Пьеса весна и осень свиридова определить лад

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

Музыкальное занятие для развития восприятия музыки для старшего дошкольного возраста

1. Беседа о временах года весне и осени, используя стихи. Приметы, отличия.

2. Музыкальная характеристика весны и осени. Два настроения, мажор и минор.

3. Оттенки и цветовая гамма весны и осени, рассматривая картины.

4. Рисунки детей

Тема природы волновала человека всегда. Поэты словами рисовали шелест дождя, сияние солнца, зелень листвы. Композиторы говорили об этом нотами. Художники - красками. Георгий Васильевич Свиридов также отдал дань в своем творчестве тематике природы.

Дети, сегодня мы познакомимся с музыкальным произведением, которое состоит из двух миниатюр. Это два времени года. Послушайте стих и вы сразу поймёте о каком времени года я говорю.

Солнце ярче светит.

Дует теплый ветер.

Птицы с юга прилетели.

Звонко падают капели.

Вот и кончилась зима.

К нам опять пришла… весна (М. Картушина)

А теперь другое стихотворение

Вслед за птичьей стаей.

Я по рыжей осени

День за днём скучаю.

Жаль, что осень тёплой

Долго не бывает! (Н. Самоний)

Давайте поеречислим приметы весны и осени (дети отвечают) .А теперь послушаем как композитор изобразил в музыке два настроения.

Слушаем «Весна и осень» Г. Свиридова

Давайте поговорим о характере музыки этих двух пьес.

В «Весне» воздушная мелодия флейты сопровождается аккомпанементом струнных инструментов. Эту музыку можно сопоставить со многими пейзажами русских живописцев – например, с картиной Ефрема Ивановича Зверькова «Половодье».

Вы видите светлые, прозрачные краски, такие же как и мелодия. И художник и композитор рассказывают о тёплой, долгожданной весне, когда пробуждается природа и всё живое расцветает.

Вторая миниатюра – «Осень». Тот же напев в исполнении скрипки. Аккомпанемент исполняют валторны и кларнеты. Это противостояние мажора и минора. По сравнению с «Весной», «Осень» звучит более блёкло и приглушённо. Музыка печальная, немного унывная. На деревьях желтеют листья, всё меньше солнечных дней и природа готовится ко «сну».

В конце звуки скрипки растворяются и затухают в звенящем осеннем небе.

Задумчивую и печальную осень мы можем сопоставить с пейзажем «Золотая осень» Ефрема Ивановича Зверькова.

Миниатюры характеризуют простая напевная мелодия, проникновенное звучание струнных и деревянных инструментов оркестра.

Как в природе одно время года приходит на смену другому, так и в жизни человека одно чувство сменяется другим. Так же меняется настроение. Это уже осенняя печаль и краски более тёмные.

И. Бродский «Поздняя осень»

Весна, ты так прекрасна в обновленье,

В текучих водах слышна песнь моей земли.

Пастух играет где-то на свирели,

По небу солнце катится кольцом вдали.

Я помню шелест платья голубого,

Как мы бежали средь раскидистых берёз.

Вдыхали свежесть духа лугового,

Упав в траву, смеялись от души до слёз.

Под солнцем чувства наши обнажались,

И подпевала нам красавица весна.

И снова мы в её красу влюблялись,

Но знали, есть другая в жизни сторона.

Нам осень, златокудрая кручина,

Оставила в душе печальный лунный след.

И песней лёгкой, нежной лебединой,

Последний провожали, с грустью наш рассвет

А теперь, нарисуйте настроение двух пьес, используя разные цветовые оттенки.

Музыкальное занятие для развития восприятия музыки для старшего дошкольного возраста

Сценарий праздника «Международный день музыки» для детей старшего дошкольного возраста
Сценарий праздника «Международный день музыки» для детей старшего дошкольного возраста «День музыки» Сценарий праздника для детей старшей, подготовительной групп детского сада. Автор: Людмила Диканова. Цель: создать у ребенка.

«Правила дорожного движения». Музыкальное развлечение для детей старшего дошкольного возраста Цель: закрепить знания о правилах дорожного движения, дорожных знаках. Расширять знания о правилах поведения на улице. Довести до сознания.

Фотоотчет «Образ феи Музыки» в творчестве детей старшего дошкольного возраста
Фотоотчет «Образ феи Музыки» в творчестве детей старшего дошкольного возраста «Я – царица мира звуков, Повелительница нот. Без меня молчат дардука, Арфа, скрипка и фагот. Я взмахну рукой, и вот Всё играет и поёт!».

Характеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста
Характеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального воспитания детей. Зная закономерности развития музыкального восприятия,.

Конспект музыкального занятия «Путешествие в музыкальное королевство» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект музыкального занятия «Путешествие в музыкальное королевство» для детей старшего дошкольного возраста Цель: закрепление изученного материала по основам музыкальной грамоты. Задачи: - Выявить умение различать характер музыки одного жанра.

Коррекционное занятие для развития зрительного восприятия Задачи: • упражнять в сравнении двух групп предметов способами наложения и приложения • развивать зрительное восприятие • закреплять умение.

Лэпбук «В гостях у музыки» для детей старшего дошкольного возраста
Лэпбук «В гостях у музыки» для детей старшего дошкольного возраста Лэпбук по музыке для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у музыке" Автор музыкальный руководитель Юрк Э. Х. Цель :Воспитывать любовь.

Открытое интегрированное музыкальное занятие по ФГОС для старшего дошкольного возраста «Цветочная страна»
Открытое интегрированное музыкальное занятие по ФГОС для старшего дошкольного возраста «Цветочная страна» Цель:Развивать творческие способности детей, средствами музыкальной деятельности, делая жизнь воспитанников наиболее интересной, содержательной,.

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Урок музыки в летней школе»
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Урок музыки в летней школе» Как жаль, что закончилось солнечное лето. Мы, конечно, отдыхали, но с пользой. В один прекрасный солнечный день детей старших групп пригласили.

Пьеса весна и осень свиридова определить лад

Музыкальный звук, пропеваемый или извлекаемый с помощью музыкального инструмента, обладает следующими свойствами: высотой, длительностью, динамикой и тембром.

Эмоциональное воздействие музыки на человека заложено уже в самих свойствах музыкального звука. Эти же свойства определяют и средства музыкальной выразительности, к которым относятся лад, ритм и метр, мелодия, гармония, форма.

Лад — это взаимосвязь музыкальных звуков, которая проявляется в зависимости неустойчивых звуков от устойчивых. Ступени лада образуют гамму. В музыке выделяют несколько разновидностей лада, основными же являются мажорный и минорный. Ладовая организованность — одна из важнейших основ музыкального искусства. В соответствии с ладовыми закономерностями строится мелодия, сочетаются звуки в гармонии. Лад часто придает общую эмоциональную окраску музыкальному произведению.

Г. Свиридов. «Весна и осень». Из музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина «Метель».

Ритм (с греч. — соразмерность, стройность) — закономерное чередование музыкальных звуков. На основе ритма строятся музыкальные произведения. Ритм — одно из главных средств выразительности и формообразования в музыке. Метр — порядок чередования равных по длительности долей музыки, разделяющихся на опорные и неопорные. Метр является системой организации ритма, создает норму отсчета музыкальных произведений. Именно по метроритму вы чаще всего определяете характер музыки, называя ее вальсом (трехдольный метр), маршем (четырехдольный метр).

П. Чайковский. «Неаполитанский танец»; С. Прокофьев. «Классическая» симфония, 1 ч.; И. Штраус. «Русский марш»; вальс «На широком голубом Дунае».

Мелодия — художественно осмысленный последовательный ряд звуков разной высоты, организованный посредством ритма и лада. Музыкальное произведение может состоять из одной только мелодии. В многоголосной музыке мелодия составляет основу произведения. Важное качество мелодии — ее напевность, певучесть. Передача интонаций речи в музыке приближает мелодию к речитативу. Мелодия, как и ритм, — самое яркое средство выразительности, позволяющее человеку отличать одно произведение от другого.

Конспект урока "Музыка осени"
план-конспект урока по музыке на тему

Афанасьева Кристина Васильевна

Музыкальный материал: Г.Свиридов “Осень”, П.И.Чайковский “Осенняя песнь”.

Дополнительный материал: отрывок стихотворения А.С. Пушкина “Унылая пора. ”, А. Плещеев “Скучная картина. ”, из русского фольклора “Осень, осень в гости просим…”

Портрет композитора Г.Свиридова, репродукции картин: С.Жуковский “Брошенная терраса”, Б.Кустодиев “Осенний сельский праздник”, В.Поленов “Золотая осень”.

Заготовки листьев из бумаги белого цвета на каждого ученика.

Оборудование: Мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята!

II. Введение в тему урока

Учитель: Послушайте отрывок стихотворения А.С.Пушкина:

Слайд №1

Учитель: «Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса… «.

- О каком времени года эти строки? (Об осени)

- Правильно, ребята. Сегодня мы с вами и посвятим наш урок этому времени года.

Слайд №2

Учитель: Тема урока: «Музыка осени».

Учитель: - Многие поэты, художники, писатели, композиторы любили осень и в своих произведениях рассказывали о ней.

- Какая осень изображена в каждом из стихотворений? (Ответы детей)

- Плывут паутины над сонным жнивьем.

Краснеют рябины под каждым окном.
Хрипят по утрам петушки молодые.
Дожди налегке выпадают грибные.
Поют трактористы, на зябь выезжая.
Готовятся села ко Дню урожая. (А. Твардовский)

Выслушиваю ответы детей.

Учитель: О начале осени, когда наступают самые тёплые осенние дни – дни уходящего лета, бабьего лета, когда краснеет рябина, когда в небе летает паутина, а из туч заслонивших солнце идёт грибной дождь, трактористы готовятся к сбору урожая.

- Ребята, а какая ещё бывает осень?

Золотая, когда все деревья поменяли свой наряд и сбрасывают его на землю, становится холоднее, в небе слышно курлыканье журавлей.

Поздняя осень, когда все деревья стоят голые, на лужах появляется тоненький лёд, может выпасть первый снежок.

- Рассмотрим репродукции картин.

- Что изображено на картинах?

- Какие краски помогают передать настроение?

- Что вы можете о них сказать, опишите их!

Слайд №3

Станислав Жуковский «Брошенная терраса»

Выслушиваю ответы детей.

Учитель: На картине Станислава Жуковского изображён осенний день.

Цвета для этой работы художник подобрал красочные, насыщенные так, чтобы мы увидели перед собой день солнечный, но в то же время, чтобы он ощутил холодный осенний воздух.

Опавшие листья с деревьев лежат повсюду на столе, под скамейкой, на полу.

На столе букет цветов такой же желтый, как и цвет солнечных лучей и листвы на деревьях. Тут же еще несколько цветов, лежащих прямо на столе, – как символ увядающей красоты. И на фоне всеобщего увядания и заброшенности бирюзовое, чистое небо как символ обновления. С картины словно льются солнечные лучи, ощущается осенний запах, распространяющийся от цветов.

От картины нельзя отвести глаза, она наполняет сердце радостью и поднимает настроение, хотя судьба ее автора не была столь же светлой. Станислав Жуковский оставил после себя много выдающихся картин, которые по сей день хранятся в музеях многих стран.

Слайд №4

Борис Кустодиев “Осенний сельский праздник”,

Выслушиваю ответы детей.

Учитель: Эту картину Кустодиев написал всего за пять дней - именно такое количество времени провел художник в своем загородном имении.

В картине художник передает веселье и широту русского праздничного гулянья на фоне уютных деревенских изб и яркой осенней листвы. Как всегда у Кустодиева, колорит картины очень декоративен: он построен на сочетании красных, желтых, оранжевых, охристых и белых цветов.

Слайд №5

Василий Поленов “Золотая осень”.

Выслушиваю ответы детей.

Учитель: Пейзаж «Золотая осень» известного российского и советского живописца Василия Поленова, является не самым известным его произведением.

Картина эта написана художником неподалёку от его усадьбы на реке Оке в Тульской губернии и изображает солнечный осенний день. Наш взор сразу приковывает река, тёмной змеёй выделяющаяся на фоне золотых деревьев и холмов. Не сразу замечается, но надолго врезается в память сияние солнца на крышах монастыря у излучины реки.

Василий Поленов изобразил самое начало осени — жёлтый цвет ещё не полностью захватил пространство картины, пример тому — огромное дерево на переднем плане с ещё зелёной кроной. Но все внимание, конечно, забирает себе река. Чистая вода отражает солнечные блики, небо, солнце и деревья, на отмелях кружит жёлтая палая листва. И хотя художник изобразил на картине осень, понятно, что ещё очень тепло и солнечно, и правильнее было бы назвать эту работу «Бабье лето».

IV. Слушание музыки

Слайд №6

- Послушайте пьесу композитора Георгия Свиридова «Осень» (показ портрета композитора).

Слушание Георгия Свиридова «Осень» (время 0:56 – 2:06)

Учитель: - Какую осень нарисовал композитор музыкальными красками? (не совсем позднюю, присутствует светлое звучание, музыка лирическая, напевная, спокойная, неторопливая, немного навевает грусть)

Учитель: Какими словами вы бы охарактеризовали осень, прослушав музыку Георгия Свиридова «Осень».

Выслушиваю ответы детей.

Учитель: Осенью природа словно затихает, готовится к зимнему сну, поэтому нам кажется усталой, утомленной. Листья скидывают с себя листву, птицы улетают в теплые края. Становится немного грустно, когда смотришь на это увядание.

- Какой инструмент «поет» мелодию?

Слайд №7

(Скрипка)

- Мы с вами познакомились с изображением осенней природы в различных видах искусств. Увидели и услышали как поэты, художники, композиторы своими произведениями выражают любовь к этому времени года. А вы любите осень? За что? (ответы детей)

- Если мы будем любить и беречь природу, то сможем всю свою жизнь наслаждаться её богатыми дарами и яркими красками, черпать в ней силы и вдохновение.

V. Изучение нового материала

Слайд №8

Исполняется попевка “Миновало лето…”. Дети поют вместе с учителем начало песни Д.Васильева - Буглая “Осенняя песенка” и показывают жестом направление движения мелодии.

- Как движется мелодия? (сначала поступенно вверх, затем поступенно вниз). Все ли кубики-звуки нарисованы одинаково; как мы пропеваем маленькие кубики - звуки короткие и большие кубики - звук долгий? (Ответы детей)

“ Из высоких и низких звуков складывается мелодия, выразительность которой придают динамические оттенки ФОРТЕ (громко), ПИАНО (тихо).

- Любая мелодия покажется скучной и неинтересной, если все звуки будут одинаковой длины. То есть звуки могут быть короткими и длинными, с помощью длительностей может складываться любой ритм.

- Давайте проверим с помощью такой игры.

- Теплым осенним днем ребята вышли на прогулку. Они играли, веселились. И вдруг подул сильный ветер.

Физминутка (дети выполняют движения стоя, согласно тексту):

Слайд №9

Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише. Деревцо все выше, выше.

Но вот на небе появилась тучка, и начался дождик. Сначала это были редкие капли (показ, дети повторяют),

потом дождик пошел чаще, будто зазвенели маленькие колокольчики (показ).

Все побежали прятаться под крышу и просят:

«Дождик, дождик! Кап да кап,
Ты не капай долго так».

(Задание заключается в том, чтобы дети проговаривали и отхлопывали ритм стихотворения, одновременно сопровождая хлопки равномерным покачиванием корпуса влево и вправо.

Затем, внимание детей переключается опять на запись нот. Объяснить, что один удар ДОН приходится на два удара ДИ-ЛИ).

- Оказывается ритм очень важен.

VI. Исполнение песни «Если добрый ты» сл. М.Пляцковского
муз. Б.Савельева

Сегодня наш урок посвящен осени, а какую осеннюю песенку мы с вами разучили на прошлом уроке? «Если добрый ты»

Слайд №10

- Ребята, а что главное в песне? (Мелодия)

- Что песню отличает от марша, танца? (Слова)

- Кто сочиняет песни? (Композитор)

Слайд №11 слова песни

Вспомнить песню «Если добрый ты» сл. М.Пляцковского муз. Б.Савельева, затем исполнение.

VII. Обобщение и творческое задание.

- Сегодня на уроке, ребята, мы слушали музыку, читали стихи, говорили о красках осени, исполняли песню. А теперь давайте попробуем украсить наш класс осенними листьями.

«Соберем большой букет - нам от осени привет!».

- У каждого из вас на парте лежит листик белого цвета. Давайте разукрасим листики и не каким-то одним цветом, а сочетаниями разных цветов. Мы выполним нашу творческую работу под «Осеннюю песню» П.И.Чайковского.

Звучит «Осенняя песнь» П.И.Чайковского.

«Готово? Рассмотрите свои творения. Они, несомненно, удачны. Уже одно то, что вам никто не помогал и не подсказывал, очень ценно».

Посмотрите картины известных художников, посвящённые осени.

Просмотр слайдов (12-31).

Последний слайд №32 До свидания!

Домашнее задание.

- Проявите же свою фантазию и дальше. Дома придумайте «осенний напев», передайте свои впечатления об осени. «Со словами вы запоете или без слов, это не столь важно. Кстати, можете себе аккомпанировать, на чем захотите (барабан, щелчки пальцами, хлопки в ладоши и т.п.)».

Выход из класса под музыку “Осень” Г.Свиридова.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока музыки, по теме: «Два лада. Природа и музыка.»

Цель: Познакомиться с музыкальными понятиями «Лад», «Мажор» и «Минор», на основе работы с музыкальными произведениями.

Учебные задачи:

направленные на достижение личностных результатов:

Формировать музыкально-эстетические чувства посредством музыки;

Формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу;

направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

РУУД: Развивать позитивную самооценку своих музыкально-творческих возможностей;

РУУД: Развивать умение принимать и сохранять учебную задачу;

ПУУД: Развивать умение проводить сравнение по заданным критериям;

КУУД: Развивать умение формулировать собственное мнение и позицию;

КУУД: Развивать понятие о существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной точкой зрения ребенка.

направленные на достижение предметных результатов обучения:

1. Закрепить знания о средствах музыкальной выразительности;

2. Учиться определять лады (мажор и минор) в музыкальных произведениях.

Оснащение урока:

Музыкальный ряд:Г.Свиридов «Тройка»,Г.Свиридов «Весна», «Осень», Моцарт «Колыбельная», , П.И.Чайковский «Первый концерт для фортепиано с оркестром 1часть», В.Шаинский «Улыбка»

Литературный ряд: текст песни «Улыбка», сказка о «Мажоре» и «Миноре».

Зрительный ряд: Презентация

Материалы для учащихся: карточки

Материалы для учителя:Технологическая карта, презентация, раздаточный материал

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы обучения

1. Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте ребята, я сегодня урок музыки проведу у вас. Меня зовут Лада Романовна. Сегодня на уроке музыки мы попробуем провести очень интересное исследование. Скажите, как мы должны работать, чтобы у нас все получилось?- Значит, мы будем не только внимательно слушать, думать, но и, конечно же, рассуждать.Согласны?

Отвечают на вопрос учителя.

ЛУУД: Формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу;

Формирование готовности восприятия учебного материала

2. Актуализация опорных знаний

Ребята, мне по секрету сказали, что на прошлом уроке вы слушали произведение

Георгия Свиридова «Тройка»

О чем оно? Какое настроение оно передает?

Я предлагаю вам сегодня еще раз прослушать это произведение.

Георгий Свиридов «Тройка»

Что хотел передать композитор своей музыкой?

Отвечают на вопросы

КУУД: Развивать умение формулировать собственное мнение и позицию;

ЛУУД: Формировать музыкально-эстетические чувства посредством музыки;

3.Организация познавательной деятельности

3.1. Целеполагание

3.2. Открытие нового знания (через различные виды музыкальной деятельности):

3.2.1.Восприятие (слушание музыки, беседа о композиторе, произведении)

3.2.2. Первичное закрепление

3.2.3.Вокально-хоровая работа

3.2.4.Музыкально-ритмические движения

3.2.5. Творческое задание

3.3. Повторение и включение в систему знаний

Какие средства музыкальной выразительности использовались? Хорошо! Сегодня мы продолжаем изучать средства музыкальной выразительности.

А конкретнее, темой нашего урока сегодня будет: «Два лада. Природа и музыка». Как вы думаете, что такое лад в музыке?

Какую цель вы перед собой поставите?

Художник настроение картины передает с помощью красок, а композиторы с помощью средств музыкальной выразительности. Ребята, как вы думаете с помощью, каких средств музыкальной выразительности музыка передает настроение человека и природы? Хорошо, есть еще такое средство музыкальной выразительности как лад.

Как вы думаете, что такое лад?

Да ребята, вы правы. Хочется обобщить ваши ответы. Лад в переводе со славянского означает мир, порядок, согласие, дружбу, любовь.

ЛАД в музыке – это не просто стройность и согласие. Это специальный термин, который означает дружбу, взаимосвязь звуков между собой. Без лада нет мелодии.Сейчас я расскажу вам одну сказку. Слушайте внимательно.Сказка про «Мажор и Минор». Жили-были два брата – два музыкальных лада – Мажор и Минор. Мажор был старшим, а Минор – младшим. Старший брат всегда веселился: «Я ведь лад мажорный, радостный, задорный!» А Минор грустил: «Я печальный с давних пор, потому что я Минор». Несмотря на разные характеры, братья никогда не ссорились и жили дружно. Вот однажды отправились они в лес по грибы, по ягоды и заблудились. Минор плачет: «Ох, пропадём, в яму упадём!» А Мажор смеется: «Не горюй, братец мой, лучше песенку спой!» Запел Минор грустную песню. Загрустил вместе с ним весь лес, печально зашелестела трава, задумался, затих ветерок, замолчали удивленные птички. Даже солнышко спряталось за тучу от грустной песенки Минора. Сами собой стали наворачиваться слёзы на глаза братьев, и ещё труднее стало им искать дорогу. «Нет, братец, так не годится!» – сказал Мажор и стал напевать весёлую песенку. Встрепенулся, очнулся от грусти лес, выглянуло солнышко, защебетали весело птички, подпевая старшему братцу. Высохли на глазах братьев слёзы, и лес перестал казаться им страшным и дремучим. Так, с весёлой песней, и выбрались они на дорогу, ведущую к дому. Грусть да печаль в беде плохие помощники. – Ребята, каким был мажор? Хорошо! А каким был минор?

Мажор- светло, празднично, весело.

Минор- грустно, задумчиво.

Сейчас вы будете в роли экспертов, у вас на столе есть две карточки «Солнышко» и «Тучка». Солнышко - это мажор, а тучка- это минор. После прослушанного произведения вам нужно будет поднять ту карточку которая подходит к настроению музыки, тучка- минорное – грустное, солнышко- мажор- радостное, светлое .

Многие композиторы использовали мажор и минор при сочинении своих произведений. Русский композитор Г.В. Свиридов очень любил свою родину, ее широкие просторы, раздольные поля, густые и волшебные леса, прозрачные реки и озера. Он старался в своих произведениях выразить свои чувства. И использовал музыкальные лады – мажор и минор.

Я предлагаю вам, прослушать произведение русского композитора. Во время прослушивания подумайте, какое настроение хотел передать композитор в своем произведении.

Георгия Свиридова «Осень» (слушают)

Какое настроение у вас создалось при прослушивании этого произведения? Поднимите карточку.

Хорошо! Сейчас мы прослушаем еще одно произведение. При прослушивание пронаблюдайте, какое же настроение хотел передать композитор? Георгия Свиридова «Весна» (слушают). Какое настроение сложилось у вас при прослушивание данного произведения? В каком ладу звучало это произведение? Поднимите карточку. С помощью, каких инструментов композитору удалось передать данное настроение? Давайте сравним два произведение, чем они отличаются, и в каких ладах они звучали?

Следующий австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт. Моцарт с детства занимался музыкой и был очень одаренным ребенком. Моцарт обладал уникальной памятью. Он написал множество произведений, и сейчас мы послушаем одно их них. Постарайтесь прочувствовать и услышать, какое же настроение несет произведение «Колыбельная» (слушают)

Какое настроение передает данное произведение? Поднимите карточку с тем настроение, которое вы услышали в произведении.

Хорошо! Я предлагаю прослушать произведение русского композитора Петра Ильича Чайковского. Чайковский проявлял большой интерес к музыке уже с 4-х лет. Учитель музыки не видел в Чайковском таланта, но не смотря на это он написал множество произведений, и сейчас мы послушаем одно из них. Внимательно послушайте, какие инструменты будут звучать и какое настроение передает музыка. «Первый концерт для фортепиано с оркестром»(слушают).

И так, какие же инструменты вы услышали? Поднимите карточку с тем настроение, которое передает музыка.

Хорошо! Ребята, какое же настроение может передавать музыка?

Каким средством музыкальной выразительности – музыкального языка пользуются композиторы для создания этого настроения?

Ребята, когда у нас хорошее настроение, у нас все отлично, что у нас появляется на лице? Совершенное верно! Есть замечательный композитор Владимир Яковлевич Шаинский. Он написал множество песен и в то числе песни для детей – Кузнечик, Вместе весело шагать, Антошка, Чунга-чанга и другие. Владимир Шаинский был жизнерадостным человекам, и дарил свою улыбку всем. Он тоже подарил, нам свою улыбку в песне которая так и называется «Улыбка». Сейчас, мы с вами прослушаем и разучим песню «Улыбка». При прослушивание подумайте, о чём песня и какое у неё настроение, какой лад использовал композитор, когда писал эту песню?

Слушают «Улыбку»

Теперь мы с вами её разучим.

-Сейчас я прочту две первые строчки, а затем мы повторим их вместе. Хорошо!

-Послушайте следующие строки. Теперь давайте повторим их. Замечательно! Теперь давайте соединим все вместе и пропоём под музыку. Хорошо ребята!

-Теперь послушайте первую строчку припева. Теперь давайте повторим вместе. Отлично! Послушайте следующую строчку припева. Повторим все вместе. Теперь соединим 1 куплет и припев. Хорошо! Теперь споем под музыку. Примите певческую установку сядьте прямо, плечи расправьте, руки на парты. Приготовились, ии..

-Хорошо теперь послушайте слова 2 куплет. Первая строка. Теперь повторим вместе. Теперь послушайте следующую строчку. Повторим её вместе. Теперь соединим 2 куплет и припев. Теперь соединим 1 куплет припев, 2 куплет и припев и споём под музыку. Сядьте ровно, спинки прямые, плечи расправлены. Приготовились, иии..

-Хорошо ребята! Теперь послушайте 3 куплет, первую строчка. Теперь повторим вместе. Хорошо, послушайте вторую строчку. Теперь повторим вместе. Сейчас давайте соединим все 3 куплета и припев вместе и споём под музыку. Хорошо ребята! Сейчас мы закрепим наше исполнение, 1 ряд- поёт 1 куплет, 2- ряд поёт 2 куплет, 3-ряд поёт 3 куплет, а припев поём все вместе. Сядьте ровно. Приготовились, иии..

А сейчас мы добавим к нашему исполнению песни движение (приложение)Поднимайтесь все со своих мест. Я буду показывать движения, а вы будете повторять за мной. Движения легкие я думаю, не у кого не возникнут проблемы, и мы все справимся.

Ребята, какое же настроение может передавать композитор в своих произведениях? Хорошо сейчас я предлагаю вам изобразить в раскраске то настроение, которое вы будете слышать в произведениях. Заканчиваем ребята. Поднимите те рисунки, у кого была весна, хорошо опустите. Теперь поднимите рисунки те у кого была осень. Посмотрите какие замечательные картины у вас получились!

Сейчас мы немного поиграем. Я буду задавать вопросы, а вы будете говорить какое настроение у вас. - Если ярко светит солнце, на улице весна, в каком ладу ваше настроение? - Если вы получили в школе «5»? - Если у вас день рождения и вам дарят подарки? - Если вы лакомитесь сладостями?
- Если вы болеете? - Если вам дают горькое лекарство? - А если идет дождь и на улице пасмурно и ненастно?

Ребята, чем на уроке мы сегодня занимались? Что мы узнали о мажоре и миноре? Какие произведения слушали и каких композиторов? Какую песню разучили? Хорошо!

Темп, тембр, ритм

Научиться различать лады в музыкальных произведениях

С помощью ритма - соотношение долгих и коротких звуков, темпа - скорость движения музыки, тембра - окраска звука-голос инструмента или человека.

Дружба, умение не ссориться друг с другом, понимать друг друга, жить мирно.

Музыка Георгия Свиридова в общеобразовательной школе

Музыка Георгия Свиридова в общеобразовательной школе

Музыка Свиридова звучит на уроках часто, в различных темах: «Интонация», «Что такое музыкальная речь», «Музыкальный образ», «Музыка и литература», «Можем ли мы увидеть музыку» и т. д., - в разных контекстах и драматургических ситуациях урока. Помнится, мы слушали с детьми «Весну и осень» из «Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». «Весна» - светлые краски мажора, прозрачное, светящееся звучание флейты и, перекликающийся с ней, ликующий звук валторны. И сразу же, почти без паузы, печальный голос скрипки, ведущий всё ту же тему, но уже в миноре, тут же оттеняющий её, глубокий и холодный речитатив гобоя. Это произведение звучало на наших уроках на протяжении многих лет, неизменно оказываясь уместным в любой из вышеперечисленных тем.

Многие из нас, педагогов, говоря о музыке Георгия Свиридова, отмечают её простоту и то, как легко отличить её от музыки других композиторов.

Однако далеко не всегда ясно, что мы имеем в виду: лаконизм формы, скупость выразительных средств, лёгкость вокализации основных тем, метроритмическую уравновешенность?

Уверен, простота эта кажущаяся. Музыка Свиридова выглядит неприхотливой не потому, что автор избегает композиторских изысков, столь свойственных музыке «постшёнбергского» периода, но, прежде всего, потому, что она выразительна по сути своей, которая менее всего зависит от формы и навязанных композиторской модой формообразующих элементов.

Уместно ли говорить о простоте «Маленького триптиха» - одного из немногих сочинений Свиридова для симфонического оркестра? Музыка эта потрясает до глубины души. А то, что первая часть произведения построена целиком на сдержанных интонациях знаменного распева, не является доказательством её простоты. Это симфоническая картина глобального масштаба. И глобальность эта не зависит от количества страниц партитуры. Как говорил о музыке Свиридова его учитель Дмитрий Шостакович: «Нот мало, а музыки много».

Во многих своих произведениях Свиридов повествует о проблемах трагических, но, в отличие от многих художников ХХ века, он предельно сдержан и благороден. Эмоциональная несдержанность для него неприемлема. Подтверждение этого мы находим в его «Записных книжках»: «Под трагизмом часто подразумевается мелодраматическая истерика, а глубокие страдания человеческой души подменяются животным визгом».

Специфика профессии вынуждает нас постоянно говорить о музыке. Необходимость эта зачастую приводит к многословию, к стремлению всё объяснить, сделать, как нам кажется, простым и понятным, и, что самое ужасное, к произвольному «литературному» толкованию музыкального содержания.

Часто пользуемся мы книгами о музыке, музыковедческими статьями, высказываниями композиторов и музыкантов-исполнителей, проявляя при этом излишнюю доверчивость к «авторитетам». В «Записных книжках» Свиридов подчёркивал: «Когда иной раз говорят о том, что невозможно или очень трудно объяснить музыкальное содержание, чаще всего бывает, что имеют в виду такую музыку, в которой содержания вовсе нет или, по крайней мере, оно крайне незначительно».

По поводу того, как музыкальное содержание подменяется литературным, он иронизировал: «Чего только не написано о музыке? Разумеется, всё это – самое великое: мироздание, жизнь и смерть человечества, космос, судьбы мира и тому подобные материи. Весь этот пышный словесный набор часто прикрывает полнейшую чепуху, лишь чисто техническую фантазию автора, пускает пыль в глаза доверчивых простаков». Характеризуя так называемое «фантазирование под музыку», он писал: «. Развилась целая профессия людей, занимающихся этим делом, рассказывающих всем желающим свои фантазии, выдавая их за содержание музыки».

Мы частенько доверчиво следуем за этими «толкователями», а дети следуют за нами. И все мы вместе в результате оказываемся за многие версты от понимания истинного содержания музыки.

Музыке Свиридова присуще душевное и духовное богатство при предельной сдержанности эмоций. Она легко находит дорогу к сердцу любого слушателя, вне зависимости от возраста, профессии, страны проживания. И в то же время она глубоко национальна, интонационно связана кровными узами с русской музыкой, народной и классической, притом, подчеркнём, композитор практически не прибегает к цитированию или варьированию. Просто он мыслил и писал по-русски, в самом полном смысле этого слова. И был, безусловно, новатором. По словам Д. Шостаковича, он «не уставал изобретать новый музыкальный язык», подыскивать «новые изобразительные средства». Это сочетание безусловной принадлежности к русскому национальному стилю и новаторства позволяет называть его самым русским композитором ХХ века.

Для музыки прошлого века характерна полистилистика. Мы сталкиваемся здесь с необыкновенным разнообразием течений, направлений, школ. Свиридов – ученик Шостаковича. Но значит ли это, что он принадлежит «школе Шостаковича»? В ранних его сочинениях, безусловно, чувствуется влияние учителя, которое он долгое время мучительно преодолевает. В 1956 году Свиридов пишет «Поэму памяти Сергея Есенина», в которой, по существу, он окончательно обретает собственную Тему и с которой начинается в отечественной музыке эпоха Свиридова. В этом произведении проявляются основные признаки его индивидуального стиля, именуемого «новым традиционализмом».

Стилистически музыка Георгия Свиридова абсолютно самостоятельна, не похожа на произведения других композиторов современников. Более близка она, пожалуй, музыке М. П. Мусоргского - по скупости выразительных средств, по сути, а не по форме. Ей чужда прихотливая изысканность, показное «новаторство», желание удивить и озадачить слушателя. Однако говорить о том, что музыка Свиридова легка для понимания, - значит упрощать её взаимоотношения со слушателем. Музыка этого удивительного творца требует работы мысли, а более всего, души.

Большинство произведений Свиридова являются литературно-музыкальными. Выбор поэтов широк и разнообразен. Для композитора важна не эпоха, в которую жил автор выбранных им стихотворений, а высокий уровень его поэзии и духовное с ней родство. И Свиридов неизменно остаётся на этом высоком уровне. Его музыка делает поэтическое слово ещё более выразительным, ещё более устремлённым к сердцу слушателя.

Свиридов обладал потрясающим умением постигать самую суть поэтического слова. Когда мы слушаем романсы на стихи Бернса или Беранже, то ощущаем их национальный колорит, хотя, как это уже отмечалось по отношению к его произведениям на русскую тему, он никогда не прибегает к цитированию. Надо обладать высочайшей художественной культурой, чтобы так чувствовать поэзию.

Стихи многих известных поэтов стали песнями и романсами благодаря этому удивительному творцу. Судите сами: Пушкин, Шекспир, Беранже, Некрасов, Тютчев, Соллогуб, Хлебников, Блок, Есенин - вот его поэты, его соавторы. Хорошее знание духовной музыки позволило Свиридову внести в свои сочинения элементы знаменного распева, для которого характерна, прежде всего, особая образно-эмоциональная «просветлённость» (Е. В. Николаева). Это ясно слышится в таких его замечательных хоровых произведениях, как хоровой концерт «Памяти А. А. Юрлова», «Пушкинский венок», «Душа грустит о небесах». Особое, принципиальное значение для понимания существа творчества Свиридова имеют гениальные хоры из музыки к драме А. К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович»: «Молитва», «Любовь святая» и «Покаянный стих». Отметим, что это были первые духовные произведения советского композитора, прозвучавшие публично.

Свиридов никогда не зависел от музыкальной моды. При этом он широко использовал как традиционные, так и новаторские приёмы музыкального письма: мажоро-минор, пентатонику и народные лады с переменными функциями, в том числе, например, «Курский лад» (целотонный тетрахорд), полиладовость и политональность, сонорику. Содержательность и стилистическая самостоятельность соединяются в творчестве Свиридова с «виртуозно неблестящей» (выражение Б. Асафьева) простотой, являющейся результатом строжайшего отбора и максимальной экономии выразительных средств.

В своё время, характеризуя стиль венских классиков, Б. Асафьев писал, что для их творческого почерка характерны «чёткость контуров и лёгкость конструкции». Это в значительной степени можно отнести к стилю оркестрового письма Свиридова. Его оркестр звучит ярко, насыщенно и в то же время удивительно прозрачно. Основные функции оркестра - красочный фон и динамика. Партия фортепиано в его вокальных произведениях совершенно самостоятельна и играет важную роль в создании музыкального образа. Его мелодии современны и в то же время глубоко народны по духу. Пример тому - кантаты «Курские песни» и «Деревянная Русь».

Мировую славу Свиридову принесли хоровые циклы: «Декабристы» на слова А. Пушкина и поэтов-декабристов, «Поэма памяти Сергея Есенина», «Патетическая оратория» на слова В. Маяковского, «Пять песен о России» на слова А. Блока и др. «Что мне дорого в поэзии? - писал Свиридов, - высокое, благородное движение души».

В 1959 году Свиридов создаёт «Патетическую ораторию» на стихи В. Маяковского для солиста, хора и оркестра. Стихи В. Маяковского, как известно, исключительно трудны для музыкального воплощения, и, пожалуй, только Свиридов удалось успешно решить эту задачу.

Особое место в отечественной музыкальной классике ХХ века занимает его музыка к кинофильму «Время, вперёд!» Так точно передать дух нового времени, его энтузиазм и экспрессию, не удалось более никому. Исключением является, пожалуй, только Первый концерт для фортепиано с оркестром С. Прокофьева.

Георгий Свиридов как-то заметил: «Эпоха, прожитая нами, мало имеет равных в истории по величине и размаху событий. ХХ век принёс с собой в мир много грохота, смятения, подавляющих сознание впечатлений. Музыка ХХ века наполнилась необыкновенным напряжением, тревогой за жизнь, за судьбу человека. Но ХХ век принёс и другое: небывалую силу и величие духа, новое понятие о нравственных ценностях, неистребимое в человеке желание добра и света, он вернул нас к категориям вечным».

В годы зрелого творчества композитор все чаще обращается к народной музыке. В частности, он заинтересовался сборником народных песен, записанных в Курской области группой фольклористов и изданных в конце 50-х годов. Но Свиридова не удовлетворяют нотная и текстовая фиксации материала, он обращается к магнитофонной записи и приходит к однозначному выводу: «Здесь все, что нужно! - с удивлением восклицает он. - Композитору делать почти нечего . Но нужно познакомить с песнями Курской области как можно больше людей. Ввести эту музыку в нашу постоянную концертную жизнь!»

Глубокое понимание природы народной песни помогло композитору найти особую гармоническую структуру музыкального сопровождения, которое своей ёмкостью, выразительностью равноценно основной мелодической линии и способствует выявлению смысла, содержания всего целого.

Следующим очень важным этапом в творчестве Свиридова стал Концерт для хора, написанный к 180-летнему юбилею со дня рождения А. Пушкина.

В 1974 году Свиридов написал музыку к фильму В. Басова «Метель». Возможно, неудовлетворённый воплощением на экране пушкинской повести, он называет её «Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель» и, по существу, становится создателем совершенно нового музыкального жанра. Музыка сюиты необычайно выразительна. В ней явственно звучат пушкинские слова, воплощённые Свиридовым в музыкальных звуках. Всё в ней удивительно просто, удивительно точно, узнаваемо и полно открытий. Может быть, самой популярной её частью является «Романс», в каждом звуке которого слышны интонации стихов Пушкина, Жуковского, Баратынского. О любой части этого шедевра можно говорить часами. К примеру, обрамляющие сюиту «Тройка» и «Зимняя дорога» поражают своей образной достоверностью, своим поэтическим соответствием пушкинским строкам:

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска .

Главными жанрами, с которыми композитор не расстаётся никогда, являются песня и романс. Свиридов не только пишет романсы на классические тексты (Р. Бернса, П. Беранже), но и использует в качестве основы народные песни, как, например, он это сделал в кантатах «Курские песни» и «Деревянная Русь».

Свиридов слыл композитором, чьи вокальные произведения трудны для исполнения. Некоторые из них десятилетиями ожидали своего концертного воплощения. Но, дождавшись, они звучали в исполнении певцов выдающихся, чья интерпретация была конгениальна перу их создателя. Имена их хорошо известны публике: Александр Ведерников, Евгений Нестеренко, Дмитрий Хворостовский. Определив исполнителя, Свиридов работал с ним не только как автор музыки, но и в значительной степени как режиссёр-постановщик, ибо его вокальные произведения удивительно сценичны, театральны. Это мини-спектакли, подчиняющиеся законам театральной драматургии. При этом сам композитор выступает в роли драматурга и режиссёра. Такая позиция роднит его вокальные произведения с творчеством А. Даргомыжского и, более всего, М. Мусоргского.

Убедительным примером является романс Свиридова на стихи П. Беранже «Как яблочко румян». Мы неоднократно слушали его на уроках, знакомясь с темами «Музыкальный образ» и «Музыкальная драматургия». Всё в этом произведении сценически обосновано и выразительно. Партия фортепиано остроумно воспроизводит походку нетрезвого человека – поначалу «заплетающаяся» мелодия в рефрене становится бесшабашной. На последнем слоге конечной легкомысленной фразы «Ей-ей, умру от смеха!» мелодия делает октавный скачок, и финальное «Ха» звучит как последний вздох. Перед нами короткий спектакль длиной в жизнь. Такие сценические миниатюры разворачиваются перед слушателями едва ли не в каждом вокальном произведении Свиридова.

Разумеется, традиционная исполнительская манера для такой музыки не подходила. Композитор говорил, что новизна и сложность его вокальной музыки связаны, в том числе, и с тем, что сама речь постоянно совершенствуется.

Пожалуй, никто до Свиридова не сделал столько в отечественной музыке для развития и обогащения вокальных жанров - оратории, кантаты, хора, романса . В этом его великая заслуга.

Краткая биографическая справка

Георгий Васильевич Свиридов родился 3 декабря 1915 года в городке Фатеже Курской губернии в семье служащего. Его отец его погиб на гражданской войне.

Тяга к музыке и склонность к её сочинению проявлялась у будущего композитора ещё в детстве. Когда мальчику было девять лет, к нему пригласили преподавателя фортепиано. Позже семья переехала в Курск, где был неплохой оркестр народных инструментов. Юный Свиридов осваивал в нём основы музыкальной грамоты, играя на балалайке.

С 1929-го до 1932-й год он учился игре на фортепиано в курской музыкальной школе у Веры Уфимцевой и Мирона Крутянского. 14-летний подросток на вступительных экзаменах в музыкальную школу исполнил на фортепиано марш собственного сочинения. Окончив школу, по совету Крутянского Свиридов в 1932 году поступил в Ленинградский центральный музыкальный техникум, где занимался по классу фортепиано у Исайи Браудо, а по классу композиции у Михаила Юдина.

Произведения, написанные в этот период, быстро становятся известными. Вокальный цикл на стихи Пушкина (1935), состоящий из шести романсов: «Роняет лес багряный свой убор», «Зимняя дорога», «Няне», «Зимний вечер», «Предчувствие», «Подъезжая под Ижоры», - представил слушателю удивительно самостоятельного, своеобразного композитора, которому не было тогда и 20 лет. Затем последовали удивительно зрелые для молодого автора вокальные циклы на стихи Лермонтова, Есенина, Исаакяна, Шекспира, Бернса. Окончив техникум в 1936 году, Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию в класс композиции Петра Рязанова, а через полгода стал учеником Дмитрия Шостаковича. В 1937 году Георгий Свиридов был принят в Союз композиторов СССР.

Целеустремлённость, усидчивость и трудолюбие молодого человека обращали на себя внимание студентов и преподавателей. «Он не терпит никакого безыдейного звукоискательства, - говорил о нём Д. Шостакович, - никогда не устаёт пробовать новые формы, творить новый музыкальный язык для выражения своих мыслей». Влияние Шостаковича ощущается в некоторых инструментальных произведениях (Фортепианное трио /1945/, Соната для фортепиано /1944/, Две партиты для фортепиано /1947/). И от этого влияния он вынужден был мучительно избавляться долгие годы в поисках собственного языка, собственной темы в искусстве.

Консерваторию Свиридов окончил весной 1941 года. С началом Великой Отечественной войны он поступил в военное училище, откуда его демобилизовали в связи со слабым зрением.

До 1944 года Свиридов жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Как и другие композиторы, он начинает писать военные песни, из которых самой известной стала, пожалуй, «Песня смелых» на стихи А. Суркова. Кроме того, он писал музыку для спектаклей эвакуированных в Сибирь театров.

Рукописи практически всех довоенных сочинений Свиридова погибли во время Ленинградской блокады, среди них - Концерт для фортепиано с оркестром и Симфония для струнного оркестра, с успехом исполнявшиеся перед войной в Ленинграде.

После окончания войны Георгий Свиридов вернулся в Ленинград, где написал среди прочего Четыре лёгкие пьесы для фортепиано для исполнения юными пианистами. С 1956 года композитор живёт в Москве. Он пишет симфонии, концерты, оратории, кантаты, песни и романсы.

С 1957 года - член правления Союза композиторов СССР, в 1962 году избран секретарём правления Союза. В 1963 году Георгию Свиридову было присвоено почётное звание народного артиста РСФСР, а в 1970-м – народного артиста СССР. В 1965 году он был награждён Орденом Ленина. Свиридов - лауреат Ленинской премии (1960, за «Патетическую ораторию») и Государственной премии СССР (1946). В июне 1974 года на Фестивале русской и советской песни, проходившем во Франции, местная печать представила Свиридова своей искушённой публике как «наиболее поэтичного из современных советских композиторов». В последние годы Георгий Свиридов много болел. 6 января 1998 года он скончался. Великий композитор похоронен на Новодевичьем кладбище.

Литература

  1. Книга о Свиридове. Размышления. Высказывания. Статьи. Заметки / Сост. А. Золотов. - М., 1983.
  2. Музыка. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыш. М., 1998. с. 488.
  3. Свиридов Г. В. Музыка как судьба /Сост., авт. предисл. и коммент. А. С. Белоненко. - М., 2002. (Библиотека мемуаров: Близкое прошлое. Вып. 2).
  4. Георгий Свиридов: Сб. статей и исследований/ Сост. Р. С. Леденев. - М., 1979.
  5. Сергеенко А. Б. Записные книжки Георгия Свиридова. - М., 2000.
  6. Сохор А. Георгий Васильевич Свиридов: Критико-биографический очерк. - Л., 1956.
  7. Сохор А. Н. Георгий Свиридов. - М., 1972. 2-е изд.

Старобинский Семён Лейзерович - доктор педагогики, профессор, академик Международной академии наук педагогического образования, член-корреспондент Международной педагогической академии, город Хайфа (Израиль).

Читайте также: