Регулировка седла на тягаче вольво

Обновлено: 30.06.2024


Популярные ССУ ведущих европейских фирм с антифрикционными накладками из полимерных материалов и канавками для смазки: 1 – малообслуживаемое ССУ Jost JSK 37 C-W; 2 – ССУ Jost JSK 37 C-Z; 3 – ССУ Georg Fisher SK-S 36-20

Устранение зазоров

При эксплуатации ССУ подвергаются воздействию вертикальных нагрузок, тяговых усилий и изгибающих моментов, действующих в плоскости, перпендикулярной продольной оси автопоезда. Вертикальные нагрузки воспринимаются опорными плитами и кронштейнами, тяговые усилия – деталями разъемно-сцепного механизма и сцепным шкворнем, моменты – опорными кронштейнами. В результате воздействия нагрузок детали изнашиваются.

По возможности выбора зазоров, возникающих в результате износа в разъемно-сцепном механизме, ССУ можно разделить на конструкции с легко заменяемыми деталями и устройства с выбором зазоров ручным или автоматическим способом.

Сцепной шкворень-захват (захваты) разъемно-сцепного механизма, опорная плита и подшипники опорных кронштейнов в наибольшей степени подвержены износу, величина которого зависит в первую очередь от условий эксплуатации автопоезда и конструкции полуприцепа. Износ вышеупомянутых деталей увеличивается при эксплуатации автопоездов на извилистых дорогах с большим количеством поворотов, на проселочных дорогах, при работе с полуприцепами-цистернами, самосвальными установками и полуприцепами-тяжеловозами.

Устранить люфт, возникающий вследствие износа, можно разными способами. В некоторых седельно-сцепных устройствах фирм Rockinger и Georg Fisher зазор между сцепным шкворнем и соприкасающимся с ним полукольцом опорной плиты устраняют, поворачивая эксцентриковый палец, установленный в опорной плите, или заменив изношенное полукольцо. В ССУ компаний York и Jost износ деталей компенсируется при поджимании запорных клиньев к сцепному шкворню вручную с помощью винтового механизма или автоматически посредством пружины. Для уменьшения износа подшипников опорных плит компания York применяет на некоторых моделях сайлентблоки из неопрена. Фирма Jost в своих изделиях наряду со стальным использует легкосъемное пластиковое полукольцо («подковку»), которое крепится к опорной плите стальным фланцем, и смазку захвата, работающую от централизованной системы смазки тягача. Наряду с этим ССУ компании Jost могут оснащаться автоматической системой подачи смазки к замковому механизму, смонтированной на опорной плите, а цапфы карданного шарнира седельного устройства с тремя степенями свободы для уменьшения износа снабжают антифрикционными износостойкими втулками.

sedelno-stsepnye-ustrojstva-02

sedelno-stsepnye-ustrojstva-03

Расположение ССУ на раме тягача должно обеспечить полное использование грузоподъемности шин тягача

Износ опорной плиты ССУ снижается, если на внешнюю поверхность седла нанести пластичную смазку, для оптимального распределения которой во многих конструкциях сделаны подводящие канавки. Для механизации этого процесса, например, компании Georg Fisher и Jost применяют централизованную систему смазки. Другой способ решения этой проблемы – установка на опорной плите антифрикционных накладок из полимерных материалов, которые по мере износа заменяют новыми.

К преждевременному износу и повреждениям деталей ССУ приводят и динамические нагрузки. Для их гашения изготовители применяют в конструкции ССУ упругие элементы, обычно резиновые. Их устанавливают между опорной плитой и опорными кронштейнами либо между опорными кронштейнами и рамой тягача (фирмы Jost, Georg Fisher, Fruehauf). По мере старения резины эти элементы заменяют. Используются и упругие элементы из пластмасс. Такие элементы обеспечивают возможность незначительного, до ±1,5°…3°, качания тягача и полуприцепа в поперечной вертикальной плоскости, что практически не сказывается на курсовой устойчивости автопоезда.

С этой же целью компании Jost и Georg Fisher используют резиновые элементы как для того, чтобы погасить динамические нагрузки, так и чтобы обеспечивались необходимые углы продольного и поперечного качания опорной плиты, а следовательно, полуприцепа. В конструкции вместо металлических поворотных цапф, допускающих качание опорной плиты только вдоль шасси тягача, предусмотрены резиновые втулки, закрепленные на опорной плите. Втулки помимо продольных допускают поперечные перемещения плиты относительно ее кронштейнов на угол ±1,5°. Такая конструкция предохраняет раму тягача и от скручивающих моментов. ССУ с резиновыми упругими элементами рекомендуют устанавливать на седельных тягачах, работающих с полуприцепами-цистернами, которым присуща большая жесткость на кручение.

sedelno-stsepnye-ustrojstva-05

Автоматическая система подачи смазки замкового механизма

sedelno-stsepnye-ustrojstva-04

Опорная плита ССУ с канавками для оптимального распределения смазки

Подвижное в подвижном

При эксплуатации порой возникает необходимость переместить седельно-сцепное устройство в горизонтальной или вертикальной плоскости. В первом случае удается оптимально распределить нагрузки по осям и сократить общую длину автопоезда, например, при его перевозке на пароме, или добиться выполнения требований соответствующих национальных норм. Последнее особенно актуально для транспортных компаний США, поскольку нагрузки на оси (тележки) автотранспортных средств определяются законодательством отдельных штатов. Меняя горизонтальное расположение ССУ относительно рамы тягача, можно, перераспределив нагрузки по осям тягача, уложиться в законодательные ограничения разных штатов. При эксплуатации большегрузного автопоезда в тяжелых дорожных условиях (на затяжных подъемах, на участках дорог с пониженным коэффициентом сцепления и т. п.) возникает потребность увеличить сцепную массу тягача, этого легко достичь, если приблизить ССУ к ведущей оси грузовика.

sedelno-stsepnye-ustrojstva-06

Седельно-сцепное устройство с поджатием запорного клина к сцепному шкворню с помощью винтового механизма

sedelno-stsepnye-ustrojstva-07

Система смазки захвата и полукольца

Переместить ССУ вдоль рамы автомобиля можно посредством механического, пневматического или гидравлического привода. Управление гидравликой и пневматикой обычно производится из кабины тягача. Механические и пневматические устройства могут работать только без нагрузки, т. е. при отцепленном полуприцепе, а гидравлические работают и с прицепом. Большинство конструкций обеспечивает максимальное перемещение (ход) ССУ на 300…900 мм, впрочем, бывают модели и с ходом до 1850 мм.

sedelno-stsepnye-ustrojstva-08

Карданный шарнир ССУ с тремя степенями свободы, снабженный антифрикционными втулками

sedelno-stsepnye-ustrojstva-09

Съемное пластиковое полукольцо опорной плиты

Передвижные ССУ с ручным приводом перемещения выпускают многие европейские и американские изготовители. Конструктивно они выполнены в виде рамы, на которой имеются направляющие с зубчатыми планками и суппорт с установленным на нем ССУ. Запорная ручка посредством системы подпружиненных тяг и рычагов фиксирует или разблокирует передвижение ССУ. Бывают и другие варианты исполнения. Механизмы перемещения монтируют на вспомогательной раме тягача.

sedelno-stsepnye-ustrojstva-11

Передвижное ССУ с ручным приводом компании Jost

sedelno-stsepnye-ustrojstva-10

Съемное пластиковое полукольцо опорной плиты

ССУ, перемещающиеся в вертикальной плоскости, т. е. меняющие положение относительно рамы тягача по высоте, находят широкое применение на тягачах, используемых во дворах складских помещений, на погрузочно-разгрузочных площадках фирм, занимающихся смешанными (автомобильно-железнодорожными и автомобильно-водными) перевозками, в морских портах (тягачи типа rо-rо и терминальные тягачи), и в случаях, когда необходимо быстрое переместить полуприцепы на небольшое расстояние с одного места на другое. При этом особое значение приобретает экономия времени на сцепку полуприцепа с тягачом. Дело в том, что для этой процедуры необходимо, чтобы высота опорного листа полуприцепа соответствовала высоте седельно-сцепного устройства. Однако за рубежом высота ССУ, неподвижно закрепленных на раме тягачей, колеблется в пределах 1050…1650 мм (в России – до 1970 мм). Чтобы сцепить тягач с полуприцепом, обычно надо поднять или опустить переднюю часть полуприцепа, что обеспечивается подъемными механизмами опорных устройств. Если в течение рабочей смены тягач работает с полуприцепами разных типов, то операции по регулированию высоты опорного листа полуприцепа занимают много времени и требуют значительных затрат ручного труда. Тягачи, оборудованные подъемными ССУ, позволяют водителю установить их на требуемую высоту, не выходя из кабины, и дают другие преимущества. В частности, полуприцепы, предназначенные для работы с такими тягачами, могут быть оборудованы опорными устройствами простейшей конструкции; сцепка тягача с полуприцепом не требует затрат ручного труда и занимает меньше времени; при маневрировании на складских площадках отпадает необходимость в подъеме опорных устройств полуприцепа, поскольку вместо этого достаточно поднять с помощью ССУ переднюю часть полуприцепа на 200…250 мм и провести необходимый маневр.

sedelno-stsepnye-ustrojstva-12

Подъемное ССУ с гидроприводом фирмы Jost

sedelno-stsepnye-ustrojstva-13

ССУ фирмы Georg Fisher, перемещаемое в вертикальной плоскости с помощью пневмоподушки

Не оставили без внимания автостроители Европы и США седельно-сцепные устройства с вертикальным подъемом. Механизм вертикального перемещения ССУ снабжается пневматическими или гидравлическими приводом и работает от компрессора или гидравлического насоса, получающего энергию от двигателя тягача или от электродвигателя, питаемого аккумуляторными батареями. Пневматические (в некоторых случаях пневмоподушки) и гидравлические цилиндры подъема (опускания), число которых обычно не превышает двух, располагают вдоль рамы тягача либо под разными углами к ней. Силовые элементы воздействуют на балансир (раму), на свободном конце которого установлено ССУ. Большинство подобных конструкций обеспечивают высоту подъема до 400 мм, время подъема на такую высоту не превышает 10…12 с.

sedelno-stsepnye-ustrojstva-14

Упругие элементы из резины, расположенные между опорной плитой и опорными кронштейнами

sedelno-stsepnye-ustrojstva-15

Резиновые элементы, установленные вместо металлических поворотных цапф

sedelno-stsepnye-ustrojstva-16

Портовый тягач с подъемным ССУ

Несколько иначе обстоит дело, когда речь идет о портовых тягачах. Седло, установленное на консольной раме, с помощью двух телескопических гидроцилиндров одно- или двустороннего действия перемещается вверх на расстояние от 1000 до 1800 мм или больше в зависимости от пожеланий заказчика. Кроме продольного наклона седло в ряде случаев может иметь и поперечный наклон ±10º, его величина ограничивается гидроклапаном.

sedelno-stsepnye-ustrojstva-17

Подъемное ССУ фирмы Bartlett Trailer: 1 – рама; 2 – гидроцилиндр; 3, 12 – стойки; 4, 10 – траверсы; 5,9 – поворотные рычаги; 6 – раскосы; 7 – ССУ; 8, 11 – оси

Рекордсменом в этой области стала компания Bartlett Trailer, лидер по выпуску подъемных ССУ в США. Ее изделия достигают 6-метровой высоты подъема. Интерес представляет и техническое исполнение. На раме тягача закреплены две стойки, образующие дополнительную раму, на которой шарнирно на оси 11 (рис 1) смонтированы дугообразные рычаги. Для придания конструкции жесткости они соединены раскосами. На конце дугообразных рычагов на оси 8 установлено седельно-сцепное устройство. Подъем ССУ осуществляется установленным на раме тягача телескопическим гидроцилиндром, верхний конец которого прикреплен к траверсам. Управление гидравлическим приводом подъема полностью автоматизировано с использованием сжатого воздуха или разрежения. Модели фирмы Bartlett Trailer с повышенной высотой подъема успешно справляются с трансформацией обычных полуприцепов в самосвальные. Установив такие устройства на тягач, можно легко поднять и разгрузить полуприцеп с зерном, углем и т. п. При эксплуатации короткобазных и среднебазных полуприцепов, используя механизмы, аналогичные упомянутой выше модели, получают углы опрокидывания полуприцепа в пределах 45°. Это обеспечивает разгрузку большинства сыпучих грузов. О распространенности подъемных устройств свидетельствует тот факт, что только в США несколько фирм выпускают обширную гамму тягачей, оснащенных такими изделиями.

sedelno-stsepnye-ustrojstva-18

Схема работы автоматического роликового ССУ: а – подача тягача под полуприцеп; б – процесс сцепки; в – тягач сцеплен с полуприцепом; 1 – планка; 2, 6 – фиксаторы; 3, 13 – пружины; 4 – запорный крюк; 5 -ось; 7 – направляющая; 8 – каток; 9 – опорная стойка; 10 – ролик; 11 – поворотный стол; 12 -тяга; 14, 16 – рычаги; 15 – шарнир

Бесшкворневые устройства

Автоматические роликовые (бесшкворневые) устройства, представляющие собой конструкции, в которых в одном агрегате объединено седельно-сцепное и опорное устройства, распространены мало. В этих механизмах поднятие-опускание опорных устройств синхронизировано с процессом сцепки-расцепки. Процесс сцепки-расцепки звеньев автопоезда и соединение тормозных и электрических магистралей осуществляется без выхода водителя из кабины. Автоматические бесшкворневые ССУ устанавливают, как правило, на тягачах, выполняющих внутригородские перевозки на небольшие расстояния со сменой в течение рабочего дня нескольких полуприцепов. Полная масса автопоезда с роликовым ССУ обычно не превышает 25 т, а их грузоподъемность чаще всего находится в пределах 3…12 т. Автоматические бесшкворневые устройства выпускают английские, французские и немецкие фирмы.

Для примера опишем работу одного из таких устройств. На тягаче установлены направляющие, посередине между ними расположены изогнутая планка, два запора крюка и фиксаторы 6 запорных крюков (рис. 2). На полуприцепе смонтированы поворотный стол, направляющие ролики и катки опорного устройства. Процесс сцепки происходит следующим образом. Тягач задним ходом подают под полуприцеп. Направляющие ролики, перекатываясь по направляющим тягача, поднимают полуприцеп, благодаря чему в определенный момент катки опорного устройства отрываются от земли. В процессе дальнейшего перемещения автомобиля задним ходом шарнир опорного устройства изогнутой планкой выталкивается из фиксатора 2, прикрепленного к опорным стойкам. При последующем поднятии опорных стоек пружина 13 запорного механизма опорного устройства растягивается. Верхние части запорных крюков упираются в направляющие ролики и, вращаясь вокруг осей, поворачиваются против часовой стрелки, пока передняя часть запорного крюка, преодолев сопротивление пружины 3, не повернет вниз фиксаторы 6. В это время направляющие ролики уже окажутся захваченными крюками, которые в таком положении заперты фиксаторами 6. Автопоезд готов к движению. Прибыв к месту назначения водитель, используя выведенную в кабину тягу, освобождает эти фиксаторы и подает тягач вперед. Направляющие ролики полуприцепа скатываются по направляющим тягача, пружина 13, сжимаясь, поворачивает рычаги, которые опускают стойки в вертикальное положение, при этом шарнир попадает в фиксатор 2. По такой схеме работает большинство автоматических бесшкворневых устройств.

На российском рынке среди зарубежных изготовителей наиболее заметное место занимают компании Jost и Georg Fisher, встречаются также изделия фирм Fontaine Truck Equipment, ASF, Fruehauf.

Седельно-сцепное устройство (ССУ) – это механизм для сцепления тягача с прицепом. От этой конструкции зависит надежность и безопасность работы автопоезда. Но для использования ССУ есть ограничения.

Что такое седельно-сцепное устройство

ССУ обеспечивают жесткое крепление полуприцепа или фургона. Этот замок позволяет надежно закрепить и тянуть за собой тяжелую прицепную технику. Он обеспечивает плавность поворота фуры, а также высокую степень управляемости прицепом при маневрировании.

Материалы, из которых изготовлен механизм, не допускают быстрого износа и резких неожиданных перемещений фуры относительно кабины тягача.

ССУ компании JOST

ССУ компании "Джост"

Компания JOST – надежный производитель запчастей для грузовой техники. Модельный ряд ССУ, выпускаемых этой компанией, предназначен для транспорта различных марок.

В зависимости от типа машины применя-ются модели ССУ с нагрузкой 6 – 50 тонн.

Общая характеристика

Детали седельно-сцепных устройств JOST производятся в строгом соответствии с международными стандартами. Каждая модель должна применяться только для предназначенных ей нагрузок, объем которых определяет производитель транспортных средств.

Превышение максимально допустимых параметров, самостоятельное внесение изменений в конструкцию или другое нарушение правил эксплуатации неприемлемо. В ряде стран это может повлечь серьезные штрафы и наказания: лишение владельца транспортного средства или водителя лицензии на грузоперевозки, изъятие удостоверения.

При эксплуатации замена производится без демонтажа или разборки самого механизма, легко меняются также антифрикционные пластины. Все модели оснащены запорными ручками и стальными тросами для деблокировки стопора.

Седельно-сцепное устройство jost устроено таким образом, что защищает мастера от грязи в процессе ремонтных работ. Обслуживание некоторых моделей, в конструкции которых отсутствует стальной трос, можно производить одной рукой.

Модели

Маркировка ССУ производства фирмы «Джост» состоит из аббревиатуры JSK и буквенно-цифровой комбинации, в которой зашифрованы его основные параметры.

Все сцепные узлы «Джост» отличаются следующими особенностями:

  • типоразмер по классификации систем стандартизации DIN и ISO;
  • максимальная нагрузка на седло;
  • вес;
  • высота;
  • размер замка (2 или 3,5 дюйма);
  • тип запорной рукоятки (длинная или короткая);
  • максимально допустимое тяговое усилие;
  • тип замка (со шкворнем или без).

Устройство ССУ «Джост»

Независимо от производителя большинство ССУ состоят из следующих элементов:

  • опорный кронштейн;
  • седельная плита;
  • замок;
  • противоизносное кольцо («подковка»);
  • стопорная ручка.

Конструкция

Характеристика ССУ компании "Джост"

Механизм размещается на опорном кронштейне, который служит основанием. Сам кронштейн устанавливают на монтажной плите на раме тягача.

Некоторые модели ССУ уже оснащены собственной рамой. Эта рама крепится на каркас тягача без дополнительной монтажной плиты.

Седельная плита – это верхняя крышка, под которой расположен замок, «подковка» и другие элементы, обеспечивающие работу сцепного механизма. На эту плиту, вращающуюся вокруг оси шкворня прицепа, намертво закрепленного в замке, приходится основная нагрузка в виде прицепа. Принцип работы стопорной ручки и механизма фиксации шкворня у разных моделей может сильно отличаться.

Сенсорная система безопасности

Некоторые модели «Джост» комплектуются электронной системой безопасности. Набор сенсоров снимает показания с разных точек механизма и передает данные о его состоянии на панель индикации, находящуюся в кабине.

Датчики отслеживают следующие параметры системы:

  • состояние замка;
  • положение шкворня;
  • высота расположения ССУ.

Наличие пневмоприводов и системы датчиков позволяет водителю дистанционно регулировать состояние системы, меняя положение узлов при помощи приводов различной конструкции.

Предотвращение износа

В процессе движения сцепное устройство испытывает много нагрузок в обеих плоскостях. Большинство нагрузок в вертикальной плоскости приходится на массивный кронштейн. А уменьшение горизонтально направленных воздействий и увеличение износостойкости деталей обеспечивает противоизносное кольцо. «Подковка» может быть стальной или выполненной из полимерного материала.

Типы седельно-сцепных-устройств JOST

По принципу работы и варианту сцепки все ССУ делятся на 2 основных типа. Рассмотрим каждый отдельно.

Шкворневые

Наиболее популярная конструкция. Сцепление происходит благодаря замыканию шкворня, закрепленного на раме прицепа, в замке. При сцепке шкворень должен быть помещен в прорезь замка и закреплен стопорными механизмами. В зависимости от типа конструкции таких фиксирующих элементов может быть 1 или 2.

Бесшкворневые

Виды седельно-сцепных устройств компании "Джост"

В автопоездах разрешенной массой до 25 тонн могут применяться автоматические сцепные устройства. Они представляют собой сцепное устройство и крепежный кронштейн, объединенные в одном узле.

Зацепление прицепа производится одновременно с его стыковкой с тягачом. Этот процесс происходит автоматически без дополнительной механической фиксации водителем стопорных механизмов.

Перемещение ССУ

В процессе работы периодически приходится регулировать седельно-сцепное устройство джост в горизонтальной или вертикальной плоскости. Вертикальное смещение прицепа бывает необходимо при проведении погрузочно-разгрузочных работ или при стыковке прицепа и тягача.

Перемещение прицепа ближе или дальше относительно кабины тягача позволяет равномерно распределить нагрузку на его оси. Это также уменьшает длину тягача с прицепом, что удобно, например, при погрузке на паром. Для этого применяются механические, гидравлические или пневматические приводы.

Также существует ручная регулировка седельно-сцепного устройства джост jost. Стоит отметить, что для использования механического или пневматического привода необходимо отделять фургон от тягача. Гидравлические приводы обеспечивают смещение при сцепленном автопоезде.

Варианты монтажа

Есть два вида монтажа. ССУ часто устанавливают на монтажной плите, закрепляемой непосредственно на раме тягача. Иногда устройства оснащены уже рамами. Эта рама крепится на каркас тягача без дополнительной монтажной плиты.

Где можно купить

Приобрести седельно-сцепные устройства можно как на сайтах бесплатных объявлений, так и у дилеров. Цена зависит от состояния, марки, назначения, максимальной нагрузки и колеблется от 15 до 150 тысяч рублей.

Подержанные детали выкладываются на сайтах авторазборок. Проверить степень износа, узнать, в каких условиях они применялись, сложно. При сомнениях лучше переплатить и купить новую деталь у надежного дилера.

При выборе ССУ необходимо уделить основное внимание надежности и безопасности при его эксплуатации. Поэтому лучше довериться известным производителям. Опытные автовладельцы отдают предпочтение JOST.

Как устроено седельно-сцепное устройство на тягаче

Седельно-сцепное устройство используют для сцепки тягача и полуприцепа. Безопасность движения фуры зависит от прочности крепления сцепки. Водители называют седельное устройство «пятым колесом». Это устройство крепится на тягач и передаёт часть нагрузки полуприцепа на оси грузовика.

Устройство ССУ

Описание седельно-сцепного устройства, его регулировка по высоте у тягачей

Грузонесущая плита в ССУ имеет простую структуру и принимает на себя часть веса груза. В детали есть прорезь входа шкворня полуприцепа, для установления прочной фиксации. Совместный механизм с тягачом при поворотах будет осью излома грузовика. В нижней части плиты расположена система — сцепка-фиксация. Автоматическое соединение деталей играет роль надежного замка. Различают два вида ССУ – шкворневое и бесшкворневое (роликовое).

Конструкция

Описание седельно-сцепного устройства, его регулировка по высоте у тягачей

Шкворневое устройство, расположенное на грузовике, представляет собой металлический массивный круг (плита) с прорезью посередине. На полуприцепе есть шкворень. Сцепная пара фиксируется шкворнем в прорези плиты (опора) и крепится захватами.

Разъемно-сцепная система необходима для подачи усилий между конструкциями автопоезда, что делает возможным маневр поворотов полуприцепа к тягачу и вокруг оси сцепного шкворня в горизонтальном положении.

Бесшкворневое устройство отличается от шкворневой подвески конструкцией и фиксированием поворотной стойки к поворотному кулаку, которые соединены шаровыми пальцами. Этот механизм значительно уменьшает нагрузку на действующие шарниры.

Элементы ССУ

Седельно-сцепное устройство грузового автомобиля состоит из нескольких элементов. Производители предлагают ССУ в следующей комплектации:

  1. Разъемно-сцепное устройство. Принцип работы: при торможении и повышения скорости берет на себя нагрузку грузовика, выполняет функции поворотов. Наибольшая безопасность у элементов с одним захватом крепежа.
  2. Плита опоры. Плита – основа для фиксации пальца. Литая металлическая конструкция имеет нужную жесткость.
  3. Элементы крепежа. Деталь сцепки закрепляют на раму тягача. Элементы классифицируют на две группы: плитки монтажные и уголковые. Детали имеют разный размер.

Когда тормозные системы передают усилия тяги опорной плите, палец находится в разгрузочном состоянии от продольно действующих нагрузок. А из-за захвата детали по верхнему поясу уменьшаются изгибающие моменты на шкворень.

Разновидности

Описание седельно-сцепного устройства, его регулировка по высоте у тягачей

Седельно-сцепное устройство бывает: шкворневым и бесшкворневым. Данные элементы различаются конструкцией и выносливостью.

Шкворневые

Шкворневое ССУ – механизм, обеспечивающий прочную связь полуприцепа с тягачом. Все шкворневые детали имеют полуавтоматический механизм регулирования, он предотвратит самопроизвольное отцепление груза. Один из замков должен иметь ручное управление. Грузоподъемность поездов, имеющих в составе полуавтоматические устройства, равна 100 тонн. Седельные механизмы авто выдерживают нагрузку от 3 до 50 тонн. А это помогает автопоездам, таким как, марки Даф, Мерседес или Вольво перевозить многотонные грузы на дальние расстояния.

Бесшкворневые

Бесшкворневое ССУ - устройство, совмещенное с седельно-сцепным механизмом и опорным звеном. Операция расцепки-фиксации элементов автопоезда и подключение электрических и тормозных магистралей делается автоматически. Кнопка, приводящая в действие автопоезд, находится в салоне водителя. Такие механизмы монтируются в агрегаты, выполняющие грузоперевозки по городу на небольших расстояниях со сменой нескольких полуприцепов в день. Масса автопоезда, имеющего в технической конструкции автоматически работающий цепляющий элемент, составляет не более 25 т. Автомобиль же перевозит груз весом более 1-2 тонны.

Этап фиксации шкворня в полуприцеп производят в следующем порядке: задним ходом, по траектории подгоняют тягач к полуприцепу. Перекатываясь, колесики, направляют прицеп к тягачу, и постепенно приподнимают полуприцеп, и катки опорного звена отходят от земли.

Обратите внимание: Когда автомобиль медленно двигается назад, шарнир опорного механизма выходит из второго крепежа (предварительно закреплен к стойкам). Во время подъема стоек опоры пружина (крепежа) растягивается. Запорные крюки присоединяются к работе направляющих роликов, в результате преобразуется движение крюков вокруг своей оси (в обратном направлении). Операция «движение» продолжается до тех пор, пока крюк не преодолеет сопротивление пружины и постепенно опустит фиксаторы вниз. Направляющие ролики плотно закрепляются крючками, создается прочный замок.

Варианты монтажа

Описание седельно-сцепного устройства, его регулировка по высоте у тягачей

Своевременный монтаж предотвратит быстрый износ плиты. Поэтому внешнюю поверхность запчасти покрывают пластичной смазкой. Известные бренды по производству седельных элементов Georg Fisher и Jost применяют аналогичный подход к продлению срока эксплуатации седла. Если на опоре есть антифрикционные накладки из полимера, то их периодически заменяют на новые. Это гарантирует бесперебойное использование седла в течение 20 лет.

Важно! Чтобы избежать динамических нагрузок, в ССУ между опорной плитой и кронштейнами мастера ставят резиновые подкладки, препятствующие механическим повреждениям при нагрузках. По мере износа материал меняется на новый.

Чтобы установить седельно-сцепное устройство, необходимо переместить устройство при помощи гидравлического или механического привода. Регулирование проводится из салона водителя. Затем устройство фиксируется сцепным механизмом.

В соответствии распоряжения 94/20 ЕС ССУ фиксируют по следующим правилам. На монтажную плиту необходимо закрепить не меньше 8 винтов М 16 с классом прочности – 8.8, которые должны плотно примыкать к поперечному и продольному валу ССУ. Рекомендуется пользоваться фиксирующими наборами компании JOST. При монтаже опорные стойки должны опираться на плиту. Для волнистых монтажных плит наряду с прилеганием в зоне резьбового соединения требуется опора в средней зоне.

Рекомендуется опорные стройки фиксировать в продольном или поперечном положении, монтажную плиту – только в продольном, предварительно приваренными упорными металлическими листами. При этом нужно использовать метод сварки, указанный изготовителем монтажной плиты или транспортного средства. ССУ, не имеющее в конструкции фланца, крепят корончатой гайкой со шплинтом, а устройство с фланцем — фиксируют к опорному листу заклепками.

От использования монтажной плиты можно отказаться, если гарантируется, что моменты затяжки болтов правильны, и фрикционное соединение безупречно. Поэтому крепеж болтов нужно выполнять так, чтобы предписанные моменты затяжки или силы предварительного натяжения можно было обеспечить надолго. В области зажима болтов толщина слоя лакокрасочного покрытия должна составлять не более 120 мкм на деталь. Болтовые соединения следует защищать от саморазвинчивания.

Самостоятельная диагностика

Описание седельно-сцепного устройства, его регулировка по высоте у тягачей

Чтобы не тратиться на СТО, можно провести проверку состояния на рабочем месте. Для чего потребуется:

  • Расцепить автопоезд. Закрепить колеса прицепа противооткатными опорами. Во время расцепления нужно обратить внимание на портативное управление опорных стоек, на состояние механизма, который препятствует касанию полуприцепа земли.
  • Визуально проверить детали сцепления полуприцепа грузового автомобиля на отсутствие повреждений.
  • Осмотреть дышло, и шарниры в месте фиксации рамы полуприцепа.
  • Сцепное оборудование должно во время работы двигаться легко, без пауз. Устройство закрепить, опору дышла поставить в нерабочий режим, затем провести контроль на прочность крепежа в данном положении.

Техническое обслуживание седла

Описание седельно-сцепного устройства, его регулировка по высоте у тягачей

Контроль состояния «пятого колеса» проводится минимум 2- 3 раза в месяц. Частый осмотр продлит эксплуатационные свойства ССУ. Поэтому рекомендуют:

  • Оценить надежность пружин крепления захватов к запорному кулаку.
  • Периодически плиту нужно обрабатывать маслом.

Надо ли регулировать

Регулировка седла на тягаче – одно из условий поддержания работоспособности механизма. Во время перевозок седло быстро изнашивается. Правильную работу плиты определить визуально невозможно, поэтому нужно знать некоторые причины и перечень частых поломок узлов грузовика. Характерный признак для проведения регулировки – появление стука при остановке и движения автопоезда.

Обратите внимание: Регулировка проходит быстро: нужно снять седло и при необходимости поменять резинки и втулки; тщательно промыть почистить место клина от грязи и засохшего масла.

Устранение зазоров

Вертикальные силовые опоры тягача не всегда под воздействием на каркас большого давления груза подвержены прогибам. Во время поворотов на седло идет большое давление, в перпендикулярном направлении, что сильно травмирует верхнюю часть плиты, на поверхности которой образуются небольшие зазоры. В процессе эксплуатации быстро изнашивается сцепной шкворень. Эта деталь требует отдельного ремонта у специалистов.

Зазоры седла марки York и Jost устраняются после поджимания клинов запора к шкворню. Манипуляции по удалению просветов проводят при помощи винтового управления или автоматической металлической пружиной.

Управление сцепкой

Описание седельно-сцепного устройства, его регулировка по высоте у тягачей

Производители предлагают несколько вариантов автоматизации сцепки-расцепки для обеспечения функций пневматической системы и датчиков.

Например, Georg Fisher – сенсорная система, которая обеспечивает безопасность. Процесс регулируют 2 датчика, которые следят за прочностью крепежа. Возникновение неполадок отображается при помощи сигналов, передающихся в автосалон машиниста, на панели авто загорается лампочка. Водитель может сам следить и регулировать состояние крепежа, ориентируясь по боковым зеркалам.

Высота седла у тягачей, положение замка, состояние сцепки – все операции регулируются датчиками, которые расположены в салоне.

Как продлить срок службы ССУ

Нет водителей, которые бы не мечтали исключить из профессиональных будней проведение капитального ремонта. Для продления срока эксплуатации и машины, и ССУ рекомендуют ежедневно соблюдать правила:

  • Перед движением после сцепления в прицеп удостовериться в плотной фиксации шкворня.
  • На поверхности седла перед сцеплением всегда должна быть смазка.
  • Покупать качественные смазочные вещества.
  • Один раз в 5 дней нужно проводить профилактику: отсоединить прицеп, почистить и смазать плитку, палец и системы запора. Использовать в обработке только густые, вязкие смазки.
  • Периодически нужно контролировать состояние механизмов и узлов (искать коррозии, вмятины и трещины); болты должны быть прочно натянуты.
  • Опорная часть седла очищается от старой смазки минимум раз в год.

Своевременное техническое обслуживание ССУ - основной фактор, продлевающий срок эксплуатации, как самой детали, так и автопоезда.

Особенности эксплуатации сцепного устройства тягача

устройство: что делать, чтобы оно прослужило как можно дольше, как часто проводить диагностику и куда обращаться при необходимости ремонта?

Особенности эксплуатации сцепного устройства тягача

устройство, или ССУ, не зря называют пятым колесом. Этот механизм выполняет очень важную работу, отличается выносливостью и износостойкостью, а к его конструкции предъявляются самые строгие требования.

или устройство соединяет тягач с полуприцепом. Его состояние напрямую влияет на такие параметры, как устойчивость, управляемость, манёвренность, плавность хода автомобиля. Поэтому при первых же признаках неполадок рекомендуется провести осмотр и, при необходимости, ремонт ССУ. Внимательное отношение к работе этого узла — залог сохранности груза и безопасности транспортного средства.

В этом материале мы рассмотрим основные тонкости эксплуатации и ремонта седла тягача, а также поговорим о возможных дефектах в работе устройства и о мерах, которые необходимо принимать для продления срока его службы.

Техническое обслуживание седла тягача

Прежде чем перейти к нюансам технического обслуживания сцепного устройства тягача, рассмотрим его конструктивные особенности.

ССУ состоит из механизма, плиты опоры и крепёжных элементов. Масса устройства сравнительно невелика: она может достигать 300 кг, при этом седло принимает на себя часть нагрузки от полуприцепа.

В зависимости от типа соединения выделяют полуавтоматические механизмы, когда сцепка осуществляется вручную, и автоматические, в которых за сцепление отвечает электроника. Сегодня нередко используют системы, оснащённые сенсорными датчиками: считываемая информация о состоянии узла передаётся на монитор в кабине водителя.

На каком бы из типов ССУ вы ни остановили свой выбор, для исправной работы механизма следует придерживаться следующих правил эксплуатации:

  • осуществлять сцепку и расцепку строго согласно инструкции;
  • соблюдать регламент технического обслуживания;
  • при первых признаках поломки проводить осмотр и, при необходимости, ремонт сцепного устройства.

Рабочий ресурс узла может достигать 2 млн километров и более — но, чтобы он прослужил так долго, нужно уделять должное внимание его обслуживанию. К тому же необходимо учитывать, что его составляющие подвержены естественному износу. Межсервисный интервал может отличаться в зависимости от требований производителя.

Чтобы необходимость в ремонте седла грузовика возникала как можно реже, рекомендуется проводить профилактические работы:

  • раз в неделю отсоединять прицеп, чтобы смазать плитку и механизмы запора;
  • контролировать затяжку болтов;
  • регулярно осматривать узел на предмет появления коррозии, трещин и прочих механических повреждений;
  • раз в год очищать опору сцепного устройства от старого смазочного вещества.

Причины поломок седельно-сцепного устройства

Нередко поводом для ремонта ССУ или устройства становится нарушение правил эксплуатации транспортного средства:

  • перегруз;
  • нарушение регламента установки самого устройства;
  • несовместимость ССУ и полуприцепа по массогабаритным характеристикам;
  • транспортировка неправильно или ненадёжно закреплённого груза.

Также среди наиболее распространённых причин поломок устройства можно назвать дефекты подвески полуприцепа и её некачественный ремонт, нарушение соосности колёс, использование неподходящих запчастей. И, как мы уже отметили выше, отдельные элементы узла со временем подвергаются естественному износу, что закономерно влияет на его функционирование.

Если вы наблюдаете следующие признаки, необходимо как можно скорее произвести осмотр узла:

  • люфт;
  • неустойчивость прицепа на дороге;
  • стук в задней части тягача.

Плохая устойчивость и подозрительные звуки, которые издаёт авто, могут свидетельствовать и о проблемах с подвеской. Но, если вы убедились, что она находится в оптимальном состоянии, велика вероятность того, что потребуется именно ремонт сцепного устройства.

Можно ли самостоятельно проводить диагностику ССУ?

При необходимости водитель может самостоятельно осмотреть седло тягача. Для этого необходимо расцепить автопоезд, подложив под колёса противооткатные упоры. Подчеркнём, что осуществлять расцепку и последующую сцепку необходимо согласно инструкции, — в противном случае есть риск повреждения механизма.

Проведите визуальную диагностику ССУ на предмет износа резинок и подушек, запорных деталей. Устаревшие расходники необходимо обновить. Далеко не всегда для этого требуется демонтаж устройства — отдельные элементы меняются достаточно легко. Если же предпринятые действия не помогли устранить тревожные симптомы в поведении авто или проблема оказалась серьёзнее, лучше не экспериментировать и обратиться за ремонтом устройства на станцию обслуживания грузовой техники.

В отдельных случаях может понадобиться замена плиты ССУ — если имеют место механические повреждения, либо если на её поверхности есть неровности.

Не рекомендуется производить замену плиты ССУ самостоятельно, так как это достаточно сложный технологический процесс. Специалисты сервиса оперативно проводят такие процедуры на разных видах полуприцепов.

Надо ли регулировать седло грузовика?

Наблюдаете перечисленные признаки неисправностей ССУ в работе транспортного средства? Некоторые сцепные устройства требуют регулировки. Однако важно проводить её совместно с регулировкой полуприцепа — это обязательное условие.

У каждого производителя свои особенности механизма регулировки седла, поэтому, не обладая должным опытом, лучше обратиться к профессионалам. Стоимость процедуры относительно невысока, зато результат будет гарантированно качественным.

Почему важен своевременный ремонт

Чтобы ответить на вопрос, почему важен своевременный ремонт седла грузовика, необходимо вернуться к характеристикам транспортного средства, на которые влияет состояние данного устройства.

Неисправности и дефекты в работе ССУ неизбежно повышают аварийность автомобиля. Как и в случае с любым другим узлом грузовика, вовремя не устранённые небольшие повреждения приводят к крупным поломкам. Например, механизм может попросту заклинить или, что ещё серьёзнее, оторвётся прицеп.

Главное — не эксплуатировать авто, если ощущается биение ССУ. Это является сигналом серьёзной поломки. При первой же возможности обратитесь в автосервис для диагностики и ремонта сцепного устройства.

Как продлить срок службы ССУ

Интенсивная работа, непростые условия на большей части территории страны не могут не оказывать влияние на состояние узлов и агрегатов коммерческого транспорта. Поэтому рано или поздно даже самое надёжное устройство потребует ремонта. Тем не менее, соблюдение некоторых правил позволит увеличить срок эксплуатации механизма.

Как продлить срок службы ССУ:

  • Проводите предрейсовую подготовку устройства — убедитесь в надёжности крепления седла к раме.
  • Избегайте интенсивного торможения при спуске.
  • Используйте только качественные смазочные материалы, рекомендованные производителем.

И ещё один важный момент: не пренебрегайте сроками планового ТО. В его регламент включена диагностика грузовика: специалисты осматривают и при необходимости проводят ремонт ССУ, замену плиты. Это лучшая гарантия того, что поломка не случится в самый неожиданный момент.

СТО, которой доверяют

Если потребуется профессиональная помощь в Омске и Омской области, обращайтесь за ремонтом седла тягача в «Целую фуру»: проведём диагностику, заменим изношенные детали, подберём сцепное устройство в сжатые сроки.

  • более 16 лет опыта работы с европейскими большегрузами;
  • 4000 квадратных метров производственных площадей, оснащённых по последнему слову техники;
  • комфортабельная зона отдыха для водителей и охраняемая стоянка;
  • удобство сотрудничества (при последующих обращениях вам не нужно диктовать данные авто — они будут занесены в нашу базу).

Мы понимаем, как важно для наших клиентов избегать длительного простоя техники. Наличие собственного склада запасных частей и расходников — оригиналов и аналогов от проверенных производителей — позволяет проводить ремонт сцепного устройства и любые другие работы максимально оперативно. Востребованные детали есть в наличии. Редкие, благодаря отлаженной логистике, доставляем в срок от суток.

«Целая фура» — это две сервисные станции, расположенные по адресам:

  • Омская обл., с. Троицкое, ул. 1-я Луговая, 9а;
  • Омск, ул. 10 лет Октября, 219.

Для записи воспользуйтесь формой на сайте или свяжитесь с нами по телефону 8 800 333 49 69.

Стоимость ремонта седла

Стоимость ремонта седла зависит от сложности и объёмов работ и определяется прайсом. Ознакомиться с ним можно в разделе «Цены на услуги» на нашем сайте. Также наши специалисты готовы проконсультировать вас и сориентировать по стоимости по номеру 8 800 333 49 69.

Регулировка седла полуприцепа: основные методы


Многим дальнобойщикам или хозяевам тягачей знакома ситуация, когда на дороге в зад машины словно что-то стучит. Стоит проверить подвески, рессоры и амортизирующие детали на тягачах. После чего нужно задуматься о проверке седельно-сцепного устройства (ССУ) или, как называют его профессионалы, – седла тягача. Если оно не в порядке, особенно в дороге, нужно знать, как самостоятельно отрегулировать узел, чтобы хотя бы добраться до ближайшей СТО.

Что это такое?

Седельно-сцепные устройства тягача – одни из разновидностей транспортно-соединительных деталей на тяговых машинах. Во время их изготовления непременно придерживаются всех технических требований, а при выполнении соединения – еще и требований правил уличного движения, техники безопасности. Если во время использования будет внесено любое изменение, право на эксплуатацию ТС прекращается. Поэтому, пытаясь наладить или отрегулировать ССУ на тягаче, необходимо придерживаться всех правил и рекомендаций.

Седло – основной компонент, который соединяет тягач с полуприцепом . По мере развития автостроительной сферы эти устройства совершенствуются и отвечают современным требованиям и нормам. Благодаря активному внедрению электронных систем и автоматизации на машинах использование тягачей стало максимально безопасным, ремонт – простым, а время, которое тратится на сцепку-расцепку, – минимальным.

Современные седельно-сцепные устройства включают целый перечень крайне важных компонентов, типа опорной плиты, разъемно-сцепного устройства и узла обеспечения гибкости.

Образование сцепной пары на тягаче происходит после того, как закрепленный на полуприцепе шкворень входит в прорезь плиты для опоры и фиксируется замковыми деталями.

В основном сегодня используется две разновидности механизмов для разъема и сцепления на ССУ тягача: одно- и двухзахватные. Первый вариант распространен на грузовиках европейских производителей (к примеру, Jost), второй – более характерный для автомобилестроения отечественного. Отличие в том, что двухзахватный механизм обеспечивает тяговые усилия, которые воспринимаются только захватами и пальцами, которые с ними сопряжены. А в однохватном еще и передаются на запорный кулак. Деталь, на которую возлагается максимальная ответственность, подвергается только сжимающим усилиям. Это, в свою очередь, обеспечивает дополнительную надежность и безопасность, которыми характеризуются седельно-сцепные устройства на тягаче.

Чтобы сцепление на тягаче было максимально гибким, у ССУ тягача позволено 3 степени свободы, которые обеспечат поворот полуприцепа, могут увеличивать качание и наклоны.

Виды устройств

Существует несколько разновидностей устройства, отличающихся разными характеристиками. Учитывая принцип соединения на автопоезде, они бывают следующими.

  1. Полуавтоматическими. Один этап сцепки проводится вручную.
  2. Автоматическими. Выполнение сцепления на машине полностью автоматизировано, осуществляется благодаря пневматическим и электронным устройствам.

Относительно количества захватов седла можно разделить на одно- и двухзахватные. О них мы говорили несколько выше. И последний параметр – разделение на степени свободы.

  1. С 2-мя. Благодаря такому строению, обеспечивается свободное продольное качение под определенным углом. Кроме того, полуприцеп на машине может поворачиваться в горизонтальной плоскости на 90 градусов (центр окружности – шкворень). Такое соединение на тягаче целесообразно использовать в условиях ровных дорог.
  2. С 3-мя. Дополнительно такой механизм на автомобиле имеет продольную ось, которая, кроме вышеперечисленных возможностей, дает тяжеловозу еще одну – выполнять поперечное качание. При этом угол отхождения не превышает 15 градусов. Подобная сцепка – обязательное условие на бездорожье.

Необходима ли регулировка?

Чаще всего о наличии проблемы в седле сигнализирует нехарактерный исходящий звук. Он появляется не только во время остановки, но и на протяжении всего движения. Регулировка требуется в обязательном порядке. Первое, что нужно сделать в этом случае, – снять седло, проверить резинки, втулки и при необходимости – заменить их. Не забываем о необходимости чистки места хождения клина.

В обязательном порядке стоит проверить, не изношены ли подушки седельно-сцепного устройства тягача. Для этого достаточно снять седло и определить, не лежит ли оно на подрамнике. Если да, пора менять старую подушку на новую.

Важное значение имеет состояние запорных деталей устройства. Если доступ к ним открыт, можно спокойно проводить регулировку. Почаще стоит осматривать ССУ на вероятность люфта, если он есть – седло либо регулируют, либо меняют на новое. Причиной люфта чаще всего выступают полимерные вкладыши на устройстве, которые находятся между основанием седла и кронштейнами. Ведь кто-то приобретает их новыми – в ремкомплектах тягача, а кто-то предпочитает экономить и покупает отработанные вкладыши, которые использовались на легковых автомобилях.

Во время эксплуатации, особенно длительной, внимания на тягачах заслуживают замки и сайлентблоки седла. Техническое обслуживание тягача всегда предполагает тщательную диагностику этих деталей на специализированной СТО.

Запомните! Эксплуатировать тягач и прицеп, если седло «бьет», ни в коем случае нельзя. Это грозит повреждением всех деталей замка седельно-сцепного устройства тягача. Специалисты уверяют, что обслуживаться седло должно каждые 5000 км пробега авто.

И еще. Регулировать ССУ необходимо вместе с полуприцепом. Регламент и все действия описаны в соответствующих руководствах к эксплуатации седельно-сцепного устройства разных производителей – некоторые нюансы могут меняться и не совпадать.

Если износились детали немонолитного седла тягача, и при этом гарантия на их эксплуатацию закончилась, используют проверенный годами способ – «наваривание» клина или губки, которые потом протачиваются. При износе цилиндрической поверхности опорной плиты наиболее верным решением будет обращение к токарю – он выточит новую «подковку» или наварит плиту и дальше обработает ее с помощью абразивного круга.

Основные неисправности, их причины и методы устранения

  1. ССУ тягача не закрывается. Причин такой поломки может быть несколько. К примеру, слишком высоко установленный шкворень. Проверьте, чтобы опорная плита находилась на одном уровне (или не более, чем на 50 мм отличалась по высоте) с ССУ. Среди других причин – неровно лежащая опорная плита, неправильный размер шкворня и так далее.
  2. Не получается открыть ССУ тягача. Чаще всего это происходит, если прицеп находится не на одном уровне с тягачом. Также подобная проблема может случиться при несвоевременном обслуживании устройства, когда его детали выходят из строя. В первом случае, чтобы поднять устройство, достаточно освободить замок ССУ, во втором – отогнать машину на СТО.
  3. ССУ тягача не остается в положении готовности. Скорее всего, деформирован запорный крюк или неисправна натяжная пружина. Детали подлежат срочной замене.
  4. ССУ тягача не остается в открытом положении. Причины – деформация стопора или неисправность пружины. Решение, как и в предыдущем варианте, замена деталей.
  5. ССУ тягача и полуприцеп взаимно перемещаются. При этом слышен характерный стук. Происходит это из-за излишнего люфта опоры или запорного механизма. Ситуацию должен оценить мастер и принять соответствующее решение.

Основные правила ухода за ССУ

Чтобы седельно-сцепные устройства тягача прослужили подольше, не выходя из строя, достаточно придерживаться простых правил ухода. Так, в обязательном порядке перед тем, как выезжать на линию, нужно проверять надежность крепления седельно-сцепного устройства тягача к раме авто. Также внимание обратить на то, в каком состоянии находятся захваты, запорный кулак и пружины защелки.

Обязательное условие – своевременное обслуживание машины на СТО. Детали, которые деформировались или износились в седельно-сцепном устройстве тягача, подлежат незамедлительной замене. Также не стоит забывать, что поверхность ССУ, захваты и кулаки необходимо чистить минимум раз в год. При этом старая смазка тщательно удаляется, а новая – наносится.

Читайте также: