Приехал на ниве вместо мерседеса

Обновлено: 05.07.2024

Исландцы приехали в Россию на «Ниве». Я встретил их на границе


– Ты в курсе, что «Нива» – это культовая тачка в Исландии? – говорят парни, встречая меня у памятника Ленину на привокзальной площади Великих Лук. – Мы ведь поставляем вам рыбу. Сейчас вы расплачиваетесь деньгами, а лет 20-30 назад вместо денег давали нам «Нивы». На острове их было полно. Сейчас становится все меньше. Для них не существует запчастей, люди копаются в «Нивах» в гаражах, пытаются отремонтировать.

Свою машину исландцы выиграли в фейсбуке. «Страна живет в этой соцсети. Там проходят фейсбучные игры, конкурсы. В одном из таких мы участвовали», – рассказывают фанаты. В октябре одна туристическая контора решила привлечь к себе внимание, разыграв советский автомобиль, который знает вся страна. Все что было нужно для победы – оставить любой комментарий под постом о конкурсе. «Я написал, что очень хочу получить эту машину», – объясняет Гретар Йонссон. «А я написал, что Гретар, конечно, заслуживает ее, но получить должен я», – смеется Кристбьорн Кьяртанссон.


В лотерее участвовали 16 тысяч человек – 5% населения страны, но методом случайного выбора победителем стал Кристбьорн, сотрудник государственной почты Исландии. С режиссером и оператором Гретаром он дружит больше 15 лет. 30-летние мужчины даже не помнят как познакомились – настолько это было давно. Примерно столько же оба болеют за сборную. «Я помню матчи, когда на трибунах было 100 человек, – говорит Гретар. – Сейчас все по-другому. Билеты на 10-тысячный стадион раскупаются за две минуты. После Евро-2016 встречать сборную на площадь вышло полстраны».

Турнир во Франции Кристбьорн и Гретар пропустили. Первый сказал, что накопил деньги, но хотел приехать на футбол как-то по-особенному и отказался от поездки. Второй в этот момент находился где-то в Юго-Восточной Азии. Гретар говорит, что вообще любит путешествовать. В России он был уже два раза – в Москве и Питере.

Выиграв «Ниву», исландцам сразу пришла безумная идея – приехать на ней на чемпионат мира. Но поначалу не думали об этом серьезно, просто купили билеты на три матча сборной на групповом этапе. «Где-то в апреле поняли, что осуществить поездку на машине тоже реально», – говорит Кристбьорн.

Парни поделились замыслом с родственниками и знакомыми. Новость быстро разлетелась по маленькой стране – друзей стали звать на радио и ТВ. Параллельно они обзванивали потенциальных спонсоров. Согласились сразу четверо. Та самая туристическая компания, которая разыграла «Ниву», оплатила отели в городах матчей сборной. Автосалон предоставил резину. Фирма, которая осуществляет технический осмотр, дала 25 тысяч рублей (на них бронировали гостиницы по дороге) и проверила, чтобы машина соответствовала всех требованиям. «Там много характеристик, все должно быть на месте, работать. Иначе путешествие станет опасным», – объясняют парни.


Кстати, поломка «Нивы» случилась уже на следующий день после того, как Кристбьорн забрал ее в качестве выигрыша – полетел генератор. Туристическая компания бесплатно устранила поломку. С тех пор на «Ниве» сгорел только блок предохранителей, его заменили в сервисе. «Мы проехали уже 3500 километров и хотим сказать, что нам нравится эта машина. В Исландии она считается плохой, ненадежной, но у нас нет никаких проблем, хотя ей уже десять лет», – кричат исландцы сквозь гул непонятно чего – внутри «Нивы» шумно даже на свежей и гладкой трассе «Балтия». Пробег их авто – 104 тысячи километров, до этого она принадлежала госкомании, которая сдавала тачки в аренду.

«Мы не знаем историю нашей машины, но про нее в Исландии ходит много легенд. Одно время русские рыбаки активно скупали их у местных. Приезжали с утра к дому, давали деньги и увозили на корабль. Ходила даже шутка: хочешь лишиться «Нивы» – езжай на ней в порт. Никто до сих пор не знает, зачем русские так делали», – удивляются парни. Внутри их авто ничем не отличается от обычной «Нивы» – присутствуют фишки, которые характерны только русским. Перемотана скотчем ручка двери, колпачок ручки открывания двери вообще отсутствует. «Ха-ха, он отвалился пару недель назад», – комментируют поломки исландцы. Я нажимаю на кнопку света над ремнями безопасности – лампочки не работают. «Ой, а мы и не знали, что тут есть такое», – продолжают они.


Снаружи их «Нива» раскрашена под исландский флаг – синий цвет, красно-белая полоска, лого спонсоров и путешествия – HW Ladan. HW на исландском означает Кубок мира, буква N в окончании слова Lada – определенный артикль, как the в английском.

Я сижу на заднем сиденье ровно посередине – за креслом водителя и пассажира разместиться нереально. Просунуть туда ноги сможет только ребенок. Расстояние между задним сиденьем и крышкой багажника чуть больше. В промежутке набросана куча вещей, в том числе гитара. «Я играю немного», – говорит Гретар. Но главная вещь в машине, по его словам, – письмо от президента Исландии. Парни встречались с ним за два дня до поездки: «Мы сами выступили инициаторами. Написали ему на электронную почту, чуть погодя с нами связался помощник, пригласил на встречу».

Как болельщик президент летал болеть за Исландию на Евро-2016 и даже зажигал на фанатской трибуне. В Россию он не поедет по политическим причинам. «Ты же знаешь о бойкоте – чиновники из европейских странам не хотят ехать на открытие. Наши тоже присоединились к ним», – раскрывают детали Гретар и Кристбьорн. Они не хотят говорить о политике и мечтают просто насладиться футболом.


Вместо себя президент передал им послание к сборной. Они не знают его содержание – письмо упаковано в конверт, но обязались передать его в руки главного тренера. Я спрашиваю, откуда они знают его, Кристбьорн отвечает: «Встретил на улице три недели назад. Поговорили немного, записал его телефон. Не удивляйся, у нас маленькая страна. Любого знаменитого человека можно увидеть в магазине, на улице или в баре. Никто не живет в виллах за пятиметровым забором. Вот Бьорк – в Нью-Йорке, но когда приезжает в Рейкьявик, сидит вместе со всеми в кофешопе».

Как сказал президент, его письмо должно приободрить сборную перед первым матчем. Он у Исландии назначен на 16 июня. За день до этого фаны передадут послание, а потом надеются пробыть в России как можно дольше: «Жестких дат у путешествия нет. Точно посетим три матча – в Москве, Ростове и Волгограде, а потом посмотрим, выйдет ли сборная в плей-офф».

В дороге они уже десятый день. Выехали из Рейкьявика 5 июня, день ушел на то, чтобы добраться на восток острова и сесть на паром. Он стал четвертым спонсором – за трехдневную переправу в Данию на «Ниве» ребята не платили. Из Дании исландцы рванули в Германию, потом через Польшу, Литву и Латвию – в Россию. Я спрашиваю, почему не поехали через Белоруссию – оказывается, для этого нужна виза. Бюджет их путешествия, которое продлится минимум месяц (даже если Исландия вылетит 26-го, потом будет такая же долгая дорога домой) – миллион рублей. Траты Гретар и Кристбьорн делят пополам, для этого записывают каждую статью расходов на отдельный лист бумаги. Сегодня за бензин платит Гретар – он вписал в колонку истраченную сумму.


С «Балтии» мы сворачиваем на Ржев за сим-картами, которые почему-то продают только по российскому паспорту – на дороге появляются серьезные ямы. «Но в целом русские дороги не плохи, – комментируют парни. – Они точно хуже немецкий и датских – те мягче, нет перепада высот, трещин, но такие же, как в Польше или Литве. Там тоже то хороший участок, то не очень».

В машине друзья едут, болтая со мной. Когда утрамбовываюсь на заднем сиденье, чтобы написать репортаж, они снимают несколько сториз, для которых неожиданно начинают кричать, потом включают музыку и едут в тишине. При подъезде к Москве колоритная «Нива» получает несколько гудков от пролетающих в левом ряду джипов. «Про нас тут знают, да? – интересуются парни. – Просто из России нам в директ пишут намного больше, чем из Исландии. Предлагают любую помощь с машиной, бесплатный ночлег». Исландцы настолько уверены в друзьях из инстаграма, что не боятся любой поломки: «Если честно, мы полные профаны в плане починки машины. Если что-то случится, воспользуемся помощью тех, кто ее предлагает. Уже знаем, что обратной дорогой пройдем ТО у одного человека в Ростове».


От Великих Лук до Москвы мы домчали за шесть часов. Парни рады, что успели на встречу с медиа, которую запланировали на два часа дня: «Нам поступало столько заявок об интервью, что мы решили собрать всех в одном месте».

Перед расставанием я спрашиваю, что будет с «Нивой» после поездки в Россию. «Еще не придумал, – говорит Кристбьорн. В Исландии у меня есть Ford. Но «Нива» теперь связывает меня с таким крутым путешествием. Друзья говорят: «Продай ее в России». Отвечаю, что точно нет».

«Конечно, мы не можем так сделать. Мы же на границе подписали бумагу, что обязаны выехать из России на этой машине. Очень странное правило», – смеется Гретар.

Сколько стоит владеть Нивой 2007 года

Я купила Ниву в 2019 году и не пожалела, хотя уже потратила на ремонт, техобслуживание и дооснащение 250 тысяч рублей.

Я решила купить именно Ниву, как только получила права. Я просто увидела ее и поняла, что это единственный автомобиль, который мне хотелось бы иметь. Все остальные машины похожи друг на друга, а она была уникальной.

С практической точки зрения мне нужен был внедорожник, на котором я могла бы добираться до разных заброшенных зданий, в которых так люблю бывать.

Расскажу в статье, сколько стоит владеть такой машиной.

Как я искала Ниву

Я искала свою Ниву на «Авто-ру» и «Авито». Для меня было важно, чтобы у нее был инжекторный двигатель и гидроусилитель руля, чтобы она была не старше 20 лет, стоила не дороже 200 000 Р и пробежала не более 100 000 км.

Я хотела инжектор, поскольку прочитала, что в сравнении с карбюратором он реже ломается и в целом более надежен. При этом ремонт карбюраторного двигателя сложнее и дороже. Также инжектор потребляет меньше топлива и более экологичен. Карбюраторные двигатели перестали ставить на Нивы с третьего квартала 2005 года.

Машину, которая мне больше всего понравится, я решила проверить в автосервисе. Хотела сразу знать сумму, которая понадобится для устранения всех технических недостатков.

Первая Нива и ее владелец сильно меня впечатлили. Мужчину лишили прав, о чем он сказал в самом конце встречи. Это не помешало ему лихо катать меня по району, чтобы показать машину. Во время поездки в какой-то момент он съехал с дороги через бордюр в небольшой овраг, чтобы показать Ниву во всей красе. Она без проблем преодолела все препятствия — это было очень мощно и впечатляюще.

Затем водитель пустил меня за руль. До этого я ездила на Форде Фокусе, поэтому обратила внимание на то, что Нивой удобнее управлять: она маленькая, на ней проще разворачиваться, я лучше ее чувствую. Машина была в идеальном состоянии: ее красиво покрасили, в салоне не было посторонних скрипов. Но меня очень смущал возраст Нивы: ее произвели в 90-х годах. Поэтому я отказалась от машины. На следующий день пожалела об этом и позвонила продавцу, но автомобиль уже купили.

Как победить выгорание

Вторая Нива. Владелец следующей машины заранее прислал фотографии ПТС и СТС для проверки по базам. Я воспользовалась сервисом «Про авто» «Авто-ру»: заплатила 150 Р , увидела пробег и количество владельцев. Убедилась в том, что машина не в залоге, не в розыске и не участвовала в серьезных ДТП. Я подумала, что все в порядке, и решила проверить автомобиль в сервисе.

Мы с продавцом договорились встретиться у автосервиса, который специализируется на Нивах. Пришел мужчина, хотя в документах была указана женщина. Он сказал, что владелица скоро подъедет. Машину осмотрели за 1500 Р , в результате нашли неисправностей на 30 000 Р , что не страшно. Но хозяйка так и не приехала. Я поняла, что это перекупщик, у которого я не буду ничего приобретать.

Я поторопилась с проверкой в автосервисе: все-таки лучше сначала убедиться в том, что машину продает собственник.

Третья Нива — темно-зеленая, 2007 года выпуска — в итоге оказалась той самой. По отчету «Про авто» у нее было два владельца и пробег 60 000 км. Мы договорились, что собственник прихватит с собой все документы и не забудет паспорт. Решили встретиться около автосервиса, который был ближе всего к дому владельца машины.

Приехал молодой человек и собственник автомобиля — его отец, пожилой мужчина с серьгой в ухе и в кожаной косухе. За диагностику в мастерской взяли 500 Р . Машина вроде бы была в полном порядке, только порекомендовали поменять свечи зажигания и масло в двигателе. Пожилой мужчина чуть не плакал, когда мы подписывали договор купли-продажи, это было бесконечно трогательно. Я заплатила 145 000 Р , и машина стала моей.

Вместе с Нивой мне достались:

  1. Муляж сигнализации, который умел моргать и создавать видимость того, что машина под охраной.
  2. Механическое противоугонное устройство — блокиратор рулевого вала. Пока он стоит, руль не поворачивается.
  3. Три иконы на пластмассовой подложке, приклеенные на торпедо.
  4. Наклейки на заднем стекле — «Броня крепка, и танки наши быстры» и знак «Шипы».

Первичные вложения

Первые проблемы возникли на этапе покупки ОСАГО. Я собрала настоящее комбо: я начинающий водитель на отечественной машине с пропиской в Крыму. Я объехала несколько страховых, но мне везде отказали. Знакомые посоветовали обратиться к частному специалисту, который в итоге застраховал меня в «Согласии» за 8100 Р .

Я поставила машину на учет без каких-либо проблем: сохранила номера и заплатила через госуслуги госпошлину 595 Р за внесение изменений в ПТС и новое СТС со скидкой 30%. Также через госуслуги я заранее записалась в ближайший к дому МРЭО. Во время прохождения площадки попросили убрать запасное колесо и домкрат, больше вопросов не было.

Мне предстояла поездка в Латвию, поэтому я решила сразу обслужить и отремонтировать Ниву. Обратилась в сервис, который посоветовал предыдущий владелец машины. Там ремонтировали только Нивы, даже их название — «Моснива» — говорит об этом. Машину тщательно проверили, нашли проблемы в редукторе — его еще называют задним мостом. Его отремонтировали и обслужили, а также поменяли свечи и масло в двигателе. В итоге за запчасти и работу пришлось отдать 26 000 Р .

Чтобы поехать в Латвию, нужна была «Зеленая карта» — аналог ОСАГО для путешествий за границу, который действует на территории 48 стран — участниц системы международного страхования автогражданской ответственности. Я купила страховку в Москве за 2500 Р . С ней, в отличие от ОСАГО, проблем не было. Эти деньги я не учитываю в расходах на автомобиль.

Сразу же после покупки я потратила на Ниву 36 695 Р

Первое сервисное обслуживание и замена заднего моста 26 000 Р
ОСАГО 8100 Р
Траты на автосервисы перед покупкой машины 2000 Р
Оформление в МРЭО 595 Р

Эксплуатация, текущий ремонт и техобслуживание

Октябрь 2019 года. Нива с большим трудом доехала до Москвы: она страшно тарахтела, в салоне сильно пахло бензином. В Латвии не было 92-го бензина, пришлось заправлять машину 95-м. Это не должно было ей навредить, но, видимо, навредило. Пришлось оставить машину на бесплатной парковке и добираться домой на метро. На следующий день я вернулась за Нивой, чтобы отогнать в сервис, а она ехала как ни в чем не бывало. За устранение этой неисправности в сервисе взяли 4974 Р . Частично разобрали салон, заменили бензонасос и удалили следы бензина.

Ноябрь 2019 года. Спустя месяц пришло время ставить зимние шины. На старых можно было без проблем откатать еще один сезон, но я решила не экономить и заодно сделать машину красивее. Вот на что я потратила 32 720 Р :

  1. Комплект шипованной резины Bridgestone Blizzak Spike-01 205/70 R 15 — 17 840 Р .
  2. Комплект литых дисков Кик Титан-Тех КС 536 — 14 880 Р .
  3. Шиномонтаж — в подарок.

Спустя полгода я потратила еще 36 700 Р : купила летний комплект резины Hankook RF10 и диски ET40 Skad Top. Шиномонтажные работы также сделали бесплатно.

Январь 2020 года. Зимой Нива в какой-то момент перестала заводиться, и я подумала, что проблема в аккумуляторе, поскольку после подзарядки от другой машины она вполне бодро стартовала. Я купила новый аккумулятор за 2700 Р , а старый сдала за 500 Р . Но машина по-прежнему барахлила, поэтому я отогнала ее в сервис — на этот раз в «Ниву777». Предыдущий хозяин тоже там что-то ремонтировал, а главное — сервис был прямо около моего дома. Нашли неисправность в приборном щитке, устранили ее за 1750 Р .

В марте 2020 года мой бывший молодой человек взял у меня машину, чтобы съездить на «Трофи-рейд», поскольку за полгода владения Нивой мы так и не побывали на настоящем бездорожье: все заброшки оказались в приличных и доступных для любой легковушки местах. За участие организаторы брали с экипажа 3500 Р . В стоимость входили завтрак, обед, вся информация по маршруту и его организация. Колеи, лужи, крутые подъемы и озера — бесплатно и бесценно одновременно. Все это проходило в Подмосковье.

Мы стартовали от Минского шоссе у Лесного Городка. Мероприятие длилось примерно четыре часа, с каждым участком дороги преодолевать препятствия становилось все сложнее. Рейд продолжился, но нам пришлось сойти, поскольку у моей Нивы не было шноркеля — приспособления, благодаря которому было бы возможно заезжать в глубокие лужи, ручьи и реки без вреда для мотора.

Шноркель — труба, которую выводят на уровень крыши автомобиля или выше, через нее забирается воздух для работы двигателя

Нива достойно преодолела все препятствия, но несколько раз глохла: видимо, в сервисе ее не до конца починили. Также после мероприятия появились какие-то стуки, поэтому я снова отогнала ее в сервис.

Пришлось менять задний карданный вал, частично — промежуточный вал и раздаточную коробку: все это сломалось на бездорожье. Также в сервисе промыли дроссельный патрубок, удалили ошибки работы двигателя, заменили масло и масляный фильтр. Работа, диагностика, запчасти и расходные материалы обошлись в 20 700 Р .

Затем началась пандемия и я улетела домой в Севастополь. Нива осталась на бесплатной парковке, и про ее ремонт можно было ненадолго забыть.

Во время майских праздников я приехала в Москву, перекрасила машину в желтый цвет и была вынуждена поменять номера — об этом подробнее расскажу дальше в статье.

Примерно в это же время, в мае 2020 года, машина пару раз просто глохла и не запускалась. Пришлось ехать в «Ниву777». Я выяснила, что проблема снова была в приборной панели, которую опять отремонтировали за 2300 Р . Спустя две недели все повторилось, но чинили уже бесплатно.

В июне 2020 года заменили гнилой глушитель: поменяли резонатор, все проварили, взяли 5140 Р . Заодно я решила наконец установить магнитолу и антенну. Работы и магнитола с возможностью подключения телефона по блютусу обошлись в 7360 Р . Позже я установила колонки — о них расскажу ниже.

Июль 2020 года. Перед поездкой в Крым мы решили провести комплексную диагностику Нивы. Нашли проблемы с передними тормозами и замком левой двери. За тормозные диски, колодки, слесарные работы и ремонт замка взяли 7400 Р . Диагностику провели бесплатно.

Из-за трагических обстоятельств в семье моего бывшего молодого человека по пути в Крым после Воронежа нам пришлось развернуться и заехать в Ульяновск. Тогда мы наездили примерно 6000 км, с последней замены масла машина прошла 10 000 км. Как только вернулись в Москву, поменяли масло и масляный фильтр, водяной насос, антифриз и некоторые шланги системы охлаждения двигателя. За работу и запчасти я отдала 9800 Р .

Осень и зима 2020 года. Началась вторая волна коронавируса. Я снова уехала в Крым, а Ниву оставила на бесплатной парковке возле дома в Москве. Вернулась в декабре, немного поездила на машине и в январе уехала на ней в Севастополь. Пока была в Москве, заменила фары, поскольку со старыми было невозможно ездить в темноте: они почти не светили. Замена обошлась в 4000 Р .

Примерно тогда же я почувствовала, что педаль сцепления схватывает во все более высоком положении, и решила с этим разобраться. В мастерской поменяли выжимной подшипник за 3000 Р , заодно установили колонки — тоже за 3000 Р .

В пути у меня сломалась печка. Ее мне поставил отчим, саму печку он купил за 4000 Р . Также мы наконец поменяли масла: купили моторное и промывочное масла, масляный и воздушный фильтры. За все заплатили 4600 Р . Отчим пошел к знакомым в гараж с гаражной ямой и все сделал сам.

Я пишу эту статью в апреле 2021 года. Других расходов машина пока что не требовала.

Тупой вопрос про Ниву

Ответ про Ниву (много) Пересел на Ниву с Мерседеса (w123). Ни капли не пожалел об этом.
До этого ездил на копейке, затем на Форде. Мерс был в приличном состоянии, но на рыбалку я на нем не мог ездить (последние 10 км приходилось ходить пешком). Жена перед покупкой Нивы сказала, что ТОЛЬКО НЕ НИВА. А теперь сама норовит за руль сесть при первой же возможности. По-моему, все разговоры про Ниву, как про ужасный автомобиль сильно преувеличены. Шум в салоне, невысокая максимальная скорость на самом деле оказываются не такими уж и отрицательными факторами. Каждое лето отправляю детей в деревню (примерно 30 км по лесу от Углича), кажые выходные ездим с женой к ним, разница по времени при езде на Ниве и на Мерсе (по хорошей дороге) составляла всегда не больше получаса, а уж про плохую можно и не говорить. Опять же дорога по лесу - самый что ни на есть экстрим (естественно на Мерсе выбирал путь получше, а на Ниве наслаждаюсь ездой по ГОВНАМ, но на Мерсе всегда сидел!).
При езде по Москве преимущества Нивы зимой неоспоримы (по сравнению с недоприводом), а летом что Нива, что Мерс - одна фигня -пробки. Кстати, Ниву брал новую.

С уважением, Алексей

+++ Постоянный полный с принудительной блокировкой межосевого дифа.

> И еще стандартный вопрос. Есть ли те,кто пересел на ниву с иномарки и остался довлен?

+++ Я не пересаживался, но юзаю две машины. Приемущественно ниву. Чуть меньше Пежо 406 2004 года. Нива доставляет удовольствие, но естественно качество и комфорт сравниваться с ненашемарками не могут. Если собрался поменять древнюю инопомойку на новую ниву, то вероятно особо не разочаруешься. Хотя пересадка с иножипа на ниву выглядит стремно :-)

А то хочется внедорожник, а на забугорный бабла не хватат. Стоит ли на наш пересаживаться?

+++ Ну ты сам решай. Вопрос действительно тупой.

> Подскажите плз, не дайте умереть от неопределенности :)!!

+++ А ты еще от нее разьве не умер? Не стоит свои проблемы переваливать на других, определяйся сам!

+++Без снятия кардана не отключается

> И еще стандартный вопрос. Есть ли те,кто пересел на ниву с иномарки и остался довлен?

+++Пересел наоборот. И тоже доволен, как ни странно.

А то хочется внедорожник, а на забугорный бабла не хватат.

+++А сколько его (бабала)? Или комплексы насчет б/у есть?

Стоит ли на наш пересаживаться?

+++Смотря с чего и для чего =)

> Подскажите плз, не дайте умереть от неопределенности :)!!

+++От этого не умирают. Умирают от того, что определились, а это определение в процессе эксплуатации оказывается ошибкой :)))<BR>

+++У нивы всегда 4 колеса ведущие. Без хирургического вмешательства (некоторые люди снимают карданы) ни задний, ни передний мост отключить нельзя.


&gt; И еще стандартный вопрос. Есть ли те,кто пересел на ниву с иномарки и остался довлен? А то хочется внедорожник, а на забугорный бабла не хватат. Стоит ли на наш пересаживаться?

+++Пересел с пассата Б3 на Ниву. Это совсем разные машины и поэтому глупо сравнивать. Потом ниву продал и купил себе снова Ниву. Это уже диагноз. :)))
С нив Как правило пересаживаются или на уазы или на чирки.

&gt; Подскажите плз, не дайте умереть от неопределенности :)!!

+++Нивовод - это состояние души. Но мой совет, перед покупкой нивы найди знакомого и прокатись. Чтобы почувствовать твое это или нет.
Кароче велкам в клуб нивоводов.

Другое дело что - СУБЖ - но это у же не из вопроса об отключении как об отключении

Квас вместо колы, "нива" вместо "мерседеса": Made in Russia бродит по Европе

В 2014 году всему миру стало ясно: отношения между Россией и Западом дали серьёзную трещину. Но, как говорят в среде рекламщиков, чёрный пиар тоже пиар. Как стало известно Лайфу, "санкционная перестрелка" между Москвой и Брюсселем не только не охладила, но и, наоборот, только увеличила интерес европейцев к товарам из России. Пиво, шоколад, семечки, халва и даже автомобили из "империи зла" стали в последние годы настоящим трендом в самых развитых странах Евросоюза.

Корзинка двоих парней, пришедших вечером в магазин, выглядит так: пакет с вяленой рыбой, две пачки сухариков и четыре банки известной в России "девятки". Позади них в очереди стоит мужчина, скромно держащий в руке баночку "полегче" — "семёрочку".

Продуктовый набор вполне стандартный для летнего вечера и едва ли вызовет вопрос или недоумение. Но только вот покупка происходит практически в центре одного из крупнейших городов Бельгии, Льеже, в русском магазине. Да-да, именно в стране, знаменитой на весь мир своим пивом.

— Местное пиво дороже и немного надоело, — объясняют ребята свою довольно неожиданную для нас покупку. — К тому же, мои друзья говорят, что были в хлам уже с двух бутылок, — подмигивает один из них.

Самое популярное русское пиво в ЕС, или Кого называют убийцей кока-колы

Помимо "Балтики" среди продающегося в европейских магазинах пива нам также удалось обнаружить "Хамовники", "Жигулёвское", "Старый мельник" и "Бархатное". Европейцы, по тем или иным причинам не употребляющие алкоголь, регулярно закупаются "нулёвочкой" с российской родословной.

Корреспонденту Лайфа удалось обнаружить даже то наше пиво, которого не найти на территории России. Например, специальный экспортный сорт Brew Collection Russian Imperial Stout, давно полюбившийся местным ценителям.

На данный момент различные сорта "Балтики" составляют 67% всех экспортных продаж российского пива за рубеж, что гораздо выше показателей прошлых лет, сказали Лайфу в компании. Помимо "пенного" в Европе набирает популярность русский квас различных марок, который некоторые "особо впечатлительные" собеседники корреспондента Лайфа из числа рядовых покупателей называют ни много ни мало убийцей кока-колы.

— На европейский пивной рынок активно выводится масс-маркет, причём большинство российских пивоварен, кроме разве что "Очаково" и кого-то ещё, принадлежат западным компаниям. Причина роста популярности российского пива — в грамотной рекламной компании. К тому же, производство сейчас находится на весьма неплохом уровне, несмотря на стереотипы о "плохом русском пиве", — прокомментировал Лайфу владелец столичной сети пивоварен Георгий Киселев.

Санкции не помеха

По словам экспертов, макроэкономическая ситуация сейчас не имеет сильного влияния на продажи российских продуктов в ЕС: санкции не оказали прямого влияния на пивоваренную отрасль.

— Успех в большей степени определяется правильностью выбора необходимых шагов, партнёров, продуктового микса и прочими контролируемыми параметрами, нежели макроэкономической ситуацией, — поделилась с Лайфом директор "Балтики" по экспортным продажам Елена Вольгушева.

Не обходят бельгийцы вниманием и остальные товары. Напротив русского "Микс маркта" в Брюсселе расположен полицейский участок, и, по словам очевидцев, стражи порядка то и дело ныряют в магазин. Правда, русских продуктов представители закона берут по мелочи, в основном покупают всё ту же "убиваемую" квасом кока-колу и сигареты.

Очень много бельгийской молодёжи можно заметить в русском магазине университетского городка Левен — покупающими пиво и ванильные бублики. Жительница Брюсселя Мари Нэлис рассказала Лайфу о продуктах, которые обычно берёт в русских магазинах.

По словам девушки, помимо пива популярными у бельгийцев продуктами оказались творог, гречка, сметана, семечки, сухарики и рыба к пиву, квас, пельмени, солёная (квашеная) капуста, называемая смешным словом choucroute, солёные огурцы, чак-чак, "русский", то есть привезённый из России, чай и мармелад.

— Впервые российское пиво я пробовала в России. Там бутылки пива больших размеров и стоят намного меньше. Разнообразием вкусов российское пиво очевидно не уступает нашим сортам, — поясняет она.

Любители русской еды и языка

Мари несколько лет успешно изучает русский. Просто так, для себя:

— Несколько лет назад я работала няней у своих соседей, бельгийско-русской пары. Мама часто говорила с малышом по-русски, мне показалось, что это звучит супермило. Начать изучать язык оказалось довольно просто: для желающих изучать русский в Брюсселе вот уже много лет действует специальная языковая школа.

Начал учить русский язык и родившийся в Гамбурге Майк Кирстен:

— Сначала это было скорее необходимостью. Я планировал туристическую поездку в Россию и хотел хотя бы читать дорожные указатели, однако после моего первого путешествия я так влюбился в эту страну и её язык, что решил продолжить его изучать.

Майк — вегетарианец, что не помешало ему стать большим ценителем русских продуктов. Гречка, квашеная капуста, вареники… Из русских напитков молодой человек предсказуемо выбирает водку, особенно выделяя "Зелёную марку".

Многие владельцы магазинов утверждают, что настоящую русскую водку немцы берут даже чаще, чем сами русские. Огромной любовью пользуются также сушки, "русское мороженое", конфеты "Рот-Фронт" и "Советское шампанское".

За русскими продуктами в Германию

Кстати, несмотря на достаточно большое количество в каждой из стран Европы русских магазинов, любители нашей национальной кухни зачастую предпочитают "закупаться" на территории Германии.

Чаще всего в немецких магазинах можно встретить бельгийцев, голландцев и французов: дорога из страны в страну занимает в среднем около часа, а продукты по стоимости выходят значительно дешевле.

Продавец русского супермаркета "Люкс" в Постдаме рассказала Лайфу, что помимо доступных цен многие немецкие русские магазины привлекают покупателей-европейцев, еженедельно устраивая дегустации, регулярно собирающие любопытных из других городов.

Одна женщина так влюбилась в бородинский хлеб, что регулярно приезжает за ним из Бельгии, затрачивая на дорогу более двух часов.

Другая покупательница призналась, что они с мужем огромные любители русской халвы: "Такую халву нигде больше не выпускают. Турецкая приторная, а болгарская — тоже очень сладкая".

Истории других постоянных покупателей гораздо более объяснимы: европейцам, у которых русские жёны, попросту не остаётся выбора — надо полюбить русскую кухню хотя бы раз в месяц. Что касается россиян, переехавших в Европу, то они покупают в таких магазинах не только продукты.

— Знаю даму из России, которая упорно покупает в русском магазине валерьянку в таблетках, чисто русский продукт, — поделилась с Лайфом посетительница форума "Русские в Бельгии".

Выходцы из стран бывшего Союза объясняют популярность российских продуктов ностальгией и вкусом из детства.

Евгений, родился в России, переехал в Германию на постоянное место жительства около двух лет назад:

— В русский магазин захожу еженедельно — приходится делать незначительный круг в пути от работы до дома. Чаще всего покупаю гречку, пельмени, сметану и шпроты. В какой стране товары произведены — никогда не задумывался, главное — вкусно. Сейчас вот посмотрел: большинство покупаемых продуктов — польские.

Александр, родился в Белоруссии, около 10 лет живёт и работает в Бельгии:

— Русский магазин в нашем городе — это по сути такой же магазин, как везде, только со сгущёнкой и шпротами. Сегодня вот взял российского пива и пойдём с другом-хохлом ностальгировать на набережную с рыбкой и сухариками.

Лариса, живёт в Бельгии:

— Хожу в Брюсселе в "Микс маркт" — от меня дальше всего, но я туда еду за конфетами. Как назло: производитель "Рошен" — мои любимые, мягкий мармелад. Поддерживать его в мои цели не входит, он негодяй редкий, потому беру мало, горсточку. Грибы — королевские вешенки и морковь корейская — на ура, семечки "От Мартина" — супер. Считаю русское мороженое самым вкусным. Дочка тоже его предпочитает. Квашеную капусту жёлтенькую хрустящую бельгийцам давала пробовать, очень понравилась. Огурчики наши супер. А то, что не в России производят, то для меня только плюс. Главное — вкус, знакомый с детства.

"Русские" продукты с украинской родословной

Сами "русские продукты" могут кроме России быть привезёнными с Украины, из Белоруссии, Армении, Польши и даже сделанными в самой Германии.

Особенно воображение поражают множество видов сделанных в Германии "Сибирских" пельменей, немецкий "Тульский пряник" или, например, любимые многими с детства глазированные сырки.

Полная аутентичность вкуса достигается за счёт того, что продукты производятся по идентичным российским технологиям на заводах, открытых выходцами из СССР, России и бывших советских республик.

Самым крупным из подобных предприятий является группа "Монолит" (Monolith), основанная в 1997 году Артуром Штайнхауэром, Вальдемаром Фолькером и Петером Шую и занимающая ведущие позиции на рынке традиционных продуктов питания из стран СНГ и Восточной Европы. На своём сайте дистрибьюторская компания утверждает, что имеет клиентскую группу, насчитывающую 12,4 миллиона человек только в Германии.

Мonolith импортирует продукты питания, а также имеет расположенные в шести населённых пунктах Германии предприятия, достигшие годового оборота более 280 млн евро за 2015 год. По предварительной оценке экспертов, компания ожидает ещё более высокие данные по обороту за 2016 год.

Кроме производства "Монолит" тесно сотрудничает с Landsmannschaft der Deutschen aus Russland — организацией, целью которой является представление интересов, оказание помощи и культурное объединение всех русских немцев в мире.

— Рост оборота русских продуктов в рамках одной продуктовой сети — это всего-навсего маленькая нишевая история и эффект низкой базы. Даже после введения санкций жители РФ продолжают покупать зарубежных продуктов примерно на 150 млн долларов в день, — полагает президент и председатель совета Гильдии маркетологов Игорь Березин

По его мнению, можно выделить три фактора, обеспечивающих рост популярности российских продуктов в Европе. Россия получила конкурентное преимущество в связи с девальвацией рубля. Стоимость товаров, экспортируемых за рубеж, снизилась, а значит, их стало возможным продавать дешевле, что не может быть не оценено экономными европейцами.

Второй — рост популярности России среди простых людей. Взаимные санкции подхлестнули любопытство европейцев. Многие стали приходить в русские магазины "из солидарности", для того чтобы единственным доступным им образом выразить поддержку России и несогласие с нынешней политической ситуацией в Европе.

Разницы, в какой именно стране продукция произведена, для местных покупателей нет совсем: жизнь европейцев осталась в стороне от политики, а событий 14-го года посетители этого магазина попросту не заметили. Европейцы с удовольствием покупают пельмени, икру, сгущёнку. Причём немцы особенно выделяют "русскую" колбасу, которая привлекает их своим колоритным, непохожим на традиционные европейские колбасно-сосисочные изделия вкусом.

Ценители русских авто

Говоря о ценителях всего русского из ЕС, нельзя не упомянуть снова набирающие популярность некогда любимые в Европе отечественные автомобили.

Когда-то машины марки "Лада" знали и любили во многих странах мира. В 70-х они колесили по дорогам Перу и Австралии, неспешно катились по узким улицам городов Чехии и Германии, забирались на горы в Австрии, их можно было встретить на пляже в Италии, в египетской пустыне и даже на серпантинах в Японии. Всё это закончилось в 90-х.

На данный момент чаще всего в Европе можно встретить "нивы" — говорят, что особенно их любят фермеры и лесники, автомобили которых должны быть недорогими, проходимыми и "на газу".

Именно на эту модель всегда сохранялся небольшой, но стабильный спрос с самого момента выхода на европейский рынок: ранее внедорожники составляли около 86% от всех проданных в Европе машин "Лады".

Кстати, уже знакомый вам Майк во время своего путешествия по России влюбился не только в русский язык — парень является счастливым обладателем "нивы":

— Знаю, что для многих россиян это звучит невероятно, — усмехается Майк. — Но мне нравится "Лада-нива", уже хотя бы потому, что это до сих пор самый "настоящий" автомобиль, безо всех этих лишних примочек. Красота автомобиля — в простоте.

В Германии существует множество форумов для любителей марки, фирменные магазины "Лады". Однако особым шиком среди европейских любителей автоэкзотики считается самостоятельно "пригнать" автомобиль из России.

Поживём — увидим

Всё чаще в Европе можно наблюдать, как бельгийцы распивают на набережных русскую "Балтику", немцы закусывают русскую водку русской же копчёной колбасой, а французы и голландцы стоят в очереди за хлебом и непохожим на привычное им мороженым.

Европейцы с удовольствием едят нашу халву, мороженое, квашеную капусту, колбасу, огурцы, гречу, паштет и, может быть, начинают чуть больше понимать, что происходит в загадочной русской душе.

На текущий момент " истинно русскими" в магазинах Европы можно назвать только пиво, конфеты, зефир, подсолнечное масло, водку и семечки. Но, может, кто-то из членов европейского правительства также проникнется русской едой, отменятся санкции и вновь наладится экспорт. Кто знает.

Обновленная Lada 4x4: что сказали нивоводы со стажем? (Лучшее за 2020)

Классической «Ниве» уже 43. И вот – очередная модернизация. Не будем спорить о причинах и последствиях, поговорим лучше о возможностях.

Вазовскую «Ниву» придумали, когда я еще не родился. И все это время наши колеи почти не пересекались, если не считать автоспорта. К примеру, именно на подготовленной «боевой» Lada 4x4 класса Д3 нам с Романом Шатковым удалось неплохо выступить в чемпионате Московской области по джип-триалу прошлой осенью.

Гражданские же версии тольяттинского вездехода долгое время оставались как-то за кадром водительской практики. А теперь, попробовав в повседневной жизни без преувеличения легенду отечественного автопрома, во мне проснулась любовь к этой винтажной машине. Да столь сильная, что с тех пор не могу отделаться от навязчивого желания купить «Ладу 4х4». Но хватит о личном, свое мнение оставлю на завершение материала. Пока же вспомним о том, как в очередной раз за 43 года изменилась старушка «Нива» - иногда будем по старой памяти называть ее девичьим именем, ведь «АвтоВАЗ» недавно выкупил у GM родную торговую марку.

Всего лишь третий с момента рождения внедорожника вариант салона, свежее оборудование комфорта и единственная (причем боковая!) подушка безопасности на проходимость и ходовые качества машины не повлияли: двигатель, трансмиссия (пятиступенчатая механика плюс постоянный полный привод с понижайкой), пружинные подвески остались без изменений. Вот почему мы не стали выдергивать на сравнительный тест музейные экспонаты, искать различия и рассуждать о том, когда и на чем лучше грязь месить. Расклад очевиден: классическая «Нива» стала удобнее, не растеряв привычных способностей. Равно как странно фантазировать на тему «а вот если бы кузов новый сюда, коробку автомат и дизель в придачу» - само собой, в таком случае получился бы по факту другой автомобиль за совсем иные деньги.

Лучше оценим рестайлинг с позиции здравого смысла – та ли это модернизация, что ждали фанаты «Нивы»? В чем завод не услышал клиентов или, наоборот, превзошел их ожидания? За ответами мы отправились на подмосковный трек «Формула 7», где собрали трех знающих человек из внедорожной тусовки. Общий стаж владения «Ладой 4х4» у этих ребят перевалил за полвека.

Станислав Хорошаев

  • 10 лет руководит техцентром по ремонту и тюнингу вазовских внедорожников;
  • Имеет в хозяйстве три «Нивы»;
  • Ездит в том числе на Chevrolet Niva 2012 года выпуска.

– Мой опыт показывает, что покупатели «Лады 4х4» редко останавливаются на собственно приобретении машины. Одни начинают готовить автомобиль к внедорожным приключениям с разной степенью усердия и погружения в тему, а другие поступают ровно наоборот, видя в тольяттинском ветеране эдакий маленький «Гелендваген». Причем люди второй категории – это молодежь, которой становится все больше в рядах владельцев «Нив». Их особо не интересует проходимость, они даже от полного привода готовы отказаться. Важнее форм-фактор, имидж, стиль – и все это при гуманном бюджете. При такой философии доработка машины идет в направлении замены колес, установки крутой музыки, полной переделки интерьера. Иными словами, в почете у новой целевой аудитории рецепты по наведению лоска. Будете смеяться, но на «Нивы» сейчас чаще всего заказывают тюнинг, который, грубо говоря, можно установить на двусторонний «скотч». Одних только радиаторных решеток мы продаем пять видов, и спрос не думает падать.

Так вот, на заводе, вопреки анекдотам, не дураки сидят – в Тольятти точно уловили тренды, и успех поначалу настороженно принятой консервативными джиперами версии Urban с пластиковыми бамперами это подтверждает. Нынешняя модернизация «Лады 4х4» - движение в верном направлении. Не став сильно дороже и не растеряв привычных умений, машина с новым интерьером оказалась сильно дружелюбнее к пользователю. Пусть в мелочах, но это имеет огромное значение – удобные человеческие сиденья (уже не заедают привычно на салазках), приятная передняя панель, хваткие поручни на формованном (вместо натяжного) потолке. Так или иначе, но раньше проблемы в этих областях решал владелец, теперь же заботы взял на себя «АвтоВАЗ» – и это радует. Даже электрику сделали по уму – отобрали у нас работу. А расстраивает, что Lada так и не решилась внедрить простейшие вещи, давно практикуемые пользователями внедорожника: замок багажника с возможностью электропривода так и не появился, хотя у него уже даже официальный каталожный номер есть; рулевая колонка опять не регулируется; рычаг коробки по-прежнему норовит задеть магнитолу при переключениях на нечетные ступени.

Что Lada сделала грамотно:

  • Классная передняя панель;
  • Новый уровень комфорта;
  • Оптимизация электропроводки: единый монтажный блок под капотом, герметичные разъемы, аккуратные гофры.

А вот о чем завод забыл:

  • Заменить замок багажника;
  • Поставить регулируемую рулевую колонку (подходит от Chevrolet Niva);
  • Перенести рычаг коробки ближе к водителю (кулиса давно придумана);
  • Легализовать фаркоп;
  • Усилить охлаждение (между основным радиатором и конденсатором кондиционера мало места, набивается грязь);
  • Перенести генератор повыше.

Павел Негода

  • Ездит на «Нивах» уже 17 лет;
  • Сейчас владеет тремя «Нивами» и одним Jeep Cherokee;
  • На съемку приехал на «Ниве» 1995 года выпуска.

– Конечно, я хотел бы однажды увидеть на Lada 4x4 тяговитый и экономичный дизель, да и много других приятных вещей из современного мира тоже. Но если смотреть на проблему объективно, серьезная инженерная перекройка машины, восходящей конструкцией к 70-м годам прошлого века, вряд ли оправдана с точки зрения инвестиций. Поэтому «АвтоВАЗу» стоит сказать спасибо хотя бы за то, что завод не только не убивает заслуженную модель, до сих пор незаменимую в российской глубинке, но вдобавок находит возможности делать автомобиль лучше малой кровью, без резкого роста стоимости.

Галерея: «Лада Нива» 1995 года

Лада Нива 1995 года

https://cdn.motor1.com/images/mgl/VmVLG/s6/lada-niva-1995.jpg

https://cdn.motor1.com/images/mgl/jvP7e/s6/lada-niva-1995.jpg

https://cdn.motor1.com/images/mgl/v1mjq/s6/lada-niva-1995.jpg

https://cdn.motor1.com/images/mgl/z23j7/s6/lada-niva-1995.jpg

https://cdn.motor1.com/images/mgl/Z3Z82/s6/lada-niva-1995.jpg

https://cdn.motor1.com/images/mgl/GMg0J/s6/lada-niva-1995.jpg

https://cdn.motor1.com/images/mgl/RWZyA/s6/lada-niva-1995.jpg

Вот только при таком подходе компромиссы неизбежны. Полно их и в модернизированной «Ладе 4х4». Да, больше не надо подбирать иномарочные кресла – штатные хороши, сидишь на них ниже. Задний диван с подголовниками пусть не избавился от тесноты, однако уюта там прибавилось. Салон вообще стал однозначно удобнее за счет ряда полезных мелочей вроде яркой подсветки или пары розеток – раньше приходилось монтировать разъемы самостоятельно. Но почему при наличии гидроусилителя на борту в Тольятти упорно продолжают ставить на 4x4 огромный руль? Ему бы диаметр поменьше, сечение потолще. Кое-где виден «советский» пластик характерной фактуры – практика показала, что материал этот хрупкий, легко трескается и ломается, к примеру, на упоре для левой ноги. Не решена проблема с малым запасом топлива на борту, хотя варианты тоже есть. Например, выпускной тракт можно укоротить, выведя трубу глушителя перед задним колесом, а на освободившееся место прекрасно умещается бак от УАЗ-3303 на 60 литров (в стоке – 42 л, прим. ред.) либо газовый баллон. Умельцы вдобавок прикрывают их снизу фаркопом, которого обновленная Lada 4x4, кстати, тоже лишена.

Что Lada сделала грамотно:

  • Дизайн и эргономика передней панели;
  • Новые кресла и задний диван.

А вот о чем завод забыл:

  • Перевести управление полным приводом на единый рычаг или электронную шайбу;
  • Добавить в оснащение светодиодную или ксеноновую оптику: круглые штатные галогенки трескаются даже от брызг при проезде луж, особенно зимой, а попытка помыть фары или протереть снегом гарантированно ведет к их повреждению.

Алексей Меньшенин

  • Подружился с «Нивой» в 1997 году;
  • С тех пор владел шестью вазовскими внедорожниками;
  • Не раз совершал на «Нивах» экспедиции по Африке;
  • Сейчас ездит на Land Rover Defender.

– В дальних экспедициях «Нива» всегда радовала живучестью – не в том плане, что совсем не ломалась, а, скорее, наличием на борту изрядного количества «лишних» деталей, без которых можно было продолжать движение. Снял, к примеру, при поломке трансмиссии передний или задний карданный вал, заблокировал межосевой дифференциал – и ползешь дальше до места ремонта. Кроме того, для путешествий в Африку мы выбирали «Ниву» за удачный баланс между проходимостью и относительным комфортом: машина и по дикой пустыне проезжала, и на длинных перегонах по асфальту не сильно выматывала. Спасибо заводу, что философия универсального внедорожника по-прежнему составляет основу портрета модели.

Галерея: «Лада Нива» - экспедиция в Африку

«Лада Нива» - экспедиция в Африку

https://cdn.motor1.com/images/mgl/X8ZJk/s6/lada-niva-africa-expedition.jpg

https://cdn.motor1.com/images/mgl/BMmvA/s6/lada-niva-africa-expedition.jpg

https://cdn.motor1.com/images/mgl/1ML9K/s6/lada-niva-africa-expedition.jpg

https://cdn.motor1.com/images/mgl/xW8BG/s6/lada-niva-africa-expedition.jpg

https://cdn.motor1.com/images/mgl/lZBOg/s6/lada-niva-africa-expedition.jpg

https://cdn.motor1.com/images/mgl/pP1XV/s6/lada-niva-africa-expedition.jpg

https://cdn.motor1.com/images/mgl/P1ZkG/s6/lada-niva-africa-expedition.jpg

При этом не стоит рассматривать «Ниву» исключительно утилитарным кондовым вездеходом – в свое время мы и «музыку» сами ставили, и розетки 12-вольтовые выводили в салон, и практичные накладки центрального тоннеля подбирали. Зимой в отсутствие штатного подогрева сидений спасались от холода накидками-грелками типа «Емеля», боялись трогать «печку», чтобы краник ненароком не потек. А сколько женских чулков было разорвано о выступающие кронштейны заднего дивана?! Теперь железки прикрыты аккуратными пластиковыми накладками, появились фиксаторы замков (а то вечно под подушку проваливались), да и вообще в Тольятти немало сделали для исправления таких вот недочетов чисто практического плана. Обновленная Lada 4x4 стала куда современнее и приспособленнее для обычной жизни, но не сильно нежнее для экстремальных мест. И это здорово, что на рынке еще остались недорогие машины, способные решать серьезные задачи как на дорогах, так и вне асфальта.

Что Lada сделала грамотно:

  • Правильно выбран сам вектор изменений машины;
  • Новая система обогрева и вентиляции.

А вот о чем завод забыл:

  • Нет сдвижных форточек на задних окнах;
  • Нет пепельницы;
  • Мы сталкивались с хрупкостью переднего редуктора – эту проблему, похоже, так и не решили.

Юрий Урюков

  • Заместитель главного редактора Motor1 Россия;
  • Ни разу не владел «Нивой», но с обновленной «Ладой 4х4», похоже, готов рискнуть.

– Не стану сочинять насчет неприхотливости «Лады 4х4», здесь мое мнение как бы вне зачета на фоне знаний опытных нивоводов. Скажу одно – на шестой день теста у нас на машине с пробегом порядка 3000 км отказали «дворники», но вернуть щетки к жизни удалось прямо в поле, проведя беглую ревизию электроразъемов под капотом. Классическая «Нива» вообще не подарок для водителя-неженки с кривыми руками. У тольяттинской «капсулы времени» из 1977 года примерно миллион недостатков, которые заложены в конструктив машины и потому едва ли излечимы без радикальной операции. Как бы не вылизывали внедорожник при косметических да технических модернизациях, жигулевская посадка враскоряку по-прежнему убеждает – за этим рулем место танкисту, низкорослому и крепкому телом. Древний 1,7-литровый восьмиклапанный 83-сильный мотор (129 Нм) хотя и обрел давно впрыск топлива, но жрет в городе под 12 литров 95-го бензина, при этом до 100 км/ч раскочегаривает машину за неприличные 17 с, а после - задыхается и выдает совсем жалкие потуги на ускорения. Да и не хочется на «Ладе 4х4» мчать, потому как гул и вибрации настолько изводят пассажиров, что следующее путешествие они скорее предпочтут совершить в плацкарте с дембелями.

Иными словами, рассматривать классическую «Ниву» альтернативой «просто кроссоверу» разумно исключительно по сильной денежной нужде (увы, в российской глубинке так и происходит), иначе покупка заслуженного вездехода обернется мазохизмом. Лично меня Lada 4x4 порадовала в ином аспекте – это же, черт возьми, настоящий янгтаймер, музейная вещь, в которой нон-стопом хочется слушать радио «Ретро»! Со знакомым с детства характерным запахом «нового советского автомобиля», забавным частоколом трансмиссионных рычагов, частью унаследованной еще от первых «Жигулей» фурнитурой и почти без тени электронной страховки. Только ты и автомобиль, без промежуточного звена. Как умеешь, так и едешь. И это почти забытое ощущение единения с техникой Lada предлагает в упаковке нового автомобиля: с гарантией и заводской сервисной поддержкой. Берешь, ностальгируешь и не паришься над реставрацией. Подобное сейчас способен подарить разве что «УАЗ Хантер», вот только прайс на ульяновского ветерана подпирает 800 тысяч рублей – и это лишь точка отсчета на пути к миллиону. А трехдверная Lada 4x4 даже в максимально насыщенном исполнении стоит 630 тысяч, за 800 же можно взять особую версию «Бронто» на внедорожных колесах, с усиленной ходовой, самоблоками, да еще и в стильном камуфляже.

А ключевой, на мой взгляд, фактор, что милую винтажную «Ниву» (в отличие от того же «Хантера») при очередной модернизации научили жить в современной повседневности, не сильно насилуя владельца спартанским аскетизмом. Стеклами и зеркалами заведуют электроприводы, «гидроруль» тоже есть, усилие на педалях гуманные, управляемость внятная, на жаркое лето предусмотрен кондиционер, а зимой выручает весьма эффективный новый отопитель - «печка» в прямом смысле слова. При этом четко выстроенными рядами крупных кнопок и хватких «крутилок» свежей передней панели всем бортовым хозяйством очень сподручно управлять. «Ладу 4х4» не жалко бросать во дворе, обслуживание стоит копейки, тюнинга полезного хватает для любых целей. Юркий компактный внедорожник оказался не чужим в городе, про оффроуд и говорить не буду. Короткобазная «Нива» непринужденно дубасит по кочкам, не боится рельефа, а по снегу едет даже весело – с огоньком.

Не берусь обещать, что с радостью стал бы смаковать олдскульный хардкор «Нивы» каждый день. Но, с другой стороны, при варварской политике столичных властей, направленной на смену статуса личного автомобиля (из средства передвижения в проблемное хобби), Lada 4x4 видится неплохим бюджетным выбором для покатушек в удовольствие. Пойду-ка все же потрясу копилку, пока под родным именем «Нива» не начали выпускать очередную вариацию на тему «Дастера»…

Читайте также: