Ремонт обгонной муфты тнвд камаз

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

Ремонт обгонной муфты тнвд камаз

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 2.3.


РЕМОНТ АВТОМАТИЧЕСКОЙ МУФТЫ ОПЕРЕЖЕНИЯ ВПРЫСКА ТОПЛИВА ДВИГАТЕЛЯ КамАЗ-740

Общая трудоемкость — 65,0 чел. мин.

Исполнитель — слесарь по ремонту топливной аппаратуры 3-го разряда

ОБОРУДОВАНИЕ, ПРИБОРЫ, ИНСТРУМЕНТ

РАЗБОРКА АВТОМАТИЧЕСКОЙ МУФТЫ ОПРЕЖЕНИЯ ВПРЫСКА ДВИГАТЕЛЯ КамАЗ-740

Трудоемкость — 16,5 чел. мин.

1. Установить ТНВД в сборе с муфтой на стенд (стенд для проверки и регулировки ТНВД).

2. Зафиксировать от проворачивания муфту ключом 3 (рис. 1) установить в паз гайки 2 ключ 4 и отвернуть гайку 2 крепления муфты на кулачковом валу ТНВД (ключ для снятия-установки корпуса муфты, ключ для гайки крепления муфты).

3. Завернуть в муфту съемник 2 (рис. 2) и снять с помощью съемника муфту опережения впрыска топлива с кулачкового вала ТНВД (ключ для снятия-установки корпуса муфты, съемник).

4. Отвернуть винты 13 с шайбами 12 из корпуса и слить масло из корпуса муфты (отвертка 8 мм, емкость для сбора масел).

5. Установить корпус муфты на подставку 6 (рис. 3), зажатую в тисках, завернуть в подставку шпильку 5, установить шайбу 3 и закрепить гайкой 2 (тиски слесарные, подставка под муфту, ключ гаечный кольцевой 19 мм, шпилька).

6. Расчеканить ведомую полумуфту в двух местах и ключом 1 отвернуть корпус муфты в сборе с манжетой и пружиной. Расчеканку производить так, чтобы сохранить опорный уплотняющий торец ведомой полумуфты (ключ для снятия-установки корпуса муфты, подставка, тиски, верстак слесарный, зубило, молоток).

7. Снять уплотнительное кольцо 3 (рис. 4) корпуса муфты с ведомой полумуфты (отвертка 8 мм).

8. Снять ведущую полумуфту 9 в сборе со втулкой 6 и манжетой 8 с крышкой со ступицы ведомой полумуфты 1 (отвертка 8 мм).

9. Снять проставки 5 с пальцев грузов 4 (отвертка 8 мм).

10. Снять с осей грузов ведомой полумуфты грузы 4 муфты в сборе и шайбы 2. Грузы муфты раскомплектованию не подлежат, поэтому необходимо сохранить спаренность грузов для последующей установки (отвертка 8 мм).

11. Снять ведомую полумуфту 1 в сборе с приспособления (приспособление).


12. Вынуть из грузов стаканы 15 пружины, регулировочные прокладки 16, пружины 17, шайбы 18 и упорные кольца 19 (верстак слесарный, отвертка 4 мм, съемник для стопорных колец).

13. Выпрессовать манжету 11 с пружиной 10 в сборе из корпуса 14 муфты (верстак слесарный, оправка Д„„ = 84 мм, fl„aj> = 94 мм, L=30 мм, молоток).

14. Вынуть манжету 8 в оборе с пружиной 7 из ведущей полумуфты (отвертка 6,5 мм, верстак

15. Выпрессовать втулку 6 из ведущей полумуфты (оправка ДвН = 34 мм, Д„ар=43 мм).

МОЙКА ДЕТАЛЕЙ Трудоемкость — 4,0 чел. мин.

16. Промыть детали автоматической муфты (ванна для мойки деталей, пистолет воздушный).

ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ МУФТЫ

17. Продефектовать детали автоматической муфты в соответствии с картой дефектовки № 2.4. и заменить изношенные детали новыми.

СБОРКА АВТОМАТИЧЕСКОЙ МУФТЫ

Трудоемкость — 40,0 чел. мин.

18. Установить ведомую полумуфту 1 на приспособление 1 (приспособление для разборки-сборки, тиски).

19. Смазать трущиеся детали муфты моторным маслом М-10 Г2к ГОСТ 8581-78 (масленка).

20. Установить на оси ведомой полумуфты шайбы 2 (рис. 4) и грузы 4 муфты в сборе. Грузы устанавливать одной группы (по статическому моменту). Грузы должны свободно вращаться на своих осях. Заедания и местные прихватывания не допускаются.

21. Проверить зазор в сопряжении груза 4 муфты с осью. Зазор в сопряжении груза муфты с осью не должен превышать 0,240 мм (набор щупов № 2).

22. Установить проставки 5 на пальцы грузов. Проставки должны свободно вращаться на своих пальцах. Заедания и местные прихватывания не допускаются.

23. Запрессовать втулку 6 в ведущую полумуфту (верстак слесарный, оправка: ДвН=34 мм, Д„ар= 43 мм, молоток).

24. Запрессовать манжету 8 в сборе с пружиной 7 в отверстие муфты (оправка Де„=34 мм, fl„,p= 43 мм, молоток).

25. Установить в стакан 15 регулировочные прокладки 16, пружины 17 и шайбы 18.

26. Установить в направляющие отверстия грузов стопорные кольца 19 (съемник для стопорных колец).

27. Установить ведущую полумуфту в сборе на ступицу ведомой полумуфты.

28. Установить в направляющие отверстия грузов стаканы 15 в сборе с шайбами 16, 18 и пружиной 17. Стаканы должны перемещаться в отверстиях свободно, без заеданий.

29. Проверить зазор между проставкой 5 и профильной поверхностью грузов 4 и при необходимости отрегулировать его. Зазор должен быть не более 0,15 мм. При сведенных до упора поворотом ведущей полумуфты грузах один из зазоров должен быть не более 0,1 мм, другой — равен нулю. Зазоры регулировать подбором проставок (набор щупов № 2).

30. Запрессовать манжету 11 в сборе с пружиной 9 в корпус 14 муфты. Запрессовать манжету так, чтобы корпус муфты был заподлицо с внутренней торцевой поверхностью манжеты (молоток, оправка Д„ар=94 мм, Двн=84 мм).

31. Установить в выточку ведомой полумуфты 1 резиновое уплотнительное кольцо 3 (отвертка 4 мм).

32. Навернуть на ведомую полумуфту 1 в сборе корпус 14 муфты и затянуть его. Перед установкой корпуса обеспечить равные зазоры между корпусом и стаканами пружин при сведенных до упора грузах. Разность зазоров должна быть не более 0,2 мм. Величина момента затяжки корпуса муфты 250-280 Н.м (25-28 кгс.м) (ключ для снятия установки корпуса муфты, набор щупов № 2, ключ динамометрический ПИМ-1754 0-400 Н.м).

33. Снять автоматическую муфту опережения впрыска топлива в сборе с подставки под муфту (подставка под муфту, ключ гаечный кольцевой мм).

34. Залить в муфту масло М 10Г2к ГОСТ 8581-78, применяемое для двигателя до появления его в другом отверстии и завернуть винты 13 с шайбами 12 (масленка, отвертка 8 мм).

35. Установить муфту в сборе на конус кулачкового вала ТНВД, совместив прорезь в муфте со шпонкой на валу ТНВД, и завернуть гайку крепления муфты с величиной момента затяжки гайки 100-120 Н.м (10-12 кгс.м) ключ для гайки крепления муфты, головка для гайки крепления муфты, ключ динамометрический ПИМ-1754, ключ для снятия-установки корпуса муфты).

36. Установить ТНВД в сборе с автоматической муфтой опережения впрыска топлива на стенд, проверить характеристики муфты и при необходимости отрегулировать углы разворота. Характеристики муфты должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 1. При несоответствии характеристики муфты значениям, приведенным в таблице 1, углы разворота муфты отрегулировать прокладками 16, установленными одновременно равной толщины под каждую пружину 17. Для этого необходимо выполнить работы 1—6, 12, 24, 27, 31—34. Увеличение суммарной толщины прокладок уменьшает угол разворота муфты (стенд для испытания ТНВД).

37. Подтянуть корпус муфты и зачеканить ведомую полумуфту в двух местах. Величина момента затяжки корпуса муфты 250-280 Н.м (25-28 кгс.м), (ключ для снятия-установки корпуса муфты, кернер, молоток, ключ динамометрический ПИМ-1754).


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 2.4.
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ АВТОМАТИЧЕСКОЙ МУФТЫ ОПЕРЕЖЕНИЯ ВПРЫСКА ТОПЛИВА ДВИГАТЕЛЯ КамАЗ-740

ТНВД Камаз: устройство, принцип работы и ремонт

ТНВД – это Топливный Насос Высокого Давления. Ставиться он на дизельные двигатели и предназначен для подачи топлива в топливную систему под высоким давлением, для наилучшего сгорания его в цилиндрах.

Устройство ТНВД

Рис.1 - Подробная схема всех элементов топливного насоса для автомобилей Камаз с двигателем 740.


Принцип работы

Из бака, через фильтр грубой очистки, с помощью топливного насоса низкого давления топливо, по топливопроводу, поступает сначала в фильтр тонкой очистки, а потом на вход в ТНВД. От коленвала двигателя передается крутящий момент на топливный насос, а точнее на кулачковый вал, который в свою очередь приводит в действие толкатели. Толкатели давят на пружины, которые поднимают плунжер. Плунжер закрывает впускной клапан, топливо подается на форсунки, которые распыляют его уже в цилиндрах. Кулачковый вал, проварачиваясь дальше опускает плунжер, открывая, тем самым, поступление топлива в ТНВД и процесс повторяется.

Вроде бы ничего сложно, однако, это не совсем так. Любой ТНВД это очень сложный механизм, основой которого являются плунжерные пары. Их изготавливают с очень высокой точностью. Одна такая пара состоит из цилиндра и поршня, который, перемещаюсь и создает высокое давление в системе.

ТНВД двигателя Камаз 740 представляет собой V-образное устройство, в каждой половине которого находится по 4 плунжерные пары. Внизу корпуса насоса находится кулачковый вал, на который от коленвала и передается крутящий момент. Кулачки на валу передают поступательные движения на поршни каждой пары. Работа поршней ТНВД строго синхронизирована с работой поршней самого двигателя с помощью пружинных толкателей.


В конструкции каждой плунжерной пары есть несколько клапанов, как впускных так и выпускных и специальных канавок для отвода лишнего топлива. За направлениями потока топлива отвечают специальные автоматически клапанные механизмы.

Возможные неисправности в работе ТНВД и их ремонт

В топливном насосе двигателя Камаз 740 высокое давление создается за счет очень плотного прилегания поршня в цилиндре плунжерной пары. В случае какого либо нарушения этой плотности в топливной системе падает давление и двигатель вообще может не запуститься или работать не ровно, с перебоями. Длительную и безаварийную работы ТНВД в первую очередь обеспечивает качественное дизельное топливо. Для дизельных моторов это одно из главных условий успешной эксплуатации. Внимательно отнеситесь к выбору АЗС, на которой заправляетесь.

Для того, чтобы двигатель КАМАЗ и ТНВД работали исправно и долго своевременно проводите все необходимые регламентные работы по их техническому обслуживанию, а особое внимание стоит уделить замене топливных фильтров, как грубой, так и тонкой очистки. Старайтесь покупать оригинальные расходные материалы у официальных дилеров или в авторизированных сервисных центрах.

Как и у любого механизма у ТНВД есть свой ресурс, который он в любом случае со временем выработает. Но инженеры Камаза разработали ремонтопригодный агрегат, который можно восстановить, заменив изношенные детали. Но ремонтировать топливный насос высокого давления стоит на специализированных станциях, которые оборудованы стендом проверки топливной системы под давлением. Такое оборудование поможет выявить как явные, так и скрытые неисправности. После проведения ремонта ТНВД должен пройти ряд стендовых испытаний и точную настройку вместе топливными форсунками.

Основные причины выхода ТНВД из строя

  • Вода в топливной системе. Причин появления воды в системе может быть несколько: некачественный или изношенный топливный фильтр; большой процент воды в дизельном топливе; нарушение герметичности топливопровода из-за чего образуется конденсат внутри на трубках.
  • Механические примеси в топливе. Примеси могут появляться опять же из-за плохих топливных фильтров. Так же рекомендуется периодически проводить очистку топливного бака от образований парафина и т.п. отложений.
  • Плохие смазывающие качества дизельного топлива. Причина этого может скрывать в применение не сертифицированных присадок. Не поддавайтесь рекламе и не добавляйте в топливо ничего лишнего, чего не рекомендует производитель.
  • Не герметичный топливопровод. В этом случае идет постоянный подсос воздуха в систему, повышающий коэффициент трения в плунжерных парах, что приводит к их быстрому износу.

Самые часто встречающиеся неисправности

  • Неравномерная подача топлива. Причина скорее всего кроется в поврежденной плунжерной паре. Так же рекомендуется проверить клапаны топливного насоса, а также работу форсунок.
  • Повышенный расход топлива. Причина банальна – повреждения топливопровода.
  • Запаздывает впрыск. Проблема может скрываться в регулировочном болте толкателя или в поврежденном кулачковом вале.

Видео, подробно описывающее работу топливной систему двигателя Камаз 740.

Регулировка подачи топлива

Как снять ТНВД

  1. отсоединить тросики ручного управления рычагом остановки двигателя и рычагом управления регулятором,
  2. снимите тягу управления подачей топлива,
  3. отсоедините все трубопроводы подвода топлива к насосу, отводящий и дренажный трубопроводы и трубопровод от фильтра тонкой очистки топлива,
  4. отсоедините трубку для подвода масла к насосу и, масло отводящую трубку,
  5. выкрутите стяжной болт переднего фланца ведущей полумуфты и два болта ведомой полумуфты (для того, чтобы выкручивать болты было удобно нужно провернуть коленвал через люк картера сцепления),
  6. отсоедините топливопроводы факельных свечей,
  7. снимите топливопроводы высокого давления,
  8. отсоедините трубку, которая подводит воздух к рабочему цилиндру вспомогательного тормоза,
  9. открутите четыре болта, которые крепят ТНВД,
  10. снимите собственно сам насос.

Порядок разборки

  • вывернуть винты крепления задней крышки регулятора частоты вращения и снять крышку в сборе с насосом низкого давления;
  • снять автоматическую муфту опережения впрыска топлива, используя приспособление И-801.16.000. Сначала отвернуть гайку 2 (рис. а) крепления муфты. Для этого вставить отвертку 4 в паз гайки и, удерживая муфту 1 от вращения, ключом 3 отвернуть гайку. Затем, вворачивая в муфту съемник 5 (рис. б), снять муфту;


  • распломбировать и вывернуть винты крепления защитных кожухов секций ТНВД и снять кожуха;
  • распломбировать и вывернуть болты крепления верхней крышки регулятора и снять крышку;
  • вынуть ось рычага регулятора и снять рычаг регулятора с рычагом муфты грузов, муфтой, пружиной регулятора и рычагом пружины;
  • снять стопорное кольцо и державку грузов в сборе;
  • вывернуть пробки реек, вынуть втулки реек, затем сами рейки, предварительно расстопорив их;
  • отвернуть гайки крепления секций ТНВД, снять стопорные шайбы штуцеров секций и вынуть секции ТНВД и толкатели плунжеров;
  • расшплинтовать и отвернуть гайки и, используя съемник И-801.26.000, снять эксцентрик привода насоса низкого давления, ведущую шестерню регулятора и промежуточную шестерню;
  • снять второй подшипник с оси промежуточной шестерни;
  • выбить шпонки с носка и хвостовика кулачкового вала, снять крышку заднего подшипника, вынуть кулачковый вал в сборе с подшипниками и снять крышку переднего подшипника;
  • используя съемник И-801.30.000, снять подшипники с кулачкового вала;
  • секции ТНВД и топливоподкачивающий насос низкого давления разобрать в приспособлении И-801.20.000. Для выпрессовки нагнетательного клапана секции ТНВД использовать приспособление И-801.21.000.

Сборка и установка ТНВД после ремонта

Сборка ТНВД, как и положено, проводится в обратном порядке. Чтобы установить подшипники на кулачковый вал используется приспособление И-801.27.000. Свободный ход вала должен быть не больше 0,1 мм, делается это путем подбора регулировочных прокладок под крышку переднего подшипника кулачкового вала.

Установка ТНВД:

  • проверните коленвал до его положения, которое соответствует началу впрыска топлива в первый цилиндра (фиксатор находится в зацеплении с маховиком), проверьте, чтобы метка I на заднем фланце ведущей полумуфты привода должна быть вверху;
  • установите топливный насос на двигатель, совместив при этом метки II на корпусе насоса и муфте опережения впрыска топлива;
  • затяните болты крепления насоса;


Рис.3 - Порядок затяжки болтов крепления, топливного насоса высокого давления

  • не нарушая взаимного расположения меток, затяните верхний болт ведомой полумуфты привода, переставьте фиксатор в мелкий паз, проверните коленвал на один оборот и затяните второй болт ведомой полумуфты, затяните стяжной болт переднего фланца полумуфты;
  • установите крышку люка картера сцепления;
  • подсоедините трубопроводы высокого давления, маслоподводящую и маслоотводящую трубки, трубку подвода воздуха к пневмоцилиндру вспомогательного тормоза, трубопроводы низкого давления, тягу управления подачей топлива, тросики ручного управления рычагом останова и рычагом управления регулятором.

После установки ТНВД запустите двигатель и болтом отрегулировать минимальную частоту вращения холостого хода, которая не должна превышать 600 об/мин.

Ремонт обгонной муфты тнвд камаз

Вывернуть винты 6 (рис. 37) и слить масло. Расчеканить ведомую полумуфту 1 в двух местах, обеспечив сохранность опорного уплотняющего торца ведомой полумуфты. Установить муфту на подставку 6 (рис. 38) и специальным ключом 3 отвернуть корпус 5 (см. рис. 37). Снять ведущую полумуфту 7, пружины 12, регулировочные прокладки 11, проставки 10 и грузы 2. Учитывая, что грузы муфты при установке в узел подбирают по статическому моменту, необходимо сохранять парную комплектность деталей. Выпрессовать манжеты 8 и 9, используя оправки, из корпуса 5 муфты и ведущей полумуфты 7.

После разборки проверить техническое состояние деталей муфты опережения впрыска.


Рис. 37. Муфта опережения впрыска:

1 - ведомая полумуфта; 2 - груз муфты; 3 - ось груза; 4 - уплотнительное кольцо; 5 - корпус; 6 - винт; 7 - ведущая полумуфта; 8, 9 - манжеты; 13 - проставка; 11 - регулировочные прокладки; 12 – пружина


Рис. 38. Разборка и сборка муфты опережения впрыска:

1 - рукоятка; 2 - установочный палец; 3 - ключ; 4 - шток ключа; 5 - штифт; 6 - подставка; 7 - муфта опережения впрыска

Корпус муфты

Корпус необходимо проверить на герметичность, для этого заглушить одно из маслосливных отверстий, а ко второму подвести сжатый воздух под давлением 0,02-0,03 МПа (0,2-0,3 кгс/см2) и погрузить муфту в ванну с дизельным топливом. Пропуск воздуха через соединения не допускается.

Ведомая полумуфта

Полумуфта, имеющая изношенный шпоночный паз, подлежит замене новой.

Проверить радиальное перемещение между выступами ведущей полумуфты в прорезями соединительной шайбы привода, которое не должно быть более 0,3 мм, а зазор в соединении груза муфты с его осью - 0,24 мм.

Сборка муфты

Регулировка топливного насоса высокого давления и требования к оборудованию для регулировки

От тщательности и качества регулировки параметров топливного насоса в большой степени зависят мощностные и экономические показатели двигателя, а также надежность его работы. Поэтому регулировка топливного насоса должна выполняться квалифицированными работниками и на специальном оборудовании. Топливные насосы рекомендуется регулировать на стендах NC-101, NC-108, изготовляемых народным предприятием "Motorpal" (Чехословакия), MD 12 -предприятием "Mirkos" (ВНР), A1027 - австрийской фирмой "Aridmann Maier " и других, аналогичных по конструкции.

Регулировка насоса производится с комплектом проверенных форсунок, закрепленных за секциями. Они устанавливаются на двигатель в порядке их закрепления за секциями насоса. При этом регулируются начало подачи топлива секциями насоса, ее величина и равномерность.

Начало подачи топлива регулируется без автоматической муфты опережение впрыска по началу его движения в моментоскопе (рис. 39) и определяется углом поворота кулачкового вала насоса при вращении его по часовой стрелке (если смотреть со стороны привода). Первая секция правильно отрегулированного насоса начинает подавать топливо за 37-38 градусов до оси симметрии профиля кулачка. Для ее определения необходимо зафиксировать на лимбе момент начала движения топлива в моментоскопе при повороте кулачкового вала по часовой стрелке. Затем нужно повернуть его по часовой стрелке на 90 градусов и зафиксировать на лимбе момент начала движения топлива в моментоскопе при повороте вала против часовой стрелки. Середина между двумя зафиксированными точкам и будет осью симметрии профиля кулачка.

Если угол, при котором первая секция начинает подачу топлива, условно принять за 0°, то остальные секции должны начать подавать его в следующем порядке:

Секция 13624578
Угол поворота кулачкового вала, град04590135180225270315

Неточность интервала между началом подачи топлива любой секцией насоса относительно первой должна составлять не более 0°20'.

Начало подачи топлива регулируется болтом толкателя. При вывертывании болта топливо начинает подаваться раньше, при ввертывании - позже. После регулировки необходимо застопорить регулировочный болт гайками.

Величина и равномерность подачи топлива секциями насоса высокого давления регулируются совместно с комплектом форсунок и топливопроводов высокого давления длиной (415±3)мм. Объем внутренней полости каждого из последних должен составлять (1,3±0,1) см3 и определяться при заполнении топливом.

Рис. 39. Устройство моментоскопа:

1 - стеклянная трубка; 2 - переходная трубка; 3 - отрезок топливопровода высокого давления; 4 - шайба; 5 - накидная гайка

Для регулировки величины и равномерности подачи необходимо в приведенной ниже последовательности проверить:

Рис. 40. Регулировка минимальной частоты вращения холостого хода

Рис. 41. Вывертывание корпуса буферной пружины

Установка топливного насоса высокого давления на двигатель.

При установке топливного насоса метки на муфте 1 (рис. 43) опережения впрыска и ведущей полумуфте 2 привода топливного насоса должны быть расположены с одной стороны.

После закрепления топливного насоса высокого давления на блоке цилиндров нужно проверить осевые зазоры между торцами кулачков ведущей полумуфты и торцом муфты опережения впрыска, а также зазоры между кулачками муфты опережения впрыска и задним торцом полумуфты. Эти зазоры не должны быть менее 0,3 мм для каждого из четырех кулачков. Отсутствие торцового зазора в приводе топливного насоса может привести к выходу из строя подшипников насоса и заклиниванию муфты опережения впрыска топлива.

Торцовый зазор регулируется осевым перемещением полумуфты привода топливного насоса по валу при ослабленной гайке стяжного болта. По окончании регулировки гайку надежно затягивают и зашплинтовывают, после чего устанавливают угол опережения впрыска топлива по моментоскопу.

После пуска двигателя регулируют минимальную частоту вращения холостого хода коленчатого вала в пределах 550-650 об/мин. Для этого следует вывернуть корпус буферной пружины на 2-3 мм, ослабив контргайку; болтом ограничения минимальной частоты вращения (рычаг управления должен упираться в этот болт) отрегулировать минимальную частоту вращения до появления небольших колебаний частоты вращения коленчатого вала двигателя (при ввертывании болта частота вращения двигателя увеличивается, при вывертывании - уменьшается); отвернуть корпус буферной пружины до исчезновения неустойчивости частоты вращения. Нельзя ввертывать корпус буферной пружины до совмещения его торца с торцом контргайки. После регулировки надо застопорить гайками болт минимальной частоты вращения и корпус буферной пружины.

Рис. 42. Вывертывание винта кулисы:

1 - винт двуплечего рычага; 2 - винт кулисы

Рис. 43. Установочные метки:

1 - муфта опережения впрыска; 2 - ведущая полумуфта

Установка угла опережения впрыска топлива

Этот угол устанавливается по моментоскопу, помещенному на штуцер 1-й секции топливного насоса высокого давления. Величина угла опережения впрыска должна быть для двигателей ЯМЗ-238Ф - 23°, ЯМЗ-238Л - 18°.

Угол опережения впрыска топлива необходимо устанавливать в следующем порядке:

Если в начале движения топлива в трубке риски еще не совместились, следует отвернуть болты и провернуть муфту валика привода топливного насоса на фланце против направления ее рабочего вращения, после чего затянуть болты крепления и снова проверить, правильно ли установлен угол опережения впрыска. Несовпадение рисок должно быть не более одного деления или 1° поворота коленчатого вала.

Если в начале движения топлива в трубке риска уже прошла совмещенное положение, муфту валика привода необходимо провернуть в направлении ее рабочего вращения.

Смещение муфты валика привода относительно ее фланца на одно деление соответствует четырем делениям на маховике или крышке шестерен распределения.

По окончании регулировки угла опережения надо затянуть болты крепления муфты, а взаимное положение рисок периодически проверять при техническом обслуживании двигателя. 3 случае изменения их взаимного положения требуется отрегулировать угол опережения.

Рис. 44. Совмещение рисок на шкиве коленчатого вала и крышке корпуса шестерен распределения:

1 - крышка шестерен распределения; 2 - шкив коленчатого вала; А - направление вращения коленчатого вала

Рис. 45. Совмещение рисок на маховике с указателем на картере маховика:

1 - указатель на картере маховика; 2 - маховик; 3 - картер маховика; А - направление вращения коленчатого вала

Ремонт обгонной муфты тнвд камаз

Муфта опережения впрыски­вания топлива служит для обеспече­ния экономичной работы двигателя на раз­личных скоростных режимах

При возрас­тании частоты вращения коленчатого вала она автоматически увеличивает угол опе­режения и тем самым обеспечивает доста­точное время для сгорания топлива, а при снижении частоты вращения уменьшает этот угол.

муфта опережения впрыска топлива КамАЗ

Муфта состоит из двух полумуфт: веду­щей 1 (рис.1) и ведомой 13.

Ведомая полумуфта 13 закреплена на конической поверхности переднего конца кулачкового вала топливного насоса шпонкой и гайкой с шайбой, ведущая пулумуфта 1 - на ступице ведомой полумуфты (может поворачиваться на ней).

На ведомую полумуфту навернут корпус 5, объединяю­щий детали муфты.

Грузы 11 свободно на­деты на пальцы, запрессованные в ведомую полумуфту.

Пружины 8 удерживают грузы на упоре во втулку 3. Этой втулкой веду­щая полумуфта свободно надета на ци­линдрический выступ ведомой полумуфты.

Проставки 12, закрепленные на осях, вы­полненных заодно с полумуфтой, располо­жены между пальцами грузов и их криво­линейными поверхностями В.

Крутящий момент от привода ТНВД пе­редается на ведущую полумуфту 1, кото­рая через проставки 12, грузы 11 и оси 16 грузов вращает ведомую полумуфту 13, за­крепленную на носке кулачкового вала ТНВД.

При малой частоте вращения коленча­того вала грузы под действием пружин 8 находятся в сведенном до упора во втулку 3 состоянии, а ведомая полумуфта занима­ет определенное положение относительно ведущей.

Как только частота вращения ко­ленчатого вала начинает превышать 1200 об/мин, возникающие центробежные силы грузов 11 превышают усилия предвари­тельно сжатых пружин 8. Вследствие этого грузы начинают расходиться, поворачи­ваясь на осях 16.

Проставки 12 под действием раздвига­ющихся вместе с грузами пальцев повора­чиваются вокруг своей оси.

Упираясь про­фильной поверхностью в криволинейную поверхность и скользя по ней к центру, проставки проталкивают грузы в сторону вращения.

Ведомая полумуфта вместе с валом насоса разворачивается по ходу вращения муфты, увеличивая угол опережения впрыскивания топлива.

При номинальной частоте вращения грузы рас­ходятся до упора, обеспечивая наибольший угол разворота полумуфт, равный 4°30', что соответствует увеличению установоч­ного угла (при неработающем двигателе) опережения впрыскивания топлива на 9° поворота коленчатого вала.

Когда частота вращения вала снижается, грузы сближа­ются под действием пружин 8, уменьшая угол опережения.

Для смазывания трущихся поверхно­стей муфты в нее заливают 0,16 л моторно­го масла через отверстия в корпусе, закры­тые пробками.

Под действием центробеж­ных сил масло поступает ко всем трущимся поверхностям деталей, причем наиболее нагруженные сопряжения (проставка — поверхность В груза, груз — ось, простав­ка — ось) находятся в масляной ванне.

Перечень частых поломок ТНВД КамАЗа и способы их устранения

Топливный насос высокого давления

Устройство и принцип работы

Устройство ТНВД включает в себя такие механизмы, как:

  • корпус насосного отсека;
  • корпус крышки подшипника топливного насоса высокого давления;
  • шланг подкачки;
  • плунжерная пара и толкатель плунжера;
  • пружинные элементы;
  • регулятор выбора режимов и фильтры грубой и тонкой очистки;
  • штуцер системы слива и впрыска топливной жидкости;
  • регулятор впрыска горючего;
  • клапан редукционного типа;
  • клапан электромагнитного типа, который необходим для перекрытия подачи топлива;
  • рейка, форсунка и полумуфта.

Устройство топливного насоса

Принцип работы ТНВД заключается в следующем:

  1. От механизма коленвала при помощи механической передачи задается движение.
  2. Начинается вращение вала кулачкового типа. Это вращение провоцирует смещение толкательных элементов.
  3. Толкатели начинают сжимать специальные пружины.
  4. Пружины провоцируют начало работы плунжера и поднимают его.
  5. Плунжер загораживает клапан впускного типа и вытесняет топливную жидкость.
  6. Топливо начинает распыляться при помощи форсунок.
  7. Плунжер опускается и открывает впускной механизм.

Где стоит обратный клапан

Обратный клапан пропускает топливо только в одном направлении – из топливного бака в двигатель. При выключении мотора он блокирует слив неиспользованного топлива обратно в топливный бак. Не стоит путать обратный клапан с редукционным клапаном, который регулирует давление топлива при подаче на форсунки, в случае неисправности РК топливо подавалось бы без давления, что делает невозможным дальнейшее его продвижение в двигатель.

Обратный клапан расположен на топливной рампе между баком для топлива и форсунками. Такое расположение позволяет выполнять, кроме основных функций, регулировку давления на входе ТНВД. На моделях КамАЗ, предназначенных для работы в арктических условиях, ОК располагается перед системой подогрева.

ТНВД Бош КамАЗ Евро-3: устройство и регулировка

Немецкий ТНВД для КамАЗ Евро-3 является частой комплектующей новых моделей. Однако, насосы от Бош ломаются чаще. Дело в том, что условия эксплуатации грузовых автомобилей в России сильно отличаются от немецких, поэтому многие владельцы заменяют ТНВД Бош на ЯЗДА (Ярославских завод). Последние уступают в точности измерения порций поступающего топлива, но лучше подходят для эксплуатации на местных дорогах.

Устройство ТНВД Бош КамАЗ Евро-3 принципиально не отличается от Евро-2 или отечественных ТНВД.

Для исправной работы необходима регулярная диагностика ТНВД и регулировка, которая необходима в следующих случаях:

  • Повышенный расход топлива
  • Отсутствие подачи топлива к форсунке
  • Шумы в насосе

ТНВД Бош КамАЗ Евро-2: устройство и регулировка

ТНВД Бош Евро-2 состоит из:

  • Корпус
  • Муфта опережения впрыска
  • Всережимный регулятор
  • Плунжеры
  • Подкачивающий насос
  • Вал
  • Пружины
  • Клапаны

Управление ТНВД Бош бывает механическим и электронным, на Евро-2 часто устанавливают электронное управление.

Чаще всего поломки происходят при длительной эксплуатации, изнашиваются плунжеры и насосы. По причине этих поломок топливо подается в большем количестве либо вообще не подается.

Для того, чтобы предотвратить поломку ТНВД, необходимо ежедневно удалять отстой из фильтра грубой очистки, несколько раз в год менять фильтры тонкой очистки. При поломке ТНВД лучше обратиться к специалисту.

Неисправности и ремонт

Ремонт ТНВД КамАЗа можно делать самостоятельно при наличии необходимых инструментов и оборудования.

Основные неисправности ТНВД и причины их появления:

  1. Вода в топливном механизме. Данная поломка может свидетельствовать о неисправности топливного фильтрующего элемента, разбавленном топливе, нарушении герметичности топливных приводов.
  2. Уменьшенная и неравномерная подача рабочей жидкости. В этом случае рекомендуется проверить плунжер на наличие повреждений, а также осмотреть клапаны нагнетательного типа, хомуты рейки. Следует проверить пропускную способность форсунок.
  3. Уходит солярка. Причиной данной поломки может стать нарушение герметичности топливного привода. Поврежденный элемент следует заменить.
  4. Рвет привод. Рекомендуется осмотреть коленчатый вал, а также основные узлы силового агрегата на наличие повреждений и инородных тел.
  5. Запаздывание системы впрыска рабочей жидкости. Такая неисправность может быть вызвана повреждениями плоскости регулировочного болта толкательного элемента, оси ролика и сбоями частоты вращения кулачкового вала.

Обслуживание ТНВД

Как снять и разобрать

Снятие с двигателя:

  1. Снять клемму с аккумулятора.
  2. Демонтировать радиатор.
  3. Убрать вакуумный насос.
  4. Демонтировать направляющую трубу масляного щупа.
  5. Убрать фильтрующий механизм масляного фильтра.
  6. Провернуть коленвал в направлении вращения до упора.
  7. Отсоединить топливные приводы.
  8. Убрать вакуумный шланг.
  9. Заблокировать коленвал от проворачивания.
  10. Отвернуть болт в центре муфты.
  11. Снять натяжитель цепи.
  12. Вытащить насос, демонтировав привод педали подачи топливной жидкости.

Ремонт грузовика

Разборка ТНВД КамАЗа делается следующим образом:

  1. Необходимо снять клапан дозирующего типа с торцевой части корпуса насоса. Для этого нужно отвернуть болты прижимной пластины, освободить клапаны опережения системы впрыска.
  2. Затем следует снять крепления на верхней крышке.
  3. Нужно разобрать плату управления, получив доступ к электронике.
  4. Необходимо выставить требуемое положение коленчатого вала.
  5. Затем нужно демонтировать подшипник при помощи специального оборудования.
  6. В конце следует промыть все детали и отполировать их поверхность.

Регулировка пневмокорректора

Функцией пневмокорректора ТНВД КамАЗ 740 явля6ется регулировка подачи топлива. При снижении давления воздушного потока сокращается количество подаваемого топлива, что предотвращает перегревание и дымление двигателя. Также работа такой аппаратуры влияет на расход моторного масла: если все исправно, то расход масла равномерный.

Регулировка пневмокорректора позволяет изменять количество топлива, попадающего на форсунки. Весь процесс очень прост, не имеет сложной последовательности действий и легко осуществляется своими руками. Пневмокорректор регулируется двумя болтами:

Первый отвечает за натяжение пружины и располагается соосно с золотником. Корректор срабатывает при повышенном давлении, а значит необходимо увеличить силу натяжения пружины, закручивая болт.

Второй винт отвечает за непосредственную подачу топлива, его раскручивание увеличит объем поступающего топлива.

В Интернете можно найти картинки и видео, пошагово показывающие регулировку корректора. Схема корректора подачи топлива:

Схема корректора подачи топлива

Как добавить или убавить топливо

Регулировка ТНВД Бош на КамАЗе дает возможность добавить топливо, т.е. выставить необходимое значение подачи топливной жидкости.

Порядок действий при уменьшении горючего:

  1. При помощи ключа на 13 нужно выполнить настройку подачи воздушного потока к механизмам силового агрегата. Благодаря этому дизель сможет смешиваться с воздухом.
  2. Сделать регулировку корректора и запустить мотор для тестирования.
  3. При необходимости нужно дополнительно подкрутить подачу воздушного потока до тех пор, пока не перестанет валить дым.

Для того чтобы прибавить топливо на ТНВД КамАЗа (Евро-2 или Евро-3), нужно сделать следующее:

  1. Подкрутить специальные винты, которые расположены в верхней и боковой части подачи рабочей жидкости.
  2. Во время выкручивания болтов нужно увеличивать промежуток для прохождения горючей смеси. Это поможет нормализовать работоспособность силового агрегата и системы смазки топливного насоса высокого давления.
  3. Увеличив диаметр отверстия, следует завести двигатель и проверить работу всех систем.

Как правильно установить

Установка (монтаж) топливного насоса должна проходить на специальном оборудовании.

Для того чтобы правильно поставить и установить на КамАЗ топливный насос высокого давления, делают следующее:

  1. Устанавливают транспортное средство на специальную платформу.
  2. Монтируют муфту ведомого типа на муфту опережения и закрепляют все при помощи болтов.
  3. Поворачивают муфту таким образом, чтобы бобышки полумуфты ведомого типа встали в горизонтальное положение, а отметка на торцевой части была в зоне указателя.
  4. Устанавливают фланец в сборе с ведущей полумуфтой и пакетами пластин. Фланец должен располагаться на левой части корпуса.
  5. Устанавливают на мотор топливный насос вместе с муфтой и закрепляют все крепежными болтами.
  6. Перед тем как затянуть болты, регулируют плоскостность пакетов пластин, перемещая фланец по валу привода.
  7. На блок цилиндрических элементов насос монтируют в вертикальном положении, не допуская его завала.
  8. Соединяют секции ТНВД с форсунками.
  9. Регулируют угол опережения системы впрыска.
  10. Проверяют наличие масляной жидкости в корпусе ТНВД.
  11. Подсоединяют трубы подвода и отвода масла.

Цена и отзывы

Цена покупки и аренды ТНВД:

Схема ТНВД

Владимир, 39 лет, Магнитогорск: «Работаю на КамАЗе-53215 уже второй год. Недавно начались проблемы с топливным насосом высокого давления. Была установлена версия по стандарту Евро-3, пришлось делать замену ТНВД».

Виталий, 41 год, Владивосток: Через 4 года эксплуатации КамАЗа началась утечка топливной жидкости. Причиной поломки стала нарушенная герметичность топливного привода и насоса.

Ремонт сделал быстро, т.к. все запчасти легко найти.

Михаил, 53 года, Краснодар: «На грузовике установлен ТНВД по стандартам Евро-4. Проблемы начались спустя 2 года эксплуатации. Все поломки были связаны с неравномерной подачей рабочей жидкости. Ремонт доверил специалистам в сервисном центре».

Олег, 35 лет, Тверь: «Недавно данную деталь пришлось заменить на КамАЗе-54115. Покупка новой детали обошлась в 20 000 рублей. Устанавливал самостоятельно, следуя всем рекомендациям, указанным в инструкции».

Леонид, 48 лет, Екатеринбург: «В топливном насосе появилась вода. Пришлось разбирать ТНВД. Причиной неисправности стал фильтрующий элемент, который заменил. Теперь все работает исправно».

Проверка и регулировка ТНВД и автоматической муфты опережения впрыска топлива КамАЗ


Проверку и регулировку ТНВД в сборе с автоматической муфтой опережения впрыска топлива следует проводить по необходимости по результатам диагностирования автомобилей или после ремонта. Эту работу должен выполнять квалифицированный персонал в мастерской, оборудованной специальным стендом.

Рекомендуется регулировать насосы на стендах N0-108 (фирмы "Моторпал"), МД-12 (венгерского производства). А-1027 (австрийской фирмы "Фридманн и Майнер"), ЕFH-5012 (австрийской фирмы "Хансман") или других аналогичных стендах, предназначенных для проверки и регулирования топливных насосов с использованием профильтрованного дизельного топлива или его смеси с индустриальным маслом. Вязкость топлива и смесей должна быть 4-6 сСт при температуре 20°С. Полость насоса при этом необходимо заполнить маслом, применяемым для двигателя, до уровня сливного отверстия на задней крышке регулятора. Масло заливается через отверстие на верхней крышке (предварительно выверните пробку 4 – см. рис. 1). Сливное отверстие на время регулировки надо заглушить или повернуть трубку для слива масла отверстием вверх.


Рис. 1. Крышка регулятора частоты вращения:
1 – рычаг управления подачей топлива (регулятором); 2 – болт ограничения минимальной час тоты вращения; 3 – рычаг останова; 4 – пробка заливного отверстия; 5 – болт регулировки пусковой подачи; 6 – болт ограничения хода рычага останова; 7 – болт ограничения максимальной частоты вращения

Стенд для регулировки ТНВД должен быть укомплектован специально аттестованным стендовым комплектом форсунок с топливопроводами высокого давления. Можно регулировать насос с рабочим комплектом проверенных форсунок. В этом случае необходимо устанавливать форсунки на двигатель в порядке соединения их с секциями насоса при его регулировке.

Топливопроводы высокого давления из стендового комплекта должны иметь длину 616-620 мм и вместимость 1,8—2,0 см 3 .

При регулировании ТНВД в сборе с автоматической муфтой опережения впрыска топлива проверяются:
– величина и равномерность подачи топлива;
– начало подачи топлива секциями насоса;
– характеристика автоматической муфты опережения впрыска топлива.

Величину и равномерность подачи топлива необходимо регулировать при температуре топлива перед фильтром 25-30°С, давлении на входе в насос 0,6-0,8 кгс/см 2 и частоте вращения кулачкового вала 1300 об/мин. Давление можно отрегулировать шайбами, вывернув пробку перепускного клапана.

Начало подачи топлива регулируют, заглушив отверстие перепускного клапана резьбовой пробкой М14х1,5.

Для проверки и регулирования величины и равномерности подачи топлива следует:

1) Убедиться в герметичности нагнетательных клапанов, проверив их методом опрессовки профильтрованным дизельным топливом через подводящий канал корпуса топливного насоса под давлением 1,7—2,0 кгс/см 2 при положении реек, соответствующем выключенной подаче. Давление контролируют манометром, устанавливаемым у подводящего штуцера корпуса топливного насоса. Отверстие перепускного клапана при этом заглушают. Течь топлива из штуцеров топливного насоса в течение 2 мин с момента подачи топлива не допускается.

2) Проверить, а в случае необходимости отрегулировать давление начала открытия нагнетательных клапанов, которое должно быть равным 9-11 кгс/см 2 . За давление открытия считать резкий скачок стрелки манометра, соответствующий моменту начала вытекания топлива из штуцера насоса.

3) Проверьте и при необходимости отрегулируйте величину цикловой подачи и неравномерность подачи каждой секцией топливного насоса при упоре рычага 1 (см. рис. 1) управления регулятором в болт 7 ограничения максимальной частоты вращения.

Величина цикловой подачи должна быть установлена в соответствии с табл. 1.

Таблица 1

Модель насоса Частота вращения кулачкового вала, об/мин Средняя цикловая подача топлива, мм 3 /цикл Неравно мер ность подачи топлива секциями, %, не более
33 1290-1310 78,5-80,0
1090-1110 78,5-81,0 4
890-910 80,0-83,0 6
790-810 79,0-83,0 7
590-610 76,5-92,5 8
33-01 1290-1310 78,5-80,0
1090-1110 78,5-81,0 4
890-910 80,0-83,0 6
790-810 77,5-80,5 7
590-610 66,0-73,0 10

При частоте вращения кулачкового вала 890-910 об/мин средняя цикловая подача должна быть больше на 1,5-2,5 мм 3 , чем при частоте вращения кулачкового вала 1290-1310 об/мин.

Неравномерность подачи топлива не должна быть более 5% (с рабочим комплектом форсунок).

Величину подачи топлива каждой секцией насоса регулируйте поворотом корпуса 17 секции (см. рис. 2), для чего отверните на три-четыре оборота гайку крепления топливопровода высокого давления у штуцера и ослабьте гайки крепления фланца 21 (при необходимости переставьте на один-два зуба стопорную шайбу штуцера 20).



Рис. 2. Топливный насос

При повороте корпуса секции против часовой стрелки цикловая подача увеличивается, по часовой стрелке – уменьшается. После регулирования затяните гайки крепления фланца секции.

4) При упоре рычага 1 (см. рис. 1) управления регулятором в болт 7 ограничения максимальной частоты вращения вала двигателя проверьте частоту вращения кулачкового вала насоса, соответствующую началу выдвижения рейки в сторону выключения подачи. Регулятор должен начать перемещение рейки при частоте вращения кулачкового вала 1335-1355 об/мин. Частоту вращения коленчатого вала регулируйте болтом 7.

5) При упоре рычага 1 управления регулятором в болт 2 ограничения минимальной частоты вращения вала двигателя и частоте вращения кулачкового вала топливного насоса высокого давления 290-310 об/мин средняя цикловая подача должны быть 15-20 мм 3 /цикл.

6) Убедитесь в полном выключении подачи топлива через форсунки при упоре рычага управления регулятором в болт 7 при частоте вращения кулачкового вала 1480-1555 об/мин.

7) При повороте рычага останова 3 до упора в болт 6 подача топлива из форсунок в любом скоростном режиме должна полностью прекратиться; при необходимости отрегулируйте момент прекращения подачи топлива болтом 6, после чего проверьте запас хода реек в сторону выключения, который должен быть 0,7-0,8 мм при упоре рычага останова в болт. После регулирования законтрите болт гайкой.

8) При упоре рычага 1 в болт 7, рычага останова 3 в болт 5 и частоте вращения кулачкового вала ТНВД 90-110 об/мин проверьте величину пусковой подачи, которая должна быть 195-210 мм 3 /цикл. При необходимости регулируйте подачу болтом 5. При вворачивании болта подача топлива уменьшается, при выворачивании увеличивается. После регулирования болт надежно законтрите.

При необходимости полной или частичной разборки регулятора, замены державки грузов или связанных с ней деталей перед операциями по пп. 2-8 выполните следующее:



Рис. 3. Регулятор топливного насоса

– проверьте запас хода реек в сторону выключения, который должен быть не менее 1 мм, т.е. при полностью разведенных грузах рейка должна иметь возможность дополнительного перемещения в сторону выключения подачи. Если необходимо, величину запаса хода рейки регулируйте прокладками 33 (см. рис. 2): при уменьшении числа прокладок запас хода рейки увеличивается, при увеличении уменьшается.

Начало подачи топлива секциями насоса определяйте углом поворота кулачкового вала насоса при вращении его по часовой стрелке, если смотреть со стороны привода. Кулачковый вал вращайте через ведомую полумуфту автоматической муфты опережения впрыска топлива. Рейки должны находиться в положении, соответствующем максимальной подаче. Отверстие из-под перепускного клапана заглушите.

Момент начала подачи топлива определяйте по моменту прекращения истечения топлива из штуцера по капиллярной трубке при давлении в магистрали насоса 15-17 кгс/см 2 и заглушенном отверстии перепускного клапана.

Восьмая секция правильно отрегулированного насоса начинает подавать топливо за 42—43° до оси симметрии профиля кулачка. (В момент начала подачи топлива восьмой секции насоса метки на корпусе насоса и ведомой полумуфте должны совпадать).

Для определения оси симметрии профиля кулачка следует зафиксировать на лимбе момент подачи топлива при повороте вала по часовой стрелке, повернуть вал по часовой стрелке на 90° и зафиксировать на лимбе момент начала подачи топлива при повороте вала против часовой стрелки. Середина между двумя зафиксированными точками определяет ось симметрии профиля кулачка. Лимб должен иметь жесткое соединение с валом привода. Зазор между валом и лимбом не допускается.

Если угол, при котором начинается подача топлива восьмой секцией, условно принять за ноль, то остальные секции должны начать подачу топлива при следующих значениях углов поворота кулачкового вала:

Секция 8 Секция 3 180°
Секция 4 45° Секция 6 225°
Секция 5 90° Секция 2 270°
Секция 7 135° Секция 1 315°

Отклонение начала подачи топлива любой секцией относительно начала подачи топлива восьмой секцией допускается не более 20'.

Начало подачи топлива регулируйте подбором пяты 5 толкателя (см. рис. 2) нужной толщины. Изменение ее толщины на 0,05 мм соответствует повороту кулачкового вала на угол 12'. При установке пяты большей толщины топливо начинает подаваться раньше, меньшей – позже.

Пяту толкателя по толщине подбирайте по номеру группы, который нанесен на поверхности пяты.

Углы разворота полумуфт муфты опережения впрыска при включенной подаче топлива в зависимости от частоты вращения кулачкового вала должны соответствовать значениям, приведенным ниже.

Читайте также: