Поэт некрасов свое детство провел на волге

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 05.10.2024

Детство Некрасова

Мы знаем Николая Алексеевича как интересного автора, который отразил в своих произведениях то, что ему досталось пережить самому, и то, что он видел вокруг себя.

Становление классика происходило в непростых условиях. Много выпало на его долю такого, что закалило в самом начале пути. О его детстве сохранилось немного информации, но вполне достаточно, чтобы нарисовать общую картину, и довольно яркую. Очень в этом помогли стихи самого поэта, написанные уже в зрелом возрасте.

Первые годы жизни

Родился Николай Алексеевич 28 ноября 1821 года на Украине в городе Немиров Каменец-Подольской губернии, который находится недалеко от Винницы. Там квартировал полк, где служил его отец. Коля был третьим ребёнком в семье.

Вот этот обычный, ничем не примечательный дом.

1

Дворянская семья, в которой родился будущий поэт и писатель, была самой обычной. Когда-то это семейство было очень зажиточным, но и теперь не бедствовало. Семейная трагедия состояла в том, что богатые предки, только родившегося ребёнка, были неравнодушны к картам. В своё время дед Коли, зажиточный помещик, проиграл большую часть своего состояния.

Когда отец Коли, секунд-майор Алексей Сергеевич Некрасов ушёл в отставку, со всем своим семейством он поселился недалеко от Ярославля, в небольшом имении Грешнево (в некоторых источниках Грешнёво).

Имение находилось в долине, среди бескрайних полей и бесконечных лугов. Хозяйский дом был на берегу Волги. Здесь, в деревни мальчик будет жить до поступления в гимназию, до 1832 года.

Вот как сам поэт описал своё детство:

. среди пиров, бессмысленного чванства,
Разврата грязного и мелкого тиранства;
Где рой подавленных и трепетных рабов
Завидовал житью последних барских псов,
Где было суждено мне божий свет увидеть,
Где научился я терпеть и ненавидеть.

Семья была многодетной — четырнадцать детей. Правда, до взрослого возраста выросло всего четверо. У взрослого Николая Алексеевича было два брата и одна сестра.

Ребёнок видел безудержные разгулы отца. Видел как тяжело всё это терпеть матери.

По приезду в имение, семья нашла его в запустении. Нужна была хозяйская рука. Кроме того, имелся ряд процессов по имению. Всё это вынудило отца Некрасова поступить на службу, и он получил должность исправника.

С трёхлетнего возраста отец возил мальчика с собой по делам. Поэтому малышу приходилось видеть мёртвых, наблюдать всевозможные выбивания недоимок. В этих побоях, разборках, судебных процессах ярко просматривалось всенародное горе, и всё это отложилось в памяти и душе ребёнка.

2

Что перенял ребёнок от отца хорошего — это невероятную любовь к охоте. Но в этой страсти была и оборотная сторона медали.

Эта дворянская страсть вынуждала держать большую псарню. А так как имение находилось в удобном для охоты месте, к Некрасовым заезжали разной величины чины из Владимира и Ярославля, для охоты и совместного время проведения. Селились здесь же, в Грешнево. Алексей Сергеевич был всегда рад такому обстоятельству.

Хлеб-соль, хмельное гулянье с утра до вечера, крепостные женщины и банные девки — это всё на глазах у ребёнка.

Мать Некрасова, Елене Андреевна, была воспитана в дворянском духе. Это была добрая, с мягким характером женщина. Хорошо знала классическую русскую литературу, музицировала, по словам будущего поэта, обладала прекрасным голосом.

Поскольку брак был трагедией для этой женщины, она всю свою любовь и нежность отдавала детям. Много времени проводила за занятиями, гувернёров в семье не было.

Маленький Коля любил проводить время с матерью. Любил и прислушивался к её советам, доверял свои детские секреты.

Когда бушевал старший Некрасов она старалась максимально уберечь детей от возможного стресса. Никогда не оговаривала и не ругала отца при детях. И дети понимали, что родители очень разные у них, и слушались свою маменьку.

Вот как отзывается поэт о своей матери в поэме «Мать»

Когда кругом насилье ликовало,
И стая псов на псарне завывала,
И вьюга в окна била и мела,
….
О, мать моя, подвигнут я тобою
Во мне спасла живую душу ты!

Такой терпеливой, кроткой и нежной, писатель запомнил свою мать на всю жизнь.

Вблизи помещичьего имения проходила владимирская дорога, по которой и в стужу, и в зной, и в дождь проливной гнали на каторгу ссыльных. Всё это видел барский сын.

Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется -
То бурлаки идут бечевой.

3

Так в сердце мальчика радость упоения от маменькиного учения и природы, окружающей поместье и деревню, смешивалась с жизненной реальностью, горем и мужицкой тяжбой.

Подросший Коля подружился с крестьянскими детьми. Он убегал из дома чтобы вместе с ними поиграть, попрыгать с крутого берега, посоревноваться, покупаться в речке.

Дружба с крестьянскими детьми была ему очень дорога, он через всю жизнь пронёс воспоминания о ней. Он не выделял себя из общей кутерьмы, да и дети относились к нему, как к своему.

Гимназия

К тому времени когда мальчику пришло время поступать в гимназию, старший Некрасов был вконец разорён. Денег на наёмных учителей не было. Но не было и пробелов в воспитании, всё сумела восполнить маменька.

Коля знал российскую словесность, имена великих поэтов русских и Шекспира, географию. Начитанный, культурный, манерный, с хорошо поставленной речью помещичий сын поступил в гимназию.

Годы гимназии в жизни классика довольно печальные, гимназия не была образцовой. Учителя были недостаточно подготовленными и не заслуживали даже минимального количества положительных характеристик, по отношению к тому, что получал ребёнок дома от матери. Отношения с преподавательским составом не складывались.

Особые претензии были у подростка к учителю словесности. Неопрятный, помятый, непричёсанный педагог не умел даже здороваться. Как после описывал писатель этого горе-учителя, он приходил, бросал неразборчивое «Здрыс», садился за стол, давал задание и тихо, мирно засыпал. Гимназисты могли творить что угодно — учитель спал, и даже храпел во сне. Каким-то образом за минуту до звонка учитель пробуждался, осматривал класс и молча уходил.

Но и тут большую роль сыграла маменька Николая. Отправляя сына в гимназию, она дала ему важное напутствие. Она подготовила подростка к тому, что тех знаний, которые она даёт ему с сестрой, в учебном заведении может не быть. Но самое главное, уметь заниматься и получать знания через самообразование. И подросток запомнил это наставление. Он очень, очень много читал.

И когда его спрашивали экзаменаторы, ближе к шестнадцати годам, откуда такие познания в литературе, он честно отвечал: «Читаю».

Родители

5

Отец Николая, Алексей Сергеевич Некрасов был поручиком, и когда-то зажиточным помещиком. Он охотно рассказывал сыну, настолько богат был их род. Из его рассказа выходило, что прадед его проиграл в карты семь тысяч душ, дед был скромнее — две тысячи, отец смог себе позволить одну. Сам же он ничего не проиграл, потому что проигрывать уже стало нечего.

Жить отставному офицеру хотелось на полную катушку. Был он человеком жестоким. О нём писатель всегда вспоминал тревожно, но находил правильные слова, чтобы совсем не очернить родителя. Характеризовал его как хорошего охотника, безудержного игрока и плохого педагога. Имея такое большое количество детей, Алексей Сергеевич никогда не утруждал себя заботами об их воспитании.

Грубость и ограниченность — вот основные черты деспотичного барина.

Казалось помещик средней руки жил напоказ. Он не видел необходимости оградить своих детей от некрасивых сцен насилия и наказания крепостных. Произвол, творящийся в имении, был обычным делом. Случались и семейные скандалы, где инициатором всегда выступал глава семейства.

Его не волновали детские чувства и переживания. Дети были постоянными свидетелями деспотизма и самодурства.

Елена Андреевна Закревская была дочерью мелкого малороссийского чиновника. Образованная, красивая девушка вышла замуж без родительского благословения в семнадцать лет. Её родители были категорически против этого брака.

Как позже оказалось, родители были правы. Женщина не стала счастливой. Тот образ матери и страдающей женщины, который будет часто встречаться в произведениях Некрасова, родом из детства.

Жизнь женщины в замужестве была полна страданий. К тому же за те 23 года своего замужества она родила 14 детей. Такие частые беременности и роды износили её организм. Елена Андреевна умерла молодой, в возрасте сорока лет.

Урок литературы в 5-м классе "О Волга! Колыбель моя"

Оборудование: презентация, картина И. Репина «Бурлаки на Волге», аудиозапись песни «Эй, ухнем», рисунки учащихся «Волга сегодня».

Ход урока

Вступительное слово учителя:

«О, Волга, колыбель моя…» – тема нашего сегодняшнего урока. (СЛАЙД 1)

В начале учебного года, вы с интересом рассказывали о том, как провели летние каникулы. Многие из вас делились впечатлениями об отдыхе на Волге: рыбачили, купались, загорали, совершали путешествия на остров Свияжск и просто любовались красивыми волжскими просторами. (СЛАЙД 2)

В нашей жизни многое связано с Волгой

На гербе города Зеленодольска не случайно изображена ладья, которая плывет по голубым волнам. (СЛАЙД3)

Река Волга в сознании каждого россиянина – символ России, неотъемлемая часть ее истории и самобытной культуры. Волга знакома каждому жителю России, поэтому о ней сочиняют стихи, поют песни.

– Какими эпитетами называют Волгу в песнях, пословицах, в народной разговорной речи? Что такое ЭПИТЕТ?

(матушка, красавица, родная, царица, Волга-реченька и т.д.)

Как бы вы смогли раскрыть смысл строк, взятых из стихотворения Н.А. Некрасова

«О, Волга, колыбель моя». На этот вопрос мы ответим позже.

Давайте посмотрим, что значила Волга в жизни Некрасова?

Библиограф (СЛАЙД 4)

Детство Некрасова прошло на Волге в Ярославской губернии, среди живописной природы. Мать позволяла мальчику играть с крестьянскими детьми – от них он узнавал о жизни простого народа. Рано утром он убегал с ребятишками на Волгу, катался с рыбаками в челноке, помогал им как умел. А сколько игр, приключений случалось с ними. Усталые и довольные, ребятишки любили посидеть под старыми вязами, послушать разговоры прохожих. На берегах великой Волги Некрасов видел бурлаков, вид которых силь­но поразил впечатлительного мальчика. Эта картина с юных лет запала в душу Некрасова. (СЛАЙД 5)

Будучи известным писателем, живя в Петербурге, Некрасов любил возвращаться в родные края. Общение с природой успокаивало и вдохновляло его. Он любил её глубокой и нежной любовью, чувствовал в ней своё, родное, русское.

Учитель: В 1860 году Некрасов написал стихотворение «На Волге», которое

вы прочитали к сегодняшнему занятию. Беседу по содержанию стихотворения мы начнем со словарной работы (СЛАЙД 6)

Языковеды: бурлаки, баржа, лапти, расшива, бечева

1. Мы обратились к словарю Владимира Ивановича Даля и выяснили:

Бурлаки – наемные рабочие, которые надевали на себя лямки и, идя по берегу, тянули баржи. Так было с 16 по 19 века. В 20 веке, с бурным развитием машинного судоходства, с появлением мощных самоходных грузовых пароходов и теплоходов, бурлаки исчезли как класс.

2. Бечева – прочная толстая веревка, канат;

Расшива – небольшое судно;

Баржа – это грузовое судно без паруса и весел, которое берется в на буксир пароходом.

В старое время груз обычно перевозили на баржах, расшивах (небольших судах), к которым привязывали длинные веревки. Их концы прикрепляли к петлям-лямкам..

Лапти – это обувь бедняков. (показать лапти)

Беседа: О чем поэт рассказывает в первой строфе, т. е. в начале стихотворения?

Чтение первой части (до слов «О Волга. »

(Давно не был на Волге. Рад, что вернулся в родные места, любит Волгу. Вспоминает детство.)

– Какие чувства испытывает Некрасов, увидев родные места? (любовь, восторг)

Найдите в тексте поэтические выражения, которые показывают переживания автора.

(«..принес привет..», «. трепет прежних дней..»)

Какой эпитет помогает нам увидеть красоту Волги? (светла и величава)

В какой момент настроение автора резко меняется? Прочитайте эти строки.

(Но вдруг я стоны услыхал)

– Почему для Некрасова было таким неожиданным появление бурлаков?

(их стоны не подходили к светлой реке, красоте природы, поэтому дрогнуло сердце поэта.)

Какими предстали бурлаки взору поэта? Дайте их словесный портрет.

Вспомним, что такое ПОРТРЕТ в литературном произведении?

Некрасов прямо не говорит о тяжести труда бурлаков, но заставляет нас сразу это почувствовать.

Найдите глагол, который передает движение бурлаков и попробуйте заменить его синонимом (ползти)

– Во что переходят стоны бурлаков? (стон переходит в похоронный крик, затем в вой)

Учитель Появление бурлаков напомнило поэту прошлое, вызвало в памяти картины детства. Давайте найдем эти картины: два противоположных пейзажа.

Вспомним, что такое ПЕЙЗАЖ?

– Как рассказывает Некрасов о своей детской любви к Волге? Какой он видел Волгу до своей встречи с бурлаками? Как можно озаглавить этот отрывок? (СЛАЙД 8)

Волга – колыбель моя» (стр. 165) Что такое колыбель?

Будущий поэт любит Волгу, «Любил ли кто тебя, как я?» называет её «родной»

Он рассказывает о своем счастливом , беззаботном детстве.

Мы наблюдаем гармонию в природе и в душе мальчика.

– Какой Волгу увидел Некрасов после встречи с бурлаками? Как он её назвал?

(СЛАЙД 9)

(«Река рабства и тоски» стр. 166)

– Изменилась природа или отношение будущего поэта к ней? (Волга все так же величава и светла; но мальчик не узнает своей реки – зелень перестала манить, птицы кричат пронзительно и зловеще…)

Что же заставило Некрасова посмотреть на все другими глазами? Что он пережил? (встреча с бурлаками)

– Прочитайте диалог бурлаков в лицах с соблюдением нужной инто­нации. (5-я строфа.)

– Каким вы представляете бурлака с «болезненным лицом»?

– Почему мальчик почувствовал себя виноватым?

(его потрясла картина страдания людей, тяжелого труда)

Учитель: Именно поэтому меняется отношение поэта к Волге, которую они назвал

«Рекою рабства и тоски»

Мы видим два противоположных пейзажа Волги: Волга-колыбель, светлая, величавая, и река рабства и тоски. Такой прием называется антитеза.

Чтение последней части стихотворения.

– О чем говорится В последней части стихотворения. Как ее можно назвать? («Размышления о бурлаках», «Дума о судьбе бурлака»).

– Что, по мнению Некрасова, является главной причиной бедственного положения народа? (Покорность, переходящая из поколения в поколение)

Учитель: О тяжелой жизни бурлаков написал картину Илья Репина «Бурлаки на Волге» (СЛАЙД 10)

Какова история создания картины?

Искусствовед-художник: Не только Некрасов изображал в своих произведениях тяжелую судьбу народа. Примерно в то же время в России жил другой человек, художник Илья Репин, который во время прогулки по Неве увидел изнеможенных, оборванных людей, волокущих тяжелое судно. Были они в отрепьях, во всем чудовищно непохожие на окружающих их благополучных, нарядных дачников. Но ведь были они люди, и такие же русские люди, как и те! Репину пришла мысль о создании картины. Он едет на Волгу, встречается с бурлаками, изучает их жизнь и создает картину «Бурлаки на Волге». Известно, что Илья Репин не знал стихотворения Некрасова, когда писал картину. И тем не менее, совсем по-некрасовски выглядят герои. (СЛАЙД 11)

– Рассмотрите внимательно иллюстрацию картины. Кто изображен на к артине? Какими видит художник бурлаков? (описание картины учащимися) (СЛАЙД 12)

(СЛАЙД13)

Учитель Они как бы дополняют друг друга. Читая любое стихотворение, каждый из нас по-своему создает в своем воображении то или иной художественный образ, а глядя на картину Репина, мы уже воочию видим реальные картины жизни волжских бурлаков.

Значит, картины художников помогают нам в восприятии художественных текстов литературы.

Учитель: Есть народная песня о бурлаках «Эх, ухнем», или «Дубинушка»

Искусствовед – музыкант (СЛАЙД14)

Изначально народную трудовую песню «Эй, ухнем» исполняли не бурлаки, а дровосеки при вбивании свай в дружной совместной работе. Но почему именно эту песню поют бурлаки?

По своей интонации песня очень мерная, она как бы помогает всем вместе, разом тянуть баржу. Широко известен её припев: «Эх, дубинушка, ухнем! Эх, зелёная, сама пойдёт, сама пойдёт! Подёрнем, подёрнем, Да ухнем!». Песня начинается тихо, постепенно становится все громче и громче, к концу исполнения становится снова тихой. Создается впечатление, что мы видим идущих нам навстречу людей, которые постепенно от нас удаляются).

Прослушивание песни «Эй, ухнем» в исполнении Федора Шаляпина

Какие чувства вы испытали, прослушав эту песню? Почему песня вызывает такие противоречивые чувства?

(Песня вызывает чувство безысходности, тоски, но в то же время чувствуется, что ее поют сильные духом люди

Обобщение учителя:

Итак, мы сегодня говорили о стихотворении Некрасова «На Волге», о любви поэта к родным, милым сердцу местам, Волгу он называет ласково «колыбелью». С другой стороны в стихотворении звучит глубокая боль поэта за страдающий народ. Мы работали над картиной Репина «Бурлаки», слушали народную песню «Эй, ухнем». И пришли к выводу:

и художник, и поэт, и музыкант смогли в своих произведениях одинаково точно пе­редать величавость, терпение, трудолюбие русских людей.

Я думаю, что все это найдет горячий отклик в ваших молодых сердцах.

Прошло более 150 лет с тех пор, как было написано стихотворение Некрасова.

– За это время изменилась жизнь на Волге? Как вы думаете. Ребята?

(СЛАЙД 15). Построены новые электростанции, через Волгу возведены автомобильные и железнодорожные мосты. Бороздят волжские воды комфортабельные теплоходы, быстроходные ракеты и метеоры, которые изготовляют на заводе им. Горького. Тонны грузов перевозят современные баржи.

(Демонстрация учащихся рисунков «Волга сегодня»)

(СЛАЙД 16)

В 2013 году в районе Свияжска будет открыт логистический центр – огромный грузовой порт. Это новая страница в истории судоходства на Волге. И многие из вас, я думаю, работая на современных машинах, используя компьютерные технологии, смогут найти применение своим знаниям. Так много во все времена в нашей жизни связано с Волгой.

Оценки

Домашнее задание: выучить отрывок «О Волга. колыбель моя!»

Анализ стихотворения Некрасова На Волге 5 класс

В 1860 году Николаем Алексеевичем Некрасовым была написана поэма "На Волге". Данное произведение в первую очередь посвящено многим детским воспоминаниям, и несправедливой жизни по отношению к простым рабочим людям. Детство юного поэта прошло в родовом поместье, расположенном на реке Волге. Его привлекала красота этого края, бурление волн и пение птиц. Река для поэта была чем-то особенным и важным в его жизни, ведь именно на ее берегах Николай встретил самые светлые и беззаботные дни. Еще подростком Некрасов чувствовал свободу, находясь рядом с прохладной водой Волги. Николай Алексеевич никогда не делал различий между богатыми и бедными людьми, тем более он с ранних лет дружил с детьми местных крепостных крестьян и рыбаков. Проводя беззаботное детство среди безупречной природы, Некрасов даже представления не имел, что вся мощь местной индустрии держится исключительно на тяжелом труде местного населения и бурлаков.

Яркая безупречная картина, которую Некрасов представлял себе долгое время, была разрушена в тот момент, когда он увидел на берегу измученных и грязных работников, тянущих баржу. Писателя поразила жестокость социума и мира в целом, через некоторое время он решает посвятить этой теме свою поэму "На Волге". Почти всю свою жизнь Некрасов старался полностью прочувствовать боль других людей, воспринимая ее в некотором смысле, как собственную. В произведении в один момент проводится грань между беззаботным миром, и миром тяжелого труда и сложной жизни. Берег реки стал именно тем местом, где встретились проблемы обычного человека, замученного трудом.

Поэт замечает, что человек, невзирая на погоду и состояние здоровья, продолжает заниматься изнурительным делом, ведь это единственный способ выжить, получив за это лишь жалкие гроши. В глазах замученного бурлака писатель видит лишь неизбежную смерть и никакой надежды на перемены к лучшему. Некрасов видит, что люди доведены до предела, но изменить ничего нельзя. Единственное, что поэт решает сделать, это с помощью своего произведения изменить отношение к этой ситуации. Своими строками поэмы автор призывает задуматься, обратить внимание на тяжелое существование рабочего населения. Они загнаны в угол, они не живут, а существуют, и это очень печалит Некрасова. Писатель понимает, что его мечты юности были утопией, и им никогда не суждено сбыться.

5, 10 класс краткое содержание, по плану

Картинка к стихотворению На Волге

На Волге Анализ стихотворения

Популярные темы анализов

Говорят, что поэзия – это встреча двух великих собеседников: поэта и читателя. А язык поэзии – это душа одного из них. Наслаждаясь красотой поэтического слова, другой учится думать. Недаром ведь известный английский поэт Уитмен когда-то

Одним из известных советских и российских поэтов и публицистов, поэт-песенник середины 20 века, является Андрей Андреевич Вознесенский. Кроме того он также известен как художник и архитектор.

На создание своего стихотворного шедевра «Венера Милосская», Афанасия Фета вдохновила одноименная древнегреческая статуя богини всех влюбленных. Встреча поэта и скульптуры состоялась в Лувре в 1856 году.

«Ночь» - великолепный образец бунинской поэзии, недооцениваемой в наше время. Странно, почему столь прекрасные стихотворения, пробуждающие в душе свет и дающие ей покой, так мало разбираются в школах, мало цитируются,

Осенью 1924 года поэт Сергей Есенин побывал на Кавказе. Он планировал доехать на поезде до Персии, но вынужден был остановиться в Баку и Тифлисе. Восхищенный красотой и сказками Кавказа

Поэт некрасов свое детство провел на волге

Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя.
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»

Родился 28 (10. XII) ноября 1821 года в местечке Немиров Подольской губернии. Детские годы провел на Волге, в родовой усадьбе отца, бывшего офицера, убежденного крепостника, в селе Грешневе Ярославской области. Многим обязан матери – Елене Андреевне, урожденной Закревской, человеку редкого обаяния, выпускнице Виленского женского института, знавшей языки, любившей музыку. Может поэтому, считал поэт К. Бальмонт, Некрасов первый в русской поэзии оставил столь впечатляющие портреты женщин.

В 1838 году, оставив гимназию, уехал в Петербург с рекомендательным письмом для поступления в Дворянский полк – одно из лучших военно-учебных заведений того времени. На военной карьере настаивал отец, но Некрасову служить совсем не хотелось. Дважды – в 1839 и 1840 годах – он пытался поступить в университет; к сожалению, слабая подготовка не позволила ему сдать экзамены. К тому же, отец отказал в поддержке, пришлось зарабатывать на жизнь. «Ровно три года, – вспоминал позже Некрасов, – я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Приходилось есть не просто плохо, не только впроголодь, но и не каждый день».

В 1838 году в журнале «Сын Отечества» появилось первое печатное стихотворение Некрасова «Мысль», а в 1840 году он выпустил целую книжку («Мечты и звуки»), подписав ее инициалами Н. Н. «Прочесть целую книгу стихов, – безжалостно писал Белинский, – встречать в них все знакомые и истертые чувствованьица, общие места, гладкие стишки и много-много, если наткнуться иногда на стих, вышедший из души в куче рифмованных строчек, – воля ваша, это чтение или, лучше сказать, работа для рецензентов, а не для публики. Посредственность в стихах нестерпима. Вот мысли, на которые навели нас „Мечты и звуки“ г. Н. Н».

Покупателей на книжку не нашлось.

Какое-то время Некрасов стихов почти не писал, зато один за другим выходили в печати его рассказы, повести, водевили, сказки, статьи, рецензии, куплеты для бенефисов. Под псевдонимами Н. Перепельский, Ф. Боб, И. Пружинин, Ф. Белопяткин, Александр Бухалов Некрасов напечатал огромное количество подобных творений. Но в эти же годы по его инициативе вышли альманахи – «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник». «Уму непостижимо, сколько я работал. Полагаю, не преувеличу, если скажу, что в несколько лет исполнил до двухсот печатных листов журнальной работы». Даже Белинский, нещадно ругавший первые стихи Некрасова, заметил однажды на обеде у А. Я. Панаевой: «Эх, господа! Вы вот радуетесь, что проголодались и с аппетитом будете есть вкусный обед, а Некрасов чувствовал боль в желудке от голода, и у него черствого куска хлеба не было, чтобы заглушить эту боль! Вы все дилетанты в литературе, а я на себе испытал поденщину. Вон мне давно пора приняться за разбор глупых книжонок, а я отлыниваю, хочется писать что-нибудь дельное, к чему лежит душа, ан нет, надо притуплять свой мозг над пошлостью, тратить свои силы на чепуху. Если бы у меня было что жрать, так я бы не стал изводить свои умственные и физические силы на поденщине. Я дам голову на отсечение, что у Некрасова есть талант и, главное, знание русского народа, непониманием которого мы все отличаемся. »

«Первый раз я увидела Некрасова в 1842 году зимой, – писала А. Я. Панаева, прожившая с поэтом более пятнадцати лет. – Некрасов, видимо, был сконфужен при начале чтения; голос у него был всегда слабый, и он читал очень тихо, но потом разошелся. Некрасов имел вид болезненный и казался на вид гораздо старее своих лет, манеры у него были оригинальные: он сильно прижимал локти к бокам, горбился, а когда читал, то часто машинально приподнимал руку к едва пробивавшимся усам и, не дотрагиваясь до них, опускал опять ее. Этот машинальный жест так и остался у него, когда он читал свои стихи. »

В 1847 году Некрасов совместно с литератором И. И. Панаевым взял в аренду журнал «Современник» (бывший пушкинский). «Слухи о намерении издавать „Современник“ породили толки в разных литературных кружках, – вспоминала Панаева. – Сначала многие не верили, но потом стали смеяться, говоря, что ничего дельного не выйдет из планов Некрасова и Панаева. Белинскому передавали эти сплетни, и он говорил: „Пусть их смеются и не верят, а как мы им преподнесем первый номер „Современника“, так позеленеют от злости“ Некрасов велел печатать объявления об издании „Современника“ в громадном числе; они помещались почти во всех тогдашних журналах и газетах. Панаев находил, что это стоит дорого и вовсе не нужно, но Белинский ему возражал: „Нам с вами нечего учить Некрасова; ну, что мы смыслим! Мы младенцы в коммерческом расчете: сумели ли бы мы с вами устроить такой кредит в типографии и с бумажным фабрикантом, как он? Нам на рубль не дали бы кредиту, а он устроил так, что на тысячи может кредитоваться. “

К работе в «Современнике» Некрасов действительно привлек лучшие литературные силы страны – В. Белинского, А. Герцена, А. Островского, М. Салтыкова-Щедрина, здесь печатались рассказы И. Тургенева, здесь появилась «Обыкновенная история» И. Гончарова и первая повесть Льва Толстого. Позже вокруг журнала сплотились народники – Н. Помяловский, В. Слепцов, Н. Успенский, Ф. Решетников, Н. Успенский и другие. В итоге некрасовский «Современник», как прежде, пушкинский, несомненно, стал лучшим журналом России.

В 1856 году Некрасов выпустил книгу своих собственных стихотворений. Известный критик и писатель Н. Г. Чернышевский писал в Италию, где лечился поэт: «Сочувствие публики к Вам очень сильное – сильнее, нежели предполагал даже я, упрекаемый Вами в пристрастии к вашим стихотворениям. Восторг всеобщий. Едва ли первые поэмы Пушкина, едва ли „Ревизор“ или „Мертвые души“ имели такой успех, как Ваша книга. » А Белинский так объяснял успех поэта: «Для искусства нет более благородного и высокого предмета, как человек, – а чтобы иметь право быть изображенным искусством, человеку нужно быть человеком, а не чиновником 14 класса, или дворянином. И у мужика есть душа и сердце, есть желания и страсти, есть любовь и ненависть, словом – есть жизнь. Но чтоб изобразить жизнь мужиков, надо уловить, как мы уже сказали, идею этой жизни. И тогда в ней не будет ничего грубого, пошлого, плоского, глупого. »

«На моих глазах, – писала Панаева, – произошло почти сказочное превращение в наружной обстановке и жизни Некрасова. Конечно, многие завидовали Некрасову, что у подъезда его квартиры по вечерам стояли блестящие экипажи очень важных особ; его ужинами восхищались богачи-гастрономы; сам Некрасов бросал тысячи на свои прихоти, выписывал себе из Англии ружья и охотничьих собак; но если бы кто-нибудь видел, как он по двое суток лежал у себя в кабинете в страшной хандре, твердя в нервном раздражении, что ему все опротивело в жизни, а главное – он сам себе противен, то, конечно, не позавидовал бы ему.

Стихотворение «У парадного подъезда» было написано Некрасовым, когда он находился в хандре. Он лежал тогда целый день на диване, почти ничего не ел и никого не принимал к себе. Накануне того дня, когда было написано это стихотворение, я заметила Некрасову, что давно уже не было его стихотворений в «Современнике». – «У меня, – ответил он, – нет желания писать стихи для того, чтобы прочесть двум-трем людям и спрятать их в ящик письменного стола. Да и такая пустота в голове: никакой мысли подходящей нет, чтобы написать что-нибудь».

На другое утро я встала рано и, подойдя к окну, заинтересовалась крестьянами, сидевшими на ступеньках лестницы парадного подъезда в доме, где жил министр государственных имуществ. Была глубокая осень, утро было холодное и дождливое. По всем вероятиям, крестьяне желали подать какое-нибудь прошение и спозаранку явились к дому. Швейцар, подметая лестницу, прогнал их; они укрылись за выступом подъезда и переминались с ноги на ногу, прижавшись у стены и промокая на дожде. Я пошла к Некрасову и рассказала ему о виденной мной сцене. Он подошел к окну в тот момент, когда дворники дома и городовой гнали крестьян прочь, толкая их в спину. Некрасов сжал губы и нервно пощипывал усы; потом быстро отошел от окна и улегся опять на диване. Часа через два он прочел мне стихотворение «У парадного подъезда».

Некрасов писал прозу, сидя за письменным столом и даже лежа на диване, – писала Панаева, – стихи же сочинял, большей частью, прохаживаясь по комнате, и вслух произносил их; когда он оканчивал все стихотворение, то записывал его на первом попавшемся под руку лоскутке бумаги. Он делал мало поправок в своих стихах. Если он сочинял длинное стихотворение, то по целым часам ходил по комнате и все вслух однообразным голосом произносил стихи; для отдыха он ложился на диван, но не умолкал; потом снова вставал и продолжал ходить по комнате. Некрасов мог прочесть наизусть любое из своих стихотворений, когда бы то ни было сочиненных, и как бы оно ни было длинно, он не останавливался ни на одной строфе, точно читал по рукописи. Впрочем, он помнил наизусть массу стихотворений и других русских поэтов. »

Выезжая на охоту в Новгородскую губернию, Некрасов привозил оттуда не только охотничьи трофеи. «В три мои последние поездки туда, – писал он Тургеневу, – убил я поболее сотни белых и серых куропаток и глухарей, не считая зайцев, и услыхал одно новое словечко, которое мне очень понравилось, – паморха. Знаешь ли ты, что это такое? Это мелкий-мелкий, нерешительный дождь, сеющий, как сквозь сито, и бывающий летом. Он зовется паморхой в отличие от изморози, идущей в пору более холодную. »

Тогда же Некрасов был принят в члены Английского клуба. «Ты ведь понятия не имеешь о светских женщинах, – долго уговаривал его Тургенев, – а они одни только могут вдохновлять поэта. Почему Пушкин и Лермонтов так много писали? Потому что постоянно вращались в обществе светских женщин. Я сам испытал, как много значит изящная обстановка женщины для нас – писателей. Сколько раз мне казалось, что я до безумия влюблен в женщину, но вдруг от ее платья дохнет кухонным чадом, – и вся иллюзия пропала! А в салоне светской женщины ничто не нарушит твоего поэтического настроения, от каждого грациозного движения светской женщины ты вдыхаешь тончайший аромат, вокруг все дышит изяществом. Ты погубишь свой талант, живя сурком, вследствие этого и выходит у тебя слишком однообразный тон и содержание стихов. А когда будешь вращаться в порядочном обществе, попадешь в салон светской женщины, посмотри как вдохновишься! Баллотируйся, послушайся меня. Да и для журнала это полезно, будут говорить, что ты не прячешься от общества. »

«Некрасов в это время, – писала Панаева, – начал чувствовать боль в горле и страшно хандрил. Мне иногда удавалось упросить его не ехать в клуб обедать, потому что он там засиживался за картами и возвращался домой поздно ночью. Но являлся Тургенев и уговаривал его ехать в клуб. Именно для того, чтобы сесть играть в карты. „При твоем счастье и уменье играть в карты, – говорил он, – я бы каждый вечер играл. Ведь на полу не найдешь двухсот рублей. Вот тебе на счастье двугривенный, поезжай! Да и мрачное расположение духа у тебя пройдет. Одевайся и едем вместе“. Некрасов всегда слушался советов Тургенева, который на другое утро прибегал узнавать о результате игры Некрасова и говорил ему: „Ты должен благодарить меня, что я тебя вчера силою прогнал в клуб. Не слушай ты никого, а играй. Все в клубе говорят, что ты играешь во все игры отлично и, главное, сдержан. Знаешь ли ты, что если бы у тебя было в руках тысяч десять, ты бы много выиграл денег. Получи я завтра наследство, я сейчас бы тебе дал десять тысяч на игру. От нашей паршивой литературы ждать, брат, нечего! Что тебе дало журнальное дело? Долги. А сколько труда потрачено на это дело, сколько испорчено крови! Русские писатели – это каторжники. У меня впереди есть наследство, а у тебя что? Последние силы своего здоровья тратишь, а получаешь шиш! И как приятно писать, зная заранее, что наша тупоумная цензура поставит красный крест! Лежат у тебя несколько твоих стихотворений и без конца пролежат, потому что их не дозволят никогда напечатать. Ведь мы не европейские литераторы, а татарские, нам нечего рассчитывать ни на почет, ни на обеспечение от литературы. Пушкин тоже вел большую игру, а тогда на писателей еще не смотрели как на прокаженных, от которых надо сторониться“.

В 1866 году, после покушения Каракозова на Александра II, журнал «Современник» был закрыт. На этот раз окончательно. Хвалебные стихи, обращенные к Муравьеву, усмирителю польского восстания, сочиненные Некрасовым и прочтенные им на обеде в Английском клубе, журналу не помогли. Не спасла «Современник» и торжественная ода, написанная Некрасовым в честь мастерового из крестьян Костромской губернии О. Комиссарова, помешавшего Каракозову сделать верный выстрел. Позже Некрасов каялся в этих своих отступлениях: «Не торговал я лирой, но бывало, когда грозил неумолимый рок, у лиры звук неверный исторгала Моя рука. »

С присущим ему упорством, Некрасов начинает переговоры о передаче в его руки журнала «Отечественные записки», издаваемого Краевским, и добивается успеха: в 1868 году журнал начинает выходить в свет – уже под редакцией Некрасова и Салтыкова-Щедрина.

«О слезы женские, c придачей нервических, тяжелых драм! Вы долго были мне задачей, я долго слепо верил вам. Кто ей теперь флакон подносит, застигнут сценой роковой? Кто у нее прощенья просит, вины не зная за собой. Кто сам трясется в лихорадке, когда она к окну бежит в преувеличенном припадке и „ты свободен!“ говорит. Кто боязливо наблюдает, сосредоточен и сердит, как буйство нервное стихает и переходит в аппетит. Кто ночи трудные проводит, один, ревнивый и больной, а утром с ней по лавкам бродит, наряд торгуя дорогой?».

Казалось, редакционная работа отнимала все силы поэта, к тому же очень больного, но именно в последние годы Некрасов написал едва ли не лучшие, и уж в любом случае самые объемные свои поэмы: «Дедушка». «Русские женщины», «Современники», книгу стихов «Последние песни», наконец, знаменитую поэму «Кому на Руси жить хорошо», начатую еще в шестидесятых. К сожалению, это огромное произведение так и осталось незавершенным, хотя именно незавершенность придает поэме какую-то странную особенность, даже загадочность. Неясная последовательность частей, разноречивые указания самого Некрасова об основном замысле поэмы, делает ее текучей, открытой, как сама жизнь, и в чем-то такой же неопределенной.

Годы идут, тяжелая болезнь все чаще укладывает поэта в постель.

Из далекого Вилюйска сосланный туда Чернышевский писал А. Н. Пыпину: «Если, когда ты получишь мое письмо, Некрасов еще будет продолжать дышать, скажи ему, что я горячо любил его как человека, что я благодарю за его доброе расположение ко мне, что я целую его, что я убежден: его слава будет бессмертна, что вечна любовь России к нему, гениальнейшему и благороднейшему из всех русских поэтов. »

Прозвучало письмо Чернышевского как некролог: 27 (8.I) декабря 1877 года Некрасов умер. «Громадная толпа, по крайней мере в три-четыре тысячи человек, – писали газеты, – сопровождала гроб поэта, который до самого кладбища был несен на руках. Большая часть этой толпы состояла из учащейся молодежи и литераторов. Кроме того, множество почитателей и поклонников покойного положительно всех званий и всякого состояния, не исключая и простых крестьян, шли за гробом народного поэта. По уверению старожилов, подобная многолюдна процессия была только на похоронах Крылова. »

Из книги Геннадия Прашкевича «Самые знаменитые поэты России»

. . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . .
Не торопись, мой верный пес!
Зачем на грудь ко мне скакать?
Еще успеем мы стрелять.
Ты удивлен, что я прирос
На Волге: целый час стою
Недвижно, хмурюсь и молчу.
Я вспомнил молодость мою
И весь отдаться ей хочу
Здесь на свободе. Я похож
На нищего: вот бедный дом,
Тут, может, подали бы грош.
Но вот другой — богаче: в нем
Авось побольше подадут.
И нищий мимо; между тем
В богатом доме дворник плут
Не наделил его ничем.
Вот дом еще пышней, но там
Чуть не прогнали по шеям!
И, как нарочно, все село
Прошел — нигде не повезло!
Пуста, хоть выверни суму.
Тогда вернулся он назад
К убогой хижине — и рад.
Что корку бросили ему;
Бедняк ее, как робкий пес,
Подальше от людей унес
И гложет… Рано пренебрег
Я тем, что было под рукой,
И чуть не детскою ногой
Ступил за отческий порог.
Меня старались удержать
Мои друзья, молила мать,
Мне лепетал любимый лес:
Верь, нет милей родных небес!
Нигде не дышится вольней
Родных лугов, родных полей,
И той же песенкою полн
Был говор этих милых волн.
Но я не верил ничему.
Нет,— говорил я жизни той.—
Ничем не купленный покой
Противен сердцу моему…

Быть может, недостало сил
Или мой труд не нужен был,
Но жизнь напрасно я убил,
И то, о чем дерзал мечтать,
Теперь мне стыдно вспоминать!
Все силы сердца моего
Истратив в медленной борьбе,
Не допросившись ничего
От жизни ближним и себе,
Стучусь я робко у дверей
Убогой юности моей:
— О юность бедная моя!
Прости меня, смирился я!
Не помяни мне дерзких грез,
С какими, бросив край родной,
Я издевался над тобой!
Не помяни мне глупых слез,
Какими плакал я не раз,
Твоим покоем тяготясь!
Но благодушно что-нибудь,
На чем бы сердцем отдохнуть
Я мог, пошли мне! Я устал,
В себя я веру потерял,
И только память детских дней
Не тяготит души моей…

Я рос, как многие, в глуши,
У берегов большой реки,
Где лишь кричали кулики,
Шумели глухо камыши,
Рядами стаи белых птиц,
Как изваяния гробниц,
Сидели важно на песке;
Виднелись горы вдалеке,
И синий бесконечный лес
Скрывал ту сторону небес,
Куда, дневной окончив путь,
Уходит солнце отдохнуть.

Я страха смолоду не знал,
Считал я братьями людей
И даже скоро перестал
Бояться леших и чертей.
Однажды няня говорит:
«Не бегай ночью — волк сидит
За нашей ригой, а в саду
Гуляют черти на пруду!»
И в ту же ночь пошел я в сад.
Не то, чтоб я чертям был рад,
А так — хотелось видеть их.
Иду. Ночная тишина
Какой-то зоркостью полна,
Как будто с умыслом притих
Весь божий мир — и наблюдал,
Что дерзкий мальчик затевал!
И как-то не шагалось мне
В всезрящей этой тишине.
Не воротиться ли домой?
А то как черти нападут
И потащат с собою в пруд,
И жить заставят под водой?
Однако я не шел назад.
Играет месяц над прудом,
И отражается на нем
Береговых деревьев ряд.
Я постоял на берегу,
Послушал — черти ни гу-гу!
Я пруд три раза обошел,
Но черт не выплыл, не пришел!
Смотрел я меж ветвей дерев
И меж широких лопухов,
Что поросли вдоль берегов,
В воде: не спрятался ли там?
Узнать бы можно по рогам.
Нет никого! Пошел я прочь,
Нарочно сдерживая шаг.
Сошла мне даром эта ночь,
Но если б друг какой иль враг
Засел в кусту и закричал
Иль даже, спугнутая мной,
Взвилась сова над головой —
Наверно б мертвый я упал!
Так, любопытствуя, давил
Я страхи ложные в себе
И в бесполезной той борьбе
Немало силы погубил.
Зато, добытая с тех пор,
Привычка не искать опор
Меня вела своим путем,
Пока рожденного рабом
Самолюбивая судьба
Не обратила вновь в раба!

О Волга! после многих лет
Я вновь принес тебе привет.
Уж я не тот, но ты светла
И величава, как была.
Кругом все та же даль и ширь,
Все тот же виден монастырь
На острову, среди песков,
И даже трепет прежних дней
Я ощутил в душе моей,
Заслыша звон колоколов.
Все то же, то же… только нет
Убитых сил, прожитых лет…

Уж скоро полдень. Жар такой,
Что на песке горят следы,
Рыбалки дремлют над водой,
Усевшись в плотные ряды;
Куют кузнечики, с лугов
Несется крик перепелов.
Не нарушая тишины
Ленивой медленной волны,
Расшива движется рекой.
Приказчик, парень молодой,
Смеясь, за спутницей своей
Бежит по палубе; она
Мила, дородна и красна.
И слышу я, кричит он ей:
«Постой, проказница, ужо —
Вот догоню. » Догнал, поймал,—
И поцелуй их прозвучал
Над Волгой вкусно и свежо.
Нас так никто не целовал!
Да в подрумяненных губах
У наших барынь городских
И звуков даже нет таких.

В каких-то розовых мечтах
Я позабылся. Сон и зной
Уже царили надо мной.
Но вдруг я стоны услыхал,
И взор мой на берег упал.
Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой.
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки,
И был невыносимо дик
И страшно ясен в тишине
Их мерный похоронный крик,—
И сердце дрогнуло во мне.

О Волга. колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зарям,
Когда еще все в мире спит
И алый блеск едва скользит
По темно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке.
Иду на помощь к рыбакам,
Катаюсь с ними в челноке,
Брожу с ружьем по островам.
То, как играющий зверок.
С высокой кручи на песок
Скачусь, то берегом реки
Бегу, бросая камешки,
И песню громкую пою
Про удаль раннюю мою…
Тогда я думать был готов,
Что не уйду я никогда
С песчаных этих берегов.
И не ушел бы никуда —
Когда б, о Волга! над тобой
Не раздавался этот вой!

Давно-давно, в такой же час,
Его услышав в первый раз.
Я был испуган, оглушен.
Я знать хотел, что значит он,—
И долго берегом реки
Бежал. Устали бурлаки.
Котел с расшивы принесли,
Уселись, развели костер
И меж собою повели
Неторопливый разговор.
— Когда-то в Нижний попадем?—
Один сказал: — Когда б попасть
Хоть на Илью…— «Авось придем.
Другой, с болезненным лицом,
Ему ответил. — Эх, напасть!
Когда бы зажило плечо,
Тянул бы лямку, как медведь,
А кабы к утру умереть —
Так лучше было бы еще…»
Он замолчал и навзничь лег.
Я этих слов понять не мог,
Но тот, который их сказал,
Угрюмый, тихий и больной,
С тех пор меня не покидал!
Он и теперь передо мной:
Лохмотья жалкой нищеты,
Изнеможенные черты
И, выражающий укор,
Спокойно-безнадежный взор…
Без шапки, бледный, чуть живой,
Лишь поздно вечером домой
Я воротился. Кто тут был —
У всех ответа я просил
На то, что видел, и во сне
О том, что рассказали мне,
Я бредил. Няню испугал:
«Сиди, родименькой, сиди!
Гулять сегодня не ходи!»
Но я на Волгу убежал.

Бог весть, что сделалось со мной?
Я не узнал реки родной:
С трудом ступает на песок
Моя нога: он так глубок;
Уж не манит на острова
Их ярко-свежая трава,
Прибрежных птиц знакомый крик
Зловещ, пронзителен и дик,
И говор тех же милых волн
Иною музыкою полн!

О, горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
На берегу родной реки,—
И в первый раз ее назвал
Рекою рабства и тоски.

Что я в ту пору замышлял,
Созвав товарищей детей,
Какие клятвы я давал —
Пускай умрет в душе моей,
Чтоб кто-нибудь не осмеял!

Но если вы — наивный бред,
Обеты юношеских лет,
Зачем же вам забвенья нет?
И вами вызванный упрек
Так сокрушительно жесток.

Унылый, сумрачный бурлак!
Каким тебя я в детстве знал,
Таким и ныне увидал:
Все ту же песню ты поешь,
Все ту же лямку ты несешь,
В чертах усталого лица
Все та ж покорность без конца.
Прочна суровая среда,
Где поколения людей
Живут и гибнут без следа
И без урока для детей!
Отец твой сорок лет стонал,
Бродя по этим берегам,
И перед смертию не знал,
Что заповедать сыновьям.
И, как ему,— не довелось
Тебе наткнуться на вопрос:
Чем хуже был бы твой удел,
Когда б ты менее терпел?
Как он, безгласно ты умрешь,
Как он, безвестно пропадешь.
Так заметается песком
Твой след на этих берегах,
Где ты шагаешь под ярмом
Не краше узника в цепях,
Твердя постылые слова,
От века те же «раз да два!»
С болезненным припевом «ой!»
И в такт мотая головой…

Далее Некрасов описывает свой неугомонный и бесстрашный характер. В качестве примера он приводит свою ночную прогулку с целью увидеть настоящих чертей, которыми его пугала няня. В этом стремлении добраться до истины можно увидеть задатки будущего реализма Некрасова.

Читайте также: