Ремонт автобуса маз 103

Обновлено: 05.07.2024

Ремонт автобусов МАЗ на выезде

Ремонт автобусов МАЗ на выезде

Производятся они на Минском автомобильном заводе с 1992 года. На заре своей деятельности транспортные средства изготавливались в тесном сотрудничестве с немецкой фирмой-производителем подобной техники Neoplan. Но в дальнейшем компания создала собственное конструкторское бюро и отказалась от партнерства с немцами.

В настоящее время модельный ряд подобного пассажирского транспорта под этой маркой представлен техникой, предназначенной для перевозки пассажиров в разных режимах:

  • городском – МАЗ-101, МАЗ-103;
  • пригородном – МАЗ-226, МАЗ-256;
  • междугородном – МАЗ-231, МАЗ-232, МАЗ-241, МАЗ-251.
  • для перевозки в аэропортах – МАЗ-171.

Небольшая стоимость и достаточно высокое качество обеспечили этой технике востребованность и популярность у многих перевозчиков. Но, несмотря на то, что автобусы МАЗ являются достаточно прочными и надежными, они все же, как и прочая техника, выходят из строя по разным причинам.

Дорожно-транспортные происшествия, повышенный износ деталей и запасных частей приводит к необходимости ремонта, и требуется он зачастую в рабочих условиях в пути. Даже комплекс мероприятий, провидимых с целью предупредить поломку в пути, и не допустить ее возникновения, не дает 100 % гарантии и не спасает от неожиданных поломок.

Как быть в такой ситуации? Обратиться в сервисный центр, который занимается ремонтом автобусов МАЗ на выезде. Такие услуги перевозчикам и водителям предоставляет наша фирма.

Выездной ремонт автобусов МАЗ в Москве

Компания работает на территории г. Москва и области, при этом может по предварительной договоренности выехать и в другие регионы РФ. Мы работаем круглосуточно, поэтому независимо от того день на улице или ночь обеспечим вас качественными услугами по обеспечению ремонта автобусов МАЗ на выезде.

Ремонт автобусов МАЗ на выезде

В штате компании имеются работники всех необходимых для выполнения подобных работ специальностей. Выездная бригада комплектуется:

  • автомеханиками;
  • автослесарями; ;
  • диагностами;
  • сварщиками.

Они оснащаются необходимым оборудованием и инструментом, запасными частями и расходными материалами. С целью обеспечения оперативного восстановления работоспособности техники наши сотрудники при подготовке к выезду учитывают признаки неисправностей, информация о которых получается от клиента и особенности автобусов, ремонт которых требуется произвести на выезде.

Мы оперативно реагируем на любую заявку и приезжаем на место в сжатые сроки. Ремонт автобусов МАЗ производится с использованием только качественных запасных частей. Сотрудники компании берутся за работы любого уровня сложности независимо от условий их проведения и с успехом справляются с поставленными задачами.

Создание системы профилактики обслуживания и ремонта транспортных средств (на примере автобуса МАЗ-103) , страница 7

5. Строительство новых дорог и улучшение качества уже имеющихся.

В статье [34] рассматривается планово-предупредительная система (ППС) технического обслуживания и ремонта автомобилей, суть которой в том, что ТО осуществляется по плану, а ремонт — по потребности. В данной статье рассказывается в основном о недостатках планово-предупредительной системы.

В статье [35] перечислен перечень работ проводимых при регулярном техническом обслуживании для повышения безотказной работы автомобиля Hyundai.

В статье [36] приведен перечень работ проводимых при техническом обслуживании и ремонте системы охлаждения двигателя.

2 Сбор информации об отказах элементов автобуса МАЗ-103

Для курсового проекта была выбрана система охлаждения автобуса МАЗ 103, т. к. на данную систему приходится до 35% всех заявок.

2.1 Система охлаждения автомобиля МАЗ 103

На автобусах МАЗ 103 устанавливается двигатель Deuth BF6M 1013EC. Система охлаждения двигателя предназначена для охлаждения деталей двигателя, нагреваемых в результате его работы. Система охлаждения жидкостная, закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости Система охлаждения автомобиля МАЗ 103 представлена на рисунке 1. Система охлаждения двигателя объединена с системой отопления салона и рабочего места водителя. Оптимальная температура охлаждающей жидкости в системе при работающем двигателе (80-98 о С) поддерживается автоматически термостатами и производительностью вентиляторов, изменяющейся в зависимости от температуры охлаждающей жидкости и температуры надувочного воздуха.


1 – термостат; 2 – пароотводящая трубка; 3 – пробка заливной горловины бачка; 4 – соединительный шланг радиатора с бачком; 5 – расширительный бачок; 6 – горловина для заливки охлаждающей жидкости; 7 – радиатор; 8 – соединительный шланг бачка с патрубком водяного насоса; 9 – патрубок водяного насоса; 10 – водяной насос; 11 – перепускная трубка; 12 – отверстие для установки датчика температуры; I – выпуск воздуха при заполнении системы охлаждения во время прогрева предпусковым подогревателем;

II – отвод охлаждающей жидкости в радиатор; III – подвод охлаждающей жидкости из радиатора; IV – подвод охлаждающей жидкости к компрессору пневмотормозов; V – отвод горячей жидкости к отопителю кабины.

Рисунок 1 - Система охлаждения автомобиля МАЗ 103

2.2 Сбор статистических данных по отказам автобуса МАЗ-103

C помощью программы, учитывающей количество отказов на АТП, находим количество заявок по системе, а также время, которое было затрачено на устранения конкретных неисправностей. Зная общее число отказов за год и число отказов за месяц по конкретной системе, найдем статистику отказов системы охлаждения (рисунок 2).

Зная, что ставка рабочего составляет 180 руб./ч, найдем количество затрат по каждому месяцу на данную систему (рисунок 3).


Рисунок 2 - Статистика отказов системы охлаждения с августа 2010 по август 2011 гг.


Рисунок 3 – Количество затрат на устранения неисправностей системы охлаждения с августа 2010 по август 2011г.

В этом разделе рассмотрены те элементы системы охлаждения, которые имеют наибольшее количество отказов по всей системе охлаждения автобуса МАЗ-103.

Для сбора информации по отказам системы охлаждения автобуса МАЗ-103 необходимо воспользоваться программой учитывающей статистику отказов автобусов на АТП (см. рисунок 4).


Рисунок 4 – Сбор информации о заявках на обслуживание автобусов МАЗ-103

В данной программе по сбору информации, существуют модули ее первичной обработки. При использовании данных модулей представляется возможным отобрать информацию по определенным критериям: дате, пробегу, автобуса, периоду эксплуатации и др., пример представлен на рис.5.

re_maz_103_107

Руководство по эксплуатации* содержит сведения о конструкции, характеристиках автобусов МАЗ 103 и МАЗ 107, их составных частей и указания, необходимые для правильной и безопасной эксплуатации, технического обслуживания, текущего ремонта, хранения и транспортирования.

В первых трех разделах содержится информация по управлению и правилам эксплуатации автобуса. Так как эта информация предназначена в основном для водителя, то содержание первых трех разделов должно обязательно находиться в автобусе.

В четвертом и пятом разделах содержится информация по устройству и техническому обслуживанию систем и составных частей автобуса. Информация предназначена для обслуживающего персонала.

Устройство и порядок обслуживания составных частей и систем автобуса (двигателя, коробки передач, ПЖД, подогревателя воздуха, централизованной системы смазки, системы автоматического пожаротушения) приведены в эксплуатационной документации на эти составные части и системы.

Руководство разработано коллективом службы главного конструктора по автобусам ОАО «МАЗ».

Ответственный за выпуск Липский Н.А.

Свои замечания и предложения по содержанию Руководства высылайте по ад-

Сохраняется право печати за ОАО «МАЗ». Перепечатка, перевод и размножение, даже вы-

борочно, без письменного разрешения ОАО «МАЗ» запрещены .

* В дальнейшем Руководство

Настоящее Руководство по эксплуатации предназначено для водителей и обслуживающего персонала эксплуатирующих организаций. В нем содержится техническое описание и правила эксплуатации автобусов МАЗ 103 и МАЗ 107.

Руководство распространяется на автобусы различных комплектаций. Автобусы МАЗ 103 и МАЗ 107 – городской автобус общего назначения, катего-

рияМ3,классIсогласноклассификацииПравилЕЭКООН№107и ГОСТ31286 2005. Автобусы изготавливаются в климатическом исполнении У1 по ГОСТ 15150 и предназначены для эксплуатации по дорогам общей сети с усовершенствованным покрытием.

Обслуживание составных частей автобуса, выпускаемых другими предприятиями, следует производить в соответствии с указаниями инструкций по эксплуатации этих составных частей.

В данном Руководстве приняты некоторые условные обозначения и сокращения: АБС (ABS) – антиблокировочная система;

ПБС (ASR) – противобуксовочная система; АКБ – аккумуляторная батарея; БК – блок коммутации; БУ – блок управления;

ГМП – гидромеханическая передача; ГПВ – гидропривод вентилятора; ГУР – гидроусилитель руля; КЛ – контрольная лампа;

КИП – контрольно-измерительные приборы; КПП – коробка перемены передач; ПЖД – подогреватель жидкости двигателя; ПГУ – пневмогидроусилитель; ТДУ – трос дистанционного управления;

ЭФУ – электрофакельное устройство.

Руководстворазработанопосостояниюпроизводстваавтобусовна01.02.2014года. В связи с постоянной работой по совершенствованию автобусов, направленной на повышение их надежности, в конструкцию могут быть внесены изменения, не отраженные в настоящем издании.

Предостережение! Служит для указаний по технике безопасности, несоблюдение которых опасно для жизни и здоровья людей.

Служит для указаний на способы и приемы, несоблюдение кото- Внимание! рых может привести к нарушениям в работе изделия (риск пов-

реждения изделия), или требуется повышенная осторожность в обращении с изделием или материалами.

При работе на смотровой яме, а также в случае применения подъемных устройств, колеса автобуса должны быть надежно застопорены. При необходимости следует применять предохранительные подставки.

Перед проведением работ по ремонту или монтажу электрооборудования необходимо обесточить электрооборудование в целом.

Перед проведением любых работ в моторном отсеке и отсеке ПЖД, с целью исключения срабатывания системы автоматического пожаротушения, отключить АКБ от бортовой сети, отсоединив провод «массы» от клеммы АКБ.

Выполнение ремонта на автобусе с запущенным двигателем не допускается, за исключением производства контрольных и регулировочных работ, требующих включения двигателя (если работы проводятся в отсеке двигателя или ПЖД, то перед проведением работ необходимо отключить разъем питания базового блока системы автоматического пожаротушения).

Поскольку охлаждающая жидкость и тормозная жидкость ядовиты, следует строго соблюдать правила обращения с ними.

При проведении электросварочных работ на автобусе отключить АКБ от бортовой сети, соединить провода «+» и «-» между собой и разъединить разъемы электронных блоков управления (управления двигателем, АБС, ЭФУ, ПЖД и т.д.). Присоединять провод «массы» сварочного аппарата в непосредственной близости от места сварки. Запрещается прокладывать кабель сварочного аппарата параллельно электропроводке автобуса.

При проведении сварочных и сверлильных работ в местах укладки пластмассовых трубопроводов предохранять их от высоких температур (свыше 60 °C) и сварочных брызг. Не допускается наличие воздуха под давлением в пневмосистеме при ее ремонте, а также при проведении работ, связанных со сваркой и сверлением.

После ремонта сильно поврежденного автобуса перед его пуском в эксплуатацию выполнить все технические контрольные измерения, предусмотренные для автобуса.

Запрещается покидать рабочее место водителя при работающем двигателе и незадействованном стояночном тормозе.

Требования пожарной безопасности

Строго соблюдать требования безопасности, приведенные в Руководстве по эксплуатации «Система автоматического пожаротушения транспортного средства».

Строго соблюдать требования пожарной безопасности для предприятий и организаций, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств (на территории РБ – ППБ 2.06-2000).

В процессе ремонта приборов электрооборудования применение бензина и других взрывоопасных растворителей категорически запрещается. При проведении таких работ следует пользоваться неогнеопасными растворителями. Сборку необходимо выполнять после предварительной сушки деталей. Избегать попадания различных моечных растворов в соединительные панели, пучки проводов и обмотки приборов электрооборудования.

Не допускается скопление на двигателе и обшивке моторного отсека грязи, смешанной с маслом или топливом, не допускается оставлять в моторной шахте обтирочные материалы.

Запрещается курить и пользоваться открытым пламенем при работе в моторной шахте и отсеке ПЖД.

Запрещается эксплуатация автобуса при наличии подтекания топлива, масла и других эксплуатационных жидкостей, особое внимание обращать на герметичность системы гидропривода вентилятора.

Запрещается эксплуатация автобуса при повреждении изоляции проводов электрооборудования.

Запрещается разогревать двигатель открытым пламенем.

Запрещается использование открытого пламени в салоне и кабине водителя. Запрещается хранить и перевозить в автобусе горючие жидкости и газы. Запрещается во время эксплуатации и хранения автобуса наличие в моторном от-

секе и отсеке ПЖД любых материалов, не предусмотренных конструкцией автобуса. Запрещается движение со спущенным одним или двумя спаренными колесами. Запрещается эксплуатировать ПЖД и воздушные отопители в закрытых помеще-

ниях из-за опасности отравления и удушья.

Запрещается эксплуатировать ПЖД и воздушные отопители на автозаправочных станциях и в местах, где могут образовываться горючие пары и пыль (например, вблизи топливных, угольных, древесных складов и т.п.).

При появлении сигнала «ПОЖАР» на пульте управления системой автоматического пожаротушения у водителя во время движения водитель обязан:

– немедленно остановить автобус, открыть все двери, нажать кнопку аварийного выключателя, высадить пассажиров и удалить их на безопасное расстояние;

– действовать в строгом соответствии с требованиями Руководства по эксплуатации «Система автоматического пожаротушения транспортного средства».

– люк моторного отсека можно открывать не ранее, чем через 5 минут после включения системы пожаротушения (признак включения – выход белого аэрозоля из отсека) с целью исключения повторного возгорания из-за уменьшения концентрации аэрозоля вследствие его утечки и разбавления свежим воздухом;

– после тушения очага возгорания остатки аэрозоля удалить проветриванием, осевший аэрозоль удалить сухой или влажной протиркой;

– заходить в автобус можно только после проветривания салона.

К управлению автобусом допускать водителей, прошедших обучение правилам эксплуатации автобуса МАЗ 103/107. Особое внимание должно быть уделено изучению требований Руководства по эксплуатации «Системы автоматического пожаротушения транспортного средства».

Прежде чем приступить к эксплуатации автобуса, необходимо внимательно изучить его устройство, указания по эксплуатации, техническому обслуживанию и уходу, изложенные в данном Руководстве и Руководствах по эксплуатации составных частей автобуса.

Нормальная работа агрегатов и механизмов автобуса обеспечивается, если топливо, масла и другие эксплуатационные материалы применяются в соответствии с указаниями, приведенными в «Химмотологической карте» настоящего Руководства. Необходимо соблюдать объем и периодичность технического обслуживания, указанные в настоящем Руководстве, с корректировкой периодичности в зависимости от дорожных и климатических условий эксплуатации согласно ГОСТ 21624-81 с отражением проведенных работ в сервисной книжке.

В период обкатки автобуса строго выполнять указания, приведенные в данном Руководстве (раздел «Обкатка автобуса»), так как дальнейшая его работоспособность в большой степени зависит от того, насколько хорошо приработаются детали в начальный период эксплуатации.

Во время движения следить за показаниями контрольно-измерительных приборов и за сигналами контрольных ламп.

Не начинать движение автобуса при давлении воздуха в контурах пневматического привода тормозных механизмов ниже 550 кПа (5,5 кгс/см 2 ), т.е. пока не погаснут контрольные лампы, сигнализирующие о падении давления воздуха.

Запрещается движение автобуса «в накат» при неработающем двигателе и выключенной передаче, так как в этом случае резко возрастает усилие на рулевом колесе и не пополняется запас сжатого воздуха в пневмосистеме автобуса.

Запрещается запуск двигателя без масла и охлаждающей жидкости. Запрещается заливать масло выше верхней метки на щупе.

Запрещается открывать крышку с паровым клапаном на расширительном бачке. Запрещается запускать двигатель от внешнего источника питания присоедине-

нием проводов на клеммы стартера.

Запрещается использование зарядной станции или пускового устройства для пуска двигателя.

Запрещается начинать движение при работающем зуммере.

Запрещается эксплуатация автобуса с неисправным или отказавшим гидроусилителем рулевого управления.

Запрещается движение на спусках при выключенной передаче.

На спусках необходимо исключить движение автобуса при оборотах двигателя выше допустимых, т.е. стрелка тахометра не должна заходить на красную зону шкалы прибора.

Запрещается воздействовать на педаль подачи топлива при включенном моторном тормозе.

Запрещается отключать провода от выводов генератора и аккумуляторной батареи при работающем двигателе.

Во избежание повреждения привода механической КПП и привода сцепления запрещается оставлять после останова двигателя включенной передачу, а также выключать сцепление при отсутствии воздуха в контуре потребителей воздуха.

Утепление моторного отсека должно соответствовать температуре окружающего воздуха.

Примойкеавтобусазапрещаетсянаправлятьструюводынарешеткувоздухозаборника, а также на изделия электрооборудования и места соединения электропроводов.

В зимнее время при мойке автобуса запрещается направлять струю воды на тормозные аппараты. В случае замерзания конденсата в пневмоприводе тормозов запрещается отогревать аппараты, трубопроводы и воздушные ресиверы открытым пламенем.

Автобус оборудован системой, препятствующей началу движения при открытых дверях. В целях безопасности перевозки пассажиров настоятельно рекомендуем не эксплуатировать на городских маршрутах автобусы с выключенной или неисправной системой автоматического включения остановочного тормоза при открытых дверях пассажирского салона.

1 Общее описание автобусов, технические характеристики

1.1 Информационные данные автобуса

Идентификационный номер автобуса выбит в правой передней колесной арке на вертикальной полке перед передней осью, а также на заводской табличке, которая расположена на лицевой панели передка (справа от входа в переднюю дверь).

Структура идентификационного номера (VIN) имеет следующий вид: Y3М103465E0003906 (17 знаков), где:

Y – географическая зона РБ; 3 – международный код РБ;

М – международный код Минского автомобильного завода; 103065 (6 знаков) – обозначение модели (модификации) автобуса, где:

1 (4-й знак) – порядковый номер поколения автобуса (1-ое поколение); 0 (5-й знак) – код назначения автобуса (0 – городские автобусы); 3 (6-й знак) – порядковый номер модели;

Е (10-й знак) – год выпуска автобуса (D – 2013 г., E – 2014 г., F – 2015 г. и т.д.); 0003906 (последние 7 знаков) – порядковый производственный номер транспор-

На заводской табличке наряду с идентификационным номером также нанесены:

– фирменный знак Минского автомобильного завода;

– номер «Одобрения типа» транспортного средства;

– полная масса автобуса в кг;

– допустимая осевая нагрузка на каждую ось в кг;

– тип установленного двигателя.

Модель и производственный номер автобуса, модель и номер двигателя, а также номера узлов и агрегатов приведены в «Сервисной книжке», которая прикладывается к каждому автобусу.

1.2 Состав автобусов

Заводомпосостояниюна01.02.2014г.выпускаютсяавтобусыМАЗ103иМАЗ107 в комплектации, приведенной в таблице 1.1. Технические характеристики двигателей приведены в таблице 1.2, технические характеристики автобусов приведены в таблице 1.3, основные размеры – на рисунке 1.1.

МАЗ 103 – автобус с кузовом вагонной компоновки с задним, смещенным к левому борту расположением двигателя, с низким уровнем расположения пола. Автобус имеет колесную формулу 4х2. Задний ведущий мост классической компоновки со смещенным к левому борту редуктором, обращенным назад.

МАЗ 107 – автобус с кузовом вагонной компоновки с задним, смещенным к левому борту расположением двигателя, с низким уровнем расположения пола. Автобус имеет колесную формулу 6х2. Задний ведущий мост классической компоновки со смещенным к левому борту редуктором, обращенным назад. За ведущим мостом установлена дополнительная самоустанавливающаяся ось.

Пневматическая схема обеспечивает отдельное управление регуляторами положения кузова каждого борта. За счет применения такого решения возможен подъем всего кузова на величину хода отбоя амортизаторов и, при необходимости, опускание правого борта (книлинг).

По желанию заказчика может устанавливаться система централизованной смазки узлов трения.

Уходит городская легенда – МАЗ 103 снят с производства…

Не секрет, что массовое производство автобусов на Минском автомобильном заводе началось с тесного сотрудничества с немецкой компанией «Neoplan». Уже в 1993 году в Белоруссии начались полноценные испытания первого низкопольника МАЗ-Neoplan. В его основе лежала городская модель Neoplan 4014 – современная, низкопольная и… не слишком приспособленная к нашим реалиям.

Попытка легкой адаптации, вылившаяся в модель МАЗ 101, не принесла ожидаемого результата. Сложный портальный мост приносил массу проблем эксплуатационникам, а узкие проходы в задней части салона раздражали пассажиров и сводили на «нет» все удобство полностью низкопольной компоновки. В итоге конструкторы МАЗа засучили рукава, и на свет появился «ОН» – полунизкопольный МАЗ 103…

Выпуск автобусов МАЗ начался весьма забавно. По легенде, при выборе двигателя «мазовцы» по привычке обратились к своему давнему партнеру – компании MAN. Немцы приехали, посмотрели на чертежи и сказали: «Гуд, наш мотор подойдет». Однако на вопрос, можно ли его будет стыковать с отечественными коробками передач и обвешивать своими вспомогательными системами, был получен категорический отказ. Двигатель MAN можно использовать только с рекомендованными агрегатами. В Минске быстренько просчитали стоимость такого «немецкого» МАЗа и взялись за голову – очень дорого…

Но тут объявились французы – компания Renault радостно предложила использовать свои моторы. На тот же вопрос: «А можно ли…?», иностранцы уверенно закивали головами: «Делайте, что хотите, только двигатели покупайте!». И не успели гости из Франции выкатиться с территории завода, как… обратно вернулся MAN!

«Ну, нельзя же так по живому резать старую дружбу, – говорят. – Берите наши моторы, и дело с концом!». «Мазовцы» руками разводят: «Дорого. А ваши моторы с нашими «коробками» использовать нельзя, так что…». Но немцы уже «переобулись» и клятвенно заверили, что их двигатели будут надежно работать с любыми агрегатами.

Транспортное средство было произведено белорусскими производителями еще в 1996 году. Спустя десятки лет заметно обновлено это заметно по улучшению салона и не только.

Самое главное, на чем хотелось бы заострить свое внимание оформление стало более современное. К тому же технические характеристики заметно возросли.

Автобус МАЗ 103 полунизкопольная машина большого класса, именно она предназначена для перевозки людей в городских условиях. Кроме этого автотранспорт славится ездой по пригородным маршрутам, где преобладает большая интенсивность пассажиров.

Технические характеристики

При первом же осмотре можно заметить, что уровень пола в автобусе понизился. Все из-за того, что двигатель расположен в задней части, поэтому посадка пассажиров значительно упрощена. Кроме того, транспорт стал более комфортным.

Что любопытно, конструкция оснащена крепким цельнометаллическим кузовом, это формирует надежный «скелет» автобуса. Так же в транспортном средстве присутствует система автоматического пожаротушения.

Следует добавить, что автобусы поколения МАЗ 103 могут развивать максимальную скорость 110 км/ч.

МАЗ 103 65

Салон

Что касается числа сидячих мест, то оно имеет разницу от 21 до 39. Хотя общая вместимость пассажиров будет больше в несколько раз. В результате транспорт в часы пик способен вместить до ста человек.

Нужно добавить, что кресла в автобусе раздельные, они размещаются в четыре ряда. Сдвоенные посадочные места идут по левому борту, а одиночные по правой стороне.

Если заглянуть в зону для водителя, то тут ничего сверх естественного. Хотя есть все необходимое для удобной работы водителя: универсальная панель приборов и комфортное кресло.

Модельный ряд

Существует множество модификаций этой модели: МАЗ 103 465, МАЗ 103 486 и 103 485. Все они, конечно же, отличаются друг от друга. Но изменения небольшие:

  • количество сидячих мест для пассажиров;
  • всевозможные варианты оснащения трансмиссии;
  • разные коробки передач, которые имеют прекрасные технические характеристики.

Ниже приведены характеристики МАЗ 103 465.

МАЗ 103

У МАЗ 103 486 по сравнению с МАЗ 103 485 установлен более мощный двигатель. Силовой агрегат отвечает экологическому стандарту Евро 5 на замену Евро 4.


Для регионов, где достаточно холодные зимы, есть возможность приобрести машину в улучшенном исполнении. В транспорте будет отопитель высокого качества, а еще утепленные двойные стекла.

Руководство по эксплуатации

Что касается силовой установки, то двигатель находится в заднем свесе. Он располагается под углом 9 градусов к продольной оси автотранспорта. Получается, что он находится слева в вертикальном моторном отсеке. Двигатель занимает достаточно много места, но благодаря четырем опорам безопасно прикрепляется к каркасу.

Следует также отметить, что имеется жидкостная система охлаждения. Она соединена с системой отопления всего салона, а также с местом водителя.


Цена и преимущество

Приобрести автобус можно на автомобильном рынке. С 2017 года начальная цена идет от 7 500 000 рублей. Транспорт, конечно, не особо выделяется на фоне других аналогов. Однако он все же может похвастать следующими достоинствами:

  • системой пожаротушения;
  • достаточным отоплением салона;
  • подогревом двигателя;
  • наличием громкой связи и множеством других функций, которые имеют современные машины.

МАЗ 103

Автобус удачно соединил в себе комфорт, удобство и оптимальную стоимость. Наверное поэтому транспорт пользуется огромным спросом не только в России. Удивительно, но он знаменит в европейских странах, а также в Белоруссии и Украине.

Обзор автобуса МАЗ-103

Передняя часть автобуса МАЗ-103

Белорусский МАЗ-103 представляет собой низкополый (уровень пола 360 мм) автобус большого класса, задача которого заключается в перевозке пассажиров по городским направлениям. Производство автобусов на Минском заводе началось в 1992 году, когда компания подписала лицензионный договор с одним европейским производителем автобусов. Первые модели были построены полностью из импортных деталей, что сильно завышало цену автобусов. Руководители компании решили с этим бороться, внедряя комплектующие собственного производства, упрощая конструкцию и подстраивая ее под окружающие реалии.

Содержание:

Все это привело к презентации новой модели в 1996 году, количество импортных деталей в автобусе не превышало 8%. В первоначальном виде автобус производился до 2006 года, когда состоялся его рестайлинг.

Дизайн и размеры МАЗ-103

Фото автобуса МАЗ-103 сзади

Кузов автобуса несущий и цельнометаллический, имеет вагонный тип строения. Как крыша, так и боковины автобуса полностью представляют собой цельнометаллические листы, а передняя часть выполнена из стеклопластика. Совместно со вклеенными стеклами это создает оптимальную жесткость кузова с высокой степенью безопасности для пассажиров.

Тип дизайна также можно назвать вагонным. Передняя часть автобуса представлена небольшим бампером, в углы которого интегрированы небольшие «кругляши» противотуманных фар, а над ними с уменьшением размера расположились еще несколько раздельных «кругляшей» ближнего, дальнего света и повторители поворота. Ветровое стекло в центре разделено на две части с большой щеткой очистителя для каждой стороны. В самой верхней части МАЗ-103 находится большое электронное табло рейсоуказателя со сменными маршрутными табличками.

В профиль автобус имеет расширенные колесные арки, большие боковые зеркала заднего вида с вертикальным ориентированием, в верхней части так же находится еще одно табло рейсоуказателя, а подоконная линия ближе к задней части поднимается.

Белый автобус МАЗ-103

Задняя часть преимущественно закрыта цельным листом металла, есть фальш-решетка радиатора и схожая с передними фонарями задняя оптика.

Габариты соответствуют классу и имеют следующие значения:

  • Длина составляет – 11 985 мм;
  • Ширина – 2 500 мм;
  • Высота находится в диапазоне – 3 120-3 400 мм;
  • Расстояние между осями – 6 140 мм;
  • Полная масса – 18 т.

Автомобиль доступен в двух модификациях. Первая предназначена для городского использования, а вторая для пригородного.

Салон кабины

Кабина автобуса весьма просторна и комфорта. Для посадки и высадки используются три цельностеклянных двери, ширина каждой из которых составляет 1.2 метра. Сиденья в МАЗ-103 пластиковые с тканей обивки. Имеется отопитель и система вентиляции. Также опционально можно установить кондиционер. Водительское кресло имеет мягкое наполнение и выраженную для автобусных кресел поддержку. Все органы управления на расстоянии вытянутой руки. Приборная панель не имеет выраженного козырька, а все датчики и показатели расположены на ровной поверхности.

Фото салона МАЗ-103

В зависимости от модификации автобус способен единовременно перевозмть различное количество пассажиров. Городская модификация имеет 19-30 сидячих мест и всего 82-98 мест.

Технические характеристики

Силовая гамма моторов МАЗ-103 разнообразна. Доступны комплектации, как с дизельными рядными «шестерками», оснащенными турбонаддувом, так и моторы, работающие на газу, которые также представлены 6-цилиндровыми вариантами.

Дизельные силовые агрегаты оснащаются современной системой впрыска топлива Common Rail, а в зависимости от модификации моторы отвечают экологическим стандартам «Евро-5» и «Евро-6».

Фото мотора Mercedes-Benz OM906LAG

Фото мотора Mercedes-Benz OM926LAG

Дизельные моторы немецкого производства Mercedes-Benz OM906LAG и OM926LAG представлены с разными объемами, мощностью и крутящим моментом:

  • Объем 6.4-7.7 литра;
  • Мощность 285-320 л.с.;
  • Крутящий момент – 1100-1300 Нм.

Газовый мотор развивает от 279 до 302 л.с., а крутящий момент составляет от 1000 до 1200 нм.

Вся эта мощность переваривается за счет АКПП Allison, ZF и Voith Diwa, которые распределяют ее на задние колеса. Максимальная скорость зависит типа двигателя составляет 93-105 км/ч.

Зеленый автобус МАЗ-103 сзади

Ходовая – спереди устанавливаются амортизаторами с двумя упругими элементами, а сзади – рессорная система с четырьмя пневмобаллонами. Все тормоза МАЗ-103 имеют дисковые механизмы и пневматический привод, а рулевое управление оснащается гидроусилителем.

В зависимости от комплектации и модификации новые и трехлетние модели продаются в ценовом диапазоне 6 500 000-8 000 000 рублей.

Минский завод выпускает отличный автобус для перевозки пассажиров, в котором используются минимум европейских комплектующих, что существенно снижает цену автобуса. Он полностью адаптирован под условия и климат стран СНГ, а простота конструкции МАЗ-103 обеспечивает превосходную надежность.

Видео


Роман Родионов 19 ноября, 2019

Эксперт в области автомобилей и сельхозтехники с большим опытом в сфере и ремонте

Ремонт автобуса маз 103

ремонт автобусов маз
Автобусы МАЗ на протяжении многих лет пользуются огромной популярностью на территории нашей Республики. И большой количество используемых автобусов МАЗ предполагает потребность в специализированных СТО, где специально обученные люди, имеющие к тому же огромный опыт работы с такими автобусами, качественно и профессионально выполнят ремонт.

Наша компания предоставляет профессиональные услуги по выполнению ремонта любой сложности автобусов МАЗ следующих марок:

Автобусов МАЗ 107;
Автобусов МАЗ 226;
Автобусов МАЗ 231;
Автобусов МАЗ 241;
Автобусов МАЗ 103;
Автобусов МАЗ 251;
Автобусов МАЗ 256;
Автобусов МАЗ 152.

Наша специализированная СТО выполнятет следующие виды ремонтна автобусов МАЗ:

Ремонт двигателя ( текущий, капитальный, частичный ремонт с тестированием навесного оборудования и восстановлением узлов и агрегатов); Ремонт КПП, (с делителем и без), (текущий, капитальный, частичный ремонт с восстановлением узлов и агрегатов) с ремонтом и регулировкой системы управления; Ремонт и восстановление полу - автоматических и автоматических КПП с ремонтом и регулировкой системы управления; Подвеска (текущий, капитальный, частичный ремонт с восстановлением узлов и агрегатов); восстановление реактивных тяг; Ремонт и восстановление системы охлаждения и её элементов ( мойка, проверка, очистка и ремонт радиаторов, интеркуллеров, радиаторов охлаждения, промывка систем охлаждения, заправка вискомуфт, замена ремкомплектов водяного насоса; Проверка и восстановление герметичности систем наддува, ремонт турбин; Ремонт и восстановление тормозной системы любой сложности(проточка барабанов, восстановление тормозных валов и ступиц); Компьютерная диагностика; Ремонт каркаса салона и несущей фермы,, замена и восстановление отдельных элементов корпусов и подвески; Полное восстановление после ДТП; Замена кузовных элементов и восстановление целостности различных конструкций; Ремонт и восстановление элементов систем выпуска и дожига отработанных газов; Подготовительные работы для прохождения технического осмотра, переоборудование каркасных систем и др; Тестирование и ремонт различных систем электрооборудования с последующим ремонтом любой сложности; Тестирование, ремонт и восстановление пневматического и электропневматического оборудования с последующим ремонтом любой сложности; ЕТО, ТО 1, ТО 2 и др. виды ТО по согласованию с заказчиком; Предпродажная подготовка; Монтаж и демонтаж дополнительного оборудования с усилением несущих элементов конструкций и переоборудованием пневмосистем и электрооборудования; Восстановление системы смазки узлов и агрегатов; Ремонт и восстановление центральной смазки Предоставление качественных зап.частей с гарантией

МАЗ-256. Техническое обслуживание автобуса


Надежность и долговечность автобуса в решающей степени зависят от своевременности и качества проведения технического обслуживания (ТО).
ТО должно проводиться обученным, квалифицированным персоналом с соблюдением требований и рекомендаций настоящего Руководства и Инструкций по обслуживанию составных частей.
Работы, связанные с обслуживанием и регулировкой приборов системы электрооборудования, пневмопривода тормозов и дверей, гидравлических систем должны выполнять специалисты, хорошо знающие их устройство и особенности обслуживания.
Разборка и ремонт снятых с автобуса агрегатов и аппаратов этих систем должны производиться в специальных мастерских, оснащенных необходимым инструментом и оборудованием для проведения обслуживания и контроля выполненных регулировок.

МАЗ-256. Виды и периодичность технического обслуживания
В начальный период эксплуатации после пробега 800-1200 км проводится разовое техническое обслуживание, основным назначением которого является предупреждение неисправностей выполнением профилактических крепежных, регулировочных и смазочных работ. Учитывая, что в начальный период эксплуатации происходит интенсивная приработка и взаимоустановка элементов конструкции, эти работы следует выполнить с особой тщательностью.
Техническое обслуживание автобуса в основной период эксплуатации по периодичности и выполняемым работам подразделяется на следующие виды:
- ежедневное обслуживание (ЕО);
- первое техническое обслуживание (ТО-1), через каждые 5000 километров пробега;
- обслуживание после обкатки (ТО-1000), производимое после первых 1000. 1500 километров пробега;
- второе техническое обслуживание (ТО-2), через каждые 20000 километров пробега, но не реже двух раз в год;
- сезонное обслуживание (СО), совмещаемое с очередным ТО-2.
Периодичность обслуживания приведена для I категории условий эксплуатации и должна корректироваться в зависимости от категории условий эксплуатации автобуса согласно «Положению о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта» и ГОСТ 21624-81.
Коэффициенты изменение периодичности ТО для наиболее распространённых условий эксплуатации автобуса приведены в таблице 5.1.
Таблица 5.1 - Коэффициент корректирования периодичности ТО в зависимости от категории условий эксплуатации

За пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой и холмистой местности, по дорогам с цементобетонным и асфальтобетонным покрытием.

За пределами пригородной зоны в гористой местности, а также в малых городах (до 100 тыс. жителей) и в пригородной зоне (во всех типах рельефа, кроме горного) по дорогам с цементобетонным и асфальтобетонным покрытием. За пределами пригородной зоны (во всех типах рельефа, кроме горного),

а также в малых городах и в пригородной зоне на равнинной местности по дорогам с покрытием из битумоминеральных смесей.

За пределами пригородной зоны во всех видах рельефа, кроме гористого и горного, по дорогам со щебеночным и гравийным покрытием.

За пределами пригородной зоны, в малых городах и в пригородной зоне (горная местность), а также в больших городах (более 100 тыс. жителей), по дорогам с цементобетонным и асфальтобетонным покрытием.

За пределами пригородной зоны (горная местность), в малых городах и пригородной зоне (во всех типах рельефа, кроме равнинного), а также в больших городах (во всех типах рельефа кроме горного), по дорогам с покрытием из битумоминеральных смесей.

За пределами пригородной зоны в гористой и горной местности, в пригородной зоне и улицах малых городов, улицы больших городов (все типы рельефа кроме гористого и горного), имеющие щебеночное и гравийное покрытие.

Улицы больших городов, имеющие покрытия из битумоминеральных смесей (горная местность), щебеночные и гравийные покрытия (гористая и горная местность).

Основным назначением ЕО является общий контроль за состоянием узлов и систем, обеспечивающих безопасность, а также поддержание надлежащего состояния пассажирского салона и внешнего вида автобуса.

Назначением первого, второго и сезонного технического обслуживания является выявление и предупреждение неисправностей своевременным выполнением контрольно-диагностических, крепежных, регулировочных и смазочноочистительных работ.

Сезонное техническое обслуживание проводится два раза в год при подготовке автобуса к эксплуатации в зимний и летний периоды.

В послегарантийный период обслуживание двигателя, коробки передач, Пжд, воздушного отопителя, климатической установки производить согласно инструкций заводов-изготовителей соответствующих составных частей.

Ежедневное Обслуживание (ЕО)

Перед выездом на линию, до запуска двигателя, проверить:

укомплектованность аварийными принадлежностями (аптечка, огнетушители, молотки для разбивания стекол);

функционирование привода дверей;

состояние пассажирского салона, крепление сидений, поручней, верхних панелей салона;

уровень масла в поддоне двигателя;

наличие топлива в топливном баке (по указателю уровня топлива);

уровень охлаждающей жидкости (по контрольной лампе на щитке приборов). Не реже одного раза в неделю при холодном двигателе провести визуальный контроль уровня охлаждающей жидкости, при необходимости долить по край заливной горловины расширительного бачка;

уровень жидкости в бачке омывателя стекол.

Проверить визуально состояние шин, давление в шинах и крепление колес, при необходимости подтянуть гайки регламентированным моментом. Давление в шинах контролировать по показаниям шинного манометра не реже одного раза в неделю, при необходимости довести давление до нормы.

После запуска двигателя проверить:

свободный ход рулевого колеса;

функционирование приборов световой и звуковой сигнализации, контрольноизмерительных приборов, контрольных ламп, стеклоочистителя и стеклоомывателя. Кроме этого рекомендуется осмотреть площадку под автобусом, чтобы выявить возможные течи масла, топлива или охлаждающей жидкости по их следам на поверхности стояночной площадки (подтекание масла, топлива или охлаждающей

жидкости не допускается).

Сразу после начала движения, на сухой дороге с твердым покрытием, проверить работу рабочего и стояночного тормозов, сцепления и привода переключения передач .

После возвращения в парк необходимо произвести уборку пассажирского салона и мойку автобуса.

Обслуживание После Обкатки

По окончании обкатки (через 1000 км пробега):

Выполнить рекомендации по обслуживанию силового агрегата (двигателя, сцепления и коробки передач), предусмотренные инструкцией по эксплуатации после обкатки.

Выполнить в полном объеме все работы (включая смазочные), предусмотренные техническим обслуживанием ТО-1, и крепежные работы, предусмотренные всеми видами технических обслуживаний;

заменить масло в ведущем мосту (см. химмотологическую карту). При смене масла рекомендуется промывать картер дизельным топливом или керосином, а магниты сливных пробок очистить от металлических отложений;

подтянуть гайки крепления дисков колес;

подтянуть наружную гайку резервуара амортизаторов подвески;

проверить люфт и при необходимости отрегулировать подшипники ступиц колес;

подтянуть болты крепления силового агрегата.

ПЕРВОЕ Техническое Обслуживание (ТО-1)

При проведении ТО-1 выполнить все операции ежедневного обслуживания и дополнительно провести работы, приведенные в табл. 5.2. Порядок проведения работ описан в разделе 4 настоящего Руководства.

ВТОРОЕ Техническое Обслуживание (ТО-2)

При проведении ТО-2 выполнить все работы, предусмотренные ТО-1 и 2ТО-1 и дополнительно провести работы, приведенные в таблице 5.3. Порядок проведения работ описан в разделе 4 настоящего Руководства.

СЕЗОННОЕ Обслуживание (СО)

Подготовку автобуса к эксплуатации в зимний и летний периоды рекомендуется совмещать с очередным ТО-2, при этом дополнительно выполнить следующие работы:

осенью и весной заменить ГСМ и технические жидкости, соответствующими сезону;

провести обслуживание ПЖД в соответствии с Инструкцией по эксплуатации ПЖД;

проверить плотность охлаждающей жидкости, при необходимости откорректировать. Произвести замену охлаждающей жидкости с периодичностью, приведенной в Инструкции по эксплуатации двигателя;

слить отстой из топливного бака;

заменить осушающий элемент осушителя воздуха (перед зимним периодом);

один раз в год возобновить защитное покрытие днища автобуса.

Таблица 5.2 – Перечень работ ТО-1

Провести обслуживание силового агрегата (двигателя, сцепления и коробки передач) в соответствии с инструкциями по эксплуатации.

Проверить состояние и герметичность соединений впускного тракта от воздушного фильтра к двигателю

Система должна быть герметичной

Проверить состояние и герметичность приборов и трубопроводов систем питания топливом двигателя, ПЖД и воздушного отопителя

Подтекание топлива не допускается

Проверить функционирование привода подачи топлива и останова двигателя, при необходимости отрегулировать

Проверить функционирование и герметичность системы охлаждения двигателя и системы отопления. Проверить целостность уплотнительного кольца пробки заливной горловины на расширительном бачке

Подтекание охлаждающей жидкости не допускается

Проверить состояние и герметичность узлов и трубопроводов гидропривода сцепления. При проведении первого ТО-1 заменить жидкость в гидроприводе сцепления

Подтекание жидкости не допускается

Проверить свободный ход педали сцепления и при необходимости отрегулировать

Свободный ход педали должен составлять 2…5 мм

Проконтролировать затяжку гаек крепления фланцев карданной передачи, промопоры

Момент затяжки гаек должен быть 160…200 Нм

Проверить герметичность соединений и уплотнений картера заднего моста и коробки передач

Подтекание масла не допускается

Проверить состояние сапунов ведущего моста и коробки передач, при необходимости очистить

Проверить состояние и герметичность узлов, трубопроводов и шлангов системы ГУР

Подтекание масла не допускается

Проверить люфт в шарнирах рулевого управления. При необходимости устранить

Проверить шплинтовку гаек шаровых пальцев рулевых тяг, болтов крепления рычагов к поворотным кулакам, пальцев вилок тормозных камер и при необходимости устранить неисправности

Гайки, болты и пальцы должны быть зашплинтованы

Проверить герметичность всех контуров пневмосистемы привода тормозов автобуса

Утечка воздуха не допускается

Проверить функционирование осушителя воздуха и влагомаслоотделителя

Проверить ход штоков тормозных камер, при необходимости отрегулировать. Проверить крепление тормозных камер и энергоаккумуляторов

Проконтролировать затяжку гаек крепления колес, проверить состояние дисков и ободьев колес

Гайки должны быть затянуты моментом 450…500 Нм.

Провести обслуживание АКБ

Провести обслуживание климатической установки

Проверить и при необходимости подтянуть все внешние резьбовые соединения

Провести смазку составных частей автобуса

В соответствии с химмотологической картой

Проверить после обслуживания работу двигателя и приборов, а также функционирование рулевого управления и тормозных систем контрольным пробегом или на посту диагностики.

через одно ТО-1 (2ТО-1)

Провести обслуживание воздушного фильтра.

Крепление, состояние и герметичность системы выпуска отработавших газов, функционирование моторного тормоза

Проверить люфт подшипников ступиц передних колес, при необходимости произвести регулировку подшипников

Таблица 5.3 – Перечень работ ТО-2

Проверить крепление кронштейнов и амортизаторов подвески силово-

го агрегата, состояние опор двигателя

Провести обслуживание силового агрегата (двигателя, сцепления и

коробки передач) в соответствии с инструкциями по эксплуатации

Проверить крепление турбокомпрессора

Проверить функционирование датчика уровня охлаждающей жидко-

Отрегулировать положение задней поддерживающей опоры на короб-

Слить отстой из топливного бака.

Очистить сердцевины радиаторов от наружных загрязнений

Проверить крепление пневмогидравлического усилителя

Проверить рабочий ход педали и функционирование сцепления

Рабочий ход педали должен

составлять 120…130 мм

Проверить и при необходимости отрегулировать привод переключе-

Проверить состояние шарниров карданного вала и отсутствие люфта

в них, проверить люфт в шлицевом соединении

Проверить функционирование блокировки дифференциала

Проверить люфт и при необходимости отрегулировать подшипники

ступиц колес ведущего моста

Проверить целостность центровых болтов рессор и затяжку гаек стремянок, болтов крепления рессор, гаек крепления амортизаторов

Не должно быть продоль-

ного и поперечного сдвига листов рессор

Проверить и, при необходимости, подтянуть крепеж кронштейнов и

хомутов топливного бака, ресиверов пневмосистемы

Проверить свободный ход и усилие поворота рулевого колеса при

Проверить люфт в шарнирах карданного вала рулевого управления

Проверить и при необходимости отрегулировать схождение колес

Проверить толщину тормозных накладок через смотровые отверстия

в щитках тормозных механизмов и, при необходимости, накладки заменить

Проверить состояние рамы шасси и каркаса кузова

Детали рамы и кузова не

должны иметь трещин, изломов, ослабления заклепочных соединений

Проверить внешним осмотром состояние электропроводки (крепление

пучков проводов, отсутствие их провисания и потертостей). Особое внимание уделить жгутам в моторном отсеке и в отсеке АКБ

Проверить состояние и надежность крепления штекерных соединений

Проверить затяжку гаек на силовых выводах генератора и стартера

Проверить и при необходимости отрегулировать световой поток фар

Проверить работу ПЖД и работу вентиляторов системы отопления

на всех режимах, очистить отсеки салонных отопителей от мусора и пыли

Проверить состояние лакокрасочного и антикоррозионного покрытий,

сидений, оборудования салона и надписей

Проверить функционирование и плотность закрытия люков крыши

Проверить после обслуживания работу двигателя и приборов, а также

действие рулевого управления и тормозных систем контрольным пробегом или на посту диагностики

через одно ТО-2 (2ТО-2)

Проверить состояние упорных подшипников передней оси

Заменить смазку в ступицах колес передней оси и ведущего моста,

произвести регулировку подшипников ступиц колес

Под хранением автобусов понимается содержание технически исправных, полностью укомплектованных и специально подготовленных автобусов в состоянии, обеспечивающем их сохранность и приведение в готовность в определенный срок.

Постановке на длительное хранение подлежат все автобусы, эксплуатация которых не планируется на срок более трех месяцев, а в особых климатических условиях (районы Крайнего Севера, влажные и сухие тропики) – более одного месяца.

Автобус желательно хранить в чистом вентилируемом помещении или под навесом. При хранении на открытой площадке шины, рулевое колесо, резиновые и пластмассовые детали необходимо предохранять от прямого воздействия солнечных лучей. При хранении автобуса более трех месяцев рекомендуется ввести его в кратковременную эксплуатацию (осуществить пробег автобуса на расстояние не менее 10 км с доведением температуры масел и технических жидкостей до эксплуатационной) и,

после выполнения работ в объеме ТО-1, поставить на следующий срок хранения.

Повторение ввода в эксплуатацию производить через каждые три месяца хранения.

В случае постановки автобуса на длительное хранение произвести следующие операции:

выполнить работы в объеме ТО-1;

установить автобус на время хранения под навес;

залить топливо в топливные баки;

ослабить натяжение приводных ремней;

щетки стеклоочистителей снять и хранить отдельно в отапливаемом помещении;

проверить состояние дренажных отверстий в наружной светотехнике, отверстия должны быть чистыми.

Заклеить липкой лентой:

входное отверстие воздухоочистителя;

выходное отверстие выхлопной трубы;

нижнюю крышку люка картера сцепления;

сапуны заднего моста и коробки передач;

окна генератора (со стороны коллектора) и проем между шкивом и корпусом генератора;

резонаторы звукового сигнала. Покрыть защитной смазкой:

открытые клеммы электрооборудования (клеммы аккумуляторных проводов, клеммы на болтах массы, клеммы в ящике контактора и блоке коммутации), не допуская попадания смазки на изоляцию проводов;

шток силового цилиндра гидроусилителя;

открытые рабочие поверхности шлицевого конца карданного вала. Провести работы по подготовке к хранению аккумуляторных батарей.

Принять меры для разгрузки шин и пневмобаллонов подвески. Если автобус не устанавливается на подставки, то через каждые 10 дней его необходимо перемещать.

Для подготовки автобусов к хранению применяются следующие материалы:

защитные смазки УНЗ (ГОСТ 19537-83);

липкая лента (миткаль, смоченный в защитной смазке).

Автобусы могут транспортироваться железнодорожным транспортом, водным транспортом, или своим ходом. Вид транспорта оговаривается договором или контрактом на поставку.

При подготовке автобусов к транспортированию должны выполняться требования, изложенные в ГОСТ 26653-90 «Подготовка генеральных грузов к транспортированию».

С автобусов, отправляемых потребителям, могут сниматься и укладываться в кабину отдельные легкосъемные детали и узлы. Перечень и место их укладки должны быть указаны в упаковочном листе. Упаковочный лист должен быть помещен в кабине водителя на ветровом стекле.

При выполнении погрузочно-разгрузочных работ, связанных с транспортированием любыми видами транспорта, должны применяться приспособления, исключающие возможность повреждения автобуса и его лакокрасочного покрытия.

Размещение и крепление автобуса на открытом железнодорожном подвижном составе должно выполняться в соответствии с требованиями И 37.160.272-97 и

«Техническими условиями погрузки и крепления грузов. МПС СССР» (М., Транспорт, 1969).

После установки и закрепления автобуса на платформе необходимо отключить клемму массы от аккумуляторной батареи и затормозить автобус стояночным тормозом.

Читайте также: