Советы водителю мотоцикла иж

Обновлено: 30.06.2024

Советы водителю мотоцикла иж

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Инструкция по эксплуатации и обслуживанию мотоцикла ИЖ-ЮПИТЕР-2

Очередной мой байк, на этот раз ИЖ ЮПИТЕР-2 попал ко мне с родной инструкцией.
Книжонка была в ужасном состоянии, рассыпалась в руках. Но! в ней было кое-что полезное, и я полез в нет, чтобы найти электронную версию. Оказалось, что на ранние «юпитеры» найти такое – проблема. Тогда я заморочился, отсканил, почистил. В общем сделал.

Кому надо, выкладываю: СКАЧАТЬ (30Мб)
Если скачать не получилось - пишите коммент, выложу каким нибудь другим способом.

Если где-то что-то непонятно, пишите, выложу оригинальный скан. Там видно все (но много весит)))

Вопросы и пожелания в комменты. ))

Еще всем рекомендую поглядывать в эту книжку: В.А. Абрамян, В.А. Забелин. Советы водителю мотоцикла ИЖ. Техническое обслуживание и ремонт мотоциклов. Под
ред. инженера Г.Л. Писарева.
UPD: Ссылку прибили правообладатели, но по названию и авторам книжка отлично гуглится! Всем удачи.

И конечно на сайт MOTOIZH.RU

Метки:

Comments

Вообще у меня еще эта книжка есть:

В.А. Абрамян, В.А. Забелин. Советы водителю мотоцикла ИЖ. Техническое обслуживание и ремонт мотоциклов. Под
ред. инженера Г.Л. Писарева.

Может тоже заморочиться? А то в инете она тока за деньги и в бумажном виде.

Контактную группу смотрел? Кулачки чистил, зажигание выставлял?
Если да, то такая проблема может быть по следующим причинам:

1. Нарушена целостность проводки, бронепроводов, свечных колпачков. (Надо прозвонить по частям и посмотреть).

2. Вышли из строя конденсаторы. Например отслоилась ножка внутри самого кондера. Выглядит он как целый, и на прозвонку реагирует адекватно, а при езде ножка болтаеться внутри и один из котлов то появляеться то пропадает. (типичная проблема старых ИЖ-ей)
В таком случае котлы могут пропадать и поочередно.
Новая пара кондеров стоит копейки.

3. Проблема с генератором или аккумом. В случае если тока на катушки поступает недостаточно, срабатывать будет только тот котел, свеча в котором лучше (чище и т.п.)
Сам с таким не сталкивался но опытне люди рассказывали такой эффект.

4. Барахлят катушки. Прозвони их на наминальное сопротивление. Если что - просто замени. Обойдется в несколько сотен рублей.

Советы водителю мотоцикла иж

2. Электрооборудование
Как инженер-энергетик расскажу про электросистему отдельно.
На 6В ИЖах (ИЖ-49, 56, п1, п2, п3) используется генератор постоянного тока всего в 45Вт, управляемый электромеханическим реле регулятором РР-1. Со временем пружины слабеют и настройки уходят. Рекомендую проверить тестером, что рабочее напряжение (на средних оборотах) при включенной / выключенной фаре примерно 7В (+15% к номиналу). Напряжение включения реле обратного тока (гаснет красная лампа «зарядки» на фаре) около 6,6В (+10%), отключения (загорается лампа) — около 6,3В (+5%) (параметры указаны примерно — детали в инструкции к РР-1. Регулируется подгибом крепления пружин. Звучит сложно — но разобраться не сложно. Процесс хорошо описан в интернете. Кому интересно – найдете)
Отмечу, что исправная система 6в отлично работает и аккумулятор не садиться даже при длительном движении со светом. В эксплуатации контролируем только состояние контактов (клеммы аккумулятора желательно пропаять) и состояние щеток ротора (меняем, если нужно, где-то раз в 15000 км) Ёмкость аккумулятора роли не играет. У меня стоит самый дешевый китайский гелиевый аккум на 4 или 6 А*ч рублей за 300 и отлично работает. К сожалению, при мощности фары в 35 Вт ни о каком свете, соответствующем современным стандартам безопасности речи не идет. Но для небольшой скорости фара светит дорогу исправно. Начиная с П4, ИЖи имеют отличный 12в генератор на 120-150Вт переменного тока — там все хорошо со светом и можно смело ставить галогенную лампу Н4.
Внимание: есть хороший бонус за плохой свет на 6в — мотоцикл можно завести на «мертвом» аккумуляторе. По своей конструкции генератор постоянного тока ИЖа возбуждается остаточным магнетизмом ротора, в отличие от 12в генератора переменного тока, которому необходимо питание питание обмотки возбуждения от аккумулятора. Практически это означает возможность завести мотоцикл «с толкача» вообще без аккумулятора (кто не знает, как делается заводка с толкача: 1. Включаем зажигание и разгоняем с горки, 2. Включаем 2ю скорость! На первой колесо пойдет в юз) для упрощения процедуры и, если аккумулятора вообще нет, можно замкнуть реле обратного тока — генератор включиться сразу. Запомните этот совет — может пригодиться. Напротив 12в ИЖ П4-П5 толкать его бесполезно. Лучше прикурить от авто или другого мотоцикла. Прикурить 6В ИЖ от 12в машины тоже можно. Для этого аккумуляторы соединяем (+ на +, — на -) через лампочку для ограничения тока зарядки. Подойдет любая 6 или 12в желательно мощностью побольше, например, 21Вт от поворотников.

Остальные системы байка настройки как таковой не требуют. Разве только выбор вязкости масла в подвеске и преднатяг задних амортизаторов.
Внимание: Общий совет — советую лишний раз (уж точно не чаще 3000-4000км) ничего не перенастраивать. Не мешай машине работать — главный девиз на Планете (в древнем журнале ЗА рулем на 1970-какойто год была статья по этому поводу). Уж, тем более наивно верить в сказки, что карбюратор может неожиданно начать «переливать» или зажигание вдруг «сбилось». Гон — проверьте по списку Часть 1 — наверняка найдете более разумную причину.

II Эксплуатация
Итак, все отлажено и работает. Что же ожидать от Планеты в поездке.
При эксплуатации Планеты делаем скидку на ее характеристики за ее древность: двигатель и электрооборудование — это привет из 30-х от немецкого DKW350, а ходовая и и подвеска из 50-х от ИЖ-56. После этого ничего серьезно не менялось, кроме перехода на 12В генератор в начале 80-х на П4. Если иметь данный факт ввиду и не требовать от олдтаймера невозможного — Планета доставит вам много приятных впечатлений

Посадка и эргономика
Посадка на мотоцикле прямая с наклоном вперед. Высота по седлу около 750-780мм. Для моих 167см роста все было бы комфортно, если бы не постоянная опора на руки, что утомляет. На скорости все ок, с учетом разгружающего ветрового потока и полностью отсутствующей ветрозащиты. На более поздних ИЖах руль сделали выше, что добавило комфорта. П2 видно проектировалась с претензией на спортбайк 50-х :)
Хорошей оценки заслуживает и сиденье. Благодаря своему классическому ровному профилю сиденье отлично подходит для езды с пассажиром(-кой) или при острой необходимости даже двумя (одна моя подруга больше хвалила ИЖ за комфорт в пути, чем F650 с его ступенькой). В базе на П2 установлена жесткая анти-эротическая ручка-скоба между водителем и пассажиром. Ее я демонстрировать первым делом при переборке в 2000 года, да просит меня любители аутентичности.
С органами управления все не так хорошо. Привыкших к современной легкости управления Планета разочарует. Ни о каком управлении сцеплением и тормозом одним-двумя пальцами и речи нет. Рычаги приходится выжимали всей пятерней и до упора рычага в руль. Благо относительно низкий вес мотоцикла в 160кг позволяет удерживать его без проблем и так. Про слабость переднего тормоза и настоятельную потребность замены его на двухкулачковый от П5 я писал в Части 1.
Сцепление работает также туго и отключает привод на колесо только в полностью выжатом рычаге и при этом не полностью. Из-за этого бывает затруднительно поймать нейтральной на месте. Момент включения сцепления также довольно размыт. Не думаю, что это особенность моего экземпляра, хотя износ корзины и густое масло в коробке добавляют эффекта. В практике я не встречал ИЖей с чисто работающим сцеплением, в отличие, например, от Явы (ну, или моего нынешнего BMW F650).
Ходы лапки переключения скоростей по истине огромны. Если на Планете стоит одноплечевая лапка (иногда меняют на двухплечевую от Юпитера) Внимание: переключения вверх лучше делать пяткой, поддергивая лапку спереди вверх. Рекомендую не злоупотреблять способом в левом повороте из-за риска повредить ногу. Благо редко приходится переключиться вверх в глубоком повороте.

Управляемость и проходимость
Вот тут кроется главный секрет былого успеха ИЖа. Этим мотоциклом может управлять кто угодно и фактически без подготовки. Принеся в жертву точность и резкость управления, инженеры завода сделали действительно отличную модель для массового производства в СССР. Контрруление и кроссовое противосвешивание — это все не про Планету 2 с ее квадратными шинами. Водитель просто выбирает направление, а дальше главное — не мешать. Мотоцикл сам покажет, как нужно преодолевать бездорожье. Низкий центр тяжести, небольшой вес и относительно тяговитый с низов мотор делают чудеса. Те, кто ездил на средних турэндуро типа F650 или Трансальпа удивит, насколько устойчиво и легко для водителя Планета преодолевает грязь, колеи, песок и прочие буераки. Да, скорость передвижения при этом будет невысокой 20-30км/ч и почти не зависит от степени открытия газа, но устойчивость и уверенность на дороге будут на высоте. Безусловно, при должной подготовке современный турэндуро позволит проехать тот же отрезок в 2-3 раза быстрее. Но это при условии, что водитель обладаем хорошими навыками и не расшибется. Но нужно и возможно ли это было в 50-х? когда этот мотоцикл делали с приоритетом простоты управления, как транспорт на каждый день для всей семьи, а не развлечение выходного дня*.
Серьезное ограничение проходимости Планеты — это небольшой клиренс и два низко расположенных глушителя (П5 с одним высоким глушаком намного лучше в этом отношении). На эти глушители мотоцикл и стремиться лечь как только глубина колеи превысит норму в 150мм. С другой стороны, выхлопные патрубки являются отличной защитой картера и рамы от камней и прочих препятствий.
Мой личный опыт на трассе довольно ограничен, но в целом планета обеспечивала уверенное движение по прямой на скорости до 90 км/ч. Благодаря наследству от колясочного варианта — фрикционному демпферу — воблинг на аппарате исключен как класс. Да и на бездорожье этот простой до примитивности, но эффективный девайс, существенно сокращает рысканье руля и утомляемость, так что если бы не странная посадка с опорой на руки можно было бы ехать бесконечно.
* Благодаря Планете, до появления у меня BMW я вообще не понимал, зачем нужно учиться ездить на мотоцикле с инструктором, тем более по бездорожью. Единственный секрет управления, найденный мной эмпирически, это необходимость езды в натяг на пересеченке, особенно песок желательно преодолевать, слегка прибавляя газ

Температурный режим и холодный пуск
Тут на Планете все отлично. Оговорюсь сразу, что в глухих московских пробках на Планете я не стоял ни разу, тем не менее большой опыт эксплуатации на (иногда полном) бездорожье показывает, что аппарат не склонен к перегреву в любых режимах, кроме экстремальных (типа шлифования резины на месте), если смесь нормальная, а ребра охлаждения не покрыты маслом.
На практике, на 2-ой передаче и выше перегреть аппарат не получилось ни разу (контрольный плевок на ребра цилиндра показывает устойчиво <100С и чуть выше на головке). Выяснилось также, что на ХХ и низкой скорости естественной конвекции и легкого ветерка (есть в природе всегда) достаточно для нормального охлаждения, что невозможно на водяном моторе, где воздух через радиатор должен продаваться строго спереди назад. Так что опасение по этому предмету я считаю надуманными.



Рис 1 Небольшой клиренс и два низко расположенных глушителя — основной ограничитель проходимости Планеты. Но выхлопные патрубки являются и отличной защитой картера и рамы от камней и прочих препятствий

Пуск двигателя обеспечивается устойчиво до температур -5С, а ниже редко кто ездит. Пусковых устройства два: (1) утопитель поплавка карбюратора (в народе называемый «подсос») и (2) пусковой обогатитель – рычажок на руле. В теплое время года для пуска П2 было достаточно полностью вытянутого обогатителя и руки пачкать не приходилось.

Скоростной режим
Крейсерская скорость Планеты с ее паспортными 18 лс мощности составляет около 80-85км/ч по трассе и 50-60км/ч по сухому проселку. О динамике можно говорить лишь условно. К сожалению, держаться в современном трафике на трассе с такими показателями просто опасно.
При желании можно разогнаться и быстрее до предельных 100-110кмч, но желания большого не вызывает, во-первых на скорости 80 км/ч и выше начинает существенно возрастает вибрация, хотя и не так сильно, как при отсутствующих крышках карбюратора (Внимание: из-за важности вопроса подчеркну еще раз экзистенциальную необходимость крышек карбюратора и распорного болта на Планете. Разница в комфорте на скорости вас удивит) и падает управляемость, во-вторых резко растет дымность выхлопа — плата за совмещенную систему смазки 2-х тактного двигателя. Последнее делает делание водителей сзади обогнать вас, даже там где нельзя, прочти неистребимым, а, следовательно, резко падает безопасность пребывания на трассе.

Расход
Расход топлива в смешанном цикле около 6,0-6,5 л/100км. Бака в 18 литров хватает на 270-300 км пробега, так что можно не беспокоиться о частой заправке. При скорости менее 60 км/ч расход можно держать в пределах менее 5.0 л/100 км, если нужно тянуть до заправки – это неплохой вариант… Смазка двигателя совместная с бензином (ого) Когда-то только так и было – сейчас экзотика. Приехал на заправку. Налил сначала масла в бак, потом бензина, взболтал и езжай дальше. На обратной стороне крышки бака есть мерный стаканчик для масла на 100 мл. Очень удобно. Не знаю, почему от него отказались на более поздних модификациях. Хотя мотор и позволяет лить фактически любое моторное масло в смеси с бензином – экономить не рекомендую, используйте хорошее 2-х тактное масло. Сохраните двигатель от нагара, а себя от геморроя по его очистки из камеры сгорания и глушаков. Я использовал МГД-14М, первое отечественное 2-х тактное масло, которое появилось в продаже по разумной цене.
Внимание: резерв в баке довольно маленький – мне хватало менее чем на 20 км, так что рекомендую на резерв не рассчитывать и периодически заглядывать в бак.

Подвеска и грузоподъемность
Жесткость пружин и параметры подвески подобраны, видимо, на одного расчетного бойца с полной выкладкой — в сумме 100-120 кг. Для моих 65 кг подвеска казалась немного жесткой. Оптимальной плавности хода и управляемости удавалось добиться при езде с подругой, что тоже неплохо. В моем случае стоят амортизаторы от более поздней модели П3 (заметно по открытым пружинам. Аутентичные представляют собой закрытый хромированный цилиндр) с возможностью преднатяга пружин. Вещь удобная. После замены масла и устранения течи по резьбе (см часть 1) амортизаторы исправно служили все 20000 моего пробега. И поверьте, вопреки расхожему мнению они работают.

Заключение (или новое начало)
Планета 2 1970 года выпуска досталась мне в 2000 году в наследство от деда и до этого около 15 лет пылилась в разборе. Реальный пробег до меня оценочно 40.000-50.000км (с коляской). Иж стал для меня первым серьезным моторным средством после Верховины. На этом далеко не новом аппарате после перекраски и переборки я проехал более 20.000 км с 2000 по 2005 год. За это время этот бак показал себя по-настоящему безотказным и удивительно надежным аппаратом. Несмотря на преимущественно внедорожную эксплуатацию по проселкам Подмосковья, он исправно возил меня, а иногда и еще одного и двоих вне зависимости от температуры за бортом или состояния или отсутствия дороги.
После 2005 года я все реже стал бывать у себя в деревне и все меньше ездить, пока в 2014 году не купил свой красный BMW F650 1996 года – но это совсем другая история и начало нового поста…



Рис 2 Новый взгляд на мир

PS в до интернетную эру в 2000 году в особенностях наладки и эксплуатации приходилось разбираться самому эмпирически, а также статьям из За рулем 70-х годов и древним советским книжкам по эксплуатации, которые сейчас уже вряд ли нейдешь. Этот пост мой личный опыт. Надеюсь, что в интернетную эру он будет полезен нынешним и будущим владельцам Планеты

Иж Ю 3 не работает без акб

Ребят! выручайте, такая проблема: работал мой ижик 3 без акуммы, после кап. ремонта без акб работать отказывоется, менял реле, якорь, щётки, проверял вольт
метром заряд аккумлятора на холостых показывает 6,5-7 v что случилось?? Help Me!

долго мучился - не мог восстановить зарядку на своей П1, в итоге поставил зажигу с восхода. А вообще тебе уже советовали посетить мотоиж.ру там отдельная ветка форума про ремонт 6в э/о.
"

Если нет зарядки (6 вольт).

Поскольку на форуме участились случаи вопросов по отсутствию зарядки на 6 вольтовых мотоциклах предлагаю несложное руководство к действию в таких случаях.
Прежде всего наружным осмотром убедитесь в том, что все провода надёжно закреплены, наконечники не окислены, аккумулятор заряжен, и исправна контрольная лампа работы генератора. Нелишним будет вскрыть крышку реле- регулятора и проверить состояние контактов.
Запаситесь схемой вашего мотоцикла.
Приступим.

а)При неработающем двигателе и включенном зажигании контрольная лампа на фаре горит слабым накалом. Проверить степень зарядки аккумуляторной батареи. Проверить надежность соединения контактов электропроводов в цепи аккумуляторная батарея — центральный переключатель, а также состояние контактов центрального переключателя , патрон контрольной лампы и клеммы аккумулятора на предмет окисления. Вспомнить : не закручивали ли недавно какие либо длинные винты , саморезы в области генератора, которые могли бы вызвать КЗ.
б)Контрольная лампа горит на всех оборотах двигателя ровным накалом.
В первую очередь проверить работу генератора, для чего клемму «Ш» генератора соединить с «массой» и присоединить лампу к клеммам «Я» и «Ш» на 6 вольт. Если при работающем двигателе( сильно не газовать – лампу сжечь недолго) лампа не горит или горит слабым накалом, то неисправен генератор, и в этом случае необходимо проверить:
1. Легкость перемещения щеток в щеткодержателе. В случае заедания прочистить щеткодержатель.( про щётки разговор особый: если вы их меняли то проверьте авометром\мультиметром их сопротивление должно быть около 1 Ом, сейчас в продаже щётки с повышенным содержанием угля и пониженным графита , их сопротивление 20-30ом –они не пригодны, выбрасывать однозначно. Пробуем от дрели, ваз-классика-предварительно обточить.)
2. Наличие контакта между щеткой и токонесущим проводом —наружный осмотр. При необходимости щетку заменить.
3. Наличие контакта между щетками и коллектором, отсутствие зависания щетки в щеткодержателе на проводе — наружный осмотр, при отсутствии контакта из-за большого износа щетку заменить.( изношенной щётка считается при износе на 1\4 длины т.е. до размера 11 мм.) не забываем, что щётка подключенная к клемме "я" изолирована от массы.
4. Состояние поверхности коллектора — наружный осмотр, в случае загрязнения или замасливания поверхности ламелей коллектор промыть бензином или зачистить стеклянной шкуркой.(настаиваю стеклянной)

5. Проверить исправность катушек возбуждения статора генератора авометром\мультиметром. При отсутствии авометра отсоединить от клемм «М», «Я», «Ш» генератора провода, идущие от пучка, не снимая с клемм «Я» и «Ш» выводных проводов катушек возбуждения. Отсоединить выводной провод катушек возбуждения (дополнительное сопротивление, которое имеется на мотоциклах с реле-регулятором иж-56) от «массы». Затем подсоединить одну клемму аккумуляторной батареи к клемме генератора «Я» или «Ш». Ко второй клемме аккумуляторной батареи последовательно подсоединить любую лампу мотоцикла, а второй контакт лампы— к свободной клемме «Я» или «Ш».
Если лампа не горит, значит, есть обрыв в катушках возбуждения (обычно из-за отсутствия контактов в местах соединения катушек возбуждения). Необходимо проверить места соединений катушек, а при необходимости — припаять.
Если обрыва в обмотках возбуждения нет, т. е. лампа горит, то необходимо дополнительно проверить отсутствие замыкания обмоток возбуждения на «массу». Для этого одну клемму аккумуляторной батареи подсоединить к «массе» генератора, а вторую — через лампу к клемме «Я» или «Ш». Если лампа не горит, то замыканий нет и статор генератора исправен. Если лампа горит, то следует найти место замыкания. Для этого снять статор с двигателя и повторно проверить отсутствие замыкания на «массу» катушек статора указанным выше способом. Если замыкание после снятия статора устраняется, значит, оно вызывалось контактом винтов крепления генератора с катушкой возбуждения из-за нарушения изоляции или контактом винтов с проводами катушек возбуждения в местах соединений. Если при снятом статоре лампа горит, то замыкание катушки возбуждения вызывается контактом с полюсом. Для определения места повреждения, поочередно разъединяя между собой катушки возбуждения, каждую проверить на отсутствие замыкания с «массой» указанным выше способом. Поврежденную катушку снять, отвернув винты крепления полюса, и на место повреждения наложить изоляцию, катушку с полюсом надежно закрепить на статоре.
Следует иметь в виду, что при недостаточной затяжке винтов крепления полюса возможно задевание его о якорь. Если статор исправен, а генератор не работает, то неисправен якорь. Якорь необходимо заменить перемотать сложно.
В) Генератор исправен, но контрольная лампа горит ровным накалом на всех оборотах двигателя( то есть проверка по пункту б) показала что лампа горит –генератор возбуждается). Проверить работу реле-регулятора. Вначале при работающем двигателе проверить, происходит ли замыкание контактов реле обратного тока. Если замыкание контактов есть, т. е. якорь подтягивается, то необходимо заглушить двигатель, выключить зажигание и лезвием безопасной бритвы зачистить контакты реле обратного тока. Недопустима зачистка серебряных контактов реле наждачной или стеклянной шкуркой, так как в этом случае абразив врезается в металл и нарушает электрический контакт.
Если контакты реле не замыкаются, а якорь притягивается, то следует проверить регулировку зазоров и момента срабатываний. В том случае, когда не подтягивается якорь и контакты не замыкаются, проверить регулировку регулятора, так как при пониженном напряжении реле обратного тока может не срабатывать.

Г)Контрольная лампа гаснет только на больших оборотах двигателя.
Причина — в пониженном напряжении, поддерживаемом реле-регулятором. Проверить и отрегулировать регулятор напряжения.
Д)При увеличении оборотов двигателя и включенном свете лампы горят с перекалом или перегорают—из-за высокого напряжения, поддерживаемого реле-регулятором. Проверить и отрегулировать регулятор напряжения.
Е)Контрольная лампа при увеличении оборотов двигателя горит с перекалом. Неправильно подсоединена аккумуляторная батарея (обратнаяполярность присоединения клемм аккумуляторной батареи) пли переполюсован генератор.
Проверить и при необходимости правильно подсоединить аккумуляторную батарею в цепь электрооборудования .Если аккумуляторная батарея включена в цепь электрооборудования правильно, то переполюсован генератор. Для переполюсовки генератора необходимо вскрыть реле-регулятор и при включенном зажигании, но неработающем двигателе кратковременно замкнуть контакт реле обратного тока.

Если не удастся приобрести генератор – можно перемотать ( но лучше тогда задуматься об установке оборудования 12 вольт)
Обмотка якоря
ПЭЛБО или ПЭВ-2-0,8 мм
Количество витков в секции 9
Количество витков в пазу 18
Шаг витка по пазу с 1 на 6
Шаг витка по коллектору . с 1 на 11
Число пазов в пакете якоря . 31
Обмотка возбуждения
ПЭЛ-0.9 ММ
Количество витков в катушке . . 126
Количество катушек 6
Обмотка сопротивления
ПЭВММ-0,5 мм
Сопротивление 6—7 ом
Длина провода 2700—3000 мм
Число рядов 2
Число витков в каждом ряду 8—9

обмотка сопротивления нужна только в том случаее, если у вас рр-иж-56, при рр-1 она не требуется
Желаю удачи!
при написании использовались материалы книги "Советы водителю мотоцикла ИЖ" В.А.Абрамян и В.А.ЗАбелин
есть такое ещё дополнение:
генераторы г-36 самовозбуждаются за счёт остаточной намагниченности статора. Если вы ставите статор , который долго находился без дела, да если ещё и в окружении железок не лишним будет провести его намагничивание .
Или замыкаем реле обратного тока, или кратковременно подаём + на зажим "Я" генератора , при этом одну щёточку приподнять

Советы водителю мотоцикла иж

В редакцию приходит много писем, авторов которых интересуют различные вопросы эксплуатации мотоцикла ИЖ-Юпитер. На некоторые из этих вопросов мы попросили ответить инженера Ижевского завода В. АБРАМЯНА.

Двухцилиндровый двигатель «ИЖ-Юпитер» во многом отличается от широкоизвестных одноцилиндровых двигателей ИЖ-49, ИЖ-56, «ИЖ-Планета». С этими отличиями связан ряд определенных требований к правилам регулировок, ухода за мотоциклом и его технического обслуживания. Рассмотрим некоторые из них.

Отцепив коляску, не забудьте сменить звездочку!

Мотоцикл «ИЖ-Юпитер» выпускается с боковым прицепом и при полной нагрузке (водитель и два пассажира) развивает на оборотах максимальной мощности скорость до 85—90 км/час.

Но многие мотоциклисты время от времени отсоединяют коляску. В этом случае (если не изменять число зубьев звездочки на вторичном валу коробки передач) можно развить скорость свыше 100 км/час. Число оборотов коленчатого вала двигателя становится недопустимо высоким и достигает 6500—6700 в минуту, в то время как обороты максимальной мощности двигателя составляют 5100—5300 в минуту. Такое резкое увеличение вызывает перегрев двигателя, ухудшение условий смазки, особенно роликового подшипника нижней головки шатуна, и может привести к его разрушению.

Именно поэтому в инструкции по уходу и эксплуатации специально указано, что при езде на мотоцикле-одиночке на вторичном валу коробки передач должна стоять звездочка с числом зубьев 18 (вместо 16 при езде с боковым прицепом). Тогда можно развить максимальную скорость — 110—115 км/час, а обороты двигателя при этом не превысят нормальные — 5100—5300 в минуту.

Правда, сейчас этот пункт инструкции немного устарел. После испытаний на заводе принято решение устанавливать на вторичном валу мотоцикла-одиночки звездочку с 19 зубьями. Это улучшает работу двигателя.

Следует твердо помнить, что если звездочки с числом зубьев 18 (или 19) нет, то нельзя на мотоцикле-одиночке превышать 85—90 км/час.

Но не только это сказывается на долговечности и надежности двигателя.

После пуска двигателя, особенно в холодное время, некоторые мотоциклисты для более быстрого прогрева пользуются «прогазовкой» на холостом ходу. Двигатель резко завывает, обороты его достигают 6000—6500 в минуту, а это, как уже говорилось, вредно отражается на работе его узлов и деталей.

Для долговечности и безотказной работы двигателя рекомендуется соблюдать указанные в таблице предельные величины скоростей движения обкатанного мотоцикла на каждой передаче.

При звездочке на вторичном валу с z=18 (на одиночке)

В случае необходимости эти скорости можно превысить, но не более чем на 2—3 секунды.

Следует помнить, что после замены звездочки на вторичном валу пружинная защелка замка цепи должна быть надежно установлена неразрезанным концом вперед. Это предотвратит соскакивание цепи.

Чем чище, тем сохраннее

При эксплуатации необходимо следить за чистотой наружных поверхностей узлов и деталей двигателя, и е первую очередь головки цилиндра, картера, выпускных труб, глушителя. Дело тут не только во внешнем виде мотоцикла. Грязь и пыль на двигателе ухудшают его охлаждение. Это может вызвать перегрев и, как следствие, детонацию, падение мощности; не исключено даже заклинивание поршня в цилиндре.

Если поверхность «двигателя покрыта маслом и бензином, то может возникнуть пожар. Скопление масла и бензина на картере под защитными шторками карбюратора обычно происходит при излишнем переполнении топливом поплавковой камеры, заедании поплавкового механизма, установке карбюратора с перекосом. Бензин и масло могут попасть в полость генератора через отверстие для пучка проводов в передней части картера. Для воспламенения накопившихся под крышкой генератора паров бензина достаточно искрения на контактах прерывателей. Пламя проникает через то же отверстие и поджигает бензин и масло, скопившиеся при плохом уходе на картере. А ликвидировать пожар на загрязненном, замасленном мотоцикле без специальных средств трудно. Поэтому для его предотвращения необходимо при остановке обязательно закрывать бензокраник, своевременно удалять бензин и масло с поверхности двигателя (особенно важно снимать их под защитными шторками). И, конечно, не допускать подтекания топлива из карбюратора, бензокраника.

Были случаи, когда из-за скопления бензина под шторками карбюратора машины загорались. Чтобы предотвратить такие случаи, у мотоцикла «ИЖ-Юпитер» отверстие для пучка проводов генератора перенесено в другое место.

Почему возникает вибрация?

Некоторые мотоциклисты задают вопрос: почему иногда на мотоциклах «ИЖ-Юпитер» (появляется вибрация, как ее устранить?

На страницах журнала «За рулем» (№ 5, 1963 г.) уже рассказывалось, что появляющаяся на отдельных мотоциклах ИЖ-56 вибрация есть результат совпадения собственной частоты колебаний рамы и частоты вынужденных колебаний двигателя.

Причина появления вибрации на «ИЖ-Юпитере» заключается в ослаблении закрепления двигателя на раме. Для ее устранения необходимо лишь подтянуть гайки крепления, особенно в задней части.

Цилиндры должны работать одинаково

Как установлено исследованиями, на многоцилиндровых автомобильных и мотоциклетных карбюраторных двигателях при наличии общего впускного тракта качественный состав смеси, поступающей в разные цилиндры, всегда неодинаков.

У двухцилиндрового двигателя «ИЖ-Юпитер» правильное распределение смеси по цилиндрам в первую очередь зависит от карбюратора. В этом кроется ответ на вопросы некоторых владельцев мотоциклов «ИЖ-Юпитер» о том, чем может быть вызван при работе двигателя перегрев одного цилиндра, почему один глушитель очень сильно дымит, а в другом выход отработавших газов почти незаметен.

Во время впуска под действием разрежения воздух поступает в кривошипную камеру, проходя через диффузор карбюратора. Скорость потока воздуха в узком сечении диффузора возрастает, следовательно, увеличивается разрежение. Благодаря разности давлений в поплавковой камере карбюратора, соединенной с атмосферой, и в диффузоре из распылителя начинает фонтанировать топливо. Струя его попадает в воздушный поток, скорость которого во много раз больше. Из-за разности скоростей топливо раздробляется, смешивается с воздухом, испаряется, частично оседает на стенках карбюратора и впускного патрубка и в виде пленки движется в кривошипную камеру. Если во впускном тракте имеется какой-либо выступ, то может получиться завихрение потока воздуха, нарушающее движение пленки по поверхности канала.

Если выступ расположен во впускном тракте с одной стороны, то это приведет к тому, что цилиндры начнут работать неравномерно, так как из-за нарушения симметричности в движении пленки в один -из цилиндров будет попадать больше топлива, а в другой — меньше.

Практически на мотоцикле «ИЖ-Юпитер» неравномерная работа цилиндров может быть обусловлена также выступами между сопловой камерой и корпусом карбюратора. Чтобы обнаружить их, нужно приложить металлическую линейку к плоскости диффузора. Удаляют выступы шабером.

Кроме того, следует проверить и, если имеются, устранить выступы в месте слияния переходного патрубка с карбюратором.

При проверке нормально отрегулированный карбюратор с открытым наполовину воздушным корректором должен обеспечивать трогание с места и движение на первой и второй передачах на каждом из цилиндров. Конечно, проверку, как и регулировку карбюратора, необходимо производить >на прогретом двигателе с установленным воздухофильтром.

Цилиндры отключаются поочередно

Как отключить один из цилиндров? Для этого надо снять со свечей провода высокого напряжения и замкнуть их на «массу», чтобы не было пробоя катушек зажигания.

Как увеличить долговечность сальников?

Температурный режим работы оказывает большое влияние на долговечность сальников, уплотняющих кривошипные камеры. Сальники эти изготовлены из маслобензостойкой резины. Чем выше температура двигателя, тем быстрее рабочие кромки сальников теряют упругие качества, «костенеют», становятся неэластичными, жесткими. Можно заливать в полость среднего маховика 100—150 см3 автотракторного масла АК-6 или АК-10. Это обеспечит снижение температуры сальников в среднем на 25— 30 градусов и значительное повышение их долговечности. На выпущенных уже мотоциклах «ИЖ-Юпитер» нет специального отверстия для заливки масла в полость среднего маховика. Но для этого можно пользоваться люком затяжки маховика, когда отцеплен боковой прицеп и есть возможность положить мотоцикл набок.

Можно самостоятельно просверлить с левой стороны в передней части картера резьбовое отверстие в полость среднего маховика и сделать пробку. Двигатели, в которых предусмотрена возможность легкодоступной заправки маслом, будут выпускаться в ближайшее время.

Возможна ли установка двигателя «ИЖ-Юпитер» на мотоцикл ИЖ-56?

Да, возможна. Для этого нужны лишь сравнительно небольшие переделки точек крепления двигателя на раме. Конечно, это связано с некоторой затратой средств на дополнительные детали.

Что же необходимо сделать?

Прежде всего следует удалить с рамы кронштейн крепления задних точек двигателя ИЖ-56. Это связано с тем, что двигатель «ИЖ-Юпитер» сзади крепится к раме только в одной точке при помощи кронштейнов, приваренных к трубам, идущим к подседельному узлу. Кронштейны для крепления двигателя «ИЖ-Юпитер» в задней точке (рис. 1) должны быть расположены и приварены на раме в строгом соответствии с указанными на рис. 2 размерами. Для крепления «а раме двигателя «ИЖ-Юпитер» в передней части надо сделать две пластины-«щечки» в соответствии с рис. 3. Кроме того, к трубе, расположенной под топливным баком, необходимо приварить кронштейн для крепления второй катушки зажигания.

Кронштейн для крепления двигателя ИЖ-Юпитер к раме ИЖ-56 в задней точке

Рис. 1. Кронштейн для крепления двигателя ИЖ-Юпитер к раме ИЖ-56 в задней точке

Глушители мотоцикла ИЖ-56 могут быть установлены и с двигателем «ИЖ-Юпитер», но выпускные трубы потребуются новые, используемые только на «ИЖ-Юпитере».

Места сварки кронштейнов с рамой

Рис. 2. Места сварки кронштейнов с рамой

На двигателе «ИЖ-Юлитер» применяется карбюратор К-28Ж с контактно-масляным воздухофильтром. В случае использования карбюратора К-28Д надо установить главный топливный жиклер пропускной способностью 270 см3/мин.

Пластина для крепления двигателя ИЖ-Юпитер к раме ИЖ-56 в передней точке

Рис. 3. Пластина для крепления двигателя ИЖ-Юпитер к раме ИЖ-56 в передней точке

Мотоцикл должен быть укомплектован тросами сцепления, корректора и газа, защитными кожухами (шторками) карбюратора, кронштейном рычага выжима сцепления с регулировочным винтом, то есть деталями «ИЖ-Юпитера», которые также необходимы при установке и эксплуатации двигателя «ИЖ-Юпитер» на ИЖ-56.

На мотоцикле ИЖ-56 положительный полюс батареи соединен с «массой», отрицательный включен в сеть, а на «ИЖ-Юпитере» наоборот. Поэтому при подключении генератора Г-36-М2 двигателя «ИЖ-Юпитер» в электрическую схему мотоцикла ИЖ-56 обязательно надо изменить (подключение проводов аккумулятора, а именно: плюс — в сеть, а минус — на «массу». Это очень важно, так как иначе быстро разрядится аккумулятор. О неправильном подключении сигнализирует контрольная лампа, которая при увеличении оборотов двигателя горит с перекалом.

Условия эксплуатации мотоцикла с коляской те же, о которых говорилось в начале статьи.

«Иж Планета-4» — мотоцикл на каждый день, а не для демонстраций друзьям в гараже

Мое увлечение мотоциклами, как и у большинства парней, началось в деревне у бабушки. В то время почти все ровесники покупали мотоциклы, и мне, естественно, он тоже понадобился, чтобы, так сказать, не отставать от моды. Было это уже в далеком 2007 году. Тогда родители давали деньги на столовую, и месячную норму я потратил на покупку своего первого мотоцикла.


Им оказался «Восход 3М». Стоил он на то время 35 тысяч — такие цены действительно были! Техника была довольно надежная, но заводилась только с толчка (это обычное дело для «Восходов») и плоховато тянула на четвертой передаче. Из-за моего малого опыта мотоцикл продержался где-то год. Потом был «Минск» — наверное, один из самых первых (аж 1993 г. в.), снова «Восход» — этот уже иногда с лапки заводился. Затем опять «Минск» (модель 3.112), но и его я снова продал, посчитав слабоватым. Весной 2011 года у него появился новый хозяин, а я принялся долго искать замену. Вначале хотелось Jawa 638, но друг предложил «сходить глянуть „Ижа“ у одного дедули». Шли смотреть, даже не зная, «Юпитер» там или «Планета». Когда открылся гараж, мы увидели «Планету-4» с коляской. Походили кругами, решили все-таки выкатить из гаража и проехать. После одного круга я решил, что лучше ничего не найду.


Мотоцикл был сделан в далеком 1985 году. До меня у «Ижа» был только один владелец, ему уже было, насколько я помню, лет 75, и мотоцикл он продавал слегка прослезившись — как от сердца отрывал. Сразу переоформить покупку не получилось, так как в то время все ставили на учет скутеры и мне сказали, что номера придется ждать около месяца. Поэтому я ездил на старом учете, пока весь ажиотаж не прошел. Дедушка говорил, мол, даже пару раз ездил на нем в Псков к родственникам. На момент покупки пробег составлял 51 тысячу километров, что немало для такой техники.


Уже при перегонке мотоцикла на дачу выяснился первый минус — выбивание второй передачи. Решение этой проблемы было простым — с помощью болгарки подрезал кулачки зацепления шестерен (в интернете можно найти подробную инструкцию). Как следствие, коробка на протяжении трех лет меня не беспокоит. Отпугивало наличие АКБ и, как мне казалось, большой расход топлива (в то время денег особо не было). Как только мы с другом отсоединили коляску, мои сомнения рассеялись за мгновение. Я решил, что буду на нем ездить, несмотря на расход. Зато так мощнее и быстрее. С того времени коляска пылится в сарае в деревне, оформлял мотоцикл уже без нее.


Заводской цвет сохранить не удалось, так как позапрошлым летом, июльской ночью, мотоцикл украли. Слава нашей доблестной милиции — к утру его нашли. Но при этом воры повредили бак и панель приборов. Видимо, пытались добраться до замка зажигания, но что-то у них не вышло. Заменить бак я решил таким же от переходного «Юпитер-5». Также оригиналу не соответствуют ручки на руле (сам понимаю, что колхоз). Кроме того, лапки переключения передач и заводная стоят от пятой модели. Еще замене подверглись крышки боковых отсеков, в одну из них был вставлен замок для более надежной защиты АКБ. Также приварена дополнительная боковая подножка, так как на мотоцикле с коляской заводом-изготовителем она не предусмотрена.


Двигатель у мотоцикла стандартный для «Ижа» — 350 кубов, мощностью 20 л. с. По нынешним меркам слабоват. Его производство началось, наверное, еще в 60-х, и с течением времени он лишь слегка модернизировался, поэтому почти все взаимозаменяемо. Причиной тому было полное отсутствие конкуренции с зарубежными производителями. На заводе, правда, были интересные задумки, но для них нужно было переоборудовать цеха. А зачем, если на то, что выпускается, и так очередь на полгода. Как только Союз распался, на рынок хлынула японская техника, былой спрос угас, и в скором времени завод закрылся.


В плане ремонтопригодности мотоцикл очень простой: все, как в минском, только больше в размерах. Немаловажный плюс — не нужно «раскалывать» мотор при ремонте коробки передач. Для особо ленивых предусмотрена отдельная крышка доступа к генератору. Да и в целом на обслуживание уходит совсем минимальная сумма. В этом году мои самые большие расходы связаны просто с прохождением ТО. Электрика на мотоцикле штатная, 12 вольт, вполне хорошо работает и не требует никаких вмешательств. Были планы поставить «ксенон», но зачем он мне, если ночью особо не езжу?


При езде на малых скоростях не так греется, как его двухцилиндровые собратья. Тяга у мотоцикла хорошая, проходимость также неплохая. По грибы да на рыбалку завезет без проблем. Если использовать для этих целей, то стоит подыскать «шиповку», так как есть у него привычка зарыться в песок по глушители. Расход у мотоцикла составляет около 4,5—5,5 литра на 100 километров пути в зависимости от манеры езды. Крейсерская скорость на трассе достигает 75—80 км/ч при ведущей звезде на 19. Если заменить на 21-ю, думаю, должна возрасти до 90 км/ч, но от этого и так небольшая динамика разгона упадет.

Для города мотоцикл вполне удобен, можно без проблем обогнать парочку плетущихся машин. Мой личный рекорд — 130 км/ч, но это лишнее, староват уже «Ижик». На «Планете» я проехал около 9 тысяч километров. Самая серьезная поломка была связана с перегоревшим БВП, или реле зарядки, — это был единственный раз, когда мотоцикл не довез меня домой. Да и то, скорее всего, из-за плохо закрепленной АКБ при поездке в лес, в которой от прыжков по ухабам замкнуло банки внутри бардачка.


Пока искал БВП и выяснял, в нем ли причина, установил припасенное зажигание от минского мотоцикла. С минским зажиганием, конечно, хорошо, но с ним не тот свет, да и не сигналит как надо, только крякает. Затем за зиму все собрал, как было раньше. В остальном мелочи: менялись только покрышки, БВП, естественно, уже, наверное, с десяток дисков сцепления, поршневые кольца и масло четыре раза. Ну, о внешних преображениях было сказано выше. По поводу немного порванного седла каюсь.


О комфортной езде говорить трудно — мотоцикл советский и этим все сказано! Сам далеко не езжу, в основном за город в деревню. Самая дальняя поездка — 80 километров туда и через час обратно. Усталости не почувствовал, разве что слегка не хватало скорости. «Иж Планета-4» — мотоцикл на каждый день, а не друзьям в гараже показывать.



Мы по-прежнему ждем ваших обзоров. Обращаем внимание на изменение правил конкурса. С ними, а также со списком автомобилей и мотоциклов, обзоры которых были опубликованы ранее или готовятся к публикации, можно ознакомиться здесь.

Мотоцикл ИЖ-49.


Краткое описание конструкции и руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию мотоциклов ИЖ-49.

Мотоцикл ИЖ-49. Инструкция по уходу и эксплуатации.


Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию мотоциклов ИЖ-49.

Мотоциклы "ИЖ-56" и "ИЖ-Юпитер". Устройство, уход и обслуживание.


Описание устройства и руководство по техническому обслуживанию мотоциклов ИЖ-56 и ИЖ-Юпитер.

Мотоцикл ИЖ-350.


Описание устройства и руководство по техническому обслуживанию мотоциклов ИЖ-350.

Мотоцикл ИЖ-Планета. Инструкция по уходу и эксплуатации.


Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию мотоциклов ИЖ-Планета.

ИЖ Планета. Эксплуатация, обслуживание, ремонт.


Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту мотоциклов ИЖ Планета.

ИЖ Планета. Эксплуатация, обслуживание, ремонт.


Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту мотоциклов ИЖ Планета.

Мотоцикл ИЖ-Планета-2.


Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию мотоциклов ИЖ-Планета-2.

ИЖ Планета/Юпитер мотоциклы 4-го и 5-го поколений.


Руководство по техническому обслуживанию и ремонту мотоциклов ИЖ Планета и ИЖ Юпитер четвертого и пятого поколений.

Мотоцикл ИЖ 7.107-01 и его модификации. Руководство по эксплуатации.


Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию мотоциклов ИЖ 7.107-01 Планета-5.

Motocycle IZH 7.107-01 and its modification. The operation manual.


Руководство на английском языке по эксплуатации и техническому обслуживанию мотоциклов ИЖ 7.107-01 Планета-5.

ИЖ Планета-Спорт. Инструкция по эксплуатации.


Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию мотоциклов ИЖ Планета-Спорт.

Мотоцикл ИЖ-Юпитер-2.


Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию мотоциклов ИЖ-Юпитер-2 и ИЖ-Юпитер-2К.

ИЖ Юпитер-3. Инструкция по уходу и эксплуатации.


Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию мотоциклов ИЖ Юпитер-3 и ИЖ Юпитер-3К.

Мотоциклы ИЖ 6.113-01, ИЖ 6.114-01 и их модификации. Руководство по эксплуатации.


Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию мотоциклов ИЖ 6.113-01 Юпитер-5 и ИЖ 6.114-01 Юпитер-5К и их модификаций.

Ижевские спортивные мотоциклы.


Описание устройства и рекомендации по эксплуатации спортивных мотоциклов марки ИЖ.

Мотоциклы с маркой ИЖ.


В книге рассказано об устройстве, ремонте и регулировке ижевских мотоциклов, начиная от ИЖ-56 и заканчивая ИЖ Планета-Спорт..

Мотоцикл ИЖ. Эксплуатация, ремонт, каталог деталей.


Руководство по эксплуатации и ремонту + каталог запчастей мотоциклов ИЖ моделей Юпитер, Планета, Планета-спорт и их модификаций.

Эксплуатация и нестандартный ремонт ижевского дорожного мотоцикла.


Руководство по эксплуатации и ремонту мотоциклов марки ИЖ.

Мотоциклы.


В практическом пособии приведены устройство и технические данные легких (без коляски) мотоциклов отечественного производства, чехословацких ЯВА и ЧЗ, а также спортивных. Помещены указания по их демонтажу, сборке и ремонту отдельных деталей, сведения по обкатке, эксплуатации и техническому обслуживанию.

Паспорт двигателя ИЖ-Ю5К.


Паспорт двигателя с жидкостным охлаждением ИЖ-Ю5К содержит описание устройства и рекомендации по эксплуатации и техническому обслуживанию.

Скидки от справочной

При упоминании АСС вы можете получить скидки на запчасти и услуги

Вся представленная на сайте информация носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой.

Читайте также: