Сколько камазов входит в ан 124

Обновлено: 05.07.2024

Характеристики самолета Руслан: грузоподъемность, вес, размеры

На данном этапе развития авиации самым габаритным самолетом, который выпускается серийно в постсоветском пространстве, является самолет Ан-124. Второе название этого транспортного средства – Руслан. Данный авиалайнер является самым успешным проектом конструкторного бюро Антонова. Самолет поставил более 2 десятков рекордов, в том числе самый дальний полет и самая большая грузоподъемность.

технические характеристики самолета Руслан

Ан-124 представляет собой дальний транспортный самолет. Это тяжеловес в своем модельном ряде. Создавался самолет во времена Холодной Войны в первую очередь для военных нужд. Судно изначально предназначалось для перевозок вооруженных сил и бронетехники на дальние расстояния.

Технические характеристики самолета Руслан

Создавалась модель по стандартному плану. Но конструкторы внесли инновационную, на то время, особенность: вместо одного грузового люка – два. Люки разделены на отсеки, которые полностью герметичны. В конструкции имеются:

  • отсек для грузов;
  • отсек для людей, которые должны сопровождать груз.

Погрузка и выгрузка содержимого самолета также была достаточно тщательно продумана:

  • передний (находится в носовой части) и задний люки для самоходного груза;
  • мостовой кран с лебедками – для несамоходного груза;
  • различные фиксаторы.

Для улучшения взлетно-посадочных функций, а также для облегчения погрузочных работ, самолет Руслан снабжен многостоечным шасси, которые полностью обеспечивают функции поворота и проседания. Благодаря этому судно может эксплуатироваться как на стандартных бетонных взлетных полосах, так и на грунтовых (что является не самой простой задачей, принимая во внимание его габариты).

С учетом того, что судно рассчитано для очень масштабных перевозок, половина грузового отсека выполнена из титана. Это позволяет выдерживать значительные нагрузки. Вдобавок судно оснащено специальной системой, которая регулирует высоту дна грузового отсека. Это, в свою очередь, значительно упрощает процессы заезда и выезда.

сколько весит самолет Руслан

Конструкция самолета

Техническое оснащение самолета Ан-124 Руслан:

  1. Система автоматизированного штурвального управления совершается при помощи 24 компьютеров).
  2. Сверхточная система электроснабжения.
  3. Одна из самых надежных систем жизнеобеспечения пассажиров и экипажа судна.
  4. Мощный гидравлический комплекс.
  5. Комплекс автоматизированной радионавигационной техники.
  6. Современная навигационная система повышенной надежности.
  7. Точный навигационно-прицельный комплекс.

Все перечисленное оснащение позволяет совершать перелеты вне зависимости от времени суток и погодных условий. Для улучшения аэродинамических свойств самолета Ан-124 Руслан крылья судна достаточно толстые и имеют стреловидную форму. Экипаж самолета может вместить до 6 человек. Плюс 88 сопровождающих груз.

Максимальная грузоподъемность самолета Руслан составляет 150 тонн. С такой загруженностью судно может совершить полет дальностью до 5600 км. При загруженности менее 50 тонн дальность полета Ан-124 составит уже 11000 км.

грузоподъемность самолета Руслан

Вес и размеры самолета

Сколько весит самолет Руслан при такой грузоподъемности? На самом деле меньше, чем можно подумать. Вес самолета Руслан (полностью пустого, без топлива и груза с экипажем на борту) составляет около 180 тонн. При этом максимальный вес топлива, которое может находиться в бензобаке, составляет 230 тонн.

Мы уже упоминали, что Ан-124 входит в список самых габаритных самолетов мира. Размеры самолета Руслан:

  1. Длина судна составляет 69 метров.
  2. Размах крыла Ан-124 ­— чуть более 73 метров.
  3. Ввысь самолет немного меньше — 21 метра.

Самолет может достигать скорости 865 км/час. При этом стандартная крейсерская скорость судна находится в пределах 750-800 км/час.

По мировым рекордам, которые мы упоминали ранее, самолет может груз весом более 170 тонн на высоту 10 км (крейсерская высота полета судна). А самая большая протяженность перелета по замкнутому маршруту составила более 20000 км.

Сравнительно со временами разработки и запуска модели показатели продаж на сегодняшний день упали до предела. Правительство запланировало наладить серийное производство, но пока без очевидных результатов. Стоимость самолета Ан-124 Руслан достигает 100 миллионов долларов.

Модификации самолета Ан-124 Руслан

Первая модифицированная модель судна была выпущена еще в 1992 году. Она уже не предназначалась для военных целей, поэтому специальное оборудование для военной техники и десанта, было убрано. Помимо этого, изменениям подверглась система радионавигации, отсек для груза, отсек для экипажа и двигатели судна. Модель предназначалась для крупных пассажирских перевозок и получила названия Ан-124-100 Руслан.

Технические характеристики Ан-124-100:

  1. Длина, высота судна и размах крыла остались неизменными (69 метров, 73 метра и 21 метр, соответственно).
  2. Масса пустого судна снизилась до 173 тонн.
  3. Показатели максимальной грузоподъемности упали до 120 тонн.
  4. Максимальная масса топлива также стала меньше – 212 тонн.

Данная модификация самолета Руслан сохранила максимальные показатели скорости. Зато крейсерская скорость значительно увеличилась – 800-850 км/час.

Самолет Ан-124-100 Руслан имеет печальную славу. Именно эта модель потерпела крушение 6 февраля 1997 года в Иркутске. Самолет потерпел крушение сразу после взлета. Причиной авиакатастрофы считается отказ сразу трех двигателей. Судно совершило падение на жилые дома, из-за чего количество пострадавших значительно увеличилось.

Другие модели

Помимо Ан-124-100, существует еще две модификации самолета Руслан:

  1. Ан-124-100М. Данная модель оснащена более современным бортовым оборудованием, что способствует уменьшению экипажа до 4 человек. Еще одной новацией стала установка мощных звукопоглощающих элементов. Модель Ан-124-100М отличается более точной навигацией и повышенной безопасностью.
  2. Ан-124-102. Данная модель находится в разработке. Согласно источникам, запланировано значительно улучшить взлетно-посадочные характеристики судна. А также сократить количество экипажа самолета до 3-х человек и установить самую современную систему управления полетом.

По последним данным, самолет Ан-124 Руслан планируется применять в системе запуска небольших спутников на низкие орбиты. Для этого внутрь судно будет помещаться двухступенчатый ракетный механизм. После того как самолет доставит этот механизм в необходимое для запуска место, произойдет его десантирование и запуск первой ступени двигателей. Такая сфера применения сможет обеспечить спрос на данную модель, что поспособствует серийному производству.

Крылатая гордость России (Часть восьмая) – Ан-124

Ан-124 «Руслан» (по классификации НАТО «Кондор») – это по-настоящему уникальный серийный транспортный самолет, который не имеет аналогов по габаритам грузовой кабины и грузоподъемности. Тяжелый дальний военно-транспортный самолет Ан-124 был разработан в ОКБ О. К. Антонова и на сегодняшний день является самым большим из серийных военно-транспортных самолетов в мире. «Руслан» предназначен для перевозки на большие расстояния штатной боевой и обслуживающей техники воздушно-десантной или мотострелковой дивизии (бригады), парашютного десантирования боевой техники (с экипажами и расчетами) и грузов, а также перевозки крупногабаритных и тяжелых грузов народно-хозяйственного назначения.

Опытный образец «Руслана» впервые поднялся в воздух 21 декабря 1982 года в Киеве. Самолет поднял в воздух экипаж в составе восьми летчиков-испытателей В. И. Терского (командир судна) и А. В. Галуненко, а также бортинженеров В. М. Воротникова и А. М. Шулещенко, штурмана А. П. Поддубного, бортрадиста М. А. Тупчиенко, ведущих инженеров по испытаниям B. C. Михайлова и М. Г. Харченко. Серийное производство самолета было развернуто на Ульяновском АПК АО «Авиастар» и КиАПО.

Ан-124 «Руслан» вернул Советскому Союзу мировое лидерство в тяжелой транспортной авиации, лишив пальмы первенства американский Lockheed C-5 Galaxy. В 1985 году на советском самолете Ан-124 удалось установить 21 мировой рекорд, среди которых был рекорд по грузоподъемности (поднял 171 219 кг. на высоту 10 750 м.), а 6 мая 1987 года самолет с экипажем В. И. Терского установил мировой рекорд дальности полета, преодолев 20 150,92 км. по замкнутому маршруту.

Крылатая гордость России (Часть восьмая) – Ан-124

В 1985 году «Руслан» был впервые показан на французском авиасалоне в Париже. В следующем году эксплуатацию самолета начал «Аэрофлот». В основном он выполнял рейсы на авиалиниях Сибири, перевозя грузы очень больших размеров, предназначенные для промышленных разработок нефти и газа. На вооружение военно-транспортной авиации СССР самолет встал в январе 1987 года. По состоянию на 1998 год было выпущено 54 летных экземпляра, а также один планер для осуществления статических испытаний. В настоящее время Ан-124 используется 2-мя полками ВТА России (25 самолетов), а также 6-ю частными авиакомпаниями России и Украины.

Производство самолетов может вновь начаться в самое ближайшее время. До 2020 года Минобороны России планирует приобрести до 10 самолетов Ан-124 «Руслан», еще около 60 самолетов готовы купить частные авиакомпании. В любом случае, украинские и российские компании смогут получить прибыль от возобновления производства, только при наличии твердых заказов более чем на 30 машин. В настоящее время данный самолет является одним из самых востребованных на рынке грузовых авиаперевозок, что позволяет надеяться на возобновление его выпуска.

В это трудно было бы поверить, но военно-транспортный самолет, созданный в СССР, сегодня выполняет полеты в интересах НАТО. На днях авиакомпании России и Украины в снова выиграли тендер на выполнение стратегических авиаперевозок для НАТО в рамках реализации программы SALIS. Совместная заявка на участие в тендере НАТО была подана 4 апреля 2012 года российской группой компаний «Волга-Днепр» и украинским госпредприятием «Антонов». Вниманию тендерного комитета были представлены возможности объединенного парка тяжелых военно-транспортных самолетов Ан-124-100, а также их модификаций.


Таким образом, самолеты Ан-124 «Руслан» продолжат осуществлять транспортировку грузов в интересах НАТО. Украинско-российский альянс ранее уже выполнял перевозки в интересах 18 стран-участниц данной программы. С марта 2006 года до момента подачи заявки на участие в тендере самолеты Ан-124 произвели более 2 100 полетов, доставив более 120 тысяч тонн грузов как гражданского, так и военного назначения в различные страны. Нынешний контракт будет действовать до 31 декабря 2012 года.

Описание конструкции

Фюзеляж грузового самолета Ан-124 «Руслан» обладает двумя палубами, которые для удобства обслуживания и эксплуатации разделены на специализированные герметичные отсеки. Грузовой отсек предназначен для перевозки грузов и техники. Верхняя передняя палуба предназначена для размещения основного и сменного экипажа (по 7 чел.), а также оборудования. Верхняя задняя палуба используется для размещения сопровождающих грузы и технику лиц. Носовая и задняя части фюзеляжа (носовая часть откидывающаяся) оборудованы грузовыми люками, которые позволяют достаточно оперативно производить погрузку и выгрузку даже нестандартных грузов с двух направлений по выбору.

Грузовой отсек «Руслана» герметичный с наддувом, его длина составляет 36,5 метров (без рампы – 26,5 метров), ширина отсека – 6,4 метра, высота – 4,4 метра, объем более 1000 куб. метров. Он обеспечивает перевозку грузов общей массой до 120 тонн, парашютное десантирование грузов общей массой до 100 тонн на специальных платформах, а также техники и грузов, исключающих использование платформ. Пол грузового отсека изготовлен из титанового сплава и допускает погрузку всех видов несамоходной и самоходной техники как колесной, так и гусеничной с нагрузкой на ось до 12 (10) тонн при размещении в один (два) ряд. Роликовое оборудование позволяет осуществлять выгрузку и погрузку монолитных грузов массой до 50 тонн. Применение наддува позволяет перевозить в самолете до 88 пассажиров на высоте до 8 000 метров, не используя кислородного оборудования.


Многоколесное шасси «Руслана» (24 колеса) с системой приседания позволяет самолету менять стояночный клиренс, а также угол наклона фюзеляжа для уменьшения угла наклона рамп и облегчения процесса погрузочно-разгрузочных работ. Каждая основная опора шасси включает в себя 5 независимых двухколесных стоек, передняя опора состоит из двух стоек по 2 колеса. Система управления поворотом передних стоек шасси позволяет многотонной машине провести разворот на ВПП шириной до 50 метров при применении тяги двигателей. Для полного использования всех боевых возможностей самолета ему необходима взлетно-посадочная полоса длиной более 3 000 метров, но при необходимости машины может совершать полеты даже с грунтовых ВПП.

Силовая установка «Руслана» включает в себя 4 турбореактивных двигателя Д-18Т конструкции В. А. Лотарева (ЗМКБ «Прогресс»), мощностью по 23 400 кгс каждый. При достаточно большой мощности данные двигатели отличаются сравнительно малой массой, а также умеренным расходом топлива и невысокой шумностью. Максимальная масса топлива на самолете ограничивается его взлетной массой и составляет 213 740 кг.

Бортовое оборудование военно-транспортного самолета Ан-124 предназначено для осуществления транспортно-десантных задач и вождения самолета в дневных и ночных условиях, в простых и сложных метеоусловиях, длительном отрыве от аэродрома основного базирования, а также при противодействии со стороны противника. В состав оборудования «Руслана» включается автоматизированный комплекс средств связи (ТИП-15), пилотажно-навигационный прицельный комплекс (ПНПК-124) и комплекс десантно-транспортного оборудования. Пилотажно-навигационный прицельный комплекс (ПНПК-124) состоит из радиолокационных станций (РЛС) обзора земной поверхности и переднего обзора, системы автономной навигации, авиационного радиокомпаса (АРК), оптико-телевизионного визира, высотно-скоростных параметров, ближней («Омега») и дальней («Лоран») навигации, аппаратуры вождения самолета в боевых порядках, астронавигационной системы и систему государственного опознавания самолета. Всего в системах управления судном использовалось 34 отдельных компьютера.


Модификации

Ан-124-100 – является гражданская модификацией самолета Ан-124, была сертифицирована в 1992 году.

Ан-124-100М – модифицированная версия самолета с экипажем из 4 человек и зарубежной авионикой. Самолет не имеет мировых аналогов по максимальной грузоподъемности (100-120 тонн), дальности полета и габаритам грузовой кабины. В ряде случаев может совершать полеты с максимальной коммерческой нагрузкой до 150 тонн. В этом случае решение о полете принимается после анализа характеристик аэродромов взлета и посадки, наличия запасных аэродромов, а также метеоусловий вдоль всей трассы перелета.

В настоящее время Ан-124-100 эксплуатируется 6 авиакомпаниями из Украины и России. Стоимость данного самолета оценивается примерно в 70-100 млн. долларов. В 2000 году на самолетах авиакомпании «Волга-Днепр» была произведена модернизация авионики (установлены система коммерческой спутниковой связи SAT-906 фирмы Collins, система предупреждения столкновений самолетов в воздухе TCAS-II, а также инерциальная навигационная система на кольцевых лазерных гироскопах LTN-101 производства фирмы Litton). Грузоподъемность бортовых кранов была доведена до 30 тонн, а экипаж уменьшен до четырех человек. Гондолы двигателей были оснащены звукопоглощающими элементами, что позволило самолету соответствовать международным требованиям по шумности звука

Ан-124-102
– модификация, обладающая новым информационно-управляющим полем кабины экипажа в составе 3 человек.


В настоящее время «Руслан» прочно занял свое место в достаточно небольшом списке самолетов, которые не просто хорошо проявили себя на рынке авиаперевозок, но и сами создали новый сектор на данном рынке. В первые 5 лет с начала коммерческой эксплуатации «Русланов» среднегодовой рост авиаперевозок уникальных грузов составлял 26%. Число только компаний из США, которые прибегали к услугам АН-124-100, удваивалось каждые 4 года. Все это было свидетельством огромного коммерческого успеха воздушного судна в мировом масштабе. В истории отечественной авиации подобных примеров было очень мало. По мнению специалистов, в настоящее время Ан-124 «Руслан» переживает только свою юность, самолет без проблем сможет проработать еще порядка 40-50 лет.

Тактико-технические характеристик Ан-124:
Размеры: размах крыла максимальный – 73,3 м., длина – 69,1 м., высота – 20,78 м.
Площадь крыла – 628,5 кв. м.
Масса самолета, кг.
- пустого – 173 000
- нормальная взлетная – 392 000
- максимальная взлетная – 405 000
Тип двигателя – 4 ТРДД Д-18Т «Прогресс», тяга – 4х229,47 кН.
Максимальная скорость – 865 км/ч, крейсерская скорость – 750-800 км/ч.
Практическая дальность полета (с максимальной загрузкой): 4 500 км.
Перегоночная дальность: 16 500 км.
Практический потолок: 9 500 км.
Экипаж – 6 человек
Полезная нагрузка: 120 000 – 150 000 кг. груза или 88 пассажиров (до 350 посадочных мест в трюмах).

Технические характеристики самолета «Руслан» Ан-124: грузоподъемность, вес, размеры

Один из гигантов, созданных в Советское время, это, конечно, АН-124 или “Руслан”, как его еще называют. Если вы внимательно ознакомитесь с техническими характеристиками самолета Ан-124 “Руслан”, то будете весьма впечатлены его возможностями. Да и как не восхищаться этим чудом техники, которое совершило в общей сложности 21 мировой рекорд.

Грузоподъемность самолета “Руслан” и размеры самолета “Руслан” Ан-124 на фото просто поражают воображение. Остается только поражаться техническому гению тех, кто проектировал его. На сегодняшний день это самый большой, грузовой самолет в мировой авиации.

История создания

АН-124 создавался, как ответ Советского Союза на созданный США Lockheed C-5 Galaxy. Перед советскими авиаконструкторами встала сложная задача: спроектировать самолет, способный перевозить груз весом до 150 тыс. тонн.

Однако, уже в 1970-1971 гг. были представлены чертежи первых двух моделей. Работа продолжилась в 1973 году, когда была сформирована отдельная группа, которая должна была работать над повышением аэродинамических характеристик самолета.

Были изучены и применены многочисленные новые технологии, которые до этого не были разработаны нигде в мире.

24 декабря 1982 года самолет взмыл в небо. Мировой общественности его представили на международной выставке в Париже после того, как самолет увидели в СМИ.

технические характеристики самолета Ан-124 Руслан

АН-124 на чертежах.

Всего было произведено около 56 моделей этого самолета.

Главной целью на тот момент АН-124 был перевоз пусковых установок баллистических ракет, танков и т.д. То есть планировалось его использование исключительно для военных нужд.

Чуть позже, производство самолетов было полностью приостановлено. Причина в недостаточности финансовых средств. Ведь на конструирование одного такого воздушного судна нужно почти 100 млн. долларов.

В 2000х годах были предприняты попытки по возобновлению производства АН-124 совместными усилиями Украины и России, но в связи с разрастанием конфликта между двумя странами, они были прекращены.

Технические характеристики АН-124

Он состоит из двух палуб:

Они поделены на герметичные отсеки.

Бортовая система полностью автоматизирована. Она оборудована таким образом, что самолетом можно управлять практически в любых погодных условиях, а также позволяет перевозить груз и войска в самые горячие точки.

Несколько самолетов ранее и использовались в таких целях у НАТО. Он может взять на борт 440 десантников и 880 солдат.

грузоподъемность самолета Руслан

Что касается грузов, то “Руслан” способен принимать на борт моногруз весом в 50 тонн, а также грузы общим весом в 120 000 кг.

Модели АН-124

Всего было спроектировано 4 модели данного воздушного судна. Собственно, сам АН-124, предназначенный для военных целей.

АН-124-100, с которого сняли все военное оборудование, переделав его таким образом в коммерческое, грузовое воздушное судно.

сколько весит самолет Руслан вес

У последнего есть еще две модификации:

Интересные факты

В 1989 году для концерта легендарной группы Pink Floyd все их техническое оборудование было перевезено именно на АН-124. Майкл Джексон также пользовался этим воздушным судном, только 4 годами позже.

На нем же перевезли почти 52 тонны золота из ОАЭ в Швейцарию. А в 2011 году именно АН-124 перевез насосы для ликвидации аварии на Фукусиме.

Самолет Ан-124. Фото. Характеристики.

Ан-124 «Руслан» (изделие «400», по коду НАТО: Кондор) — транспортный тяжёлый дальний самолёт проектирования конструкторского бюро им. О. К. Антонова.

Самолёт создан по аэродинамической схеме четырёхмоторного турбореактивного высокоплана, имеющего стреловидное крыло и однокилевое оперение снабжён авиационными двигателями Д-18Т ОАО «Мотор Сич». Есть две палубы: грузовая кабина на нижней палубе ; кабина сопровождающих до 21 чел, кабина сменного экипажа, кабина экипажа на верхней палубе. Суммарный объём грузовой кабины 1050 кв.м.

Изначально самолет Ан-124 «Руслан» создавали непосредственно в военных целях: транспортировка мобильной пусковой установки межконтинентальной баллистической ракеты (тягач МЗКТ-79221), воздушные перевозки личного состава, транспортировка тяжелой техники. Помимо этой цели, второстепенной задачей являлась перевозка крупнотоннажных, нестандартных и крупногабаритных грузов.

ан-124 фото

Для обеспечения соответственного технического уровня «изделия 400» (первичное шифрованное название Ан-124) инженеры СССР разработали КЦП – комплексную целевую программу. Она была рассчитана на модернизацию эффективности самолета, а именно повышение аэродинамических характеристик, весовое совершенство, улучшение показателей прочности, ускорение техобслуживания и ремонта. Именно КЦП-124 обосновала фундамент для создания «Руслана».

В научной работе разных структурных отраслей было поставлено много задач по решению оптимальных характеристик самолета. Были задействованы разработчики электроники, создатели двигателей, металлурги, передовые ученые ЦАГИ, мастера станочного оборудования и многие другие. Вычислительная техника проверила около 540 возможных моделей самолета. Благодаря этому были совершены многие прорывы в авиастроении: созданы уникальные панели крыльев длиной до 28 метров, большие панели фюзеляжа, разработаны конструкционные материалы с усиленными свойствами, создан крепеж высокоресурсный. В итоге качество крейсерской аэродинамики увеличилось на 20%, отдача в весе повысилась на 10-15%, навигационная точность увеличилась в четыре раза, и самое главное, что на 15% снизился расход топлива в двигателях.

ан-124 фото 2

В 1982 году 24 декабря был совершен первый полет опытного экземпляра в Киеве. На вооружение авиации СССР самолет поступил в январе 87 года. Его подняла в воздух команда в составе летчиков-испытателей (В.И. Терский и А.В. Галуненко), бортинженеров (А.М. Щулещенко и В.М. Воротников), бортрадиста (М.А. Тупчиенко), штурмана (А.П. Поддубный). Всего построено 56 авиамашин. Главным конструктором всего проекта был В.И. Толмачев. Серийное производство было развернуто на Ульяновском АПК АО «Авиастар» и на КиАПО.

Ан-124 – это тяжелый дальний транспортный самолет. Он сумел вернуть СССР передовые места в области транспортной авиации. Следует отметить, что в 1985 году на «Руслане» был установлен 21 мировой рекорд. А в 87-м шестого мая экипаж В.И. Терского побил старый и установил новый мировой рекорд по полетной дальности в замкнутом маршруте.

Эксплуатация самолета началась в 1986 году. Аэрофлот в большинстве использовал его для маршрутов в Сибири, а именно для перевозки грузов больших размеров для разработок месторождений газа и нефти. В наше время Ан-124 используется двумя Российскими полками ВТА, а это 26 экземпляров, и шестью авиакомпаниями Украины и России.

ан-124 фото 3

В октябре 2006 года специальным комитетом по вопросам сотрудничества Украины и России было принято решение продолжить проект Ан-124. В августе следующего года было подписано соглашение о серийном производстве. Было решено, что до 2030 года компания «Волга-Днепр» приобретет более ста укомплектованных Ан-124-100М-150. На 13-й год планировалась поставка первых двух экземпляров. В 2008 году в июне ОАК закончили подготовку бизнес-плана возобновления производства «Русланов». На средину 2014 года было объявлено, что в связи с ухудшением политической ситуации и дипломатических отношений Украины с Россией дальнейшее сотрудничество в авиастроении не является целесообразным. Общая разработка самолета Ан-124 «Руслан» была полностью приостановлена.

Структура самолета Ан-124 «Руслан»

В основу взята схема турбореактивного четырехмоторного самолета с наличием стреловидного крыла и однокилевого оперения. Монтированы авиадвигатели Д-18Т. Складывается из двух палуб. Нижняя является грузовой кабиной (общий объем – 1050 м³), а верхняя делится на кабины экипажа, сменного экипажа и кабину сопровождающих (вместительность − до 21 человека).

Для нормированных и стабильных полетов «Руслана» были разработаны специализированные крепежи и усилена критическая норма крыла. Все это обеспечивалось ЭДСУ (электродистанционной системой управления) и установленным впервые на неманевренный самолет вычислительным оборудованием.

ан-124 фото 5

24 колеса, находящиеся на многостоечном шасси, обеспечивают использование самолета на грунтовых взлетно-посадочных полосах. Можно изменять угол наклона всего фюзеляжа и менять стояночный клиренс. Эти способности необходимы для более эффективных грузовых работ.

Самолет Ан-124 используется для выполнения задач блока НАТО, хоть и числится на вооружении ВВС России.

Также следует отметить наличие дополнительных модификаций в этом самолете. Для специальных операций он имеет бортовые передвижные краны (БПК), способные поднять груз весом до 20 тонн, и швартовочное оборудование. Максимальный вес моногруза без особого разрешения достигает отметки 50 тонн.

Заправка обеспечивается централизованной системой. Это происходит под давлением и конкретно через четыре горловины, они находятся в правой и левой гондолах стоек шасси. Еще возможен вариант заправки самотеком сквозь две заливные горловины, они расположены на верхней части левой и правой консолей крыла.

Ан-124 способен перевезти около 440 десантников-парашютистов или около 880 солдат в полной амуниции. Но из-за проведенных опытов в 1989 году было принято решение ввести ограничение, поскольку изначально не были взяты в расчеты аэродинамические факторы.

ан-124 фото 6

Существующие модификации

«Изделие 400» − первое зашифрованное название самолета, применялось во время проектирования и изготовления.

Ан-124 – первоначальная модель военно-транспортного образца

Ан-124-100 – транспортный самолет коммерческого образца

Ан-124-100М – специальная модификация для Ан-124-100, включающая в себя наличие усовершенствованного бортового РЭО

Ан-124-100М-150 – та же модификация, но экипаж уменьшен с шести человек до четырех, а нагрузка повышена до 150 тонн.

В настоящее время будущая судьба самолета связана не только с воздушно-транспортными перевозками, но и с космическими программами. Имеется в виду использование «Руслана» как стартовой платформы для запуска в воздухе ракет-носителей весом до трех тонн.

Изначально Ан-124 предусматривался как базовая модель для большого количества модификаций. Основными вариантами были грузопассажирские перевозки и самолет-заправщик. Из-за положительных прогнозов в коммерческих перевозках «Руслан» начали трансформировать в пассажирскую версию, способную перевезти более чем 800 человек на расстояние до десяти тысяч километров. И этот проект мог быть реализован, но не нашлось необходимости его создавать.

ан-124 фото 7

На данный момент существует только один бывший военный модифицированный самолет для коммерческих перевозок – Ан-124-100. АНТК и ЗАО «Авиастар» после проведения сертификационных испытаний получили Сертификат летной годности.

Авиакатастрофы

Во время испытательного полета на территории Украины (Киевская область, село Кодра) разбился Ан-124. Это произошло 13.10.1992 года. Из-за ряда негативных факторов, включая столкновение с птицей на взлете, самолет упал на лес. Погибли восемь летчиков-испытателей. В 93 году к трагедии привела ошибка экипажа. Не прочитав необходимых указаний для посадки в специфической местности «Руслан» врезался в гору около г. Керман. Восьмого октября 1996 года возле Турина разбился Ан-124. Причиной была ошибка экипажа и определенные недостатки в конструкции.

Самой крупномасштабной трагедией была авария 97 года в Иркутске. Самолет упал на жилые дома. Помимо потери Ан-124 и двух истребителей Су-27, погибло большое количество людей. К авиакатастрофе привел отказ трех двигателей и нарушение правил взлетной массы.

Самолет Ан-124 фото

Самолет Ан-124 фото

Многостоечное шасси, которое снабжёно 24 колёсами дает возможность эксплуатировать самолёт с грунтовых полос, а также менять угол наклона фюзеляжа и стояночный клиренс, что облегчает проведение разгрузочных погрузочных работ

Комплекс транспортного десантного оборудования, бортовая система автоматизированного контроля технического состояния оборудования и систем на 1000 точек, две силовые вспомогательные установки с турбонасосами и электрогенераторами снабжают автономность использования. Особенность конструкции самолёта - наличие двух грузовых люков в хвостовой и носовой части фюзеляжа, что ускоряет и облегчает процессы выгрузки и загрузки грузов.

Самолет Ан-124 фото 21

Самолет Ан-124 фото

Герметичен грузовой отсек. Над ним располагается кабина экипажа, пассажирская кабина и отсек для отдыха экипажа для сопровождающих. Бортовое оборудование предназначается для исполнения десантных-транспортно задач днём и ночью, в сложных и простых погодных условиях, при противодействии противника ПВО, продолжительном отрыве от аэродрома главного базирования и включает: типовой комплекс связи, пилотажный прицельно-навигационный комплекс, транспортно-десантное оборудование (допускается десантирование лишь посадочным методом). Самолёт Ан-124 имеет на вооружении воздущных сил России, но применяется для обслуживания задач блока НАТО. Самолёт для военных перевозок применяют для обеспечения частей НАТО в Афганистане и районах Средней Азии и в районе Персидского залива (для перевозки ракетного зенитного комплекса «Пэтриот»).

Самолет Ан-124 кабина

Самолет Ан-124 кабина

Самолёт снабжён разгрузочным погрузочным оборудованием, передвижными бортовыми кранами (БПК) общая грузоподъёмность до 20 тонн, Без специального разрешения допускают перевозить моногрузы, вес до 50 тонн. Самолёт снабжен системой централизованной заправки под давлением сквозь 4 заправочные горловины, которые расположены в правой и левой гондолах основных стоек шасси. Еще вероятна заправка самотёком сквозь 2 заливные горловины, которые расположены на верхних частях левой и правой консолей крыла.

Самолет Ан-124 шасси фото

Самолет Ан-124 шасси фото

Ан-124 способен на борт брать до 440 десантников-парашютистов или 880 солдат с целым снаряжением. Но опыты, начатые в 1989 году по сбросу манекенов парашютистов с самолёта заставили ввести на парашютное десантирование людей ограничения, которые обусловлены аэродинамическими факторами.

Попытки возобновить серийный выпуск Ан-124

Комитет по вопросам экономического сотрудничества российско-украинской комиссии в октябре 2006 года решил продолжать реализацию проекта, имея в виду возобновление серийного производства. Компания «Волга-Днепр» собирается до 2030 года купить до ста модернизированных самолетов Ан-124-100М-150. При этом поставка двух машин приходится на 2013 год.

Ernst & Young и Объединенная авиастроительная корпорация в июне 2008 г. завершили разработку бизнес-плана по возобновлению выпуска самолетов Ан-124. Для начала производства в соответствии с этим документом потребовалось получить подтвержденные заказы не меньше чем на сорок машин. По мнению Виктора Ливанова, члена правления ОАК, сейчас есть спрос на самолеты, и до 2030 г. авиакомпаниям потребуется 71 лайнер. Если заказов будет набрано достаточное количество, то машины будут производиться на «Авиастаре», начиная с 2012 г., по 1-2 лайнера в год. Вместе с тем есть 2 незаконченных планера, которые планируют достраивать. В скором времени ожидается выведение пяти машин из распоряжения Министерства обороны. На то время стоимость Ан-124 – $150-160 млн.

Ан-124

Со стороны Министерства обороны поступили заказы на машины (три самолета) и от авиационной компании «Волга-Днепр» (сорок самолетов).

Объем рынка – 82 машины. На сегодняшний день есть опционы на 61 машину, причем 52 из них собирается купить Россия. Также среди числа заказчиков назвали Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты. Дмитрий Кива, президент КБ «Антонов», 29 сентября заявил, что компания вместе с U.S. Aerospace допустила к участию в тендере Министерство обороны США на поставку самолетов, общая сумма которого 50 млрд долларов. На тендере были представлены 3 разных модели самолетов: Ан-122-КС, Ан-124-КС и Ан-112-КС. В результате КБ «Антонов» выбрали на тендере еще в первом туре.

Вячеслав Богуслаев, председатель Совета директоров «Мотор Сич», 20 июля 2011 г. заявил, что программа восстановления производства Ан-124 на авиазаводе «Авиастар-СП» была отложена на 2016 год.

Украина и Россия 12 июля 2013 г. достигли договоренности (на уровне премьер-министров) о формировании совместной компании по производству АН-124-100. И уже в конце месяца появилась информация о том, что на авиазаводе возобновили производство Ан-124.

Владимир Шаманов, командующий ВДВ, в начале августа 2013 г. заявил о потребности ВДВ в таких самолетах, как Ан-124. Вместе с тем он отметил, что постройка самолета уже ведется в Ульяновске.

Ан-124 кабина

По итогам заседания межгосударственной комиссии Д. Мантуров (министр торговли и промышленности) и М. Короленко в присутствии В. Януковича и В. Путина подписали акт соглашения о реализации мер государственной поддержки серийного выпуска самолетов Ан-124, оборудованного двигателем Д-18Т, и их модификаций. Стоит отметить, что вопрос о возобновлении выпуска Ан-124 будет иметь положительное решение только в том случае, если удастся сформировать портфолио заказов, которое полностью окупит все затраты.

Юрий Слюсарь, замглавы Минпромторга РФ, 15 августа 2014 г. заявил, что совместный российско-украинский проект в связи с политической ситуаций неактуален, как и прочие совместные проекты в авиастроении.

Так, модернизация и ремонт самолетов Ан-124 в России теперь проходит только на «Авиастар-СП».

Характеристики самолета Ан-124

Экипаж: 8 чел. ( помощник командира, командир, старший бортинженер, бортинженер по АО, штурман, 2 оператора разгрузочо- погрузочных работ, бортрадист)

"Русланы" снова хотят строить в России. Есть ли в этом смысл?

Возобновить производство "Русланов" в России хотят уже давно, но нужен ли он кому-нибудь?

В России вновь заговорили о возобновлении производства Ан-124 в Ульяновске. Русская служба Би-би-си анализирует, есть ли у России техническая возможность сделать это, нужно ли это рынку, и, главное, стоит ли сейчас начинать производство самолета образца 1980-х.

"Цена самолетов Ан-124-100М-150, серийный выпуск которых планируется возобновить в Ульяновске, сегодня труднопредсказуема. Не исключено, что она может составить порядка 150 миллионов долларов", - президент группы компаний "Волга-Днепр" Алексей Исайкин сказал это во время посещения авиационного завода "Авиастар" десять лет назад, в марте 2008 года.

За год до этого, в августе 2007 года Россия и Украина подписали соглашение о возобновлении серийного производства "Русланов".

Спустя десять лет перспективы этого проекта неясны, с учетом отношений России и Украины. Но тем не менее 2 июня командующий российской военно-транспортной авиацией Владимир Бенедиктов сказал в эфире "Эха Москвы", что вопрос о возобновлении производства "регулярно рассматривается", и что его "никто не снимал". Его поддержал генеральный директор Авиационного комплекса имени Ильюшина и вице-президент ОАК Алексей Рогозин, сын нынешнего главы Роскосмоса и бывшего вице-премьера российского правительства.

"Две трети всех "Русланов" были произведены в Ульяновске. Сегодня первоочередной задачей является поддержание их исправности. Если говорить о возобновлении их производства в новом облике, то это является крайне непростой, но решаемой задачей", - сказал Алексей Рогозин 3 июня (его цитирует ТАСС).

Возможно ли это?

Уникальный самолет для уникального рынка

Ан-124 "Руслан" был спроектирован в 1970-х годах в КБ Антонова. Самолет строился на заводе Ульяновского авиационно-промышленного комплекса, который теперь называется "Авиастар-СП", и киевском заводе "Авиант". Производство велось до середины 1990-х годов. Затем его свернули, хотя самолеты достраивались до середины 2000-х годов.

Этот тип самолета вместе с Ан-225 и американским транспортником С-5 Galaxy относятся к классу сверхтяжелых военно-транспортных машин. А поскольку Galaxy не используется нигде, кроме ВВС США, то "Руслан" фактически является единственным гражданским сверхтяжелым и сверхвместительным серийным транспортным самолетом.

Ан-124 незаменим, когда нужно перевезти что-то очень большое и очень тяжелое, например, фюзеляж Boeing 737

Изначально построенный для переброски по воздуху негабаритных военных грузов, таких как баллистические ракеты или бронетехника, Ан-124 отличается от гражданских транспортных машин усиленной конструкцией планера, наличием погрузочной рампы и низкой топливной эффективностью.

"Руслан" (как и Galaxy) строился для быстрой переброски войск любой ценой. В 1970-х и 1980-х годах стоимость летного часа в США и СССР была не таким уж важным показателем по сравнению с необходимостью выполнения оборонных задач.

После развала СССР выяснилось, что в мирное время грузов для такого самолета немного, и по большей части они коммерческие, а не военные. Гражданские "Русланы" стали возить детали космических ракет, спутники, турбины, фюзеляжи и прочие грузы, которые оказывались слишком тяжелыми и большими для обычных транспортников.

Ан-124 Руслан — грузоподъемность и другие характеристики


Легендарный самолет Ан-124, более известный как «Руслан» является самым грузоподъемным в мире серийный грузовой самолет. На время создания, был также самым большим (по габаритам) самолетом в мире. Установив порядка 30 рекордов, его технические характеристики впечатляют по сей день.

История создания

Созданный в 1965 году первый в мире широкофюзеляжный армейский транспортный самолет Ан-22 «Антей» открыл новую страницу в соперничестве СССР и США за первенство в разработке самолетов высокой грузоподъемности.

Ан 124 Руслан в полёте

Американским ответом стал транспортный Lockheed C-5 Galaxy, заметно превосходивший по всем характеристикам Ан-22. В 1966 году увидело свет постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о начале разработки перспективных самолетов с грузоподъемностью не менее 100-120 т.

Для разработки новой машины первоначально предполагалось использовать фюзеляж «Антея», оснащенный стреловидным крылом и турбореактивными двигателями. Однако предполагаемые характеристики не устроили заказчика, и в середине 1968 года были готовы два новых проекта, один из которых имел обозначение Ан-124.

После детальной проработки технического задания, было решено полностью переработать концепцию и проект машины. Разработка чертежей самолета «проект 400» началась в 1976 году.

При разработке машины Ан-124 впервые использовался принцип комплексно-целевой программы, который предусматривал совместное улучшение всех компонентов, отвечающих за эффективность летательного аппарата.

Программа способствовала не только ускорению разработки самолета, но и дальнейшему развитию советской авиационной промышленности.

В результате комплексных работ удалось снизить расход топлива на 15%, а навигационную точность увеличить в 4 раза. Трудоемкость обслуживания Ан-124 сократилась в сравнении с «Антеем» в несколько раз.

Постройка первых экземпляров машины для статических тестов велась на авиационном заводе КиАПО в Киеве. Специально для сборки крупногабаритных самолетов Ан-124 «Руслан» были построены цеха с длиной пролета до 100 м. Турбовентиляторные двигатели по темпам развития отставали от самолета.

АН -124 100

Стендовые прогоны начались за несколько месяцев до запланированного первого взлета Ан-124. Первая опытная машина была готова в конце октября 1982 года. Из-за неготовности силовой установки самолет испытывался в режиме рулежки и коротких пробежек.

Первый полет Ан-124 состоялся в конце декабря под управлением опытных испытателей В.И. Терского и А.В. Галуненко.

Машина продержалась в воздухе около часа, но во время посадки были повреждены элементы шасси из-за возникшего явления «шимми». Дальнейшие полеты выявили склонность двигателей к помпажу. Дефект преследовал Ан-124 на протяжении нескольких лет. В конце 1984 года был готов второй тестовый экземпляр самолета.

Официальное представление «Руслана» состоялось весной 1985 года на ежегодном авиационном салоне, проходившем во Франции (Ле Бурже), а в конце 1986 года самолет прошел государственные испытания, в 87-м поступил в войска.

В 1992 году Ан-124 получил официальный сертификат, разрешавший эксплуатацию в качестве гражданского летательного аппарата. Производство «Русланов» велось в Киеве (построено 17 пригодных к эксплуатации машин Ан-124) и в Ульяновске (собрано 33 самолета).

За годы эксплуатации в авариях было потеряно четыре машины, в том числе разбился второй тестовый экземпляр Ан-124. Самолет упал в ходе испытательных полетов, направленных на получение сертификата гражданского авиалайнера.

Крупнейшей катастрофой с участием Ан-124 стало падение машины с бортовым номером RA-82005 на жилые кварталы в Иркутске. Причиной катастрофы, унесшей жизни 72 человек, стала перегрузка и помпаж двигателей из-за грубых нарушений норм технического обслуживания.

Устройство Ан-124 «Руслан»

Самолет создан по классической схеме, с высоко расположенными крыльями небольшой стреловидности и четырьмя турбореактивными двигателями. Кабина экипажа расположена впереди. Ан-124 имеет две палубы: нижняя – грузовой отсек, на верхней расположены кабина экипажа, помещение для сменного экипажа и для сопровождающих груз. Палубы разделены на герметичные отсеки. У самолета есть два грузовых люка.

Ан 124 Руслан

Ан-124 имеет уникальное многостоечное шасси, состоящее из 24 колес. Это позволяет машине, несмотря на ее огромные размеры, использовать грунтовые взлетно-посадочные полосы.

Еще одной особенностью Ан-124 является наличие двух грузовых люков в передней и задней части самолета. Грузовой отсек герметичен и оснащен погрузочным оборудованием. Шасси самолета позволяет менять клиренс самолета и угол наклона фюзеляжа, что значительно облегчает погрузочные работы. Шасси снабжено системой поворота стоек и системой проседания. Пол грузового отсека выполнен из титана и выдерживает значительные нагрузки.

Ан 124 Руслан

Первые полёты и рекорды

Показ «Руслана» во Франции вызвал фурор среди представителей иностранных компаний, а журналисты назвали транспортник «русским чудом». Сразу же началась компания дискредитации самолёта со стороны зарубежных авиаконструкторов.

Подвергаются сомнению лётные характеристики «Руслана» и боевые качества. Но за короткое время, АН-124 установил двадцать один рекорд, показавший несостоятельность этих инсинуаций иностранцев. Наиболее значимые представлены:

  • подъёмом груза 171.219 тонн на высоту 10750.0 метров, ранее показатели составляли высоту более 2000.0 метров с грузом 111.461 тонн;
  • 1987 год превышением рекорда полёта без приземления по круговому маршруту — при взлётной массе 455.0 тонн совершён перелёт на 20151.0 км, ранее рекорд оставался за бомбардировщиком В-52, преодолевшего расстояние 18245.5 км;
  • 1990 год совершением перелёта вокруг земного шара за 72..0 минут времени полёта, преодолено 50005.0 км, одновременно установлено семь световых рекордов скорости полёта.

Взлёт АН-124-100

Взлёт АН-124-100

АН-124 совершал кругосветный полёт в воздушном коридоре на удалении от основных маршрутов самолётов. Лишь 10.0% полёта проходило над земной поверхностью в радиолокационных районах, остальные — над океанами и Антарктидой. Предупреждая проведение возможной спасательной операции, в полёте самолет «Руслан», размер которого просто огромен, сопровождали морские корабли и авиация.

Технические характеристики

Первые же испытательные полеты показали, что в антоновском КБ спроектировали и построили уникальный самолет, превзойти который по десяткам технических параметров ни один зарубежный тяжелый самолет не смог и поныне.

В подтверждение этому – сотни авиационных мировых рекордов, поставленных «Русланом» на самых популярных зарубежных авиационных шоу и в дни тяжелой повседневной работы.

Основная модификация самолета спроектирована по следующему техническому заданию:

  • Количество и состав экипажа – 8
    • 2 пилота, штурман, 2 бортинженера, бортрадист, 2 оператора погрузочно-разгрузочных систем;
    • 7 – сменный экипаж, 21 – обслуживающий персонал. В зависимости от модификации и назначения самолета состав экипажа может быть изменен.
    • скорость максимальная — 865 км/ч, скорость крейсерская – 800-850 км/ч.
    • дальность полета с максимальным грузом – 4800 км, с грузом 80т – 7500 км.
    • практический потолок – 11 600 м.

    Ан-124 Руслан характеристика

    Шасси самолета по конструкции является многоопорным, состоит из 24 колес. Ан-124 – единственный в мире тяжелый транспортный самолет, способный производить взлет и посадку с грунтовых аэродромов.

    тех характеристики Руслан

    Ан-124 Руслан

    Грузоподъемность, вес самолета

    Самолет спроектирован для работы с экстремальными грузами.

    Снаряженный Ан-124 весит 178,4 т. Предельная масса топлива в баках, расположенных в крыльях – 212,35 кг. В грузовой кабине длиной 36,5 м, шириной 6,4 м и высотой 4,4 м и полным объемом 1050 кубических метров «Руслан» может транспортировать по воздуху максимальную нагрузку в 120 тонн. Два одинаковых грузовых люка – задний и передний, имеют длину 6,4 м, высоту – 4,4 м.

    Взлетная масса полностью загруженного и заправленного самолета огромна – 392 тонны. Превысил массогабаритные параметры «Руслана» только один самолет – спроектированный на его основе Ан-225 «Мрия».

    Сравнение самолетов Мрия и Руслан

    Ан-225 «Мрия» — 2-хкилевой транспортный самолет, спроектированный на основе «Руслана», но по ряду технических характеристик существенно его превосходящий.

    У «Мрии» больше, чем у «Руслана»:

    • Размах крыла — на 14,9 м.
    • Площадь крыла – на 277 квадратных метров.
    • Масса пустого самолета – на 71,6 т.
    • Масса взлетная максимальная – на 248 т.
    • Масса топлива – на 81,65 т.
    • Длина грузовой кабины – на 7,5 м.

    При сравнимых характеристиках силовой установки, оснащенной одинаковыми двигателями Д-18Т, транспортно-эксплуатационные параметры Ан-225 значительно превосходят аналогичные показатели Ан-124.

    «Мрия» создавалась как основной транспортировочный элемент советского космического челнока «Буран».

    Сравнение Ан-124 и Ан-225

    Ан-124 (Руслан)

    тех характеристики ан-124

    Ан-225 (Мрия)

    Ан-225

    Модификации

    Изделие «400» (АН-124)

    Изделие «400» (АН-124)

    АН-124-100

    АН-124-100

    • получила изменения в части удаления боевого оборудования и устройств. Используется в гражданских целях, для коммерческой перевозки грузов.
    • внешние габариты Ан-124 и технические характеристики самолета «Руслан» без изменений;
    • масса судна без тоннажа снижена до 173 тонн
    • установлено более современное бортовое оборудование управления, что позволило уменьшить экипаж до четырех человек.
    • установлена звукоизоляция;
    • усовершенствована навигационная система

    АН-124-100М-150

    АН-124-100М-150

    Интересные факты

    В 1989 году для концерта легендарной группы Pink Floyd все их техническое оборудование было перевезено именно на АН-124. Майкл Джексон также пользовался этим воздушным судном, только 4 годами позже.

    На нем же перевезли почти 52 тонны золота из ОАЭ в Швейцарию. А в 2011 году именно АН-124 перевез насосы для ликвидации аварии на Фукусиме.

    Погрузка и выгрузка

    Наличие переднего и заднего люков, решает проблему срочной погрузки (выгрузки) техники и личного состава подразделений. Особенности конструкции подставлены:

    • открытие люков грузового отсека инициируется пультом управления;
    • в первую очередь отключаются запорные замки;
    • вскрывается передний люк, опускается трап;
    • происходит выпуск дополнительных опор;
    • выходят передние стойки шасси;
    • открывается задний люк;
    • после погрузки багажа на борт операцию проводят в обратной последовательности

    Загрузка АН-124М

    Загрузка АН-124М

    «Руслан» укомплектован погрузочным оборудованием, продольными двигающимися кранами. При загрузке максимально тяжелых или негабаритных грузов применяют систему рельс и дополнительную наружную платформу. Штат команды загрузки состоит из восьми человек.

    Перспективы

    Выпуск самолетов Ан-124 закончился на заводе в Ульяновске в 2004 году. В Киеве сборка закончилась еще раньше. Всего заводы отгрузили заказчикам 56 машин. Часть машин, состоящих на вооружении российской армии, прошли модернизацию с заменой элементов конструкции планера и радионавигационного оборудования. Доработанные самолеты соответствуют спецификации Ан-124-100М.

    Проблемой дальнейшей модернизации явились обострившиеся взаимоотношения между Россией и Украиной.

    КБ Антонова, располагающееся в Украине, периодически публикует материалы о планируемом запрете полетов «Русланов» за пределы России при отказе от сервисного обслуживания.

    В составе российских вооруженных сил находится 24 самолета Ан-124. Еще 12 машин эксплуатируются в транспортной авиакомпании «Волга-Днепр». В Украине имеются 7 машин. По отдельным данным в Киеве и Триполи находятся по одному самолету из состава гражданского авиафлота Ливии.

    По одной машине применяется в авиации Арабских Эмиратов и Азербайджана. Машина используется ООН по принципу аренды. В случае необходимости организация может привлекать для проведения грузоперевозок или спасательных операций до шести самолетов Ан-124 «Руслан».

    Катастрофа в Иркутске

    За все время эксплуатации самолетов Ан-124 в результате летных происшествий было потеряно 4 самолета.

    Одной из самых тяжелых стало падение военного борта в небе над Иркутском. Бортовой номер RA-82005 впервые поднялся в воздух в октябре 1985 года. Общий налет борта по состоянию на конец 1997 года составлял 1034 часа, или 576 циклов «взлет — посадка».

    года произошло одно из самых тяжелых летных происшествий в истории военнотранспортной авиации. Борт RA-82005 следовал из Москвы на вьетнамский военный аэродром Камрань с посадками в Иркутске и Владивостоке. На борту находились 40 тонн груза — собранные на Иркутском авиационном заводе два истребителя СУ-27УБТ, 15 пассажиров и 8 членов экипажа.

    В минуты самолет поднялся в небо с аэродрома Иркутска.

    Катастрофа в Иркутске

    Дальнейшая хронология событий была восстановлена специалистами комиссии по расследованию причин катастрофы со скрупулезной точностью:

    • 3 секунды после взлета, высота 5 м — помпаж и отключение двигателя №3.
    • 9 секунд после взлета, высота 22 м — штатная остановка двигателя №2.
    • 11 секунд после взлета, высота 66 м – помпаж двигателя №1.

    Рост угловой скорости и угла атаки не превышал допустимых значений, но вследствие резкой потери тяги после остановки трех из четырех двигателей, Ан-124 начал крен влево и резкое снижение с одновременной потерей линейной скорости.

    Стабилизировать и удержать самолет в полете, имея один рабочий двигатель, экипажу не удалось.

    Гигантский самолет упал на расстоянии 1,6 км от аэродрома Иркутск-2 на городской микрорайон Авиастроитель. Основной удар пришелся на дом №45 по ул. Гражданская. Киль самолета уперся в стену дома №120 по ул.Мира, а другие крупные обломки – в здание детского дома.

    Общее количество погибших в авиакатастрофе — 72 человека:

    • 49 из них — стали жертвами катастрофы на земле, жители Иркутска, 15 из них – дети.;
    • 15 — пассажиры «Руслана»;
    • 8 — члены экипажа.

    70 семей лишились жилья. В ликвидации последствий катастрофы принимали участие сотни военных и гражданских специалистов, техника спасательного центра МЧС России.

    Расследование, проведенное государственной комиссией, назвало официальной причиной катастрофы самолета отказ 3-х из 4-х двигателей силовой установки.

    Ситуация была осложнена тем, что бортовые регистраторы переговоров экипажа и технических параметров самолета очень сильно пострадали при пожаре. В частном порядке после завершения официального расследования, появлялись интервью, в которых военные и гражданские эксперты и специалисты высказывали различные точки зрения по поводу причин отказа двигателей «Руслана» после взлета.

    Приводимые ниже факты являются неофициальными и не могут использоваться в качестве выводов о степени виновности производителя, экипажа либо технического персонала:

    • перегрузка самолета перед вылетом с аэродрома Иркутска.
    • нарушение работы одной из бортовой систем вследствие использования одним из пассажиров запрещенных электронных устройств.
    • превышение количества 9 воды в авиационном керосине и, как следствие – появление льда и отказ топливных фильтров турбореактивных двигателей.

    В 1999 году на месте падения «Руслана» в Иркутске была освящена церковь Рождества Христова, возведенная в память о жертвах ужасной катастрофы.

    Читайте также: