Причины неисправности гтк камаз

Обновлено: 03.07.2024

Неисправности тормозной системы Камаз

Особенности конструкции тормозной системы автомобилей КамАЗ обусловили появление неисправностей, которые не характерны для автомобилей других марок с одноконтурным приводом тормозов.

В тормозной системе автомобиля КамАЗ могут возникнуть следующие неисправности:

1. Воздушные баллоны пневмомагистрали не заполняются или заполняются медленно, при этом регулятор давления часто срабатывает. Причиной неисправности является утечка сжатого воздуха из-за повреждения корпусов деталей, наличия вмятин и забоин на торцевых поверхностях бобышек подвода (отвода) сжатого воздуха.

2. Не заполняются воздушные баллоны III и IV контуров. Причиной неисправности являются засорение питающих трубопроводов, деформация корпуса двойного защитного клапана и неисправность двойного защитного клапана.

3. Не заполняются воздушные баллоны I и II контуров. Причинами неисправности могут быть установка без зазора тройного защитного клапана при монтаже, засорение тройного защитного клапана, засорение питающих трубопроводов.

4. Не заполняются воздушные баллоны прицепа (полуприцепа) из-за неисправности агрегатов управления тормозами прицепа, расположенные на тягаче или на самом прицепе (полуприцепе).

5. Давление в воздушных баллонах I и II контуров выше или ниже нормы при работающем регуляторе давления. Причиной неисправности может быть неправильно отрегулированный регулятор давления или неисправный двухстрелочный манометр.

6. Отсутствие торможения автомобиля рабочим тормозом. Причинами этого могут быть неотрегулированный привод тормозного крана, неисправный тормозной кран, неправильная установка привода регулятора тормозных сил, неисправный клапан ограничения давления, увеличенный ход штоков тормозных камер, превышающий установленную величину (40 мм).

7. Не работают стояночный и запасной тормоза. Причинами могут быть неисправный ускорительный клапан, тормозной кран обратного действия с ручным управлением, кран аварийного растормаживания, неисправные пружинные энергоаккумуляторы, увеличенный ход штока тормозных камер, превышающий установленную величину 40 мм.

8. Автомобиль не растормаживается при установке рукоятки крана обратного действия с ручным управлением в положение «движение». Причиной может быть утечка воздуха из трубопроводов III контура или из атмосферного вывода ускорительного клапана, а также поломка упорного подшипника пружинного энергоаккумулятора.

9. При движении автомобиля происходит торможение задней тележки. Причинами могут быть неисправность двухсекционного тормозного крана, неправильность регулирования привода тормозного крана, нарушение уплотнения в энергоаккумуляторе.

10. Отсутствие торможения или неэффективное торможение прицепа при нажатой тормозной педали или включении крана обратного действия с ручным управлением из-за неисправности одинарного защитного клапана, клапана управления тормозами прицепа, разобщительных кранов, соединительных головок.

11. Отсутствует торможение автопоезда при включении вспомогательного тормоза. Это может возникнуть по причине неисправностей следующих приборов: пневматического крана включения вспомогательного тормоза, механизмов заслонок, датчика включения вспомогательного тормоза, электромагнитного клапана.

12. Не загорается лампочка стоп-сигнала по причине перегорания лампочки, неисправности датчика включения стоп-сигнала или агрегата пневмопривода.

13. Попадание масла в пневмосистему. Причиной является износ поршневых колец и цилиндров компрессора.

14. Медленное заполнение воздухом всех баллонов тормозной системы по причине износа поршневых колец и цилиндров компрессора и дефектов деталей пневматического привода.

Ремонт крана тормозного двухсекционного КамАЗ, ЗИЛ, МАЗ

Расположение и демонтаж тормозного крана

Тормозной кран расположен на левом лонжероне рамы на специальном кронштейне. Усилие от педали передается к нему через систему тяг на автомобилях КамАЗ и ЗИЛ или тросом (на автомобилях МАЗ).

Для демонтажа тормозного крана с автомобиля, расшплинтовываем и вынимаем палец тяги привода. Отворачиваем 4 болта крепления крана к кронштейну и отворачиваем подходящие к крану воздушные магистрали.

кран_тормозной_двухсекционный_1
кран_тормозной_двухсекционный_2

Ремонт тормозного крана

Чтобы при сборке сохранить прежнее взаимное расположение воздушных каналов относительно магистралей, кернером помечаем все три съемные части.

кран_тормозной_двухсекционный_3

Ключом на 12 отворачиваем 4 болта стягивающие корпус с опорной плитой.

кран_тормозной_двухсекционный_4

Снимаем верхнюю часть крана в сборе с рычагом и отделяем плиту.

кран_тормозной_двухсекционный_5

кран_тормозной_двухсекционный_6

Винт, скрепляющий этот узел, выполняет еще одну функцию: при отказе верхней секции крана нижняя будет управляться через него, полностью сохраняя свою работоспособность.

кран_тормозной_двухсекционный_7

и разъединяем корпус.

кран_тормозной_двухсекционный_9

Вынимаем из него малый поршень, немного раскачав большой.

кран_тормозной_двухсекционный_10

Он обеспечивает пневматическое управление нижней секцией.

кран_тормозной_двухсекционный_11

Потеря герметичности уплотнений ведет к утрате следящего действия и запаздыванию нижней секции (тормоза передних колес).

Эти уплотнения изолируют верхнюю и нижнюю секции от атмосферы во время торможения.

кран_тормозной_двухсекционный_13
кран_тормозной_двухсекционный_14

кран_тормозной_двухсекционный_15

Клапан верхней секции удерживается стопорным кольцом. Снимаем его и извлекаем клапан в сборе.

кран_тормозной_двухсекционный_16
кран_тормозной_двухсекционный_17

Снимаем блок герметизации, состоящий из опорного кольца, двух уплотнений обоймы.

Снимаем коническую подпорную пружину и сдвигаем колпачок.

кран_тормозной_двухсекционный_19
кран_тормозной_двухсекционный_20

Манжета П-образного профиля. Если рабочая сторона вышла из строя, а заменить нечем, можно переставить её уцелевшей стороной вверх.

кран_тормозной_двухсекционный_21

Клапан нижней секции отличается от верхней лишь длиной корпуса.

Для его извлечения достаточно вынуть стопорное кольцо из корпуса нижней секции.

кран_тормозной_двухсекционный_22

Атмосферный клапан предотвращает засасывание внутрь корпуса грязи и пыли.

кран_тормозной_двухсекционный_23

Износ блока приводного рычага увеличивает свободный ход педали тормоза. Попадание через рваный чехол внутрь корпуса воды и грязи (дренажное отверстие не справляется) ведут к заклиниванию толкателя в корпусе. Возвратная пружина не в силах возвращать его на место, и автомобиль растормаживается не полностью.

Допускать этого нельзя, поэтому пространство под чехлом желательно заполнить консистентной смазкой.

Снимаем пружинный хомут и защитный чехол.

кран_тормозной_двухсекционный_24

Ключом на 22 выворачиваем пробку оси рычага.

кран_тормозной_двухсекционный_25

Для извлечения оси используем резьбовое отверстие М6. В него заворачиваем болт с гайкой и шайбой.

Вращая гайку, выпрессовываем ось.

кран_тормозной_двухсекционный_26

При увеличенных поперечных люфтах рычага, заменяем две полимерные втулки.

кран_тормозной_двухсекционный_27

Для ремонта выбиваем ось ролика выколотой диаметром 10-12 мм.

Вынув ролик, обрабатываем его на токарном или заточном станке до удаления следов износа.

Выприсовываем толкатель в любую сторону и очищаем его от продуктов коррозии.

кран_тормозной_двухсекционный_29

Очищаем канавку втулки и закладываем в неё свежую смазку.

кран_тормозной_двухсекционный_30

При сборке в обратной последовательности на все сопрягаемые поверхности наносим консистентную смазку.

При стыковке секций корпуса проверим целостность уплотнительных колец.

кран_тормозной_двухсекционный_31

Упорным винтом обеспечиваем приводному рычагу небоьшой свободный ход. 1-1,5 мм

Все о ремонте и устройстве тормозного крана для КамАЗа

Деталь для тормозной системы

Типы тормозных кранов

Грузовые автомобили, в том числе КамАЗ, работают на тормозной системе, на которых применяется пневматический привод.

По типу конструкции бывают два вила тормозных кранов:

  • односекцицонные;
  • двухсекционные.

На грузовиках КамАЗ обычно устанавливается второй тип кранов, так как они являются большегрузами.

Двухсекционный кран также может быть нескольких видов для различных моделей автомобиля:

  • каждая секция тормоза управляется отдельно;
  • единое управление всеми секциями.

Конструкция и принцип работы у этих видов тормозных кранов одинаковое.

Обычно на автомобилях камаз версии от 5320 устанавливается тормозной кран компании Wabco 100-3514008.

Главный тормозной кран камаз ЕВРО

На современных грузовиках, которые выпускает компания КамАЗ устанавливаются ГТК евро стандарта. Устройство главного тормозного крана представлено на рисунке ниже.

Устройство главного тормозного крана КамАЗ

Устройство и принцип работы

Устройство включает в себя такие элементы:

  • клапан впускного и выпускного типа;
  • пружинный механизм и компрессор;
  • резиновая втулка;
  • регулятор давления воздуха;
  • поршневая часть и диафрагма.

Схема механизма

Принцип работы тормозного крана полуприцепа КамАЗа:

  1. Нажатие на педаль тормоза приводит к смещению в правую сторону штока, который закрывает клапана.
  2. В это время открывается клапан, активируя работу тормозной камеры и ресивера. Давление в тормозной системе будет зависеть от степени нажатия на педаль.
  3. При постоянном усилии на тормозную педаль происходит увеличение давления на поршень.
  4. Усилие передается через механизм рукояток и тяг к рычагу крана, проходя через толкательный элемент и резиновую втулку.
  5. Подвижное седло впускного клапана перемещается вниз вместе с поршневой частью.
  6. Впускное окно закрывается, открывается окно выпускного клапана.
  7. Проходя через вывод и открытое окно клапана, воздушный поток направляется к полости крана.
  8. В верхней полости начинает повышаться давление. Во время повышения уровня давления воздушный поток перемещается в надпоршневую область, активизируя работу всего механизма.

Причины поломок

Неисправности и причины поломок:

Регулировка механизма

Как проверить тормозной кран

Порядок действий во время проверки крана привода тормозных систем:

  1. Проверить исправность ламп и зуммера. Для этого нужно нажать на кнопку, которая расположена в блоке контрольных ламп, она должна загореться. Зуммер функционирует исправно, если загорается хотя бы 1 лампа. Запустить силовой агрегат и заполнить пневматический привод воздухом. В рабочем состоянии заполнение системы занимает не более 8 минут.
  2. Осмотреть привод пневматической системы на герметичность. Необходимо отключить компрессор, опустить тормозную педаль. За полчаса уровень давления должен понизиться не менее, чем до 0,5 кгс/ см² . При включенных потребителях давление должно достигать данного значения за 15 минут.
  3. Проверить исправность защитных клапанов. Следует подключить к контрольному клапану манометр. Затем необходимо стравить воздушный поток из баллона моста переднего типа при помощи клапана для слива конденсата. Уровень падения давления должна показывать только одна стрелка, показатели в баллонах задней телеги и стояночной системы тормозов не должны изменяться.
  4. Проверить исправность привода пневматического типа. Показания манометра должны соответствовать уровню давления в тормозных камерах задней телеги и переднего моста.

Проверка устройства

Как отрегулировать

Регулировка тормозного крана проводится следующим образом:

  1. Закрыть кран.
  2. Подключить к соединительной головке манометр.
  3. Повысить давление в ресивере до 7,3 кгс/см² .
  4. Проверить показания манометра, которые должны совпадать с давлением в ресивере.
  5. Если прибор показывает пониженный уровень давления, проверить положение пружинного механизма. Он должен быть прижат к упору.
  6. Установить рычаг запасной тормозной системы в положение «Вкл.».
  7. Повернуть тарелку по часовой стрелке. 1 оборот повышает уровень давления на 2 кгс/см². Необходимо сделать то количество оборотов, которое восполнит разницу показаний манометра и ресивера.
  8. Перевести стояночный тормозной механизм в положение «Выкл.».
  9. Проверить показания манометра.
  10. Отрегулировать привод тормозного крана от системы рабочих тормозов.
  11. Опустить тормозную педаль и отрегулировать длину тяги.
  12. Законтрить вилку крепежной гайкой так, чтобы рычаг соприкасался с упорной частью крана.
  13. Опустить регулировочный болт.
  14. Отрегулировать положение рукоятки так, чтобы ее верхняя часть касалась пальца.
  15. Отрегулировать ход рычага, путем вращения регулировочного болта.

Механизм транспортного средства

Как заменить

Порядок действий при замене крана:

  1. Выпустить воздушный поток из ресиверов пневматического привода, которые находятся на заднем и переднем мосту.
  2. Снять накидные крепежные винты, которые соединяют наконечники пневматических трубопроводов.
  3. Расшплинтовать и демонтировать соединительный палец с задней вилки тягового механизма с рычагом крана.
  4. Открутить гайки крепежных болтов, которые соединяют пластину верхнего корпуса с кронштейном.
  5. Снять поврежденный или износившийся крановый механизм.
  6. Установить новую деталь на кронштейн лонжерона, который расположен с левой стороны.
  7. Закрепить механизм при помощи крепежных элементов.
  8. Подсоединить кран к рукоятке вилки задней тяги. Схема подключения и распределения есть в руководстве пользователя КамАЗа.
  9. Установить и зашплинтовать палец.
  10. Подвести к тройникам и переходным элементам наконечники пневматических трубопроводов.
  11. Затянуть крепежные гайки.
  12. Запустить мотор.
  13. Заполнить воздухом пневматический привод тормозных систем.
  14. Проверить герметичность всех трубопроводов и главного тормозного крана.
  15. Проверить уровень давления в ресиверной части механизма.

Ремонт механизма

Схема подключения тормозного крана камаз с 3 выходами

Двухконтурный тормозной кран камаз с тремя выходами подключается тогда, когда у автомобиля есть дополнительный прицеп.

Управление ГТК осуществляется следующими тремя видами клапанов:

  • контрольный клапан;
  • разобщительный клапан;
  • одинарный защитный клапан.

Ремонт тормозного крана

Ремонт тормозного кранового механизма КамАЗа выполняется следующим образом:

  1. Нужно расшплинтовать и демонтировать палец тягового устройства.
  2. Затем отвернуть 4 болта крепления с кронштейна.
  3. Необходимо отвернуть воздушные магистрали, которые подводят к крану. При помощи кернера отметить расположение воздушных каналов относительно магистралей.
  4. После этого следует отвернуть 4 болта с корпуса опорной плиты при помощи ключа на 12.
  5. Затем демонтировать верхнюю часть корпуса крана вместе с рукояткой и отделить плиту.
  6. В конце извлечь верхний поршневой механизм.

Если неполадка заключается в том, что кран шипел, то необходимо восстановить уплотнение поршневой части. Для этого нужно заменить демпфирующее устройство, которое гасит резкие толчки от рукоятки.

Для замены демпфера нужно сохранить прежнее положение винта и отрегулировать зазор между винтом и толкательной частью поршня.

Если поломка была вызвана неисправностью клапана, нужно открутить крепежные винты, разъединить корпус и вытащить малый поршень, раскачивая большой.

Для восстановления герметичности необходимо изолировать верхнюю и нижнюю секции уплотнительных колец, выпустить воздух, заменить поврежденные детали на новые.

Типы ремкомплектов

Есть несколько комплектаций ремонтных инструментов для удаления неисправностей в работе тормозного крана:

  • Малый набор. Он включает в себя только предметы для уплотнения и специальный защитных чехол для рычага управления.
  • Средний набор. Кроме состава предыдущего набора он комплектуется втулками и креплениями.
  • Большой набор. В этом варианте содержится полный набор необходимых элементов для самостоятельного ремонта тормозного крана.

Техническое обслуживание тормозной системы КамАЗ

ТО включает в себя:

Все остальные проверки проведет специалист СТО.

Устройство тормозной системы автомобилей КамАЗ

Принцип работы тормозной системы состоит в следующем.После того как происходит нажатие на педаль тормоза все давление переходит на усилитель. Он влияет на работу основного цилиндра тормозной системы. Цилиндр состоит поршней, на которые оказывают воздействия излишки вырабатываемой жидкости. Этот процесс обеспечивает перемещение колодок к дискам тормозной системы и прохождение энергетического потока в привод.

Управление основными и вспомогательными механизмами передает сигнал в стояночный блок. Таким образом происходит остановка транспортного средства. После того как остановка завершена в работу вступает контур возвратного механизма, таким образом педаль тормоза перестает быть действующей. Поршни основного цилиндра также возвращаются в стандартное положение.

Ниже на рисунке представлено описание схемы устройства тормозной системы КамАЗа.

Схема устройства тормозной системы КамАЗа

Вам когда-нибудь доводилось сталкиваться с поломкой тормозного крана в КамАЗе?

Тормозные системы КамАЗ 6520

Тормозные механизмы системы барабанного типа с двумя внутренними колодками, диаметр тормозных барабанов 420 мм, ширина накладок 180 мм. Передние тормозные камеры — диафрагменные, типа 30, задние — типа 30/24.

Привод рабочих тормозных систем — пневматический, раздельный. Количество ресиверов 6, общим объемом 120 л.

Номинальное давление в пневмоприводе (6,5—8,0 кгс/ см2).

Давление сжатого воздуха в пневмоприводе регулируйте винтом 2 регулятора давления ( см. рис. Регулятор давления ). При вворачивании винта величина регулируемого давления увеличивается, при выворачивании — уменьшается.


В тормозной системе автомобиля установлен адсорбентный осушитель воздуха 3 ( см. рис. Регулятор давления ). Осушитель выполнен совместно с регу-лятором давления и предназначен для охлаждения, выделения конденсата и поддержания требуемого давления сжатого воздуха поступающего от компрессора. Подаваемый от компрессора в осушитель сжатый воздух проходит через фетровый диск и гранулант, очищается и попадает дальше в тормозную систему. После заполнения тормозной системы и срабатывания регулятора давления происходит очистка грануланта от влаги воздухом, выходящим в атмосферу, через атмосферный вывод осушителя. Техническое обслуживание осушителя заключается в периодической замене фильтрующего элемента по мере его загрязнения (примерно раз в два года).

Для накачки шин на регуляторе давления имеется клапан отбора воздуха, закрытый колпачком 1 ( см. рис. Регулятор давления ). При отборе воздуха шлангом ля накачки шин из комплекта инструментов подсоедините его вместо колпачка, навернув до упора гайку-барашек, и понизьте давление сжатого воздуха в пневмоприводе, потому что при холостом ходе компрессора отбора воздуха нет. Для снижения давления откройте кран слива конденсата на любом ресивере. Конденсат из ресиверов сливайте ежедневно по окончании работы. Давление сжатого воздуха в пневмоприводе при этом должно быть номинальным.

Краны слива конденсата откройте, отведя в сторону толкатель за кольцо ( см. рисунок ). Не тяните шток вниз и не нажимайте его вверх. После слива конденсата доведите давление сжатого воздуха в пневмоприводе до номинального.

Управление рабочими тормозными системами автомобиля осуществляется двухсекционным краном с приводом от педали.

Положение тормозной педали относительно пола кабины регулируйте согласно Схеме установки педали на тормозной кран. Регулировкой установочного и регулировочного болтов необходимо обеспечить положение площадки педали под углом 35о ±2о и свободный ход педали 10-15 мм. Установочный болт зафиксировать контргайкой, регулировочный болт перед регулировкой покрыть герметиком УГ7.

Конструкция пневмопривода тормозных меха-низмов автомобиля предусматривает возможность экстренного растормаживания при горизонтальном положении рукоятки крана управления стояночной и запасной тормозными системами независимо от степени заполненности ресиверов воздухом. Таким образом, возможно начинать движение после того, как погаснет контрольная лампа стояночной тормозной системы. Следует помнить, что при отсутствии воздуха в ресиверах (показания манометра) рабочая тормозная система не действует и торможение нужно проводить ручным тормозным краном. Кроме того, при отсутствии сжатого воздуха в пневмосистеме автомобиль можно растормозить с помощью винтов механизма аварийного растормаживания, которые встроены в цилиндры пружинных энергоаккумуляторов.

На автомобилях предусмотрена установка регулировочных рычагов с автоматической регулировкой зазора в тормозных механизмах между тормозной накладкой и барабаном.

Для обеспечения нормальной работы автоматических регулировочных рычагов, а также после смены изношенных тормозных накладок, необходимо произвести начальную регулировку ходов штоков тормозных камер. В дальнейшем необходимость в регулировке отпадает до полного износа накладок.

Регулировку ходов штоков тормозных камер следует производить, когда шток тормозной камеры находится в полностью расторможенном состоянии (растормозите энергоаккумулятор с помощью крана управления стояночным тормозом) и отсоединен от регулировочного рычага. Регулировку осуществляйте в следующем порядке:

  • убедитесь, что рычаг перемещается рукой в направлении торможения и полностью возвращается в исходное положение;
  • вращением червяка регулировочного рычага совместите отверстия корпуса рычага и вилки штока тормозной камеры. Присоедините шток тормозной камеры с помощью пальца, шайбы и шплинта ( см. рис. Регулировка тормозов с автоматическими рычагами, 1 );
  • нажмите на управляющий блок регулировочного рычага до упора в направлении его вращения по стрелке на корпусе ( см. рис. Регулировка тормозов с автоматическими рычагами, 2 );
  • соедините фиксирующий кронштейн и управляющий блок рычага болтом и гайкой, не нарушая положение управляющего блока;
  • вращением червяка регулировочного рычага разожмите колодки до их соприкосновения с тормозным барабаном ( см. рис. Регулировка тормозов с автоматическими рычагами, 3 );
  • поверните червяк в обратную сторону приблизительно на 3/4 оборота ( см. рис. Регулировка тормозов с автоматическими рычагами, 4 ). При этом должна ощущаться характерная работа зубчатой муфты регулировочного рычага и момент проворота червяка должен быть не менее 42 Н.м;
  • убедитесь в работоспособности рычага. Для этого подайте 5 раз сжатый воздух при давлении 0,б. 0,7 МПа (б. 7 кг/см2 ) в тормозную камеру. При этом червяк рычага должен повернуться по часовой стрелке на некоторый угол ( см. рис. Регулировка тормозов с автоматическими рычагами, 5 );
  • проверьте, что при подаче и выпуске сжатого воздуха, шток тормозной камеры перемещается без заедания. Ход штока камеры должен находиться в пределах 40. 45 мм.

При большей величине хода отрегулируйте его, вращая червяк;
- убедитесь, что в отторможенном состоянии барабан вращается равномерно и свободно, не касаясь колодок.

На автомобилях может быть установлена 4-х канальная антиблокировочная система (АБС) тормозов типа 4S/4M (4 датчика /4 модулятора) с микропроцессорным блоком управления фирмы Wabco (Германия).

Основное назначение системы - автоматическое поддержание оптимального торможения автомобиля без блокировки (юза) колес независимо от того, на какой дороге происходит торможение - скользкой или сухой.

Благодаря этому автомобили приобретают ряд достоинств:

  • повышение активной безопасности за счет обеспечения устойчивости и управляемости в процессе торможения и повышение тормоз ной эффективности автомобиля, особенно на мокрых и скользких до рогах;
  • продление срока службы шин;
  • возможность увеличения средней безопасной скорости движения.

Устранение неисправностей

Причиной неисправности тормозной системы могут быть утечки сжатого воздуха в пневмоприводе из-за негерметичности соединений трубопроводов и гибких шлангов. О негерметичности контуров пневмопривода сигнализируют светящиеся лампы предупредительных сигналов на щитке приборов и зуммер. При достижении давления в контурах выше 450— 550 кПа (4,5—5,5 кгс/ см2) лампы должны погаснуть, и одновременно должен прекратить звучание зуммер. Время заполнения ресиверов сжатым воздухом до номинального давления не должно превышать 8 мин при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя.

Герметичность пневмопривода проверяйте при номинальном давлении, включенных потребителях сжатого воздуха и неработающем двигателе. Места большой утечки воздуха определяйте на слух. Незначительные утечки можно определить, покрывая соединения трубопроводов мыльной эмульсией,

При поиске неисправностей пользуйтесь Схемой пневматического привода тормозных систем, на которой условно изображены тормозные аппараты и трубопроводы, соединяющие их.

Регулировка тормозов с автоматическими рычагами

Схема пневмопривода тормозных систем автомобиля КАМАЗ-6520

1 - тормозные камеры типа 30;
2 - манометр;
3 - кран управления вспомогательной тормозной системой;
4 - пневмоцилиндр привода рычага останова двигателя;
5 - пневмоцилиндр привода заслонок механизма вспомогательной тормозной системы;
6 - выключатель сигнала торможения;
7 - двухсекционный тормозной кран;
8,9 - датчики падения давления;
10 - кран управления стояночной тормозной системой;
11 - охладитель;
12 - компрессор;
13 - осушитель;
14 - ресивер контура III;
15 - ресивер контура IV;
16 - четырехконтурный защитный клапан;
17 - духмагистральный перепускной клапан;
18 - автоматический регулятор тормозных сил;
19 - ускорительный клапан;
20 - ресивер контура II;
21 - ресивер контура I;
22 - тормозная камера 30/24 с пружинным энергоаккумулятором;
23 - контрольная лампа стояночного тормоза;
24 – клапан управления тормозами прицепа;
25,26 – автоматические соединительные головка (питающая и управляющая);
27 – модуляторы антиблокировочной системы;
В,С,Д,Е - клапаны контрольных выводов.
I – к потребителю сжатого воздуха;
А – клапан забора воздуха для накачивания шин

Причины поломки тормозной системы КАМАЗ

Поломки тормозной системы КАМАЗ.

КАМАЗ это не просто увеличенная копия обычного автомобиля. В нем многие устройства устроены иначе, в том числе и тормозная система. В виду этих отличий и возникают неисправности, характерные для этой большой машины, у которой в наличие не обычная одноконтурная тормозная система. Ранее производители автомобиля КАМАЗ обещали, что их тормозная система безотказная, но спустя некоторое время пользователи могли на собственном опыте убедиться, так ли это?

Рассмотрим основные причины, которые влияют на неисправность тормозов КАМАЗа. Во первых, это слабое заполнение воздушных ресиверов пневматической магистрали, при этом постоянно срабатывает регулятор давления. Это происходит из – за деформаций деталей и вмятин торцовых поверхностей для отвода воздуха.

Причины поломки тормозной системы КАМАЗ (фото-2)

Следующая причина, это когда ресиверы III, IV контуров не заполняются. Это значит, что трубопровод засорен или поврежден защитный клапан. А вот ресиверы I, II контуров не заполняются из – зане точного зазора на защитном клапане.

Ресиверы полуприцепа не заполняются потому, что сломана тормозная система прицепа на тягаче.Если производить неправильную регулировку давления, то ресиверы I, II будут иметь низкое или высокое давление. Также это может происходить из – за неисправного манометра.

Вообще, автомобили КАМАЗ имеют сложную тормозную систему. Если не срабатывает рабочий тормоз, значит тормозной кран, не отрегулирован или сломан клапан давления, а если запасной, то скорей всего сломан тормозной кран ручного управления.

Тормозная система КАМАЗ

Возможно, автомобиль не растормаживается, когда рукоятка крана ручного управления в работе. Причиной может быть утечка воздуха или поломка подшипника энергоаккумулятора.

Если происходит неэффективное торможение прицепа, значит, защитный клапан неисправен. Неисправными в этом случае могут быть клапаны тормозов прицепа, соединительных головок или разобщительных кранов. Если вспомогательный тормоз при включении отказывается работать, то причины такие: пневматический кран тормоза вышел из строя, сломался датчик включения тормоза или электромагнитный клапан.

С лампочкой стоп- сигнала все ясно, если она не загорается, то явно, что перегорела. А если появляется масло на пневматике, то это может свидетельствовать о том, что износились цилиндры и кольца компрессора.

При очень медленном заполнении баллонов тормозной системы сжатым воздухом, можно заподозрить компрессор, как и в случае выше, или возможно на элементах пневмопривода появились дефекты.

Сборка, разборка, регулировка и проверка тормозного крана на КамАЗ

КамАЗы, МАЗы, ЗИЛы – это те машины, к которым обычным автолюбителям нет дела. Но, несмотря на этот факт, все они обладают достаточно интересной конструкцией, о нюансах которой лучше знать, особенно если вам предстоит поближе «познакомиться» с этими гигантами. В частности, отдельное внимание следует уделить тормозной системе, в устройстве которой выделяется тормозной кран (в данный момент имеется ввиду автомобиль КамАЗ, о котором и пойдет речь далее).

Сборка, разборка, регулировка и проверка тормозного крана на КамАЗ

Устройство тормозного двухсекционного кранаПричины поломок кранаКак проверить тормозной кран КамазЗамена тормозного кранаКак снять тормозной кран, последовательность действийУстановка нового двухсекционного кранаРемонт тормозного крана КамазКак разобрать кранСборка двухсекционного тормозного крана КамАЗа

Устройство тормозного двухсекционного крана

Главный тормозной двухсекционный кран КамАЗ предназначен для управления рабочими тормозными системами автомобиля и комбинированным приводом тормозных механизмов прицепа, чему полностью соответствует устройство узла.

К основным составляющим элементам относятся: большой поршень, следящий и малый ступенчатые поршни, верхний и нижний клапаны, упругий элемент, толкатель, рычаг, шпилька и толкатель малого поршня.

Первый и второй выводы крана соединяются с тормозными камерами передних и задних колес посредством промежуточных пневмоаппаратов, в то время как третий и четвертый связаны с ресиверами раздельных контуров привода рабочего тормоза.

Находясь в исходном положении (при опущенной тормозной педали), клапаны закрыты, первый вывод рассоединен с четвертым выводом, а второй вывод отсоединен от третьего («общение» с атмосферой происходит посредством клапана).

Когда водитель транспортного средства начинает тормозить, прилагаемое к педали тормозное усилие передается на ступенчатый поршень через упругий элемент. Перемещаясь вниз, поршень закрывает собой выпускное отверстие клапана, тем самым отсекая от окружающей среды вывод контура тормозных механизмов.

При движении верхнего поршня вниз, уже сжатый воздух переходит в контур рабочих тормозных механизмов задних колес. Воздействие сжатого воздуха вместе с работой пружины ступенчатого верхнего поршня уравновешивают силу воздействия на педаль.

Таким образом, принцип работы тормозного крана КамАЗ можно назвать достаточно простым и закономерным процессом.

Знаете ли вы? Камский автомобильный завод успешно работает с 1976 года, выпуская сегодня не только дизельные грузовики, но и автобусы, тракторы и комбайны.

Причины поломок крана

Как и любое другое транспортное средство, автомобиль КамАЗ иногда сталкивается с рабочими проблемами, которые часто вызваны тормозами конструкции, а точнее имеющимися в узле неисправностями.

В частности, к основным неполадкам двухсекционного крана относят потерю герметичности уплотнительных резиновых элементов (поршней и колец) и как результат утечку воздуха из системы, а также заедание толкателя, что приводит к невозможности полного растормаживания машины.

Что касается утечки воздуха в атмосферу, то она может происходить через впускное окно (причиной чего, в основном, служат дефекты клапанов и пружин) и по разъему корпусов (результат дефекта уплотнительного кольца и повреждения торцевых поверхностей корпуса).

Заедание рычага нередко вызвано загрязнением рычажного механизма к чему привело повреждение защитного чехла.

Еще одной достаточно распространенной неисправностью тормозной системы автомобиля КамАЗ является медленное увеличение давления в нижней секции при его росте в верхней части. К этой неполадке приводит набухание уплотнительных колец.

Не стоит забывать и о возможности нарушения следящего действия по ходу рычага, причиной которой выступает дефект упругого элемента.

Как проверить тормозной кран Камаз

Главный кран тормозной системы, который относится к двухсекционному виду (в данном случае имеются ввиду автомобили КамАЗ), расположен на левом лонжероне рамы и крепится к ней с помощью специального кронштейна.

Диагностика этого механизма должна стать регулярным действием, так как при периодическом осмотре, систематической очистке от скопившейся грязи и проверке герметичности всех соединений вам будет гарантирована устойчивая работа указанного узла.

В частности, особенное внимание, при визуальном осмотре, следует уделять состоянию защитного чехла крана. Эта деталь не должна иметь разрывов и обязана по всему периметру плотно прилегать к корпусу тормозного крана.

Важно! Малейшее попадание грязи на рычажную систему и трущиеся поверхности способно вывести кран из строя.

Герметичность соединений можно проверить с помощью мыльной эмульсии в двух положениях крана – заторможенном и расторможенном.

Если на нанесенном составе появятся пузыри, значит, утечка воздуха все же имеется. В том случае, когда он выходит через атмосферный вывод интересующего нас крана, следует проверить герметичность впускного клапана и работоспособность выпускного.

Если в результате диагностики подобные дефекты будут обнаружены, то такой кран нужно заменить.

В периодическом осмотре, очистке и смазке шарнирных соединений нуждается и привод тормозного крана.

При проведении всех диагностических мероприятий не забывайте о кронштейнах, тягах и рычагах, которые связывают тормозную педаль с тормозным краном. Их также следует периодически очищать от мелких посторонних предметов и грязи.

Если педаль тормоза разболталась, то обязательно отрегулируйте ее ход, что можно сделать с помощью регулировочной вилки, посредством которой выставляется длина тяги, соединяющей педаль машины с первым промежуточным рычагом привода.

Если по каким-то причинам привод тормозного крана уже разбирался ранее, то при сборке нужно добиться полного совмещения нижнего отверстия промежуточного рычага и оси опрокидывания кабины. После этого, меняя длину тяги, которая идет от педали к переднему рычагу, следует установить педаль в требуемое положение в кабине.

Интересно! Первое транспортное средство КамАЗ-5320 сошло с главного сборочного конвейера 16 февраля 1976 года.

Замена тормозного крана

Замена главного тормозного крана КамАЗ, примерная схема работы которого приводилась выше, требует распределения времени на два последовательных этапа: снятие старого механизма и установку нового элемента.

Как снять тормозной кран, последовательность действий

Чтобы снять тормозной кран сначала необходимо выпустить воздух из ресиверов пневмопривода, расположенных в переднем и заднем мосту. Затем, следует открутить накидные крепежные гайки, соединяющие наконечники пневматических трубопроводов с тройниками и переходником крана. После этого, расшплингуйте и демонтируйте палец соединения вилки задней тяги с рычагом крана.

Выкрутите гайки крепежных болтов, удерживающих пластину верхнего корпуса крана рядом с кронштейнами рамы, и снимите сам кран.

Установка нового двухсекционного крана

После того, как снятая деталь окажется в ваших руках, установите новый кран на кронштейны левого лонжерона и закрепите его там при помощи болтов с гайками и пружинными шайбами. Теперь, нужно присоединить к рычагу вилку задней тяги, вставить обратно палец и зашплинтовать его. Дальше остается только подвести к тройникам и переходникам крана наконечники пневматических трубопроводов, навернув и затянув накидные гайки, а затем запустить двигатель и заполнить воздухом пневмопривод тормозных систем.

Проверив герметичность всех трубопроводов и самого тормозного крана, можете считать, что вы успешно справились с задачей замены крана тормозной системы КамАЗа, который на этом автомобиле принадлежит к двухсекционному виду.

Ремонт тормозного крана Камаз

Только что мы с вами выяснили, как заменить тормозной кран на КамАЗе, но как его разобрать, если требуется ремонт? На самом деле и здесь нет ничего особо сложного, главное четко придерживаться инструкций.

Как разобрать кран

Прежде всего, если при обратной сборке, вы хотите чтобы расположение воздушных каналов осталось прежним, тогда не забудьте пометить все три съемные части. После нанесения отметок последовательность дальнейших действий имеет следующий вид:

С помощью ключа на «12» откручиваем крепежные болты, которые удерживают рядом корпус и опорную плиту.

Затем, в сборе с рычагом, демонтируем верхнюю часть нашего крана и отделяем его от плиты.

Извлекаем верхний поршень, нижней частью которого является седло клапана.

Обратите внимание! В том случае, когда при нажатой педали тормоза вы уже замечали шипение крана, доносящееся через корпус приводного рычага, следует проверить уплотнение указанного поршня, так как, скорее всего, оно не герметично.

В верхней части поршня имеется демпфирующее устройство, которое призвано гасить резкие толчки от рычага. Крепежный винт этого узла, помимо своего прямого предназначения, выполняет еще одну, не менее важную функцию – управление нижней секцией крана при отказе верхней. При этом нижняя секция будет полностью сохранять свою работоспособность. В случае, когда требуется замена демпфера, предыдущее положение крепежного винта следует сохранить. Также, в процессе эксплуатации, не меняется и зазор между ним и толкателем поршня.

На следующем этапе, чтобы добраться до клапана верхней секции, нужно открутить четыре крепежных винта (используется ключ на «12») и разъединить корпус.

Следом вытаскиваем из него малый поршень, предварительно немного раскачав большую деталь. Именно он обеспечивает пневматическое управление нижней секцией.

Клапан верхней секции удерживается с помощью стопорного кольца, после снятия которого, вы сможете демонтировать и сам клапан в сборе.

Не стоит забывать и о блоке герметизации, состоящего из опорного кольца и двух уплотнений обоймы. Сняв коническую подпорную пружину, следует немного сдвинуть колпачок.

Теперь, если вы видите, что рабочая сторона пришла в негодность, но заменить ее нечем, можно просто переставить ее вверх уцелевшей частью.

Для демонтажа клапана нижней секции достаточно вынуть стопорное кольцо из корпуса этой секции.

Далее следует демонтировать пружинный хомут и защитный чехол, после чего ключом на «22» выкрутить пробку оси рычага.

Внимание! Для изъятия оси следует использовать резьбовое отверстие М6, в которое заворачивается болт с гайкой и шайбой.

Путем вращения гайки выпрессуйте ось, и если наблюдается увеличение поперечных люфтов рычага, тогда обязательно замените две полимерные втулки. Что касается ролика рычага, то чаще всего он изнашивается только в одном месте, причиной чего является отсутствие смазочного материала на его оси.

Для проведения ремонтных мероприятий следует выбить ось ролика с помощью выколотки диаметром 10-12 мм. и достав ролик, выполнить его обработку на токарном или заточном станке, вплоть до удаления следов износа.

Следом выпрессовывают и сам толкатель, после чего очищают его от следов коррозии.

Очистке подлежит и канавка втулки, в которую впоследствие необходимо заложить новую смазку.

Теперь остается заменить изношенные детали и собрать механизм в обратной последовательности.

Сборка двухсекционного тормозного крана КамАЗа

Выполняя сборку деталей, не забудьте нанести на все сопрягаемые поверхности консистентную смазку, а при стыковке секций корпуса проверить целостность уплотнительных колец. Небольшой свободный ход привода обеспечивается посредством упорного винта. Но все это лишь предисловие, так как схема обратной сборки двухсекционного тормозного крана КамАЗ, предусматривает выполнение следующих действий:

Используя в верхнем поршне регулировочный винт, следует установить нужное расстояние и законтрить крепежный элемент.

Затем, необходимо обратно установить верхний поршень и в случае необходимости прижать его с помощью транспортного зажима.

Собираем аппарат, с установленным рычагом и опорной плитой.

Далее, вкручиваем регулировочный болт в рычаг, причем сделать это нужно так, чтобы не остался зазор между роликом и толкателем.

Подключаем тормозной кран к системе сжатого воздуха и трижды переключаем рычаг до упора. Никаких заеданий быть не должно и в нормальном состоянии переключатель быстро возвращается в начальное положение.

Следующим шагом является подача воздуха в выводы под давлением. Переместив рычаг еще три раза, давление в выводах должно измениться. Общий ход рычага до упора должен соответствовать 31,1. 39,1 мм, при ходе толкателя 12,5. 15,7 мм.

После того как воздух зайдет в выводы, а давление в них изменится до нужных значений, проверьте аппарат на герметичность, так как он должен обладать этим качеством при любом положении рычага. Утечка воздуха не должна превышать 8 см/мин.

Согласитесь, процедуру замены и разборки тормозного крана КамАЗ нельзя назвать легкой задачей, из-за чего многие автомобилисты не решаются иметь с ней дело. Возможно, это и правильное решение, ведь если вы не специалист, а лишь водитель, который недостаточно ориентируется в особенностях конструкции КамАЗов, то лучше будет доверить дело профессионалам.

Читайте также: