Поздно вечером плыли мы по волге от воды поднимался густой туман

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 05.10.2024

Тематическая контрольная работа по теме «Наречие» (диктант) - НАРЕЧИЕ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс

Цель: систематизация и обобщение знаний о наречии; проверка уровня усвоения темы.

Оборудование: текст контрольного диктанта.

Тип урока: контроль и коррекция знаний и умений.

I. Организационный этап

II. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений

Чтение учителем текста диктанта

ЗАГАДКА ШАРОВОЙ МОЛНИИ

Природа обычной молнии разгадана давным-давно. С шаровой молнией учёным повезло намного меньше. Её происхождение до сих пор неясно.

Обычно шаровая молния предстаёт в виде парящего в воздухе или стремительно летящего огненного шара. Нередко по неизвестным причинам происходит взрыв. Но она может исчезнуть и спокойно, выбрасывая из себя искры.

Издавна шаровая молния приковывает к себе внимание необычайностью поведения. Во-первых, она не поднимается вверх в окружающем холодном воздухе, во-вторых, сохраняет форму и движется. Она может парить над землёй или двигаться параллельно. Температура шаровых молний далеко не велика. Она гораздо ниже той, при которой светится обычный воздух.

В чём загадка шаровой молнии? Вот вопрос, который задают себе ученые сейчас.

1) Сделать синтаксический разбор последнего предложения 2-го абзаца (I вариант) и последнего предложения 3-го абзаца (II вариант).

2) Объяснить способ образования наречий спокойно, издавна, вверх, во-первых.

Поздно вечером плыли мы по Волге. От воды поднимался густой туман. Было тихо. Только изредка плескалась рыба, да с берега раздавались какие-то неясные звуки. Берег уже почти весь окутало мглою. Разлапистые мохнатые ели неприветливо смотрели на нашу лодку.

Вот уже поворот в залив, где был наш лагерь. Мало-помалу мы приближались к нему. Вдруг на тёмном болотистом берегу я увидел неясные очертания каких-то довольно больших птиц. Посмотрев в бинокль, я убедился, что это были цапли.

Они стояли на одной ноге, изогнув плечи, причудливо приподняв крылья. Наверно, они собирались тут ночевать.

Неосторожный плеск весла. Цапли испуганно поднялись в воздух, широко раскинув большие крылья, вытянув шеи и ноги. Я видел их всего несколько минут, но они остались в моей памяти надолго.

1) Сделать синтаксический разбор последнего предложения 2-го абзаца (I вариант), 1-го предложения 3-го абзаца (II вариант).

2) Объяснить способ образования наречий из 4-го абзаца.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Поздно вечером плыли мы по волге от воды поднимался густой туман

Среди предложений 1—7 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1)Утро дышало свежестью. (2)Над рекой висел прозрачный туман, но солнечные лучи уже золотили тихую гладь. (3)Поднимавшийся берег покрывала изумрудная трава, испещрённая бесчисленными искорками росы. (4)Воздух, насыщенный пряными ароматами диких цветов, застыл. (5)Тихо – лишь в зарослях камыша у самой воды колокольцами звенели комары. (6)Вадимка сидел на берегу и смотрел, как старый тополь роняет белоснежные, кружащиеся в застывшем воздухе пушинки и как они белыми корабликами плывут по реке. (7)Тонкое поскуливание нарушило спокойствие утра.

(8)Мальчик вздрогнул – вспомнил, зачем пришёл сюда. (9)Слёзы подступили к горлу, стали душить, но он сдержался – не заплакал.

(10)Вчера ощенилась Жучка: принесла четверых. (11)Мать увидела Жучкин живот и давай причитать на всю деревню! (12)«Не углядел! (13)Сколько раз говорила: не пускай собаку со двора! (14)Что прикажешь

(15)Виноват Вадимка. (16)И спрос теперь с него. (17)Мать приказала

к вечеру от щенят избавиться – утопить. (18)Легко сказать, а вот попробуй, исполни. (19)Они хоть маленькие, слепые, а живые существа!

(20)Представить, как Жучкиных щенят топить будет, Вадимка не мог. (21)Казалось, чего проще: оставь мешок у воды – река сама сделает своё дело – и гуляй без хлопот и забот.

(22)Вадимка так не сумел бы. (23)Размазывая грязными ладонями слёзы, утёр лицо, сложил щенят обратно и решительно направился в деревню.

(24)У сельпо в ожидании утреннего хлеба толпился народ – всё больше женщины. (25)Увидав знакомое лицо, Вадимка подошёл к крылечку.

– (26)Здравствуйте, тётя Маша, – заливаясь краской, обратился

к дородной женщине.

– (27)Здорово! (28)Чего в мешке? – сразу заинтересовалась любопытная тётя Маша.

– (29)Сейчас покажу! – засуетился Вадимка. – (30)Щенки Жучкины. (31)Может, возьмёте?

– (32)Разве щенки? (33)Крысята какие-то, – сострила женщина. (34)Собравшиеся вокруг прыснули.

– (35)Маленькие ещё – вчера родились.

– (36)Раз вчера, то неси-ка их к мамке. (37)Вона разревелись – жрать хотят.

– (38)Не могу. (39)Мать запретила с ними домой возвращаться. (40)Может, всё-таки возьмёте?

(41)Но женщины, потеряв к мешку интерес, одна за другой расходились. (42)Сельпо открыли, и тётя Маша деловито направилась к дверям. (43)Вздохнув, мальчик уныло поплёлся прочь.

(45)Вадимка обернулся: Николай Егорыч – колхозный ветеринар, давний приятель отца.

– (46)Ты вот что, ступай к деду Борису – охотнику. (47)У него Сильва, между прочим, ощенилась, восемь штук принесла. (48)Может, возьмёт старик твоих-то.

(49)Окрылённый, мчался Вадимка к дому охотника.

* Никольская Анна (род. в 1979 г.) – современная российская детская писательница.

Замените разговорное слово «прыснули» в предложении 34 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Разговорное слово «прыснули» в предложении 34 заменяем стилистически нейтральным синонимом «засмеялись» или «захохотали».

Ответ: засмеялись , захохотали, рассмеялись, расхохотались

1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста И. Н. Горелова: «Самое удивительное в том, что писатель — мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами И. Н. Горелова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Окрылённый, мчался Вадимка к дому охотника. » Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

3. Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

1) О многозначности слов в русском языке немало сказано, написан не один труд. Русское слово — явление уникальное, неповторимое, порой, загадочное. Неслучайно известный лингвист И. Н. Горелов писал: «Самое удивительное в том, что писатель — мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах».

Подтверждения справедливости приведенного высказывания находим в тексте Анны Никольской. В предложении 26 используется фразеологизм «заливаясь краской», который обладает неделимым смыслом. Как и любой фразеологизм, значение его переносное: в предложении означает «стыдиться», «краснеть от стыда».

В предложении 10 употреблено выражение «принесла четверых», где слово «принесла» обладает переносным значением: здесь «родила», хотя прямое значение слова — «доставить что-то или куда-то». Следовательно, в предложении 10 слово «принесла» употреблено в индивидуальном значении, а не в обобщенном.

Таким образом, одно и то же слово в составе разных речевых компонентов обладает разным значением. Приведенные примеры позволили нам доказать правоту утверждения И. Н. Горелова.

2) Иногда мы совершаем поступки, за которые потом бывает стыдно. Бывает, изменяет наше отношение к происходящему слово, незначительное, на первый взгляд, действие. Об этом сказано в финале текста Анны Никольской. Вадима буквально «окрылили» слова Николая Егорыча, потому что он подсказал мальчику выход из сложившейся ситуации со щенками.

Насколько мучительно для героя текста мамино поручение «разобраться» со щенками! Вадим — добрый, отзывчивый мальчик, для него невыносима сама мысль об убийстве щенков, вот почему его глаза мокрые от слёз.

Герой пытается найти выход из сложившейся ситуации. Сначала идёт к магазину, пытаясь «пристроить» щенят, и, наконец, находит решение — он обязательно уговорит деда Бориса взять щенков к себе. Это живое участие в судьбе беззащитных животных многое может сказать о мальчике: он добрый, отзывчивый, а доброта его «деятельная», не пассивная.

Кто-то из известных сказал: «Добро в оправдании не нуждается». И, наверное, это правильно. Добро может быть только бескорыстным, иначе оно перестанет быть добром.

3) Доброта — это одно из ценнейших человеческих качеств, проявление которого позволяет судить об истинной ценности человека. Доброта — это способность к сопереживанию, желание прийти на помощь, бескорыстное служение людям.

Насколько мучительно для героя текста Анны Никольской мамино поручение «разобраться» со щенками! Вадим пытается найти выход из сложившейся ситуации. Сначала идёт к магазину, пытаясь «пристроить» щенят, и, наконец, находит решение — он обязательно уговорит деда Бориса взять щенков к себе. Это живое участие в судьбе без-защитных животных многое может сказать о мальчике: он добрый, отзывчивый, а доброта его «деятельная», не пассивная. Он понимает, что оставить щенков умирать у реки — всё равно что своими руками убить. Доброта, отзывчивость, большая душа маленького мальчика поражает.

Доброта не позволит пройти мимо чужой боли, чужой беды. У нас в крае есть постоянно действующая акция «Цветик-семицветик». В ходе этой акции собираются средства на лечение больных детей. Не-сколько сот маленьких пациентов самых тяжёлых отделений детских больниц возвращены к полноценной жизни благодаря этой акции. Спасибо всем неравнодушным людям, людям, которые незаметно творят добро.

Кто-то из известных сказал: «Добро в оправдании не нуждается». И, наверное, это правильно. Добро может быть только бескорыстным, иначе оно перестанет быть добром.

Работа над изложением
тренажёр по русскому языку (6 класс)

Работа над изложением в системе занятий по развитию речи занимает большое место. Изложения наряду с другими упражнениями помогают формировать у школьников умения и навыки, необходимые всякому культурному человеку, способствуют развитию мышления школьников, обогащают речь, влияют на совершенствование художественного вкуса, содействуют решению ряда воспитательных задач.

ВложениеРазмер
разработки уроков по рзавитию речи 29.46 КБ

Предварительный просмотр:

по развитию речи « Языковое развитие учащихся»

Автор – учитель русского языка и литературы Тарковская Оксана Александровна

ГБОУ школа №645 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Работа над изложением в системе занятий по развитию речи занимает большое место. Изложения наряду с другими упражнениями помогают формировать у школьников умения и навыки, необходимые всякому культурному человеку, способствуют развитию мышления школьников, обогащают речь, влияют на совершенствование художественного вкуса, содействуют решению ряда воспитательных задач.

Главной задачей, как указывает программа, для пятого класса нужно считать формирование умения работать над темой и основной мыслью сочинения и изложения. Сравнительно несложные и небольшие по объему тексты с четкой композицией и ясной идеей, методические комментарии и задания должны помочь учителю.

Вам предлагаются тексты повествовательного характера для подробных и сжатых изложений, для изложения с элементами описания, с заданием ввести в текст описание отдельного предмета и животного. Сюда включены так называемые ознакомительные изложения. Они предназначены для проверки речевого уровня, орфографической подготовки школьников.

Она стояла на широком лугу, одна на краю речного обрыва.

Летом мы играли в густой высокой траве, а когда становилось жарко, забирались в прохладную тень березы.

Осенью на лугу пусто, голо. Мы усаживались у березки, с нею было веселей.

Зимой прокладывали от нашей деревни лыжню, кто скорее добежит до березы и обратно.

Но однажды весной прибежали на луг – нет березы! Река подмыла берег, а вместе с ним и нашу березу. Она лежала внизу, уцепившись корнями за береговой песок, ветви ее полоскала вода.

Мы побежали к рыбаку дяде Макару.

- Помню, помню березу, - сказал рыбак. – От дождя укрывала. Пошли к бригадиру!

Бригадир разрешил взять лошадей. Вместе со взрослыми вытянули нашу березку из воды, оттащили подальше от берега, выкопали яму, посадили.

Листья березы пожелтели. Мы испугались, но все равно поливали ее водой все лето.

Пришла снежная зима. Весной березка зазеленела пуще прежнего.

1. Просклоняй те имена существительные: трава, береза .

2.Подберите антоним к наречию внизу.

3. Объясните правописание слова полоскала.

4.Придумайте предложение со словами все равно.

Текст имеет характер повествования, композиционно делится на две части. В первой рассказывается о том, чем была береза в жизни детей, во второй – о том, что однажды весной случилось с березкой и как ей помогли дети.

Вопросы и задания к тексту

  1. Как могла выглядеть береза, которую любили дети?
  2. Почему береза была дорога ребятам?
  3. Как по-другому можно назвать рассказ?
  4. Расположите пункты плана в нужной последовательности. Напишите подробное изложение, введите описание березки.

1.Дереву нужно помочь!

2.Дружба с березой.

4. Береза рухнула в реку.

Поздно вечером плыли мы по Волге. От воды поднимался густой туман. Было тихо. Только изредка плескалась рыба да с берега раздавались какие-то неясные звуки. Берег уже почти весь окутало мраком. Разлапистые, мохнатые ели смотрели на нашу лодку, как немые черные великаны.

Вот уже поворот в залив, где был наш лагерь. Проход в залив узкий, и поэтому хорошо видны берега. Вдруг на темном болотистом берегу я увидел неясные очертания каких-то довольно больших птиц. Посмотрев в бинокль, я убедился, что это были цапли. Они стояли на одной ноге, изогнув шеи и причудливо приподняв крылья. Наверное, они собрались ночевать тут. Неосторожный плеск весла – и цапли поднялись в воздух, широко раскинув большие крылья, вытянув шеи и ноги. Я видел их всего несколько минут, но они остались в моей памяти на всю жизнь.

П одготовительные упражнения

  1. Придумайте сравнение к словам ели смотрели, как …
  2. Объясните правописание слова поздно . Подберите еще несколько слов с непроизносимыми согласными.
  3. Просклоняйте в ед. числе слово Волга.
  4. проверьте безударную гласную в корне слов: поднимался, плескался, раздавались, вытянув.
  5. Разберите по составу слова: поворот, проход.

Текст представляет собой повествование со значительными элементами описания: дана картина вечера на Волге, уделено внимание внешнему виду и позе цапель (довольно большие птицы, стояли на одной ноге, изогнув шеи и причудливо приподняв крылья, крылья большие).

Вопросы и задания к тексту

1.Как мальчик рассказывает о вечере на Волге?

(на доске: густой туман, плескалась рыба, неясные звуки, берег окутало мраком; разлапистые, мохнатые ели, как немые черные великаны.)

2.Что рассказывает мальчик о цаплях?

(довольно большие птицы, стояли на одной ноге, изогнув шеи и причудливо подняв крылья; летят, широко раскинув крылья и вытянув шеи и ноги.)

3.Составьте самостоятельно план. Напишите по плану подробное изложение от 3-го лица. Введите, если сможете, более подробное описание цапель.

Туман – лучшая пограничная собака. Тридцать шесть медалей блестят на груди у Тумана.

Как-то московский школьник Слава принес домой пушистого щенка. Щенок скулил, прихварывал. Даже в собачьей клинике лежал. Учение давалось ему с трудом. Но великое дело – настойчивость и дружба. Туман и Слава не сдавались.

На смотре служебных собак туман получил первый приз. Когда же Слава ушел в пограничники, Туман поехал вместе с ним. Их знают теперь на всех выставках. Туман безошибочно берет след, прыгает через трехметровые барьеры, карабкается по пожарной лестнице… а если нужно, то спешит туда, где враг нарушил границу.

По заслугам у славы Дунаева звание «Отличник пограничной службы», а у Тумана – медали.

(Сборник «Круглый год»)

1. Подберите синонимы к словам: прихварывать, карабкаться, барьер.

2. Придумайте и запишите предложения со словами: тридцать шесть, смотр служебных собак, звание «Отличник пограничной службы».

3. Подберите существительные, к которым могут относиться прилагательные: собачья, трёхметровый.

Текст представляет собой повествование с элементами описания ( коротко сказано, как выглядел щенок, каким он был слабым, упомянуто о его способностях и о тех умениях, которыми обладает взрослый Туман).

Композиционно текст можно разделить на три части: вначале – общие сведения о тумане (лучшая пограничная собака, имеет тридцать шесть медалей), во второй части – рассказ о том, как Туман стал отличной служебной собакой и какими умениями он владеет; в конце текста сделан вывод о том, что Славе по заслугам присвоено звание « Отличник пограничной службы» , а его друг Туман награждён медалями.

Вопросы и задание к тексту

  1. Каким щенком был Туман?
  2. Почему Тумана считают лучшей пограничной собакой?
  3. Придумав недостающие пункты плана, напишите подробное изложение.
  1. Туман – лучшая пограничная собака.

3. Служба Славы и Тумана на границе.

Без топора, а плотник

Дятлы – это потомственные плотники. И инструмент для работы у них подходящий – крепкий длинный клюв с острым концом.

Дятел не только плотник, но и отличный верхолаз. У него на ногах два пальца выставлены вперёд, а два – назад, да ещё они с острыми загнутыми когтями. Дятлу ещё и хвост помогает: хвостовые перья у него очень упругие и на концах суживаются, заостряются и загибаются внутрь. Усядется лесной плотник, прочно закрепится на стволе и долбит, долбит. А для чего долбит? Прежде всего, чтобы добыть себе пищу. А обед дятла – это вредители леса. Добыть этих насекомых не так-то просто: они уходят глубоко в кору и древесину, проделывая длинные извилистые ходы. Как тогда быть? Достать языком. Длинна языка у дятла двенадцать сантиметров! К тому же конец языка снабжён особыми роговыми шипиками, которые направлены в разные стороны. Обильная слюна смачивает язык, делая его липким. Такой язык, настигая личинку, без труда, словно вилкой, накалывает её на свои шипики.

( Из журн. « Юный натуралист».)

  1. Запомните выражение потомственные плотники. Кого так называют?
  2. Как образовано слово верхолаз? Что оно означает?
  3. Запомните правописание слов: насекомое, личинка, древесина. Составьте с каждым из них предложение.
  4. От глаголов уходить, смачивать, накалывать образуйте форму 3-го лица ед. и мн. Числа.
  5. Вперёд, внутрь. Запишите ещё несколько известных вам наречий с этой же приставкой.

Текст представляет собой описание внешнего вида дятла: крепкий длинный клюв с острым концом, ноги, хвост, язык. Обращаем внимание учащихся на то, что в тексте не говорится ни о размере дятла, ни об окраске его оперения. В центре описания те характерные особенности дятла, которые помогают ему быть « потомственным плотником», «верхолазом» и «лесным доктором».

Вопросы и задания к тексту

  1. Зачем дятлу нужны крепкий острый клюв, ноги с загнутыми когтями, упругие хвостовые перья и длинный липкий язык?
  2. Какую пользу приносит дятел лесу?
  3. Составьте самостоятельно план. Напишите подробное изложение-описание.

Сухой берёзовый сук ветром на землю сбросило. Ударился сук, разломился. Мелкие веточки в траве потерялись, большие гнилушки раскатились, какая куда.

Льёт дождик, водой гнилушки заливает. Солнышко светит, высушивает гнилушки.

Жуки-древоеды мягкую сердцевину грызут. Сыплются из гнилушек опилки.

Мелкие земляные муравьи поселились в гнилушках. Всё нутро источили, одну древесную пыль оставили.

Однажды вышел я на поляну, гляжу – что-то в траве белеется. Поднял. В руках у меня оказалась лёгкая трубочка из берёзовой коры. Это всё, что от гнилушки осталось.

Пристроил я к трубочке донышко, получился у меня берёзовый кувшинчик. Теперь в нём лесные цветы стоят.

Заходят ко мне гости, спрашивают, кто сделал такой красивый кувшинчик.

- Я сам, - отвечаю, - сделал. Да ещё мне земляные муравьи помогали, да ещё жуки-древоеды, да ещё дождик, ветер и солнышко.

  1. Объясните, почему жука-древоеда так называют.
  2. К слову древесный (-ая, -ое, -ые ) подберите по смыслу существительные. Запишите получившиеся словосочетания.
  3. К словам сердцевина, гнилушка подберите однокоренные.
  4. Запомните правописание глагола сбросить. Подберите пять слов с этой же приставкой перед звонкой согласной.

В первой части текста даётся описание процесса ( как из берёзового сухого сука получилась трубочка из коры) . Во второй части – повествование о берёзовом кувшинчике.

Первая половина текста труднее для изложения: дети запоминают последовательность превращения гнилушки в трубочку и передают это в изложении.

При анализе на доске записываются выражения, трудные в синтаксическом и пунктуационном отношении: гнилушки раскатились, какая куда; я сам, - отвечаю, - сделал.

Вопросы и задания к тексту

1.Кто и как сделал берёзовый кувшинчик?

2.Глаголы какого времени часто используются в этом рассказе? Почему?

3. Составьте план из вопросительных предложений. Напишите подробное изложение.

Человеку только снится, что он летает во сне, парит. А вот тюлень и в самом деле во сне летает. Спать тюлени больше всего любят в снегу. Снег для них всё равно, что для нас с вами мягкая пуховая перина. Разнежатся они в этакой благодати, да и проспят подход белого медведя. А с тем шутки плохи!

Поэтому хоть и славно спать на снегу, тюлени чаще спят под водой. Вдохнув полной грудью морозного воздуха, тюлень сразу же засыпает и медленно начинает тонуть. Опустится на самое дно и спит там себе на боку, пока не захочется снова вздохнуть. Тогда он медленно, не просыпаясь, всплывает, высовывает из воды одни ноздри, вдыхает снова свежего воздуха и опять парит и планирует, опускаясь на дно. Вверх – вниз, вдох – выдох. Взлетит и опустится, всплывёт и утонет. Парит не просыпаясь, дышит сквозь сон, летает во сне…

1.Замените в следующих предложениях одно из повторяющихся подлежащих синонимом: Спать тюлени больше всего любят в снегу. Разнежатся тюлени в этакой благодати, да и проспят подход белого медведя.

2.Подберите однокоренные слова к слову перина.

3.Повторите правописание наречий вверх, вниз.

В тексте рассказывается о том, как необычно спят тюлени. Композиционно текст делится на две части. В первой после короткого замечания говорится о том, что тюлень очень любит спать в снегу. Во второй – о необходимости спать под водой и о том, как это происходит.

Вопросы и задания к тексту

1.Как вы понимаете выражения разнежатся в этакой благодати?

2.Как тюлени спят под водой? Почему текст так называется? Как можно озаглавить по-другому?

3. Составьте самостоятельно план из двух-трёх пунктов. Напишите подробное изложение.

Ночью стал падать снег, и утром всё вокруг побелело. Только речка петляет в белом поле, как чёрная дорога.

На берегу торчат из снега голые прутики. Холодный ветер поёт в них свою зимнюю песню: « Уу… занесу … ууу» .

Занесёт их ветер снегом и помчится дальше, за речку – к лесу.

Вечером закат красный от мороза. Темнеет. Скорее домой, в тепло. А как же синицы ночью в зимнем лесу? А деревья? Зазеленеют ли опять весной? Но я знаю: весной, как пригреет солнышко, засинеют снега, загремят ручьи, и даже голые прутики на берегу расцветут и превратятся в чудесные кусты вербы.

( По Г . Снегирёву .)

2. Составьте словосочетания со словами : пригреет, превратиться в , синицы. Определите, какие вы составили словосочетания – именные или глагольные.

3. Разберите по членам предложения : На берегу торчат из снега голые прутики.

4. Объясните правописание безударной гласной в корне : побелеть, занести, темнеть, зазеленеть, засинеть.

5. Объясните написание слов : ручьи, ночью. Запишите ещё несколько слов на это же правило.

Текст представляет собой описание прихода зимы в поле и в лесу. Композиционного его можно разделить на две части. В первой рассказывается о том, как выглядят поле, речка и лес в первое зимнее утро. Во второй – о том, что беспокоит человека с приходом зимы: перенесут ли холода птицы и деревья. Заканчивается эта часть выражением горячей убеждённости в том, что весна придёт и изменит всё вокруг.

Вопросы и задания к тексту

1.Как выглядели поле и речка в первое зимнее утро? ( Записывается на доске : речка, как чёрная дорога; торчат голые прутики.)

2. Что говорится о ветре? ( Холодный, поёт свою зимнюю песню: « Уу…занесу…ууу «, помчится дальше .)

3. Как описывается лес? ( Стоит стеной, потрескивают сучья на морозе, попискивают синицы.)

4. Замените в плане вопросительные предложения повествовательными. Напишите подробнее изложение от 3-го лица.

  1. Как изменилось всё вокруг?
  2. О чём поёт ветер ?
  3. Как выглядит лес?
  4. В чём убеждён человек?
  5. Подчеркните в тексте вопросительные предложения. Зачем они здесь употреблены?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Система работы над изложениями в старших классах школы глухих.

В этой методической разработке подробно излагается система работы над изложениями в старших классах при подготовке глухих учащихся к ГИА. Система работы над изложением, в котором выделяется несколько .

Основные приемы и способы работы над изложением при подготовке к ГИА

Разработка поможет учителю при подготовке к работе над сжатым изложением.


«Концептуальный подход в работе над изложением-описанием на уроках русского языка и литературы в 5 классе».
Презентация. "Основные приемы сжатия текста при работе над изложением С1-ГИА"

Даны приемы сжатия текста.

МБОУ «Судогодская основная общеобразовательная школа». Статья "Применение стилистических ресурсов родного языка при работе над изложением".


Методика работы над изложением

В данной статье даются методические рекомендации учителям в работе над написанием изложения.


Система работы над изложением в шестых классах школы 4 вида.

При проведении системы работ над изложением в шестых классах специальной коррекционной школы необходимо учитывать особенности слепых и слабовидящих школьников в овладении связной письменной речью. Изу.

Поздно вечером плыли мы по волге от воды поднимался густой туман

22 июня, после полудня, мы перебрались на суда. Вечером в каюте беседы наши с моряками затянулись далеко за полночь. Я рассчитывал хорошо уснуть, но не удалось. Задолго до рассвета поднялся сильный шум: снимались с якоря. Я оделся и вышел на палубу. Занималась заря; от воды поднимался густой туман; было холодно и сыро. Чтобы не мешать матросам, я спустился обратно в каюту, достал из чемодана тетради и начал свой дневник. Вскоре легкая качка известила о том, что мы вышли в открытое море. Шум на палубе стал утихать. Часов около десяти с половиной миноносцы были на линии острова Аскольда, называемого китайцами Циндао, что значит Зеленый остров.

В открытом море нам встретились киты-полосатики и косатки. Киты плыли медленно в раз взятом направлении, мало обращая внимания на миноносцы, но косатки погнались за судами и, когда поравнялись с нами, начали выскакивать из воды. Один из спутников стрелял. Два раза он промахнулся, а в третий раз попал. На воде появилось большое кровавое пятно. После этого все косатки сразу исчезли.

В сумерки мы дошли до залива Америка и здесь заночевали. Ночью поднялся сильный ветер и море разбушевалось. Утром, несмотря на непогоду, миноносцы снялись с якоря и пошли дальше. Я не мог сидеть в каюте и вышел на палубу. Следом за «Грозным» шли другие миноносцы в кильватерной колонне[8]. Ближайший к нам миноносец был «Бесшумный». Он то спускался в глубокие промежутки между волнами, то вновь взбегал на валы, увенчанные белыми гребнями. Когда пенистая волна накрывала легкое суденышко с носа, казалось, что вот-вот море поглотит его совсем, но вода скатывалась с палубы, миноносец всплывал на поверхность и упрямо шел вперед.

Когда мы вошли в залив Ольги, было уже темно. Мы решили провести ночь на суше и потому съехали на берег и развели костер.

Дерсу, против ожидания, легко перенес морскую качку. Он и миноносец считал живым существом.

— Моя хорошо понимай: его (он указывал на миноносец «Грозный») сегодня шибко сердился.

Мы уселись у костра и стали разговаривать. Наступила ночь. Туман, лежавший доселе на поверхности воды, поднялся кверху и превратился в тучи. Раза два принимался накрапывать дождь. Вокруг нашего костра было темно — ничего не видно. Слышно было, как ветер трепал кусты и деревья, как неистовствовало море и лаяли в селении собаки.

Наконец стало светать. Вспыхнувшую было на востоке зарю тотчас опять заволокло тучами. Теперь уже все было видно: тропу, кусты, камни, берег залива, чью-то опрокинутую вверх дном лодку. Под ней спал китаец. Я разбудил его и попросил подвезти нас к миноносцу.

На судах еще кое-где горели огни. У трапа меня встретил вахтенный начальник. Я пошел в свою каюту, разделся и лег в постель. Душа моя была спокойна: Дерсу был со мной, значит, успех обеспечен. Теперь я ничего не боялся. С этими мыслями я уснул.

За ночь море немного успокоилось, ветер стих, и туман начал рассеиваться. Наконец выглянуло солнце и осветило угрюмые скалистые берега.

30-го числа вечером миноносцы дошли до залива Джигит. П. Г. Тигерстедт предложил мне переночевать на судне, а завтра с рассветом начать выгрузку. Всю ночь качался миноносец на мертвой зыби. Качка была бортовая, и я с нетерпением ждал рассвета. С каким удовольствием мы все сошли на твердую землю! Когда миноносцы стали сниматься с якоря, в рупор ветром донесло: «Желаем успеха!»

Минут через десять миноносцы скрылись из виду.

Местом высадки был назначен залив Джигит, а не бухта Терней на том основании, что там вследствие постоянного прибоя нельзя выгружать мулов.

Как только ушли миноносцы, мы стали ставить палатки и собирать дрова. В это время кто-то из стрелков пошел за водой и, вернувшись, сообщил, что в устье реки бьется много рыбы.

Стрелки закинули неводок и поймали столько рыбы, что не могли вытащить сеть на берег. Пойманная рыба оказалась горбушей.

Отряд состоял из пяти миноносцев: «Грозный», «Гремящий», «Стерегущий», «Бесшумный» и «Бойкий».

Поздно вечером плыли мы по волге от воды поднимался густой туман

Зеленую иву увидишь повсюду: в огородах, в садах, у проезжих дорог. Немало растет ее по берегам лесных речонок, вдоль ручьев. Люди по-разному называют иву.
Еще не зазеленел по-весеннему лес, а уж цветет, отражаясь в талой воде желтыми пуховками, нежная ива. Чуть-чуть пригреет солнце — вьются над цветущими ивами, собирая золотую пыльцу, вылетевшие из ульев пчелы.2
Ива — неприхотливое дерево. Можно срубить или срезать ее тонкий ствол и воткнуть даже неглубоко в землю — примется, пустит корни, начнет расти.2
В ивовых зарослях с начала весны поселяются соловьи и без устали распевают свои песни. Корни ив защищают от размыва вешней водой устроенные людьми плотины. Изредка вздрагивая от невзначай набежавшего ветра, негромко шепчется ива, обнажая серебристую изнанку своих листьев.
Как хороша эта ива, свесившаяся вниз над водой, в которой отражаются небо и облака, плывущие вдаль. (129 слов)

Обоз расположился в стороне от деревни около реки. Солнце жгло по-вчерашнему, воздух был неподвижен и уныл. От жары некуда было деться. На берегу стояло несколько верб, но тень от них бесполезно падала в воду. Вода в реке, голубеющая от отражающегося в ней неба, страстно манила к себе.
Дымов и Кирюша быстро разделись и с громким криком попадали в воду. Тихо журчавшая речка огласилась фырканьем, плеском, криком. Егорушка разделся. Разбежавшись, он прыгнул с вышины в речку. Описав в воздухе дугу, Егорушка глубоко погрузился в глубь реки, но дна не достал. Какая-то сила подхватила его и понесла обратно наверх. Он вынырнул, фыркая, пуская пузыри. Егорушка поплыл к берегу и стал шарить возле камышовых зарослей. (112 слов)

Сначала они долго продвигались по равнине. Зеленых предгорий, поросших лесами, здесь не было и в помине. Горы начинались слева неожиданно, отвесной стеной, поднимавшейся куда-то вверх. Ветер, вода и просто минувшие века немало потрудились над ней. Во многих местах отчетливо были заметны слои разноцветного камня, немыслимо перекошенные и изломанные. Кое-где они напоминали каменную кладку.
Стена смотрела на север, и солнце никогда не освещало ее. Граница вечных снегов спускалась низко, и задолго до нее деревья редели, потом совсем пропадали. Под стеной тянулась едва-едва заметная дорога. Она, по-видимому, старалась не прижиматься вплотную к стене.3 Но упрямая жизнь все-таки повсюду брала свое. Даже по самой стене карабкались цепкие кустарники, выросшие из семян, принесенных издалека ветром или птицами.
Вдали дорога взбиралась в верх горы, следуя изгибам каменного откоса. (123 слова)

Первая гроза

Я надолго запомнил этот ясный по-весеннему и теплый по-летнему день. Кое-где уже появились едва-едва заметные зеленые листочки. По-новому выглядел город. Во-первых, чуть-чуть дул ветерок, во-вторых, почти все окна открыты настежь, в-третьих, солнце светило по-царски, но не горячо, а ласково, по-доброму. На дорожках было видимо-невидимо воробьев, и они по-прежнему сновали вверх и вниз.
Но неожиданно небо потемнело. Небрежно, неряшливо поползли растрепанные тучи. Сначала мелькнула неяркая молния и разрезала надвое темно-серое небо. Потом вспугнул птиц сильный раскат грома, как будто где-то кто-то вдребезги расколол стеклянную посуду.
И хлынул ливень, точь-в-точь занавес опустился на землю и закрыл все вокруг. Пропал куда-то город, а по улицам торопливо побежали мутные потоки воды.
Дождь шел долго, а утром вымытый город выглядел по-праздничному весело. (120 слов)

Ребята поднимались по крутому склону горы, сплошь усеянному камнями. Справа и слева отвесно вздымались черные стены. Вверху виднелась далекая полоска синеющего неба. В ущелье было свежо, но скоро мальчикам стало жарко. Они, тяжело дыша, упорно шли вперед, торопясь засветло добраться до лагеря.
«Берегитесь, ребята!» — неожиданно крикнул Никита. Толстая змея с блестящей чешуей скользила навстречу мальчикам. В нескольких шагах от них она замерла, потом чуть-чуть пошевелила хвостом, вскинула голову и , разинув розовую пасть, зашипела, раскачивая голову. Раздвоенный язычок ее беззвучно метался в пасти.
Никита швырнул в змею камень. Она стрелой метнулась в его сторону. Он едва-едва успел отбежать. Ребята, спотыкаясь и падая, бросились врассыпную, но бежать по камням было нелегко. А змея и не собиралась их преследовать.
Отдышавшись, друзья снова стали карабкаться вверх. (123 слова)

«Демоверсии 8 КЛАСС ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Мы шли по левому берегу реки. Вдруг впереди, на валежнике, показалась белка. Она сидела на задних лапах и, заложив хвостик . »

Мы шли по левому берегу реки. Вдруг впереди, на валежнике, показалась белка. Она сидела на задних лапах и, заложив хвостик на спинку, грызла шишку. При нашем приближении белка схватила свою добычу и бросилась на дерево. Оттуда, сверху, она с любопытством посматривала на людей. Кстати, два слова о белке. Это животное, представитель грызунов, имеет удлиненное тело и длинный хвост-метелку. Небольшая красивая головка украшена большими черными глазами и небольшими закругленными ушами, оканчивающимися пучками длинных черных волос, расположенных веерообразно. Ох, до чего же забавно наблюдать за этим зверьком!

Белка - животное то оседлое, то кочевое. Весь день она пребывает в движении. Она, можно сказать, не выносит покоя и только в темноте лежит на боку, то свернувшись, то закинув хвост на голову. Кажется, движение ей так же необходимо, как вода, пища и воздух.

Поздно вечером плыли мы по Волге. От воды поднимался густой туман. Было тихо. Только изредка плескалась рыба, да с берега раздавались какие-то неясные звуки. Берег уже почти весь окутало мраком. Разлапистые мохнатые ели неприветливо смотрели на нашу лодку.

Вот уже поворот в залив, где был наш лагерь. Мало-помалу мы приближались к нему. Вдруг на темном болотистом берегу я увидел неясные очертания каких-то довольно больших птиц. Посмотрев в бинокль, я убедился, что это были цапли.

Они стояли на одной ноге, изогнув плечи, причудливо приподняв крылья. Наверное, они собирались тут ночевать.

Неосторожно поднялись в воздух, широко раскинув большие крылья, вытянув шеи и ноги. Я видел их всего несколько минут, но они остались в моей памяти надолго.

Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, но тихие, без ветра, настоящие дни поздней осени.

В такой тусклый день идешь по лесной тропинке среди молодых березок, дубов, осинок, среди кустов орешника. Не слышишь пения птиц, шороха листьев. Только иногда упадет на землю тяжелый созревший желудь. На голых листьях повисли капли росы от ночного тумана.

Далеко видно кругом. Легко дышит осенней свежестью грудь, хочется идти все дальше и дальше по желтой от листвы тропинке.

Вдруг среди листвы видишь пестрый комочек. Это птица обо что-то сильно ударилась во время полета.

«Надо взять ее домой, а то в лесу птицу мигом разыщет и съест лисица», – решаю я.

Поздно вечером плыли мы по волге от воды поднимался густой туман

2-е издание, переработанное и дополненное

Охотничий рассказ в русской литературе

Чем объяснить интерес современного читателя к охоте, корнями уходящей в глубокую древность? Ностальгия по прошлому? Экологический голод?

Охота была жизненной необходимостью, неотъемлемой частью быта наших предков, а память о сильных, смелых, сообразительных, выносливых и ловких охотниках хранится в книгах, воспевающих их доблести. «Он был сильный зверолов перед Господом»[1], – говорится в книге Бытия о Нимроде, воине-охотнике, царе, которому приписывается строительство Вавилонской башни.

Охотник – это не только отважный воин, который, подобно Гераклу, сражается с немейским львом и эриманфским вепрем, но и веселый бурный Вакх, изображавшийся в тигровой шкуре, и Аполлон, которому приписывается изобретение лука и который забавлялся охотой и был увенчан лаврами за убиение страшного дракона Пифона. Охотницей была прекрасная Артемида, запечатленная с колчаном за плечами и луком или факелом в руках, даже изнеженная богиня любви и красоты Афродита, влюбленная в Адониса, сопровождала его на охоте.

С охотой связаны легенды и сказки. Меткая стрела Ивана-царевича настигла в болоте чудесную Царевну-лягушку. Охотник нашел у лешего пропавшую девушку и женился на ней. А преследуемый королем Карлом IV олень вывел удачливого охотника к горячим источникам, которые с тех пор, согласно легенде, названы именем короля – Карловы Вары.

К ратному подвигу приравнивал свои победы над дикими конями, турами и медведями отважный воин князь Владимир Мономах. После описания военных походов и битв, скитаний по разным уделам Мономах повествует в «Поучении» о ловах. А завершается «Поучение» призывом не страшиться смерти ни в бою, ни на охоте, доблестно исполняя «мужьское дело»[2].

В древности охоту называли ловом, что выражало изначальное назначение этого занятия, связанного с добыванием трофеев. С конца XV – начала XVI в. охота изменяет свое первоначальное назначение добычливого промысла. Изменения отразились и в языке: вместо слова «лов» стали употреблять слово «охота». Охота – это хотение, настроение, страстное желание «гнати по зверю». Охота – источник наслаждения, возможность проявить сметливость, смелость, ловкость: чем больше препятствий, тем радостней успех для охотника.

Помпезно обставлял соколиную охоту азартный любитель «красной потехи» царь Алексей Михайлович. В «Уряднике, или Новом уложении и устроении чина сокольничья пути» находим очень подробное описание подготовки к соколиной охоте как костюмированному театрализованному действу со строго предписанными ролями. Одежда сокольников восхищала и иностранцев. Во время дипломатических обедов царь-охотник любил похвастаться своими ловчими птицами, поражая иностранных послов торжественностью ритуала, который исполнялся сокольничьими так, как будто речь шла о деле государственной важности. Обладая незаурядным литературным даром, Алексей Михайлович в письмах к московскому ловчему стольнику Афанасию Матюшкину так выразительно и с такой любовью описывает славные добычи своих дорогих птиц, что эпизоды охотничьих мемуаров оживляются восторгом, страстью, гордостью автора за своих соколов и кречетов и дышат истинным вдохновением.

Как видим, охота была забавой для привилегированной части общества – царей, князей. И все они, включая женщин-цариц, предавались азарту гона, восхищались зрелищностью этого захватывающего пышного действа. Различные виды охот были любимы царями. Исключением был лишь Петр Великий, который не жаловал охоты. «Это не моя забава, – говорил он. – И без зверей у меня есть с кем сражаться: вне отечества с дерзким неприятелем, а внутри укрощать моих грубых и неугомонных подданных». При нем охота стала развиваться в европейских традициях уклада придворной жизни[3].

Окончательное закрепление при Петре I за дворянами поместий способствовало развитию и упрочению помещичьего усадебного уклада жизни в России XVIII в. Частью дворянского усадебного быта была и охота.

Хотя весьма популярный в свое время автор од, эклог, элегий, басен, драм Александр Петрович Сумароков специально произведений на охотничью тематику не создавал, все же его перу принадлежит «Охотничья песня», написанная, очевидно, из желания потрафить литературным и эстетическим потребностям дворянского общества.

Продолжая традиции французской литературы и следуя вкусам аристократического общества, Александр Петрович Сумароков сочинял модные в XVIII в. идиллии и эклоги, изображая сценки с пастухами и пастушками на лоне мирной природы. И не случайно одно из первых в русской литературе стихотворений Сумарокова о псовой охоте начинается такими строками:

Диктанты 4 класс 4 четверть

Диктанты 4 класс 4 четверть

Диктанты

Диктант «Весеннее солнце»

На небе появилось весеннее солнце. Оно разбудило всех в лесу. Повеселела лесная поляна. Золотые лучи солнца перелетали от тропинки к тропинке. Капельки росы заиграли в каждом цветке, в каждой травинке.
Но вот набежала туча и закрыла все небо. Загрустила природа. Столб пыли полетел к озеру. От резкого ветра с деревьев посыпались сухие сучья.
Лес грозно зашумел. Крупные капли дождя застучали по земле. На ней появились мокрые пятна. Удары грома оглушили всю местность.
Но гроза быстро прошла. Тишина. Только дятел стучит по коре дуплистой березы. И снова над лесом светит ласковое солнце.

Объём слов: 91

Диктант «Весна в лесу»

Наступила радостная, шумная весна. Теплые лучи солнца съедают последний снег. Звенят под деревьями веселые ручьи. Душистой смолой пахнут набухшие почки. С раннего утра до позднего вечера поют на лесной поляне птицы.
Вылезли из своих жилищ жучки, паучки, букашки. Вышел из своего зимнего домика ежик и осмотрел окрестности. Он не хотел вставать. Холодный ручеек забрался в его сухую постельку и разбудил ежа. Мелькнула серая тень. Это полевая мышь пробежала по узкой тропинке. На макушке ели шумят драчливые вороны. Скоро побегут от кочки к кочке хлопотливые муравьи.
Все рады весне!

Объём слов: 88

Диктант «Полярный день»

С юга прилетаем на самолёте в далёкий северный порт Мурманск. Скоро настанет вечер и стемнеет. Летом на Крайнем Севере темноты не бывает. Солнце днём и ночью ходит по небу кругом.

Зимой солнце совсем не встаёт из-за горизонта. Только звёзды горят на чёрном небе. Иногда полыхает полярное сияние.

Трудно человек привыкает к ночному солнцу. По ночам очень много людей гуляет по улицам. Многие сидят на скамейках. Читают газеты. Рассматривают витрины магазинов. И даже дети находятся ночью на улицах и греются на солнышке.

Объём слов: 81

  1. Укажите спряжение глаголов в тексте.
  2. Разберите первое предложение по частям речи и членам предложения.
  3. Выпишите три словосочетания с безударными гласными, проверяемыми ударением.

Диктант «Лесные жители»

Не всякого лесного жителя ты сможешь увидеть. Очень редко мы видим, как промелькнёт рыжий хвост на лугу. Семейство лосей степенно шествует к водопою. Озорной бельчонок прыгает с ветки на ветку в парке.

И только зимой мы видим следы кабанов, зайцев, хорьков и сов. Следопыты находят следы полёвки. Попадаются поваленные деревья у реки. Это работают деловитые бобры.

Егери по следам узнают, какие животные зимой обитают в их лесах. Весной в половодье зверям бывает нужна помощь человека. Помнишь историю деда Мазая и зайцев? И сейчас лесники, охотники, егери спасают зверушек в половодье.

Объём слов: 90

  1. Укажите спряжение глаголов в тексте.
  2. Разберите первое предложение по частям речи и членам предложения.
  3. Выпишите три словосочетания с безударными гласными, проверяемыми ударением.

Диктант «Вечер в лесу»

За вершинами леса скрылось солнце. Дышит и оживает земля. Пахнет весенними почками. Показалась из земли зелёная стрелка молодой травы. Заливаются звонкой трелью соловьи в густых деревьях. На вершине старого дуба воркует голубь. Глухо турлычат в прозрачных весенних лужах лягушки. Пролетают над лесом дикие утки.

Страшно ухнул и захохотал филин. Ниже спускается весенняя прохладная ночь.

Объём слов: 54

  1. Выпишите из текста пять глаголов, разберите их по составу, рядом запишите их в неопределённой форме.
  2. Проведите морфологический разбор глаголов дышит, пахнет.
  3. Последнее предложение текста диктанта разберите по частям речи, членам предложения, выпишите словосочетания с вопросами.

Диктант «Волга – кормилица»

Диктант по теме «Правописание личных окончаний глаголов»

Близка река Волга всем россиянам. На Волге в давние времена русские люди вставали на борьбу со своими врагами. Под Сталинградом разбили фашистов.

Называют Волгу рекой – красавицей и рекой-кормилицей. Знаешь почему?

На Волге я Ярославле и Тольятти машины выпускают. Вниз по реке плывут пароходы, проносятся суда на подводных крыльях.

На самоходных баржах везут вниз по Волге легковые и грузовые машины, пшеницу, нефть, сборные дома, станки и рыбу.

Перегородили Волгу большие плотины. Волга даёт электрический ток нашей стране.

Объём слов: 76

  1. Выпишите из текста пять глаголов, разберите их по составу, рядом запишите их в неопределённой форме.
  2. Последнее предложение текста диктанта разберите по частям речи, членам предложения, выпишите словосочетания с вопросами.

Диктант «Рассвет в лесу»

Диктант по теме «Правописание глаголов с -тся, -ться. Буква ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа»

Если ночуешь в лесу, то всегда просыпаешься раньше. Но не потому, что спишь не на мягкой постели. Удивительный мир начинается рядом с твоей палаткой. Вот по лесной тропинке бежит ёжик. Вот краснеет ягодка душистой земляники, и солнечный луч играет на её влажном от росы пушке. Мотылёк проснулся и уже завтракает, погружает в сладкий сон свои губы.

Сидишь у палатки, смотришь вокруг, дышишь и не надышишься лёгким, свежим воздухом. Свежесть росистой травы наполняет бодростью ваше тело.

Объём слов: 75

  1. Выписать из текста глагол, в котором имеется такой состав:
    I вариант – приставка, корень, окончание, суффикс;
    II вариант – приставка, корень, суффикс, окончание.
  2. Обозначить графически однородные сказуемые во всех предложениях.
  3. ВВыписать из текста 2 глагола, в которых:
    I вариант – звуков больше, чем букв;
    II вариант – букв больше, чем звуков.

Диктант «Дуб»

Между березками рос могучий дуб. Кабаны часто питались его плодами. В его ветвях соловей напевал свои песни. Дуб защищал птичку от палящего солнца, листьями укрывал в ненастные дни. Лишь бы не кончалась соловьиная песня!

Только с дятлом не дружил дуб, не любил его стука. Скоро у дерева от червяков и жучков опала листва, кора испортилась.

Доброе сердце было у дятла. Пожалел он горемыку, очистил долгожителя от вредителей.

Объём слов: 67

  1. Разобрать предложения.
  2. Выполнить фонетический разбор.

Диктант «Гроза»

Утро. Я открываю глаза и прислушиваюсь к звукам за окном. Слышны близкие раскаты грома. По стеклу стучат редкие капли дождя. Через открытое окно в комнату проникает лёгкий ветерок и играет с занавеской. Вдруг небо разрезает молния. Всё вокруг озаряется ярким светом. Словно выстрел пушки, ударяет гром. Я вздрагиваю и прячусь под одеяло.

Неожиданно всё смолкает, но это только затишье перед бурей. Дождь вновь барабанит по стеклу, но уже более настойчиво. Я выглядываю из-под одеяла — за окном ливень. В комнате пахнет свежестью.

Вдруг всё прекратилось так же внезапно, как началось. Тучи растянуло, и на небе показалось солнце.

Объём слов: 96

Слова для справок: прислушиваюсь, прекратилось

Диктант «Родина»

Люблю я тёплым летним деньком прогуляться по окрестностям. Выйдешь в поле, и сердце замирает от красоты. Тёплый ветерок пробегает по бескрайнему жёлтому морю ржи. Созревшие колосья склоняются до самой земли. На обочинах дороги приютились васильки, ромашки. Поднимаешь голову, по небу плывут лёгкие пушистые облака. В голубой выси резвятся шустрые ласточки, по округе разносится их щебет. Смотришь и радуешься, что это твоя Родина!

Объём слов: 62

  1. Выпишите из текста три слова с орфограммой «Безударные личные окончания глаголов». Выделите окончания и определите спряжение.
  2. Выпишите пятое предложение, подчеркните грамматическую основу. Укажите части речи. Выпишите словосочетания.
  3. Разберите по составу слова: бескрайнему, разносится, замирает.

Контрольный диктант «Лесной голосок»

В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Её я слышал много раз, но никогда не видел.

Увидеть её совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она – от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот поиграть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчу. А она уже совсем близко кукует.

Гляжу – через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Так вот она какая – кукушка!

Объём слов: 110

  1. Выпиши из текста три местоимения. Определи их лицо, число, падеж.
  2. Распредели слова на две группы. Запиши их на две строки:
    Для, он, по, её, от, возле, вы, нам, у, тебе.

Контрольный диктант «Последние денечки»

Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдернуло оно легкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около березки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно ребятишки бегут по последнему снежку.

Поглядело светило на эти проказы и стало землю пригревать. Лед и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал веселый говорливый ручеек. Он бежал и пел свою песенку о весне.

Объём слов: 76

  1. Синтаксический разбор 2 предложения.
  2. Морфологический разбор:
    I вариант – солнце(1 предложение) ,
    II вариант – березки (4 предложение).

Контрольный диктант «Цветёт черёмуха»

Под лучами майского солнышка всё быстро растёт. Отцвели лёгкие белые подснежники. В лугах развернулся пёстрый ковёр из трав и листьев. Налились на черёмухе бутоны. Приятным ароматом повеяло от дерева. Грянули холода. Утренний туман не поднялся колечком с лесной полянки. Он замер и лёг инеем на землю. Тишина в лесу. Птицы молчат. Они боятся застудить горлышко. Одна кукушка кричит с раннего утра до позднего вечера.

Объём слов: 66

Слова для справок: аромат, замер, боятся.

Грамматическое задание:

1. Указать время глаголов.
2. Выписать из текста глагол в неопределённой форме.
3. Выписать глагол из последнего предложения. Выполнить морфологический разбор.

Контрольный диктант «Вечерняя прогулка»

Перед заходом солнца я отправляюсь на свою обычную вечернюю прогулку. Весело пробираться по зарослям высокой, сочной, душистой травы. Я забираюсь в самую глушь леса. Вот уже с трудом пробираешься вперёд. С облегчением вздохнёшь, когда снова очутишься на солнечной опушке.

Какая перед тобой открывается красота! Внизу, как на ладони, расстилается широкая долина, по которой змеёй извивается синяя река. За рекой виднеется соседняя с нами деревня и моё любимое ближнее озеро.

При солнечном освещении всё это принимает волшебный вид.

Объём слов: 79 слов

Грамматическое задание:

1. Подчеркнуть глаголы в неопределённой форме.
2. Сделать морфологический разбор глагола из последнего предложения.

Итоговый диктант «Летняя прогулка»

Цель диктанта: проверить знания и умения учащихся по изученному материалу курса русского языка в 4 классе.

Ранним утром иду я в соседнюю рощу. Стоят ряды белых берез. Сквозь листочки на траве играют золотые лучи утреннего солнца. В чаще кустов и деревьев распевают птицы. Звуки их песен разносятся по всей окрестности.

На опушке леса поспевает первая земляника. В конце рощи есть пруд. В глубоком овраге журчит ручей. Я сяду на пенек у ключа, достану кружку и кусок мягкого свежего хлеба. Как приятно выпить в жару холодной воды! Хорошо летом в роще, в лесу, в поле!

Объём слов: 80

  1. Сделайте морфологический разбор существительного, прилагательного, глагола, местоимения.
  2. Разберите по членам предложения любое предложение.
  3. Разберите по составу (по частям слова) любое существительное, прилагательное, глагол, наречие.
  4. Выполните фонетический разбор слов: солнце, мягкого, деревья.

Итоговый диктант «Последние денёчки»

Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдёрнуло оно лёгкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около берёзки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно бегут ребятишки по последнему снежку.

Поглядело светило на эти проказы и стало землю пригревать. Лёд и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал весёлый говорливый ручеёк. Он бежал и пел свою песенку о весне.

Объём слов: 76

  1. В последнем предложении выдели основу, выпиши словосочетания, над каждым словом укажи части речи.
  2. Разбери по составу слова природа, пришкольный, приветливый.

Итоговый диктант «Весенний звон»

Рубежный контрольный диктант объемом в 76 слов проводится с целью выявления прочности знаний у учащихся по русскому языку, а также умений использовать навык безошибочного воспроизведения слуховой информации.

Пробудилась земля от долгого зимнего сна. Заблестела молодая травка. Разлилась волна зеленого тумана по широкому лугу. Стоят теплые и тихие вечера. Я прислушался к вечерней тишине. Звенят луга. По земле, по лугам, по оврагам плывет звон. Что это звенит? Вот скатилась капля сладкого сока с березовой ветки. Она упала на зеркальную поверхность пруда.

Возвратились из теплого края журавли. Они важно осмотрели родное болото. Весело зазвучала их радостная песня. В эти дни мы всюду слышим музыку природы.

Объём слов: 76

Слова для справок: поверхность, прислушался.

  1. Первое предложение разобрать по членам.
  2. В 9 предложении определить склонение, падеж и число существительных.
  3. Выписать глаголы настоящего времени, определить спряжение.

Словарные диктанты

Словарный диктант

Район, революция, решать, сверкать, свитер, секрет, совсем, аккуратно, биография, искусство, правительство, памятник, портрет, минута, сочинение. (15 слов)

Словарный диктант

Памятник, похожий, охотник, надежда, пассажир, портрет, обида, отечество, оборона, печаль, пейзаж, огонь, перрон, одиннадцать, болото. (15 слов)

Читайте также: