Предел нажатия на газ

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

Почему автомобили с ГБО почти невозможно взорвать

Сразу отметим, в этой статье мы говорим о современном пропановом ГБО - четвёртого поколения и выше. Именно такое оборудование ставится на машины на протяжении ряда последних лет. Более ранние системы действительно обладают меньшей степенью защиты, что вполне логично. Самым опасным и пугающим элементом любого ГБО является ёмкость, в которой хранится газ. В баллоне содержится нечто, способное при неудачном стечении обстоятельств превратить автомобиль в груду металлолома. Страхи водителей, разумеется, небеспочвенны. Однако паниковать от одного вида баллона уж точно не стоит.

По теме

При заправке автомобиля с ГБО резервуар наполняется не парообразным, а жидким пропан-бутаном. Выглядит данная субстанция как газ в зажигалке или как обычная вода. Сжиженный газ находится под относительно небольшим давлением – до 16 атмосфер. Сам по себе баллон не несёт опасности взрыва, равно как и обычный автомобильный бензобак. Это возможно лишь при его повреждении. Толщина металла у баллона такова, что он легко выдерживает даже самые суровые ДТП – без деформации и разрывов стенок. Вероятность его физического повреждения ничтожна.

Впрочем, есть один важный нюанс: заполняться жидким газом баллон должен не более чем на 80%. Нужно это для того, чтобы при повышении температуры баллона внутри не создавалось чрезмерное давление – такое, которое может привести к разрушению ёмкости изнутри. За объёмом заправляемого газа следит специальное устройство, встроенное в мультиклапан. Как только объём газа в баллоне достигает максимально дозволенного значения, заправка автоматически прекращается.

Но что случится, если этот клапан внезапно сломается? Логичный вопрос, ответ на который прост. Не случится ничего. Любая газовая заправка снабжена собственным клапаном: по достижении максимального давления в баллоне автомобиля подача газа остановится сама. Заполнить баллон под завязку на практике почти нереально. Впрочем, даже если это случится, для взрыва автомобиль нужно ещё резко и мощно нагреть.

По теме

Предположим, вам удалось соблюсти все перечисленные условия и давление в ёмкости стало критически большим. Взорвать автомобиль снова вряд ли получится. Этому воспрепятствует клапан сброса лишнего давления, который сам, без посторонней помощи, выпустит лишний газ из баллона.

Разумеется, ничего приятного в этой процедуре нет – газ окажется не где-нибудь, а прямо в багажнике вашего авто. Теоретический шанс поджечь или взорвать его уже появится. Правда, для этого потребуется мощная искра или открытое пламя. Где их взять в багажном отделении – большой вопрос. Да и не заметить проблему вряд ли получится: в газ добавляют специальный состав – одорант. Именно он придаёт едкий запах изначально не пахучему веществу. Для взрыва нужно, чтобы концентрация пропан-бутана в воздухе достигла 1,9-8,5%. Одорант даёт знать об утечке задолго до достижения указанной отметки.

А что с газовыми магистралями? Трубки, по которым пропан-бутан поступает в двигатель автомобиля, защищены не хуже, чем сам баллон. Они изготавливаются из меди или пластика – не менее надёжного и прочного, чем обычные бензиновые магистрали любого современного автомобиля. Повредить их даже специально крайне сложно. При неаккуратном вождении или аварии порвать, конечно же, можно и их, но взорвать машину, опять же, не получится.

По теме

Фишка в том, что на выходе из баллона стоит так называемый скоростной клапан, не позволяющий газу выходить из ёмкости со слишком большой скоростью. Заподозрив неладное, он мгновенно перекрывается, уберегая тем самым автомобиль от возможного пожара и взрыва.

Но и это ещё не всё. Газ из баллона начинает поступать в магистраль лишь после того, как откроется электромагнитный запорный клапан на баллоне. Управляется нехитрое устройство автоматически и кнопкой из салона. Перекрыли клапан – и магистрали можно смело ломать. На волю сможет вырваться лишь то, что осталось в трубках. А газа там – как в паре-тройке зажигалок. Под капотом автомобиля находится ещё один электромагнитный клапан, точно так же отсекающий подачу газа нажатием кнопки.

Нетрудно догадаться, что современные системы ГБО по ряду параметров даже превосходят в плане безопасности традиционные бензиновые системы. Подачу бензина в топливные трубки, напомним, прервать в принципе невозможно. При обрыве магистрали топливо из бака будет литься самотёком, пока не вытечет полностью. Поджечь или взорвать обычный бензобак в разы проще, чем уничтожить газовый баллон. Если бензины самовоспламеняются при температуре в 400-500 градусов по Цельсию, то газы – при 600-700. Предел объёмной доли взрываемых паров в воздухе также не в пользу бензина – ему нужно лишь 0,75%.

8.5. Пределы воспламеняемости и взрываемости

Газовоздушные смеси могут воспламеняться (взрываться) только тогда, когда содержание газа в смеси находится в определенных (для каждого газа) пределах. В связи с этим различают нижний и верхний концентрационные пределы воспламеняемости. Нижний предел соответствует минимальному, а верхний — максимальному количеству газа в смеси, при котором происходят их воспламенение (при зажигании) и самопроизвольное (без притока тепла извне) распространение пламени (самовоспламенение). Эти же пределы соответствуют и условиям взрываемости газовоздушных смесей.
Если содержание газа в газовоздушной смеси меньше нижнего предела воспламеняемости, такая смесь гореть и взрываться не может, поскольку выделяющейся вблизи источника зажигания теплоты для подогрева смеси до температуры воспламенения недостаточно. Если содержание газа в смеси находится между нижним и верхним пределами воспламеняемости, подожженная смесь воспламеняется и горит как вблизи источника зажигания, так и при удалении его. Такая смесь является взрывоопасной. Чем шире будет диапазон пределов воспламеняемости (называемых также пределами взрываемости) и ниже нижний предел, тем более взрывоопасен газ. И наконец, если содержание газа в смеси превышает верхний предел воспламеняемости, то количества воздуха в смеси недостаточно для полного сгорания газа.

Существование пределов воспламеняемости вызывается тепловыми потерями при горении. При разбавлении горючей смеси воздухом, кислородом или газом тепловые потери возрастают, скорость распространения пламени уменьшается, и горение прекращается после удаления источника зажигания.

Пределы воспламеняемости для распространенных газов в смесях с воздухом и кислородом приведены в табл. 8.11–8.9. С увеличением температуры смеси пределы воспламеняемости расширяются, а при температуре, превышающей температуру самовоспламенения, смеси газа с воздухом или кислородом горят при любом объемном соотношении.

Пределы воспламеняемости зависят не только от видов горючих газов, но и от условий проведения экспериментов (вместимости сосуда, тепловой мощности источника зажигания, температуры смеси, распространения пламени вверх, вниз, горизонтально и др.). Этим объясняются несколько отличающиеся друг от друга значения этих пределов в различных литературных источниках. В табл. 8.11–8.12 приведены сравнительно достоверные данные, полученные при комнатной температуре и атмосферном давлении при распространении пламени снизу вверх в трубке диаметром 50 мм и более. При распространении пламени сверху вниз или горизонтально нижние пределы несколько возрастают, а верхние снижаются. Пределы воспламеняемости сложных горючих газов, не содержащих балластных примесей, определяются по правилу аддитивности:

где Lг — нижний или верхний предел воспламеняемости сложного газа в газовоздушной или газокислородной смеси, об. %; r1, r2, …, rn — содержание отдельных компонентов в сложном газе, об. %; r1 + r2 + … + rn = 100%; l1, l2, …, ln — нижние или верхние пределы воспламеняемости отдельных компонентов в газовоздушной или газокислородной смеси по данным табл. 8.11 или 8.12, об. %.

При наличии в газе балластных примесей пределы воспламеняемости могут быть определены по формуле:

где Lб — верхний и нижний пределы воспламеняемости смеси с балластными примесями, об. %; Lг — верхний и нижний пределы воспламеняемости горючей смеси, об. %; Б — количество балластных примесей, доли единицы.

При расчетах часто необходимо знать коэффициент избытка воздуха α при разных пределах воспламеняемости (см. табл. 8.11), а также давление, возникающее при взрыве газовоздушной смеси. Коэффициент избытка воздуха, соответствующий верхнему или нижнему пределам воспламеняемости, можно определить по формуле

Давление, возникающее при взрыве газовоздушных смесей, можно определить с достаточным приближением по следующим формулам:

для стехиометрического соотношения простого газа с воздухом:
Рвз = Рн(1 + βtк) (m/n) (8.20)

где Рвз — давление, возникающее при взрыве, МПа; рн — начальное давление (до взрыва), МПа; β — коэффициент объемного расширения газов, численно равный коэффициенту давления (1/273); tK — калориметрическая температура горения, °С; т — число молей после взрыва, определяемое по реакции горения газа в воздухе; n — число молей до взрыва, участвующих в реакции горения; Vвлпс — объем влажных продуктов сгорания на 1 м 3 газа, м 3 ; Vт — теоретический расход воздуха, м 3 /м 3 .
Давления взрыва, приведенные в табл. 8.13 или определенные по формулам, могут возникнуть только в том случае, если происходит полное сгорание газа внутри емкости и ее стенки рассчитаны на эти давления. В противном случае они ограничены прочностью стенок или их наиболее легко разрушающихся частей — импульсы давления распространяются по невоспламененному объему смеси со скоростью звука и достигают ограждения гораздо быстрее, чем фронт пламени.

Эта особенность — различие скоростей распространения пламени и импульсов давления (ударной волны) — широко используется на практике для защиты газовых устройств и помещений от разрушения при взрыве. Для этого в проемах стен и перекрытий устанавливаются легко открывающиеся или разрушающиеся фрамуги, рамы, панели, клапаны и т.д. Возникающее при взрыве давление зависит от особенностей конструкции устройств защиты и коэффициента сброса kсб, представляющего собой отношение площади защитных устройств к объему помещения.

Таблица 8.11. Пределы воспламеняемости газов в смеси с воздухом (при t = 20°C и p = 101,3 кПа)

Таблица 8.12. Пределы воспламеняемости газов в смеси с кислородом (при t = 20°C и p = 101,3 кПа)

Газ Содержание газа в газокислородной смеси, об. %, при пределах воспламеняемости Газ Содержание газа в газокислородной смеси, об. %, при пределах воспламеняемости
нижнем верхнем нижнем верхнем
Водород 4,0 94,0 Изобутан 1,7 49,0
Оксид углерода 12,5 94,0 Этилен 3,0 80,0
Метан 5,0 6,0 Пропилен 2,0 53,0
Этан 3,0 56,0 Бутилен 1,47 50,0
Пропан 2,2 55,0 Ацетилен 2,5 89,0
н-Бутан 1,7 49,0

Таблица 8.13. Давление, возникающее при взрыве пропанововоздушной смеси*, в зависимости от коэффициента сброса kсб и вида защитного устройства

Вид защитного устройства Коэффициент сброса kсб, м 2 /м 3
0,063 0,033 0,019
Одинарное глухое остекление с наружным креплением стекла толщиной 3 мм 0,005 0,009 0,019
Двойное глухое остекление с наружным креплением стекла толщиной 3 мм 0,007 0,015 0,029
Поворотный одинарный оконный переплет с большим
шарниром и пружинным замком на нагрузку 5 МПа/м 2
0,002
Поворотный одинарный оконный переплет с верхним
шарниром и пружинным замком на нагрузку 5 МПа/м 2
0,003
Свободно лежащие на перекрытии плиты массой, кг/ м 2 :
50 0,023
100 0,005
200 0,018

Наша компания является представителем и сервисным центром компаний FAS, Фасэнергомаш, Corken, ReGo, Edur
на территории РФ

Охрана труда

Основные физико-химические понятия взрывов в доменных и сталеплавильных цехах

Взрывы в доменных и мартеновских цехах вызываются разными причинами, но все они являются результатом быстрого перехода (превращения) вещества из одного состояния в другое, более устойчивое, сопровождающееся выделением тепла, газообразных продуктов и повышением давления в месте взрыва.

Основным признаком взрыва является внезапность и резкое повышение давления в среде, окружающей место взрыва.

Внешним признаком взрыва является звук, сила которого зависит от скорости перехода вещества из одного состояния в другое. В зависимости от силы звука различаются хлопки, взрывы и детонация. Хлопки отличаются глухим звуком, большим шумом или характерным треском. Скорость превращений в объеме вещества при хлопках не превышает нескольких десятков метров в секунду.

При взрывах издается отчетливый звук; скорость распространения превращений в объеме вещества значительно выше, чем при хлопках,—несколько тысяч метров в секунду.

Наибольшая скорость перехода вещества из одного состояния в другое получается при детонации. Этот вид взрывов характеризуется одновременным воспламенением вещества во всем объеме, причем мгновенно выделяется наибольшее количество тепла и газов и совершается максимальная работа разрушения. Отличительная особенность этого вида взрывов — почти полное отсутствие периода нарастания давления в среде вследствие огромной скорости превращений, достигающей нескольких десятков тысяч метров в секунду.

Взрывы газов

Взрыв представляет собой один из видов процесса горения, при котором реакция горения протекает бурно и с большими скоростями.

Горение газов и паров горючих веществ возможно только в смеси с воздухом или кислородом; время горения складывается из двух стадий: смешения газа с воздухом или кислородом и собственно процесса горения. Если смешение газа с воздухом или кислородом происходит во время процесса горения, то скорость его небольшая и зависит от поступления кислорода и горючего газа в зону горения. Если же газ и воздух смешаны заранее, то процесс горения такой смеси протекает бурно и одновременно во всем объеме смеси.

Первый вид горения, называемый диффузионным, получил широкое распространение в заводской практике; он применяется в различных топках, печах, аппаратах, где используется тепло для нагревания материалов, металлов, полуфабрикатов или изделий.

Второй вид горения, когда смешение газа с воздухом происходит до начала горения, называется взрывчатым, а смеси взрывоопасными. Такой вид горения в заводской практике применяется редко; он возникает иногда самопроизвольно.

При спокойном горении образующиеся газообразные продукты, нагретые до высокой температуры, свободно увеличиваются в объеме и отдают свое тепло на пути от топки к дымовым устройствам.

При взрывчатом горении процесс протекает «мгновенно»; завершается в доли секунды во всем объеме смеси. Нагретые до высокой температуры продукты горения также «мгновенно» расширяются, образуют ударную волну, которая с большой скоростью распространяется во все стороны и производит механические разрушения.

Наиболее опасными являются взрывчатые смеси, возникающие неожиданно и самопроизвольно. Такие смеси образуются в пылеуловителях, газовых каналах, газопроводах, горелках и других газовых устройствах доменных, мартеновских и других цехов. Они также образуются вблизи газовых устройств в местах, где отсутствует движение воздуха, а газы через неплотности просачиваются наружу. В таких местах взрывоопасные смеси воспламеняются от постоянных или случайных источников огня и тогда неожиданно возникают взрывы, травмирующие людей и причиняющие большой ущерб производству.

Пределы взрываемости газов

Взрывы газо-воздушных смесей происходят лишь при определенных содержаниях газа в воздухе или кислороде, причем каждый газ имеет свои, присущие ему одному, пределы взрываемости — нижний и верхний. Между нижним и верхним пределами все смеси газа с воздухом или кислородом взрывоопасны.

Нижний предел взрываемости характеризуется наименьшим содержанием газа» в воздухе, при котором смесь начинает взрываться; верхний — наибольшим содержанием газа в воздухе, выше которого смесь теряет свойства взрываемости. Если содержание газа в смеси с воздухом или кислородом будет меньше нижнего предела или больше верхнего, то такие смеси не взрывоопасны.

Например, нижний предел взрываемости водорода в смеси с воздухом равен 4,1% и верхний 75% по объему. Если водорода меньше 4,1%, то смесь его с воздухом не взрывоопасна; она не взрывоопасна и в том случае, если водорода в смеси больше 75%. Все смеси водорода с воздухом становятся взрывоопасными, если содержание в них водорода находится в пределах от 4,1% до 75%.

Необходимым условием образования взрыва является также воспламенение смеси. Все горючие вещества воспламеняются лишь тогда, когда они нагреты до температуры воспламенения, которая также является очень важной характеристикой всякого горючего вещества.

Например, водород в смеси с воздухом самовоспламеняется и происходит взрыв, если температура смеси станет больше или равной 510° С. Однако не обязательно, чтобы весь объем смеси был нагрет до 510° С. Взрыв произойдет, если до температуры самовоспламенения будет нагрета хотя бы небольшая часть смеси.

Процесс самовоспламенения смеси от источника огня происходит в следующем порядке. Ввод в газо-воздушную смесь источника огня (искры, пламени горящего дерева, выброса из печи раскаленного металла или шлака и т. п.) приводит к нагреву частиц смеси, окружающих источник огня до температуры самовоспламенения. В результате в прилегающем слое смеси возникнет процесс воспламенения, произойдет нагрев и расширение слоя; тепло передается соседним частицам, они также воспламенятся и передадут свое тепло расположенным дальше частицам и т. д. При этом самовоспламенение всей смеси происходит настолько быстро, что слышится один звук хлопка или взрыва.

Непременное условие всякого горения или взрыва состоит в том, чтобы количество выделяющегося тепла было достаточно для нагрева среды до температуры самовоспламенения. Если тепла будет выделяться недостаточно, то горение и, следовательно, взрыв не произойдет.

В тепловом отношении пределы взрываемости являются границами, когда при сгорании смеси выделяется так мало тепла, что его недостаточно, чтобы нагреть среду горения до температуры самовоспламенения.

Например, при содержании водорода в смеси меньше 4,1% при горении выделяется так мало тепла, что среда не нагревается до температуры самовоспламенения 510° С. В такой смеси содержится очень мало горючего (водорода) и очень много воздуха.

То же самое происходит, если в смеси содержание водорода будет больше 75%. В такой смеси находится очень много горючего вещества (водорода), но очень мало необходимого для горения воздуха.

Если всю газо-воздушную смесь нагреть до температуры самовоспламенения, то газ воспламенится без поджигания при любых соотношениях его с воздухом.

В табл. 1 приводятся пределы взрываемости ряда газов и паров, а также их температуры самовоспламенения.

Пределы взрываемости газов в смеси с воздухом меняются в зависимости от начальной температуры смеси, ее влажности, мощности источника зажигания и др.

Пределы взрываемости некоторых газов и паров при температуре 20° и давлении 760 мм ртутного столба

Таблица 1. Пределы взрываемости некоторых газов и паров при температуре 20° и давлении 760 мм ртутного столба

При повышении температуры смеси пределы взрываемости расширяются — нижний понижается, а верхний увеличивается.

Если газ состоит из нескольких горючих газов (генераторный, коксовый, смесь коксового и доменного и т. п.), то пределы взрываемости таких смесей находят расчетом, пользуясь формулой правила смешения Ле-Шателье:


где а — нижний или верхний предел взрываемости смеси газов с воздухом в объемных процентах;

k1,k2,k3,kn — содержание газов в смеси в объемных процентах;

n1,n2,n3,nn — нижний или верхний пределы взрываемости соответствующих газов в объемных процентах.

Пример. В газовой смеси содержатся: водород (Н2)— 64%, метан (СН4) — 27,2%, окись углерода (СО) —6,45% и тяжелый углеводород (пропан) —2,35%, т. е. kx = 64; k2 = 27,2; k3 = 6,45 и k4 = 2,35.

Определим нижний и верхний пределы взрываемости газовой смеси. В табл. 1 находим нижний и верхний пределы взрываемости водорода, метана, окиси углерода и пропана и их значения подставим в формулу (1).

Нижние пределы взрываемости газов:

n1 = 4,1%; n2 = 5,3%; п3= 12,5% и n4 = 2,1%.

Нижний предел aн = 4,5%

Верхние пределы взрываемости газов:

n1 = 75%; n2 = 15%; n3 = 75%; n4 = 9,5%.

Подставляя эти значения в формулу (1), находим верхний предел ав = 33%

Пределы взрываемости газов с большим содержанием инертных негорючих газов — углекислоты (С02), азота (N2) и паров воды (Н20) — удобно находить по кривым диаграммы, построенным на основании опытных данных (рис. 1).

Пример. Пользуясь диаграммой на рис. 1, найдем пределы взрываемости для генераторного газа следующего состава: водорода (Н2) 12,4%, окиси углерода (СО) 27,3%, метана (СН4) 0,7%, углекислого газа (С02) 6,2% и азота (N2) 53,4%.

Распределим инертные газы С02 и N2 между горючими; углекислый газ присоединим к водороду, тогда суммарный процент этих двух газов (Н2 + С02) будет 12,4 + 6,2=18,6%; азот присоединим к окиси углерода, суммарный процент их (СО + N2) будет 27,3 + + 53,4 = 80,7%. Метан учтем отдельно.

Определим в каждой сумме двух газов отношение инертного газа к горючему. В смеси водорода и углекислого газа отношение составит 6,2/12,4= 0,5, а в смеси окиси углерода и азота отношение 53,4/27,3= 1,96.

На горизонтальной оси диаграммы рис. 1 находим точки, соответствующие 0,5 и 1,96 и проводим вверх перпендикуляры до встречи с кривыми (Н2 + С02) и (CO + N2).

Диаграмма для нахождения нижнего и верхнего пределов взрываемости горючих газов в смеси с инертными газами

Рис. 1. Диаграмма для нахождения нижнего и верхнего пределов взрываемости горючих газов в смеси с инертными газами

Первое пересечение с кривыми произойдет в точках 1 и 2.

Проводим из этих точек горизонтальные прямые до встречи с вертикальной осью диаграммы и находим: для cмеси (Н2 + С02) нижний предел взрываемости aн = = 6%, а для смеси газов (СО + N2) ан = 39,5%.

Продолжая перпендикуляр вверх, пересекаем те же кривые в точках 3 и 4. Проводим из этих точек горизонтальные прямые до встречи с вертикальной осью диаграммы и находим верхние пределы взрываемости смесей aв, которые .соответственно равны 70,6 и 73% .

По табл. 1 находим пределы взрываемости метана ан = 5,3% и ав = 15%. Подставляя полученные верхние и нижние пределы взрываемости смесей горючего и инертного газов и метана в общую формулу Ле-Шателье, находим пределы взрываемости генераторного газа:

ООО «СиБ Контролс»

Что такое нижний и верхний пределы взрываемости (НПВ и ВПВ)?

Для образования взрывоопасной атмосферы необходимо наличие воспламеняющегося вещества в определённой концентрации.

В основном, для воспламенения всех газов и паров необходим кислород. При избытке кислорода и его недостатке смесь не воспламенится. Единственным исключением является ацетилен, для воспламенения которого не требуется кислород. Низкая и высокая концентрация называется "пределом взрываемости".

  • Нижний предел взрываемости (НПВ): предел концентрации газо-воздушной смеси, ниже которой газо-воздушная смесь не может воспламенится.
  • Верхний предел взрываемости (ВПВ): предел концентрации газо-воздушной смеси, выше которой газо-воздушная смесь не может воспламенится.

Пределы взрываемости для взрывоопаснной среды:


Если концентрация вещества в воздухе слишком низкая (обеднённая смесь) или слишком высокая (насыщенная смесь), то взрыва не произойдёт, а скорее всего, может произойти реакция медленного сгорания или же её вообще не произойдёт.
Реакция воспламенения с последующей реакцией взрыва произойдёт в диапазоне между нижним (НПВ) и верхними (ВПВ) пределами взрываемости.
Пределы взрываемости зависят от давления окружающей атмосферы и концентрации кислорода в воздухе.

Примеры нижнего и верхнего пределов взрываемости для различных газов и паров:


Пыль, также является взрывоопасной, при определённых концентрациях:

  • Нижний предел взрываемости пыли: в пределах приблизительно от 20 до 60 г/м3 воздуха.
  • Верхний предел взрываемости пыли: в пределах приблизительно от 2 до 6 кг/м3 воздуха.

Эти параметры могут изменяться для разных типов пыли. Особо воспламеняющиеся виды пыли могут образовывать воспламеняющуюся смесь в концентрациях вещества менее 15 г/м3.

Пределы воспламеняемости и взрываемости

Газовоздушные смеси могут воспламеняться (взрываться) только тогда, когда содержание газа в смеси находится в определенных (для каждого газа) пределах. В связи с этим различаютнижний и верхний концентрационные пределы воспламеняемости. Нижний предел соответствует минимальному, а верхний — максимальному количеству газа в смеси, при котором происходят их воспламенение (при зажигании) и самопроизвольное (без притока тепла извне) распространение пламени (самовоспламенение). Эти же пределы соответствуют и условиям взрываемости газовоздушных смесей.

Таблица 8.8. Степень диссоциации водяного пара H2O и диоксида углерода CO2 в зависимости от парциального давления

Температура,

Парциальное давление, МПа

Водяной пар H2O

Диоксид углерода CO2

Если содержание газа в газовоздушной смеси меньше нижнего предела воспламеняемости, такая смесь гореть и взрываться не может, поскольку выделяющейся вблизи источника зажигания теплоты для подогрева смеси до температуры воспламенения недостаточно. Если содержание газа в смеси находится между нижним и верхним пределами воспламеняемости, подожженная смесь воспламеняется и горит как вблизи источника зажигания, так и при удалении его. Такая смесь является взрывоопасной.

Чем шире будет диапазон пределов воспламеняемости (называемых также пределами взрываемости) и ниже нижний предел, тем более взрывоопасен газ. И наконец, если содержание газа в смеси превышает верхний предел воспламеняемости, то количества воздуха в смеси недостаточно для полного сгорания газа.

Существование пределов воспламеняемости вызывается тепловыми потерями при горении. При разбавлении горючей смеси воздухом, кислородом или газом тепловые потери возрастают, скорость распространения пламени уменьшается, и горение прекращается после удаления источника зажигания.

Пределы воспламеняемости для распространенных газов в смесях с воздухом и кислородом приведены в табл. 8.11-8.9. С увеличением температуры смеси пределы воспламеняемости расширяются, а при температуре, превышающей температуру самовоспламенения, смеси газа с воздухом или кислородом горят при любом объемном соотношении.

Пределы воспламеняемости зависят не только от видов горючих газов, но и от условий проведения экспериментов (вместимости сосуда, тепловой мощности источника зажигания, температуры смеси, распространения пламени вверх, вниз, горизонтально и др.). Этим объясняются отличающиеся друг от друга значения этих пределов в различных литературных источниках. В табл. 8.11-8.12 приведены сравнительно достоверные данные, полученные при комнатной температуре и атмосферном давлении при распространении пламени снизу вверх в трубке диаметром 50 мм и более. При распространении пламени сверху вниз или горизонтально нижние пределы несколько возрастают, а верхние снижаются. Пределы воспламеняемости сложных горючих газов, не содержащих балластных примесей, определяются по правилу аддитивности:

где Lг — нижний или верхний предел воспламеняемости сложного газа (8.17)

где 1 2 — нижний или верхний предел воспламеняемости сложного газа в газовоздушной или газокислородной смеси, об. %; r,, r 2 . rn — содержание отдельных компонентов в сложном газе, об. %; r, + r 2 + . + rn = 100%; l,, l 2 . ln — нижние или верхние пределы воспламеняемости отдельных компонентов в газовоздушной или газокислородной смеси по данным табл. 8.11 или 8.12, об. %.

При наличии в газе балластных примесей пределы воспламеняемости могут быть определены по формуле:

где Lg — верхний и нижний пределы воспламеняемости смеси с балластными примесями, об. %; L 2 — верхний и нижний пределы воспламеняемости горючей смеси, об. %; Б — количество балластных примесей, доли единицы.

Таблица 8.11. Пределы воспламеняемости газов в смеси с воздухом (при t = 20°C и p = 101,3 кПа)

8.5. Пределы воспламеняемости и взрываемости

Существование пределов воспламеняемости вызывается тепловыми потерями при горении. При разбавлении горючей смеси воздухом, кислородом или газом тепловые потери возрастают, скорость распространения пламени уменьшается, и горение прекращается после удаления источника зажигания.

Пределы воспламеняемости сложных горючих газов, не содержащих балластных примесей, определяются по правилу аддитивности:


где Lг — нижний или верхний предел воспламеняемости сложного газа в газовоздушной или газокислородной смеси, об. %;
r1, r2, …, rn — содержание отдельных компонентов в сложном газе, об. %;
r1 + r2 + … + rn = 100%;
l1, l2, …, ln — нижние или верхние пределы воспламеняемости отдельных компонентов в газовоздушной или газокислородной смеси по данным табл. 8.11 или 8.12, об. %.

При наличии в газе балластных примесей пределы воспламеняемости могут быть определены по формуле:


где Lб — верхний и нижний пределы воспламеняемости смеси с балластными примесями, об. %;
Lг — верхний и нижний пределы воспламеняемости горючей смеси, об. %;
Б — количество балластных примесей, доли единицы.


Давление, возникающее при взрыве газовоздушных смесей, можно определить с достаточным приближением по следующим формулам:
* для стехиометрического соотношения простого газа с воздухом:
Рвз = Рн(1 + βtк) (m/n) (8.20)
* для любого соотношения сложного газа с воздухом:
Рвз = Рн(1 + βtк) Vвлпс /(1 + αVm) (8.21)

где Рвз — давление, возникающее при взрыве, МПа;
рн — начальное давление (до взрыва), МПа;
β — коэффициент объемного расширения газов, численно равный коэффициенту давления (1/273);
tK — калориметрическая температура горения, °С;
т — число молей после взрыва, определяемое по реакции горения газа в воздухе;
п — число молей до взрыва, участвующих в реакции горения;
Vвлпс — объем влажных продуктов сгорания на 1 м3 газа, м3;
Vт — теоретический расход воздуха, м3/м3.

Возникающее при взрыве давление зависит от особенностей конструкции устройств защиты и коэффициента сброса kсб, представляющего собой отношение площади защитных устройств к объему помещения.

Предел нажатия на газ

ГОСТ 31610.20-1-2020
(ISO/IEC 80079-20-1:2017)

Характеристики веществ для классификации газа и пара. Методы испытаний и данные

Explosive atmospheres. Part 20-1. Material characteristics for gas and vapour classification. Test methods and data

Дата введения 2021-10-01

Предисловие

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Автономной некоммерческой национальной организацией "Ех-стандарт" (АННО "Ех-стандарт") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 31 августа 2020 г. N 132-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 октября 2020 г. N 886-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 31610.20-1-2020 (ISO/IEC 80079-20-1:2017) введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 октября 2021 г.

5 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ISO/IEC 80079-20-1:2017* "Взрывоопасные среды. Часть 20-1. Характеристики веществ для классификации газа и пара. Методы испытаний и данные" ("Explosive atmospheres - Part 20-1: Material characteristics for gas and vapour classification - Test methods and data", MOD), включая техническую поправку Cor. 1:2018, путем внесения дополнительных положений, что обусловлено потребностями экономики стран СНГ. Дополнительные положения выделены курсивом**. Разъяснение причин их внесения дано во введении.

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей.

** В оригинале документа обозначения и номера стандартов и нормативных документов в разделах "Предисловие", "Введение" и приложении ДА приводятся обычным шрифтом, остальные по тексту документа выделены курсивом. - Примечания изготовителя базы данных.

Сведения о соответствии ссылочных межгосударственных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном международном стандарте, приведены в дополнительном приложении ДА

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

Введение

Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ISO/IEC 80079-20-1:2017, включая техническую поправку Cor. 1:2018.

Настоящий стандарт содержит руководство по классификации газов и паров и устанавливает метод определения безопасных экспериментальных максимальных зазоров (БЭМЗ) для газо- или паровоздушных смесей при нормальной температуре и давлении (20°С, 101,3 кПа) для подбора соответствующих групп (подгрупп) оборудования. Настоящий стандарт описывает также метод испытаний для определения температуры самовоспламенения (ТС) для газо- или паровоздушных смесей при атмосферном давлении для выбора соответствующего температурного класса оборудования. Установленные в настоящем стандарте требования обеспечивают вместе со стандартом, устанавливающим общие требования, и стандартами по видам взрывозащиты, безопасность применения оборудования на опасных производственных объектах в газовой, нефтяной, нефтеперерабатывающей и других отраслях промышленности.

В настоящем стандарте примечания к 3.7 и 4.1 приведены в соответствии с требованиями к группам/подгруппам в ГОСТ 31610.0 и применены ссылки на идентичные и модифицированные межгосударственные стандарты вместо международных стандартов.

1 Область применения

Настоящий стандарт содержит руководство по классификации газов и паров и устанавливает метод определения безопасных экспериментальных максимальных зазоров (БЭМЗ) для газо- или паровоздушных смесей при нормальной температуре и давлении (20°С, 101,3 кПа) для подбора соответствующих групп (подгрупп) оборудования. Настоящий стандарт описывает также метод испытаний для определения температуры самовоспламенения для газо- или паровоздушных смесей при атмосферном давлении для выбора соответствующего температурного класса оборудования.

Справочные сведения о химических свойствах веществ приведены в таблице В.1 для помощи при выборе оборудования для взрывоопасных зон. Дополнительные сведения могут быть добавлены на основании результатов, подтвержденных испытаниями.

Для веществ, приведенных в приложении В, с учетом их характеристик, указано, каким взрывоопасным зонам эти вещества соответствуют и какие группы (подгруппы) оборудования в них допускается применять.

Данные методы допустимо применять для определения БЭМЗ и температуры самовоспламенения газовоздушной инертной смеси или паровоздушной инертной смеси. Однако сведения по инертным воздушным смесям не приведены.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 31610.0 (IEC 60079-0:2011) Взрывоопасные среды. Часть 0. Оборудование. Общие требования

ГОСТ 31610.11 (IEC 60079-11:2011) Взрывоопасные среды. Часть 11. Оборудование с видом взрывозащиты "искробезопасная электрическая цепь "i"

ГОСТ IEC 60079-14 Взрывоопасные среды. Часть 14. Проектирование, выбор и монтаж электроустановок

3 Термины и определения

В настоящем стандарте приведены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 самовоспламенение (auto-ignition): Реакция, сопровождающаяся появлением четко различимого пламени и (или) взрывом, для которой период индукции воспламенения не превышает 5 мин.

Примечание - Метод испытания приведен в 7.2.2.

3.2 период индукции воспламенения (ignition delay time): Промежуток времени между завершением подачи горючего вещества и воспламенением.

3.3 температура самовоспламенения; ТС (auto-ignition temperature, AIT): Наименьшая температура (поверхности), при которой в указанных условиях происходит воспламенение горючего газа или пара в смеси с воздухом или воздухом/инертным газом.

Примечание - Метод испытания для температуры самовоспламенения приведен в разделе 7.

3.4 безопасный экспериментальный максимальный зазор; БЭМЗ (maximum experimental safe gap, MESG): Максимальный зазор соединения шириной 25 мм, который предотвращает распространение взрыва в условиях испытаний, заданных в настоящем стандарте.

Примечание - Метод испытания приведен в разделе 6.

3.5 минимальный воспламеняющий ток; МВТ (minimum ignition current, MIC): Минимальный ток в заданной испытательной цепи, который при испытаниях с использованием искрообразующего механизма согласно ГОСТ 31610.11 способен воспламенить испытательную смесь.

Примечание - Испытательная цепь приведена в 5.1.6.

3.6 концентрационные пределы распространения пламени; КПРП (flammable limits): Минимальная (нижний концентрационный предел распространения пламени, НКПРП) и максимальная (верхний концентрационный предел распространения пламени, ВКПРП) концентрация горючего газа в смеси с воздухом, при которой возможно воспламенение этой смеси.

1 Термин "концентрационные пределы взрываемости" ("explosive limits") используется в европейских нормативных документах по стандартизации и техническому регулированию.

2 Концентрация может выражаться либо в объемных долях, либо в единицах массы на единицу объема.

3.6.1 нижний концентрационный предел распространения пламени; НКПРП (lower flammable limit, LFL): Концентрация горючего газа или пара в воздухе, ниже которой газовая среда не является взрывоопасной.

1 Применительно к области Ех-оборудования ранее данный термин назывался "нижний предел взрываемости (НПВ)".

2 Концентрация может выражаться либо в объемных долях, либо в единицах массы на единицу объема.

3.6.2 верхний концентрационный предел распространения пламени; ВКПРП (upper flammable limit, UFL): Концентрация горючего газа или пара в воздухе, выше которой газовая среда не является взрывоопасной.

1 Применительно к области Ех-оборудования ранее данный термин назывался "верхний предел взрываемости (ВПВ)".

2 Концентрация может выражаться либо в объемных долях, либо в единицах массы на единицу объема.

3.7 классификация оборудования по группам (equipment grouping): Система классификации оборудования основана на его подразделении в зависимости от взрывоопасной среды, для использования в которой соответствующее оборудование предназначено.

Примечание - ГОСТ 31610.0 идентифицирует три группы оборудования:

Группа I - оборудование, предназначенное для применения в подземных выработках шахт и их наземных строениях, опасных по рудничному газу и (или) горючей пыли;

Группа II, которая разделена на подгруппы IIA, IIB и IIC, - оборудование, предназначенное для применения во взрывоопасных газовых средах, кроме подземных выработок шахт и их наземных строений, опасных по рудничному газу и (или) горючей пыли;

Группа III, которая разделена на подгруппы IIIA, IIIB и IIIC, - оборудование, предназначенное для применения во взрывоопасных пылевых средах, кроме подземных выработок шахт и их наземных строений, опасных по рудничному газу и (или) горючей пыли.

3.8 температура вспышки (flash point): Минимальная температура жидкости, при которой в регламентированных условиях над ее поверхностью образуются пары в количестве, достаточном для образования воспламеняемой паровоздушной смеси.

3.9 газ (gas): Газообразное состояние вещества, которое не может достичь равновесия с его жидким или твердым состоянием в рассматриваемом диапазоне температур и давлений.

Примечание - Данное определение является упрощенной формой научного определения. Согласно данному определению требуется, чтобы вещество находилось выше точки кипения или точки сублимации при температуре и давлении окружающей среды.

3.10 пар (vapour): Газообразное состояние вещества, которое может достигнуть равновесия с его жидким или твердым состоянием в рассматриваемом диапазоне температур и давлений.

Примечание - Данное определение является упрощенной формой научного определения. Согласно данному определению требуется, чтобы вещество находилось ниже точки кипения или точки сублимации при температуре и давлении окружающей среды.

Сжатые газы: классификация и опасности

Сжатые газы

Современные предприятия уже не могут су тысячи продуктов, которые содержат газы и смеси газов, хранящиеся под давлением в баллонах. Большинство из этих газов классифицируются как «сжатые газы».

В баллонах хранятся три основные группы сжатых газов: сжиженные, несжиженные и растворенные газы. В каждом случае давление газа в баллоне обычно указывается в единицах килопаскалей (кПа).

Атмосферное давление обычно составляет около 101,4 кПа. Обратите внимание, что баллон со сжатым газом с показаниями манометра 0 кПа на самом деле не пуст. Он все еще содержит газ при атмосферном давлении.

Сжиженные газы

Не сжиженные газы

Не сжиженные газы также известны как сжатые или постоянные газы. Эти газы не становятся жидкими, когда они сжимаются при нормальной температуре, даже при очень высоком давлении. Типичными примерами этого являются кислород, азот, гелий и аргон.

Растворенные газы

Это возможно, потому что ацетиленовые баллоны полностью заполнены инертным пористым наполнителем. Наполнитель насыщен ацетоном или другим подходящим растворителем. Когда ацетиленовый газ добавляется в цилиндр, газ растворяется в ацетоне. Ацетилен в растворе стабилен.
Эти и другие нюансы работ в опасных условиях Ваши сотрудники могут изучить на наших курсах обучения на право обслуживания установок для газопламенной обработки металлов и других материалов.

Какие опасности для здоровья связаны со сжатыми газами?

Многие сжатые газы токсичны или очень токсичны. Они могут вызывать различные проблемы со здоровьем в зависимости от конкретного газа, его концентрации, продолжительности воздействия и пути воздействия (вдыхание, попадание в глаза или на кожу). Контакт между кожей или глазом и сжиженными газами в жидкой форме может привести к замерзанию ткани и вызвать ожогоподобную травму. Обучение технике безопасности особенно обучение по обслуживанию сосудов под давлением видится весьма актуальным.

В чем опасность инертного газа?

Инертные газы, такие как аргон, гелий, неон и азот, не токсичны, не горят и не взрываются. Тем не менее, они могут привести к травме или смерти, если они присутствуют в достаточно высоких концентрациях. Они могут вытеснить достаточно воздуха, чтобы снизить уровень кислорода. Если уровень кислорода достаточно низок, люди, попадающие в зону, могут потерять сознание или умереть от удушья. Низкие уровни кислорода могут быть особенно проблемой в плохо проветриваемых замкнутых пространствах.

Каковы коррозионные опасности сжатых газов?

Некоторые сжатые газы едкие. Они могут сжечь и разрушить ткани тела при контакте. Коррозионные газы также могут атаковать и разъедать металлы. Обычные едкие газы включают аммиак, хлористый водород, хлор и метиламин.

Какие опасности давления связаны с баллонами со сжатым газом?

Все сжатые газы опасны из-за высокого давления внутри баллонов. Газ может быть выпущен преднамеренно, при открытии клапана баллона, или случайно из сломанного или протекающего клапана или из предохранительного устройства. Даже при относительно низком давлении газ может быстро вытекать из открытого или протекающего цилиндра. Именно поэтому так важно производить обучение рабочих на право обслуживания установок с газовыми горелками.

Было много случаев, когда поврежденные цилиндры становились неуправляемыми ракетами или вертушками и вызывали тяжелые травмы и повреждения. Эта опасность возникла, когда незащищенные баллоны без крышки были опрокинуты, что привело к поломке клапана баллона и быстрому выходу газа высокого давления.

Плохо контролируемое выделение сжатого газа в системах химической реакции может привести к взрыву сосудов, возникновению утечек в оборудовании или шлангах или возникновению побочных реакций.

Мистика на заправке. Баллон резиновый? Почему разный максимум

Добрый день всем участникам.
Очень хочется услышать комментарии бывалых пользователей ГБО.
Сам катаюсь на установленной системе около 1.5 месяца.
И до сих пор не могу понять сколько максимум влезает в баллон?
Сам баллон у меня ТОР-55 650х225
Так вот какая ситуация:
Заправляю максимум по колонке.
Выкатываю до состояния когда само переключается на бенз. Заправляюсь опять — влезло 33 литра. Снова выкатываю в ноль. Заправляю 39 литров.
Заправка одна и таже НефтьМагистраль, заправщик один и тот же. Температура за бортом -7 градусов

Метки: заправка газа

Комментарии 149

Переход на бенз по давлению происходит. В один момент когда газа мало ты тихонько ездишь, давление не проседает и газа больше тратится. В другой раз ты где то топтанул побольше, давление просело и переход на бенз, а газа там еще осталось

У меня 60 литров баллон, за пять лет я уже привык к выкрутасам заправщиков, стараюсь заправлять на одной и той-же заправке, таксисты как-то подсказали где лучше, они то знают лучше, чаще заправляют и выгоду ищут в отличий от многих, и правда, на этой заправке всегда чётко +- 1-2 литра разница, я обычно заправляю когда в баллоне уже меньше половины и если на этот момент я близко к этой заправке, заливаю до полного, и всегда ставлю суточный километраж на ноль, потом смотрю по пробегу сколько сожрало, практический за всё время, получается одни и те-же цифры, с небольшой разницей, но вот в прошлом году заехал на другую заправку, знал примерно с ошибкой в два-три литра, сколько влезет, но когда счётчик показал 38 литров вместо моих расчётных 15-17, я просто охренел от их наглости, хозяина заправки как всегда не было, но заплатил я им за 20 литров, дело не деньгах, принцип, кстати они почти год как обанкротились, и теперь шланги на той заправке смотаны, видимо не я один был такой не довольный и попались по круче меня .

Допустим я настроил обман на 5л с 50.подьехал клиент с пустым 50 л балоном, говорит до полного, только выключение кнопкой не вскроет обман(естественно что бы клиент не видел)если не выключить она нальёт всё 55 ему(естественно без отсекателя, если он работает то сработает позже чем должен на эти литры).или можно давление на насосе опустить, и тоже не дольёт до конца и типа всё правильно.давление резервуара никак не изменишь, стандартно 0.6, в жару больше, в холод меньше

А 47 эт какой у тебя Тор?может ты про полезный объём говоришь а не полный?что в паспорте балона написано?

Я говорю о цифрах выбитых на баллоне. Паспорта не имею. Чей это баллон, не помню.
Могу завтра сфотографировать.

Так какой балон то, Тор или цилиндр?и там разные цифры могут быть выбиты, в том числе про полезный объём, может ты их читаешь?

Баллон тор разумеется. Что ты называешь полезным объемом? Объем же пишется номинальный.

Так какой балон то, Тор или цилиндр?и там разные цифры могут быть выбиты, в том числе про полезный объём, может ты их читаешь?

Давай завтра сфотаю, предметно поговорим.

Не всегда, встречал надписи допустим полный обьём50л, полезный объём 46л но эт на цилиндрических.на моём Торе только V-54 отсекатель у меня не срабатывает так как я мульт купил больше размером и выгнул поплавок, и больше 52 не влазило.так что смело указывая на написанное на балоне требуй полтинник назад)ну или у тебя балон раздуло может в жару?)

Если и раздуло, то у предхоза. )
Я сперва и скандалил насчет обмана. ) Но когда одинаковый обман стал получаться на самых разных заправках, я остепенился. ) Может он изготовлен по верхнему допуску, есть же там диапазон допусков при производстве . Черт его знает, короче. А заливать водой и проверять объем мне конечно же лень. )
По идее бы надо поменять на новый и бОльший.

В следующий раз когда зальют больше чем написано, требуй или деньги или что бы при тебе оттарировали колонку в ноль при следующем твоём посещении заправки(там делов на 5 минут и минус 5л ихнего газа)только пусть стакан тарировочный приготовят)

Баллон больше заявленного просто.

Вот я и сделал уже давно такой же вывод!
Это всё выше я писал к тому, что нельзя стопроцентно советовать "требуйте возврата денег если налили больше чем объем баллона". Возможны варианты.

Допустим я настроил обман на 5л с 50.подьехал клиент с пустым 50 л балоном, говорит до полного, только выключение кнопкой не вскроет обман(естественно что бы клиент не видел)если не выключить она нальёт всё 55 ему(естественно без отсекателя, если он работает то сработает позже чем должен на эти литры).или можно давление на насосе опустить, и тоже не дольёт до конца и типа всё правильно.давление резервуара никак не изменишь, стандартно 0.6, в жару больше, в холод меньше

На сколько я знаю, чем меньше давления, тем газ плотнее садится, имею ввиду сжимается, что то такое слышал.

Колонка будет качать до тех пор, пока давление в балоне не станет сильнее чем в колонке(или отщелкнёт мультик)и она отключится.если поставить изначально давление слабее, то и отключится она раньше.если тут же пойти поднять давление, можно ещё будет долить.

Да, если отсекатель есть он сработает от объёма(от разного объёма смотря как мозги настроены).твой бутан со дна балона трубка высосет без остатка, а редуктор нагрев испарит.

А что же тогда может быть что меньше вошло?

Если отсекатель сработал значит вошло столько на сколько он отсекает, а уж что там колонка показала меньше дело ихнее.а почему не получается выкатить в ноль и замерить пробег на обоих количествах?хотя 1.7 л как по мне вообще ни о чём.10 км лишних, раз давануть тапку они и улетят)
Только щя понял что ты пытаешься сказать, да могли эти 1.7 и в баке болтаться наверное

Я делаю проще. Я знаю что после отключения у меня входит 88 литров зимой. Поэтому приезжая на заправку, я никогда не заправляю до полного, просто говорю 85. Сто процентов не перельют))

Делаю также, заливаю по 30 литров. Хотя входит 35.разница по пробегу примерно одинаковая

Тор 54л, стабильно лезет 43-44л на одной и той же заправке(да и на других так же).
Но как только начинает забиваться фильтр жидкой фазы, переключает на бенз по низкому давлению, 0,7бар стоит.
Вот сегодня только залился до отсечки, всего 30л. на той же заправке.

У мея стоит 54л, без отсекателя, то есть без поплавка иногда входит 57литров, ну изза 8магистрали, тебе надо снять мультиклапан и отрегулировать и заборную трубку, чтоб со дна высасывало

А не вредно это? В обычных газовых баллонах на дне конденсата много собирается. В авто баллонах наверное так же. Или нет?

Газ подаётся с низу, в 4м поколении не может быть конденсата. У меня тоже такое было, с похолоданиям обычно входит 35,5 а вошло 33,8. Но километраж совпал. Почему так не знаю

Разбег есть всегда тк это зависит от очень многих параметров.
Где то до 5-7 литров точно.

а мне здесь не поверили))) У меня разбег летом и зимой ровно в 10 литров.

Удалить поплавок, и будет счастье.

А на 33 и 39 литрах, проеханные км совпали?

Вот ща откатаю эти 39 и гляну. Пока не знаю

А на 33 и 39 литрах, проеханные км совпали?

Пробег почти одинаковый на обоих заправках. Сейчас вот 36 литров влезло на той же заправке

В случае с метаном, реально меньше влезает в жару.

у меня было похожее когда бракованный фильтр жидкой фазы поставил. и он плохо газ пропускал. сначало в баке по 5-10л оставалось, понял это когда после заправки через 50км запищало

Я туда даже не лазил еще.

Наклон кузова сильно влияет. Попробуй заправляться с одинаковой загрузкой багажника и машину ставить всегда в одно и то же место возле колонки.

Да вроде так и было. Багажник пустой, площадка на заправке ровная

Про это читал. Я первые 10 заправок так и наблюдал. Всегда по по-разному. Но блин. Уже 1.5 месяца катаюсь и вроде должно устаканится было

Я так понимаю, сам отсекатель, который прекращает процесс заправки стоит в самом баллоне. И настроен на то, чтобы какое то количество недоливать в объем бака ( процентов 10 где-то). Иногда на заправках можно увидеть, как водители раскачивают автомобиль, чтоб побольше влезло ( например, если ехать далеко и следующая заправка не близко). Пробовал — помогает. Значит, во-первых: разное количество влезает в зависимости от корректной работы отсекателя в баллоне автомобиля. Во-вторых: в ГБО 4-го поколения выкатать досуха тоже не получится: как только автоматика сочтет, что давление газа упала ниже какого-то предела, отключается подача газа и автомобиль уже едет на бензине. Значит, разный объем на заправке зависит от того, насколько корректно работает и этот узел. Например, у меня, когда газовая кнопка пропикает и отключается газ, достаточно заглушить двигатель, завести — и еще какое то количество километров можно проехать. До 50-ти километров можно таким образом "натянуть". Так что, вот уже две составляющих ГБО, которые раз за разом могут влиять на разное количетсво заправляемого объема. А еще газ бывает разный: это ж пропан-бутановая смесь. И в зависимости от разного количество составляющих смеси, есть зимний газ и летний. Наверное, на этих двух смесях может и разный расход быть.

Пипец какой то. Ну я примерно это понимаю. Но блин, хотелось бы как на бензе, точно знать сколько заливать

Чем сложнее техника, тем больше возможных косяков. Была у меня карбюраторная Славута с ГБО 2-го поколения, так там я сам решал — достаточно бак пустой или нет )) Бывало, через весь город хватало проехать на "пустом" баке: скорость просто не больше 40-ка, а так — едет! Сам на эту тему начал задумываться, уже на своем Дади. Когда его покупал, хозяин сказал, что баллон 70 литров. Года два у меня на заправках тоже до отсечки было 70 литров. Пока однажды на БРСМ счетчик не показал…100 литров! Признаться, неслабо о***ел. Первая мысль — поднять тут всех на уши. Однако для начала отъехал от заправки несколько метров, полез читать что там на баллоне написано. Там стояла крупная цифра 100. С тех пор, так и заправляюсь: то 70, то 100, то где то посередине. Но это оказалось еще не самым страшным )) Этим летом несколько раз после заправки баллона до отсечки, приходилось лезть, перекрывать вентиль на баллоне, раскручивать клапан перед редуктором, стравливать давление и, заведя мащину на бензине, потихоньку открывать вентиль на баллоне, переводя на газ. Оказалось, большое давление газа мешает двигаться штоку клапана ( так мне тут на драйве объяснили). Надо сказать, проблема как то сама собой исчезла, однако заправляясь теперь, ожидаешь подвоха.

Я так понимаю, сам отсекатель, который прекращает процесс заправки стоит в самом баллоне. И настроен на то, чтобы какое то количество недоливать в объем бака ( процентов 10 где-то). Иногда на заправках можно увидеть, как водители раскачивают автомобиль, чтоб побольше влезло ( например, если ехать далеко и следующая заправка не близко). Пробовал — помогает. Значит, во-первых: разное количество влезает в зависимости от корректной работы отсекателя в баллоне автомобиля. Во-вторых: в ГБО 4-го поколения выкатать досуха тоже не получится: как только автоматика сочтет, что давление газа упала ниже какого-то предела, отключается подача газа и автомобиль уже едет на бензине. Значит, разный объем на заправке зависит от того, насколько корректно работает и этот узел. Например, у меня, когда газовая кнопка пропикает и отключается газ, достаточно заглушить двигатель, завести — и еще какое то количество километров можно проехать. До 50-ти километров можно таким образом "натянуть". Так что, вот уже две составляющих ГБО, которые раз за разом могут влиять на разное количетсво заправляемого объема. А еще газ бывает разный: это ж пропан-бутановая смесь. И в зависимости от разного количество составляющих смеси, есть зимний газ и летний. Наверное, на этих двух смесях может и разный расход быть.

А зачем глушить? Ведь можно просто на кнопку нажать и так несколько раз и выкатать точно насухо?

У меня так не получается — кнопка если начала мигать зеленым часто, то нажатие на нее ни к чему уже не приводят, едет на бензине. А если заглушить — обнуляются мозги, что-ли

Заморгала, перешла на бензин, нажиамешь она должна перейти на газ и так пока не перестанет переходить на газ, т.е весь газ выкатал.Наверное от настроек зависит.

каждую неделю в течение года заправлялся на заправке, где мне в 53 л баллон ни разу не задули больше 42 л. И однажды мне вдуавют туда 45 литров. Я — ругаться! Объяснили, что работало одновременно три ТРК, давление упало, и заправочный клапан сработал при более низком давлении. Поклялись, что не обманывают, и на этой заправке я проеду больше обычного. Так и получилось. Но осадок остался:)

А чего осадок то — проехал то больше обычного? Я так однажды узнал, что у меня баллон не 70 литров, а 100. Глянул — действительно, на баллоне написано 100. Но и проехал я больше, расход так и остался 14,5 литров. К заправщикам без претензий.

Да я тоже без претензий. Про осадок — это анекдот такой есть😀

Может из-за разных температур на улице . На бенз же переключается когда давление в балоне падает.

да ладно, заправки утырки просто.
Мне в мой 60 литров баллон раз залили 55 литра.
Как говорится более туда не ногой.

Читайте также: