Схема системы охлаждения ямз 236 маз

Обновлено: 05.07.2024

Печка маз делаем "сафари " размышления где же теплота

И так, не одного меня наверное мучает
вопрос почему же холодно в Мазе с двигателем ямз 238
Решил в этом разобраться.
Выход на печку взят с правой стороны первого цилиндра с блока по ходу движения, это нижняя часть двс, и она считается самой холодной, так как омываеться жидкостью по малому и большому кругу ( на малом круге в кабине тепло) начинает открываться большой круг ( в кабине попрохладнее) . Я думаю это не правильно!
По сравнению с камазом: у камаза выход печки взят с теплообменника, это самое горячее место у камаза, так как масло оно всяко больше по температуре чем охлождающяя жидкость, ОЖ в теплообменике не даёт маслу повышать температуру (закипать) и как бы остывает масло. Поэтому в камазах намного теплее.
На а/м урал а именно с двс от ямз 236 238 выход на печку взят с верхней рубашки, это тоже считается самым теплым местом у этих марок двс, так как гильзы омываються ОЖ, жидкость поднимаеться наверх к головке и выходит к рубашке затем в сторону термостатов. Ну и так по кругу ( малому или большому) теплообменник тоже присутствует у этих марок двс ( Он стоит с левой стороны блока по ходу движения)

Некоторые водители берут выход на печку между термостатами, да это как вариант но это не дело( моё мнение), объясню почему.если так сделать да будет тепло но есть три но:
1.может выдавить соты радиатора печки из за давления ОЖ.
2.На малом круге (а это малый круг между термостатами) будет тепло.но только как откроются термостаты будет прохладно, так как все давление ОЖ погонит в радиатор в обход малого круга.
3. В теплое время ( летом) в кабине будет жарко кому то может нравится) но это не кайф сидеть и потеть, и картонки всякие я не ставлю перед радиатором печки чтоб типо не задувало в салон потоками воздуха. Надо либо ставить перемычку между шлангами радиатора и кран. чтоб был малый круг но двс будет все ровно перегреваться при нагрузке, и будет оочень большое давление в шлангах так как круг очень значительный получаеться

И я думаю это нало будет все переделывать к лету на заводскую модификацию.

Что я решил сделать:
если теплообменник с левой стороны двс ( у меня 238 ямз) то соответственно температура левой части мотора чуть больше чем у правой части, и ОЖ нужно больше времяни чтоб добраться до термостата ( соответственно температура выше) так как жидкость омываеться и маслом и 8 7 6 5 цилиндром.8 7 считаються самыми горячими (их часто задирает) поэтому и датчик ОЖ стоит на левой рубашке
Я решил вварить в левую рубашку колено от камаза так как оно дюралевое. Не стал вкручивать штуцер в конец рубашки где стоит датчик ОЖ. Лишнии углы и длинна рукавов (шлангов) и сам диаметр выходного отверстия.

Схема системы охлаждения ямз 236 маз

Система охлаждения двигателя (рис. 1) — жидкостная, циркуляционная, включающая в себя водяной насос, жидкостно-масляный теплообменник, вентилятор, термостаты

Кроме того, система охлаждения включает водяной радиатор, охладитель наддувочного воздуха типа “воздух-воздух” и дистанционный термометр, устанавливаемые на автомобиле.

Конструкция + обслуживание системы охлаждения дизеля ЯМЗ-238

Во время работы двигателя циркуляция охлаждающей жидкости в системе охлаждения создается центробежным насосом.

Из водяного насоса 1 жидкость поступает в поперечный канал 15 и далее по правому продольному каналу 4 в водяную полость правого ряда цилиндров, а в левый ряд цилиндров – через впускной патрубок жидкостно-масляного теплообменника 13, охлаждая масло в двух элементах, далее в левый продольный канал.

Для того чтобы охлаждающая жидкость проходила через жидкостно-масляный теплообменник, в переднюю крышку шестерен распределения запрессована заглушка 12.

Далее охлаждающая жидкость из водяных полостей цилиндров по направляющим каналам поступает в головки цилиндров к наиболее нагретым поверхностям – выпускным каналам и стаканам форсунок и затем собирается в водосборных трубах 6.

При нагреве холодного двигателя каналы, соединяющие водосборные трубы с радиатором, перекрыты клапанами термостатов 9.

Охлаждающая жидкость циркулирует по тройнику с соединительными трубками 10 и перепускной трубке 11 к водяному насосу, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя.

По достижении охлаждающей жидкостью температуры 80˚ С клапаны термостатов открываются, нагретая жидкость поступает в водяной радиатор, где отдает тепло потоку воздуха, создаваемому вентилятором 14, после чего снова идет к водяному насосу.

Когда температура охлаждающей жидкости понижается, термостаты автоматически направляют весь ее поток непосредственно к водяному насосу, минуя радиатор.

Таким образом, посредством термостатов обеспечивается оптимальный тепловой режим работы двигателя.

Водяной насос

Водяной насос центробежного типа, установлен на передней стенке блока цилиндров и приводится во вращение клиновым ремнем от шкива, установленного на переднем конце коленчатого вала.

Конструкция + обслуживание системы охлаждения дизеля ЯМЗ-238

Конструкция водяного насоса приведена на рисунке 2. В чугунном корпусе 7 насоса вращается напрессованная на валик 4 крыльчатка 10, создающая поток охлаждающей жидкости.

Валик насоса установлен на двух шарикоподшипниках 3 с односторонним уплотнением.

Полость подшипников при сборке насоса заполняется смазкой Литол-24 ГОСТ 21150-87 на весь срок службы насоса без дополнительной смазки.

Уплотнение подшипниковой полости насоса осуществляется торцевым самоподжимным уплотнением.

Для контроля за герметичностью торцевого уплотнения в корпусе насоса имеется дренажное отверстие «Б». Шкив привода 1 напрессован на валик насоса.

Водяной насос имеет маркировку на корпусе 236-1307010-Б1.

водяной насос

По ремонту водяного насоса смотрим статью «Ремонт водяного насоса МАЗ».

Техническое обслуживание системы охлаждения

Для обеспечения нормальной работы двигателя выполнять следующие требования:

1. Заполнять систему охлаждения рекомендованными специальными низкозамерзающими жидкостями или в исключительных случаях на непродолжительное время чистой мягкой водой.

2. Заливать охлаждающую жидкость через воронку с сеткой, пользуясь чистой посудой.

3. Следить за температурой охлаждающей жидкости, поддерживая ее в пределах 75 – 90ºС.

4. Во избежание появления деформаций головок и рубашки блока цилиндров охлаждающую жидкость в систему охлаждения прогретого двигателя доливать постепенно и обязательно во время его работы.

5. Если система охлаждения заполнена водой, то регулярно промывать систему охлаждения чистой водой с помощью специального промывочного пистолета, а при отсутствии его – сильной струей чистой воды, желательно пульсирующей.

Систематически удалять накипь из системы охлаждения.

6. При применении в качестве охлаждающей жидкости «Тосола» необходимо периодически следить за его цветом.

Если «Тосол» приобретает красно-бурую окраску, то это свидетельствует о его агрессивности по отношению к конструктивным материалам деталей двигателя. В этом случае «Тосол» необходимо заменить, промыв перед этим систему охлаждения.

Конструкция + обслуживание системы охлаждения дизеля ЯМЗ-238

7. Следить за исправностью торцового уплотнения крыльчатки водяного насоса, имея в виду, что охлаждающая жидкость, просачивающаяся в подшипники водяного насоса, выводит их из строя.

О неисправности торцового уплотнения свидетельствует течь воды из дренажного отверстия (рис. 4) на корпусе водяного насоса, закупоривать которое нельзя.

Насос с неисправным уплотнением подлежит ремонту.

8. В случае нарушения температурного режима проверить исправность термостатов и их прокладок.

Температура начала открытия основного клапана термостата должна быть 80 ± 2ºС (указана на корпусе термостата).

Клапан должен открываться полностью, перемещаясь не менее на 8 мм от его седла. Неисправный термостат заменить новым.

9. Для исключения размораживания радиатора, при эксплуатации в зимних условиях система охлаждения двигателя при применении термостатов с дренажным клапаном должна быть заправлена только низкозамерзающей жидкостью.

Указанные термостаты имеют обозначение Т117-06 или ТС107-06М1, выполнены из нержавеющей стали (вместо латуни на ранее применявшихся термостатах) и устанавливаются на двигатели с марта 2007 г.

Удаление накипи из системы охлаждения

Накипь из системы охлаждения удалять раствором технического трилона Б (ТУ 6-01-634–71) в воде концентрации 20 г/л.

Трилон – порошок белого цвета, не ядовит, легко растворяется в воде, не вызывает вспенивания воды при ее нагреве и кипячении.

Раствор трилона заливать в систему охлаждения.

После одного дня работы двигателя (не менее 6–7 ч) отработанный раствор слить и залить свежий.

Промывку продолжать в течение четырех–пяти дней. После окончания промывки в систему охлаждения залить воду, содержащую 2 г/л трилона.

При отсутствии трилона Б накипь из системы охлаждения допускается удалять раствором, состоящим из кальцинированной (стиральной) соды в количестве 0,5 кг на 10 л воды и керосина 1 кг на 10 л воды.

Раствор залить в систему охлаждения на 24 часа, из которых двигатель не менее 8 часов должен работать на эксплуатационном режиме, после чего слить раствор в горячем состоянии, а после охлаждения двигателя промыть систему охлаждения чистой водой.

Проверка уровня охлаждающей жидкости (воды) в систе­ме охлаждения.

Откройте (на охлажденном двигателе) пробки радиатора и заливной трубы подо­гревателя. Нормальный уровень жидкости (при открытом кране отопителя кабины) должен быть на уровне верхней кромки охлаждающих трубок радиатора.

В качестве охлаждающей жидкости применяют концентрированный низкозамерзающий Тосол-А (он ядовит), разбавленный мягкой и чистой водой в пропорции, за­висимой от климатической зоны эксплуатации автомобиля (см. таблицу).

Дизельный двигатель ЯМЗ-236

ЯМЗ-236 – это 6-ти цилиндровый дизельный двигатель с V-образным расположение цилиндров. Угол развала составляет 90 градусов. Этот мотор заменил собой устаревшие модели ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206, которые выпускались на Ярославском АвтоЗаводе до 60-х годов XX века. Годом рождения же ЯМЗ-236 считается 1962.

Продажа двигателей ЯМЗ

Технические характеристики двигателя

Производство

«Автодизель»
Ярославский моторный завод

Марка двигателя

Годы выпуска

Материал блока цилиндров

Тип двигателя

Конфигурация

Количество цилиндров

Клапанов на цилиндр

Ход поршня, (мм)

Диаметр цилиндра, (мм)

Степень сжатия

Объем двигателя, (куб.см.)

Мощность двигателя, (л.с./об.мин)

Макс. крутящий момент, (Нм/об.мин)

Экологические нормы

Евро 0
Евро 1
Евро 2

Турбокомпрессор

Масса двигателя, (кг.)

890 (ЯМЗ-236М2)
950 (турбо)

Средний расход топлива при скорости 60 км/ч, л/100 км (при установке на автомобиль УРАЛ 4320)

Расход масла, % к расходу топлива, до

Рекомендуемое моторное масло:
- для лета
- для зимы (при t менее +5° С)

Объем моторного масла в двигателе, (л.)

21 (атмосферный)
24 (турбированный)

Периодичность замены масла, (моточасов)

Габаритные размеры, (мм):
— длина
— ширина
— высота

(ЯМЗ-236Б)
1276
1045
1100

Ресурс двигателя
— заявлено заводом
— на практике (в среднем)


8000+ моточасов
800 т.км.

Применимость ЯМЗ-236

Схема двигателя ЯМЗ-236, продольный разрез:

Проблемы и слабые места у двигателя ЯМЗ-236

Сразу расскажем про слабые стороны ЯМЗ-236. Проблемы могут быть связаны с шестеренным приводом ТНВД. Для проверки, всё ли нормально с этим узлом, рекомендуется несколько раз завести двигатель «на холодную» и «на горячую», пуск должен быть мгновенным. Старые моторы грешат выработкой на шпонке, как следствие, меняется угол впрыска при пуске, и при тяговых нагрузках выходная мощность будет падать и меняться, мотор будет сильнее дымить.

Конструктивно привод ГРМ также расположили не очень удачно. Очень много крутильных и вибрационных колебаний, из-за чего шестерни и шпонки изнашиваются быстрее.

Еще в слабые места ЯМЗ-236 можно записать: толкатели клапанов, топливную аппаратуру, в особенности форсунки, трудности с заменой этих самых форсунок, ТНВД с проточной смазкой и не очень удачным приводом. Так же есть несколько случаев, когда лопалось ГБЦ в районе форсуночных отверстий, но это скорее исключение из правил, но всё же.

Устройство ЯМЗ-236

Блок цилиндров отливается из низколегированного, серого чугуна с мокрыми гильзами (выступ 0,1 мм). Коленвал, стоит на четырех опорах внутри блока цилиндров.

  • Ход поршня – 140 мм.
  • Диаметр шейки – 110 мм.
  • Шатунная шейка – 88 м.
  • Длина шатуна – 265 мм.
  • Диаметр поршня – 130 мм.
  • Высота поршня – 100 мм.

На блок цилиндров устанавливаются две 6-ти клапанные чугунные ГБЦ. Впускной/выпускной клапан – 61/48 мм, с толщиной стержня 12 мм. ЯМЗ-236 относится к нижневальному типу моторов, поэтому распредвал у него находится в блоке цилиндров. Характеристики распредвала: фаза 246/266, подъем 13,5 мм.

Зазоры впускных и выпускных клапанов – 0,25-0,30 мм. Порядок регулировки: 1-4-2-5-3-6. Проводить работы по регулировке клапанов рекомендуется каждые 500 моточасов.

  • Расточка посадочных мест вкладышей коренных подшипников выполняется вместе с их крышками, в связи с этим крышки маркируются для каждого вкладыша отдельно.
  • Гильзы цилиндров отливаются из специального чугуна. Сверху они уплотняются прокладкой ГБЦ, а снизу резиновыми кольцами.
  • Коленвал стальной и изготавливается методом горячей штамповки. Имеет 3 шатунные шейки и 4 коренные опоры.
  • ГБЦ отливается так же из низколегированного серого чугуна как и сам блок цилиндров. Система охлаждения головки блока представляет собой «рубашку», которая соединена с «рубашкой» основного блока. Стыкуются ГБЦ и блок через прокладку.
  • ГРМ верхнеклапанный с нижним распредвалом. Вал изготавливается из углеродистой стали с закаленными опорами и кулачками и располагается в развале блока цилиндров.
  • Сёдла клапанов сделаны из жаропрочного сплава и запрессованы в свои гнезда. Пружины, клапана ГРМ, толкатели и форсунки находятся в ГБЦ.

Давление масла в прогретом моторе должно быть в пределах 4-7 кгс/кв.см.

Сам по себе ЯМЗ-236 является простым дизельным мотором с прямым впрыском топлива. Модификаций у него очень много и в каждой из них ставятся разные форсунки, насосы, турбокопрессоры, генераторы и другое навесное оснащение.

Дизельный двигатель ЯМЗ-236 с коробкой передач

Неисправности, их причины и способы устранения

  • Перегрев двигателя. Возможные причины – грязные радиатор, неисправная помпа или термостат.
  • «Плавают» обороты. Нужно проверять ТНВД, при необходимости отрегулировать его. Также возможна завоздушенность топливной системы.
  • Троит или дергается на малых оборотах. В первую очередь нужно смотреть на топливную систему (ТНВД, форсунки, топливопровод, топливный фильтр). Также стоит проверить систему зажигания.
  • Плохо заводится или глохнет. Возможно наличие воздуха в топливной системе, где он подсасывается, повреждена трубка и т.п., возможно забить топливный фильтр. Если ничего не нашли, то смотрим в сторону ТНВД.
  • Стук в двигателе. Тут без вскрытия вряд ли удастся обойтись. Стучать могут опять же форсунки, клапана, кольца, вкладыши. Можно еще посмотреть зажигание и топливный насос.
  • Белый дым из выхлопной. Причина может быть в воде в баке или в попадании охлаждающей жидкости в цилиндры через трещину в ГБЦ или изношенную прокладку.
  • Черный дым. Сильно богатая смесь, нужно её снизить, закрутив нижний винт мощности на ТНВД, возможно он выкручен на максимум.
  • Синий дым. Масло попадает в цилиндры и горит там.
  • Сильная вибрация мотора. Причина вибрации может быть в маховике, изношенных опорах двигателя, в не отрегулированном зажигании, в карданном валу. Ну и как крайняя мера, не отбалансированный коленвал.
  • Совсем не заводится. Смотреть в сторону топливной системы, а именно ТНВД и форсунки.

Ресурс

Не смотря на такой внушительный список неисправностей и слабых мест, ресурс дизельного двигателя ЯМЗ-236 составляет в среднем 800 т.км. Это конечно при своевременном и полном обслуживании. И если вовремя менять и устранять выявленные неисправности и вышедшие из строя узлы.

ТНВД ЯМЗ-236

На двигатели ЯМЗ-236 ставятся многосекционные топливные насосы высокого давление. Привод у ТНВД шестеренчатый. Сам насос расположен в развале блока цилиндров и соединен с топливопроводом. Конструктивно ТНВД состоит из следующих компонентов:

  1. Плунжерные пары, которые выполняют функции клапанов, обеспечивая герметичность конструкции. Для обеспечения необходимого уровня герметичности и поддержания давления, поверхности плунжеров шлифуются на специальных станках. При отклонении от норм во время шлифовки теряется герметичность, падает давление, повышается расход топлива и вообще эффективность дизельного двигателя падает.
  2. Подкачивающий насос (помпа), обеспечивающий подкачку топлива к самому ТНВД в случае долгого простоя двигателя. Этот второй насос дополняет основной.
  3. Кулачковый вал, приводящий всю конструкцию в движение. Толкатели на валу давят на клапана и происходит нагнетание топлива.

Схема ТНВД ЯМЗ-236

Схема топливного насоса высокого давления двигателя ЯМЗ-236:

ТНВД двигателя ЯМЗ-236 имеет автономную систему смазки, т.е. она не зависит от смазки самого мотора. Для очистки масла есть двойная система фильтрации – грубая и тонкая. За уровнем масла можно следить с помощью проволочного щупа с метками.

Регулировка ТНВД

Выполняют регулировку ТНВД для того, что изменить количество подающегося в систему топлива. Подача топлива определяется исходя из текущей нагрузке на двигатель. Регулировка может помочь поддерживать необходимую частоту вращения коленвала.

Для простой, ручной регулировки на корпусе насоса сбоку есть специальный болт под ключ. Вращая его можно отрегулировать холостые обороты, изменив подачу топлива, а так же полностью её перекрыв.

Для более тонкой регулировке ТНВД ЯМЗ 236 сначала до верхней отметки заливается дизельное топливо. Затем в течение 2 минут проверяется герметичность клапанов с помощью метода опрессовки топливом под давлением. В этот период течь недопустима. Перепускной клапан закрывается пробкой.

Далее проверяется корректор подачи топлива. Фильтр штуцера промывается в бензине и продувается сжатым воздухом. Отверстия прочищаются мягкой проволокой.

Следующим шагом будет проверка герметичности мембраны. К крышке корпуса подается воздух под давлением.

Для регулировки цикличной подачи топлива на ТНВД есть специальный полт на рычаге. Вкручивая его, подача топлива увеличивается, выкручивая, соответственно, уменьшается. После регулировки болт необходимо законтрить.

Для регулировки подачи топлива при промежуточном значении давления используют пружину. Вкручивая - уменьшается, выкручивая – увеличивается подача топлива. Затем корпус пружины так же контрят с помощью гайки.

Далее проверяется корректор по наддуву. Рычаг останова ТНВД поворачивают на 45 гр., при этом подача топлива должна прекратиться.

Проверяется и запас хода рейки насоса. При отсутствии люфта, винт выворачивается до упора. Свободный ход должен составлять величину в пределах 1-1,5 мм.

Если самостоятельная регулировка не принесла результата, то тогда вам потребуется специальный стенд и хорошо обученный человек.

КПП ЯМЗ-236

КПП для семейства дизельных двигателей ЯМЗ-236 – это пятиступенчатые, механические, трехходовые коробки передач с синхронизаторами на 2-3 и 4-5 передачах. Для движения вперед есть пять передачи и одна передача для движения задним ходом.

Схема КПП ЯМЗ-236

Схема КПП ЯМЗ-236:

Это достаточно надежная коробка, что подтверждается установкой её на технику с большой грузоподъемностью, работающей в тяжелых условиях. Узлы и детали КПП изготавливаются из высококачественных материалов. Хорошая ремонтопригодность коробки передач ЯМЗ-236 позволяет ремонтировать как отдельные её детали так и заменять целые узлы.

Модификации

Модификации коробок: ЯМЗ-236П, ЯМЗ-236ПО, ЯМЗ-236Н, ЯМЗ-236Л, ЯМЗ-236У, ЯМЗ-236УО. назначение у них у всех разное и в зависимости от этого на двигатель ставится та или иная КПП.

ЯМЗ 236П считается базовой моделью. На крышке устройства находится заглушка, а на крышке выходного вала — фланец, обеспечивающий работу спидометра, и фланец карданного вала.

ЯМЗ 236П3 изготавливается под диафрагменное сцепление. Отличается наличием муфты отключения сцепления и скобы, зацепляющей цилиндрическую пружинку муфты.

ЯМЗ 236П4 отличается от П3 торцевыми шлицами на фланце карданного вала.

ЯМЗ 236П5 это базовая модель КПП, на которой вместо заглушки на крышке установлен короткий рычаг. Карданный вал с обычным фланцем.

ЯМЗ 236П7 это модель П5 под диафрагменное сцепление. От базовой модели отличается габаритами муфты, которая выключает механизм сцепления, и наличием зацепляющей скобы.

ЯМЗ-236У отличается от 236П наличием рычага переключения передач, отсутствием на крышке выходного вала фланца для механизма привода спидометра.

ЯМЗ-236У3 – это 236У под диафрагменное сцепление. Отличается размерами муфты выключения сцепления, наличием скобы для зацепления оттяжной цилиндрической пружины муфты.

ЯМЗ-236У4 и 236У в герметичном исполнении, отличается литыми крышками люков стартера сцепления, на верхней крышке установлен сапун, на нижней - пробка.

ЯМЗ-236У5 - 236У3 в герметичном исполнении под диафрагменное сцепление. Отличается литыми крышками люков стартера сцепления, на верхней крышке установлен сапун, на нижней - пробка.

Какое масло залить в ямз 236 турбо. Сколько масла в двигателе ямз

Дизельный двигатель ЯМЗ 238 турбо — технические характеристики

Данный дизельный двигатель ЯМЗ 238 турбо, несмотря на устаревшую конструкцию и средние технические показатели, имеет довольно широкое распространение. Благодаря тому, что автомобили с этим двигателем выпускались долгое время, и сейчас сохраняется большой спрос, вызванный надежностью, высокой ремонтопригодностью, широкому распространению запчастей на эти двигатели.
И в сравнении с заграничными аналогами двигатели ЯМЗ 238 поставляются по низкой цене. Именно по этому на новые модели техники устанавливают двигатели ЯМЗ 238 . В настоящее время он был модернизирован для выполнения норма Евро-2, -3, и мощность двигателя повышена до 400 л.с.

Двигатель ЯМЗ 238

Материал, из которого сделаны блоки цилиндров двигатель ЯМЗ 238 — серый чугун. Гильзы цилиндров так же отлиты из специального чугуна. На двигателе установлены две головки, по одной на каждый ряд. Так же стоит стальной кованный коленчатый вал, с противовесами. Так же идет 4-5 опор коленчатого вала. Поршни двигателя сделаны из алюминиевого сплава. Всего на поршне идет три компрессионных поршневых кольца и два масло съемных.


Стопорные кольца ограничивают осевое перемещение плавающих поршневых пальцев. Также установлены стальные кованые шатуны с косым разъемом нижней головки. Для запуска двигателя стартером, используется маховик со стальным зубчатым венцом.

Стальные штампованные оттяжные рычаги (4 штуки), установлены на игольчатых подшипниках. Между рычагами идет придаточное отношение 1:5,4. Установлено 28 штук цилиндрических нажимных пружин, витых из стальной проволоки. Вылитый из чугуна средний ведущий диск, связан шипами с маховиком.

По обе стороны ведомого диска, приклепаны фрикционные накладки. Сам же он штампованный, сделан из листовой стали. Двигатель использует шариковый упорный нажимной подшипник, с постоянной смазкой. Вылитая из стали муфта выключения сцепления, смазывается через гибкий шланг и пресс-масленку. Картер прикреплен болтами с одной стороны к картеру коробки передач, с другой стороны к картеру маховика.

Габаритные размеры мотора ЯМЗ-238

  • Длина 1020-1222 мм, без сцепления и коробки передач;
  • Длина 1796-2069 мм, с сцеплением и коробкой передач;
  • Ширина 1006 мм;
  • Высота 1195 мм.

Ямз 236 объем охлаждающей жидкости

СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ МАЗ-500

Устройство системы охлаждения двигателя ЯМЗ-236

Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.

Основными агрегатами системы охлаждения являются (рис. 26): радиатор, водяной насос 8, вентилятор 5, термостаты 3 и дистанционный термометр.

Во время работы двигателя циркуляция жидкости в системе охлаждения создается центробежным насосом, приводимым в действие клиновидным ремнем 7 от шкива 6 коленчатого вала.

Система охлаждения работает следующим образом. Водяной насос 1 (рис. 27) забирает жидкость из нижнего бачка 11 радиатора и нагнетает ее по каналам в крышке распределительных шестерен в рубашки 2 и 6 соответственно правого и левого рядов цилиндров. Далее по каналам каждой из водяных рубашек жидкость поднимается вверх, омывает наружную поверхность гильз цилиндров и, поглощая тепло, нагревается. Под напором, создаваемым насосом, жидкость поднимается выше и поступает в водяные рубашки головок цилиндров по направляющим отверстиям и в первую очередь к наиболее нагревающимся местам— выпускным клапанам и стаканам форсунок. Омывая и охлаждая наружные поверхности камер сгорания, выпускных трубопроводов, направляющих клапанов и стаканов форсунок, жидкость дополнительно нагревается.

Из головки цилиндров нагретая жидкость выходит по двум каналам в водосборные трубопроводы 5, имеющиеся на обоих рядах цилиндров блока. Из водосборных трубопроводов через термостаты нагретая жидкость по двум дюритовым (прорезиненным) шлангам поступает в верхний бачок 9 радиатора, из которого она по трубкам 10 опускается в нижний бачок радиатора. Проходя по трубкам радиатора, горячая жидкость благодаря большой поверхности охлаждения отдает тепло потоку воздуха, создаваемому вентилятором 12.

Охлажденная в радиаторе жидкость вновь нагнетается из

нижнего бачка водяным насосом в водяные рубашки двигателя.

Когда температура охлаждающей жидкости опускается ниже 70° С, а также в начале прогрева двигателя, когда температура жидкости еще не достигла 70° С, термостаты автоматически направляют весь поток жидкости непосредственно к ,водяному насосу по перепускной трубке 8 мимо радиатора. При такой циркуляции жидкости с отключенным радиатором двигатель быстро прогревается за счет тепла, выделяющегося при сгорании топлива. При повышении температуры жидкости выше 70° С термостаты открываются, и жидкость из водосборных трубопроводов поступает снова в радиатор, а оттуда в водяной насос.

Эксплуатация и сервисное обслуживание двигателей ЯМЗ, установленных на строительно-дорожной технике

Снимаем головки блока

Двигатель ЯМЗ - 238

Машиностроительное производство в Ярославле имеет почти вековую традицию, конструкторское бюро завода непрерывно работает над усовершенствованием выпускаемых дизельных двигателей, повышением их надежности и долговечности. Мощные и экономичные двигатели ЯМЗ имеют большой срок службы, надежны и удобны в эксплуатации. Это наиболее используемые в России и СНГ дизельные двигатели, на их основе создано более 300 моделей автомобильной и тракторной техники. Простота конструкции двигателей ЯМЗ, а также накопленный опыт эксплуатации и большой парк запасных частей позволяют без ограничений применять эти моторы в любых климатических условиях.

Дизельные двигатели ЯМЗ используются в производстве дизельных электростанций ПСМ серии АД мощностью от 60 до 400 кВт, дизельных приводов серии ПД и дизельных насосных установок с насосами производства , НЦПН, ЦНС, ВД (Д), ГрУ, 1ГрК, 1ГрТ, ГрАК, ГрАУ.

Установка двигателя на место разборки

При снятии и установке двигателя на место разборки, желательно чтобы основание было крепкое (к примеру асфальт или плиты). Лучше первый раз опустить на что то мягкое (например, старый баллон) и на левой стороне выкрутить болты, стягивающие крышки коренных подшипников.
Затем, перецепить стропы или чалку за одну головку (за передний и задний рым болт) и подготовить старую гильзу цилиндров или кусок бруса по длине гильзы.

Поднимать двигатель лучше за правую головку, после чего опустить его на пол таким образом, чтобы противоположная головка опиралась на коллектор, а разъем блока по поддону опирался на вертикально поставленную гильзу в середине блока. Под коллектор следует положить доску дюймовку.

Разборка двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238

После того, как двигатель встал в устойчивое положение, можно приступать к его полной разборке. Для этого, сразу снимаем: правую головку, компрессор, топливный насос высокого давления, турбину в сборе, генератор, опору компрессора вместе с топливным фильтром и трубопроводами низкого давления, ремень помпы, шкив коленчатого вала и переднюю плиту двигателя вместе с водяным насосом.

Снимаем головки блока

Снимаем головки блока

Также снимаем фильтр тонкой очистки масла. Далее, снимаем сцепление, маховик и кожух сцепления. Теперь, можно приступать к снятию поддона, масляного насоса и главное не забыть снять уголок маслопровода прикрученного к блоку.

После этого, можно откручивать шатуны 1, 2, 3, 4 и вытаскивать их вместе с поршнями. Для снятия гильз, лучше применять специальный съемник, а если его нет, то медную выколотку. Если же гильзы идут в металлолом, то гораздо проще выбить их старой полуосью, особенно сподручно это делать ЗИЛовскими или КамАЗовскими полуосями.

Съемник для гильз

Съемник для гильз

Следующим этапом, можно приступить к снятию коленчатого вала двигателя. Для этого откручиваем болты стяжные коренных подшипников со стороны правой головки, а затем откручиваем крышки коренных подшипников снизу. Вытаскиваем крышки, оставляя на месте среднюю. Далее, прокручивая последовательно коленчатый вал, откручиваем 5, 6, 7, 8 шатун и снимаем крышки шатунов.

В виду того, что плоскость разъема блока находится у нас в вертикальной плоскости, то готовим пару брусков и вставляем их под противовесы коленвала. Придерживая коленвал, снимаем последнюю среднюю крышку коленвала и аккуратно его выкатываем.

Коленвал двигателя ЯМЗ

Коленвал двигателя ЯМЗ

Все, коленвал снят и можно убирать его в сторону. Здесь еще возможно сначала отпустить двигатель с гильзы, а затем его снимать — это по желанию.

Берем домкрат, ставим его наклонно и упираем в верхний угол середины разъема блока, немного поддомкрачиваем и вытаскиваем гильзу из под блока. Спускаем домкрат и если не хватает хода, то перехватываемся и опускаем блок до земли на прокладку.

Затем, монтировкой приподнимаем за левую головку и подкладываем под разъем блока с головкой брусок с тем расчетом, чтобы прокладка доски между коллектором и асфальтом вышла. Теперь снимаем левую головку блока, шатуны с поршнями 5, 6, 7, 8 и гильзы цилиндров. Все, двигатель разобран.



Перед сборкой, блок двигателя стоит в таком положении. Только лучше его оставлять на гильзе, а не на домкрате, т.к. на нем он стоит не очень устойчиво. Также, в момент протяжки коренных и шатунных подшипников, нужно дополнительно подставить домкрат под угол блока.

Установочный угол опережения впрыска топлива на двигателях ЯМЗ

В связи с многочисленными запросами сервисных предприятий была сформирована таблица установочных углов опережения впрыска топлива на двигателях ЯМЗ. Норматив установочного угла опережения впрыска топлива изложен в руководстве по эксплуатации, прикладываемого к каждому двигателю.


корпусе ТНВД и фиксатору

корпусе ТНВД и фиксатору

корпусе ТНВД и фиксатору

Сборка двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238

После разборки двигателя, дефектуем детали, если надо точим или меняем коленвал, поршневую и начинаем сборку. Для этого, наклоняем блок на 5-8 цилиндр, под шпильки ложим доску дюймовку, затем ставим домкрат на край блока и поднимаем его таким образом, чтобы опять можно было подставить гильзу.
Затем, берем коренные вкладыши и вставляем их в блок. Далее, если вы один, то по брускам закатываем коленвал на место и закрепляем его средней коренной крышкой. Проворачиваем колено для того, чтобы совпали метки на распредвалу и ставим первый бугель не забывая мазать вкладыши и болты маслом.

Потом, ставим на место последний и затягиваем все остальные. Затягивать коренные лучше в два приема: первый раз 20 кгм; второй, уже капитально 43-47 кгм.

Динамометрический ключ

Динамометрический ключ

Лучше всего затягивать динамометрическим ключем, но если его нет, то тоже не беда, можно попробовать иной способ. К примеру, я вешу 80 кг — значит под своим весом на рычаге 1 метр, я создам крутящийся момент равный 80 кгм. Если взять рычаг 55-60 сантиметров, то я под своим весом как раз обеспечу требуемую затяжку.

Для того, чтобы затянуть коренные, брал обычно накидной многогранный ключ и трубу, а напильником наносил метку на 55 сантиметрах. Ключ попеременно переставлял на верхний и нижний болт коренных подшипников и под собственным весом последовательно затягивал бугеля, не забывая после каждой затяжки подшипника прокручивать вал.

После затяжки коленвала, приступал к вставке гильз 5-8 цилиндров. Резинки мазал хозяйственным мылом, а забивал гильзы кувалдой через березовый брусок.

Далее, вставляем поршня с шатунами и также протягиваем их под своим весом, но используя общий рычаг, в моем случае 80 кг разделить на 22 кгм = 0.32 метра. Все, половину ЦПГ собрали, пора браться за другую сторону.

Для этого отпускаем за бугельный болт домкратом блок, переваливаем его на другую сторону. Опять поднимаем его домкратом, подставляем гильзу под блок и устанавливаем на место 1-4 гильзы, а затем шатуны с поршнями и затягиваем шатунные болты. Шатунно поршневой механизм собран.

Устанавливаем переднюю крышку двигателя и задний кожух маховика, ставим маховик и затягиваем его. Прикручиваем масляный насос и закрываем поддон.

Если поддон емкостью вперед двигателя, то ложим перед спускной пробкой доску дюймовку и опускаем за поддон двигателя блок, убрав из под блока гильзу цилиндров. Когда блок поддоном лежит на земле, то перевернуть его на поддон всей плоскостью с помощью лома не проблема.

Как только блок занял у нас вертикальное положение, начинаем устанавливать головки, штанги, коромысла. Устанавливаем шкив коленвала и за одним регулируем клапана. Затем, переходим к установке масляных фильтров, сцепления, ТНВД, площадки компрессора, генератора, турбины и стартера.

Прокачиваем из чистой емкости топливную систему и, если нужно, регулируем момент впрыска. Ставим все ремни на место и регулируем их. Смысл в том, чтобы сделать все по двигателю на месте, чтобы потом не прыгать по раме попугаем. Когда двигатель полностью укомплектован, отрегулирован и соответствует агрегату первой комплектации, то поставить его на место и завести дело не сложное.

Послесловие

Эксплуатируя автомобиль МАЗ не редко приходится серьезно напрягаться, многих из нас поджидает радикулит и тому подобные болезни. Поэтому, когда будете поднимать некоторые детали, помните о своем здоровье.
В юности я ходил заниматься штангой, больших результатов не достиг, но запомнил слова тренера. Он говорил, что если хотите дружить со штангой, то тренируйте ноги. Ведь у среднего человека становой пресс тянет около 200 кг, потому нагружайте ноги держа прямой спину.

Головка блока двигателя ЯМЗ-238

Головка блока двигателя ЯМЗ-238

Для справки, головка двигателя ЯМЗ-238 весит около 90 кг, а коленвал 120 кг. Детали отечественных двигателей легкостью не отличаются.

Однако, мне приходилось много раз снимать одному головку с двигателя ЯМЗ-238: то оторвешь ее от прокладки монтировкой, то за счет ног при прямой спине и вытянутых руках удается ее приподять со шпилек и переставить на колесо.

Надеюсь, что такие упражнения дались мне без ущерба для здоровья. Однако, бесспорно лучше такие детали перетаскивать вдвоем или используя подъемные маханизмы.

Автор: Эдуард Залуцкий

ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ

Диагностика и технические регулировки двигателя ЯМЗ-236

Регулировка натяжения ремней двигателя ЯМЗ-236 Привод водяного насоса, компрессора и генератора ЯМЗ-236 автомобилей Урал-4320, 43206, Урал-5557 и МАЗ-5551, МАЗ-5335, 5336, 5337 осуществляется клиновыми ремнями, от надежной работы которых зависит нормальная работа этих агрегатов. Поэтому при повседневном уходе за двигателями предохранять ремни от попадания масла и топлива, контролировать их натяжение и регулировать его. Особенно тщательно проверять натяжение ремней в течение первых 50 часов работы двигателя, так как в это время происходит их наибольшая вытяжка. Натяжение ремней должно быть всегда нормальным, поскольку как излишнее, так и недостаточное натяжение приводит к преждевременному выходу их из строя. Кроме того, чрезмерное натяжение ремня привода водяного насоса ЯМЗ-236 может послужить причиной разрушения подшипников насоса. Нормально натянутый ремень водяного насоса при нажатии на середину длинной ветви с усилием 40 Н (4 кгс) прогибается на 7–12 мм или 10–15 мм (рис. 14), а ремень компрессора – на 4 – 8 мм на короткой ветви (рис. 16). Натяжение ремней привода генератора автомобилей МАЗ-5551, МАЗ-5335, 5336, 5337 и Урал-4320, 43206, Урал-5557 проверять нажатием с усилием 40 Н (4 кгс) на середину ветви каждого ремня (рис. 4), при этом ремни привода генератора должны прогибаться на 10 – 15 мм. Если ремни прогибаются больше или меньше указанного, отрегулировать их натяжение. Натяжение ремня водяного насоса двигателей ЯМЗ-236НЕ, НЕ2, БЕ, БЕ2 регулировать натяжным устройством, для чего: — ослабить болты крепления рычага кронштейна натяжного приспособления; — при помощи воротка Ø12 мм, вставленного в отверстие рычага кронштейна натяжного приспособления, произвести натяжение ремня; — не ослабляя усилие натяжения затянуть болты крепления рычага кронштейна натяжного приспособления; — проверить натяжение ремня. Рис.14. Проверка натяжения ремня водяного насоса двигателей ЯМЗ-236 Рис.15. Снятие регулировочных прокладок Натяжение ремня водяного насоса двигателей ЯМЗ-236 регулируйте прокладками. Для натяжения ремня отверните гайки крепления боковины шкива и снимите одну-две регулировочные прокладки (рис. 15). Прокладки поставьте на наружную сторону боковины и последовательно, в несколько приемов, заверните гайки, проворачивая шкив после подтяжки каждой райки. Затем проверьте правильность натяжения ремня. При замене старого ремня новым все прокладки поставьте между ступицей и съемной боковиной шкива и отрегулируйте натяжение ремня, как указано выше. Натяжение ремня компрессора двигателя ЯМЗ-236 автомобилей Урал-4320, 43206, Урал-5557 и МАЗ-5551, МАЗ-5335, 5336, 5337 регулировать натяжным устройством. Перед регулировкой отвернуть контргайку на один оборот, гайку крепления оси шкива натяжного устройства – на половину оборота и гайку болта-натяжителя – на два оборота. Вращая болт-натяжитель, отрегулировать натяжение ремня. После регулировки затянуть гайку и контргайку крепления оси моментом 120…150 Нм (12…15 кг/см) и гайку болта-натяжителя моментом 10…20 Нм (1…2 кг/см), при большем моменте затяжки будет нарушена регулировка из-за перемещения оси шкива. Рис.16. Проверка натяжения ремня компрессора ЯМЗ-236 Рис.17. Проверка натяжения ремня генератора ЯМЗ-236 Натяжение ремня привода генератора регулировать перемещением генератора относительно оси его крепления. Перед регулировкой ослабить затяжку болтов крепления генератора, гайку крепления планки генератора и болт крепления генератора к планке. После регулировки надежно закрепить генератор. При увеличенной вытяжке и обрыве хотя бы одного из ремней привода генератора заменить комплектом оба ремня для обеспечения равномерной нагрузки на них. Подтяжка крепления головки блока цилиндров ЯМЗ-236 Проверить момент затяжки гаек шпилек крепления головок цилиндров ЯМЗ-236 тарированным ключом в холодном состоянии двигателя и, при необходимости, подтянуть их до момента 235…255 Нм (24…26 кг/см). Затяжку гаек производить в последовательности, показанной на рис. 18, в порядке возрастания номеров. Рис.18. Порядок затяжки гаек шпилек крепления головок цилиндров ЯМЗ-236 После подтяжки гаек шпилек крепления головок цилиндров ЯМЗ-236 отрегулировать тепловые зазоры в клапанном механизме и установить крышки головок цилиндров. Регулировка зазоров в клапанном механизме двигателя ЯМЗ-236 Тепловые зазоры в клапанном механизме ЯМЗ-236 автомобилей МАЗ-5551, МАЗ-5335, 5336, 5337 и Урал-4320, 43206, Урал-5557 предназначены для обеспечения герметичной посадки клапана на седло при расширении деталей привода клапанов во время работы двигателя. Величина теплового зазора у впускного и выпускного клапанов устанавливается одинаковой и регулируется в пределах 0,25…0,30 мм. При повторной проверке зазоров после прокрутки коленчатого вала отрегулированного двигателя возможно изменение их до пределов 0,20…0,35 мм из-за погрешности формы и расположения поверхностей деталей распределительного механизма, что является допустимым. При слишком больших тепловых зазорах уменьшается высота подъема клапанов ЯМЗ-236, вследствие чего ухудшаются наполнение и очистка цилиндров, растут ударные нагрузки и увеличивается износ деталей газораспределительного механизма. При очень малых зазорах в результате теплового расширения деталей газораспределительного механизма ЯМЗ-236 автомобилей Урал-4320, 43206, Урал-5557 и МАЗ-5551, МАЗ-5335, 5336, 5337 не обеспечивается плотное прилегание клапанов к седлам, нарушаются газодинамические процессы в цилиндрах двигателя, ухудшаются мощностные и технико-экономические показатели двигателя. Кроме того, уменьшение зазора в приводе выпускных клапанов может привести к перегреву клапанов и их прогару. Тепловые зазоры регулировать на холодном двигателе или не ранее, чем через 1 час после его остановки. При регулировке тепловых зазоров и повторной их проверке коромысла клапанов ЯМЗ-236 рекомендуется прижать: — на головке правого ряда цилиндров ЯМЗ-236 коромысла выпускных клапанов к торцу оси, впускных клапанов – к упорной шайбе; — на головке левого ряда цилиндров ЯМЗ-236 коромысла выпускных клапанов к упорной шайбе, впускных клапанов – к торцу оси. Выпускные клапаны ЯМЗ-236 правого ряда цилиндров расположены ближе к вентилятору, левого ряда цилиндров – к маховику. Последовательность регулировки: — Выключить подачу топлива. — Отвернуть болты крепления крышек головок цилиндров и снять крышки. — Проверить момент затяжки болтов крепления осей коромысел, который должен быть 120…150 Нм (12…15 кг/см). — Проворачивая коленчатый вал по часовой стрелке (при виде со стороны вентилятора) спереди ключом за болт крепления шкива или сзади ломиком за маховик через люк в нижней части картера маховика, используя отверстия в маховике (рис. 19), установить момент, когда впускной клапан первого цилиндра полностью поднимется (то есть закроется). — Продолжая вращать коленчатый вал, провернуть его еще примерно на 1/3 оборота (≈120º). Это положение коленчатого вала соответствует такту сжатия в первом цилиндре и оба клапана этого цилиндра будут закрыты. Рис.19. Проворачивание коленчатого вала ЯМЗ-236 — Проверить щупом зазор между торцом клапана и носком коромысла у впускного и выпускного клапанов первого цилиндра и, при необходимости, отрегулировать. Рис.20. Регулировка зазора клапанного механизма ЯМЗ-236 — Для регулировки зазоров отвернуть гайку регулировочного винта, вставить в зазор щуп и, вращая винт отверткой (рис.20), установить зазор 0,25…0,30 мм. — Придерживая винт отверткой, затянуть гайку и проверить величину зазора. При правильно отрегулированном зазоре щуп толщиной 0,25 мм должен входить при легком нажиме, толщиной 0,30 мм – с усилием. Для регулировки зазоров клапанного механизма ЯМЗ-236 автомобилей МАЗ-5551, МАЗ-5335, 5336, 5337 и Урал-4320, 43206 Урал-5557 остальных цилиндров провертывать коленчатый вал в том же направлении до полного закрытия впускного клапана регулируемого цилиндра и дополнительно еще на 1/3 оборота. Зазоры регулировать как указано выше. Регулировку зазоров по цилиндрам ЯМЗ-236 рекомендуется проводить в соответствии с порядком их работы 1–4–2–5–3–6. После окончания регулировки зазоров запустить двигатель и прослушать его работу. Стуков в клапанном механизме не должно быть. В случае наличия характерного стука клапанов остановить двигатель и регулировку зазоров повторить. Поставить и закрепить крышки головок цилиндров, проверить состояние прокладок. В месте прилегания крышек масло не должно подтекать.

Охлаждение компрессора ямз 236 схема

Основу пневматической системы грузовых автомобилей МАЗ составляет агрегат для нагнетания воздуха — поршневой компрессор. О воздушных компрессорах МАЗ, их типах, особенностях, конструкции и принципе работы, а также о правильном обслуживании, выборе и покупке этого агрегата — читайте в данной статье.

Что такое компрессор МАЗ?

Компрессор МАЗ — компонент тормозной системы грузовых автомобилей Минского автозавода с пневматическим приводом механизмов; машина для сжатия поступающего из атмосферы воздуха и подачи его к агрегатам пневматической системы.

Компрессор является одним из основных компонентов пневмосистемы, на него возлагается три основных функции:

• Забор воздуха из атмосферы;
• Сжатие воздуха до необходимого давления (0,6-1,2 МПа в зависимости от режима работы);
• Подача необходимого объема воздуха в систему.

Компрессор устанавливается на входе в систему, обеспечивая подачу в нее сжатого воздуха в объеме, достаточном для нормального функционирования всех компонентов тормозной системы и прочих потребителей. Некорректная работа или отказ этого агрегата снижает эффективность тормозов и ухудшает управляемость транспортного средства. Поэтому неисправный компрессор необходимо как можно скорее отремонтировать или заменить, а чтобы сделать верный выбор агрегата, нужно разобраться в его типах, особенностях и характеристиках.

Типы, характеристики и применимость компрессоров МАЗ

На автомобилях МАЗ используются поршневые одноступенчатые воздушные компрессоры с одним и двумя цилиндрами. Применимость агрегатов зависит от модели установленного на автомобиле мотора, наиболее широкое применение получили две базовых модели:

  • 130-3509 для ТС с силовыми установками ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 различных модификаций, ММЗ Д260 и других, а также с новыми силовыми установками ЯМЗ "Евро-3" и выше (ЯМЗ-6562.10 и прочими);
  • 18.3509015-10 и модификации для ТС с силовыми установками ТМЗ 8481.10 различных модификаций.

Базовая модель 130-3409 — 2-цилиндровый компрессор, на основе которого создана целая линейка агрегатов, их основные параметры представлены в таблице:

Модель компрессора Производительность, л/мин Потребляемая мощность, кВт Тип привода
16-3509012 210 2,17 Клиноременная передача, шкив 172 мм
161-3509012 210 2,0
161-3509012-20 275 2,45
540-3509015,
540-3509015 Б1
210 2,17
5336-3509012 210

Данные агрегаты обеспечивают указанные характеристики при номинальной частоте вращения вала 2000 об/мин и сохраняют до максимальной частоты 2500 об/мин. Компрессоры 5336-3509012, предназначенные для более современных двигателей, работают при частотах вращения вала 2800 и 3200 об/мин соответственно.

Компрессоры монтируются на двигатель, соединяясь с его системами охлаждения и смазки. Головка агрегата имеет водяное охлаждение, цилиндры — воздушное охлаждение за счет развитого оребрения. Смазка трущихся деталей — комбинированная (различные детали смазываются под давлением и разбрызгиванием масла). Отличия между модификациями компрессоров базовой модели 130-3409 заключается в различном положении впускных и выпускных патрубков системы охлаждения и смазки, и конструкцией клапанов.

Агрегат 18.3509015-10 — одноцилиндровый, производительностью 373 л/мин при номинальной частоте вращения вала 2000 об/мин (максимальная — 2700 об/мин, максимальная при сниженном давлении на выходе — 3000 об/мин). Компрессор монтируется на двигатель, имеет привод от шестерен газораспределительного механизма, подключается к системам охлаждения и смазки мотора. Охлаждение головки — жидкостное, охлаждение цилиндра — воздушное, смазка — комбинированная.

Отдельную группу составляют компрессоры 5340.3509010-20/LK3881 (одноцилиндровый) и 536.3509010/LP4870 (двухцилиндровый) — данные агрегаты имеют производительность 270 л/мин (оба варианта) и привод от шестерен ГРМ.

Компрессоры всех моделей поставляются в различной комплектации — со шкивами и без, с разгрузкой (с механическим регулятором давления, «солдатиком») и без него, и т.д.

Конструкция и принцип работы компрессоров МАЗ

Компрессоры МАЗ всех моделей имеют довольно простое устройство. Основу агрегата составляет блок цилиндров, в верхней части которого располагаются цилиндры, а в нижней — коленчатый вал со своими подшипниками. Картер блока закрывается передней и задней крышками, на блок через прокладку (прокладки) монтируется головка. В цилиндрах расположены поршни на шатунах, монтаж этих деталей осуществляется через вкладыши. На носке коленвала устанавливается шкив или шестерня привода, монтаж шкива/шестерни — шпоночный, с фиксацией от продольных смещений с помощью гайки.

В блоке и коленчатом валу выполнены масляные каналы, подающие масло к трущимся деталям. Масло под давлением по каналам в коленвалу поступает к шатунным шейкам, где смазывает поверхности сопряжения вкладышей и шатуна. Также мало под давлением из шатунных шеек через шатун поступает к пальцу поршня. Далее масло стекает и разбивается вращающимися деталями на мелкие капли — образовавшийся масляный туман смазывает стенки цилиндров и другие детали.

В головке блока расположены клапаны — впускной, через который воздух из атмосферы поступает в цилиндр, и нагнетательный, через который сжатый воздух подается к последующим агрегатам системы. Клапаны — пластинчатые, удерживаются в закрытом положении с помощью витых пружин. Между клапанами находится разгрузочное устройство, которое при чрезмерном росте давления на выходе компрессора открывает оба клапана, обеспечивая свободное прохождение воздуха между ними через разгрузочный канал.

Принцип работы воздушных компрессоров прост. При запуске мотора вал агрегата начинает вращаться, через шатуны обеспечивая возвратно-поступательные движения поршней. При опускании поршня под действием атмосферного давления открывается впускной клапан, и воздух из, предварительно пройдя через фильтр для удаления загрязнений, наполняет цилиндр. При подъеме поршня впускной клапан перекрывается, в это же время закрыт и нагнетательный клапан — давление внутри цилиндра растет. При достижении определенного давления открывается нагнетательный клапан и воздух через него перетекает в пневмосистему. Если давление в системе слишком высокое, то в работу вступает разгрузочное устройство, открываются оба клапана, и компрессор работает в холостую.

В двухцилиндровых агрегатах цилиндры работают в противофазе: когда один поршень движется вниз и в цилиндр всасывается воздух, второй поршень движется вверх и выталкивает сжатый воздух в систему.

Вопросы обслуживания, ремонта, выбора и замены компрессоров МАЗ

Воздушный компрессор — простой и надежный агрегат, способный работать годами. Однако для достижения такого результата необходимо регулярно выполнять предписанное ТО. В частности, следует ежедневно проверять натяжение ремня привода двухцилиндровых компрессоров (прогиб ремня не должен превышать 5-8 мм при приложении к нему усилия 3 кГ), и при необходимости производить регулировку с помощью болта-натяжителя.

Каждые 10-12 тысяч км пробега нужно проверять уплотнение подводящего масляного канала в задней крышке агрегата. Каждые 40-50 тысяч км пробега следует демонтировать головку, прочищать ее, поршни, клапаны, каналы, подводящие и отводящие шланги, и другие детали. Сразу же проверяется надежность и целостность клапанов, при необходимо производится их замена (с притиркой). Также осмотру подлежит разгрузочное устройство. Все работы необходимо проводить в соответствии с инструкцией по обслуживанию и ремонту автомобиля.

При поломке отдельных деталей компрессора они могут быть заменены, в некоторых случаях приходится полностью менять компрессор (деформации и трещины на головке и блоке, общий износ цилиндров и другие неисправности). Выбирая новый компрессор, необходимо учитывать модель и модификацию старого агрегата, а также модель силового агрегата. В целом, все агрегаты на основе 130-3509 взаимозаменяемы и могут работать на любых двигателях ЯМЗ-236, 238 и их многочисленных модификациях. Однако следует учитывать, что некоторые из них имеют производительность 210 л/мин, а некоторые — 270 л/мин, также новые компрессоры модели 5336-3509012 различных модификаций обычно работают на повышенных оборотах. Если на двигателе раньше стоял компрессор производительностью 270 л/мин, то новый агрегат должен быть таким же, в противном случае системе просто не будет хватать воздуха для нормальной работы.

Одноцилиндровые компрессоры 18.3509015-10 представлены в небольшом количестве модификаций, и далеко не все из них взаимозаменяемы. Например, компрессор 18.3509015 предназначен для двигателей КАМАЗ 740 и на моторы ЯМЗ не подходит. Во избежание ошибки необходим уточнять полные наименования компрессоров перед их покупкой.

Отдельно стоит упомянуть о немецких компрессорах KNORR-BREMSE, которые являются аналогами указанных выше моделей агрегатов. Например, двухцилиндровые компрессоры могут быть заменены агрегатом 650.3509009, а одноцилиндровые — LP-3999. Эти компрессоры имеют те же характеристики и установочные размеры, поэтому без труда встают на место отечественных.

При верном выборе и монтаже компрессор МАЗ будет надежно работать, обеспечивая функционирование пневмосистемы автомобиля в любых условиях эксплуатации.

СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ МАЗ-500

Устройство системы охлаждения двигателя ЯМЗ-236

Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.

Основными агрегатами системы охлаждения являются (рис. 26): радиатор, водяной насос 8, вентилятор 5, термостаты 3 и дистанционный термометр.

Во время работы двигателя циркуляция жидкости в системе охлаждения создается центробежным насосом, приводимым в действие клиновидным ремнем 7 от шкива 6 коленчатого вала.

Система охлаждения работает следующим образом. Водяной насос 1 (рис. 27) забирает жидкость из нижнего бачка 11 радиатора и нагнетает ее по каналам в крышке распределительных шестерен в рубашки 2 и 6 соответственно правого и левого рядов цилиндров. Далее по каналам каждой из водяных рубашек жидкость поднимается вверх, омывает наружную поверхность гильз цилиндров и, поглощая тепло, нагревается. Под напором, создаваемым насосом, жидкость поднимается выше и поступает в водяные рубашки головок цилиндров по направляющим отверстиям и в первую очередь к наиболее нагревающимся местам— выпускным клапанам и стаканам форсунок. Омывая и охлаждая наружные поверхности камер сгорания, выпускных трубопроводов, направляющих клапанов и стаканов форсунок, жидкость дополнительно нагревается.

Из головки цилиндров нагретая жидкость выходит по двум каналам в водосборные трубопроводы 5, имеющиеся на обоих рядах цилиндров блока. Из водосборных трубопроводов через термостаты нагретая жидкость по двум дюритовым (прорезиненным) шлангам поступает в верхний бачок 9 радиатора, из которого она по трубкам 10 опускается в нижний бачок радиатора. Проходя по трубкам радиатора, горячая жидкость благодаря большой поверхности охлаждения отдает тепло потоку воздуха, создаваемому вентилятором 12.

Охлажденная в радиаторе жидкость вновь нагнетается из

нижнего бачка водяным насосом в водяные рубашки двигателя.

Когда температура охлаждающей жидкости опускается ниже 70° С, а также в начале прогрева двигателя, когда температура жидкости еще не достигла 70° С, термостаты автоматически направляют весь поток жидкости непосредственно к ,водяному насосу по перепускной трубке 8 мимо радиатора. При такой циркуляции жидкости с отключенным радиатором двигатель быстро прогревается за счет тепла, выделяющегося при сгорании топлива. При повышении температуры жидкости выше 70° С термостаты открываются, и жидкость из водосборных трубопроводов поступает снова в радиатор, а оттуда в водяной насос.


Рис. 26. Система охлаждения:
А — к отопителю кабины; Б к В — к радиатору; Г — к компрессору; Д — от от радиатора; Е — от пускового подогревателя: 1 — место установки датчика термометра; 2 —краник для спуска воздуха при заполнении системы охлаждения во время прогрева двигателя пусковым подогревателем; 3 — термостат;
4 — перепускная трубка; 5 — вентилятор; 6—шкив коленчатого вала; 7 — ремень привода насоса; 8 — водяной насос

Наилучшей температурой охлаждающей жидкости на выходе из головки цилиндров является 75—98° С. Двигатель при данном тепловом режиме развивает максимальную мощность, расходует наименьшее количество топлива и работает с минимальными износами.

При температуре ниже 70° С ухудшается процесс сгорания топлива и увеличивается износ поршневой группы. Впрыснутое в камеру сгорания топливо сгорает неполностью. Часть несгоревшего топлива превращается в мелкие твердые частицы кокса (черный дым), часть конденсируется и смывает масляную пленку с деталей двигателя.

При перегреве двигателя падает давление в системе смазки, ухудшаются смазывающие свойства масла, возможны задиры трущихся поверхностей, коробление и трещины деталей, имеющих высокую рабочую температуру (головка блока).

Температуру охлаждающей жидкости регулируют (кроме термостатов) также с помощью жалюзи радиатора, управление которыми осуществляется рукояткой из кабины водителя.

Температура охлаждающей жидкости контролируется дистанционным указателем 3 температуры жидкости, установленным па щитке приборов в кабине водителя.

Емкость системы охлаждения 32 л. Систему охлаждения

заполняют через горловину радиатора, закрываемую
пробкой.


Для охлаждения компрессора применяется водяное охлаждение из водопроводной сети или циркуляционной системы. [31]

Для охлаждения компрессоров применяется жидкостная или воздушная система охлаждения. [32]

Для охлаждения компрессора жидкость подается из системы охлаждения двигателя в блок цилиндров компрессора, далее отводится во всасывающую полость водяного насоса. [35]

Для охлаждения компрессоров и выпарной установки используется оборотная вода. [37]

Для охлаждения компрессоров следует предусмотреть подвод к ним воды от напорного трубопровода. [38]

Необходимость охлаждения компрессоров и двигателей внутреннего сгорания вызывается тем, что при сгорании топлива в цилиндрах двигателя или сжатии воздуха или газа в цилиндрах компрессора, а также вследствие трения деталей выделяется большое количество тепла, которое может вызвать перегрев стенок и крышек цилиндров, поршней, клапанов, подшипников, коллекторов и других деталей. [41]

Система охлаждения компрессоров способствует уменьшению работы, затрачиваемой на сжатие воздуха, снижает температуру всасываемого воздуха, ведет к повышению производительности компрессоров. Кроме того, на клапанах и поршневых кольцах не образуется нагар, поскольку при низкой температуре замедляются процессы окисления и разложения масла. Система охлаждения обеспечивает условия для нормальной смазки цилиндров и безопасной работы компрессоров, так как температура сжимаемого воздуха поддерживается значительно ниже температуры воспламенения масла. [42]

Система охлаждения компрессора служит для отвода тепла от деталей и узлов, нагревающихся при работе, для охлаждения масла и охлаждения газа, сжимаемого в ступенях компрессора. [43]

Система охлаждения компрессоров и газа применяется как водяная, так и воздушная. [45]

Читайте также: