Схема тсм форд фокус

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

Ремонт tcm Ford Focus 3: объясняем по порядку



Модуль ТСМ – это специализированное устройство, предназначенное для управления сцеплением роботизированной или механической коробки передач на автомобиле Форд Фокус 3, Фьюжн и других моделей.

Данный прибор расположен в подкапотном пространстве на корпусе АКПП и соединен с электронным блоком управления, который отвечает за работу силового агрегата и всей ходовой части автомобиля. Блок разработан и сконструирован специально для коробки передач PowerShift, которая установлена на большинстве машин третьего поколения Фокус.

Модуль ТСМ является неотъемлемой частью привода транспортного средства, поэтому при возникновении в нем неисправности дальнейшая эксплуатация авто будет невозможной.

Когда необходима замена блока ТСМ

Наличие следующих особенностей работы коробки следует обратиться к нам за проведением тестирования:

  1. При начале движения ощущаются рывки, ход автомобиля не плавный. При этом произведенная электронная диагностика не находит ошибок.
  2. Действие по переходу на другую скорость сопровождается явно выраженными толчками, присутствует неестественная вибрация. Компьютер не обнаруживает неисправность.
  3. Заднюю передачу включить невозможно. Когда рычаг переводится в положение R, задействуется аварийный режим. На дисплее отображаются все индикаторы коробки передач (PRNDS). В большинстве случаев электронный блок управления выдает ошибку под условным кодом 19143 P2711, которая говорит о недостоверности сведений процесса переключения скоростей.
  4. Появляются щелчки при задействовании режимов D или R, после чего транспортное средство трогается. Диагностическая процедура также выдает номер ошибки, обозначенный в предыдущем пункте.
  5. КПП переходит в режим аварии, на экране отображаются PRNDS. Далее после выключения или включения проблемная ситуация пропадает, однако через некоторое время снова возникает.

При ремонте КПП вы получаете максимально выгодные условия.

Ваш автомобиль попадает в руки опытных высококвалифицированных мастеров.
При этом диагностика и поиск проблем выполняется совершенно бесплатно, а на произведенный комплекс работ вы получаете гарантию 24 месяца!

Больше не надо длительное время проводить в утомительном ожидании в долгих очередях. Вы сами выбираете удобную дату и час посещения СТО, предварительно согласовав их с менеджером компании.

Появились проблемы в работе коробки переключения передач? Заказать услугу по диагностике и ремонту весьма просто!
Запишитесь к нам прямо сейчас и спустя короткий промежуток времени вы снова сможете наслаждаться комфортной ездой на вашем автомобиле.


Когда нужна замена ТСМ Форд Фокус 3

  1. Существует ряд признаков, заметив которые можно определить, что прибор работает в аварийном режиме или полностью отключен. К ним относятся:
  2. Проскальзывание сцепления во время движения. При включении передачи и переноса крутящего момента от агрегата на приводную часть через коробку, вал, управляемый блоком ТСМ передвигается по оси, увеличивая или уменьшая мощность вращения. Если модуль не исправен или имеет дефекты, то диск проскальзывает мимо шлицов и передача включается через интервалы, а авто движется рывками.
  3. Подозрительный звук или скрежет в области двигателя. Внутренние шестерни блока ТСМ подвергаются воздействию высокой температуры от силы трения, со временем ребра стачиваются, и зацеп между деталями получается не точным, от этого зубья проскакивают и создают металлический стук.
  4. При переключении передачи нарушается их последовательность. Модуль оснащен двойным сцеплением с двумя бесщеточными, роторными двигателями, которые приводят в движение весь механизм. При выходе из строя одного из приводов передачи включаются не поочередно, а через одну.
  5. Масленые пятна под автомобилем в районе коробки. Во время долгой стоянки, все гидравлическая жидкость оседает на дне картера и если имеются повреждения сальников, она вытекает наружу.
  6. Загорелась ошибка на панели управления или одометре. Современные транспортные средства оборудованы бортовым компьютером, который сигнализирует о наступлении аварийной ситуации или о возникшей неисправности. Как правило, ЭБУ отключит блок полностью до того момента, когда поломка будет угрожать безопасности водителя и его пассажиров.

При наступлении любого из перечисленных признаков необходимо срочно обратиться в сервисный центр для более детальной диагностики и устранения причин неисправности и полной замены модуля ТСМ.

Не стоит пытаться выполнить такие работы самостоятельно, так как без наличия специального инструмента и знаний, это может привести к усугублению ситуации и поломке коробки передач в целом.


Почему требуется замена ТСМ Фокус 3

В зависимости от года производства и комплектации автомобиля, на нем может быть установлено ТСМ двух модификаций, сухого хода и гидравлический. Конструкция обоих принципиально ничем не отличается, поэтому и процесс ремонта и причины их поломки одинаковы.

К выходу из строя модуля, чаще всего приводит деформация сальника приводного вала, через который жидкость вытекает наружу. При падении уровня масла в коробке, все детали подвергаются повышенному износу, что приводит к стачиванию металла и потере прочности шестеренок. Чтобы избежать наступления негативных последствий, нужно постоянно следить за уровнем жидкости внутри блока ТСМ, проверять, нет ли подтеков и запотевания в стыке между АКПП и деталью, а также на корпусе самого модуля.

Как заменить (снять, поставить) блок ТСМ на Форд Фокус3

О признаках неисправности ТСМ вы уже знаете, теперь чтобы точно определить, что проблема именно в блоке управления необходимо подключить к диагностическому объему ноутбук со специальным программным обеспечением и проверить связь бортового компьютера с ТСМ. Если система его не видит или были обнаружены ошибки в работе, блок подлежит замене.

    Чтобы добраться к блоку управления трансмиссией не составит большого труда. Для начала необходимо снять воздушный фильтр, предварительно ослабив хомуты и сняв воздушные трубопроводы, как показано на фото.


Внимание! Во время откручивания болтов обращайте внимание на его длину. Длина у болтов разная, один короткий и три длинных.

Признаки выхода из строя TCM на Ford Focus 3. Самостоятельная замена блока ТСМ

Замена модуля ТСМ.

Приветствую всех читающих данный пост.
Так как я являюсь обладателем автомобиля с роботизированной коробкой переключения передач Powershift Getrag 6DCT250, то и меня не обола стороной кутерьма с модулем ТСМ (модуль управлением коробкой). Первые позывы начались в июне, при включении зажигания на экране магнитолы появлялся значёк включенного парктроника с восклицательным знаком, также на приборке выскакивала надпись "ассист. парковки неисправен нужен сервис", я сначала подумал то один из датчиков парктроника приказал долго жить, позже ещё начала выскакивать надпись "режим трогания в гору не доступен", после его я понял, что скорее всего это приходит начало конца модулю ТСМ… Считав ошибки я в этом окончательно убедился: U0100(потеря связи с ECM/PCM), U0101(потеря связи с ТСМ), U0402(недействительные данные, полученные от ТСМ). Начал мониторить порядок ценообразования на данную деталюшку, цены были в диапазоне от 20 кило рублей и выше, вообщем делать нечего, купил за двадцать. Теперь остаётся его поменять, но это не беда, на FFCub замена довольно подробно описана: Тынц, даже есть подробное видео по замене, им я и руководствовался: Тынц. Замена заняла около часа, но можно и быстрее уложиться, процесс описывать не буду, всё есть по ссылкам, после замены блока ТСМ в него необходимо записать прошивку и провести адаптацию, для этого я использовал шнурок ELS27, прогу FoCCCus (с её помощью заливаем прошивку в ТСМ), прогу FORScan (с её помощью стираем старые ошибки и проводим адаптацию). Для того чтобы FORScan мог проводить адаптацию необходимо купить расширенную лицензию (около 360руб. на год) или получить пробную лицензию на два месяца бесплатно. Прошивку и адаптацию самостоятельно делал в первый раз, было немного ссыкотно, но как оказалось ничего сложного в этом нет, прошивка залилась минут за 12 (FV6P-7J104-GD от 20 апреля 2016) и адаптация прошла минут за 10-15, всё получилось с первого раза. Номер купленного ТСМ 2015846, к нему в комплекте идут два уплотнительных колечка, которые желательно менять при снятии ТСМ. Есть информация, что модули ТСМ, выпущенные с 2015 года лишены детских болячек более ранних версий этих блоков, т.е. модернизированы.
Список прошивок ТСМ для авто с двигателем 2.0:
FV6P-7J104-GE от 21 ноября 2017
FV6P-7J104-GD от 20 апреля 2016
FV6P-7J104-GC от 14 сентября 2015
FV6P-7J104-GB от 4 мая 2015
FV6P-7J104-DA от 17 Ноября 2014
BV6P-7J104-DE от 27 Июня 2014
BV6P-7J104-DD от 20 Марта 2013

Замена модуля ТСМ PowerShift Ford Focus 3

В наших автосервисах одни из самых приемлемых цен на ремонт и обслуживание коробки передач Powershift. В частности, стоимость услуг по замене блока управления ТСМ трансмиссии 6DCT250 у нас составляет всего 3 900 руб.

Цена включает в себя диагностику коробки и электроники, демонтаж / монтаж модуля ТСМ, а также его прошивку под конкретный автомобиль.

Замена блока ТСМ Powershift 6DCT250 Ford Focus

Автомобили с коробкой 6DCT250 Powershift

РКПП Powershift 6DCT250 устанавливается на следующие автомобили:

  • Ford B-MAX (12-н.в.) Powershift 1.6L
  • Ford EcoSport (14-18) Powershift 1.6L
  • Ford Fiesta (12-н.в.) Powershift 1.6L
  • Ford Focus 3 (11-18) Powershift 1.6L / 2.0L

Наиболее широкое распространение коробка Пауэр Шифт 6DCT250 получила, благодаря установке на автомобили Форд Фокус 3 начиная с 2011 г. Отметим, что мастера наших техцентров обслуживают РКПП FORD с 2012 года и имеют огромный опыт в данной сфере. Поэтому мы смело даем гарантию в 2 года на все работы, в том числе на замену ТСМ Форд Фокус 3 Powershift 6DCT250.

Схема электронного блока управления тсм на примере Ford Focus III

  • 1. Секция задней части корпуса.
  • 2. Штекер.
  • 3. Электронные платы.
  • 4. Прокладка.
  • 5, 7. Электромотор четных передач и заднего хода.
  • 6. Подшипники электромоторов.
  • 8. Секция передней части корпуса.
  • 9, 10. Электромотор нечетных передач.
  • 11. Разъемы.

Порядок замены ТСМ Пауэр Шифт 6DCT250 на Форд Фокус 3

Если вами замечены какие-либо признаки неисправности ТСМ PowerShift, лучше сразу обратиться в специализированный автосервис. Профессионально проведенная компьютерная диагностика системы покажет, в чем состоит проблема, а мастера смогут решить: ремонтировать или менять проблемный модуль.

В случае неутешительного диагноза и принятии решения о замене блока управления, вся работа будет включать несколько этапов:

  1. Демонтаж блока ТСМ.
  2. Установка нового модуля.
  3. Прошивка (обновление и настройка программного обеспечения).

Обратите внимание, что в случае замены модуля ТСМ Powershift 6DCT250, устанавливаемой на автомобилях Ford Focus 3, снятие всей коробки с авто не требуется. Это значительно снижает время и стоимость проведения ремонта.

Тем не менее, необходимо еще раз отметить, что ЭБУ ТСМ коробки 6DCT250 - один из важнейших элементов трансмиссии. И все работы по его ремонту или замене лучше доверить профессионалам. Поверьте, устранение повреждений РКПП после неграмотного самостоятельного ремонта встанет совсем в другие деньги, не говоря уже о потерянном времени и нервах!

Мы ремонтируем КПП PowerShift с 2012 года

Нужна консультация? Звоните! Наши мастера с радостью ответят на любые вопросы!

Ремонт Блоков ТСМ


Одна из основных проблем в коробках PowerShift DSG 6DCT250 на FordFocus3- это неиправность блока TCM.

НОВЫЙ БЛОК ТСМ стоит около 800$, в наши дни в рублях это около 30 000-45 000, и не каждому это по карману.

МЫ ПРЕДЛАГАЕМ ВАМ ОТРЕМОНТИРОВАТЬ ВАШ БЛОК ТСМ .

В половине случаев поломки ТСМ из строя выходят электродвигатели переключения передач.

Из чего состоит электронный блок ТСМ Ford Focus3


Электронный блок TCM от Ford Focus3 состоит из двух электронных плат и двух электродвигателей, которые переключают передачи.

Если в механической части РКПП возникают проблемы, и усилие для переключения возрастает то,соответственно,и на электродвигатели включение передач возрастает нагрузка.После непродолжительной работы есть два исхода событий: один из-это выход из строя электродвигателя, а вот второй вариант- это выгорание дорожки в печатной плате.

Если проблема в электродвигателе, то электронный блок ТСМ подлежит ремонту, то есть замене ротора и электронных обмоток.

Если проблема в плате, то данная плата является не ремонтопригодной, так как плата многослойная ввиду конструкции данного блока, и при выгорании дорожки между слоями не предоставляется возможным ремонт платы.

Мы предлагаем вам быстро и качественно отремонтировать ваш электронный блок управления Ford ТСМ.

Блок (модуль) управления сцеплением - TCM Fusion Fiesta


Исполнительное устройство сцепления принимает на себя функции, которые на автомобилях с обычным сцеплением должен был выполнять водитель с помощью педали сцепления:

• Выключение сцепления
• Дозированное включение сцепления для трогания с места
• Выключение и включение сцепления для переключения передач во время движения
• Выключение сцепления для остановки с включенной передачей
• Включение сцепления с включенной передачей при парковке автомобиля с выключенным двигателем

Исполнительное устройство переключения передач

1 - Электродвигатель переключения передач
2 - Электродвигатель выбора передач

Электродвигатель выбора передач служит для того, чтобы выбрать соответствующую передачу в коробке передач.
Электродвигатель переключения передач служит для того, чтобы включить соответствующую передачу.
Положение моторов электроника отслеживает по двум датчикам Холла, что препятствует не правильному включению передач.

Мы ремонтируем электронные блоки управления трансмиссией Ford ТСМ.


С конца 2011 года мы занимаемся ремонтом блоков ТСМ на Ford Focus 3,и сейчас проясняется картина создания новой на тот момент трансмиссии Power shift .

Как только на рынок вышел focus 3 сразу начала ломаться коробка.

С 2011 по 2016 год было четыре аппаратных реализации коробки передач, блока сцепления, вилок сцепления, выжимных подшипников, ну и конечно электронного блока управления трансмиссии TCM .

Что это значит? А значит это то, что через каждые год два дорабатывалась и менялись детали вмести с ними артикулы и цены на детали.

С 2011 по 2012 год электронный блок управления коробкой передач имел ряд недоработок: самая массовая это - контактная группа между платами она была запрессована и в большинстве случаев нагревался блок пропадал контакт, блок терял питание и пока он не остывал он не работал.

В 2012 году это учли, и контактная группа стала не стальной, а медной ну или как минимум с напылением. Но как только контактная группа заработала, из строя начали выходить транзисторы, отвечающие за сервопривода сцепления (электромоторы) и на щитке приборов писалось Трансмиссия не исправна срочно в сервис! После чего на СТО диагносты сообщали о ошибках: заклинивание вилки А или вилки B .

В 2013 году в очередной раз блок подвергся модернизации и в этот раз довольно сильно. Ford Motor Company додумались поменять процессор поменять транзисторы и это помогло. Но как выяснилось не на долго. До первого выхода из строя Вилки выжима сцепления. Так уж вышло что все элементы усилили а нагрузки не рассчитали и получилось что при реальном заклинивании механизма а им в свою очередь управляет сервопривод (электромотор) электронный блок управления продолжал “управлять” давать питание на электромотор вместо того что бы отключиться в аварийном режиме. Получилось так что самым слабым звеном из сервопривода, жгута проводки и блока управления оказался блок управления TCM .

В конце 2014 года по наше время выпускается TCM с артикулом 5352032.Этот блок устанавливается на рейсталинговый фокус после 2015 года. Этот блок не так уж часто выходит из строя да и симптомы его ‘’гибели’’ совсем иные нежели старые блоки он не теряет связь он не греется. Но с тем же он пока что ещё не чинится. На 1 Мая 2016 года все попытки починить этот блок управления не обвенчались успехом.

Вот такая история с фокусом 3.

Выводы делайте сами но опытным путём могу заявить свежие роботы Power shift ездят.

[Вопрос] TCM Ford Focus 3

Последние посетители


  • Мне сказали 114 раз
  • Я сказал 55 раз
У этих машин , выпуск до сентября 2011 года , если мне не изменяет память ,замена блока ТСМ бесплатно.Хотя у нас такие диллеры , был клиент , его машина проходила под эту компанию ,я договорился с товарищем он у ОФФ работал , назначили день , а клиентосу не в терпёж , поехал к другим ОФФ , и там его развели на 40000 , сказав ,что она не прохадит.Вот как то так.
  • Мне сказали 92 раз
  • Я сказал 97 раз
  • Мне сказали 92 раз
  • Я сказал 72 раз
Снял блок ТСМ сейчас попробую вскрыть.

126.98 KB, Скачиваний: 15

  • Мне сказали 432 раз
  • Я сказал 308 раз

Комментарий

  • Мне сказали 92 раз
  • Я сказал 72 раз
Что то не вскрываеться, а варварским способом я не рискнул.
  • Мне сказали 58 раз
  • Я сказал 3 раз
  • Мне сказали 92 раз
  • Я сказал 97 раз
Похоже есть кондер особенный, который при вскрытии блока отрывается. На первый взгляд делов на пару часов. Но почитав ваши коменты. лучше новый блок.
  • Мне сказали 95 раз
  • Я сказал 13 раз

Блоки старше мая 13 года не ремонтируемые.
Лучше ставить новый ТСМ
Привязка осуществляется любой программой которая может прошить ТСМ (например PCMflasher, бесплатных решений нет )
После привязки нового ТСМ обязательно сделать адаптацию, ее можно сделать бесплатным Forcsan

Адаптация сцепления форд фокус 3 powershift своими руками

Приступая к адаптации блоков управления АКПП Форд Фокус, надо четко понимать значение терминов и возможности коробки Powershift. У АКПП есть три функции: калибровка датчика положения селектора передач, механизма переключения и системы сцепления. Из этих трех функций, лишь первая относится к классической калибровке, а вот остальные две подразумевают способность к обучению (learn), то есть к адаптации в ходе специальных условий вождения (без программной перепрошивки). Также есть нюансы адаптации на новой машине и имеющей уже какой-либо пробег.


В этой статье будет рассказано об адаптации блоков управления АКПП Форд Фокус 3 согласно инструкции производителя, а также об обнулении PowerShift.

Показания — упражнения выполняются на сухом покрытии.

На месте

  1. Включить зажигание.
  2. Плавно выжать педаль тормоза.
  3. Переключиться в Drive.
  4. Ждать 15 с.
  5. Перевести в позицию Reverse.
  6. Ждать 2 с.
  7. Повторяем 10 раз упражнение «На месте» (с 1 по 5 шаги).

В движении. Упражнение 1.

  1. С места разогнаться до 24 км/ч, без интенсивного нажатия на газ.
  2. Тормозим до остановки автомашины в период 6-7 секунд.
  3. Повторить 5 раз упражнение 1.

В движении. Упражнение 2.

  1. Плавно набрать скорость в пределах 1800-2000 об./.мин. Переключать передачи в порядке 1-2, 2-3, 3-4.
  2. Достичь диапазона скоростей 81 км/ч -105 км/ч, вручную переключаем 6 передачу. Уровень оборотов сохраняем не менее 3000 в течение 2 минут.
  3. Повторить упражнение еще 1 раз.

Ford Focus Hatchback 2.0 атмо › Logbook › Статическая адаптация коробки DCPS6 (6DTC250)

И снова здравствуйте!
После обновления модуля TCM рекомендуется выполнить адаптацию коробки, что и решил сегодня сделать. Признаюсь честно, ниразу до сего момента не доводилось делать адаптацию. Поэтому немного было тревожно. Но кто не рискует, то не ездит на адаптированной коробке.

Разумеется подстраховался, выяcнил номер телефона мастера в Калуге, кто сможет помочь если мои попытки потерпят неудачу. Но забегая вперед, скажу, что звонить ему мне не пришлось. К тому же требовал он за свои услуги 2,5 рубля.

Необходимые условия для выполнения адаптации: 1. Ровная поверхность площадки, где стоит машина. 2. Прогретая коробка, т.е. перед тем как выполнять адаптацию нужно 20-30 минут поездить на машине.

Выполнив эти условия, запустил процедуру, считав актуальные параметры сцепления.

Тут я признаюсь, немного приуныл.

Позвонил Анатолию ( darkleo ), спросил совета. Моя ошибка была в том, что после неудачной процедуры адаптации нужно выключить зажигание, подождать 30 сек, снова включить зажигание и повторить процедуру

Я надеюсь, Сергей ( kroligoff ) в следующем релизе UCDS дополнит программу предупреждением о необходимости выключить-включить зажигание. Речь именно о начале процедуры адаптации, когда скидываются параметры. Если нарушена последовательность, то никакого предупреждения о выкл.-вкл. зажигания нет.

После получения совета, так и сделал. И в этот раз все прошло успешно! Ниже последовательность шагов.

В окне лога видим как изменились параметры сцепления.

После выполнил первые 9 пунктов рекомендации и поехал обкатывать сцепление по городу. После адаптации, незначительные подергивания все-таки присутствовали. Но проехав 10 километров уже не чувствовал как переключается коробка. Пока доволен.

Затуп АКПП


Рекомендации производителя Форд Фокус по эксплуатации АКПП PowerShift.

Приводим наиболее важные рекомендации, помогающие сохранить АКПП в рабочем состоянии. При любой длительной остановке – нажать педаль тормоза, применить ручник. Перевести рычаг в P (паркинг). Отпустить ножной тормоз.

В позициях R, D, S нельзя нажимать ножной тормоз свыше 40 с. Если необходимо, чтобы двигатель оставался включенным, перевести рычаг в N/Р. Не забываем поднять ручник. При S кнопку «+/-» нельзя удерживать нажатой.

Буксировать неисправное авто запрещается при положении кулисы Р. Для транспортировки надо перевести рычаг в нейтральное положение, придерживаться скоростного режима не более 20 км/ч на расстояние до 20 км.

Особенности ремонта

Часто в специализированные сервисы обращаются автолюбители, ставшие жертвами неудачного ремонта. Помните: восстановление функциональности роботизированной PowerShift 6DCT450 требует высокой квалификации мастера, поэтому не доверяйте кустарям. Еще несколько рекомендаций:

  • при выходе сцепления из строя не удается ограничиться заменой дисков – в большинстве случаев требуется ревизия либо замена корзины, крышки сальника, клапанов;
  • наличие взвесей в трансмиссионной жидкости приводит к выходу из строя соленоидов, быстрому износу механических деталей;
  • трансмиссия боится загрязнений, поэтому менять масло следует по регламенту;
  • с учетом проблемного дорожного покрытия в РФ и агрессивной манеры вождения сократите регламентные сроки замены жидкости.

Отзывы о 6-ступенчатой трансмиссии PowerShift 6DCT450 с двойным мокрым сцеплением неоднозначны:

  • с одной стороны, это комфортная в эксплуатации КПП с быстрым переключением передач, обеспечивающая экономию топлива;
  • с другой стороны коробка довольно прихотлива, требует внимательного к себе отношения, грамотного обслуживания.

Даже при спокойной езде и регулярной замене масла после 100 тысяч км пробега готовьтесь вкладывать средства в ремонт.


Через сколько адаптируется АКПП

Через какое время самостоятельно адаптируется АКПП я уже писал в блоке выше. Однако можно проводить и принудительную адаптацию. Например, отдать в сервис-центр.

Километраж

Калибровка АКПП проводится на СТО. Подразумевает под собой перепрошивку «мозгов» автомата. Опытные механики перепрограммируют чип под манеру езды водителя.

Внимание! Самостоятельно не рекомендую делать перепрошивку. Хоть в интернете и есть ролики. Но, сделав хоть одну ошибку, вам придется полностью менять электронный блок устройства.

Можно откалибровать принудительно собственными руками без прошивки чипа. Следующий блок будет посвящен принудительному обучению АКПП собственными руками.

Программное обнуление АКПП

Процедура выполняется с помощью специализированных программ. Например, VAS PC19 либо VAG COM.

Открываем группу AKKP, режим Adaptation. Выбираем пункт 1, вводим 1 и все значения обнуляются. После этого необходимо выполнить адаптационные упражнения, похожие на те, которые описаны в начале статьи.


Упражнение 1

  1. Плавно трогаемся с места и набираем ускорение до 4-й передачи, без рывков.
  2. Продолжаем разгоняться до 6-й передачи.
  3. Затем тормозим двигателем (без применения педали тормоза), снижая скорость до 40 км/ч. Плавно тормозим до остановки авто.
  4. Не выключая двигатель, держим ногу на педали тормоза 10 с.
  5. Повторить 10 раз.

Упражнение 2

  1. Трогаемся с места и разгоняем автомобиль до 70 км/ч. Переключаем вручную на 5-ю передачу.
  2. Плавно разгоняемся до 90 км/ч и снижаем скорость двигателем до 60 км/ч (повторяем этот отрезок 5 раз).
  3. Разгоняемся до 85 км/ч, вручную переключаем 6-ю передачу.
  4. Разгоняемся до скорости 100 км /ч, замедляемся двигателем до 75 км/ч (повторяем отрезок 5 раз).
  5. Включить 4 передачу вручную.
  6. Повторяем 6 раз упражнение 2.

Сделали адаптацию АКПП — что дальше?

Если вы заметили едва ощутимые подергивания, когда переключали (или включали) скорость во время процесса адаптации, не стоит пугаться, это совершенно нормально. Со временем подергивания должны пройти сами. Если же этого не происходит, то следует провести адаптацию системы с помощью компьютера (используется дилерский сканер).

В дальнейшем АКПП будет адаптироваться (процесс закончится после совершения 40 переключений)

В связи с этим стоит помнить что:

  1. После проведения процедуры сброса, АКПП работает почти что в «спортивном режиме», поэтому первое время следует проявлять повышенную бдительность;
  2. Если вы купили машину, которая уже была в эксплуатации, обязательно сделайте сброс, чтобы АКПП подстроилась под присущий вам стиль вождения;
  3. Данный сброс на подавляющем большинстве машин можно производить хоть каждый день.

Указанные выше действия можно выполнить самостоятельно, но если вы сомневаетесь, что произведете сброс АКПП правильно, то обратитесь к специалистам, которые, используя профессиональное оборудование, качественно и быстро проведут данную процедуру.

Чем отличается обычный и адаптивный автоматы

А вы знаете, что у адаптивных коробок и обычных есть существенные различия? Читайте об это ниже.

Отличия

Обычная АКПП не имеет никаких пониженных передач. Производитель закладывает в нее 2500 оборотов, на которых она должна переключиться на новый скоростной режим и раньше или позже достижения этого числа она не сделает переход.

На обычных коробках автомат водитель сможет найти кнопки имитаций повышенной передачи (Overdrive), спортивного режима (Sport). На адаптивных нет ничего такого. Переход с одного режима на другой исполняется по команде от компьютера, а не человека.

Причины неисправности и что делать если пропала задняя передача на АКПП

На полуадаптивных коробках, сброс адаптации в АКПП приходится делать самому владельцу транспортного средства. На полностью адаптивных – машина сама привыкает к манере езды. Нравится водителю экономить, то она будет делать это в любой ситуации. Если человек любит быструю езду, то автомобиль будет переключаться на высокие обороты через короткое время после старта.



PowerShift — шестиступенчатая автоматическая трансмиссия, которая устанавливается на моделях Ford Focus 2011 1.6 л. и 2.0 л., Fiesta и EcoSport с двигателями 1,6, а также на Ford Focus 2015 1,6 л. и предоставляет большую эффективность расхода топлива и удобство вождения.
На самом деле производителем коробки является компания Getrag. На автомобили компании Ford ставились 2 типа таких коробок:

  1. 6DCT250 Сцепление: сухое (бензиновые двигатели 1.6 и 2.0) Максимальный крутящий момент: 240-280 Нм
  2. 6DCT450 Сцепление: мокрое (бензиновые двигатели 2.0 турбо и все дизельные моторы) Максимальный крутящий момент: 450 Нм

Эти коробки передач абсолютно разные, и если со вторыми абсолютно никаких проблем не бывает, то первые преподносят своим владельцем не мало сюрпризов.

Основные неприятности, которые ощущает пользователь иногда уже с первых километров — толчки при переключении передач. С этими толчками мы и будем с Вами бороться, но сначала необходимо понять причины, а основной причиной, особенно в нашей суровой Московской действительности является острая нехватка крутящего момента в нижнем сегменте оборотов и перегрев блока управления трансмиссией.

Мы живем в крупном мегаполисе, и преимущественно передвигаемся на работу по утренним пробкам и в вечерние вечернее время с работы опять же по все тем же пробкам.

Таким образом основным режимом работы АКПП в городе является:

  1. Частые разгоны и торможения
  2. Движение автомобиля происходит с низкими скоростями на короткие дистанции и как следствие АКПП плохо охлаждаются.
  3. Третья проблема — несовершенство ПО модулей TCM (Transmission Control Module)

Эти факторы крайне негативно сказываются на работе АКПП и ее поведение в городе. Именно по этому эти коробки так часто становятся причиной головной боли у их владельцев. Ремонт таких коробок может стоить сто и более тысяч рублей, в зависимости от того какие неисправности есть в коробке.

Как решить проблемы с PowerShift? И как избежать их в дальнейшем.

Начнем с того, с чем мы никак не можем бороться — с перегревом модуля управления трансмиссией — TCM. Открою Вам секрет, эти модули начинают очень часто умирать в период с июня по сентябрь, основной пик приходится на середину июля месяца. Основной проблемой является летняя жара, а под капотом, да еще и в Московской пробке там пекло! Перегрев модуля становится причиной неисправностей модуля ТCM и выводит его из строя.

Симптомами неисправного модуля ТСМ являются:

  1. Выпадение передач рядами, т.е. пропадают 1,3,5 или задняя, 2, 4, 6 передачи.
  2. Невозможность включить режим «S» по причине того, что блок находится в аварийном режиме
  3. Машина внезапно перестаёт ехать, т.е. даже в режиме «D» жмем на газ — обороты растут, а машина не едет.

К большому сожалению эти модули не подлежат ремонту, замена на новый возможна не в любом сервисе, а его стоимость на май 2021 года составляет около 30 000 рублей.

Выход из данной ситуации только один — обновление ПО модуля до последней версии! В ней компания Ford не только доработала алгоритмы переключения передач, но и расширила диагностику перегрева. Да машина будет чаще просить Вас остановиться и остудить трансмиссию, но это сэкономит на замене блока ТСМ не малые средства.

Теперь о самом неприятном — толчках при переключении.


К сожалению их довольно сложно диагностировать, потому что не ясно что является причиной проблемы: 1. Недостаток крутящего момента в нижнем сегменте оборотов. Именно по этой причине у двух литровых моторов в разы меньше проблем с коробками. Чип тюнинговая прошивка даст увеличение момента в нижнем сегменте оборотов, что позволит коробке работать в более щадящем режиме. 2. Неправильная программа самообучения модуля управления АКПП. Обновление модуля управления АКПП и её адаптация. В последних обновлениях для коробок PowerShift компания Ford практически решила проблему с рывками и подергиваниями, а сброс параметров самообучения ТСМ позволит коробки работать плавнее и стабильнее, более того переключения станут быстрее и Вас порадует возросшая динамика автомобиля. 3. Механические неисправности в самой АКПП. Механические неисправности лечатся только разборкой и дефектовкой самой коробки передач. Мы не занимаемся ремонтом АКПП, поэтому не сможем помочь с этим, но в большинстве случаем проблема кроется именно в программном обеспечении, нехваткой момента в нижнем сегменте оборотов и проблемами в самообучении модуля ТСМ.

Мы крайне рекомендуем всем владельцем автомобилей семейства Ford Focus 3 с АПКК Powershift произвести чип тюнинг автомобиля.

Необходимая замена ТСМ Форд Фокус 3 (модуля, блока Transmission Control Mode) с профессиональной точностью


Модуль ТСМ – это специализированное устройство, предназначенное для управления сцеплением роботизированной или механической коробки передач на автомобиле Форд Фокус 3, Фьюжн и других моделей.

Данный прибор расположен в подкапотном пространстве на корпусе АКПП и соединен с электронным блоком управления, который отвечает за работу силового агрегата и всей ходовой части автомобиля. Блок разработан и сконструирован специально для коробки передач PowerShift, которая установлена на большинстве машин третьего поколения Фокус.

Модуль ТСМ является неотъемлемой частью привода транспортного средства, поэтому при возникновении в нем неисправности дальнейшая эксплуатация авто будет невозможной.


Когда нужна замена ТСМ Форд Фокус 3

  1. Существует ряд признаков, заметив которые можно определить, что прибор работает в аварийном режиме или полностью отключен. К ним относятся:
  2. Проскальзывание сцепления во время движения. При включении передачи и переноса крутящего момента от агрегата на приводную часть через коробку, вал, управляемый блоком ТСМ передвигается по оси, увеличивая или уменьшая мощность вращения. Если модуль не исправен или имеет дефекты, то диск проскальзывает мимо шлицов и передача включается через интервалы, а авто движется рывками.
  3. Подозрительный звук или скрежет в области двигателя. Внутренние шестерни блока ТСМ подвергаются воздействию высокой температуры от силы трения, со временем ребра стачиваются, и зацеп между деталями получается не точным, от этого зубья проскакивают и создают металлический стук.
  4. При переключении передачи нарушается их последовательность. Модуль оснащен двойным сцеплением с двумя бесщеточными, роторными двигателями, которые приводят в движение весь механизм. При выходе из строя одного из приводов передачи включаются не поочередно, а через одну.
  5. Масленые пятна под автомобилем в районе коробки. Во время долгой стоянки, все гидравлическая жидкость оседает на дне картера и если имеются повреждения сальников, она вытекает наружу.
  6. Загорелась ошибка на панели управления или одометре. Современные транспортные средства оборудованы бортовым компьютером, который сигнализирует о наступлении аварийной ситуации или о возникшей неисправности. Как правило, ЭБУ отключит блок полностью до того момента, когда поломка будет угрожать безопасности водителя и его пассажиров.


Почему требуется замена ТСМ Фокус 3

В зависимости от года производства и комплектации автомобиля, на нем может быть установлено ТСМ двух модификаций, сухого хода и гидравлический. Конструкция обоих принципиально ничем не отличается, поэтому и процесс ремонта и причины их поломки одинаковы.

К выходу из строя модуля, чаще всего приводит деформация сальника приводного вала, через который жидкость вытекает наружу. При падении уровня масла в коробке, все детали подвергаются повышенному износу, что приводит к стачиванию металла и потере прочности шестеренок. Чтобы избежать наступления негативных последствий, нужно постоянно следить за уровнем жидкости внутри блока ТСМ, проверять, нет ли подтеков и запотевания в стыке между АКПП и деталью, а также на корпусе самого модуля.

Форд Фокус 3: модуль ТСМ – замена с предварительной диагностикой

Перед проведением ремонтных работ в сервисном центре, специалисты осуществляют детальную диагностику, в ходе которой устанавливается точная причина неисправности и решается вопрос о возможных вариантах устранения проблемы. Проверка включает в себя комплекс действий с применением компьютера со специальным программным обеспечением, которое определяет связь между модулем ТСМ, коробкой передач и блоком управления двигателем. Если по каким либо причинам, соединение не устанавливается, то деталь подлежит полной замене, так как выполнить частичный ремонт изделия не получится.

Процесс замены блока должен проводиться на автомобиле с отключенным аккумулятором, это необходимо, чтобы не допустить короткого замыкания или срабатывания ЭБУ в ходе ремонта.


Все действия по удалению и установке нового модуля проводятся в следующей последовательности:

  1. Перед началом ремонта, мастер должен подключить компьютер к диагностическому разъему в салоне авто и скачать весь программный материал со старого блока ТСМ. Это нужно для того, чтобы после установки новой детали, можно было «прописать» ее в ЭБУ для нормального функционирования.
  2. Отключение питания двигателя автомобиля.
  3. Снятие корпуса воздушного фильтра и подающих патрубков. Для этого откручиваются крепежные болты и демонтируются стяжной хомут на магистрали.
  4. Для удобства при замене блока необходимо удалить металлическую и пластиковую защиту силового агрегата. Данные манипуляции проводятся на подъемном механизме или из смотровой ямы сервиса. Локер левого колеса также подлежит демонтажу, так как при вынимании модуля, его корпус будет упираться в пластиковый пыльник.
  5. С коробки переключения передач, через специальное отверстие в нижней части корпуса, сливается гидравлическая жидкость. Важно замерить общий объем удаленного масла, чтобы после окончания всех работ залить такое же количество обратно.
  6. Откручиваются крепежные болты радиатора охлаждения КПП, и деталь снимается с посадочного места. Удаление данной детали обязательно, так как при вытаскивании блока, датчики замеряющие показатели коробки, установленные внутри, могут помешать, и модуль будет упираться в радиатор своим корпусом.

  7. После всех подготовительных действий, можно приступать к демонтажу блока ТСМ. Для этого откручиваются болты корпуса и полностью вытаскиваются из резьбы. Затем деталь нужно расшатать до образования зазора между ТСМ и коробкой, из образовавшейся трещины вытечет небольшое количество масла. Осторожным движением блок вытаскивается из КПП, стоит отметить, что удаление модуля должно осуществляться без резких движений и чрезмерного применения силы, так как внутренние датчики имеют пластиковую оболочку и при не правильных действиях корпус может треснуть, и обломки останутся внутри коробки передач.
  8. После демонтажа отработавшей детали проводится установка нового блока ТСМ и сборка всех элементов в обратном порядке. Так как длина крепежных болтов модуля разная, необходимо заранее записать схему их расположения на корпусе КПП.
  9. Масло в трансмиссию заливается после окончания сборки и проверки соединений.
  10. Завершающим этапом является прошивка и установка программного обеспечения для нового модуля ТСМ, без данных действий ЭБУ не будет правильно контактировать с остальными системами.

Модуль Тсм Ford Focus 3 Признаки Неисправности

Модуль TCM Ford Focus 3 Симптомы

TCM. это спец устройство, созданное для управления сцеплением механизированной либо механической коробки на Форд Фокус 3, Fusion и других моделях.

Это устройство размещено в моторном отделе на корпусе автоматической коробки и подключено к электрическому блоку управления, который отвечает за работу агрегата и всего шасси автомобиля. Устройство спроектировано и создано специально для коробки PowerShift, которая установлена ​​на большинстве машин Фокус третьего поколения.

Модуль TCM является неотъемлемой частью привода автомобиля, потому в случае его неисправности автомобиль не сумеет продолжать работу.

Когда вам нужна замена TCM Ford Focus 3

  1. Существует ряд признаков, которые могут указывать на то, что устройство находится в аварийном режиме либо вполне выключено. Они включают:
  2. Скользящие скольжения во время вождения. Когда вы включаете передачу и передачу вращающего момента от блока к приводной части через коробку, вал, управляемый TCM, перемещается вдоль оси, увеличивая либо понижая вращающий момент. Если модуль неисправен либо неисправен, диск проскальзывает за прорези, и передача начинается с интервалами, и машина движется рывками.
  3. Подозрительный звук либо дребезжание в области мотора. Внутренние зубчатые колеса блока TCM подвергаются воздействию больших температур из-за трения, с течением времени ребра шлифуются, а зацепление меж деталями становится неточным, потому зубья проскальзывают и делают железный стук.
  4. При переключении передач их последовательность нарушается. Модуль обустроен двойным сцеплением с 2-мя бесщеточными вращающимися движками, которые приводят в движение весь механизм. В случае отказа 1-го из приводов передачи переключаются не по очереди, а через один.
  5. Масляные пятна под машиной в области коробки. Во время долгого простоя вся гидравлическая жидкость оседает на деньке картера и, если есть повреждения уплотнений, она протекает.
  6. Произошла ошибка на панели управления либо одометре. Современные тс обустроены бортовым компом, который говорит об аварийной ситуации либо неисправности. Обычно компьютер стопроцентно выключает устройство к тому времени, когда поломка грозит безопасности водителя и его пассажиров.

Почему TCM Focus 3 необходимо заменить

Зависимо от года выпуска и комплектации автомобиля, можно установить TCM 2-ух модификаций: сухой ход и гидравлический. Конструкция этих 2-ух устройств принципно не отличается, потому процесс ремонта и предпосылки их отказа схожи.

Отказ модуля в большинстве случаев вызван деформацией сальника приводного вала, через который протекает жидкость. Когда уровень масла в коробке падает, все детали подвержены завышенному износу, что приводит к шлифовке металла и понижению прочности зубчатой ​​передачи. Чтоб избежать неблагоприятных воздействий, уровень воды снутри TCM должен повсевременно контролироваться, проверяться на предмет утечек и запотевания на стыке меж автоматической коробкой и деталью, также на корпусе самого модуля.

Ford Focus 3: модуль TCM. замена по предварительной диагностике

Перед проведением ремонта в сервисном центре спецы проводят детализированную диагностику, в процессе которой устанавливается четкая причина неисправности и решается вопрос о вероятном решении задачи. Тест включает набор действий с внедрением компьютера со особым программным обеспечением, которое определяет соединение меж TCM, коробкой и блоком управления мотора. Если по какой-нибудь причине соединение не установлено, деталь должна быть на сто процентов заменена, потому что частичный ремонт изделия не будет работать.

Процесс подмены устройства должен производиться на автомобиле с отсоединенным аккумом, это нужно во избежание недлинного замыкания либо работы компьютера во время ремонта.

Все шаги по снятию и установке нового модуля производятся в последующей последовательности:

  1. До ремонта мастер должен подключить компьютер к диагностической розетке в салоне и загрузить все программное обеспечение из старенького блока TSM. Это нужно для того, чтоб после установки новейшей детали вы могли «зарегистрировать» ее на собственном компьютере для обычной работы.
  2. Заглушите движок автомобиля.
  3. Снятие корпуса воздушного фильтра и подводящих труб. Для этого откручиваем крепежные болты и снимаем зажим сцепления на магистрали.
  4. Для удобства при подмене блока нужно снять железную и пластиковую защиту силового блока. Эти манипуляции производятся на подъемном механизме либо из смотровой ямы. Шкаф левого колеса также подлежит разборке, потому что при снятии модуля его корпус будет опираться на пластмассовый багажник.
  5. Гидравлическая жидкость стекает с коробки через особое отверстие в нижней части корпуса. Принципиально измерить общий объем добытой нефти, чтоб такое же количество было слито назад после окончания всех работ.
  6. Крепежные болты радиатора остывания радиатора откручиваются, а часть снимается с сидения. Нужно удалить эту часть, так как при извлечении устройства датчики, измеряющие индикаторы, установленные снутри коробки, могут мешать работе, и модуль придавливает радиатор к корпусу.
  7. После всех предварительных шагов вы сможете приступить к разборке TCM. Для этого болты корпуса откручиваются и вполне удаляются с резьбы. Потом деталь следует ослабить до образования зазора меж TCM и коробкой; маленькое количество масла просочится из образовавшейся трещинкы. При аккуратном движении агрегат снимается с коробки; Необходимо подчеркнуть, что модуль должен быть удален без резких движений и лишнего внедрения силы, так как внутренние датчики имеют пластиковую оболочку, и если шаги производятся некорректно, корпус может треснуть, и мусор остается снутри коробки.
  8. После демонтажа использованной детали устанавливается новый блок TCM, и все элементы собираются в оборотном порядке. Так как длина крепежных болтов модуля различная, нужно заблаговременно написать схему их расположения на корпусе редуктора.
  9. Масло заливается в коробку после окончания сборки и проверки соединений.
  10. Завершающий шаг. обновление прошивки и установка нового модуля TCM; без этих действий ECU не будет верно связываться с другими системами.

Видео: Модуль Тсм Ford Focus 3 Признаки Неисправности

TCM. это спец устройство, созданное для управления сцеплением механизированной либо механической коробки на Форд Фокус 3, Fusion и других моделях.

Это устройство размещено в моторном отделе на корпусе автоматической коробки и подключено к электрическому блоку управления, который отвечает за работу агрегата и всего шасси автомобиля. Устройство спроектировано и создано специально для коробки PowerShift, которая установлена ​​на большинстве машин Фокус третьего поколения.

Модуль TCM является неотъемлемой частью привода автомобиля, потому в случае его неисправности автомобиль не сумеет продолжать работу.

Когда блок TCM необходимо заменить

Последующие функции коробки должны связаться с нами для тестирования:

  1. Сначала движения возникают рывки, машина не плавная. В данном случае электрическая диагностика не находит ошибок.
  2. Действие переключения на другую скорость сопровождается выраженными толчками, возникает ненатуральная вибрация. Компьютер не обнаруживает делему.
  3. Задняя передача не может быть включена. Когда рычаг перемещается в положение R, активизируется аварийный режим. Все индикаторы передачи (PRNDS) показываются. Почти всегда электрический блок управления генерирует ошибку под условным кодом 19143 P2711, который показывает на некорректность инфы о скорости переключения процесса.
  4. Когда режимы D либо R активированы, нажмите кнопку, после этого автомобиль выключится. Диагностическая процедура также дает номер ошибки, обозначенный в прошлом абзаце.
  5. Передача перебегает в аварийный режим, на дисплее отображается PRNDS. Потом после выключения либо включения питания неувязка исчезает, но через некое время она возникает опять.

При ремонте КПП вы получаете самые прибыльные условия.

Ваша машина попадает в руки опытнейших высококвалифицированных мастеров.
В данном случае диагностика и устранение дефектов полностью бесплатны, и вы получите 24-месячную гарантию на набор выполненных работ!

Для вас больше не придется длительно скучновато ожидать в длинноватых очередях. Вы выбираете комфортную дату и время для посещения автосервиса, согласовывая их с менеджером компании.

Проблемы с коробкой передач? Заказать услугу по диагностике и ремонту очень просто!
Зарегистрируйтесь у нас прямо сейчас и через короткое время вы снова сможете наслаждаться комфортной поездкой на своем автомобиле.

Когда вам нужна замена TCM Ford Focus 3

  1. Существует ряд признаков, которые могут указывать на то, что устройство находится в аварийном режиме либо вполне выключено. Они включают:
  2. Скользящие скольжения во время вождения. Когда вы включаете передачу и передачу вращающего момента от агрегата к секции привода через коробку, вал, управляемый TCM, перемещается вдоль оси, увеличивая либо понижая мощность вращения. Если модуль неисправен либо неисправен, диск проскальзывает за прорези, и передача начинается с интервалами, и машина движется рывками.
  3. Подозрительный звук либо дребезжание в области мотора. Внутренние зубчатые колеса блока TCM подвергаются воздействию больших температур из-за трения, со временем ребра шлифуются, а зацепление меж деталями становится неточным, что приводит к проскальзыванию зубьев и образованию железного удара.
  4. При переключении передач их последовательность нарушается. Модуль обустроен двойным сцеплением с 2-мя бесщеточными вращающимися движками, которые приводят в движение весь механизм. В случае отказа 1-го из приводов передачи переключаются не по очереди, а через один.
  5. Масляные пятна под машиной в области коробки. Во время долгого простоя вся гидравлическая жидкость оседает на деньке картера и, если есть повреждения уплотнений, она протекает.
  6. Произошла ошибка на панели управления либо одометре. Современные тс обустроены бортовым компом, который говорит об аварийной ситуации либо неисправности. Обычно компьютер стопроцентно выключает устройство к тому времени, когда поломка грозит безопасности водителя и его пассажиров.

Если возникнет какой-нибудь из этих симптомов, немедля свяжитесь с сервисным центром для более подробной диагностики и устранения проблем, также для полной подмены TCM.

Не пытайтесь делать эту работу без помощи других, потому что без особых инструментов и познаний это может ухудшить ситуацию и разрушить редуктор в целом.

Почему TCM Focus 3 необходимо заменить

Зависимо от года выпуска и комплектации автомобиля, можно установить TCM 2-ух модификаций: сухой ход и гидравлический. Конструкция этих 2-ух устройств принципно не отличается, потому процесс ремонта и предпосылки их отказа схожи.

Отказ модуля в большинстве случаев вызван деформацией сальника приводного вала, через который протекает жидкость. Когда уровень масла в коробке падает, все детали подвержены завышенному износу, что приводит к шлифовке металла и понижению прочности зубчатой ​​передачи. Чтоб избежать неблагоприятных воздействий, уровень воды снутри TCM должен повсевременно контролироваться, проверяться на предмет утечек и запотевания на стыке меж автоматической коробкой и деталью, также на корпусе самого модуля.

Как заменить (снять, установить) блок TCM на Ford Focus3

Вы уже понимаете о признаках сбоя TCM, сейчас, чтоб точно найти, в чем неувязка в блоке управления, для вас необходимо подключить ноутбук со особым программным обеспечением к диагностическому тому и проверить соединение бортовика с TCM. Если система этого не лицезреет либо обнаружены ошибки, устройство нужно поменять.

    Добраться до блока управления коробкой легко. Поначалу необходимо снять воздушный фильтр, потом открутить хомуты и снять воздуховоды, как показано на фото.

Предупреждение! При откручивании болтов направьте внимание на его длину. Длина болтов различная, одна маленькая и три длинноватых.

Знаки неисправности TCM на Форд Фокус 3. Самостоятельная подмена агрегата TCM

Читайте также: