Схема мотовила комбайна нива

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

Жатка комбайна Нива СК-5


ckniva5

Жатки Нива СК-5

Фото жатки Нива СК-5

Устройство жатки комбайна Нива СК-5

Жатка комбайна СК - 5 расположена фронтально относительно молотилки и состоит из корпуса и наклонной камеры 2. При подборе валков делители, мотовило и привод ножа режущего аппарата снимают, а на платформе жатки закрепляют подборщик. Она имеет иную конструкцию, которая отличается от той что имеет валковая жатка.

Наклонная камера шарнирно соединена с корпусом молотилки и двумя гидроцилиндрами поднимается и опускается, поворачиваясь вокруг вала привода механизмов жатки. Корпус жатки подвешен к корпусу наклонной камеры в центре через сферический шарнир, а по сторонам — с помощью подвесок, соединенных через рычаги с блоками пружин механизма уравновешивания. К торцам трубчатой оси остова жатки приварены упоры, которые опираются на ролики, прикрепленные к наклонному корпусу. Режущий аппарат состоит из пальцевого бруса, одинарных пальцев с вкладышами, ножа, прижимов, пластинок трения и направляющей головки ножа, предназначенной для присоединения механизма привода. В возвратно - поступательное движение нож приводится кривошипно - шатунным механизмом и коромыслом.

Чтобы режущий аппарат не забивался и срезал все стебли, оси сегментов и его пальцев в крайних положениях ножа должны совпадать. Этого добиваются изменением длины шатуна. Носки сегментов должны прилегать к вкладышам или располагаться над ними с зазором не более 0,5 мм. Зазор между вкладышами и задней частью сегментов должен составлять 0,5. 1,0 мм, а между прижимной лапкой и сегментом — не более 0,5 мм. Их устанавливают подгибом прижимных лапок, прокладками и смещением пластин трения. Перекос устраняют передвижением оси коромысла в прорези.

Высоту среза устанавливают перестановкой двух копирующих башмаков. При уборке короткостебельных или полеглых хлебов башмаки устанавливают на высоту среза 50 или 100 мм, длинностебельных с зеленым подгоном — 100 или 180 мм, при работе с подборщиком — 100 или 130 мм.

Делители предназначены для отделения срезаемых стеблей от хлебного массива и подвода их к ножу. При уборке длинностебельных и полеглых хлебов используют торпедные делители, на основание которых установлены регулируемые внутренние и внешние стеблеотводы. Для уборки короткосоломистых хлебов в качестве делителей применяют боковины жатки, удлиненные съемными мысами.

На жатках комбайна СК - 5 устанавливают универсальное эксцентриковое мотовило. Основу мотовила составляет трубчатый вал с дисками и крестовинами. Его цапфы установлены в подшипниках, закрепленных на ползунах. В пазах крестовин смонтированы лучи, на наружных концах которых расположены граблины — трубчатые валы с пружинными пальцами и планками. К левым концам труб приварены кривошипы, на пальцы которых надеты лучи, прикрепленные к кольцевой обойме. Обойма перекатывается по двум роликам, их оси прикреплены к брусу, снабженному пальцем, на который надет конец поводка. Второй конец его свободно надет на вал мотовила. Брус соединен с кронштейном поддержки мотовила. При перемещении бруса вперед или назад и закреплении его

одном из четырех отверстий кронштейна изменяется наклон пружинных пальцев граблин. При вращении же мотовила пальцы совершают плоскопараллельное движение и тем самым лучше захватывают и подводят к режущему аппарату полеглые стебли.

Для уборки прямостоячих стеблей конечную часть пальцев перекрывают планками. Это предохраняет вал мотовила от наматывания стеблей.

При работе планки мотовила должны касаться стеблей не ниже их центра тяжести. При воздействии на стебель ниже отмеченного центра тяжести он переваливается через планку и падает на поле.

Убирая коротко - и среднестебельные хлеба, мотовило с помощью гидроцилиндров опускают и вручную или посредством гидроцилиндров перемещают по поддержкам к режущему аппарату, при этом вал мотовила закрепляют на 20.50 мм впереди линии ножа. При уборке длинностебельных хлебов мотовило поднимают, а его вал выносят вперед за линию ножа на 60.70 мм.

Прямостоячие хлеба убирают при вертикальном положении пальцев граблин или отклоняют на 15° вперед. Для этого роликовый брус эксцентрикового механизма закрепляют в третьем или четвертом отверстии кронштейна поддержки.

При уборке полеглых хлебов пальцы граблин размещают под углом 15 или 30° назад, закрепляя брус на втором или первом отверстии кронштейна. Оптимальную частоту вращения вала мотовила устанавливают с помощью вариатора. Он состоит из ведущего и ведомого шкивов, охватываемых клиновым ремнем. Каждый шкив имеет подвижный и неподвижный диски. Диски верхнего шкива поджаты один к другому пружиной. Нижний шкив смонтирован на гидроцилиндре, служащем одновременно осью, Плунжер гидроцилиндра через крестовины и шпильки связан с подвижным диском. Взаимное провертывание дисков устраняется пальцами.
Для увеличения частоты вращения мотовила открывают доступ маслу в гидроцилиндр. При этом плунжер сближает диски ведущего шкива и ремень на нем постепенно переходит с малого диаметра на большой. Под воздействием ремня подвижный диск ведомого шкива, преодолевая сопротивление пружины, приближается к неподвижному диску. Для снижения частоты вращения масло отводят из цилиндра. Пружина ведомого шкива сближает его диски, а ремень раздвигает диски ведущего шкива.

При скорости движения комбайна до 5 кмч окружная скорость планки мотовила должна превышать скорость агрегата в 1,5. 1,8 раза; при большей скорости — в 1,2.1,5 раза. Это обусловливается тем, что при сравнительно высоких скоростях агрегата срезанные стебли подпираются несрезанными. Тем самым происходит их укладывание на платформу жатки.

Работая при малых скоростях агрегата, на ведомом шкиве вариатора закрепляют звездочку с 16 зубьями; при больших скоростях — с 20. Для изменения положения мотовила в горизонтальной и вертикальной плоскостях служат два гидроцилиндра и сблокированный механизм. Для сохранения натяжения цепи, приводящей во вращение вал мотовила, предусмотрено специальное автоматическое устройство.

В нижнем положении мотовила зазор между пальцами граблин и режущим аппаратом должен составлять 10.25 мм, между пальцами и шнеком — не менее 15 мм. Параллельного положения планок мотовила и режущего аппарата добиваются ввертыванием или вывертыванием вилки, закрепленной на левой поддержке и соединенной со штоком гидроцилиндра.

Шнек жатки состоит из цилиндрического кожуха, двух спиралей правой и левой навивки, коленчатого вала и пальцевого механизма, установленных в средней части кожуха. Шнек вращается в подшипниках, которые закреплены на плитах, установленных на боковинах жатки. Внутри кожуха приварены диски, на которых находятся подшипники разборного коленчатого вала, имеющего оси и трубу. На эксцентрично расположенной трубе вала закреплены втулки с пальцами, пропущенными в отверстия глазков кожуха, который приводится во вращение с левой стороны через хвостовик и звездочку с фрикционной муфтой. При вращении кожуха глазки ведут за собой пальцы. Эксцентричное расположение трубы приводит к тому, что они выходят больше спереди, а сзади почти полностью утопают. Благодаря этому захваченные пальцами стебли передаются плавающему транспортеру, а пальцы постепенно входят в кожух. Зазор между пальцами и платформой жатки в зависимости от подачи массы устанавливают поворотом коленчатого вала с помощью рычага 4 от 6 до 35 мм. Одновременно перемещением опорных плит с помощью регулировочных подвесок 6 изменяют зазор между витками спиралей и платформой жатки.

При прямом комбайнировании на концах спиралей устанавливают съемные концы 7, что улучшает равномерность подачи хлебной массы по ширине наклонной, камеры.

Плавающий транспортер расположен в корпусе наклонной камеры и состоит из верхнего. Валы закрыты кожухами, предотвращающими наматывание на них стеблей. Нижний вал подвешен на рычагах и подпружинен в продольном и поперечном направлениях. Такая подвеска позволяет изменять положение нижнего вала в зависимости от толщины слоя поступающей в камеру массы и одновременно сохранять натяжение цепей и предохранять от перегрузок детали транспортера. Для нормального натяжения цепей пружины, расположенные параллельно транспортеру, сжимают гайками до длины 87.92 мм и оставляют запас сжатия 12. 15 мм. Расстояние между планками нижней ветви транспортера и днищем камеры в зоне ведомою вала должно составлять 5. 10 мм. Этот зазор регулируют установкой шайб под гайку болтов, сжимающих вторую пару пружин.

При определенном положении штоков гидроцилиндров наклонная камера и молотилка жестко связаны, а корпус жатки опирается на башмаки и свободно копирует поверхность поля. В поперечном направлении пределы копирования для жаток комбайна СК - 5 с шириной захвата 4,1; 5,0 и 6,0 м равняются соответственно ±130, ±160 и ±190 мм и в продольном направлении±150 мм.

Для нормального копирования поверхности поля компенсационные пружины натягивают так, чтобы давление каждого башмака на почву составляло 0,25.0,30 кН. При уборке хлебов на влажных и рыхлых почвах башмаки сгруживают перед собой почву и отклоняют стебли от режущего аппарата. Тогда механизм уравновешивания выключают и работают без копирования поверхности поля. Для этого между кронштейнами наклонной камеры и компенсационными рычагами вставляют специальные прокладки, что обеспечивает между шнеком и наклонным транспортером нормальный зазор для равномерной подачи стеблей в молотилку. Высоту среза растений устанавливают подъемом жатки с помощью гидроцилиндров.

Жатка Нива СК-5

Фото жатки комбайна Нива СК-5

Кукурузная жатка на Ниву СК-5

Жатка для уборки кукурузы для комбайна Нива СК-5 с наклонной камерой и комплектом переоборудования комбайна (шкивы, звездочки и т.п.). Это уникальное предложение для комбайна Нива иметь возможность полноценно убирать кукурузу. Жатка обеспечивает надежную работу, гарантирует в будущем ремонтопригодность и доступность ремонта, так как все комплектующие производятся в Украине. Гарантия с полным сервисом 2 года.

Усилены элементы навески жатки на комбайн, установлены автоматические натяжные устройства приводов, а также новые ремни и цепи повышенной тяговой способности, установлены метизы повышенного класса прочности.

кукурузная жатка Нива СК-5

Фото кукурузной жатки комбайна Нива СК-5

Усиленная конструкция русла с протягивающими вальцами и транспортерами стеблей.
Передняя двухшарнирная, с жесткой фиксацией шарниров и задняя самоустанавливающаяся сферическая опоры обеспечивают возможность высокопроизводительной работы жатки в любых природно-климатических условиях выращивания кукурузы.

На жатках усилена конструкция русла с обрывочными вальцами и транспортерами стеблей. Опоры (передняя двухшарнирная, с жесткой фиксацией шарниров и задняя самоустанавливающаяся сферическая) обеспечивают возможность высокопроизводительной работы жатки.

Для повышения технической и технологической надежности жатки на левом и правом руслах усилены предохранительные муфты и стаканы раздаточных коробок, в которых установлены опорные шарикоподшипники входных валов.

Усилен поводок сферической опоры привода вальца. Жатки КМС-8 и КМС-6 предназначены для уборки кукурузы.

Усилены передние опоры вальцев, которые жестко закрепляются на боковинах каркаса русла и дают возможность бесступенчатого регулирования расстояния на входе в обрывочные вальцы.
Для уборки высокоурожайных гибридов кукурузы усилена конструкция шнека початков. В центральной части шнека установлены лопатки для транспортирования початков в наклонную камеру комбайна.

На приводном валу шнека установлена усиленная предохранительная муфта.
Для визуального контроля водителя за шнеком жатки на ветровом щите установлены решетчатые окна.

Схема мотовила комбайна нива

Гидравлическое оборудование комбайнов состоит из основной гидросистемы и гидросистемы рулевого управления. Основная гидросистема обслуживает рабочие органы комбайна и включает в себя гидронасос марки НШ-32У, предохранительные клапаны, золотниковый распределитель на семь потребителей, гидроцилиндр вариатора оборотов мотовила, два гидроцилиндра подъема жатки, два гидроцилиндра подъема мотовила, гидроцилиндр двустороннего действия вариатора ходовой части, поршневой гидроцилиндр механизма очистки воздухозаборника, два вибратора зернового бункера, распределитель и два гидроцилиндра открытия копнителя. В гидросистему рулевого управления входит гидронасос марки НШ-10Е, насос-дозатор, распределитель и поршневой цилиндр.

Обе гидросистемы обслуживаются общим гидробаком емкостью 14 л. В гидробаке имеется фильтр очистки масла, состоящий из фильтрующих сетчатых элементов. Фильтр снабжен предохранительным клапаном, отрегулированным на давление 1,5 кгс/см2.

Предохранительные клапаны

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Предохранительные клапаны отрегулированы на давление 63 кгс/см2. Если давление в гидросистеме ниже нормы, то шарик прижимается пружиной к гнезду в шпинделе. Давление в полости и канале одинаковое, поршень отжимается пружиной книзу, и канал нагнетания не сообщается со сливной магистралью.

Когда давление в гидросистеме повышается, то шарик, преодолевая действие пружины, отходит от гнезда шпинделя. Масло из полости через отверстие в шпинделе поступает в сливную магистраль, и уменьшается давление в полости. Поршень, преодолевая сопротивление пружины, поднимается вверх и открывает доступ масла из нагнетательной магистрали в сливную магистраль. Тем самым давление в гидросистеме уменьшается до нормальной величины.

При установке клапана на место важно, чтобы канал 5 соединялся с нагнетательной магистралью, а канал 9 — со сливной. Неправильная установка приводит к аварии гидросистемы.

Распределитель

Распределитель собран из секций и крышек, между которыми установлены уплотнительные резиновые кольца.


Рис. 1. Схема гидравлической системы комбайнов «Нива» и «Колос»:

Он предназначен для того, чтобы разгрузить насос от давления масла при холостой работе гидросистемы.

Четыре секции имеют запорные клапаны, а две — четвертая и шестая, считая от переливного клапана, не имеют их. Они предназначены для управления устройством очистки сетки радиатора и вибраторами зернового бункера.

В каждой секции установлены золотник с центрирующей пружиной, возвращающей золотник из рабочего в нейтральное положение, и запорный клапан, состоящий из толкателя и двух шариков с пружинами.

Работает распределитель следующим образом. Когда золотник находится в нейтральном положении, то полость переливного клапана через каналы (сквозной, проходящий через все секции), соединяется со сливной магистралью. Поршень под действием повышенного давления в нагнетательной магистрали поднимается вверх и открывает доступ маслу в сливной канал. Если золотник переместить вверх, то поясок его перекрывает канал. Масло из нагнетательной магистрали поступает через дроссельное отверстие в полость, и давление в ней становится одинаковым с давлением масла в нагнетательной магистрали. В этом случае поршень под действием давления пружины опускается вниз, и масло из нагнетательной магистрали поступает в верхнюю полость запорного клапана. Шарик, преодолевая сопротивление пружины, открывает доступ маслу в гидроцилиндр, а толкатель, опускаясь вниз, открывает выход маслу из гидроцилиндра в сливную магистраль.

То же самое явление происходит при перемещении золотника в нижнее положение. Только нагнетательная магистраль соединяется с гидроцилиндром через нижнюю полость запорного клапана, а слив масла из гидроцилиндра происходит через верхнюю полость запорного клапана. От распределителя идут по два трубопровода к гидроцилиндрам двойного действия и по одному трубопроводу — к гидроцилиндрам одностороннего действия.


Рис. 2. Схема действия предохранительного клапана (а) и гидрораспределителя (б, в, г):
а — предохранительный клапан; 1 — шпиндель; 2 — шарик; 3 — направляющая; 4 — пружина; 5 — канал нагнетания; 6 — дроссельное отверстие; 7 — поршень; 8 — пружина; 9 — канал слива; 10 — полость; б — перемещение золотника вверх; в — нейтральное положение; г — перемещение золотника вниз; 1 — поршень; 2 — пружина переливного клапана; 3 — золотник; 4 — верхняя полость запорного клапана; 5 — последроссельная полость переливного клапана; 6 — канал, проходящий через все секции распределителя; 7, 10 — сливные каналы; 8 — канал к гидроцилиндру; 9 — нижняя полость запорного клапана; 11 — нагнетательный канал; 12 — дроссельное отверстие; 13 — толкатель

Зерноуборочный комбайн Нива СК-5

Нива СК-5, одна из легенд отечественного, сельскохозяйственного, машиностроения. Этот небольшой комбайн увидел свет более 40 лет назад, и был когда то одной из самых массовых зерноуборочных машин в Советском Союзе. По сей день компания «Ростсельмаш» выпускает глубоко-модернизированную версию этого замечательного комбайна. Новые СК-5 обладают отличными производственными характеристиками и вполне способны конкурировать с зарубежными аналогами, в своем сегменте.

Применяются эти комбайны преимущественно малыми фермерскими хозяйствами, с небольшими площадями посевов. Там где применение серьезной высокопроизводительной техники не целесообразно. В таких условиях эти машины незаменимы, и спрос на них вследствие этого не падает с годами.

История создания комбайна

Знаменитый на всю страну, а также ближнее и дальнее зарубежье, завод «Ростсельмаш» ведет свою историю с начала 20 века. С конвейера именно этого предприятия, когда то сходили комбайны Нива СК-5, а сегодня там же, производят его модернизированных потомков.

История этой машины, которую без преувеличения можно назвать выдающейся, началась в далеком 1958 г. В июне этого года, а точнее 12- го числа, министерству сельского хозяйства были сданы 27 новеньких комбайнов. Это были первые самоходные комбайны СК-3, полностью разработанные конструкторами «Ростсельмаш».

niva-sk-3

Комбайн «Нива» СК-3

Это событие имело большую значимость. Ведь до этого предприятие выпускало лишь прицепные комбайны. Теперь страна имела производство машин совсем другого уровня, современных и производительных. В 1961 было выпущено уже 100 тыс. машин.

Следующий этап развития модели, произошел в феврале 1962 года. Завод приступил к производству обновленной СК-4, эта модель была производительнее предыдущей на 25%.

SK-4

Комбайн «Нива» СК-4

Диплом 1-ой степени в 1963 году в Лейпциге, в 1964 медаль на выставке в Чехословакии и «Серебряный кубок» — высшая награда в Венгрии. «Нива СК-4» является самой награждаемой зерноуборочной машиной в мире.

Производство Последней модели этого ряда, «Нива СК-5» началась в 1973. Этот комбайн послужил базой для создания нескольких узкоспециализированный модификаций, например: рисоуборочный комбайн, для работы на склонах до 30 градусов.

В дальнейшем СК-5 не однократно модернизировался. До наших дней дошел под названием «Нива-эффект».

Назначение

Основное назначение комбайна – сборка урожая зерновых культур. Измененная модификация Нива СК5м1 способна справляться с уборкой кукурузы, бобовых растений, сои при установке вспомогательного оборудования.
В настоящее время комбайн применяется в небольших фермерских хозяйствах, которые обрабатывают малые площади. Данная техника вполне подходит для небольших угодий, где использование серьезных машин с высокой производительностью не целесообразно.

Комбайн Нива СК 5


Комбайн Нива СК 5

Технические характеристики

Технические характеристики зерноуборочного комбайна Нива СК-5:

ХарактеристикиЕд. измеренияПоказатели
Габариты (размеры):
— длинамм7607
— ширинамм3930
— высотамм4100
Масса (вес)кг7400
Марка мотора ММЗ/Д 260.1.36
МощностькВт/л.с.114/155
Объем топливной емкостил300
Частота вращения барабанаоб/мин2900
Количество ножейшт.64
Объем накопительного бункерал3000
Скорость разгрузкил/сек40
Высота разгрузким2,6
Система очистки двухрешетная
Длина элементов соломотрясам3,6
Количество элементов соломотрясам4
Молотильный аппарат барабан
Диаметр молотильного аппаратам0,6
Наклонная камера транспортер
Рабочая ширина жатким5

На видео комбайн в работе:

Двигатель

Двигатель комбайна, как и любой другой техники, это его сердце. Он обеспечивает работу всех систем машины и ее движение. СК-5 оснащался пятью различными двигателями: СМД-17К, СМД-18К мощностью 100 л.с. и СМД-19К, СМД-20К, СМД-21 мощностью в 120 лошадей.

dvigatel-niva-sk-5

Все модели – это четырехтактные, четырехцилиндровые дизеля, рядного исполнения. Последние три модели из представленных выше с наддувом. Воздух перед подачей в турбину принудительно охлаждается, что позволило качественно сжигать большее количество топлива в цилиндре, значительно повысив мощность.

Современные «Нива-Эффект» имеют более мощный, 155-и сильный Д-260. Этот двигатель обладает меньшим расходом топлива и увеличенным эксплуатационным ресурсом. Двигатель имеет хороший запас крутящего момента, что обеспечивает надежную работу даже при больших нагрузках.

Расход топлива

Вместимость бака для топлива составляет 300 литров. Удельный расход топлива равен 162 г/л.с. ч.

Ходовая часть

Ходовая комбайнов «Нива СК-5» включает в себя мост ведущих и управляемых колес.

Мост ведущих колес. В него входят:

  • Коробка передач
  • муфта сцепления
  • дифференциал
  • КПП с тормозом
  • два бортовых редуктора
  • колеса.

Муфта сцепления установлена на приемном шкиве вала привода КПП. Ведомый диск муфты крепится на вал привада, а выжимной диск с помощью 12-и пружин прижимает его к внутренней поверхности шкива. При выключении сцепления специальная муфта надавливает на отжимные рычаги, освобождая тем самым ведомый диск, от выжимного и передает вращение на КПП.

Коробка передач. Снабжена тремя валами и набором шестерен. На приводном валу крепятся две подвижные шестерни(каретки). Первая включает 1-ю и заднюю передачи, а вторая шестерня 2-ю и 3-ю передачи. После того как передача включена, механизм блокировки фиксирует шестерни.

Мост управляемых колес представляет из себя: жесткую балку, поворотные кулаки, трапецию с гидроцилиндром, колеса

В торцах балки с помощью шарниров и шкворней крепятся полуоси колес. Ступицы крепятся к полуосям с помощью конических подшипников.

Трансмиссия

Все версии комбайна оборудованы клиноременным приводом. Это говорит о том, что момент от силового агрегата на вал КПП передается при помощи клиноременной передачи, так называемого вариатора. Это позволило улучшить возможность регулировки комбайна “СК-5 Нива”.

Вариатор используется для возможности изменения передаточного числа. Рабочий процесс осуществляется благодаря осевому смещению элемента с ведущего блока. В зависимости от положения дисков, изменяется ширина ручья, в зависимости от этого параметра изменяется радиус огибания ремня.

Управление осуществляется с кабины. В максимально выдвинутом положении ручки золотника – задается максимальная скорость, а когда он установлен в положение “назад” – минимальная.

Вариатор

Привод на комбайнах Нива клиноременный. Это значит, крутящий момент со шкива двигателя на шкив КПП передается посредством клиноременной передачи, при помощи вариатора.

Вариатор служит для изменения передаточного числа на ременной передаче. Осуществляется это с помощью осевого смещения диска ведущего блока, с помощью гидроцилиндра. При перемещении диска влево или вправо происходит изменение ширины ручья. Соответственно ремень либо смещается глубже, уменьшая диаметр, либо выталкивается к поверхности ручья, при этом диаметр его увеличивается.

Управляется вариатор из кабины, перемещением ручки золотника гидрораспределителя. До конца вперед максимальная скорость, назад минимальная.

Система гидравлики

Комбайн имеет две гидравлические системы: основная и рулевого управления. Гидросистема обслуживающая рабочие элементы комбайна является основной. В состав ее входят: гидронасос НШ-32У, клапаны предохранительные, гидрораспределитель с семью выходами, двусторонний гидроцилиндр вариатора ходовой, по два гидроцилиндра на подъем жатки и мотовила. Гидравлическое управление очисткой воздуха, открытие копнителя, вибратором бункера.

В рулевой гидравлической системе: насос НШ-10Е, гидрораспределитель, насос-дозатор, силовой цилиндр. Гидробак на обе системы 14 л.

Устройство

Устройство комбайна Нива СК 5 содержит ходовую часть, гидравлику и жатку. Ход комбайна обеспечивается мостом ведущих колес, мостом управляемых колес и вариатором. Для перемещения ведущих колес имеются такие основные узлы:

  • коробка передач;
  • муфта сцепления;
  • дифференциал;
  • КПП с тормозом;
  • пара бортовых редукторов.

Коробка передач имеет три вала и систему шестерен. Коробка обеспечивает три передние передачи и одну заднюю.
Водимые колеса соединены жесткой балкой. А также имеются поворотные кулаки и трапеция с цилиндром, работающим от гидропривода.
Вариатор играет роль передатчика крутящего момента со шкива мотора на КПП. Происходит это за счет клиноременного механизма. Управление вариатором осуществляется оператором.
Система гидравлики участвует в процессах управления основными элементами машины, опустошении бункера, осуществлении поворотных движений, наборе или снижении скорости. Система гидравлики делится на такие составляющие:

  • насос;
  • распределитель;
  • насос для дозирования;
  • поршневой цилиндр.

Зерноуборочный комбайн Нива СК 5м имеет основной элемент для уборки растений – жатку. Она содержит такие элементы:

  • раму с башмаками;
  • мотовило;
  • аппарат резки;
  • шнек;
  • транспортерная лента плавающей разновидности;
  • подборщик (используется при раздельном способе зерноуборки).

Комбайн Нива СК 5

Схема комбайна Нива СК 5 подразумевает определенный ход работы:

  1. наклоненные мотовилом растения срезаются и подаются в молотильно-сепарирующую систему после сужения;
  2. в приемном битере происходит разделение на камни и основную массу зерновых культур;
  3. в барабане зерна отделяются от колосьев;
  4. полученная солома поступает на соломотряс;
  5. после полного разделения зерно подается в бункер;
  6. обработанная солома движется в копнитель, где уплотняется;
  7. после набивки копнителя оператор выгружает копну;
  8. копнитель закрывается.

СК 05 отличается высокой маневренностью и простотой контроля в непредвиденных обстоятельствах.

Жатка

Любой зерноуборочный комбайн содержит пять основных частей: жатку, молотилку, копнитель, ходовую часть и двигатель. Кроме того комбайн оснащается гидравлической системой, механизмами привода, органами управления и сигнализации.СК 5 «Нива»– это пример нестареющей классической схемы зерноуборочного комбайна, имеющей несущую молотилку и навесные жатку и копнитель.

Жатка скашивает хлебную массу и транспортирует ее в молотилку комбайна.
Включает в свой состав корпус, мотовило, режущий аппарат, шнек и механизмы привода и регулировок. Корпус жатки шарнирным способом установлен на наклонной камере на центральном шарнире и подвесках.
Подвеска регулируемая по длине служит для избежания перекосов жатки относительно молотилки. Основой жатки является сварной корпус. Сзади на нем имеются съемные опоры которые могут принимать рабочее или транспортное положение. Рабочее положение опор используют во время монтажа, ремонта и хранения. Внизу на корпусе расположены копирующие башмаки, которые служат передней опорой жатки в случае прямого способа уборки с копир. рельефа поля. Башмаки могут принимать любое из 4-х полож. тем самым регулируя высоту среза стеблей.

Кабина и рулевое управление

kabina-niva-sk-5

В старых моделях советского периода, условия в кабине комбайна были весьма, спартанские. Принудительная вентиляция хоть и присутствовала, была не способна спасти от жары, а о кондиционере тогда можно было только мечтать. Хотя нельзя не отметить что органы управления машиной располагались вполне удобно.

Рулевая колонка непосредственно перед оператором. В полу справа от колонки рычаг переключения передач, раздельные педали тормоза, педаль выгрузки копны, слева сцепление и стояночный тормоз. Справа от сиденья располагались рычаги и переключатели управления различными механизмами и системами комбайна: жаткой, молотилкой, выгрузкой бункера и т.д.

Сиденье подрессорено с регулировками по весу, в вертикальной и горизонтальной плоскости.

Стоит отметить, что в современных моделях комбайна кабина куда комфортнее. Обивка и звукоизоляция из современных, качественных материалов. Возможна установка кондиционера.

Рулевое управление.

Управляемые колеса на комбайне задние. Система управления полностью гидравлическая, с гидроцилиндром в рулевой трапеции.

Модификации

Комбайн СК-5 Нива, неоднократно модернизировался, рассмотрим основные его модификации:

  • СК-5А – имеет двигатель повышенной мощности в 120 сил.
  • СК-5АМ – мощность повысили до 140 сил, трансмиссионную коробку сместили в лево.
  • СК-5М-1 – на эту модель установили гидростатическую трансмиссию

niva-sk-5-m-1

Комбайн «Нива» СК-5М-1

  • СКП-5М-1 – мог комплектоваться сменным полугусеничным ходом, для работ на почвах повышенной влажности.
  • СКК-5 – крутосклонная модификация, способна работать на склонах до 30 градусов.

tikva-sk-5

Уникальная модификация комбайна для разделения тыквы на мякоть и семечки, была переделана из серийной модели группой энтузиастов.

Эксплуатация

За несколько десятилетий эксплуатации этих машин в нашей стране и странах СНГ накопился огромный опыт эксплуатации. Мы просто обязаны применить его для нашего анализа. Посмотрим что пишут о «Ниве» опытные комбайнеры.

  1. Работаю на «Ниве» вот уже много лет, за год нарабатываю от 300 до 400 Га в год. Из них 200 своих, остальное колымы. Жатка 5-и метровая, двигатель не турбированый. За день получается примерно 14-15 Га за смену 12 часов. Многие называют такой объем для Нивы невозможным, но это вполне реально, хотя не легко конечно. Поставил кондиционер, стало гораздо легче. А из существенных недостатков только износ ремней, но их замена не составляет большого труда.
  2. У меня объем не большой, 40 Га, убираю не торопясь за три дня. Приобретал 3 года назад, когда надоело нанимать каждый год комбайн со стороны, а это та еще нервотрепка. Хоть и работает она у меня 3-4 дня в году, зато душа спокойна, а это дорогого стоит. А вот Ниву я брал как раз совсем за небольшие деньги, которые уже давно окупились. Техника старенькая, и руки частенько прикладывать приходится, но свое дело делает без нареканий. А вообще если все делать вовремя то машина по сути не убиваемая.

sr-5-1

Теперь разберем преимущества и недостатки:

Достоинства

Специалисты, обладающие большим опытом работы с машинами для уборки урожая, практически единогласно утверждают, что главное преимущество комбайна – это его эффективность, и при этом относительно низкая цена.

Техника отличается простотой конструкции, и легкостью в обслуживании. Запчасти на комбайн “Нива СК 5” можно приобрести без каких-либо проблем, по доступной цене.

Такая машина – отличный выбор для работы в современных климатических условиях страны, со специфическими грунтами, характерными для отдельных регионов.

Недостатки

На фоне всех положительных качеств существуют и минусы, которые в значительной степени усложняют использование зерноуборочного агрегата. Главный недостаток – это рабочий орган вариатора. Ременной привод не позволяет выполнить плавный ход по относительно мягким грунтам, с полным бункером. Особой надежность не может похвастаться и система навесного оборудования жатки.

Во всем остальном – хороший комбайн для тех фермеров, которые хотят приобрести недорогую, но при этом проверенную технику с простым обслуживанием.

Что плохого в комбайне Нива ск-5? Все плюся и минусы.

Наиболее удачные конструкции машин со временем обрастают легендами и становятся своего рода символами эпохи. Вместе с тем, многие из них успешно работают и выпускаются до сих пор. Одного из таких «долгожителей» мы и рассмотрим в обзоре. Узнаем, чем примечательно устройство легендарного комбайна «Нива СК-5».

История создания

Вся конвейерная «жизнь» этой машины связана с заводом «Ростсельмаш». Еще в конце 1950-х годов местные инженеры довели до конвейера самоходный СК-3. Для предприятия это был прорыв — до этого там выпускали только прицепные агрегаты.

«Тройка» имела большие резервы, чем и воспользовались конструкторы, «выдавшие» в 1962 году более производительную модель СК-4. Она получилась на редкость удачной, собрав массу наград на различных агровыставках.

Столь успешное шасси и послужило основой для «пятерки». Ее разработка и обкатка заняли немало времени — первые серийные СК-5 выпустили лишь в 1970 году, и еще 3 года новинка выпускалась параллельно с уже знакомым комбайном.

Столько же времени понадобилось для доводки первого ходового экземпляра — «прототип» был готов еще в 1967 году.

Где применяют комбайн

Основная «сфера деятельности» данной модели — уборка и первичная переработка зерновых. За счет довольно компактных габаритов и маневренности комбайн отлично подходит для обработки узких участков или же условий сложного рельефа.

Существует и версия для слабонесущих, влажных грунтов. Это машина с полугусеничным ходом, которая тоже освоена заводом.

Опытные механизаторы знают, что в «стесненном» поле привычным «Нивам» нет равных — в таких условиях они дадут фору более мощным импортным комбайнам.

Технические характеристики

Чтобы понять, чем привлекателен комбайн СК-5 «Нива», рассмотрим актуальные технические характеристики выпускаемой ныне базовой модели:

  • двигатель: шестицилиндровый рядный дизель с наддувом, четырехтактный;
  • мощность (л. с): 155;
  • частота вращения барабана (об./мин.): 2900;
  • количество ножей: 64;
  • объем бункера (л): 3000;
  • скорость разгрузки (л/с): 40;
  • разгрузочная высота (м): 2,6;
  • тип очистки: двухрешетная;
  • ширина жатки (м): 5;
  • общая длина соломотряса (м): 3,6, состоит из 4 компонентов;
  • молотильный механизм: барабанного типа;
  • диаметр барабана (м): 0,6;
  • тип наклонной камеры: транспортер;
  • длина (м): 7,60;
  • ширина (м): 3,93;
  • высота (м): 4,1;
  • сухая масса (т): 7,4.

Двигатель комбайна

Современные «Нивы» оснащаются дизелем марки ММЗ —

Д.260.1 . Этот движок объемом в 7,12 л отлично подходит для различных работ.

Дело в том, что у него неплохой запас по крутящему моменту (622 Н/м), который обеспечивает хорошую тягу даже под полной нагрузкой или при проходе сложного участка.

Мотор можно «раскрутить» до 2100 об./мин., но на практике стараются «поймать» средние (порядка 1400) обороты — в таком режиме достигается пик мощности.

Жидкостное охлаждение незаменимо для полевых работ, в этом плане минский дизель предпочтительнее «воздушников».

В качестве «сердца» данной машины также могут выступать и такие моторы, как:

  • СМД-17К и СМД-18К (оба — по 100 л. с.);
  • 120-сильные СМД серий 19К, 20К и 21К с наддувом.

Все они выполнены по рядной схеме с 4 цилиндрами, но проигрывают «шестикотловому» ММЗ по мощности и расходу — у них он немного выше.

Ходовая часть

Эта группа узлов включает в себя 2 моста: ведущих колес и управляемый.

Конечно, первый сложнее по конструкции.

О н скомпонован из

  • коробки передач;
  • муфты сцепления;
  • дифференциала;
  • блока с тормозом;
  • 2 бортовых редукторов;
  • непосредственно колес.

Коробка передач популярного комбайна модели «Нива» СК-5 — трехступенчатая, оснащена 3 валами и комплектом шестерен, 2 из них сделаны подвижными (как каретки) и крепятся на приводной вал.

Первая «прихватывает» первую передачу, а вторая — вторую и третью скорости. После включения передачи «свободные» шестерни блокируются специальным механизмом.

На приемный шкив приводного вала коробки ставится ведомый диск муфты сцепления, тогда как выжимной при помощи 12 пружин поджимает его к внутренней стороне шкива. Если сцепление выключается, муфта освобождает ведомый диск и перенаправляет вращение на КПП.

  • жесткой балкой;
  • поворотными кулаками;
  • трапецией в блоке с гидроцилиндром;
  • колесами.

Колесные полуоси держатся в торцах балки посредством шкворней и шарниров. На самих полуосях коническими подшипниками прикреплены ступицы.

На всех модификациях комбайна установлен клиноременной привод. Проще говоря, момент от мотора передается на шкив коробки передач ремнем, а управляется весь этот процесс при помощи вариатора.

Эта система, смещая диск ведущего блока, перемещает ремень по шкиву, тем самым меняя ширину ручья. Сам ремень при этом съезжает поглубже либо выводится «на кромку» (тогда диаметр увеличивается).

Работа механизма регулируется золотником гидрораспределителя, ручка от которого выведена в кабину. Чтобы дать полный ход, ее переводят до упора вперед, а для сброса скорости — отводят назад.

Вопросы задавать можно только после регистрации. Войдите или зарегистрируйтесь, пожалуйста.

Антоха у тебя шо там цех по производству. ) молодец.

верхнее решето набирал

Респект. Зимой лапти плести не пробовали? У вас получится.

Антоха у тебя шо там цех по производству. ) молодец.

та не не цех гаражик

верхнее решето набирал

верхнее решето набирал

Эт куда такое большое.

Друзья, спасибо всем большое нас уже 1000 подписчиков на Ютубе, кто ещё не подписался, проходим по ссылке и подписуемся. Всем огромное спасибо.
Мой Youtube канал https://www.youtube.com/channel/UCRO69m-6Mo3p6ovZJ7BiPJA

дон тыщяпятсот у меня токо деревяхи выкинул с перегородками и насверлил другие перегородки

мужики один фиг мотовило подымается на перекос пробовал по вашим советам ничего все равно правая сторона подымается первой помогите

дон тыщяпятсот у меня токо деревяхи выкинул с перегородками и насверлил другие перегородки

Да много сил уделяете комбайну
кабина уже скоро будет по центру?

дон тыщяпятсот у меня токо деревяхи выкинул с перегородками и насверлил другие перегородки

Да много сил уделяете комбайну
кабина уже скоро будет по центру?

Видел фотки в раше добрьіню делают кабинка по центру отлично смотриться

quote=goloslava]На доне ведь правого вращения?[/quote]
Ну конечно правого. Под это и насос подпитки настроен.

ни у кого нет этого насоса подпитки?

Есть на рабочем запасном комплекте. Правого вращения. Не продаю. Но поработать до конца сезона не возражаю..

Видел фотки в раше добрьіню делают кабинка по центру отлично смотриться

[изображение]
[изображение]
[изображение]

видил я их.когда сравниваеш с нивой супер а после лекса неочень.вроде башиная выгрузка а выворота на120 градусов нету а на90прошлый век.и вечьно у них узлы под капот не влазят

а воздухан как уменя

Неплох, от чего то или сам склепав?

Неплох, от чего то или сам склепав?

зборнячёк.корпус вроде кейс касеты с лекса а заборник с дона переварен

мужики один фиг мотовило подымается на перекос пробовал по вашим советам ничего все равно правая сторона подымается первой помогите

А манжеты смотрел в гидроцелиндрах?

Может тут что найдёшь .

мужики один фиг мотовило подымается на перекос пробовал по вашим советам ничего все равно правая сторона подымается первой помогите

А манжеты смотрел в гидроцелиндрах?

Если обе стороны сварены между собою трубой. Как они могут подниматься по разному?

Ну первое что на ум идёт . где-то за воздушено или ползуны смазать

. другой причины и быть не может. Если в самих гидроцилиндрах усё исправно.

Если обе стороны сварены между собою трубой. Как они могут подниматься по разному? shok

Евгений Сергеевич,еще как может.Сталкивался пару раз сам лично и у других такое было.Сварены они между собой,но бывает так,что труба скручивается.Когда мотовило навешено,то незаметно ничего,а как начнешь поднимать,то правая сторона поднимается раньше,а потом левая,потому что более тяжелая.Цилиндры между собой соединены,потому где нагрузка меньше,та сторона и поднимается раньше.А чтоб равномерно поднималось мотовило которое имеет разный вес по сторонам,то гидроцилиндры если не изменяет память разные внутри.На левом гидроцилиндре (на более тяжелой стороне) на штоке,расположен как Гудвин выкладывал,расположен полупоршень,чтоб за счет увеличения площади легче было поднимать.И получается что Вес разный у мотовила по сторонам,а поднимается равномерно гидроцилиндрами которые между собой сообщаются.Было когда молтовило поднимаешь,а правая сторона поднимается раньше. один человек придерживает ее,тогда равномернее поднимается.Мотовило снял,смотрю гидроцилиндры не до конца опущены..Левая сторона до конца,а правая нет и вот это подпружинивание и способствует тому что правая сторона поднимается раньше.Пробовали выкрутить обратно,но не получилось почему-то.Потому взял разрезал болгаркой и заварил обратно.Наложил пару шинок из уголка и все.А до этого и манжеты менял и пробол одинаково ли легко штоки выдвигаются и начались манипуляции с полупоршнем.Уже выточил немного большего диаметра,чтоб легче левую сторону поднимать было,а причина оказалась вот такая вот.Другой человек сказал что труба скрученная у него была.А внешне не видно,мотовило придавливает гидроцилиндры до конца вниз если опустить его,а поднималось поочередно.
Человек написал что все стоит без мотовило ровно. не знаю как долго у него комбайн и когда проявилась такая особенность. Мало ли,может купил недавно и стоит там непонятно что. Я один комбайн нерабочий покупал в колхозе,потому там было поменял все что можно было. (пускач без колец с лопнувшим поршнем и убитым коленвалом и так очень многое)Потому может там стоит два одинаковых гидроцилиндра или например сняли оба гидроцилиндра поменять манжеты,а потом перепутали их местами. Всякое может быть.

Органы управления и их функции комбайнов Колос, Нива, Сибиряк

Частоту вращения барабана на комбайне СК-5 «Нива» регулируют из кабины комбайнера и контролируют по тахометру, находящемуся на щитке приборов. Вращением рукоятки по часовой стрелке частоту увеличивают, против — уменьшают.

Не выключая привод на рабочие органы, снижают обороты двигателя до минимально устойчивых. Прижимают ручку фиксатора 21 (рис. 31) к рукоятке 3 и выводят его из зацепления со звездочкой 1. Вращая рукоятку 3 по часовой стрелке, натягивают ремень до та пор, пока стрелка 4 не совместится с отметкой 5 на рукоятке. Нормально натянутый ремень прогибается под действием усилия 40 К1 (4 кгс), приложенного посредине, на 2—3 мм.

Органы управления и их функции комбайнов Колос, Нива, Сибиряк

Назначение органов управления и другого оборудования следующее.

Рычаг 7. Передачи движения комбайна переключают по схеме, показанной на рисунке 59.

Рычаг 3. Подача топлива. Для увеличения подачи топлива рычаг перемещают назад, для уменьшения — вперед.

Рычаг 10. Регулировка зазоров между барабаном и декой. При перемещении рычага вперед зазоры между бичами барабана и декой увеличиваются.

Рычаг 9. Включение сцепления двигателя. На комбайне «Нива» для включения сцепления рычаг перемещают вперед, на комбайне «Колос» — назад.

Рычаг 11. Включение и отключение жатки. При забивании рабочих органов жатки рычаг сбивают с фиксатора, и он мгновенно перемещается вперед, отключая привод жатки. Для включения привода жатки рычаг нужно отвести назад и зафиксировать.

Рукоятки 20, 21, 22, 23, 24, 25 и 26. Подъем и опускание жатки, изменение частоты вращения мотовила или подборщика, подъем и опускание мотовила, бесступенчатое изменение скорости комбайна вариатором ходовой части, очистка сетки воздухозаборника радиатора, вынос мотовила по горизонтали, включение вибратора бункера.

Для увеличения частоты вращения мотовила и скорости движения комбайна, выноса мотовила вперед, включения вибратора бункера соответствующие рукоятки перемешают вперед.

Для подъема жатки и мотовила, уменьшения скорости движения комбайна и частоты вращения мотовила, уменьшения выноса мотовила рукоятки передвигают назад.

Очищают воздухозаборник, перемещая рукоятки 24 из нейтрального положения попеременно в крайние переднее и заднее положения.

Рукоятка 12. Изменение частоты вращения молотильного барабана. Вращением рукоятки по часовой стрелке уменьшают, а против часовой — увеличивают частоту вращения барабана.

Рукоятка. 1. Стояночный тормоз. Для затормаживания комбайна на стоянке рукоятку оттягивают вверх. Рукоятка фиксируется автоматически. При этом на щитке приборов загорается красная лампочка. Для растормаживания рукоятку нужно повернуть вокруг своей оси на угол 60—90°, чтобы освободиться от фиксатора и переместить ее вниз до упора. При этом лампочка должна погаснуть.

Педаль 2. Сцепление ходовой части. При нажатии на педаль жидкость, вытесненная из главного гидроцилиндра, воздействует на шток рабочего цилиндра, который через систему рычагов выключает сцепление.

Педали 14 и 15. Тормозные. Каждая педаль работает в блоке с отдельным главным тормозным гидроцилиндром. При транспортировке комбайна и работе в поле, не требующей раздельного торможения, педали блокируют защелкой.

Педаль 13. Выгрузка соломы (копны). После заполнения копнителя соломой кратковременным нажатием на эту педаль освобождают зацепы заднего клапана копнителя. В дальнейшем выгрузка копны и закрытие клапана осуществляются автоматически. Для выгрузки частично заполненного копнителя или открытия клапана пустого копнителя педаль придерживают некоторое время в нажатом до упора положении.

На комбайне «Колос» рычаги 8, 10 и рукоятка 12 расположены с левой стороны.


1 — стояночный тормоз; 2 — педаль сцепления ходовой части;
3 — рычаг подача топлива; 4 — прибор, показывающий потери за молотилкой; 5 — спидометр; 6— рулевое управление; 7 — рычаг переключения передач; 8 — рычаг включения выгрузки зерна;
9 - рычаг включения сцепления двигатели на привод рабочих органов комбайна; 10 — рычаг регулирования зазоров между барабаном и декой; 11 — рычаг включения и отключения привода жатки; 12 — рукоятка изменения частоты вращения молотильного барабана; 13 — педаль
выгрузки соломы (копны); 14 — педаль правого колесного тормоза; 15 — педаль левого колесного тормоза; 16 и 17—тяги переключения передач; 18 — толкатель поршня главного гидроцилиндра; t9 — кулисы; 20 — рукоятка подъема и опускания жатки: 21 — рукоятка регулировки частоты вращения мотовила и подборщика; 22 — рукоятка подъема и опускания мотовила; 23 - рукоятка управления вариатором ходовой части; 24 — рукоятка управления клапаном очистки сетки воздухозаборника радиатора двигателя; 25 — рукоятка регулировки выноса мотовила; 26 — рукоятка включения вибратора зернового бункера; А — панель с рычагами гидросистемы комбайна «Колос»; Б — панель с рычагами гидросистемы комбайна «Нива».




Контрольно-измерительные приборы и аппаратура сигнализации комбайнов Колос, Нива, Сибиряк


Контроль за работой двигателя и рабочими органами комбайна осуществляется контрольно-измерительными приборами и сигнальными элементами, смонтированными на щитках приборов (рис. 60 и 61).

При заполнении бункера или забивании колосового или зернового шнека, или при забивании соломотряса срабатывает соответствующий датчик и одновременно загораются лампы 20(91 зеленая, 19(8) красная и включается звуковой сигнал. Включатель 17(17) переводят в положение «выключено». При этом выключаете звуковой сигнал и гаснет лампочка нормально работающего рабе чего органа. По светящейся лампочке определяют, откуда пришел сигнал. После устранения неисправности (забился колосовой ил зерновой шнек или соломотряс) или после выгрузки зерна из бункера выключатели 17(17) устанавливают снова в положение «включено».

(В скобках указаны номера позиций рисунка 61 щитка приборов комбайна «Колос»)

При выгрузке копны загорается красная лампочка 22(16) 1 горит до тех пор, пока полностью не закроется задний клапан копнителя.

При включенном в электрическую сеть аккумуляторе все время горит зеленая лампочка 6(15). Лампочка гаснет, когда аккумуляторотключают включателем «массы», расположенным на боковине лестничной площадки.

Красная лампочка 9(21) горит, когда затянут ручной стояночный тормоз. После растормаживания лампочка гаснет.

При подаче сигналов поворота рычажок переключателя 21(10) перемещают в соответствующую сторону (влево, вправо). Благодаря ему мигает указатель поворота и зеленая лампочка 14(20).
Синяя лампочка 25(1) горит при включенном дальнем свете

Передние фары включают переключателем 26(2), который имеет три фиксированных положения:

а) выключено; б) включены подфарники, задние габаритные фонари и приборы; в) включены передние фары. Ножным переключателем устанавливают ближний или дальний свет.

Вентилятор обдува водителя пускают в работу включателем 24 (4), а вентиляторы очистки воздуха, нагнетаемого в кабину, и отопитель — переключателем 10(3).

Включателем 16(19) включают освещение в зерновом бункере.

Кнопка 23 служит для пуска стартера при оборудовании комбайна «Пива» двигателем СМД-17КН.

При перегрузке электрической цепи контрольно-измерительных приборов и приборов сигнализации, а также цепи электродвигателей вентиляторов очистки воздуха и стеклоочистителя срабатывают тсрмобиметаллические предохранители, которые вновь включают в работу после устранения неисправности нажатием кнопки 12(11) и 15(6) соответственно.

Для защиты прерывателя света указателей поворота от перегрузок служит блок защиты 11 (7) с плавкой вставкой на 6 Л (ПВ-6А).

Тахометр 8 (25) показывает число оборотов молотильного барабана. Учитывая кратность прибора, нужно показание прибора умножить на 10.

На правом щитке приборов комбайна «Колос» установлены еще две контрольные красные лампочки 12 и 13 (рис. 61). Лампочка 12 загорается при пониженном давлении масла в масляной системе двигателя ниже допустимого предела — 0,4—0,7 кгс/см2.

Лампочка 13 загорается при температуре поды в системе охлаждения двигателя выше 98°С. Патроны 2(23) с лампочками служат для освещения шкал приборов.

На комбайне «Сибиряк» контрольно-измерительные приборы те же, выполняют аналогичные функции и расположены на щитке приборов (рис. 62), вмонтированном в левую панель бункера.

При забивании колосового или зернового шнека, при заполнении бункера или при забивании соломотряса одновременно загораются лампочки 6 зеленая, 7 красная и включается звуковой сигнал. Включатели 4 к 5 переводят в положение «выключено». При этом выключается звуковой сигнал и гаснет лампочка нормально работающего рабочего органа. По светящейся лампочке определяют, откуда пришел сигнал. После устранения неисправности (забился колосовой или зерновой шнек или соломотряс) или после выгрузки зерна из бункера выключатели 4 и 5 снова устанавливают в положение «включено».

Красная лампочка 8 сигнализирует о неполностью закрытом заднем клапане копнителя.

Зеленая лампочка 12 загорается при включении включателем «массы» аккумулятора в электрическую сеть и горит все время, пока включен аккумулятор. Зеленая лампочка 1 загорается при подаче сигналов поворота включателем 2 и мигает вместе с указателем поворота. Фары и габаритные огни включают переключателем 3. Включателем 13 включают освещение в зерновом бункере. Сигнал подается нажимом кнопки 15. При перегрузке электрической цепи


контрольно-измерительных приборов и приборов сигнализации срабатывают термобиметаллические предохранители блока защиты 16.

С 1976 г. на щитке приборов дополнительно устанавливали указатель давления масла в турбине двигателя.

С 1975 г. на коробке передач устанавливают сигнализатор включения подвижных шестерен на всю длину зацепляющихся зубьев. При недовключении одной из шестерен, что может вызвать преждевременный торцевой износ зубьев, срабатывает включатель, установленный на рычажке валика блокировки коробки передач, и звучит сигнал. Водитель в этом случае должен рычагом 7 (рис. 59) переключения передач довключить шестерню и звучание сигнала прекратится, что будет означать полное включение шестерен.

На комбайнах, оборудованных измельчителями, отсутствует сигнализатор копнителя. На щитке приборов контрольная лампочка красного цвета с надписью «копнит» не работает. На приводе измельчителя установлен сигнализатор, который подключен к контрольной лампочке красного цвета с надписью «шнеки» и работает аналогично сигнализатору шнека.

С 1977 г. на щитке приборов комбайна «Нива» не устанавливают указатель 5 (рис. 60) давления масла в турбине. На его место переместился указатель 1 температуры воды. В связи с этим аннулирован один патрон 2 с лампочкой освещения приборов.


Рис. 60. Щиток приборов комбайна «Нива»:
1 — указатель температуры воды в системе охлаждения двигателя; 2 - патрон с лампой освещения приборов; 3 — указатель давления масла в системе смазки двигателя; 4

контрольная лампа аварийной температуры масла в двигателе (красная); 5 — указатель давления масла в турбине; 6 — контрольная лампа включения электросети на «массу» (зеленая); 7 — амперметр; в — указатель числа оборотов молотильного барабана (тахометр); 9 — контрольная лампа ручного стояночного тормоза (красная); 10 — переключатель вентиляторов подачи воздуха в кабину и отопителя; (I — блок защиты прерывателя света указателей поворота с плавкой вставкой на 6 А; 12 — кнопка термобиметаллического предохранителя контрольно-измерительных Приборов и приборов сигнализации; 13 — включатель плафона кабины; 14 — контрольная лампа указателей поворота (зеленая); 15 — кнопка термобиметаллического предохранителя электродвигателей вентиляторов подачи воздуха в кабину и стеклоочистителя; 16 — включатель света в зерновом бункере; 17 — включатель звуковой сигнализации; 18 — включатель задних фар; 19 — контрольная лампа сигнализаторов колосового и зернового шнеков, элеваторов и соломотряса (красная); 20 — контрольная лампа сигнализации заполнения бункера (зеленая); 21 — переключатель указателей поворота; 22 — контрольная лампа сигнализации закрытия заднего клапана копнителя (красная); 23 — кнопка пуска стартера (только для двигателя СМД-17К); 24 — включатель вентилятора обдува водителя; 25 — контрольная лампа включения дальнего света (синяя); 26 “ центральный переключатель света.


Рис. 61. Щитки приборов комбайна «Колос»:
1 — контрольная лампа включения дальнего света (синяя); 2 — центральный переключатель света; 3 — переключатель вентилятора подачи воздуха в кабину и отопителя; 4 — включатель вентилятора обдува водителя; 5 — включатель задних фар: 6 — кнопка термобиметаллического предохранителя электродвигателей вентиляторов подачи воздуха к кабину и стеклоочистителя; 7 — блок защиты прерывателя света указателей поворота с плавкой вставкой на
6 А; 8 — контрольная лампа сигнализации колосового и зернового шнекон, элеваторов и соломотряса (красная); 9 — контрольная лампа сигнализации заполнения бункера (зеленая); 10 — переключатель указателей поворота; 11 — кнопка термоби металлического предохранителя контрольно-измерительных приборов и приборов сигнализации; 12 — контрольная лампа аварийного давления масла в системе смазки в двигателе (красная); 13 — контрольная лампа аварийной температуры воды в системе охлаждения двигателя (красная); 14 — амперметр; 15 — контрольная лампа включения электросети на «массу» (зеленая); 16 — контрольная лампа сигнализации закрытия заднего клапана копнителя (красная); 17 — включатели звуковой сигнализации; 18 — включатель плафона кабины; 19 — включатель света в зерновом бункере; 20 — контрольная лампа указателей поворота (зеленая); 21 — контрольная лампа ручного стояночного тормоза (красная); 22 — указатель давления масла в двигателе; 23 — патрон с лампой освещения приборов; 24 — указатель температуры воды в системе охлаждения двигателя; 25 — указатель числа оборотов молотильного барабана (тахометр).


Рис. 62. Щиток приборов комбайна «Сибиряк»: 1 — контрольная лампа указателей поворота (зеленая); 2 — переключатель указателей поворота; 3 — центральный переключатель света; 4 н 5 — включатель звуковой сигнализации; 6 — контрольная лампа сигнализации заполнения бункера (зеленая); 7 — контрольная лампа сигнализаторов колосового и зернового шнеков элеваторов и соломотряса (красный); 8 — контрольная лампа сигнализации закрытия заднего клапана Копнителя (красная); 9 — указатель температуры воды в системе охлаждения двигателя; 10 — амперметр; 11 — указатель давления масла в системе смазки Двигателя; 12 — контрольная лампа включения электросети на «массу» (земная); 13 — включатель света в зерновом бункере; 14 — контрольная лампа аварийной температуры масла в двигателе (красная); 15 — кнопка сигнала; 16 — блок защиты с плавкой вставкой; 17 — розетка.

Читайте также: