Схема м73 ваз 2107

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 05.10.2024

Перепрошивка ЭБУ ИТЭЛМА М7.3 21067-1411020-22 на ЕВРО-2 и избавление от катализатора

ЭБУ М73 21067-1411020-22 подключенный к ромокабелю

После первой неудачной попытки перепрошивки своего ЭБУ, занялся я поиском информации, а можно ли его перепрошить без вскрытия и перепайки резисторов? Благодаря консультации одного из пользователей на драйве, оказалось, что сделать это можно. Нужно было только заиметь определённую программу. И такая программа у меня появилась :)

Снял я ЭБУ с машины и подключил по схеме указанной ранее

Подключение ЭБУ "Январь 7.2" к "Ромокабелю USB"

к ромокабелю. Для имитации включения зажигания на 13 выводе, я воспользовался проводком «мама/папа» из набора для ардуино. 13 вывод оставляем не подключенным, после чего подключаем ромокабель к компьютеру. И где-то через полминуты/минуту подключаем 13 вывод к 12 Вольтам. А затем можно будет пробовать подключится к ЭБУ с помощью программ.

ЭБУ М73 21067-1411020-22 подключенный к ромокабелю

Теперь, необходимо «удалить» катализатор и второй датчик кислорода. Для этого, я автомагазине купил специальную проставку, которая по форме повторяет стоящий на машине катализатор, но представляет из себя обычную трубу с фланцами. В ней есть отверстие с резьбой под установку датчика кислорода, но он мне не нужен. Поэтому, на авторынке в южном порту купил за 50 рублей заглушку под датчик кислорода и медную шайбу, для её уплотнения.

Заменитель катализатора на ВАЗ-21074 и заглушка для датчика кислорода

При установке заглушки я использовал медную смазку в тюбике производства ВМПАвто, которая как раз рекомендуется при сборке выхлопных систем, чтобы исключить прикипание деталей.

После чего, демонтировал низко висящий катализатор

Катализатор на ВАЗ-21074

и имплантировал на его место проставку-заменитель. Получилось так:

Проставка заменитель катализатора на ВАЗ-21074

Разъём с проводами идущий ко второму датчику кислорода я заглушил и замотал в пакет скотчем. Позже куплю к нему ответную часть, залью её силиконом и сделаю заглушку, чтобы не портились контакты.

После чего, установил на место блок ЭБУ и попробовал завести машину. Что можно сказать по работе двигателя на новой прошивке — на мой взгляд двигатель стал работать менее ровно, подозреваю, что это следствие отключенного датчика детонации в прошивке ЕВРО-2. По бортовому компьютеру расход бензина ниже не стал, а на мой взгляд остался примерно таким же — 1,0 или 1,1 литра в час. Как эта прошивка ведёт себя на трассе я сказать пока не могу, все выходные у нас лили дожди, и из гаража я поэтому не выезжал.

Попробовал подключится к ЭБУ с помощью OpenDiagFree и проверить параметры работы двигателя. Никаких отклонений я не обнаружил, всё работает как и раньше, только на мой взгляд на холостом ходу менее ровно.

На следующих выходным покатаюсь с новой прошивкой по трассе и тогда будет видно, как она себя проявит и что с ней делать дальше.

Изучаем схему электрооборудования ВАЗ 21074

Водитель, владеющий базовым набором знаний об устройстве и принципах работы электрооборудования ВАЗ 21074, сможет диагностировать и устранить многие неисправности электрической части своего автомобиля самостоятельно. Разобраться с поломками электрических узлов и механизмов ВАЗ 21074 помогут специальные схемы проводки и расположения приборов в автомобиле.

Схема электрооборудования ВАЗ 21074

В автомобилях ВАЗ 21074 электрическая энергия доставляется к потребителям по однопроводной схеме: «плюсовой» вывод каждого электроприбора запитан от источника, «минусовый» подключён к «массе», т. е. присоединён к кузову транспортного средства. Благодаря такому решению упрощается ремонт электрооборудования и замедляется процесс коррозии. Все электроприборы автомобиля запитаны от АКБ (при выключенном моторе) или генератора (при работающем двигателе).

Схема проводки ВАЗ 21074 инжектор

Схема проводки ВАЗ 21074 инжектор

Выпущенные с заводского конвейера инжекторные версии «семёрки», имеют индексы:

  • LADA 2107–20 — в соответствии со стандартом Евро-2;
  • LADA 2107–71 — для китайского рынка;
  • LADA-21074–20 (Евро-2);
  • LADA-21074–30 (Евро-3).

В инжекторных модификациях ВАЗ 2107 и ВАЗ 21074 используются ЭСУД (электронная система управления двигателем), электробензонасос, форсунки, датчики управления и контроля параметров двигателя. Как следствие — возникла необходимость в дополнительной подкапотной и внутрисалонной проводке. Кроме того, ВАЗ 2107 и ВАЗ 21074 оснащены дополнительным блоком реле и предохранителей, расположенным под бардачком. К дополнительному блоку подводится проводка, запитывающая:

  • предохранители:
    • силовых цепей главного реле;
    • цепи постоянного питания контроллера;
    • цепи реле электробензонасоса;
    • главное;
    • бензонасоса;
    • электровентилятора;

    Дополнительный блок предохранителей и реле ВАЗ 2107 инжектор

    Схема проводки ВАЗ 21074 карбюратор

    Электросхема карбюраторной «семёрки» во многом совпадает со схемой инжекторной версии: исключение составляет отсутствие компонентов управления двигателем. Все электроприборы ВАЗ 21074 принято делить на системы:

    • обеспечения электроэнергией;
    • пуска;
    • зажигания;
    • освещения и сигнализации;
    • вспомогательного оборудования.
    Обеспечение электроэнергией

    За обеспечение потребителей электроэнергией в «семёрке» отвечают:

    • АКБ напряжением 12 В, ёмкостью 55 Ач;
    • генератор типа Г-222 или 37.3701;
    • регулятор напряжения Я112В, который автоматически поддерживает напряжение в пределах 13,6–14,7 В.

    Схема системы эергообеспечения ВАЗ 21074 инжектор

    Запуск двигателя

    Система пуска в ВАЗ 21074 — это запитанный от АКБ стартер и замок зажигания. В цепи стартера предусмотрено два реле:

    • вспомогательное, которое подаёт питание на выводы стартера;
    • втягивающее, благодаря которому происходит сцепление вала стартера с маховиком.

    Схема системы пуска ВАЗ 21074

    Система зажигания

    В ранних версиях седьмой модели ВАЗ использовалась контактная система зажигания, которая имела в своём составе:

    • катушку зажигания;
    • распределитель с контактным прерывателем;
    • свечи зажигания;
    • высоковольтную проводку.

    Схема контактной системы зажигания ВАЗ 21074

    В 1989 году появилась так называемая бесконтактная система зажигания, в схему которой вошли:

    1. Свечи зажигания.
    2. Распределитель.
    3. Экран.
    4. Датчик Холла.
    5. Электронный коммутатор.
    6. Катушка зажигания.
    7. Монтажный блок.
    8. Блок реле.
    9. Ключ и замок зажигания.

    Схема бесконтактного зажигания ВАЗ 21074

    В «семёрках» с инжекторными двигателями используется более современная схема зажигания. Работа этой схемы основана на том, что сигналы от датчиков поступают на ЭБУ (электронный блок управления), который на базе полученных данных генерирует электрические импульсы и передаёт их на специальный модуль. После этого напряжение повышается до требуемой величины и по высоковольтным кабелям подаётся на свечи зажигания.

    Система зажигания ВАЗ 21074 инжектор

    Наружное освещение

    Система наружного освещения включает:

    1. Блок-фары с габаритами.
    2. Подсветку подкапотного пространства.
    3. Монтажный блок.
    4. Освещение бардачка.
    5. Выключатель подсветки приборов.
    6. Задние фонари с габаритами.
    7. Подсветку номеров.
    8. Переключатель ламп наружного света.
    9. Лампочка индикации наружного освещения (в спидометре).
    10. Ключ зажигания.

    Схема подключения наружного освещения ВАЗ 21074

    Вспомогательное оборудование

    К вспомогательному или дополнительному электрооборудованию ВАЗ 21074 относят:

    • электромоторы:
      • стеклоомывателя;
      • стеклоочистителя;
      • вентилятора отопителя;
      • вентилятора радиатора охлаждения;

      В схеме подключения стеклоочистителей используются:

      1. Моторедукторы.
      2. ЭД омывателя фар.
      3. Монтажный блок.
      4. Замок зажигания.
      5. Выключатель омывателя.

      Схема подключения «дворников» на ВАЗ 21074

      Подкапотная проводка

      Три из пяти жгутов электропроводки ВАЗ 21074 расположены в подкапотном пространстве. Внутри автомобиля жгуты прокладываются через технологические отверстия, оборудованные резиновыми заглушками.

      Три пучка проводов, расположенных в подкапотном пространстве, можно увидеть:

      • вдоль правого брызговика;
      • вдоль моторного щита и левого брызговика;
      • отходящим от аккумуляторной батареи.

      Проводка ВАЗ 21074

      Жгут проводов в салоне

      В салоне ВАЗ 21074 находятся жгуты проводов:

      • под панелью приборов. В этом пучке собраны провода, отвечающие за фары, указатели поворотов, приборную панель, подсветку салона;
      • протянутый от блока предохранителей в заднюю часть автомобиля. Проводами этого пучка запитаны задние фонари, обогреватель стекла, датчик уровня бензина.

      Провода, которые используются в «семёрке» для электрических соединений, относятся к типу ПВА и имеют сечение от 0,75 до 16 мм2. Количество медных проволок, из которых скручены провода, может составлять от 19 до 84. Изоляция проводки изготовлена на основе стойкого к температурным перегрузкам и химическому воздействию поливинилхлорида.

      Проводка в салоне ВАЗ 21074

      Для упрощения ремонта, обслуживания и замены электрооборудования заводская электропроводка автомобилей ВАЗ 21074 имеет установленную расцветку.

      Таблица: сечение и цвет проводки наиболее важных электроприборов ВАЗ 21074

      Участок электрической цепи Сечение провода, мм2 Цвет изоляции
      минус АКБ — «масса» кузова 16 чёрный
      плюс стартера—АКБ 16 красный
      плюс генератора—АКБ 6 чёрный
      генератор—чёрный разъём 6 чёрный
      клемма «30» генератора—белая колодка МБ 4 розовый
      клемма «50» стартера—реле пуска стартера 4 красный
      пусковое реле стартера—чёрный разъём 4 коричневый
      реле зажигания—чёрный разъём 4 голубой
      клемма «50» замка зажигания—голубой разъём 4 красный
      клемма «30» замка зажигания—зелёный разъём 4 розовый
      соединитель правой фары — «масса» 2,5 чёрный
      соединитель левой фары—голубой разъём 2,5 зелёный (серый)
      клемма «15» генератора—жёлтый разъём 2,5 оранжевый
      ЭД вентилятора радиатора — «масса» 2,5 чёрный
      ЭД вентилятора радиатора—красный разъём 2,5 голубой
      контакт «30/1» замка зажигания—реле зажигания 2,5 коричневый
      контакт «15» замка зажигания—одноконтактный разъём 2,5 голубой
      прикуриватель—голубой разъём 1,5 голубой (красный)

      Как провести замену проводки

      Если в работе электрооборудования начались регулярные перебои, связанные с неисправной проводкой, специалисты рекомендуют заменить всю проводку в автомобиле. То же самое следует сделать после покупки автомобиля у хозяина, который вносил изменения в схему, что-то добавлял или усовершенствовал. Такие изменения влияют на параметры бортовой сети, например, может быстрее разряжаться аккумуляторная батарея и т. п. Поэтому новому владельцу будет правильнее привести всё к первоначальному виду.

      Для замены проводки в салоне необходимо:

        Вынуть разъёмы из монтажного блока.

      Вынутые из монтажного блока разъёмы проводки ВАЗ 21074

      Демонтированная панель приборов

      Снятая старая проводка

      Установленная новая проводка

      Если необходимо выполнить замену проводки какого-либо электрического компонента ВАЗ 21074, но под рукой нет «родных» проводов, можно воспользоваться аналогичными изделиями. Например, для «семёрки» подойдёт проводка, имеющая следующие индексы:

      • 21053–3724030 — на приборную панель;
      • 21053–3724035–42 — на щит приборов;
      • 21214–3724036 — на топливные форсунки;
      • 2101–3724060 — на стартер;
      • 21073–3724026 — к системе зажигания;
      • 21073–3724210–10 — плоский задний жгут.

      Одновременно с проводкой меняют, как правило, и монтажный блок. Лучше устанавливать монтажный блок нового образца с предохранителями штекерного типа. Следует помнить, что, несмотря на внешнее сходство, монтажные блоки могут быть разных типов, поэтому нужно посмотреть маркировку старого блока и установить такой же. В противном случае электрооборудование может работать некорректно.

      Видео: специалист устраняет неисправности электрики ВАЗ 21074

      Неисправности электрики ВАЗ 21074 — как выявить и устранить проблемы

      Если после поворота ключа зажигания топливо поступает в карбюратор или инжекторную рамку ВАЗ 21074, а двигатель не заводится, причину следует искать в электрической части. В автомобиле с карбюраторным двигателем необходимо проверить, прежде всего, прерыватель-распределитель, катушку и свечи зажигания, а также проводку этого электрооборудования. Если в автомобиле установлен инжекторный двигатель, проблема чаще всего бывает в ЭСУД или в подгоревших контактах замка зажигания.

      Электронный блок управления ВАЗ 21074

      Карбюраторный двигатель

      Имея представление о работе электрических систем автомобиля, проще определить причину неисправности и устранить её. Например, в карбюраторном двигателе:

      • работа зажигания начинается с перевода ключа в положение «Стартер»;
      • после этого включается в работу генератор;
      • от генератора электрический сигнал подаётся на катушку, формирующую высокое напряжение;
      • по высоковольтным проводам напряжение от катушки подаётся на трамблёр;
      • с трамблёра электрические импульсы поступают на электроды свечей зажигания.

      Если мотор не запустился после включения зажигания, причиной этому может быть:

      • обрыв электрической цепи между катушкой и генератором. Необходимо убедиться в целостности всех контактов и проводки на этом участке цепи;
      • выход из строя обмотки катушки. Чтобы проверить исправность катушки, нужно снять питающий провод трамблёра, и при включённом двигателе коснуться его контактами «массы». Если в этот момент возникает искра, катушка исправна;
      • прерывание цепи между трамблёром и свечами зажигания. Необходимо прозвонить высоковольтный кабель на этом участке и проверить целостность бегунка под крышкой распределителя.

      Если в автомобиле используется бесконтактная система зажигания, в схему дополнительно вводится электронный коммутатор, установленный между катушкой и трамблёром. Задача коммутатора — принимать сигналы от бесконтактного датчика и формировать импульсы, подаваемые на первичную обмотку катушки: это помогает формировать искру при работе на обеднённом топливе. Проверяется коммутатор так же, как и катушка: искрообразование на питающем проводе трамблёра свидетельствует о том, что коммутатор исправен.

      Катушка зажигания ВАЗ 21074

      Инжекторный двигатель

      Запуск инжекторного двигателя происходит за счёт:

      • использования электробензонасоса, который отвечает за формирование высокого давления в топливной системе;
      • образования топливной смеси в цилиндрах (а не в карбюраторе);
      • впрыска топлива электрическими форсунками;
      • использования ЭСУД, которая определяет момент впрыска топлива в цилиндр.

      Перебои в работе зажигания инжекторного двигателя чаще всего связаны с неисправностями датчиков или обрывом проводки. Чтобы проверить целостность датчика, необходимо:

      1. Отсоединить разъём и снять датчик с посадочного места.
      2. Измерить сопротивление датчика.

      Измерение сопротивления датчика

      Диагностику неисправностей вспомогательного электрооборудования начинают, как правило, с монтажного блока. Если есть проблемы в работе освещения, звуковой и световой сигнализации, отопителя, вентилятора охлаждения или других приборов, нужно в первую очередь проверить целостность предохранителя, который отвечает за этот участок цепи. Проверка предохранителей, так же, как и электрических цепей автомобиля, выполняется с помощью мультиметра.

      Таблица: типичные неисправности электрооборудования ВАЗ 21074 и способы их устранения

      Неисправность Причина Как устранить
      Быстро разряжается АКБ Плохой контакт в электроцепях. Ослабленное крепление провода на генераторе, монтажном блоке, недостаточно прочно закреплены клеммы АКБ и т. д. Провести ревизию всех участков цепи: подтянуть все соединения, зачистить окислившиеся контакты и т. д.
      Повреждена изоляция электроцепей, утечка тока по корпусу АКБ Измерить ток утечки: если его значение больше 0,01 А (при неработающих потребителях), следует искать повреждение изоляции. Протереть корпус АКБ спиртовым раствором
      При работающем моторе горит контрольная лампа разряда АКБ Слабо натянут или оборван ремень генератора Подтянуть ремень или заменить его
      Повреждения в цепи возбуждения генератора, выход из строя регулятора напряжения Почистить окислившиеся контакты, подтянуть клеммы, в случае необходимости заменить предохранитель F10 и регулятор напряжения
      Стартер не проворачивает коленвал Повреждения в цепи управления втягивающим реле стартера, т. е. при повороте ключа зажигания реле не срабатывает (не слышно характерного щелчка под капотом) Зачистить и подтянуть наконечники проводов. Прозвонить мультиметром контакты замка зажигания и втягивающего реле, при необходимости — заменить
      Окислились контакты втягивающего реле, плохой контакт с корпусом (щелчок слышен, но якорь стартера не вращается) Почистить контакты, обжать клеммы. Прозвонить обмотки реле и стартера, при необходимости — заменить
      Стартер проворачивает коленвал, но двигатель не запускается Неправильно выставлен зазор между контактами прерывателя Отрегулировать зазор в пределах 0,35–0,45 мм. Замеры проводить с помощью щупа
      Вышел из строя датчик Холла Заменить датчик Холла новым
      Не нагреваются отдельные нити обогревателя Вышли из строя выключатель, реле или предохранитель обогревателя, повреждена проводка, окислились контактные соединения цепи Прозвонить мультиметром все элементы цепи, заменить вышедшие из строя детали, зачистить окислившиеся контакты, подтянуть клеммы

      Как и любая другая система автомобиля, электрооборудование ВАЗ 21074 требует периодического осмотра и профилактики. Учитывая почтенный возраст большинства эксплуатируемых сегодня «семёрок», электрическим компонентам этих машин, как правило, требуется особое внимание. Своевременное техобслуживание электрооборудования обеспечит длительную безаварийную эксплуатацию ВАЗ 21074.

      Описание конструкции системы управления двигателем

      Схема системы управления двигателем автомобиля ВАЗ-2104, ВАЗ 2105, ВАЗ 2107

      Схема системы управления двигателем автомобиля ВАЗ-2104, ВАЗ 2105, ВАЗ 2107:
      1 - колодка диагностики двигателя;
      2 - тахометр;
      3 - контрольная лампа неисправности системы управления двигателем ваз;
      4 - датчик положения дроссельной заслонки;
      5 - корпус дроссельной заслонки;
      6 - электровентилятор радиатора;
      7 - реле электровентилятора;
      8 - электронный блок управления;
      9 - катушка (модуль) зажигания;
      10 - датчик скорости автомобиля ваз;
      11 - свеча зажигания;
      12 - датчик температуры охлаждающей жидкости;
      13 - датчик положения коленчатого вала;
      14 - реле электробензонасоса;
      15 - топливный бак;
      16 - электробензонасос;
      17 - перепускной клапан;
      18 - предохранительный клапан;
      19 - гравитационный клапан;
      20 - топливный фильтр;
      21 - клапан продувки адсорбера;
      22 - приемная труба;
      23 - датчик концентрации кислорода;
      24 - аккумуляторная батарея;
      25 - выключатель (замок) зажигания;
      26 - главное реле;
      27 - форсунка;
      28 - регулятор давления топлива;
      29 - регулятор холостого хода;
      30 - корпус воздушного фильтра;
      31 - датчик массового расхода воздуха.

      Расположение элементов системы управления двигателем ВАЗ-2104, ВАЗ 2105, ВАЗ 2107

      Расположение элементов системы управления двигателем ВАЗ-2104, ВАЗ 2105, ВАЗ 2107:
      1 - электронный блок управления, реле и предохранители (расположены под вещевым ящиком в салоне);
      2 - датчик концентрации кислорода (расположен на приемной трубе);
      3 - датчик скорости автомобиля ваз (расположен на коробке передач);
      4 - клапан продувки адсорбера;
      5 - датчик массового расхода воздуха;
      6 - катушка зажигания;
      7 - датчик положения коленчатого вала (расположен на крышке привода распределительного вала);
      8 - датчик температуры охлаждающей жидкости (расположен в патрубке системы охлаждения);
      9 - датчик положения дроссельной заслонки;
      10 - жгут проводов системы управления.

      Описание конструкции системы управления двигателем автомобиля ВАЗ-2104, ВАЗ 2105, ВАЗ 2107

      На автомобиле ВАЗ система управления двигателем с распределенным впрыском топлива - электронная. Она контролирует количество воздуха и топлива, поступающего в цилиндры двигателя автомобиля, включает и выключает топливный насос, управляет искрообразованием на свечах зажигания и корректирует угол опережения зажигания, регулирует частоту вращения коленчатого вала на холостом ходу, управляет вентилятором системы охлаждения двигателя.

      Система управления двигателем ваз состоит из следующих элементов:
      • электронный блок управления (ЭБУ);
      • датчиков:
      - положения коленчатого вала;
      - положения дроссельной заслонки;
      - концентрации кислорода;
      - температуры охлаждающей жидкости;
      - массового расхода воздуха;
      - скорости автомобиля;
      • исполнительных устройств:
      - главного реле;
      - реле топливного насоса;
      - катушка зажигания;
      - реле электровентилятора системы охлаждения;
      - тахометра;
      - контрольной лампы неисправности системы управления двигателем;
      - регулятора холостого хода;
      - клапана продувки адсорбера;
      - форсунок;
      • соединительных проводов;
      • колодки диагностического разъема.

      Контрольная лампа неисправности системы управления двигателем расположена на щитке приборов в блоке сигнализаторов. При включении зажигания на автомобиле ваз происходит тестирование исправности системы, при этом лампа загорается и гаснет после запуска двигателя. Включение лампы при работающем двигателе сигнализирует о необходимости проверки системы управления двигателем. На некоторых модификациях автомобилей ваз контрольная лампа может быть расположена на верхнем вкладыше панели радиоприемника.

      Главный управляющий элемент системы - электронный блок управления (ЭБУ, или как часто его называют - контроллер), с встроенным микропроцессором.

      Электронный блок управления (ЭБУ, или как часто его называют - контроллер)

      Электронный блок управления ВАЗ-2104, ВАЗ 2105, ВАЗ 2107

      По сути, электронный блок управления «ЭБУ» - специализированный миникомпьютер, в котором установлена программа управления двигателем автомобиля ваз, а датчики и исполнительные устройства - периферийное оборудование этого компьютера. Электронный блок управления получает и анализирует сигналы датчиков. На основе полученных данных блок управления рассчитывает управляющие команды и выдает их на исполнительные устройства. В электронном блоке управления двигателем «ЭБУ» имеются два типа памяти: постоянное запоминающее устройство (ПЗУ) и оперативное запоминающее устройство (ОЗУ).

      ПЗУ - память энергонезависимая (то есть информация в памяти сохраняется при отключении питания). В ПЗУ хранится программа вычислений и необходимые для расчета данные (параметры двигателя автомобиля ваз, передаточные отношения трансмиссии и другие характеристики). В процессе работы ЭБУ контролирует исправность всех элементов и цепей системы управления двигателем. Обнаружив неисправность, ЭБУ переводит систему управления двигателем на резервный режим работы и включает контрольную лампу неисправности двигателя.

      Двигатель на автомобиле ваз при этом сможет продолжить работу (кроме случая неисправности датчика положения коленчатого вала, см. ниже), что позволяет доехать до места ремонта своим ходом. Коды обнаруженных неисправностей ЭБУ записывает в оперативную память (ОЗУ). Там же хранится оперативная информация, которую микропроцессор ЭБУ использует при расчетах. При отключении аккумуляторной батареи от бортовой сети автомобиля ваз вся информация, хранящаяся в ОЗУ, будет утеряна.

      Электронный блок управления установлен в салоне автомобиля ваз под вещевым ящиком на кронштейне, прикрепленном к перегородке моторного отсека.

      На автомобиле ваз установлена система управления двигателем на базе ЭБУ М7.9.7 под нормы токсичности ЕВРО II. На автомобилях ваз с двигателем 21067 установлен блок управления двигателем 21067-1411020-11/12, а на автомобилях ваз с двигателем 2104 установлен блок управления двигателем 2104-1411020-10.

      Примечание
      На части выпущенных автомобилей ваз установлены контроллеры ЭБУ M1.5.4 и Январь-5.1.3.

      Датчик положения коленвала (ДПКВ)

      Датчик положения коленвала (ДПКВ) предназначен для формирования сигналов, по которым ЭБУ синхронизирует свою работу с тактами рабочего процесса двигателя. Поэтому часто этот датчик положения коленвала называют датчиком синхронизации. На автомобиле ваз, датчик коленвала установлен в отверстии кронштейна крышки привода распределительного вала.

      Датчик положения коленвала (ДПКВ) ВАЗ-2104, ВАЗ 2105, ВАЗ 2107

      Датчик положения коленвала (ДПКВ)

      Расположение датчика положения коленчатого вала ВАЗ

      Расположение датчика положения коленчатого вала ВАЗ

      Действие датчика коленвала основано на принципе индукции - при прохождении мимо сердечника датчика зубьев шкива коленчатого вала в цепи датчика возникают импульсы напряжения переменного тока. Частота появления импульсов соответствует частоте вращения коленчатого вала. Зубья расположены по окружности шкива на одинаковом расстоянии. Расстояние между двумя из них выполнено больше. Сделано это для формирования в цепи датчика коленвала опорных сигналов - своеобразных точек отсчета, относительно которых ЭБУ определяет положение коленвала. Работа двигателя автомобиля ваз с неисправным датчиком положения коленвала невозможна.

      Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ)

      Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) пленочного типа установлен на автомобиле ваз на корпусе воздушного фильтра.
      По сигналу датчика массового расхода воздуха (ДМРВ), ЭБУ рассчитывает количество воздуха, поступающего во впускной коллектор трубопровод двигателя ваз. При неисправности ДМРВ электронный блок управления переводит систему автомобиля ваз на резервный режим работы.

      Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) ВАЗ-2104, ВАЗ 2105, ВАЗ 2107

      Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ)

      Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)

      Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) представляет собой переменный резистор, сопротивление которого зависит от угла поворота дроссельной заслонки.

      Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)

      Датчик положения дроссельной заслонки автомобиля ваз установлен на корпусе дроссельной заслонки и связан с ее осью. По сигналу ДПДЗ электронный блок управления определяет величину угла открытия дроссельной заслонки. При неисправности ДПДЗ электронный блок управления переводит систему автомобиля ваз на резервный режим работы.

      Датчик концентрации кислорода

      Датчик концентрации кислорода определяет содержание кислорода в отработавших газах и передает сигнал на ЭБУ.

      Датчик концентрации кислорода

      На автомобиле ваз датчик концентрации кислорода установлен в приемной трубе системы выпуска отработавших газов.

      Расположение датчика концентрации кислорода на автомобиле ваз

      По полученным от датчика концентрации кислорода данным ЭБУ корректирует количество топлива, впрыскиваемое форсунками в впускной коллектор трубопровода, тем самым поддерживая оптимальную пропорцию смеси воздуха с топливом, необходимую для эффективной работы каталитического нейтрализатора. Датчик концентрации кислорода начинает работать при прогреве его чувствительного элемента до температуры не ниже 360 °С. Для сокращения времени прогрева в датчик концентрации кислорода встроен нагревательный элемент.

      ВНИМАНИЕ
      Наличие в отработавших газах соединений свинца и кремния может вывести датчик концентрации кислорода из строя. Поэтому на автомобиле вазне допускается использование этилированного бензина (в нем присутствуют соединения свинца). При ремонте на автомобиле ваз двигателя нельзя также применять герметик с большим содержанием силикона (соединений кремния), испарения которого могут попасть через систему вентиляции картера в цилиндры и далее в систему выпуска отработавших газов. Следует использовать герметик, на упаковке которого изготовитель указывает, что герметик безопасен для датчика концентрации кислорода.

      Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) ВАЗ-2104, ВАЗ 2105, ВАЗ 2107

      Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) - полупроводниковый прибор - термистор, электрическое сопротивление которого меняется в зависимости от температуры охлаждающей жидкости.

      Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) ВАЗ-2104, ВАЗ 2105, ВАЗ 2107

      ДТОЖ установлен в резьбовом отверстии патрубка системы охлаждения двигателя автомобиля ваз.

      Расположение датчика температуры охлаждающей жидкости ваз

      По величине сопротивления датчика ЭБУ оценивает температурный режим двигателя автомобиля ваз. Полученные данные используются при расчете большинства управляющих команд системы управления двигателем, а также для включения электровентилятора системы охлаждения двигателя.

      При неисправности ДТОЖ электронный блок управления переводит систему автомобиля ваз на резервный режим работы.

      Датчик скорости ВАЗ-2104, ВАЗ 2105, ВАЗ 2107

      Принцип действия датчика скорости автомобиля ваз основан на эффекте Холла.

      Датчик скорости ВАЗ-2104, ВАЗ 2105, ВАЗ 2107

      Датчик скорости на автомобиле ваз закреплен на корпусе привода спидометра, который установлен на коробке передач. К датчику скорости крепится трос привода спидометра.

      Расположение датчика скорости на автомобиле ваз

      По импульсам, вырабатываемым датчиком скорости, ЭБУ рассчитывает скорость автомобиля ваз.

      Колодка диагностического разъема ВАЗ-2104, ВАЗ 2105, ВАЗ 2107

      Колодка диагностического разъема предназначена для подключения внешнего диагностического устройства (типа ДСТ-2М) к системе управления двигателем. Колодка диагностики А установлена на одном кронштейне с блоком предохранителей и реле Б на передней панели под вещевым ящиком.

      Расположение колодки диагностического разъема реле и предохранителей на автомобиле ваз

      Цепи системы управления двигателем защищены плавкими предохранителями флажкового типа 7,5 А и 15 А.

      Предохранители и реле системы управления двигателем автомобиля ваз

      Предохранители и реле системы управления двигателем автомобиля ваз:
      F1 - предохранитель цепи главного реле (7,5А);
      F2 - предохранитель ЭБУ (7,5А);
      F3 - предохранитель цепи электробензонасоса (15A);
      R1 - главное реле;
      R2 - реле топливного насоса;
      RЗ - реле электровентилятора.

      Примечание
      На автомобилях ваз 2107 с ЭБУ M1.5.4N и Январь-5.1.3 установлены предохранители F1 и F2 номиналом 15А.

      Катушка зажигания ВАЗ-2104, ВАЗ 2105, ВАЗ 2107

      Катушка зажигания на автомобиле ваз установлена с левой стороны блока цилиндров на кронштейне. Катушка зажигания представляет собой объединенные в один неразборный блок два высоковольтных трансформатора. Выводы вторичной обмотки одной катушки зажигания соединены высоковольтными проводами со свечами 1-го и 4-го цилиндров, другой - со свечами 2-го и 3-го цилиндров. Номера цилиндров, со свечами которых соединяются выводы катушки зажигания, нанесены рядом с выводами.

      Катушка зажигания ВАЗ-2104, ВАЗ 2105, ВАЗ 2107

      Электрические импульсы высокого напряжения от катушки зажигания подаются одновременно на свечи двух цилиндров: на одну - в конце такта сжатия, где происходит воспламенение рабочей смеси, а на другую - в конце такта выпуска (свеча срабатывает вхолостую).
      На автомобилях ваз с ЭБУ M1.5.4N и Январь - 5.1.3 вместо катушки зажигания установлен модуль зажигания. Он объединяет в себе две катушки зажигания и два управляющих катушками зажигания электронных блока.

      Распиновка (назначение контактов) BOSCH М7.9.7 / Январь 7.2

      Данное назначение контактов подходит для Электронных Блоков Управления BOSCH M 7 . 9 . 7 / Январь 7 . 2, используемых на автомобилях LADA (ВАЗ) 2111, 2114, 2109 и прочие, на которые устанавливались двигатели 21114 и 21124.


      Схема 21114


      Электрическая схема ЭСУД а/м ВАЗ-2115, 2114 с контроллером М 7.9.7 (Январь 7.2)

      1. - контроллер;
      2. - колодка жгута системы зажигания к жгуту салонной группы АБС;
      3. - колодка диагностики;
      4. - индикатор состояния АПС;
      5. - автомобильная противоугонная система (АПС);
      6. - катушка зажигания;
      7. - свечи зажигания;
      8. - форсунки;
      9. - электробензонасос;
      10. - колодка жгута системы зажигания к жгуту электробензонасоса;
      11. - колодка жгута электробензонасоса к жгуту системы зажигания;
      12. - колодка жгута системы зажигания к жгуту форсунок;
      13. - колодка жгута форсунок к жгуту системы зажигания;
      14. - датчик скорости автомобиля;
      15. - регулятор холостого хода;
      16. - датчик положения дроссельной заслонки;
      17. - датчик температуры охлаждающей жидкости;
      18. - датчик массового расхода воздуха;
      19. - датчик фаз;
      20. - датчик кислорода;
      21. - датчик положения коленчатого вала;
      22. - датчик детонации;
      23. - электромагнитный клапан продувки адсорбера;
      24. - колодка жгута системы зажигания к жгуту панели приборов;
      25. - предохранитель цепи питания контроллера;
      26. - реле зажигания;
      27. - предохранитель реле зажигания;
      28. - предохранитель цепи питания электробензонасоса;
      29. - реле электробензонасоса;
      30. - реле электровентилятора;
      31. - колодка жгута системы зажигания к жгуту кондиционера;
      32. - колодки жгута системы зажигания и жгута переднего;
      33. - электровентилятор системы охлаждения;
      34. - колодка жгута панели приборов к жгуту системы зажигания;
      35. - выключатель зажигания;
      36. - комбинация приборов;
      37. - блок бортовой системы контроля;
      38. - реле стартера;
      39. - монтажный блок;

      А - к клемме "плюс" аккумуляторной батареи;
      В1, В2 - точки заземления жгута системы зажигания;

      Провода на данной схеме имеют буквенное обозначение цвета и обозначение номера элемента схемы, к которому присоединяется данный провод. Через дробь указывается номер контакта колодки. Условное обозначение "S26" или "SА" означает, что провод присоединяется к элементу схемы под номером 26 или обозначенному буквой А через точку соединения, не показанную на схеме.

      Схема 21124


      Перечень элементов схемы электрических соединений ЭСУД ЕВРО-2 М7.9.7 а/м 21104:

      1 – колодка жгута проводов катушек зажигания к жгуту системы зажигания;

      2 – колодка жгута системы зажигания к жгуту проводов катушек зажигания;

      3 – катушки зажигания;

      4 – датчик сигнализатор иммобилизатора;

      5 – блок управления иммобилизатора;

      6 – свечи зажигания; 7 – форсунки; 8 – колодка диагностики;

      9 – колодка жгута системы зажигания к жгуту салонной группы АБС;

      10 – контроллер; 11 – электробензонасос;

      12 – колодка жгута системы зажигания к жгуту датчика уровня топлива;

      13 – колодка жгута датчика уровня топлива к жгуту системы зажигания;

      14 – колодка жгута системы зажигания к жгуту форсунок;

      15 – колодка жгута форсунок к жгуту системы зажигания;

      16 – колодка жгута системы зажигания к жгуту боковых дверей;

      17 – датчик скорости;

      18 – регулятор холостого хода;

      19 – датчик положения дроссельной заслонки;

      20 – датчик температуры охлаждающей жидкости;

      21 – датчик массового расхода воздуха;

      22 – датчик контрольной лампы давления масла;

      24 – датчик кислорода;

      25 – датчик положения коленчатого вала;

      26 - датчик детонации;

      27 – электромагнитный клапан продувки адсорбера;

      28 – датчик уровня масла;

      29 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;

      30 – колодка жгута системы зажигания к жгуту панели приборов;

      31 – колодка жгута панели приборов к жгуту системы зажигания;

      32 – реле зажигания;

      33 – предохранитель реле зажигания;

      34 – предохранитель цепи питания электробензонасоса;

      35 – реле электробензонасоса;

      36 – реле электровентилятора;

      37 – предохранитель цепи питания контроллера;

      38 – колодка жгута системы зажигания к соединителю кондиционера;

      39 – комбинация приборов;

      40 – выключатель зажигания;

      41 – электровентилятор системы охлаждения;

      42 – блок бортовой системы контроля;

      43 – реле стартера;

      45 – контакты 21-клеммных колодок жгута панели приборов и жгута заднего;

      46 – маршрутный компьютер;

      47 – диагностический разъем.

      A – к клемме "плюс" аккумуляторной батареи; В1 – точка заземления жгута проводов катушек зажигания; В2 – точка заземления жгута датчика уровня топлива; В3, В4 – точки заземления жгута системы зажигания; С – к стартеру; D – к выключателю плафона освещения салона двери водителя.

      Провода на данной схеме имеют буквенное обозначение цвета и обозначение номера элемента схемы, к которому присоединяется данный провод. Через дробь указывается номер контакта колодки

      Ваз 2107 ИНЖЕКТОР не заводиться.

      Ну тогда решай вопрос по мозгам, а там дальше видно будет,
      но думаю что беда где то в контакте так как заводилась и ехала,

      если мозги нормальные, то все четыре свечи с проводами ВВ из цилиндров
      и смотри искру на всех четырех свечах, обрати внимание, жужит ли бензонасос
      в баке при включении зажигания.

      проверь все три реле, главное реле, реле бензонасоса и реле вентилятора там ещё
      преды глянь есть ли на них +12, и с ключа зажигания

      что за мозг то марка, у тебя с собой глянь ?

      Ну тогда решай вопрос по мозгам, а там дальше видно будет,
      но думаю что беда где то в контакте так как заводилась и ехала,

      если мозги нормальные, то все четыре свечи с проводами ВВ из цилиндров
      и смотри искру на всех четырех свечах, обрати внимание, жужит ли бензонасос
      в баке при включении зажигания.

      проверь все три реле, главное реле, реле бензонасоса и реле вентилятора там ещё
      преды глянь есть ли на них +12, и с ключа зажигания

      что за мозг то марка, у тебя с собой глянь ?

      Значит до кучи вынь форсы и глянь прыскают или нет, только тряпку там приготовь и по аккуратней не запались.

      если форсы прыскают до значит беда в системе зажигания, мозги тебе сейчас проверят, останется МЗ и питание
      на него ну и ВВ провода и свечи

      да разъем на МЗ идет сколько проводов ?

      Значит до кучи вынь форсы и глянь прыскают или нет, только тряпку там приготовь и по аккуратней не запались.

      если форсы прыскают до значит беда в системе зажигания, мозги тебе сейчас проверят, останется МЗ и питание
      на него ну и ВВ провода и свечи

      да разъем на МЗ идет сколько проводов ?

      Значит до кучи вынь форсы и глянь прыскают или нет, только тряпку там приготовь и по аккуратней не запались.

      если форсы прыскают до значит беда в системе зажигания, мозги тебе сейчас проверят, останется МЗ и питание
      на него ну и ВВ провода и свечи

      да разъем на МЗ идет сколько проводов ?

      Усе понятно общий модуль ключи находятся в МОЗГАХ ЭБУ, вполне могли мозги погореть.

      Усе понятно общий модуль ключи находятся в МОЗГАХ ЭБУ, вполне могли мозги погореть.

      Усе понятно общий модуль ключи находятся в МОЗГАХ ЭБУ, вполне могли мозги погореть.

      Я ж говорю контакт, так подключи тестер к главному реле (у тебя их два) рядом преды и потряси замок зажигания вполне может и нет контакта

      для этого выкладываю схему ТВОЕГО контролера и объвеса, посмотри внимательно:


      1 – контроллер;
      2 – датчик кислорода диагностический;
      3 – колодка жгута системы зажигания к жгуту правого брызго-вика;
      4 – колодка жгута системы зажигания к жгуту панели приборов (указатель уровня топлива);
      5 – колодка жгута системы зажигания к жгуту датчика уровня топлива;
      6 –датчик кислорода;
      7 – колодка жгута датчика уровня топлива к жгуту системы за-жигания;
      8 – электробензонасос;
      9 - колодка диагностики;
      10 – датчик скорости;
      11 – регулятор холостого хода;
      12 – датчик положения дроссельной заслонки;
      13 – датчик температуры охлаждающей жидкости;
      14 – датчик массового расхода воздуха;
      15 – датчик положения коленчатого вала;
      16 – электромагнитный клапан продувки адсорбера;
      17 – катушка зажигания;
      18 – свечи зажигания;
      19 – форсунки;
      20 – колодка жгута системы зажигания к жгуту панели прибо-ров;
      21 – предохранитель цепи питания контроллера;
      22 – реле зажигания;
      23 – предохранитель реле зажигания;
      24 – предохранитель цепи питания электробензонасоса;
      25 – реле электробензонасоса;
      26 – колодка жгута системы зажигания к жгуту форсунок;
      27 – колодка жгута форсунок к жгуту системы зажигания.


      A – к клемме "плюс" аккумуляторной батареи;
      В1 – точка заземления жгута датчика уровня топлива;
      В2, В3 – точки заземления жгута системы зажигания.


      Провода на данной схеме имеют буквенное обозначение цвета и обозначение номера элемента схемы, к которому присоединяет-ся данный провод. Через дробь указывается номер контакта ко-лодки.

      Жгут системы зажигания – 21074-3724026.

      Это разъемы на самом ЭБУ красными кружками я объвел клеммы куда приходит +12В
      зелеными масса

      Советую скачать эти схемы и распечатать, на месте будет легче.

      Так что вполне и замок зажигания может дурака валять и реле зажигания,
      замок можно перемкнуть намертво что бы до гаража доехать, а реле лучше подменить

      Читайте также: