Руководство по ремонту автобусов маз

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 05.10.2024

Характеристики и устройство автобуса полунизкопольного типа МАЗ-206

Одним из решающих условий обеспечения долговечности, эксплуатационной надежности и экономичности автобуса является правильная его обкатка в начальный период эксплуатации. Для новых автобусов установлен период обкатки, равный 1000 км.

В течение всего периода обкатки следует соблюдать следующие ограничения:

— скорость движения не должна превышать 3/4 максимальной для соответствующей передачи, т.е. обороты двигателя не должны превышать 1700 мин-1;

— нагрузка автобуса не должна быть более 75 % от номинальной;

— недопустим перегрев двигателя.

После первых 100 км пробега обязательно

подтянуть гайки крепления колес.

В процессе обкатки необходимо:

— проверять степень нагрева ступиц колес, тормозных дисков, картера главной передачи ведущего моста (сразу после остановки автобуса). При повышенном нагреве необходимо выяснить причину и устранить неисправность;

— следить за уровнем масла в агрегатах и системах и при необходимости доводить до необходимого уровня.

— следить за состоянием всех креплений. Ослабшие гайки, винты и болты подтянуть. Особое внимание обращать на крепление рулевой сошки, картера рулевого механизма, болтов крепления подвески, шаровых пальцев рулевых тяг, рычагов поворотных кулаков передней оси, гаек крепления колес, фланцев карданного вала;

— во время движения следить за показаниями приборов и своевременно принимать меры по устранению ненормальной работы узлов и агрегатов автобуса.

После обкатки и проведения технического обслуживания можно постепенно выходить на эксплуатацию автобуса с полной нагрузкой.

3.2 Подготовка автобуса к работе

Перед вводом автобуса в эксплуатацию следует провести ряд подготовительных операций, связанных с контролем и заправкой эксплуатационными материалами. Если автобус был законсервирован, то провести расконсервацию.

Кроме того, следует проверить:

— наличие охлаждающей жидкости и ее уровень в расширительном бачке. В случае необходимости, долить охлаждающую жидкость до необходимого уровня;

— уровень масла в поддоне двигателя, ГМП, картере ведущего моста, в баке системы гидроусилителя рулевого управления, в баке гидропривода вентилятора. Если необходимо, долить масло до требуемого уровня;

— натяжение приводных ремней;

— давление воздуха в шинах, при необходимости довести его до нормы;

— степень заряженности АКБ, при необходимости провести обслуживание.

После заправки топливного бака заполнить топливом систему питания двигателя (см. раздел 4.1.2).

После запуска двигателя проверить функционирование всех систем автобуса.

МАЗ-203. УПРАВЛЕНИЕ АВТОБУСОМ И контроль его работы

3.3.1 контрольные операции, производимые перед выездом на линию

Перед выездом на линию до запуска двигателя проверить:

— укомплектованность аварийными принадлежностями (аптечка, огнетушители, молотки для разбивания стекол, знак аварийной остановки);

— функционирование приводов дверей;

— состояние пассажирского салона, крепление сидений;

— уровень масла в поддоне двигателя;

— наличие топлива в топливном баке (по указателю уровня топлива).

— проверить визуально давление в шинах и крепление колес, при необходимости подтянуть регламентированным моментом. Давление в шинах контролировать по показаниям шинного манометра не реже одного раза в неделю, при необходимости довести до нормы.

Кроме этого рекомендуется осмотреть площадку под автобусом, чтобы выявить возможные течи масла, топлива или охлаждающей жидкости по их следам на поверхности стояночной площадки. Эксплуатация автобуса с негерметичными системами запрещена.

В летний период жалюзи моторного отсека должны быть открыты.

При переходе на зимнюю эксплуатацию необходимо закрыть жалюзи моторного отсека и закрыть шторкой изнутри боковую решетку блока радиаторов.

3.3.2 Запуск и прогрев двигателя при ТЕМПЕРАТУРЕ Выше -5°С

Запуск двигателя возможен только при закрытой задней крышке моторного отсека.

Запуск холодного двигателя при температуре окружающего воздуха выше -5°С производить в следующей последовательности: — вставить ключ зажигания;

    убедиться в том, что включен стояночный тормоз, а коробка передач находится в нейтральном положении (нажата кнопка

«N» на пульте управления ГМП 7 (рис. 2.6));

Продолжительность непрерывной работы стартера не должна превышать 20 с. Если двигатель не запустился, то повторное включение стартера производить не ранее чем через 1 мин.

После запуска двигателя зуммер не должен включаться. В противном случае выяснить причину по символам на ЖК-дисплее и устранить неисправность.

При работе двигателя на холостых оборотах температура охлаждающей жидкости повышается очень медленно. Поэтому двигатель следует прогревать не при стоящем автобусе, а в движении при средних оборотах двигателя. Таким образом двигатель, коробка передач и ведущий мост достигают рабочей температуры наиболее экономичным способом.

3.3.3 Прогрев и запуск двигателя с применением ПЖД

При температуре окружающего воздуха ниже -5 °С двигатель перед запуском рекомендуется прогреть с помощью ПЖД.

Внимание! В Зимний Период на решетке Перед блоком радиатороВ должна быть устаноВлена шторка.

ПЖД включается и выключается клавишным выключателем 3 (рис. 2.5), расположенным на левой панели переключателей. При включенном ПЖД высвечивается символ включения ПЖД.

Перед запуском ПЖД рекомендуется открыть кран отопления рабочего места водителя 1 (рис. 2.8), а краны 2 и 3 – закрыть (для автобусов с электромагнитными клапанами системы отопления включить обогрев рабочего места водителя выключателем 12 (рис. 2.5), отключить обогрев салона автобуса выключателем 13 и закрыть кран 3 (рис. 2.8)). После прогрева запустить двигатель, как указано в п. 3.3.2.

Внимание! категорически ЗаПрещается работа Пжд При Всех Закрытых кранах, так как это ПриВедет к ПерегреВу котла ПодогреВателя.

Внимание! Во иЗбежание термических трещин ВетроВого стекла не Включать максимальную мощность обдуВа обмерЗшего ВетроВого стекла горячим ВоЗдухом!

В холодное время года с целью постепенного оттаивания обмерзшего ветрового стекла включать обдув ветрового стекла при открытом кране 1 (включенном отопителе рабочего места водителя) сразу после запуска холодного двигателя или ПЖД.

В нормальных условиях кран прогрева двигателя 3 должен быть закрыт, поскольку если его оставить открытым, то снизится эффективность обогрева салона и рабочего места водителя. Кран открывать только для заполнении системы охлаждающей жидкостью и при необходимости быстрого прогрева двигателя.

3.3.4 Контрольные операции, производимые после запуска двигателя

После запуска двигателя зуммер не должен включаться. В противном случае выяснить причину по сигналам контрольных ламп и символов на ЖК-дисплее и устранить неисправность.

После запуска двигателя проверить:

— функционирование приборов световой и звуковой сигнализации, контрольно-измерительных приборов, контрольных ламп, стеклоочистителя и стеклоомывателя;

— свободный ход рулевого колеса. Проверку свободного хода рулевого колеса осуществлять при работе двигателя на малых оборотах холостого хода и положении управляемых колес, соответствующем движению по прямой. Производить вращение рулевого колеса вправо-влево до начала поворота управляемых колес. Свободный ход не должен превышать величины, установленной Правилами дорожного движения;

— положение кузова. Если положение кузова не соответствует норме, то провести регулировку согласно пунктам 4.5 и 4.6.1;

— функционирование системы наклона кузова;

После возвращения в парк необходимо произвести уборку пассажирского салона и мойку автобуса.

3.3.5 Начало движения и переключение передач

Не допускается движение при работе системы опускания или наклона кузова. Кузов опускать только для посадки и высадки пассажиров.

ВНИМАНИЕ! НЕ НАЧИНАТЬ ДВИЖЕНИЕ ПРИ РАБОТАЮЩЕМ ЗУММЕРЕ._

После запуска холодного двигателя производить движение при средних оборотах двигателя для исключения полной нагрузки двигателя и трансмиссии при недостаточном их прогреве.

Только при достижении температуры охлаждающей жидкости 70 °С можно нагружать двигатель до полной мощности.

внимание! сразу после начала движения проверить НА сухой дороге с твердым покрытием работу рабочего и стояночного тормозов частичным приведением в действие органов управления тормозами при отключенном тормозе-замедлителе гмп. Если при этом достигается равномерное затормаживание всех колес и достаточное замедление — тормоза исправны. при отказе хотя бы одного тормоза, движение следует немедленно прекратить. Если вода попала на тормозные колодки (после мойки или движения по мокрой дороге), то необходимо провести несколько плавных торможений при отключенном тормозе-замедлителе ГМП, чтобы просушить диски и тормозные накладки и восстановить, таким образом, эффективность торможения.

Полная инструкция по управлению ГМП приведена в разделе «Управление» Руководства по эксплуатации ГМП.

Для включения передачи перед началом движения необходимо выполнить следующие условия:

— автобус с ГМП ZF должен быть неподвижен и заторможен рабочим или стояночным тормозом, автобус с ГМП Allison должен быть неподвижен и заторможен рабочим тормозом;

— педаль подачи топлива отпущена, и двигатель работает в режиме холостого хода.

Для движения вперед нажать клавишу переднего хода «D». После включения кнопки (1… 2 секунды), загорается лампа кнопки, отпустить тормоз и, нажав на педаль подачи топлива, начать движение.

внимание! для обеспечения безопасности движения и предотвращения выхода из строя гмп запрещается движение при нажатой кнопке «N» (НА нейтрали). Для движения задним ходом нажать кнопку заднего хода «R», дождаться включения передачи (около 2 секунд) и, нажав на педаль подачи топлива начать движение. внимАниЕ! для прЕдотврАщЕния выхода из строя гмп запрещается переключение с переднего хода НА задний и наоборот на пульте управления гмп до полной остановки автобуса.

Если автобус стоит на подъеме, то вначале следует включить нужную передачу (нажать

нужную кнопку), затем перед отпусканием тормоза увеличить подачу топлива, а не наоборот. В противном случае автобус откатится назад.

ВНИмАНИЕ! Если АВТоБус НЕ ТрогАЕтся с мЕстА, возможно при нАжАтии кнопки выбранного режима движения была нажата педаль подачи топлива. для начала движения следует отпустить педаль подачи топлива, нажать пЕдАль тормозА, нАжАть кнопку «N» и вновь нажать кнопку выбранного режима движения._

Основной кнопкой переднего хода является кнопка «D» на пульте управления ГМП. При нажатой кнопке «D» происходит автоматическое переключение передач с 1-й до высшей и обратно. Переключение передач происходит в зависимости от нагрузки на двигатель и скорости движения.

Кнопки «1», «2», «3» выполняют вспомогательные функции. При нажатии кнопки «1» включается только первая передача, автоматическое переключение не производится. Этот режим следует использовать при маневрировании и при движении на участке дороги с большим сопротивлением движению.

При нажатии кнопки «2» происходит автоматическое переключение с 1-й передачи на 2-ю и обратно (3-я передача не включается). Эту кнопку следует использовать, если по условиям движения происходит частое переключение между 3-й и 2-й передачами.

Нажатие кнопок «1», «2», «3» и «D» при движении автобуса следует выполнять без промежуточного нажатия кнопки «N».

В отсеке блока коммутации установлен переключатель режимов работы ГМП. ГМП может работать в экономичном режиме (основное положение) и в динамичном режиме. Выбор режимов влияет на расход топлива и динамику движения.

Книги МАЗ — литература о грузовых автомобилях МАЗ

Книги об автомобилях МАЗ — пополняемый раздел библиотеки, включающий: инструкции по эксплуатации, руководства по обслуживанию и ремонту, каталоги запчастей, справочную литературу о продукции Минского автомобильного завода, выпускавшуюся на предприятии с октября 1947 года, когда были собраны первые пять самосвалов модели МАЗ-205.

Руководство по устройству, обслуживанию и ремонту автомобиля-лесовоза МАЗ-501 под редакцией Кокина Г.М. предназначено для водителей и механиков, непосредственно обслуживающих грузовой транспорт Минского автомобильного завода. Содержит объем полный информации, включая детальные технические характеристики, необходимый для эксплуатации специального лесовозного автомобиля модели МАЗ-501. Тираж 5 000 экз.

Руководство по устройству, уходу и эксплуатации сверхтяжелых автомобилей-самосвалов МАЗ-525 и МАЗ-530 грузоподъемностью 25 и 40 тонн, соответственно. В книге описаны особенности конструкции узлов и механизмов данных автомобилей, пояснен принцип действия, изложены сведения по их регулировке. Издание предназначено для шоферов, механиков и и других специалистов, непосредственно связанных с эксплуатацией и обслуживанием самосвалов Минского автомобильного завода. Тираж 5 000 экз.

Каталог деталей грузового автомобиля МАЗ-200, седельного тягача МАЗ-200В и автомобиля-самосвала МАЗ-205 — иллюстрированное издание Минского автомобильного завода, содержащее технические сведения и развернутые спецификации всех деталей и узлов указанных грузовиков. Каталог составлен по единой унифицированной семизначной системе, характерной для всех автомобильных заводов СССР. Тираж 16 000 экз.

Каталог деталей лесовозного тягача МАЗ-501 и грузовых автомобилей МАЗ-502 и МАЗ-502А представляет собой справочное руководство с развернутой спецификацией деталей и узлов вышеуказанных грузовиков Минского автомобильного завода. Иллюстрирование отдельных деталей и узлов позволяет использовать издание с качестве руководства при проведении обслуживания и несложного ремонта данных грузовиков. Тираж 8 560 экз.

Устройство и эксплуатация автомобиля-самосвала МАЗ-525 грузоподъемностью 25 тонн Белорусского автомобильного завода. В книге приводится краткое описание конструкции МАЗ-525, его технические характеристики, сведения по регулировке узлов и элементов, правила проведения технических осмотров и надлежащей эксплуатации. Издание предназначено для водителей и автомехаников, обслуживающих автомобили МАЗ большой грузоподъемности. Тираж 10000 экз.

Краткое руководство по уходу и эксплуатации автомобилей моделей МАЗ-200, МАЗ-205, МАЗ-200В и МАЗ-501 составлено коллективом авторов Минского автомобильного завода. Издание содержит достаточный перечень данных о перечесленных автомобилях для их успешной эксплуатации, обслуживания и ремонта, приводятся детальные технические характеристики каждой модели, особенности их конструкции, требования к горюче-смазочным материалам, правила проведения ТО и СО.

В книге приводятся технические характеристики, устройство и алгоритмы регулировки грузовиков Минского автомобильного завода моделей МАЗ-500, МАЗ-503 и МАЗ-504. Издание подготовлено коллективом авторов и может служить в качестве учебного пособия для студентов автомобильно-дорожных вузов, техникумов и автомобильных школ. Содержит рекомендации по ремонту и проведению технического обслуживания указанных автомобилей, сведения о топливах, присадках и применяемых смазочных материалах. Тираж 30 000 экз.

Без сомнения, самое красочное издание о продукции Минского автомобильного завода — грузовых автомобилях МАЗ-500, МАЗ-503 и МАЗ-504, выпущенное во времена СССР. Альбом содержит многокрасочные рисунки, на которых изображены общие виды двигателя ЯМЗ-236 (с продольным и поперечным разрезами), приводы механизмов, схемы систем электропитания, охлаждения, конструкция и работа масляных фильтров и т.д. Над пособием трудился коллектив авторов под общей редакцией Высоцкого М.С. За основу альбома были взяты учебные плакаты. Тираж 15 000 экз.

Данное издание является руководством по ремонту грузовых автомобилей Минского автомобильного завода моделей МАЗ-500, МАЗ-503Б и МАЗ-504. Приводится подробный алгоритм разборки, сборки и регулировки основных узлов и механизмов указанных автомобилей (за исключением двигателя и топливной аппаратуры). Пособие предназначено для водителей, автомехаников и других работников автотранспортных предприятий, связанных с обслуживанием и ремонтом автомобилей. Тираж 40000 экз.

Книга содержит сведения об электрических приборах и оборудовании, которые устанавливались на распространённые в 1930-х годах модели автомобилей и тракторов. Издание не содержит справочных данных по конкретным деталям электрооборудования, но даёт теоретические знания и описание физических процессов, благодаря которым функционируют электрические приборы. Также приводятся наиболее частые дефекты и неисправности, возникающие в работе приборов и методы ух устранения. Рекомендовалось как пособие учащихся вузов, инженерно-технический персонал совхозов и МТС. Тираж 25 000 экз.

Есть желание дополнить подборку тематическим материалом о грузовых автомобилях Минского автозавода? Укажите в комментариях ссылку на файл в сети, который, по вашему мнению, должен здесь присутствовать или отправьте его на один из наших e-mail.

МАЗ 6430, 6312, 6501, 5440, 5340. Устройство, обслуживание, эксплуатация, ремонт

МАЗ 6430, 6312, 6501, 5440, 5340. Устройство, обслуживание, эксплуатация, ремонт

Автомануал по ремонту МАЗ в электронном виде. Руководство будет всегда под рукой во время обслуживания и ремонта автомобиля, для этого его достаточно бесплатно скачать на планшет или телефон в формате pdf.

Перед использованием автомануала проверьте соответствие года выпуска и двигателя автомобиля.

Язык: русский

Формат: pdf

Размер файла: 156,4 Mb

электронная книга в формате pdf

  • Предупреждение
  • Загрузка

Помните, что в комплектацию Вашего автомобиля могут входить не все описанные в руководстве функции. В руководстве по ремонту возможны расхождения с описанием Вашего конкретного автомобиля, а также вы можете встретить описание таких вариантов исполнения и такого оборудования, которые отсутствуют на вашем автомобиле.

Что вы найдете в книге по ремонту МАЗ

Что вы найдете в книге по ремонту МАЗ?

Подробную информацию об устройстве автомобиля.

Алгоритм определения неисправностей, систему ежедневных и периодических проверок, справочную информацию по самодиагностике МАЗ.

Инструкцию по своевременному обслуживанию автомобиля.

Пошаговое руководство по самостоятельному ремонту МАЗ.

Описание книги

Книга по ремонту МАЗ

Эксплуатация любого автомобиля МАЗ невозможна без знаний его устройства, особенностей обслуживания и ремонта. Не имеет значения, кем будут производиться необходимые работы, - каждый водитель просто обязан знать элементарные процедуры ухода и устранения неполадок.

Книга по ремонту МАЗ содержит в себе все необходимые сведения, которые помогут владельцу разобраться в устройстве автомобиля, научат грамотному уходу за автомобилем, своевременному техническому обслуживанию и правильному ремонту.

Руководство по ремонту МАЗ разделено на главы:
Устройство автомобиля (описываются общие сведения и паспортные данные автомобиля);
Инструкция по эксплуатации (подготовка к выезду, рекомендации по безопасности движения);
Неисправности в пути (советы, которые помогут Вам в случае неожиданной поломки в дороге);
Техническое обслуживание (подробные рекомендации по проведению всех процедур обслуживания);
Инструкции по ремонту (двигатель, трансмиссия, ходовая часть, рулевое управление, тормозная система, а также включены сборочно-разборочные работы, необходимые в процессе ремонта МАЗ);
Электрооборудование (подробный мануал по диагностике и устранению неисправностей, отдельно описаны основные блоки и даны подробные электрические схемы МАЗ).

Любая из процедур ремонта МАЗ приведена по принципу от простого к сложному: от простейших операций по обслуживанию, регулировке, замене деталей, до глобального ремонта со сборочно-разборочными работами.

Все материалы книги основаны на конкретном опыте, полученном в процессе полной разборки и сборки МАЗ высококвалифицированными автомеханиками.

Книга "МАЗ 6430, 6312, 6501, 5440, 5340. Устройство, обслуживание, эксплуатация, ремонт" необходима, чтобы диагностика и ремонт МАЗ могли быть сделаны профессионально и быстро даже владельцем автомобиля, который ещё имеет мало практического опыта.

Бесплатно скачать руководство по ремонту МАЗ Вы можете в формате pdf. Его достаточно закачать в свой телефон либо планшет и в любой ситуации на дороге Вы сможете им воспользоваться.

re_maz_103_107

Руководство по эксплуатации* содержит сведения о конструкции, характеристиках автобусов МАЗ 103 и МАЗ 107, их составных частей и указания, необходимые для правильной и безопасной эксплуатации, технического обслуживания, текущего ремонта, хранения и транспортирования.

В первых трех разделах содержится информация по управлению и правилам эксплуатации автобуса. Так как эта информация предназначена в основном для водителя, то содержание первых трех разделов должно обязательно находиться в автобусе.

В четвертом и пятом разделах содержится информация по устройству и техническому обслуживанию систем и составных частей автобуса. Информация предназначена для обслуживающего персонала.

Устройство и порядок обслуживания составных частей и систем автобуса (двигателя, коробки передач, ПЖД, подогревателя воздуха, централизованной системы смазки, системы автоматического пожаротушения) приведены в эксплуатационной документации на эти составные части и системы.

Руководство разработано коллективом службы главного конструктора по автобусам ОАО «МАЗ».

Ответственный за выпуск Липский Н.А.

Свои замечания и предложения по содержанию Руководства высылайте по ад-

Сохраняется право печати за ОАО «МАЗ». Перепечатка, перевод и размножение, даже вы-

борочно, без письменного разрешения ОАО «МАЗ» запрещены .

* В дальнейшем Руководство

Настоящее Руководство по эксплуатации предназначено для водителей и обслуживающего персонала эксплуатирующих организаций. В нем содержится техническое описание и правила эксплуатации автобусов МАЗ 103 и МАЗ 107.

Руководство распространяется на автобусы различных комплектаций. Автобусы МАЗ 103 и МАЗ 107 – городской автобус общего назначения, катего-

рияМ3,классIсогласноклассификацииПравилЕЭКООН№107и ГОСТ31286 2005. Автобусы изготавливаются в климатическом исполнении У1 по ГОСТ 15150 и предназначены для эксплуатации по дорогам общей сети с усовершенствованным покрытием.

Обслуживание составных частей автобуса, выпускаемых другими предприятиями, следует производить в соответствии с указаниями инструкций по эксплуатации этих составных частей.

В данном Руководстве приняты некоторые условные обозначения и сокращения: АБС (ABS) – антиблокировочная система;

ПБС (ASR) – противобуксовочная система; АКБ – аккумуляторная батарея; БК – блок коммутации; БУ – блок управления;

ГМП – гидромеханическая передача; ГПВ – гидропривод вентилятора; ГУР – гидроусилитель руля; КЛ – контрольная лампа;

КИП – контрольно-измерительные приборы; КПП – коробка перемены передач; ПЖД – подогреватель жидкости двигателя; ПГУ – пневмогидроусилитель; ТДУ – трос дистанционного управления;

ЭФУ – электрофакельное устройство.

Руководстворазработанопосостояниюпроизводстваавтобусовна01.02.2014года. В связи с постоянной работой по совершенствованию автобусов, направленной на повышение их надежности, в конструкцию могут быть внесены изменения, не отраженные в настоящем издании.

Предостережение! Служит для указаний по технике безопасности, несоблюдение которых опасно для жизни и здоровья людей.

Служит для указаний на способы и приемы, несоблюдение кото- Внимание! рых может привести к нарушениям в работе изделия (риск пов-

реждения изделия), или требуется повышенная осторожность в обращении с изделием или материалами.

При работе на смотровой яме, а также в случае применения подъемных устройств, колеса автобуса должны быть надежно застопорены. При необходимости следует применять предохранительные подставки.

Перед проведением работ по ремонту или монтажу электрооборудования необходимо обесточить электрооборудование в целом.

Перед проведением любых работ в моторном отсеке и отсеке ПЖД, с целью исключения срабатывания системы автоматического пожаротушения, отключить АКБ от бортовой сети, отсоединив провод «массы» от клеммы АКБ.

Выполнение ремонта на автобусе с запущенным двигателем не допускается, за исключением производства контрольных и регулировочных работ, требующих включения двигателя (если работы проводятся в отсеке двигателя или ПЖД, то перед проведением работ необходимо отключить разъем питания базового блока системы автоматического пожаротушения).

Поскольку охлаждающая жидкость и тормозная жидкость ядовиты, следует строго соблюдать правила обращения с ними.

При проведении электросварочных работ на автобусе отключить АКБ от бортовой сети, соединить провода «+» и «-» между собой и разъединить разъемы электронных блоков управления (управления двигателем, АБС, ЭФУ, ПЖД и т.д.). Присоединять провод «массы» сварочного аппарата в непосредственной близости от места сварки. Запрещается прокладывать кабель сварочного аппарата параллельно электропроводке автобуса.

При проведении сварочных и сверлильных работ в местах укладки пластмассовых трубопроводов предохранять их от высоких температур (свыше 60 °C) и сварочных брызг. Не допускается наличие воздуха под давлением в пневмосистеме при ее ремонте, а также при проведении работ, связанных со сваркой и сверлением.

После ремонта сильно поврежденного автобуса перед его пуском в эксплуатацию выполнить все технические контрольные измерения, предусмотренные для автобуса.

Запрещается покидать рабочее место водителя при работающем двигателе и незадействованном стояночном тормозе.

Требования пожарной безопасности

Строго соблюдать требования безопасности, приведенные в Руководстве по эксплуатации «Система автоматического пожаротушения транспортного средства».

Строго соблюдать требования пожарной безопасности для предприятий и организаций, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств (на территории РБ – ППБ 2.06-2000).

В процессе ремонта приборов электрооборудования применение бензина и других взрывоопасных растворителей категорически запрещается. При проведении таких работ следует пользоваться неогнеопасными растворителями. Сборку необходимо выполнять после предварительной сушки деталей. Избегать попадания различных моечных растворов в соединительные панели, пучки проводов и обмотки приборов электрооборудования.

Не допускается скопление на двигателе и обшивке моторного отсека грязи, смешанной с маслом или топливом, не допускается оставлять в моторной шахте обтирочные материалы.

Запрещается курить и пользоваться открытым пламенем при работе в моторной шахте и отсеке ПЖД.

Запрещается эксплуатация автобуса при наличии подтекания топлива, масла и других эксплуатационных жидкостей, особое внимание обращать на герметичность системы гидропривода вентилятора.

Запрещается эксплуатация автобуса при повреждении изоляции проводов электрооборудования.

Запрещается разогревать двигатель открытым пламенем.

Запрещается использование открытого пламени в салоне и кабине водителя. Запрещается хранить и перевозить в автобусе горючие жидкости и газы. Запрещается во время эксплуатации и хранения автобуса наличие в моторном от-

секе и отсеке ПЖД любых материалов, не предусмотренных конструкцией автобуса. Запрещается движение со спущенным одним или двумя спаренными колесами. Запрещается эксплуатировать ПЖД и воздушные отопители в закрытых помеще-

ниях из-за опасности отравления и удушья.

Запрещается эксплуатировать ПЖД и воздушные отопители на автозаправочных станциях и в местах, где могут образовываться горючие пары и пыль (например, вблизи топливных, угольных, древесных складов и т.п.).

При появлении сигнала «ПОЖАР» на пульте управления системой автоматического пожаротушения у водителя во время движения водитель обязан:

– немедленно остановить автобус, открыть все двери, нажать кнопку аварийного выключателя, высадить пассажиров и удалить их на безопасное расстояние;

– действовать в строгом соответствии с требованиями Руководства по эксплуатации «Система автоматического пожаротушения транспортного средства».

– люк моторного отсека можно открывать не ранее, чем через 5 минут после включения системы пожаротушения (признак включения – выход белого аэрозоля из отсека) с целью исключения повторного возгорания из-за уменьшения концентрации аэрозоля вследствие его утечки и разбавления свежим воздухом;

– после тушения очага возгорания остатки аэрозоля удалить проветриванием, осевший аэрозоль удалить сухой или влажной протиркой;

– заходить в автобус можно только после проветривания салона.

К управлению автобусом допускать водителей, прошедших обучение правилам эксплуатации автобуса МАЗ 103/107. Особое внимание должно быть уделено изучению требований Руководства по эксплуатации «Системы автоматического пожаротушения транспортного средства».

Прежде чем приступить к эксплуатации автобуса, необходимо внимательно изучить его устройство, указания по эксплуатации, техническому обслуживанию и уходу, изложенные в данном Руководстве и Руководствах по эксплуатации составных частей автобуса.

Нормальная работа агрегатов и механизмов автобуса обеспечивается, если топливо, масла и другие эксплуатационные материалы применяются в соответствии с указаниями, приведенными в «Химмотологической карте» настоящего Руководства. Необходимо соблюдать объем и периодичность технического обслуживания, указанные в настоящем Руководстве, с корректировкой периодичности в зависимости от дорожных и климатических условий эксплуатации согласно ГОСТ 21624-81 с отражением проведенных работ в сервисной книжке.

В период обкатки автобуса строго выполнять указания, приведенные в данном Руководстве (раздел «Обкатка автобуса»), так как дальнейшая его работоспособность в большой степени зависит от того, насколько хорошо приработаются детали в начальный период эксплуатации.

Во время движения следить за показаниями контрольно-измерительных приборов и за сигналами контрольных ламп.

Не начинать движение автобуса при давлении воздуха в контурах пневматического привода тормозных механизмов ниже 550 кПа (5,5 кгс/см 2 ), т.е. пока не погаснут контрольные лампы, сигнализирующие о падении давления воздуха.

Запрещается движение автобуса «в накат» при неработающем двигателе и выключенной передаче, так как в этом случае резко возрастает усилие на рулевом колесе и не пополняется запас сжатого воздуха в пневмосистеме автобуса.

Запрещается запуск двигателя без масла и охлаждающей жидкости. Запрещается заливать масло выше верхней метки на щупе.

Запрещается открывать крышку с паровым клапаном на расширительном бачке. Запрещается запускать двигатель от внешнего источника питания присоедине-

нием проводов на клеммы стартера.

Запрещается использование зарядной станции или пускового устройства для пуска двигателя.

Запрещается начинать движение при работающем зуммере.

Запрещается эксплуатация автобуса с неисправным или отказавшим гидроусилителем рулевого управления.

Запрещается движение на спусках при выключенной передаче.

На спусках необходимо исключить движение автобуса при оборотах двигателя выше допустимых, т.е. стрелка тахометра не должна заходить на красную зону шкалы прибора.

Запрещается воздействовать на педаль подачи топлива при включенном моторном тормозе.

Запрещается отключать провода от выводов генератора и аккумуляторной батареи при работающем двигателе.

Во избежание повреждения привода механической КПП и привода сцепления запрещается оставлять после останова двигателя включенной передачу, а также выключать сцепление при отсутствии воздуха в контуре потребителей воздуха.

Утепление моторного отсека должно соответствовать температуре окружающего воздуха.

Примойкеавтобусазапрещаетсянаправлятьструюводынарешеткувоздухозаборника, а также на изделия электрооборудования и места соединения электропроводов.

В зимнее время при мойке автобуса запрещается направлять струю воды на тормозные аппараты. В случае замерзания конденсата в пневмоприводе тормозов запрещается отогревать аппараты, трубопроводы и воздушные ресиверы открытым пламенем.

Автобус оборудован системой, препятствующей началу движения при открытых дверях. В целях безопасности перевозки пассажиров настоятельно рекомендуем не эксплуатировать на городских маршрутах автобусы с выключенной или неисправной системой автоматического включения остановочного тормоза при открытых дверях пассажирского салона.

1 Общее описание автобусов, технические характеристики

1.1 Информационные данные автобуса

Идентификационный номер автобуса выбит в правой передней колесной арке на вертикальной полке перед передней осью, а также на заводской табличке, которая расположена на лицевой панели передка (справа от входа в переднюю дверь).

Структура идентификационного номера (VIN) имеет следующий вид: Y3М103465E0003906 (17 знаков), где:

Y – географическая зона РБ; 3 – международный код РБ;

М – международный код Минского автомобильного завода; 103065 (6 знаков) – обозначение модели (модификации) автобуса, где:

1 (4-й знак) – порядковый номер поколения автобуса (1-ое поколение); 0 (5-й знак) – код назначения автобуса (0 – городские автобусы); 3 (6-й знак) – порядковый номер модели;

Е (10-й знак) – год выпуска автобуса (D – 2013 г., E – 2014 г., F – 2015 г. и т.д.); 0003906 (последние 7 знаков) – порядковый производственный номер транспор-

На заводской табличке наряду с идентификационным номером также нанесены:

– фирменный знак Минского автомобильного завода;

– номер «Одобрения типа» транспортного средства;

– полная масса автобуса в кг;

– допустимая осевая нагрузка на каждую ось в кг;

– тип установленного двигателя.

Модель и производственный номер автобуса, модель и номер двигателя, а также номера узлов и агрегатов приведены в «Сервисной книжке», которая прикладывается к каждому автобусу.

1.2 Состав автобусов

Заводомпосостояниюна01.02.2014г.выпускаютсяавтобусыМАЗ103иМАЗ107 в комплектации, приведенной в таблице 1.1. Технические характеристики двигателей приведены в таблице 1.2, технические характеристики автобусов приведены в таблице 1.3, основные размеры – на рисунке 1.1.

МАЗ 103 – автобус с кузовом вагонной компоновки с задним, смещенным к левому борту расположением двигателя, с низким уровнем расположения пола. Автобус имеет колесную формулу 4х2. Задний ведущий мост классической компоновки со смещенным к левому борту редуктором, обращенным назад.

МАЗ 107 – автобус с кузовом вагонной компоновки с задним, смещенным к левому борту расположением двигателя, с низким уровнем расположения пола. Автобус имеет колесную формулу 6х2. Задний ведущий мост классической компоновки со смещенным к левому борту редуктором, обращенным назад. За ведущим мостом установлена дополнительная самоустанавливающаяся ось.

Пневматическая схема обеспечивает отдельное управление регуляторами положения кузова каждого борта. За счет применения такого решения возможен подъем всего кузова на величину хода отбоя амортизаторов и, при необходимости, опускание правого борта (книлинг).

По желанию заказчика может устанавливаться система централизованной смазки узлов трения.

Автомобили МАЗ. Устройство, ремонт, ТО.

Автомобили МАЗ. Устройство, ремонт, ТО.

Руководство по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей МАЗ.

Рядные ТНВД ЯЗТА.

Рядные ТНВД ЯЗТА.

Руководство по техническому обслуживанию и ремонту рядных ТНВД ЯЗТА устанавливающихся на автомобили марок Урал, КрАЗ, МАЗ и др.

Автомобиль МАЗ-500 и его модификации.

Автомобиль МАЗ-500 и его модификации.

Руководство по устройству и техническому обслуживанию автомобилей МАЗ-500/503/504.

Магистральные автопоезда Минского автомобильного завода.

Руководство по устройству автомобилей МАЗ-54322-9397 и МАЗ-64227-9398.

Применяемость деталей и сборочных единиц автомобилей МАЗ

Применяемость деталей и сборочных единиц автомобилей МАЗ

Справочник по применяемости запасных частей к автомобилям марки МАЗ.

Автомобили МАЗ-5335/5549/5429/5430/504В.

Автомобили МАЗ-5335/5549/5429/5430/504В.

Руководство по устройству, эксплуатации и техническому обслуживанию автомобилей МАЗ-5004В/5335/5429/5430/5549.

Устройство, ТО и ремонт, автомобилей МАЗ.

Устройство, ТО и ремонт, автомобилей МАЗ.

Руководство по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей МАЗ-533660/533700/533710/543230/543300/551600/555100/630300/942290.

Автомобили МАЗ. ТО и ремонт.

Автомобили МАЗ. ТО и ремонт.

Руководство по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей МАЗ-5335 и МАЗ-64227.

Автомобили МАЗ.

Автомобили МАЗ.

Руководство по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей МАЗ-500/503/504.

Автомобили МАЗ-500A/504А/516.

Автомобили МАЗ-500A/504А/516.

Руководство по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей МАЗ-500А/504А/516.

втомобили МАЗ-54322/64227. Устройство, ТО, ремонт.

втомобили МАЗ-54322/64227. Устройство, ТО, ремонт.

Руководство по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей МАЗ-54322 и МАЗ-64227.

Прицепы и полуприцепы МАЗ.

Прицепы и полуприцепы МАЗ.

Руководство по устройству и техническому обслуживанию полуприцепов и прицепов МАЗ.

Ремонт автомобилей МАЗ.

Ремонт автомобилей МАЗ.

Руководство по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей МАЗ-500/503Б/504.

Руководство по эксплуатации, ТО и ремонту МАЗ-5336/6303.

Руководство по эксплуатации, ТО и ремонту МАЗ-5336/6303.

Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей МАЗ-5336, МАЗ-6303 и их модификаций с дизельными двигателями объемом 11,0/15,0 л.

Руководство по ремонту МАЗ-437040.

Руководство по ремонту МАЗ-437040.

Руководство по эксплуатации и ремонту автомобилей МАЗ-437040/437041/437141.

Скидки от справочной

При упоминании АСС вы можете получить скидки на запчасти и услуги

Вся представленная на сайте информация носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой.

Транспортное средство было произведено белорусскими производителями еще в 1996 году. Спустя десятки лет заметно обновлено это заметно по улучшению салона и не только.

Самое главное, на чем хотелось бы заострить свое внимание оформление стало более современное. К тому же технические характеристики заметно возросли.

Автобус МАЗ 103 полунизкопольная машина большого класса, именно она предназначена для перевозки людей в городских условиях. Кроме этого автотранспорт славится ездой по пригородным маршрутам, где преобладает большая интенсивность пассажиров.

Технические характеристики

При первом же осмотре можно заметить, что уровень пола в автобусе понизился. Все из-за того, что двигатель расположен в задней части, поэтому посадка пассажиров значительно упрощена. Кроме того, транспорт стал более комфортным.

Что любопытно, конструкция оснащена крепким цельнометаллическим кузовом, это формирует надежный «скелет» автобуса. Так же в транспортном средстве присутствует система автоматического пожаротушения.

Следует добавить, что автобусы поколения МАЗ 103 могут развивать максимальную скорость 110 км/ч.

МАЗ 103 65

Салон

Что касается числа сидячих мест, то оно имеет разницу от 21 до 39. Хотя общая вместимость пассажиров будет больше в несколько раз. В результате транспорт в часы пик способен вместить до ста человек.

Нужно добавить, что кресла в автобусе раздельные, они размещаются в четыре ряда. Сдвоенные посадочные места идут по левому борту, а одиночные по правой стороне.

Если заглянуть в зону для водителя, то тут ничего сверх естественного. Хотя есть все необходимое для удобной работы водителя: универсальная панель приборов и комфортное кресло.

Модельный ряд

Существует множество модификаций этой модели: МАЗ 103 465, МАЗ 103 486 и 103 485. Все они, конечно же, отличаются друг от друга. Но изменения небольшие:

  • количество сидячих мест для пассажиров;
  • всевозможные варианты оснащения трансмиссии;
  • разные коробки передач, которые имеют прекрасные технические характеристики.

Ниже приведены характеристики МАЗ 103 465.

МАЗ 103

У МАЗ 103 486 по сравнению с МАЗ 103 485 установлен более мощный двигатель. Силовой агрегат отвечает экологическому стандарту Евро 5 на замену Евро 4.


Для регионов, где достаточно холодные зимы, есть возможность приобрести машину в улучшенном исполнении. В транспорте будет отопитель высокого качества, а еще утепленные двойные стекла.

Руководство по эксплуатации

Что касается силовой установки, то двигатель находится в заднем свесе. Он располагается под углом 9 градусов к продольной оси автотранспорта. Получается, что он находится слева в вертикальном моторном отсеке. Двигатель занимает достаточно много места, но благодаря четырем опорам безопасно прикрепляется к каркасу.

Следует также отметить, что имеется жидкостная система охлаждения. Она соединена с системой отопления всего салона, а также с местом водителя.


Цена и преимущество

Приобрести автобус можно на автомобильном рынке. С 2017 года начальная цена идет от 7 500 000 рублей. Транспорт, конечно, не особо выделяется на фоне других аналогов. Однако он все же может похвастать следующими достоинствами:

  • системой пожаротушения;
  • достаточным отоплением салона;
  • подогревом двигателя;
  • наличием громкой связи и множеством других функций, которые имеют современные машины.

МАЗ 103

Автобус удачно соединил в себе комфорт, удобство и оптимальную стоимость. Наверное поэтому транспорт пользуется огромным спросом не только в России. Удивительно, но он знаменит в европейских странах, а также в Белоруссии и Украине.

Маз 152: технические характеристики, руководство по эксплуатации

Маз 152: технические характеристики, руководство по эксплуатации

МАЗ 6430, 6312, 6501, 5440, 5340. Устройство, обслуживание, эксплуатация, ремонт

Книга по ремонту МАЗ 5430 содержит в себе все необходимые сведения, которые помогут владельцу разобраться в устройстве автомобиля, научат грамотному уходу за автомобилем, своевременному техническому обслуживанию и правильному ремонту.

Руководство по ремонту МАЗ 5430 разделено на главы:
Устройство автомобиля (описываются общие сведения и паспортные данные автомобиля);
Инструкция по эксплуатации (подготовка к выезду, рекомендации по безопасности движения);
Неисправности в пути (советы, которые помогут Вам в случае неожиданной поломки в дороге);
Техническое обслуживание (подробные рекомендации по проведению всех процедур обслуживания);
Инструкции по ремонту (двигатель, трансмиссия, ходовая часть, рулевое управление, тормозная система, а также включены сборочно-разборочные работы, необходимые в процессе ремонта МАЗ 5430);
Электрооборудование (подробный мануал по диагностике и устранению неисправностей, отдельно описаны основные блоки и даны подробные электрические схемы МАЗ 5430).

Любая из процедур ремонта МАЗ 5430 приведена по принципу от простого к сложному: от простейших операций по обслуживанию, регулировке, замене деталей, до глобального ремонта со сборочно-разборочными работами.

Все материалы книги основаны на конкретном опыте, полученном в процессе полной разборки и сборки МАЗ 5430 высококвалифицированными автомеханиками.

Бесплатно скачать руководство по ремонту МАЗ 5430 Вы можете в формате pdf. Его достаточно закачать в свой телефон либо планшет и в любой ситуации на дороге Вы сможете им воспользоваться.

МАЗ-5340: РАЗБОР ВСЕЙ ЛИНЕЙКИ 10-ТОННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ МАЗ

Руководство по эксплуатации автомобилей МАЗ

Для перевозки пассажиров на дальние расстояния используется автобус МАЗ-152, фото которого вы сможете увидеть в статье. Данный автобус производит автомобильный завод в городе Минске (Республика Беларусь). Он собирается в соответствии со всеми требованиями не только своей страны, но и с международными стандартами европейских государств.

Общий обзор модели

Предназначен автобус, в первую очередь, для пассажирских перевозок на длинные расстояния. Поэтому его активно используют для междугородних маршрутов.

Отправляющийся в дальний путь трансопрт, должен иметь определенные технические характеристики, и автобус МАЗ-152 обладает такими показателями. Так, за счет использования отдельных узлов от грузовых моделей, он получил повышенный уровень выносливости и прочности. Кроме того, данный прием позволил производителям снизить себестоимость выпускаемой продукции.


Серийное производство автобуса этой марки началось в двухтысячном году. За это время транспортное средство выходило в двух модификациях:

  • собственно МАЗ-152;
  • МАЗ-152А, обладающий расширенным списком имеющихся опций.

К управлению последним допускаются только лица, достигшие совершеннолетнего возраста, имеющие водительское удостоверение нужной категории, изучившие правила эксплуатации автобуса. А для ознакомления с ними и обучения вождению используются симуляторы. Отдельно разработаны обучающие игры и для автобуса МАЗ-152 (OMSI – одна из них).

Внешний обзор транспорта

Автобус МАЗ-152 изготавливается из высокопрочного металла. В его состав добавлены специальные средства, защищающие его от коррозии. Некоторые отдельные элементы выполнены из альтернативных материалов. Так, боковые части изготовлены из листов оцинковки, а для передней использован стеклопластик.


Следует сказать и то, что стекла здесь не просто вставлены, они вклеены. А это усиливает общую жесткость кузова.

Интерьер автобуса

Салон автобуса оборудован для создания комфортных условий поездки. В зависимости от модификации, автобус МАЗ-152 вмещает от сорока трех до сорока семи сидений. Все они имеют специальные регулировки:

  • положения спины (эта опция позволяет изменить угол наклона спинки в пределах пятнадцати градусов);
  • сдвига в сторону сиденья в целом, позволяющее даже людям с пышными формами удобно расположиться в кресле;
  • положения подножки.

Кроме всего этого, со стороны центрального прохода у сидений есть подлокотник. Его положение также регулируется за счет несложного механизма. Для каждого пассажира имеется источник индивидуального освещения. Имеющиеся опции обеспечивают комфортные и приятные условия для поездок на автобусе МАЗ-152.

Для обеспечения безопасности каждое сиденье оборудовано ремнями безопасности.


Пол у автобуса неровный. Он постепенно поднимается от центральной двери к хвостовой части. Это связано с расположением силового агрегата.

Комплектация транспортного средства

Останавливаться в пути слишком часто тоже нет необходимости, так как автобус оборудован биотуалетом. Продукты можно уложить в холодильник. Имеется даже небольшое отделение кухни, где можно перекусить.


Длительная поездка на автобусе не будет скучной. Для этого имеются адио- и видеосистемы. А в дополнение ко всему вышеперечисленному, автобус оснащен и другими функциями:

Автобус МАЗ-152: технические характеристики

Туристический автобус данной марки может оснащаться силовыми агрегатами нескольких видов. Это двигатели «Мерседес», мощность которых достигает трехсот лошадиных сил. Коробка передач механическая. Она имеет шесть скоростей. Но могут в отдельных случаях устанавливаться и «автоматы».

Подвеска на передних колесах независимая. На центральных и задних – зависимая. Причем на задней оси подвеска пневматическая. Установлен телескопический амортизатор.

Колеса дисковые. На них надета резина, диаметром двадцать два с половиной дюйма. Размеры автобуса МАЗ-152 следующие:

Читайте также: