Самый первый мотоцикл иж

Обновлено: 05.07.2024

Первые мотоциклы ИЖ: как рождалась легендарная советская марка мотоциклов

Встретить легендарный мотоцикл ИЖ сегодня на улицах можно нечасто. Но ещё 20 лет назад двухколёсные и трёхколёсные кони из Ижевска были довольно распространены. В эпоху Советского Союза мотоциклы ИЖ обходили по популярности знаменитый Урал, они были дешевле и купить их было проще.

В 1929 году на Ижстальзаводе группа инженеров под руководством П. В. Можарова начала работу по созданию мотоцикла для участия во Всесоюзном мотопробеге. Интерес и стремление разработчиков настолько велико, что всего за несколько месяцев они собрали 5 различных опытных образцов мотоциклов, от мощного и брутального ИЖ-1 до более компактного но проходимого ИЖ-5.

Остановимся детальнее на мотоцикле ИЖ-1, всё-таки он был первый.
Тяжёлый байк создан с применением новаторских технологий своей эпохи. По тем временам его можно было смело назвать одним из самых продвинутых мотоциклов мира. Мощный (1,2 литра, 24 л. с) четырёхтактный двухцилиндровый двигатель V-образного типа, 3-ступенчатая КПП, коленчатый вал мотора располагался продольно. Максимальная скорость 65 км/ч. Мотоциклы ИЖ-1 и ИЖ-2 отличались друг от друга незначительно. Эти тяжёлые байки были удобны в управлении. У ИЖ-1 был недостаток, он крайне плохо справлялся даже с лёгким бездорожьем, на ИЖ-2 эту проблемы решили.

ИЖ-3 оснащался двухцилиндровым V-образным 750-кубовый силовым агрегатом. ИЖ-4 и ИЖ-5 были лёгкими мотоциклами, с меньшим объёмом двигателя, зато весьма шустрыми и манёвренными.

Все 5 моделей успешно преодолели трассу мотопробега протяжённостью более 3 тыс. км. Однако к производству правительство одобрило лишь один из них — ИЖ-4. Позже и этот проект задвинули. Правительство СССР не считало нужным устраивать технические гонки с мировыми мотопроизводителями и конкурировать с ними. От инженеров требовали создать максимально простенький, дешёвый мотоцикл, чтобы позже запустить его в серию. На более же сложные проекты денег просто не давали.

Конечно, с точки зрения технологий это было серьёзной ошибкой. Искусственно заложили отставание страны и отечественных мотоциклов от мирового мотоциклостроения. Но приказы партии не обсуждались, инженеры воплотили в жизнь требования чиновников, разработав в 1933 году модель ИЖ-7.

Мотоцикл ИЖ-7 Именно ИЖ-7 стал первым серийным мотоциклом Ижевского завода. Он подвергся операции «снижения трудоёмкости», исчезли передние щитки, вместо удобных больших плоских подножек поставили небольшие круглые, вращающуюся ручку газа заменила поворотная монетка, и ещё много изменений, существенно снижающих комфорт от вождения и негативно влияющих на характеристики мотоцикла. ИЖ-7 оснащался одноцилиндровым, двухтактным с воздушным охлаждением, двигателем, объёмом 293 куб.см и мощностью 5,5 л. с. Максимальная скорость 80 км/ч, расход горючего 6–7 лит/100 км при ёмкости топливного бака — 12 литров.

Мотоцикл ИЖ-7 выпускался на протяжении 4 лет. Он успел поучаствовать в 8 мотопробегах и соревнованиях. Всего было изготовлено 5779 мотоциклов. Цена ИЖ-7 составляла 3360 рублей. В 1938 году на смену ему придёт следующее поколение мотоциклов — ИЖ-8.

Первые советские мотоциклы ИЖ

Те, кто погружен в тему поверхностно, уверены, что серийная линейка мотоциклов ИЖ начинается с модели 350, которую начали выпускать сразу после Великой Отечественной войны. На самом деле, история популярной советской марки мотоциклов, берет свои истоки гораздо раньше.

ba81d25934ea4343cd0476f58f7eac28_w650.jpg

Согласно имеющимся данным, первый мотоцикл линейки (ИЖ-1) был выпущен 17.09.1929 года. Это была тяжелая машина, предназначенная для военных. По силовой части первый ИЖ оснащался агрегатом на 24 л.с. (1 200 куб. см). В роли трансмиссии использовалась трехступенчатая механическая коробка.

310ff453e99869c1c04a9fbf519d969d_w650.jpg

Следующая модель — ИЖ-2, является доработанной модификацией от ИЖ-1, но уже с четырехместной компоновкой. Этот мотоцикл получил усиленную раму и водяное охлаждение силового агрегата.

Модельная линейка ИЖ-3, оснащалась агрегатом на 750 куб. см и являлась представителем среднего класса.

40e5182e37839d8f48803d55cad74a03_w650.jpg

А вот ИЖ-4 была уготована роль “народной” модели. Такой мотоцикл оснащался немецким агрегатом Stock на 4,5 л.с. (200 куб. см).

daf629965715ef11ae7fff1087fa3ce7_w650.jpg

Первые мотоциклы ИЖ получились очень хорошими как по внешнему виду, так и в плане технического оснащения. Но 30-е годы прошлого века были довольно сложными для нашей страны. А производство мотоциклов требовало серьезных затрат. Поэтому, серийные мотоциклы ИЖ появились уже в послевоенные годы.

А как вам показались первые мотоциклы ИЖ? Поделитесь своими впечатлениями в комментариях.

Мотоциклы «Иж»: как всё начиналось

иж 1

Самыми интересными из них были именно первые образцы — «Иж-1» и «Иж-2», разработанные талантливым инженером и настоящим энтузиастом мотодела Петром Можаровым. И надо сказать, что эти мотоциклы во многом были передовыми — некоторые их технические решения опередили время.

иж 8

Во-первых, это компоновка — двигатели на «Иж-1» и «Иж-2» устанавливались с продольным расположением коленвала и работали в паре с 3-ступенчатой коробкой передач. Привод на заднее колесо осуществлялся карданным валом.

Такое решение с 1923 г. использовалось на мотоциклах BMW, но П. Можаров отказался от оппозитного расположения цилиндров в пользу V-образного — в этом случае «котлы» не могли задевать за неровности того, что в тогдашнем СССР считалось дорогами. Кроме того, они лучше охлаждались — их оребрение меньше забивалось грязью.

иж 3

Второе — характеристики тех двигателей. При объёме в 1,2 л. эти 4-тактные моторы развивали мощность в 24 л. с. — такую же, как малолитражные автомобили. Это позволяло большим и тяжёлым аппаратам уверенно ехать по офф-роуду и везти при этом немалый груз.

иж 7

Особенно хорошо это получалось у «Иж-2», снабжённого системой принудительного охлаждения и приводом на колесо коляски. Он был настолько тяговитым, что его коляску даже сделали 2-местной (у «Иж-1» — 1-местная).

иж 12

Оба мотоцикла имели одинаковые массивные рамы, штампованные из стального профиля и лишённые задней подвески. Кстати, в нижних перьях задней вилки П. Можаров разместил глушители, что было, пожалуй, единственным недостатком конструкции.

Дело в том, что качество бензина и масла в то время было, мягко говоря, неважным. Это приводило к образованию большого количества нагара, для чистки от которого глушители требовалось снимать, а тут это было невозможно.

иж 4

Второй минус такой конструкции: как известно, 5,5% выхлопных газов составляет водяной пар. На заглушенном и остывающем мотоцикле его остатки конденсируются в глушителях, что приводит к образованию на их внутренней поверхности коррозии. А ведь у первых «Ижей» это были несущие части рамы.

Зато П. Можарову удалась передняя вилка, сочетавшая свойства параллелограммной и рычажной. Её идею конструктор позаимствовал у немецкого мотогения Эрнста Нойманна-Неандера, с которым познакомился во время стажировки в Германии. Вилка прекрасно отрабатывала все неровности и не вызывала «шимми» на высокой скорости.

иж 2

Кстати, о скорости… «Иж-1» и «Иж-2» без коляски разгонялись до 65 км/ч, что очень прилично с учётом их веса в 300 кг, но маловато для других мотоциклов тех лет. Но они создавались не для побития рекордов: П. Можаров при конструировании ориентировался, в первую очередь, на их использование в качестве транспорта — были даже спроектированы грузовая коляска и прицеп.

К сожалению, возможности мотосекции оружейного «Ижстальзавода», ставшей потом самостоятельным предприятием по выпуску мотоциклов, не позволили развернуть серийный выпуск этих аппаратов — очень подходящих для дорожных условий СССР, но сложных в производстве.

иж 5

А ведь эти мотоциклы были одними из лучших во II Всероссийском мотопробеге, состоявшемся в сентябре-октябре 1929 г. Тогда они, без особых проблем, проехали 3 300 км от Ижевска до Москвы (почти весь маршрут состоял из грунтовок), причём, отправились в пробег необкатанными и с неотрегулированными карбюраторами.

Но П. Можаров всё-таки стал одним из создателей 1-го советского серийного мотоцикла. Это произошло чуть позже — на ленинградском заводе «Красный Октябрь», где он и его коллеги разработали лёгкий мотоцикл «Л-300» (ставший потом серийным "Иж-7") на основе немецкого DKW Luxus 300 — одного из лучших европейских байков тех лет.

л300

Вот так началась история ижевских мотоциклов. Их серийное производство в столице Удмуртии стартовало в 1933 г., а завершилось в 2008 г. За это время «Ижи» разошлись тиражом, превышающим 11 000 000 экземпляров, многие из которых до сих пор на ходу и не собираются в утиль.

иж 0

Более того, производство доработанной модели «Иж Планета-5» продолжается до сих пор. Правда, оно перекочевало за рубеж — эти мотоциклы выпускает небольшая фирма в Турции.

иж 6

А в столице Удмуртии, на набережной реки Иж, установлен памятник творению П. Можарова — выполненная в натуральную величину бронзовая копия мотоцикла «Иж-1», пусть и не ставшего серийным, но зато самого первого.

Самый первый мотоцикл иж

Orig-3011f3763.jpg
12417789.kj70vut99n.jpg

Иж — советская и российская марка мотоциклов, разработанных и выпускавшихся с 1929 по 2008 год в городе Ижевске на заводе «ИЖМАШ».

В 1928 году на Ижстальзаводе под руководством инженера П. В. Можарова были созданы чертежи, а в 1929 году изготовлены образцы первых «Ижей». Попытки же создать первые опытные образцы русских мотоциклов были предприняты в 1914—1918 годах московским заводом «Дукс» и рижским заводом Лейтнера, но они не увенчались успехом. Можно рассматривать три периода истории мотоциклостроения: производство опытных образцов, серийное производство, массовое производство.

Содержание

Производство опытных образцов

Производство опытных образцов мотоциклов (Иж-1, Иж-2, Иж-3, Иж-4, Иж-5) в мастерских «Мотосекции» на ижевском оружейном заводе в период 1928—1929 гг.

За считанные месяцы были разработаны, изготовлены и подготовлены к участию во Всесоюзном мотопробеге пять мотоциклов пяти различных моделей. Наиболее импозантными были мотоциклы — колоссы «Иж-1» и «Иж-2» с двухцилиндровыми V-образными двигателями рабочим объёмом 1200 см³ и максимальной мощностью 24 л.с. Для своего времени это были чрезвычайно оригинальные и передовые конструкции. Коленчатый вал двигателя располагался продольно, крутящий момент на заднее колесо передавался от трёхступенчатой коробки передач, выполненной в блоке с двигателем, карданным валом. Массивная штампованная рама и передняя вилка, сочетавшая свойства параллелограммной и рычажной, были навеяны идеями конструктора Эрнста Нойманна-Неандера, с которым Можаров познакомился во время стажировки в Германии. Нижняя часть рамы служила также и корпусом глушителя — эта особенность была характерна для всех пяти мотоциклов первой серии. «Иж-2» отличался вентилятором для охлаждения двигателя и приводом на колесо коляски. «Иж-3» имел двухцилиндровый V-образный 750-кубовый двигатель «Вандерер», коленчатый вал которого был расположен поперечно, и привод на заднее колесо цепью, работавшей в герметично закрытом кожухе, заполненном маслом.

«Иж-4» — один из самых лёгких из пятёрки, отличался одноцилиндровым двухтактным двигателем «Шток» и приводом на заднее колесо валом.

«Иж-5», прозванный «Композиция», был создан с использованием агрегатов 500-кубового мотоцикла «Неандер», но с оригинальной передней вилкой и изменённой рамой.

Все эти мотоциклы приняли участие во Втором Всероссийском мотопробеге, состоявшемся в сентябре-октябре 1929 года, и успешно прошли 3300 км — не только трассу пробега, но и расстояние от Ижевска до Москвы. После окончания пробега самая маленькая из экспериментальных моделей — «Иж-4» — был рекомендован для серийного производства. Однако «Ижстальзавод» получил более важный заказ, и первый опыт мотопроизводства не получил продолжения. Но Можаров на этом не остановился и перебрался со своей группой в Ленинград, где принялся за разработку лёгкого мотоцикла «Л-300» по документации, привезённой с немецкой фирмы DKW.

Серийное производство

Серийное производство на мотозаводе (Иж-7, Иж-8, Иж-9, Иж-12) в период 1933—1941 гг.

К началу 30-х годов мотоциклы не изготавливались. Несмотря на это над созданием отечественного мотоцикла работали отдельные инициативные группы энтузиастов в Москве, Ленинграде, Харькове, в том числе П. В. Можаров — в Ижевске. Комиссия экспертов Президиума ВСНХ СССР рассмотрела вопрос о строительстве большого мотоциклетного завода и пришла к выводу, что наиболее подходящим местом для его размещения будет Ижевск. В городе существовал полный комплекс машиностроительного производства — от выплавки стали до изготовления сложного инструмента и станков, рабочие обладали необходимой квалификацией, не было затруднений и в поставке сырья. Здесь, на базе фабрики охотничьих ружей фабриканта Березина, расположенной на улице Базарной, и началось строительство Опытного мотоциклетного завода.

Сначала на этом заводе планировали выпускать тяжёлый мотоцикл «НАТИ-А-750», спроектированный под руководством П. В. Можарова. Мотоцикл имел двухцилиндровый V-образный двигатель рабочим объёмом 747 кубических см., характерную для можаровских мотоциклов штампованную раму, и достигал мощности 15 л.с. К 1 мая 1933 года были изготовлены 4 первые мотоцикла. Параллельно были собраны и опытные экземпляры лёгких мотоциклов «Иж-7» по документации, полученной из Ленинграда. Фактически это были двойники модели «Л-300» (та самая, разработанная Можаровым копия «ДКВ-Люксус-300») — двухтактный одноцилиндровый двигатель с поперечной продувкой, трёхступенчатая коробка передач, привод на заднее колесо цепью, рама из штампованных элементов, собранная на болтах, параллелограммная передняя вилка, неподрессоренное заднее колесо. Но «Иж-7» подвергся печально знакомой нам операции «снижения трудоёмкости»: исчезли багажник и передние щитки, плоские подножки были заменены на круглые, вращающуюся ручку газа заменила поворотная манетка, привод декомпрессора не дистанционный, а краником на головке цилиндра.

В конце концов для серийного производства был избран именно «Иж-7». Правда, из 12 мотоциклов, изготовленных в 1933 году, почти все вернулись на завод — подвела система зажигания. Но вскоре «детские болезни» были преодолены, и в 1934 году завод выпустил уже 111 мотоциклов.

В начале 1938 года на смену «Иж-7» пришла новая модель «Иж-8». 300-кубовый двигатель получил петлевую продувку с двумя продувочными каналами, за счёт чего мощность повысилась с 5,5 до 8 л.с. Совершеннее стала и система электрооборудования — вместо маховичного магнето машина стала оборудоваться генератором и аккумулятором. А в 1940 году началось производство модели «Иж-9», с увеличенной до 9 л. с. мощностью. Тогда же из Ленинграда была получена документация на мотоцикл «Л-8», оснащённый 4-тактным верхнеклапанным двигателем рабочим объёмом 348 см³ и максимальной мощностью 13,5 л.с. Для ускорения освоения новой модели было решено применить ходовую часть мотоцикла «Иж-9». Серийное производство нового мотоцикла, получившего обозначение «Иж-12», должно было начаться летом 1941 года. Однако дальнейшему развитию мотоциклостроения на заводе помешала война.

Массовое производство

Массовое производство ведётся на Ижевском машиностроительном заводе (в настоящее время это ОАО «Ижмаш» и ДОАО «Ижмаш-Мото») в период с 1946 года и по сей день, за который выпущено около 11 миллионов мотоциклов различных моделей. Данная информация не совсем достоверна, так как завод обанкротился в 2008 году.

В 1946 году завод получил оборудование, чертежи и технологии, вывезенные из Германии в счёт репараций, и освоил производство мотоцикла «Иж-350» — сделал копию немецкого «DKW NZ-350». Он представлял собой смесь разновидностей немецкого мотоцикла. Так, картер был из алюминиевого сплава, как у ранних моделей, но грязевые щитки — как у более поздних, выпускавшихся уже во время войны. Мотоцикл был адаптирован под отечественное электрооборудование и приборы. В целом же общий вид и конструкция были практически идентичны с германским оригиналом. Следует отметить, что для своего времени это был довольно современный, простой и надёжный мотоцикл. Было решено поставить производство мотоцикла на оружейном заводе.

Характерной чертой советской мотопромышленности в 40-60-х годах был выпуск спортивных модификаций дорожных мотоциклов. Заложив основу для развития массового мотоспорта, они стали в то же время «испытательными стендами» для проверки тех решений, которые затем применялись на серийной продукции. В 1948 году в Ижевске был изготовлен мотоцикл «Иж-350С» с телескопической передней вилкой, заменившей архаичную параллелограммную. Заднее колесо получило свечную подвеску с пружинно-гидравлическими амортизаторами. Двигатель имел алюминиевый цилиндр с чугунной гильзой. Мощность его возросла до 14 л.с. В 1950 году началось серийное производство усовершенствованного варианта спортивного мотоцикла «Иж-50».

В 1951 году в сжатые сроки конструкторы создали более совершенную модель «Иж-49». За счёт применения передней вилки телескопического типа, задней подвески с гидравлическими амортизаторами и других усовершенствований повысилась комфортабельность езды и надёжность в эксплуатации, улучшилась проходимость мотоцикла в плохих дорожных условиях. Без остановки производства был осуществлён переход на массовый выпуск мотоциклов «Иж-49», завоевавший всеобщую популярность у населения нашей страны и открывший дорогу на зарубежные рынки. Это была первая модель ижевских мотоциклов с боковым прицепом, производство которой организовали в Вятских Полянах. Впоследствии была выпущена опытная партия машин с колясками.

В 1955 году началось производство нового семейства спортивных мотоциклов с трубчатой сварной рамой и маятниковой задней подвеской. «Иж-54» для шоссейно-кольцевых гонок имел двигатель мощностью 18 л.с., а «Иж-55» для кроссовых и многодневных соревнований — 16 л.с.

Конструкторская группа, работающая над проектированием мотоциклов выделилась в специальное бюро. В 1956 году появилась новая модель — «Иж-56», а в скором времени завод уже выпустил их опытную партию. По своей конструкции мотоцикл существенно отличался от ранее выпускаемых. Штампованная рама стала трубчатой, были предусмотрены глубокие щитки колёс, защищающие водителя от пыли и грязи, седло из губчатой резины с чехлом. Карбюратор и воздухоочиститель закрыли кожухами, которые в сочетании с инструментальными ящиками придали машине хороший внешний вид. Колеса с прямыми спицами стали взаимозаменяемыми. Он был на 20 процентов мощнее своего предшественника, мощность двигателя повысилась до 13 л.с. Неудивительно, что «Иж-56» стал более массовой моделью. Его «тираж» за время выпуска составил 680 тысяч штук, из которых 130 тысяч были оснащены боковым прицепом. В целом машина стала более современной.

В дальнейшем в содружестве с работниками центрального конструкторского экспериментального бюро создаётся и испытывается ряд опытных образцов мотоциклов и отдельных узлов. Группа перспективного проектирования конструирует мотоциклы «Сатурн», «Орион», «Сириус». Наиболее оригинальным из них был «Сатурн» — машина класса 250 см³. В отличие от обычного мотоцикла со сварной рамой это была безрамная модель. Бензобак, рулевая колонка и инструментальные ящики представляли собой единый целый узел, в нижней части которого подвешивался двигатель. В это же время создаётся несколько модификаций спортивных машин. На базе первых дорожных мотоциклов «Иж-350» и «Иж-49» появляются спортивные машины «Иж-350С», «Иж-50», «Иж-50А», «Иж-50Б», на которых наши спортсмены начинают принимать участие в мотоциклетных соревнованиях и успешно защищать честь марки «Иж».

В 1954—1955 годах были разработаны модели мотоциклов «Иж-54» и «Иж-54А» для шоссейно-кольцевых гонок. Их двигатели развивали мощность до 20 л.с. Выступая на этих машинах, наши спортсмены, в том числе мастер спорта В. Медведев, завоевали звание чемпиона СССР и заняли призовые места. Примерно в этот же период создаются мотоциклы «Иж-55М» и «Иж-55К» для многодневных и кроссовых соревнований. В дальнейшем они заменяются более надёжными моделями «Иж-57М» и «Иж-57К».

С 1962 года на базе машины «Иж-56» освоено производство мотоцикла «Иж Планета». Экипажная часть этой модели была максимально унифицирована с «Иж-Юпитером». Гарантийный пробег «Иж-Планеты» по сравнению с «Иж-56» возрос на 2000 км, а срок службы цилиндра и деталей поршневой группы благодаря применению контактно-масляного воздухоочистителя увеличен в полтора раза.

Период 1966—1970 годов для мотоциклостроителей ознаменовался освоением новых дорожных мотоциклов «Иж Планета-2» и «Иж Юпитер-2».

1971-75 годы были посвящены выпуску дорожных мотоциклов «Иж Планета-3», «Иж Юпитер-3», «Иж-Юпитер-3К», «Иж Планета Спорт». В перечисленных марках мотоциклов сочетаются надёжность в эксплуатации удобство в обслуживании. С приобретением опыта по разработке конструкций, оснащением производства новым прогрессивным оборудованием, появлением новых материалов сократился период разработки новых моделей и увеличился объём их выпуска, улучшились эксплуатационные качества. Примером может служить «Иж Юпитер-3», мощность которого по сравнению с предшественником возросла почти на 40 процентов. Моделям «Иж Планета-3» и «Иж Юпитер-3» был присвоен государственный Знак качества. Их выпуск доведён в 1975 году до 250 тысяч в год.

Особняком стоит мотоцикл «Иж Планета Спорт», разработанный в 1973 году. Это совершенно новая модель, которая отличалась от немецкой. Первые годы мотоцикл был с импортными комплектующими. Двигатель в сочетании с японским карбюратором Микуни развивал мощность 32 л.с., к тому же здесь впервые была применена новая раздельная система смазки. Эта модель пользовалась большой популярностью среди молодёжи. В дальнейшем завод отказался от импорта и стал заменять комплектующие на отечественные, что привело к изменению облика мотоцикла в худшую сторону, двигатель стал развивать только 28 л.с., да и надёжность упала. Готовилась к производству модель ИЖ-ПС 01 с унификацией некоторых узлов с дорожными моделями, но решено было совсем снять эту легендарную модель с производства

В начале 80-х годов завершилось строительство нового комплекса по производству мотоциклов. Высокоавтоматизированный, оснащённый подвесными сборочными конвейерами, он был рассчитан на выпуск 450 тысяч мотоциклов в год. В 1981 году в новом комплексе началось производство мотоциклов «Иж Юпитер-4». А в 1982 году появилась «Иж Планета-4» с новым 12-вольтовым электрооборудованием.

С 1985 года началось производство мотоцикла «Иж Юпитер-5» с двигателем, мощность которого была снижена с 28 до 24 л.с. Появилась кнопка «аварийного запуска», отключавшая все приборы, кроме зажигания, при запуске с подсевшим аккумулятором. «Иж Планета-5», выпущенная в 1987 году получила значительно обновлённый двигатель мощностью 22 л.с. и новую внешность: бензобак, облицовки и приборный щиток. Вскоре подобным образом изменился и «Юпитер». В этот же период, на основе японского двигателя ХТ-550, были спроектированы и изготовлены опытные образцы перспективных и по сей день мотоциклов «Орион», «Марафон» и «Спринтер». По своему дизайну и характеристикам это были очень современные и смелые модели.

За весь период производства ижей цветовая гамма была не велика, так рама красилась в классически чёрный цвет в остальном преобладал голубой, красный, светло коричневый.

В период 1992—96 годов разработаны грузовой боковой прицеп «Иж 9.204» и грузовой модуль «Иж 9.604 ГР». Конструкция грузового модуля была разработана таким образом, чтобы его можно было установить на любой мотоцикл семейств «Планета» или «Юпитер». Установив грузовой модуль вместо заднего колеса и маятниковой вилки мотоцикла, получается трёхколёсный грузовой мотоцикл с симметричным расположением колёс. Наличие раздаточной коробки, блокировки дифференциала, заднего хода расширяет сферу использования мотоцикла.

С 1995 по 1998 годы разрабатывалась гамма стационарных двигателей: СД 101 — на базе двигателей «Иж-ПС» и СД 1012 — на базе двигателя «Иж-П-5». Одновременно с разработкой центробежного самовсасывающего насоса Иж НЦС спроектирована мотопомпа «Иж МП-1» с двигателем СД 1012.

1997 год ознаменовался разработкой мотоцикла «Иж 6.92001» для перевозки противопожарного оборудования (мотопомпы, набора пожарных рукавов, огнетушителя и т. п.) и грузового мотоцикла «Иж 6.920ГР» с двигателем «Иж-Ю-5» Сб.1-08.10 жидкостного охлаждения, разработанным на Ижевском механическом заводе в 1990-92 годах.

В период 1996—2000 годов появилась принципиально новая модель — мотоцикл «Иж 6.113-05» (он же «Юнкер») в стиле чоппер.

Московский мотовзвод ГИБДД, в целях поддержки отечественного производителя, в качестве эксперимента несколько лет использовал модели «Иж-Юнкер». По различным причинам, в дальнейшем, руководство московского ГИБДД отказалось от продолжения закупок мотоциклов марки «Иж».

В связи с большими долгами, завод ИЖмото в 2008 году был законсервирован на неопределённый срок, а большая часть оборудования была распродана.

Характеристика особенностей Иж 1 мотоцикла

Фото Иж-1
До начала вышеописанных конструкторских инженеры получили четкий ориентир. СССР нуждался в дешевых и технологически простых двух-/трехколесных. И московский, и ленинградский мото-строительные комитеты, и даже общество - все сходились в желании создать массовое производство байков на Ижевском оружейном заводе. Достаточно быстро была собрана команда разработчиков, состоящая из нескольких десятков опытных инженеров и слесарей во главе с популярным на то время мотоциклистом Можаровым, обладавшим профессией инженера-теплотехника. После того, как последний посетил ряд немецких мотоциклетных заводов, к процессу создания Иж-1 фото которого имеете возможность видеть в данной публикации подключился испытатель С. Карзинкин.

Первое испытание данный мото, как и вторая, и третья, и четвертая, и пятая модели первых Ижаков прошли без предварительной обкатки. Создатели не успели даже отрегулировать карбюраторы этих стальных коней, так как сроки "горели". Как бы там ни было, а с бездорожьем испытуемая техника справилась "на ура". Не помешала успешному прохождению большого километража в пробеге даже высокая прожорливость двухколесных, так как огромные баки мотоциклов вмещали около 16-23 л. топлива. Впрочем испытания показали, что лучшим железным конем мотопробега стал Иж 2, обустроенный новаторской, как для того времени системой охлаждения мотора центробежного типа с вентилятором.

Большие нагрузки в дороге выдержаны успешно мощной штампованной рамой первого Ижа. Да и другие пробные модели удмуртского завода зарекомендовали себя различными технологическими решениями, изрядно опередившими свое время. Все это пригодилось в дальнейшей работе советских инженеров области создания стальных скакунов. Нине же первые удмуртские двухколесные радуют соотечественников, любящих родную конструкторскую историю, красуясь в музее ижевского завода.

Иж 1 технические характеристики

Объем движка - 1,2 литра.
Мощность мотора составляет 24 лошадиные силы.
Максимальные обороты байка - 3000 об/мин.
КПП - 3 ступени.
Предельная безопасная скорость мото достигает 65 км. в час.
Объем топливного бака составляет 16 литров.
Сухая масса двухколесного достигает отметки в 300 кг.
База мотоцикла - 1400 мм.
Его дорожной просвет составляет - 12 см.

История мотоцикла ИЖ - первые модели

анные модели производились в специальном цеху ижевского оружейного завода. Всего за несколько месяцев до начала Всесоюзного мотопробега, инженерам и конструкторам удалось разработать целых пять моделей мотоциклов для участия в этом мотопробеге.

История Мотоцикла ИЖ

В отличие от различных моделей того времени, конструкция и устройство первых мотоциклов иж были достаточно оригинальны и инновационны. Трёхступенчатая коробка передач, преимущественно V-образные двигатели с рабочими объёмами 500, 750 и 1200 кубических сантиметров, тяга на ведущее колесо передавалась по средству коленчатого вала, за исключением модели Иж-3, тяга на котором передавалась цепью. Крепкая штампованная рама, нижняя часть которой служила защитным корпусом для глушителя (эта черта присуща всем моделям первых прототипов мотоциклов ижевского завода), передняя вилка сочетала в себе конструкции параллелограмной и рычажной одновременно.

первых прототипов мотоциклов ижевского завода

Все пять мотоциклов учавствовали во 2-м Всесоюзном мотопробеге, проходившем в период с сентября по октябрь в 1929 году. Удивителен тот факт, что в своём первом пробеге мотоциклы иж без труда преодолели планку в 3000 километров.

первые модели мотоциклов ижевского завода

Однако продолжение данная история получила не сразу, так как после окончания мотопробега, ижевский завод получил очень крупный заказ. Это привело к тому, что главный инженер П.В. Можаров, разработавший чертежи и общую конструкцию для всех пяти первых моделей мотоциклов иж перебрался в Ленинград. Там он начал вести разработку нового мотоцикла, получившего название Л-300. Новую разработку он основывал на чертежах немецкой компании, которые он привёз из Германии, после прохождения практики за рубежом.

Начало серийного производства мотоциклов Иж

Ключевым моментом в истории мотоциклов ижевского завода стало решение экспертов из Президиума ВСНХ СССР о том, что крупный отечественный мотоциклетный завод следует построить именно в Ижевске. В городе для этого были все необходимые мощности и специалисты, имеющие высокую квалификацию.

Спустя некоторое время, на основе оружейной фабрики на улице Базарной началось создание Опытного мотоциклетного завода. К началу мая 1933 года, на построенном заводе было произведено 4 мотоцикла НАТИ-А-750, разработанный всё тем же Можаровым. В то же время велась работа над продолжением линейки мотоциклов иж, первым шагом к которому стал мотоцикл Иж-7, основанный на документах и чертежах, привезённых из Ленинграда. Это были практически копии модели Л-300, с 2-х тактным 1-о цилиндровым двигателем, трёхступенчатой коробкой передач, цепной передачей и уже привычная штампованная рама. В конечном итоге Иж-7 оказался одной из самых удачных моделей разработанных за период старта завода и был избран флагманом, предназначенным для серийного производства. В 1934 году, мотоциклетный завод набрал обороты и выпустил уже 111 мотоциклов.

Послевоенный период в истории мотоциклов Иж

В 1946 году завод восстанавливает работу и свои мощности, получив немецкие чертежи, технологии и оборудование, вывезенные из Германии после её поражения. Начинается работа по производству новой модели Иж-350, основанной на немецкой модели мотоцикла DKW-350. После адаптации под советские электроприборы и оборудование, мотоцикл получился современным и в то же время достаточно простым для того времени. Мотоцикл начали собирать на оружейном заводе.

Начало серийного производства мотоциклов Иж

С 40-х по 60-е года, советские конструкторы сделали ощутимый скачок в создании спортивных мотоциклов. Даже несмотря на то, что они основывались на полностью дорожных и заводских моделях, результаты восхищали. Так, в 1948 году был разработан и произведён мотоцикл Иж-350С, который получил вилку телескоп, в отличие от уже устаревшей параллелограмной вилки. Улучшились так же подвеска и технические характеристики двигателя, что дало прирост мощности, которая увеличилась и дошла до 14 лошадиных сил. Пятидесятые года были богаты на новшества в разработках, так были разработаны модели Иж-49, Иж-50, Иж-54 и Иж-55. Росла и мощность мотоциклов иж, вплоть до 18 лошадиных сил.

В 1962 году начинается производство мотоцикла иж планета, который был максимально унифицирован с моделью Иж-Юпитер. Нововведения в использовании материалов и конструкции деталей поршневой группы, при помощи контактно-масляного воздухоочистителя, увеличили срок работы цилиндра и деталей поршневой группы более чем в полтора раза. В течение 70х годов, были разработаны мотоциклы Иж Планета-2, Иж Юпитер-2, Иж Планета-3, Иж Юпитер-3, Иж Юпитер-3К и Иж Планета Спорт. Самым ярким достижением конструкторов стал мотоцикл Иж Юпитер-3, мощность которого в сравнении с его предшественниками возросла практически на 40%. Модели Иж Планета-3, Иж Юпитер-3 получили государственный знак качества СССР и в 1975 году их выпускали уже по 250 тысяч мотоциклов в год.

В течение следующих двадцати пяти лет, мотоциклетный Ижевский завод наращивал мощности, улучшая уже существующие модели и разрабатывая новые. В 2000 году в заводском исполнении появился первый мотоцикл иж в стиле чоппер. Это был Иж 6.113-05 Юнкер.

Позже, в 2008 году, из-за больших экономических трудностей предприятие ИЖМото было законсервировано, большая часть мощностей завода была распродана в помощь по уплате задолженностей перед кредиторами.

Мотоциклы Иж

Мотоциклы Иж

Мотоциклы ИЖ — настоящая легенда СССР. Их выпуск начался спустя год после окончания Великой Отечественной войны, и последние экземпляры сошли с российских конвейеров относительно недавно, в 2008 году. Модельный ряд компании очень широк, он включает в себя мотоциклы самых разных классов — дорожные, туристические, гоночные и даже специальные модели для силовых структур.

История мотоциклов ИЖ

Массовая сборка байков под этим брендом началась в 1946 г., а первая модель, ИЖ-350, стала практически копией немецкого DKW NZ-350. В дальнейшем модельный ряд расширили, и уже в 50-х годах XX века он пополнился как гоночной мототехникой, так и мотоциклами для повседневной езды. За последующие десятилетия изменилось многое, но в народной памяти навсегда остались две линейки — "Планета" и "Юпитер". Их было выпущено много миллионов экземпляров, и многие из них до сих пор на ходу.

История мотоциклов ИЖ Планета

Иж Планета 2 фото

Первый мотоцикл в этой линейке появился в 1962 г., когда ижевские конструкторы выпустили универсальный дорожный байк, построенный на основе модели ИЖ-56. Он пользовался популярностью, и за 4 года было выпущено более 400 тысяч экземпляров. С 1965 по 1971 выпускалась Планета-2, а с 1970 до 1977 — Планета 3. Особняком стоит ИЖ Планета Спорт, настоящий двухколёсный монстр, о котором в СССР мечтали практически все начинающие байкеры. Эта модель продержалась на конвейере до 1984 года, и её сняли с производства одновременно с Планетой-4.

Самым популярным мотоциклом линейки стала Планета-5, в разных модификациях выпускавшаяся с 1987 по 2008 г. А вот Планета 6 и 7, две хронологически последние модели, практически неизвестны широкой публике, так как до серийного выпуска они так и не добрались. А жаль — "семёрка" оснащалась 4-тактным двигателем вместо 2-тактного, и, будь она показана публике в своё время, она, вполне вероятно, оказалась бы востребованной на рынке.

История мотоциклов ИЖ Юпитер

Иж Юпитер фото

Серия берёт начало в 1961 г., и от линейки "Планет" она отличается в основном двигателем — два цилиндра против одного. Многочисленные мотоциклы ИЖ Юпитер разных поколений успешно выпускались вплоть до момента, когда производство свернули в связи с банкротством компании. Последним и наиболее известным из них является Юпитер-5, продержавшийся на сборочном конвейере с 1985 до 2008 г. Именно он, кстати, послужил основой для первого российского круизера, получившего название ИЖ Юнкер.

На Юнкерах устанавливались даже дисковые тормоза, а приборную панель вынесли на каплевидный бензобак, в подражание Harley-Davidson. И Юпитер-5, и Юнкер в своё время использовались сотрудниками ДПС в качестве служебной мототехники, что говорит об их ремонтопригодности и достаточно высокой надёжности. А новый Юнкер долгое время оставался предметом мечтаний российских байкеров, не имевших возможности купить себе японский или американский байк.

Мотоциклы ИЖ

За всю историю марки под этим узнаваемым именем выпускалось около 60 различных моделей. Возможно, производство даже будет возобновлено, так как спецтехника для проекта "Кортеж", предназначенная для сопровождения президента, будет выпускаться под брендом "ИЖ".

Опытные образцы

Иж Лидер фото

Их существовало очень, очень много. В качестве примера можно привести Планеты 5 и 6, которые не зашли дальше стадии прототипа. Разрабатывали их уже в России, в 90-х годах, но массовое производство так и не было запущено.

К этой же категории можно отнести уникальные байки, выпущенные ограниченным тиражом для участия в соревнованиях. ИЖ-М12 существовал всего в 10 экземплярах, а ИЖ-М10 был выпущен в количестве 18 штук. При этом большинство спортивных прототипов было создано на базе дорожных байков компании, пусть и переработанных "от" и "до". Последний из них, М16, и вовсе оказался быстро позабыт, а ведь он мог составить достойную конкуренцию для множества европейских моделей.

Дорожные мотоциклы

"Планета" и "Юпитер" — кто не знает этих двух серий? Они представляли собой классические дорожные мотоциклы, выносливые и универсальные, отлично подходящие для дорог без твёрдого покрытия, которых хватало на необъятных просторах СССР. Проблем с ними порой хватало, но многие советские мототуристы путешествовали на этих байках по всей стране, не испытывая при этом никаких проблем. А особым плюсом было то, что практически любой дорожный мотоцикл ИЖ этих серий мог быть оснащён боковым прицепом, то есть коляской, что значительно увеличивало его пригодность для туризма.

Специальные мотоциклы

Помимо вышеупомянутых версий Юнкера и Юпитера-5 для нужд ГИБДД, компания отметилась и выпуском некоторых других примечательных образчиков техники. Например, ИЖ Самсон — полноценный мотовездеход, или модель 6.92001, разработанная специально для пожаротушения в сельской местности. На российских просторах также встречается ИЖ ГР, грузовая модификация с кузовом для перевозки чего бы то ни было. И нельзя снова не упомянуть Планету Спорт, которая, строго говоря, относится к одноимённой линейке. Жаль только, что новых экземпляров нет уже давно, и, увы, не предвидится.

Двигатели мотоциклов ИЖ

У всех серийных мотоциклов они были двухтактными, что заставляло владельцев заливать в бензобак не чистый бензин, а смешанный с маслом. Прототипы с 4-тактными моторами в серийное производство запущены так и не были, а спортивная мототехника, выпускавшаяся ограниченным тиражом, тут не считается.

В целом моторы ИЖей считаются неприхотливыми, но из-за устаревшей конструкции их ресурс невелик, особенно у первых поколений. Но благодаря простоте двигателей их ремонт по силам даже новичку, поэтому в сельской местности и отдалённых регионах ИЖи до сих пор пользуются спросом, несмотря на то, что их постепенно вытесняют китайские мотопроизводители.

Иж история мотоциклов завода ИЖмаш

Иж история мотоциклов началась благодаря легендарному инженеру и заядлому мотоциклисту Петру Владимировичу Можарову, который впервые в Советском Союзе стал организатором производства мотоциклов. Еще в 1928 году Петр Владимирович подал официальное предложение об организации производства качественных и быстрых мотоциклов на Ижстальзаводах. Своей цели инженер добился и через некоторое время на Ижстальзаводе в Ижевске, было создано отдельное конструкторское бюро, которое и занималось производством, проектированием мотоциклов и первым их испытанием.

Фото мотоцикла ИЖ-1

Фото мотоцикла ИЖ-1

В 1932 году была создана комиссия, по решению которой подготовили первые образцы мотоциклов ИЖ-1 и ИЖ-2, именно тогда впервые были принято решение об организации Ижевского машиностроительного завода. Производство шло семимильными шагами, казалось, история мотоциклов ИЖ не заканчивается и не закончится никогда! Уже в 1933 году начался выпуск ИЖ – 7. Эта модель мотоцикла была доработанной, улучшенной, с новыми функциональными возможностями, это был вариант немецкого Л-300. Кстати, ИЖ-7 можно встретить и сегодня, благодаря качественной сборке такие «машины» могут работать десятилетиями.

Фото мотоцикла ИЖ-7

Фото мотоцикла ИЖ-7

В годы Великой отечественной войны производство ижевских мотоциклов проходило вяло. К сожалению, массовое изготовление мотоциклов ИЖ для невоенных целей продолжилось только в 1946 году. В 1945 году, после окончания войны, была собрана очередная конструкторская группа, которая принялась за работу по созданию новых мотоциклов ИЖ, но все оказалось гораздо проще, чем все думали. Через некоторое время из Германии привезли чертежи и техническую документацию мотоцикла ДКВ «НЦ-350» и конструктора приняли решение: ничего не менять, приступить к выпуску нового мотоцикла ИЖ-350. Конечно, вскоре была модернизация, которая выявила многочисленные ошибки немецкого мотоцикла и совершенно новый транспорт, родного отечественного производства стал называться ИЖ-49 и в короткие сроки сошел с производства.

Фото мотоцикла ИЖ-49

Фото мотоцикла ИЖ-49

К концу 70х годов прошлого столетия Ижевск стал мотоциклетным городом, который производил более 350ти тысяч мотоциклов в год! В 80х годах стали производится спортивные мотоциклы, которые были предназначены, прежде всего, для шоссейно-кольцевых гонок и различных кроссовых соревнований. Особую популярность завоевали мотоциклы из Ижевска, когда с завода стали выпускать такие модели, как «Иж-Юпитер», «Иж-Планета», «Иж-Юнкер», «Иж-Планета спорт».

Фото мотоцикла ИЖ Юпитер-5

Фото мотоцикла ИЖ Юпитер-5

В заключение хотелось бы отметить, что сегодня отечественный рынок мотоциклостроения составляет довольно слабую конкуренцию многим мировым производителям. Это касается не только дизайнерских решений, но и технического оснащения. Тем не менее, не смотря на неактуальность, а благодаря низким ценам, простоте в конструкции, управлении и качеству, Ижевские мотоциклы до сих пор актуальны в народе.

История мотоциклов «ИЖ»

«ИЖи» -легендарные байки которые Ижевская компания «ИЖМАШ» разработала, и начала издавать с 1929 по 2008 год.
В начале 1928г. главинж П.В.Можаров руководил созданием схем пробных «Ижей», в 1929г. были собраны их начальные прототипы – ИЖ-1, 2, 3, 4, 5. Они участвовали во Всесоюзном мотопробеге. Самыми представительными считались ИЖ-1 и 2. На них стояли 2-х цилиндровые, типа - V моторы, объёмом 1,2 тыс. см3, их максимальная мощь была 24 л.с. На то время это были довольно прогрессивные конструкции. Характерной отличительной особенностью первых пяти «Ижей» была низовая часть рамы, так же предназначенная под корпус глушителя.
Вкратце, по порядку разберем образцы мототехники «ИЖ» и их отличительные особенности.

Представитель класса тяжелого байка. Внушительный по весу и размерам аппарат. Как уже говорилось выше, характерной чертой первой пятёрки являлась низ рамы, так же предназначалась использованием корпусом мотоциклетного глушителя. 2 цилиндра, мотор в виде буквы V, размером 1,2 тыс. см3 и предельная его мощность равнялась 24 л.с. всё это придавало ему особой брутальности. Этот «монстр» был предназначен для езды и с пассажирской и с грузовой прицепом - коляской. Большой, на то время, его мощность, давала ему привелегии практически на всех видах дорожного полотна.

Всё так же 2-х цилиндровый, в виде буквы V мотор, карданный привод которого шел на заднее колесо, его отличием от первого образца было оснащение системой принудительного охлаждения и усиленной коляской. Байк был предназначен для тяжелого бездорожья. На нем могли усаживаться до четырех человек – водите с пассажиром на заднем сиденье и двоих в мотоколяску.

Обладал 4-х тактным, 2-х цилиндровым, мотором в виде буквы V, но уже с размером- 750 см3.

«ИЖ» 4 стал уже легковесным транспортом, предназначенным для обычной городской езды. На него был установлен Германский одноцилиндровый, двухтактный мотор с рабочим величиной 200 см3.

4-х тактный мотор с 1 цилиндром, рабочий объем которого составлял 500 см3. Впервые, именно на этом мотоцикле, был использован упор с профиля.
Эта пятёрка успешно стала членами во II Всероссийском мотопробеге, осуществившимся c сентября по октябрь 1929г. на 3,3 тыс. км. После чего «ИЖ» 4 был предложен для сериального производства, но как оказалось «Ижстальзавод» принял более ценный спецзаказ и начал создание лёгковесного мотоцикла Л-300.

«Иж» 7 испытал «уменьшение трудоемкости», то есть из него убрали авто-багажник и лицевые щитки, так же приплюснутые подножки были сменены на круглые. Для сериального выпуска был выбран как раз «ИЖ» 7, изготовили 12 образцов в 1933г., но все они обратились на мотто-завод, была неисправно зажигательная система. Скоро эта недоработка была устранена и уже в 1934г. Изготовил завод 111 байков.

«ИЖ» 350

В 1946г. завод овладел производством «ИЖ-350», благодаря оборудованию отправленному из Германии.

«ИЖ» 350С

Мотак был создан в 1948г.. В нём на смену архаичной параллелограммной вилке пришла телескопическая. Двигатель имел алюминиевый цилиндр с чугунной гильзой. Мощность увеличилась до 14 л.с..

«ИЖ» 55

Производство усовершенствованной вариации спортивного мотоцикла «ИЖ-55» стартовало в 1950г.
За счет использования усовершенствований улучшилась вездеходность в трудных путевых условиях.

«ИЖ» 49В

1951-ом году стартовал выпуск незаменимого при езде по пересеченным путям. Это была начальная модель с профильным прицепом. Он завоевал всеобщую славу у народа страны.

«ИЖ» 56

Выход на мировой рынок начался в 1955г.. Мощь этого спорт-байка составляла 18 л.с.. Своей конструкцией он сильно выделялся от предыдущих версий.

«ИЖ» 58 или же Юпитер

Мощь – 18 л.с.. Мото-байк был в 2-х вариациях – для передвижения в одного и с профильным прицепом.

«ИЖ» Планета

Выпуск этой модели начался в 1962г.. Он был с легкосъемным сиденьем. Мотоцикл был более надежным и с огромным износа частей мотора.

«ИЖ» Юпитер и Планета, 2

Их одоление стартовало в 1966г. и до 1970г.. Увеличилась мощь, за счет того, что заменили кольца ступиц и тормозных колодок заменены на литье из сплава алюминия.

«ИЖ» Планета и Юпитер 3

1971-1975 годы, знаменательны изданием: «ИЖ Юпитер-3», «ИЖ Планета-3», «ИЖ Юпитер-3К», «ИЖ Планета Спорт»

«ИЖ» Планета и Юпитер 4

Годы выпускания 1981-1982. Байки отличались новыми внешними формами и современным 12-ти вольтным оборудованием.

«ИЖ» Юпитер и Планета 5

«ИЖ» Юпитер 5 стали выпускать в 1985г., обладал мощью в 24 л.с.. Был оснащен кнопкой «аварийный пуск», выключалось всё помимо зажигания с истощенным устройством накоплении энергии. В 1987г. был выпущен «ИЖ Планета-5», он имел мощь 24 л.с. и обновленную внешность.

«ИЖ» Лидер

1988г., машина была внешне очень запоминающейся и массивной за счет пластикового корпуса который обеспечивал отличную обтекаемость. 316 и 52 л.с. впечатляли.

«ИЖ» Вега

Он выпускался в том же году как и Лидер, но его внешний вид был не таким внушительным.

«ИЖ» 9 – груз.

Промежуток выпуска 92-19 годы 20-го века. Грузовой профильный прицеп этого байка можно было поставить на любого представителя «Планеты» и «Юпитера».

«ИЖ» Юнкер

Он выпускался в промежуток 1996-2000. Это была новая вариация в стиле Чоппера

«ИЖ Корнет»

Относительно не дорогой и лёгкий, он сделал первый шажок на рынок большого мотоспорта. Этот аппарат подходит тем кто ценит удобство, экономию, защищенность и новейший стиль. Масса – 90кг. Бак вмещал пять литров бензина. Развивал огромную, по тем временам, для байка, скорость в пятьдесят километров в час. И «ел» 3,1 литр на 100 километров.

Читайте также: