Система охлаждения маз ямз 238 схема

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 05.10.2024

Система охлаждения ЯМЗ-238: возможные неисправности

Мощные турбированные двигатели марки ЯМЗ-238 предназначены для автомобилей МАЗ-54322 и МАЗ-64227. Востребованность и популярность таких силовых дизельных агрегатов объясняется их высокой надежностью и хорошими техническими характеристиками. У данных моторов установлено восемь цилиндров. У них увеличенный рабочий ресурс, по сравнению с конкурентами, на 15 процентов. Двигатель запускается без проблем практически в любую, даже в самую морозную погоду.

Конструкция мотора

Блоки цилиндров дизельного двигателя ЯМЗ-238 изготовлены из серого чугуна. Гильзы цилиндров также изготовлены из специального твердосплавного материала. На силовом агрегате установлены две головки (по одной в каждом ряду цилиндров). Также внутри корпуса мотора конструкторы поместили кованый коленчатый вал совместно с противовесами и опорами. Все восемь поршней двигателя созданы из алюминиевого сплава. На каждом из них надето по три компрессионных и по два маслосъемных кольца.Стопорные кольца необходимы, чтобы ограничить перемещение плавающих поршневых пальцев. Также в блоке цилиндров помещены кованые шатуны из стали с косым разъемом на нижней головке. Чтобы запустить двигатель, используется стартер, в корпусе которого находится маховик с зубчатым венцом.

Сцепление

Механизм для переключения передач состоит из четырех штампованных оттяжных рычага, которые установлены на игольчатых подшипниках. Между рычагами придаточное отношение идет 1 к 5,4. Также в конструкции есть 28 нажимных пружин в форме цилиндров. Их делают из стальной проволоки. Чугунный средний ведущий диск связан с маховиком крупными шипами, которые расположены на поверхности детали.

Система смазки мотора

Двигатель ЯМЗ 238, установленный в кузове

Система смазки дизельного двигателя ярославского завода работает в смешанном режиме. Основным ее элементом является масляный радиатор, который устанавливается рядом с корпусом двигателя. Также в данную систему входят два фильтрующих элемента:

  1. Полнопоточный масляный фильтр со сменным фильтрующим элементом.
  2. Фильтр тонкой очистки масла, работающий за счет центробежной силы. Он оснащен реактивным приводом.

При этом производитель допускает установки фильтра грубой очистки взамен полнопоточного. Под высоким давлением смазывающий материал поступает на:

  • шатунные и коренные подшипники коленчатого вала;
  • подшипники распредвала;
  • втулки верхних головок шатунов;
  • втулки толкателей;
  • опоры штанг;
  • втулку масляного насоса;
  • втулку коромысел клапанов.

Смазка для топливного насоса и регулятора частоты вращения поступает из системы смазки мотора. Зубчатые передачи, кулачки распредвала, а также подшипники качения смазываются методом разбрызгивания смазывающего вещества. При этом в масляной системе во время работы двигателя создается следующее давление:

  • При номинальных оборотах – от 400 до 700 кПА.
  • При номинальных оборотах во время холостого хода – не меньше 100 кПа.

Элементы системы охлаждения

Двигатель ЯМЗ 238 в разобранном виде

Система охлаждения в ЯМЗ-238 (фото прилагается в статье) жидкостная, циркуляционная. Она включает в себя ряд основных элементов, таких как:

  • насос для перекачки жидкости;
  • теплообменник;
  • несколько термостатов, регулирующих подачу охлаждения к цилиндрам;
  • вентилятор, обеспечивающий подачу воздуха в кабину и на двигатель.

У двигателя ЯМЗ-238 турбо система охлаждения (фото силового агрегата есть в статье) состоит из следующих составных частей:

  1. Насос, созданный для постоянной циркуляции воды.
  2. Полость, где размещен блок охлаждения гильз.
  3. Водяная полость в головке блока.
  4. Канал для прохождения воды.
  5. Компрессор.
  6. Правая трубка охлаждения.
  7. Соединительная трубка.
  8. Впускной патрубок.
  9. Термостат.
  10. Тройник с трубками.
  11. Перепускная трубка.
  12. Заглушка.
  13. Патрубок масляного теплообменника.
  14. Вентилятор.
  15. Водяной канал, расположенный поперечно.
  16. Подвод жидкости, служащей для охлаждения двигателя, от радиатора к печке в кабине, к системе выпуска воздуха, к радиатору.
  17. Система подачи надувочного воздуха к охладителю и радиатору.
  18. Система для перемещения охладительного воздуха от охладителя к цилиндрам мотора.

Помимо вышеперечисленного система охлаждения агрегата ЯМЗ-238 состоит из радиатора, охладителя надувочного воздуха, а также термометра. Все это оборудование устанавливается на автомобиле.

Принцип работы охлаждения

Приводные ремни дизельного мотора ЯМЗ 238

Во время нормальной работы мотора ЯМЗ-238 от МАЗа в системе охлаждения циркуляция жидкости создается за счет работы центробежного насоса. Насос перекачивает охлаждающую жидкость в поперечный канал, а затем она проходит по продольному каналу и попадает в водяную полость цилиндров, расположенных в правом ряду. В остальные цилиндры двигателя жидкость для охлаждения попадает через впускной патрубок. Таким образом удается охладить масло сразу в двух элементах силового агрегата.

Далее антифриз попадает в левый продольно расположенный канал. Чтобы охлаждающая жидкость попадала в жидкостно-масляный теплообменник, инженеры запрессовали заглушку в переднюю крышку шестерен для распределения. Затем антифриз по трубкам попадает в головки цилиндров, охлаждая наиболее нагретую поверхность, такую как выпускные каналы, стаканы форсунок. Затем жидкость сливается в несколько водосборных труб. Во время разогрева только что заведенного двигателя система охлаждения не функционирует.

Движению антифриза препятствуют клапаны термостатов. Жидкость, служащая, чтобы охладить двигатель от перегрева, циркулирует по соединительным трубкам, перепускной трубе через водяной насос. При этом она не попадает в радиатор, благодаря чему силовой агрегат нагревается до рабочей температуры. После того как антифриз нагреется до 80 градусов по Цельсию, клапаны термостатов открываются. Нагретая до нужной температуры жидкость поступает в полости водяного радиатора, где нагревает поток воздуха, поступающего благодаря работе вентилятора. Затем антифриз снова поступает к водяному насосу.

В тот момент, когда температура охлаждающей жидкости снижается, термостаты направляют ее к насосу, минуя радиатор.Таким образом, благодаря блокировкам термостатов в двигателе обеспечивается оптимальный тепловой режим.

Водяной насос

Вентилятор для воздушного охлаждения мотора

В системе охлаждения КАМАЗа с ЯМЗ-238 водяной насос (также это устройство называют «помпа») помещается на передней стенке блока цилиндров. Он вращается за счет ремня шкива, который установлен на конце коленчатого вала. Помпа в системе охлаждения ЯМЗ-238 для автомобилей МАЗ-54322 и МАЗ-64227 состоит из следующих частей:

  • шкив привода;
  • стопорное колечко;
  • несколько подшипников;
  • валик;
  • сбрасыватель воды;
  • торцевые уплотнения;
  • корпус помпы;
  • уплотнительные колечки;
  • патрубок, присоединенный к водяному насосу;
  • крыльчатка;
  • заглушка для крыльчатки;
  • втулка к уплотнительному колечку;
  • дренажное отверстие.

Принцип работы насоса

Клапаны двигателя ЯМЗ 238

Система охлаждения в ЯМЗ-238 турбо работает за счет своего основного элемента – помпы (водяного насоса). Внутри ее корпуса, изготовленного из чугуна, вращается крыльчатка, которая напрессована на валик. Таким образом создается воздушный поток.

Чтобы обеспечить вращение валика в системе охлаждения ЯМЗ-238, его крепят на два шариковых подшипника. Полости подшипников плотно забиваются смазочным материалом (литолом), который рассчитан на весь срок службы помпы. Замена данного материала не требуется.

Чтобы обеспечить герметичное торцевое уплотнение в корпусе помпы, проделано дренажное отверстие. Шкив привода напрессовывается на валик.

Каждый водяной насос, за счет которого работает система охлаждения в ЯМЗ-238, маркируется цифровым и буквенным обозначением.

Функция водяного насоса

Главная задача водяного насоса в системе охлаждения в ЯМЗ-238 - это обеспечение циркуляции жидкости охлаждения. Также он должен поддерживать определенную скорость движения антифриза. Заведенный двигатель должен «отдавать» определенное количество тепла системе охлаждения. Затем в ребрах радиатора нагретая жидкость охлаждается.

Сильная нагрузка на непрогретый двигатель так же опасна, как и перегрев силового механизма.

Выбор насоса для двигателя

Ремкомплект системы охлаждения

Для функционирования системы охлаждения масла в ЯМЗ-238 устанавливают различные водяные насосы, однако надежнее всего оказалось изделие под маркировкой ЯМЗ-236/238. Его параметры идеально подходят для работы мощных силовых агрегатов с таким же буквенным и цифровым индексом.

Такой насос способен перегонять жидкость по системе охлаждения со скоростью около 30 литров в минуту при крутящем моменте вала 0,52 единицы. Вес такого изделия не превышает 9 кг. Габариты насоса могут отличаться в зависимости от типа и мощности двигателя, для которого он предназначен.

Помимо габаритов насосы для нормальной работы системы охлаждения масла в ЯМЗ-238 могут отличаться присоединительными размерами.

В качестве охлаждающей жидкости в системе используется антифриз или тосол. Это означает, что насос должен работать при температуре окружающей среды от -40 до +50 градусов по Цельсию и выдерживать такую же температуру охлаждающей жидкости, которую он прогоняет по системе. Также помпа в системе охлаждения ЯМЗ-238, объемом 11150 кубических сантиметров, должна исправно работать, если в нее залита вода, которая нагревается до 100 градусов по Цельсию во время движения по патрубкам через радиатор и корпус двигателя.

Проверка системы охлаждения

Радиатор охлаждения мотора

Во время периодических осмотров автомобиля механикам требуется уделять особое внимание состоянию системы охлаждения ЯМЗ-238 объемом 11150 кубических сантиметров. Необходимо проверить герметичность патрубков и мест соединений, чтобы вовремя предотвратить утечку антифриза.

Чтобы проверить насос охлаждения мотора на герметичность, необходимо поднять давление в силовом агрегате до 3 кгс/см 2 и выдержать его в течение одной минуты. Также можно проверить на предмет утечек помпу, пропустив через систему сжатый воздух в течение 30 секунд.

Если система герметична, специалисту необходимо проверить работу механизмов. Для этого необходимо прокрутить вал насоса. Он должен свободно крутиться вдоль своей оси.

Демонтаж водяного насоса

Многие механики интересуются, какие возможные неисправности в системе охлаждения ЯМЗ-238 могут возникнуть в процессе эксплуатации автомобиля? Чаще всего причиной в нарушении теплообмена мотора и антифриза является поломка насоса, которая перегоняет охлаждающую жидкость. В случае выявления неисправности такой детали необходимо найти причину поломки, разобрав ее. Затем нужно принять решение о целесообразности ремонта устройства либо приступить к полной его замене. Чтобы разобрать водяной насос, мастеру необходимо:

  1. Ослабить крепление приводного ремня помпы, а затем снять ремень со шкива.
  2. После этого нужно слить всю жидкость из системы, в том числе из двигателя и радиатора.
  3. Затем следует демонтировать патрубок, присоединенный непосредственно к насосу.
  4. Последней операцией по демонтажу помпы является снятие насоса с двигателя. Для этого необходимо отвернуть крепление корпуса помпы.

Разборка помпы

Чтобы разобрать водяной насос марки ЯМЗ для дальнейшего ремонта, необходимо:

  1. Отвернуть гайки, которые удерживают патрубок.
  2. Извлечь патрубок из насоса.
  3. Зафиксировать шкив, чтобы предотвратить вращение вала.
  4. Извлечь заглушку, вывернув ее наружу из резьбового отверстия.
  5. Завернуть в полученное отверстие шкива гайку съемника, а затем, вворачивая болт, снять шкив с вала.
  6. Отогнуть направляющие корпуса торцевого уплотнения, а затем извлечь манжету с пружиной и каркасом в сборе.
  7. Спрессовать шкив при помощи специального съемника.
  8. Вытащить стопорное кольцо из канавки насоса.
  9. Извлечь вал вместе с водосбрасывателем и подшипниками из корпуса помпы.
  10. В том случае, если корпус торцового уплотнения, сделанный из латуни, не имеет видимых повреждений, то его можно не вытаскивать. В противном случае его необходимо извлечь и заменить на новый.
  11. На этом разборка насоса завершена.

Сборка после ремонта

После того как помпа полностью разобрана, неисправность выявлена, все поврежденные элементы заменены на новые, следует промыть все исправные детали, а затем тщательно просушить их. Для этого можно использовать сжатый воздух.

Далее требуется собрать изделие для дальнейшей его установки на двигатель автомобиля. Для этого необходимо выполнить ряд операций:

Устройство системы охлаждения МАЗ-500

Система охлаждения двигателя (рис.1) жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.

Она состоит из следующих основных элементов; радиатора, расширительного бачка, водяного насоса 7, вентилятора, термостатов 2 и дистанционного термометра.

При работающем двигателе циркуляция охлаждающей жидкости в системе охлаждения создается центробежным насосом.

Насос забирает жидкость из нижнего бачка радиатора и нагнетает ее через каналы в крышке шестерен распределения в правую и левую водяные рубашки блока цилиндров.

Здесь жидкость омывает наружную поверхность гильз цилиндров ч. поглощая тепло, нагревается, затем из блока цилиндров поступает в водяные рубашки головок цилиндров и в первую очередь к наиболее нагревающимся местам выпускным клапанам и стаканам форсунок.

Из рубашки охлаждения головок цилиндров жидкость поступает в водосборные трубопроводы, а из них через проходы в термостатах в радиатор, где отдает тепло потоку воздуха, создаваемому вентилятором. Охлажденная в радиаторе жидкость вновь поступает к водяному насосу.

Водяной насос (рис. 2). Лопастный, центробежного типа — для предотвращения попадания жидкости в полость со смазкой устанавливают манжету 8 из маслобензостойкой резины, которая обоймами прижимается к валу, а пружиной к текстолитовому упорному кольцу 6.


Радиатор. Трубчато — ленточный (змейковый) с трубками овального сечения, трехрядный, устанавливается на раму через резиновые подушки.

На расширительном бачке установлена пробка с паровоздушным клапаном. Выпускной клапан пробки открывается при избыточном давлении 0,5 кгс/см2, что соответствует закипанию воды около 119˚ С.

Впускной клапан пробки открывается при падении давления в системе до 0,13 кгс/см2.


Термостаты

Служат для ускорения прогрева холодного двигателя и предохранения его от переохлаждения в пути.

Когда температура жидкости системы охлаждения снижается до 70˚ С, термостаты автоматически направляют весь ее поток непосредственно к водяному насосу по так называемому малому кругу циркуляции, минуя радиатор, и тем самым создают благоприятные условия для ее быстрого прогрева.

Шторка радиатора может фиксироваться в любом промежуточном положении и управляется из кабины водителя.

Вентилятор. Шестилопастной, с шестеренным приводом, вращается в кожухе радиатора.

История модели

Первый серийный седельный тягач серии «МАЗ-5432» был собран на главном конвейере Минского автомобильного завода 19 мая 1981 года. Этот день принято считать точкой отсчёта в истории белорусских магистральных грузовиков третьего поколения. Грузоподъёмность этого тягача достигла 21 тонны, а полная масса – 34 тонн. Кроме того, данное семейство отличалось кабиной качественно нового образца с двойным спальным местом большого объёма, более современным оснащением и наличием поперечного стабилизатора в конструкции передней подвески.


Запущенные в серийное производство в 1985 году «МАЗ-54322», с дизелем «ЯМЗ-238Ф2», и в 1988 году «МАЗ-54323», с мотором «ЯМЗ-238Б», отличались ещё более комфортабельной кабиной и изменённым оформлением передней части. В разработке модели «МАЗ-54323»приняли участие специалисты . В частности, оснащение кабины было выполнено с использованием технологических решений «МАН»овских кабин серии «F-2000». И в том же 1988 году «МАН»овские 360-ти сильные дизельные двигатели впервые были поставлены на «МАЗ»ы (в модификации «МАЗ-54326»).

В 2000 году у этих грузовых автомобилей, которые к тому времени вошли в число лидеров по объёму производства, ведущие мосты были обеспечены блокировкой межколёсного дифференциала, а новая передняя ось стала выдерживать нагрузку до семи тонн, и обеспечивать угол поворота управляемых колёс до 45-ти градусов.

Производство «МАЗ-54323» и других грузовых автомобилей серии 5432 было окончательно завершено к 2008 году, когда на смену им пришли более новые и современные «МАЗ-5440». Не стоить путать двух- и трёхосные минские магистральные тягачи: у трёхосников .

Технические характеристики в цифрах

  • Длина тягача – 5,980 м, Ширина – 2,500 м, Высота – 3,650 м;
  • Колёсная база – 3,550 м;
  • Радиус поворота по внешнему колесу – 8,3 м;
  • Диаметр разворота – 9 метров;
  • Снаряжённая масса автомобиля – 7,05 тонн;
  • Полная масса автомобиля – 16 тонн;
  • Полная масса прицепа – 26,8 тонн;
  • Полная масса автопоезда – 34 тонны;
  • Нагрузка на переднюю ось – 7 тонн; на заднюю ось (тележку) – 10 тонн;
  • Нагрузка на седельно-сцепное устройство – 8,8 тонн;
  • Объем топливного бака – 500 литров;
  • Тормозной путь автопоезда с 60 км/ч – 36,7 м;
  • Контрольный расход дизтоплива автопоезда –32,3 литра при 60 км/ч, 41,8 л при 80 км/ч.


Масса узлов и агрегатов

  • Двигатель ЯМЗ без коробки передач и сцепления – 1150 кг,со сцеплением и коробкой передач – 1600 кг;
  • Передняя ось – 443 кг,задний мост – 694 кг;
  • Рама – 650 кг;
  • Кабина – 645 кг.

Седельно-сцепное устройство «МАЗ-54323» – полуавтоматическое, с двумя степенями свободы.

Двигатель

  • Рабочий объём – 14,866 кубических сантиметров;
  • Мощность – 220 кВт (300 л.с.), при 2000 оборотах в минуту;
  • Крутящий момент – 1177 Н-м (120 кгс-м) при 1200-1400 об/мин;
  • Минимальная частота вращения холостого хода – 600±50 мин-1;
  • Степень сжатия – 15,2;
  • Порядок работы цилиндров– 1-5-4-2-6-3-7-8;
  • Средняя скорость поршня – 9,33 м/с;
  • Диаметр цилиндра – 130мм, ход поршня – 140 мм;
  • Масса не заправленного смазкой двигателя без КПП – 1130 кг;
  • Минимальный удельный расход топлива – 208 г/кВт ч (153 г/л.с. ч);
  • Среднее эффективное давление – 890,4 кПа (9,08 кгс/см2 );
  • Ресурс двигателя до первого капитального ремонта – не менее 10 000 часов.

Блок цилиндров двигателя – литой, из низколегированного чугуна, отлитый в качестве одного целого с верхней частью картера. Гильзы цилиндров – «мокрого» типа, из легированного чугуна, с уплотнением водяного стыка, обеспеченным тремя резиновыми кольцами. 2 головки блока цилиндров – литые, из низколегированного чугуна, по одной на каждый ряд цилиндров, с запрессованными сёдлами и направляющими втулками клапанов. Камера сгорания – однополостная в поршне. Поршни – литые, из высококремнистого алюминиевого сплава.


Технологически мотор «ЯМЗ-238Б» аналогичен «ЯМЗ-238М2», и отличается от него наличием системы турбонаддува, и связанными с нею изменениями в конструкции. Двигатель «ЯМЗ-238Б» изначально был разработан именно для «МАЗ»овских автопоездов. Использовался также в составе тракторной техники, фронтальных погрузчиках и путевых машинах, на самосвалах и бульдозерах. В настоящее время данная модель двигателя тоже уже не выпускается.

Трансмиссия

Двигатель «ЯМЗ-238Б» агрегатируется с двухдисковым сцеплением «ЯМЗ-238К», также производства Ярославского моторного завода, с механическим приводом, периферийными цилиндрическими пружинами и усилителем пневматического типа. Ведомые диски – с демпферным устройством. Наружный диаметр ведомого диска равен 400 мм. Предусмотрена возможность установки одно-дискового сцепления «ЯМЗ-161», наружный диаметр ведомого диска которого составляет 420 мм.

Восьми ступенчатая механическая коробка передач марки «МАЗ-543205» характеризуется наличием демультипликатора и оборудована двумя скоростями заднего хода. Синхронизаторы имеются на всех передачах, кроме задних. Передаточные числа следующие: I-7,73; II-5,52; III-3,94; IV-2,80; V-1,96; Vl-1,39; VII-1,0; VIII-0,71; ЗХ-11,78 и 2,99. Переключение скоростей осуществляется через телескопический привод, встроенный в коробку передач.

Карданная передача представляет собой один карданный вал. Главная передача — разнесённая, двухступенчатая: центральный конический редуктор и планетарные передачи в ступицах колёс; общее передаточное число – 5,49.


Подвеска и ходовая часть

Передняя подвеска грузовика смонтирована на продольных полуэллиптических рессорах с амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости, задние концы рессор — скользящие. Задняя подвеска– на двух основных и двух дополнительных рессорах и стабилизатором поперечной устойчивости, концы дополнительных рессор и задние концы основных — скользящие.

Колёса на «МАЗ-54323» установлены бездисковые, с ободами 8,5В-20, крепление осуществляется болтами с прижимами. Шины – 11.00R20 (300R508), модели«И-111А». Давление воздуха в передних шинах 7,5, задних — 6,7 кгс/см.кв.

Рулевое и тормозное управление

Конструкция рулевого механизма следующая – винт и шариковая гайка-рейка, которая находится в чётком зацеплении с зубчатым сектором, и с встроенным распределителем усилителя руля. Передаточное число – 23,55. Усилитель руля – с вынесенным гидроцилиндром.

Рабочая тормозная система установлена барабанного типа, с механизмами диаметром 420 мм и шириной накладок 160 мм. Тормозная система «МАЗ-54323» снабжена двухконтурным пневмоприводом, а задние тормозные камеры – с пружинными энергоаккумуляторами. Стояночный тормоз осуществляется на тормозе задних колёс от пружинных энергоаккумуляторов, привод которых – пневматический.

Запасная тормозная система совмещается с системой стояночной. В качестве вспомогательного тормоза используется моторный замедлитель с пневматическим управлением. Привод тормозов полуприцепа является комбинированным (двух- и однопроводным). Имеется специальный предохранитель против замерзания конденсата.


Электрооборудование

Напряжение бортовой сети автомобиля составляет 24 Вольта. На нём установлены две аккумуляторные батареи марки«6СТ-190А». Есть возможность установки аккумуляторных батарей«6СТ-182». Грузовик комплектуется генераторной установкой«Г273В» со встроенным регулятором напряжения, стартером«СТ103А-01» или «25.3708».

Техническое обслуживание системы охлаждения

Для обеспечения нормальной работы системы охлаждения необходимо:

— заполнять систему охлаждения специальной всесезонной жидкостью тосол — А 40 (состав по объему: тосол-А — 56%, чистая вода — 44%) или тосолА65 (тосол-А — 65%, чистая вода — 35%).

— заливать жидкость через воронку с сеткой, пользуясь чистой посудой;

— следить за температурой охлаждающей жидкости, которая должна быть в пределах 75—98 ˚ С;

— регулярно проверять уровень охлаждающей жидкости через горловину пробки на расширительном бачке и при необходимости доливать. Замер производить при холодном двигателе. Минимальный уровень охлаждающей жидкости должен быть 10 мм от днища расширительного бачка;

— в летнее время года следить за состоянием воздушных каналов сердцевины радиатора и обязательно прочищать их при значительной засоренности. Чистку можно производить струей сжатого воздуха, направляемой в воздушные каналы сердцевины радиатора со стороны кожуха;

— своевременно смазывать подшипники водяного насоса.

Устройство

Все версии автомобилей построены на рамном шасси с колесной базой 3550 мм. Подвеска переднего моста оснащена листовыми рессорами и амортизаторами. Позднее в конструкцию ввели торсионный стабилизатор. Задний мост устанавливается на листовых рессорах или пневматических подушках. Часть грузовиков оснащена блокируемым дифференциалом. На всех модификациях сзади имеется стабилизатор поперечной устойчивости.

Двигатель располагается в передней части машины, сверху закрыт откидной кабиной. На тягачах использовалось 1 и 2-дисковое сцепление сухого типа. Устанавливались только механические коробки передач, имевшие от 5 до 16 скоростей. Задний мост оснащен конической главной парой и дополнительными планетарными передачами в ступицах. Между мостом и коробкой расположен карданный вал.

Тормозные механизмы оснащены пневматическим приводом, встречаются модели с системой АБС. Схема электропроводки автомобилей построена по 1-проводной схеме, рабочее напряжение составляет 24 В. Источниками тока являются аккумуляторы и генератор, установленный на двигателе.

Основные размеры

  • Длина – 5950-5980 мм, 6065 мм(МАЗ-МАН);
  • Ширина – 2500 мм;
  • Высота – 3160 мм, 3116 мм(МАЗ-МАН);
  • Клиренс – 280 мм;
  • Колесная база – 3550 мм.

Весовые параметры

  • Снаряженная масса автомобиля – 7050 кг;
  • Распределение нагрузки – передняя ось 4680 кг, задняя ось 2370 кг;
  • Полная масса автомобиля – 16000 кг;
  • Распределение нагрузки при полной массе – передняя ось 6000 кг, задняя ось 10000 кг;
  • Допустимая масса, приходящаяся на седельно-сцепное устройство – 8800 кг;
  • Полная масса основного полуприцепа – 26800 кг;
  • Полная масса автопоезда – 34000 кг.

Динамические характеристики

  • Максимальная скорость автопоезда – 100 км/ч;
  • Время разгона автопоезда до 60 км/ч – 60 с;
  • Выбег автопоезда с 50 км/ч – 950 м;
  • Тормозной путь автопоезда с 60 км/ч – 36,7 м;
  • Контрольный расход топлива автопоезда – при 60 км/ч 32,3 л, при 80 км/ч 41,8 л;
  • Радиус поворота – по внешнему колесу 8,3 м, габаритный 9,0 м.

Кабина

«МАЗ-54323» укомплектован двухместной, с двумя спальными местами, кабиной. Она выполнена подрессоренной, откидывающейся вперёд под углом в 60 градусов, посредством гидроцилиндра. Сиденье водителя – подрессоренное, регулируемое по весу водителя, длине, высоте, наклону подушки и спинки. В крыше кабины предусмотрен вентиляционный люк. Потолок кабины довольно высокий, в особенности по сравнению с прежними грузовиками «МАЗ». Сверху на кабину для улучшения аэродинамических свойств зачастую устанавливался специальный обтекатель.


Проверка герметичности системы

Значительная часть неисправностей в системе охлаждения происходит из-за утечки охлаждающей жидкости.

Наиболее вероятными местами подтекания являются сальники водяного насоса, соединения шлангов с патрубками и трубок радиатора с его бачками, а также спускные краники.

Герметичность системы охлаждения следует проверять ежедневно.

При неисправном сальниковом уплотнении крыльчатки водяного насоса жидкость будет вытекать наружу через дренажное отверстие на корпусе, что предохранит подшипники вала насоса от разрушения.

Не разрешается устранять течь жидкости из насоса закупоркой дренажного отверстия. Насос с неисправным сальником необходимо ремонтировать.

Подтекание в местах сопряжения шлангов устраняется подтяжкой хомутиков, а при повреждении шлангов — их заменой.

Регулировка натяжения приводного ремня водяного насоса. Нормально натянутый ремень при нажатии большим пальцем руки на середину ремня с усилием 3 кгс должен прогибаться на 10 — 15 мм.

Натяжение ремня регулируют прокладками. При слабом натяжении ремня нужно отвернуть гайки крепления боковины шкива и снять одну — две регулировочные прокладки, поставить их на наружную сторону боковины и завернуть гайки, проворачивая после подтяжки каждой гайки, затем проверить натяжение ремня. Регулировочные прокладки снимать со шкива не следует, так как при замене старого ремня новым все прокладки необходимо снова установить между ступицей и съемной боковиной шкива.

Проскальзывание ремня может происходить из-за попадания на него масла. В этом случае замасленный ремень протирают тряпкой, слегка смоченной в бензине.

Система охлаждения маз ямз 238 схема

СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238Б ЯМЗ-238ДЕ2, ЯМЗ-238ДЕ, ЯМЗ-238Д

Система охлаждения двигателя (рис. 36) — жидкостная, циркуляционная, включающая в себя водяной насос, жидкостно- масляный теплообменник, вентилятор, термостаты. Кроме того, система охлаждения включает водяной радиатор, охладитель наддувочного воздуха типа “воздух-воздух” и дистанционный термометр, устанавливаемые на автомобиле.

image

Рис. 36. Схема системы охлаждения:

1 – водяной насос; 2 – полость блока охлаждения гильз; 3 – водяная полость в головке блока; 4 – продольный водяной канал; 5 – турбокомпрессор; 6 – правая водяная труба; 7 – труба соединительная; 8 – патрубок впускной; 9 – термостат; 10 – тройник с соединитель- ными трубками; 11 – трубка перепускная; 12 –заглушка; 13 – впускной патрубок жидкостно-масляного теплообменника; 14 – вентилятор; 15 – поперечный водяной канал; А – подвод охлаждающей жидкости от водяного радиатора; Б – к отопителю кабины; В – выпуск воздуха; Г – подача наддувочного воздуха к охладителю типа “воздух-воздух”; Д, Ж – к радиатору; Е – от охладителя наддувочного воздуха типа “воздух-воздух” в цилиндры

Во время работы двигателя циркуляция охлаждающей жидкости в системе охлаждения создается центробежным насосом. Из водяного насоса 1 жидкость поступает в поперечный канал 15 и далее по правому продольному каналу 4 в водяную полость правого ряда цилиндров, а в левый ряд цилиндров – через впускной патрубок жидкостно-масляного теплообменника 13, охлаждая масло в двух элементах, далее в левый продольный канал. Для того чтобы охлаждающая жидкость проходила через жидкостно-масляный теплообменник, в переднюю крышку шестерен распределения запрессована заглушка 12.

Далее охлаждающая жидкость из водяных полостей цилиндров по направляющим каналам поступает в головки цилиндров к наиболее нагретым поверхностям – выпускным каналам и стаканам форсунок и затем собирается в водосборных трубах 6.

При нагреве холодного двигателя каналы, соединяющие водосборные трубы с радиатором, перекрыты клапанами термостатов 9. Охлаждающая жидкость циркулирует по тройнику с соединительными трубками 10 и перепускной трубке 11 к водяному насосу, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя. По достижении охлаждающей жидкостью температуры 80°С клапаны термостатов открываются, нагретая жидкость поступает в водяной радиатор, где отдает тепло потоку воздуха, создаваемому вентилятором 14, после чего снова идет к водяному насосу. Когда температура охлаждающей жидкости понижается, термостаты автоматически направляют весь ее поток непосредственно к водяному насосу, минуя радиатор. Таким образом, посредством термостатов обеспечивается оптимальный тепловой режим работы двигателя.

ВОДЯНОЙ НАСОС ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238Б ЯМЗ-238ДЕ2, ЯМЗ-238ДЕ, ЯМЗ-238Д

Водяной насос центробежного типа, установлен на передней стенке блока цилиндров и приводится во вращение клиновым ремнем от шкива, установленного на переднем конце коленчатого вала.

Конструкция водяного насоса приведена на рисунке 37. В чугунном корпусе 7 насоса вращается напрессованная на валик 4 крыльчатка 10, создающая поток охлаждающей жидкости. Валик насоса установлен на двух шарикоподшипниках 3 с односторонним уплотнением. Полость подшипников при сборке

насоса заполняется смазкой Литол-24 ГОСТ 21150-87 на весь срок службы насоса без дополнительной смазки. Уплотнение подшипниковой полости насоса осуществляется торцевым самоподжимным уплотнением. Для контроля за герметичностью торцевого уплотнения в корпусе насоса имеется дренажное отверстие «Б». Шкив привода 1 напрессован на валик насоса.

image

Водяной насос имеет маркировку на корпусе 236-1307010-Б1.

image

Рис. 37. Водяной насос:

1 – шкив привода; 2 – стопорное кольцо; 3 – подшипники; 4 – валик; 5 – водосбрасыватель; 6 – уплотнение торцевое; 7 – корпус насоса; 8 – кольцо уплотнительное; 9 – патрубок водяного насоса; 10 – крыльчатка; 11 – заглушка крыльчатки; 12 – кольцо уплотнительное; 13 – втулка уплотнительного кольца; А – торцевое уплотнение; Б – дренажное отверстие

Двигатели комплектуются фрикционным приводом вентилятора, предназначенным для включения и выключения вентилятора в зависимости от условий эксплуатации.

Применение фрикционного привода позволяет:

УСТРОЙСТВО И РАБОТА ПРИВОДА ВЕНТИЛЯТОРА

Системы привода вентилятора могут быть выполнены с включателем механического типа (в запасные части для двигателей выпуска до 2003 г.) или с электромагнитным управлением (двигатели выпуска с 2003 г.) и поэтому имеют ряд конструктивных отличий.

УСТРОЙСТВО И РАБОТА ПРИВОДА ВЕНТИЛЯТОРА С ВКЛЮЧАТЕЛЕМ МЕХАНИЧЕСКОГО ТИПА

Фрикционный привод может работать в трех режимах: автоматическом, постоянно включенным и постоянно выключенном. Управление вентилятора осуществляется с помощью выключателя.

Вентилятор при неработающем двигателе находится в отключенном состоянии. После пуска двигателя крыльчатка вентилятора может вращаться за счет трения в подшипниках и других сопрягаемых деталях дисковой муфты с частотой 200500 об/мин.

При достижении температурного состояния двигателя близкого к высшему оптимальному (+85º…+93ºС) масло от

включателя под давлением поступает в штуцер 13 (рис. 38) корпуса 14. Далее через отверстие в корпусе, радиальные отверстия во втулках 10 и 22 попадает в осевое отверстие ведущего вала 18, а оттуда к поршню 30. Поршень начинает перемещаться, передавая усилия через пружины 32 на обойму, которая давит на диски 4 и 5, выбирая зазоры между ними. После сжатия ведущих и ведомых дисков ведомый вал 25 с крыльчаткой начинает вращаться с рабочей частотой.

image

Рис. 38. Привод вентилятора

1 – манжета; 2 – крышка; 3 – подшипник; 4 – диск ведомый; 5 – диск ведущий; 6 – прокладка; 7 – пружина отжимная; 8 – кольцо упорное; 9 – трубка черпательная; 10 – втулка распорная; 11 – кольцо уплотнительное; 12 – манжета; 13 – штуцер; 14 – корпус; 15 – подшипник; 16 – фланец упорный; 17 – шестерня; 18 – вал

ведущий; 19 – шайба; 20 – прокладка; 21 – втулка; 22 – втулка

распорная; 23 – подшипник; 24 – шкив; 25 – вал ведомый; 26 – подшипник; 27 – обойма нажимная; 28 – кольцо уплотнительное; 29 – кольцо уплотнительное; 30 – поршень; 31 – упор поршня; 32 – пружина нажимная

После того как, температурное состояние двигателя достигнет значения близкого к низшему оптимальному, включатель

прекращает подачу масла. Масло, находящееся под поршнем 30, под действием центробежных сил, а также пружин 7, 32 через дренажные отверстия по специальным каналам перемещается во внутреннюю полость передней крышки 2 и шкива 24. С помощью черпательной трубки 9 и далее по каналам в корпусе масло попадает в картер двигателя.

По мере освобождения полости под поршнем 30 от масла он перемещается под действием пружин 7 и 32. Диски фрикционного привода расходятся и вентилятор отключается.

ВКЛЮЧАТЕЛЬ МЕХАНИЧЕСКОГО ТИПА

image

Рис. 39. Включатель:

Включатель механического типа (рис. 39) совмещен с термодатчиком и ручным переключателем режимов и устанавливается на водяную трубу двигателя. Включатель служит для управления муфтой фрикционного привода. Режим его работы устанавливается с помощью ручного переключателя 20, имеющего три положения:

положение А - автоматическое; положение В - постоянно включено; положение О - постоянно выключено.

Масло из центрального масляного канала блока по подводящей трубке 29 поступает во включатель.

При положении рычага "В" масло беспрепятственно проходит через выключатель и по отводящей трубке 25 поступает в привод, включая его.

При положении рычага О масло в привод не поступает.

При положении рычага А включение и выключение фрикционного привода происходит автоматически в зависимости от температуры охлаждающей жидкости двигателя. При температуре охлаждающей жидкости свыше плюс 70ºС поршень 8 датчика 12 выталкивается из корпуса в результате объемного расширения наполнителя датчика. Поршень 8, упираясь в толкатель 7, поднимает его, одновременно сжимая пружину 6 золотника 5. Золотник выключателя 5 остается неподвижным, т.к. удерживается шариком 18 фиксатора 14. При температуре охлаждающей жидкости около плюс 85ºС толкатель 7 касается золотника 5, шарик 18 выходит из фиксирующей канавки, золотник 5 резко передвигается в сторону движения толкателя 7. Шарик 18 попадает в другую фиксирующую канавку, золотник 5 останавливается и занимает положение, при котором полость, в которую подводится масло, соединяется с полостью, отводящей масло. По трубке масло поступает к фрикционному приводу вентилятора.

По мере снижения температуры охлаждающей жидкости поршень датчика 8 начинает двигаться в датчик 12 под действием пружины 6. При температуре охлаждающей жидкости плюс 70ºС происходит обратное перемещение золотника 5, который перекрывает подводящую и отводящую полости, прекращая доступ масла к приводу. Привод при этом отключается.

ВНИМАНИЕ! ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРЕОДОЛЕНИЮ БРОДА НЕОБХОДИМО ВКЛЮЧАТЕЛЬ ПРИВОДА ВЕНТИЛЯТОРА УСТАНОВИТЬ В ПОЛОЖЕНИЕ “О” (ПОСТОЯННО ВЫКЛЮЧЕНО). В ОСТАЛЬНОМ НЕОБХОДИМО РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ РАЗДЕЛОМ “ПРЕОДОЛЕНИЕ БРОДА” РУКОВОДСТВА ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЯ

УСТРОЙСТВО И РАБОТА ПРИВОДА ВЕНТИЛЯТОРА С ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫМ ВКЛЮЧАТЕЛЕМ

Устройство и принцип работы фрикционной муфты привода вентилятора (рис. 40) аналогичны предыдущему, но конструктивное исполнение ряда деталей имеет особенности.

image

Рис. 40. Привод вентилятора

1 – манжета; 2 – крышка; 3 – подшипник; 4 – диск ведомый; 5 – диск ведущий; 6 – прокладка; 7 – пружина отжимная; 8 – кольцо упорное; 9 – трубка черпательная; 10 – винт; 11 – втулка распорная; 12 – кольцо уплотнительное; 13 – манжета; 14 – корпус; 15 – подшипник; 16 – фланец упорный; 17 – шестерня; 18 – вал ведущий; 19 – болт; 20 – шайба; 21 – втулка; 22 – втулка распорная; 23 – подшипник; 24 – шкив; 25 – вал ведомый; 26 – подшипник; 27 – обойма нажимная; 28 – кольцо уплотнительное; 29 – кольцо уплотнительное; 30 – поршень; 31 – упор поршня; 32 – пружина нажимная, 33 – болт; 34 – ступица вентилятора.

Особенности работы электромагнитного включателя (рис. 41–44) заключаются в том, что от термореле, установленного на правом водяном коллекторе, поступает электрический сигнал через реле к электромагнитному клапану, который управляет поступлением масла в муфту привода. Переключатель режимов работы привода в этом случае находится в кабине и управляет работой электромагнитного клапана также электрическим сигналом.

image

Рис. 41. Расположение деталей привода вентилятора с электромагнитным клапаном на двигателе:

1 – муфта привода; 2 – электромагнитный клапан; 3 – трубка подвода масла; 4 – термореле

image

Рис. 42. Клапан электромагнитный Рис. 43. Термореле КЭМ 32-20

image

Рис. 44. Схема включения муфты вентилятора электрическая, принципиальная

Схема включения муфты вентилятора электрическая, принципиальная (рис. 44) включает следующие элементы:

Система охлаждения маз ямз 238 схема

Система охлаждения двигателя (рис. 1) — жидкостная, циркуляционная, включающая в себя водяной насос, жидкостно-масляный теплообменник, вентилятор, термостаты

Кроме того, система охлаждения включает водяной радиатор, охладитель наддувочного воздуха типа “воздух-воздух” и дистанционный термометр, устанавливаемые на автомобиле.

Конструкция + обслуживание системы охлаждения дизеля ЯМЗ-238

Во время работы двигателя циркуляция охлаждающей жидкости в системе охлаждения создается центробежным насосом.

Из водяного насоса 1 жидкость поступает в поперечный канал 15 и далее по правому продольному каналу 4 в водяную полость правого ряда цилиндров, а в левый ряд цилиндров – через впускной патрубок жидкостно-масляного теплообменника 13, охлаждая масло в двух элементах, далее в левый продольный канал.

Для того чтобы охлаждающая жидкость проходила через жидкостно-масляный теплообменник, в переднюю крышку шестерен распределения запрессована заглушка 12.

Далее охлаждающая жидкость из водяных полостей цилиндров по направляющим каналам поступает в головки цилиндров к наиболее нагретым поверхностям – выпускным каналам и стаканам форсунок и затем собирается в водосборных трубах 6.

При нагреве холодного двигателя каналы, соединяющие водосборные трубы с радиатором, перекрыты клапанами термостатов 9.

Охлаждающая жидкость циркулирует по тройнику с соединительными трубками 10 и перепускной трубке 11 к водяному насосу, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя.

По достижении охлаждающей жидкостью температуры 80˚ С клапаны термостатов открываются, нагретая жидкость поступает в водяной радиатор, где отдает тепло потоку воздуха, создаваемому вентилятором 14, после чего снова идет к водяному насосу.

Когда температура охлаждающей жидкости понижается, термостаты автоматически направляют весь ее поток непосредственно к водяному насосу, минуя радиатор.

Таким образом, посредством термостатов обеспечивается оптимальный тепловой режим работы двигателя.

Водяной насос

Водяной насос центробежного типа, установлен на передней стенке блока цилиндров и приводится во вращение клиновым ремнем от шкива, установленного на переднем конце коленчатого вала.

Конструкция + обслуживание системы охлаждения дизеля ЯМЗ-238

Конструкция водяного насоса приведена на рисунке 2. В чугунном корпусе 7 насоса вращается напрессованная на валик 4 крыльчатка 10, создающая поток охлаждающей жидкости.

Валик насоса установлен на двух шарикоподшипниках 3 с односторонним уплотнением.

Полость подшипников при сборке насоса заполняется смазкой Литол-24 ГОСТ 21150-87 на весь срок службы насоса без дополнительной смазки.

Уплотнение подшипниковой полости насоса осуществляется торцевым самоподжимным уплотнением.

Для контроля за герметичностью торцевого уплотнения в корпусе насоса имеется дренажное отверстие «Б». Шкив привода 1 напрессован на валик насоса.

Водяной насос имеет маркировку на корпусе 236-1307010-Б1.

водяной насос

По ремонту водяного насоса смотрим статью «Ремонт водяного насоса МАЗ».

Техническое обслуживание системы охлаждения

Для обеспечения нормальной работы двигателя выполнять следующие требования:

1. Заполнять систему охлаждения рекомендованными специальными низкозамерзающими жидкостями или в исключительных случаях на непродолжительное время чистой мягкой водой.

2. Заливать охлаждающую жидкость через воронку с сеткой, пользуясь чистой посудой.

3. Следить за температурой охлаждающей жидкости, поддерживая ее в пределах 75 – 90ºС.

4. Во избежание появления деформаций головок и рубашки блока цилиндров охлаждающую жидкость в систему охлаждения прогретого двигателя доливать постепенно и обязательно во время его работы.

5. Если система охлаждения заполнена водой, то регулярно промывать систему охлаждения чистой водой с помощью специального промывочного пистолета, а при отсутствии его – сильной струей чистой воды, желательно пульсирующей.

Систематически удалять накипь из системы охлаждения.

6. При применении в качестве охлаждающей жидкости «Тосола» необходимо периодически следить за его цветом.

Если «Тосол» приобретает красно-бурую окраску, то это свидетельствует о его агрессивности по отношению к конструктивным материалам деталей двигателя. В этом случае «Тосол» необходимо заменить, промыв перед этим систему охлаждения.

Конструкция + обслуживание системы охлаждения дизеля ЯМЗ-238

7. Следить за исправностью торцового уплотнения крыльчатки водяного насоса, имея в виду, что охлаждающая жидкость, просачивающаяся в подшипники водяного насоса, выводит их из строя.

О неисправности торцового уплотнения свидетельствует течь воды из дренажного отверстия (рис. 4) на корпусе водяного насоса, закупоривать которое нельзя.

Насос с неисправным уплотнением подлежит ремонту.

8. В случае нарушения температурного режима проверить исправность термостатов и их прокладок.

Температура начала открытия основного клапана термостата должна быть 80 ± 2ºС (указана на корпусе термостата).

Клапан должен открываться полностью, перемещаясь не менее на 8 мм от его седла. Неисправный термостат заменить новым.

9. Для исключения размораживания радиатора, при эксплуатации в зимних условиях система охлаждения двигателя при применении термостатов с дренажным клапаном должна быть заправлена только низкозамерзающей жидкостью.

Указанные термостаты имеют обозначение Т117-06 или ТС107-06М1, выполнены из нержавеющей стали (вместо латуни на ранее применявшихся термостатах) и устанавливаются на двигатели с марта 2007 г.

Удаление накипи из системы охлаждения

Накипь из системы охлаждения удалять раствором технического трилона Б (ТУ 6-01-634–71) в воде концентрации 20 г/л.

Трилон – порошок белого цвета, не ядовит, легко растворяется в воде, не вызывает вспенивания воды при ее нагреве и кипячении.

Раствор трилона заливать в систему охлаждения.

После одного дня работы двигателя (не менее 6–7 ч) отработанный раствор слить и залить свежий.

Промывку продолжать в течение четырех–пяти дней. После окончания промывки в систему охлаждения залить воду, содержащую 2 г/л трилона.

При отсутствии трилона Б накипь из системы охлаждения допускается удалять раствором, состоящим из кальцинированной (стиральной) соды в количестве 0,5 кг на 10 л воды и керосина 1 кг на 10 л воды.

Раствор залить в систему охлаждения на 24 часа, из которых двигатель не менее 8 часов должен работать на эксплуатационном режиме, после чего слить раствор в горячем состоянии, а после охлаждения двигателя промыть систему охлаждения чистой водой.

Проверка уровня охлаждающей жидкости (воды) в систе­ме охлаждения.

Откройте (на охлажденном двигателе) пробки радиатора и заливной трубы подо­гревателя. Нормальный уровень жидкости (при открытом кране отопителя кабины) должен быть на уровне верхней кромки охлаждающих трубок радиатора.

В качестве охлаждающей жидкости применяют концентрированный низкозамерзающий Тосол-А (он ядовит), разбавленный мягкой и чистой водой в пропорции, за­висимой от климатической зоны эксплуатации автомобиля (см. таблицу).

Читайте также: