Сож ока как разводить

Обновлено: 30.06.2024

Накипело… закипело… или промывка двигателя и замена тосола.

А началось всё с того, что не сразу заметил — давно не слышу шума вентилятора.
Да как то всё мимо сознания, машинка ездит, температура в норме, что ещё для счастия надо?
И тут нагрянула жара! А меня понесло в такие места, где только на второй передаче, да всё в горку.
Чую, в салоне запашёк, глянул, а из под капота белый дымок. Ё-моё! Кипим!
Поверяю вентилятор — не работает датчик. Ставлю купленный в магазине, всё равно кипим! Хотя на коробке написано — девайс для ОКИ и баста!
Нахожу в инете, какой должен быть штатный, рекомендованный заводом, оказывается он рассчитан на температуру 87-92, а мне всучили (надпись — для ОКИ на коробочке) на температуру 94-99… Упс.
Покупаю то, что надо. Ставлю — вентилятор начинает работать. Но. когда всё закипело, из бачка пошла такая лажа, такая кака, что меня оторопь взяла. Срочно надо менять то, что циркулировало в системе охлаждения двигателя и чем быстрее, тем лучше!
Итак, для водных процедур приобрёл две канистры тосола, всего 6 килограммов ( надо 4.7 литра). С удивлением узнал, что ёмкость измеряется в литрах, а охлаждающая жидкость в килограммах! Нонсенс, но жадность производителя не имеет огранияний в фантазиях!
Далее, канистра с чистой водой, авоська с пивом для друга ( для меня сия процедура впервые, а он товарищьч бывалый), и прямой путь в гараж.
Сливали каку, заливали воду, прогоняли на работающем двигателе, ждали его остывания, выливали из тазика эту бяку, снова заливали, снова гоняли по системе, залиливали жидкость для промывки, вновь прогоняли и вновь сливали. наконец из отверстий потекла чистая (почти) водичка.
В завершении залили нормальный тосол. Небольшую нервозность дал холодный воздух при включёной печке. Понятно — где то воздушная пробка. Выгнали и эту непрошенную гостью.
Наконец всё позади.
Вентилятор включается, в системе чистый тосол, печка работает.

Цена вопроса:
датчик — 235 р.
тосол — 384 р.
промывка — 99 р.
пиво — 97 р.
Простая вода — 15 литров, на дистилированую, банально, не хватило $$$
ИТОГО: 815 руб. и 5 часов гаражного времени.
PS основное время уходило на тупое ожидание остывания двигателя.
Завтра первый выезд… что то, ещё, будет? (тьфу-тьфу-тьфу).

Сож ока как разводить

ПРОМЫВКА И РАСКОКСОВКА двигателя. Для чего это нужно?
Ну это можно делать в профилактических целях, чтоб нагар не забивал маслоотводящие каналы, в поршнях, каждые 30-50 тысяч километров пробега. Либо у вас уже залегли "кольца" и компрессия не хило упала.
Что делаю я (своего видео нету, но оно будет этой весной, так как профилактическую раскоксовку делаю каждые 30000 пробега).

Порядок действий.
1. Едем в магазин и покупаем.
Минеральное масло Лукойл-стандарт 10W40, 4 литра (дешевле чем набирать три канистры по литру)
Нормальное моторное масло, на котором вы катаетесь постоянно. Свой выбор навязывать не стану, дабы избежать срача (каждый топит за своё, с таким и катайтесь дальше).
Ваше мотороне масло, 1 канистра (4 литра).

Масляный фильтр - 2 штуки. и один воздушный. Очень хорошо показал себя фильтр от фирмы Mann https://www.avtoall.ru/filtr_maslyanyiy_vaz_2108_12_m..

Медицинский шприц, от 50-70 мл.
Химия: Лавр-МЛ101, Лавр Ln2507 (он же МЛ203), Лавр Ln1005.
Бензин, высокооктановый, от 95 и выше, думаю два-три литра должно хватить. Я сам катаюсь на 95м бензине, потому мне его не надо покупать, отдельно. Просто накачиваю в баклашку нужное количество, бензонасосом.

2. Сначала убираем шлам с эмульсионных каналов и немного размягчаем нагар на клапанах.
Прогреваем движок до рабочей температуры. Затем отсоединяем топливный шланг от магистрали, который идет перед бензонасосом, и опускаем его в канистру с Лавром ML-101, заводим и даем поработать на холостых оборотах минут 5. Потом глушим авто на 3-4 минуты, снова заводим, и первую минуту придерживаем педаль газа, чтоб обороты были около 1500-2000, затем сбрасываем газ и ждем, когда мотор выработает остатки химии на холостом ходу. Как движок заглох - восстанавливаем заводское соединение топливной системы.

3. Как температура движка упала до 50°, откручиваем свечи, и за ремень генератора проворачиваем двигатель до тех пор пока поршня не дойдут до верхней мертвой точки. Заливаем в свечные колодцы жидкость Lavr Ln2507 до краёв. слегка наживляем свечи, чтоб раскоксовка не испарялась. Оставляем на час.
После того как прошел час, откачиваем шприцем, с трубочкой, остатки раскоксовывающей жидкости.
Затем берем бензин, и шприцем загоняем его в свечные колодцы, и тут же откачиваем. И так до тех пор, пока откачанный бензин, из поршневой системы, не будет чистым, без примесей и шлака. Делать это надо резко, чтоб бензин летел в камеру сгорания под давлением, и смывал всю гадость.

4. Сливаем моторное масло, меняем масляный фильтр. Заливаем моторное масло, Лукойл-стандарт, до верхней отметки по щупу. Затем в заливную горловину добавляем Lavr Ln1005, шприцем, 100-120 грамм, не больше. На этом масле надо проехать 150-200 км, если по трассе. Если по городу, то достаточно 80-100 км.

5. Прогреваем движок до 60°. Останавливаем. И через минуту сливаем промывочную смесь, снова меняем масляный фильтр, включая воздушный. Заливаем нормальное моторное масло. На этом промывка движка завершена.

Для справки. Если основной пробег вашего авто проходит в городе, то меняйте масло каждые 5000км, вместе с воздушным фильтром. Топливный фильтр меняйте по мере загрязнения (у меня его хватает на 10000 км зимой и 5000 км - летом).

Как выбрать помпу, и как её правильно поставить.

Есть помпа с прямыми лопастями на крыльчатке, у неё производительность - так себе. На циркуляцию для охлаждения движка - хватает, но не больше. Потому у некоторых и печка хреновато работает, и при полной нагрузке ДВС есть точечное закипание антифриза, в ГБЦ (писал тут один, якобы без давления в системе у него авто кипит при полной нагрузке ). Эта помпа на картинке слева (первая картинка).

А есть помпа с угловыми лопостями, которые расположены под определенным углом и у них производительность выше, почти в 1.5 раза. Она и по водяной рубашке прокачивает ОЖ хорошо, и через печку нормально давит. И она способна выдавить воздух даже из печки, при полностью открытом термостате, и без всякого задирания морды автомобиля. Это вторая картинка.

Но и это не всё.

Помпа при установке на движок тоже должна регулироваться. Как и топливный насос помпа регулируется с помощью прокладок. Да, да, я не ошибся.

Нормальный мастер, прежде чем прикрутить помпу он сначала её просто наживит без прокладки и покрутит от руки, послушав, не цепляется ли она крыльчаткой. Помпа, которая сделана в заводских допусках, при попытке установить без прокладки, будет слега цеплять рабочий конус (корпус) - крыльчаткой. Если этого нет то помпа выбраковывается.
Если зацеп силён то ставится более толстая прокладка, либо добавляется несколько тонких.
Надо чтоб был нормальный рабочий зазор (не менее 0.5 мм и не более 1мм), между крыльчаткой и рабочим корпусом. Если зазор будет слишком велик то производительность помпы упадёт, причем очень заметно. Если слишком мал, то при нагревании и расширении материалов будут зацепы, которые приведут к поломке подшипника помпы, либо разрыву ремня ГРМ.

Что бы была хорошая циркуляция охлаждающей жидкости, в водяной рубашке автомобиля, нужно не просто поставить "правильную помпу", но и правильно поставить саму помпу. Тогда и с движком проблем не будет, и печка будет греть как положено (кроме алюминиевой).

ПРОМЫВКА СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ.
Требуется делать перед каждой заменой антифриза, хотя бы раз в три года.

Заранее запасаемся расходниками:

5 литров НОРМАЛЬНОГО антифриза (на ваш вкус).

10 литров дистиллированной воды.

Доступ к проточной воде, но если его нет то потребуется 20-40 литров обычной воды, заливаете канистры, или в баклашки.

30-50 грамм лимонной кислоты. Если система сильно засрана (тяжелый случай), то увеличиваем "дозу" кислоты до 200 грамм.

Патрубки и радиаторы - по желанию, зависит от их состояния.

Как всё затарили, приступаем к промывке системы охлаждения.

1. Сливаем охлаждайку, с блока и радиатора.

2. Промываем проточной водой систему. Если нет проточной воды, то берем просто воду из под крана, литров 10, льём в бачок, при этом сначала держим открытым блок цилиндров, проливаем 5 литров, потом закрываем его и держим открытым радиатор, проливаем еще 5 литров. Затем сливаем всю воду из блока и радиатора.

4. Сливаем жижу с радиатора и блока цилиндров. Как слили - даём время чтоб двигатель остыл, иначе промывка холодной водой даст неприятный сюрприз, а сюрпризы нам не нужны.

5. Промываем проточной водой систему, как в пункте 2. Если нет проточной воды, то так же берем простую воду, в баклашках, приготовленную заранее. При нормальном раскладе 10 литров должно хватить. Если при промывке блока вместе с водой выходит грязь/песок, то проливаем его до тех пор, пока не пойдёт чистая вода, без посторонних примесей. Обычно 10 литров хватает на эту процедуру. В тяжелых случаях этого объёма может не хватить. Если рядом нет крана, с водой, то воду берите с запасом (в 2 раза больше). Промыли блок, затыкаем и промываем радиатор по такому же принципу, т/е пока с него не потечет чистая вода.

6. Финальная промывка. Заливаем дистиллированную воду способом, как в пункте 3, но на сей раз мы не используем кислоту. Прогреваем авто и проезжаем 5-10 км, на полностью прогретом движке. Это вымоет остатки кислотного раствора, если он где остался, в системе.

7. Даем остыть движку, сливаем всю воду, и заливаем приготовленный антифриз, выгоняем пробку, радуемся.

И самое главное. Кислота агрессивна, особенно горячая. Если у вас были утечки в радиаторе печки, или в основном радиаторе, а так же сопливили патрубки, то готовьтесь к тому что они потекут, причем - интенсивно. Скопившаяся грязь не давала сильно убегать охлаждайке. Когда кислота её стронет, то все проблемные места засопливят не по детски. Если у вас старые и потресканные патрубки - замените сразу после 5-го пункта, до финальной промывки.

Если сочились радиаторы - то их тоже придется заменить. Кислота не тронет нормальный металл, но оксиды скушает. И всё что держалось "на соплях" сразу обнаружится.

Если кто-то заливал различные герметики, чтоб временно устранить различные утечки, то все эти места будут снова открыты.

АНТИФРИЗ, ТОСОЛ. КАКАЯ РАЗНИЦА?

Да собственно - это одно и то же, только "тосол" это устаревшая марка антифриза, который делают по устаревшей технологии на основе метанольных смесей (опасных для современных двигателей).

Споров было, и будет, много на эту тему.

Есть еще один момент. А именно - подделка и говно-производители.
Пример говно-производителя, и последствия.
https://vk.com/oka_super?w=wall-160678383_106996/all

Так же есть уникумы, которые заливают воду. И это в наше время, когда нет дефицита охлаждающей жидкости.

Ко всей этой теме хочу добавить пару моментов.

1. Будете заливать говно (тосол), включая простую воду, будут проблемы.
Говно даст отложения, будет жрать металл, будет кипеть.
Вода даст отложения, и при нагрузке будет кипеть. Помимо отложений будут умирать краны печки, термостаты, забиваться радиаторы. А отложения в водяной рубашке будут мешать отводить тепло от движка. Отсюда - быстрое старение масла, угар, залегание колец, быстрый выход из строя масляного фильтра. А когда масляный фильтр забит то он начинает гнать масло без очистки, ибо срабатывает перепускной клапан. В дальнейшем это может привести к раннему выходу из строя ДВС.

Казалось бы - всего-то залили воду, или "тосол", но проблемы появятся кучей и по нарастающей. И чем дольше гоняете на воде, или дешевом говне, тем проблемы - ближе.

Нормальный антифриз стоит не дёшево, так как помимо пропиленгликоля есть еще антикоррозийные присадки. И температура кипения нормального антифриза - не ниже 110°.

2. Прежде чем покупать антифриз -» не поленитесь через яндекс найти отзывы, и желательно видеообзоры с испытанием. Именно по такому пути я выбирал себе антифриз - читал отзывы, искал обзоры. Выбрал из дорогих и не жалею. Потому нет проблем, ни с краном печки, ни с термостатом, да и с охлаждением движка - в целом.

ПРОБЛЕМЫ С ВЕНТИЛЯТОРОМ РАДИАТОРА.

Если у вас ПОСТОЯННО РАБОТАЕТ вентилятор радиатора.

1. Помер датчик радиатора.
Достаточно скинуть провод с датчика и вентилятор должен остановиться. Если так то датчик под замену.

2. Если не сработал пункт 1 - проверить реле вентилятора, подменой.

3. Если не сработал и пункт 2, и подмена реле не решает проблему с постоянно работающим вентилятором, то искать замыкание управляющего провода, и скорее всего под решеткой радиатора, где жгут через телевизор проходит.

Если у вас НЕ РАБОТАЕТ вентилятор радиатора.

1. Помер датчик радиатора. Достаточно снять управляющий провод с датчика, белый с черной полосой, и коснуться второго вывода датчика, с черным проводом. Если вентилятор заработал - датчик под замену.

2. Если не сработал пункт №1. Коснуться управляющим проводом корпуса двигателя. Если вентилятор сработал тогда разобрать и зачистить все провода что прилетают на массу (черного цвета) у правой фары, рядом с бачком омывателя. До кучи проверьте целостность предохранителя №1.

3. Если не сработал пункт №2. Замкнуть обо провода на датчике и при включенном зажигании залезть под торпеду. Найти реле вентилятора радиатора (это не сложно, так как на реле прилетает толстый синий провод), снять и поставить другое. Реле должно щелкнуть а вентилятор - запуститься. Если вентилятор запустился то проблема была в реле.

4. Если не сработал пункт №3, но реле щёлкает. Смотрим контакты предохранителя №10, и его целостность. Если визуально проблем нет, предохранитель цел и на его концах нет нагара, то снимаем блок предохранителей и изучаем состояние силовых проводов, которые к нему приходят. Если есть проблемы (окисление, потемнение, обгорание) - устраняем.

5. Если не сработал пункт№4. На вентилятор прилетают провода через разъём, который находится почти под запаской. Расцепляем его, оцениваем контакты и их состояние. Если визуально есть проблемы то пользуемся специальным очистителем контактов, если не помогает - вынимаем провода из разъёма, гнилые наконечники заменяем на новые, с пайкой. И перед сборкой проверяем исправность самого вентилятора, путём подключения напрямую, к аккумулятору, через проволочные перемычки. Вентилятор должен заработать. Если не заработал - замена вентилятора.

6. Если не сработал пункт №5. Вентилятор работает напрямую, но в бортовой сети не оживает. Реле вентилятора срабатывает (слышен четкий щелчок). При этом не работает дальни/ближний свет, и не работает сигнал.
Проблема может в силовом проводе, розового цвета, идущий от генераторе до колодки предохранителей. Надо просмотреть состояние проводов силового болта, убедиться что силовой болт генератора находится под напряжением. Если напряжения там нет - проверить плюсовую клемму АКБ, проверить состояние контактов на втягивающем реле, куда приходит силовой провод от АКБ и прикручивается розовый провод идущий к генератору. Проверить жгут проводов, идущий под решеткой радиатора и проходящий через отверстия в телевизоре.
Если напряжение на силовом болту есть, то проследить провод в жгуте, от генераторе и до блока предохранителей, по всему пути где жгут лежит.

7. Если не сработал пункт №6. Проверить массовый провод, черного цвета (толстый), который идет от разъёма вентилятора и прилетает в разъём дворников (масса вентилятора соединена с массой дворников и массой бачка тормозухи), а от этого разъёма идёт на крепление тормозного тройника. Видимо что-то отгорело, отгнило и окислилось. Проследить весь его путь, по жгуту, который проходит под решеткой радиатора.

Смазочно-охлаждающая жидкость: виды и правила применения

Каждый технологический процесс, связанный с обработкой материала, имеет свои особенности, которые необходимо учитывать в работе.

Для улучшения качества производства, повышения продуктивности, а также защиты инструмента используют дополнительные химические составы и жидкости.

soz

Что такое СОЖ?

Смазочно-охлаждающая жидкость — это специально разработанный состав, применяемый при работе с металлами. Во время технологических процессов на токарных станках возникает трение, которое чаще всего приводит к деформации обрабатываемого изделия или изменению свойств используемого материала.

Основная задача СОЖ в процессе металлообработки — разделить поверхности, которые подвергаются трению, а также снизить температуру инструмента.

soz-3

Содержание в составе химического продукта различных присадок помогает увеличить производительность, упростить рабочие процессы и повысить качество выпускаемой продукции.

Виды СОЖ, используемые при токарной обработке

Смазочно-охлаждающие жидкости, выполняя одинаковые функции, отличаются по составу и параметрам характеристик.

soz-6

Масляные

Основой является минеральное масло, при этом состав могут дополнять различные функциональные присадки, выполняющие антифрикционные, противозадирные, антикоррозийные, антитуманные функции.

Жидкости не имеют цвета — их прозрачность не загораживает обзор заготовки в процессе шлифования или обтачивания. Обладая отличными смазочными характеристиками, имеют некоторые минусы: недостаток охлаждения и высокий уровень возгораемости.

soz-1

Синтетические

Средство содержит компоненты, помогающие ослабить поверхностное натяжение жидкости, а также повысить действенность смазки.

В состав входят водорастворимые полимеры, ингибиторы коррозии, поверхностно-активные вещества, антипенные присадки, биоциды и вода. Для повышения эффективности смазывающей способности вводят противозадирные и противоизносные присадки.

soz-4

Жидкость применяется при работе с нержавеющей сталью, чугуном, пластиком и различными полимерами. Средство обладает устойчивостью к заражению бактериями, что обеспечивает санитарную и экологическую безопасность, а также длительный срок эксплуатации.

Полусинтетические

Смазочно-охлаждающие полусинтетические средства в основе содержат минеральное масло. Жидкости отличаются высокими антикоррозийными параметрами и смазывающими свойствами.

СОЖ проявляют стойкость к поражению бактериями, а также содержат противозадирные присадки и защиту от износа.

soz-5

Состав компонентов полусинтетических жидкостей практически не отличается от эмульсолов. Единственным различием можно назвать уровень концентрации элементов. Основой полусинтетических веществ является вода — до 50% и эмульгаторы — до 40%.

На водной основе

Предназначены для защиты оборудования, повышения срока службы станков, а также производительности процесса. Водные растворы содержат минеральные масла, биоциды, ингибиторы коррозии и другие компоненты, за исключением нитратов, вторичных аминов, соединений тяжелых металлов и хлора.

soz-2

Вещества производятся в виде концентрата, который разбавляют водой. Как правило, смазочно-охлаждающее средство заливается в чистую воду. Производить процесс в другой последовательности, добавлять концентрат в воду, не рекомендуется.

Пропорция вещества и воды зависит от типа проводимой операции и обрабатываемого материала. Самая низкая концентрация составляет 2% и применяется для шлифовки металлических изделий. Для работы с высоколегированными сталями требуется не менее 10% средства.

Как приготовить СОЖ своими руками?

Для собственноручного приготовления эмульсии понадобятся такие ингредиенты:

  • жидкое мыло;
  • кальцинированная сода;
  • керосин;
  • подсолнечное масло;
  • отбеливатель;
  • теплая вода;
  • моющее средство для посуды;
  • емкость для варки и смешивания;
  • электрическая плитка.

Жидкое мыло соединяют с подсолнечным маслом, керосином и содой. Все ингредиенты берут в равных пропорциях и смешивают в емкости объемом не менее 10 л. В полученный раствор добавляют немного отбеливателя и моющей жидкости для посуды.

Затем всю смесь заливают теплой водой до заполнения емкости. На электрической плитке жидкость разогревают до температуры 90оС, непрерывно помешивая.

Правила применения

Для эффективного применения СОЖ рекомендуется следовать некоторым правилам:

  • расход средства рекомендуется выбирать не менее 10-15 л/мин.;
  • жидкость направляется на участок с максимальным выделением тепла;
  • подача СОЖ начинается с момента начала токарной обработки, в противном случае резкое охлаждение перегретого инструмента приведет к образованию трещин;
  • при работе с труднообрабатываемым материалом жидкость подают тонкой струйкой с задней стороны резца;
  • смазочные материалы, используемые для оборудования, должны быть совместимы с СОЖ;
  • перед проведением работ на станке проводится контроль концентрации жидкости;
  • концентрат СОЖ хранится в закрытом помещении с хорошей вентиляций при температуре от 50 до 400оС, вещество нельзя замораживать и использовать емкости с гальваническим покрытием внутри.

СОЖ не применяется для работы с хрупкими материалами, производящими мелкую стружку во избежание преждевременного износа станков.

Смазочно-охлаждающие жидкости положительно влияют на производительность процесса, а также защиту токарного оборудования и изделий от перегревания и деформации.

Каждый вид СОЖ имеет определенные параметры и характеристики, которые необходимо учитывать при использовании.

Виды и характеристики СОЖ для токарных станков, как сделать своими руками

СОЖ для токарных станков - жидкость, которая повышает эффективность работы токаря. В статье вы узнаете о видах и свойствах различных смазывающих жидкостей.

  • Что такое СОЖ?
  • Виды, состав и характеристики
  • Масляные
  • Синтетические
  • Полусинтетические
  • На водной основе
  • Изготовление своими руками
  • Рецепт
  • Правила эксплуатации СОЖ для станков

В этой статье вы узнаете о том, какие виды жидкостей бывают, а также их подробное описание.

Что такое СОЖ?

Аббревиатура СОЖ расшифровывается как Смазочно-охладительные жидкости. Охладители необходимы для постоянной эксплуатации оборудования. Использование в работе облегчает работу и позволяет выполнять несколько задач:

  1. Жидкость дает охлаждение резцу. Таким образом, деталь в полной безопасности, так как интенсивная нагрузка повышает вероятность перегрева. Охладительная жидкость способна продлить срок службы.
  2. Во время обработки заготовка нагревается, что повышает риск загрязнения. СОЖ необходим для создания конструкций из чистого металла, так как удаляет загрязнения.
  3. Смазка повышает производительность токарного станка.
  4. Кроме охлаждения СОЖ смазывает площадь соприкосновения с изделием. Снижается нагрузка на аппарат, что продлевает срок его жизни.

принцип подачи СОЖ на токарном станке

Виды, состав и характеристики

Существует десятки видов СОЖ, которые различаются по составу и характеристикам. Выполняемые функции для одинаковы, но каждый по-разному вид повышает эффективность того или иного действия при работе со станком.

Масляные

Главным компонентом охладителя является минеральное масло, которое смешивается с минеральными элементами. В составе сож находятся такие вещества: антиизносные, антифрикционные и антизадирные присадки. Также присутствуют ингибиторы и средства против оксидаций и появления туманностей.

сож ФЕРРОБЕТОЛ-м

Использование маслянистых жидкостей повышает риск возникновения пожара.

Синтетические

Средство используется для абразивной обработки металлических заготовок. Состоит из нескольких присадок, которые обладают сбалансированным составом. Если смешать синтетическую жидкость с водой вы получите прозрачную микроэмульсию.

Синтетический охладитель снижает риск дымообразования на рабочем месте. Используется в различных составах воды.

Состав образован из устойчивых минералов, которые справляются с пенообразованием.

Эта жидкость применяется не всегда. Ей пользуются при работе с определенными металлами: сталь, чугун, сплавы из стекла и алюминия, нержавеющая сталь.

процесс подачи сож

Полусинтетические

В отличие от предыдущего вида жидкости, он не только отлично охлаждает станок, но ещё и смазывает детали.

В составе имеет небольшое количество минеральных масел, которые смешаны с небольшим количеством других минеральных добавок.

Эмульсол, который является главным компонентом, позволяет эффективно смазывать и охлаждать детали оборудования.

Эмульсол лучше подходит для токарных станков, которые специализируются по работе с тяжелыми металлами.

Эмульсия используется для некоторых видов работ, лучше всего для абразивной обработки чугуна. Но это не единственный вид работы, сюда относится лезвийная и точильная обработка сложных металлов.

На водной основе

Существует множество водянистых растворов, но расскажем об одном из основных:

Подача водянистых сож на токарном станке помогает ускорить работу по обработке материалов.

Унизор-м сож 10л универсальная синтетика концентрат

Изготовление своими руками

Существуют различные виды жидкостей, особенно водянистых. Можно долго перечислять виды и составы жидкостей, но вряд ли это вместится в одну статью. В нашей статье мы продемонстрируем только один пример охладителя, на основе масла.

Эмульсию сложно приготовить, так как для создания используется большое количество компонентов.

В нашем примере будем рассматривать рецепт эмульсии на основе жидкого мыла. Кроме того, нам понадобится нерафинированное подсолнечное масло, керосин и кальцинированная сода, а также некоторые предметы бытовой химии.

Большинство перечисленных веществ имеется в каждом доме, за исключением керосина.

Рецепт

  • Залить жидкое мыло в граненый стакан, смешать с подсолнечным маслом, керосином и кальцинированной водой. Желательно подготовить 3 таких стакана и вылить в 1 емкость от 10 л.
  • В полученную смесь добавляем половину стопки отбеливателя и четверть стопки моющего средства для посуды, например Fairy.
  • Залить раствор теплой водой. Использовать емкость объемом в 10л. Лить воду до тех пор, пока емкость не будет полностью заполнена.

процесс приготовления сож для токарного станка

  • Нагреть жидкость до температуры 90 градусов. При нагревании жидкость необходимо непрерывно перемешивать.
  • Выливаем полученную смесь в емкость, и смешиваем с водой. Соотношение раствора с водой должно быть равно 1:3.

Наш раствор готов, можете смело использовать его на рабочем месте.

Если же нет некоторых компонентов, то вот вам более простой раствор. Возьмите и смешайте индустриально масло, воду и поверхностно-активное вещество.

Правила эксплуатации СОЖ для станков

Недостаточно просто залить детали небольшим количеством раствора, это может плохо отразиться на его работе.

Для повышения эффективности при работе на токарных станках придерживайтесь следующих правил:

При работе со сложными металлами, большая часть жидкости должна уходить на заднюю поверхность резца.

Смазочно-охлаждающая жидкость МР 7

СОЖ МР 7 применяется в узком кругу производств, связанных с изготовлением и обработкой различных металлов. Производство этой жидкости включает в себя несколько этапов очистки и обработки, что позволяет добиться максимальных качественных показателей конечного продукта. Химический состав жидкости полностью отвечает требованиям, предъявляемым к смазочно-охлаждающим средствам, которые не подвергаются эмульсионной обработке водой, однако в некоторых случаях допустима легкая эмульсия с небольшим процентом воды.

Смазочно-охлаждающая жидкость МР 7 представляет собой специализированное технологическое средство смазочно-охлаждающего назначения. Оно полностью соответствует всем нормам и обеспечивает прекрасные показатели в процессе работы.

Данная жидкость является однородной и имеет коричневый цвет, она представляет собой маслянистую субстанцию. В некоторых случаях в ней может присутствовать небольшой осадок, что не является показателем низкого качества жидкости и никак не влияет на её характеристики.

мр-7 сож как разбавлять

Область применения смазочно-охлаждающей жидкости МР 7

КАК РАЗВОДИТЬ КОНЦЕНТРАТ СОЖ ВОДОЙ: ПРОПОРЦИИ

При приготовлении СОЖ для металлообработки из концентрата

рекомендованная концентрация эмульсии составляет:

6-7% для шлифовки и хонингования;

от 20% для штамповки.

э КАК РАЗБАВИТЬ КОНЦЕНТРАТ СОЖ ПРИ ПРИГОТОВЛЕНИИ ЭМУЛЬСИИ

При приготовлении эмульсии из концентрата необходимо соблюдать следующие правила:

использовать воду жесткостью 4-8 мг экв/л, нагретую до температуры 17-50°С;

добавлять концентрат в воду (постепенно, при перемешивании) и ни в коем случае не наоборот;

после введения всего количества концентрата перемешивать раствор 10-12 минут.

КАК РАЗБАВЛЯТЬ СОЖ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ

мр-7 сож как разбавлять

В процессе металлообработки из-за интенсивного испарения воды происходит сгущение СОЖ. Разбавлять ее нужно 1% эмульсией (разводить рабочую эмульсию чистой водой нельзя – это может стать причиной расслоения).

Технология замены и утилизации смазочного состава

Промывка оборудования и системы подачи (при полной замене СОЖ).

Система подачи СОЖ до и после очистки


При необходимости полной замены смазывающе-охлаждающей жидкости перед последним запуском оборудования добавьте в резервуар системный очиститель «OILCOOL XR» в количестве 1 – 3% от ее объема (в зависимости от степени загрязнения*) и продолжайте работу в штатном режиме. Продукт не нарушает технологические параметры металлообработки, безопасен для уплотнительных материалов, не вызывает коррозии углеродистых и легированных сталей, медных сплавов, алюминия и цинка.
Для предотвращения блокировки системы подачи периодически проверяйте фильтры и сливные отверстия.

После 8 – 24 часовой выдержки в системе смесь СОЖ и очистителя полностью слейте и утилизируйте в установленном порядке. Резервуар тщательно промойте водой и залейте в него свежеприготовленную эмульсию.

*При очень сильном загрязнении системы рекомендуется сочетание химического и механического способов очистки.

Приготовление СОЖ

На производстве должны быть разработаны технологические инструкции по приготовлению СОЖ для разных материалов и видов обработки: свойства рабочей эмульсии напрямую зависят от ее концентрации.

4.1. Как разводить концентрат СОЖ водой: пропорции

При приготовлении СОЖ для металлообработки из кон рекомендованная концентрация эмульсии составляет:

4.2. Как разбавить концентрат СОЖ при приготовлении эмульсии

При приготовлении эмульсии из кон необходимо соблюдать следующие правила:

  • использовать воду жесткостью 4-8 мг экв/л, нагретую до температуры 17-50°С;
  • добавлять концентрат в воду (постепенно, при перемешивании) и ни в коем случае не наоборот;
  • после введения всего количества концентрата перемешивать раствор 10-12 минут.

4.3. Как разбавлять СОЖ в процессе эксплуатации

В процессе металлообработки из-за интенсивного испарения воды происходит сгущение СОЖ. Разбавлять ее нужно 1% эмульсией (разводить рабочую эмульсию чистой водой нельзя – это может стать причиной расслоения).

Утилизация смазочно-охлаждающей жидкости (СОЖ)

В настоящее время в промышленном производстве широко применяются смазочно-охлаждающие жидкости (СОЖ). Каждый из видов охлаждающей жидкости имеет свой срок использования, после которого они заменяются.

Смазочно-охлаждающие жидкости на основе воды становятся средой обитания для всевозможных грибков, бактерий и других микроорганизмов.

Это означает, что отслужившие свой срок службы СОЖ должны утилизироваться согласно природоохранным нормам.

Смазочно-охлаждающие жидкости

на водной основе, как правило, содержат в себе 4% органических соединений и рассматриваются как загрязнения при сбросе их на водоочистительные сооружения или в естественные водоёмы без предварительной дорогостоящей подготовки.

Обычные методы очистки можно применить не всегда для различных видов смазочно-охлаждающих жидкостей, применяемых в промышленном производстве. Предельно допустимые концентрации загрязнений в утилизируемых смазочно-охлаждающих жидкостях на водной основе определяются федеральными подзаконными актами.

Исходя из выше сказанного каждое предприятие, использующее в своей работе СОЖ, должно сделать правильный выбор метода утилизации смазочно-охлаждающих жидкостей (СОЖ), отработавших свой ресурс.

Существует несколько методов утилизации смазочно-охлаждающих жидкостей (СОЖ)

  • Термический метод. Наиболее распространенный, но требующий больших капиталовложений от предприятия.
  • Мембранная очистка, альтернатива термическому методу. Позволяет получить качественные результаты при меньших затратах.
  • Существует так же метод разрушения эмульсий электролитами. Данный метод отличается от других тем, что не требует больших капиталовложений, но увеличивает долю расходов предприятия на обслуживание и персонал.

В любом случае при выборе метода утилизации нужно учитывать объемы утилизируемых смазочно-охлаждающих жидкостей (СОЖ), свои собственные технические и финансовые возможности, возможные технические ограничения при применении каждого из методов утилизации.

Как показывает практика, в случае если на промышленном предприятии образуется небольшой объем отработанных СОЖ (не более 4 м3/неделю), создание собственных очистных сооружений для переработки или утилизации смазочно-охлаждающей жидкости нецелесообразно, и в этом случае проще и дешевле заключить договор с Сервисной компанией по утилизации отходов

, профессионально занимающейся утилизацией промышленных отходов. Любое предприятие всегда заботится о снижении расходов на утилизацию. Только ваш правильный выбор позволит уменьшить Ваши расходы.

Сервисная компания по утилизации отходов

окажет вам необходимую помощь в утилизации смазочно-охлаждающей жидкости (СОЖ).

Наша работа строится на:

  1. строгом соответствии правилам и нормам при работе с опасными веществами;
  2. Исполнении санитарных норм и правил, при выполнении работ на опасных объектах;
  3. Соблюдение технических условий и стандартов, разработанных для утилизации всех видов отходов жизнедеятельности человека.

Наша компания имеет все необходимые государственные лицензии, выданные Федеральной Службой по Экологическому, Технологическому и Атомному Надзору, на право сбора, обезвреживания, транспортировки, размещения и утилизации бытовых и промышленных отходов. Имеющееся у нас оборудование для сбора и утилизации отходов жизнедеятельности человека и отходов производства всех видов и классов опасности имеет санитарно-эпидемиологическое заключение, подтверждающее соответствие его нормам законодательства.

Контроль СОЖ в процессе эксплуатации

Периодичность мониторинга водосмешиваемых СОЖ регламентирует ГОСТ 12.3.025-80 (в зависимости от условий эксплуатации, но не реже одного раза в неделю). При эксплуатации эмульсии из концентрата СОЖ OILCOOL CLEANLINE обязательному контролю подлежат следующие показатели.

ПоказательМетод определенияНорма
Внешний видВизуальноОт прозрачного до полупрозрачного цвета с желтым или коричневым отенком
ЗапахОрганолептическиСпецифический, не раздражающий
КонцентрацияРефрактометрический, титрованиеВыбранная технологически
Водородный показатель (рН)ГОСТ 62438 – 10
Коррозионная агрессивность к черным металламГОСТ 6243Выдерживает
Механические примеси (%), не болееГОСТ Р 50558ГОСТ Р 50558*
Инородные масла (%), не болееГОСТ Р 50558ГОСТ Р 50558*
Биопоражение (КОЕ/мл)ТТХ-тест105

*Норма устанавливается для конкретного вида металлообработки.

5.1 Измерение концентрации СОЖ

Концентрация СОЖ требует ежедневного контроля, поскольку напрямую влияет на технологические свойства рабочей эмульсии.
В условиях производства наиболее удобный способ определения концентрации СОЖ – измерение коэффициента преломления (рефракции) рабочей эмульсии рефрактомером.

Коэффициент рефракции СОЖ зависит не только от ее концентрации, но и от температуры. Поэтому перед каждым измерением необходимо делать калибровку рефрактометра: нанести на призму воду, которая применялась для приготовления СОЖ, и через 30 с регулировочным винтом выставить границу между синим и белым полем на нулевую отметку (рис.1).

Далее призму нужно насухо протереть и нанести на нее исследуемую СОЖ. Расположение линии границы на шкале покажет концентрацию раствора (рис.2). Для получения истинного значения концентрации эмульсии этот показатель умножается на индекс рефракции, указанный в техническом описании СОЖ. Рис.1 Рис.2 По результатам измерений строится график, в соответствии с которым принимается решение о необходимости коррекции концентрации эмульсии:

5.2 Контроль биопоражения СОЖ

Периодичность лабораторного контроля биопоражения СОЖ зависит от конкретных условий производства. Визуально и органолептически рабочую эмульсию необходимо проверять ежедневно. При изменении цвета и консистенции, помутнении, появлении неприятного запаха необходимо проводить внеплановый анализ СОЖ.

Контроль биопоражения СОЖ при помощи дип-слайдов


Для контроля биопоражения смазочно-охлаждающей жидкости используйте дип-слайды – пластинки, по желтой стороне которых определяется уровень бактерий, а по розовой – плесневых и дрожжевых грибков.

После 24-48 часов выдержки дип-слайдов в инкубаторе полученные результаты анализов сравните с образцами.

При содержании в СОЖ бактерий свыше 10 3 КОЕ/мл, дрожжевых грибков более 10 2 КОЕ/мл, плесени от 3 баллов необходимо производить коррекцию водородного показателя рабочей эмульсии и вводить в нее биоциды.

Перечень биоцидов для СОЖ приведен в ГОСТ 12.3.025-80 (Приложение 3).

Замена СОЖ

При соблюдении требований инструкции по приготовлению (см. п.4) и правильной эксплуатации средний срок службы эмульсии из концентрата OILCOOL CLEANLINE составляет 6-8 месяцев, а максимальный – до 14 месяцев.
Признаками того, что требуется замена СОЖ, являются:

  • появление неприятного запаха, помутнение и расслоение эмульсии;
  • сильная размытость границы между синей и белой зоной на шкале рефрактометра.

Несвоевременная замена СОЖ в станках с ЧПУ приводит к снижению качества обработки деталей, дорогостоящему ремонту оборудования.

6.1 Регенерация СОЖ

Чтобы установить, можно ли использовать СОЖ повторно, нужно проверить, не истек ли срок ее эксплуатации (в этом случае она подлежит обязательной замене).
Если срок эксплуатации в норме, но в зоне обработки наблюдается повышенное пенообразование, необходимо уменьшить кратность оборота СОЖ (количество циклов, которое весь объем рабочей эмульсии совершает в течение 1 часа). При отсутствии желаемых результатов проверьте концентрацию и степень биопоражения раствора, жесткость водной среды, содержание посторонних веществ.

СОЖ OILCOOL CLEANLINE можно использовать повторно после регенерации путем очистки от посторонних примесей, нормализации уровня рН, биоочистки и обеззараживания на специальных установках, коррекции технологических характеристик.

Экология СПРАВОЧНИК

На машиностроительных и металлургических предприятиях при обработке и прокатке металла применяются смазочно-охлаждающие жидкости (СОЖ), представляющие собой эмульсии масла в воде. Масляные эмульсии — это коллоидные двухфазные системы, в которых одна жидкость (масло) диспергирована в виде капелек в другой жидкости (воде). Обычно срок службы эмульсий не превышает 1 мес.[ …]

Разрушению эмульсий, т.е. расслоению системы, препятствует упругая оболочка эмульгатора (органической кислоты), молекулы которого ориентированы углеводородным радикалом в сторону частицы масла, а карбоксильной группой — в сторону воды.[ …]

Сброс отработанных СОЖ в канализацию наносит вред окружающей среде и расточителен. Утилизация отработанных СОЖ осуществляется путем разрушения эмульсии, разделения ее на компоненты и очистки последних.

Содержание масла в СОЖ достигает 50 г/л, а количество СОЖ, подлежащих замене на предприятии, составляет 1—300 м3/сут. Поэтому регенерация отработанных эмульсий на крупных предприятиях экономически эффективна.[ .

Для разрушения эмульсий применяют следующие методы: центрифугирование, фильтрование, реагент-ную коагуляцию, термический метод, а также их комбинацию.[ …]

В процессе центрифугирования при большой частоте вращения (фактор разделения — не менее 7250) происходит разрушение коллоидной системы, в результате которого масло, имеющее меньшую плотность, чем вода, отделяется от дисперсионной среды.

Для облегчения этого процесса в эмульсию добавляют кислоту, в присутствии которой разрушается гидратная оболочка эмульгатора на поверхности частиц масла.

Содержание ее в смеси должно обеспечивать pH среды, равный 1—2, что требует использования центрифуги в кислотостойком исполнении.[ …]

Для фильтрования СОЖ на базе фильтр-пресса ФПАКМ разработан многоярусный фильтр типа МБ1 с бумажной лентой, уложенной на латунной сетке, протянутой между фильтрующими плитами.

Фильтр МБ1 выпускается с размерами фильтрующих поверхностей 5; 10 и 20 м2. Фильтрование проводится под давлением до 0,2 МПа.

Управление всеми операциями автоматизировано, но конструкция фильтра допускает работу и в полуавтоматическом режиме.[ …]

Реагентная коагуляция заключается в добавлении к эмульсии сернокислого алюминия, хлорного или сернокислого железа в сочетании с известковым молоком или едким натром. Общее количество реагентов 7— 8 г/л. После разрушения эмульсии вследствие протекания химических реакций в процессе отстаивания минеральные компоненты выпадают в осадок. Образующийся осадок удаляется и утилизируется.[ …]

Наиболее эффективны централизованная переработка СОЖ на крупных промышленных установках методом реагентной флотации, а также термические методы утилизации.[ …]

Принципиальная схема непрерывной установки по разрушению отработанных СОЖ методом флотации приведена на рис. 4.27.[ …]

Смазочно-охлаждающая жидкость (СОЖ)

Смазочно-охлаждающая жидкость (СОЖ) – это жидкий многокомпонентный состав, обеспечивающий 2 основных функции – смазывания и охлаждения, а в некоторых случаях еще и вымывание стружки из зоны обработки. Использование СОЖ обусловлено возникновением побочных эффектов при интенсивной механической обработке различных материалов, связанных с выделением тепла. В результате теплового расширения происходит деформация материала, что приводит к увеличению трения, быстрому износу инструмента, низкой точности обработки, а часто к браку. С применением СОЖ удается значительно повысить производительность и ресурс инструмента, снизить энергозатраты и достичь высокой точности обработки.



Применение

В основном смазочно-охлаждающие жидкости применяются в металлообработке резанием и деформацией. При этом нередко СОЖ используются для работы с твердыми хрупкими материалами – керамикой, стеклом, камнями. Некоторые эмульсии имеют расширенный спектр применения и с успехом используются как разделительные смазки для формовки бетонных изделий и конструкций, обработки катков при асфальтировании, а также в качестве охладителя при закалке металла.

Основными потребителями СОЖ стали:

  • металлообрабатывающие предприятия;
  • строительные и ремонтные организации;
  • другие сферы производства и обслуживания с элементами механической обработки металлов.

Принцип действия

Смазочно-охлаждающая жидкость подается непосредственно в зону обработки режущим инструментом. При непрерывной подаче охлаждающая функция достигается путем теплоотведения. Для некоторых технологических процессов с периодической подачей СОЖ предусмотрено охлаждение, возникающее за счет испарения жидкости.



Смазывающая функция достигается путем образования на поверхности материала и инструмента масляной пленки, снижающей боковое трение сверла, резца, фрезы и исключающей задиры, заедание и налипание стружки на режущий инструмент. При штамповке, волочении, вырубке и особенно глубокой высадке охлаждающая смазка исключает задиры от штампа, образование разрывов и трещин в заготовке, снижает механические напряжения.

Качества и требования

Существует большое множество СОЖ, каждая из которых выделяется теми или иными качествами. Их свойства и особенности формируются в зависимости от обрабатываемого материала, вида и режима обработки, технологических особенностей оборудования. Таким образом, в зависимости от применения, можно выделить основные качества СОЖ в приоритетном порядке:

  • для сверления и токарной обработки – охлаждающие и смазывающие;
  • для фрезеровки и шлифовки – моющие и охлаждающие;
  • для обработки деформацией – смазывающие;
  • при высоких давлениях – смазывающие;
  • при высоких скоростях – охлаждающие.

В зависимости от оборудования, которое обеспечивает подачу жидкости в нужном количестве и при определенном давлении, СОЖ должна соответствовать необходимой вязкости, противостоять вспениванию, обладать способностью к фильтрации. Учитывается также температурный режим применения, причем как самого процесса, так и окружающей среды. Здесь важными качествами становятся устойчивость к замерзанию, а при повышенных температурах обработки – негорючесть и низкая испаряемость.

Независимо от целей применения вся современная продукция должна соответствовать нормам экологии, гигиены и утилизации.

Виды и особенности

Все выпускаемые смазочно-охлаждающие жидкости классифицируются по физико-химическому состоянию.



Индустриальные масла, обогащенные присадками

Обладают высокой смазывающей способностью, удовлетворительной моющей и низкой охлаждающей. Их, как правило, применяют для холодной деформации металлов, где охлаждающие качества не играют основной роли. При этом в последнее время появилась новая технология, позволяющая использовать масла для эффективного охлаждения – это охлаждение в масляном тумане. Методика предусматривает подачу воздушно-масляного аэрозоля под высоким давлением, где поток воздуха усиливает охлаждающую функцию.

Эмульсолы

Это самые распространенные и недорогие продукты, поставляемые в виде водоразбавляемых концентратов. В составе продукта содержится до 85% минерального, синтетического или полусинтетического масла. Остальную часть составляют ПАВы (поверхностно-активные вещества) и биоциды.

Непосредственно перед применением (заправкой бачка станка), продукт разбавляется водой и перемешивается. При этом получается грубодисперсная эмульсия молочного цвета. Преимуществом такого продукта стала возможность регулировки смазывающих и охлаждающих свойств путем концентрации. Например, для глубокого сверления на низких оборотах концентрацию повышают, а для скоростного сверления − снижают. Жидкость сочетает охлаждающие и моющие способности воды и смазывающие − масла.

Синтетические и полусинтетические микроэмульсии

Готовый к применению продукт, не требующий разведения водой. В его основе уже готовая водно-масляная эмульсия с высокой коллоидной стабильностью. Несмотря на двухфазное состояние, такая жидкость прозрачная, так как дисперсность масла доведена до молекулярного состояния.

Синтетические микроэмульсии характеризуются повышенными смазывающими, охлаждающими и моющими свойствами, за счет чего имеют более широкий диапазон применения по сравнению с эмульсолами. Кроме того, они характеризуются повышенным сроком эксплуатации и высокой способностью к фильтрации. Их часто применяют в высокоточных станках с ЧПУ.



Водные растворы углеводородов с добавками

Это продукт современных технологий – смазочно-охлаждающие жидкости, не содержащие масла. Представляют собой однофазную структуру водного раствора углеводородов, спиртов, кислот, минералов и др. Их состав может сильно различаться в зависимости от назначения. Наиболее распространенным компонентом является гликоль, который применяется в производстве антифриза и тормозной жидкости.

Преимущественными характеристиками, кроме самой высокой охлаждающей способности, стали сверхвысокая проницаемость. Благодаря этой способности жидкость используется в точных процессах обработки – калибровке, зенкованною и др. Применяется практически для любых материалов. В состав не входят биоциды так как вещество само по себе устойчиво к развитию грибков и бактерий, не вызывает аллергию, нетоксично. В отличие от масляных, такие СОЖ могут применяться в кислородной среде.

Лучшие смазочно-охлаждающие жидкости

В настоящее время к составу СОЖ предъявляются самые строгие экологические требования и вся продукция знаменитых брендов имеет соответствующие сертификаты. Поэтому ориентируя выбор не только на качество, но и на безопасность, стоит в первую очередь рассматривать товарные предложения проверенных передовых производителей.

WEICON BIO-CUT

Биологически разлагаемая СОЖ последнего поколения без масел. Используется для всех видов механической обработки стали, чугуна, легированных сплавов и цветных металлов. Может использоваться для сверления стекла, кафеля, керамики. WEICON BIO-CUT отличается длительным сроком хранения и эксплуатации. Поставляется как в канистрах для промышленного применения, так и в аэрозольных баллонах для использования на строительных объектах.



Loctite 8035

Водоразбавляемый концентрат с улучшенной формулой без биоцидных добавок для всех видов металла сплава, в том числе для цветных. За счет пониженного пенообразования Loctite 8035 предназначен для автоматической подачи на сверлильных, токарных и фрезеровочных станках.

Molykote S-1013 Spray

Смазывающе-охлаждающая жидкость в аэрозольном баллоне. Это готовая к применению синтетическая микроэмульсия для обработки металлов резанием. Molykote S-1013 Spray позволяет выполнять сверление отверстий большого диаметра в толстостенной стали ручной электродрелью в непроизводственных условиях. Может также использоваться для станочной обработки, если в станке не предусмотрена система подачи СОЖ.

EFELE CF-621

Полусинтетический эмульсол на основе композиции синтетического и минерального масла, универсального применения. Поставляется в виде концентрата. Сбалансированные в равной степени смазывающие, охлаждающие и моющие качества позволяют применять EFELE CF-621 для всех видов металлообработки.

Читайте также: