Установите соответствие между организмами и формами взаимодействия между ними гепард газель

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

2. Продуктивность экосистемы при смене одного биогеоценоза другим:
а) Не изменяется
б) Увеличивается +
в) Уменьшается

3. Примером биотических межпопуляционных взаимоотношений двух видов по типу аменсализма является совместное существование:
а) Жгутиковых простейших и термитов
б) Канадской и европейской норок
в) Березы и ели в смешанном лесу +

4. Примером биотических межпопуляционных взаимоотношений двух видов по типу мутуализма (сотрудничество или протокооперация) является совместное существование:
а) Актинии и рака-отшельника +
б) Коровы и червя-сосальщика
в) Жгутиковых простейших и термитов

5. Примером биотических межпопуляционных взаимоотношений двух видов по типу симбиоза является совместное существование:
а) Копытных млекопитающих в саваннах
б) Человека и дизентерийной амебы
в) Клубеньковых бактерий и клевера +

6. Необходимо установить соответствие между типами взаимоотношений между организмами и примером:
Протокооперация:
а) Белые медведи и песец
б) Человек и озимая пшеница +
в) Орхидеи и деревья

7. Необходимо установить соответствие между типами взаимоотношений между организмами и примером:
Комменсализм:
а) Человек и горох
б) Человек и озимая пшеница
в) Орхидеи и деревья +

8. Необходимо установить соответствие между типами взаимоотношений между организмами и примером:
Комменсализм:
а) Белые медведи и песец +
б) Человек и обычная пшеница
в) Человек и озимая пшеница

9. При недостатке пищи и пространства в популяции паукообразных может возникнуть тип биотических отношений:
а) Паразитизм
б) Аменсализм
в) Каннибализм +

10. Тип симбиотического взаимоотношения, при котором один организм использует другого в качестве жилища:
а) Мутуализм
б) Квартиранство +
в) Протокооперация

12. Как называется форма симбиотических отношений, при которой один из сожительствующих видов получает какую-либо пользу, не принося другому виду ни пользы, ни вреда:
а) Паразитизм
б) Комменсализм +
в) Мутуализм

13. Какой тип взаимоотношений живых организмов (два самца кенгуру):
а) Конкуренция +
б) Комменсализм
в) Нейтрализм

14. Какие взаимоотношения между организмами (снегирь и рябина):
а) Конкуренция
б) Мутуализм
в) Протокооперация +

16. Примером биотических межпопуляционных взаимоотношений двух видов по типу комменсализма (нахлебничество и квартирантство) является совместное существование:
а) Актинии и рака-отшельника
б) Акулы и рыбы-прилипало +
в) Березы и гриба-трутовика

17. Примером биотических межпопуляционных взаимоотношений двух видов по типу паразитизма является совместное существование:
а) Божьей коровки и муравьев
б) Клубеньковых бактерий и клевера
в) Березы и гриба-трутовика +

18. Примером биотических межпопуляционных взаимоотношений двух видов по типу нейтрализма является совместное существование:
а) Волка и зайца
б) Копытных млекопитающих в саваннах +
в) Человека и кишечной палочки

19. Примером биотических межпопуляционных взаимоотношений двух видов по типу хищничества является совместное существование:
а) Вороны и галки
б) Муравьев и тлей
в) Росянки и насекомых +

20. Примером биотических межпопуляционных взаимоотношений двух видов по типу конкуренция является совместное существование:
а) человека и человеческой аскариды
б) канадской и европейской норок +
в) вороны и лисицы

25. В смешанном лесу растения расположены ярусами, что уменьшает конкуренцию между березой и:
а) Зайцами
б) Майскими жуками
в) Орешником +

26. В смешанном лесу растения расположены ярусами, что уменьшает конкуренцию между березой и:
а) Грибами
б) Шиповником +
в) Майскими жуками

27. В смешанном лесу растения расположены ярусами, что уменьшает конкуренцию между березой и:
а) Черемухой +
б) Мышами
в) Волками

28. Отношения между обыкновенной белкой и таежным клещом называют:
а) Хищничеством
б) Симбиозом
в) Паразитизмом +

29. Полное истребление одного вида другим возможно в результате:
а) Хищничества +
б) Паразитизма
в) Каннибализма

30. Одна из форм комменсализма, при которой несколько видов потребляют разные вещества одного ресурса:
а) Нахлебничество
б) Сотрапезничество +
в) Вредительство

Установите соответствие между организмами и формами взаимодействия между ними гепард газель

Цели: Продолжить формирование и углубление знаний учащихся о многообразии отношений между организмами в природных сообществах на основе характеристики конкуренции и нейтрализма; об эволюционной роли этих форм взаимоотношений организмов;подготовка к ЕГЭ путем выполнения заданий типа В и С.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: тексты, карточки с вопросами, таблицы, схемы, рисунки.

Знакомит с темой.

Записывают тему в тетрадях

Записывают ответы в тетрадях

Настраивает на пози-тивный лад, мотивирует

Ставят себе цель ответить на вопросы, достичь той отметки, которую желают получить за урок

Работа с разноуровневыми вопросами

Раздаёт вопросы, объясняет

Отвечают на вопросы, пользуясь учебником.

Ответы на вопросы

Работа по вопросам нового мате-риала;

Подводит итог, анализирует таблицу

Сравнивают результат «Карты успеха» с желаемым результатом.

Дает задание желающим сделать задание С.

Желающие записывают задание

  1. Орг.момент.

У: На предыдущих уроках мы познакомились с множеством симбиотических, антибиотических отношений между организмами внутри сообществ, образующие биоценозы. На сегодняшнем уроке продолжим изучать формы отрицательных взаимоотношений между видами.

2. Проверка знаний. Биологический диктант « Проверь себя».

У: Дайте определения этим понятиям письменно в тетрадях.

Понятия: экология, биосфера, биогеоценоз, популяция, продуценты, симбионты, паразитизм, антибиоз.

3. Целеполагание.

У: Неблагоприятное влияние одних видов на другие может проявляться в разных формах. Продолжим рассматривать их. Найдите в учебнике ( стр. 568) еще одну форму- конкуренция. Поставьте на полях тетради ту оценку, которую хотели бы получить за урок. В конце мы сможем увидеть, свои результаты и достигли ли цели. Свои успехи будем отражать в карте успеха.

Внимательно прочитайте текст и отвечайте на вопросы.

4. Работа с разноуровневыми вопросами.

1) Какова биологическая основа возникновения конкуренции?(У двух близких видов возникают сходные потребности).

2) Опишите особенности конкурентных отношений между видами животных и растений?

3) В чем состоит эволюционное значение конкуренции?

( Ч. Дарвин считал конкуренцию одной из важнейших составных частей борьбы за существование).

4) Перечислите ресурсы, за которые могут конкурировать лисица и волк, живущие на одной территории? (Пища, место для норы, охотничья территория, убежища, вода во время засухи).

5) Может ли кислород быть ресурсом, за который лисица будет конкурировать с волком? (Нет, потому что кислород находится в избытке).

6) Назовите известные вам организмы, которые могут конкурировать за свет? (Ель, береза, ландыш и многие другие).

7) Какую роль играет конкуренция в регуляции видового состава сообщества? ( В биогеоценозе совместно уживаются только те виды, которые смогли разойтись в своих требованиях к условиям жизни).

8) Что такое нейтрализм? ( Сожительство двух видов на одной территории, не имеющее для них ни положительных, ни отрицательных последствий (н-р, белки и лоси)).

9) Какое значение имеет нейтрализм для развития биогеоценоза? (Все формы биологических связей между видами служат регуляторами численности животных и растений в биоценозе, определяя степень его устойчивости; причем чем богаче видовой состав биоценоза, тем устойчивее сообщество в целом).

9) Задание: заполните последнюю колонку таблицы примерами, характеризующими тип биотического взаимодействия между разными организмами: цапля, шакал, человек, лев, амеба, береза, акула, горох, рак-отшельник, щука, рыба-лоцман, пшеница, наездник-трихограмма, росянка, смородина, подберезовик, актиния, тля, муравьиный лев, бодяг- полевой, бизон, аскарида, муравей, заяц- беляк, лягушка, яйца капустной белянки, дикая лошадь мустанг, муха, клубеньковые бактерии, водные бактерии, заяц- русак, карась.

Задачи и упражнения к школьному курсу общей экологии 1

1. Прошел дождь. Из-за тучи вышло яркое жаркое солнце. На какой территории через пять часов содержание почвенной влаги будет больше (тип почвы одинаков): а) на свежевспаханном поле; б) на спелом пшеничном поле; в) на невыпасном лугу; г) на выпасном лугу? Объясните, почему.
(Ответ: в. Чем гуще растительный покров, тем меньше нагревается почва и, следовательно, меньше будет испаряться воды.)

2. Объясните, почему овраги чаще формируются в нелесных природных зонах: степях, полупустынях, пустынях. Какая человеческая деятельность приводит к формированию оврагов?
(Ответ: корневые системы деревьев и кустарников в большей степени, чем травянистой растительности, задерживают грунт при его смыве водными потоками, поэтому в местах произрастания лесной и кустарниковой растительности овраги формируются реже, чем на полях, в степях и пустынях. При полном отсутствии растительности (включая травянистую) любой поток воды будет вызывать почвенную эрозию. При уничтожении растительности человеком (пахота, выпас скота, строительство и т. д.) всегда будет наблюдаться усиленная эрозия почвы.)

3.* Установлено, что летом после жары над лесом выпадает большее количество осадков, чем над близлежащим обширным полем. Почему? Объясните роль характера растительности в формировании уровня засушливости тех или иных территорий.
(Ответ: над открытыми пространствами воздух нагревается быстрее и сильнее, чем над лесом. Поднимаясь вверх, горячий воздух превращает капли дождя в пар. В результате во время дождя над обширным полем изливается меньше воды, чем над лесом.
Участки с разреженной растительностью или лишенные ее вообще сильнее нагреваются солнечными лучами, что вызывает усиленное испарение влаги, а в итоге – истощение запасов подземных вод, засоление почвы. Горячий воздух поднимается вверх. Если участок пустыни достаточно большой, то это способно значительно изменять направление воздушных потоков. В результате на оголенные участки выпадает меньше осадков, что приводит к еще большему опустыниванию территории.)

4.* В некоторых странах и на островах законом запрещен ввоз живых коз. Власти мотивируют это тем, что козы могут навредить природе страны и изменить климат. Объясните, как это может быть.
(Ответ: козы питаются не только травой, но и листьями, а также корой деревьев. Козы способны быстро размножаться. Достигнув высокой численности, они беспощадно уничтожают деревья и кустарники. В странах с недостаточным количеством осадков это вызывает дальнейшее иссушение климата. В итоге обедняется природа, что негативно сказывается на экономике страны.)

Приспособительные формы организмов

1.* Почему на мелких океанических островах среди насекомых преобладают бескрылые формы, тогда как на близлежащем материке или крупных островах – крылатые?
(Ответ: мелкие океанические острова продуваются сильными ветрами. В результате все летающие мелкие животные, не способные противостоять сильным ветрам, сдуваются в океан и погибают. В ходе эволюции насекомые, обитающие на мелких островах, утратили способность к полету.)

Приспособительные ритмы жизни

1. Перечислите известные вам абиотические факторы среды, значения которых периодично и закономерно изменяются во времени.
(Ответ: освещенность в течение суток, освещенность в течение года, температура в течение суток, температура в течение года, влажность в течение года и другие.)

2. Выберите из списка те места обитания, в которых животные не имеют суточных ритмов (при условии, что они обитают только в пределах одной конкретной среды): озеро, река, воды пещер, поверхность почвы, дно океана на глубине 6000 м, горы, кишечник человека, лес, воздух, грунт на глубине 1,5 м, дно реки на глубине 10 м, кора живого дерева, почва на глубине 10 см.
(Ответ: воды пещер, дно океана, грунт на глубине 1,5 м.)

3. В каком месяце обычно приносят потомство антарктические пингвины Адели в европейских зоопарках– в мае, июне, октябре или феврале? Ответ объясните.
(Ответ: в октябре – в Южном полушарии в это время весна.)

4. Почему окончился неудачей эксперимент с акклиматизацией южноамериканской ламы в горах Тянь-Шаня (где климат похож на привычные условия родных мест животного)?
(Ответ: несовпадение годичных циклов – детеныши животных появлялись на свет в новом месте обитания осенью (на родине животных в это время весна) и погибали холодной зимой от бескормицы.)

ГЛАВА 2. СООБЩЕСТВА И ПОПУЛЯЦИИ

Типы взаимодействий организмов

2. Из предложенного списка составьте пары организмов, которые в природе могут находиться в мутуалистических (взаимовыгодных) отношениях между собой (названия организмов можно использовать только один раз): пчела, гриб подберезовик, актиния, дуб, береза, рак-отшельник, осина, сойка, клевер, гриб подосиновик, липа, клубеньковые азотфиксирующие бактерии.
(Ответ: пчела – липа; гриб подберезовик – береза; актиния – рак-отшельник; дуб – сойка; гриб подосиновик – осина; клевер – клубеньковые азотфиксирующие бактерии.)

3. Из предложенного списка составьте пары организмов, между которыми в природе могут образовываться трофические (пищевые) связи (названия организмов можно использовать только один раз): цапля, ива, тля, амеба, заяц-русак, муравей, водные бактерии, кабан, лягушка, смородина, росянка, муравьиный лев, комар, тигр.
(Ответ: цапля – лягушка; заяц-русак – ива; тля – смородина; амеба – водные бактерии; муравьиный лев – муравей; тигр – кабан; росянка – комар.)

4. Лишайники являются примером биотических отношений:

а) симбиоза (мутуализма);
б) паразитизма;
в) комменсализма;
г) хищничества;
д) конкуренции.

5. Примером отношений типа «хищник – жертва» не могут служить пары организмов (выберите правильный ответ):

а) щука и карась;
б) лев и зебра;
в) пресноводная амеба и бактерия;
г) муравьиный лев и муравей;
д) шакал и гриф.

6. Соотнесите предлагаемые понятия и определения:

1) мутуализм (симбиоз); 2) нейтрализм; 3) конкуренция; 4) аменсализм; 5) комменсализм (квартирантство); 6) комменсализм (нахлебничество); 7) паразитизм; 8) хищничество (трофизм).

А. Взаимодействие двух или нескольких особей, последствия которого для одних отрицательны, а для других безразличны.
Б. Взаимодействие двух или нескольких особей, при котором одни используют остатки пищи других, не причиняя им вреда.
В. Взаимовыгодное взаимодействие двух или нескольких особей.
Г. Взаимодействие двух или нескольких особей, при котором одни предоставляют убежища другим, и это не приносит хозяину ни вреда, ни пользы.
Д. Совместное обитание двух особей, непосредственно не взаимодействующих между собой.
Е. Взаимодействие двух или нескольких особей, имеющих сходные потребности в одних и тех же ограниченных ресурсах, что приводит к снижению жизненных показателей взаимодействующих особей.
Ж. Взаимодействие двух или нескольких организмов, при котором одни питаются живыми тканями или клетками других и получают от них место постоянного или временного обитания.
З. Взаимодействие двух или нескольких особей, при котором одни поедают других.

(Ответ: 1 – В; 2 – Д; 3 – Е; 4 – А; 5 – Г; 6 – Б; 7 – Ж; 8 – З.)

7. Как вы думаете, для чего прогрессивные технологии посадки деревьев в бедную почву предполагают заражение грунта определенными видами грибов?
(Ответ: между этими грибами и деревом формируются симбиотические отношения. Грибы быстро образуют очень разветвленную грибницу и оплетают своими гифами корни деревьев. Благодаря этому растение получает воду и минеральные соли с огромной площади поверхности почвы. Чтобы достичь такого эффекта без грибницы, дереву пришлось бы потратить много времени, вещества и энергии на формирование столь разветвленной корневой системы. При посадке на новое место симбиоз с грибом значительно повышает шансы дерева благополучно прижиться.)

8.* Назовите организмы, являющиеся симбионтами человека. Какую роль они выполняют?
(Ответ: представители бактерий и простейших, обитающих в кишечнике человека. В 1 г содержимого толстой кишки насчитывается 250 млрд микроорганизмов. Многие вещества, поступающие в организм человека с пищей, перевариваются при их активном участии. Без кишечных симбионтов нормальное развитие невозможно. Болезнь, при которой уменьшается количество симбиотических организмов кишечника, называется дисбактериозом. Микроорганизмы живут также в тканях, полостях и на поверхности кожи человека.)

9.* Взаимоотношения взрослой ели и соседствующего проростка дуба являются примером:

а) аменсализма;
б) комменсализма;
в) паразитизма;
г) нейтрализма;
д) мутуализма.

10.* Лишайники – пример симбиотических (мутуалистических) взаимоотношений между грибами и водорослями (или грибами и цианобактериями – синезелеными водорослями). Предположите, из какого первоначального типа биотических отношений мог сформироваться этот вариант симбиоза.
(Ответ: лишайниковые грибы не встречаются отдельно от водорослей, тогда как большинство лишайниковых водорослей представлено и свободноживущими формами. Грибы в лишайнике периодически поедают как отмершие, так и здоровые клетки водоросли. Так что наиболее вероятно, что на начальных этапах эволюционного формирования лишайников грибы паразитировали на водорослях или даже попросту их поедали.)

Законы и следствия пищевых отношений

1. Соотнесите предлагаемые понятия и определения:

1) паразит; 2) фильтратор; 3) хищник; 4) собиратель; 5) пасущийся организм.

А. Организм, который активно разыскивает и убивает относительно крупные жертвы, способные убегать, прятаться или сопротивляться.
Б. Организм (имеющий, как правило, небольшие размеры), который использует живые ткани или клетки другого организма в качестве источника питания и среды обитания.
В. Организм, который поглощает многочисленные пищевые объекты, как правило, растительного происхождения, на поиск которых он не тратит много сил.
Г. Водное животное, процеживающее через себя воду с многочисленными мелкими организмами, которые служат ему пищей.
В. Организм, который разыскивает и поедает относительно мелкие, не способные убегать и сопротивляться пищевые объекты.

(Ответ: 1 – Б; 2 – Г; 3 – А; 4 – Д; 5 – В.)

2. Объясните, почему в Китае в середине ХХ в. вслед за уничтожением воробьев резко снизился урожай зерновых. Ведь воробьи – зерноядные птицы.
(Ответ: взрослые воробьи питаются в основном семенами, но птенцы для своего развития нуждаются в белковой пище. Выкармливая потомство, воробьи собирают огромное количество насекомых, в том числе и вредителей зерновых культур. Уничтожение воробьев вызвало вспышки размножения вредителей, что привело к сокращению урожая.)

Законы конкурентных отношений в природе

1. Для каждой предложенной пары организмов подберите ресурс (из приведенных ниже), за который они могут конкурировать: ландыш – сосна, полевая мышь – обыкновенная полевка, волк – лисица, окунь – щука, канюк – сова-неясыть, барсук – лисица, рожь – василек синий, саксаул – верблюжья колючка, шмель – пчела.
Ресурсы: нора, нектар, семена пшеницы, вода, зайцы, свет, мелкая плотва, ионы калия, мелкие грызуны.
(Ответ: ландыш и сосна – ионы калия; полевая мышь и обыкновенная полевка – семена пшеницы; волк и лисица – зайцы; окунь и щука – мелкая плотва; канюк и неясыть – мелкие грызуны; барсук и лисица – нора; рожь и василек – свет; саксаул и верблюжья колючка – вода; шмель и пчела – нектар.)

2.* Близкородственные виды часто обитают вместе, хотя принято считать, что между ними существует наиболее сильная конкуренция. Почему в этих случаях не происходит вытеснения одним видом другого?
(Ответ: 1 – очень часто совместно обитающие близкие виды занимают разные экологические ниши (различаются по составу предпочитаемой пищи, по способу добывания корма, используют различные микроместообитания, активны в разное время суток); 2 – конкуренция может отсутствовать, если ресурс, за который виды соперничают, находится в избытке; 3 – вытеснения не происходит, если численность конкурентно более сильного вида постоянно ограничивается хищником или третьим конкурентом; 4 – в нестабильной среде, в которой условия постоянно меняются, они могут поочередно становиться благоприятными то для одного, то для другого вида.)

3.* В природе сосна обыкновенная формирует леса на относительно бедных почвах в болотистых или, наоборот, сухих местах. Посаженная руками человека, она прекрасно растет на богатых почвах со средней увлажненностью, но только в том случае, если человек ухаживает за посадками. Объясните, почему так происходит.
(Ответ: обычно в этих условиях в конкурентной борьбе побеждают другие виды деревьев (в зависимости от условий это могут быть осина, липа, клен, вяз, дуб, ель и др.). Человек же при уходе за посадками ослабляет конкурентную мощь этих видов, проводя прополку, вырубку и т.п.)

Популяции

1. Выберите значение, оценивающее показатель плотности населения популяции:

а) 20 особей;
б) 20 особей на гектар;
в) 20 особей на 100 размножающихся самок;
г) 20%;
д) 20 особей на 100 ловушек;
е) 20 особей в год.

2. Выберите значение, оценивающее показатель рождаемости (или смертности) населения популяции:

а) 100 особей;
б) 100 особей в год;
в) 100 особей на гектар;
г) 100.

3. Зайцы-беляки и зайцы-русаки, обитающие на одной территории, составляют:

а) одну популяцию одного вида;
б) две популяции двух видов;
в) две популяции одного вида;
г) одну популяцию разных видов.

4. На территории площадью 100 км2 ежегодно производили рубку леса. На момент организации на этой территории заповедника было отмечено 50 лосей. Через 5 лет численность лосей увеличилась до 650 голов. Еще через 10 лет количество лосей уменьшилось до 90 и стабилизировалось в последующие годы на уровне 80–110 голов.
Определите плотность поголовья лосей: а) на момент создания заповедника; б) через 5 лет после создания заповедника; в) через 15 лет после создания заповедника. Объясните, почему сначала численность лосей резко возросла, а позже упала и стабилизировалась.
(Ответ: а – 0,5 особи/км2; б – 6,5 особи/км2; в – 0,9 особи/км2. Численность лосей возросла из-за охраны на территории заповедника. Позже численность уменьшилась, так как в заповедниках рубка леса запрещена. Это привело к тому, что через 15 лет мелкие деревья, растущие на старых вырубках, выросли, и кормовая база лосей уменьшилась.)

5. Охотоведы установили, что весной на площади 20 км2 таежного леса обитало 8 соболей, из которых 4 самки (взрослые соболи не образуют постоянных пар). Ежегодно одна самка в среднем приносит трех детенышей. Средняя смертность соболей (взрослых и детенышей) на конец года составляет 10%. Определите численность соболей в конце года; плотность весной и в конце года; показатель смертности за год; показатель рождаемости за год.
(Ответ: численность соболей в конце года – 18 особей; плотность весной – 0,4 особи/км2 ; плотность в конце года 0,9 особи/км2; показатель смертности за год – 2 особи (согласно расчетам – 1,8, но реальная величина, естественно, всегда будет выражаться целым числом); показатель рождаемости за год – 12 особей.)

6.* Является ли популяцией: а) группа гепардов в Московском зоопарке; б) семья волков; в) окуни в озере; г) пшеница на поле; д) улитки одного вида в одном горном ущелье; е) птичий базар; ж) бурые медведи на острове Сахалин; з) стадо (семья) оленей; и) благородные олени в Крыму; к) колония грачей; л) все растения ельника? Ответ обоснуйте.
(Ответ: да – в, д, ж, и. Популяция – это группа особей одного вида, взаимосвязанных между собой, продолжительное время (несколько поколений) обитающая на одной территории. Популяция – это естественная группировка, которая обладает определенной половой, возрастной, пространственной структурой.)

7.* Чем объяснить то, что если в борьбе двух (не бойцовых) собак одна подставит незащищенную шею, другая не станет за нее хватать, в то время как в борьбе рыси и собаки такое поведение окажется роковым для подставившей шею собаки?
(Ответ: агрессия между особями одного вида, как правило, направлена на поддержание иерархической и пространственной структуры популяции, а не на уничтожение соплеменников. Популяция, как и вид, представляет собой единое целое, и благополучие одной особи во многом определяет благополучие популяции, вида. Рысь же попросту съест собаку.)

8.* В лесу ученые равномерно расставили ловушки на зайцев-беляков. Всего было поймано 50 зверьков. Их пометили и отпустили. Через неделю отлов повторили. Поймали 70 зайцев, из которых 20 были уже с метками. Определите, какова численность зайцев на исследуемой территории, считая, что меченые в первый раз зверьки равномерно распределились по лесу.
(Ответ: 50 меченых особей должны были распределиться среди общего количества зайцев (Х), обитающих на исследуемой территории. Доля их в повторной выборке должна отражать и их долю в общей численности, т.е. 50 относится к Х как 20 относится к 70.
Решаем пропорцию:
50 : Х = 20 : 70; Х = 70х 50 : 20 = 175.
Таким образом расчетная численность зайцев на исследуемой территории составляет 175 особей.
Данный метод (индекс Линкольна, или индекс Петерсена) используется для определения численности скрытных животных, которых не удается пересчитать напрямую. Результат расчетов может иметь дробное значение, однако надо помнить, что реальная численность животных всегда выражается целой величиной. Кроме того, данный метод имеет свои погрешности, что тоже надо принимать во внимание. Логичней говорить, например, о численности в 170–180 особей.)

Демографическая структура популяции

1. Объясните, почему из популяции кабана, без риска ее уничтожить, можно изъять до 30% особей, тогда как допустимый отстрел лосей не должен превышать 15% численности популяции?
(Ответ: самка кабана в среднем приносит от 4 до 8 (иногда до 15) поросят, а самка лося – 1–2. Поэтому восстановление поголовья кабанов идет более быстрыми темпами.)

2. Какие организмы имеют простую, а какие – сложную возрастную структуру популяций?
(Ответ: простой возрастной структурой популяций отличаются организмы, продолжительность жизненного цикла которых не превышает одного года, а размножение происходит один раз в жизни и приурочено к сезонным изменениям в окружающей среде. Это, например, однолетние растения, ряд видов насекомых и т.п. В противных случаях возрастная структура популяций может быть сложной.)

3. Объясните, почему значительная весенняя гибель взрослых землероек-бурозубок приведет к резкому и продолжительному спаду численности популяции, в то время как полное уничтожение всех вылетевших весной взрослых майских жуков не приведет к подобному результату.
(Ответ: популяция бурозубок весной представлена исключительно взрослыми зверьками прошлого года рождения. Майские жуки, чьи личинки развиваются в почве на протяжение 3–4 лет, имеют сложную возрастную структуру популяции. При гибели взрослых особей одной весной на следующий год их заменят жуки, развившиеся из другого поколения личинок.)

4. Постройте возрастные пирамиды, отражающие возрастной состав населения России (140 млн жителей) и Индонезии (190 млн жителей), используя приведенные данные.

Гепард

Гепарды делятся на два подвида: африканский гепард (A. j. jubatus) и азиатский гепард (A.j. venaticus). Королевский гепард был когда-то ошибочно определен как отдельный вид Acinonyx rex, хотя на самом деле он является мутантной формой, встречающейся только в Южной Африке.

Гепарды распространены в Африке и Ближнем Востоке. Местообитания – саванна и сухие леса.

Длина тела 112—135 см; длина хвоста 66—84 см; масса 39—65 кг. Самцы на 15% крупнее самок.

Окрас коричневато-песочный с мелкими круглыми черными пятнами. На морде ярко выделяются характерные «слезные дорожки», идущие от внутренних углов глаз; шерсть котят до трех месяцев имеет черный оттенок и, как говорилось выше, на шее и верхней части спины она длиннее и образует своеобразный дымчато-серый «воротник». Гепарды отличаются друг от друга рисунком пятен, уникальным для каждой особи.

В Африке основу рациона составляют антилопы среднего размера, газели Томпсона, водяные козлы и импалы. Кроме того, гепарды едят зайцев и новорожденных газелей, которых они вспугивают, пробираясь через высокую траву.

Самки способны к размножению с возраста 24 месяцев и проявляют полиэстральность, входя в эструс раз в 12 дней. Самцы достигают половой зрелости к возрасту трех лет.

Продолжительность жизни – до 12 лет (в неволе до 17 лет).

Природоохранный статус


В отличие от других крупных кошачьих, когти у гепардов тупые, прямые и практически невтяжные. Эта особенность обеспечивает зверям прочную опору, их лапы не скользят, когда им приходится делать резкие повороты во время погони за такой быстрой добычей, как газель, способной увертываться при опасности. Поймав жертву, гепард душит ее, вцепившись в горло. Когда-то гепардов приручали и использовали в качестве охотничьих животных. Такая традиция была, например, у императоров династии Великих Моголов.

Популяции гепардов находятся под угрозой исчезновения во всех частях ареала, что обусловлено главным образом нарушением мест обитания в результате хозяйственной деятельности и уничтожением людьми антилоп, являющихся добычей гепардов, а также прямым истреблением человеком самих гепардов. В Африке, возможно, обитает от 5 до 15 тыс. гепардов, в Азии их осталось не более 200 особей – сохранившиеся здесь гепарды внесены в категорию «видов, находящихся под угрозой полного исчезновения».

Гепарды стремительны. Они просто созданы для быстрого бега: стройное тело, тонкие ноги, крепкая узкая грудная клетка и небольшая изящная куполообразная голова — вот особенности, позволяющие гепардам развивать скорость 95 км/ч. Ни одно другое наземное животное не способно на подобное!

Гепардов легко отличить от любых других кошек не только по специфическому рисунку на шкуре, по и по поджарому туловищу, небольшой голове, высоко расположенным глазам и маленьким, довольно плоским ушам. Основной добычей гепардов являются газели (особенно газель Томпсона), импалы, телята антилоп ту и другие копытные массой до 40 кг. Одинокий взрослый гепард убивает добычу один раз в несколько дней, однако самке с котятами еда требуется почти каждый день. Преследуя жертву, гепарды осторожно подкрадываются к ней, а затем совершают стремительный бросок, начиная его, когда приблизятся к добыче на расстояние около 30 м. Примерно половина атак оканчивается захватом добычи. В среднем за время погони, продолжающейся 20— 30 с, гепард преодолевает расстояние 170 м; эти хищники могут пробегать на высокой скорости не более 500 м, поэтому охота обречена на неудачу, если на ее начальной стадии гепард находится слишком далеко от намеченной жертвы.


Некрупные верхние клыки гепарда хорошо видны у этого рычащего животного; верхние клыки имеют небольшие корни, граничащие со стенками носовых проходов. Эта особенность дает животному возможность вдыхать значительный объем воздуха во время удушающего укуса, а следовательно, дольше сдавливать горло своей жертвы, не давая ей вырваться.

Значение материнской заботы. Социальное поведение

Перед родами самка находит логово под каменистым выступом или в густой высокой траве, в заболоченной низине, где производит на свет от 1 до 6 детенышей массой 250—300 г. Мать выращивает их в логове, оставляя одних ненадолго, только на время охоты; самцы не проявляют заботы о потомстве. Достигнув возраста 2 месяцев, детеныши регулярно получают твердую пищу и начинают сопровождать мать во время охоты. Котята перестают питаться материнским молоком в возрасте 3—4 месяцев, но остаются с матерью до возраста 14—18 месяцев.

Детеныши гепарда затевают друг с другом шумные игры и отрабатывают охотничьи навыки на живой добыче, которую приносит им мать. Однако охотиться самостоятельно они по-прежнему не умеют. Почти достигнув половой зрелости, молодые гепарды одного помета все еще держатся вместе в течение не менее полугода; в обществе братьев и сестер они чувствуют себя в большей безопасности. После этого сестры по одной покидают группы, тогда как их братья остаются жить еще некоторое время единой группой. Взрослые самки гепардов ведут одиночный образ жизни, нарушая это правило лишь на период выкармливания детенышей и совместной охоты с подросшими детьми. Самцы живут либо поодиночке, либо в группе из двух—трех особей.


Молодые гепарды имеют густой «воротник» из дымчато-серой шерсти, покрывающий их загривки, плечи и спины. Такая гривка ярко выражена у котят в возрасте до 3 месяцев, но по мере роста детенышей она становится все менее заметной. Функции этого длинного меха точно неизвестны, но его сходство с шерстью гиен, возможно, отпугивает хищников от детенышей гепардов.

Гепарды и пастушеские собаки

На нашей планете обитает около 12500 гепардов. Подавляющее большинство из них живет за пределами охраняемых территорий, что неизбежно приводит к многочисленным конфликтным ситуациям между хищниками и владельцами стад коров или коз. В 80—90 гг. XX столетия более 6 тыс. гепардов были убиты людьми, уверенными, что, если они не уничтожат хищников, те уничтожат принадлежащий им скот (на самом деле лишь 5 % всех домашних животных погибало по вине гепардов).

В Намибии необходимость защиты домашнего скота от гепардов и других хищников послужила поводом для разработки «нового старого» метода охраны стад, а именно – использование караульных пастушеских собак, что явилось, по сути дела, возрождением древнейшей традиции.

Щенков выращивают в овечьем стаде, и, став взрослыми, эти собаки, верные своим пастушьим инстинктам, отважно защищают своих подопечных. Почувствовав приближение хищника, овчарки оповещают об этом громким лаем пастухов; кроме того, лай служит предостережением для самих хищников, что при стаде копытных имеется бдительный страж. Если кошка, несмотря ни на что, все же готовится к нападению, собаки встают между ней и стадом. Оказавшись один на один с крупным злобным сторожевым псом, хищник, как правило, уходит, не вступая в схватку.

Опасность со стороны львов. Сохранение в природе

Гепардов отличает весьма низкий уровень генетической изменчивости; данный факт позволяет предположить, что все они произошли от весьма малочисленной популяции, существовавшей 6000—20000 лет назад. Подобный генетический мономорфизм может стать причиной двух негативных последствий. Первым из них является снижение выживаемости молодняка из-за высокой вероятности выщепления рецессивных аллелей, среди которых много летальных. Второе из негативных последствий — ослабление иммунитета зверей и, как следствие, повышенная восприимчивость к инфекционным заболеваниям.

Реализацию проекта по искусственному разведению вида в целях его последующего восстановления, который проводился в Северной Америке, постиг ряд неудач.

Однако в природных условиях гепарды быстро размножаются: самки приносят потомство с интервалом примерно 18 месяцев, но если детеныши гибнут, следующий помет может появиться на свет значительно раньше.

Смертность молодняка у гепардов исключительно высока в сравнении с другими крупными хищными. В Танзании, на равнине Серенгети, львы столь часто убивают котят гепардов в логовах, что 95 % детенышей не доживают до стадии независимости от матери. На всех охраняемых территориях Африки плотность популяции гепардов низка в тех местах, где отмечается высокая плотность популяции львов. Это наблюдение подтверждает, что такая межвидовая конкуренция представляет собой обычное явление.

Выжившие в Серенгети. Гепарды защищают территорию

На танзанийской равнине Серенгети самки гепардов живут либо поодиночке, либо с зависимыми от них котятами, а их огромные участки обитания площадью до 800 кв. км целиком охватывают территорию ежегодных миграций газелей Томпсона. Самцы проводят всю жизнь в группах из двух—трех особей или держатся поодиночке. В основном группы самцов образованы братьями одного помета, но в состав примерно 30 % групп входит самец, не родственный остальным гепардам. Территориальные самцы, в отличие от самок, не мигрируют вслед за своими жертвами, однако если на их участках нет добычи, они на время покидают их, чтобы поохотиться где-нибудь поблизости. На первый взгляд гепарды действуют аналогично львам, у которых постоянные объединения самцов, часто состоящие из родственников, совместно защищают прайд от других групп львов. Но гепарды не получают преимуществ, подобных тем, которые приносит львам защита прайда, поскольку самки не живут в группах, как львицы, а ведут одиночный, кочевой образ жизни.

Половозрелые самцы демонстрируют две различные тактики поведения. Доминантные самцы защищают и метят мочой небольшие участки (обычно около 37 кв. км), хотя не обязательно занимают их в течение всего года. Часть самцов, лишенных собственной территории, перемещаются по огромным площадям (до 777 кв. км), лишь изредка оставляя мочевые метки. Такие низкоранговые самцы всегда чувствуют себя менее уверенно, чем доминантные: они все время настороженны – чаще лежат в напряженных позах и чаще садятся, чтобы видеть окрестности. Все самцы гепардов, покидая участок обитания матери, сначала ведут бродячий образ жизни. Однако одни из них, доминанты, обзаводятся собственными территориями, другие, более низкоранговые, остаются без своей территории до конца жизни.

Объединения самцов имеют больше шансов на получение собственной территории, чем одиночные самцы. Этот вывод подтверждается данными наблюдений, показавших, что территориальными являются 9 % из 35 одиночных самцов и 60 % из 25 групп самцов. Напрашивается наиболее вероятное объяснение, что превосходство в численности приносит самцам, которые держатся группами, преимущество в схватках с другими гепардами. Территориальные стычки являются одной из главных причин смертности: выяснилось, что самцы чаще погибают на участках обитания или в непосредственной близости от их границ, чем за их пределами, причем многих самцов смерть настигает именно тогда, когда эти участки заняты. Самцы могут сохранять за собой участки обитания в течение 4—4,5 лет. Сообщества самцов более эффективно изгоняют самцов-резидентов с занимаемых ими территории, чем одиночные гепарды, которые, как правило, просто занимают освободившиеся или незанятые участки. Таким образом, основное преимущество жизни в группе, по-видимому, состоит в том, что самец получает больше шансов на приобретение собственной территории.

Какие же выгоды приносит территориальность? В первую очередь, она помогает охватить максимальное число участков, занятых самками. Территориальные самцы охраняют самок в 4 раза чаще, чем бродячие. Таким образом, территории, контролируемые самцами, представляют собой «горячие точки» в отношении концентрации на них самок. Все это означает, что и у гепардов, и у львов самцы, живущие в группах, имеют возможность встретить и оплодотворить большее число самок, чем одиночные. Высокая плотность поселения самок является у кошачьих главной причиной жизни в сообществах и самцов.


Гепард оставляет запаховую метку на дереве. Территориальные самцы разбрызгивают мочу на хорошо заметные ориентиры своего участка. Самки во время течки оставляют запаховые метки, чтобы привлечь самцов, которые, почувствовав запах, бросаются на поиск оставившей их самки. Бродячие самцы очень редко метят территорию

Высокая плотность распределения самок и перекрывание индивидуальных участков служат теми факторами, которые обусловливают редкие случаи появления социальных структур у самцов кошачьих. Значительно хуже изучены причины одиночного образа жизни самок гепардов и всех других кошачьих, за исключением львиц и домашних кошек. Одно из возможных объяснений состоит в том, что крупные виды, обитающие на открытых пространствах, обычно добывают крупную добычу: самки вынуждены переходить от территориальных к социально-ранговым отношениям из-за того, что недоеденные ими туши убитых копытных могут быть обнаружены и украдены кошками того же вида. При подобных обстоятельствах самкам выгоднее жить с родственниками и делиться добычей с ними, а не с чужими особями. Такое объяснение хорошо подходит к образу жизни львов. Однако только львы способны убивать крупную добычу в количествах, обеспечивающих длительное существование львиц в прайдах. Поэтому альтернативная гипотеза сводится к тому, что самки других видов не могут позволить себе делиться добычей с другими, поскольку они просто не добывают достаточно крупных животных. Третья гипотеза гласит, что львицы проявляют социальное поведение лишь с целью совместной защиты своих детенышей от нападения чужих самцов.

Устонавите соответствие.

выпишите номера правильных утверждений
1.Тело пауков состоит из головогруди и нерасчленённого брюшка
2.Пауки дышат кислородом растворённом в воде
3.У скорпионов несколько пар простых глазков
4.Ловчие сети пауки ткут ногочелюстями.
5.Паутина может служить пауку средством защиты, передвижения, выведения и охраны потомства
6. Все пауки дышат атмосферным воздухом
7.Переваривание пищи происходит в сосательном желудке паука.
8.Таёжный клещ является возбудителем энцефалита и паразитирует в спинном мозге человека
9. Яд каракурта смертельно опасен для человека.

Каждому
номеру железы должна соответствовать буква, обозначающая гормон.
Ответ
запишите в виде последовательности цифр и букв (без пробелов и тире).
Пример:1Д2Г3В4Б5А
1 - поджелудочная железа;

Представители
1) пескожил
2) дождевой червяк
3) пиявка
Характеристики

А) эктопаразит
B) на параподиях одна или две щетинки
C) есть личиночная стадия- свободноплавающая трохофора

2) Установите соответствия между классами типа Моллюски и их представителями. В задании каждому классу соответствует только один вариант с представителем (два варианта лишнее)
Класс
1) Брюхоногие
2) Пластинчатожаберные
3) Головоногие
Представители
A) слизень, улитка
B) каракатица
C) устрицы
D) актиния
E) медуза

3) Установите соответствия между способом вегетативного размножения и растением, которому он свойственен:
Способ вегетативного размножения.
1) усами
2) корневищами
3) клубнями
4) корневыми отпрысками
5) ползучими побегами
6) листовыми черенками
Растение
A) малина
B) традесканция
C) картофель
D) земляника
E) ландыш
F) африканские фиалки

4) Установите соответствия между ключевым признаком организма и отделом, к которому он относится:
Признаки.
1) гаметофит редуцирован до простого заростка
2) тело предоставляет собой фотосинтезирующее слоевище
3) гетеротрофное питание, отсутствие хлорофилла
4) споры образуются в цветках
5) споры образуются в коробочке
Отдел.
A) Водоросли
B) Грибы
C) Семенные растения
D) Мохообразные
E) Папоротниковообразные

5) Установите соответствия между животными и типом нервной системы, для них характерным:
Животные
1) Гидра
2) Планария
3) Ланцетник
4) Осьминог
5) Таракан
Тип нервной системы.
A) состоит из парных головных усов, брюшного и спинного нервных стволов, соединнённых многочисленными нервами
B) нервная трубка, лежащая над хордой с узкой полостью внутри - невроцелью
C) разбросано - узловатого типа
D) надглоточный и подглоточный нервные узлы, соединённые в окологлоточное нервное кольцо и узлы брюшной нервной цепочки
E) Нервные клетки образуют в эктодерме примитивную диффузную нервную систему - рассеянное нервное сплетение

В3. Установите соответствие между птицами и их местообитаниями.
А) цапля 1)водоём,побережье
Б)лебедь 2)болото
В)кедровка 3)лес
Г)дятел 4)степь
Д)дрофа
Е)гусь

Установите правильную последовательность отделов биологических процессов,практических действий

В4. Установите последовательность отделов пищеварительной системы голубя
А)зоб
Б)ротовая полость
В)жилистый желудок
Г)пищевод
Д)прямая кишка
Е)мускулистый желудок
Ж)клоака
З)тонкая кишка
И)двенадцатиперстная кишка

А) нервная 1.нейрон
Б) соединительная 2.жёлтый костный мозг 3.белое вещ-во головного мозга 4.гиалиновый хрящ
5.серое вещ-во спинного мозга

2.Установите соответствие между гормонами и вырабытывающими их железы внутренней секреции.
А)половая железа
Б)надпочечник
В)щитовая железа
Г)поджелудочная железа
1.норадреналин
2.тироксин
3.инсулин

группой, к которой он относится. Запишите в таблицу под буквами соответствующие
цифры.

Гепард: Между кошкой и собакой

01.06.2015 Гепард: Между кошкой и собакой - Гепард

Ни одно животное в мире не способно догнать гепарда на короткой дистанции. Один из опытов показал, что этот зверь способен разогнаться до 84 км/час за 4 секунды, подобно гоночному автомобилю. Его рекорд скорости — около 110 км/час.

Конечно, за такой дар надо платить — ибо подобные нагрузки не проходят бесследно. Бывают случаи, когда гепард, пробежав с огромной скоростью несколько сотен метров, просто теряет сознание и потом очень долго приходит в себя. Поэтому гепард выработал свой, особенный стиль охоты.

Сначала он высматривает добычу, лежа в густых зарослях или на вершине небольшого холма. Наметив жертву, медленно и бесшумно старается подползти к ней как можно ближе. Когда до цели остается несколько десятков метров, гепард стремительным рывком срывается с места и с бешеным ускорением бросается к добыче.

Если догонит, то могучим ударом передних лап сбивает с ног и мгновенно перегрызает горло. Если не догонит в первые секунды, то никогда не преследует ускользнувшую дичь, а снова замирает в укрытии в ожидании своего часа.


Гепарды — дневные хищники. Они охотятся преимущественно на некрупных копытных: газелей, импал, телят гну, — а также на зайцев. Втроём гепарды могут одолеть страуса. 87 % добычи гепарда — газель Томсона. Гепарды охотятся обычно рано утром или вечером, когда не очень жарко, но достаточно светло. Ориентируются больше по зрению, чем по запаху.

Ест гепард почти так же быстро, как и бегает. В основном съедает внутренности и пьет кровь — эта пища помогает ему быстро восстановить силы. Такое ускоренное питание объясняется тем, что гепард не в силах унести крупную добычу с собой и не может охранять ее от более сильных хищников — львов — или от более наглых и многочисленных — гиен. В отличие от последних гепард удивительно чистоплотен, предпочитает свежую дичь и никогда не будет есть падаль.



Гепард представляет собой совершенно уникальное животное. Ученые относят его к семейству кошачьих, но по строению гепард больше напоминает гончую собаку. По сравнению с телом ноги очень длинные, тонкие, стройные и вместе с тем сильные.

Гепард весь покрыт коротким мехом, а на голове носит небольшую гриву. Он умеет мурлыкать как домашний кот, но совершенно по-собачьи хватает за горло свою жертву и вдобавок способен тявкать прямо как заправский пес.

Когти гепарда убираются в подушечки только у детенышей, а с возрастом навсегда остаются снаружи, что также роднит его с собакой. Окраска этого животного желтоватая, песчаная, и по всей шкуре, кроме брюха, густо рассеяны мелкие темные сплошные пятна. Возле глаз гепард носит две черные полоски, похожие на подтеки слез, что придает зверю печальный вид.



О происхождении этих полосок существует такая легенда: когда Господь сотворил гепарда, тот стал относиться к другим животным злобно и надменно. За это хищник получил от Всевышнего выговор и плакал черными слезами, которые оставили на его морде след, напоминающий о Божьем гневе.

На самом же деле гепард — очень миролюбивое и ласковое животное, он легко приручается, и не зафиксировано еще случая, чтобы гепард напал на человека.

Интересные факты

20 июня 2012 года одиннадцатилетняя самка гепарда по кличке Сара установила новый мировой рекорд в забеге на сто метров среди животных в США, пробежав данную дистанцию за 5,95 секунды. Забег проходил в зоопарке американского города Цинциннати.

Эти животные упоминаются в «Слове о полку Игореве»: «На реке на Каяле тьма свет покрыла — по Русской земле простерлись половцы, точно выводок гепардов».


Большие природные способности гепарда к охоте и мирный нрав побудили жителей многих стран использовать его в качестве ловчего зверя.

Первые сведения об использовании гепарда на охоте относят к 1580—1345 годам до н.э. В древних Фивах найдены изображения двух гепардов, которых держат на поводках. Столетия тому назад с гепардом охотились во многих странах Азии. Особенно грандиозной была охота с гепардами в Индии, где наибольшее распространение она получила в XVI веке и в начале XVII века.

О масштабах охоты можно судить по тому факту, что хан Акбар во времена своего правления содержал одновременно до 1000 гепардов — их отлавливали петлями из антилопьих сухожилий, расставляемыми возле деревьев, о которые звери приходили точить свои когти.

Дрессировать охотничьего гепарда было сравнительно легко. В первые дни после поимки зверя держали какое-то время без еды и мешали ему спать. Затем голодного, сильно ослабленного хищника приучали брать корм из рук ухаживающего за ним человека, давая ему пищу и воду. Позднее приручаемого зверя начинали выводить на четырех поводках-растяжках на самые людные улицы и базары.


Когда гепард привыкал к своему хозяину, его приучали к лошадям и собакам. После этого зверя притравливали к дичи, на которую собирались с ним охотиться. И только после полугодичного обучения можно было приступать к охоте на мелких антилоп и зайцев.

Существовали разные способы охоты с ловчими гепардами. Вот один из них, применявшийся в Индии и Китае: хищника сажали на специальную двухколесную арбу, имевшую сзади трамплин. К арбе гепарда привязывали поводком, свободный конец которого крепился к поясу, надетому на зверя. В арбу запрягали зебу или быков других местных пород.


Этот способ рассчитан на то, что антилопы привыкают к виду крестьянских повозок и поэтому часто подпускают их на сравнительно близкое расстояние. Чтобы во время подъезда к дичи гепард не отвлекался и не беспокоился, глаза ему закрывали специальной повязкой. Охотники, заметив табунок антилоп, начинали ездить вокруг них до тех пор, пока радиус не сокращался до 100—300 м.

Подобравшись на такое расстояние, гепарда отвязывали, снимали с глаз повязку и показывали ему дичь. Догнав антилопу, зверь ударами лап валил ее на землю и начинал душить. В это время к нему подбегал охотник, перерезал у добычи горло и, набрав в специальный ковш крови, подставлял его гепарду. Напоив гепарда кровью, ему вновь надевали повязку и отводили к арбе.

Королевский гепард — редкая мутация, отличающаяся от обычного гепарда окраской. За такую окраску отвечает рецессивный ген, который должен быть унаследован от обоих родителей, поэтому королевские гепарды настолько редки.


На византийских миниатюрах XII—XIII веков нередко изображали охоту с гепардами. Европейские феодалы держали гепардов для охоты и устраивали «леопардерии» — специальные помещения, где содержали хищных зверей.


Охотничий гепард. Древнеегипетское изображение, 1700 год до н.э.

Во Франции с гепардами охотились уже в XI веке. В эпоху Возрождения в этой стране гепарды были настолько распространены в поместьях синьоров, что о них упоминали в большинстве литературных произведений того времени и часто изображали на гобеленах.

Несколько таких гобеленов с вытканными на них гепардами хранятся в Эрмитаже.

Есть много исторических сведений об охоте с гепардами в Италии. Так, Фридрих II, император Священной Римской империи (1220—1250), имел леопардерии в замке Лючера в Апулии.

Гепардов доставляли ему из Северной Африки. Французский король Людовик XII охотился с гепардами на зайцев и косуль в Амбуазском лесу.

Не обошло это увлечение и Древнюю Русь. У нас гепарда называли «пардусом», а лиц, занимавшихся их дрессировкой, «пардусниками». В русских летописях и сказаниях пардус упоминается неоднократно. На полях «Изборника Святослава», который датируют 1073 годом, изображены два гепарда с ошейниками, охотящиеся на зайцев. Этот памятник старины хранится в Историческом музее в Москве.

Последняя охота с участием гепардов состоялась в Индии в 1942 году


Сейчас об охоте с гепардом не может быть и речи — количество этих животных в мире сильно сократилось. В Саудовской Аравии хищника последний раз видели в 1950 году, последний гепард в Индии был убит в 1955 году.

В Африке гепард сохранился лишь в глухих местах или на охраняемых территориях. К сожалению, на сегодняшний день удивительному животному грозит полное исчезновение.

Читайте также: