Самая большая гэс на волге

Обновлено: 02.07.2024

Волжская ГЭС - крупнейшая гидроэлектростанция в Европе

Волжская ГЭС (ранее Сталинградская ГЭС, Волжская ГЭС имени XXII съезда КПСС) - это крупнейшая гидроэлектростанция Волжско-Камского каскада, да и всей Европы (в 1960-1963 годах была крупнейшей ГЭС в мире). Она обеспечивает своей мощностью около 70% общей генерации Волгоградской области. Её установленная мощность составляет 2 671 МВт, при этом фактическая среднегодовая выработка электроэнергии равна порядка 11 100 млн кВт•ч. Расположена она реке Волге в Волгоградской области, между городами Волгоградом и Волжским. Волжская ГЭС играет не только важную роль в обеспечении надёжности работы Единой энергосистемы России, а также обеспечивает крупнотоннажное судоходство, водоснабжение и орошение засушливых земель. Кстати, строительство станции и связанных с ней линий электропередачи сыграло решающую роль в объединении энергосистем Центра, Поволжья и Юга, с линий электропередачи Волжской и Жигулёвской ГЭС собственно и началось формирование Единой энергосистемы России. Собственником Волжской ГЭС (за исключением судоходного шлюза, а также автодорожного и железнодорожного переходов) является ПАО «РусГидро».

Планы построить Волжскую ГЭС (первоначально в створе в районе Камышина) были ещё с начала 1930-х годов в рамках плана «Большая Волга». В период с 1931 по 1936 год разрабатывалось множество различных вариантов преобразования Волги. Например, в 1932 году главный инженер «Волгостроя» А. В. Чаплыгин представил проект каскада ГЭС на Волге из шести станций: Угличской, Ярославской, Балахнинской, Чебоксарской, Самарской и Камышинской, который получил поддержку. Более того 25 февраля 1932 года решением Нижне-Волжского крайкома ВКП(б) были начаты изыскания в районе Камышинского гидроузла. В 1934 году проект Камышинского гидроузла был представлен Александровым на государственную экспертизу. Тем не менее, решение о начале строительных работ принято не было, и в 1936 году работы по Камышинской ГЭС были свёрнуты по причине необходимости концентрации ресурсов на строительстве более эффективного и приоритетного Куйбышевского гидроузла.

К вопросу строительства гидроэлектростанции на Нижней Волге вернулись лишь после окончания Великой Отечественной войны. Проектирование станции было поручено Гидропроекту Главгидростроя МВД СССР. 6 августа 1950 года было принято постановление Совета Министров СССР о сооружении Сталинградской ГЭС мощностью 1700 МВт. Технический проект станции был утверждён 21 сентября 1956 года и уже при мощности 2310 МВт (22 гидроагрегата). Но и в дальнейшем, в ходе строительства станции её проект существенно видоизменялся - было введено отдельное сороудерживающее сооружение, полуоткрытый машинный зал заменён на закрытый, добавлены рыбоподъёмник и Межшлюзовая ГЭС. А ещё в результате объявленного Н. С. Хрущёвым курса на ликвидацию «архитектурных излишеств» из проекта станции убрали башни, шпили, скульптуры и другие элементы декора. Всего в проектировании и строительстве Волжской ГЭС участвовали 11 научно-исследовательских институтов и около 100 проектных организаций, учебных заведений и заводских конструкторских бюро.

Марка СССР (1951): Великие стройки коммунизма. Сталинградская ГЭС

Подготовительные работы по строительству Сталинградской ГЭС были начаты в 1950 году. Кроме того, строительство станции потребовало проведения масштабных работ по разминированию территории, поскольку в годы войны недалеко от стройплощадки велись тяжёлые бои. Первоначально строительные работы велись под контролем МВД СССР с использованием труда заключённых (численность заключённых Ахтублага достигла максимума 1 января 1953 года - 26 044 человека), с 1953 года и до завершения строительства в 1962 году станция возводилась силами вольнонаёмного персонала. А ещё сразу же её объявили одной из «Великих строек коммунизма». В 1956 году были начаты монтажные работы на судоходных шлюзах, а в апреле 1957 года - монтаж первого гидроагрегата. Река Волга была перекрыта 31 октября 1958 года.

Теплоход «Добрыня Никитич» доставил на церемонию открытия Волжской ГЭС высокопоставленных лиц, во главе с Н. С. Хрущёвым, 1961 г.

Кстати, специально для строительства Сталинградской ГЭС был собран гигантский экскаватор с ковшом объемом 18 кубометров. Котлован, выкопанный под будущую ГЭС, также поражал размерами: 1 км в длину, 500 метров в ширину и 40 метров в глубину. Первый грунт в котловане был вынут в 1952 году. Строящаяся ГЭС получала оборудование со всей страны: турбины и генераторы - из Ленинграда, электрооборудование - из Свердловска и Запорожья, различные машины из Москвы, Ташкента, Челябинска, Харькова, лес - из Карелии. Около 1500 предприятий снабжали грандиозную стройку всем необходимым.

Машинный зал, 1961 год

Пуск первого гидроагрегата (со станционным № 5) состоялся 15 декабря 1958 года. Правда он получился не совсем удачным, сгорел подпятник генератора. Поэтому гидроагрегат был повторно пущен 22 декабря 1958 года. И вот именно эта дата считается датой пуска станции. До конца года были введены в эксплуатацию ещё два гидроагрегата. В 1959 году ввели в эксплуатацию ещё 9 гидроагрегатов. В 1960 году было завершено строительство сооружений напорного фронта, водохранилище заполнено до проектной отметки и введены в работу ещё 9 гидроагрегатов. При мощности 2415 МВт станция на некоторое время стала крупнейшей ГЭС в мире. В 1961 году был введён в эксплуатацию рыбоподъёмник, а заодно Сталинградская ГЭС была переименована в Волжскую ГЭС им. XXII съезда КПСС. 9 сентября 1961 года станция была принята государственной комиссией. На полную мощность 2541 МВт Волжская ГЭС вышла 30 ноября 1962 года, после ввода в эксплуатацию экспериментального гидроагрегата № 1. До 1963 года Волжская ГЭС являлась крупнейшей гидроэлектростанцией СССР и мира, потом уступила первенство Братской ГЭС.

Торжественный пуск ГЭС. На объект приехала правительственная комиссия во главе с первым секретарем ЦК КПСС Никитой Хрущевым

9 сентября 1961 г. Волжская ГЭС была принята государственной комиссией в эксплуатацию. Эта дата примечательна не только завершением высоко значимой работы. Она стала еще и тем рубежным явлением, после которого наша страна перестала испытывать дефицит электроэнергии. Таким образом, цель, во имя которой и затевалось гигантское строительство, была достигнута.

В ходе строительства станции был реализован целый ряд нестандартных технических решений. Впервые в стране были разработаны и применены вибрационные машины, гидровибробурение скважин, крупноблочные керамзитобетонные конструкции, поточный метод монтажа гидроагрегатов, позволявший собирать несколько машин одновременно. Машинный зал станции был полностью выполнен из сборного железобетона. Для транспортировки строительных материалов через Волгу была построена уникальная канатная дорога.

Канатная дорога для переправки грузов через Волгу

Сама Волжская ГЭС стала полигоном для отработки новых технологий. Волжская ГЭС - это первая гидроэлектростанция в мире, где была разработана быстродействующая система возбуждения гидрогенераторов с применением управляемых преобразователей. Она позволила решить проблемы передачи энергии на большие расстояния. А так в ходе строительства Волжской ГЭС было произведено 145,2 млн м³ земляных работ, уложено 3,9 млн м³ каменной наброски, дренажей и фильтров, 5,47 млн м³ бетона и железобетона, смонтировано 79,3 тыс. т металлоконструкций и механизмов. Фактическая стоимость строительства станции составила 836,4 млн рублей в ценах 1961 года, причём была достигнута экономия 48,3 млн рублей от сметной стоимости.

По расчётам 1960-х годов себестоимость её электроэнергии была в 9 раз ниже себестоимости электроэнергии тепловых электростанций, строительство станции позволило отказаться от сжигания 5 млн тонн донецких углей и окупилось уже к 1967 году.

Волжская ГЭС стала основой для формирования крупного Волжского территориально-производственного комплекса, включающего Волгоградский алюминиевый завод, ряд крупных предприятий химической промышленности (Волжский завод органического синтеза, Волжский завод синтетического волокна, завод синтетического каучука), подшипниковый завод и др. Возведённый на пустом месте посёлок гидростроителей Волжской ГЭС постепенно превратился в город Волжский с населением более 300 тысяч человек.

Знаменитый советский военачальник Семен Буденный посетил Волжскую ГЭС в 1966 году

Советский космонавт Герман Титов на Волжской ГЭС

Юрий Никулин с супругой в машинном зале ГЭС (1970-е г.)

Волжская ГЭС из себя представляет низконапорную русловую гидроэлектростанцию (здание ГЭС входит в состав напорного фронта). В состав сооружений станции входят здание ГЭС с донными водосбросами и сороудерживающим сооружением, водосбросную плотину с рыбоподъёмником, судоходные шлюзы с дамбами, подходными каналами и Межшлюзовой ГЭС, ОРУ 220 и 500 кВ, а также три земляных плотины - русловая и две пойменные, образующие большую часть напорного фронта. Русловая плотина № 40 расположена между правым берегом и зданием ГЭС, её длина составляет 1200 м, максимальная высота - 47 м, ширина по гребню - 70 м. Пойменная плотина № 41 расположена между водосбросной плотиной и судоходным шлюзом, её длина составляет 800 м. Пойменная плотина № 42 расположена между судоходным шлюзом и левым берегом, её длина составляет 1250 м. Общий объём тела грунтовых плотин составляет 23 400 млн м³. Водосливная плотина расположена между зданием ГЭС и земляной плотиной № 41. По конструкции плотина гравитационная бетонная, длиной 725 м и наибольшей высотой 44 м. Плотина разбита на 14 секций, по два водосливных пролёта шириной 20 м в каждой секции. Всего имеется 27 водосливных пролётов, ещё в одном пролёте расположен рыбоподъёмник. Гашение энергии сбрасываемой воды происходит на водобое длиной 55 м, рисберме длиной 143 м и дне ковша длиной 46 м. Пропускная способность водосливной плотины (без учёта рыбоподъёмника) составляет 30 850 м³/с при нормальном подпорном уровне (НПУ) и 37 500 м³/с при форсированном подпорном уровне (ФПУ). По сооружениям ГЭС проложены автомобильная и железная дороги.

Напорные сооружения ГЭС образуют крупное Волгоградское водохранилище. Площадь водохранилища при нормальном подпорном уровне 3117 км², длина 524 км, максимальная ширина 17 км, максимальная глубина 41 м. Полная и полезная ёмкость водохранилища составляет 31,45 и 8,25 км³ соответственно. Создание Волгоградского водохранилища привело к затоплению значительных земельных площадей. Всего было затоплено 269,3 тыс. га земель в Волгоградской и Саратовской областях, в том числе 30,4 тыс. га пашни, 107 тыс. га сенокосов и пастбищ, 70,2 тыс. га леса и кустарников. При этом по удельным показателям (площадь затопленных сельхозугодий на МВт установленной мощности) Волжская ГЭС является одной из самых эффективных станций каскада ГЭС на Волге, уступая только Саратовскому и Чебоксарскому гидроузлам.

Для пропуска через гидроузел речных судов используются двухниточные двухкамерные судоходные шлюзы с аванпортом и низовым походным каналом и водосбросом, расположенные на левом берегу. Система питания шлюзов распределительная, через донные водопроводные галереи с частичным боковым сбросом. Длина каждой камеры шлюза - 290 м, ширина - 30 м, время наполнения и опорожнения камеры - 8 минут. В системе внутренних водных путей камеры шлюзов имеют номера 30 и 31. Кстати, в здании Межшлюзовой ГЭС установлено два гидроагрегата с поворотно-лопастными турбинами ПЛ-30-В-330 и генераторами ВГС-525/84-32, работающих при расчётном напоре 17 м. Судоходные шлюзы и Межшлюзовая ГЭС находятся в государственной собственности и эксплуатируются ФБУ «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей».

Конструктивно здание ГЭС выполнено из монолитного железобетона (всего уложено 2,48 млн м³), разделяется на 11 секций. Длина здания Волжской ГЭС - 736 м, ширина 90 м, наибольшая высота 71 м. Для оперирования затворами со стороны верхнего и нижнего бьефов имеются козловые краны грузоподъёмностью 200 тонн.

В машинном зале ГЭС установлены 22 вертикальных гидроагрегата: 7 - мощностью по 115 МВт, 5 - мощностью по 120 МВт и 10 - мощностью по 125,5 МВт. Гидроагрегаты оборудованы поворотно-лопастными турбинами ПЛ-587-ВБ-930 (3 шт.), ПЛ-30/877-В-930 (14 шт.) и ПЛ-30/587-В-930 (5 шт.), работающими на расчётном напоре 20-21,5 м. Турбины приводят в действие гидрогенераторы СВ2-1500/200-88 (10 шт.) и СВ2-1488/200-88УХЛ4 (12 шт.). Производитель гидротурбин основных гидроагрегатов станции и всех гидрогенераторов - концерн «Силовые машины», гидротурбин рыбоподъёмника и Межшлюзовой ГЭС - харьковское предприятие «Турбоатом».

Гидроагрегаты выдают электроэнергию на напряжении 13,8 кВ на однофазные трансформаторы, расположенные на здании ГЭС со стороны нижнего бьефа. Всего имеется 9 групп трансформаторов: четыре группы трансформаторов ОРДЦ-135000/500 (12 фаз мощностью по 135 МВА), к каждой из которых присоединено по три гидрогенератора, и пять групп трансформаторов ОДЦТНП-135000/400/220 (15 фаз мощностью по 135 МВА), к каждой из них присоединены по два гидрогенератора.

Станция имеет два открытых распределительных устройства (ОРУ) напряжением 220 и 500 кВ. ОРУ 220 кВ расположено на расширенном участке земляной плотины № 40 в нижнем бьефе, ОРУ 500 кВ - на правом берегу.

Из серии интересный факт. В 1959 году Сталинградская ГЭС стала героем, пусть и не главным, художественного фильма «Леон Гаррос ищет друга». Советско-французскую картину о том, как журналист из Франции в поисках своего русского друга ездит по всему СССР, снимали в нескольких городах Союза. Одним из них стал Сталинград. На черно-белых кадрах можно увидеть работающую гидроэлектростанцию, а героиня фильма в исполнении Татьяны Самойловой поет на фоне Волги и сооружений ГЭС.

Ваш Промблогер №1 Игорь (ZAVODFOTO)! Подписывайтесь на мой канал, я Вам ещё много чего интересного покажу: https://zen.yandex.ru/zavodfoto

На данный момент я уже лично посетил более 490 предприятий, а вот и ссылки на все мои промрепортажи:

Самые большие ГЭС в России: Топ-10

В настоящее время в России действуют 13 гидроэлектростанций, чья мощность превышает 1000 МВт, а также свыше сотни менее мощных ГЭС. Наш рейтинг составлен именно по мощности станций и выглядит следующим образом:

1. Саяно-Шушенская ГЭС (6400 МВт)


Пока же самая большая ГЭС в России – Саяно-Шушенская им. Непорожнего, на начало этого года она была 14-й в мире среди действующих ГЭС. Она построена на Енисее, недалеко от посёлка Черёмушки и Саяногорска, на границе между Хакасией и Красноярским краем. Это первая ступень Енисейского каскада ГЭС. Её арочно-гравитационная плотина имеет высоту 242 м, она самая высокая в России и на одном из первых мест в мире.
В названии станции фигурирует название Саянских гор и находящегося не так далеко села Шушенское, получившего во времена СССР широкую известность как место, куда был сослан В. Ульянов (Ленин).
Строить эту ГЭС начали в 1963 году, а формально закончили лишь в 2000 году. Уже по ходу строительства плотины возникали проблемы, такие как возникновение трещин в теле плотины и разрушение водосбросных сооружений, которые успешно преодолевались. Но 17 августа 2009 года здесь случилась крупнейшая в российской гидроэнергетике катастрофа, унёсшая жизни 75 человек. Восстановили станцию лишь к концу 2014 года.

2. Красноярская ГЭС (6000 МВт)


Красноярская ГЭС им. 50-летия СССР также стоит на Енисее, возле Дивногорска в Красноярском крае и является третьим звеном Енисейского каскада ГЭС. В Красноярском гидроузле есть судоподъёмник – единственный в России.
Первые два гидроагрегата здесь запустили в конце 1967 года, в следующем году к ним прибавились ещё 4, ещё один в 1970 году, а последние в 1971 году. Приём в эксплуатацию Красноярской ГЭС государственной комиссией прошёл с отметкой «отлично». В 1976 году началась пробная эксплуатация судоподъёмника, а с 1982 года он заработал на постоянной основе.
Красноярская ГЭС является важным центром нагрузок единой энергосистемы Сибири, обеспечивает стабильное снабжение Красноярского края электроэнергией. Она сглаживает неравномерное потребление энергии, особенно в случаях аварий. Так, после катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС, по команде системного оператора нагрузка на Красноярскую ГЭС возросла с 2450 МВт до 3932 МВт. Красноярская ГЭС производит свыше 30% электроэнергии Красноярского края. Но её функция состоит не только в выработке энергии, но и в защите лежащих ниже земель от наводнений, срезая пики паводков, она задерживает их в водохранилище. Она обеспечивает водой соседние населённые пункты, работой речной флот как выше, так и ниже плотины.

3. Братская ГЭС (4500 МВт)


Братская ГЭС им. 50-летия Великого Октября находится в Иркутской области, на Ангаре возле Братска. Является второй ступенью Ангарского каскада ГЭС. Плотина станции удерживает Братское водохранилище – крупнейшее в стране и одно из самых больших в мире по полезному объёму.

4. Усть-Илимская ГЭС (3840 МВт)


Усть-Илимская гидроэлектростанция была построена в Иркусткой области возле города Усть-Илимск на реке Ангара. Она стала третьей ступенью Ангарского каскада гидроэлектростанций, дополнив Иркутскую и Братскую ГЭС.
Строить её начали в 1963 году, а закончили в 1980 году, хотя уже в 1979 году она частично была запущена в эксплуатацию. Эта гидроэлектростанция имеет огромное значение для обеспечения устойчивости всей сибирской энергосистемы. Большую часть её энергии потребляют крайне энергоёмкие алюминиевые заводы, а также лесохимические предприятия. На базе этой гидроэлектростанции был создан Усть-Илимский территориально-производственный комплекс. В 2012 году эта станция выработала 32,3% общего количества энергии, полученной от всех электростанций Иркутской области.

5. Богучанская ГЭС (2997 МВт)


6. Волжская ГЭС (2671 МВт)


Ныне Волжская, а ранее Сталинградская и Волгоградская ГЭС построена на реке Волге на территории Волгоградской области. Она является крупнейшей в европейской части России, а на протяжении 1960-63 годов была крупнейшей в мире электростанцией. Является нижней ступенью Волжско-Камского каскада ГЭС. На правом берегу находится район Волгограда, а на левом – город Волжский.
Эту ГЭС строили с 1952 по 1961 год, она относится к средненапорной ГЭС руслового типа. Ввод её в строй решил многие вопросы энергоснабжения Донбасса и Нижнего Поволжья, объединения энергосистем центра, юга и Поволжья. В Нижнем Поволжье появилась энергетическая база для продолжения развития народного хозяйства. Благодаря Волжской ГЭС был завершён глубоководный водный путь от Саратова до Астрахани. По плотине ГЭС организовано постоянное автомобильное и железнодорожное движение через Волгу, которое обеспечило кратчайшую связь между собой районов Поволжья. Водохранилище ГЭС также используется для обводнения и орошения местных засушливых земель.

7. Жигулёвская ГЭС (3467 МВт)


Сначала Волжская, потом Куйбышевская, а ныне Жигулёвская ГЭС стоит на Волге в Самарской области возле Жигулёвска и является 6 ступенью Волжско-Камского каскада ГЭС. Это вторая в Европе ГЭС по мощности. Важна не только выработкой электричества, но и водоснабжением, обеспечением крупнотоннажного судоходства, защитой от наводнений. Её водохранилище – основное в водорегулировании этого каскада ГЭС.
Эта станция строилась с 1950 по 1957 годы. Особенностью геологии данного места стало сильная разница в берегах Волги: правый высокий, обрывистый, сложен из трещиноватых известняково-доломитовых пород, а левый – низкий песчаный с линзами и прослойками из суглинков.
Жигулёвская ГЭС покрывает пиковые нагрузки и стабилизирует частоту Единой энергосистемы России. Её самое крупное в каскаде водохранилище регулирует сток волжской воды, позволяя более эффективно её использовать идущим следом гидроэлектростанциям, создаёт судоходную глубину и позволяет орошать засушливые земли.

8. Бурейская ГЭС (2010 МВт)


Эта крупнейшая на Дальнем Востоке ГЭС находится в Амурской области на реке Бурее, возле пос. Талакан. Её водохранилище находится на территории Хабаровского края и Амурской области. Является первой ступенью Бурейского каскада ГЭС. На полную мощность её вывели в 2011 году, а в 2014 году полностью сдали в эксплуатацию.
С её постройкой были решены важные задачи: обеспечить дефицитной электроэнергией юг Дальнего Востока, сделать более равномерной нагрузку на объединенную энергетическую систему Востока, повысить надёжность электроснабжения, избавиться от наводнений в поймах среднего Амура и Буреи, что позволит добавить к сельскохозяйственным землям 15000 га территории, продавать излишек энергии в Китай.

9. Саратовская ГЭС (1404 МВт)


Саратовская ГЭС построена возле волжского города Балаково и является 7 ступенью Волжско-Камского каскада ГЭС. У неё отсутствует водосбросная плотина, но самый длинный в стране машинный зал с разборной кровлей. Здесь работают 24 агрегата трёх типов, в том числе крупнейшие в России. ГЭС обеспечивает также орошение засушливых земель, водоснабжение, крупнотоннажное судоходство. Станция предназначена для покрытия пиковых нагрузок Объединённой энергосистемы Центра и Поволжья, является аварийным резервом мощности.
После её ввода в действие Саратовская область вместо энергодефицитной стала энергоизбыточной. За время своей работы она выработала свыше 250 млрд кВт возобновляемой электроэнергии, что позволило сэкономить много ископаемого топлива и предотвратить выброс в атмосферу огромного количества загрязняющих компонентов.

10. Чебоксарская ГЭС (1374 МВт)


Чебоксарская ГЭС стоит на Волге в Чувашии, неподалёку от города Новочебоксарск, за ней образовалось Чебоксарское водохранилище, которое разлилось по территории сразу трёх субъектов России – Нижегородской области и республик Марий Эл, и Чувашия. Чебоксарская ГЭС является пятой ступенью Волжского каскада гидроэлектростанций (на момент своего создания она была там последней). Её установленная мощность составляет 1404 МВт, по этому показателю она является одной из крупнейших российских гидроэлектростанций.
Чебоксарский гидроузел начали строить в 1968 году, но он не завершен и по сей день. Причиной тому послужили разногласия между соседними регионами, настаивающими на разных отметках уровня воды в её водохранилище. Поэтому с 1981 года она работает вполсилы на отметке 63 метра, при этом зона водохранилища остаётся не полностью обустроенной, а это выливается в различные экологические и экономические проблемы. Против поднятия уровня воды в водохранилище выступают регионы, которые лишатся в результате этого части своей земли. Помимо местных официальных властей, критика слышна также от различных общественных организаций.

Руки в Ноги. Подписывайтесь на нашу группу Вконтакте и читайте все наши статьи первыми!

Волжская ГЭС — крупнейшая гидроэлектростанция Европы



1. ГЭС была воздвигнута в рекордно короткие сроки: советским инженерам и строителям потребовалось всего 6 лет, чтобы запустить первый гидроагрегат тогда еще Сталинградской ГЭС, а окончательно строительство было завершено в 1961 году. Сразу после запуска это была крупнейшая гидроэлектростанция в мире. Ввод в эксплуатацию Волжской ГЭС сыграл решающую роль в энергоснабжении Нижнего Поволжья и Донбасса и объединил между собой крупные энергосистемы Центра, Поволжья, Юга.



2. Гидроэлектростанция стала «визитной карточкой» Советского Союза. Ею гордилась вся страна наравне с освоением высоких технологий, первыми в мире атомными электростанциями, первым полетом человека в космос. Посмотреть на Волжскую ГЭС приезжали представители из всех стран мира: президент Франции Шарль де Голль, президент Египта Гамаль Абдель Насера, президент Демократической Республики Вьетнам Хо Ши Мин, президент Югославии Иосип Броз Тито, вождь кубинского революционного движения Фидель Кастро, герой Кубинской революции Че Гевара и многие другие.



3. Сегодня ГЭС является одним их основных звеньев единой энергетической системы европейской части России, выработанная электроэнергия обеспечивает энергией и светом центральные и южные районы России.



4. На станции установлено 22 гидроагрегата с поворотно-лопастными турбинами.



5. Шахта турбины.



6. Установленная мощность станции составляет 2671 МВт.



7. Здание Волжской ГЭС.



8. Паводковый весенний водосброс.


9. Длина водосливной плотины составляет 725 м. Всего имеется 27 водосливных пролётов, ещё в одном пролёте расположен рыбоподъёмник.



10. Водосливные пролёты перекрываются плоскими затворами, оперирование затворами производится при помощи двух козловых кранов грузоподъёмностью 125 тонн.



11. Через плотину во время весеннего паводка проходит до двух миллиардов кубометров воды в сутки.



12. По сооружениям ГЭС проложены железнодорожный и автомобильный переходы, поэтому она не только вырабатывает энергию, но и служит переправой через Волгу. Общая длина гидроузла составляет 5 километров.



13. Для пропуска речных судов через гидроузел был построен двухлинейный шлюз. Он поднимает суда на 26-метровую высоту, чтобы они могли пройти из Волги в водохранилище.

10 самых больших и мощных ГЭС в России

Гидроэлектростанция (ГЭС) – это станция, которая использует в качестве источника энергии водные массы. Их строятся на водоемах. Рядом со станциями образуются плотины и водохранилища. Принцип работы ГЭС: поток воды попадает на турбину, запускающую генераторы, а они, в свою очередь, вырабатывают электроэнергию.

В России энергетика – важная отрасль экономики. Сегодня в стране работает 13 гидроэлектростанций, общая мощность которых составляет 1000 мегаватт. Каждая ГЭС уникальна и имеет ряд особенностей. Благодаря нашему ТОПу, вы узнаете о самых мощных гидроэлектростанциях в РФ.


Мощность: 6400 мегаватт.

Это самая мощная станция в России. Ее ввели в строй в декабре 1985 года. ГЭС расположена на реке Енисей, в окрестностях поселка Черемушки, на границе Республики Хакасия и Краснодарского края. На момент постройки станция была 14-ой по счету в стране. Название «Саяно-Шушенская» ГЭС получила в честь Саянских гор и села Шушенское.

Начало строительства ГЭС – 1963 год, а формальное окончание – 2000. По мере создания Саяно-Шушенской станции возникал ряд проблем: появление трещин в плотине, проблемы с водосборными постройками. 17 августа 2009 года на Саяно-Шушенской ГЭС произошла авария, в результате которой погибло 75 человек. Окончательно ГЭС восстановили к 2014 году.

  • 0
  • 0


Мощность: 6000 мегаватт.

Красноярская ГЭС находится около города Дивногорска, в Красноярском крае на реке Енисей. ГЭС носит имя 50-летия Советского Союза. В комплексе станции расположен первый в России судоподъемник. В 70-80-х годах Красноярская ГЭС считалась крупнейшей в мире.

Красноярская ГЭС играет важную роль в обеспечении энергией Красноярского края. Станция вошла в эксплуатацию в 1971 году, при проверке получила оценку «отлично». Судоподъемник окончательно заработал в 1982 году.

На данный момент Красноярская ГЭС производит 30% энергии для Сибири и Красноярского края. Помимо выработки энергии, станция «поставляет» воду в местные поселки и защищает их от наводнений. В комплекс ГЭС входит водохранилище.

  • 0
  • 0


Мощность: 4500 мегаватт.

Братская гидроэлектростанция находится в Иркутской области на реке Ангаре. ГЭС носит имя 50-летия Великого Октября. Станция занимает третье место в России по мощности и первое по выработке электроэнергии. В комплекс гидроэлектростанции входит Братское водохранилище.

По плотине Братской ГЭС с 1965 года проходит автомобильная и железная дорога. В комплекс станции входит бетонная и земляные плотины. Гидроэлектростанция – важный поставщик энергии в Сибири. Это основная станция, которая поставляет энергию в Братский алюминиевый завод.

Братское водохранилище – первое в России по полезному объему. Его площадь составляет 5480 квадратных километров. По показателям рентабельности Братская гидроэлектростанция ежегодно занимает лидирующие позиции, обходя другие российские ГЭС.

  • 0
  • 0


Мощность: 3840 мегаватт.

Усть-Илимская гидроэлектростанция находится в Иркутской области, около Усть-Илимска на реке Ангара. Станция входит в Ангарский касад и является третьей после Братской и Иркутской.

Начало строительства Усть-Илимской гидроэлектростанции – 1963 год, окончание – 1980 год. Станция успешно вошла в эксплуатацию в 1979 году. В комплекс входит здание ГЭС, бетонная, песчаная и каменно-земляная плотина. По бетонной плотине проходит автодорога, но движение там запрещено. В планах постройка судоподъемника.

Усть-Илимская гидроэлектростанция играет важную роль в обеспечении энергией Сибири. ГЭС поставляет энергию в местные алюминиевые заводы и лесохимические организации. В 2010 году зафиксирован рекорд Усть-Илимской ГЭС – выработка 700 миллиардов киловатт в час.

  • 0
  • 0


Мощность: 2997 мегаватт.

Богучанская гидроэлектростанция расположена около города Кадинска Красноярского края на реке Ангара. ГЭС считается четвертой ступенью в Ангарском каскаде. Богучанская станция входит в пятерку мощнейших в России.

Комплекс Богучанской гидроэлектростанции строился с 1974 по 2014 год. Создание ГЭС всячески поддерживалось государством. Успешный ввод гидроэлектростанции в эксплуатацию состоялся 15 октября 2012 года. Работа ГЭС на полной мощности зафиксирована 22 декабря 2014 года. Развитие Богучанской станции – показатель развития Сибири и Приангарья.

В комплекс Богучанской ГЭС входят каменно-набросная и бетонная плотины, два водосброса, здание станции и Богучанское водохранилище. Строительство станции велось без предварительной оценки ее воздействия на природу. В связи с этим, Боугчанская гидроэлектростанция всячески критиковалась «Гринписом» и Фондом дикой природы.

  • 0
  • 0


Мощность: 2671 мегаватт.

Волжская гидроэлектростанция ранее носила имя Волгоградской и Сталинградской. Станция расположена в Волгоградской области, на реке Волге. Сегодня ГЭС признана крупнейшей в Европе. В 60-х годах – самой крупной в мире. Станция входит в Волжско-Камский каскад и занимает нижнюю ступень.

Волжская гидроэлектростанция строилась с 1952 по 1961 год. В комплекс ГЭС входит здание станции, водосливная и земляная плотина и Волгоградское водохранилище. По плотине проходит автомобильная и железная дорога через реку Волгу. Волгоградское водохранилище используют для орошения местных почв.

Сегодня Волгоградское водохранилище также используется для водного транспорта. Оно снабжает водой близлежащие населенные пункты и защищает их от наводнений. Волжская ГЭС поставляет энергию в алюминиевый завод, предприятия химической промышленности и завод подшипников.

  • 0
  • 0


Мощность: 2488 мегаватт.

Жигулевская гидроэлектростанция носила имя Волжская и Куйбышевская. Станция расположена в Самарской области, на реке Волга, около города Жигулевска и Тольятти. ГЭС входит в Волжско-Камский каскад и занимает шестую ступень. Занимает второе место в Европе по мощности.

Помимо снабжения населенных пунктов электроэнергией, Жигулевская гидроэлектростанция обеспечивает судоходство крупного судна, снабжает водой поселения и защищает города от наводнений. Строительство Жигулевской ГЭС длилось с 1950 по 1957 год. В комплекс станции входит водосборная и земляная плотина, здание ГЭС, судоходные шлюзы и Куйбышевское водохранилище – самое большое в Европе.

Жигулевская гидроэлектростанция сыграла важную роль в развитии экономики Урала и Поволжья. Она обеспечивает надежную энергосистему близлежащих территорий. Водохранилище используется для передвижения речного транспорта. ГЭС регулирует поток воды в реке Волге.

  • 0
  • 0


Мощность: 2010 мегаватт.

Бурейская гидроэлектростанция находится в Амурской области, около поселка Талакан, на реке Бурее. ГЭС входит в состав Бурейского каскада и занимает первую ступень. В 2011 году электростанция работала на полную мощность, а в 2014 успешно введена в эксплуатацию.

Бурейская гидроэлектростанция выполняет следующие функции: снабжает электроэнергией Дальний Восток, повышает надежность энергоснабжения, защищает территории от наводнений. Благодаря строительству Бурейской ГЭС смогли поставлять излишек энергии в Китай.

В комплекс Бурейской ГЭС входит здание станции, железобетонная плотина, водосбор и Бурейское водохранилище. За историю существования гидроэлектростанции произошло 4 аварии, которые не привели к гибели людей, однако стали причиной поломки оборудования.

  • 0
  • 0


Мощность: 1415 мегаватт.

Саратовская гидроэлектростанция расположена в Саратовской области, в Балаково, на реке Волге. ГЭС – часть Волжско-Камского каскада и занимает седьмую ступень. Особенности Саратовской станции: длиннейший в стране машинный зал, отсутствие водосборов. Помимо снабжения территорий электроэнергией Саратовская ГЭС орошает сухие почвы, обеспечивает судоходство крупных судов и снабжает населенные пункты водой.

Саратовская гидроэлектростанция снабжает энергией Поволжье и Центр, а также признана резервом на случай аварии. В комплекс станции входит земляная плотина, здание ГЭС, судоходный шлюз и Саратовское водохранилище.

После создания ГЭС Саратовская область стала регионом с избытком энергии. Водохранилище обеспечивает водой населенные пункты и промышленные предприятия. На плотине ГЭС расположена автомобильная и железная дорога.

  • 0
  • 0


Мощность: 1370 мегаватт.

Чебоксарская гидроэлектростанция расположена в Республике Чувашия, около Новочебоксарска, на реке Волге. Станция принадлежит к Волжском каскаду и занимает пятую ступень. ГЭС находится также на территории Республики Марий Эл и Нижегородской области.

Начало строительства Чебоксарской станции – 1968 год. Процесс до сих пор не окончен. Сложности со строительством ГЭС связаны с Правительствами регионов, которые спорят об отметках уровня воды в водохранилище.

В комплекс Чебоксарской станции входит земляная и водосборная плотина, здание ГЭС, судоходный шлюз и Чебоксарское водохранилище. Станция играет важную роль в снабжении энергией близлежащих территорий.

Жигулевская ГЭС – история и рекорды важнейшей гидроэлектростанции на Волге

Жигулевская ГЭС с высоты

Жигулевская ГЭС (ранее Куйбышевская, с 1958 года Волжская ГЭС имени Ленина) – гидроузел на реке Волге в Самарской области между городами Жигулевск и Тольятти. Вторая по мощности гидроэлектростанция в Европе, входит в Волжско-Камский каскад ГЭС, находится в составе ОАО «РусГидро» на правах филиала. Строительство проходило с 1950 по 1957 год.

Характеристика Жигулевской ГЭС

Жигулевская ГЭС представляет собой низконапорную русловую гидроэлектростанцию. Здание входит в состав напорного фронта.

Сооружения станции имеют класс капитальности и включают:

  • земляную плотину с дамбами;
  • здание с донными водосборами и сороудерживающими вооружениями;
  • водосборную плотину;
  • судоходные шлюзы с дамбами и подходными каналами.

Плотина

Земляная плотина делится на русловую и пойменную часть. Она намыта из мелкозернистых песков. Водосборная плотина гравитационная. Водосливной фронт состоит из 38 пролетов, перекрытых плоскими затворами, по 20 метров каждый.

Рабочие будни

Здание гидроэлектростанции

Здание ГЭС длиной 600 метров, в машинном зале 20 вертикальных поворотно-лопастных гидроагрегатов. Здесь же установлены дренажная и фильтрационная системы.

Здание ГЭС

Для пропуска через гидроузел речных судов используются два судоходных шлюза. На территории станции работает грязеспуск, перекрываемый плоскими затворами. Оперируют затворами два козловых крана.

Куйбышевское водохранилище

Напорные сооружения ГЭС образуют крупное и самое большое в Европе Куйбышевское водохранилище длиной 680 км, шириной 27 км, глубиной 32 м, площадью 6150 квадратных километра.

Водохранилище заполнено водой в ноябре 1955 года. С тех пор успешно обеспечивает крупнотоннажное судоходство, водоснабжение, защиту от наводнений.

Куйбышевское водохранилище

Куйбышевское водохранилище расположено на территории республик Марий Эл, Татарстана и Чувашии, а также в Ульяновской и Самарской областях.

История строительства ГЭС

История Жигулевской ГЭС – это одна из страниц индустриализации СССР. На заре становления страны она была мечтой советского правительства. Масштабная стройка уложилась в рекордно короткие сроки.

Предпосылки и сложности

Идея энергетического использования Волги в районе Самары была выдвинута еще в 1910 году. В августе 1937 принято правительственное решение о строительстве ГЭС на Волге в створе Жигулевских гор. Возникшие социальные и экономические проблемы не позволили начать строительство.

Изыскательные работы продолжились только в 1949 году, а 21 августа 1950 года утвержден проект Куйбышевского гидроузла в районе города Жигулевска.

Место сооружения плотины

Был создан специальный строительный трест. Стройка была показательной. Проблема кадров решилась жестко и быстро. Строительные работы полностью велись заключенными Кунеевского исправительно-трудового лагеря.

Ударные темпы строительства

Строительство началось в 1950 году и сразу приобрело большой размах. Для проектирования и возведения станции было задействовано 50 строительно-монтажных предприятий и 130 проектных институтов. Поставкой техники на стройку занимались 1300 заводов страны.

Официальной датой начала строительства считается 18 февраля 1951 года, когда вынули первый грунт из зоны котлована.

Особенностью геологической структуры гидроузла является резкое различие берегов Волги. Правый берег высокий, обрывистый, сложен известняково-доломитовыми породами. Левый берег долины сложен песками с прослойкой суглинков.

ГЭС в разрезе, макет

Для ускорения темпов работы на площадку доставили всю передовую технику того времени. Иногда за сутки укладывали до 20 тысяч кубометров бетона. Огромный объем работ! Параллельно строились социальные объекты.

Рекорды на стройке

Весной 1952 года в эксплуатацию сдан большой больничный комплекс и новый клуб в поселке нефтяников. Введенный в строй через 2 месяца камнещебеночный завод ускорил создание плотины.

Старт на ее создание был дан в августе 1955 года, земляная дамба сооружена за 2 месяца. Перекрытие Волги также завершено в небывало рекордные сроки – чуть более 19 часов.

29 декабря 1955 года в промышленную эксплуатацию был запущен первый агрегат, В 1956 введены 12 агрегатов, в 1957 – еще 7.

ГЭС запущена в эксплуатацию

Все дальнейшие усилия были направлены на возведение административных, хозяйственных зданий станции, социальных объектов городов Жигулевска и Ставрополя. Установка каждой турбины занимала около месяца.

Дата завершения строительства 14 октября 1957 года. В районе строительства ГЭС в Волгу было сброшено 750 бетонных кубов по 2,5 тонны каждый,1765 пирамид весом по 10 тонн, 24000 кубометров щебня.

За 7 лет строительства выполнено около 200 кубометров земляных работ, уложено 7, 67 млн кубометров бетона, смонтировано 200 тысяч металлоконструкций.

Эксплуатация гидроэлектростанции

Открытие ГЭС проходило в торжественной обстановке 9 августа 1958 года в присутствии первых лиц СССР. На следующий день станцию переименовали в Волжскую ГЭС имени Ленина. Работающие на строительстве заключенные были отпущены по амнистии, оставшимся сократили сроки отбывания наказания.

Шлюзы

В мае 1959 года приняты в промышленную эксплуатацию все сооружения, относящиеся к гидроузлу. За досрочное выполнение семилетнего плана по выработке электроэнергии и успешное проведение работ по комплексной автоматизации производственных процессов Волжская ГЭС награждена орденом Ленина.

Вид на Жигулевскую ГЭС

1 июля 2004 года Волжская ГЭС имени Ленина переименована в ОАО «Жигулевская ГЭС». В этом же году гидроэлектростанция стала лауреатом конкурса среди предприятий Самарской области «За динамичное развитие». Установленная мощность станции 2447 МВт, среднегодовая выработка 10 370 кВт\ч.

Экономическое значение

  1. Жигулевская ГЭС участвует в покрытии пиковых нагрузок в Единой энергосистеме страны.
  2. Регулирует сток воды в Волге, способствует эффективному ее использованию нижележащими волжскими ГЭС.
  3. Обеспечивает создание судоходных глубин.
  4. Орошант большие площади засушливых земель Заволжья.
  5. По плотине проложены железнодорожные переходы через Волгу на магистрали «Москва-Самара».

Устаревшее оборудование активно реконструируется. На новый уровень поднялось информационное снабжение диспетчеров благодаря вводу в эксплуатацию микропроцессорной системы учета электроэнергии, а также цифровой АТС кабельной локальной сети подстанций и машинного зала. Реконструкция гидроагрегатов позволяет в дальнейшем увеличить мощность ГЭС.

Река Волга — круизы и судоходство, гидроэлектростанции и основные характеристики

Монумент «Волга» у Рыбинского гидроузла

Волга — это самая большая река в Европе и одна из крупнейших рек в мире. Ее бассейн занимает более трети Русской равнины и, как писал Твардовский, «в нее смотрелось пол-России». Волга — это мать русских рек, с ней связана история и культура нашей страны.

«Волга матушка-река», «красавица народная, как море полноводная, как Родина, свободная, широка, глубока, сильна!» Воспетая в песнях и стихах Волга является символом и душой России.

Карта Волги с городами, зелеными стоянками и гидроэлектростанциями

Название

До сих пор происхождение названия реки Волги остается загадкой. В какое время и какой народ дал ей название?

Как изменялось со временем название реки:

  • В I веке нашей эры греческий ученый Клавдий Птолемей и древнеримский историк Аммиан Марцеллиин называли Волгу словом Ра
  • В IX веке она именовалась Атель (у разных народов она называлась по-разному: Итиль, Этель или татарским словом Идел), то есть рекой рек или великой рекой
  • В «Великой польской хронике» появляется название Булга, что объясняется проживанием в бассейне Волги и нижней Камы волжско-камских булгар
  • В начале XII века в «Повести временных лет» река описывается уже под названием Волга: «Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское».

Происхождения названия реки:

  • В верховьях реки проживали древние балты и, согласно балтийскому происхождению названия реки, латышское valka в переводе означает «ручей, текущий через болото», «небольшая заросшая травой речка». Именно так и выглядит Волга в верхнем своем течении
  • В переводе с финно-угорского языка слово valkea означает «светлый» и «белый»
  • Древнеславянское Vьlga — «волога» переводится как «влага».

История Волжского судостроения

В XVI веке после присоединения Казани и Астрахани, перед Русью открылись водные дороги на Урал и Каспий. Волга стала главной водной дорогой, по которой караваны из 500–600 стругов перевозили самые разные товары.

Струг — это плоскодонное парусно-гребное судно, служившее в XI–XVIII веках для транспортировки людей и грузов. Обычно его длина составляла 20–45 метров и ширина — 4–10 метров.

Позже волгари научились строить так называемые расшивы, в ветреную погоду они шли под парусами, а в безветрие их тянули бурлаки.

Первый пароход был построен в 1816 году на заводе в поселке Пожва, расположенном на одноименной реке, притоке Камы. Особенно успешно пароходство стало развиваться после отмены в России крепостного права.

Для транспортировки нефти волгари соорудили нефтеналивные парусники, а затем были построены первые в мире железные нефтеналивные баржи «Елена» и «Елизавета». Метод перевозки нефти наливом получил широкое распространение по всему миру и получил название «русский способ».

Волжские судостроители обогнали мастеров из стран Западной Европы — именно на Волге было пущено комфортабельное пассажирское судно, без существенных изменений сохранившееся до настоящего времени.

В начале XX века на нефтеналивном судне «Вандал» впервые были установлены двигатели внутреннего сгорания, работавшие на нефти вместо керосина. Также был усовершенствован теплоход «Сармат», а вскоре на Волгу вышел первый в мире буксирный теплоход «Мысль». В 1910 году на Коломенском заводе был сооружен первый в мире колесный пассажирский теплоход «Урал», а в следующем году был пущен знаменитый винтовой теплоход «Бородино».

Гидроэлектростанции на Волге

На Волге построено восемь гидроэлектростанций, входящих в Волжско-Камский каскад гидросооружений. Суммарная мощность Волжских ГЭС составляет 10 Гвт (10 млн квт), а среднегодовая выработка электроэнергии — более 40 млрд кВт/ч.

Начало созданию комплекса гидроэлектростанций положило строительство канала Москва — Волга и его главное сооружение — Иваньковский гидроузел, построенный недалеко от города Дубны Московской области. Иваньковская ГЭС была пущена в 1937 году, ее проектная мощность составляет 30 Мвт (30 тыс. квт), судоходный шлюз однокамерный однониточный. В 1941 году при приближении немецких войск оборудование гидроэлектростанции было разобрано и эвакуировано, в мае 1942 года ГЭС была вновь запущена.

Угличская ГЭС мощностью 110 Мвт расположена в городе Угличе Ярославской области, была введена в 1940 году, судоходный шлюз однокамерный однониточный, длина камеры составляет 290 метров, ширина — 30 метров.

Угличская ГРЭС на реке Волге

Угличский шлюз

Рыбинский гидроузел построен на реках Волге и Шексне, мощность Рыбинской ГЭС — 330 Мвт. Имеется два судоходных однокамерных двухниточных шлюза, длина каждой камеры составляет 283 метра, ширина — 30 метров. Рыбинская и Угличская ГЭС сыграли значительную роль в обеспечении Москвы электроэнергией во время Великой Отечественной войны.

Шлюзы в Рыбинске

В Нижегородской области у Городца в 1948–1962 годах построена Нижегородская ГЭС мощностью 520 Мвт. Общая протяженность плотин гидроузла составляет 18,6 км, судопропускные сооружения включают четыре двухниточных двухкамерных шлюза.

Городецкий шлюз, фото

Шлюзы Городецкого гидроузла

Шлюзы Городецкого гидроузла

Строительство Чебоксарской ГЭС велось с 1968 по 1981 годы, её мощность — 1,4 Гвт, расположена у города Новочебоксарска в республике Чувашия, шлюз двухкамерный одноступенчатый.

Чебоксарская ГЭС

Жигулевская ГЭС ранее называлась Волжской ГЭС имени В.И. Ленина. Расположена выше Самары и является второй в комплексе Волжского гидроузла (её мощность — 2,3 Гвт). 17-ти метровый перепад реки преодолевается двумя ступенями шлюзов.

Плотина Волжской ГЭС имени Ленина

Плотина Волжской ГЭС имени Ленина

выход из шлюза Волжской ГЭС в акваторию речного порта Тольятти

выход из шлюза Волжской ГЭС в акваторию речного порта Тольятти

У города Балаково построена Саратовская ГЭС мощностью 1,29 Гвт, судоходный шлюз двухниточный.

Шлюз в г. Балаково, впереди теплоход «Нижний Новгород»

Шлюз в г. Балаково, впереди теплоход «Нижний Новгород»

Выше Волгограда построена Волгоградская ГЭС имени XXII съезда КПСС мощностью 2,54 Гвт, это крупнейшая ГЭС в Европе, построена в 1952–1961 годах, судоходные шлюзы двухниточные двухкамерные.

Волгоградский гидроузел, шлюзы 30 и 31

Волгоградский гидроузел, шлюзы 30 и 31

Исторически сложилось так, что гидроэлектростанции называли в честь расположенных рядом городов, некоторые из которых находятся немного ниже по течению. От названия электростанции получало название и водохранилище, образованное этой электростанцией и находящееся выше. Поэтому Казань стоит на Куйбышевском водохранилище, Самара (бывший Куйбышев) — на Саратовском, а Саратов — на Волгоградском водохранилище.

Судоходство

Со строительством гидроэлектростанций и образования водохранилищ Волга стала глубоководной, что позволяет проходить по ней пассажирским судам, а также большинству грузовых судов из Каспийского моря в северные районы страны.

Благодаря строительству Волго-Донского канала появился водный путь к Дону и Черному морю. Волго-Балтийский путь открыл дорогу к Ладожскому и Онежскому озерам, Санкт-Петербургу и Балтийскому морю, а через Беломорско-Балтийский канал суда могут попасть в Белое море. Канал имени Москвы (канал Москва — Волга) связывает реку со столицей России.

В настоящее время Волга, Волго-Балтийский канал и Волго-Донской канал — это важные пути экспорта нефти и нефтепродуктов. В отличии от трубопроводов поставка нефтепродуктов на судах класса река-море обладает большей гибкостью, поскольку позволяет доставлять товар непосредственно потребителю в Европе независимо от наличия там трубопровода.

Создание Единой глубоководной системы России улучшило условия плавания судов. На основном ее протяжении, за исключением нескольких участков, установлены гарантированные глубины судового хода 4 метра.

Вместе с тем, кроме положительных аспектов — производства электроэнергии и создание глубоководного пути, в процессе строительства гидроэлектростанций были потеряны целые деревни и города.

Так, при сооружении Рыбинского водохранилища были затоплены древняя княжеская столица Молога и поселок Абакумово, находившийся на реке Шексне, а также большая часть Весьегонска, расположенного в 140 км от Рыбинска.

Молчаливым укором стоит в воде, в центре Угличского водохранилища, затопленная колокольня Никольского собора города Калязина. При строительстве Куйбышевского водохранилища полностью перенесен из зоны затопления на новое место Ставрополь-на-Волге, ныне город Тольятти.

Затоплены город Скнятин и Корчева, Балаганск и многие другие поселки, села и деревни.

Кроме того, после сооружения Волгоградской ГЭС осетровые рыбы не поднимаются выше плотины, что привело к многократному снижению их улова. Плотина отрезала 80% нерестилищ русского осетра и, несмотря на создание специальных рыбоподъемников и искусственное разведение этого вида рыб, численность осетра катастрофически падает.

Волга — это по сути уже не река, а цепь из девяти водохранилищ, но несмотря на это в последние годы наблюдаются трудности с судоходством в районе города Городец. На 40-километровом участке от этого города до Нижнего Новгорода глубины на судовом ходу составляют менее 2,5 метров. В связи с этим транспортные суда вынуждены либо недогружаться, либо производить перегрузку на другие виды транспорта, что ведет к большим экономическим потерям.

Круизы по Волге

Путешествие по Волге — это один из самых популярных видов отдыха. Во время круиза на теплоходе Вы познакомитесь с российскими городами, их историей и культурой, узнаете много интересного о республиках и областях, расположенных на Волжских берегах и, конечно, увидите удивительно красивые места.

По берегам реки располагаются четыре города-миллионника, это Казань и Нижний Новгород, Самара и Волгоград. Во время путешествия Вы познакомитесь со старинными городами Золотого кольца России — Костромой и Угличем, а также жемчужиной древнерусских городов — Ярославлем.

Ширина реки меняется от ручейка в верховьях до необъятных размеров в среднем и нижнем течении. Леса сменяются степями, а извилистые участки пути — водными просторами.

Почти во всех волжских городах есть турфирмы, организующие круизы именно из этого или из ближайшего города.

Туристам предлагаются как короткие маршруты (так называемые маршруты выходного дня продолжительностью 2–3 дня), например Казань → Самара → Казань или Нижний Новгород → Ярославль → Нижний Новгород, так и более продолжительные.

Больше всего теплоходов отправляется из Москвы. Но поскольку Москва не стоит на Волге, все круизы из столицы начинаются с путешествия по каналу имени Москвы, затем они проходят по Волге.

Круизы выходного дня из Москвы:

  • Москва → Углич → Москва
  • Москва → Углич → Мышкин → Ярославль → Москва
  • Москва → Тверь → Москва и другие.

Стоит отметить, что в таких круизах можно увидеть только небольшой отрезок Верхней Волги. Познакомиться почти со всей Волгой можно, пожалуй, в самом продолжительном круизе Москва → Астрахань → Москва продолжительностью 20–22 дня. Существуют и круизы в одну сторону, например, Москва → Астрахань с возвращением поездом или самолетом. На протяжении этого маршрута можно увидеть почти всю Волгу и посетить все крупные города на Великой русской реке.

Самые популярные города и зеленые стоянки (перечислены, начиная с верховий Волги):

Основные характеристики

  • До строительства Волжского каскада ГЭС длина реки была 3690 км, в настоящее время ее протяженность — 3530 километров
  • Число впадающих притоков — более 200
  • Исток расположен на высоте 228 м над уровнем моря, а устье находится на 28 м ниже уровня моря, то есть перепад высот составляет 256 метров, уклон реки — 0,07 %
  • Средняя скорость течения небольшая и составляет 2–6 км в час.

Исток

Водный путь реки начинается на Валдайской возвышенности. Здесь на окраине деревни Волговерховье Тверской области из земли бьет несколько родников, один из которых огражден часовней — это и есть начало великой русской реки. Родники впадают в водоем, из которого вытекает небольшой ручей шириной не более метра и глубиной 25–30 см. Высота над уровнем моря в этом месте составляет 228 метра.

Этот ручей длиной почти 3,2 км впадает в озеро Малые Верхиты, затем проходит озера Большие Верхиты и Стерж. Последнее озеро является частью Верхневолжского водохранилища, после которого начинается Верхняя Волга.

Верхняя Волга

От истока реки до первого города на ее берегах Ржева — 200 км, далее располагается Тверь и начинается Иваньковское водохранилище, также его называют Московским морем. Далее идут Угличское и Рыбинское водохранилища, после которых Волга поворачивает и течет не на северо-восток, а на юго-восток.

Монумент «Волга», фото

Монумент «Волга» у Рыбинского гидроузла

На дамбе Рыбинского водохранилища установлена скульптурная композиция «Волга», посвященная строителям гидросооружения. Высота памятника вместе с постаментом составляет 28 метров. Скульптура изображает женщину, приветствующую проходящие мимо корабли. В руке она держит свиток с чертежами, внизу изображена парящая чайка. Надпись на постаменте: «Коммунизм — это есть Советская власть плюс электрификация всей страны».

Авторы композиции — архитектор Н. Донских, скульпторы — С. Д. Шапошников и В. Малашкина.

Первоначально со стороны водохранилища планировалось установить скульптурную композицию Веры Мухиной «Рабочий и крестьянка», но поскольку строительные работы к тому времени еще не были завершены, ее установили на временной площадке рядом с ВДНХ.

Выше Нижнего Новгорода находится Городец, рядом с которым построена Нижегородская ГЭС, образующая Нижегородское водохранилище длиной 427 км. По его берегам расположены города Рыбинск и Ярославль, Кострома и Плёс.

Средняя Волга

У Нижнего Новгорода в Волгу впадает самый большой ее правый приток — Ока. В этом месте начинается Средняя Волга. Став полноводной, река течет на восток к Чебоксарам, где построена Чебоксарская ГЭС и находится Чебоксарское водохранилище.

Вскоре река изменяет направление на юго-восточное, а после Казани поворачивает на юг. По настоящему могучей река становится после впадения в нее Камы, самого крупного левого притока и по многим своим параметрам превосходящей Волгу.

По некоторым геодезическим показателям можно считать, что Волга является притоком Камы, а не наоборот. В месте слияния этих рек Кама несет 4300 кубических метров воды в секунду, а Волга — только 3100!

Нижняя Волга

Участок от устья Камы до устья самой реки считается Нижней Волгой. Здесь расположены такие города как Ульяновск и Тольятти, Самара и Саратов, Волгоград и Астрахань.

Самое крупное водохранилище на Волге построено в районе города Тольятти, где находится Куйбышевская ГЭС и Куйбышевское водохранилище, длина которого составляет 500 км, а ширина — 40 км.

Двигаясь в южном направлении, в районе Самары, Волга огибает Жигулевские горы и образует излучину, так называемую Самарскую Луку. Это уникальное и очень красивое место, полное загадок и привлекающее как туристов, так и ученых.

Ниже по течению находится Саратовское водохранилище длиной 341 км, образованное построенной плотины у города Балаково.

От Саратова до Волгограда река течет в юго-восточном направлении. Выше Волгограда от нее отделяется рукав — Ахтуба, которая течет параллельно и вместе с Волгой образует известный рыболовный регион — Волго-Ахтубинскую пойму.

Выше Волгограда построены Волгоградская ГЭС и Волгоградское водохранилище, протяженность которого составляет 540 км, а ширина — 17 км.

Дельта

Ниже города-героя начинается дельта, самая большая в Европе, имеющая ширину 40 км и длину — 160 км. Это уникальный район, в который входит более 500 рукавов, мелких речек и протоков, где водятся такие редкие животные, как пеликаны и фламинго, произрастает лотос. За последние 130 лет уровень Каспийского моря снизился и площадь дельты значительно увеличилась. Теперь эта уникальная территория признана заповедной зоной и взята под защиту государством.

Хоть сегодня Волга не является главной магистралью России из-за развития других видов транспорта, все же ее роль остается очень важной. Продолжают функционировать гидроэлектростанции, которые вносят значительный вклад в производство энергии в стране. Главная русская река остается важной рекреационной зоной — по берегам расположены санатории и базы отдыха, а также многочисленные дачные участки. Пейзажи не перестают поражать туристов, отправившихся в круизы по Волге.

Читайте также: