Порядок бронепроводов заз 968м

Обновлено: 05.07.2024

Установка электронного зажигания на ЗАЗ 968М

Хотел написать заголовок "Установка БСЗ на ЗАЗ 968М", но торговец на базаре сказал мне, что это неверно.
Типа БСЗ — это переходной вариант между контактным и электронным зажиганием, и ставили его на какие-то там Волги. Хотя все его зовут БСЗ.
Короче, в последнее время машина у меня как-то потеряла в динамике, заводилась хуже, но я пенял на холода.
Потом я менял бензонасос, и после этого машина стала ехать иногда подергиваясь, а потом стала глохнуть. И однажды уже просто отказалась заводиться.
Сначала я подумал на бензонасос, т.к. копался в нём же. Перебрал, всё выставил по мурзилке — не помогло. Посмотрел на свечи — мокрые. Ну, хз, может перелив. Выкрутил заглушку топливного жиклёра ХХ, а там нет резинки, а в жиклёре проволока торчит. Начал читать — некоторые ставили проволоку, т.к. с вебера жиклёр 4,5 и его найти трудно, и ставили 5, а чтоб не было перелива, то всовывали проволоку.
Далее была замена контактной группы, перебор десятка конденсаторов, замена и проверка свечей, проверка ВВ проводов, замена трамблера целиком — нет искры, хотя иногда появится, но через минуту опять пропадает.
Сняли катушку — высыпалось сопротивление. Короче, поехал я на авторынок за БСЗ, т.к. давно собирался ставить, но жаба давила.
На авторынке никто не знает о БСЗ для Запорожца, и тогда я начал спрашивать БСЗ для Москвича — сразу нашлось.
Было два варианта — 800 грн китайское DK, и 1000 грн словакское LSA.

Взял в руки два трамблера — китайский настолько лёгкий, будто внутри пустота. Решил, что 200 грн погоды не играют. Катушка с 2108, коммутатор украинский, жгут проводов похоже китайский, т.к. защёлка на клемме датчика холла с одной стороны не защёлкивается (это уже обнаружили при установке).
Начали ставить с Андрюхой в 7 вечера, в 9 поехали домой. Холодно, ветер ледяной.
Короче, ставили по схеме:

По схеме: Б — это +, а К — это -.
Те провода, что были на катушке, перевешиваем на новую так: провод с клемы "ВК" заизолировать или выкинуть, с клемы "Б" подключён к клемме "+" (отверстие контакта придётся немного расширыть. Мы расковыряли вставив ножницы внутрь), с безымянной клеммы — выбросить.

Вакуумник сняли, т.к. я его не юзаю, и мне его подключать некуда, а он мешает крутить трамблер.
В итоге сначала не поняли, что не так, потом повернули трамблёр так, что у нас выход 3 смотрит на карб, провода потыкали правильно, но пока проверяли искру, пытались заводиться — сел аккум.

Делали мы это всё на парковке возле главного офиса ПриватБанка, и там же начали по всей парковке бегать с Запорожцем и заводить с толкача. Заводится, но чихает и пыхает. Крутили уже вовсе стороны — не то.
И тут меня посещает мысля: "Андрюха, я ж купил на авторынке новую заглушку и правильный топливный жиклёр ХХ. Вон заменил, пока ты катушку крутил". Андрюха выдаёт "@пт! Чё молчал?" и идёт смотреть. Я не знал, что его закручивать до упора надо. Он закручивает, и машина начинает себя вести адекватно. Потом немного регулирует винтами количества и качества, и вот я уже лечу домой!
Динамика отличная, заводится с полоборота, звук работы двигателя даже стал как-то тише вроде. Очень доволен. Да, дорого, но оно того стоит.

Теперь нужно будет все провода красиво собрать, чтоб не болтались там, как говно в ополонке. И клемму датчика Холла посмотреть, и надёжно закрепить.

Ещё на фото видно, как рагульски закреплен трос подсоса. Но иначе тупо не дотягивается тросик((

Порядок бронепроводов заз 968м

Автомобиль ЗАЗ-968М «Запорожец». Фучаджи К. С., Стрюк Н. Н.

Регулировка системы зажигания

Регулировка зазора между контактами прерывателя. Для обеспечения нормальной работы системы зажигания зазор между контактами прерывателя должен быть 0,35. 0,45 мм, или угол замкнутого контакта по валику распределителя 44. 52°.

Регулировку зазора рекомендуется выполнять следующим образом. Снять крышку распределителя и ротор и, медленно проворачивая пусковой рукояткой коленчатый вал двигателя, установить кулачок 10 (см. рис. 155) в положение, когда зазор между контактами прерывателя будет наибольшим, т. е. когда текстолитовый кулачок 29 прерывателя установится на вершине грани кулачка 10. После этого плоским щупом проверить зазор между контактами. Если зазор не соответствует указанной выше величине, необходимо ослабить винт 20 и, поворачивая эксцентричный винт 31, установить требуемый зазор. Закрепить винт и снова проверить зазор. Поставить крышку на место и закрепить ее защелками 4. После регулировки зазора между контактами прерывателя-распределителя нарушается правильность установки момента зажигания. Поэтому после регулировки зазора необходимо проверить установку зажигания и при необходимости подрегулировать.

Установка зажигания. Зажигание устанавливают по меткам «МЗ» на крышке центробежного маслоочистителя. Эта метка указывает момент зажигания в первом цилиндре. Начало размыкания контактов прерывателя должно происходить в момент, когда метка «МЗ» на крышке центробежного маслоочистителя совпадает со стрелкой на крышке распределительных шестерен (см. рис. 21). При этом ротор 5 (см. рис. 155) должен находиться против электрода крышки распределителя с цифрой 1.

Порядок операций при установке зажигания следующий: установить коленчатый вал в положение, соответствующее началу такта сжатия в первом цилиндре. Для этого вывернуть свечу первого цилиндра (первый с левой стороны, если смотреть на вентилятор) и плотно закрыть отверстие для свечи пробкой из смятой бумаги. Выталкивание пробки при проворачивании коленчатого вала укажет на начало такта сжатия, медленно провернуть коленчатый вал двигателя до совпадения метки «МЗ» со стрелкой на крышке распределительных шестерен (см. рис. 21). Убедиться, что ротор стоит против контакта крышки, соединенного с проводом, идущим к свече зажигания первого цилиндра;

установить октан-корректор на нулевое деление шкалы поворотом регулировочного рычага 36 (см. рис. 155), затянуть гайку 37 болта крепления пластин октан-корректора,

ослабить затяжку болта 39 хомута крепления корпуса распределителя к подвижной пластине 38 октан-корректора и повернуть корпус против часовой стрелки, чтобы контакты прерывателя замкнулись;

взять переносную лампу и два изолированных провода. Присоединить при помощи дополнительных проводов один конец штыря вилки переносной лампы на массу, а другой к клемме низкого напряжения катушки зажигания, к которому крепится провод, идущий к клемме II прерывателя-распределителя;

включить зажигание и осторожно повернуть корпус 32, прерывателя-распределителя по часовой стрелке до момента загорания лампы. При этом необходимо прижимать ротор в сторону, противоположную его вращению, чтобы выбрать зазоры. Остановить вращение прерывателя точно в момент вспыхивания лампочки. Если это не удалось, операцию повторить;

удерживая корпус прерывателя-распределителя от проворачивания, затянуть болт 39 хомута крепления корпуса, поставить крышку 9 и центральный провод на место. После этого проверить момент установки зажигания, проворачивая заводной рукояткой коленчатый вал двигателя;

проверить присоединение проводов от свечей, начиная с первого цилиндра, в порядке 1—3—4—2, считая против часовой стрелки.

Установка зажигания по метке «МЗ» на шкиве при среднем положении октан-корректора обеспечивает наивыгоднейшие мощностные экономические показатели двигателя лишь при условии, что для его питания применяется соответствующий бензин.

После каждой установки зажигания, регулировки контактов в прерывателе или замены топлива необходимо проверить соответствие угла опережения зажигания на ходу автомобиля. Для этого следует прогреть двигатель на холостом ходу, а затем, двигаясь на прямой передаче по ровной дороге со скоростью 40. 45 км/ч, дать автомобилю разгон, резко нажав на педаль привода дроссельной заслонки. Если при этом будет наблюдаться незначительная и кратковременная детонация, то зажигание считается установленным правильно. При необходимости корректируют угол опережения зажигания, вращая в соответствующем направлении корпус прерывателя-распределителя при помощи регулировочного рычага 36 октан-корректора. Перед перемещением рычага гайку 37 необходимо ослабить, после подкорректировки угла опережения надежно затянуть. При сильной детонации стрелку следует передвигать в сторону знака «—» для уменьшения угла опережения зажигания, а при полном отсутствии детонации — в сторону «+». 241

Наибольший угол опережения (или запаздывания) зажигания, обеспечиваемый, ручной регулировкой при помощи октан-корректора, составляет 12° (по углу поворота коленчатого вала двигателя) относительно начальной установки (5° до ВМТ).

Двигатель очень чувствителен к правильной установке угла опережения зажигания. Слишком раннее или слишком позднее зажигание ведет к перегреву двигателя, потере мощности, прогару клапанов и поршней.

Свечи, провода, трамблер…

Подсоединение просто запомнить:
левый ближний цилиндр — левый ближний наконечник трамблера;
левый дальний — левый дальний;
правый ближний — правый ближний;
правый дальний — правый дальний.

Прочистил трамблер, шлифанул контакты наждачкой единичкой.

Затеял я все это ради одной только проблемы. На горячуюю. после 1-1.5 часа езды начинаются пропуски в работе цилиндров. Кто сталкивался, отзавитесь, расскажите куда копать. Пока начал с малого.
Вдогонку перебираю карб, с ним отдельные проблемы.

ЗАЗ 968 1988, двигатель бензиновый 1.2 л., 40 л. с., задний привод, механическая коробка передач — своими руками

Машины в продаже


ЗАЗ Запорожец, 1988
ЗАЗ Запорожец, 1990


ЗАЗ Запорожец, 1990


ЗАЗ Запорожец, 1990

Комментарии 23

Подпись. По моему все дело в паровых пробках бензина. Лечится внедрением обратки с карбюратора, как на ВАЗах.

была в свое время подобная фигня. вылечил заменой всей системы зажигания: перешел на систему от ГАЗ/УАЗ на безконтактную. ну а сейчас вообще можно замутить так называемое подводное зажигание.

Вроде проблема ушла. Хз что помогло, возможно карб. а что значит подводное?

подводное это безбегунковая система зажигания наподобии как на инжекторах. с этой системой мощность двигателя немного поднимается и тяга начинается уже с низов. если заинтересовала то пиши опишу более подробно.

Затнтересовало, напиши подробнее, можно ссылочки с пояснением принципа работы

хорошо! существует два варианта этой системы.
1)система на одном датчике Холла.
2) система на двух датчиках Холла.
(1) стоит у мемя можете зайти и посмотреть там более менее подробно написано.
(2) для этой системы необходимо переделать штатный трамблер (выкинуть все потроха и впихнуть туда датчики, два коммутатора от ВАЗ 2108, катушка зажигания от ВАЗ 2111, или две катушки от ЗМЗ 406, ВАЗ 1111 (ока). кстати (2) изготовляет наш драйвовчанин сантей 55.
вот как то так. более подробно можно найти в интернете.

Катушка

Вопрос такой. На заз968а 40 л.с катушка от ваза или волги подходит или нет.

от москвича 2141 подходит

Илья 87 У заз стоит катушка Б115 с добавочным сопротивлением,а у ваза 117 без сопротивления,у волги вообще транзисторная Б-114.С ваза можно поставить.Провод который подключен к ВК-Б подключаем к клеме Б жиговской катушки,провод которий подключен к клеме без обозначений также к жиговской без обозначений,провод которий идет к клеме ВК изолируем(он никуда не подключается) .Удачи

Да, забыл сказать, что статейку об адаптации зажигания ВАЗ 2108 я вычитал в журнале РАДИОКОНСТРУКТОР ещё в 1999 году )), а на размышления об отказе от трамблера меня натолкнула статья в журнале РАДИО 9 - 2000. Там предлагалось сделать из коммутатора ВАЗ 2108 регулятор УОЗ. Что из этого вышло, можно узнать, обратившись ко мне. Бест регардс энд всё такое, John Warner.

Илья 87 У заз стоит катушка Б115 с добавочным сопротивлением,а у ваза 117 без сопротивления,у волги вообще транзисторная Б-114.С ваза можно поставить.Провод который подключен к ВК-Б подключаем к клеме Б жиговской катушки,провод которий подключен к клеме без обозначений также к жиговской без обозначений,провод которий идет к клеме ВК изолируем(он никуда не подключается) .Удачи

Провод ВК должен идти от стартера или от реле стартера, встречаются на ЗАЗ обе конструкции, причём с завода, и служит для добавления напряжения на вариаторе, а именно так правильно называется добавочное сопротивление. В норме на вариаторе напряжение близко к 8 v, а режиме стартерного запуска оно резко падает на некую величину, зависящую от конкретных условий, и конкретного исполнения, но близкую к 6 v, что является критической величиной напряжения, обеспечивающего работоспособность систем зажигания автомобилей, сработанных по отечественным стандартам. Поэтому введено добавление напряжения на катушке зажигания в режиме стартерного запуска путём замыкания либо дополнительного контакта втягивающего реле стартера, либо дополнительного контакта включающего реле стартера, это которое самое левое на моторном щите моторного отсека, называемого среди моих коллег СТОшников мартышкой.

John Warner вопрос стоял о катушке,а не о зажигании вцелом,вот я и писал что подходит с ВАЗа с минимальными поправками. А транзисторное зажигание лучше ,никто не спорит. Я перепробывал и контактное и бесконтактное, самый лучший результат на катушке Б-118 ,камутаторе ТК-200 и бесконтактный трамблер с УАЗа. Ето о стандарте.А стоит у меня самопал транзисторно-конденсаторное.Попробовал и пока остановился на нем.Идея была взять с ВАЗ-2108,но нужно переделывать распределитель,и не факт что будет лучше чем на Б-118 и ТК-200.Да и комутатор ВАЗ-2108 слабое звено ,качество оставляет желать лучшего. А четыре катушки на цилиндр ето интересно,опиши в общих чертах. Я думаю будет интересно не только мне, да и* одна голова хорошо,а две лучше* так говорит народ,может еще кто даст дельный совет.Тема есть давай дерзать.

Отредактировано Toha (2009-11-04 20:51:07)

Дико извиняюсь за оффтопик, я на момент написания не додумался тему открыть, а сейчас всё об этом там

Электрическая схема автомобиля ЗАЗ

Полный сборник электросхем, для различных модификаций отечественных автомобилей ЗАЗ. Схемы можно увеличить кликнув на них. Показаны такие модели, как ЗАЗ-968М, ЗАЗ-965, ЗАЗ-966 и ЗАЗ-110206.

Электросхема ЗАЗ-965



Электросхема ЗАЗ-966



Электросхема ЗАЗ-968



1 фара в сборе; 2 указатель поворотов; 3 звуковой сигнал; 4,5 пружинный контакт и кнопка включения сигнала; 6 оптический элемент; 7 лампа габаритного освещения А12-4; 8 лампа фары А12-45+40; 9 ободок фары; 10 повторитель указателя поворота (лампа А12-4); 11 включатель сигнализации тормозов "стоп" ВК-412; 12 выключатель аварийной сигнализации тормозов ВК12Б; 13 реле аварийной сигнализации тормозов РС525А; 14 аккумуляторная батарея :СПБ-55; 15 блок предохранителей ПР112; 16 реле-прерыватель РС-950Б; 17 стеклоомыватель; 18 контрольная лампа работы генератора А12-1; 19 указатель уровня топлива в баке УБ-26А; 20 контрольная лампа работы отопителя А12-1; 21 контрольная лампа указателя поворота А12-1; 22 лампа освещения комбинации приборов А12-1; 23 контрольная лампа включения дальнего света фар А12-1; 24 контрольная лампа аварийной сигнализации тормозов А12-1; 25 контрольная лампа аварийного давления масла А12-1; 26 указатель температуры масла УК273; 27 розетка переносной лампы ПС500; 28 стеклоочиститель СЛ226 В; 29 рычаг переключателя стеклоочистителя и включателя стеклоомывателя; 30 рычаг переключателя указателей поворота; 31 рычаг переключателя света фар; 32 выключатель наружного освещения ВК343-02; 33 включатель аварийного состояния автомобиля или вынужденной его остановки ВК422-12 (лампа А12-0,8); 34 замок зажигания ВК347; 35 датчик уровня топлива БМ159А; 36 реле блокировки РБ1-10; 37 реле стартера РС534; 38 включатель фонарей заднего кода ВК418; 39 реле-регулятор РР310В; 40 плафон освещения салона ПК140 (лампа АС12-5); 41 стартер СТ368; 42 штепсельный разъем; 43 генератор Г-502А; 44 катушка зажигания Б115-В; 45 прерыватель-рапределитель зажигания Р-114Б; 46 свеча зажигания А23-1; 47 датчик давления масла ММ111Д; 48 датчик температуры масла TM-100A; 49 фонарь задний правый; 50 лампа указателя поворота А12-21-3; 51 лампа габаритного освещения А12-5; 52, 53 пампа сигнала заднего хода и сигнала "стоп" А12-21-3; 54 подкапотный фонарь ПД-526 с лампой А12-8; 55 фонарь освещения номерного знака с лампой А12-5; 56 фонарь задний левый.

Электросхема ЗАЗ-968 - второй вариант



Схема ЗАЗ-110206 Таврия



1 - указатель поворота, 2 - фара головного света, 3 - реле включения электродвигателя вентилятора радіатора, 4 - термовыключатель вентилятора радиатора, 5 - электродвигатель вентилятора радиатора, 6 - звуковой сигнал, 7 - аккумуляторная батарея, 8 - стартер, 9 - свечи зажигания, 10 - датчик - распределитель зажигания, 11 - генератор, 12 - коммутатор, 13 - катушка зажигания, 14 - датчик указателя температуры охлаждающей жидкости, 15 - датчик аварийного давления масла, 16 - реле контроля заряда аккумуляторной батареи, 17 - выключатель фонарей заднего хода, 18 - электродвигатель омывателя ветрового стекла, 19 - датчик аварийного уровня тормозной жидкости в бачке, 20 - концевой выключатель экономайзера принудительного холостого хода (ЭПХХ) карбюратора, 21 - электромагнитный клапан, 22 - электродвигатель стеклоочистителя ветрового стекла, 23 - боковой указатель поворота, 24 - реле включения ближнего света фар, 25 - реле-прерыватель указателей поворота, 26 - реле включения дальнего света фар, 27 - блок управления ЭПХХ, 28 - штепсельная разетка, 29 - переносная лампа, 30 - выключатель стоп-сигналов, 31 - жгут проводов передний, 32 - блок предохранителей, 33 - выключатель аварийной сигнализации, 34 - выключатель противотуманных фонарей, 35 - выключатель наружного освещения, 36 - выключатель(замок) зажигания, 37 - дополнительное реле выключателя зажигания, 38 - подрулевой рычажный переключатель света фар и включатель сигнализации дальним светом, 39 - подрулевой рычажный переключатель указателей поворота, 40 - выключатель звукового сигнала, 41 - подрулевой рычажный выключатель стеклоочистителя ветрового стекла, 42 - рычажный выключатель стеклоотмывателя ветрового стекла, 43 - переключатель отопител, 44 - добавочный резистор, 45 - электродвигатель отопителя и вентиляции, 46 - термобиметаллический предохранитель (16А), 47 - щиток приборов, 48 - указатель уровня топлива в баке, 49 - указатель температуры охлаждающейся жидкости, 50 - контрольная лампа дальнего света фар, 51 - контрольная лампа аварийного уровня тормозной жидкости в бачке и включения стояночного тормоза, 52 - контрольная лампа указателей поворота, 53 - контрольная лампа аварийного давления масла, 54 - контрольная лампа работы генератора (заряда батереи), 55 – спідометр, 56 - плафон освещения салона, 57 - соединительная колодка переднего и заднего жгута проводов, 58 - жгут проводов задний, 59 - выключатель контрольной лампы стояночного тормоза, 60 - лампа заднего указателя поворота, 61 - двухнитиевая лампа стоп - сигнала и габарита, 62 - лампа фонарей заднего хода, 63 - лампа заднего противотуманного заднего света, 64 - лампа освещения номерного знака, 65 - задний фонарь, 66 - датчик указателя уровня топлива.

Рабочий цикл и порядок работы цилиндров двигателя МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»

Рабочий цикл двигателя внутреннего сгорания (ДВС) МеМЗ-968 автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец» представляет собой совокупность процессов, которые происходят в определенной последовательности в цилиндрах: впуск, сжатие, рабочий ход, выпуск .

Рабочий цикл двигателя МеМЗ-968 осуществляется за 2 оборота коленвала, из чего следует, что каждый такт осуществляется за пол-оборота (180°) коленвала.

Выбор последовательности чередования одноименных тактов либо порядка работы двигателя 1—3—4—2 осуществлен из условий уравновешенности коленвала двигателя и обеспечения равномерности вращения.

Когда в 1-м цилиндре поршень перемещается вниз (диапазон 0-180° поворота коленвала), осуществляется сгорание и расширение газов. При расширении газы совершают полезную работу, в связи с чем этот такт называется рабочим ходом. 3-й цилиндр от 1-го отстает на 180°, и в нем поршень осуществляет движение вверх, сжимая рабочую смесь. В 4-м цилиндре, который отстает от 1-го на 360°, а от 3-го на 180°, поршень осуществляет движение вниз и совершается впуск горючей смеси. Во 2-м цилиндре, который отстает по циклу рабочего процесса на 540° от 1-го цилиндра, в это время поршень перемещается вверх и отработавшие газы выпускаются.

Аналогичным образом в диапазоне 180-360° поворота первой шатунной шейки осуществляется рабочий ход в 3-м цилиндре, сжатие — в 4-м, впуск — во 2-м и выпуск — в 1-м и т. д.

Порядок работы цилиндров двигателя МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М Запорожец

Диаграмма фаз газораспределения в цилиндрах двигателя МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М Запорожец

Фазы газораспределения двигателя МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»

Чем лучше очиститься от отработавших газов цилиндр и чем в него больше поступит новой горючей смеси, тем работа, совершенная за цикл, будет больше. С целью решить данную задачу применяются инерционные свойства газовой струи, которые дают возможность из цилиндров интенсивно отсасывать газы и нагнетать туда горючую смесь. Выпускные и впускные клапаны закрываются и открываются не точно в нижней мертвой точке (НМТ) либо в верхней мертвой точке (ВМТ), а с некоторым запаздыванием или опережением, и такты «выпуск» и «впуск» более длительны, чем такты «рабочий ход» и «сжатие».

Начало впуска в цилиндр горючей смеси (начало открывания впускного клапана) осуществляется до прихода поршня в ВМТ на расстоянии, которое соответствует 20° поворота коленвала до ВМТ. Из-за подобного раннего начало открытия впускного клапана происходит улучшение наполнения рабочей смесью цилиндра, потому что в момент, когда поршня начинает опускаться (после прохождения ВМТ) клапан оказывается полностью открытым. Закрывание впускного клапана осуществляется в тот момент, когда поршень пройдет НМТ и начнет перемещаться вверх на расстоянии, которое соответствует 60° поворота коленвала после НМТ. По причине инерционного напора струи всасываемой горючей смеси она по-прежнему продолжает поступать в цилиндр после того, как НМТ будет пройдена поршнем. Этим обеспечивается наилучшее наполнение цилиндра. Из чего следует, что фактически впуск происходит за время поворота коленвала на 260°.

Начало выпускания отработавших газов происходит до полного завершения рабочего хода, когда в цилиндре давление газов еще достаточно велико. Открывается выпускной клапан до прихода в НМТ поршня, на расстоянии, которое соответствует 60° поворота коленчатого вала до НМТ. Давление, имеющееся в цилиндре, вызывает интенсивное истечение из цилиндра газов, из-за чего их температура и давление быстро опускаются. Это сильно уменьшает работу двигателя МеМЗ-968Н во время выпуска, а также предохраняет его от перегрева. Выпуск газов продолжается даже после прохождения ВМТ поршнем, т. е. когда коленвал повернется еще на 20°. В итоге, продолжительность выпуска длиться также 260°.

По диаграмме фаз газораспределения можно увидеть, что есть такой период (40° поворота коленвала около ВМТ), когда открыты одновременно оба клапана — выпускной и впускной. Данное положение называют перекрытием клапанов. Вследствие малого времени перекрытие клапанов не приводит к ситуации, когда отработавшие газы могут проникнуть во впускной трубопровод и, наоборот, из-за инерции потока отработавших газов происходит подсос в цилиндр горючей смеси и этим улучшается его наполнение. Представленные фазы газораспределения существуют при зазоре 0,45 мм между стержнем клапана и коромыслом на холодном двигателе.

На зубчатых колесах нанесены метки для верной установки фаз газораспределения и балансирного механизма.

ЗАЗ968М надо помочь

как провильно выставить зажигание на холостых? откуда начинать крутить трамблёр и когда остановится?

Янн:- Ваш ЗАЗ заводиться ? Или его двигатель только что перебрали? Выставить можно как в книге написано ,по меткам . А можно на ходу . Выезжаите на прямой ровный участок дороги ,разгоняетесьна 4 передаче, до 60 км в час и резко нажимаете на педаль газа . Должен прослушиваться КРАТКОВРЕМЕННЫЙ "стук пальцев". Если его нет -зажигание позднее ,если сильно стучат зажигани раннее. Хотите раньше -крутить навстречу вращения бегунка трамблёра ,позднее по ходу.

Янн, позвольте с вами не согласится не 60 км в час, а 40-45 км в час.

pahasuper, если у Вас нет навыков регулировки зажигания на ходу, регулируйте по метке МЗ и лампочке. Двигатель ЗАЗ очень чувствителен к правильной установке угла опережения зажигания. Неправильная установка ведет к падению мощности и перегреву двигателя.
Если нет книги могу отсканировать нужные разделы.

Красивенькая машинка(и не ржавеет нифига),а 965 -вообще красота.
А у нас ,сцуки,их своим ходом не металлолом загоняют.

Поводу металлолома, я перед новым годом сдавал списанные кузова, своим ходом пригнали два ЗАЗИКА на спидометре по 5000 км, правда инвалидные, хозяев уже нет, а возится с ними не хотят (не продать, не переоформить) , вот и здают что-бы снять с учёта в ГАИ.

В нынешних условиях сдают:Зил,Маз-краны,приехавшие своим ходом.
Козловые краны распиливают на металлолом,башенный кран -туда же.Бетоносмесители,бункеры для цемента. много хорошего и разного. - в металлолом.
Новый двигатель ЯАЗ,коробки от тракторов в сборе в хорошем состоянии,камаз без двигателя в сборе с консервации.

ODES написал :
Янн, позвольте с вами не согласится не 60 км в час, а 40-45 км в час.

Янн:- Может оно и так ,я не спорю .Главное знать принцип. Но только для кабюраторных моторов.

спасибо за советы но мне подойдут врядли.я весь задок за седением и за боковой обивкой выложил поролоном теперь я не слышу как стучат клапана или пальцы да ещё и глушак шумит.всё равно спасибо.

помогите разобратся с проблемой. в дождь или сырую погоду вся торпеда что интересно изнутри мокрая прямо капает!как туда может попадать вода?уже и стекло посадил на гермет всё равно течёт!подскажите пожалуйста.

Янн написал :
Главное знать принцип. Но только для кабюраторных моторов.

Согласен! У меня был 968М в 87 году. Выставлял на разгоне на 2-ой передаче. Тапку в пол. Если есть кратковременное грльм - тогда все в порядке.

заз 1991года у меня с 2007 в начале звон был я по нему и настраивал.потом перебрал трамблёр купленный новый оказался фуфло, когда вращал бегунок цеплялся за крышку за один из контактов.в результате собрал один из трёх,снимал 3 раза проверял центробежный регулятор, люфт вала, зазоры, конденсатор,всё в норме!выставляю так сначала по метке и лампочке,потом на холостых сразуже приходится смещать трамблёр на более ранее зажигание пока обороты начинают расти и звук становится более чёткий но поворачивать приходится совсем немного в пределах подстройки.но дело в том в целях эксперемента ставил и намного более ранее на ходу звона никакого нет просто машина тупит и на оборотах ниже чем положенно на холостом ходу движок трясёт.может дело не в зажигании почему нет характерного звона не знаю.в движке менял только карболитовую шестерню поставил алюминивую но после замены уже намотал тыщи 4 всё было нормально.использую присадку к маслу.а когда последний раз регулировал зажигание немогу услышать звон и людей просил послушать.а мощность движка слегка упала!поэтому и прошу совета. помогите разобратся если надо буду описывать все свои действия.

Как правильно поставить трамблёр на ЗАЗ 968

Прерыватель-распределитель зажигания: Да возгорится пламя .

Силовой агрегат МеМЗ-968 с двигателем мощностью 40 л. с. и новой коробкой передач устанавливается на автомобиль ЗАЗ-968 и выполнен по той же компоновочной схеме, что и МеМЗ-966В. однако отличается от него почти всеми деталями и некоторыми особенностями эксплуатации. Силовой агрегат МеМЗ-968А аналогичен по конструкции с двигателем МеМЗ-968, но имеет мощность 45 л. с.

Двигатель с рабочим объемом в 1196 см3 также воздушного охлаждения — от осевого нагнетающего вентилятора . Картер двигателя туннельного типа, отлит из магниевого сплава, является основной корпусной деталью двигателя.

В задней стенке картера имеются расточки для установки привода распределителя зажигания и масляного насоса, которые приводятся от шестерни, выполненной на распределительном валу двигателя . С левой стороны картера находятся два продольных канала для отвода масла от масляного насоса к центробежному маслоочистителю и подвода к подшипникам коленчатого вала.

Средняя опора коленчатого вала — разъемная — из двух половин, крепится к картеру коленчатого вала двумя вертикально расположенными болтами. Цилиндры с оребренной наружной поверхностью отлиты из чугуна. Диаметр цилиндра—76 +-0,02 мм. Для обеспечения монтажного зазора между поршнем и цилиндром в пределах 0,05—0,07 мм поршни подбираются по цилиндрам, согласно их размерным группам.

Электронное зажигание на ЗАЗ

Автомобиль: ЗАЗ 968М

1) Двигатель до установки БСЗ:

2) Сам комплект БСЗ

3) Крышка старого трамблёра снята, выставлен МЗ, бегунок смотрит на первый целиндр:

4) Откручена гайка крепления хомута трамблёра, трамблёр снят. Новый и старый трамблёры рядом , хомут крепления и уплотнительная резинка с вала контактного трамблёра.

6) Коммутатор был установлен на стенке отсека двигателя на максимальном удалении от самого агрегата. Прикручен двумя мощными саморезами.

8) Все подключения закончены:

9) Двигатель с БСЗ:

1) Двигатель сразу заводиться не захотел.

2) После поворота трамблёра против часовой стрелки завёлся без проблем.

3) Дальше я выстовил необходимые мне обороты ХХ вращением трамблёра.

4) Заглушил двигатель и завёл его снова без нажатия на педаль газа.

5) Всё отлично работает.

1) Ускорилась реакция на нажатие педали газа.

2) Стали более устойчивыми обороты двигателя.

3) Двигатель намного заметнее реагирует на изменение УОЗ.

2) Нет необходимости следить за состоянием контактов прерывателя

3) Нет необходимости в смазке трамблёра.

4) Герметичность всех блоков БСЗ.

1) При поломке в пути датчика Холла и за неимением генератора импульсов, как в "Октан-4", возиться с его заменой довольно проблематично.

ZAZ 968 Пломбирчик › Logbook › Бесконтактное зажигание заз 968 на основе родного трамблёра. Часть II.

Далее шторка. Шторка берётся с бесконтактного трамблёра классики, если площадка под большой подшипник 47 мм, и с восьмёрки, если площадка под маленький подшипник 42 мм.

Если строить трамблёр на маленьком подшипнике и восьмерочной основе, то его придётся испортить так, что к контактному вернуться не удастся. Почему — я более подробно расскажу в видео, которое будет отдельным постом. Поэтому я советую брать за основу трамблёр с классики.

Шторка по простому спиливается болгаркой и рассверливается до нужного отверстия .

Далее нужно обточить бегунок, так как на нём есть различные приливы, которые просто не дадут вставить его в отверстие шторки по-нормальному. Идеально, конечно, сделать на нормальном станке, но можно и на простом каменном круге. А лучше всего на болгарке)

ЗАЗ 968 М просто молит о помощи

Как правильно установить шестерни распредвала и коленвала, чтобы отрегулировались клапона нормально? заз 968м

метки совмещены, но клапана не поддаются регулировке

Ну как, отрегулировался? > я по меткам совмещаю, поршень 1-го вверху, получается один клапан свободно качается, второй зажат, не поддается регулировке.

Бесконтактное зажигание заз 968 на основе родного трамблёра. Часть .

> метки совмещены, но клапана не поддаются регулировке

> я по меткам совмещаю, поршень 1-го вверху, получается один клапан свободно качается, второй зажат, не поддается регулировке. штанги не меняла? что делать??

Двигатель до попытки установить зажигание разбирался? Если нет, то необходимо провернуть коленвал на один полный оборот, до повторного совмещения меток на шкиве и крышке распредшестерён.

Дело в том, что у четырёхтактного двигателя поршень находится в ВМТ два раза: в такте сжатия и в такте выпуска. А клапана первого цилиндра регулируются в положении ВМТ такта сжатия. А раз у вас один клапан зажат, то поршень первого цилиндра стоит в ВМТ такта выпуска.

На всякий случай картинка с метками:

Для того, что бы убедиться, что поршень первого цилиндра находится в правильной ВМТ, нужно снять крышку с прерывателя распределителя и посмотреть в каком положении стоит бегунок, он должен "смотреть" на вывод высоковольтного провода первого цилиндра .

После того как клапана первого цилиндра отрегулированы, коленвал следует провернуть на четверть оборота и отрегулировать клапана 3-го цилиндра, далее опять провернуть коленвал на четверть оборота и отрегулировать клапана 4-го и последнюю очередь второго цилиндра, опять предварительно провернув перед этим коленвал на четверть оборота.

На всякий случай нумерация цилидров:

все правильно, хочу добавить по меткам на нашем запорожце 968А, видимо это была переходная модель какая,

но меток было две. Имею в виду те, обозначенные А на фото.

Да, мужики, можно ничего не крутить. Выставили в ВМТ по метке, увидели, что один клапан открыт, а другой прожат, так отрегулировали отпущенный клапан по зазору, перешли на другую сторону движка и увидели, что три клапана отпущены на третьем и четвёртом цилиндрах, а четвёртый клапан прожат, так отрегулировали отпущенные клапана. После этого, прокрутили коленвал на полный оборот, опять выставили ВМТ, на первом и втором цилиндрах отрегулировали три отпущенных клапана, перешли на другую сторону движка, отрегулировали всего один отпущенный клапан. И все дела!

Как установить привод трамблера, трамблер запорожца

1. Выставляете коленвал в ВМТ 1го цилиндра.

2. Выставляете трамблер с приводом трамблера в нужное положение.

3. Вставляете все вместе в посадочное место.

4. Прокручиваете коленвал на 2 оборота , одновременно, вдавливая трамблер с приводом.

Система зажигания. Распределитель зажигания — Р-114 ЗАЗ-965А и ЗАЗ-965АБ

  • Печать
  • E-mail

Система зажигания — батарейная. Питание осуществляется от аккумуляторной батареи и генератора Номинальное напряжение в первичной цепи 12 в. Система зажигания двигателя, как и все электрооборудование автомобиля, работает по однопроводной схеме, при которой вторым проводом служит кузов—масса авто­мобиля. С массой соединены отрицательные полюсы (клеммы) источников и потребителей электрической энергии. Катушка зажигания установлена на кожухе вентилятора с пра­вой стороны двигателя. На крышке катушки зажигания имеются клеммы низкого напряжения и клемма высокого напряжения. На катушке смонтировано добавочное сопротивление, включен­ное последовательно с первичной обмоткой. Добавочное сопро­тивление при помощи шунтирующих контактов стартера автома­тически включается при запуске двигателя. Ток, проходящий через первичную катушку зажигания, при выключенном сопротивлении увеличивается, и тогда повышается напряжение во вторичной цепи. Вследствие этого облегчается пуск двигателя, что особенно важно в холодное время, когда потребляемый стартером ток значительно увеличивается, и напряжение в цепи зажигания падает.

Уход за катушкой зажигания сводится к следующему:

1. Не оставлять включенное зажигание при неработающем двигателе.

2. Не допускать ослабления крепления подводящих проводов к низковольтным клеммам и закрепление высоковольтного провода без ввертной клеммы, а также оберегать катушку от повреждений.

3. Не допускать загрязнения проводов, клемм и крышки катуш­ки зажигания.

4. Не допускать работу катушки с неисправным добавочным сопротивлением.

Распределитель зажигания — Р-114 установлен в расточке при­лива крышки распределительных шестерен и укреплен при помощи пластины, приводится во вращение от валика привода масляного насоса. Направление вращения, если смотреть со стороны крышки распределителя, левое Распределитель зажигания состоит из пре­рывателя тока низкого напряжения, распределителя тока высокого напряжения, центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания и октан-корректора. Нормальная работа распределителя зажигания и правильная установка угла опережения зажигания существенно влияют на работу двигателя

Чистка и регулировка зазора контактов прерывателя. Осмотри­ те рабочие поверхности контактов и, если они загрязнены, замасле­ны или обгорели, очистите их. Пользуйтесь замшей или чистой тканью, не оставляющей волокон, смоченной авиационным бензи­ном или спиртом. При необходимости, если контакты обгорели, зачистите их специальной абразивной пластинкой (из комплекта шоферского инструмента). Наждачной шкуркой для этого пользо­ваться нельзя. Зачищая контакты, только удалите бугорок на одном из них и несколько сгладьте поверхность другого, где образовалось углубление Для проверки зазора установите, вращая коленчатый вал пус­ковой рукояткой, кулачок прерывателя в положение, при котором контакты будут максимально разомкнуты. Проверьте плоским щупом величину зазора—он должен быть в пределах 0,35—0,45 мм. При необходимости, отрегулируйте зазор, для чего ослабьте сто­порный винт 19 , крепящий пластину 5, несущую непо­движный контакт прерывателя. Затем, вращая регулировочный винт 6, установите по щупу зазор. Заверните стопорный винт 19. Следует иметь в виду, что после регулировки зазора между кон тактами прерывателя нарушается первоначальная установка зажи­гания. Ее необходимо проверить, и если надо, подрегулировать Установка зажигания производится по метке МЗ на крышке центри­фуги, определяющей момент зажигания в первом цилиндре Раз­мыкание цепи прерывателя должно происходить в момент, когда метка МЗ совпадает с центром выступа маслозаливной горловины Соответственно против клеммы провода первого цилиндра в крыш­ке распределителя должен быть расположен ротор. Порядок операций при установке зажигания следующий: 1. Снимите крышку распределителя и ротор и проверьте вели чину зазора между контактами прерывателя (в случае необходи­мости, отрегулируйте зазор) Поставьте ротор на место. 2 Установите коленчатый вал в положение, соответствующее началу такта сжатия в первом цилиндре — оба клапана закрыты, коромысла свободно качаются в пределах зазора.


1 — крышка распределителя 2 — бегунок (ротор распре­делителя), 3 — молоточек 4 — корпус распределителя, 5 — пластина неподвижного контакта 6 — винт регулировоч­ный, 7 — клемма провода низкого напряжения 8 — фетро­вая щетка для смазки кулачка 9 — защелка крышки, 10 — фетр для смазки оси кулачка 11 — фетр для смазки пластин прерывателя 12 — муфта привода валика рас­пределителя, 13 — регулировочные гайки 14 — неподвиж­ная пластина октан корректора, 16 — болт хомута подвижной пластины корректора 17 — гайка крепления неподвижной пластины октан корректора к крышке 18 — колпачковая масленка для смазки втулок валика распре делителя, 19 — стопорный винт, 20 — камера вакуумного регулятора. Цифры 1, 2 4, 3 на крышке распределителя указывают порядок подсоединения проводов высокого напряжения к соответствующим цилиндрам

3. Медленно проворачивайте коленчатый вал двигателя до совпадения метки МЗ с выступом маслозаливной горловины.

4. Убедитесь, что ротор стоит против контакта крышки, соеди­ненного с проводом, идущим к свече первого цилиндра (постанов­кой крышки на место).

5. Установите октан-корректор на нулевое деление шкалы пу­тем вращения регулировочных гаек и затяните их.

6. Ослабьте затяжку болта хомута крепления корпуса распре­делителя к подвижной пластине октан-корректора и поверните корпус против часовой стрелки, чтобы контакты прерывателя замкнулись.

7. Освободите конец провода подкапотной лампы из соедини­тельной муфты; присоедините его с помощью дополнительного куска провода к клемме низкого напряжения на катушке, к кото­рой крепится провод, идущий к клемме 7 распределителя.

Включите подкапотный фонарь.

8. Включите зажигание и осторожно поворачивайте корпус рас­пределителя по часовой стрелке до вспыхивания лампочки. При этом прижимайте ротор в сторону, противоположную его нормаль­ному вращению, чтобы выбрать зазоры. Остановите вращение рас­пределителя точно в момент вспыхивания лампочки. Если это не удалось, операцию повторите.

9. Удерживая корпус распределителя от проворачивания, затя­ните болт хомутика крепления корпуса, поставьте крышку и цен­тральный провод на место.

10. Проверьте присоединение проводов от свечей, начиная с пер­вого цилиндра, в порядке 1, 2, 4, 3, считая их против часовой стрелки.

Следует иметь в виду, что установка зажигания по метке МЗ на шкиве при среднем положении октан-корректора обеспечивает наивыгоднейшие мощностные и экономические показатели двига­теля лишь при условии, что для его питания применяется бен­зин А-72 или А-76.

Однако, после каждой установки зажигания, регулировки кон­тактов в прерывателе или замены топлива необходимо проверить установку зажигания на ходу.

Доводку установки зажигания выполняйте октан-корректором. Прогрейте двигатель на холостом ходу, а затем, двигаясь на пря­мой передаче по ровной дороге со скоростью 40—45 км/час, дайте автомобилю разгон, резко нажав на педаль привода дроссельной заслонки.

Если при этом будет наблюдаться незначительная и кратко­временная детонация, то установка момента зажигания считается правильной.

При необходимости некоторого корректирования установки мо­мента зажигания вращайте в соответствующем направлении корпус распределителя с помощью регулировочных гаек, свинчивая одну из них по винту, а другую соответственно подвинчивая.

На неподвижной пластине октан-корректора имеются обозначе­ния ( + ) и ( —), определяющие направления перемещений стрелки подвижной пластины и соответственно корпуса распределителя.

При сильной детонации стрелку передвигайте в сторону зна­ка ( —) для уменьшения угла опережения зажигания.

При полном отсутствии детонации стрелку передвигайте в сто­рону знака ( +).

Наибольший угол опережения (или запаздывания) зажигания, обеспечиваемый ручной регулировкой с помощью октан-корректо­ра, составляет 12° относительно начальной установки (10° до ВМТ).

Двигатель очень чувствителен к правильной установке угла опережения зажигания: слишком раннее или слишком позднее за­жигание ведет к перегреву двигателя, потере мощности, прогару клапанов и поршней.

Уход за распределителем должен быть систематическим и обеспечивать:

1. Содержание в чистоте распределителя, особенно изоляцион­ных пластмассовых деталей (крышка, бегунок, низковольтная клемма и др.).

2. Отсутствие повреждений пластмассовых деталей, уголька в крышке.

3. Чтобы бензин, масло и вода не попадали в распределитель.

4. Надежность контактов проводов с клеммами крышки распре­делителя и низковольтной клеммой.

5. Чистоту и нормальный зазор контактов прерывателя; излиш­няя зачистка контактов вредна.

6. Своевременную и качественную смазку; запрещается пользо­ваться для смазки распределителя маслом из картера двигателя; излишняя смазка распределителя вредна, так как может привести к быстрому подгару и износу контактов из-за их замасливания.

Через каждые 6000 кмпробега: Протрите чистой, сухой или смоченной в бензине тряпкой пласт­массовую крышку распределителя.

Подверните на один оборот крышку масленки для подачи смаз­ки на валик распределителя.

Если крышка масленки будет завернута полностью, выверните крышку, заполните ее смазкой ЦИАТИМ-201 или УТВ (1 —13).

Смажьте трущиеся детали распределителя машинным мас­лом С, автолом 6 или маслом для двигателя Дп-8 или АС-8, закапав: на ось молоточка 1 каплю, 4—5 капель во втулку кулач­ка (сняв бегунок и сальник под ним), 1—2 капли на фильц кулач­ка, 3—5 капель на фетровую шайбу через отверстие в пластине прерывателя с надписью масло.

Проверьте отсутствие заедания молоточка на оси.

Осмотрите кулачок и, если он грязный, протрите его чистой сухой замшей или материалом, не оставляющим волокон. Нанесите на кулачок тонкий слой смазки ЦИАТИМ-201.

Проверьте чистоту и состояние контактов прерывателя.

В случае большого переноса металла с одного контакта на дру­гой произведите зачистку контактов.

Лучше всего зачищать контакты на мелком абразивном камне, сняв молоточек и стойку с неподвижным контактом.

Читайте также: