Система контроля внимания водителя daw kia

Обновлено: 05.07.2024

Не спите за рулем. Тест-драйв KIA Ceed с комплексом Drive Wise

Сегодня сложно представить современный автомобиль без систем активной безопасности и систем помощи водителю. Однако буквально 2-3 года назад подобные функции были доступны лишь для моделей премиального класса. Но все изменилось. На рынке появились доступные машины буквально «напичканные» всевозможными продвинутыми системами.

Не спите за рулем. Тест-драйв KIA Ceed с комплексом Drive Wise

В качестве такого примера можно назвать KIA Ceed. Для модели доступны такие современные функции, как адаптивный круиз-контроль, удержание машины в полосе движения, самостоятельное экстренное торможение, система помощи при парковке и много другое. Все это называется довольно просто - Drive Wise.

Но так ли нужны все эти новомодные «штучки»? «Неужели русский человек сам не справится с автомобилем»? - это первое, что приходим в голову, когда задумываешься над целесообразностью приобретения KIA Ceed в комплектации Premium+. Именно в этой комплектации KIA Ceed оснащается системой Drive Wise.

Не спите за рулем. Тест-драйв KIA Ceed с комплексом Drive Wise 3

В нашей стране даже обычным круиз-контролем пользуются крайне редко, не говоря уже об адаптивном круиз-контроле. Это и понятно, ведь у нас такие дороги, что постоянно приходится ускоряться, чтобы обогнать грузовики и замедляться перед очередным сужением дороги или перед плохим участком трассы. Просто негде пользоваться круиз-контролем и другими автоматическими помощниками.

Не спите за рулем. Тест-драйв KIA Ceed с комплексом Drive Wise 4

Для того, чтобы разобраться в необходимости интеллектуальных систем в современных автомобилях, мы взяли на тест-драйв KIA Ceed, оснащенный Drive Wise, и отправились в Санкт-Петербург по трассе М11.

Не спите за рулем. Тест-драйв KIA Ceed с комплексом Drive Wise 5

Но почему мы выбрали именно эту дорогу? Дело в том, что М11 - новая современная трасса категории IA. Так обозначаются скоростные дороги, которые не проходят через населенные пункты, не имеют «плоских» пересечений с другим трассами, имеют по всей длине разделительный барьер. Ограничение скорости на таких трассах, как правило, составляет не менее 110 км/ч (расчетная скорость М11 - 150 км/ч). Другими словами, по М11 можно ехать очень долго с одинаковой скоростью без ускорений и торможений.

Не спите за рулем. Тест-драйв KIA Ceed с комплексом Drive Wise 6

С одной стороны, проехать более 650 км по хорошо освещенной многополосной трассе гораздо проще, чем по классической российской двухполосной дороге. Не надо отвлекаться на дорожную обстановку, обгоны, полицейские засады, населенные пункты. Надо просто сосредоточиться на дороге. Но в этом и заключается опасность.

Не спите за рулем. Тест-драйв KIA Ceed с комплексом Drive Wise 7

Опасность - монотонная езда. Такой режим движения усыпляет. Попробуйте поехать без остановки 300-400 километров даже на свежую голову, и вас начнет «рубить». Именно для предотвращения последствий засыпания за рулем существует целый комплекс систем активной безопасности Drive Wise.

Не спите за рулем. Тест-драйв KIA Ceed с комплексом Drive Wise 8

Начнем с того, что если водитель перестает управлять автомобилям, двигаясь на круиз-контроле (уснул), Drive Wise не позволит машине съехать на обочину или влететь в отбойник. В этой ситуации сработает система удержания в полосе (LFA), которая на некоторое время возьмет управление на себя, издавая при этом громкие звуки, чтобы разбудить водителя.

Не спите за рулем. Тест-драйв KIA Ceed с комплексом Drive Wise 9

Разумеется, мы решили поэкспериментировать и проверили работу этой системы. Я разогнал машину до разрешенных 130 км/ч, активировал адаптивный круиз-контроль и отпустил руль. В первом же повороте автомобиль начал сам подруливать, пытаясь меня разбудить противно громкими звуками. Это реально может спасти жизнь водителю и всем пассажирам.

Не спите за рулем. Тест-драйв KIA Ceed с комплексом Drive Wise 10

Следующая наиважнейшая функция при частых поездках по современным скоростным трассам - адаптивный круиз-контроль. Просто устанавливаете максимальную скорость и отпускаете педаль газа. Автомобиль сам набирает нужную скорость, а если впереди появляется препятствие, то и сам притормаживает. Причем KIA Ceed с активированным адаптивным круиз-контролем способен полностью остановиться и заново начинать движения без участия водителя. Другими словами, при включенном круиз-контроле можно ехать не только по многополосной трассе, но и на узкой дороге в плотном трафике в рваном темпе.

Не спите за рулем. Тест-драйв KIA Ceed с комплексом Drive Wise 11

Вот наш опыт применения адаптивного круиз-контроля. Мы оказались в трафике перед железнодорожным переездом. Сплошная линия разметки, вереница грузовиков. Мы проезжаем 10 метров, останавливается на 2-3 секунды, ползем дальше. И так мы «ехали» минут 20, не касаясь педалей - KIA Ceed трогался с места и притормаживал самостоятельно. Такая система дает возможность водителю передохнуть, не останавливаясь.

Не спите за рулем. Тест-драйв KIA Ceed с комплексом Drive Wise 12

Большинство городских аварий сейчас происходит на небольшой скорости именно из-за невнимательности и отвлечения внимания от дороги. Автоматическая система экстренного торможения (FCA), которая входит в пакет Drive Wise, как раз может эффективно предотвращать подобные ДТП.

Новая система безопасности в авто Drive Wise от KIA

Drive Wise — это комплекс систем, призванный обеспечить водителю максимальную безопасность. По-крайней мере, глупых ошибок должно стать намного меньше . Новая инновационная система объединяет все высокотехнологичные системы помощи водителю.

Он состоит из следующих элементов:

  • системы контроля над слепыми зонами (отключение на панели);
  • системы удержания авто в рамках полосы (отключение на панели);
  • светодиодные фары ( включение во время поездки по загородной трассе дальнего света, который регулирует сама система, учитывая различные параметры. Например, фары встречного автомобиля. В таком случае система сама переключится на ближний свет, тем самым помогая водителю не рассеивать свое внимание на прочие моменты вождения).
  • системы, помогающей выезжать с парковки задним ходом (кнопка на руле);
  • системы, распознающей усталость водителя (кнопка на руле);
  • интеллектуального круиз-контроля (кнопка на руле);
  • автоматической системы экстренного торможения (кнопка на руле). Радар, измеряющий дистанцию, установлен под решеткой радиатора. Камера, определяющая объекты впереди находится под ветровым стеклом. Умная электроника решает насколько опасна ситуация и предупреждает водителя звуком и обозначение на панели. При отсутствии реакции со стороны водителя система самостоятельно тормозит. Единственный минус у этой функции, когда она может не сработать - темное время суток, туман или снегопад.
  • Drive Wise не следует считать автопилотом. Водитель должен проявлять бдительность и самостоятельно управлять автомобилем.
  • Оценить практическую полезность системы в черте города автолюбители смогут в вечерний час пик, возвращаясь после напряженного рабочего дня домой по пробкам и улицам с хаотичным движением.
  • При езде по загородной трассе система напомнит водителю о том, что пора вернуть руки на руль и сконцентрировать внимание на дороге. Если же электроника, по определенным параметрам, решит что водитель устал, то определенным сигналом ассистент предложит остановиться и передохнуть.

Drive Wise эффективно предотвращает аварии и повышает безопасность всех участников движения.

Описание и принцип работы системы контроля усталости водителя

Одной из распространенных причин аварий на дорогах является усталость — до 25% водителей попадают в ДТП во время длительной поездки. Чем дольше человек находится в дороге, тем ниже падает бдительность. Согласно проведенным исследованиям, всего 4 часа вождения снижают реакцию в два раза, а после восьми часов — в 6 раз. Хотя проблема кроется в человеческом факторе, производители автомобилей стремятся обезопасить езду и пассажиров. Специально для этих целей разрабатывается система контроля усталости водителя.

Что такое система контроля усталости водителя

Разработка впервые появилась на рынке от японской компании Nissan, которая запатентовала революционную технологию для автомобилей в 1977 году. Но сложность технической реализации в то время заставила производителя сосредоточиться на более простых решениях для повышения безопасности транспорта. Первые рабочие решения появились спустя 30 лет, но их продолжают совершенствовать и улучшать способы распознавания усталости водителя.

Суть решения заключается в том, чтобы анализировать состояние водителя и качество вождения. Изначально система определяет параметры при старте поездки, что позволяет оценить полноту реакции человека, а после этого начинает отслеживать дальнейшую скорость принятия решений. Если обнаружено, что водитель сильно устал, появляется уведомление с рекомендацией отдыха. Отключить звуковые и визуальные сигналы нельзя, но они автоматически появляются через заданные промежутки времени.

Системы начинают контроль состояния водителя с привязкой к скорости движения. К примеру, разработка Mercedes-Benz начинает работать только от 80 км/ч.

Особая потребность в решении наблюдается у водителей одиночек. Когда человек едет с пассажирами, они могут поддерживать его бодрое состояние разговорами и отслеживать усталость. Самостоятельная езда способствует сонливости и замедлению реакции на дороге.

Назначение и функции

Главное предназначение системы контроля усталости заключается в предотвращении аварийных ситуаций. Это осуществляется с помощью наблюдения за водителем, определения замедленной реакции и постоянной рекомендации отдыха, если человек не останавливает движение. Основные функции:

  1. Контроль движения автомобиля — решение самостоятельно отслеживает дорогу, траекторию движения, допустимые скорости. Если водитель нарушает правила скоростного режима или покидает полосу, система подает звуковые сигналы, чтобы повысить внимание человека. После этого появятся уведомления о необходимости отдыха.
  2. Контроль водителя — изначально отслеживается нормальное состояние водителя, а затем отклонения. Реализация с помощью камер позволяет наблюдать за человеком, а в случае закрытия глаз или падения головы (признаки сна) подаются предупреждающие сигналы.

Основная сложность заключается в технической реализации и обучении техники определять реальную усталость от ложных показаний. Но даже такой способ реализации позволит снизить влияние человеческого фактора на уровень аварий.

Альтернативные варианты подразумевают контроль физического состояния водителя, когда специальное устройство считывает параметры тела, включая моргание, частота опускания век, уровень открытости глаз, положение головы, наклон тела и другие показатели.

Конструктивные особенности системы

Элементы конструкции системы зависят от способа реализации и контроля движения. Решения для слежения за водителем сконцентрированы на человеке и происходящем в салоне транспорта, а остальные варианты — на показателях авто и обстановке на дороге. Рассмотрим несколько вариантов конструктивных особенностей.

Австралийская разработка DAS, которая находится на стадии тестирования, предназначена для слежения за дорожными знаками и соблюдения транспортом требований скоростного режима и норм движения. Чтобы анализировать ситуацию на дороге, используют:

  • три видеокамеры — одна фиксируется на дороге, две остальные отслеживают состояние водителя;
  • блок управления — обрабатывает информацию о дорожных знаках и анализирует поведение человека.

Система может предоставить данные о передвижении автомобиля и скорости езды на определенных участках.

Другие системы оснащаются датчиком руля, видеокамерами, а также электроникой, которая может отслеживать параметры тормозной системы, устойчивости при движении, показателях двигателя и многое другое. В случае усталости подается звуковой сигнал.

Принцип и логика работы

Принцип работы всех систем сводится к тому, чтобы определить уставшего водителя и предотвратить ДТП. Для этого производители используют различные конструкции и логику работы. Если говорить о решении Attention Assist от Mercedes-Benz, то выделяются следующие особенности:

  • контроль движения транспортного средства;
  • оценка поведения водителя;
  • фиксация взгляда и отслеживание состояния глаз.

После начала движения система анализирует и считывает нормальные параметры управления автомобилем в течение 30 минут. Затем происходит слежение за водителем, включая силу воздействия на рулевое колесо, использование переключателей в салоне автомобиля, траектория поездки. Полноценный контроль усталости осуществляется при скорости от 80 км/час.

Attention Assist принимает во внимание такие факторы, как состояние дороги и условия поездки, включая время суток и длительность езды.

Дополнительный контроль применяется к движению автомобиля и качеству управления рулевым колесом. Система считывает такие параметры, как:

  • манера вождения, которая определяется при изначальном движении;
  • время суток, продолжительность и скорость движения;
  • эффективность использования подрулевых переключателей, тормозов, дополнительных устройств управления, силы вращения руля;
  • соответствие скорости максимально допустимой на участке;
  • состояние дорожного покрытия, траектории движения.

Если алгоритм находит отклонения от нормальных параметров, система задействует звуковое уведомление для повышения бдительности водителя и рекомендует временно остановить поездку с целью отдыха.

kontrol-traektorii

Существует ряд особенностей у систем, которые в качестве основного или дополнительного фактора анализируют состояние водителя. Логика реализации основана на использовании видеокамер, которые запоминают параметры бодрого человека, а затем выполняют мониторинг при длительных поездках. С помощью камер, направленных на водителя, получают следующую информацию:

  • закрытие глаз, причем система различает моргание и сонливость;
  • частота и глубина дыхания;
  • напряжение лицевых мышц;
  • уровень открытости глаз;
  • наклон и сильные отклонения в положении головы;
  • наличие и частота зевания.

Учитывая дорожные условия, изменения в управлении транспортом и параметры водителя, появляется возможность предотвращать аварии. Система автоматически информирует человека о необходимости отдыха и подает экстренные сигналы для увеличения бдительности.

Как называются подобные системы у разных автопроизводителей

Поскольку большинство производителей автомобилей заботится о безопасности транспорта, они разрабатывают собственные системы контроля. Название решений у разных компаний:

  • Attention Assist от Mercedes-Benz;
  • Driver Alert Control от Volvo — осуществляет видеоконтроль за дорогой и траекторией движения на скорости от 60 км/ч;
  • Seeing Machines от General Motors анализирует состояние открытости глаз и сосредоточенной на дороге.

Если говорить о Volkswagen, Mercedes и Skoda — производители используют схожие системы контроля. Отличия наблюдаются у японских компаний, которые отслеживают состояние водителя с помощью камер внутри салона.

preduprezhdenie

Преимущества и недостатки системы контроля усталости

Безопасность движения на дорогах является главным вопросом, над которым работают производителя авто. Система контроля усталости обеспечивает водителей рядом преимуществ:

  • снижение количества ДТП;
  • слежение как за водителем, так и за дорогой;
  • увеличение бдительности водителя с помощью звуковых сигналов;
  • рекомендации для отдыха при сильной усталости.

Из недостатков систем необходимо выделить сложность технической реализации и разработки программ, которые будут правильно отслеживать состояние водителя.

В ожидании автопилота: тест-драйв электронных ассистентов водителя на Kia Sportage


Комплекс электронных ассистентов водителя на автомобилях Kia называется Drive Wise (можно перевести как «Води мудро»). На примере кроссовера Sportage рассмотрим, что это за ассистенты, как они работают, и ответим на вопрос, стоит ли за них доплачивать.

В будущем все нынешние ассистенты водителя сольются в один, и мы получим полноценный автопилот, который позволит нам не думать о том, что происходит на дороге, и заниматься в поездке своими делами. Когда произойдёт это знаменательное событие, никто не знает: на уровне софта и железа автопилоты, по сути, готовы, но выпустить их на дороги общего пользования наравне с машинами, управляемыми людьми, пока невозможно (почему, мы подробно разбирали на примере Audi A8). Это значит, что в ближайшие годы, если не десятилетия, вся ответственность за безопасность на дороге будет по-прежнему лежать на нас с вами – водителях, а потому имеет смысл присмотреться к электронным ассистентам, позволяющим избежать многих типовых аварий и снизить уровень стресса от управления автомобилем.

В развитых странах сейчас наблюдается массовое внедрение электронных ассистентов на новые автомобили, чему способствует давление на производителей со стороны независимых некоммерческих организаций, в частности Euro NCAP в Европе и IIHS в США. Потребители ориентируются на рейтинги безопасности, присуждаемые этими организациями новым автомобилям, а потому производители борются за высокий рейтинг и оснащают свои машины новейшими системами безопасности.

В Европе, например, сегодня невозможно выпустить на рынок машину без системы автоматического аварийного торможения (обозначается устоявшейся аббревиатурой AEB), а представленная комитетом Euro NCAP весной этого года новая методика испытаний таких систем серьёзно повышает требования к ним. Это значит, что системы AEB станут совершеннее и позволят предотвращать больше аварий.

Kia Sportage нынешнего четвёртого поколения последний раз участвовал в тестах Euro NCAP в 2015 году (то есть сразу после премьеры) и получил максимальные пять звёзд рейтинга за безопасность. Но тогда система AEB и прочие умные помощники (например, ныне обязательная система удержания в полосе) во внимание не принимались. А вот американский Страховой институт дорожной безопасности (IIHS) в 2019 году тестировал уже рестайлинговую версию Sportage, оснащённую электронными ассистентами водителя. Специалисты IIHS исследовали способность новых компактных кроссоверов распознавать пешеходов, и Kia Sportage попал в группу хорошистов, тогда как BMW X1, для сравнения, провалил испытания.

Отрадно, что Kia Sportage с электронными ассистентами водителя доступен и в России – комплекс Drive Wise включён в топовую комплектацию Premium за 2 389 900 рублей (указана цена на момент выхода публикации). В его состав входят система предотвращения фронтальных столкновений FCA (так Kia называет свою версию AEB) и работающий в связке с ней интеллектуальный̆ круиз-контроль SCC, система удержания автомобиля в полосе LKA, система мониторинга слепых зон BCW, парковочный ассистент SPA, система помощи при выезде с парковки задним ходом RCCW, система распознавания усталости водителя DAW.

Систему предотвращения фронтальных столкновений FCA мы, понятное дело, на дорогах общего пользования испытать не можем (это напрямую запрещено инструкцией по эксплуатации), но интеллектуальный̆ круиз-контроль SCC к нашим услугам, благо использует он ту же аппаратную часть, что и FCA, а именно – расположенный в переднем бампере радар и видеокамеру под лобовым стеклом на уровне салонного зеркала заднего вида.

Радар обнаруживает объекты перед машиной и измеряет дистанцию до них, камера распознаёт образы. Искомых образов всего два – автомобиль и пешеход. Мотоциклистов, велосипедистов и самокатчкиков FCA официально не видит, хотя и может сработать при опасном сближении с ними.



Лучше всего система работает в светлое время суток при хорошей погоде, а в условиях плохой видимости (ночь, сильный дождь, снег, туман) и при загрязнении камеры или радара появляется вероятность ошибок, о чём честно написано в инструкции. В ней же производитель предупреждает, что электроника может не среагировать на слишком крупные автомобили (грузовики и тракторы), на выходящий за пределы кузова машины груз и на однотонные объекты. Последние, к слову, являются одной из ключевых проблем для электромобилей Tesla, оснащённых автопилотом второго уровня по классификации SAE (требует постоянного контроля со стороны водителя).

В общем, идеальной работой электронных ассистентов водителя в любую погоду пока не могут похвастать даже премиум-бренды. Но в ясную и солнечную погоду Kia Sportage с пакетом Drive Wise, как показала практика, прекрасно «цепляется» в том числе за грузовики, то есть выдерживает дистанцию, разгоняется и тормозит без участия водителя.

В процессе работы SCC клавишей на правой спице руля в зависимости от скорости потока можно регулировать дистанцию до впереди ищущего автомобиля. В пробках дистанцию лучше сократить до минимума, но даже в этом случае при разгоне между вашим и ведущим автомобилем может возникнуть слишком большое окно, в которое кто-нибудь из соседнего ряда захочет вклиниться. А при торможении может испугать слишком позднее срабатывание системы – в этом случае не нужно испытывать своё терпение и судьбу, тормозите сами, как того требует инструкция.


Водитель обязан брать управление на себя в любой ситуации, которая кажется ему опасной. К таким относится подрезание и вклинивание на вашу полосу машины с агрессивным или просто невнимательным водителем. Система может «проморгать» внезапно возникшее препятствие и допустить столкновение, поэтому за дорогой нужно следить всегда. Между тем, в новой программе испытаний Euro NCAP появился тест на подрезание, так что можно рассчитывать, что через пару лет электронные помощники начнут справляться и с этой неприятностью.

Есть ли смысл в адаптивном круиз-контроле при таком количестве ограничений? Да, есть: с ним и устаёшь меньше, и движение (особенно в пробке) получается более плавным, что немаловажно для пассажиров, склонных к морской болезни. Ну а главное, система страхует вас от мелких пробочных аварий, ведь зазеваться за рулём может каждый. Электроника, бывает, ошибается, но никогда не устаёт, она всегда на страже.


Система удержания автомобиля в полосе LKA работает в диапазоне скоростей от 60 до 180 км/ч на основе картинки с фронтальной видеокамеры. Срабатывает система мягко, не «ломает» траекторию автомобиля, при этом водитель может в любой момент вмешаться – преодолевать сопротивление электромотора рулевого привода ему не придётся.

LKA не работает с временной разметкой, на пешеходных переходах, в местах разделения полос и сливания двух полос в одну. Изношенную, затёртую, покрытую грязью разметку система тоже не видит. Короче говоря, в городе толку от неё не очень много, а вот на хорошей автомагистрали она пригодится и подстрахует.

В свою очередь от слишком долгой монотонной езды убережёт система распознавания усталости водителя DAW. Она следит за водителем через отдельную салонную камеру, оценивает его внимание по пятибалльной шкале и, когда оценка падает до нуля, предлагает сделать перерыв. Заметим, что с этого года оценка систем контроля за вниманием водителя также вошла в программу испытаний Euro NCAP.


Система мониторинга слепых зон BCW оперирует показаниями с расположенных по периметру кузова ультразвуковых сонаров и активируется на скорости свыше 30 км/ч. Водитель узнаёт о помехах через жёлтые индикаторы, встроенные в наружные зеркала заднего вида, и дополнительно – через настойчивый звуковой сигнал в случае опасного сближения. Этот помощник очень пригодится при перестроениях в интенсивном и плотном потоке.


Парковочный ассистент SPA – это уже в принципе достаточно старая и хорошо изученная система, но она по-прежнему вызывает живой интерес и споры среди автолюбителей. У Kia классический вариант исполнения этого ассистента: он управляет только рулём, вы – всем остальным, то есть сами жмёте на газ либо тормоз, обеспечивая безопасную скорость маневрирования, и включаете по команде электроники нужный режим АКП.

Следует помнить о технических ограничениях в работе парковочного ассистента, чтобы активировать его только тогда, когда это уместно и безопасно. Например, поиск места должен происходить на скорости не более 20 км/ч, что подходит для парковки гипермаркета, но не всегда выполнимо на городской улице с интенсивным движением. Всегда следите за дистанцией до соседних автомобилей, так как система предотвращения фронтальных столкновений FCA активируется на скорости свыше 8 км/ч, то есть не работает на парковочных скоростях.

SPA готов помочь вам только при параллельной (слева или справа) и перпендикулярной (слева или справа) парковке, нужный режим выбирается клавишей на центральном тоннеле. Парковку под углом, типичную для многих городских улиц, ассистент не поддерживает.


На Kia Sportage 2020 модельного года в комплекс Drive Wise вошла также система распознавания дорожных знаков ISLW (у тестового автомобиля её нет). Система видит всего два типа знаков – ограничения скорости и обгон запрещён, но этого вполне достаточно, чтобы не попасть в засаду ДПС, особенно если знаки установлены временно и не прописаны в навигационных системах.

Что в итоге? Разница в цене между Kia Sportage в комплектации GT Line (без Drive Wise) и Premium составляет 130 тысяч рублей. За эти деньги вы помимо вышеперечисленных ассистентов получите также автоматический переключатель света фар с дальнего на ближний и электропривод багажной двери. На наш взгляд, с учётом функционала это вполне справедливая доплата за безопасность и комфорт. Жаль только, что комплекс Drive Wise доступен лишь в сочетании с топовой комплектацией Premium. В виде опции за 130 тысяч рублей Drive Wise был бы уместен на любой комплектации, но Kia, как и большинство азиатских брендов, предлагает на нашем рынке только фиксированные комплектации, и добавление в них комплекса Drive Wise во многом зависит от пожелания клиентов. Если будет много запросов, то добавят непременно – в скорости реакции на запросы потребителя с корейской маркой мало кто может сравниться.

В ожидании автопилота: тест-драйв электронных ассистентов водителя на Kia Sportage

Комплекс электронных ассистентов водителя на автомобилях Kia называется Drive Wise (можно перевести как «Води мудро»). На примере кроссовера Sportage рассмотрим, что это за ассистенты, как они работают, и ответим на вопрос, стоит ли за них доплачивать.

В будущем все нынешние ассистенты водителя сольются в один, и мы получим полноценный автопилот, который позволит нам не думать о том, что происходит на дороге, и заниматься в поездке своими делами. Когда произойдёт это знаменательное событие, никто не знает: на уровне софта и железа автопилоты, по сути, готовы, но выпустить их на дороги общего пользования наравне с машинами, управляемыми людьми, пока невозможно (почему, мы подробно разбирали на примере Audi A8). Это значит, что в ближайшие годы, если не десятилетия, вся ответственность за безопасность на дороге будет по-прежнему лежать на нас с вами – водителях, а потому имеет смысл присмотреться к электронным ассистентам, позволяющим избежать многих типовых аварий и снизить уровень стресса от управления автомобилем.

В развитых странах сейчас наблюдается массовое внедрение электронных ассистентов на новые автомобили, чему способствует давление на производителей со стороны независимых некоммерческих организаций, в частности Euro NCAP в Европе и IIHS в США. Потребители ориентируются на рейтинги безопасности, присуждаемые этими организациями новым автомобилям, а потому производители борются за высокий рейтинг и оснащают свои машины новейшими системами безопасности.

В Европе, например, сегодня невозможно выпустить на рынок машину без системы автоматического аварийного торможения (обозначается устоявшейся аббревиатурой AEB), а представленная комитетом Euro NCAP весной этого года новая методика испытаний таких систем серьёзно повышает требования к ним. Это значит, что системы AEB станут совершеннее и позволят предотвращать больше аварий.

Kia Sportage нынешнего четвёртого поколения последний раз участвовал в тестах Euro NCAP в 2015 году (то есть сразу после премьеры) и получил максимальные пять звёзд рейтинга за безопасность. Но тогда система AEB и прочие умные помощники (например, ныне обязательная система удержания в полосе) во внимание не принимались. А вот американский Страховой институт дорожной безопасности (IIHS) в 2019 году тестировал уже рестайлинговую версию Sportage, оснащённую электронными ассистентами водителя. Специалисты IIHS исследовали способность новых компактных кроссоверов распознавать пешеходов, и Kia Sportage попал в группу хорошистов, тогда как BMW X1, для сравнения, провалил испытания.

Отрадно, что Kia Sportage с электронными ассистентами водителя доступен и в России – комплекс Drive Wise включён в топовую комплектацию Premium за 2 389 900 рублей (указана цена на момент выхода публикации). В его состав входят система предотвращения фронтальных столкновений FCA (так Kia называет свою версию AEB) и работающий в связке с ней интеллектуальный̆ круиз-контроль SCC, система удержания автомобиля в полосе LKA, система мониторинга слепых зон BCW, парковочный ассистент SPA, система помощи при выезде с парковки задним ходом RCCW, система распознавания усталости водителя DAW.

Систему предотвращения фронтальных столкновений FCA мы, понятное дело, на дорогах общего пользования испытать не можем (это напрямую запрещено инструкцией по эксплуатации), но интеллектуальный̆ круиз-контроль SCC к нашим услугам, благо использует он ту же аппаратную часть, что и FCA, а именно – расположенный в переднем бампере радар и видеокамеру под лобовым стеклом на уровне салонного зеркала заднего вида.

Радар обнаруживает объекты перед машиной и измеряет дистанцию до них, камера распознаёт образы. Искомых образов всего два – автомобиль и пешеход. Мотоциклистов, велосипедистов и самокатчкиков FCA официально не видит, хотя и может сработать при опасном сближении с ними.

В ожидании автопилота: тест-драйв электронных ассистентов водителя на Kia Sportage
В ожидании автопилота: тест-драйв электронных ассистентов водителя на Kia Sportage

Лучше всего система работает в светлое время суток при хорошей погоде, а в условиях плохой видимости (ночь, сильный дождь, снег, туман) и при загрязнении камеры или радара появляется вероятность ошибок, о чём честно написано в инструкции. В ней же производитель предупреждает, что электроника может не среагировать на слишком крупные автомобили (грузовики и тракторы), на выходящий за пределы кузова машины груз и на однотонные объекты. Последние, к слову, являются одной из ключевых проблем для электромобилей Tesla, оснащённых автопилотом второго уровня по классификации SAE (требует постоянного контроля со стороны водителя).

В общем, идеальной работой электронных ассистентов водителя в любую погоду пока не могут похвастать даже премиум-бренды. Но в ясную и солнечную погоду Kia Sportage с пакетом Drive Wise, как показала практика, прекрасно «цепляется» в том числе за грузовики, то есть выдерживает дистанцию, разгоняется и тормозит без участия водителя.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Колёса.ру (@kolesaru)

В процессе работы SCC клавишей на правой спице руля в зависимости от скорости потока можно регулировать дистанцию до впереди ищущего автомобиля. В пробках дистанцию лучше сократить до минимума, но даже в этом случае при разгоне между вашим и ведущим автомобилем может возникнуть слишком большое окно, в которое кто-нибудь из соседнего ряда захочет вклиниться. А при торможении может испугать слишком позднее срабатывание системы – в этом случае не нужно испытывать своё терпение и судьбу, тормозите сами, как того требует инструкция.

В ожидании автопилота: тест-драйв электронных ассистентов водителя на Kia Sportage

Водитель обязан брать управление на себя в любой ситуации, которая кажется ему опасной. К таким относится подрезание и вклинивание на вашу полосу машины с агрессивным или просто невнимательным водителем. Система может «проморгать» внезапно возникшее препятствие и допустить столкновение, поэтому за дорогой нужно следить всегда. Между тем, в новой программе испытаний Euro NCAP появился тест на подрезание, так что можно рассчитывать, что через пару лет электронные помощники начнут справляться и с этой неприятностью.

Есть ли смысл в адаптивном круиз-контроле при таком количестве ограничений? Да, есть: с ним и устаёшь меньше, и движение (особенно в пробке) получается более плавным, что немаловажно для пассажиров, склонных к морской болезни. Ну а главное, система страхует вас от мелких пробочных аварий, ведь зазеваться за рулём может каждый. Электроника, бывает, ошибается, но никогда не устаёт, она всегда на страже.

В ожидании автопилота: тест-драйв электронных ассистентов водителя на Kia Sportage

Система удержания автомобиля в полосе LKA работает в диапазоне скоростей от 60 до 180 км/ч на основе картинки с фронтальной видеокамеры. Срабатывает система мягко, не «ломает» траекторию автомобиля, при этом водитель может в любой момент вмешаться – преодолевать сопротивление электромотора рулевого привода ему не придётся.

LKA не работает с временной разметкой, на пешеходных переходах, в местах разделения полос и сливания двух полос в одну. Изношенную, затёртую, покрытую грязью разметку система тоже не видит. Короче говоря, в городе толку от неё не очень много, а вот на хорошей автомагистрали она пригодится и подстрахует.

В свою очередь от слишком долгой монотонной езды убережёт система распознавания усталости водителя DAW. Она следит за водителем через отдельную салонную камеру, оценивает его внимание по пятибалльной шкале и, когда оценка падает до нуля, предлагает сделать перерыв. Заметим, что с этого года оценка систем контроля за вниманием водителя также вошла в программу испытаний Euro NCAP.

В ожидании автопилота: тест-драйв электронных ассистентов водителя на Kia Sportage

Система мониторинга слепых зон BCW оперирует показаниями с расположенных по периметру кузова ультразвуковых сонаров и активируется на скорости свыше 30 км/ч. Водитель узнаёт о помехах через жёлтые индикаторы, встроенные в наружные зеркала заднего вида, и дополнительно – через настойчивый звуковой сигнал в случае опасного сближения. Этот помощник очень пригодится при перестроениях в интенсивном и плотном потоке.

Парковочный ассистент SPA – это уже в принципе достаточно старая и хорошо изученная система, но она по-прежнему вызывает живой интерес и споры среди автолюбителей. У Kia классический вариант исполнения этого ассистента: он управляет только рулём, вы – всем остальным, то есть сами жмёте на газ либо тормоз, обеспечивая безопасную скорость маневрирования, и включаете по команде электроники нужный режим АКП.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Колёса.ру (@kolesaru)

Следует помнить о технических ограничениях в работе парковочного ассистента, чтобы активировать его только тогда, когда это уместно и безопасно. Например, поиск места должен происходить на скорости не более 20 км/ч, что подходит для парковки гипермаркета, но не всегда выполнимо на городской улице с интенсивным движением. Всегда следите за дистанцией до соседних автомобилей, так как система предотвращения фронтальных столкновений FCA активируется на скорости свыше 8 км/ч, то есть не работает на парковочных скоростях.

SPA готов помочь вам только при параллельной (слева или справа) и перпендикулярной (слева или справа) парковке, нужный режим выбирается клавишей на центральном тоннеле. Парковку под углом, типичную для многих городских улиц, ассистент не поддерживает.

В ожидании автопилота: тест-драйв электронных ассистентов водителя на Kia Sportage

На Kia Sportage 2020 модельного года в комплекс Drive Wise вошла также система распознавания дорожных знаков ISLW (у тестового автомобиля её нет). Система видит всего два типа знаков – ограничения скорости и обгон запрещён, но этого вполне достаточно, чтобы не попасть в засаду ДПС, особенно если знаки установлены временно и не прописаны в навигационных системах.

Что в итоге? Разница в цене между Kia Sportage в комплектации GT Line (без Drive Wise) и Premium составляет 130 тысяч рублей. За эти деньги вы помимо вышеперечисленных ассистентов получите также автоматический переключатель света фар с дальнего на ближний и электропривод багажной двери. На наш взгляд, с учётом функционала это вполне справедливая доплата за безопасность и комфорт. Жаль только, что комплекс Drive Wise доступен лишь в сочетании с топовой комплектацией Premium. В виде опции за 130 тысяч рублей Drive Wise был бы уместен на любой комплектации, но Kia, как и большинство азиатских брендов, предлагает на нашем рынке только фиксированные комплектации, и добавление в них комплекса Drive Wise во многом зависит от пожелания клиентов. Если будет много запросов, то добавят непременно – в скорости реакции на запросы потребителя с корейской маркой мало кто может сравниться.

Как работает система распознавания усталости водителя

По статистике, одной из самых частых причин автомобильных аварий является усталость водителя. Исследования показали, что уже через четыре часа вождения, скорость реакции, как правило, снижается в два раза, а уже восемь часов поездки и вовсе демонстрируют действительно катастрофические результаты – замедление реакции в шесть раз. А так как каждый автомобильный производитель всегда стремился сделать свою продукцию максимально безопасной, после проведённых исследований, начались активные разработки специального датчика, определяющего уровень усталости водителя.

avs

Инноваторами в этой области можно считать японскую компанию Nissan, силами специалистов которой, уже в 1977 году была запатентована по-настоящему революционная автомобильная технология. Однако, из-за активной работы в других сферах, первая рабочая система подобного рода была реализована только через несколько лет.

По факту же первыми использовали новую технологию на практике шведские Volvo, устанавливая систему, получившую название Driver Alert Control, в которую входила камера, остлеживающая поведение машины на дороге, а также сам датчик, замеряющий частоту и манеру движений рулевого колеса. Система выдавала определённые сигналы, когда показатели движений руля через чур отклонялись от нормы.

Driver Alert Control

Driver Alert Control предлагает уставшему водителю остановится и передохнуть выпив чашечку кофе

Позже к двум автомобильным гигантам присоединилась и компания Mercedes. Система претерпела некоторые изменения: было решено убрать видеокамеру и добавив датчик, реагировавший на частоту и силу нажатия на педаль. Кроме того, система дополнилась показателями, обозначавшими определённые нормы. Датчики срабатывали, давая сигнал об остановке, когда эти показатели предельно отклонялись от нормальных. Но такая система не могла подойти под каждого водителя. Позже она была несколько изменена. Были также установлены датчики для определения ветра сбоку, и для оценки качества дорожных покрытий. Также добавились датчики для определения нажатий кнопок магнитолы и климат контроля.

Подобные системы также используются на машинах Skoda и Volkswagen.

На сегодня самыми распространённым и являются два вида реализации системы. Первый случай предполагает измерение датчиком поведения на дороге, куда входят такие характеристики, как сила нажатия на педали тормоза и газа, а также амплитуда движений рулевого колеса. Именно этот вид системы используют Volkswagen, Mersedes, Volvo и Skoda.

Система распознавания усталости водителя в Volkswagen Pasaat

Система распознавания усталости водителя в Volkswagen Pasaat

Если говорить о японском сегменте рынка, то здесь используется несколько иной способ. Именно поэтому больше всего внимания уделяется психоэмоциональн ым показателям самого водителя транспортного средства. Для контроля здесь используется видеокамера, которая предназначена для слежения за мимикой лица и жестами водителя. Прежде всего, система настраивается на реагирование при закрытии глаз, отвечая предупредительны м сигналом. Анализируется и то, насколько часто моргает водитель, насколько глубоко и размеренно он дышит, распознавая при этом, когда человек просто моргает за рулём, а когда закрывает глаза.

47bf321f8d2f7ce1bae27424e9765561

В целом система в обоих случаях работает примерно одинаково.

Для начала блок управления занимается сбором и анализом полученной информации, поступающей с самих камер и датчиков. Такой подход призван в значительной мере расширить возможности системы для распознавания имеющихся условий. После этого, анализируется и определяется некая манера вождения каждого водителя, чтобы в последствие подстроить систему под индивидуальные параметры. Таким образом, полученные данные со временем становятся установленной нормой в системе.

В дальнейшем, поступающая информация будет сравниваться с определёнными заранее значениями норм.

Временные показатели первоначального измерения для каждой марки сугубо индивидуальны. Обычно вся процедура занимает от 15 до 30 минут.

При отклонении от нормальных показателей система дает предупреждающий звуковой сигнал водителю, оповещая о необходимости остановки.

Эффектное возвращение: новый Kia Carnival снова в России

Этого возвращения ждали 10 лет: модель Kia Carnival* вернулась на российский рынок в обновлённом формате. Автомобиль семейного типа отличается от предшественника характерной кроссоверной кузовной компоновкой и внешним обликом с яркими элементами. Подробнее — далее в материале.

Снаружи

Обновлённый внешний дизайн сделал минивэн солидным и по-настоящему стильным: Kia Carnival получил короткий передний свес, рельефный капот и рейлинги на крыше. От футуристических фар, дополняющих фирменную решётку радиатора, и до эффектной широкой полосы задних фонарей дизайн Carnival поддерживает стилистику кроссоверов и великолепно сочетается с современным интерьером и богатым оснащением.

Внутри

Продуманный и стильный интерьер Kia Carnival позволит свободно управлять автомобилем, пользуясь удобными кнопками на руле или выбирая необходимые функции на интуитивно-понятном дисплее панели управления, и сохранять при этом внимание на дороге. За безопасность отвечает комплекс систем Drive Wise**:

  • интеллектуальный круиз-контроль (SCC) с функцией Stop & Go***;
  • интеллектуальный ограничитель скорости (ISLA);
  • система предотвращения фронтального столкновения с функцией предупреждения столкновения при повороте на перекрестке (FCA-JT);
  • система предотвращения бокового столкновения при выезде с парковки задним ходом (RCCA);
  • система предотвращения столкновения с автомобилем в слепой зоне (BCA);
  • система предотвращения выезда из полосы движения (LKA) и ассистент движения в полосе (LFA);
  • система контроля слепых зон (BCW) и камеры, отображающие изображения в слепых зонах на панель приборов (BVM);
  • система безопасного выхода из автомобиля: предупреждение и блокировка задних дверей (SEA);
  • система контроля внимания водителя (DAW) с функцией предупреждения о начале движения;
  • ассистент управления дальним светом (HBA).

Автомобиль предупредит о каждом потенциально опасном моменте и даже самостоятельно задействует блокирование дверей или тормоза, чтобы избежать аварии.

Комплектация

На российском рынке новый Kia Carnival будет представлен с двумя двигателями на выбор. Первый — 3,5-литровый бензиновый двигатель V6, чья мощность составляет 249 лошадиных сил. Второй — 2,2-литровый 4-цилиндровый дизельный мотор с отдачей 199 лошадиных сил. Оба двигателя сочетаются с восьмиступенчатой автоматической коробкой передач.

Такое сочетание инноваций, простора, стиля и гибкости компоновки Carnival во многом ориентировано на современные, прогрессивные молодые семьи. На минивэне удобно выбраться к морю на выходные, перевезти объёмное оборудование или целую коллекцию картин. Просторно багажное отделение способно вместить даже необходимые материалы для ремонта и мебель для переезда.

Цена модели — от 2 599 900 руб., больше можно узнать на сайте или у официального представителя Kia в Калининграде ДЦ «ДО-КАР».

Адрес: г. Калининград
Московский пр., 207
Телефон: 577-333,
Instagram: @kiakaliningrad

Читайте также: