Сохрани мя господи яко зеницу ока

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 04.10.2024

Псалом 16

Псалом сей, как показывает и надписание его – Молитва Давиду, т.е. молитва, внушенная Давиду Духом Святым, – содержит в себе жалобу человека, гонимого врагами и оттого находящегося в сильной скорби и молящегося об избавлении от врагов. Некоторые из древних церковных толкователей (блж. Иероним, Августин) видят в псалме этом моление Иисуса Христа и Его Святой Церкви о помощи среди гонений; по такому характеру псалма сего, он, без сомнения, и внесен в состав церковного богослужения, мы слышим его первым из трех псалмов на 3-м часе, ежедневно читаемом перед литургией. Гонимый врагами, в особенности же преследуемый от Саула, терпя всякого рода козни, Давид призывает на помощь правосудного и всесильного Бога, и свою молитву к Нему начинает так:

Пс.16:1 Услыши, Господи, правду мою, вонми молению моему, внуши молитву мою не во устнах льстивых.

Под именем правды, по мнению толковников, пророк разумеет здесь не праведность свою, или добродетель, а справедливость дела, о котором просит. Ты, Господи, видишь, как бы так говорит он, за какую вину враг мой преследует меня; Тебе видно, на чьей стороне правда; а потому обрати внимание на мое справедливое прошение и выслушай молитву мою, которую приношу Тебе из уст правдивых, не ложных, не во устнах льстивых.

Пс.16:2 От лица Твоего судба моя изыдет: очи мои да видита правоты.

Судба значит «суд, судебное определение», или «законное постановление». Правоты то же, что прямизны, прямое направление, или «справедливость, честность, справедливое решение». Продолжая моление свое ко Господу, пророк говорит: ниоткуда не могу я получить справедливого суда о притеснении меня врагами моими, кроме Тебя, Господи; от лица Твоего да изыдет суд надо мною: Сам Ты суди меня, и очи мои да увидят справедливость Твоего приговора.

Пс.16:3 Искусил еси сердце мое, посетил еси нощию, искусил мя еси, и не обретеся во мне неправда.

Искусил еси – значит: Ты, Господи, испытал мое сердце, узнал, каково оно; кому же и знать его, как не Всеведущему ( 1Кор.2:11 )? Посетил ecи нощию – по мнению толковников, Давид в этих словах упоминает о той ночи, в которую он, бегая и скрываясь от преследований Саула, нашел его спящим в его палатке посреди приближенных к нему воинов, и не только сам не убил его, но и другим запретил это делать ( 1Цар.26:7–10 ). После такого испытания его праведным судом Божиим Давид дерзновенно мог говорить Богу: Ты, Господи, искусил сердце мое; Ты допустил в одну ночь подвергнуть меня такому тяжкому испытанию, в котором трудно было устоять и удержаться от греха мстительности врагу за причиненные обиды посредством убийства, на которое склоняли меня мои спутники; и после всех допущенных Тобою искушений, – могу сказать, – не нашлось во мне неправды против Саула; не обретеся во мне неправда.

Пс.16:4 Яко да не возглаголют уста моя дел человеческих, за словеса устен Твоих аз сохраних пути жестоки.

Под делами человеческими, о которых не желает и говорить, Давид разумеет, без сомнения, причиняемые ему врагами оскорбления, всякое зло и вообще – грешные дела. Пути жестоки, т.е. пути трудные, суровые пути самоотвержения, добродетели Давид сохранил потому, что они изречены или заповеданы устами Божиими: заповеди Божии о том, чтобы не судить ближнего, не злословить или не хулить его, были хорошо известны Давиду, и он свято исполнял их; а потому так смело и говорит о том в молитве к Богу: из благоговения к закону Твоему я уклонялся от пересуда злых дел человеческих; ради слова уст Твоих, ради Твоих повелений я держусь строгих путей добродетели.

Пс.16:5 Соверши стопы моя во стезях Твоих, да не подвижутся стопы моя.

Стопы моя, т.е. движения ног, шаги мои; в духовно-нравственном смысле под стопами нужно разуметь мысли, или намерения, относительно того или другого образа жизни. Во стезях Твоих – под стезями, или тропинками, Бога разумеет пророк те пути жестоки, о которых сказал прежде, т.е. пути добродетели, которые бывают так же скользки, трудно проходимы, как тропинка на горах или в трудных местах. Таким образом, сказав раньше, что он сохранил, ради исполнения заповедей Божиих, трудные пути добродетели, теперь словами: соверши стопы моя во стезях Твоих – просит Господа Бога, чтобы утвердил и благоустроил хождения его по пути искушений; да не подвижутся стопы моя – да не поколеблюсь я в моих хождениях, т.е. в мыслях, желаниях и делах моих.

Пс.16:6 Аз воззвах, яко услышал мя еси, Боже: приклони ухо Твое мне и услыши глаголы моя.

По вере в живого Бога Давид, как и другие псалмопевцы, проникнут был живым и непрестающим сознанием того, что в молитве происходит личное взаимообщение между молящимися и Богом, причем человеческому призыву и просьбе соответствуют Господни слушание и ответ. Чтобы молитва была услышана, необходимо далее влечение сердца к Богу и желание правого в Его очах дела. Все это псалмопевец Давид и выразил в первых пяти стихах псалма, а в настоящем стихе он как бы удостоверяет испытанное им действие молитвы. Повторяя свое прошение словами: приклони ухо Твое мне и услыши глаголы моя, говорит Давид, что и раньше: «я призывал Тебя и был услышан Тобою» – Аз воззвах, яко услышал мя еси, Боже. Таким образом, чем усерднее Давид молился, тем с большею охотою желал молиться еще, уверенный опытом в милости Божией к нему, и вместе видя новые искушения и трудности для себя среди гонений врагов. Молитва его основывалась на твердой вере и глубоком уповании на Бога, и это упование и эта вера питались искреннею и неослабною молитвою.

Пс.16:7–9 Удиви милости Твоя, спасаяй уповающыя на Тя от противящихся деснице Твоей: сохрани мя, Господи, яко зеницу ока: в крове крилу Твоею покрыеши мя от лица нечестивых острастших мя.

Удиви, показав явно для всех дивную милость Твою ко мне спасением от противящихся деснице Твоей, т.е. сохрани меня от Саула и от других врагов моих, которые противятся Твоему определению о мне – быть мне царем; яви сию милость ко мне, потому что Ты спасаешь всех уповающих на Тебя. Яко зеницу ока – как зрачок глаза; в крове крилу Твоею – под кровом Твоих крыльев, т.е. под Твоею всесильною защитою; от лица нечестивых острастших мя, т.е. спаси, или защити, меня от людей, которые обижают, подвергают меня страданиям. Таким образом, все приведенные изречения псалма могут быть выражены в такой речи: Господи Боже мой! Ты, Который спасаешь всех истинно уповающих на Тебя, покажи дивную милость Твою ко мне и спаси меня от всех, дерзающих сопротивляться Твоему определению о мне; сохрани меня, как хранят зрачок в глазу, и укрой, защити меня под кровом Твоим, как птица укрывает крыльями птенцов своих и сохраняет их от хищных птиц и непогоды, – спаси и сохрани меня от нечестивых врагов моих, причиняющих мне страшные обиды.

Пс.16:10 Врази мои душу мою одержаша, тук свой затвориша: уста их глаголаша гордыню.

Душу мою одержаша, т.е. окружили, стеснили меня враги мои; тук значит «жир, толщина» – оттуда употребительное и в русском языке слово «тучный, жирный»; на языке Священного Писания тук означает бесчувственность, огрубелость, а также – богатство, изобилие, среди коего люди забываются. Тук свой затвориша – значит: среди изобилия и благоденствия враги мои забылись, заградили свое сердце от чувства братолюбия и жалости, сделались бесчувственными и жестокими; устами своими произносят слова гордости: уста их глаголаша гордыню. Таким образом, изображая злобу и жестокость врагов своих, псалмопевец говорит: враги стеснили меня, закрыли свое сердце от помыслов и чувств жалости и милосердия, говорят гордо и высокомерно; они не только бесчеловечны и немилосерды, но и с гордостью ругаются надо мной.

Пс.16:11–12 Изгонящии мя ныне обыдоша мя, очи свои возложиша уклонити на землю. Объяша мя яко лев готов на лов и яко скимен обитаяй в тайных.

Продолжая речь о злобе и коварстве врагов, Давид сначала говорит, что они, не довольствуясь изгнанием его из дома и отечества, окружили его со всех сторон, как охотники окружают добычу: изгонящии мя ныне обыдоша мя; а потом сравнивает их с хищными зверями, с голодным львом и со скимном, т.е. со львенком. Очи свои возложиша уклонити на землю, т.е. все свои мысли и намерения устремили на землю, к тому, чтобы коварно погубить меня. Подобно голодному льву, готовому схватить добычу, или молодому львенку, скрывающемуся в тайном месте, они окружили меня, как свою добычу, и приготовились погубить меня.

Пс.16:13 Воскресни, Господи, предвари я и запни им: избави душу мою от нечестиваго, оружие Твое от враг руки Твоея.

Описав злобу гонителей, пророк просит Бога, чтобы пришел на помощь и сохранил жизнь его от злоумышления врагов. Воскресни значит: восстань, помоги; предвари я – то же, что «предупреди их, предотврати козни и замыслы их»; запни им – значит «воспрепятствуй, низложи их, не допусти исполнить злой умысел». Оружие Твое (нужно подразумевать здесь слово «изми») от враг руки Твоея, – отними силу и власть у врагов. Враги Давида стали и врагами Божиими, как непокоряющиеся власти Его. Таким образом, вся речь сего стиха может быть выражена так – восстань, Всесильный Господи, и не замедли помощью Твоей; предупреди мою беду и низложи моих врагов, воспрепятствуй их злоумышлениям; спаси мою жизнь от главного врага моего Саула и отними оружие из рук прочих врагов, которые дерзают не покоряться власти Твоей; отними у них власть и силу, которыми они злоупотребляют.

Пс.16:14 Господи, от малых от земли: раздели я в животе их, и сокровенных Твоих исполнися чрево их: насытишася сынов, и оставиша останки младенцем своим.

В новом издании Псалтири («Учебная Псалтирь» 1897 г.) к словам: от малых от земли раздели – сделано примечание, которым допускается замена сих слов напечатанными на поле словами: от малых на земли разлучи; каковою заменою отчасти уясняется неудобопонятность славянского чтения сего стиха. Уясняется она также и контекстом речи, т.е. сопоставлением предыдущего чтения с последующим. Прося Господа о том, чтобы лишил силы и власти нечестивых врагов его, которых множество, пророк вместе с тем умоляет Его, чтобы это множество нечестивых Господь разлучил от малых на земли, от малого стада избранных Своих, чтобы те беззаконным житием своим не развращали добрые нравы незлобивых. И Господь Иисус Христос благочестивых избранников называет малыми, также малым стадом, и за развращение, за соблазн единаго от малых сих, угрожает горем и погибелью ( Мф.18:6,7 ), а малому стаду избранных обещает блаженство в Царстве Отца Небесного ( Лк.12:32 ). И сокровенных Твоих исполнися чрево их. Сокровенных от слова: сокровенная, – то же, что сокровища или блага мира сего, земные блага, сокрытые в щедрой руке Божией, которая отверзается для насыщения всякого животного ( Пс.103:28 ; Пс.144:16 ). Нечестивые не имеют понятия о духовной жизни, а живут только для земной жизни и заботятся только о благах или сокровищах мира сего тленного, которых, по благости Божией, и исполняется чрево их, т.е. они вполне наслаждаются сокровищами земными. Насытишася сынов (в вышеозначенном издании «Учебной Псалтири» против слова сынов на поле стоит: Сынове и оставиша останки младенцем). Это значит, что нечестивые, или люди века сего, в таком изобилии пользуются вещественными благами (сокровенных Твоих) мира сего, что после отцов блага эти, их богатства, по преемству и наследству, переходят к сыновьям и внукам их (оставиша останки младенцем своим).

Пс.16:15 Аз же правдою явлюся лицу Твоему, насыщуся, внегда явитимися славе Твоей.

То есть пусть враги мои кичатся своим богатством, пусть пресыщаются благами мира сего, забывая о Подателе всех благ, но что касается до меня, то я буду держаться одной только правды: правдою явлюся лицу Твоему; в том одном мое насыщение и удовольствие желаю иметь, чтобы жить праведно и непорочно. Хотя бы в сей временной жизни пришлось терпеть алчбу и жажду и разные нужды материальные, но я уверен, что ни в чем не буду нуждаться, вполне насыщуся тогда, внегда явитимися славе Твоей, Господи, Сыне Единородный, в ней же царствуеши со Отцем и Святым Духом во веки, аминь.

Источник: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 2002. – 992 с. 1SBN 5.7429.0120-8

Псалом 16

Каждому человеку, который терпит ложь и клевету от врагов, будет полезен псалом 16, чтобы Самого Бога сделать свои защитником. Здесь есть только одно условие – чтобы сам человек, творящий эту молитву, был действительно прав перед Богом. Слова этого исторического текста дают надежду каждому праведнику, отчаявшемуся в гонениях, что он непременно найдет помощь в своем трудном положении. Псалом 16 входит в состав второй кафизмы псалтыри.

Текст молитвы псалом 16

На церковнославянском языке с ударениями

Молитва Давиду

1 Услы́ши, Го́споди, пра́вду мою́, вонми́ моле́нию моему́, внуши́ моли́тву мою́ не во устна́х льсти́вых.

2 От лица́ Твоего́ судьба́ моя́ изы́дет, óчи мои́ да ви́дита правоты́.

3 Искуси́л eси́ се́рдце мое́, посети́л eси́ но́щию, искуси́л мя eси́, и не обре́теся во мне непра́вда

4 Я́ко да не возглаго́лют уста́ моя́ дел челове́ческих, за словеса́ усте́н Твои́х аз сохрани́х пути́ же́стоки.

5 Соверши́ стопы́ моя́ во стезя́х Твои́х, да не подви́жутся стопы́ моя́.

6 Аз воззва́х, я́ко услы́шал мя eси́, Бо́же, приклони́ у́хо Твое́ мне и услы́ши глаго́лы моя́.

7 Удиви́ ми́лости Твоя́, спаса́яй упова́ющыя на Тя от проти́вящихся десни́це Твое́й.

8 Сохрани́ мя, Го́споди, я́ко зе́ницу óка, в кро́ве крилу́ Твоéю покры́еши мя.

9 От лица́ нечести́вых остра́стших мя, врази́ мои́ ду́шу мою́ одержа́ша.

10 Тук свой затвори́ша, уста́ их глаго́лаша горды́ню.

11 Изгоня́щии мя ны́не обыдо́ша мя, óчи свои́ возложи́ша уклони́ти на зе́млю.

12 Объя́ша мя я́ко лев гото́в на лов и я́ко ски́мен обита́яй в та́йных.

13 Воскресни́, Го́споди, предвари́ я́ и запни́ им, изба́ви ду́шу мою́ от нечести́ваго, oру́жие Твое́ от враг руки́ Твоея́,

14 Го́споди, от ма́лых от земли́, раздели́ я́ в животе́ их, и сокрове́нных Твои́х испо́лнися чре́во их, насы́тишася сыно́в, и оста́виша оста́нки младе́нцeм свои́м

15 Аз же пра́вдою явлю́ся лицу́ Твоему́, насы́щуся, внегда́ яви́ти ми ся сла́ве Твое́й.

На русском языке

Молитва Давида.

1 Услышь, Господи, правду мою, внемли воплю моему, прими мольбу из уст нелживых.

2 От Твоего лица суд мне да изыдет; да воззрят очи Твои на правоту.

3 Ты испытал сердце мое, посетил меня ночью, искусил меня и ничего не нашел; от мыслей моих не отступают уста мои.

4 В делах человеческих, по слову уст Твоих, я охранял себя от путей притеснителя.

5 Утверди шаги мои на путях Твоих, да не колеблются стопы мои.

6 К Тебе взываю я, ибо Ты услышишь меня, Боже; приклони ухо Твое ко мне, услышь слова мои.

7 Яви дивную милость Твою, Спаситель уповающих на Тебя от противящихся деснице Твоей.

8 Храни меня, как зеницу ока; в тени крыл Твоих укрой меня

9 от лица нечестивых, нападающих на меня, — от врагов души моей, окружающих меня:

10 они заключились в туке своем, надменно говорят устами своими.

11 На всяком шагу нашем ныне окружают нас; они устремили глаза свои, чтобы низложить меня на землю;

12 они подобны льву, жаждущему добычи, подобны скимну, сидящему в местах скрытных.

13 Восстань, Господи, опереди их и низвергни их, избавь душу мою от нечестивого, меч Твой отними у врагов руки Твоей.

14 Господи, от немногих на земле отдели их при жизни их. И сокровищ Твоих насытилось чрево их; сыновья их сыты и оставят остаток детям своим.

15 А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим

История написания


Для чего читают псалом 16?

Молитву сначала понятнее читать на русском языке, а затем будет ясен и текст на церковнославянском. Рекомендуется читать псалом 16:

  • чтобы обрести духовную поддержку в серьезных испытаниях;
  • в случае нападений (как внешних врагов, так и мысленных – прилогов, страстей);
  • когда надвигаются проблемы, накопились неприятности;
  • и во всех других случаях, когда необходима духовная защита.

Толкование


Чтобы понять глубокий смысл древней священной песни, нужно разобрать толкование 16 псалма по стихам:

Псалом 16. О том, как правильно просить Бога о помощи

16-й псалом по содержанию и обстоятельствам написания перекликается с 7-м псалмом. В этой песни святой царь и пророк Давид учит нас правильно просить у Бога помощи, чтобы Всевышний никогда не отказывал нам в защите.

Стеснённые обстоятельства

После грехопадения человеческая природа помрачилась. И каждый из нас стал легко склоняться ко злу, а добродетели следует с великим трудом. Именно поэтому в человеческом обществе так много неправды, что каждый из нас время от времени оказывается в конфликтах или ощущает притеснения от других людей. И порой совершенно ничего не сделал, чтобы заслужить такую реакцию.

В таких стеснённых обстоятельствах показательным и поучительным для нас может явиться пример пророка Давида. Восьмой сын еврея Иессея пас стада своего отца. Когда лев или волк нападал на овец, Давид не боясь нападал на них с палкой или кинжалом, чтобы спасти животное. Во время войны с врагами евреев, филистимлянами, отвага привела Давида в армию еврейского царя Саула. И здесь он убил из пращи вражеского богатыря Голиафа.

Тогда Саул приблизил его к себе и сделал военачальником. Позднее Бог отвернулся от Саула за нечестие последнего. И по внушению Духа Святого пророк Самуил помазал Давида на царство вместо Саула. Однако сам Давид в цари не метил и верно служил своему сюзерену. Но Саул однажды прямо на пиру попытался убить «узурпатора». Так что Давид вынужден был бежать из дворца, собирать армию и начинать гражданскую войну, в ходе которой Саул был убит.

Пока война длилась, Давид очень тяготился её жертвами и, вглядываясь в свою душу, уверял Творца в молитве, что вовсе не желал подобного исхода: «Услыши, Господи, правду мою, вонми молению моему, внуши молитву мою не во устнах льстивых» (Пс. 16:1). Пророк Давид внутренне чувствует свою правоту и бесстрашно призывает Бога к праведному суду между ним и Саулом: «От лица Твоего судьба моя изыдет, oчи мои да видита правоты» (Пс. 16:2).

Обличение врагов

Будущий второй царь евреев свидетельствует, что от юности твёрдо соблюдал заповеди Божии несмотря на тяжёлые испытания, которые поэтически именует «огнём»: «Искусил eси сердце мое, посетил eси нощию, искусил мя eси, и не обретеся во мне неправда. Яко да не возглаголют уста моя дел человеческих, за словеса устен Твоих аз сохраних пути жестоки» (Пс.16:3-4).

Пророк Давид в это время как раз был окружён несколькими армиями Саула и находился в величайшей опасности. Однако он смиренно указывает Богу на неправоту своих врагов, но не ропщет на Него. Не обвиняет Господа в том, что оказался в ловушке: «От лица нечестивых острастших мя, врази мои душу мою одержаша. Тук свой затвориша, уста их глаголаша гордыню» (Пс.16:9-10).

Напротив, святой Давид Псалмопевец трогательно просит Небесного Отца о защите и свидетельствует, что без Его помощи он быстро и легко погибнет: «Изгонящии мя ныне обыдоша мя, oчи свои возложиша уклонити на землю. Объяша мя яко лев готов на лов и яко скимен обитаяй в тайных» (Пс.16:11-12). Его храбрость в боях проистекает от уверенности, что любящий Бог не способен ни на минуту оставить праведника, который посвящает ему свою жизнь.

Давид сообщает будущим поколениям читателей «Псалтири», что Творец всегда в силах защитить праведника от нечестивцев и просит Бога вступиться за него: «Воскресни, Господи, предвари я и запни им, избави душу мою от нечестиваго, oружие Твое от враг руки Твоея, Господи, от малых от земли, раздели я в животе их, и сокровенных Твоих исполнися чрево их, насытишася сынов, и оставиша останки младенцeм своим» (Пс.16:13-14).

Как правильно просить Бога о помощи?

Давид являет своей молитвой прекрасный образец смирения и веры. Он не гордится своими добродетелями, а приписывает их источнику всех благ. То есть Богу. Будущий царь не требует, а просит у творца помощи. Просит услышать его и наделить твёрдостью духа: «Соверши стопы моя во стезях Твоих, да не подвижутся стопы моя. Аз воззвах, яко услышал мя eси, Боже, приклони ухо Твое мне и услыши глаголы моя» (Пс.16:5-6).

Бывший военачальник Саула понимает, что по законам военной науки его положение безвыходно и просит Бога буквально сотворить чудо: «Удиви милости Твоя, спасаяй уповающыя на Тя от противящихся деснице Твоей» (Пс.16:7). Пророк просит Бога о сохранении жизни и, видимо, сразу получает какое-то знамение, потому что уверенно говорит в молитве, что Бог спасёт его: «Сохрани мя, Господи, яко зеницу oка, в крове крилу Твоeю покрыеши мя» (Пс.16:8).

Если мы имеем конфликт с каким-либо человеком, то до молитвы к Богу должны обратить взор внутрь себя. Понять, насколько мы не виновны в этом? Насколько добродетельную жизнь ведём? Ведь если мы сами обижаем или притесняем кого-то, то молитвой о помощи, но без покаяния, только лишь прогневаем Бога. Ибо «какою мерою мерим, такою и нам отмерено».

А если мы действительно невинны перед Богом и перед нашим обидчиком чисты, то нужно с верой дерзновенно попросить у Бога помощи. И Господь обязательно защитит нас! В этом случае мы вместе с пророком и царём Давидом сможем воскликнуть: «Аз же правдою явлюся лицу Твоему, насыщуся, внегда явити ми ся славе Твоей» (Пс.16:15). То есть что по избавлении от опасности мы будем рады вновь попасть в храм Божий, насытиться благодатью и выразить Творцу свою благодарность за спасение.

Толкования на Пс. 16:8

«От противящихся деснице Твоей сохрани мя Господи, яко зеницу ока». Противящимися деснице Божией назвал враждующих на него, и весьма справедливо, потому что помазан был Богом, и от Него сподобился поставления на царство. Посему, говорит, предприняв ратоборство со мною, противятся они Твоему определению; и умоляет охранять его, как зеницу ока, которой, как бы вместо некиих окопов, служат вежды, и вместо тычин – ресницы, и которая ограждается бровями, влажность пота отводящими на виски и избавляющими зрение от вреда, какой мог быть от этой влажности. Пророк умоляет сподобить его такого же попечения.

«В крове крилу Твоею покрыеши мя: от лица нечестивых острастших мя». Употребив опять новое подобие, молит сподобить его промышления. Ибо слышал сказанное великим Моисеем: «простер криле Свои, и прият их, и подъят их на раму Свою» (Втор.32:11). И Господь говорил Иерусалиму: «коль краты восхотех собрати чада твоя, яко же собирает кокошь птенцы своя подь криле, и не восхотесте» (Мф.23:37). Крилами же называет скорое и мгновенно совершающееся покровительство промысла: потому что движение крил совершается весьма легко.

«Врази мои душу мою одержаша: тук свой затвориша, уста их глаголаша гордыню». Под туком иные разумели благоденствие и телесное здравие; а мне кажется, что Пророк называет так благорасположенность и братолюбие. Сие дает видеть последовательность речи; ибо говорит, что, заключив всякое естественное чувство жалости, и не дав никакого места помыслам человеколюбия, говорят высоко и надменно, а мне разставляют всякаго рода сети и засады.

Евфимий Зигабен

От противящихся (противоставших) деснице твоей сохрани мя, Господи, яко зеницу ока

Сохрани, говорит, меня, Господи, от коварства единомышленников Сауловых, которые противостали помазанию Твоему. Помазание он выразил здесь словом рука или десница. Ибо Ты, Боже, чрез пророка своего, помазавшего меня, поставил меня в царя; а они между Тем не хотят принять этого и готовят мне смерть. Но удивительная в самом деле охрана зеницы глазной! Ее защищают несколько покровов самых разнообразных и лежащих один над другим; и ближайшие из них суть самые тонкие и прозрачные, дабы не могли производить раздражения в нужной и слабой части глаза. Внешний глазной покров толстый, состоящий из глазных век. Его назначение, посредством соединения и раскрытия своих полукружий,—не допускать до глазного яблока пыль, предохранять его от вредного действия воздуха и от маленьких насекомых, летающих в воздухе. По краям покров этот снабжен волосками, дабы не задерживалась около глаза особенная глазная жидкость, и могла беспрепятственно выделяться; она имеет острое и несколько неприятное, раздражающее свойство, выше над веками находится холм брови. Он представляет как бы некоторую крепкую покрышку над глазом и снабжен множеством волос; это для того, чтобы текущий со лба пот не мог попадать в углубление глаза, а собираемый и задерживаемый бровями мог стекать оттуда вниз по вискам.

Еп. Ириней (Орда)

сохрани мя, Господи, яко зеницу ока: в крове крилу Твоею покрыеши мя

Избранный предпочтительно пред всеми другими на царство, Давид является как бы зеницею ока Божия, как бы птенцом под крыльями Божьими (Мф. 23:37); – поэтому он просит, чтобы Бог на самом деле показал Свою нежную заботливость и защиту своему любимцу.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Григорий Разумовский

сохрани мя, Господи, яко зеницу ока: в крове крилу Твоею покрыеши мя

Сохрани мя господи яко зеницу ока

Молитва Давида. Разговор о псалме 16.

«Услыши, Господи, правду мою, вонми молению моему, внуши молитву мою не во устнах льстивых. От лица Твоего судьба моя изыдет, очи мои да видета правоты. Искусил еси сердце мое, посетил еси нощию, искусил мя еси, и не обретеся во мне неправда (Пс. 16: 1-3)»

Шестнадцатый псалом – один из псалмов, составленный Давидом в те времена, когда его преследовал предшественник на троне израильском – царь Саул.

Да, да - ещё один псалом, в котором Давид гоним, и враг преследует его! Мы не поймем, почему Давид говорит о своих врагах так много, если забудем о том, что псалмы были составлены человеком, который не имел в жизни продолжительного мира. Войны и конфликты, конфликты и войны – вот судьба Давида от юности и почти до самой смерти.

Тяжелая судьба – правда? И, тем не менее, именно такую судьбу дал Господь Давиду – одному из самых чистых людей ветхозаветного времени.

Почему – так? Неужели Господь не любил Давида? Любил. И дал ему такую судьбу, которая очистила сердце этого человека так, как горячая плавильная печь очищает серебро, избавляя его от примесей.

Задумаемся. Тихая и спокойная жизнь – это хорошо, правда? Хорошо – да не всегда! Человек ведь существо способное, он может обратить во зло даже самые лучшие жизненные обстоятельства!

Я думаю, что многие еще помнят спокойные, тихие обеспеченные семидесятые годы прошлого века? Тихое и мирное было время. Но Храмы стояли пустыми.

Да и сейчас они не так чтобы очень полные! Почему так получается? Почему так мало наших знакомых ходит в Храм? Почему они не льнут к Богу, не стремятся к Нему? Почему Христос не нужен им?

Мне кажется, что тут всё просто. Христос наш Спаситель. А кому может быть не нужен Спаситель? Да тому, кто уверен в том, что ему ничего не угрожает!

Современные люди привыкли надеяться именно на мир, на социум с его благами! От голода их защищает мировая экономика, над совершенствованием которой бьются лучшие умы человечества. От болезней защищает развитая медицина. От преступников – полиция. От пожара – страховая компания. От нищей старости – пенсионные фонды и прочие вклады…

Вот и приучается человек возлагать свои надежды не на Бога, а на эти самые фонд, вклады и так далее. На дела рук и умов человеческих.

Вроде бы, любой, кто разумен, понимает, что цена всему этому не велика. Как бы не была развита медицина, а кладбища полны – никому не удавалось продлить свою земную жизнь не только навечно, но хотя бы лет до ста пятидесяти! Как бы ни была развита мировая экономика, а миллионы людей на Земле не доедают и страдают болезнями, связанными с плохим питанием! А сколько в мире преступлений! Не делает полиция мир безопаснее! А легко ли жить на пенсию? Тысячи пенсионеров скажут – нет, совсем не легко!

И всё же, люди привыкли, да так и продолжают надеяться на дела рук своих, на всякие фонды и организации. Думают, что все беды от того, что эти социальные институты плохо работают. Вот если заработают хорошо – вот тогда ух-какая жизнь начнется!

Ничего этого не было у Давида – ни страховых полисов, ни социальных гарантий. Уберегая этого пророка от лишних соблазнов, Господь дал ему трудную жизнь. Настолько трудную, что Давид множество раз оказывался в ситуациях, где было очевидно – без Бога его ждет гибель. Если Господь не поможет, то пророку не спастись! Если Господь не поможет, то тщетны будут все человеческие усилия!

Так Давид научился надеяться на Господа, искать Господа, ждать помощи от Господа. Было бы очень хорошо, если бы вот так надеяться на Господа научились бы и мы. Собственно, именно этому пророк Давид и учит нас в своих псалмах.

Но вернемся к шестнадцатому псалму. В самых первых строчках мы видим такие слова: «Ты испытал сердце мое, посетил ночью, испытал меня, и не нашлось во мне неправды» (Пс. 16:3). Что значат эти слова? Давид хвастается? Хвастается своей праведностью?!

Нет, дело не в этом, Давид вовсе не был хвастуном и не считал себя безгрешным! Просто в той ситуации, в его конфликте с Саулом он полностью прав, а Саул – полностью не прав!

Саул был настоящим врагом Давида, и много раз поступал именно как враг – преследовал, подсылал убийц, казнил священников, которые, не зная о конфликте Давида и Саула, накормили Давида, проголодавшегося в пути!

Но вот в чем штука – Давид-то врагом Саулу не был! Это прекрасно демонстрирует случай, когда Давид мог убить спящего Саула. Давид тихо прошел стражу, даже проник в шатер того, кто жаждал его смерти. Мог, мог убить своего преследователя, но всё же не убил! (1 Цар. 26:5-25) Видимо, именно этот случай вспоминает в своей молитве Давид, когда говорит Богу: «Ты посетил меня, испытал ночью».

То есть Бог устроил так, что жизнь и смерть Саула была всецело в руках Давида, но Давид не воспользовался представившейся возможностью. Он предпочел и дальше подвергаться смертельной опасности от руки Саула, но не сделать греха!

Вот поэтому Давид и может говорить с Господом такими словами! Он просит Господа с заслуженным дерзновением именно потому, что помыслы его чисты, и он не желает Саулу зла!

Дай Господи и нам в споре с нашими недоброжелателями быть полностью правыми! А что для этого надо? А надо не желать греха и не делать греха! Даже если по человеческим меркам нам после этого греха жить станет легче, всё равно на греховный поступок нельзя соглашаться! И если мы устоим, если не поддадимся греховному порыву, тогда нам поможет Господь, поможет так, как помог Давиду!

Ведь все, кто хоть раз прочел Библию, знают – Давид победил Саула, не совершив греха. Победил просто терпением лишений и скорбей. Саул погиб, но не Давид убил его! Царь и пророк Давид был честен с Саулом до конца, и не обагрил своих рук его кровью.

«Яко да не возглаголют уста моя дел человеческих, за словеса устен Твоих аз сохранил пути жестоки» (Пс. 16:4).

Или в переводе Юнгерова: «Чтобы уста мои не говорили о делах человеческих, я хранил жесткие пути, по словам уст Твоих».

Ах, как было бы хорошо, если бы мы по меньше говорили о пустом! О политике, о недостатках соседей, об артистах и кинозвездах, с которыми мы никогда в жизни не столкнемся! Как было бы хорошо, если бы мы говорили о том, что действительно нужно – о Боге, о Спасении, о наших (наших, а не соседских!) страстях, о способах борьбы с ними!

Обратим внимание – псалмы Давида полны словами о Боге и бедны словами о пустых человеческих делах. Не воспевает Давид ни свое богатство (хотя он и стал богат, когда взошел на престол), ни красоту лошадей, ни упоение от власти над людьми. Не говорит он о делах человеческих. Только о Боге, только об отношениях Бога и человека!

Как научился этому Давид? Он «хранил жесткие пути, указанные Богом» - то есть жил по заповедям.

Отсюда очень важный для нашей жизни вывод – попытка всерьез исполнять заповеди Божии способна уменьшить нашу болтливость. В противном случае болтливость неудержима. И – губительна, ведь за каждое праздное слово дадим мы ответ в день Суда (Мф. 12:36).

«Соверши стопы моя во стезях Твоих, да не подвижутся стопы моя» (Пс. 16:5).

Конечно, здесь имеются в виду не стопы ног. Просто Давид так образно называет свои помышления. Ведь куда направлены стопы, туда пойдет и человек, в какую сторону направлены помыслы, в такую будут направлены и дела человеческие.

Псалмопевец как бы говорит Господу: «Сделай мои помышления чистыми, совершенными, потому, что если чисты наши помыслы, то чисты будут и наши дела. Да не подвижутся стопы мои – не дай мне впасть в превратные помыслы, Господи, чтобы они не сбили меня с истинного пути».

«Аз воззвах, яко услышал мя еси, Боже, приклони ухо Твое мне и услыши глаголы моя. Удиви милости Твоя, спасаяй уповающыя на Тя от противящихся деснице Твоей. Сохрани мя, Господи, яко зеницу ока, в крове крылу Твоею покрыеши мя» (Пс. 16:6-8).

Конечно, Давид зовет потому, что Господь его слышит. Если бы не слышал, то какой смысл и звать? Псалмопевец просит Господа, чтобы Он не прекращал выслушивать его слова и просьбы. И ещё он просит так спасти его, чтобы видящие это спасение удивились. Так, конечно, и было – те, кто видел, как Давид много раз был спасаем от гонителя Саула, разумеется удивлялись, изумлялись. И это увеличивало в них веру.

Час третий

Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный. Трисвятое по «Отче наш».

Священник: Яко Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

Чтец: Аминь. Господи, помилуй (12 раз). Слава, и ныне. Приидите, поклонимся. (трижды).

Псалом 16

Услыши, Господи, правду мою, вонми молению моему, внуши молитву мою не во устнах льстивых. От лица Твоего судьба моя изыдет, oчи мои да видита правоты. Искусил eси сердце мое, посетил eси нощию, искусил мя eси, и не обретеся во мне неправда. Яко да не возглаголют уста моя дел человеческих, за словеса устен Твоих аз сохраних пути жестоки. Соверши стопы моя во стезях Твоих, да не подвижутся стопы моя. Аз воззвах, яко услышал мя eси, Боже, приклони ухо Твое мне и услыши глаголы моя. Удиви милости Твоя, спасаяй уповающыя на Тя от противящихся деснице Твоей. Сохрани мя, Господи, яко зеницу oка, в крове крилу Твоeю покрыеши мя. От лица нечестивых острастших мя, врази мои душу мою одержаша. Тук свой затвориша, уста их глаголаша гордыню. Изгонящии мя ныне обыдоша мя, oчи свои возложиша уклонити на землю. Объяша мя яко лев готов на лов и яко скимен обитаяй в тайных. Воскресни, Господи, предвари я и запни им, избави душу мою от нечестиваго, oружие Твое от враг руки Твоея. Господи, от малых от земли, раздели я в животе их, и сокровенных Твоих исполнися чрево их, насытишася сынов, и оставиша останки младенцeм своим. Аз же правдою явлюся лицу Твоему, насыщуся, внегда явити ми ся славе Твоей.

Псалом 24

К Тебе, Господи, воздвигох душу мою, Боже мой, на Тя уповах, да не постыжуся во век, ниже да посмеют ми ся врази мои, ибо вси терпящии Тя не постыдятся. Да постыдятся беззаконнующии вотще. Пути Твоя, Господи, скажи ми, и стезям Твоим научи мя. Настави мя на истину Твою, и научи мя, яко Ты еси Бог Спас мой, и Тебе терпех весь день. Помяни щедроты Твоя, Господи, и милости Твоя, яко от века суть. Грех юности моея, и неведения моего не помяни, по милости Твоей помяни мя Ты, ради благости Твоея, Господи. Благ и прав Господь, сего ради законоположит согрешающым на пути. Наставит кроткия на суд, научит кроткия путем Своим. Вси путие Господни милость и истина, взыскающым завета Его, и свидения Его. Ради имене Твоего, Господи, и очисти грех мой, мног бо есть. Кто есть человек бояйся Господа? Законоположит eму на пути, eгоже изволи. Душа eго во благих водворится, и семя eго наследит землю. Держава Господь боящихся Его, и завет Его явит им. Очи мои выну ко Господу, яко Той исторгнет от сети нозе мои. Призри на мя и помилуй мя, яко единород и нищ есмь аз. Скорби сердца моего умножишася, от нужд моих изведи мя. Виждь смирение мое, и труд мой, и остави вся грехи моя. Виждь враги моя, яко умножишася, и ненавидением неправедным возненавидеша мя. Сохрани душу мою, и избави мя, да не постыжуся, яко уповах на Тя. Незлобивии и правии прилепляхуся мне, яко потерпех Тя, Господи. Избави, Боже, Израиля от всех скорбей eго.

Псалом 50

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на oлтарь Твой тельцы.

Слава, и ныне: Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже. (3) Господи, помилуй. (3)

Слава: Тропарь праздника.

И ныне, Богородичен: Богородица, Ты – Лоза истинная:

Богородичен

Богородице, Ты еси лоза истинная, / возрастившая нам Плод живота, / Тебе молимся: / молися, Владычице, со святыми апостолы / помиловати души наша.

Богородица, Ты – Лоза истинная, / возрастившая нам жизни Плод; / Тебя умоляем: ходатайствуй, Владычица, / с Апостолами и всеми святыми / о помиловании душ наших.

Господь Бог благословен, / благословен Господь день дне, / поспешит нам Бог спасений наших, / Бог наш, Бог спасати.

Господь Бог благословен, благословен Господь на всякий день, даст успех нам Бог спасения нашего. Бог наш – Бог во спасение.

Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш:

Кондак праздника.

Господи, помилуй, 40.

Иже на всякое время и на всякий час, на Небеси и на земли, покланяемый и славимый, Христе Боже, Долготерпеливе, Многомилостиве, Многоблагоутробне, Иже праведныя любяй и грешныя милуяй, Иже вся зовый ко спасению обещания ради будущих благ. Сам, Господи, приими и наша в час сей молитвы и исправи живот наш к заповедем Твоим, души наша освяти, телеса очисти, помышления исправи, мысли очисти и избави нас от всякия скорби, зол и болезней, огради нас святыми Твоими Ангелы, да ополчением их соблюдаеми и наставляеми, достигнем в соединение веры и в разум неприступныя Твоея славы, яко благословен еси во веки веков, аминь.

Во всякое время и на всякий час принимающий поклонение и прославление на небе и на земле Христе Боже, долготерпеливый, многомилостивый, милосерднейший, любящий праведных и милующий грешных, всех призывающий ко спасению обещанием будущих благ! Сам, Господи, прими в час сей и наши молитвы и направь жизнь нашу к заповедям Твоим: души наши освяти, тела очисти, помышления исправь, мысли очисти и избавь нас от всякой скорби, бед и муки. Огради нас святыми Твоими Ангелами, чтобы ополчением их хранимые и наставляемые достигли мы единения в вере и разумения неприступной Твоей славы, ибо Ты благословен во веки веков. Аминь

Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне:

Честнейшую Херувим / и славнейшую без сравнения Серафим, / без истления Бога Слова рождшую, / сущую Богородицу, Тя величаем.

Именем Господним благослови, отче.

Священник возглас: Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас.

Молитва святого Мардария

Владыко Боже Отче Вседержителю, Господи Сыне Единородный Иисусе Христе, и Святый Душе, Едино Божество, Едина Сила, помилуй мя, грешнаго, и имиже веси судьбами, спаси мя, недостойнаго раба Твоего, яко благословен еси во веки веков, аминь.

Владыка Боже, Отче Вседержитель, Господи, Сын Единородный Иисусе Христе и Дух Святой! Единое Божество, единая Сила, помилуй меня, грешного, и Тебе известными путями спаси меня, недостойного раба Твоего, ибо Ты благословен во веки веков. Аминь

Таинства Церкви. О Псалтири. Псалом 16

Отец Алексий, мы с Вами говорим о псалмах уже достаточно долго – сегодня у нас уже 16-й псалом – и каждый раз говорим, как тот или иной псалом удивителен, оптимистичен. Наверное, все очарование, если светским языком выразиться, Псалтири в том, что о каждом можно говорить в превосходной степени.

– Действительно, каждый псалом – очень сильный и назидательный, открывает нечто свое. И потому, думаю, Псалтирь исполнена утешения для любого человека, который переживает то или иное испытание в жизни. Испытать в жизни все невозможно – очень тяжело, невыносимо понести все человеку, живущему на земле. У каждого какие-то свои приключения, свои беды, болезни, немощи, переживания. И псалмопевец Давид каждому своим словом пророческим, Божественным словом возливает елей на душу и на сердце, врачует его.

Некоторые говорят, что есть сильные и есть слабые псалмы. Наверное, когда в псалме говорится о другой боли, то я как-то ее не воспринимаю – и кажется, что этот псалом не так силен. Мы ведь не слишком подробно разбираем Псалтирь, но и то сколько сильного, сколько назидательного мы здесь видим, утешительного, радостного! И это не только утешает, но и строит перспективу духовную.

– Что ж, приступим.

– Итак, 16-й псалом. Он просто называется – молитва. Мы с вами не раз говорили, что псалмопевец Давид испытал большие искушения в начале своего служения, когда был помазан на царство. Саул не воспринимал его, постоянно искал его смерти, и Давид прятался, защищался, пребывал в ужасном состоянии, но все равно сохранил свое лицо, и затем Господь, испытав его полностью через эти искушения, поставил его царем народа. Надо сказать, псалмопевец Давид не просто по-земному руководил своим народом, но и оставил очень богатое духовное наследие, показав всем, что если уповать только на экономическую и политическую силу, то это призрачно, и все, что вы будете делать, не будет иметь такого долгосрочного успеха, как то царство, где во главу угла ставят духовную жизнь народа.

«Услыши, Господи, правду мою, вонми молению моему, внуши молитву мою не во устнах льстивых». Опять псалмопевец Давид говорит, чтобы Господь услышал молитву его, – «вонми молению моему», «внуши молитву мою не во устнах льстивых», то есть говорит, что «я пред Тобою даю правду моего служения, что в своей жизни не делал неправды и беззакония, которое мог бы совершить, поступал всегда по заповедям Божиим. Поэтому сегодня, Господи, прими мою молитву». Ведь Бог никогда не принимает молитву от того, кто говорит Ему неправду. Бог видит сердце и помышления человеческие, поэтому Ему нужно открываться в правде. Мы знаем, что Господь слышит праведников и не слышит грешников. Если человек молится, но не достигает желаемого и говорит: «Я много молюсь, прошу Бога, но Господь мне не помогает», тогда, значит, нужно обратить внимание на свою жизнь, принести покаяние Господу, освятить себя и только после освящения обращаться к Богу. И Господь будет слышать тебя. Псалмопевец Давид именно на это обращает внимание. Он призывает к Богу, можно сказать, укоряет Бога: я в правде и чистоте обращаюсь к Тебе, услышь меня, Господи, «услыши, Господи, правду мою». Не просто моления мои, а правду мою, то есть «праведное житие мое»: «Смотри на меня, Господи, я же с такой правдой и в чистоте прихожу к Тебе, чтобы получить от Тебя помощь!»

«От лица Твоего судьба моя изыдет, oчи мои да видита правоты. Искусил eси сердце мое, посетил eси нощию, искусил мя eси, и не обретеся во мне неправда». Эти слова перекликаются со словами 15-го псалма. Псалмопевец говорит о жизни своей: судьба моя от лица Твоего изыдет, то есть он не искал никогда царства, был пастухом, но Господь пришел и через пророка помазал его. И «oчи мои да видита правоты» – он всегда жил в правде. «Искусил eси сердце мое, посетил eси нощию» – то есть испытал сердце его и посетил его ночью и опять-таки «искусил мя eси, и не обретеся во мне неправда». То есть псалмопевец предлагает Господу посмотреть на него и днем, и ночью: он всегда избегал всякой неправды, которая, может быть, даже в минуты испытаний, ночных рассуждений проявляется. И, конечно же, псалмопевец просит Господа явить праведный суд, чтобы люди поняли, что если они и дальше будут поступать против него, то будут осуждены Богом, ведь Давид не совершил той неправды, за которую можно было бы его порицать.

«Яко да не возглаголют уста моя дел человеческих, за словеса устен Твоих аз сохраних пути жестоки». Вот здесь, опять-таки, псалмопевец говорит, что он никогда не искал путей жестоких – путей земного служения, совмещенных с неправдой, грехом. Он всегда искал в своей жизни только правильного пути, служения Богу.

«Соверши стопы моя во стезях Твоих, да не подвижутся стопы моя». Стезями Давид называет заповеди Божии. Его жизнь всегда была по заповедям Божиим, он в любую минуту может это свидетельствовать перед Ним.

«Аз воззвах, яко услышал мя eси, Боже, приклони ухо Твое мне и услыши глаголы моя». Опять взывает псалмопевец Давид к Господу, чтобы Господь услышал его: «Приклони ухо Твое мне». Конечно, уши Божии не приклоняются, но образ очень яркий. Что значит «приклони ухо твое»? Хотим сказать что-то сокровенное, душевное.

– Потаенное.

– Потаенное мы не говорим вслух, мы говорим кому-то на ухо, и человек склоняет голову и склоняет ухо к тебе. Для нас очень важно, чтобы он услышал каждое слово. Потому псалмопевец говорит: приклони, Господи, я Тебе скажу на ухо, это очень важно, и я хочу, чтобы Ты услышал каждое слово. «И услыши глаголы моя» – вот такое сильное было переживание псалмопевца Давида, смотрите, какие слова он говорит! Сильные, крепкие и в то же время очень сильно выражающие его внутреннее переживание и желание, чтобы помощь Божия и защита были с ним.

«Удиви милости Твоя, спасаяй уповающыя на Тя от противящихся деснице Твоей. Сохрани мя, Господи, яко зеницу oка, в крове крилу Твоeю покрыеши мя». Псалмопевец просит Господа явить милость Его, спасти того, кто уповает на Него, посрамить тех, кто противится деснице Божией. Самое главное нужно помнить – псалмопевец не искал своего, он только выполнял волю Божию, жил по правде Божией. В нем не было лукавства, в его поступках, в его поисках. Он не мог уйти с этого пути, такова была воля Божия. Поэтому он говорит: Господи, покажи милость Твою, спаси меня, уповающего на Тебя, «сохрани мя, Господи, яко зеницу oка». Но как наш глаз Господь сохраняет? Природой самой: есть веки, и глаза смыкаются, чтобы ни мошки, ни пыль не могли повредить. У нас есть брови, есть и ресницы, которые предохраняют глаза даже от пота со лба. «Господи, смотри, как Ты сохранил зрение человеку, как Ты зеницу ока сохраняешь. Неужели я хуже этого? Сохрани меня как зеницу ока». «В крове крилу Твоeю покрыеши мя», то есть Давид просит: как птица покрывает птенцов крыльями своими, так и Ты меня, Господи, покрой благодатью Своей.

«От лица нечестивых острастших мя, врази мои душу мою одержаша». Здесь Давид говорит о врагах, которые хотят его жизни. Конечно же, они думали, что лишат жизни псалмопевца Давида и будет опять все их. Они льстили Саулу, понимали, что лишатся всего по пришествии Давида, и, опираясь на свою неправду, на свое беззаконие, на свое богатство, искали смерти Давида.

«Тук свой затвориша, уста их глаголаша гордыню». Они, гордые, смеялись над Давидом, говорили, что расправятся с ним. «Тук свой затвориша». Тук – жир; это богатство, конечно. И, может быть, внутреннее: толкователи объясняют, что жир говорит не только о богатстве, он находится вокруг важных органов человеческих.

«Изгонящии мя ныне обыдоша мя, oчи свои возложиша уклонити на землю. Объяша мя яко лев готов на лов и яко скимен обитаяй в тайных». Опять псалмопевец говорит о тех, кто ищет смерти его – что они и «oчи свои возложиша уклонити на землю». То есть он говорит об их земной привязанности, о том богатстве, которое они имеют и на которое полагаются и творят неправду и дальше. Какую они позицию заняли по отношению к псалмопевцу и царю Давиду? «Объяша мя яко лев готов на лов и яко скимен обитаяй в тайных». Вот одно очень интересное сравнение – «яко лев готов на лов» «и яко скимен». Скимен – это львенок: как львенок, обитаяй в тайнах. Мы должны четко понимать, что лев наполнен силой, крепостью, уверенностью в своих действиях, поэтому он на жертву нападает, прямо смотря на нее. А львенок, хоть и обладает уже силой, но еще не имеет уверенности. Так что охота льва – прямая, а львенок прячется в кустах, а затем подбирается к жертве и нападает на нее, не имея уверенности в себе. Псалмопевец Давид сравнивает своих врагов и со львами, и со скимнами, то есть со львятами, ведь они именно такую позицию занимают – кто напрямую, а кто исподтишка. Поэтому он и пишет: удиви, Господи, милость Твою на мне. Все же он показал, насколько он сохранился благодаря милости, которую Господь явил. Милость сохранила Давида: смотрите, какое ухищрение было против него!

«Воскресни, Господи, предвари я и запни им, избави душу мою от нечестиваго, oружие Твое от враг руки Твоея». Дальше псалмопевец Давид очень хорошо говорит:

«Господи, от малых от земли, раздели я в животе их, и сокровенных Твоих исполнися чрево их, насытишася сынов, и оставиша останки младенцeм своим». Псалмопевец просит, чтобы Господь отделил этих людей от праведных (а праведных, избранных он называет «от малых от земли»), чтобы было видно, где есть святость, а где есть неправда. «Сокровенных Твоих исполнися чрево»: он говорит, что сокровенное – это богатство, то есть они богаты, и это богатство связано не только с золотом, серебром и другими ценными материалами, а с неправдой, злобой, которая в них есть. И эта злоба не только у них, она – «насытишася сынов», то есть уже передана сынам, и «оставиша останки младенцeм своим»: не только они, но и дети их, и внуки их пропитаны этим богатством.

«Аз же правдою явлюся лицу Твоему, насыщуся, внегда явити ми ся славе Твоей» – здесь, конечно, Господь говорит через псалмопевца Давида о будущей жизни. Претерпевший до конца будет вознагражден Самим Господом непреложной славой, которая в вечности явится человеку. В чем заключается эта слава? Мы, конечно, до конца не можем понять, но это будет полнейшее утешение для каждого человека. В Священном Писании Нового Завета через апостола Павла явлены нам удивительные слова о том, что Господь уготовал любящим Его: и ухо не слышало, и очи не видели, и на сердце не приходило все, что Господь уготовил любящим его. В утешение Господь говорит, что человек насытится правдою Божией только тогда, когда она будет явлена. А до этого, конечно же, в этой жизни все будет исполнено неправдою.

16-й псалом – очень утешительный. Не только ведь псалмопевец оказался в трудном состоянии, когда враги восстали против него. У нас таких переживаний очень много бывает, когда против нас восстают и близкие, и по службе, и домашние. И тогда человек говорит: «Я вроде бы не совершал ничего такого уж греховного, почему так восстают на меня?» Вот, пожалуйста, 16-й псалом для понимания. Этих восстаний будет очень много, но всегда нужно молиться, и тогда Господь будет являть Свою милость, будет давать тех святых и праведных, которые будут покрывать и заступать такого человека. Ну а слава полная и награда за терпение будет дана человеку в вечности.

Читайте также: