Сборник русских народных схем узоров для вышивания крестом

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

Традиционные схемы русской народной вышивки

На протяжении практически всей истории становления общества девушки особое внимание уделяли различным вышивкам. Сначала нанесение рисунка на изделие мог позволить исключительно обеспеченный человек. Однако через некоторое время вышивки вошли в обиход разных слоев населения. Каждая страна имеет свою историю становления этого искусства.

Особенности вышивки в разных уголках России

В каждом уголке России, городе, деревне есть свои отличительные особенности создания рисунка на вещи.

  • В Чувашии используются 3 основные цвета нити: черный, красный, белый. При этом каждая имеет свое значение. Красная — символ стремления к новому, белая — говорит о чистоте, невинности, черная — используется для создания рамки. Особенность — при вышивке не применяют специальные устройства для облегчения работы.
  • Стоит упомянуть, что славянская вышивка схемы строит в основном на геометрических фигурах. Так как мастерица окрашивала нити самостоятельно, процесс занимал очень много времени и был достаточно трудоемким.
  • В Карелии чаще всего узор имел религиозное значение. Орнамент вышивается при помощи красной нитки на белой ткани. Центр композиции — животные, растения. Имеет огромную популярность в России, Европе.
  • В Марий Эл используют красный цвет нити, вышивая на домотканом материале. Узоры: геометрические фигуры, растения, животные. Особенное значение имели деревья — защита для семьи.
  • Тарусская техника — применяется льняная нить, при этом есть особенная техника, белая строка и цветная перевить. На вещах вышиваются деревья, растения, которые образуют в результате картины. Особенность — отсутствие изнаночной стороны. Также техника известна вышиванием на белой ткани рисунка белой ниткой.

Особенности южан

Для южной части России характерно наличие геометрического орнамента на вышивке. В Воронежской, Тамбовской, Орловской, Курской, Пензенской области мастерицы вышивали белой строкой, крестами и др.


Особенно распространенными считаются: счетная гладь, цветная перевить. Ключевой элемент обеих вышивок — применение под основу наполовину прозрачной ткани.

Дополнительная информация! Наличие подобной вышивки на одежде было свидетельством высокого уровня доходов семьи.


Цветовые особенности областей:

  • для Рязани характерен орнамент синего цвета;
  • в Смоленских вышивках чаще встречается лимонный, оранжевый, красный, белый цвет на золотом фоне;
  • узоры Тулы, Калуги характеризуются красной, белой цветовой гаммой, в которую вкрапляются вставки синего, голубого, зеленого, желтого цвета;
  • для Калининграда характерно использование малинового фона с рисунком из алого, белого, зеленого, золотого цвета нитки.

Важно! Русская вышивка является одним из самых развитых искусств в творчестве народа. Главная геометрическая форма — ромб, квадрат. Вышиваются с выступом в углах, диагоналями, спиралями. Материал — шелковая нить.

Северные традиции

В Карельской АССР, Вологде, Архангельске, Ленинграде особенно популярны техника гладь, применение косых стежков, а также росписи.


Техника вышивки полными крестами применялась в украшении оберегов.


Полукрест — вид окантовки, основа популярного типа росписи. Использование мелких стежков ярких цветов для создания ярких узоров. После создания окантовки внутреннее пространство заполняется различными типами декоративных швов.

Белая строчка на изделии смотрится изысканно, привлекательно. В основе лежит применение разреженной, слегка просвечивающей ткани. Наличие плотного белоснежного сюжета на вещи показывало статус, высокий уровень дохода семьи.


Особенности восприятия изобразительного искусства

Орнамент воспринимается человеком как часть изобразительного искусства. В разные времена узоры на одежде воспринимались по-разному. Раньше они показывали принадлежность человека к классу, уровню благосостояния. Также орнамент говорит о географической принадлежности владельца вещи.

В наше время наличие вышивки на вещи показывает эстетическую составляющую образа. Мотивы одежды с вышивкой каждый год появляются на модных показах.

На примере истории вышивки гладью можно проследить становление восприятия обществом такого рода украшений одежды.

История вышивки гладью

Вышивка гладью — применение правильного типа линий. В результате получается рисунок из сияющих, блестящих нитей. Таким орнаментом человек может любоваться на протяжении долгого времени. Первая подобная вышивка появилась около 2000 лет назад.

Зародилась техника в Китае в VI веке до нашей эры, в это время жители, принадлежащие к высокому сословию, увлекались украшением вещей при помощи вышивки. Затем подобная техника использовалась в Японии.

Обратите внимание! Особенно хорошо смотрится на шелковой ткани.

Затем в результате появления, развития Великого Шелкового Пути техника приобрела популярность в Европейских странах. В это время особенно крепла мода на необычные вещи, поэтому вышивки стремительно распространялись по континенту.

В это время о вышивках стало известно на Руси. При этом улучшилась ткань, возможности для создания орнамента. Чаще всего схемы применялись многократно, передаваясь от поколения к поколению.

В современном обществе схемы находятся в свободном доступе в сети Интернет.

  • Сможет выполнить как мастер, так и новичок.
  • Простая техника создания.
  • Большой ассортимент видов.

Этот орнамент считается одним из основных видов искусства. При правильном соблюдении правил выполнения стежков в результате мастерица увидит отличную вышивку. Однако создание рисунка требует внимательности, усидчивости, сосредоточенности на задаче.

Этот вариант вышивки прошел длительный путь, приспосабливаясь, видоизменяясь, но сохранив основу — наличие сияния работы.


Древнерусское лицевое и золотное шитье

Этот тип шитья имеет церковное происхождение. В предании о жизни Богоматери говорится, что ей нужно было создать завесу храма Господня из пурпура и багрянца.

Лицевое шитье — вид иконописи, появился с зарождения христианства на Руси. Выполняется с помощью цветных ниток. Сформировалось под воздействием Византии.

Также золотое шитье получило развитие в Византии. В Киеве в XI веке при монастыре появилась школа золотого шитья, где проходили уроки/ В XV веке начинают появляться мастерские цариц, где мастерицы оттачивают навыки. Начало XVII века ознаменовалось соперничеством мастерских известных людей, купцов.


Эти варианты шиться составляют сакральную часть храма, как и фрески. Они имеют определенную символику присутствия божества.

В настоящее время главная задача мастеров — сохранение традиций в древнем искусстве, достижение уровня мастера, соблюдение при работе церковных канонов.


Орнаменты славянских народов и их обозначение

Обережная вышивка славян, схемы и значение:

  • Берегиня — образ женщины с опущенными руками. Защищает, оберегает семью от неприятностей.
  • Вода — в виде зигзага, волны, граница между Явья, Навью. Дарит бессмертие, несет знания.
  • Огневица — оберег для взрослого женского организма. Защищает от дурных слов, злых деяний.
  • Спираль — говорит о мудрости. Оберег от злых сил, сглаза.
  • Стрибожич — изображены лопасти ветряной мельницы. Защищает от стихий, вышивается на рабочей одежде.
  • Рожаница — символика плодородия, семейного благополучия.


Вышивка в русском народном костюме

Также принято вышивать орнамент на народных костюмах, что являлось с древности оберегом.

Славянская обережная вышивка в основном располагается в месте, где тело соприкасается с окружающей средой:

  • на краю рукава;
  • по низу изделия;
  • по вороту.

Считается, что орнамент так защитит человека, укрепит здоровье.

Также дети донашивали вещи за родителями, что символизировало наличие связи поколений. Есть множество русских шрифтов для машинной вышивки.

Дополнительная информация! С 3 лет ребенок получал первую рубашку, которая оберегала его. Например, мужскую рубашку получает сын.


Крестецкая строчка

Тип нанесения — сквозной орнамент. Получил популярность с 60-х городов XIX века. Вышивка выполняется на «ломаной игле» кружевного вида, имеет геометрический узор, насыщена украшениями, разнообразием — отличается от других типов строк.

Крестецкая фабрика пережила несколько подъемов, спадов. Великая Отечественная война, смена власти в 90-х — всё повлияло на состояние фабрики. Сейчас у неё сменился владелец, задача — восстановить музей, который открылся в 1930 году. Используется для украшения полотенец, одеял, простыней.

Особенности техники

Раньше кружево вышивалось ниткой, выдернутой из полотна. Цвет материала определял цвет орнамента.

«Вышивка белым по белому» — краткое описание строчки. При этом ткань изо льна в клетку заполняется фигурным узором из тонких белых ниток. Для создания строчки выдергиваются продольные, поперечные нитки, которые превращают материал в ажурную сеть. Нитки перевивают при помощи иглы, создавая узор.


Основные правила выбора узора

При выборе орнамента нужно внимательно изучить значения символов, а также цветовую гамму. Также рекомендуется опираться на географическое положение, чтобы поддержать местных мастериц. Чаще всего девушке предпочитают большие узоры, в то время мужчины обращают внимание на небольшие символы.

В статье подробно разобран вопрос значения, истории создания традиционной русской вышивки. Сейчас вышивка чаще выполняется из-за гонки за модными коллекциями, однако рекомендуется при выборе обращать внимание на историю создания орнамента. Славянские традиции вышивки бисером помогут придать образу привлекательности.

Русская народная вышивка крестом: схемы узоров и орнаментов - смотреть видео

Созданные нитками узоры наделялись теми иными или магическими защитными свойствами и вышивались в оберега качестве. В зависимости от региона изменялись особенности узоров народных, и даже классическая русская народная имеет вышивка свои отличия в южных и северных Рукодельнице.

областях, которая решила изучить это народного направление прикладного искусства, потребуется узнать приемы и значение создания символов, а также основные вышитых характеристики узоров, относящихся к различным регионам.

  • Советы
  • Статья
  • Сервисы
  • Материалы

Особенности народной русской вышивки

Народные вышивки всегда свои имеют особенности. Древнерусская вышивка не является количеству. По исключением приемов и узоров русская вышивка считаться может одной из самых разнообразных. Связано первую в это очередь с тем, что в каждом формировались регионе свои традиции, которые были местными с связаны природными условиями и поверьями.

Большая страны протяженность привела к тому, что традиционная вышивка русская разделилась на несколько разновидностей в зависимости от Что.

Географические особенности Чувашская

вышивки вышивка предполагает густую зашивку. В присутствуют ней геометрические узоры, животные и растения. тоже Она относится к русской народной и имеет характерных ряд особенностей. В ней используются только цвета три:

интересной Также особенностью чувашской вышивки является то, процессе в что ее выполнения не используют приспособлений, которые работу облегчают. Она ведется только на руках, пялец без и рамок.

В центральных регионах у славян вышитые преобладали красной нитью геометрические узоры, переплетаются которые в сложный орнамент.

Мастерицы из Карелии узоры создавали, которые имели значение, связанное с верованиями языческими. Работу вели только красной белом на ниткой полотне. Центр вышивки занимало животное тотемное или растение, которое было дополнительными окружено символами.

В регионе, где сегодня республика находится Марий Эл, защитная вышивка создавалась домотканой на только основе. В такой вышивке особое отводилось значение символу дерева, который считался для оберегом всей семьи. Также присутствовали в образы сюжете животных и геометрические элементы.

Особенности вышивки народной в южных регионах

Для славян из части южной России характерными узорами в вышивке геометрические являются орнаменты, которые выполнены в технике счетная, крест гладь и белая строка. На домотканом переплетение полотне нитей хорошо заметно, это мастерицам позволяло добиваться ровности узора.

Однако распространены наиболее для южан цветная перевить и гладь счетная. Для цветной перевити использовалась ткань полупрозрачная. Вышивать на ней было сложно, если особенно узор был большой и замысловатый. такой Наличие вышитой работы в доме свидетельствовало о семьи достатке.

жемчугом народной вышивки в северных регионах

В районах северных основными техниками народной вышивки гладь являются, россыпи и косые стежки. Такие создавались узоры традиционно в Вологодской, Архангельской и Ленинградской Крест.

областях встречался в вышивке, но в малом количестве создании при оберегов.

Цвета северной вышивки она, яркие многоцветная и содержит преимущественно растительные Также. узоры в ней встречаются символы Солнца и Орнаменты.

Луны и узоры славянских народов и их обозначение

В народной русской вышивке узоры и орнаменты несут смысл особый. В ней нет элементов, которые только выполняются для красоты.

  • Солнце. Вышивается в круга форме, розетки или традиционного солнца с которые, лучами внутри заполняются орнаментом, напоминающим Это. кружево символ плодородия, радости и жизни. В узора от зависимости работу ведут крестом или швом тамбурным.
  • Вода. Символизирует границу, разделяющую Навь и Явь. Знак призван нести знание и преждевременной от защиту смерти. Также в ряде регионов он время долгое считался символом бессмертия и перерождения. такой Вышивается узор в виде зигзага или Берегиня.
  • волны или Макошь. Она призвана семью защищать от неприятностей и бед, а также сохраняет здоровье женское. Символ изображается как женщина с руками поднятыми.

Альбом "155 старинных украинских вышивок" - часть 3

Njustik (Алена)

Прошу прощения за долгое отсутствие, слабо работал Интернет. Наконец-то выкладываю третью часть альбома. В ней не только схемы вышивок и комментарии к ним, но и примеры готовых работ. Первые две части — часть 1 и часть 2.

Птицы – это символ человеческих душ. На семейных полотенцах, где вышито раскидистое Древо жизни с присущим философским пониманием прошлого, настоящего и будущего, птиц вышивали фантастическими. Размещали их у корней, у середины ствола и на ветвях по обе стороны дерева. Это свидетельствовало о крепости и неискоренимости рода.

Особенно богаты символикой птиц полотенца Среднего Поднепровья (Киевская, Черкасская, Кировоградская, Полтавская и Днепропетровская области). Разные птицы поют на них, в зависимости от того, по какому поводу вышито полотенце.
Соловей и кукушка любят девичьи полотенца, они грустят, если их вышили непарно, но … все еще впереди. Ведь «соловей поет, себе пару зовет». А о кукушке поют: «До Петра кукушке куковать, куковать. До осени девке гулять, гулять». Этих птичек чаще всего вышивают на ветке калины, это символизирует продолжение рода.
Павлины – птицы очень важные, потому что всегда рассаживаются на свадебных полотенцах и в основном имеют над собой Божье благословение – венец или венок.
Не следует забывать, что павлин – это жар-птица, несущая в себе солнечную энергию развития, поэтому он — птица семейного счастья. Не зря девушки Полтавщины в свадебный венок вплетали перья павлина.
Супружескую пару символизируют соколы, голуби, петухи. Характерный признак свадебного полотенца – расположение птиц друг к другу головками. Они или держат в клювике ягодку калины, или сидят в основе дерева, символа новой семьи.

С большой любовью наш народ относится к ласточке – верной спутнице человеческого жилья. Эта птичка всегда несет добрую весточку.

Вся украинская вышивка отмечена благословенными знаками Воды и Солнца. Солнце часто изображается восьмилепестковой розеткой или цветком, а знак Воды напоминает свернутого ужа. Это две стихии, образовавшие земную жизнь, а потому их следует понимать как влажную материнскую и огненную отцовскую энергии.
Из глубины прошлого дошли в орнаментах украинских вышивок эти символы – Земля и Солнце, которые в соединении с Водой составляют животворную троицу. Это знаки тех сил, без которых невозможна сама жизнь. Ромбические знаки на плечике – это символ плодородия Земли-матери, щедро засеянной, согретой Солнцем, чтобы росла жизнь наша. Но и сама Земля – составляющая часть Вселенной с множеством звездных систем и нашим Солнышком, олицетворявшим для предков священный космический Огонь.


Звезды, разбросанные по рукаву и собранные в геометрический орнамент, — это представление о структуре Вселенной, которая уже не хаотична и сумбурна, а упорядочена и гармонична. И снова засеяна, чтобы нести новые и новые ростки жизни в далекие миры.

Голубой крест на узоре означает белую нитку.

На рубашке из Сумщины вышит узор, называемый в народе «ломаная ветка». А изображает она не что иное, как создание из хаотичного космоса отдельных звезд целостной животворной системы, нашей Галактики. Об этом свидетельствуют знаки плода, переданные в вышивке квадратиками, заложенными Вселенной в память цветка-звезды.
Рукав.

Рукав.
Расти великА до башмачка. От башмачка до муженька. Вот и выросла девушка. Набрала силы и солнечная способность воспроизведения, заложенная в ней Богом и родителями. Пора приступать к продолжению рода.
Потому-то и сыплются из тех цветочков-берегинек зернышки, готовые прорасти, потому и сидят рядом с ними на плечике птички с теми же зернами в хвостике. И головок три у птичек не случайно. Ведь это мама, папа и деточка. И всю эту хрупкую земную жизнь держит на себе могучий Мировой столб, с неутомимыми паучками на нем, снующими из хаоса космоса порядок, и древние лилии, как знаки брака, и, конечно, знак рода. Да еще бережками вышитого космоса по три пары: мужчина-огонь и женщина-вода.
Вот и прочитана волынская рубашка, на которой расположен весь философский, моральный и этический космос украинской женщины.
Плечико.

Любит жизнь подолянка, ведь возносит красоту каждого цветочка-листочка выше всех космических сфер, любуется их совершенством. Потому и вышивает на плечике все, что дорого и близко. А потом рукав. Не засохнет ли корень, не увянет красный цвет, если не будет засеваться Земля, а Солнце не будет даровать тепло, а добрые силы берегинь не будут лелеять росточки нашего будущего. Так что непременно вышьется все, что накормит, согреет и охранит. А дальше – столбики-полоски, держащие на себе весь белый свет.

Схематические узоры и мотивы для вышивки крестом


Сегодня мы поговорим об узорах и мотивах, которые используют рукодельницы для вышивания крестом. Их применяю в разных областях, вышивая отдельные небольшие элементы на одежде или заполняя крестом большие полотна для наволочек или салфеток. Поговорим о некоторых видах узоров.

Народные узоры

Самые первые узоры вышивки крестом возникли в Древней Руси. Славянские мотивы вышивались на одежде, головных уборах, рушниках и предметах интерьера. Характерный рисунок славянских узоров не спутать ни с чем другим. Его и сейчас используют для украшения костюмов, свадебных скатертей и рушников. Также славянские узоры применяют для вышивания русских оберегов, которые вышиваются по специальным схемам и имеют строгое значение.

Основой для народной вышивки крестом служат натуральные тканые ткани, такие как лен. На нем можно вышивать без продергивания нитей, так как рисунок переплетения нитей льна может служить основой для работы. Обычно, рукодельницы вышивают славянские узоры через две нити.

Для вышивания чаще всего используют нити мулине, чаще всего в четыре нити. Применяют и матовые и шелковые нити. Очень часто славянские мотивы предполагают наличие красного цвета. Вышитые птицы, животные, растения также характерны для народной вышивки.

Большая часть узоров вышита в технике полный крест, используются также для некоторых элементов узора и другие швы.

Геометрические узоры

Для оформления своих работ часто вышивальщицы используют схемы с простыми геометрическими узорами.

Для вышивки рушников и украшения полотенец используют более сложные и многоцветные узоры. Их можно сочетать в разных вариациях, получая уникальный и комбинированный рисунок. Также геометрический орнамент применяется в одежде и элементах интерьера.

Существуют специальные узоры, состоящие из геометрических форм для вышивания наволочек на подушки. Если вы подберете яркие сочетания цветов для вышивки такого рисунка, то освежите интерьер любого помещения.

Если вы вышиваете крестиком геометрический узор в виде окантовки или дорожки, то можно подобрать ткань с грубым переплетением нити. В этом случае можно вышивать без канвы.

Нить выбирайте хлопковую любую, главное, отличное качество материала. Если вышиваете по канве №14, то нить складывается вдвое, №11 – втрое. А вышивая по ткани выбирайте сами шаг вышивки и толщину нити опытным путем.

Любая вышитая вами небольшая картинка или открытка может быть оформлена при помощи рамки из геометрического узора. Она может быть как узкой, так и широкой, прямоугольной, круглой или овальной. Схема, которой вы воспользуетесь, по размеру должна подходить к основной картинке – рамка не должна быть слишком близко к рисунку и не быть слишком широкой.

Почти все геометрические орнаменты вышиты полным крестом.

Цветочные узоры

Иногда, чтоб оформить полотенце или сделать вышивку на одежде, требуется более ажурная и красочная кайма, чем с геометрическим рисунком. В этом случае рукодельница вышивает цветочные орнаменты.

Они может быть как самыми простыми двухцветными, так и сложными и разноцветными. Конечно, чем больше используете цветов, тем выше сложность и кропотливость работы.

От рисунка зависит и выбор основы для вышивания и толщины нитки. Для самых простых орнаментов можно использовать обычную ткань и вышивать в этом случае по счету нитей на ткани. Крест получается на льняном полотне через две или три нити, а нить мулине в три-четыре сложения. Все зависит от толщины ткани.

Более сложный узор красиво смотрится на мелкой канве, например №16 или 18. Нить складывают вдвое, чтоб рисунок был ярче. Чаще всего применяется техника полный крест, но в зависимости от уровня сложности вышивания могут быть использованы и другие техники.

Иногда красивой цветочной окантовки достаточно, чтоб украсить наволочку или салфетку. Ажурная ветка, вьющаяся вдоль края выглядит нежно и нарядно.

Растительный орнамент

Одной из категорий цветочных мотивов рукодельницы выделяют растительные орнаменты. Узоры составляются из переплетенных венков, листьев и ягод.

Такая ажурная ветвь тоже может быть на салфетке, скатерти или накидке на подушках. А может быть и на одежде, например, на женской блузке или детской рубашке. Для вышивки крестом есть очень разные схемы, разделяемые по сложности и типу рисунка. Самыми простыми для вышивания считают двухцветные узоры. Рисунок у них простой, в цветах не запутаешься и вышивается он быстро, потому что канва для него берется крупная.

Растительный узор можно вышить на канве № 11 или 14. Нить используют в два и три сложения. Для простых схем вышивальщицы используют только полный крест, для более сложных могут применяться техники неполного креста и соединительные швы для вышивки лозы.

Нити и ткань выбирают натурального происхождения, можно вышивать и на шелковых тканях, но в этом случае рисунок должен быть нанесен на ткань в типографии.

Детский узор

Для детских картин и вышивки постельного белья и штор очень часто используются детские узоры. Узор вышивки может быть любым: игрушки, карандаши, предметы одежды и обуви, соски и бутылочки, бантики, бабочки, сердечки и еще очень много разных мотивов.

Молодые мамы с удовольствием занимаются украшением детских вещей и вышиванием картин для детской спальни. А еще при помощи детских узоров можно украсить рамку для фотографии или вышить открытку ко дню рождения малыша.

От узоров вышивок зависит и ткань, и нитки, которые вы возьмете в работу. Желательно выбирать несколько мотивов для окантовки одинаковых по высоте и ширине, чтоб они вместе соединялись в непрерывный хоровод или маленький поезд.

Для оформления картинок можно брать крупную канву, не обязательно белого цвета. Если вы не собираетесь вышивать фон, то выбирайте канву по цвету подходящую к обоям или шторам детской комнаты.

А для детской открытки или полотенца можно взять натуральный лен и вышить узкую канву, состоящую из детских узоров.

Нити подбирайте натурального состава: матовые или шелковые. Можно выбрать из наборов ниток Гамма, в них входят катушки с нитками разных цветов и оттенков, по 15-20 в наборе. Яркий цвет и отлив ниток сделает детскую вышивку очень выразительной и праздничной.

Если не хотите помещать вышитую работу под стекло, сделайте на ткани рамку из любого подходящего узора, и разместите картину без дополнительной рамы.

Выбирайте узоры для вышивки, которые вам нравятся, вышивайте себе в удовольствие и на радость близким. Делайте подарки себе или родным людям, вышитые приятные мелочи сохранят вашу энергетику и подарят радость другим.

Русская народная вышивка

Русская народная вышивка

Русская народная вышивка. Среди многих видов русского народного творчества вышивка всегда занимала важное место. Шили повсюду. Не нужно было искать особых приспособлений, а ткань, иголки и нитки были в каждом доме. Вышивкой украшали одежду и предметы быта: занавески, скатерти, полотенца, подзоры, передники, головные уборы, платки, юбки, платья.

Вышитые изделия в повседневной жизни быстро старели, изнашивались и исчезали. Изучением вышивки, как отдельным видом искусства, стали лишь в середине XIXв., поэтому в музеях наиболее ранние образцы относятся только к XVIIIв.. Читайте еще: Как плести фенечки из мулине.

История русской вышивки

На Руси вышивка имела сакральное значение: то есть, была тесно связана с верованиями в мистические силы природы и богов. Языческая вышивка славян появилась задолго до прихода на княжение Рюрика. Обережные узоры и символы украшали одежду и предметы быта. Господствовал красный цвет ниток: на белом полотне он ярко выделялся, привлекал внимание.

С принятием христианства начался новый виток развития русской вышивки. Несмотря на ярую борьбу с языческими корнями, здесь, как и в других областях, вытравить древние обычаи не удалось: народная вышивка совместила старые славянские мотивы с новыми церковными.

Например, люди всегда поклонялись солнцу как источнику света и жизни, оно символизировало весёлого бога Ярило. С принятием христианства солнце никуда не исчезло из вышивок, но теперь он символизировало Божье величие.

В эти времена – X-XII века – зародилось и стало развиваться русское золотошвейное искусство. Роскошные узоры украшали иконы, предметы церковного обихода, одежду богатых людей. Тогда же – характерная для русской вышивки черта – вошёл в декоративное искусство речной жемчуг. Вышивка жемчугом с тех пор прочно вошла в мировую историю как характерная славянская особенность.

Шли годы. Первоначально вышивкой занимались монахини: это связано было с тем, что с помощью вышивки на Руси украшали в основном церковные атрибуты.

Постепенно вышиванием занялись знатные женщины: было ли это влиянием Анны Ярославовны, ставшей французской королевой и поведавшей об этой западной традиции, или просто юным девицам так прививали благочестие – неизвестно.

Параллельно славянская вышивка развивается в крестьянской среде. Здесь история вышивки словно стоит на месте: древние языческие узоры и символы по-прежнему украшают одежду, бельё, занавески. К XVII веку народная вышивка входит в моду, и её мотивы проникают и в дворянскую среду.

С XVIII века и далее на русскую вышивку начинают оказывать влияние западные мотивы. Пётр I вводит европейский костюм, и дамы спешат украсить свои платья на парижский или берлинский манер. Наиболее востребована мужская вышивка, при дворе расшитые кафтаны входят в моду. Особого рассвета русская вышивка достигает в XIX: галантная эпоха требует изящества и эстетики.

Возникновение и распространение машинной вышивки производит переворот в этой сфере искусства. В XX веке происходит интеграция искусств и национальностей: африканские мотивы могут соседствовать со средневековой символикой, вышитые строки из стихотворения А.Блока – украшать танцевальный наряд для бала-маскарада.

Чем интересен этот вид рукоделия?

В каждой стране вышивка и другие способы украшения одеяний различны и неповторимы. Русская вышивка делилась на несколько типов:

  • городская;
  • крестьянское рукоделие;
  • вышитые мотивы, которые использовались как оберег.

Материал и цвет

Климатические особенности нашей страны не позволяют массово выращивать хлопок, поэтому основными источниками для изготовления ткани были лен и конопля. Из них ткали полотно.

Тонкое отбеленное полотно служило основой, а нитки из льна и шерсти применяли для вышивки узоров. В XIX в. шерстяными нитками вышивали рубахи, головные полотенца. В ряде мест вышивка шерстью предшествовала вышивке другими материалами.

Наряду с красным предпочтение отдают тонам синего, зеленого и желтого. Черный не характерен для русской вышивки. Только в тамбовском и воронежском регионе этот цвет традиционно используют в шитье.

Предпочтение к красному не ограничивает ни выбор других цветов, ни градаций их оттенков. Часто применяли белый цвет или составляли двухцветные сочетания. Общий тон вышивки при этом обязательно оставался радостным и оптимистичным.

Сюжеты и мотивы орнамента

Разнообразие мотивов русской вышивки велико. Однако чаще других в орнаментах встречаются образы птицы, коня и дерева. Этот выбор обусловлен преданиями и верованиями древних славян, которые гласят о небесном дереве и сидящей на нем птице-солнце. Конь же символизировал видимое движение солнца.

Образ птицы чаще других используется в русской вышивке. Птицы встречаются как часть сложных сюжетов или же из птиц составляют отдельные узоры: виде ряда, где они следуют одна за другой, часто составляют композиции с деревом(кустом, растением или розеткой) и с женской фигурой в центре; нередко они просто повернуты друг к другу и смыкаются клювами или же наоборот хвостами.

Конь не такой популярный мотив как птица, но тоже довольно распространен. Образ коня с высокой, гордо изогнутой шеей похож на изображения народной глиняной скульптуры. Один из распространенных мотивов — кони по сторонам деревца или растения.

Растительный мир занимал видное место в орнаменте русской вышивки XVIII-начала XX вв. Дерево составляло центр композиции, к которому обращены животные, птицы; дерево являлось объектом поклонения всадников или всадниц.

Иногда дерево заключено в специальную постройку, как бы небольшой храм или часовню, что подчеркивает его особое значение. Вышивка растений, деревьев выполнялась в строгом геометрическом стиле с двумя или более особо выделенными длинными ветвями, нередко корнями на треугольном основании, которые можно рассматривать как корни, изображенные обобщенно.

Среди цветов особенно часты розы в корзинке, реалистические, натуральной алой расцветки. Розы заметно вытесняют из растительной орнаментики русской вышивки другие растительные мотивы, в частности тюльпан. Это, по-видимому, связано с развитием общеевропейского орнамента, в котором мотив розы распространяется в XVIIIв.

Итак, я рассказала вам совсем немного об отличительных чертах русской вышивки. Эта информация очень поверхностна и не включает всего многобразия орнаментов, узоров и видов вышивки, которые наблюдались в XVIII-начале XIXв. На этом пока все, надеюсь, вам было интересно. Следующая часть посвящена появлению вышивки крестом на Руси.

Другие элементы русской вышивки

Конечно, символика русской вышивки не ограничивается орнаментами. Многие реалии жизни нашли своё отражение в искусстве вышивальщиц.

Особой популярностью всегда пользовались мотивы флоры и фауны. Различные цветы и растения прочно ассоциируются с народной вышивкой: вспомните павлоградские платки, палех. А ведь вышивка в стиле гжели или хохломы распространена ив наши дни, её узнают во всём мире! Кстати, гжель заметно отличается от традиционных цветов русской вышивки: красного, чёрного и золотого.

Животные тоже появляются на полотне довольно часто. Они символизируют то же, что и звери из русских народных сказок. Однако вы вряд ли найдёте в вышивках медведя. Почему? Дело в том, что в тотемном языческом сознании медведь был прародителем всех славян, а потому на него наложено табу.

Медведя нельзя изображать, и даже имя его под запретом – слово «медведь» является ничем иным, как заменой. Поэтому в узорах вышивания прародитель не появляется.

Часто возникает в орнаменте женская фигура: символ плодородия и женского начала. Если женская фигура простирает руки к небу – это символ единства двух начал.

Вышивка в русском народном костюме

Вышивка в русском народном костюме

Особую роль играет вышивка в русском народном костюме. Она была скорее не украшением, а оберегом. Вышивку делали на тех местах, которые соприкасаются с внешним миром: по краю рукавов, по подолу, по вороту. Такой узор должен был защитить человека.

Интересно, что дети до трёх лет носили рубахи, перешитые из одежды родителей и сохранившие их обереги. Так, если отец мальчика был охотником, то его будут защищать охотничьи обереги. Это не предрешало судьбу ребёнка, а всего лишь символизировало связь поколений. В три года дитя получало первую собственную рубаху со своими оберегами: специальными, для детей.

Вышивка в русском стиле

В настоящее время вышивка в русском стиле не забыта. Талантливые модельеры, знаменитые кутюрье создают коллекции, украшенные нашей народной модной вышивкой. Например, осенне-зимняя коллекция Валентино 2013-2014 радует нас мотивами гжели!

Замечательный образ с платьем под гжель создаёт Джулия Робертс. А Дольче и Габбана порадовали нас весной-летом 2013 традиционными красными узорами на белом фоне в русском стиле.

Это далеко не единственные примеры. Сложно представить себе Валентина Юдашкина без его визитной карточки: одежды с русской народной вышивкой. Да и другие модельеры время от времени возвращаются к этой теме, радуя нас новым свежим взглядом на нашу культуру и традиции.

Мы так же приложили руку к некоторым модным коллекциям в русском стиле. Например, коллекция Alena Akhmadullina осень-зима 2015/16 сделана на основе иллюстраций к русским сказкам Татьяны Мавриной. Специально для этой коллекции мы вышили зайцев для сумочек и множество нашивок для украшения платьев. Так же мы участвовали в декоре изделий для бренда славянской одежды Белояр.

Фрагмент подола праздничной женской рубахи. Олонецкая губерния. Первая половина XIX века.

Да, на вышивке, как видим, не только поэтический, а и зримый образ весны. Не правда ли, в узорочье рубахи отражен целый мир! Помогло этому искусство орнаментики, которое придает бытовым вещам глубокий смысл. Вещи эти оно может сделать то более строгими, то более нарядными.

В узорах же нашей рубахи, происходящей из каргопольской земли, славившейся хлебопашеством, дан образ мира, близкий именно земледельцу.

Не только рубаха, а и весь праздничный костюм каргопольской крестьянки был глубоко символичен. На голову надевала она шитый золотной нитью, жемчугом, бисером и цветными стеклами или каменьями кокошник с символами неба — солнцем и звездами.

Повязывала передник, на котором был вышит земледельческий календарь (см. №10 «Юного художника» за 1983 год), подпоясывалась «радужным» пояском и являла собой, как говорят ученые, модель мира. Красота и гармоничность одежд словно свидетельствовали о мудром устроении вселенной.

Вышивали на подолах рубах и иные изображения. Скажем, в центре — подобие фантастического растения, а по бокам от него — могучих зверей с когтистыми лапами, застывших в охранительных позах. Звери как бы пронизаны ярким солнечным светом — даже гривы и уши их золотятся и переливаются шелками.

А вокруг порхают, медленно и важно шествуют, чинно восседают разноликие павы. Это птичье царство наводит на мысль, что все пространство вышивки «наполнено» солнечным светом.

Но что могут олицетворять загадочные для нас не то львы, не то барсы? В одном из северных заговоров о таком фантастическом звере говорится, что и шерсть-то у него золоченая, а ведь золото символизировало в древнем искусстве свет. С другой стороны, дальним родственником, прообразом вышитого на подоле льва был крылатый пес Симаргл-Переплут из давнего мифа, охранитель посевов. Выходит, и этот узор связан с земледелием.

На подоле еще одной рубахи — две птицы со сросшимися спинами (такую композицию называют из-за формы «ладьей»). Из «ладьи» вверх, к сердцевидному семени, тянется росток, а из семечка произрастает сказочное древо с пышными цветами и листьями. Вокруг всюду восседают павы, а по бокам могучие птицы словно охраняют дивное растение. Роль этих величавых стражей вроде бы ясна, но что означает «ладья»?

Исследователи русского народного искусства хорошо знают, что бывает она трех видов: птичья, конская и оленья. Фольклорные же материалы говорят, что эти животные и птицы в сознании народа были связаны с образом солнца — как его «слуги». Следовательно, и наша композиция имеет прямое отношение к солнечной символике.

Внимательно вглядимся в следующую иллюстрацию — вышивку на полотенце — и увидим, что «ладья» как бы движется прямо на нас. Головы, шеи и грудки птиц развернуты в стороны — точь-в-точь как у лошадей, несущихся в одной упряжке. Теперь разглядим растение.

Кто хорошо знает русскую вышивку, сразу увидит в нем очертания женской фигуры с поднятыми вверх руками. Перед нами емкий образ родной земледельцу природы — Матери-Земли, которая для крестьянина была словно живое существо: засыпала на зиму и просыпалась от горячих лучей вешнего солнца, пила воду и родила урожай. Значит, ясен и смысл узора на полотенце — он говорит о приходе весны, расцвете природы и скором наступлении поры плодородия.

В русской деревне был веселый древний обычай. По весне девушки шумной толпой шли за околицу. Там, подняв к небу руки, они пели песни — веснянки и заклички, зазывая «птиц-ластушек», которые должны были принести в их края весну-красну.

И вот на вышивке оплечья, украшавшего нарядную девичью рубаху, мы видим женскую фигуру с воздетыми к небу руками. В руках у женщины и вокруг — большие и малые птахи. Как видите, вышивка, обряд и песня, приведенная раньше, имеют одинаковое значение. Они должны способствовать скорому приходу яркого вешнего солнышка, столь необходимого всей природе.

Наступала пора полевых работ, и в поле выходили пахари. Взгляните на узор другого полотенца: в центре вышивки — величавая женская фигура (уже знакомый нам образ Матери-Земли), которая держит под уздцы двух коней.

На них восседают всадники, по жесту рук видно, с каким почтением обращаются они и к небу, и к Матери-Земле. За спинами у всадников — сохи, которыми пахали крестьяне свои нивы. Итак, перед нами зримый образ встречи весны.

Да, узоры русской вышивки тесно связаны с каждодневными заботами народа-земледельца и несут в себе глубокий нравственный смысл. Читатель, наверно, уже догадался, что в старой деревне узоры эти имели не только эстетическое, но и обрядовое значение. Девушки вышивали их, как правило, лишь весной, до начала полевых работ. Они словно просили у неба урожайного года и языком орнамента говорили: пусть так будет всегда!

Известно, что предки российских крестьян-землепашцев — древние славяне — поклонялись «убрусцам», то есть полотенцам. Вернее, не самим полотенцам, а изображенным на них узорам, которые потом бережно передавались из поколения в поколение, от матери к дочери. И уж коль орнамент вышивки берет начало в такой седой старине, логично предположить, что и цвет и техника — тоже символичны.

Наиболее древнее цветовое сочетание в русской вышивке — белый и красный: серебристая льняная холстина и пылающая нить узоров. Красный цвет в народном искусстве был одновременно символом земного плодородия и самого солнца. Вот почему одной и той же нитью вышиты и вестники весны — павы, и Мать-Земля, словно бы озаренная и согретая солнечным светом и теплом.

Теперь внимательно рассмотрим технику исполнения вышивки. По мерцающей серебром материи стежок за стежком, строго по ячейкам ткани, словно по канве, вышивался контур рисунка. Рукодельницы чаще всего пользовались старыми образцами или сколками, сохраняя таким образом иконографию древних сюжетов.

Второй этап — внутреннее заполнение узора прямой сеткой, в ячейках которой, в шахматном порядке, вышивались крестики. Прием этот, не подчеркивая материальности изображаемого, выявлял символическую значимость орнамента.

Со временем обрядовое значение вышивки постепенно забывалось и на первое место выступала ее декоративная сторона. Все чаще мастерицы заполняют силуэт так называемыми наборными швами, состоящими из разноцветных квадратиков, треугольничков, прямоугольничков.

А потом на смену старым счетным швам в конце прошлого века и вовсе приходит свободный тамбурный шов, состоящий из цепочки петелек, вместо же белой домотканой холстины используется ярко-красный кумач. Все это разрушает древнюю образную систему народной вышивки, хотя сами произведения из величаво-торжественных становятся празднично-нарядными.

Однако юным художникам, конечно, недостаточно только любоваться этими прекрасными узорами. Хорошо бы срисовать их в альбомчик, который всегда должен быть при вас. А потом постараться побольше узнать о духовной стороне поразительного искусства своих предков. Право, в нем немало такого, о чем никогда не следует забывать.

Схемы для вышивки крестом узоры и орнаменты

Сегодня мы поговорим об узорах и мотивах, которые используют рукодельницы для вышивания крестом. Их применяю в разных областях, вышивая отдельные небольшие элементы на одежде или заполняя крестом большие полотна для наволочек или салфеток. Поговорим о некоторых видах узоров.












Народные узоры

Самые первые узоры вышивки крестом возникли в Древней Руси. Славянские мотивы вышивались на одежде, головных уборах, рушниках и предметах интерьера. Характерный рисунок славянских узоров не спутать ни с чем другим. Его и сейчас используют для украшения костюмов, свадебных скатертей и рушников. Также славянские узоры применяют для вышивания русских оберегов, которые вышиваются по специальным схемам и имеют строгое значение.








Основой для народной вышивки крестом служат натуральные тканые ткани, такие как лен. На нем можно вышивать без продергивания нитей, так как рисунок переплетения нитей льна может служить основой для работы. Обычно, рукодельницы вышивают славянские узоры через две нити.
Для вышивания чаще всего используют нити мулине, чаще всего в четыре нити. Применяют и матовые и шелковые нити. Очень часто славянские мотивы предполагают наличие красного цвета. Вышитые птицы, животные, растения также характерны для народной вышивки.
Большая часть узоров вышита в технике полный крест, используются также для некоторых элементов узора и другие швы.

Геометрические узоры

Для оформления своих работ часто вышивальщицы используют схемы с простыми геометрическими узорами.




Для вышивки рушников и украшения полотенец используют более сложные и многоцветные узоры. Их можно сочетать в разных вариациях, получая уникальный и комбинированный рисунок. Также геометрический орнамент применяется в одежде и элементах интерьера.




Существуют специальные узоры, состоящие из геометрических форм для вышивания наволочек на подушки. Если вы подберете яркие сочетания цветов для вышивки такого рисунка, то освежите интерьер любого помещения.





Если вы вышиваете крестиком геометрический узор в виде окантовки или дорожки, то можно подобрать ткань с грубым переплетением нити. В этом случае можно вышивать без канвы.






Нить выбирайте хлопковую любую, главное, отличное качество материала. Если вышиваете по канве №14, то нить складывается вдвое, №11 – втрое. А вышивая по ткани выбирайте сами шаг вышивки и толщину нити опытным путем.
Любая вышитая вами небольшая картинка или открытка может быть оформлена при помощи рамки из геометрического узора. Она может быть как узкой, так и широкой, прямоугольной, круглой или овальной. Схема, которой вы воспользуетесь, по размеру должна подходить к основной картинке – рамка не должна быть слишком близко к рисунку и не быть слишком широкой.
Почти все геометрические орнаменты вышиты полным крестом.

Цветочные узоры

Иногда, чтоб оформить полотенце или сделать вышивку на одежде, требуется более ажурная и красочная кайма, чем с геометрическим рисунком. В этом случае рукодельница вышивает цветочные орнаменты.




Они может быть как самыми простыми двухцветными, так и сложными и разноцветными. Конечно, чем больше используете цветов, тем выше сложность и кропотливость работы.
От рисунка зависит и выбор основы для вышивания и толщины нитки. Для самых простых орнаментов можно использовать обычную ткань и вышивать в этом случае по счету нитей на ткани. Крест получается на льняном полотне через две или три нити, а нить мулине в три-четыре сложения. Все зависит от толщины ткани.



Более сложный узор красиво смотрится на мелкой канве, например №16 или 18. Нить складывают вдвое, чтоб рисунок был ярче. Чаще всего применяется техника полный крест, но в зависимости от уровня сложности вышивания могут быть использованы и другие техники.
Иногда красивой цветочной окантовки достаточно, чтоб украсить наволочку или салфетку. Ажурная ветка, вьющаяся вдоль края выглядит нежно и нарядно.



Растительный орнамент

Одной из категорий цветочных мотивов рукодельницы выделяют растительные орнаменты. Узоры составляются из переплетенных венков, листьев и ягод.




Такая ажурная ветвь тоже может быть на салфетке, скатерти или накидке на подушках. А может быть и на одежде, например, на женской блузке или детской рубашке. Для вышивки крестом есть очень разные схемы, разделяемые по сложности и типу рисунка. Самыми простыми для вышивания считают двухцветные узоры. Рисунок у них простой, в цветах не запутаешься и вышивается он быстро, потому что канва для него берется крупная.






Растительный узор можно вышить на канве № 11 или 14. Нить используют в два и три сложения. Для простых схем вышивальщицы используют только полный крест, для более сложных могут применяться техники неполного креста и соединительные швы для вышивки лозы.
Нити и ткань выбирают натурального происхождения, можно вышивать и на шелковых тканях, но в этом случае рисунок должен быть нанесен на ткань в типографии.

Детский узор

Для детских картин и вышивки постельного белья и штор очень часто используются детские узоры. Узор вышивки может быть любым: игрушки, карандаши, предметы одежды и обуви, соски и бутылочки, бантики, бабочки, сердечки и еще очень много разных мотивов.










Молодые мамы с удовольствием занимаются украшением детских вещей и вышиванием картин для детской спальни. А еще при помощи детских узоров можно украсить рамку для фотографии или вышить открытку ко дню рождения малыша.
От узоров вышивок зависит и ткань, и нитки, которые вы возьмете в работу. Желательно выбирать несколько мотивов для окантовки одинаковых по высоте и ширине, чтоб они вместе соединялись в непрерывный хоровод или маленький поезд.
Для оформления картинок можно брать крупную канву, не обязательно белого цвета. Если вы не собираетесь вышивать фон, то выбирайте канву по цвету подходящую к обоям или шторам детской комнаты.










А для детской открытки или полотенца можно взять натуральный лен и вышить узкую канву, состоящую из детских узоров.
Нити подбирайте натурального состава: матовые или шелковые. Можно выбрать из наборов ниток Гамма, в них входят катушки с нитками разных цветов и оттенков, по 15-20 в наборе. Яркий цвет и отлив ниток сделает детскую вышивку очень выразительной и праздничной.
Если не хотите помещать вышитую работу под стекло, сделайте на ткани рамку из любого подходящего узора, и разместите картину без дополнительной рамы.





Выбирайте узоры для вышивки, которые вам нравятся, вышивайте себе в удовольствие и на радость близким. Делайте подарки себе или родным людям, вышитые приятные мелочи сохранят вашу энергетику и подарят радость другим.

Читайте также: