Укажите предложение в котором нужно поставить только одну запятую о волга колыбель

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 04.10.2024

Помогите с русским срочно
Укажите номер предложения, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.)

Ночью скрытое мглой озеро глухо зашумело.
Хлопая крыльями тяжело поднялся с ягодника глухарь.
Караван барж гружённых лесом прошёл под мостом.
Вернувшись из далекого путешествия обязательно будешь хвастаться рассказывать диковинные вещи.

2 Укажите номер предложения, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.)

В середине высилась мачта с развевающимся в воздухе вымпелом.
Путь по берегу преградила скала выдавшаяся далеко в реку.
Все ребята остолбенев смотрели на Мишу.
С мониторов развешанных по магазину лилась музыка про звёздный свет.

3 Укажите номер предложения, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.)

Напуганные выстрелом звери вряд ли вернутся.
Хребет покрытый сосновым лесом врезается в город с юга.
Мальчики не проронив ни слова слушали ночные звуки.
Пытаясь снова заснуть Миша натянул на себя одеяло.

4 Укажите номер предложения, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.)

На кухонном столе одиноко стоял испечённый бабушкой торт.
Поляны кажутся яркими коврами раскинутыми среди тайги.
Заросшие густой тайгой склоны медленно погружались в сумрак.
Деревья стояли уныло опустив листья, и не давали тени.

5 Укажите номер предложения, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.)

Пышно разросся за оградой молодой ельник засыпанный снежком.
Среди древесных пород Сибири кедр, прозванный королём сибирской тайги занимает третье место.
Из приютившейся под горой деревни ветер доносил отдалённые звуки сельской улицы.
Стаи снегирей сидели нахохлившись на засыпанных снегом рябинах.

6 Укажите номер предложения, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.)

Вскоре вправо на довольно крутой пригорок заросший дубами повела тропа.
Оглашая окрестность радостными криками ребята поспешили к озеру.
Собака прихрамывая отбежала в сторону и присела.
Обездвиженные парусники простаивали вдали от берега.

7 Укажите номер предложения, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.)

У старой пихты сломанной бурей стоял на задних лапах медведь.
Женька замер у освещённой витрины универмага.
Славка приседая убежал в дальний угол двора и зарылся в лопухи.
Ухватившись рукой за ветку Миша подтянул лодку под куст орешника.

8 Укажите номер предложения, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.)

Ярко светило уже высоко поднявшееся солнце.
Костя не двигаясь с места любовался водопадом.
Трое суток свирепствовал шторм доходивший до десяти баллов.
Небо было звёздное и я открыла окно впуская в комнату холодный осенний ветер.

9 Укажите номер предложения, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.)

Мальчики вглядывались в маленькие фигурки двигавшиеся по узкой полевой тропинке.
Олег снял очки и забыв надеть держал их в руке.
Смола стекавшая по сосновым стволам превратилась в янтарный камень.
Быстро наступающие сумерки подгоняли нас.

10 Укажите номер предложения, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.)

В местах освещённых солнцем река отливала серебром.
Приставив к глазам бинокль Миша вглядывался вперёд.
Потянувший с юго-запада ветер усиливался.
Славка кинулся во двор влетел в комнату слегка напугав бабушку Веру Анатольевну.

ИТОГОВЫЕ ТЕСТЫ

1) Иконопись оставила самые многочисленные материальные свидетельства художественного национального гения.

2) Однако исследованием национальной гармоники мало кто занимался вплоть до последних лет.

3) Почему же иные поэты сегодня стыдливо молчат, а иные дали национальному эгоизму и угару взять над собой верх?

4) Условия жизнедеятельности национальных регионов слишком разнообразны, чтобы заковывать их в единые рамки.

А4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

2) несколько граммов;

3) талантливые инженеры;

А5. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Приехав в Москву, .

1) мне предстояло продолжить обучение;

2) я поступил в университет;

3) мои намерения состояли в продолжении обучения;

4) меня приняли на первый курс университета.

А6. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Он уселся на скамью, стоящую в конце бульвара.

2) Почуяв зверя, собака бросилась бежать по его следу.

3) Новая книга, казалось, что будет иметь большой успех.

4) Большинство учеников хорошо сдали выпускные экзамены.

Прочитайте текст и выполните задания А7–А12.

(1) Хороша Волга во время весеннего разлива, когда ее воды соединяются во многих местах с далеким горизонтом. (2) Бескрайняя, как море, затопив окрестные луга, стремительно и быстро катит вешние воды. (3) Правый берег покрыт белой нежной пеленой цветущих яблонь, вишен и черемухи. (4) В кустах на островах заливаются соловьи.

А7. Определите стиль речи.

А8. Сколько в тексте сложных предложений?

А9. В каком случае верно указана грамматическая основа второго (2) предложения?

4) затопив и море катит.

А10. Укажите верную характеристику второго (2) предложения.

4) сложное бессоюзное.

А11. Укажите верную морфологическую характеристику слова покрыт из третьего (3) предложения.

1) Действительное причастие;

2) страдательное причастие;

А12. В каком слове из второго (2) предложения количество букв и звуков одинаковое?

А13. В каком слове -ец не является суффиксом?

1) Огурец;

А14. В каком варианте правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква н?

Оглядываясь на пройде(1)ый путь, я вспоминаю дороги Германии, завале(2)ые броше(3)ыми груже(4)ыми повозками.

А15. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) Д_лекий, расск_зать, пл_стилин;

2) присоед_ниться, запл_тить, похв_ла;

3) д_лина, благосл_вить, доверч_вый;

4) разл_мать, пор_сль, п_спорта.

А16. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) Пре_положение, о_бежать, на_стройка;

2) бе_граничный, чре_мерный, и_черпать;

3) пр_увеличивать, пр_украсить, пр_неприятный;

4) контр_гра, спорт_нвентарь, по_скать.

А17. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется и?

1) Ненавид_шь, завис_мый;

2) бор_шься, движ_мый;

3) послыш_тся, чита_мый;

4) постро_шь, увид_нный.

А18. В каком варианте ответа указаны все слова, в которых пропущена буква и?

1) А, б, г; 2) А, б, в; 3) в, г; 4) а, в, г.

А19. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется и?

Н(1) шороха полночных далей, н(2) песен, что певала мать, мы н(3)когда н(4) понимали.

1) 1, 2; 2) 3; 3) 1, 2, 3; 4) 3, 4.

А20. В каком предложении выделенное слово пишется слитно?

1) После работы писатель шел на прогулку по Москве и наблюдал (за)тем, что происходит в городе.

2) Все зависит (от)того, что скажет врач.

3) О человеке нужно судить (по)тому, что он делает для других.

4) (По)этому учение Толстого, его философия имели такое влияние на умы его современников.

А21. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:

Все жаловались на холод() и дождь стучал в окна.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна.

2) Сложносочиненное предложение, перед союзом и нужна запятая.

3) Сложносочиненное предложение, перед союзом и запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая.

А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Его лицо (1) обветрившееся (2) утомленное и сосредоточенное (3) кажется (4) старее от бессонной ночи.

1) 1, 4; 2) 2, 3; 3) 3, 4; 4) 1, 2, 3.

А23. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В чаще (1) где ничего не видно (2) направление приходится брать по звуку (3) например (4) по звонку колокольчика.

1) 1, 2, 3, 4; 2) 1, 3; 3) 2, 3, 4; 4) 1, 3, 4.

А24. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены).

1) Море вечно и неумолимо шумит и плещет.

2) На земном шаре есть не только леса но и степи и пустыни.

3) Нередко в рощах находили или ее брошенный венок или клочок персидской шали или заплаканный платок.

4) Вибрирующие звуки моторов то сливались в одно нависающее грозное гудение то распадались на отдельные пронзительные или рокочущие звуки.

А25. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Прирученные и специально обученные беркуты ловят на охоте зайцев (1) ломают спину лисицам (2) и (3) если с малолетства приучать (4) даже и волка останавливают.

1) 1, 2; 2) 2; 3) 1, 3, 4; 4) 1, 2, 3, 4.

А27. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Сначала страшно показалось Вакуле (1) когда поднялся он от земли на такую высоту (2) что ничего уже не мог видеть (3) и пролетел под самым месяцем так (4) что (5) если бы не наклонился немного (6) то зацепил бы его шапкою.

1) 1, 2, 3, 4, 5, 6; 2) 1, 2, 4, 6; 3) 2, 5, 6; 4) 1, 2, 3, 4, 6.

А28. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Илья входил на двор с важным видом, человека, который хорошо поработал.

2) Мы проезжали по равнине, которая была выжжена солнцем.

3) В крайнем доме, которым кончается деревня, горел свет.

4) Челкаш был доволен своей удачей, собой и этим парнем, который был так сильно напуган и превратился в его раба.

Прочитайте текст и выполните задания А29–А31; В1–В7.

(1) В былые годы, когда я был моложе, я имел некоторое пристрастие к рыбной ловле. (2) Я оставлял мой городской дом, запасался удочками и червяками и уходил в деревню на реку.
(3) Целые дни до позднего вечера я проводил на воде, а спать заходил куда попало, к крестьянам. (4) В один из таких отлетов я устроился в избе мельника. (5) Однажды, придя к мельнику ночевать, я в углу избы заметил какого-то человека в потасканной серой одежде и в дырявых валяных сапогах, хотя это было летом. (6) Он лежал на полу с котомкой под головой и с длинным посохом под мышкой. (7) Так он и спал. (8) С первым светом серый комок в валенках зашевелился, как-то крякнул, потянулся, сел, зевнул, перекрестился, встал и пошел прямо в дверь. (9) На крыльце он подошел к рукомойнику – к незатейливой посудине с двумя отверстиями, висевшей на веревочке на краю крыльца.

(10) Я было собрался со стариком заговорить, да не успел – ушел. (11) Очень пожалел я об этом, и захотелось мне хотя бы взглянуть на него еще один раз. (12) Я привстал на колени, облокотился на подоконник и открыл окошко. (13) Старик уходил вдаль. (14) Долго смотрел я ему вслед. (15) Фигура его, по мере того как он удалялся, делалась меньше и меньше и наконец исчезла вся. (16) Но в глазах моих она осталась навсегда, живая.

(17) Это был странник. (18) В России испокон веков были такие люди, которые куда-то шли. (19) У них не было ни дома, ни крова, ни семьи, ни дела. (20) Ходили по просторной русской земле с места на место, из края в край. (21) Отдыхали и спали где попало. (22) Я убежден, что, если каждого из них в отдельности спросить, куда и зачем он идет, он не ответит. (23) Он над этим не думал. (24) Казалось, что в их душах жило смутное представление о неведомом каком-то крае, где жизнь праведнее и лучше. (25) Может быть, они от чего-нибудь бегут. (26) Но если бегут, то, конечно, от тоски – этой совсем особенной, непонятной, невыразимой, иногда беспричинной русской тоски.

(27) В «Борисе Годунове» Мусоргским с потрясающей силой нарисован своеобразный представитель этой бродяжной России – Варлаам. (28) У него спутана и всклокочена седая борода, на конце расходящаяся двумя штопорами. (29) Одутловатый, малокровный, однако с сизо-красным носом, он непременный посетитель толкучего рынка. (30) Это он ходит там темно-серый, весь поношенный и помятый, в своей стеганой на вате шапке.

(31) Когда Варлаам крестится, он крестит в сердце своем пятно тоски, пятно жизни. (32) Но ничем не стирается оно: ни пляской, ни песней. (34) Не знаю, конечно, нужны ли такие люди, надо ли устроить так, чтобы они стали иными. (34) Не знаю. (35) Одно только я скажу: эти люди – одна из замечательнейших, хотя, может быть, и печальных, красок русской жизни.

(По Ф.И. Шаляпину)

А29. В каком предложении говорится об отношении автора к странникам?

1) 6; 2) 18; 3) 35; 4) 8.

А30. Какой(ие) тип(ы) речи представлен(ы) в предложениях 1–9?

3) повествование и рассуждение;

4) повествование и описание.

А31. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.

1) 8; 2) 13; 3) 16; 4) 18.

Ответы к заданиям В1–В3 запишите словами.

В1. Из предложения 4 выпишите слово, состоящее из корня, суффикса и окончания.

В2. Из предложений 17–22 выпишите причастие.

В3. Из предложения 11 выпишите словосочетание глагол + наречие со связью примыкание.

Ответы к заданиям В3–В7 запишите словами.

В4. Среди предложений 17–26 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

В5. Среди предложений 4–9 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите его номер.

В6. Среди предложений 10–20 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.

В7. Среди предложений 10–26 найдите сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Напишите номера этих предложений.

Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.

С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.

Пробный региональный экзамен по русскому языку в 8 классе 2 вариант с ответами

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ему подали тот самый граненый громадный хрустальный стакан, тот кофе, который нигде так не приготовлялся, ТЕ(ЖЕ) сливки и ТУ(ЖЕ) большую двойную просфору – все то, что он так любил, что было так вкусно здесь, на родине, как нигде в другом месте.

Это был последний обед перед отъездом из деревни С(ПЕРВА) в город, а (ЗА)ТЕМ и в Петербург.

Бабушка на базар ушла в центр, а я, ЧТО(БЫ) хату не стеречь, ТО(ЖЕ) уехал.

Выпишите составное глагольное сказуемое из приведённых ниже предложений.

Навстречу несло дождем и мглою.

Целительная сила природы хорошо известна.

До всего мне хочется дойти самому.

Укажите номера двух предложений, в которых нужно поставить тире.

Днём олень кажется самое пугливое существо в мире.

Ставрово большое, некогда торговое белокаменное село.

Главное в работе оперативника найти и обезвредить преступника.

Сегодня городская администрация словно растревоженный улей.

Укажите номера двух предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

Тишина скрывала и тяжёлую поступь чёрного медведя и зловещую повадку маньчжурского полосатого тигра.

Вдали виднеется не то облако не то пар не то туман.

Он был без шапки и пояса и ласково смеялся весенними голубыми глазами.

Державин через чёрный ход спустился по лестнице и остановился на предпоследней площадке.

Ни черные орлы внизу бумаги ни подпись главнокомандующего не могли их убедить с первого раза.

Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Среди бревен (1) кажется (2) я узнал одно, хорошо мне знакомое дерево. Он (3) кажется (4) намного моложе своих лет.

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Г) ошибка в построении предложения с однородными членами

1) Вдруг перед нами открылась древняя речная терраса, нисходящая в другую долину, покрытый совершенно другой растительностью.

2) Был он похож на теннисиста с обложки журнала «Здоровье».

3) Тридцать один участник соревнований защищали честь нашей страны.

4) Говоря о богатстве языка, в аудитории началась дискуссия.

5) В исследовании приняли участие пятеро испытуемых с нормальным или ослабленным зрением, мужчины и женщины в возрасте от 25 до 40 лет.

6) Я хотел вникнуть и познать все тайны истории Древнего мира.

(1)Садилось солнце. (2)И всё кругом как будто оцепенело в прощании со светилом. (3)Дым от костра на синеющем вдалеке берегу подымался кверху светлым столбом. (4)Стрекоза сидела на цветке таволги возле воды, и блики заката играли на слюдяных крыльях. (5)Мы зачерпнули воды в ладони, сполоснули пыльные лица.

– (6)Здравствуйте, Селигер Селигерыч…

(7)У большинства наших больших озёр мужское имя: Каспий, Арал, Балхаш, Байкал, Сенеж. (8)А это – Селигер Селигерыч.

(9)Озеро очень большое. (10)С моторной лодки одновременно видишь два берега. (11)Они то расходятся, то сужаются, так что даже не слишком смелый пловец вполне одолеет протоку. (12)Но лодка идет полчаса, час, два часа, и озеро всё не кончается.

(13)Иные озёра похожи на огромную залу под куполом, Селигер же вызывает в памяти лабиринт Эрмитажа – сотни причудливых «помещений», переходящих одно в другое, – протоки, заливы, тайные устья речек, плесы, мыски, острова. (14)И всё это в зелени трав и подступающих к самой воде лесов. (15)Одних островов тут насчитано сто шестьдесят.

(16)Отцом озера был ледник, отступавший с Валдая, как считают, двадцать пять тысяч лет назад. (17)Получив изначально талую воду утомленного ледника, озеро пополняется теперь постоянным стоком сотен маленьких речек. (18)Избыток же вод Селигер, подобно Байкалу, отдает в одном месте, одним только руслом, впадающим в Волгу.

(19)Исток Волги лежит по соседству, в девятнадцати километрах от озера. (20)Очень близко от колыбели Волги резвятся ещё две маленькие речки: Днепр, Западная Двина… (21)Вспомним Днепр у Киева, Даугаву у Риги, на российских просторах матушку Волгу – могучие реки! (22)А тут, в Валдайских лесах, они – ещё босоногие ребятишки. (23)Не познакомившись даже, они разбегаются в разные стороны из непролазной чащи их «общего детского сада». (24)В этих местах главный держатель вод – Селигер. (25)Богат, красив и заметен. (26) «Европейским Байкалом» зовут Селигер любители странствий.

(27)Никто не знает, когда впервые появились тут люди. (28)Говорят, что в каменном веке Селигер уже был приютом для человека. (29)А в XII веке берега Селигера уже густо заселены славянскими племенами кривичей. (30)Деревушки, видимые сейчас с воды и скрытые за лесами, нередко имеют глубокие корни во времени.

(31)Селение Кравотынь, дразнящее путников белой церковью и сиреневой россыпью деревянных домов, название получило, как считают, из-за резни, устроенной тут Батыем. (32)«Посекая людей яко траву», двигалось войско к желанной цели «селигерским путем». (33)И осталось до Новгорода всего несколько переходов, когда «озеро вскрылось». (34)Войско Батыя, боясь распутицы, повернуло на юг.

(35)Позже этот природный щит прикрывал россиян и с другой стороны, с запада, при походах сюда литовцев. (36)И в 41-м году в Селигер уперлась, забуксовала машина фашистского наступления. (37)Обойдя природную крепость с юга и с севера, Селигер фашисты всё же не одолели.

(38)Жизнь искони держалась на Селигере рыболовством, лесными промыслами, ремёслами и торговлей. (39)У каждой из приютившихся на берегах деревенек поныне свой норов.

(40)Люди находят тут ценности, в других местах поглощённые городами и громадами производства. (41)Тишина. (42)Чистый здоровый воздух. (43)Чистые воды. (44)Рыбная ловля. (45)Своеобразие жизни на берегах. (46)Следы истории. (47)Всё это, объединённое символом «Селигер», стоит ныне в ряду самых больших человеческих ценностей.

(48)Прощай, Селигер… (49)Неподвижно стоят над озером облака. (50)Оцепенели леса над гладью. (51)Стрекоза слюдяными крыльями блестит на тростинке, взлетает, делает в воздухе круг и садится на старое место, отражаясь в воде.

– (52)Эх, искупаться что ли в последний разок, – говорит шофер. (53)И мы решаем именно так попрощаться со стариком Селигером…

*Василий Михайлович Песков (1930 – 2013 гг.) – писатель, журналист и фотокорреспондент, тележурналист. Ведущий программы «В мире животных» (1975 – 1990), путешественник.

В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Как связаны между собой Селигер и Волга»? Укажите номер этого предложения.

(20)Очень близко от колыбели Волги резвятся ещё две маленькие речки: Днепр, Западная Двина…

(24)В этих местах главный держатель вод – Селигер.

(18)Избыток же вод Селигер, подобно Байкалу, отдает в одном месте, одним только руслом, впадающим в Волгу.

(26) «Европейским Байкалом» зовут Селигер любители странствий.

Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ / ГИА

Видео уроки ЕГЭ 2017
Бесплатные видео уроки ЕГЭ 2018 по математике профильного уровня. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе .

Видео уроки ЕГЭ 2018 база

Видео уроки ЕГЭ 2014
Видео уроки ЕГЭ 2018 по математике базовый уровень. Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе .

Видео уроки ОГЭ 2018 (ГИА)

Видеоуроки ГИА
Бесплатные видео уроки ОГЭ 2018 по математике (ГИА-9). Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе .

Результаты ЕГЭ

Результаты ЕГЭ
Как подсчитывают результаты ЕГЭ? Как оцениваются ваши знания; что такое шкалирование; первичные и тестовые баллы? Давайте разберемся! .

Тесты к заданию А23 ЕГЭ по русскому языку, Знаки препинания в простом осложненном предложении

Задания А23 ЕГЭ. Русский язык, Знаки препинания в предложениях с однородными членами

10 заданий типа А23 ЕГЭ по русскому языку с ответами:
Знаки препинания: однородные члены предложения

Проверьте свою готовность к заданиям А23 ЕГЭ по русскому языку.
Выполните тесты и сверьтесь с ответами внизу статьи.

1. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Санин ощущал во всем своем существе если не удовольствие то некоторую легкость счастья.

2) Среди сибирских рек есть и большие и малые и спокойные и буйные.

3) Снаряды рвались справа и слева и впереди.

4) От него не было ни слуху ни духу.

2. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Листья в поле пожелтели и кружатся и летят.

2) Для Алевтины Васильевны хотя и привычна но тяжела была власть Ерофея Кузьмича.

3) Отрывистый и ломаный звук метался и прыгал и бежал куда-то в сторону от других.

4) И день и ночь не утихала работа в поле.

3. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Вода быстро поднималась и заливала луга и огороды жителей деревни.

2) Зарево распространилось не только над центром города но и далеко вокруг.

3) Ни свет ни заря отправилась Матрена в город.

4) Часовой дошел до противоположного угла и повернул обратно.

4. Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые. (Знаки препинания не расставлены.)

1) И на суше и на море молодые и сильные руки творят чудеса.

2) Не то сон не то наваждение не то видение чудное показалось старому монаху.

3) Задолго до рассвета Ильинична затопила печь выпекла хлеб и насушила две сумы сухарей.

4) И день и ночь мой Ленинград стоял и жил сражался и мечтал.

5. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Я имею поручение как от судьи так равно и от всех ваших знакомых примирить вас с приятелем вашим.

2) И радости встреч и горечь разлук мы все испытали товарищ и друг.

3) Вот уж и стука и крика и бубенцов не слыхать.

4) Здесь барство дикое без чувства без закона присвоило себе насильственной лозой и труд и собственность и время земледельца.

6. Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Клены и березки столпились на пригорках и лощинах.

2) Он слеп упрям нетерпелив и легкомыслен и кичлив.

3) Русский народ смышлен и понятлив усерден и горяч ко всему благому и прекрасному.

4) Грохот грома смешивался с шумом дождя и криком петухов и лаем собак.

7. Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Ни побоища ни стана ни надгробного кургана не встречает царь Дадон.

2) Как недостатки так и достоинства «Полтавы» были равно не поняты тогдашними критиками и тогдашнею публикой.

3) И сегодня рифма поэта — ласка и лозунг и штык и кнут.

4) Не железным ключом открывается сердце а добротой.

8. Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятых. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Наставник внимательно и придирчиво оглядывал выполненную работу и обсуждал все тонкости механизма со своим помощником и его учеником.

2) Ветер приносит холод ясность и некую пустоту всего тела

3) Буду ли я пеною в море или голубою мглой на горах или вечерней тенью степной — я всегда буду помнить о тебе.

4) Осенней свежестью листвою и плодами благоухает сад.

9. Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятых. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Необходимо побывать если не во всех то в большинстве районов.

2) Ветер срывал с берез мокрые и пахучие листья и швырял их в ночь.

3) Он рощи полюбил густые уединенье тишину и ночь.

4) Долго ль мне гулять на свете то в коляске то верхом то в кибитке то в карете то в телеге то пешком?

10. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) С самого раннего утра убегал он или на пруд или в рощу или на сенокос.

2) А я не только впредь не трону здешних стай но сам за них с другими грызться рад.

3) Татьяна верила преданьям простонародной старины и снам и карточным гаданьям и предсказаниям луны.

Укажите предложение в котором нужно поставить только одну запятую о волга колыбель

Пояснение.
Приведем верное написание.

1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.
2) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу отношений Гёте с великим русским поэтом А. С. Пушкиным.
3) От домов во все стороны шли ряды деревьев, или кустарников, или цветов.
4) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства, так и различия.

Одна запятая необходима в последнем предложении: его однородные члены соединены при помощи двойных союзов.

Правильный ответ указан под номером 4.

Пояснение.
Приведем верное написание.

1) Плоды этого растения полезные и вкусные и обладают прекрасным ароматом.
2) Из окна были видны стволы вишен да кусочек аллеи.
3) Изучение роста необычных кристаллов имеет и теоретическое, и практическое, и общенаучное значение. 4) Древние испанские мастера при строительстве замков применяли либо каменную, либо кирпичную кладку.

Одна запятая необходима в последнем предложении: его однородные члены соединены
Правильный ответ указан под номером 4.

Пояснение.
Приведем верное написание.

1)Для развития личности полезны и искусство, и наука, и жизненный опыт.
2)Грубое или даже нелюбезное поведение людей может испортить настроение окружающим.
3)Память накапливает добрый опыт и традиции и постоянно противостоит уничтожающей силе времени.
4)Хорошие манеры и правильно выработанное поведение принесут человеку как хорошее настроение, так и уважение окружающих.

Одна запятая необходима в последнем предложении: его члены соединены при помощи двойных союзов.

Правильный ответ указан под номером 4.

Пояснение.
Приведем верное написание.

1)Прогулка или разговор с другом были одинаково приятны для меня.
2)Сумрак скрыл очертания лица и фигуры Ольги и набросил на неё как будто покрывало.
3)Ученье да труд всё перетрут.
4)В колледже он с увлечением занимался как гуманитарными, так и естественно-математическими дисциплинами.

Одна запятая необходима в последнем предложении: его однородные члены соединены при помощи двойных союзов.

Правильный ответ указан под номером 4.

Пояснение.
Приведем верное написание.

1) Гость вошёл и уже через пять минут овладел разговором и сделался центром общества
2) Много желал, да ничего не поймал
3) В гостиной собрались человек восемь гостей да хозяева
4) Почти каждый вечер они уезжали в лес или на водопад.

Одна запятая необходима во втором предложении, где "да" употребляется в значении "но".

Правильный ответ указан под номером 2.

Пояснение.
Приведем верное написание.

1) По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух.
2) Интонация всегда лежит на грани словесного и несловесного, сказанного и несказанного.
3) Иван был почти всегда сонливый да ленивый.
4) Мне хотелось застать медведя где-нибудь на полянке или за рыбной ловлей на берегу реки.

Одна запятая необходима во втором предложении при перечислении его однородных членов.
Правильный ответ указан под номером 2.

Пояснение.
Приведем верное написание.

1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.
2) Причастия способны как образно описать предмет или явление, так и представить его признак в динамике.
3) Алогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект, и приковывает внимание читателя, и усиливает образность.
4) Довольно скоро он обжился в этом районе да подружился с соседями.

Одна запятая необходима во втором предложении: его однородные члены соединены при помощи двойных союзов.

Правильный ответ указан под номером 2.

Пояснение.
Приведем верное написание.

1)Вечером Вадим ушёл в свою комнату и сел перечитывать письмо и писать ответ.
2)Больше я ничего не слышал, так как незаметно для себя уснул.
3)Он подошёл к окну и увидел одни трубы да крыши.
4)Хорошо бы в нашем музее когда-нибудь увидеть картины Рембрандта или Тициана.

Одна запятая необходима во втором предложении.

Правильный ответ указан под номером 2.

Пояснение.
Приведем верное написание.

1)Некоторые акварельные произведения относятся как к живописи, так и к графике.
2)Океан словно замер и рокочет тихо и вкрадчиво.
3)Ответы вы можете дать в устной или письменной форме.
4)Арбуз и спел, и сахарист, и очень вкусен.

Одна запятая необходима в первом предложении: его однородные члены соединены при помощи двойных союзов.

Правильный ответ указан под номером 1.

Пояснение.
Приведем верное написание.

1)Индивидуальность писателя проявляется и в предпочтении того или иного цветового эпитета.
2)Почти каждый из французских скульпторов работал одновременно в историко-мифологическом, и в портретном, и в пейзажном жанрах.
3)Грин мог подробно описать как изгиб реки, так и расположение домов, как вековые леса, так и уютные приморские города.
4)Лес шумел то убаюкивающе и певуче, то порывисто и тревожно.

Одна запятая необходима в последнем предложении при перечислении его однородных членов.

Правильный ответ указан под номером 4.

Пояснение.
Приведем верное написание.

1)В древней Индии умело использовали медь и бронзу и отливали металлические изделия.
2)В XVIII веке казачьи атаманы порой отправляли в столицы детей — пленников войн — в качестве подарков императорской семье или знатному вельможе.
3)Я немного испугался, однако вошёл в дом.
4)За ужином я заговорил о Хоре да о Калиныче.

Правильный ответ указан под номером 3.

Пояснение.
Приведем верное написание.

1)Из листового металла делают и корпуса машин, и приборы, и посуду.
2)Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.
3)Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью.
4)Мы долго не ложились спать и любовались то небом, то морем.

Одна запятая необходима в последнем предложении для разделения однородных членов предложения (при повторяющемся сочинительном соединительном союзе ТО-ТО

Правильный ответ указан под номером 4.

Пояснение.
Приведем верное написание.

1)В поведении скворца много суетливого и забавного, деловитого и хитрого.
2)В гостиной графа зеркала, и картины, и вазы были настоящими произведениями искусства.
3)Для многих книги Достоевского или Толстого интереснее любого детективного романа.
4)Хорошо тёплой осенью потеряться в густых чащах осин и берёз и дышать прелым запахом травы.

Правильный ответ указан под номером 1.

Пояснение.
Приведем верное написание.

1) Немецкий художник Дюрер много путешествовал по Италии и Нидерландам и был хорошо знаком с искусством этих стран.
2) Художник сумел передать внешность этого человека, и характер, и настроение.
3) Солнце — мощный источник как света и тепла, так и других излучений.
4) Часть населения или пешком, или на телегах, или на машинах двинулась из города.

Одна запятая необходима в третьем предложении: его однородные члены соединены при помощи двойных союзов.

Правильный ответ указан под номером 3.

Пояснение.
Приведем верное написание.

1)Для измерения тех или иных научных объектов или явлений используются единые для всего мира единицы.
2)Тучи на горизонте то сходились и расходились, то выстраивались в причудливые замки.
3)Споры шляпочных грибов очень мелкие и лёгкие и переносятся потоком воздуха.
4)Видны были только белые стволы ближайших берёз да кусочек аллеи.

Одна запятая необходима во втором предложении, она разделяет однородные члены предложения.
Союз ТО-ТО соединительный сочинительный.

Правильный ответ указан под номером 2.

Пояснение.
Приведем верное написание.

1)В роще невысокой липа да орешник разрослись широко.
2)Травы и цветы горячо и сладко пахли на припёке.
3)Его любили не столько за возвышенный ум, сколько за какую-то трогательную наивность и способность всему удивляться.
4)Речной жемчуг беловатого или жёлтого цвета встречается в озёрах с чистой водой.

Одна запятая необходима в третьем предложении: его однородные члены соединены при помощи двойных союзов.

Правильный ответ указан под номером 3.

Пояснение.
Приведем верное написание.

1)Много желал, однако ничего не поймал.
2)Идеальный дворянин должен был походить на героя рыцарских романов, и на персонажа античной истории, и на христианского проповедника.
3)Преподаватель рисования обратил внимание на способности и склонности мальчика и убедил родителей отдать ребёнка в училище живописи.
4)Дачники лениво гуляют под зонтиками или сидят в тени деревьев.

О Волга. колыбель моя!

. . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . .
Не торопись, мой верный пес!
Зачем на грудь ко мне скакать?
Еще успеем мы стрелять.
Ты удивлен, что я прирос
На Волге: целый час стою
Недвижно, хмурюсь и молчу.
Я вспомнил молодость мою
И весь отдаться ей хочу
Здесь на свободе. Я похож
На нищего: вот бедный дом,
Тут, может, подали бы грош.
Но вот другой — богаче: в нем
Авось побольше подадут.
И нищий мимо; между тем
В богатом доме дворник плут
Не наделил его ничем.
Вот дом еще пышней, но там
Чуть не прогнали по шеям!
И, как нарочно, все село
Прошел — нигде не повезло!
Пуста, хоть выверни суму.
Тогда вернулся он назад
К убогой хижине — и рад.
Что корку бросили ему;
Бедняк ее, как робкий пес,
Подальше от людей унес
И гложет. Рано пренебрег
Я тем, что было под рукой,
И чуть не детскою ногой
Ступил за отческий порог.
Меня старались удержать
Мои друзья, молила мать,
Мне лепетал любимый лес:
Верь, нет милей родных небес!
Нигде не дышится вольней
Родных лугов, родных полей,
И той же песенкою полн
Был говор этих милых волн.
Но я не верил ничему.
Нет,— говорил я жизни той.—
Ничем не купленный покой
Противен сердцу моему.

Быть может, недостало сил
Или мой труд не нужен был,
Но жизнь напрасно я убил,
И то, о чем дерзал мечтать,
Теперь мне стыдно вспоминать!
Все силы сердца моего
Истратив в медленной борьбе,
Не допросившись ничего
От жизни ближним и себе,
Стучусь я робко у дверей
Убогой юности моей:
— О юность бедная моя!
Прости меня, смирился я!
Не помяни мне дерзких грез,
С какими, бросив край родной,
Я издевался над тобой!
Не помяни мне глупых слез,
Какими плакал я не раз,
Твоим покоем тяготясь!
Но благодушно что-нибудь,
На чем бы сердцем отдохнуть
Я мог, пошли мне! Я устал,
В себя я веру потерял,
И только память детских дней
Не тяготит души моей.

Я рос, как многие, в глуши,
У берегов большой реки,
Где лишь кричали кулики,
Шумели глухо камыши,
Рядами стаи белых птиц,
Как изваяния гробниц,
Сидели важно на песке;
Виднелись горы вдалеке,
И синий бесконечный лес
Скрывал ту сторону небес,
Куда, дневной окончив путь,
Уходит солнце отдохнуть.

Я страха смолоду не знал,
Считал я братьями людей
И даже скоро перестал
Бояться леших и чертей.
Однажды няня говорит:
«Не бегай ночью — волк сидит
За нашей ригой, а в саду
Гуляют черти на пруду!»
И в ту же ночь пошел я в сад.
Не то, чтоб я чертям был рад,
А так — хотелось видеть их.
Иду. Ночная тишина
Какой-то зоркостью полна,
Как будто с умыслом притих
Весь божий мир — и наблюдал,
Что дерзкий мальчик затевал!
И как-то не шагалось мне
В всезрящей этой тишине.
Не воротиться ли домой?
А то как черти нападут
И потащат с собою в пруд,
И жить заставят под водой?
Однако я не шел назад.
Играет месяц над прудом,
И отражается на нем
Береговых деревьев ряд.
Я постоял на берегу,
Послушал — черти ни гу-гу!
Я пруд три раза обошел,
Но черт не выплыл, не пришел!
Смотрел я меж ветвей дерев
И меж широких лопухов,
Что поросли вдоль берегов,
В воде: не спрятался ли там?
Узнать бы можно по рогам.
Нет никого! Пошел я прочь,
Нарочно сдерживая шаг.
Сошла мне даром эта ночь,
Но если б друг какой иль враг
Засел в кусту и закричал
Иль даже, спугнутая мной,
Взвилась сова над головой —
Наверно б мертвый я упал!
Так, любопытствуя, давил
Я страхи ложные в себе
И в бесполезной той борьбе
Немало силы погубил.
Зато, добытая с тех пор,
Привычка не искать опор
Меня вела своим путем,
Пока рожденного рабом
Самолюбивая судьба
Не обратила вновь в раба!

О Волга! после многих лет
Я вновь принес тебе привет.
Уж я не тот, но ты светла
И величава, как была.
Кругом все та же даль и ширь,
Все тот же виден монастырь
На острову, среди песков,
И даже трепет прежних дней
Я ощутил в душе моей,
Заслыша звон колоколов.
Все то же, то же. только нет
Убитых сил, прожитых лет.

Уж скоро полдень. Жар такой,
Что на песке горят следы,
Рыбалки дремлют над водой,
Усевшись в плотные ряды;
Куют кузнечики, с лугов
Несется крик перепелов.
Не нарушая тишины
Ленивой медленной волны,
Расшива движется рекой.
Приказчик, парень молодой,
Смеясь, за спутницей своей
Бежит по палубе; она
Мила, дородна и красна.
И слышу я, кричит он ей:
«Постой, проказница, ужо —
Вот догоню. » Догнал, поймал,—
И поцелуй их прозвучал
Над Волгой вкусно и свежо.
Нас так никто не целовал!
Да в подрумяненных губах
У наших барынь городских
И звуков даже нет таких.

В каких-то розовых мечтах
Я позабылся. Сон и зной
Уже царили надо мной.
Но вдруг я стоны услыхал,
И взор мой на берег упал.
Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой.
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки,
И был невыносимо дик
И страшно ясен в тишине
Их мерный похоронный крик,—
И сердце дрогнуло во мне.

О Волга. колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зарям,
Когда еще все в мире спит
И алый блеск едва скользит
По темно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке.
Иду на помощь к рыбакам,
Катаюсь с ними в челноке,
Брожу с ружьем по островам.
То, как играющий зверок.
С высокой кручи на песок
Скачусь, то берегом реки
Бегу, бросая камешки,
И песню громкую пою
Про удаль раннюю мою.
Тогда я думать был готов,
Что не уйду я никогда
С песчаных этих берегов.
И не ушел бы никуда —
Когда б, о Волга! над тобой
Не раздавался этот вой!

Давно-давно, в такой же час,
Его услышав в первый раз.
Я был испуган, оглушен.
Я знать хотел, что значит он,—
И долго берегом реки
Бежал. Устали бурлаки.
Котел с расшивы принесли,
Уселись, развели костер
И меж собою повели
Неторопливый разговор.
— Когда-то в Нижний попадем?—
Один сказал: — Когда б попасть
Хоть на Илью. — «Авось придем.
Другой, с болезненным лицом,
Ему ответил. — Эх, напасть!
Когда бы зажило плечо,
Тянул бы лямку, как медведь,
А кабы к утру умереть —
Так лучше было бы еще. »
Он замолчал и навзничь лег.
Я этих слов понять не мог,
Но тот, который их сказал,
Угрюмый, тихий и больной,
С тех пор меня не покидал!
Он и теперь передо мной:
Лохмотья жалкой нищеты,
Изнеможенные черты
И, выражающий укор,
Спокойно-безнадежный взор.
Без шапки, бледный, чуть живой,
Лишь поздно вечером домой
Я воротился. Кто тут был —
У всех ответа я просил
На то, что видел, и во сне
О том, что рассказали мне,
Я бредил. Няню испугал:
«Сиди, родименькой, сиди!
Гулять сегодня не ходи!»
Но я на Волгу убежал.

Бог весть, что сделалось со мной?
Я не узнал реки родной:
С трудом ступает на песок
Моя нога: он так глубок;
Уж не манит на острова
Их ярко-свежая трава,
Прибрежных птиц знакомый крик
Зловещ, пронзителен и дик,
И говор тех же милых волн
Иною музыкою полн!

О, горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
На берегу родной реки,—
И в первый раз ее назвал
Рекою рабства и тоски.

Что я в ту пору замышлял,
Созвав товарищей детей,
Какие клятвы я давал —
Пускай умрет в душе моей,
Чтоб кто-нибудь не осмеял!

Но если вы — наивный бред,
Обеты юношеских лет,
Зачем же вам забвенья нет?
И вами вызванный упрек
Так сокрушительно жесток.

Унылый, сумрачный бурлак!
Каким тебя я в детстве знал,
Таким и ныне увидал:
Все ту же песню ты поешь,
Все ту же лямку ты несешь,
В чертах усталого лица
Все та ж покорность без конца.
Прочна суровая среда,
Где поколения людей
Живут и гибнут без следа
И без урока для детей!
Отец твой сорок лет стонал,
Бродя по этим берегам,
И перед смертию не знал,
Что заповедать сыновьям.
И, как ему,— не довелось
Тебе наткнуться на вопрос:
Чем хуже был бы твой удел,
Когда б ты менее терпел?
Как он, безгласно ты умрешь,
Как он, безвестно пропадешь.
Так заметается песком
Твой след на этих берегах,
Где ты шагаешь под ярмом
Не краше узника в цепях,
Твердя постылые слова,
От века те же «раз да два!»
С болезненным припевом «ой!»
И в такт мотая головой.
1860
Н.А.Некрасов. Сочинения в трех томах.
Москва: Государственное изд-во
художественной литературы, 1959.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 25.04.2010. Мой адрес Советский Союз.
  • 24.04.2010. В горнице моей светло
  • 23.04.2010. Гляжу в озёра синие
  • 18.04.2010. Снится мне деревня
  • 15.04.2010. О Волга. колыбель моя!
  • 11.04.2010. Эхо войны

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Укажите предложение в котором нужно поставить только одну запятую о волга колыбель

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Кто умолял меня о встрече и тем самым склонил к предательству интересов фирмы?

2) Сердце Курочкина скатилось под уклон «русских горок» и бешено забилось где-то в районе солнечного сплетения.

3) Мальчишки и девчонки нашего класса а также их родители приняли участие в школьном спектакле.

4) От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов.

5) В России континентальный климат и здесь особенно суровая зима.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание.

1) Кто умолял меня о встрече и тем самым склонил к предательству интересов фирмы?

2) Сердце Курочкина скатилось под уклон «русских горок» и бешено забилось где-то в районе солнечного сплетения.

3) Мальчишки и девчонки нашего класса, а также их родители приняли участие в школьном спектакле.

4) От домов во все стороны шли ряды деревьев, или кустарников, или цветов.

5) В России континентальный климат, и здесь особенно суровая зима. У каждого предложения своё обстоятельсво. См. правило, пункт 15.2.2

Одна запятая необходима:

в 3-м предложении: его однородные члены соединены при помощи союза А;

в 5-м предложении: оно сложносочиненное. Содержит две предикативные части, которые не имеют общего второстепенного члена предложения или вводного слова и не имеют придаточной части.

Правильный ответ указан под номером 3 и 5.

Правило: Задание 16. Знаки препинания в ССП и в предложении с однородными членами

ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ И В ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ С ОД­НО­РОД­НЫ­МИ ЧЛЕНАМИ

В этом за­да­нии про­ве­ря­ют­ся зна­ния двух пунктограмм:

1. Запятые в про­стом пред­ло­же­нии с од­но­род­ны­ми членами.

2. Запятые в сложносочинённом предложении, части ко­то­ро­го со­еди­ня­ют со­чи­ни­тель­ные союзы, в частности, союз И.

Цель: найти ДВА предложения, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ПО ОДНОЙ за­пя­той в каждом. Не две, не три (а такое бывает!) запятых, а одну. При этом нужно ука­зывать но­ме­ра тех предложений, где была ПО­СТАВ­ЛЕ­НА пропущенная запятая, так как бы­ва­ют такие случаи, что в пред­ло­же­нии уже есть запятая, например, при де­е­при­част­ном обороте. Её мы не считаем.

Не сле­ду­ет искать за­пя­тые при раз­лич­ных оборотах, ввод­ных словах и в СПП: по спе­ци­фи­ка­ции в дан­ном задании про­ве­ря­ют­ся лишь три ука­зан­ные пунктограммы. Если в предложении будут необходимы запятые на другие правила, они уже будут расставлены

Верным будет ответ из двух цифр, от 1 до 5, в любой последовательности, без запятых и пробелов, например: 15, 12, 34.

ОЧ — однородные члены.

ССП — сложносочинённое предложение.

Алгоритм выполнения задания должен быть таким:

1. Определяем количество основ.

2. Если предложение простое, то находим в нём ВСЕ ряды однородных членов и обращаемся к правилу.

3. Если основ две, то это сложное предложение, и каждая часть рассматривается отдельно (см. пункт 2).

Не забываем, что однородные подлежащие и сказуемые создают НЕ сложное, а простое осложнённое предложение.

15.1 ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ ПРИ ОД­НО­РОД­НЫХ ЧЛЕНАХ

Однородные члены пред­ло­же­ния — это такие члены, ко­то­рые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Од­но­род­ные члены пред­ло­же­ния (как главные, так второстепенные) всегда соединёны со­чи­ни­тель­ной связью, с союзом или без него.

Например: В «Детских годах Багрова–внука» С. Ак­са­ков с под­лин­но по­э­ти­че­ским во­оду­шев­ле­ни­ем опи­сы­ва­ет и летние , и зим­ние кар­ти­ны рус­ской природы.

В данном предложении есть один ряд ОЧ, это два однородных определения.

В одном пред­ло­же­нии может быть не­сколь­ко рядов од­но­род­ных членов. Так, в предложении Вскоре уда­рил тяжёлый ли­вень и по­крыл шумом дож­де­вых по­то­ков и по­ры­вы ветра, и стоны сос­но­во­го бора рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл; два дополнения, порывы и стоны.

Обратите внимание : в каждом ряду ОЧ действуют свои пунктуационные правила.

Рассмотрим различные схемы предложений с ОЧ и сформулируем правила постановки запятых.

15.1.1. Ряд однородных членов, соединённых ТОЛЬКО интонацией, без союзов.

Общая схема: О , О , О .

Правило: если два или несколько ОЧ соединенных только интонацией, между ними запятая ставится.

Пример: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные, красные яблоки.

15.1.2 Два однородных члена соединены союзом И, ДА (в значении И), ЛИБО, ИЛИ

Общая схема: О и/да/либо/или О .

Правило: если два ОЧ соединены одиночным союзом И/ДА, между ними запятая не ставится.

Пример 1: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые и красные яблоки.

Пример 2: Везде её встречали весело и дружелюбно .

Пример 3: Только ты да я останемся жить в этом доме.

Пример 4: Я приготовлю рис с овощами либо плов .

15.1.3 Последний ОЧ присоединён союзом И.

Общая схема: О , О и О .

Правило: Если по­след­ний однородный член при­со­еди­ня­ет­ся со­ю­зом и, то за­пя­тая перед ним не ставится.

Пример: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные и красные яблоки.

15.1.4. Од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы дважды

Правило: При раз­лич­ных ком­би­на­ци­ях со­юз­но­го (пункт 15.1.2) и бес­со­юз­но­го (пункт 15.1.1) со­че­та­ния од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния со­блю­да­ет­ся правило: если од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы дважды, то за­пя­тая ста­вит­ся между всеми од­но­род­ны­ми членами

Общая схема: О , и О , и О .

Общая схема: и О , и О , и О .

Пример 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

Пример 2: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны и жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

Более сложные примеры:

Пример 3: От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи — от всего по­бе­жа­ли да­ле­ко длин­ные тени.

Два союза и, четыре ОЧ. Запятая между ОЧ.

Пример 4: Было груст­но и в ве­сен­нем воздухе , и на тем­нев­шем небе , и в вагоне . Три союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.

Пример 5: Дома, и деревья, и тротуары были укры­ты снегом. Два союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.

Обратите внимание, после последнего ОЧ нет запятой , ибо это не между ОЧ, а после него.

Именно эта схема часто вос­при­ни­ма­ет­ся за оши­боч­ную и несуществующую, учтите это при выполнении задания.

Обратите внимание : данное правило работает лишь при условии, что союз И повторяется в одном ряду ОЧ, а не во всём предложении.

Пример 1: По ве­че­рам за сто­лом со­би­ра­лись дети и взрос­лые и чи­та­ли вслух. Сколько рядов? Два: дети и взрослые; собирались и читали. Союз и не повторяется в каждом ряду, он употреблён по одному разу. Поэтому запятые НЕ ставятся по правилу 15.1.2.

Пример 2: Ве­че­ром Вадим ушёл в свою ком­на­ту и сел пе­ре­чи­ты­вать пись­мо и пи­сать ответ. Два ряда: ушёл и сел; сел (зачем? с какой целью?) перечитывать и писать.

15.1.5 Однородные члены соединены союзом А, НО, ДА(=но)

Схема: О , а/но/да О

Правило: При на­ли­чии союза А, НО, ДА(=но) за­пя­тые ставятся.

Пример 1: Ученик пишет быстро , но неаккуратно .

Пример 2: Малыш уже не хныкал , а плакал навзрыд.

Пример 3: Мал золотник, да дорог .

15.1.6 При однородных членах повторяются союзы НИ, НИ; НЕ ТО, НЕ ТО; ТО, ТО; ЛИБО, ЛИБО; ИЛИ, ИЛИ

Схема: О , или О , или О

Правило: при двукратном по­вто­ре­нии дру­гих со­ю­зов (кроме И) ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или запятая ста­вит­ся всегда:

Пример 1: А ста­рик расхаживал по ком­на­те и то вполголоса напевал псалмы, то внушительно поучал дочь.

Обратите внимание, что в предложении имеются также од­но­род­ные об­сто­я­тель­ства и дополнения, но мы их не выделяем для более чёткой картины.

После сказуемого «расхаживал» за­пя­той нет! Но если бы вместо союза И ТО, И ТО был бы просто И, запятых было целых три (по правилу 15.1.4)

15.1.7. При однородных членах имеются двойные союзы.

Правило: При двой­ных со­ю­зах запятая ста­вит­ся перед вто­рой его частью. Это союзы как. так и; не только. но и; не столько. сколько; насколько. настолько; хотя и. но; если не. то; не то что. но; не то чтобы. а; не толь­ко не, а, скорее. чем и другие.

Примеры: Я имею по­ру­че­ние как от судьи , так равно и от всех наших знакомых .

Грин был не только ве­ли­ко­леп­ным пейзажистом и мастером сюжета, но был еще и очень тон­ким психологом .

Мама не то что сердилась , но все-таки была недовольна .

Туманы в Лон­до­не бы­ва­ют если не каждый день , то через день непременно.

Он был не столько расстроен , сколько удивлен сло­жив­шей­ся ситуацией.

Обратите внимание, что каждая часть двойного союза стоит ПЕРЕД ОЧ, что очень важно учитывать при вы­пол­не­нии за­да­ния 7 (тип «ошибка на од­но­род­ные члены») мы уже встре­ча­лись с этими союзами.

15.1.8. Часто однородные члены соединяются попарно

Общая схема: Схема: О и О , О и О

Правило: При по­пар­ном объ­еди­не­нии вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния за­пя­тая ста­вит­ся между па­ра­ми (союз И дей­ству­ет локально, толь­ко внут­ри групп):

Пример1: Аллеи, за­са­жен­ные сиренями и липами , вязами и тополями , вели к де­ре­вян­ной эстраде.

Пример 2: Песни были разные: про радость и горе , день прошедший и день грядущий .

Пример 3: Книги по гео­гра­фии и ту­рист­ские справочники , друзья и слу­чай­ные знакомые твер­ди­ли нам, что Ро­по­та­мо – один из самых кра­си­вых и диких угол­ков Болгарии.

15.1.9.Не яв­ля­ют­ся однородными, по­это­му не вы­де­ля­ют­ся запятыми:

Ряд повторов, име­ю­щих усилительный от­те­нок — это не од­но­род­ные члены.

А снег шёл и шёл.

Простые осложнённые ска­зу­е­мые также не яв­ля­ют­ся однородными

Сказал так сказал, пойду проверю.

Фразеологизмы с по­вто­ря­ю­щи­ми­ся союзами не яв­ля­ют­ся однородными чле­на­ми

Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь

Если в пред­ло­же­нии есть не­од­но­род­ные определения , ко­то­рые стоят перед по­яс­ня­е­мым словом и ха­рак­те­ри­зу­ют один пред­мет с раз­ных сторон, между ними нель­зя вставить союз и.

Из глу­би­ны цветка не­ожи­дан­но поднялся сон­ный золотистый шмель.

15.2. ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Сложносочиненными на­зы­ва­ют­ся сложные предложения, в ко­то­рых простые пред­ло­же­ния равноправны по смыс­лу и свя­за­ны сочинительными союзами. Части слож­но­со­чи­нен­но­го предложения не за­ви­сят друг от друга и со­став­ля­ют одно смыс­ло­вое целое.

Пример: Три раза зи­мо­вал он в Мир­ном, и каж­дый раз воз­вра­ще­ние домой ка­за­лось ему пре­де­лом че­ло­ве­че­ско­го сча­стья.

В за­ви­си­мо­сти от вида со­чи­ни­тель­но­го союза, ко­то­рый связывает части предложения, все слож­но­со­чи­нен­ные предложения (ССП) де­лят­ся на три ос­нов­ных разряда:

1) ССП с со­еди­ни­тель­ны­ми союзами (и; да в зна­че­нии и; ни . ни; тоже; также; не толь­ко . но и; как . так и);

2) ССП с раз­де­ли­тель­ны­ми союзами (то . то; не то . не то; или; либо; то ли . то ли);

3) ССП с про­ти­ви­тель­ны­ми союзами (а, но, да в зна­че­нии но, однако, зато, но зато, только, же).

15.2.1 Основное правило постановки запятой в ССП.

Запятая между ча­стя­ми сложного пред­ло­же­ния ста­вит­ся по ос­нов­но­му правилу, то есть ВСЕГДА, за исключением осо­бых условиях , ко­то­рые ограничивают дей­ствие этого правила. Об этих условиях сказано во второй части правила. В любом случае, чтобы определить, яв­ля­ет­ся ли пред­ло­же­ние сложным, не­об­хо­ди­мо найти его грам­ма­ти­че­ские основы. Что нужно учи­ты­вать при этом:

а) Далеко не все­гда каждое про­стое предложение может иметь и подлежащее, и сказуемое. Так, ча­стот­ны предложения с одной без­лич­ной частью , со ска­зу­е­мым в неопределённо-личном предложении . Например: Много труда предстоит ему, и он это знал .

Схема: [ предстоит ], и [ он знал ].

В дверь позвонили, и никто не сдвинулся с места.

Схема: [ позвонили ], и [ никто не сдвинулся ].

б) Подлежащее может быть вы­ра­же­но местоимениями, как личными, так и дру­гих разрядов: Я вдруг услышал до боли зна­ко­мый голос, и это вернуло меня к жизни.

Схема: [Я услы­шал ], и [это вер­ну­ло ]. Не те­ряй­те местоимения в роли подлежащего, если оно дуб­ли­ру­ет подлежащее из пер­вой части! Это два предложения, у каж­до­го своя основа, например: Художник был хо­ро­шо знаком со всеми гостями, и он не­мно­го удивился , уви­дев незнакомое ему лицо.

Схема: [Художник был знаком], и [он уди­вил­ся ]. Срав­ним с ана­ло­гич­ной конструкцией в про­стом предложении: Художник был хо­ро­шо знаком со всеми го­стя­ми и не­мно­го удивился , уви­дев незнакомое ему лицо. [ О Сказ и О Сказ].

в) Поскольку слож­ное предложение со­сто­ит из двух простых, то впол­не вероятно, что каж­дое из них может иметь од­но­род­ные члены в своём составе. За­пя­тые ставятся и по пра­ви­лу однородных членов, и по пра­ви­лу сложносочинённого предложения. Например: Листья багряные, золотые падали тихо на землю, и ветер кружил их в воз­ду­хе и подбрасывал . Схема пред­ло­же­ния : [Листья падали], и [ветер О Сказ и О Сказ ].

15.2.2 Особые условия постановки знаков в сложносочинённом предложении

В школьном курсе русского языка единственным условием, при котором между частями сложного предложения не ставится запятая, есть наличие общего второстепенного члена .

Самое слож­ное для уча­щих­ся —это понять, есть ли общий вто­ро­сте­пен­ный член предложения , ко­то­рый даст право не ста­вить запятую между частями, или его нет. Общий— значит, от­но­ся­щий­ся одновременно и к пер­вой части, и ко второй. Если общий член есть —запятая между ча­стя­ми ССП не ставится . Если он есть, то во вто­рой части не может быть ана­ло­гич­но­го второстепенного члена , он толь­ко один, стоит в самом на­ча­ле предложения. Рас­смот­рим простые случаи:

Пример 1: Через год дочка пошла в школу и мама смогла выйти на работу.

Оба про­стых предложения в рав­ной мере могут пре­тен­до­вать на об­сто­я­тель­ство времени «через год». Что случилось через год? Дочка пошла в школу. Мама смогла выйти на работу.

Пе­ре­ста­нов­ка общего члена в конец пред­ло­же­ния меняет смысл: Дочка пошла в школу, и мама смог­ла выйти на ра­бо­ту через год . И теперь этот второстепенный член уже не общий, а относится лишь ко второму простому предложению. По­это­му для нас так важно во-первых, место об­ще­го члена, только на­ча­ло предложения, а во вторых, общий смысл предложения.

Пример 2: К вечеру ветер утих и начало подмораживать . Что произошло к вечеру? Ветер утих. Начало подмораживать.

Теперь более слож­ный пример 1: На окра­и­не города снег уже начал подтаивать, и здесь уже была впол­не весенняя картина. В пред­ло­же­нии два обстоятельства, у каж­до­го простого— своё. Имен­но поэтому за­пя­тая поставлена. Общего второстепенного члена нет. Таким образом, на­ли­чие второго вто­ро­сте­пен­но­го члена та­ко­го же типа (места, времени, цели) во вто­ром предложении даёт право по­ста­вить запятую.

Пример 2: К ночи температура у мамы поднялась ещё больше, и мы не спали всю ночь. Нет оснований относить обстоятельство «к ночи» ко второй части сложного предложения, поэтому запятая ставится.

Необходимо отметить, что бы­ва­ют и дру­гие случаи, при ко­то­рых запятая не ста­вит­ся между ча­стя­ми сложносочинённого предложения. К ним от­но­сит­ся наличие об­ще­го вводного слова, общей при­да­точ­ной части, а также двух пред­ло­же­ний неопределённо-личных, безличных одинаковых по структуре, восклицательных. Но эти слу­чаи не вклю­ча­лись в за­да­ния ЕГЭ, и в по­со­би­ях они не представлены и в школьном курсе не изучаются.

Читайте также: