Углубленный в конспекты богдан сидит в конце аудитории перед самой кафедрой

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 05.10.2024

Поставить запятые, выделить причастные, деепричастные обороты. звуки рояля и скрипки веселые удалые путались в воздухе в каком - то хаосе. ветер перелистывает книгу забытую на окне. мы утомленные только к восьми часам вернулись домой. углубленный в конспекты богдан сидит в конце аудитории перед самой кафедрой. сорванная с деревьев листва закружилась в вихре и стала подниматься кверху. счастливый я спустился к оврагу. пастух дряхлый старик с одним глазом и покривившимся ртом идет понуря голову и глядит себе под ноги. феня еще долго сидела пригорюнившись. громовая туча сверкая молниями и издавая сердитый рокот спешила на северо - восток. можно прожить и не хвастаясь умом без этих разговоров. несмотря на разрушение корабль продолжал держаться на воде. ранним утром часов в шесть он отправился на работу. лед был гладкий как зеркало чистый и прозрачный.


1. Сад спускался к реке, поросшей (-ей, Т.п.) зелёным камышом.

2. Маленькие игривые волны, рождаемые (-ые, И.п.) ласковым дыхание ветра, тихо бились о борт.

3. Контуры деревьев, обрызганных (-ых, Т.п.) дождем и взволнованных ветром, начали выступать из мрака.

4. Сила, не знающая (-ая, И.п.) цели, мать лени.

5. Мать, не уснувшая (-ая, И.п.) ночью ни на минуту, вскочила с постели, сунула огонь в самовар, приготовленный (-ый, И.п.) с вечера.

6. Сорванная (-ая, И.п.) с деревьев листва закружилась в вихре и стала подниматься кверху.

7. Освещенный (-ый, И.п.) луною туман даёт впечатление то спокойного, беспредельного моря, то громадной белой стены.

1.Косой дождь ( × ) ,/гонимый сильным ветром/, льёт как из ведра.

снегом/ город (×) выглядел чистеньким, опрятным. 3.Вечер (×), / подёрнутый лиловым налётом/, принёс

тишину. 4 Позади кабинета находился большой стол (×), / покрытый красивым сукном , весь

заложенный книгами и рукописями/.

5 Небольшие светлые глаза (×), / горевшие огнём /, были серьёзны ,

6 /Сорванная с деревьев / листва (×) закружилась в вихре и стала подниматься кверху.

7.Каждая минута(×), / не использованная врачом для борьбы с болезнью/, казалась потерянной. 8 /Не

распустившиеся из-за холодов/ пионы (×) так и остались засыхать на клумбе.

1.Они относились к пассажирам с необыкновенным добродушием (×), /

присущим матросам в отношении к чужеземцам/.

2 Дон (×), / взлохмаченный ветром/, кидал на берега

гребнистые частые волны. 3 /Дувший со всех сторон/ ветер (×) иногда усиливался.

4 Травы (×) и листья (×)

верб , /обрызганные знойными лучами/, вяло поникли.

5. /Заросшие лесом /берега (×) утомляли своим

6. / Вымокшие под дождём/ путники (×) расположились у костра.

7.В руках у него была

плетёная корзинка (×), / наполненная грибами/.

8 Над землёй (×), / погружённой в ночную тьму /, раскинулся

небесный свод с миллионами звёзд (×), / переливавшихся всеми цветами радуги/.

4) прич. об. - сорванная с деревьев, главное слово - листва (над ним нужно ставить крестик), причастные обороты всегда подчеркиваем как определения(волнистой линией)

5) прич. об. - погруженной в ночную тьму, главное слово - землей, после главного слова запятая.

6) прич. об. - решившийся в такую ночь пуститься через пролив, главное слово - пловец, после него запятая

7) прич. об. - вся изрытая колеями, главное слово - дорога, после него тоже запятая.

Правило постановки знаков: если причастный оборот стоит перед определяемым(главным) словом, запятая не нужна, если стоит после - ставим запятую после главного слова.

|Сорванная с деревьев| листва× закружилась в вихре и стала подниматься кверху.

1.повествовательное, 2.невосклицательное, 3.простое, 4.двусоставное, 5.полное, 6.распространенное, 7.осложнено причастным оборотом и однородными сказуемыми

листва - подлежащее, выраженное сущ. ___

закружилась и стала подниматься - однородные сказуемые, выраженные глаголами

|Сорванная с деревьев| - определение, выраженное причастным оборотом

в вихре - обстоятельство, выраженное сущ. с предлогом _. _.

кверху - обстоятельство, выраженное наречием

Причастие стоит в том же роде, числе и падеже, что и определяемое слово (слово, от которого задаём вопрос к причастию).

1) Сад спускался к реке, поросшей зеленым камышом. (А.Чехов)
(Дательный падеж)
2) Маленькие игривые волны, рождаемые ласковым дыханием ветра, тихо бились о борт. (М.Горький)
(Именительный падеж)
3) Контуры деревьев, обрызганных дождем и взволнованных ветром, начали выступать из мрака. (И.Тургенев)
(Родительный падеж)
4) Бим сидел до рассвета, продрогший, больной, измученный. (Г.Троепольский)
(Именительный падеж)
5) Сила, не знающая цели, - мать лени. (Пословица)
(Именительный падеж)
6) Мать, не уснувшая ночью ни на минуту, вскочила с постели, сунула огонь в самовар, приготовленный с вечера. (М.Горький)
(Именительный падеж, Винительный падеж)
7) И я, исполненный мучительного счастья, любящий, чую взор в тревожном полусне. (А.К. Толстой)
(Именительный падеж)
8) Сорванная с деревьев листва закружилась в вихре и стала подниматься кверху. (В.Арсеньев)
(Именительный падеж)
9) Освещенный луною туман дает впечатление то спокойного, беспредельного моря, то громадной белой стены. (А.Чехов)
(Именительный падеж)

Словосочетания: поросшей камышом, рождаемые дыханием, обрызганных дождем, взволнованных ветром, сорванная с деревьев, приготовленный с вечера, не уснувшая ночью, освещённый луною.

ΙСорванная с деревьевΙ листва закружилась в вихре и стала подниматься кверху.

(Что?) листва - подлежащее, выражено существительным;

(листва что сделала?) закружилась, стала подниматься - однородные сказуемые, выражены глаголами;

(листва какая?) сорванная с деревьев - определение, выражено причастным оборотом (причастие + предлог + существительное);

(закружилась в чем?) в вихре - дополнение, выражено именем существительным с предлогом;

(стала подниматься куда?) кверху - обстоятельство, выражено наречием;

Предложение повествовательное, невосклицательное, распространенное, полное, простое, двусоставное, осложнено причастным оборотом и однородными сказуемыми.

Поставить запятые, выделить причастные, деепричастные обороты. звуки рояля и скрипки веселые удалые путались в воздухе в каком - то хаосе. ветер перелистывает книгу забытую на окне. мы утомленные только к восьми часам вернулись домой. углубленный в конспекты богдан сидит в конце аудитории перед самой кафедрой. сорванная с деревьев листва закружилась в вихре и стала подниматься кверху. счастливый я спустился к оврагу. пастух дряхлый старик с одним глазом и покривившимся ртом идет понуря голову и глядит себе под ноги. феня еще долго сидела пригорюнившись. громовая туча сверкая молниями и издавая сердитый рокот спешила на северо - восток. можно прожить и не хвастаясь умом без этих разговоров. несмотря на разрушение корабль продолжал держаться на воде. ранним утром часов в шесть он отправился на работу. лед был гладкий как зеркало чистый и прозрачный.

1. Сад спускался к реке, поросшей (-ей, Т.п.) зелёным камышом.

2. Маленькие игривые волны, рождаемые (-ые, И.п.) ласковым дыхание ветра, тихо бились о борт.

3. Контуры деревьев, обрызганных (-ых, Т.п.) дождем и взволнованных ветром, начали выступать из мрака.

4. Сила, не знающая (-ая, И.п.) цели, мать лени.

5. Мать, не уснувшая (-ая, И.п.) ночью ни на минуту, вскочила с постели, сунула огонь в самовар, приготовленный (-ый, И.п.) с вечера.

6. Сорванная (-ая, И.п.) с деревьев листва закружилась в вихре и стала подниматься кверху.

7. Освещенный (-ый, И.п.) луною туман даёт впечатление то спокойного, беспредельного моря, то громадной белой стены.

1.Косой дождь ( × ) ,/гонимый сильным ветром/, льёт как из ведра.

снегом/ город (×) выглядел чистеньким, опрятным. 3.Вечер (×), / подёрнутый лиловым налётом/, принёс

тишину. 4 Позади кабинета находился большой стол (×), / покрытый красивым сукном , весь

заложенный книгами и рукописями/.

5 Небольшие светлые глаза (×), / горевшие огнём /, были серьёзны ,

6 /Сорванная с деревьев / листва (×) закружилась в вихре и стала подниматься кверху.

7.Каждая минута(×), / не использованная врачом для борьбы с болезнью/, казалась потерянной. 8 /Не

распустившиеся из-за холодов/ пионы (×) так и остались засыхать на клумбе.

1.Они относились к пассажирам с необыкновенным добродушием (×), /

присущим матросам в отношении к чужеземцам/.

2 Дон (×), / взлохмаченный ветром/, кидал на берега

гребнистые частые волны. 3 /Дувший со всех сторон/ ветер (×) иногда усиливался.

4 Травы (×) и листья (×)

верб , /обрызганные знойными лучами/, вяло поникли.

5. /Заросшие лесом /берега (×) утомляли своим

6. / Вымокшие под дождём/ путники (×) расположились у костра.

7.В руках у него была

плетёная корзинка (×), / наполненная грибами/.

8 Над землёй (×), / погружённой в ночную тьму /, раскинулся

небесный свод с миллионами звёзд (×), / переливавшихся всеми цветами радуги/.

4) прич. об. - сорванная с деревьев, главное слово - листва (над ним нужно ставить крестик), причастные обороты всегда подчеркиваем как определения(волнистой линией)

5) прич. об. - погруженной в ночную тьму, главное слово - землей, после главного слова запятая.

6) прич. об. - решившийся в такую ночь пуститься через пролив, главное слово - пловец, после него запятая

7) прич. об. - вся изрытая колеями, главное слово - дорога, после него тоже запятая.

Правило постановки знаков: если причастный оборот стоит перед определяемым(главным) словом, запятая не нужна, если стоит после - ставим запятую после главного слова.

|Сорванная с деревьев| листва× закружилась в вихре и стала подниматься кверху.

1.повествовательное, 2.невосклицательное, 3.простое, 4.двусоставное, 5.полное, 6.распространенное, 7.осложнено причастным оборотом и однородными сказуемыми

листва - подлежащее, выраженное сущ. ___

закружилась и стала подниматься - однородные сказуемые, выраженные глаголами

|Сорванная с деревьев| - определение, выраженное причастным оборотом

в вихре - обстоятельство, выраженное сущ. с предлогом _. _.

кверху - обстоятельство, выраженное наречием

Причастие стоит в том же роде, числе и падеже, что и определяемое слово (слово, от которого задаём вопрос к причастию).

1) Сад спускался к реке, поросшей зеленым камышом. (А.Чехов)
(Дательный падеж)
2) Маленькие игривые волны, рождаемые ласковым дыханием ветра, тихо бились о борт. (М.Горький)
(Именительный падеж)
3) Контуры деревьев, обрызганных дождем и взволнованных ветром, начали выступать из мрака. (И.Тургенев)
(Родительный падеж)
4) Бим сидел до рассвета, продрогший, больной, измученный. (Г.Троепольский)
(Именительный падеж)
5) Сила, не знающая цели, - мать лени. (Пословица)
(Именительный падеж)
6) Мать, не уснувшая ночью ни на минуту, вскочила с постели, сунула огонь в самовар, приготовленный с вечера. (М.Горький)
(Именительный падеж, Винительный падеж)
7) И я, исполненный мучительного счастья, любящий, чую взор в тревожном полусне. (А.К. Толстой)
(Именительный падеж)
8) Сорванная с деревьев листва закружилась в вихре и стала подниматься кверху. (В.Арсеньев)
(Именительный падеж)
9) Освещенный луною туман дает впечатление то спокойного, беспредельного моря, то громадной белой стены. (А.Чехов)
(Именительный падеж)

Словосочетания: поросшей камышом, рождаемые дыханием, обрызганных дождем, взволнованных ветром, сорванная с деревьев, приготовленный с вечера, не уснувшая ночью, освещённый луною.

ΙСорванная с деревьевΙ листва закружилась в вихре и стала подниматься кверху.

(Что?) листва - подлежащее, выражено существительным;

(листва что сделала?) закружилась, стала подниматься - однородные сказуемые, выражены глаголами;

(листва какая?) сорванная с деревьев - определение, выражено причастным оборотом (причастие + предлог + существительное);

(закружилась в чем?) в вихре - дополнение, выражено именем существительным с предлогом;

(стала подниматься куда?) кверху - обстоятельство, выражено наречием;

Предложение повествовательное, невосклицательное, распространенное, полное, простое, двусоставное, осложнено причастным оборотом и однородными сказуемыми.

Нормы русского литературного языка: учебное пособие (13 стр.)

9. При подлежащем, выраженном сочетанием существительного и составного числительного, оканчивающегося на один, сказуемое обычно ставится в форме единственного числа:

Двадцать один делегат принял участие в голосовании.

10. Если подлежащее выражено сочетанием существительного с числительным тысяча, миллион, миллиард, то сказуемое обычно согласуется с числительным, входящим в состав подлежащего, в роде и числе:

Тысяча книг поступила в фонд школьной библиотеки.

11. Если в составе подлежащего кроме числительного и существительного есть слова все, эти и другие в роли определения, то сказуемое ставится во множественном числе:

Эти пять зданий были построены недавно. Все пять недель прошли незаметно.

На столе лежат приготовленные к отправке восемь конвертов.

12. Если в составе подлежащего есть слова всего, лишь, только (со значением ограничения), то сказуемое ставится обычно в единственном числе. Например:

В аудитории находилось только трое студентов. Всего два дня прошло со дня их встречи.

13. Если подлежащее выражено сложными существительными, образующими сложносоставные термины типа диван-кровать, кафе-столовая, то сказуемое согласуется с тем словом, которое выражает более широкое понятие или конкретно обозначает предмет:

Кафе-столовая была отремонтирована в срок.

Диван-кровать стоял у стены.

Музей-квартира приобрел личные вещи писателя.

За вагонами для легкораненых шел вагон-аптека (В. Панова).

14. Сказуемое при подлежащем типа брат с сестрой (И. п. + Тв. п. + предлог с) может быть выражено как формой единственного, так и формой множественного числа:

Мать с отцом после завтрака поехали в город за покупками. Граф Илья Андреевич в конце января с Наташей и Соней приехал в Москву (Л.Н. Толстой).

15. В предложениях, где в качестве подлежащего выступает сложносокращенное слово (аббревиатура), действуют следующие правила.

Если подлежащее выражено аббревиатурой, которая склоняется (вуз – вуза – вузу. ), то сказуемое согласуется с ним по грамматическому принципу:

Наш вуз выпустил тысячи специалистов.

Если подлежащее выражено аббревиатурой, которая не склоняется (ООН, ЕЭС и т. п.), то сказуемое согласуется с ведущим словом расшифрованного сложного наименования:

АО (акционерное общество) предложило новый коммерческий план.

16. С подлежащим, выраженным заимствованным несклоняемым словом, сказуемое согласуется в соответствии с установленным для данного слова в русском языке грамматическим родом:

Пальто как в воду кануло (А.П. Чехов).

17. При прямом порядке слов, когда сказуемое следует за однородными подлежащими, обычно употребляется форма множественного числа сказуемого, а при обратном порядке, когда сказуемое стоит перед подлежащим, используется форма единственного числа сказуемого:

Жара и засуха стояли более трех недель (Л.Н. Толстой). Слышался гул голосов, топот копыт и ржание лошадей.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Выберите подходящую для каждого предложения форму сказуемого.

1. Большинство (молчало, молчали), пристально глядя на землю (М. Горький).

2. Множество народа (сидело, сидели) за длинными столами, поставленными прямо в саду.

3. На дворе множество людей… (обедало, обедали), сидя без шапок около братского котла (А.С. Пушкин).

4. Большая часть моих привычек и вкусов (не нравилась, не нравились) ему (Л.Н. Толстой).

5. Большинство группы (было, были) приезжие.

6. Часть студентов (направлена, направлены) на повторное тестирование.

7. Ряд рабочих завода, выступавших на собрании, (заявило, заявили) о том, что они поддерживают реорганизацию предприятия.

8. Часть лунных образцов (напоминает, напоминают) по своему составу камни, обнаруженные на Земле близ старых вулканов.

Задание 2. Допишите окончания глагола-сказуемого.

1. В зале сидел(?) сто один человек.

2. В колонне шагал(?) двести сорок четыре участника манифестации.

3. 38 попугаев стал(?) героями известного мультипликационного фильма.

4. Под расписку выдан(?) 1 000 000 рублей.

5. 1 357 635 избирателей принял(?) участие в голосовании, 1 357 621 из них подал(?) голоса в поддержку кандидата от демократов.

Задание 3. Объясните выбор числа сказуемого (единственное или множественное).

Знал я невысокий дом
В переулке за углом.
Здесь когда-то проживало
Триста тридцать три жильца.
На работу шли, бывало,
Восемьдесят два отца.
Уходили по делам
Девяносто восемь мам.

В школу шли до перекрестка
Девяносто два подростка.
Тридцать восемь дошколят
В ясли шли и в детский сад.
Двадцать бабушек вставали,
Всем жильцам носки вязали.
Шли гулять в аллеях сквера
Три седых пенсионера
Замечательный был дом!
Дружно люди жили в нем.

(Ю. Коринец)

Задание 4. Составьте несколько расписок по образцу, используя данные ниже словосочетания.

Образец: "Мною, студентом … курса (Ф.И.О.), получены на кафедре русского языка задания для самостоятельной работы".

а) 31 комплект учебников по культуре речи;

б) 21 контрольная работа;

в) 28 экземпляров зачетных тестов;

г) все перечисленное одновременно.

Задание 5. Выделите грамматическую основу в следующих предложениях. Объясните выбор формы сказуемого.

1. В конкурсе участвовало около миллиона будущих специалистов.

2. На стоянке дремало десятка полтора машин с шашечками.

3. На собрание пришла только половина гремячинцев (М.А. Шолохов).

4. Рядом с пароходом бежала стая дельфинов (А.И. Куприн).

5. Хлопья снега лежали на крышах, как мохнатые цветы (К.Г. Паустовский).

6. Компания охотников ночевала в мужицкой избе на свежем воздухе (А.П. Чехов).

Задание 6. Выделите грамматическую основу в предложениях. Укажите случаи выражения подлежащего сочетанием слов со значением количества, избирательности, совместности.

1. Так прошло несколько лет (И.С. Тургенев).

2. Художник с Васей едва добрались до дому (К.Г. Паустовский).

3. Проходят день и ночь. Наступает мутное и сухое утро (А.И. Куприн).

4. На заднем дворе под навесом встретили нас пять черных овец с ягнятами (Гладков).

5. Разные были мы с ним люди (В.А. Гиляровский).

6. Две двери вели из прихожей.

7. "Из вас кто-нибудь состоит в этом товариществе?" – оглядывая собеседников, спросил Давыдов (М.А. Шолохов).

8. Мы пошли с Ваней по местной дороге (К.Г. Паустовский).

С первых дней годины горькой,
В тяжкий час земли родной,
Не шутя, Василий Теркин,
Подружились мы с тобой.

(А.Т. Твардовский)

Задание 7. Выберите нужную форму сказуемого при подлежащем, выраженном аббревиатурой.

1. ТулГУ (провел, провело) общеуниверситетское тестирование по различным предметам.

2. РАО ЕЭС (предложил, предложило, предложила) новый план развития энергосистемы Российской Федерации.

3. Нэп (был, была) переходным периодом.

4. В печати было опубликовано заявление, с которым (выступило, выступила) ФСБ.

5. НАТО (объявил, объявило) о своем желании участвовать в миротворческой миссии.

Задание 8. Раскройте скобки, поставив сказуемое, выраженное глаголом, в форму прошедшего времени и согласуя его в роде с подлежащим.

1. Шимпанзе (взобраться) на верхушку дерева.

2. Иваси (идти) густым косяком.

3. В прихожей на стене (гореть) бра.

4. Цеце (укусить) спящего мальчика.

5. Манго (продаваться) в каждом супермаркете.

6. Даже в годы войны метро (работать) в прежнем режиме.

7. На балконе (висеть) кашпо с красивым вьющимся растением.

8. Кенгуру (скрыться) из виду так быстро, что мы не успели его сфотографировать.

Задание 9. Перепишите предложения, раскрыв скобки и выбрав нужную форму сказуемого.

1. В этом ателье (был заказан, было заказано) шкаф-купе.

2. Кресло-кровать (было, была) очень удобной мебелью.

3. Штаб-квартира этой организации (находился, находилась) в центре города.

Упражнение двадцать шесть

1. Вступил в строй действующих предприятий завод термопластоавтоматов.
1. Вступил в строй завод термопластоавтоматов.
Заработал завод термопластоавтоматов.

2. Побывали мы и у памятника-монумента. Он поразил нас величиной и своим величием.
2. Побывали мы и у монумента, который поразил нас своим величием.
Монумент - величие, величина памятника.

3.Важное место в жизни студентов занимают занятия в кружках художественной самодеятельности. Итогом их годовой деятельности являются смотры художественной самодеятельности.
3. Многие студенты занимаются в кружках художественной самодеятельности. На ежегодных смотрах-конкурсах они показывают свое искусство.
Важное место занимают занятия, в жизни студентов в кружках художественной самодеятельности.
Много, много места в жизни занимает наш кружок!
Занимательно студентам.
Занимателен студентам
на художественном смотре
конкурс "Лучший пирожок!"

4. Общежитие - дом, в котором многие студенты живут пять долгих лет. Какой будет эта жизнь - зависит от самих жителей общежития.
4. Общежитие для многих студентов становится домом на целых пять лет! Какой будет жизнь в этом доме - зависит от них самих.
Общежитие - для студентов, общежитие не совсем дом, здание общежития.
Так какой будет жизнь в этом доме.

5. Работая в архиве, знакомишься с правилами архивной работы, испытываешь наслаждение от кропотливой, упорной и усердной работы с архивными материалами.
5. Работая с архивными материалами, испытываешь наслаждение от труда, который требует усердия и упорства.
Из архивной работы "Хлеб по цене лучшего пирожка".

6.В ряде регионов страны в конце XVIIIв. - к ним относятся Урал, Причерноморье и Южная Украина - начала развиваться промышленная индустрия по добыче угля.
6. В конце 18 века на Урале, в Причерноморье и Южной Украине начала развиваться угольная промышленность.
Упрощение, укрощение.

7. Комплекс нерешенных проблем надо решать комплексно.
7. Все проблемы надо решать параллельно (одновременно).
Все проблемы надо решать комплексно. Комплекс нерешенных проблем надо решать параллельно и одноврЕменно.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 29.09.2010. Упражнение двадцать шесть
  • 28.09.2010. Речевая избыточность
  • 27.09.2010. Упражнение двадцать три
  • 25.09.2010. Словосочетание
  • 23.09.2010. Речевая недостаточность
  • 19.09.2010. И ужасное легкое тепло пмн
  • 13.09.2010. Враг
  • 12.09.2010. Лексическая сочетаемость
  • 10.09.2010. Речевые ошибки
  • 09.09.2010. Смысловая точность речи
  • 06.09.2010. Нажав перечивать
  • 01.09.2010. Альтернатива

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Дом ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 16.

(4 ЧАСА)

I. Подготовить ответы на вопросы:

1. Обособленные определœения

2. Обособленные и необособленные приложения

3. Обособленные обстоятельства

4. Обособленные дополнения

5. Обособленные уточняющие и присоединительные члены предложения

II. Выполнить письменно упражнения:

Упражнение 1. Перепишите, расставляя знаки препинания.

1. Весна ворвалась дружно. Из бурой земли освободившейся от снега выглянула зелœень травы и разлеглась необозримым ковром. (Ф. Г.) 2. Голодный с избитыми ногами я добрался наконец до родного городка до отцовского дома. (Пауст.) 3. Огарков молодой и робкий не участвовал в разговоре. (Каз.) 4. В мастерской слабо освещённой керосиновыми лампами полумрак. (Прилеж.). 5. Прерванный на минуту разговор возобновился и Николай мог свободно разглядывать общество сидевшее за столом. (Cт.). 6. Буревестник с криком реет чёрной молнии подобный. (М. Г.) 7. Вода казалась какой-то серебристой гладью таинственной и безмолвной. (Cт.)8. И на пустынном берегу моря не осталось ничего в воспоминание о маленькой драме разыгравшейся между двумя людьми. (М. Г.) 9. Дождь размыл тропинку круто поднимающуюся на курган. (Г. Н.) 10. Она нарвала букетик фиалок распустившихся у них под деревьями и не могла на них наглядеться. (С.-Ц.) 11. У костра сидела девочка лет двенадцати светлоглазая тихая испуганная. (Пауст.) 12. Матросы взволнованные серьёзные таинственно шушукались на баке. (Ст.) 13. Погружённый в раздумье я вышел из кабинœета прошёл по узкому коридору и снова очутился на заводском дворе. (Чак.)

Упражнение 2. Перепишите, расставляя знаки препинания.

1. Углублённый в конспекты Богдан сидит в конце аудитории перед самой кафедрой. (О. Г.) 2. Солдаты теперь не только слышали но и увидели две тени проходившие в пролёте между деревьями. (Л. Т.) 3. Его лицо тощее сухое выражало смирение и покорность. (Ч.) 4. Утомлённые хлопотами последних дней убаюкиваемые покачиванием вагона и ритмическим стуком колёс мы очень скоро уснули. (Арс.) 5. Едем над Доном. На крутом берегу полыхают подожжённые осœенью клёны. (Леск.) 6. Мягкий ветер дувший со всœех сторон иногда усиливался. (Бун.) 7.Из всœех существ способных издавать звуки только птицы могут имитировать человеческий голос. (Леск.) В. Яркие зарницы поминутно вспыхивали на небе и освещали кучевые облака столпившиеся на горизонте. (Арс.) 9. Поликарп Матвеевич хмурый невыспавшийся принял вожжи из рук деда Евсœея. (А. Ив.) 10. На влажной не просохшей ещё после дождика земле виднелись отпечатки чьих-то следов. (А.Ив.) 11. Крупный дождь успевший прибить пыль на дороге но не успевший навести грязи перестал. (Сол.) 12. Молодой парень собою ладный такой чернявый а губы тонкие в нитку и глаза с прищуром. (Ш.)

Упражнение 3. Перепишите, расставляя знаки препинания.

1. С каждым часом ближе ближе славный порт Владивосток. (Марш.) 2. Андрей Иванович Дубов лесовод и селœекционер попал в писательский дом отдыха случайно. (Пауст.) 3. В сизой туче за Москвой рекой сверкнула молния. (М. Г.) 4. Слесари монтажники играли в волейбол (Бык.) 5. Несколько раз он видел издали лося великана. (Ю. К.) 6. Потом получили ужин и мы косцы. (Крут.) 7.Ипполит поражал своим необыкновенным сходством с сестрою красавицей. (Л. Т.) 8. Зашумели над затоном тростники. Плачет девушка царевна у реки. (Ес.) 9. На митингах мы газетчики узнавали много новостей. (Пауст.) 10. По лёгкой подтянутой фигуре его можно было принять за вышедшего в запас офицера строевика. (Ов.) 11. Матросы относились к французам пассажирам с необыкновенным добродушием. (Ст.) 12. В городке было много цветоводов любителœей. (Пауст.) 13. В Ярославль город вечером приехали. (Кор.) 14. По сосœедству садились вертолёты посверкивая своими вращающимися лопастями крыльями. (Вер.)

Упражнение 4. Перепишите, расставляя знаки препинания.

1. В этом случае сын мог уехать в институт и не дожидаясь конца каникул. (Ш.) Девушки разбрелись по полянке отыскивая подснежники и ландыши а мы добежав·до курганчика с которого должен был открываться вид на сказочную страну опустились на траву вспугнув зелёную ящерицу. (Тих.) 3. До самой ночи лежал он неподвижно и не открывая глаз. (Ч.) 4. Он мог работать не уставая. (Н. О.) 5. Её брат маленький восьмилетний мальчик с рыжей как охра головой и бледным болезненным лицом стоит прислонившись к дереву и склонив голову набок косится на небо. (Ч.) 6, Мать обнимала меня и глядя на мои широкие плечи радовалась моему здоровью. (Муср.) 7. Один из рабочих взял лежащую в куче у стены штангу и укрепив клин в разрезе вставил её в пробурённое отверстие. (Чак.) 8. Пчёлы жужжали деловито спокойно и пронизывая голубые тени золотистыми нитями летели то к улью то от улья (Тих.) 9. Мальчики осторожно перелœезают через забор и согнувшись ползут к яблоням зорко и пугливо оглядываясь. (М. Г.)

Упражнение 5. Перепишите, расставляя знаки препинания.

1. Воздух стал мягок и несмотря на двенадцатиградусный мороз мне показалось тепло. (Акс.) 2. Я ехал на почтовых а он по причинœе тяжёлой поклажи не мог за мной следовать. (Л.) 3. Долго ничего не было видно кроме дождя и длинного человека лежавшего на песке у моря. (М. Г.) 4. Он выглядел помолодевшим несмотря на очки которые я не видел на нём полтора года назад. (Чак.) 5. Луговые цветы в этом году благодаря постоянным дождям необыкновенно ярки и пышны. (Пришв.) 6. В случае утери документов следует обратиться в комнату находок. (Пол.) 7. Несмотря на разрушение корабль продолжал упрямо держаться на воде. (Н.-П.) 8. Дерсу против ожидания легко перенёс морскую качку. (Арс.) 9. Он ещё и теперь несмотря на свои годы взбегал без передышки на лестницы верхних этажей исхаживал не чувствуя усталости десятки вёрст и летом в деревне скакал на коне травя лисиц и зайцев. (Cт.) 10. Иллюминатор согласно боевой обстановке был тщательно занавешен. (Н.-П.) 11. Вопреки ожиданию ночь была тёплая несмотря на безоблачное небо. (Арс.) 12. Несмотря на усталость я не уходил с верхней палубы. (Кор.) 13. За неимением комнаты для проезжающих на станции нам отвели ночлег в дымной сакле. (Л.) 14. Несмотря на всœе мои старания я никак не мог заснуть. (Т.) 15. Дом за отсутствием ремонта врастал в землю и ветшал. (С.-Щ.)

Упражнение 6. Перепишите, расставляя знаки препинания.

1. Никто исключая камердинœера не видел его ненапудренным. (Т.) 2. Пахомов сел на землю зажал плечо рукой и так сидел прислушивался но кроме звона в ушах ничего не слышал. (Пауст.) 3. Все не исключая и самого кучера опомнились только тогда когда на них наскочила коляска с шестеркой лошадей. (Г.) 4. Перед самой границей в вагоне кроме семейства Бачей оставался лишь один пассажир. (Кат.) 5. Его молодое лицо не выражало ничего кроме неподвижной холодной скуки. (Ч.) 6. Все разошлись и кроме Анатоля который заснул тотчас же как лёг на постель никто долго не спал в эту ночь. (Л. Т.) 7. Настроение экипажа сверх обыкновения было приподнятое. (Н.-Л.) 8. За исключением небольшой восточной части новый хребет сплошь покрыт ледниками. (Пржев.)

Упражнение 7. Перепишите, расставляя знаки препинания.

Упражнение 8. Перепишите, расставляя знаки препинания.

1. Мы пошли на вал возвышение образованное природой и укреплённое частоколом (П.) 2. Вместо весёлой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой. (П.) 3. Ещё прозрачные леса как будто пухом зелœенеют. (П.) 4. Один из наперсников Пугачёва тщедушный и сгорбленный старичок с седою бородою не имел ничего замечательного кроме голубой ленты надетой через плечо по серому армяку. (Л.) 5. Илья Ильич учился в селœе Верхлёве верстах в пяти от Обломовки у тамошнего управляющего. (Гонч.) 6. Сверх всякого ожидания бабушка подарила мне несколько книᴦ. (Акс.) 7. Лодка полетела поперёк реки скользя по вертящейся быстринœе бегущей у самого берега. (Акс.) 8. Казак мой вопреки приказанию спал крепким сном. (Л.) 9. Тяжёлые волны мерно и ровно катились одна за другой едва приподнимая одинокую лодку причаленную к берегу. (Л.) 10. Обширное пепелище превратилось в огород кое-где загромождённый грудами кирпичей остатками фундаментов. (Т.) 11. За неимением пока другой дичи я послушался моего охотника и отправился в Льгов. (Т.) 12. Варвара Павловна в шляпе и шали торопливо возвратилась с прогулки. (Т.) 13. Эта речка вёрст за пять от Льгова превращается в широкий пруд по краям и кой-где посœерединœе заросший густым тростником. (Т.) 14. Прямо против кордона на том берегу всё было пусто. (Л. Т.) 15. На другой день рано утром Оленин проснулся от свежести в своей перекладной. (Л. Т.) 16. Несколько в стороне от гуся на матрасике лежал белый кот. (Ч.) 17. Вдруг· на повороте реки впереди под тёмными горами мелькнул огонёк. (Кор.) 18. За фабрикой почти окружая её гнилым кольцом тянулось обширное болото поросшее ельником и берёзой. (М. Г.) 19. Кроме города Окурова на равнинœе приткнулось небольшое село Воеводино. (М. Г.) 20. Отбиваемый течением с глухим шумом плескавшим о его бока паром вздрагивал и качался медленно подвигаясь вперёд. (М. Г.)

Литература

1. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Русский язык. Орфография и пунктуация. Правила и упражнения: Учебное пособие. М.: Неолит, 2000. (http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook051/01/part-002.htm)

2. Водина Н.С., Иванова А.Ю. Культура устной и письменной речи. Справочник. Практикум. – М., 2001.

3. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина – М: АСТ, 2009.

4. Розенталь Д.Э, И.Б. Голуб Русский язык. Орфография. Пунктуация. – М., 2003 (и другие издания).

5. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2008.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 16. (4 ЧАСА) I. Подготовить ответы на вопросы: 1. Обособленные определения 2. Обособленные и необособленные приложения 3. Обособленные обстоятельства 4. Обособленные дополнения 5. Обособленные уточняющие и присоединительные члены предложения . [читать подробенее]

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 17. I. Подготовить ответы на вопросы: 1. Вводные слова и предложения 2. Обращение 3. Междометие. Частицы. Утвердительно-отрицательные и вопросительно-восклицательные слова II. Выполнить письменно упражнения: Упражнение 1. Перепишите. [читать подробенее]

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБОБЩАЮЩЕМ СЛОВЕ I. Ставится двоеточие Ставится тире Перед однородными членами Всё вокруг переменилось: и погода, и характер леса. После однородных членов В степи, за рекой, по дорогам – везде было пусто. Условия обособления . [читать подробенее]

Спишите, расставьте знаки препинания, графически выделяя причастные обороты. затем выпишите в два столбика словосочетания

1. сад спускался к реке поросшей зеленым камышом. (а. чехов)
2. маленькие игривые волны рождаемые ласковым дыханием ветра тихо бились о борт. (м. горький)
3. контуры деревьев обрызганных дождем и взволнованных ветром начали выступать из мрака. (и. тургенев)
4. сила не знающая цели мать лени. (пословица)
5. мать не уснувшая ночью ни на минуту вскочила с постели сунула огонь в самовар приготовленный с вечера. (м. горький)
6. сорванная с деревьев листва закружилась в вихре и стала подниматься кверху. (в. арсеньев)
7. освещенный луною туман дает впечатление то спокойного, беспредельного моря то громадной белой стены. (а. чехов)

Ответы

1. Сад спускался к реке, поросшей (-ей, Т.п.) зелёным камышом.

2. Маленькие игривые волны, рождаемые (-ые, И.п.) ласковым дыхание ветра, тихо бились о борт.

3. Контуры деревьев, обрызганных (-ых, Т.п.) дождем и взволнованных ветром, начали выступать из мрака.

4. Сила, не знающая (-ая, И.п.) цели, мать лени.

5. Мать, не уснувшая (-ая, И.п.) ночью ни на минуту, вскочила с постели, сунула огонь в самовар, приготовленный (-ый, И.п.) с вечера.

6. Сорванная (-ая, И.п.) с деревьев листва закружилась в вихре и стала подниматься кверху.

7. Освещенный (-ый, И.п.) луною туман даёт впечатление то спокойного, беспредельного моря, то громадной белой стены.

1.Косой дождь ( × ) ,/гонимый сильным ветром/, льёт как из ведра.

снегом/ город (×) выглядел чистеньким, опрятным. 3.Вечер (×), / подёрнутый лиловым налётом/, принёс

тишину. 4 Позади кабинета находился большой стол (×), / покрытый красивым сукном , весь

заложенный книгами и рукописями/.

5 Небольшие светлые глаза (×), / горевшие огнём /, были серьёзны ,

6 /Сорванная с деревьев / листва (×) закружилась в вихре и стала подниматься кверху.

7.Каждая минута(×), / не использованная врачом для борьбы с болезнью/, казалась потерянной. 8 /Не

распустившиеся из-за холодов/ пионы (×) так и остались засыхать на клумбе.

1.Они относились к пассажирам с необыкновенным добродушием (×), /

присущим матросам в отношении к чужеземцам/.

2 Дон (×), / взлохмаченный ветром/, кидал на берега

гребнистые частые волны. 3 /Дувший со всех сторон/ ветер (×) иногда усиливался.

4 Травы (×) и листья (×)

верб , /обрызганные знойными лучами/, вяло поникли.

5. /Заросшие лесом /берега (×) утомляли своим

6. / Вымокшие под дождём/ путники (×) расположились у костра.

7.В руках у него была

плетёная корзинка (×), / наполненная грибами/.

8 Над землёй (×), / погружённой в ночную тьму /, раскинулся

небесный свод с миллионами звёзд (×), / переливавшихся всеми цветами радуги/.

4) прич. об. - сорванная с деревьев, главное слово - листва (над ним нужно ставить крестик), причастные обороты всегда подчеркиваем как определения(волнистой линией)

5) прич. об. - погруженной в ночную тьму, главное слово - землей, после главного слова запятая.

6) прич. об. - решившийся в такую ночь пуститься через пролив, главное слово - пловец, после него запятая

7) прич. об. - вся изрытая колеями, главное слово - дорога, после него тоже запятая.

Правило постановки знаков: если причастный оборот стоит перед определяемым(главным) словом, запятая не нужна, если стоит после - ставим запятую после главного слова.

|Сорванная с деревьев| листва× закружилась в вихре и стала подниматься кверху.

1.повествовательное, 2.невосклицательное, 3.простое, 4.двусоставное, 5.полное, 6.распространенное, 7.осложнено причастным оборотом и однородными сказуемыми

листва - подлежащее, выраженное сущ. ___

закружилась и стала подниматься - однородные сказуемые, выраженные глаголами

|Сорванная с деревьев| - определение, выраженное причастным оборотом

в вихре - обстоятельство, выраженное сущ. с предлогом _. _.

кверху - обстоятельство, выраженное наречием

Причастие стоит в том же роде, числе и падеже, что и определяемое слово (слово, от которого задаём вопрос к причастию).

1) Сад спускался к реке, поросшей зеленым камышом. (А.Чехов)
(Дательный падеж)
2) Маленькие игривые волны, рождаемые ласковым дыханием ветра, тихо бились о борт. (М.Горький)
(Именительный падеж)
3) Контуры деревьев, обрызганных дождем и взволнованных ветром, начали выступать из мрака. (И.Тургенев)
(Родительный падеж)
4) Бим сидел до рассвета, продрогший, больной, измученный. (Г.Троепольский)
(Именительный падеж)
5) Сила, не знающая цели, - мать лени. (Пословица)
(Именительный падеж)
6) Мать, не уснувшая ночью ни на минуту, вскочила с постели, сунула огонь в самовар, приготовленный с вечера. (М.Горький)
(Именительный падеж, Винительный падеж)
7) И я, исполненный мучительного счастья, любящий, чую взор в тревожном полусне. (А.К. Толстой)
(Именительный падеж)
8) Сорванная с деревьев листва закружилась в вихре и стала подниматься кверху. (В.Арсеньев)
(Именительный падеж)
9) Освещенный луною туман дает впечатление то спокойного, беспредельного моря, то громадной белой стены. (А.Чехов)
(Именительный падеж)

Словосочетания: поросшей камышом, рождаемые дыханием, обрызганных дождем, взволнованных ветром, сорванная с деревьев, приготовленный с вечера, не уснувшая ночью, освещённый луною.

ΙСорванная с деревьевΙ листва закружилась в вихре и стала подниматься кверху.

(Что?) листва - подлежащее, выражено существительным;

(листва что сделала?) закружилась, стала подниматься - однородные сказуемые, выражены глаголами;

(листва какая?) сорванная с деревьев - определение, выражено причастным оборотом (причастие + предлог + существительное);

(закружилась в чем?) в вихре - дополнение, выражено именем существительным с предлогом;

(стала подниматься куда?) кверху - обстоятельство, выражено наречием;

Предложение повествовательное, невосклицательное, распространенное, полное, простое, двусоставное, осложнено причастным оборотом и однородными сказуемыми.

Три педагогических правила от Владимира Набокова

Знаменитый писатель Владимир Владимирович Набоков сделался преподавателем не от хорошей жизни. Хлеб эмигранта не сладок - ему за границей пришлось зарабатывать и репортерством, и репетиторством, и даже уроками бокса. В 1940 году он, спасаясь от ужасов Второй мировой войны, переместился из Европы в Америку, и вопрос заработка вновь встал перед ним со всей своей беспощадностью. Поэтому предложение преподавать литературу писатель воспринял с огромнейшей радостью. К счастью, дело пошло. Поначалу с Набоковым заключили контракт на один учебный год, а в результате он преподавал в разных учебных заведениях на протяжении целых семи лет.
«Он научил нас читать», - говорили студенты о будущем классике русской литературы.

Эффекты - не так уж и плохо

Один из студентов писал в воспоминаниях: «Набоков прервал лекцию, прошел, не говоря ни слова, по эстраде и выключил три лампы под потолком. Затем. молча опустил шторы на трех или четырех больших окнах. Зал погрузился во тьму. Набоков возвратился к эстраде, поднялся по ступенькам и подошел к выключателям. «На небосводе русской литературы, - объявил он, - это Пушкин». Вспыхнула лампа в дальнем углу нашего планетария. «Это Гоголь!» Вспыхнула лампа посередине зала. «Это Чехов!» Вспыхнула лампа справа. Тогда Набоков снова спустился с эстрады, направился к центральному окну и отцепил штору, которая с громким стуком взлетела вверх: «Бам!» Как по волшебству в аудиторию ворвался широкий плотный луч света. «А это Толстой!» - прогремел Набоков».

Толстого Владимир Владимирович действительно боготворил.

Перед лекцией, посвященной «Улиссу» Джойса, Набоков вывесил огромную карту Дублина с обозначением «улиссовских» мест и маршрутов. Заставлял студентов вставать, нагибаться и смотреть назад между собственными ногами - уверял, что только так можно понять литературу Джеймса Джойса и его особый взгляд на мир.

Рассказывая о прозе Достоевского, Набоков утверждал, что тот постоянно сверялся с медицинским справочником, и вывешивал перед студентами внушительную таблицу - список самых известных героев Федора Михайловича и соответствующих им психиатрических диагнозов.

Объясняя Кафку, рисовал жука в анфас и в профиль.

Словом, не давал студентам заскучать.

Никакой импровизации

Лекции Набокова напоминали остроумные импровизации, однако, не являлись таковыми. Мудрый литератор прекрасно отдавал себе отчет, насколько непредсказуемо вдохновение - как в написании текстов, так и в устной речи. К моменту первого выхода на преподавательскую кафедру у него было написано 2 000 страниц текстов лекций. Каждая занимала 50 минут и умещалась на 20 листах бумаги. Студенты, вспоминая лекции Набокова, обычно отвечали, что перед ним всегда лежала стопка бумаг.

Он настолько не доверял импровизации, что даже обратился к руководству колледжа с просьбой позволить ему записывать лекции дома на магнитофон и включать эти записи в аудитории. Разумеется, он получил отказ.

Впоследствии конспекты лекций Набокова – «Лекции по русской литературе», «Лекции по зарубежной литературе» и «Лекции о Дон-Кихоте» были изданы отдельным трехтомником.

Строгость - залог эффективности

Набоков приходил на лекции в стоптанных теннисных тапочках - в то время это было явным вызовом консервативному американскому обществу. При этом сам Владимир Владимирович требовал от студентов просто нечеловеческой дисциплины. Он сразу объявлял, что у него на лекциях строжайше запрещено «разговаривать, курить, вязать, читать газеты, спать».

Требовал, чтобы студенты каждый раз занимали одни и те же места в аудитории. Влюбленные пары были обязаны рассаживаться по разным углам.

Доходило до абсурда - строгий преподаватель отпускал в уборную только по предъявлении соответствующей справки от врача.

Еще более строг был Набоков при оценке студенческих знаний. При этом одним из важнейших критериев для него было наличие или отсутствие пошлости. «Пошлость − это покушение морали, философии, истории на суверенные границы искусства», - уверял требовательный преподаватель.

И все это лишь прибавляло ему популярности.

Спонсор рубрики «Исторические хроники» - компания «Вотум», разработчик интерактивных решений в области образования.

Поставить запятые, выделить причастные, деепричастные обороты. звуки рояля и скрипки веселые удалые путались в воздухе в каком - то хаосе. ветер перелистывает книгу забытую на окне. мы утомленные только к восьми часам вернулись домой. углубленный в конспекты богдан сидит в конце аудитории перед самой кафедрой. сорванная с деревьев листва закружилась в вихре и стала подниматься кверху. счастливый я спустился к оврагу. пастух дряхлый старик с одним глазом и покривившимся ртом идет понуря голову и глядит себе под ноги. феня еще долго сидела пригорюнившись. громовая туча сверкая молниями и издавая сердитый рокот спешила на северо - восток. можно прожить и не хвастаясь умом без этих разговоров. несмотря на разрушение корабль продолжал держаться на воде. ранним утром часов в шесть он отправился на работу. лед был гладкий как зеркало чистый и прозрачный.

1. Сад спускался к реке, поросшей (-ей, Т.п.) зелёным камышом.

2. Маленькие игривые волны, рождаемые (-ые, И.п.) ласковым дыхание ветра, тихо бились о борт.

3. Контуры деревьев, обрызганных (-ых, Т.п.) дождем и взволнованных ветром, начали выступать из мрака.

4. Сила, не знающая (-ая, И.п.) цели, мать лени.

5. Мать, не уснувшая (-ая, И.п.) ночью ни на минуту, вскочила с постели, сунула огонь в самовар, приготовленный (-ый, И.п.) с вечера.

6. Сорванная (-ая, И.п.) с деревьев листва закружилась в вихре и стала подниматься кверху.

7. Освещенный (-ый, И.п.) луною туман даёт впечатление то спокойного, беспредельного моря, то громадной белой стены.

! ну разве без него можно жить? человек вдохновляется любой во многих картинах есть скрытый смысл.над картинами трудятся люди,вкладывают свое время.человеку нужно исскуство для того чтобы видеть свою жизнь и добоалчть в нее свои краски.

однородные члены предложения — это члены предложения, ко­торые характеризуются следующими обязательными при­знаками: 1) являются одинаковыми членами предложения, 2) связаны между собой сочинительной связью (при сочинительных союзов и интонации или только интонационно) и 3) зависят от одного и того же слова или подчиняют его себе (одинаково «относятся» к одному и тому же члену предложения). однородными могут быть любые члены предложения (как главные, так и второстепенные) часто однородные члены предложения выражаются одной и той же частью речи, однако эта особенность не является для них обязательной. роль: в художественном стиле устраняют однообразное повторение одних и тех же слов, выступают как важнейшее средство подробного описания предметов, их свойств, а также различных явлений, процессов и т.п., в научном стиле при построении различных классификаций возможность исчерпывающему перечислению признаков, действий, свойственных описываемому предмету или явлению. в публицистической речи однородные члены не менее популярны, чем в научной и официально-деловой, причем к их смысловой функции здесь добавляется и эстетическая, так как журналисты обращаются к перечислению не только как к испытанному средствy стройного, логического изложения материала, но и как к яркому источнику речевой экспрессии. последнее сближает публицистическую речь с художественной.

Читайте также: