Самоблокирующийся дифференциал на москвич 2141

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

Самоблок для «Москвича» и воздушный V8: немецкие разработки, которые не пригодились


Мы уже писали о том, как немецкие инженеры, трудившиеся в КБ Советской Военной Администрации Германии в послевоенные годы, разрабатывали дизели для «Победы» и ГАЗ-51 и автоматы для «Москвича-400». Сегодня мы продолжаем рассказ об узлах и агрегатах, которые могли бы вывести на новый технический уровень отечественные автомобили, и о том, почему этого не случилось или это произошло с большим опозданием.

В о второй половине ХХ века в редукторах ведущих мостов отечественных автомобилей стали нормой гипоидные главные передачи. Их особенность состоит в том, что зубья шестерен – и ведомой, и ведущей - нарезают не на конусе, а на поверхности, которая называется «гиперболоид вращения», отсюда и название пары – «гипоидная». Это даёт массу преимуществ, главное из которых – меньшие контактные напряжения. Проще говоря, при равных габаритах гипоидная пара живёт дольше, чем коническая, и меньше шумит. Плюс ко всему, перекрещивающиеся оси против пересекающихся (у конических шестерён) дают выгоду по компоновке и так далее. Конечно, гипоидные пары сложнее в изготовлении и, в отличие от конических, требуют особого масла и весьма чувствительны к движению задним ходом.

2

3

Впервые в СССР гипоидную главную передачу применили на лимузине высшего класса ЗИС-110. Первые 34 товарных автомобилей этой модели Московский автомобильный завод имени Сталина сдал в сбыт в победном 1945 году. А через несколько лет такая передача появилась на машине большого ЗИМ (ГАЗ-12) – первые 155 таких машин ГАЗ выпустил в 1950-м. Это были наши разработки, а вот немецкие КБ спроектировали редуктор заднего моста с гипоидной главной парой для самого маленького советского автомобиля «Москвич». Более того, в Германии было изготовлено и испытано несколько одинаковых опытных образцов гипоидных редукторов «Москвича». Их установили в стандартные картеры задних мостов от аналогичного немецкого автомобиля Opel Kadett, который с конвейера шёл с конической парой.

4

По сравнению с обычным «коническим» мостом, здесь были новые ведущая и ведомые шестерни главной пары и корпус дифференциала. Остались без изменения картер моста, полуоси, шестерни дифференциала, подшипники и другие детали. Ось ведущей шестерни была понижена на 30 мм относительно оси ведомой – это как раз одно из преимуществ гипоидной пары. Мост установили на специальный испытательный стенд, и выяснилось, что при циклических нагрузках он живёт минимум на 30% дольше конического. На автомобилях Kadett гипоидные задние мосты испытывали в разных дорожных условиях. Оказалось, что пара работает нормально под любой нагрузкой, даже на бездорожье. При этом замеры уровня шума показали, что он ощутимо снизился.

5

Опытные «железки» и чертежи ушли в Советский Союз. Освоить такую передачу заднего моста было вполне реально. Даже если станков, необходимых для нарезки зубьев шестерён с гипоидным зацеплением, на МЗМА не было, изготавливать их можно было на ЗИСе или ГАЗе, которые и так поставляли много комплектующих для «Москвичей», однако у этих заводов и своих проблем хватало. Гипоидное масло тоже уже выпускалось в СССР для ЗИС-110 и ЗИМа, но как и всё в Стране Советов было в крайнем дефиците. И всё-таки эта новинка задержалась на много лет.

В 1957 году ГАЗ самостоятельно внедрил гипоидную пару на «Волге» М-21, а КБ шасси МЗМА, возглавляемое конструктором К.И. Файбисовичем, всерьёз занялось темой гипоидных передач лишь к концу 50-х, после смены базовой, немецкой модели «Москвича», а проще говоря, Opel Kadett на автомобиль собственной разработки, который, впрочем, тоже проектировали не без оглядки на западные аналоги.

Про разные самоблокирующиеся дифференциалы у Москвича

Про принципы работы рассказывать много не буду — можно всё в инете легко найти. Наиболее часто попадающиеся в продажи квайфы весьма овощны. Там "скорость" (коэффициент) блокирования зависит от угла наклона зубьев. На большинстве этих блокировок он составляет 25 градусов. Нормально работают только на асфальте и сухом грунте. В снегу "включаются" только при прохождении целины ходом. В настоящее время я с Basilmoderator работаем над комплектом шестерён с углом 30 гадусов. Такие, кстати, стояли в блокировке на фото. К слову, выдержка из статьи Алексея Джигурды про полноприводную пикаповскую трансмиссию: "Самоблокирующиеся дифференциалы однотипной конструкции применены и в качестве межколесных. Каждый из них — с оптимизированным для него по результатам испытаний коэффициентом блокировки. Оптимизация обеспечивается подбором углов наклона зубьев шестерен. В итоге у дифференциала передней оси этот угол равен 20°, что обусловливает коэффициент блокировки в диапазоне 1,5—2,0, а межосевой и задней оси — 35°, что соответствует коэффициенту 2,0—2,8."

Но, вернёмся к нашим переднеприводным. Блокировка торсен. Торсен 2 если быть точным. Отличается от торсена 1 внутренним убранством. Были изготовлены две партии в 2016м году благодаря недюжим стараниям моего друга Aw-SR . С разными коэффициентами блокирования.

Ну и третья — дисковая, производства КАРЗ. Полноценная 2way на языке JDM'щиков) С самой сложной из этих трёх конструкцией.

Регулируется, как и все дисковые блокировки, пружинными шайбами.

Как удалось выяснить, новые шайбы подобрать не сложно от таких же блокировок с других тачек.

З.Ы. Видел на фотках в интернете ещё один вариант блокировки, но, к сожалению, не знаю что там внутри.

UPD:теперь уже два варианта. Один из них — с вискомуфтой внутри.

С виской фотки не мои. Одна нашего кроссовика AKutinov , а вторая — с тима АТРщика 21.

И блока, которая я не знаю с чем внутри. Фото тоже AKutinov 'а. Может он сейчас придёт и нам пояснит)

Мотоблок на базе КПП "Москвич 2141"

Jesha написал:

aleexa написал:
Поставил на руль главный с паза и рабочий москвич на кпп.

Ручку то как осуществили? Рычаг как на тяжах, или как на мотоциклах?
Чтобы увеличить усилие, надо либо внешний усилитель. Либо меньший диаметр главного цилиндра, но смотреть , что бы выжима хватило.
Либо другое сцепление.

Jesha , ручку как на мото но через тягу с рычагом.и очень тяжело.а усилитель думаете хватить?напр. С ваза и 1 цилиндр двигателя потянет?

Привет.всем участникам и просто читающим.целый год почти потихоньку собираю для себя мотоблок в замен неве. Все почти готово но не решу ни как вопрос со сцеплением. А именно не могу рукой выжать его.
Составляющие.мотор loncin 270cc сцепление и кпп москвич 2141 4х ступка. Поставил на руль главный с паза и рабочий москвич на кпп. Прокачал и силы не хватает рукой выжать.думаю вакуумник поставить.но есть сомнения.подскажите что и как лучше?

Jesha написал:

aleexa написал:
Поставил на руль главный с паза и рабочий москвич на кпп.

Ручку то как осуществили? Рычаг как на тяжах, или как на мотоциклах?
Чтобы увеличить усилие, надо либо внешний усилитель. Либо меньший диаметр главного цилиндра, но смотреть , что бы выжима хватило.
Либо другое сцепление.

Jesha ,домой с работы приду все сфоткаю.забыл чтото..

aleexa , Надо исходить из минимально возможного хода вилки сцепления. Вы оставили 2141? Там что то около 5см. Точнее надо смотреть на месте.
В любом случае, если вы оставляете ручку от мотоцикла, вы ограничиваете ход ручки этим размером.
В данный момент. При отсоединенном рабочем цилиндре, при нажатии на ручку, ход рабочего цилиндра меньше, равен, или больше необходимого хода вилки? Единственный вариант для уменьшения усилия, если ход рабочего цилиндра больше необходимого хода вилки. тогда у вас есть запас хода и можно попробовать поставить поменьше диаметр главного, либо побольше диаметр рабочего.
Если ход рабочего в данный момент равен или меньше минимального хода вилки, то с цилиндрами играть не получится. Надо либо увеличивать рычаг ручки для нажатия рукой. Что приведет к постройке рычага сцепления как на тяжах, либо к постройке рамки выжима сцепления между ручек.
Либо использование внешнего усилителя. Вакуумный усилитель хорош, но он сильно просаживает работу мотора при нажатии.
Либо установкой пружинного усилителя, с достаточно мощной пружиной. Работать будет примерно так


Начальное усилие выжима будет тяжелым. Если крепление пружины вынести несколько вверх (по рис), то получим преднатяг, но поджатый подшипник.

Мои мысли роятся только в моей голове. Эх повезу рой на дачу, да на выходные.

Читайте также: