У каждого из нас своя речка неважно какая большая волга или малютка усманка определите тему

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

Урок-практикум в 10 классе
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Цель урока: сформировать умения определять стиль текста, распознавать характерные языковые средства, определять стилистическую окраску слов и выражений.

Задачи урока: повторение и углубление знаний по теме, овладение умениями и навыками в определении стиля текста.

Развивающие: с помощью разнообразных упражнений развивать у учащихся логическое мышление, аналитические способности; овладение приёмами языкового анализа, сравнения, классификации.

Воспитательные: воспитание эстетического отношения к слову, формирование творческих способностей школьников.

Тип урока: общеметодологической направленности.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал (с текстами)

1.Оргмомент. Мобилизация внимания школьников. Определение задач урока.

2.Вступительное слово учителя.

На протяжении нескольких уроков мы с вами, ребята, доказывали принадлежность текста к тому или иному стилю, говорили о сфере применения каждого из стилей, о специальных средствах языка, имеющих особую стилистическую окраску. Сегодня мы выполним ряд заданий по теме «Функциональная стилистика.

Задание 1 Узнайте стили по их характеристикам:

Задание 2. Определите, в каком функциональном стиле могут быть использованы приведенные ниже слова и словосочетания. Найдите слова и словосочетания, которые в равной степени могут быть употреблены во всех стилях. Выпишите их по группам (научные, официально-деловые, разговорные). Составьте небольшой текст с использованием слов и сочетаний одной стилистической группы.

  1. Уведомление, дубликат, город, рефлекс, симпозиум, ингредиент, иммунитет, экологический, бестия, книжка, пятый, ворчун, дрыхнуть, явление, нижеподписавшийся, синий, сорвиголова, строить, конституция.
  2. Уполномочен сообщить, обоснованный вывод, вкалывать без обеда, обобщить сказанное, обвинительная речь, замотанный вконец, в соответствии с вышеизложенным, развалился на стуле, привести в соответствие, настоящий закон, коммуникативная компетенция, культура речи, без царя в голове.

Задание 3. К каким стилям относятся данные жанры речи (заполните таблицу по образцу).

Стиль художественной литературы

Диссертация, реферат, отчёт, роман, рассказ, репортаж, поэма, повестка, заявление, акт, открытое письмо, конспект, докладная, сопроводительное письмо, обвинительное заключение, диалог, басня, фраза, лозунг, листовка, закон, постановление, анкета, характеристика, ода, сказка, статья, заметка, объявление, договор, указ, речь (выступление).

  1. Организация речевой практики.

Ребятам было дано домашнее задание - подготовить лингвостилистический анализ текста (тексты разные в зависимости от варианта). Приведу в пример один текст и задания к нему.

Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь. Это страшно трудно делать, потому что исписанная бумага горит неохотно. Ломая ногти, я раздирал тетради, стоймя вкладывая их между поленьями и кочергой, трепал листы. Пепел по временам одолевал меня, душил пламя, но я боролся с ним, и роман, упорно сопротивляясь, всё же погибал. Знакомые слова мелькали передо мной, они пропадали лишь тогда, когда бумага чернела, и я кочергой яростно добивал их.

-Определите тему текста.

-Определите основную мысль текста.

-Определите тип текста.

-Определите стиль текста.

-Укажите используемые стилистические средства.

-Какова особенность употребления глаголов в данном тексте.

Примерный план ответа:

Тема текста – решение писателя сжечь свою рукопись.

Главная мысль – изображение события и состояния человека, уничтожающего свой сокровенный труд. Текст содержит одну микротему.

Это образец художественного стиля. Слова в переносном значении помогают описать переживания человека, обилие глаголов и глагольных форм даёт ощущение динамизма, стремительности происходящего: ломая ногти, раздирал тетради; пепел душил пламя; сопротивляясь; мелькали; добивал.

Данный текст типологически представляет собой повествование с элементами описания состояния человека. Событие показано в хронологической последовательности. Мы наглядно представляем начало, развитие и конец действия: вынул списки романа – раздирал тетради – вкладывал между поленьями - роман погибал – бумага чернела. Глаголы прошедшего времени, обозначая последовательно сменяющиеся события, помогают развёртыванию повествования.

4. Самостоятельная письменная работа (можно предложить учащимся тексты различных стилей)

Доказывать, что грамотность наших школьников сильно понизилась, значило бы ломиться в открытую дверь. Это обнаруживается на приёмных экзаменах в высшие учебные заведения и техникумы; на уровне грамотности машинисток и переписчиц, недавно окончивших школу; при обследованиях школ, и вообще везде, где приходится наблюдать людей, обучавшихся письму последнее время. Не надо, конечно, думать, что в прежнее время по этой части всё обстояло благополучно; вопрос о поднятии грамотности всегда стоял на очереди. Но надо откровенно признать, что сейчас этот вопрос приобрёл совершенно необычную остроту и что вопли о недопустимой безграмотности питомцев нашей школы отнюдь не преувеличены. Надо откровенно признать, что это пробел в нашем школьном деле дошел до размеров общественного бедствия, что об этом надо кричать и изыскивать меры для его изживания.

Л.Щерба. Безграмотность и её причины

У каждого из нас «своя речка». Неважно какая, большая Волга или малютка Усманка. Все ли мы понимаем, какое это сокровище – речка? И как оно уязвимо, это сокровище?! Можно заново построить разрушенный город. Можно посадить новый лес, выкопать пруд. Но живую речку, если она умирает, как всякий живой организм, сконструировать заново невозможно.

Последние годы во всем мире идет озабоченный разговор о воде. Вода становится одной из главных ценностей на земле. Но когда говорят: «Миссисипи мелеет» или: «Мелеет Дон», не все понимают, что корень проблемы лежит на берегах маленьких усманок и даже безымянных речек и ручейков. Жизнь зародилась, осела и развивается около рек. Только-только пробившийся из земли ключик без пользы уже не течёт. Но, кроме благ и радостей, отдаваемых всему живущему на её берегах, речонка упорно несёт свою воду в «общий котёл», из которого пьют сегодня огромные города и крупные промышленные центры. А если какой-нибудь город начинает страдать от жажды, если мелеют большие реки, первую из причин надо искать там, где расположены «капилляры» водной системы, - на малых речках.

Проанализируйте тексты публицистического стиля:

  1. примерами из текстов подтвердите, что они: а) написаны на общественно значимую, злободневную тему; б) адресованы массовому читателю;

в) призваны воздействовать на рассудок и чувства читателей с целью

воспитания у них высоких, благородных гражданских чувств;

  1. докажите, что для текстов характерна прямая и открытая оценочность (без обращения к художественным образам), в которой ярко выражена позиция автора, его страстное желание убедить читателя в своей правоте;
  2. найдите языковые средства, создающие общую экспрессивность текста: специальные выразительные средства – эпитеты, сравнения, метафоры, риторические вопросы или восклицания, противопоставления и т.п.; найдите характерные для публицистического стиля слова и словосочетания, обозначающие обобщённые и общественно-значимые понятия – политики, морали, нравственности, культуры, социальных чувств и т.п.

Урок завершается самостоятельной письменной работой учащихся, в которой они продемонстрируют свои знания и умения по данной теме.

ВложениеРазмер
urok-praktikum-v-10-klasse-tsel-sformirovat-umenii.doc 48.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК-ПРАКТИКУМ В 10 КЛАССЕ

Цель урока: сформировать умения определять стиль текста, распознавать характерные языковые средства, определять стилистическую окраску слов и выражений.

Задачи урока: повторение и углубление знаний по теме, овладение умениями и навыками в определении стиля текста.

Развивающие: с помощью разнообразных упражнений развивать у учащихся логическое мышление, аналитические способности; овладение приёмами языкового анализа, сравнения, классификации.

Воспитательные: воспитание эстетического отношения к слову, формирование творческих способностей школьников.

Тип урока: общеметодологической направленности.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал (с текстами)

1.Оргмомент. Мобилизация внимания школьников. Определение задач урока.

2.Вступительное слово учителя.

На протяжении нескольких уроков мы с вами, ребята, доказывали принадлежность текста к тому или иному стилю, говорили о сфере применения каждого из стилей, о специальных средствах языка, имеющих особую стилистическую окраску. Сегодня мы выполним ряд заданий по теме «Функциональная стилистика.

Задание 1 Узнайте стили по их характеристикам:

Задание 2. Определите, в каком функциональном стиле могут быть использованы приведенные ниже слова и словосочетания. Найдите слова и словосочетания, которые в равной степени могут быть употреблены во всех стилях. Выпишите их по группам (научные, официально-деловые, разговорные). Составьте небольшой текст с использованием слов и сочетаний одной стилистической группы.

  1. Уведомление, дубликат, город, рефлекс, симпозиум, ингредиент, иммунитет, экологический, бестия, книжка, пятый, ворчун, дрыхнуть, явление, нижеподписавшийся, синий, сорвиголова, строить, конституция.
  2. Уполномочен сообщить, обоснованный вывод, вкалывать без обеда, обобщить сказанное, обвинительная речь, замотанный вконец, в соответствии с вышеизложенным, развалился на стуле, привести в соответствие, настоящий закон, коммуникативная компетенция, культура речи, без царя в голове.

Задание 3. К каким стилям относятся данные жанры речи (заполните таблицу по образцу).

Стиль художественной литературы

Диссертация, реферат, отчёт, роман, рассказ, репортаж, поэма, повестка, заявление, акт, открытое письмо, конспект, докладная, сопроводительное письмо, обвинительное заключение, диалог, басня, фраза, лозунг, листовка, закон, постановление, анкета, характеристика, ода, сказка, статья, заметка, объявление, договор, указ, речь (выступление).

  1. Организация речевой практики.

Ребятам было дано домашнее задание - подготовить лингвостилистический анализ текста (тексты разные в зависимости от варианта). Приведу в пример один текст и задания к нему.

Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь. Это страшно трудно делать, потому что исписанная бумага горит неохотно. Ломая ногти, я раздирал тетради, стоймя вкладывая их между поленьями и кочергой, трепал листы. Пепел по временам одолевал меня, душил пламя, но я боролся с ним, и роман, упорно сопротивляясь, всё же погибал. Знакомые слова мелькали передо мной, они пропадали лишь тогда, когда бумага чернела, и я кочергой яростно добивал их.

-Определите тему текста.

-Определите основную мысль текста.

-Определите тип текста.

-Определите стиль текста.

-Укажите используемые стилистические средства.

-Какова особенность употребления глаголов в данном тексте.

Примерный план ответа:

Тема текста – решение писателя сжечь свою рукопись.

Главная мысль – изображение события и состояния человека, уничтожающего свой сокровенный труд. Текст содержит одну микротему.

Это образец художественного стиля. Слова в переносном значении помогают описать переживания человека, обилие глаголов и глагольных форм даёт ощущение динамизма, стремительности происходящего: ломая ногти, раздирал тетради; пепел душил пламя; сопротивляясь; мелькали; добивал.

Данный текст типологически представляет собой повествование с элементами описания состояния человека. Событие показано в хронологической последовательности. Мы наглядно представляем начало, развитие и конец действия: вынул списки романа – раздирал тетради – вкладывал между поленьями - роман погибал – бумага чернела . Глаголы прошедшего времени, обозначая последовательно сменяющиеся события, помогают развёртыванию повествования.

4. Самостоятельная письменная работа (можно предложить учащимся тексты различных стилей)

Доказывать, что грамотность наших школьников сильно понизилась, значило бы ломиться в открытую дверь. Это обнаруживается на приёмных экзаменах в высшие учебные заведения и техникумы; на уровне грамотности машинисток и переписчиц, недавно окончивших школу; при обследованиях школ, и вообще везде, где приходится наблюдать людей, обучавшихся письму последнее время. Не надо, конечно, думать, что в прежнее время по этой части всё обстояло благополучно; вопрос о поднятии грамотности всегда стоял на очереди. Но надо откровенно признать, что сейчас этот вопрос приобрёл совершенно необычную остроту и что вопли о недопустимой безграмотности питомцев нашей школы отнюдь не преувеличены. Надо откровенно признать, что это пробел в нашем школьном деле дошел до размеров общественного бедствия, что об этом надо кричать и изыскивать меры для его изживания.

Л.Щерба. Безграмотность и её причины

У каждого из нас «своя речка». Неважно какая, большая Волга или малютка Усманка. Все ли мы понимаем, какое это сокровище – речка? И как оно уязвимо, это сокровище?! Можно заново построить разрушенный город. Можно посадить новый лес, выкопать пруд. Но живую речку, если она умирает, как всякий живой организм, сконструировать заново невозможно.

Последние годы во всем мире идет озабоченный разговор о воде. Вода становится одной из главных ценностей на земле. Но когда говорят: «Миссисипи мелеет» или: «Мелеет Дон», не все понимают, что корень проблемы лежит на берегах маленьких усманок и даже безымянных речек и ручейков. Жизнь зародилась, осела и развивается около рек. Только-только пробившийся из земли ключик без пользы уже не течёт. Но, кроме благ и радостей, отдаваемых всему живущему на её берегах, речонка упорно несёт свою воду в «общий котёл», из которого пьют сегодня огромные города и крупные промышленные центры. А если какой-нибудь город начинает страдать от жажды, если мелеют большие реки, первую из причин надо искать там, где расположены «капилляры» водной системы, - на малых речках.

Проанализируйте тексты публицистического стиля:

  1. примерами из текстов подтвердите, что они: а) написаны на общественно значимую, злободневную тему; б) адресованы массовому читателю;

в) призваны воздействовать на рассудок и чувства читателей с целью

воспитания у них высоких, благородных гражданских чувств;

  1. докажите, что для текстов характерна прямая и открытая оценочность (без обращения к художественным образам), в которой ярко выражена позиция автора, его страстное желание убедить читателя в своей правоте;
  2. найдите языковые средства, создающие общую экспрессивность текста: специальные выразительные средства – эпитеты, сравнения, метафоры, риторические вопросы или восклицания, противопоставления и т.п.; найдите характерные для публицистического стиля слова и словосочетания, обозначающие обобщённые и общественно-значимые понятия – политики, морали, нравственности, культуры, социальных чувств и т.п.

Урок завершается самостоятельной письменной работой учащихся, в которой они продемонстрируют свои знания и умения по данной теме.

3. Методические указания по стилистике План разбора публицистического текста

У каждого из нас есть «своя речка». Неважно какая, большая Волга или малютка Усманка. Все ли мы понимаем, какое это сокровище – речка? И как оно уязвимо, это сокровище?! Можно заново построить разрушенный город. Можно посадить новый лес, выкопать пруд. Но живую речку, если она умирает, как всякий живой организм, сконструировать заново невозможно.

Последние годы во всём мире идёт озабоченный разговор о воде. Вода становится одной из главных ценностей на земле. Но когда говорят: «Миссисипи мелеет» или: «Мелеет Дон», не все понимают, что корень проблемы лежит на берегах маленьких Усманок и даже безымянных речек и ручейков. Жизнь зародилась, осела и развивается около рек. Только-только пробившийся из земли ключик без пользы уже не течёт. Но, кроме благ и радостей, отдаваемых всему живущему на её берегах, речонка упорно несёт свою воду в «общий котёл», из которого пьют сегодня огромные города и крупные промышленные центры. И если какой-нибудь город начинает страдать от жажды, если мелеют большие реки, первую из причин этому надо искать там, где расположены «капилляры» водной системы – на малых речках.

В. Песков. Отечество

Тема текста – состояние малых рек. Идея состоит в том, что от благополучия маленьких речек и ручейков зависит снабжение водой больших городов и целых стран. Подчёркивается актуальность темы: Последние годы во всём мире идёт озабоченный разговор о воде.

1. Лексические особенности.

а) лексика публицистического стиля – одной из главных ценностей, озабоченный разговор, всему живущему, страдать от жажды, «капилляры» водной системы (используется научный термин капилляры);

б) книжные слова: уязвимо, сконструировать, организм;

в) эмоционально окрашенная лексика: малютка, сокровище, речек, ручейков, ключик, речонка;

г) книжная и разговорная лексика сочетается: живую речку (разг.) …сконструировать (кн.) заново невозможно; корень проблемы (кн.) лежит на берегах маленьких Усманок (разг.);

д) тропы: речка умирает, пьют города и промышленные центры – олицетворение. Риторические фигуры: можно построить… можно посадить – повтор слова; можно посадить новый лес… Но речку… сконструировать заново невозможно;

е) фразеологические обороты в тексте как книжные (корень проблемы), так и разговорные (общий котёл).

2. Морфологические особенности.

а) необычное употребление множественного числа имени собственного: на берегах маленьких Усманок (название речки употреблено в нарицательном смысле).

б) употребляется местоимение 1 лица множественного числа мы, а также местоимения 3 лица в обычной функции замены существительных;

в) в тексте преобладают глаголы настоящего времени: понимаем, идёт, становится, течёт.

3. Синтаксические особенности.

а) Используются как простые, так и сложные предложения: Вода становится одной из главных ценностей на земле… Но, кроме благ и радостей, отдаваемых всему живущему на её берегах, речонка упорно несёт свою воду в «общий котёл», из которого пьют сегодня огромные города и крупные промышленные центры;

б) встречаются безличные предложения: Можно заново построить разрушенный город. Неопределённо-личная конструкция является частью сложного предложения: Но когда говорят: «Миссисипи мелеет»…

в) неполные предложения употребляются нечасто: Неважно какая, большая Волга или маленькая Усманка;

г) употребляются риторические вопросы: Все ли мы понимаем, какое это сокровище – речка? И как оно уязвимо, это сокровище?!

III. Отношение автора к теме текста, его тревога за состояние рек и всей природы видны по эмоционально окрашенным словам малютка, сокровище, речонка и социально-оценочной лексике типа озабоченный разговор, одной из главных ценностей на земле. Местоимение мы объединяет автора и читателя.

IV. Текст вызывает сопереживание, делает читателей единомышленниками автора, обращает наше внимание к одной из важнейших экологических проблем.

Василий Песков: «Любая речка — это сокровище. Но оно уязвимо»

12 августа исполнится ровно год со дня смерти известного писателя и журналиста, нашего земляка Василия Пескова. На протяжении своей жизни он писал о природе и экологии. К памятной дате «МОЁ!» вспоминает очерки, Василия Михайловича, посвящённые проблемам рек, протекающих в нашей области — Усманки и Воронеж. Написаны они в начале 1970-х годов, но многое ли изменилось с тех пор?

Ниже мы приводим отрывки из произведений писателя.

О реке Усманка

(Из очерка «Речка моего детства», 1970 год)

«Я исполнил наконец старое обещание, данное самому себе: прошел от истоков до устья по речке, на которой я вырастал…

Встречаясь с людьми, я заводил разговор о реке. И все до единого разговоры кончались невесело: речка меняется. «Вот с этой ветлы перед самой войной мы прыгали вниз головой, лет пять назад можно было еще купаться. А сейчас — тапочки не замочишь. »

Около сорока километров прошел я почти умиравшей рекой. Это были знакомые с детства места, знакомые села: Приваловка, Желдеевка, Енино, Лукичевка, Углянец. В тех местах, где были когда-то лески и нависавшие над водой лозняки, не было теперь ни единого кустика, ни единого деревца. Лугов тоже почти не осталось. Пашня подходила местами до самой воды…

Наиболее грустным был час, когда я дошел наконец к местам, особенно мне дорогим. Вот бережок, на котором я любил сидеть с удочкой. Теперь от него до воды по песку шагов сорок. Двое мальчишек, закатав штаны, возились у берега. С этого берега я прыгал вниз головой, а на середине плеса «не было дна». Я попросил мальчонку дойти к середине реки. Мальчик прошел через плес — и везде воды ему было ниже колен.

Остаток пути по Усманке показал: там, где сохранился в пойме кустарник, где сберегли хотя бы малый лесок и земли не тронуты плугом, речка сразу же оживает. Появляются родниковые плесы, тростниковые заводи… В таких местах вода наполняется жизнью…

У каждого из нас есть «своя речка». Неважно какая, большая Волга или малютка Усманка. Все ли мы понимаем, какое это сокровище — речка? И как оно уязвимо, это сокровище?! Можно заново построить разрушенный город. Можно посадить новый лес, выкопать пруд. Но речку, если она умирает, как всякий живой организм, сконструировать заново невозможно…»

О реке Воронеж

(Из очерка «Река и жизнь», написанного в соавторстве с В. Дежкиным, 1975 год)

«На лодках мы прошли реку Воронеж…

Река в некотором роде характерная, если иметь в виду нынешние проблемы водопользования — из Воронежа «пьёт» сельское Черноземье, на реке стоят два крупных индустриальных центра — Воронеж и Липецк…

По нашим прикидкам, на Воронеже летом отдыхает несколько сотен тысяч людей… Рождает ли проблемы многотысячная концентрация людей на реке в летнюю пору? Да…

Моторки шли одна за другой, временами (проверено по часам) с интервалом в сорок секунд. Над водой стоял голубоватый туман выхлопных газов и непрерывный звенящий гул. Искать в такие дни покоя и тишины на реке всё равно что в большом городе в большом городе выйти «подышать воздухом» на забитую автомобилями улицу…

Застройщика маленького, индивидуального… вытесняет застройщик солидный — заводы, тресты, строительные организации, учебные заведения, конторы и общества. Причём берег делят азартно, по принципу: кто скорее захватит…

Берега в привычном понимании не было. Дома, заборы (иногда высокие, глухие, возле самой воды), лодочные пристани, карусели, мощные репродукторы, прожекторы, таблички: «Прохода нет!», «Не причаливать!». Проплывая тут, мы чувствовали себя так, как будто нечаянно вторглись в чужую квартиру. Река и берег были поделены между ведомствами… Ни птице, ни зверю, ни человеку с удочкой (без принадлежности к какому-нибудь ведомству) на берегу места нет.

Особая сторона дела — юридически-нравственная. Можно ли реку даже и во благих целях делить между ведомствами, сколь ни велико было наше к ним уважение? Ни в коем случае! Река — общее достояние, она принадлежит всем. Все имеют одинаковое право получить тут свою долю здоровья и радости. Сельский житель, турист, приезжий человек, горожанин, непричастный к какому-либо из ведомств, не должен встречать на реке строений, заборов и табличек «Проход запрещён»…

Какой же выход с базами отдыха? Только один — строить их не на берегу. Так же, как и всегда строили — в стороне, в километре-другом от реки. А к воде, пожалуйста, с удочкой, с купальником, с одинаковыми для всех правами…

Всякое соприкосновение с текущей водой лишний раз убеждает: рек несущественных нет, у каждой своё предназначение, и о каждой можно сказать словом народной мудрости: «Река — это жизнь»…

Александр ЛАПИН: «Река детства должна быть у каждого»

Уже 40 лет как вышла книга Василия Михайловича Пескова «Речка моего детства». Как человек, давно живущий в Воронежской области, свидетельствую: все, о чем он написал, абсолютно актуально и сегодня.

За долгие годы я сам проплыл на байдарках по всем местным рекам: его родной Усманке, Воронежу, Битюгу, Дону… Греб веслами. Ночевал в палатках на берегу. Пел у костра песни под гитару. И вот что заметил. В конце 1990-х — начале 2000-х, когда рухнула промышленность и закрылись многие агрокомплексы, вода очистилась. В ней снова появились рыба и раки, расцвели кувшинки и лилии. Какое-то время все шло к восстановлению. Человеческий нажим на природу ослаб. Но сейчас все повторяется.

Но это не значит, что нужно строить особняки у самой воды, как происходит сегодня. Раньше рекам угрожали крупные предприятия — например, Новолипецкий меткомбинат сбрасывал стоки и в ущерб лесам размещал по берегам базы отдыха (к этому тоже привлекал внимание Песков). А теперь и просто богатые люди обустраивают гигантские спуски от своих домов к воде, где пришвартован собственный катерок. И ради этого все так же рубят деревья, заковывают берега в бетон.

Плюс возвращается промышленность, сельскохозяйственные предприятия — и снова начинают свое грязное дело.

Этим летом мы проплыли от Рамони до Липецка по реке Воронеж. Люди отдыхают, гуляют. Но по-прежнему без учета берут воду насосные станции. Из-за мелей местами на катере уже и не пройдешь, приходится его тащить. В соседней области животноводческие комплексы сливают нечистоты. Лесов становится все меньше.

Смотрел я на это и думал: 40 лет прошло, а ничего не изменилось.

Песков в свое время печалился, что у реки нет хозяина, который следил бы за ней и не давал в обиду. Нет его и сегодня. Казалось бы, Господь дал нам такую красоту. И у нас был прекрасный шанс ее восстановить. Но мы, как дикари, снова все уничтожаем. Грустно.

С другой стороны, та литература, что оставил нам Василий Михайлович, жива и по-прежнему необходима. Его книги и статьи надо печатать, изучать в школе. Чтобы и следующее поколение смогло наслаждаться природой. Чтобы у каждого была своя река детства.

У каждого из нас своя речка неважно какая большая волга или малютка усманка определите тему

Учитель русского языка и литературы

ТЕМА УРОКА: «ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ РЕЧИ. ФИГУРЫ»

Тест

Вариант 1

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)У каждого из нас есть «своя речка». (2)Неважно ка­кая, большая Волга или малютка Усманка. (3)Все ли мы понимаем, какое это сокровище — речка! (4)И как оно уязвимо, это сокровище! (5)Можно заново построить разрушенный город. (б)Можно посадить новый лес, выкопать пруд. (7)Но живую речку, если она умирает, как всякий живой организм, сконструировать заново невозможно. (8) Последние годы во всём мире идёт озабоченный раз­говор о воде. (9)Вода становится одной из главных ценно­стей на земле. (10)Но когда говорят: «Миссисипи мелеет» или «Мелеет Дон», не все понимают, что корень проблемы лежит на берегах маленьких Усманок и даже безымянных рек и ручейков. (11)Жизнь зародилась, осела и развивает­ся около рек. (12)Только-только пробившийся из земли ключик без пользы уже не течёт. (13) Но, кроме благ и ра­достей, отдаваемых всему живущему на её берегах, речон­ка упорно несёт свою воду в большую реку, в «общий ко­тёл», из которого пьют сегодня огромные города и круп­ные промышленные центры. (14)И если какой-нибудь город начинает страдать от жажды, если мелеют большие реки, первую причину надо искать там, где расположены «капилляры» водной системы — на малых речках. (15)Проверим это, к примеру, всё той же Усманкой. (16)Река эта — главный приток Воронежа. (17)Воро­неж — река немалая. (18) На ней, как известно, зарождался российский флот, на ней вырос большой промышленный город. (19)Но город вот уже несколько лет страдает от жажды. (20)И для того, чтобы задержать воду, строится плотина, ибо река уже не в силах напоить промышлен­ный центр. (21)Река, по которой когда-то шли на Азов ко­рабли, основательно обмелела. (22)А это следствие того, что главный её приток и ещё какие-то реки и ручейки недодают воду. (23) В чём я вижу смысл разговора об Усманке ? (24) В том, чтобы каждый из нас понял: рек незначительных нет! (25)Надо беречь каждый ключик чистой воды. (26) Это обращение ко «всем» кажется мне важным, потому что многие беды проистекают от нашего незнания, равно­душия, беспечности. (27)Но было бы ошибкой ограни­читься только «просветительством» и призывом: беречь! (28)Судьба воды зависит главным образом от того, как мы хозяйствуем на берегах рек. (29)Всякий соблазн ру­бить лес, «который поближе», соблазн находить «мест­ную целину» для распашки в водоохранной зоне, осу­шать без большой на то надобности пойменные озерки и болотца до сей поры нужным образом не пресекался. (30)А именно это требуется, чтобы сохранить на земле воду. (31)Реки надо считать важнейшей государственной ценностью. (32)Только так можно уберечь Радость, ко­торую нам дают текущие воды, и возможность в любую минуту утолить жажду. (33) Ибо нет на земле напитка луч­шего, чем стакан холодной чистой воды.

(По В. Пескову)

1. Укажите тип и стиль речи текста.

Ответ: 3

2. Укажите предложения, в которых автор сформулировал свою позицию.

Ответ: 4

3. Укажите, в каких предложениях содержится аргумент к тези­су, высказанному в предложении 14.

Ответ: 2

4. Укажите предложения, в каждом из которых используется одно и то же средство выразительности, подчеркивающее глубокую личную заинтересованность автора в поставленной проблеме.

Ответ: 1

5. Укажите три языковых средства, которые передают важ­ность и значимость проблемы текста для каждого читателя.

местоимения: личные, определительные, притяжа­тельные

предложения с прямой речью

односоставные предложения: обобщённо-личные, безличные

Ответ: 1, 3, 4

6. Укажите, какое средство выразительности не используется в предложениях 23-33 с целью усиления эмоционального воздействия текста на читателя.

ряды однородных членов

Ответ: 4

7. Среди предложений 1-12 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения и лексического повтора.

Вариант 2

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Обстановка старого дома Тургеневых хранится в Орле. (2)Богатая библиотека — пять тысяч старинных книг. (3)Стол, на котором ребёнком Тургенев делал уро­ки и за которым потом писал. (4) Бильярдный стол. (5) Кро­вать. (6)Большая чёрная икона в серебристом окладе, буд­то бы пожалованная роду Тургеневых Иваном Грозным. (7)И тут же красная мантия Оксфордского университета, портрет писателя в этой мантии. (8)Всё подлинное — часы, рояль. (9)Хранитель музея, симпатичный, знающий и, видно, очень любящий свой Орёл человек, поднял крышку рояля и тронул жёлтую клавишу. (10)Бу-ум. протяжный, немного печальный звук. (11)Такой же звук слышал Тургенев. (12)Я не знаю города, который не гордился бы кем-ни­будь из своих земляков. (13)В поездках эта мысль прихо­дила множество раз. (14)Какой-нибудь маленький Рыльск, и вдруг узнаёшь: отсюда произошёл знаменитый путеше­ственник Шелихов. (15) Острогожск — жили Крамской, Рылеев, Маршак. (16)Тобольск — родина Менделеева, город сказочника Ершова. (17)В общем, любой уголок земли может подарить миру способного человека. (18)И всё-таки есть места, загадочно богатые знатными земляками. (19)И в этом смысле орловская земля выхо­дит едва ли не на первое место. (20) В городском музее пи­сателей под портретом Бунина я прочитал слова: «Я рос. в том плодородном подстепье. где образовался богатей­ший русский язык и откуда вышли чуть ли не все вели­чайшие русские писатели во главе с Тургеневым. » (21)Кто же вырос в этих краях? (22)Давайте вспомним: сам Бунин, Тургенев, Фет, Тютчев, Лесков, Писарев, Ле­онид Андреев, Пришвин. (23)Если же взять подстепье шире Орловщины, то надо продолжить: Лев Толстой, Кольцов, Андрей Платонов, Есенин. (24)Можно гадать: откуда такая чаща талантов? (25)Бунин говорит о рождении именно в этих краях русского языка. (26)Мож­но утверждать: и природа этих широт России не в малой степени служила колыбелью писательства. (27)Перечислим отдельно людей, для которых творчество немысли­мо без присутствия в нём природы: Тургенев, Кольцов, Фет, Тютчев, Бунин, Пришвин, Есенин. (28)Это всё уро­женцы полустепной России. (29)Вспомним о соловьях, лучше всего почему-то поющих в садах и перелесках под Курском. (30)Есть у земли какие-то тайны.

(По В. Пескову)

1. Укажите, к какому типу речи принадлежат предложения 1-8.

Украинские националисты назвали строки из очерка Василия Пескова диверсией

Украинский журналист, автор публикаций об организованной преступности на Украине в 2008—2011 годах, а ныне политический беженец в Евросоюзе Анатолий Шарий высмотрел в новостях своей малой родины очередной маразматический "отжиг".

В передаче ведущий телеканала "Интер" рассказывает о том, что русские шпионы уже проникли в украинские школы. Они туда проникли с помощью учебника Русского языка.

- Шпионская методичка в школьной программе, девятиклассникам предлагают учить русский, по учебнику нашпигованному пропагандой русского мира, - говорит ведущий. - Куда смотрело Миноборазование Украины, когда рекомендовало этот учебник русского языка украинским школам!

В следующих кадрах мама некоего девятиклассника Оксана Якушина с возмущением показывает на первой странице учебника изображен герб России.- На титульной страницы герб страны с которой мы ведем войну, - заявляет женщина, и приводит часть текста, который ее тронул:«у каждого из нас есть своя речка — неважно какая большая — Волга или маленькая Усманка.»

- Текст развивает любовь к Отчизне, но ведь это не наша Отчизна, - возмущается Якушина.

Ведущий соглашается: все ведь очевидно, ясно, что это очередная диверсия русских!

Анатолий Шарий не поленился, и нашел в интернете этот текст. Он оказался отрывком из очерка «Речка моего детства» знаменитого писателя и журналиста "Комсомольской правды" Василия Пескова. Он написал эти строки после того, как исполнил в 1970 году старое обещание, данное самому себе: прошёл от истоков до устья по умирающей речке, на которой он вырос.

"У каждого из нас есть «своя речка». Неважно какая, большая Волга или малютка Усманка. Все ли мы понимаем, какое это сокровище — речка? И как оно уязвимо, это сокровище?! Можно заново построить разрушенный город. Можно посадить новый лес, выкопать пруд. Но речку, если она умирает, как всякий живой организм, сконструировать заново невозможно", - цитирует строки очерка Василия Пескова Анатолий Шарий.

- Диверсия, заговор ФСБ, не удивлюсь если виновных чиновников посадят, - горько смеется автор, который болеет за свою Отчизну.

В украинских СМИ говорят, что после этого репортажа чиновникам в Миноборазовании Украины нашли работу: выдали наклейки с украинским флагом, которые они наклеивают поверх российского герба. Действительно, а какой еще герб должен быть в учебнике по русскому языку?

Вот только строки про речку из учебника уже не вычеркнешь.

Какова сила слова писателя, который ничего не знал о новой власти на Украине (Василия Михайловича мы хоронили два года назад): его любовь к родине заставляет воображение русофобов и сейчас корчится от красоты и величия русской земли.

(Отрывок из очерка Василия Пескова «Речка моего детства», 1970 год)

Около сорока километров прошёл я почти умиравшей рекой. Это были знакомые с детства места: Приваловка, Желдеевка, Енино, Лукичевка, Углянец. В тех местах, где были когда-то лески и нависавшие над водой лозняки, не было теперь ни единого кустика, ни единого деревца. Лугов тоже почти не осталось. Пашня подходила местами до самой воды.

Наиболее грустным был час, когда я дошёл наконец к местам, особенно мне дорогим. Вот бережок, на котором я любил сидеть с удочкой. Теперь от него до воды по песку шагов сорок. Двое мальчишек, закатав штаны, возились у берега. С этого берега я прыгал вниз головой, а на середине плёса «не было дна». Я попросил мальчонку дойти к середине реки. Мальчик прошёл через плёс — и везде воды ему было ниже колен.

Остаток пути по Усманке показал: там, где сохранился в пойме кустарник, где сберегли хотя бы малый лесок и земли не тронуты плугом, речка сразу же оживает. Появляются родниковые плёсы, тростниковые заводи.

У каждого из нас есть «своя речка». Неважно какая, большая Волга или малютка Усманка. Все ли мы понимаем, какое это сокровище — речка? И как оно уязвимо, это сокровище?! Можно заново построить разрушенный город. Можно посадить новый лес, выкопать пруд. Но речку, если она умирает, как всякий живой организм, сконструировать заново невозможно. »

Помогите пожалуйста. Я пропустила тему, теперь не понимаю
У каждого из нас «своя речка». Неважно какая, большая Волга или малютка Усманка. Все ли мы понимаем, какое это сокровище – речка? И как оно уязвимо, это сокровище?! Можно заново построить разрушенный город. Можно посадить новый лес, выкопать пруд. Но живую речку, если она умирает, как всякий живой организм, сконструировать заново невозможно.
Последние годы во всем мире идет озабоченный разговор о воде. Вода становится одной из главных ценностей на земле. Но когда говорят: «Миссисипи мелеет» или: «Мелеет Дон», не все понимают, что корень проблемы лежит на берегах маленьких усманок и даже безымянных речек и ручейков. Жизнь зародилась, осела и развивается около рек. Только-только пробившийся из земли ключик без пользы уже не течёт. Но, кроме благ и радостей, отдаваемых всему живущему на её берегах, речонка упорно несёт свою воду в «общий котёл», из которого пьют сегодня огромные города и крупные промышленные центры. А если какой-нибудь город начинает страдать от жажды, если мелеют большие реки, первую из причин надо искать там, где расположены «капилляры» водной системы, - на малых речках.
В.Песков. ОтечествоЗадание.
Проанализируйте тексты публицистического стиля:
примерами из текстов подтвердите, что они: а) написаны на общественно значимую, злободневную тему; б) адресованы массовому читателю;
в) призваны воздействовать на рассудок и чувства читателей с целью
воспитания у них высоких, благородных гражданских чувств;
докажите, что для текстов характерна прямая и открытая оценочность (без обращения к художественным образам), в которой ярко выражена позиция автора, его страстное желание убедить читателя в своей правоте;
найдите языковые средства, создающие общую экспрессивность текста: специальные выразительные средства – эпитеты, сравнения, метафоры, риторические вопросы или восклицания, противопоставления и т.п.; найдите характерные для публицистического стиля слова и словосочетания, обозначающие обобщённые и общественно-значимые понятия – политики, морали, нравственности, культуры, социальных чувств.

Если тебя не устраивает ответ или его нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету Русский язык.

Определите тип речи текста, обоснуйте свой ответ.

1)Спавший в углу долговязый парень лет семнадцати проснулся и сел по-турецки, тараща на меня глаза. Парень был огненно, немыслимо ярко-рыж и так конопат, как мне ни разу не доводилось видеть. Он был усеян веснушками разных видов и мастей: по золотистому фону размытых в сплошное поле конопушек была пущена мелкая россыпь темных точек, как будто его спрыснули дегтем сквозь чистое сито. За этой пестрядью не было видно черт его лица. Лишь потом я обнаружил, что у него прямой, с легкой горбинкой нос, высокий лоб с двумя буграми, бутылочного цвета глаза с рыжеватым отливом, который им придавали пушистые рыжие ресницы. Я просто ослеп, будто взглянул на солнце. (Ю. Нагибин.)

2)По стенам, около картины, ленилась в воде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того, чтобы отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них, по пыли, каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой.

Если б не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было подумать, что тут никто не живет, — так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия. (И. А. Гончаров.)

3)Пластмассовых полотенец пока нет. Ведь ткани из химических волокон плохо впитывают воду, поэтому ими нельзя вытирать руки.

4)В нескольких верстах от моей деревни находится большое село Шумихино, с каменной церковью во имя преподобных Козьмы и Дамиана. Напротив этой церкви некогда красовались обширные господские хоромы, окруженные разными постройками.

Задание 4

Проанализируйте тексты публицистического стиля:

1) примерами из текстов подтвердите, что они: а) написаны на общественно значимую, злободневную тему; б) адресованы массовому читателю;

в) призваны воздействовать на рассудок и чувства читателей с целью

воспитания у них высоких, благородных гражданских чувств;

2) докажите, что для текстов характерна прямая и открытая оценочность (без обращения к художественным образам), в которой ярко выражена позиция автора, его страстное желание убедить читателя в своей правоте;

3) найдите языковые средства, создающие общую экспрессивность текста: специальные выразительные средства – эпитеты, сравнения, метафоры, риторические вопросы или восклицания, противопоставления и т.п.; найдите характерные для публицистического стиля слова и словосочетания, обозначающие обобщённые и общественно-значимые понятия – политики, морали, нравственности, культуры, социальных чувств и т.п.

4) определите к какому жанру можно отнести данный текст.

Вариант.

Доказывать, что грамотность наших школьников сильно понизилась, значило бы ломиться в открытую дверь. Это обнаруживается на приёмных экзаменах в высшие учебные заведения и техникумы; на уровне грамотности машинисток и переписчиц, недавно окончивших школу; при обследованиях школ, и вообще везде, где приходится наблюдать людей, обучавшихся письму последнее время. Не надо, конечно, думать, что в прежнее время по этой части всё обстояло благополучно; вопрос о поднятии грамотности всегда стоял на очереди. Но надо откровенно признать, что сейчас этот вопрос приобрёл совершенно необычную остроту и что вопли о недопустимой безграмотности питомцев нашей школы отнюдь не преувеличены. Надо откровенно признать, что это пробел в нашем школьном деле дошел до размеров общественного бедствия, что об этом надо кричать и изыскивать меры для его изживания.

Л.Щерба. Безграмотность и её причины

Вариант.

У каждого из нас «своя речка». Неважно какая, большая Волга или малютка Усманка. Все ли мы понимаем, какое это сокровище – речка? И как оно уязвимо, это сокровище?! Можно заново построить разрушенный город. Можно посадить новый лес, выкопать пруд. Но живую речку, если она умирает, как всякий живой организм, сконструировать заново невозможно.

Последние годы во всем мире идет озабоченный разговор о воде. Вода становится одной из главных ценностей на земле. Но когда говорят: «Миссисипи мелеет» или: «Мелеет Дон», не все понимают, что корень проблемы лежит на берегах маленьких усманок и даже безымянных речек и ручейков. Жизнь зародилась, осела и развивается около рек. Только-только пробившийся из земли ключик без пользы уже не течёт. Но, кроме благ и радостей, отдаваемых всему живущему на её берегах, речонка упорно несёт свою воду в «общий котёл», из которого пьют сегодня огромные города и крупные промышленные центры. А если какой-нибудь город начинает страдать от жажды, если мелеют большие реки, первую из причин надо искать там, где расположены «капилляры» водной системы, - на малых речках.




Задание 5

Определить к какому функциональному стилю относится текст?

Назовите главные особенности стиля?

Где используется этот стиль?

В каких сферах жизни применяется этот стиль?

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. 3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. (Конституция Российской Федерации)

Задание 6

Определить к какому функциональному стилю относится текст?

Практическое занятие. Тип, стиль, жанр текста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторение и закрепление ЗУН по построению текста, видам связи; выявлению средств выразительности в текстах определённого жанра.

Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие. Тип, стиль, жанр текста»

Практическое занятие № 2.

Определение типа, стиля, жанра текста (по заданному способу).

Цель: повторение и закрепление знания и умения по построению текста, способу связи предложений в тексте; выявлению средств художественной выразительности в связи с жанровым своеобразием произведения и его идейно-тематическим содержанием.

Повысить уровень культурного владения языком;

Способствовать формированию языкового чутья путем анализа текстов разных стилей по заданному способу.

Время на выполнение: 2 часа

Обеспеченность занятия:

Анохина Т. Я. Стилистика и культура русской речи: учеб. -/ Под ред. проф. Т.Я. Анохиной. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 320 с. – (Эл.учеб.)

Боженкова Р. К. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]: учеб. - М.: Флинта: Наука, 2011. - 608 с. – (Эл.учеб.)

Козырев В. А. Современная языковая ситуация и речевая культура [Электронный ресурс] : учеб.пособ. - М.: Флинта: Наука, 2012. - 184 с. – (Эл.учеб.)

Немченко, В. H. Грамматическая терминология [Электронный ресурс]: словарь-справочник / В. Н. Немченко. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. - 592 с.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. Ок. 53000 сл. / Под ред. Проф. Л.И. Скворцова. – 24-е изд. испр. – М.: ООО Изд – во Оникс, ООО Изд – во Мир и Образование, 2007.

Технические средства обучения:

Рабочая тетрадь в линию.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практического занятия (лабораторной работы)

Текст (лат.-связь) – несколько предложений, связанных темой и основ- ной мыслью.

Объём текста: абзац, глава, параграф, часть, раздел, статья, книга. В тексте есть тематическое и композиционное единство частей, грамматическая связь между частями. Способы изложения материала в тексте: дедуктивный, индуктивный, исторический, аналогический, концентрический, ступенчатый, стадиальный.

Связь между предложениями в тексте

Цепная – повтор ключевого слова, замена существительного местоимением или синонимическим оборотом. Характерна логическая последовательность предложений: одно вытекает из другого. Например, Маша смотрит в окно. В него видно весь двор. В центре двора стоит ёлка. Её вчера привёз из леса отец. Он выбрал самую пушистую. Параллельная – предложения не сцепляются, а сопоставляются или противопоставляются. Характерно: одинаковый порядок слов, повтор первого слова, риторические вопросы. Например, Кто не проклинал станционных смотрителей? Кто с ними не бранился?

Повествование – рассказ о событии в его временной последовательности.

Повествование может включать элементы описания и рассуждения.

Описание (параллельная связь) – изображение чего-либо путём перечисления основных признаков, раскрытия их. Виды описаний: портрет, пейзаж, предмет, интерьер. План описания: общее представление (назначение предмета, принцип действия, внешний вид), отдельные признаки, впечатление, авторская оценка, вывод

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

Каковы основные признаки текста?

Какие вы знаете типы речи? Чем они отличаются?

Что такое стиль? Дайте характеристику книжным стилям.

Задания для практического занятия (лабораторной работы):

Прочитайте тексты, сделайте анализ по плану (по заданному способу):

1) Определите тему текста.

2) Определите основную мысль текста.

3) Выделите микротемы.

4) Определите тип текста.

5) Определите стиль текста.

6) Укажите используемые стилистические средства.

1. Доказывать, что грамотность наших школьников сильно понизилась, значило бы ломиться в открытую дверь. Это обнаруживается на приёмных экзаменах в высшие учебные заведения и техникумы; на уровне грамотности машинисток и переписчиц, недавно окончивших школу; при обследованиях школ, и вообще везде, где приходится наблюдать людей, обучавшихся письму последнее время. Не надо, конечно, думать, что в прежнее время по этой части всё обстояло благополучно; вопрос о поднятии грамотности всегда стоял на очереди. Но надо откровенно признать, что сейчас этот вопрос приобрёл совершенно необычную остроту и что вопли о недопустимой безграмотности питомцев нашей школы отнюдь не преувеличены. Надо откровенно признать, что это пробел в нашем школьном деле дошел до размеров общественного бедствия, что об этом надо кричать и изыскивать меры для его изживания.

Л. Щерба. Безграмотность и её причины

2. У каждого из нас «своя речка». Неважно какая, большая Волга или малютка Усманка. Все ли мы понимаем, какое это сокровище – речка? И как оно уязвимо, это сокровище?! Можно заново построить разрушенный город. Можно посадить новый лес, выкопать пруд. Но живую речку, если она умирает, как всякий живой организм, сконструировать заново невозможно.

Последние годы во всем мире идет озабоченный разговор о воде. Вода становится одной из главных ценностей на земле. Но когда говорят: «Миссисипи мелеет» или: «Мелеет Дон», не все понимают, что корень проблемы лежит на берегах маленьких усманок и даже безымянных речек и ручейков. Жизнь зародилась, осела и развивается около рек. Только-только пробившийся из земли ключик без пользы уже не течёт. Но, кроме благ и радостей, отдаваемых всему живущему на её берегах, речонка упорно несёт свою воду в «общий котёл», из которого пьют сегодня огромные города и крупные промышленные центры. А если какой-нибудь город начинает страдать от жажды, если мелеют большие реки, первую из причин надо искать там, где расположены «капилляры» водной системы, - на малых речках.

В. Песков. Отечество

Инструкция по выполнению практического занятия

1. Внимательно прочитайте задание.

2. Повторите необходимые теоретические сведения для выполнения практической работы.

3. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

4. Правильный ответ каждого задания оценивается одним баллом. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

Методика анализа результатов, полученных в ходе практического занятия

Читайте также: