Приус 20 ремонт ввб

Обновлено: 04.07.2024

Ремонт одной ВВБ от приус 20 (восстановление после криворуких "мастеров")

Дело в том, что за месяц до этого, у хозяина этой машины случилась проблема. Машина не заводилась. К сожалению номер ошибки не помню, но причиной всему стал заклинивший кондиционер. После отсоединения клеммы жгута кондиционера от клеммы инвертора машина завелась и прекрасно работала. Но прежде чем лезть в кондиционер думали что виноват инвертор и по этому пришлось снять крышку чтобы взглянуть на него. Для этого необходимо было отсоединить главный предохранитель на ВВБ и вот тут начались приключения. Потянув его вверх, половина предохранителя осталась у меня в руках… Т.е. он буквально развалился пополам…
Ну ладно подумали мы, извлекли остатки, добыли занедорого новый и заменили. В инверторе тоже все было хорошо, по этому и полезли в кондей, который в итоге и был причиной поломки.
Итак, через месяц после поломки кондея машина приехала с ошибкой по 9 паре.
Ничто не предвещало беды, разборка багажника прошла как обычно быстро и аккуратно.
Когда же я снял верхнюю крышку ВВБ я немного насторожился.

Батарея имела следы вмешательства.

Причем руки у тех кто делал явно росли с того места, откуда у других растут ноги.

Но то, что я увидел дальше меня совсем опечалило. О том, что гайку крепления боковых крышек умудрились завернуть на шпильку, в месте где на боковой крышке специально сделан прилив, чтобы гайку не наворачивали я почти промолчал…
Вангую предыдущее развитие событий: Некий рукастый мастер полез чинить ВВБ и не зная как разбирать молотком снял боковые крышки, начал собирать, не попал усами крышки в угольники трубчатого каркаса и скрутил как смог. При этом через какое то время угольники сделали дыры в батарее и из батареи вытек электролит, нагадил на железное основание, после чего вылетела ошибка.
Не беда, он снова полез чинить, теперь уже загнул угольники чтобы не мешали и снова собрал.
А потом наверное сказал владельцу (если не он сам владелец) быстро сливать машину.
Что в итоге, угольник сделал как минимум трещину на крайней батарее (есть слабый подтек электролита).

Сперва помимо батареи в 9 я думал менять и батарею с трещиной, но эти гении ремонта, срезали усы на боковой крышке и теперь нет гарантии, что угольник не слетит с ячейки и снова не сделает дырку. По этому решили замазать трещину герметиком, поставить и пока кататься так. Если снова сломается, то уже тогда искать и боковую крышку. Кстати напряжение на этой батарее очень хорошее, так что еще походит.
Медные пластины были в ужасном состоянии, я их снял и очистил самым хитрым способом — пакет лимонной кислоты в кружку, туда пластины и сверху кипяточка.
В итоге получаем чистенькие пластинки, которые кстати до меня не то что чистили наждачкой, но и еще погнули…

Итак, для тех кто полезет разбирать ВВБ расскажу как это делать правильно.
Начнем с момента, когда вы ее достали с машины и откинули трубки и крышки.
Головкой на 8 открутить все гайки крепления боковых жгутов на батареях. Головкой на 10 открутить три гайки крепления мозгов ВВБ, отсоединить клеммы и снять мозги со жгутами. Жгуты будут фиксироваться на боковой крышке двумя поролонными прокладками, рекомендую отрывать прокладки снизу.
Далее, головкой на 12 ослабляем 8 болтов крепления боковых крышек и переворачиваем батарею на 180 градусов. Головкой на 8 откручиваем все винты крепления батарей к металлическому основанию, снимаем основание. Отсоединяем датчики температуры и делаем так, чтобы жгут с датчиками свободно болтался, но не переломайте его…
После этого ставим батарею на бок, выкручиваем болты и снимаем боковую крышку.
Все, можно снимать батареи и менять вышедшие из строя.
Далее сборка. Буду показывать как я исправлял косяки предыдущего "мастера".
Выкрутил нижние трубы каркаса и выровнял угольники. Устанавливаем на место так как на фото.

ВВБ Toyota Prius 20. Ремонт в домашних условиях

На этот раз речь пойдет о поиске уставших ячеек, разрядке, зарядке и балансировке ячеек. В данной теме не претендую на абсолютную истину и в чем-то могу быть не прав. Но тем не менее эти действия помогли мне самостоятельно оживить Приус: ошибки не лезут, батарея заряжается и разряжается намного дольше и шкала батареи на мониторе пока не имеет ранее установившейся тенденции долго держаться заряженной, а потом за 400 метров проседать до 2 полосок.

Как разобрать саму батарею и снять/заменить ячейки можно прочесть здесь.
Как добраться до контактов ячеек ВВБ не вынимая батарею из машины можно прочесть здесь
О ранней диагностике ВВБ есть информация здесь
О том как у меня повылезали ошибки P0A80 и P3017 и почему собственно началась эта серия постов можно прочесть здесь

Начну пожалуй с теории.
В высоковольтной батарее Toyota Prius NHW20 используются NiMH (никель-металл-гидридные) аккумуляторы (ячейки) ёмкостью 6500 mAh и номинальным напряжение 7.2v. Каждая ячейка состоит из шести "банок" напряжением 1.2v объединенных в один общий корпус с двумя токовыводами по краям. В высоковольтной батарее таких ячеек 28 штук, разбитых на 14 контролируемых компьютером пар.

Реальная (используемая) ёмкость батареи значительно ниже, т.к. компьютер батареи следит за тем, что бы ячейки не заряжались больше чем на 65% и не разряжались ниже 40%, тем самым значительно продлевая жизнь батареи в целом. Т.к. NiMH аккумуляторы не подвержены эффекту "памяти" (в отличие от NiCd) то их полная зарядка/разрадяка не требуется и более того не желательна. К тому же, если верить теории в Интернете, NiMH аккумуляторы способны быстро заряжаться до 70% током гораздо большим, чем нужно для зарядки на 100% . Наши ячейки, т.е. ячейки приуса по логам способны кратковременно переваривать токи заряда и разряда порядка 100 ампер.

Умные зарядные устройства типа I-max B6 mini (которым я пользовался) при зарядке NiMH аккумуляторов ориентируются на показатель dV=0, когда в процессе заряда напряжение на аккумуляторе перестает расти и остается на одном уровне. К сожалению на тестовой ячейке я не смог дождаться автоматического прекращения заряда, т.к. ячейка начала "распухать" и напряжение на ячейке дошло до 8,5v.

С теорией покончено. Теперь практика.
У нас есть батарея, которую мы сняли и разобрали. Перед нами стоит несколько задач: найти мертвую/слабую ячейку, разрядить и зарядить батарею.

Поиск слабой ячейки нужно проводить под нагрузкой. Для этого вначале измеряем напряжение "холостого хода" на каждой ячейке, а затем к каждой отдельной ячейке подключаем нагрузку (у меня такой нагрузкой служила лампа H4) и вольтметр и записываем показания спустя равный (для каждой ячейки) промежуток времени. У всех живых, ну или одинаково уставших, ячеек падение напряжения за отведенное время (у меня было 15 сек) будет приблизительно одинаковым. На дохлой/сильно уставшей ячейке напряжение под нагрузкой будет падать очень быстро и разница между напряжением холостого хода и напряжением в конце теста с нагрузкой будет значительно больше, чем у всех остальных ячеек.

Уставшую ячейку так же можно быстро вычислить по внутреннему сопротивлению. Если у Вас есть зарядное устройство, которое умеет измерять внутреннее сопротивление аккумулятора, то просто производим измерения последнего для каждой ячейки. Ячейка на которой получаемые значения внутреннего сопротивления будут сильно отличаться и есть та сама, искомая. В моём случае Imax для всех ячеек выдавал значения от 12 до 17mΩ. На дохой ячейке показания были 28 mΩ, что сразу бросается в глаза.

Абсолютным значениям внутреннего сопротивления аккумулятора, полученным черех I-max, доверять не стоит, т.к. на эту тему на профильных форумах ведутся споры, но как относительный показатель такие значения вполне корректны.

Теперь вам нужно поменять ячейки в батарее. Как это сделать — читайте в предыдущем посте.

Как показала моя практика — разбивать уже устоявшиеся пары смысла нету, если ячейки в этой паре одинаково ведут себя под нагрузкой. Т.к. я заранее купил 2 ячейки то они обе в паре стали вместо 7 пары (13 и 14 ячейки). Т.к. 13 была дохлая, то она пошла на выброс, 14 при проверке была более чем живой и она заменила собой 11 ячеку, которая тоже сильнее остальных просаживалась под нагрузкой.

Далее я получил 14 пар ячеек. Купленная пара пошла в центр, крайние ячейки (1 и 14 пары, 2 и 13 и т.д) были установлены в центр батареи, а те что были в центре — переставлены на края батареи. Перетасовка из края в центр делалась для выравнивания показателей батареи в целом (крайние ячейки всегда самые холодные и самые заряженные в процессе эксплуатации автомобиля, 10 лет отдыхали на краях, теперь пришло время трудится в центре).

Перед тем как проводить зарядку батареи и её балансировку батарею нужно разрядить. Разряжать некоторые рекомендуют до 5v, но на профильных форумах по NiMH аккумуляторам я нашел несколько рекомендаций НЕ РАЗРЯЖАТЬ аккумулятор ниже чем до 0,9v на каждую банку, в случае с ячейками приуса (которые состоят из 6 банок) минимальное напряжение составляет 5.4v. К слову при разрядке на напряжении 5,7v начинается резкое падение напряжения на ячейке, что свидетельствует о её полном разряде.

Разрядить батарею можно любой нагрузкой (лампочкой например на 220v), но т.к. батарею все равно придется заряжать, а заряжать напряжением в 250v у простого обывателя нечем, идем в строительный магазин (я затаривался в Эпицентре) и покупаем провод сечением 2 квадрата или более (брал 2 куска * 5 метров, но хватило бы и 2 куска * 3 метра). Так же понадобятся клеммы под болт (любые, лишь бы в них можно было запрессовать наш провод и они оделись на клеммы батареи). Собираем из провода и клемм вот такую конструкцию:

Наша задача соединить все положительные полюса с положительными, а отрицательные с отрицательными. Т.к. на каждой стороне батареи у нас идут чередующиеся клеммы "+" и "-", то придется плести вот такую конструкцию

На выходе мы имеем всего 2 провода с напряжением около 7v и хрет знает сколько ампер. При замыкании провод на 2,5 квадрата нагревается моментально, так что замыканий лучше избегать. На эти концы провода подключаем нагрузку и вольтметр и начинаем разрядку. В качестве нагрузки я сначала брал одну лампу h4

Через 12 часов я понял что этого крайне мало и подключил еще 3 лампы + I-max. Общий разрядный ток получится 4*3А + 0,7А=12,7А

В такой связке I-max будет очень удобен, т.к. подаст звуковой сигнал когда напряжение батареи дойдет о указанного в настройках. С 4 лампами и Аймаксом батарея села где-то за 4-5 часов. По достижении 6v на батарее была оставлена только одна лампа и Аймакс и разряд продолжился до 5,7v. Время разрядки будет прямо зависеть от того, насколько батарея была заряжена при снятии с машины.

После разряда нужно дать батарее немного отстоятся (несколько часов) и можно заряжать.

К сожалению план зарядить все ячейки по отдельности у меня провалился, т.к. зарядник просто не прекращал зарядку (может нужно было ждать намного дольше, но быстро стремно). Посему ячейки заряжались все вместе током в 5А (0,178А на каждую ячейку) около 12 часов пока напряжение не достигло 8,21V.

После того как батарея в целом заряжена с неё нужно снять провод, которым ранее соединяли одноименные полюса и дать батарее отстоятся (чем дольше тем лучше, но минимум часа 3). Теперь можно проводить балансировку.

Теперь интересные заметки
Я пытался не разряжать аймаксом ячейки, а просто оставить их все соединенными паралельно на 12 часов в надежде что более заряженные зарядят менее заряженные, но результат после установки такой батареи на автомобиль был не очень: разброс по напряжению на заряженной батарее около 0,8v, а при зарядке/разрядке увеличивался до 1,6v

После разрядки малым током через аймакс разброс выровнялся до 0,1v.

Не знаю как было ранее, но сейчас минимальных разброс по напряжению (0,1v) у меня на батарее "без двух полосок". При разрядке / зарядке батареи от обозначенного уровня разброс начинает расти но 0,4-0,5v.

При зарядке ячейки раздуваются и это происходит даже на автомобиле. Но т.к. все ячейки туго стянуты, то пока не раскрутишь ничего как бы не видно. Если распухшую ячейку оставить в покое часов на 12 — она принимает первоначальный вид.

Итог:
В целом приус едет хорошо, батарея разряжается более равномерно и заряжается намного дольше (ну если сравнивать с зимой).

Что было куплено для ремонта батареи:
2 ячейки от Prius 30 по 40$ — 80$
I-Max B6 Mini (оригинал) + блок питания — 48$
Провода и клеммы — 11$
Времени на чтение инструкций, форумов и прочих тематических ресурсов + на всё что описано выше + не описанные ошибки — 5 дней. Если бы знал заранее что и как делать — управился бы за 2 дня.

Toyota Prius 2004, двигатель гибридный 1.5 л., 78 л. с., передний привод, вариатор — своими руками

Машины в продаже


Toyota Prius, 2010


Toyota Prius, 2007


Toyota Prius, 2008


Toyota Prius, 2008

Комментарии 159

У вас после установки переделанной ВВБ на авто были какие-то странности типа изменившегося алгоритма работы батареи и повышенного расхода топлива? Как долго это происходило?

Первые километров 100 были ошибки с отображением уровня заряда на мониторе. Но на расход это не влияло.

А если аймакс использовать для поиска слабых ячеек, отбалансировать ячейки по напряжению и потом подключать аймакс в режиме разряда поочередно к каждой ячейке и записывать за какое время он разрядил их, чем дольше разряжает тем живее ячейка

Элемент ввб нельзя разряжать ниже 6.8 вольт. 5.7 вы убили элементы.

Прошло 4 года, а я до сих пор езжу на убитых элементах… повезло наверное… (сарказм)

У вас другая батарея в принципе, насколько отличается химия и процесс работы ячеек я не вкурсе, не интересовался первым поколением приуса совсем. Ответить не вопросы не смогу т.к. прошло 4 года и всё что не описано в посте давно выветрилось из головы, только общие знания остались.

Здравствуйте меня зовут Адам гоняю двадцатку 2007 японец уже 450 тысяч км батарея родная вскрытие было только на чистку раз в 2 года. У соседа такой же в 250 тысяч выскочила ошибка взял вскрыл по менял 2 пары у профессионалов пол года по катался опять ошибка теперь уже раза 2/3 в день опять вскрытия оказалось уже 7 пар просто умерли да и с теми что ранее менял. Очень печално оказывается нет смысла лазить и менять не на долго хватает. По скольку вирус везде карантины денег нет на новую да и ремонт опять сами понимаете 7 пар. У меня тоже самое были ошибки постоянно зелёное на спуске плохо держала заряд быстрый разряд но по опыту соседа решил не лазить ничего не менять дабю полностью и поставлю новою. Но сосед упертый сильно любит свою ласточку не мог он так просто оставить начитался о ni-mh аш до молекулярного уровня и всех возможных и невозможных ефектов и спецефктов о балансировок калибровок чуть с ума не сошел.:))) И не поверите он сделал это он реанимировал свою убитую в хлам высоковольтную батарею за 3 сянса не снимая не скрывая без никакого усилия и вложений батарея у него да и у меня работает отлично без ошибок расход 6 литров по городу показывает в данный момент декабрь. Как у него получилось всё очень просто хотя я очень переживал за него и то что он делал но результат как и у нас да и у вас если будете делать будет с улыбкой на лицо потому что люди же разумные существа но такого безконтактного ремонта и восстановления батареи процедуры вы нигде не найдете информацию. Значит как делать надо: вечером или днём ну как вам удобнее сначала снимаем все ошибки как обычно с маленького аккумулятора и при заведеном в паркинг без печки без никакой нагрузки даже монитор основной выключаем подсветку если у вас маленький аккумулятор с багажника не новый снимаем клему с минуса оставляем её так работать где-то на 6 часов не больше не забудьте бензин в баке должен быть. После 6 часов глушим и оставляем её минимум на 6 часов. На следующий день вы увидите что первый этап сработал машина едет лучше батарея работает лучше. Ещё 2 этапа также минимум по 6 часов тем больше тем лучше результат. Ну вот и всё катаетесь и радуйтесь жизни друзья ;)

Технологии ремонта и обслуживания гибридных автомобилей. Школа Сергея Гордеева. Урок 17

Технологии ремонта и обслуживания гибридных автомобилей. Школа Сергея Гордеева. Урок 17

Освежим в памяти конец прошлого (16-го) урока: «Высоковольтная батарея готова к снятию. Вытаскивать ее удобнее всего, как и на Prius 10 – через заднюю левую дверь. При этом сначала поднимаем левую часть ВВБ и тянем ее к левой части автомобиля. Затем помощник берется за второй край, и батарея вынимается из машины».

Приступаем к разборке ВВБ. Для того чтобы получить доступ к элементам, нам необходимо снять верхнюю металлическую крышку. Откручиваем все болтики по кругу и один болт под TORX T30. Отщелкиваем крепление газоотводной трубки и снимаем верхнюю крышку.

Контактные пластины, которыми элементы ВВБ последовательно соединяются в батарею, закрыты черными пластиковыми крышками.

Они имеют два крепления, сверху и посередине. Если с верхними все понятно, то со средними многие новички разобраться не могут и просто ломают пластиковую деталь шины. На самом деле рядом с местом крепления крышки к шине есть отверстие, через которое можно поддеть язычок, крепко удерживающий крышку.

Фото 15. ВВБ Prius 11 демонтирована в сборе
Фото 15. ВВБ Prius 11 демонтирована в сборе Фото 16. ВВБ со снятой крышкой (с черными крышками по краям)
Фото 16. ВВБ со снятой крышкой (с черными крышками по краям)

Теперь разберемся с тем, что мы видим. В левой части ВВБ находится блок главных реле в сборе с резистором. От него выходит провод с разъемом. Именно к этому разъему с блока управления гибридной установки приходят провода, управляющие замыканием реле.

Если присмотреться к левой части ВВБ, то с торца можно увидеть оранжевую клипсу, которая снимается размыкателем. Сняв ее, мы увидим оранжевый разъем, воткнутый в эту клипсу. Для чего он нужен? В Prius 11, как и в остальных гибридах, отсутствует штатный DC-DC преобразователь, повышающий электрическое напряжение в бортовой сети для зарядки ВВБ. Такой преобразователь установлен только в Prius 10. Для Prius 11 инженеры TOYOTA придумали другой способ зарядки. В случае критического разряда ВВБ к оранжевому разъему, спрятанному в клипсу, подключается специальный зарядник, подзаряжающий батарею в сборе.

Фото 17. Черные пластиковые крышки
Фото 17. Черные пластиковые крышки Фото 18. Снимаем черные пластиковые крышки
Фото 18. Снимаем черные пластиковые крышки

Сверху к системе главных реле прикручено два высоковольтных провода. Это положительная и отрицательная клеммы ВВБ. Если соблюсти все меры предосторожности и вставить размыкатель на место – можно замерить напряжение, которое приходит на реле. Именно к этим клеммам в дальнейшем мы будем подключать нагрузочный аппарат. Внимание! На исправной ВВБ рабочее напряжение составляет более 300 В.

Рядом с реле находится блок управления высоковольтной батареей. Он имеет четыре разъема: два снаружи, два внутри. Наружные разъемы необходимы для питания блока управления вентилятором охлаждения и для передачи данных блоку управлению гибридной установки. С ними редко бывают проблемы. Нас интересуют разъемы, расположенные с другого торца блока.

Фото 19. Система главных реле Prius 11
Фото 19. Система главных реле Prius 11 Фото 20. Разъем для зарядки ВВБ в сборе
Фото 20. Разъем для зарядки ВВБ в сборе Фото 21. Напряжение на выводах ВВБ
Фото 21. Напряжение на выводах ВВБ

Белый разъем – вход с датчиков температуры. Всего в батарее Prius 11 находится пять температурных датчиков. Из них четыре измеряют температуру элементов ВВБ. Их хорошо видно, если посмотреть на батарею сверху. Они защелкиваются прямо в элементы. Пятый датчик расположен справа в нижней части батареи – в месте соединения корпуса батареи с воздуховодом. Он замеряет температуру воздуха на входе в батарею. Проверить их работоспособность достаточно просто. Температурные датчики представляют собой обычные терморезисторы, сопротивление которых меняется в зависимости от температуры.

Обязательное условие для датчиков, установленных на элементах, – жесткое крепление, чтобы датчик измерял температуру самого элемента, а не воздуха над ним.

Оранжевый разъем – вход электрической шины, контролирующей напряжение на связках элементов. Как и в Prius 10, напряжение измеряется не на каждом элементе, а на паре (связке). Всего в Prius 11 38 элементов – это на два элемента меньше, чем в Prius 10. Таким образом, по сканеру в дате мы видим напряжение на 19 связках. Соответственно, для их контроля необходимо 20 проводов.

Фото 22. Разъемы блока управления ВВБ
Фото 22. Разъемы блока управления ВВБ Фото 23. Датчик температуры элементов ВВБ
Фото 23. Датчик температуры элементов ВВБ Фото 24. Датчик температуры на месте
Фото 24. Датчик температуры на месте Фото 25. Шина, соединяющая элементы в батарею
Фото 25. Шина, соединяющая элементы в батарею

Как устроена шина, контролирующая напряжение на связках? Она представляет собой пластиковый корпус, в который вставляются медные пластинки с двумя отверстиями. Этими отверстиями пластинки надеваются на контактные шпильки элементов и прикручиваются гайками, тем самым последовательно соединяя элементы между собой. На этом устройство задней шины заканчивается. Передняя шина отличается тем, что в ней есть кабель-канал, по которому проложены провода. Каждый провод оканчивается контактной пластинкой с отверстием. На каждую медную пластинку прикручивается контактная пластинка. Первый и последний элементы не имеют медных соединительных пластинок. К ним прикручиваются высоковольтные провода, идущие на систему главных реле, и контактные пластинки для контроля напряжения.

Иногда мы можем увидеть в текущей дате информацию, что напряжение, например, третьей связки элементов значительно ниже остальных связок или вовсе равно 0. Как определиться на снятой ВВБ где находится третья связка элементов? В Prius 11 счет связок начинается от блока управления батареей. Значит 5-й и 6-й элементы от компьютера образуют связку под номером 3. Сумму напряжений 5-го и 6-го элементов показывает сканер в строке: «напряжение на 3-й связке».

Фото 26. Начало шины
Фото 26. Начало шины Фото 27. Место крепления экрана
Фото 27. Место крепления экрана Фото 28. Шина в сборе с разъемом, снятая с ВВБ
Фото 28. Шина в сборе с разъемом, снятая с ВВБ Фото 29. Отломленная контактная пластинка
Фото 29. Отломленная контактная пластинка

Не всегда причину просадки под нагрузкой можно списывать на неисправность элемента. Если в процессе диагностики ВВБ неисправных элементов не выявлено, а DeltaSOC выше 20% и разница по напряжению выходит за диапазон 0,2 В – значит, проблема в шине либо в оранжевом разъеме.

Часто под воздействием внешней среды в месте соединения с проводом контактные пластинки начинают корродировать, трескаться и отламываться. Процесс этот достаточно медленный, но проблем создает предостаточно.

Даже если таких симптомов до начала ремонта ВВБ у вас не было, но в процессе его вы нашли действительно неисправные элементы – обязательно их замените! Обязательно! После установки соединительной шины на место необходимо проверить состояние контактных пластинок. Очень часто пластинка надламывается в процессе откручивания/прикручивания, слегка проворачиваясь вместе с гайкой крепления. Внимательно рассмотрите каждое место соединения контрольного провода с контактной пластинкой. Слегка подергивая за провод, убедитесь в надежности соединения. Не так страшно оторвать провод от пластинки, как не заметить сгнивший контакт, который отпадет в самый неподходящий для вас или вашего клиента момент.

Фото 30. Целая контактная пластинка
Фото 30. Целая контактная пластинка Фото 31. Оранжевый разъем с замкнутыми контактами
Фото 31. Оранжевый разъем с замкнутыми контактами

Еще одной часто встречающейся проблемой является высоковольтный оранжевый разъем. Его контакты иногда окисляются до такой степени, что происходит замыкание нескольких связок элементов между собой, с их последующей разрядкой и выделением большого количества тепла в месте замыкания.

На этом сегодняшний урок закончим. Другие подробности, касающиеся этого ремонта, читатель сможет прочесть в книге, которая готовится к изданию в текущем году. А мы пойдем вперед – к новым знаниям о ремонте гибридных автомобилей, к уроку 18. Но это – в следующий раз.

4 способа проверить батарею на ПРИУС

4 способа проверить батарею на ПРИУС

Растет количество Приусов на дорогах Украины и увеличивается число желающих купить этот гибрид. Если и Вы хотите присоединиться к клубу счастливых приусоводов, то при покупке машины б.у. необходимо исключить возможность купить гибрид с убитой высоковольтной батареей (ВВБ). Для этого нужно знать, как проверить батарею Приус (Тойота).

Как проверить батарею Приус 20?


Точно так же, как и проверить батарею Приус 30. И лучший способ сделать это – диагностика ВВБ на специализированном СТО. Это не требует больших финансовых и временных затрат. Например, у нас это стоит 300 грн. и занимает не более полчаса. Если Вы находитесь в Киеве, то звоните и записывайтесь.

Но что делать, если при покупке машины нет возможности заехать на хороший автосервис? Тогда Вам будет полезно знать 4 способа проверить батарею Приус 20, Приус 30 и последующих моделей с никель-металлгидридной (Ni-MH) ВВБ. Вы можете сделать эти тесты самостоятельно, они не требуют диагностического оборудования. Конечно, они не точны, но убитую ВВБ вычислят наверняка.

Первый способ проверить батарею Приус – по расходу топлива

Для этого нужно знать средний расход топлива за последние пару сотен километров. Если ВВБ хорошая, то хозяин скорее всего не будет сбрасывать счётчик расхода, чтобы похвастаться его низким значением. Конечно, средний расход сильно зависит от многих факторов, но если за последние 500 км по городу он составляет 5,5 л/100км, то скорее всего ВВБ живая. Если же счетчик недавно обнулен, то переходим к следующему варианту проверить батарею Prius.

Второй способ проверить батарею Приус – по ускорению



номинальный уровень заряда на верхнем мониторе Prius-30

Прогретую машину при номинальном уровне заряда ВВБ паркуем возле участка, где можно безопасно разогнаться хотя бы до 80 км/ч, и ждём пока заглохнет ДВС. Затем начинаем медленное движение на батарее и резко жмём на газ до упора. Через секунду ДВС наберёт обороты и гибрид для разгона включит все свои ресурсы.

Если при этом Вы получите впечатляющее равномерное ускорение без дёрганий и провалов, а после разгона уровень заряда не упадёт больше, чем на одно деление, то с гибридной системой всё Ок. Если Вы продлите это удовольствие до 120 км/ч, то допускается падение заряда ВВБ на два деления. Понятно, что Вы заодно проверили и ДВС.

Третий способ проверить батарею Приус – по пробегу на ВВБ

Полностью прогрейте машину. Заряд ВВБ должен быть номинальным: два деления до полного. Разгоняемся примерно до 50 км/ч и выключаем кондиционер, печку и все другие потребители. Ждём, когда двигатель заглохнет и обнуляем одометр. Едем равномерно. Если пробег до включения ДВС составит около 2 км, то батарея не убита.

Если Приус оборудован кнопкой EV, то Вы можете ехать на электротяге прямо со старта. Но машина также должна быть прогрета. В этом случае энергия ВВБ тратиться ещё и на разгон, поэтому «электрический пробег» будет несколько меньше. Но он не должен быть ниже 1,5 км.

Четвёртый способ проверить батарею Приус – на стоянке


номинальный уровень заряда на центральном мониторе

Подведем итоги проверки батареи Приус:

  1. Сразу оговоримся, что при минусовой температуре машину нужно очень хорошо прогреть: активно проехать хотя бы 10 км, иначе результаты тестов 3 и 4 будут значительно ниже.
  2. Если по второму и третьему тесту ВВБ показала себя на высоте, то четвертый можно и не делать, батарея живая.
  3. Если расход большой, или не понятный, а по второму и по третьему тесту ВВБ не выдержала проверки, то четвертый тоже можете не делать, лучше ехать на диагностику. Или откажитесь от покупки. Или звоните нам и узнавайте, какая сейчас стоимость замены высоковольтной батареи Prius.
  4. Если один из тестов, второй или третий, показал результаты ниже нормы, то его нужно повторить. И еще сделать четвертый тест. Если по ним будет всё ОК, то значит один низкий результат выскочил случайно и его можно не учитывать. Но если будут повторы, то ВВБ уставшая. Откажитесь от покупки, или торгуйтесь, чтобы окупился её будущий ремонт. Звоните нам и узнавайте стоимость ремонта ВВБ Prius.
  5. Если проверка батареи Приус привела к индикации ошибки гибридной системы – тесты прекратите и действуйте как указано в п.3.

В заключение порадуем Вас тем, что подобным образом Вы сможете проверить Ni-MH ВВБ почти всех гибридов Toyota/Lexus, чтобы не попасть на мёртвую батарею. Но более точное состояние ВВБ можно узнать только на профессиональной диагностике.

Ремонт высоковольтной батареи гибрида Тойота Приус 20, замер емкости

Ссылку на зарядное можно? Хорошая штука, сразу с экраном.

ссылки нет! это сами разрабатывали, специально под задачи для диагностики элементов ВВБ

Чего там разрабатывать? Контроллер заряда ЛиПошки и синий доктор без корпуса? Всё есть на Али.

Я думал, просто идёт одним блочком.

Какой убогий звук.

согласен, пока только учусь что-то снимать( а еще надо нормально смонтировать

Как продать и налюбить

Продает значит один товарищ автомобиль в Подольске, по заниженной цене ссылаясь на то, что надо знать как из Японии тачки тащить.
На просьбу дать вин и аукционный лист, отвечает что завтра может пришлет.
Пробиваем авто по японскому аукциону, и что мы видим, в объявлении пробег 133т.км а вот из Японии машинка уезжала с пробегом 241т.км
Vin:ZVW50-8062835
Гос номер: у722нв790

Как продать и налюбить Аферист, Авто, Обман, Toyota, Toyota Prius, Пусть все знают, Внимание, Длиннопост, Негатив

Как продать и налюбить Аферист, Авто, Обман, Toyota, Toyota Prius, Пусть все знают, Внимание, Длиннопост, Негатив

Как продать и налюбить Аферист, Авто, Обман, Toyota, Toyota Prius, Пусть все знают, Внимание, Длиннопост, Негатив

Параллельные гибриды - в погоне за зеленью

Параллельные гибриды - в погоне за зеленью Mphtech, Honda, Hybrid, Гибрид, Экология, Peugeot, Авто, Длиннопост

Судя по тому, какие горячие споры разразились вокруг потенциального запрета автомобилей с классическими ДВС в Европе, мне просто необходимо рассказать вам, какие альтернативы существуют на данный момент. Начнем, пожалуй с гибридов.

Параллельные гибриды - в погоне за зеленью Mphtech, Honda, Hybrid, Гибрид, Экология, Peugeot, Авто, Длиннопост

Существует огромное кол-во различных схем и вариаций гибридов, но нас интересует самые распространенные в автомобилестроении, где бок о бок трудятся электромотор и двигатель внутреннего сгорания.

Гибриды бывают умеренные -где электромотор лишь помогает основному ДВС крутить колеса и полные - где электромотор выступает полноценным двигателем.

Параллельные гибриды - в погоне за зеленью Mphtech, Honda, Hybrid, Гибрид, Экология, Peugeot, Авто, Длиннопост

Вообще выделяют три основные схемы работы:

Начнем пожалуй с Параллельной схемы.

Параллельные гибриды - в погоне за зеленью Mphtech, Honda, Hybrid, Гибрид, Экология, Peugeot, Авто, Длиннопост

При такой схеме двигатель внутреннего сгорания и электродвигатель, работают сообща и передают совместный крутящий момент на колеса, могут они работать и независимо друг от друга, например на пробочных скоростях, бензиновый мотор может вообще не привлекаться к бурной деятельности. Но как правило, электромотор играет в таких схемах лишь вспомогательную роль, зачастую компактный мотор/генератор монтируется в корпусе коробки передач и обладает довольно скромными тяговыми характеристиками. Но не смотря на это дает экономию топлива около 10-20% и все таки, какой-никакой прирост мощность на обгонах.

Его основная функция - помощь основному двигателю, коим является ДВС,

при повышении нагрузок, и как следствие экономия топлива. Так же некоторые автопроизводители с помощью такого типа передачи мощности используют электромотор как имитацию полного привода (этим грешат Французы)

Параллельные гибриды - в погоне за зеленью Mphtech, Honda, Hybrid, Гибрид, Экология, Peugeot, Авто, Длиннопост

Но полные гибриды при такой схеме скорее исключение. появилась кстати эта система довольно давно, в начале 20-века, а широкое распространение она получила в 1999 году с появлением на рынке США модели Insight.

Характеристики и особенности эксплуатации аккумулятора Тойоты Приус

Гибридные автомобили существуют достаточно давно, но до сих пор их многие путают с электромобилями, которые при необходимости могут поехать и на бензине. В этой статье мы выясним, что такое гибридный автомобиль, чем батарея Приус Тойоты отличается от источника питания электромобиля.

Что такое гибридный автомобиль

Вообще, гибридный автомобиль — это автомобиль, использующий для привода колёс более одного источника энергии. Причём вторым источником необязательно может быть электромотор. Но поскольку мы говорим о Тойоте Приус, то вторым источником будет именно электропривод.

Приус оснащён обычным двигателем внутреннего сгорания (ДВС) небольшой мощности и в дополнение электромотором с батареей аккумуляторов. Пока энергии ДВС достаточно для движения, электропривод отключен. Как только бензиновому двигателю не хватает сил (разгон, подъём и т. п.), ему на помощь приходит электромотор. Помогать ДВС или нет, решает бортовой компьютер. Участие водителя здесь не требуется.

Заряжается же батарея электропривода от специального генератора, но не постоянно (иначе никакого выигрыша в использовании электропривода бы не было), а только тогда, когда ДВС нечем или почти нечем заняться. К примеру, при неспешной езде, езде накатом, на спусках или при работе на холостых оборотах. Таким образом, в АКБ сохраняется энергия, которая всё равно пропала бы даром.

Поэтому гибридный автомобиль — это совсем не «на чём захочу, на том поеду» и тем более не электромобиль. Он ездит на бензине, а электромотор — помощник.

Гибридный автомобиль Toyota Prius

Гибридный автомобиль Toyota Prius

Конструкция и технические характеристики батареи

Конструктивно батарея Тойоты Приус представляет собой блок, собранный из 28 ячеек с никель-металлогидридными аккумуляторами напряжением 7,2 В и ёмкостью 6,5 А·ч.

элемент батареи Тойоты Приус

Таким образом, полный блок (ВВБ) имеет ёмкость 1,3 кВт·ч. Цифра поразительная, не правда ли? Ёмкость батареи электромобиля Ниссан Лиф составляет 30 кВт·ч, а Теслы ещё больше. Но мы выяснили в предыдущем разделе, что электромотор в Приусе не является основным приводом. Он просто в нужный момент помогает ДВС, а всё остальное время подзаряжается. Так что такой ёмкости будет более чем достаточно.

Высоковольтная батарея

В моделях Тойота Приус NHW10 ячейки имеют вид тонких цилиндров, которые владельцы гибридных автомобилей назвали бамбуками.

батарея Приус NHW10

Нужно ли её заряжать и как правильно это делать

Все мы привыкли, что аккумулятор обычного автомобиля при необходимости или для профилактики можно снять и зарядить стационарным зарядным устройством. Необходимо ли то же самое делать с аккумулятором Тойоты Приус? Теоретически ВВБ Приуса — обычная NiMH батарея, и зарядить её не будет проблемой. Но на практике не всё так просто. Во-первых, зарядное устройство с выходным напряжением 250 В мало у кого есть, а точнее, ни у кого нет. Во-вторых, необходимо хорошо представлять, как правильно заряжать никель-металлогидридную батарею. Во время зарядки бортовой компьютер контролирует и принимает те или иные решения по следующим параметрам:

  • по абсолютной температуре;
  • по скорости изменения температуры;
  • по отрицательной дельте;
  • по максимальному времени заряда;
  • по максимальному давлению;
  • по максимальному напряжению.

Чтобы учесть все эти факторы, необходимы не только знания, но и соответствующее оборудование, которое уж точно ни у кого из нас в гараже не пылится. А без учёта всего этого мы не только не зарядим ВВБ, а надёжно убьём её.

Делаем однозначный вывод — высоковольтную АКБ Тойоты Приус самостоятельно заряжать нельзя. Если ВВБ села, то просто запускаем двигатель стартером и тарахтим на холостых оборотах или тихонько едем в пункт назначения на бензине. ДВС для этого сил хватит, а о заряде побеспокоится бортовой компьютер.

Кроме того, если высоковольтная батарея села, то это верный признак того, что с автомобилем что-то не так. Даже если мы её снимем и каким-то чудом зарядим, то это лишь до следующего раза. Проблема не исчезнет. Поэтому заводим свой Приус обычным стартером, едем в сервисный центр. Там проведут полную диагностику, а если с автомобилем всё в порядке, зарядят АКБ по всем законам физики.

Полезно. В Приусе, как и в обычном автомобиле, есть 12-вольтовая свинцовая батарея ёмкостью 45 А·ч, которая обслуживает самый обычный стартер. Вот её можно (при необходимости нужно) снимать и заряжать. Находится АКБ под полом багажника справа.

Малая батарея Приус

Можно ли заменить или отремонтировать батарею

Заменить высоковольтную батарею, как любой узел, конечно, можно, хотя придётся повозиться. С ремонтом несколько сложнее, поэтому начнём с её замены целиком.

Замена ВВБ

Открываем багажник, снимаем фальшпол, отключаем одну клемму малой АКБ.

Фальшпол

Важно! Прежде чем закрыть крышку багажника, обязательно подключаем малую АКБ. В противном случае с открытием крышки будут проблемы.

Откидываем спинки задних кресел, добираемся до болтов их крепления. Отворачиваем болты крепления спинок и болт крепления среднего ремня безопасности. Спинки, диван снимаем.

Отворачиваем два винта крепления крышки высоковольтной батареи.

крепления крышки

Снимаем обивку, которая не даёт снять крышку с ВВБ. Снимаем пластиковую окантовку с кромки багажника. Обивка, окантовка крепится клипсами.

Снятие обивки

Снимаем боковую обивку багажника.

Боковая обивка

По периметру ВВБ отворачиваем все болты на 12. Снимаем «уши», которые крепят батарею к кузову по бокам.

ВВБ на кузове

Откручиваем и вынимаем воздуховоды. Вынимаем предохранитель ВВБ. С левой стороны батареи (смотрим со стороны багажника) находится крышка, прикрывающая блок управления (БУ). Отворачиваем крепежные болты, снимаем её.

Под крышкой находим силовые кабели. Откручиваем их.

силовые кабеля

Разъединяем все колодки питания БУ, снимаем батарею.

провода блока управления

Ремонт высоковольтной батареи

Прежде чем принимать решение о ремонте, необходимо убедиться, что с электроникой автомобиля всё в порядке. В большинстве случаев автомобиль не хочет ехать на ВВБ не потому, что последняя неисправна, а потому, что плохо заряжается. Если решение самостоятельно отремонтировать ВВБ принято, то необходимо оценивать связанные с этим риски.

Высоковольтная тяговая батарея — это не просто АКБ, которую легко снять, погонять, зарядить. Этот источник тока — сложное устройство, состоящее из 28 ячеек, каждая из которых — самостоятельная АКБ. Это устройство придётся разобрать, найти неисправный аккумулятор, заменить его и, самое главное, перед сборкой тщательно сбалансировать все ячейки. И как бы мы аккуратно и внимательно это ни делали, всегда есть риск остаться без ВВБ вообще. Но если мы уверены в своих силах, имеем соответствующие оборудование, знания или просто решили рискнуть, то почему бы нет?

Для работы нам понадобится:

  • Достаточно точный вольтметр или тестер для измерения напряжения на ячейках (7,2 В).
  • Нагрузка — 4 лампы головного света Н4 или аналогичной мощности и напряжения.
  • Качественное зарядное устройство для зарядки аккумуляторов на 7,2 В.
  • 6 м гибкого медного провода сечением 2 кв.мм.
  • 48 лепестков под гайку — любых, лишь бы хорошо надевались на клеммы ячеек.
  • Новые ячейки. Количество, естественно, пока неизвестно. Стоимость одной ячейки около $40.

Хорошим вариантом было бы универсальное микропроцессорное зарядное устройство I-Max B6 Mini, включающее в себя анализатор, программатор режимов, высокоточные вольтметр, амперметр и много ещё чего вплоть до измерителя внутреннего сопротивления батареи. Стоит такой прибор в районе 50 $.

Зарядное устройство

Если всё готово, желание не пропало, то можно рискнуть. Снимаем батарею (см. предыдущий раздел). Снимаем с неё крышку и, отвернув все гайки, снимаем контактные колодки со всех ячеек.

Соединительные колодки

Теперь нужно найти «уставшие» ячейки. Измеряем напряжения на каждой без нагрузки, показания заносим в табличку. Теперь измеряем эти же напряжения, но под нагрузкой. В качестве нагрузки используем одну лампу. Измерения проводим через некоторое время после подключения нагрузки, скажем, через 20 секунд. Результаты заносим в эту же табличку и смотрим, на каком из модулей напряжение просело значительно больше, чем на остальных. Это и будет уставший модуль. Теперь мы знаем, сколько ячеек (модулей) нам придётся докупить. Докупаем, устанавливаем их на место «уставших».

Полезно! Вычислить «уставшие» модули можно гораздо быстрее, если воспользоваться SkyRC iMAX. Измеряем тестером внутреннее сопротивление каждого модуля. У «уставших» это сопротивление будет значительно больше, чем у остальных.

измерение внутреннего сопротивления

Теперь самая ответственная операция — балансировка. От того, насколько тщательно и точно она будет сделана, зависит успех всего мероприятия. Балансировка заключается в том, чтобы зарядить все ячейки абсолютно одинаково. Для этого их сначала надо полностью разрядить.

Вооружаемся ножом, паяльником, берём в руки провод с лепестками, сооружаем вот такую конструкцию — соединяем все положительные и все отрицательные контакты модулей так, чтобы все модули оказались параллельно соединенными.

Модули

Соединение проводим внимательно и аккуратно — не путаем плюс с минусом модулей и избегаем замыканий. Модули, несмотря на свою небольшую ёмкость, способны отдать в нагрузку при коротком замыкании большой ток, а соединённые параллельно тот же провод в 2 квадрата при замыкании пережгут как волосинку. Подключаем к двум проводам, которые у нас получились, нагрузку — 4 лампы Н4, включённые параллельно, и начинаем разрядку всего блока, постоянно контролируя напряжение.

Разрядка ВВБ

Как только напряжение на батарее снизится до 6 В, отключаем 3 лампы и продолжаем разрядку на одной. Ждём, пока напряжение не упадёт до 5,7 В. Разрядка окончена, снимаем нагрузку. Даём АКБ отдохнуть 2–3 часа. Пора начинать зарядку. Заряжать будем током 5 А. Это примерно 0,18 А на модуль. В среднем процесс зарядки будет длиться 12 часов. Контролируем напряжение на батарее по вольтметру. Как только оно достигнет значения 8,2 В, зарядку прекращаем.

Зарядка батареи

Разъединяем все модули, сняв конструкцию с проводами и лепестками — они нам больше не понадобятся. Даём батарее отдохнуть и «устояться» как минимум 3–4 часа. Теперь самый ответственный этап — балансировка. Измеряем напряжение на каждом из модулей, находим тот, на котором оно меньше, чем на остальных. Теперь наша задача — разрядить все остальные модули до такого же напряжения, причём как можно точнее.

Разряжать будем каждую ячейку малым током, постоянно контролируя на ней напряжение. В качестве нагрузки используем 4 лампы Н4, включённые последовательно. Доводим напряжение каждого модуля до напряжения образца минус 0,1 В. То есть если, к примеру, самый низковольтный модуль имел напряжение 8,05 В, то все остальные разряжаем до напряжения 8,05 – 0,1 = 7,95 В. Даем батарее отстояться, измеряем напряжение на всех модулях — оно должно быть одинаковым. Собираем ВВБ, устанавливаем в автомобиль.

Важно! Если вы решите повторить такой метод ремонта, то делайте это на свой страх и риск. Неизвестно, насколько такие манипуляции соответствуют истине, но они работают.

Вот и всё о гибридном автомобиле Тойота Приус и его высоковольтной батарее. Теперь мы знаем, что она собой представляет, и можем даже рискнуть самостоятельно её отремонтировать.

Читайте также: