Пахнет степью пахнет мятой и над волгой расстилается туман

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 04.10.2024

Январь сорок третьего года.
Бомбёжка. Метель. Сталинград.
Несутся в Германию письма
Замёрзших немецких солдат.
Читают в далёких квартирах:
«Пришлите кальсонов и гетр.
Мы прошагали полмира,
Но здесь не пройти километр.
Мы загнанные, как волки.
Едва стоим на ногах.
На Тракторном, Красном, у Волги
Нас бьют в подвалах, цехах.
Они сумасшедшие просто!
Такого нету нигде!
Стреляешь – а он, как апостол,
В атаку идёт по воде.
Приказ их подобен бреду,
И это страшный приказ.
За Волгой земли для них нету,
Но нету её и для нас.
Мы помним, как с бравурным пением
Втоптали Европу в грязь,
Как жгли города и селения -
По ходу, с брони, веселясь…
Как ползали все, будто стадо…
И вот наказал нас за то
Обычный солдат Сталинграда,
Расстрелянный в решето».

Пекло, раки, пиво. Волгоград .
Двадцать первый век - на поле боя
До сих пор защитники стоят
В виде гордых каменных героев.

Часто думаю я почему-то,
Приходя на Мамаев Курган,
Очень скоро настанет минута,
И последний придёт ветеран.

И эпоха в руке у него
В одноразовом мятом стаканчике
Завершится. И встретят его
Сослуживцы - седые мальчики.

Они все его выйдут встречать
На своём небесном параде
И дыры в груди – как клеймо, как печать:
«Я был в Сталинграде!», «Я был в Сталинграде!»

Вместе с ними – лёгкий, словно пух,-
Полетит он, сверху наблюдая.
Не святой, а просто русский дух
Над Курганом имени Мамая,

Как внизу идёт земной парад,
Как цветы к подножьям возлагают,
Про Мать - Родину всё верно говорят,
Только одного не понимая:

То, что меч огромный нужен ей
Не за тем, чтоб где-то люди ужаснулись,
А держать повыше от людей -
Чтобы никогда не дотянулись.

То, что меч огромный нужен ей
Не за тем, чтоб где-то люди ужаснулись,
А держать повыше от людей -
Чтобы никогда не дотянулись…

И невыносимо ей стоять.
Гаснет вера с поколением каждым,
Что не будут больше убивать,
Может быть, когда-нибудь однажды…

Юлия Друнина - Стихотворения (1942–1969)

Юлия Друнина - Стихотворения (1942–1969)

В тот самый миг,
Когда умолкнет маршал
И к Мавзолею хлынет войск река,
В рядах,
Идущих триумфальным маршем,
Невидимые двинутся войска.
Пойдут и те,
Кто пал у Перекопа,
И кто в тифозном умирал бреду,
И кто в блокадном погибал аду,
И те,
Чью поступь слышала Европа.
В том, сорок пятом, памятном году.
Да, у Победы громкая походка,
Нельзя не услыхать ее шагов!
И расписался на рейхстаге четко
Колхозник из Рязани — Иванов.
Нет поучительней автографа на свете…

Идут в шинелях Иванова дети.

Пусть теперь ты в шлеме, не в ушанке,
Все равно, родная, это — ты.
Под прозрачным шлемом марсианки
Узнаю знакомые черты.

Из легенд войны, из Далека,
Ты вернулась, наша запевала, —
Та, что пулеметом прикрывала
Отступленье своего полка.

Но у чуда нет земной прописки,
Не воскреснут павшие в бою:
На солдатском строгом обелиске
Я прочла фамилию твою…

Это так. И все же ты воскресла,
В облике ином вернулась ты:
Под скафандром светлые черты,
Космонавта сказочное кресло.

Ты была военною сестрою,
Ты теперь — небесная сестра.
Валентина, помаши рукою
Фронтовым подругам у костра.

Помаши рукою через годы,
Протяни им руки через смерть —
Это девушки твоей породы,
Им бы тоже к звездам полететь.

«От межзвездных дорог…»

От межзвездных дорог
До ковровой дорожки
Расстояние — целая жизнь.
Смотрит мир,
Как летят по сукну босоножки, —
Осторожнее, не споткнись!
Валентина,
Не сбейся с ноги ненароком,
Острой «шпилькой» ковер не задень.
Нелегко это —
Жить под всевидящим оком
Миллионов влюбленных людей.
Может, это труднее,
Чем все перегрузки,
Только я за тебя не боюсь:
Просто, даже застенчиво,
Очень по-русски
Ты несешь поклонения груз.
Кто придал столько скромности
Этой улыбке,
Голубому сиянию глаз.
Не успела ты встать
Из младенческой зыбки,
Как в Россию война ворвалась.
Не узнала поддержки
Отеческих рук ты —
Пал героем на фронте отец.
Но была с тобой Родина —
Главный конструктор
Человеческих душ и сердец.

«А я для вас неуязвима…»

А я для вас неуязвима,
Болезни,
Годы,
Даже смерть.
Все камни — мимо,
Пули — мимо,
Не утонуть мне,
Не сгореть.
Все это потому,
Что рядом
Стоит и бережет меня
Твоя любовь — моя ограда,
Моя защитная броня.
И мне другой брони не нужно,
И праздник — каждый будний день.
Но без тебя я безоружна
И беззащитна, как мишень.
Тогда мне никуда не деться:
Все камни — в сердце,
Пули — в сердце…

«Мне жаль того человека…»

Мне жаль того человека,
Которого я любила:
Он умер, хотя он рядом —
Отглажен, побрит, одет.
Мир праху его, мир праху!
К чему разрывать могилы?
Он мертвый, хотя он рядом,
Мистики в этом нет.

Ну, что сказать на прощанье
В горьком надгробном слове?
Мне жаль того человека…
Кто ж смерти его виной?
Растратил себя бедняга
В пустой суете, в любовях,
Ему отказало сердце,
Он мертвый, хоть он со мной.

Идет гражданин без сердца —
Умный, красивый, милый…
Как жаль того человека,
Которого я любила!

Брошена! Придуманное слово…

Жизнь бывает жестока,
Как любая война:
Стала ты одинока —
Ни вдова, ни жена.
Это горько, я знаю,
Сразу пусто вокруг.
Это страшно, родная, —
Небо рушится вдруг.
Все черно, все угрюмо.
Но реви не реви,
Что тут можно придумать,
Если нету любви?
Может, стать на колени?
Обварить кипятком?
Настрочить заявленье
В профсоюз и партком?
Ну, допустим, допустим,
Что ему пригрозят,
И, напуганный, пусть он
Возвратится назад.
Жалкий, встанет у двери,
Оглядится с тоской,
Обоймет, лицемеря, —
Для чего он такой:
Полумуж, полупленник,
Тут реви не реви…
Нет грустней преступленья,
Чем любовь без любви!

ПЕСНЯ О КУРГАНЕ

(Из кинофильма «Принимаю бой»)

Пахнет степью,
Пахнет мятой,
И над Волгой опускается туман.
В час свиданий,
В час заката
Приходи, мой родной, на курган.

Над курганом
Ураганом,
Все сметая, война пронеслась.
Здесь солдаты умирали,
Заслоняя сердцем нас.

У подножья
Обелиска
В карауле молодые деревца.
Сядем рядом,
Сядем близко,
Так, чтоб слышать друг друга сердца.

Мне милее
И дороже
Человека нигде не сыскать.
Разве может,
Нет, не может
Сердце здесь на кургане солгать…

ПАРАД В СОРОК ПЕРВОМ

Наверное, товарищи,
не зря,
Любуясь шагом армии чеканным,
Другой —
тревожный —
праздник Октября
Припоминают нынче ветераны.
Была Москва
пургой заметена,
У Мавзолея ели коченели,
И шла по Красной площади
Война —
Усталая,
в простреленной шинели.
То батальоны
шли с передовой,
Шли на парад
окопные солдаты.
И рвались в небеса
аэростаты,
Качая удлиненной головой.
Терзали тело Подмосковья
рвы,
Убитых хоронил
снежок пушистый.
Сжимали горло
фронтовой Москвы
Траншеи наступающих фашистов.
А батальоны
шли с передовой,
Шли на парад
окопные солдаты.
Недаром в небесах
аэростаты
Качали удивленной головой…
Наверное, наверное,
не зря,
Любуясь шагом армии чеканным,
Всегда припоминают ветераны
Другой —
тревожный —
праздник Октября.

Легковые
идут лавиной,
С ревом мчатся
грузовики.
По Садовому
прут машины,
Разъяренные,
как быки.

Я в Москве родилась,
а вроде
Здесь поджилки
в час «пик» дрожат…
Осторожнее! —
переходит
Через улицу
детский сад.

По-весеннему конопаты,
По-ребячьему хороши,
Переваливаются утята —
Косолапые малыши.

Так доверчивы,
так бесстрашны —
Замирают сердца у нас.
Постовой вдруг застыл,
как башня,
Покраснел светофора глаз.

И сейчас же
скрежещут шины,
На педали жмут шофера.
Останавливается лавина —
Осторожнее,
детвора!

…Дать бы красный
по всей планете:
Стоп войне!
Осторожно —
дети!

Текст книги "Избранные стихотворения"

Что же произошло с тем пытливым удачливым гимназистом, как сложилась его дальнейшая судьба?

Он дожил до восьмидесяти девяти лет, издал бесчисленное количество книг, но среди этого множества не было одной, может быть, самой желанной, самой главной в жизни – книжки стихов.

Себя он называл «непризнанным поэтом».

Помню дачный поселок Переделкино, «городок писателей», в последние военные и первые послевоенные годы. Я помню его и позже, но именно тогда там царила поэзия, и мой папа (дошкольнику и младшему школьнику можно так называть отца), мягкий и нежный, словно бы сливался с природой – высокими соснами, заваленными снегом дачами и дорогами среди них, весенней распутицей, обезумевшей в половодье речушкой Сетунью, снесшей хлипкий автомобильный мост к кладбищу и станции…

И стихотворные строки. Они есть здесь, в этом сборнике.

Впрочем, некоторые стихотворения не вошли в основной «корпус». Но звучат в моей душе.

«За стволы трухлявых сосен Зацепившись вверх ногами, Разговаривали дятлы По лесному телеграфу…»

Это мои «папины» стихи. Им нечего делать в большой литературе! А вот четверостишие 1954 года, которое обязательно должно присутствовать в сборнике:

У нас дороги разные,

Расстаться нам не жаль.

Ты – капелька алмазная,

Я – черная эмаль.

«Черная эмаль» – небо, «капелька алмазная» – оставленная в небе дырка от пули. Образ, постоянно встречающийся в произведениях Катаева. Так, во всяком случае, мне кажется…

Последние несколько лет жизни отец посвятил тому, что приводил в порядок поэтический архив. Он выискивал в своих рукописях, беспорядочно рассованных по папкам, собственные стихи или же присланные ему кем-то копии стихотворений, напечатанных в разное время в газетах или журналах, и переписывал их в большие тетради, блокноты. Таких блокнотов набралось семь. Отец мечтательно говорил, что хорошо бы издать стихотворения отдельной книжкой. Он даже вел беседы на эту тему с молодыми коллегами-поэтами, время от времени навещавшими его.

Но все кончалось лишь горячими и пустыми пожеланиями.

Павел Катаев

Избранные стихотворения

Холодом дышит природа немая.

С воем врывается ветер в трубу.

Желтые листья он крутит, играя,

Пусто и скучно в саду.

Черное море шумит на просторе,

Бешено волны седые кипят,

И над холодной, кипящей пучиной

Белые чайки визгливо кричат.

Крик их мешается с ревом стихии,

Скалы, как бронза, от ветра звенят,

Серым туманом покрыты обрывы,

Дачи пустые уныло молчат.

Восток алел. Плескалось тихо море.

Соленый ветерок ромашки колыхал.

И чайки с криками носились на просторе.

Предутренний туман на запад улетал.

Я на скамье сидел и морем любовался.

Теснился в голове печальных мыслей рой.

Картины прошлого неслись передо мной.

В душе растаял лед и пламень разгорался…

Восток алел.

Шум. Говор. Зной. Мечети. Люди. Фески.

Как пестрый шарф раскинулся Стамбул.

Я помню – воздух млел в сухом июльском блеске

И вдоль Босфора жаркий ветер дул.

Под сводами Софии зной и гул

Сменила тень, как в темном перелеске.

Старик в чалме сквозь сон Коран тянул.

И надпись по стене вилась. Как арабески.

Нас провожал Стамбул грозою и дождем.

Мне вечер помнится томительный и жгучий.

Мелькнула молния из сине-желтой тучи.

Кипел залив, и грянул страшный гром,

Как в раскаленный брус тяжело звонкий молот.

И свод небес был надвое расколот.

В старом доме

На ярких обоях лубки в золоченых багетах.

Кривые зерка́ла с следами бесчисленных мух,

Слой пыли не стертой на старых, как мебель,

На кафельной печке зеленый – из гипса – петух.

Везде занавески. Чехол на облезлом рояле.

С геранью вазоны на маленьком, низком окне.

И воском натертый паркет в этом крохотном зале.

На лаковом столике ваза стоит в стороне.

Здесь жизнь не кипит. Здесь все чинно и сонно.

Лишь изредка горе иль радость сюда заглянет.

Лишь гулкое тиканье старых часов монотонно

Несносно твердит, что бесстрастное время течет.

Спит беспокойный Рим. Прохладен сумрак ночи.

Сияют звезды кротко в вышине.

И спят как белые видения колонны,

Облиты трепетным сиянием луны.

Но в роскоши, в богатстве утопая,

Блестящей свитою придворных окружен,

В своем дворце и гордый и надменный,

Пирует властный кай – Нерон.

Блестит огромный зал. Сверкают лампионы.

В курильницах дымится фимиам.

И розы сыплются каскадом ароматным,

И взгляд скользит по бархатным коврам.

Напитки сладкие в узорчатых стаканах

Прислужники-рабы разносят по столам.

Торжественно звучат литавры и тимпаны,

И нет конца напыщенным речам.

Вдруг шум умолк, и замерло собранье,

Затих ковшей хрустальных тяжкий звон.

И опершись на мрамор хладной лирой,

Дал знак внимания Нерон.

Вот он запел. И слышно только было,

Как ветерок по залу пролетит,

Да ароматной розовою влагой

Задумчивый фонтан о мрамор шелестит.

Он смолк… И гром рукоплесканий

Наполнил своды пышного дворца.

И до небес, из лести, возносили

Придворные бездарного певца.

Стихотворения в прозе

С первым солнышком весенним, с первым нежным поцелуем золотых лучей горячих, снег растаял у дороги и на мокром черноземе показались чуть приметно изумрудные иголки. Налились на вербах почки, прилетели с юга птицы, и, глядишь, весна ступает, словно гордая царевна, словно сказочная фея.

Лишь один на дне оврага, лишь один сугроб угрюмый – от метелей злых остаток – не растаял под лучами благодатного светила.

Все вокруг зазеленело, ручейки, звеня, сбегали вперегонку друг за другом, между желтеньких цветочков на крутых краях оврага…А сугроб стоял не тая, и угрюмый и холодный, как сама зима седая с ветром северным и вьюгой.

Солнце выше поднималось с каждым днем, и вот однажды на сугробе показались две слезинки, две хрустальные слезинки…

Уж ручьи давно сбежали по крутым краям оврага, среди ландышей душистых засинели незабудки…

А зеленые ракиты колыхали томно листья и шептали что-то тихо.

И сугроб холодный таял. Он не мог томиться дольше под горячими лучами… И сугроба в жаркий полдень под ракитами не стало, а на этом месте вырос кустик маленьких фиалок, как залог весны и солнца, вечной юности и счастья.

Читайте также: