неограниченное количество времени. Такое делаем только мы, наша страна — единственная в мире, которая пошла по этому пути развития подводных крейсеров», — рассказал историк.

Кнутов назвал главное преимущество российских подлодок «Варшавянка» и «Лада»

По словам Кнутова, в этом отношении российские военные совершили технологический прорыв, поэтому Министерство обороны ставит новые субмарины на вооружение флота, а в дальнейшем Россия будет продавать их на экспорт, такие лодки будут востребованы.

Принимая Главный военно-морской парад по случаю Дня ВМФ России, президент РФ Владимир Путин заявил, что морской флот России «осваивает новейшую технику, эффективно использует и разрабатывает не имеющие аналогов в мире перспективные инженерные и конструкторские решения». По словам российского лидера, уникальные образцы российских вооружений — гарантия того, что флот сможет дать «достойный отпор любому агрессору».

Читайте также: