Схема кузова ваз 2102

Обновлено: 05.07.2024

Кузовные размеры ВАЗ 2101 и Ваз 2102

Кузовные размеры ВАЗ 2101 и Ваз 2102, данные по геометрии кузова и контрольным точкам ВАЗ 2101, 2102 (Жигули) методы ремонта, точки сварки деталей кузова, все взято из заводской документации.

1 – панель передка;
2 – передний лонжерон;
3 – кожух фары;
4 – переднее крыло;
5 – капот;
6 – щиток передка;
7 – коробка воздухопритока;
8 – боковина;
9 – рама ветрового окна;
10 – нижняя поперечина панели приборов;
11 – панель крыши;
12 – панель рамы заднего окна;
13 – боковая панель крыши;
14 – рамка задней перегородки с полкой;
15 – панель задка;
16 – нижняя поперечина задка;
17 – крышка багажника;
18 – заднее крыло;
19 – лонжерон пола задка;
20 – арка заднего колеса;
21 – пол багажника;
22 – поперечина пола багажника;
23 – задняя поперечина пола;
24 – передний пол;
25 – усилитель передней стойки;
26 – брызговик;
27 – стойка брызговика

Основные сечения кузова (вид кузова сбоку)

Основные сечения кузова (вид кузова сверху)

Основные размеры кузова ВАЗ 2101, 2102 (Жигули) для проверки точек крепления агрегатов:

0 – базовая линия;
1 – верхнее крепление радиатора;
2 – крепление картера рулевого механизма и маятникового рычага;
3 – ось педалей тормоза и сцепления;
4 – центр рулевого механизма;
5 – центр заднего колеса;
6 – крепление амортизаторов задней подвески;
7 – заднее крепление глушителя;
8 – переднее крепление глушителя;
9 – крепление поперечной штанги задней подвески;
10 – ось задних колес;
11 – крепление верхних продольных штанг задней подвески;
12 – крепление нижних продольных штанг задней подвески;
13 – центр переднего колеса;
14 – точки крепления поперечины передней подвески;
15 – крепление стабилизатора поперечной устойчивости;
16 – нижнее крепление радиатора;
17 – ось автомобиля;
18 – верхнее крепление радиатора;
19 – заднее крепление силового агрегата;
20 – крепление ручного тормоза;
21 – крепление опоры карданного вала;
22 – крепление амортизаторов задней подвески

Значительная часть ремонтных работ кузовов приходится на аварийные автомобили, которые, в большинстве случаев, требуют проверки геометрии точек крепления узлов и агрегатов шасси автомобиля.

Контрольные точки проверки пола кузова ВАЗ 2101, 2102 (Жигули)

1 – пересечение осей передних болтов крепления стабилизатора поперечной устойчивости с поверхностями лонжеронов;
2 – центр осей нижних болтов крепления картера рулевого механизма и кронштейна маятникового рычага;
3 – пересечение центров передних технологических отверстий лонжеронов переднего пола с поверхностями лонжеронов;
4 – пересечение задних технологических отверстий лонжеронов переднего пола с поверхностями лонжеронов;
5 – центр осей болтов крепления нижних продольных штанг;
6 – центр осей болтов крепления верхних продольных штанг;
7 – пересечение оси болта крепления поперечной штанги с кронштейном кузова;
8 – пересечение центра заднего технологического отверстия центрального усилителя заднего пола с поверхностью усилителя;
9 – центр осей передних болтов крепления стабилизатора поперечной устойчивости;
10 – пересечение центров осей нижних болтов крепления картера рулевого механизма и кронштейна маятникового рычага с поверхностями брызговиков лонжеронов;
11 – центр передних технологических отверстий лонжеронов переднего пола;
12 – центр задних технологических отверстий лонжеронов переднего пола;
13 – пересечение осей болтов крепления нижних продольных штанг с наружными поверхностями кронштейнов кузова;
14 – пересечение осей болтов крепления верхних продольных штанг с наружными поверхностями средних лонжеронов;
15 – пересечение оси болта крепления поперечной штанги с кронштейном кузова;
16 – центр заднего технологического отверстия усилителя заднего пола;
17 – продольная ось автомобиля;
0 – линия отсчета

По контрольным точкам пола кузова можно, без демонтажа узлов и агрегатов шасси, проверить на установке положение элементов пола.

Контрольные размеры проемов дверей

Диагональные размеры проемов передних и задних дверей, показанных на рисунке, должны, соответственно, быть равными 1273±2 мм и 983±2 мм.

Расстояние между стойками от центров звеньев верхних неподвижных петель до противоположных стоек проемов, по центру фиксаторов замков дверей, должны быть равными: для проема передней двери 889±2 мм, для задней – 819±2 мм. От центров звеньев нижних неподвижных петель до противоположных стоек проемов дверей, по центру фиксаторов замков, расстояния должны соответствовать: для проема передней двери – 926±2 мм, для задней – 863±2 мм.

Справочные линейные размеры между центральными стойками ВАЗ 2101, 2102 (Жигули)

Контрольные размеры кузова: проемов ветрового окна и капота ВАЗ 2101, 2102 (Жигули)

Контрольные размеры кузова: проемов заднего окна и крышки багажника ВАЗ 2101, 2102 (Жигули)

Диагональные размеры проемов окон должны составлять: для ветрового окна 1375±4 мм, для заднего окна – 1322 4–2 мм.

Расстояние между фланцами проемов окон по оси автомобиля, должны быть равными, соответственно, для ветрового стекла 537 3 мм, для заднего – 509 3 мм.

Диагональные размеры должны быть равными для проема капота 1547±4 мм, для крышки багажника – 1446 4–2 мм. Ширина проемов по оси автомобиля должна соответствовать: для проема капота 876±4 мм и для крышки багажника – 601±1 мм.

Разница диагональных размеров проема ветрового окна, а также и проемов заднего окна, капота, крышки багажника одного кузова не должна превышать 2 мм.

Допускается неравномерность зазора (конусность) не более 1,5 мм, выступание лицевых поверхностей, относительно неподвижных, на величину не более 2 мм.

Места сварки переднего крыла

Места сварки заднего крыла

Линии сварки панелей крыши и передка

Линии сварки панелей крыши и задка

Точками обозначены швы контактной сварки. Стрелками указаны точки газовой сварки.

Ремонт деформированных поверхностей

Деформированные поверхности ремонтируют механическим или термическим воздействием на металл, а также заполнением вмятин быстрозатвердевающими пластиками или припоем.

Помятые места оперения выпрямляют, как правило, вручную при помощи специального инструмента (металлических, пластмассовых, деревянных молотков и различных оправок) и приспособлений.

Правку с нагревом используют для осаживания (стягивания) сильно растянутых поверхностей панелей. Для предотвращения резкого вспучивания и ухудшения механических свойств, панели нагревают до 600–650° С (вишнево-красный цвет). Диаметр нагретого пятна должен быть не более 20–30 мм.

Стягивание поверхности производите следующим образом:

– газовой сваркой, от переферии к центру дефектного участка, нагревайте металл и ударами деревянной киянки и молотка осаживайте нагретые места, используя плоскую поддержку или наковальню;
– повторяйте операции нагрева и осаживания до получения ровной поверхности панели.

Неровности в панелях можно выравнивать при помощи полиэфирных шпатлевок, термопластика, эпоксидных мастик холодного отвердения и при помощи припоя.

Полиэфирные шпатлевки образуют надежные соединения с панелями, зачищенными до металла. Они представляют собой двухкомпонентные материалы: ненасыщенную полиэфирную смолу и отвердитель, который является катализатором для быстрого отвердения смеси независимо от толщины слоя шпатлевки. Время сушки при температуре 20° С – 15–20 мин. Поэтому сокращается продолжительность нанесения шпатлевки и нет необходимости наносить ее в несколько слоев.

Термопластик выпускается в виде порошка. Эластичные свойства, необходимые для нанесения его на металлическую поверхность панели, термопластик приобретает при 150–160° С.

Поверхность, подлежащая заполнению, должна быть тщательно очищена от ржавчины, окалины, старой краски и других загрязнений.

Для лучшей адгезии рекомендуется на поверхности создать шероховатости при помощи абразивного инструмента. Для нанесения термопластика участок, подлежащий выравниванию, нагревают до 170–180° С и наносят первый тонкий слой порошка, который укатывают металлическим катком. Затем наносят второй слой и так далее, до заполнения неровности. Каждый слой укатывают до получения монолитного слоя пластической массы. После отвердения слой зачищают и выравнивают металлическим кругом.

Пораженные коррозией участки панелей кузова могут ремонтироваться эпоксидными мастиками холодного отвердения, которые обладают высокой адгезией, достаточной прочностью и легко наносятся на поврежденные участки. В состав мастик входят отвердители, пластификаторы (для повышения пластичности смолы и ударной прочности отверделого эпоксидного состава), наполнители (для понижения усадки смолы и сближения коэффициентов термического расширения смолы и металла).

Припои ПОССу 18 или ПОССу 20 применяются для выравнивания участков, ранее заполненных припоем, наращивания кромок деталей и для устранения зазора. Для предотвращения коррозии лучше применять бескислотный способ нанесения припоя.

При значительных повреждениях, панели заменяют новыми, с использованием контактной сварки и электросварки в среде защитных газов.

Наиболее часто при ремонте остова требуется замена крыльев, панелей передка и задка. Методы замены и ремонта этих деталей можно взять за основу при ремонте других деталей остова, при этом необходимо знание расположения сварных швов.

Размеры кузова ВАЗ 2101 и Ваз 2102, данные по геометрии кузова и контрольным точкам ВАЗ 2101, 2102 (Жигули) методы ремонта, точки сварки деталей кузова, все взято из заводской документации.

Значительная часть ремонтных работ кузовов приходится на аварийные автомобили, которые, в большинстве случаев, требуют проверки геометрии точек крепления узлов и агрегатов шасси автомобиля.

Контрольные точки проверки пола кузова ВАЗ 2101, 2102 (Жигули)

По контрольным точкам пола кузова можно, без демонтажа узлов и агрегатов шасси, проверить на установке положение элементов пола.

Контрольные размеры проемов дверей

Диагональные размеры проемов передних и задних дверей, показанных на рисунке, должны, соответственно, быть равными 1273±2 мм и 983±2 мм.

Расстояние между стойками от центров звеньев верхних неподвижных петель до противоположных стоек проемов, по центру фиксаторов замков дверей, должны быть равными: для проема передней двери 889±2 мм, для задней – 819±2 мм. От центров звеньев нижних неподвижных петель до противоположных стоек проемов дверей, по центру фиксаторов замков, расстояния должны соответствовать: для проема передней двери – 926±2 мм, для задней – 863±2 мм.

Справочные линейные размеры между центральными стойками ВАЗ 2101, 2102 (Жигули)

Контрольные размеры кузова: проемов ветрового окна и капота ВАЗ 2101, 2102 (Жигули)

Контрольные размеры кузова: проемов заднего окна и крышки багажника ВАЗ 2101, 2102 (Жигули)

Диагональные размеры проемов окон должны составлять: для ветрового окна 1375±4 мм, для заднего окна – 1322 4–2 мм.

Расстояние между фланцами проемов окон по оси автомобиля, должны быть равными, соответственно, для ветрового стекла 537 3 мм, для заднего – 509 3 мм.

Диагональные размеры должны быть равными для проема капота 1547±4 мм, для крышки багажника – 1446 4–2 мм. Ширина проемов по оси автомобиля должна соответствовать: для проема капота 876±4 мм и для крышки багажника – 601±1 мм.

Разница диагональных размеров проема ветрового окна, а также и проемов заднего окна, капота, крышки багажника одного кузова не должна превышать 2 мм.

Допускается неравномерность зазора (конусность) не более 1,5 мм, выступание лицевых поверхностей, относительно неподвижных, на величину не более 2 мм.

Места сварки переднего крыла

Места сварки заднего крыла

Линии сварки панелей крыши и передка

Линии сварки панелей крыши и задка

Точками обозначены швы контактной сварки. Стрелками указаны точки газовой сварки.

Ремонт деформированных поверхностей

Деформированные поверхности ремонтируют механическим или термическим воздействием на металл, а также заполнением вмятин быстрозатвердевающими пластиками или припоем.

Помятые места оперения выпрямляют, как правило, вручную при помощи специального инструмента (металлических, пластмассовых, деревянных молотков и различных оправок) и приспособлений.

Правку с нагревом используют для осаживания (стягивания) сильно растянутых поверхностей панелей. Для предотвращения резкого вспучивания и ухудшения механических свойств, панели нагревают до 600–650° С (вишнево-красный цвет). Диаметр нагретого пятна должен быть не более 20–30 мм.

Стягивание поверхности производите следующим образом:

– газовой сваркой, от переферии к центру дефектного участка, нагревайте металл и ударами деревянной киянки и молотка осаживайте нагретые места, используя плоскую поддержку или наковальню;
– повторяйте операции нагрева и осаживания до получения ровной поверхности панели.

Неровности в панелях можно выравнивать при помощи полиэфирных шпатлевок, термопластика, эпоксидных мастик холодного отвердения и при помощи припоя.

Полиэфирные шпатлевки образуют надежные соединения с панелями, зачищенными до металла. Они представляют собой двухкомпонентные материалы: ненасыщенную полиэфирную смолу и отвердитель, который является катализатором для быстрого отвердения смеси независимо от толщины слоя шпатлевки. Время сушки при температуре 20° С – 15–20 мин. Поэтому сокращается продолжительность нанесения шпатлевки и нет необходимости наносить ее в несколько слоев.

Термопластик выпускается в виде порошка. Эластичные свойства, необходимые для нанесения его на металлическую поверхность панели, термопластик приобретает при 150–160° С.

Поверхность, подлежащая заполнению, должна быть тщательно очищена от ржавчины, окалины, старой краски и других загрязнений.

Для лучшей адгезии рекомендуется на поверхности создать шероховатости при помощи абразивного инструмента. Для нанесения термопластика участок, подлежащий выравниванию, нагревают до 170–180° С и наносят первый тонкий слой порошка, который укатывают металлическим катком. Затем наносят второй слой и так далее, до заполнения неровности. Каждый слой укатывают до получения монолитного слоя пластической массы. После отвердения слой зачищают и выравнивают металлическим кругом.

Пораженные коррозией участки панелей кузова могут ремонтироваться эпоксидными мастиками холодного отвердения, которые обладают высокой адгезией, достаточной прочностью и легко наносятся на поврежденные участки. В состав мастик входят отвердители, пластификаторы (для повышения пластичности смолы и ударной прочности отверделого эпоксидного состава), наполнители (для понижения усадки смолы и сближения коэффициентов термического расширения смолы и металла).

Припои ПОССу 18 или ПОССу 20 применяются для выравнивания участков, ранее заполненных припоем, наращивания кромок деталей и для устранения зазора. Для предотвращения коррозии лучше применять бескислотный способ нанесения припоя.

При значительных повреждениях, панели заменяют новыми, с использованием контактной сварки и электросварки в среде защитных газов.

Наиболее часто при ремонте остова требуется замена крыльев, панелей передка и задка. Методы замены и ремонта этих деталей можно взять за основу при ремонте других деталей остова, при этом необходимо знание расположения сварных швов.

Восстановление кузова авто самостоятельно

ВАЗ 2102 STANCE WORKS

Почему гниет кузов

Сварка кузова ваз 2102

  • Заданная на заводе толщина кузова автомобиля (листов металла) слишком тонкая. Если ранее (70-е, 80-е годы) для изготовления кузовных элементов использовался металл толщиной до 0,8 мм, то к 90-м это значение уменьшилось до 0,5 мм (хотя официально утверждается, что толщина метала 0,7 мм)
  • «Комплектование» авто крыльями, дверями, капотом, имеющими довольно замысловатую конструкцию с множеством скрытых полостей. Именно в них обычно образуется первичный очаг ржавчины.
  • Машина эксплуатируется зимой в городе, где кузов машины подвергается постоянному воздействию химических реагентов, которыми посыпают дороги. Проект восстановления двойки
  • Автомобиль украшают различными «внештатными» декоративными накладками, под которыми скапливается грязь и начинает развиваться коррозия.
  • Машина хранится на открытом воздухе, что делает её беззащитной перед резкими колебаниями температуры, вызывающими появление конденсата, оседающего на детали кузова. Нельзя недооценивать и влияние ультрафиолетовых лучей, разрушающих эмалевое покрытие. Если машина никогда не «знала» гаража (особенно в городе), то можно быть уверенным, что лет через 10 потребуется переделка кузова автомобиля или его замена.
  • Авто редко очищают от грязи, моют. В результате она постепенно накапливается в скрытых полостях, нишах кузова, вызывая впоследствии гниение.

Что поражает ржавчина в ВАЗ 2102

На наружной поверхности кузова автомобиля наиболее слабые места, где образуется ржавчина:

Если коррозии подверглись центральные стойки, лонжероны, стык подмоторной рамы или иные силовые элементы, то разумнее заменить кузов целиком. Сварка рамы заново в этом случае – сложный процесс, который под силу хорошо подготовленному профессионалу.

Контрольные размеры кузовных деталей ВАЗ 2102

При восстановительных работах необходимо знать расстояния между точками крепления узлов, агрегатов шасси авто. Правильная геометрия кузова позволяет точно восстановить изначальный облик машины. Например, зная контрольные точки пола кузова, можно проверить правильность крепления элементов пола, не снимая притом узлы и агрегаты с автомобиля. Какие же основные размеры при реставрации необходимо точно соблюдать прежде всего?

Строение кузова машины

  • Размеры задних дверей по диагонали – 983 мм (плюс-минус 2 мм). Передних – 1273 мм (тоже плюс-минус 2 мм: в дальнейшем этот допуск учитывается во всех указываемых в статье размерах).
  • Расстояние от центра неподвижной петли до фиксатора замка (строго по горизонтали) – 889 мм (для передней двери) и 819 – для задней.
  • Расстояние от центра замочного фиксатора вниз по диагонали до угла дверного проёма для задней двери – 863 мм, для передней – 926.
  • Расстояние меж центральными дверными стойками (изнутри и внизу) 1397 мм.
  • Диагональ проёма под капот – 1547 мм.
  • Диагональ под лобовое стекло – 1375 мм, под заднее – 1322 мм. Зачистка поврежденных поверхностей

Заводское строение кузова автомобиля допускает конусность (неравномерность) зазора в 1,5 мм. Лицевые поверхности могут выступать наружу или внутрь относительно неподвижных элементов не более чем на 2 мм.

Восстановление деформированных поверхностей

К этой процедуре прибегают, если нет возможности приобрести новую кузовную деталь. Качественная сварка кузова автомобиля, выполненная своими руками, возможна лишь при наличии определенного опыта в кузовном ремонте и работы на сварочной аппаратуре. Под рукой желательно иметь автоген и контактную (точечную) сварку. Ремонт деформированных поверхностей может осуществляться различными способами.

Толщина кузова авто ваз

  • Термическая обработка (нагрев металла используют для осаживания слишком растянутых деталей). Поверхность прогревают до достижения ею вишневого цвета (примерно +650С). Чтобы не деформировать деталь диаметр нагреваемого пятна не должен превышать 3-х сантиметров. Нагрев производят газовой сваркой, перемещая горелку от периферии к центру дефектного участка. Одновременно молотком выравнивают деталь до получения ровной поверхности. Как делается ремонт кузова авто более наглядно можно посмотреть видео. Благо, в наш век информационных технологий, такого материала в сети предостаточно.
  • Механический способ: используется специальный инструмент (деревянные, резиновые, пластиковые, металлические молотки и различного рода оправки).
  • Заполнение вмятин быстротвердеющими составами (припоем, шпатлевкой). Сварочные работы

Восстановление ржавых, не силовых элементов кузова (порогов, крыльев, «пенок» на двери, передней панели под бампером и т.д.) лучше осуществлять посредством контактной сварки. Именно она используется, если нужен качественный тюнинг российских автомобилей. Особенно это важно, если приходиться приваривать новую деталь. Дело в том, что автоген деформирует поверхность, изменяя физические свойства металла (он становится более мягким). Контактная сварка лишена этого недостатка; процесс приваривания происходит быстрее.

Выпрямление вмятин скрытых полостей при помощи сварки

К ряду кузовных элементов невозможно подступиться изнутри, чтобы провести рихтовку или выправление вмятины с помощью нагрева. Чтобы труднодоступный участок вытянуть, к вмятине снаружи приваривают пруток диаметром от 2-х до 3-х мм (для подобной цели подходят обыкновенные гвозди).

К поверхности кузова авто прутки или гвозди «прихватываются» с помощью контактной сварки. Если вмятина достаточно обширная, то приварка гвоздей осуществляется по направлению к центру от краев. Для вытяжки небольшого деформированного участка достаточно одного-двух прутков. Вытягивание производится посредством рычажного устройства. При этом необходимо одновременно постукивать по краям вмятины молотком (гладильным или поковочным). После окончания вытяжки гвозди необходимо удалить с помощью той же сварки (или можно просто отломить, если они имели малый диаметр).

Восстановление российских машин

Переделка передней подвески

Использование пайки при кузовном ремонте

Эта технология относительно проста (по крайней мере, по сравнению со сваркой) и вполне подойдёт новичку, не занимавшемуся ранее кузовными жестяными работами. Процесс пайки несложен и включает в себя нижеследующие шаги:

  • необходимо взять два металлических листа (две детали), нагреть их и приставить друг к другу в таком положении, в каком требуется;
  • в контактную зону деталей поместите припой и флюс;
  • весь «комплект» прогревайте газовой горелкой (свариваемый металл не должен плавиться) или мощным электрическим паяльником.

Припой обеспечивает связь между металлическими листами на молекулярном уровне. Получается нечто среднее между сваркой и склеиванием. Прочность пайки уступает сварочным соединениям. Поэтому данный способ лучше использовать при ремонте декоративных элементов кузова. Однако, с эстетической точки зрения пайка гораздо привлекательнее сварки; т.к. шов практически не заметен (при условии соответствующей квалификации пайщика) и к тому же он не поддаётся коррозии. Поэтому если нужен качественный тюнинг, то использование пайки вполне приемлемо. Правда, для соединения силовых элементов такой способ соединения деталей не годится.

Реставрация кузова автомобиля видео

Примерка новых кузовных деталей

Для качественной пайки необходимо применять специальный флюс и припой (стоит он недешево, что также является недостатком данного способа соединения частей кузова). Можно использовать и обычное олово, но тогда прочность соединения будет ещё ниже. Олово хорошо подходит для заполнения мелких вмятин на кузовных деталях. Такая операция называется напайкой. Она весьма популярна у мастеров реставрационного дела.

Ремонтные заплаты

Их используют в случаях, когда не требуется полная замена испорченной детали кузова (или нет возможности заменить её на новую). Заплатку обычно ставят, чтобы полностью удалить следы коррозии. В аварийных случаях целесообразнее заменить деталь полностью.

Переделка порогов автомобиля ваз 2102

Заплатка в полу

Как варить полуавтоматом (технология и некоторые приёмы)

Нуждающиеся в сварке места кузова лучше проваривать не точками, а стежками длиной 20 мм через каждые 5 см. такой способ обеспечит более высокую жесткость кузова; его «склонность» к деформации в ходе эксплуатации будет гораздо меньше. Варить стежками можно большинство элементов кузова; пороги, крылья, «фартук», накладки на двери; в общем, любые не силовые элементы.

обзор vw jetta 2013
Обзор виниловых наклеек на авто вы найдете на нашем сайте.

Узнать больше про качества Фольксваген Джетта вы можете прочитав нашу статью.

Подготовка к покраске

Качественная покраска кузова автомобиля, к тому же выполненная своими руками – дело, требующее терпения и богатого опыта в выполнении подобного рода работ. Весь подготовительный процесс можно разбить на несколько этапов.

  • Очистка от старого покрытия. Используется наждачная бумага; сначала более грубая. При шлифовании доступных участков, больших по площади, целесообразно использовать «болгарку» с кругом, покрытым «липучкой». Если старое лакокрасочное покрытие почти не нарушено, то можно применить химический способ, подразумевающий использование агрессивных растворителей.
  • Шпатлевка. Требуется для выравнивания небольших вмятин на кузове. Чем тоньше слой шпатлевки, тем лучше!
  • Покрытие антикоррозийным слоем (грунтовкой).
  • Для защиты деталей, не нуждающихся в покраске, необходимо использовать бумажные трафареты, которые можно вырезать самому. К кузову прикрепляйте их с помощью скотча (лучше использовать малярный; он почти не оставляет следов после удаления). Можно использовать и специальный покрасочный состав, который потом легко смывается водой: глицерин (20%), декстрин (30%), вода (10%) и мел (40%).
  • Обезжиривание кузова лучше проводить при помощи уайт-спирита. После обработки поверхности, которые будут подвергаться окрашиванию, необходимо вытереть чистой тряпкой насухо.

Выбор красок на рынке сегодня достаточно широк; от классических стандартных до экзотических. Например, пользуется популярностью краска металлик для покраски авто, цена которой несколько выше обычных покрасочных составов. Необходимо лишь убедиться, что выбранный вами цвет совпадает с указанным в техническом паспорте автомобиля. В противном случае машину придется гнать в ГАИ, чтобы там сделали соответствующую отметку.

Кузов автомобилей ВАЗ 2101, 2102 и 2103

Кузов автомобилей ВАЗ-2101 и ВАЗ-2103 цельносварной, несущий, пятиместный, четырехдверный; кузов автомобиля Двойка типа «универсал» с дополнительной пятой дверью. Особенностью внешнего вида и компоновки кузовов этих автомобилей является:

  • простая лаконичная форма кузова, сравнительно плоские поверхности с четкими гранями;
  • в форме кузова отсутствуют элементы, искусственно создающие впечатление стремительного, динамичного автомобиля; большая площадь остекления, тонкие стойки и короткий передний свес, улучшающие обзорность для водителя; максимальное приближение пассажирского салона к передним колесам, тонкие двери и спинки сидений и широкие колеи колес, обеспечивающие большой объем салона и удобную посадку пассажиров;
  • применение специальной коробки воздухопритока для размещения люка забора воздуха и стеклоочистителя, что снижает шум в пассажирском салоне при работающем стеклоочистителе;
  • передние сиденья регулируются по длине, углу наклона спинки и раскладываются для получения спальных мест; расположение запасного колеса и бензобака, обеспечивающее удобное размещение багажа и груза в багажном отделении, в автомобиле BA3-2102 при складывании заднего сиденья дополнительно увеличивается место для груза с получением ровного пола;
  • приварные передние и задние крылья, повышающие прочность кузова;
  • применение большого количества пластмассовых деталей для улучшения отделки салона и багажного отделения.

Для повышения безопасности и уменьшения тяжести травмирования пассажиров при дорожно-транспортных происшествиях в кузове предусмотрены следующие усовершенствования:

  • наружная поверхность кузова не имеет резких граней и выступов, а ручки утоплены в двери, чтобы не травмировать пешеходов;
  • капот открывается вперед по ходу автомобиля, что обеспечивает безопасность при случайном открывании капота во время движения;
  • замки и петли дверей выдерживают большие нагрузки и не позволяют дверям открываться самопроизвольно при ударе автомобиля о препятствие, замки задних дверей имеют дополнительную блокировку для безопасной перевозки детей;
  • наружное и внутреннее зеркала обеспечивают водителю хорошую обзорность для прасильной оценки ситуации на дороге, внутреннее зеркало снабжено устройством против ослепления водителя от света фар сзади идущего автомобиля;
  • применены безопасные стекла, снижающие вероятность их разрушения, а в случае разрушения не дающие опасных режущих осколков и обеспечивающие достаточную видимость;
  • эффективная система обогрева ветрового стекла;
  • регулировка сидений, их форма и эластичность подобраны для уменьшения утомляемости водителя и пассажиров при длительной поездке;
  • применены безопасные детали интерьера кузова мягкие панель приборов, крышка вещевого ящика и противосолнечньие козырьки.

ВАЗ-2102

"Двушка" стала для советского народа первым массовым и доступным легковым автомобилем с кузовом "универсал". К тому же появление ВАЗ-2102 удивительным образом совпало с увеличением горожан дачными участками, и машина с вместительным кузовом тотчас стала самым желанным приобретением дачников.


Вечно вторая
16 августа 1966 года в Москве было подписано генеральное соглашение между итальянской компанией FIAT и советским Внешторгом о научно-техническом сотрудничестве в области разработки легковых автомобилей. В его рамках был утвержден проект строительства автомобильного заво-
да на территории СССР. Этим соглашением определялись и сами модели: два автомобиля в комплектации «норма» с кузовами «седан» и «универсал», и автомобиль «люкс». В качестве прототипа для «нормы» сразу был определен FIAT-124, получивший в 1966 году титул «Автомобиль года», в модельном ряду которого, помимо седана, существовал еще и универсал. Но универсалу не сразу довелось попасть на наши дороги. Летом 1966 года проходило первое знакомство отечественных специа-
листов с итальянской малолитражкой. Тогда пришли только седаны. И лишь в следующем году, когда для всесторонних испытаний и исследований фиаты к нам завезли большой партией, среди седанов оказалось несколько универсалов. Это и были первые прототипы нашей «двушки». В течение 1967-1969 годов в конструкцию итальянских машин постоянно вносились
доработки. Необходимость в них возникла практически сразу, как только машины вышли на испытательные трассы. Прежде всего, потребовалось усилить кузов, который просто не выдерживал наших разбитых дорог и трещал по швам. По настойчивым просьбам советских специалистов се-
рьезным конструктивным вмешательствам подвергся двигатель автомобиля — распределительный вал перенесли из блока двигателя в головку блока. По сути это означало создание нового силового агрегата. Кроме того, на фиатах потребовалось изменить сцепление, коробку передач, увеличить дорожный просвет, полностью переработать переднюю и заднюю подвеску, заменить задние дисковые тормоза на барабанные, так как дисковые не выдерживали загрязнений на наших дорогах и быстро выходили из строя. В общей сложности в конструкцию FIAT-124 было внесено свыше 800 изменений, после чего он получил наименование FIAT-124R (Russki). В Советском Союзе доработанным машинам присвоили собственное обозначение — ВАЗ-2101 (седан) и ВАЗ-2102 (универсал). Необходимо отметить, что ВАЗовские первенцы оказались первыми отечественными автомобилями, которые примерили на себя новый отраслевой документ — нормаль ОН 025270-66. Ею регламентировалось присвоение автомобилям и прицепам новых четырехзначных цифровых обозначений, в зависимости от назначения и класса. Чуть позже машинам подыскали подходящее имя собственное — «Жигули». Первые автомобили Волжского автозавода были похожи как близнецы-братья, и, естественно, во многом унифицированы между собой. Но приоритет во всех проектных и доводочных работах отдавался седану ВАЗ-2101, а универсал ВАЗ-2102 всегда оставался на вторых ролях. В те годы «копейке» посвящались целые статьи, документальные фильмы и фотосессии, а о «двушке» при этом если и вспоминали, то вскользь. Даже на сборочный конвейер ВАЗ-2102 «Жигули» попали ровно через год после начала производства ВАЗ-2101, в апреле 1971 года, когда в строй полностью вступила первая очередь завода.


Рабочая лошадка

Достоинство автомобиля с кузовом «универсал», или, как его еще тогда называли, «комби», перед седаном в том, что его легко приспособить для перевозки объемных грузов. «Он как нельзя лучше подходит для воскресных семейных поездок за город с надувной лодкой, гамаком или даже детской коляской. Подходил такой автомобиль и для дальних отпускных путешествий, когда возникала тысяча проблем: как разместить в машине ребенка, бабушку и куда пристроить палатку, портативную газовую плитку и складные стулья и стол. Наконец, без универсала трудно владельцу садового участка, удаленного на 60-80 км от города.
Саженцы и кадушка для воды, старый буфет и мешки с урожаем яблок, рамы для теплицы и стиральная машина — вот грузы, которые нельзя перевезти в обычной легковой машине», — так пропагандировал в начале 70-х годов журнал «За рулем» применение машин с кузовом «универсал» среди автолюбителей.
Для перевозки объемных грузов подушка заднего сиденья на ВАЗ-2102 имела возможность откидываться вперед, образуя большое пространство для груза (1,47x1,32x0,73 м). Грузоподъемность автомобиля при этом достигала 250 кг. Пятая дверь и грузовая площадка потребовали изменить всю планировку задней части автомобиля, по сравнению с ВАЗ-2101. Так, практически до бампера опустилась погрузочная высота багажника, а задние фонари пришлось делать вертикальными, вместо горизонтальных на «копейке». Запасное колесо теперь размещалось не в левом крыле, а под полом багажника. Из-за перекомпоновки пространства топливный бак ВАЗ-2102 стал на 6 ллитров вместительнее, чем на ВАЗ-2101. Его горловина теперь выводилась влево. На универсале ВАЗ-2102 заслуживает интереса конструкция задней подъемной двери. Она удерживалась в открытом состоянии системой торсионов, спрятавшихся под потолком крыши в задней части автомобиля. Никаких дополнительных гидравлических амортизаторов «двушке» не требовалось, а сама торсионная система оказалась надежной и неприхотливой в эксплуатации, правда, довольно сложной при монтаже. В трансмиссии универсала применили редуктор с более низким передаточным
числом, чем у базовой модели (4,44 вместо 4,30). Вследствие этого тяговые показатели ВАЗ-2102 возросли, но максимальная скорость снизилась и немного увеличился расход топлива. Поскольку у ВАЗ-2102 допустимая нагрузка несколько выше, чем у автомобиля с кузовом «седан», универсал оснащался на заводе более жесткими пружинами подвески и шинами увеличенной грузоподъемности.


Модернизация

Небольшие изменения в электрической части оборудования ВАЗ-2102 произошли в 1977 и 1983 годах. Связаны они были с текущей модернизацией применяемого электрооборудования на автомобилях
Волжского автозавода. Также на машине менялись и модернизировались применяемые карбюраторы — в 1974,1976 и 1978 годах, а с 1980 года на машину устанавливались новые карбюраторы от модели 2105 (типа «Озон»). В том же 80-м году ВАЗ-2102 «Жигули» стали комплектовать пластмассовыми бачками стеклоомывателя ветрового стекла (до этого его роль выполняла специальная резиновая «грелка», смонтированная под капотом), заодно изменилось управление стеклоомывателем — вместо
использовавшейся до тех пор кнопки на панели приборов перешли на ножную педаль, по типу ВАЗ-21011.

Экспорт

Автомобиль ВАЗ-2102 «Жигули», как и ВАЗ-2101, активно экспортировался в различные страны. Если сначала вторая модель в основном поступала в страны социалистического содружества (Болгария, ГДР, Чехословакия, Венгрия, Югославия), то вскоре она появилась на дорогах Франции, Австрии, ФРГ, Швейцарии, Нигерии, Египта и др. Когда первые машины отправились на экспорт в европейские страны, вы яснилось, что название «Жигули» трудно произносимо для многих жителей Европы, а на некоторых языках, например, на французском, слово «Жигули» имеет еще и негативный смысловой оттенок, так как созвучно со словом «жигало»,
имеющим практически то же значение, что и слово «альфонс». В результате новому советскому автомобилю пришлось придумывать другое экспортное название. Выбор пал на красивое и звучное имя Lada, которым мы пользуемся теперь даже чаще, чем первоначальным «Жигули». Полное экспортное наименование универсала: Lada-1200 Kombi. Машины с такими шильдиками на задней двери несколько отличались от тех, у которых было просто написано «Жигули»: на них дополнительно устанавливались стеклоочистители и стеклоомыватели задней двери, а также передние сиденья от ВАЗ-2106 с подголовниками.

Форма и содержание


Экспортная модификация ВАЗ-21026 отличалась от базовой
приборной панелью от ВАЗ-2103 и правым рулем


Подобное расположение основных органов управления на «Жигулях»
выглядит очень непривычно


На праворульной модификации, предназначенной для Великобритании,
спидометр оцифрован в милях


Прямоугольное зеркало заднего вида появилось не сразу,
на машинах первых серий оно было круглым


Отличительная особенность ВАЗ-2101 и ВАЗ-2102 — клыки на бампере


Травмобезопасные утопленные в кузов ручки появились именно
на «Жигулях», на FIAT ручки были устаревшего выступающего типа


Управление климатической системой очень простое, с помощью ползунковых движков, а сам отопитель прекрасно виден под приборной панелью


Качество внутренней отделки первых моделей «Жигулей»
было на высоком уровне


Надпись Lada-1500 Kombi на задней двери свидетельствует, что перед нами самая динамичная и комфортабельная модификация
в гамме ВАЗ-2102


Багажник у универсала очень внушительный, а вот традиционной для нынешних универсалов полочки за задними сиденьями тогда еще не существовало


тобы откинуть спинку заднего сиденья в «двушке», достаточно
щелкнуть с двух сторон вот такими замками на стойках кузова


Под массивным хромированным «клювом» на задней двери всего лишь спряталась лампочка подсветки номерного знака


Прерыватель-распределитель зажигания Р-125


Моторный отсек «Жигулей»: все доступно и удобно для обслуживания


Резиновая «грелка» — это своеобразный бачок стеклоомывателя ветрового стекла, который устанавливался в 70-х годах на все «Жигули»


Бачок для тормозной жидкости разделен на две независимые емкости — если один из контуров тормозной системы дал течь, то другой позволит остановить машину


Карбюратор «Вебер» (ДААЗ-2101) славился большей надежностью,
чем сменивший его впоследствии «Озон», за счет более простой
конструкции

Паспортные данные


Схема автомобиля ВАЗ-2102

Ремонт

Электросхема ВАЗ 2102 и 21021
Электросхема ВАЗ 2102 и 21021

Электрооборудование автомобилей "второго" семейства во многом аналогично автомобилю ВАЗ 21011. На рис.1 размещена схема электрооборудования автомобиля ВАЗ-21011, а на рис.2 - изменения к схеме электрооборудования автомобилей ВАЗ-2102 и ВАЗ-21021.

В отличие от схемы электрооборудования основной модели ВАЗ-2101 на ВАЗ-21011 устанавливаются: измененные фары, 3, подфарники 2, задние фонари 56 и заимствованный с модели ВАЗ-2103 фонарь 60 сигнализации о движении автомобиля задним ходом с включателем 48; измененный щиток приборов 39; ножной насос 33 омывателя ветрового окна с встроенным включателем электродвигателя стеклоочистителя; сдвоенный бачок 13 для тормозной жидкости с электрическим датчиком сигнализации о недопустимом снижении уровня тормозной жидкости.
На автомобилях ВАЗ-21011 и ВАЗ-21021 последних выпусков также устанавливают (заимствованные от ВАЗ-2103 и ВАЗ-2106): электровентилятор системы охлаждения; электродвигатель вентилятора отопителя; переключатель стеклоочистителя и омывателя ветрового окна с рычагом управления, смонтированным на рулевой колонке.
На автомобилях ВАЗ-21011 и ВАЗ-21021 установлены фары ФГ140 Б. Подфарники УП148 только сигнализируют о повороте, для чего в них установлена однонитевая лампа А12-21-3 мощностью 21 Вт. Задние фонари ФП140Б в отличие от ФП140 имеют пластмассовые светосигнальные катафоты 63 красного цвета, отражающие падающий на них свет. Фонарь ФП148 сигнализации о движении задним ходом имеет бесцветный прозрачный рассеиватель из пластмассы, в нем установлена однонитевая лампа А1 2-21-3 мощностью 21 Вт. Фонарь включается штоком 47 вилки включения заднего хода коробки передач и включателем 46, укрепленным в крышке коробки передач.
На автомобилях ВАЗ-2102 и ВАЗ-21021, имеющих грузопассажирские кузова типа «Универсал», в задней части кузова устанавливают отдельные приборы освещения и сигнализации, отличающиеся от применяемых на ВАЗ-2101 и ВАЗ-21011.

1 — боковой указатель УП140 с трубчатой лампой (4 Вт) и рассеивателем оранжевого цвета
2 — подфарник УП148 передний указатель поворота с однонитевой лампой (21 Вт) и рассеивателем оранжевого цвета
3 — фара ФГ140 Б с дополнительной лампой (5 Вт) габаритного света и основным элементом фары с двухнитевой лампой дальнего (45 Вт) и ближнего (40 Вт) света
4 — шумовой электрический сигнал С 304 низкого тона
5 — шумовой электрический сигнал с 305 высокого тона
6 — аккумуляторная батарея 6—СТ—55ЭМ ВАЗ 2102, ВАЗ 21021
7 — генератор переменного тока Г221 (500 Вт, 42 А) ВАЗ 2102, ВАЗ 21021
8 — электромагнитное тяговое реле включения стартера ВАЗ 2102, ВАЗ 21021
9 — стартер СТ221 (1,3 кВт) со смешанным возбуждением ВАЗ 2102, ВАЗ 21021
10 — свеча зажигания А17ДВ ВАЗ 2102, ВАЗ 21021
11 — катушка зажигания Б117—А (Б117) ВАЗ 2102, ВАЗ 21021
12 — распределитель Р125 тока высокого напряжения с прерывателем цепи тока низкого напряжения ВАЗ 2102, ВАЗ 21021
13 — бачок тормозной жидкости с электрическим включателем сигнализации о недопустимом снижении уровня тормозной жидкости
14 — подкапотная лампа ПД140 (ПД526)
15 — датчик ТМ106 электрического указателя температуры охлаждающей жидкости в двигателе ВАЗ 2102, ВАЗ 21021
16 — датчик ММ120 контрольной лампы сигнализации о падении давления масла в двигателе ВАЗ 2102, ВАЗ 21021
17 — блок плавких предохранителей ПР11 2 ВАЗ 2102, ВАЗ 21021
18 — реле-прерыватель РС491 указателей поворота ВАЗ 2102, ВАЗ 21021
19 — включатель ВК41 2 сигнала торможения (стоп-сигнала)
20 — электродвигатель (МЭ241 или МЭ241—А) стеклоочистителя СЛ191—А или СЛ191—Б ВАЗ 2102, ВАЗ 21021
21 — электромагнитное реле РС514 стеклоочистителя ВАЗ 2102, ВАЗ 21021
22 — электродвигатель вентилятора отопителя с добавочным резистором
23 — автоматический двухступенчатый электромагнитный регулятор напряжения РР380 ВАЗ 2102, ВАЗ 21021
24 — реле РС702 контрольной лампы сигнализации о прекращении зарядки аккумуляторной батареи ВАЗ 2102, ВАЗ 21021
25 — реле-прерыватель РС492 контрольной лампы сигнализации о включении ручного тормоза ВАЗ 2102, ВАЗ 21021
26 — лампа ЛВ21 1 освещения вещевого ящика
27 — кнопочный выключатель ВК407 плафона сигнализации об открытии передней двери
28 — кнопочный выключатель ВК407 плафона сигнализации об открытии задней двери
29 — плафон ПК140 с трубчатой лампой (5 Вт) освещения в салоне автомобиля
30 — лампа (4 Вт) освещения гнезда прикуривателя
31 — электроприкуриватель ПТ10
32 — трехпозиционный переключатель ВК408 электродвигателя отопителя
33 — ножной насос омывателя ветрового окна с встроенным электрическим выключателем электродвигателя стеклоочистителя
34 — включатель (кнопка) звукового сигнала
35 — переключатель П35 света фар и указателей поворота
36 — рычаг переключения света фар и световой сигнализации миганием светом фар
37 — рычаг переключения указателей поворота
38 — включатель (замок) зажигания и стартера ВК347 с противоугонным устройством
39 — щиток (комбинация) приборов типа КП191 модернизированный для ВАЗ-21011
40 — магнитоэлектрический указатель температуры охлаждающей жидкости
41 — шкала спидометра ВАЗ 2102, ВАЗ 21021
42 — счетчик пройденного пути ВАЗ 2102, ВАЗ 21021
43 — магнитоэлектрический указатель уровня топлива в баке
44 — контрольная лампа (с красным светофильтром) сигнализации об остатке в баке резерва топлива (4,0—6,5 л)
45 — патрон подключения переносной лампы
46 — включатель контрольной лампы ручного тормоза
47 — шток вилки включения ЗХ коробки передач
48 — включатель ВК415 световой сигнализации о включении заднего хода в коробке передач
49 — контрольная лампа (с красным светофильтром) сигнализации мигающим светом о включении ручного тормоза и постоянным светом о недостаточном уровне тормозной жидкости в бачке
50 — контрольная лампа (с красным светофильтром) о падении давления масла в двигателе ниже 0,2— 0,6 кгс/см2
51 — контрольная лампа (с красным светофильтром) сигнализации о прекращении заряда аккумуляторной батареи
52 — лампа (4 Вт) ЛБ218 багажника
53 — контрольная лампа (с зеленым светофильтром) включения указателей поворота
54 — контрольная лампа (с зеленым светофильтром) включения габаритного или ближнего света фар
55 — контрольная лампа (с синим светофильтром) включения дальнего света фар
56 — задний фонарь ФП140Б
57 — включатель ВК343 наружного освещения
58 — включатель ВК344 освещения щитка (комбинации) приборов
59 — трехпозиционный переключатель ВК345 электродвигателя стеклоочистителя
60 — фонарь ФП148 световой сигнализации о включении заднего хода
61 — фонарь ФП141 освещения номерного знака
62 — секция стоп-сигнала торможения (21 Вт) и обозначения габарита (5 Вт) с двухнитевой лампой и рассеивателем красного цвета
63 — катафот ФП312 красного цвета, отражающий падающие на него лучи света
64 — секция заднего указателя поворота с лампой 21 Вт и рассеивателем оранжевого цвета
65 — датчик БМ150 указателя уровня и запаса топлива в баке ВАЗ 2102, ВАЗ 21021
66 — задний фонарь ФП142
67 — фонарь ФП143 освещения номерного знака
68 — плафон освещения багажного отделения и задней части салона с лампой 5 Вт и встроенным включателем

Читайте также: