Установка интеркулера на ваз 2114

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 05.10.2024

Интеркулер в турбо моторе

Интеркулер охлаждает поступаемый воздух в цилиндры мотора.
Чем холоднее воздух, тем выше плотность и больше кислорода в нем.
Охлаждение позволяет повысить мощность турбо мотора до 20%.

Принцип работы интеркулера?

Турбина или турбокомпрессор мотора создает мощное статистическое давление воздуха, но данный процесс и соседство с выхлопной трубой может нагреть воздух до +150°С. А такой горячий воздух менее плотный (меньше кислорода) и топливная смесь горит менее эффективно.
Поэтому воздух попадает в интеркулер где немного тормозится из-за лабиринта лопаток сердцевины интеркулера (падает давление), но ощутимо охлаждается и благодаря этому воздух сжимается и его больше поступает в цилиндры - топливная смесь горит лучше, КПД и мощность двигателя повышается.
Нужно понимать, что от стояния в пробках и светофорах интеркулер нагревается и поэтому первые сотни метров мощность может быть временно ухудшена. После интеркулер остужается и работает как надо.

Где устанавливается?

В современном автомобиле интеркулер устанавливается на все турбо моторы (на бензиновые и дизельные).
Обычно устанавливают в нижней части переднего бампера перед основным радиатором (иногда и после) и называют фронтальным.

схема расположения интеркулера и турбонагнетателя

Какими бывают интеркулеры?

Мыть или не мыть интеркулер?

Конечно мыть. Из-за грязного воздушный интеркулера вы можете потерять до 10% мощности. Самое важное мыть аккуратно, чрезмерно высокое давление воды может повредить соты радиатора.
За время эксплуатации решетка накапливает грязь, пыль, пух, а дорожные камни повреждают её соты. В результате воздух охлаждается хуже и мощность двигателя снижается.

Интеркулер и зима

Зимой в морозы с воздушным интеркулером можно ощутить дополнительную прибавку мощности или экономичность. Уличный воздух его постоянно охлаждает, к тому же сам морозный воздух более плотный.
Однако, при долгой езде по трассе в морозы за -30°С воздушный интеркулер рекомендуется закрывать от встречного ветра, т.к. он может промерзать:
1. В двигатель будет поступать слишком холодный воздух, и он будет остывать на ходу. А холодный двигатель потребляет больше топлива.
2. Внутри интеркулера может образовываться конденсат, который тут же будет замерзать и образовывать ледяные пробки. Из-за чего наддув турбины ослабнет, мощность двигателя снизится, а расход топлива увеличится.

Устанавливают ли интеркулеры на обычные атмосферные двигатели?

Нет
Поступаемый воздух не перегревается как в случае турбины или компрессора, он поступает таким же холодным как на улице (в сравнении с t° мотора). Кроме того конструкция интеркулера будет препятствовать нормальному поступлению воздуха и двигатель будет "голодать".

Тюнинг/замена интеркулера

Не всегда замена интеркулера на "побольше" добавит мощности, а может даже ухудшить показатели. Т.к. с ростом объема интеркулера возрастает сопротивляемость продувки и турбина меньше успевает прокачать воздуха чем это было с заводским. А полученная чуть ниже температура не сможет компенсировать потерю статического давления воздуха.
Поэтому меняют интеркулер совместно с заменой воздушного фильтра на так называемый "нулевик", бонусом будут работы над выхлопом и перепрограммируют мотор (чип-тюнинг). Так получают полноценный Stage 2 тюнинг. Но, чтобы выжать максимум - совместно с интеркулером установить и более мощную турбину получив Stage 3.
Замена воздушного интеркулера на водяной не всегда оправдана даже в спорте и требует расчетов.
Для скоростных заездов и не долгих гонок на треке для кратковременных улучшений эффектвиности интеркулера устанавливают поливальные системы воды, которые опрыскивают радиатор и даже устанавливают систему заморозки например DIE CryO2.

КАК ПРОМЫТЬ ИНТЕРКУЛЕР ПРОМЫВКА ИНТЕРКУЛЕРА Рабочий способ

Как уже писалось, интеркулер необходим для охлаждения воздуха. Работает это так: выходящий из турбины воздух нагрет от теплоты выпускной системы и сжатия, он поступает в радиатор интеркулера, а затем идет дальше по системе автомобиля. Даже если он охлаждается на 10°C, на выходе мы можем получить 10-процентное увеличение мощности. Поскольку радиатор заполняется воздухом полностью, говорят о явлении «турболага», то есть времени, которое нужно турбине для реагирования на нажатие педали газа. В этом состоит первое отличие от радиатора охлаждения двигателя.

Место интеркулера в системе турбонаддува

Второе отличие кроется в конструкции. Трубки интеркулера имеют особую форму, за счет которой можно оптимизировать охлаждение и потери давления. Как известно, трубки радиаторов охлаждения плоскоовальные, что интенсифицирует охлаждение.


Предназначение интеркулера


Целью оснащения автомобиля системой турбонаддувая является создание дополнительного давления воздуха в цилиндре двигателя, за счёт чего растёт воспламеняемость смеси, состоящей из топлива и воздуха. Это способствует увеличению мощности двигателя при неизменных его габаритах и весе, экономии горючего и снижению выброса вредных веществ в атмосферу.

Однако, при сжатии воздуха, температура его значительно растёт, что влечёт за собой нежелательные последствия:

  • горячий воздух имеет меньшую плотность, то есть эффект наддува снижается,
  • в бензиновых двигателях возникает риск детонации,
  • происходит выброс токсичных соединений в атмосферу.

Для того чтобы охладить сжатый турбокомпрессором воздух, в данную систему нагнетания включается промежуточное устройство охлаждения, называемое интеркулером:

  1. Интеркулер представляет собой радиатор воздушного либо жидкостного типа, и устанавливается между компрессором и впускным коллектором.
  2. Конструктивно он может располагаться в передней части авто за бампером либо под капотом над двигателем, а также в некоторых моделях – в боковых частях передних крыльев.
  3. Интеркулер сконструирован таким образом, чтобы обеспечить максимальную теплопередачу. Он состоит из множества трубок и пластин, что позволяет эффективно отводить тепло нагретого воздуха в атмосферу.

Материал данного устройства охлаждения должен обладать высокой теплопроводностью, поэтому алюминий либо медь применяются для изготовления данного модуля.

Подробнее об устройстве

Интеркулер должен быстро заполняться воздухом и так же быстро его охлаждать. Опасными являются или малый температурный напор, или слишком большие давления. По этой причине конструкция имеет ряд других особенностей:

  1. Большое количество ходов (изгибов). Улучшает охлаждения, однако опасно «играет» с давлением – каждый прямой угол увеличивает сопротивление на 1%, а это нужно как-то скомпенсировать;
  2. Наличие дополнительных сот для охлаждения. Могут располагаться со смещением или прямо. Выбранная компоновка может или серьезно улучшить охлаждение, при этом слегка ухудшив прохождение воздуха, или с точностью до наоборот;
  3. Размеры. Интеркулер не должен занимать много подкапотного пространства, в связи с чем он достаточно компактный и имеет специфическую форму;
  4. Форма трубок. Производитель обычно закругляет торцы, что улучшает обдув;
  5. Форма перегородок. Распределение воздуха внутри детали по своей сути очень важно. В идеале он равномерно распределяется по трубкам, после чего собирается перед выходным патрубком;
  6. Наличие пластин-турбулизаторов. Такие пластинки способствуют завихрению воздуха в интеркулере, за счет чего тот отдает теплоту быстрее;
  7. Материал. В этом плане все обыденно – детали сделаны из алюминия, имеют патрубки и бачки из того же алюминия или пластика.

Так уж получилось, что критериев в термодинамических уравнениях, описывающих интеркулер, очень много. Даже малейшая ошибка может вылиться в падение прироста мощности и уменьшение надежности готовой конструкции. Готовое изделие не в лучшую сторону отличается от того же радиатора охлаждения двигателя в ценовом плане.

Сегодня распространены только 2 компоновки рабочей части (ядра): tube-and-fin (трубки плоскоовальные, со стабилизаторами) и bar-and-plate (воздух проходит по прямоугольным ячейкам, внутри которых располагается гофра).

Почему необходима очистка охладителя


В процессе эксплуатации автомобиля, любой его блок неизбежно загрязняется. Так как интеркулер находится в передней части автомобиля, в процессе езды в него попадает грязь, насекомые, мелкие камни, песок и прочее.

Более того, в нём скапливается масло, которое, перемешиваясь с нечистотами, забивает конструкцию, что отрицательно сказывается на эффективности работы данного блока:

  • снижается теплообмен, так как корка из загрязнений не проводит тепло и выступает в роли изоляционного материала,
  • не происходит охлаждения воздуха, поступающего из турбокомпрессора в цилиндры,
  • по причине отсутствия охлаждения, снижается продуктивность двигателя.

Кроме того, в зимний период в зазоры между алюминиевыми элементами попадает соль, которой посыпают дороги, что губительно сказывается на материале, из которого сделан охладитель. Она буквально разъедает алюминий.

Почему происходит поломка

Причины поломок могут быть следующие:

  • Механические повреждения. Камни с дорог могут повредить хрупкую конструкцию;
  • Засорение трубок. Чаще всего такое происходит из-за засорения топливного фильтра, который вынужден справляться с дополнительной нагрузкой;
  • Повреждение ядра, патрубков, коррозия. Классическая причина поломки всех радиаторных конструкций;
  • Попадание моторного масла в интеркулер. Масло разъедает металл и ухудшает теплоотдачу;
  • Избыток давления. Металл в устройстве достаточно тонкий, и при резком повышении давления может произойти разрыв;
  • Разрыв патрубка. Причина может крыться или в попадании масла, или в избыточном давлении.

Неисправности интеркулера

Дабы избежать поломок, следите за состоянием рабочей части. Она должна быть чистой, не иметь трещин и прочих повреждением. Заботливому автомобилисту обязательно нужно очищать поверхность интеркулера от пыли, насекомых, листьев и т.д. Проблемы с патрубками можно решить заочно, если заранее выбрать самые качественные и позаботиться об установке уплотнительных колец.

Меры предосторожности

В процессе внутренней очистки устройства от масла приходится работать с агрессивными горючими жидкостями, а также соблюдать меры предосторожности, чтобы не повредить сам интеркулер:

  1. В процессе механической очистки нельзя использовать жёстких щёток, ножей и прочих приспособлений, способных поцарапать и погнуть тонкие части из мягкого металла.
  2. Работать следует в перчатках и не допускать попадания агрессивных веществ на тело.
  3. Соблюдать правила безопасности при работе с горючими материалами.

После внутренней промывки интеркулера от масла, его необходимо хорошо промыть и просушить, чтобы внутри не осталось остатков горючих веществ.

Если есть сомнения насчёт самостоятельной очистки данного модуля, необходимо обращаться в сервисный центр за помощью специалистов. Пренебрежение обслуживанием интеркулера может вскорости привести к капитальному ремонту двигателя.

Основные технические требования

Выбирая интеркулер, нужно помнить об основных технических требованиях к этому устройству. Вот что берут в расчет производители:

  • Размеры ядра. В большинстве случаев ядро занимает 45% площади всей секции, имеют толщину 2-3 дюйма. Иногда встречаются ядра, каналы в которых удлинены. Оптимальным выбором будет 2-дюймовое тонкое ядро;
  • Форма ядра. Должна быть обтекаемой, что положительно сказывается на объемах проходящих воздушных потоков;
  • Лобовая площадь. Лучшим вариантов из двух интеркулеров с одинаковой толщиной будет тот, чья лобовая площадь наибольшая;
  • Внутреннее проходное сечение. Учитывает потери давления. При этом находящиеся внутри завихрители не допускают ламинарного потока. Плотное расположение приводит к потере потока, однако улучшают теплообмен. Для компенсации этого недостатка увеличивают проходное сечение. Если подкапотное пространство ограничено, стоит выбирать изделия, в которых плотность завихрителей небольшая;
  • Направление потока. Фокус в том, чтобы направление потока могло положительно сказываться на внутреннем проходном сечении.
  • Впускная и выпускная крышка. В них монтируются специальные направляющие заслонки, собирающие воздух и препятствующие быстрому изменению его направления.

Внешний вид интеркулера

В очередной раз конструкция интеркулера наводит нас на мысль о том, что выигрывая в одном мы сразу же теряем в другом. Речь идет о давления, сопротивлениях, способности воздуха свободно проходить по внутренней части изделия и т.д. Производители стараются найти золотую середину. Об этом мы и поговорим.

Существует несколько типов интеркулеров:

  • Воздушный. Это наиболее популярный тип. В данном случае охлаждение производится путем набегающего воздушного потока, что образуется при движении авто на скорости.
  • Жидкостный. В данной ситуации охлаждению способствует жидкость. Плюс системы заключается в том, что радиатор более компактный. Также жидкость лучше забирает тепло, чем воздух. Но в устройстве жидкостная система более сложная. Поэтому устанавливается намного реже.

Что такое интеркулер на дизеле: типы устройства, принцип работы и установка на авто

Как выжать максимум из интеркулера

Предположим, у производителя уже на руках есть готовое изделие: прочное, стойкое к перепадам температур и давлений, достаточно компактное. Мы еще затронем критерии, по которым определяется возможность установки выбираемого интеркулера на конкретную модель авто. А пока решим, как же максимизировать пользу от этого элемента.

  1. Любители тюнингованных авто зачастую дорабатывают воздухозаборники. Делается это для достижения равномерного распределения воздуха, поступающего на радиатор. Он не должен огибать радиатор, не должен идти под углом (хотя бывают исключения);
  2. Использование жидкости. Здесь есть два варианта: поливание водой интеркулера воздух/воздух или полностью жидкостный интеркулер. Первое используется, к примеру, в Subaru Impreza WRX STI. Второе решение не слишком надежное и требует доработки системы охлаждения авто, но отличается просто невероятным КПД;
  3. Установка сразу нескольких интеркулеров. Отличное решение для V-образных двигателей – простое, надежное, относительно доступное.
Запчасти на ford focus
Запчасти на subaru impreza

Натяжитель ремня ГРМ

Установка сразу двух интеркулеров

Как видите, анекдотичное выражение «под большие турбины нужны большие, взрослые кулера» не всегда связано с реальностью.

Виды интеркулеров

Существует 2 типа интеркулеров – воздушного типа, который является более традиционным и распространенным, и интеркулер с водяным охлаждением. Так как устройство первого мы рассматриваем на протяжении всей статьи, давайте немного уделим внимание второму типу интеркулеров.

В данном случае в роли охладителя выступает не воздух, а вода. Вода гораздо эффективнее справляется с этой ролью, благодаря чему достигается лучший эффект. К тому же, жидкостный интеркулер значительно меньше в габаритах, нежели воздушный, а значит, он не требует специального места в подкапотном пространстве. Правда, без минусов тоже не обошлось. Водяной интеркулер значительно сложнее устроен, в качестве его обязательных дополнений являются водяной насос, датчик температуры, блок управления. Все это означает существенное удорожание конструкции и повышение сложности ее ремонта. Поэтому на автомобилях в 80% случаях используются именно воздушные охладители, как бюджетные и простые.

Продлеваем эксплуатацию

Здесь мы снова проведем параллель с радиатором охлаждения. Бывалые автолюбители знают, что защитная сетка обезопасит деталь от механических повреждений. Двухслойная сетка (один слой с крупными ячейками, другой с мелкими) гарантирует защиту от камней, при этом не мешая поступлению воздуха. При этом сетку нужно периодически снимать и тщательно промывать.

Чистка самого интеркулера предусматривает обезжиривание и обработку средствами от коррозии. Так он будет служить несколько лет. Полный демонтаж и промывка производятся только тогда, когда вы заподозрили поломку или из строя вышел воздушный фильтр.

Как не ошибиться в выборе

Лучшим решением будет искать интеркулер по VIN-коду вашего транспорта, если турбонаддув является штатной опцией. Точно так же его можно найти по техническим данным авто, при этом не совершив ошибки.

Полный комплект интеркулера

На порядок сложнее брать деталь для тюнинга. Здесь без помощи специалиста, к несчастью, обойтись сложно. Он учтет толщину металла, форму, характеристики автомобиля, изучит подкапотное пространство. Выбор опять же можно сделать самому, но без гарантии ощутимо увеличить мощность двигателя. Помните о следующем:

  • Размер должен соответствовать размеру турбины;
  • Не гонитесь за внешним видом;
  • Узнайте, насколько хорошо подводится воздух к интеркулеру;
  • Не выбирайте деталь с толстым ядром;
  • Убедитесь, что трубы одного диаметра плавно переходит к трубе другого диаметра;
  • Патрубки интеркулера должны быть прочными, наилучший материал: силикон;
  • Размещайте устройство так, чтобы оно хорошо охлаждалось (за радиатором охлаждение, в моторном отсеке – плохие варианты размещения, если вы не позаботились об изоляции и правильном размещении труб).

Также помните: компоновки bar-and-plate и tube-and-fin одинаково хорошо себя показывают в автомобилях средней мощности (до 350 л.с.).

Каким брендам можно доверять

Если вы не гонщик-профессионал, можно покупать интеркулер от крупного концерна. Профессионалы обычно размещают личные заказы, над которыми работают лучшие специалисты. Для езды по городу подойдут изделия следующих производителей: Valeo (Франция), Behr и Hella (Германия), Nissen (Дания).

Дешевле обойдутся следующие: Thermotec (Польша), Klokkerholm и JP Group(Дания).

Относительно недорогие варианты предлагают следующие производители: NRF (Нидерланды), Ava Quality Cooling (Германия), Magneti Marelli (Италия). Они не позволят «выжать» 100% мощности, но и подавляющее большинство автовладельцев гонщиками не являются.

Интеркулер Valeo

Вывод

Есть два пути: выбрать то, что в целом подходит, или выбрать то, что отработает с максимально возможной отдачей. Второй вариант зачастую требует помощи специалистов. Если же вы не гонитесь за парой-тройкой лошадиных сил, стоит покупать интеркулер вышеуказанных брендов. Различного рода «нонейм» интереса не представляет. Более того, плохой агрегат вместо увеличения мощности может даже ухудшить работу двигателя. Так уж вышло, что споры об эффективности тех или иных форм и компоновок ведутся до сих пор. Зачастую споры сводятся к идее получения лишь пары лошадиных сил, которые стоковые интеркулеры обеспечить не могут. Если система турбонаддува входит в заводскую комплектацию вашего автомобиля, стоит купить OEM-запчасть и правильно ее эксплуатировать – вы сэкономите время и деньги.

Самодельный приводной нагнетатель на ВАЗ своими руками

Одной из возможностей продлить жизнь старому автомобилю, например любому ВАЗ 2107, 2106, 2114, 2112, является его тюнинг. Конечно, речь в данном случае идет не об установке новых дисков и чехлов, а в первую очередь о повышении мощности двигателя. И один из самых простых и вполне доступных вариантов обеспечения этого – установить на мотор механический нагнетатель своими силами.

Механический нагнетатель на ВАЗ – за и против

Чем больше мотор и чем больше в нем цилиндров – тем выше его мощность. Таков самый первый вывод при наблюдении за моторами и машинами. Но это не всегда именно так. Чем больше топлива сгорает в цилиндрах двигателя, тем большую мощность он способен показать. Но объем цилиндров конечен, а мощность хочется иметь повышенную. Вот в этих случаях на помощь приходит механический нагнетатель воздуха.

механический нагнетатель на ваз

Принцип его действия чрезвычайно прост и работает на любых автомобилях, в том числе семейства ВАЗ 2107, 2106, 2114, 2112 – он обеспечивает подачу дополнительного воздуха в мотор, в результате чего:

  • увеличивается продувка цилиндров, и они лучше освобождаются от остатков сгоревшего топлива;
  • в цилиндры мотора попадает больше топлива, что обеспечивает получение большей мощности;
  • повышается степень сжатия, что также дает прирост мощности.

Такой подход практически похож на режим турбо, применяемый на дизелях. Только там для этих целей используется турбонагнетатель, приводимый в действие выхлопными газами, а в этом случае – механический нагнетатель воздуха, который ремнем связан с коленвалом двигателя. Такой подход гораздо проще, подача воздуха зависит от оборотов двигателя, чем они выше, тем его поступает больше; а также не требует обеспечения режимов работы турбины и может быть выполнен своими руками на любом автомобиле ВАЗ.

Стоит учесть, что если механический нагнетатель ставится на инжекторную машину ВАЗ, то потребуется изменение прошивки. Однако подобную доработку можно сделать и для карбюраторного авто, только в этом случае, скорее всего, придется менять жиклеры в карбюраторе и регулировать угол опережения зажигания.

Не стоит забывать, что вами производится форсирование двигателя ВАЗ, будь то любая его модель 2107, 2106, 2114, 2112, работа должна выполняться комплексно, и только тогда возможно получение ожидаемого результата. Однако это не такая уж и большая плата за прирост мощности.

нагнетатель на ваз

Как установить воздушный нагнетатель своими руками

Существует несколько подходов, позволяющих установить механический нагнетатель воздуха на автомобили семейства ВАЗ своими руками. Это изготовление самим такого устройства, обеспечивающего режим турбо или форсирование двигателя, или использование готового КИТ-набора.

Самодельный нагнетатель на ВАЗ

При таком подходе определяющим будет механический нагнетатель воздуха. Именно от него зависит вся будущая конструкция. Главное – найти соответствующий требованиям воздушный нагнетатель от импортного автомобиля, или придется использовать самодельный. Возможно и такое, причем в этом случае применяются подходящие детали и узлы от совершенно неожиданных устройств, например, пылесоса.

Изготавливая подобный самодельный воздушный нагнетатель, необходимо учитывать буквально все – габариты, вес, размещение в подкапотном пространстве, как и где будет располагаться приводной шкив и ремень, производительность этого устройства, режимы работы (кратковременный или продолжительный), возможность смазки и многое, многое другое.
После того, как появится ясность с компрессором, необходимо рассчитать реализацию турбо режима для двигателя.

Здесь надо учесть, каким образом будет изменена топливная и охлаждающая система автомобиля, какие изменения необходимо внести в его управление и как это осуществить, какое давление окажется допустимым для безопасной работы мотора, при реализации с помощью подобного устройства режима турбо.

Даже приведенный далеко не полный перечень вопросов показывает, что изготовить самодельный воздушный нагнетатель на ВАЗ любого семейства, хоть 2107,2106, хоть 2114, 2112, достаточно сложно, но возможно. Примером может послужить фото, показывающее, что такая работа успешно выполнена. Правда, это не ВАЗ, но важен сам факт – изготовить самодельный воздушный компрессор, в котором его приводной узел подсоединен к коленвалу двигателя, – возможно.

приводной нагнетатель на ваз

Приводной нагнетатель своими руками – из КИТ-набора

Да, есть в продаже такие комплекты, позволяющие своими руками реализовать режим турбо в автомобилях ВАЗ 2107, 2106, 2114, 2112. Как правило, он включает в себя все нужное для сборки и установки подобного устройства на автомобиль – сам компрессор, ремни, приводной узел, кронштейны и воздуховоды. Что собой представляет подобный комплект, позволяет понять приведенное фото.

нагнетатель на ваз своими руками

Главное достоинство подобного подхода по реализации режима турбо на своей машине – простота и полная адаптация технических решений под конкретный вариант – 2107, 2106, 2114, 2112. Как правило, изготовителями КИТ-наборов являются китайские производители, что обеспечивает их достаточно приемлемую цену.

В качестве достоинств реализации режима турбо таким образом, стоит отметить его заточенность именно на автомобили ВАЗ той или иной модели (2107, 2106, 2114, 2112). К преимуществам подобного подхода следует также отнести то, что при некоторых условиях, когда уровень создаваемого дополнительного давления не больше половины бара, не требуется вмешательства в топливную систему автомобиля.

Расписывать порядок реализации режима турбо из подобного набора нецелесообразно, в каждом из них есть своя инструкция по сборке. К недостаткам можно отнести страну-изготовителя, но здесь уж как повезет. Как выглядит автомобиль после доработки и как ее выполнить, дополнительно поможет понять видео

Один из доступных автолюбителям способов форсировать мотор старого автомобиля и придать ему новую жизнь – поставить нагнетатель воздуха. Эту работу можно выполнить и своими руками, если использовать имеющиеся в продаже КИТ-наборы на автомобили ВАЗ.

Интеркулер в автомобиле: принцип работы устройства и способы ремонта своими руками

Интеркулер – уникальная в техническом плане деталь турбированного двигателя, благодаря которой автомобиль получает дополнительно 15-20 лошадиных сил без опасных последствий. При возникновении проблем ремонт нужно производить незамедлительно, в противном случае турбина двигателя начнёт терять мощность, и со временем силовой агрегат выйдет из строя.

  • 2 Схема детали и её расположение в моторе
  • 3 Принцип работы интеркулера и его влияние на мощность мотора
  • 4 Виды интеркулеров

Схема детали и её расположение в моторе

Внешне интеркулер напоминает радиатор, состоящий из пластин и патрубков. С целью дополнительного охлаждения воздуха к трубкам приварены медные или алюминиевые пластины.

Интеркулер

Внешне интеркулер мало чем отличается от радиатора

В двигателе деталь монтируется между впускным коллектором и компрессором турбины. Крепится она в передней части мотора ниже радиатора, либо над двигателем. В некоторых моделях машин интеркулер расположен в крыльях.


Автомобиль с интеркулером
Схема дополнительного радиатора
можно ли закрывать зимой на дизеле

Характеристика

Итак, что такое интеркулер в автомобиле на дизеле? Это промежуточный радиатор, который размещается в системе подачи воздуха в цилиндры ДВС. Для чего нужен интеркулер на дизеле? Главная задача данного элемента заключается в охлаждении воздуха. Стоит отметить, что устанавливается данный радиатор не только на дизельные автомобили. Также можно встретить их и на бензиновых авто, но это касается только спортивных экземпляров, что укомплектованы мощной турбиной. А установка интеркулера на дизель зачастую выполняется на заводе. Да, эти радиаторы несколько меньше, чем на авто с бензиновыми турбодвигателями, но и сам компрессор менее производительный.

можно ли закрывать

Принцип работы интеркулера и его влияние на мощность мотора

Повышение мощности происходит благодаря способности интеркулера снижать температуру воздуха до 55-60 градусов. Качество воздуха, поступающего в турбокомпрессор, от этого улучшается, что способствует лучшему наполнению им цилиндров и повышению производительности мотора.

Технология оправдывает себя на 100%, поскольку снижение температуры воздуха всего на 10 градусов даёт мотору от 3 до 5 процентов мощности. Отсутствие интеркулера или его неисправность приводит к чрезмерному, порой до 200 градусов, разогреву всасываемого турбиной воздуха. Это в свою очередь снижает мощность мотора, а впоследствии может привести к его поломке.

Работа интеркулера влияет на расход топлива. Горючая смесь сгорает эффективнее, а значит, необходимое количество бензина также снижается. Эффективность детали измеряется показателями снижения температуры двигателя по сравнению с температурой окружающего воздуха. Дополнительно интеркулер уменьшает давление наддува, благодаря создаваемому этой деталью сопротивлению. Для хорошего интеркулера можно считать приемлемым показатель падения давления в 1-2 psi.


Интеркулер на автомобиле

Позитивные и негативные стороны

Одним из главных качеств, которыми наделен охлаждающий воздух блок, является предупреждение преждевременного износа деталей силовой установки. Также благодаря его работе повышаются у автомобиля эксплуатационные характеристики.

Специалисты подсчитали, что когда происходит снижение температуры воздуха, проникающего в турбину на 3%, то это обеспечивает увеличение производительности ДВС на 2,5 %. К сожалению, зависимость оказывается не прямо пропорциональная, поэтому понижение температуры на 70% не дает улучшение эффекта на такую же величину. Результат во многом зависит от мощностных параметров мотора и габаритов охладителя.

Виды интеркулеров

В зависимости от конструкции и принципов работы интеркулеры делятся на два вида:

Воздушный

Интеркулер простой конструкции представляет собой ряд трубок, соединённых между собой рядами пластин. По сути, предназначение детали – пропуск по трубкам поступающего извне воздуха. Пластины позволяют увеличить площадь теплоотдачи, и за счёт этого воздух успевает охладиться, прежде чем попадёт в турбину.

Воздушный интеркулер позволяет снизить температуру подаваемого в турбину воздуха на 40-50 градусов, что даёт от 12 до 15 % роста мощности двигателя. Эффективность работы детали можно оценить только на скорости выше 30-40 км/ч.

Воздушный интеркулер

В воздушном интеркулере, также известном как «воздух-воздух», в качестве охладителя выступает поток надвигающегося воздуха

Воздушные модели устанавливают в трёх местах:

  1. Под капотом, непосредственно над двигателем.
  2. За передним бампером.
  3. В боковых пространствах крыльев.

Второй и третий вариант установки более целесообразны и встречаются чаще, поскольку обеспечивают интенсивность обдува. Воздушный интеркулер чаще всего устанавливается на внедорожниках и грузовиках.

Недостатками воздушных моделей считаются их большая масса и внушительные размеры.

Водный

В качестве охладителя в нём выступает вода, которая справляется с задачей гораздо эффективнее. Водяной интеркулер более компактный и не занимает много места под капотом авто. Хотя при его установке приходится находить пространство для насоса и датчика температуры. Но эффективность работы такого вида детали в несколько раз выше.

В среднем водный интеркулер понижает температуру на 60-70 градусов. В более совершенных и дорогих моделях в качестве охладителя выступает жидкость-хладагент: тосол, антифриз, жидкий азот. За счёт свойств таких ОЖ теплоотдача увеличивается вдвое по сравнению с моделями, работающими на воде.

Водный кулер

Жидкость гораздо интенсивнее поглощает тепло, потому интеркулеры типа «вода-воздух» гораздо эффективнее своих воздушных собратьев

Однако у такого типа детали есть и некоторые минусы. У водяной модели более сложная конструкция. Работу детали регулируют водяной насос, датчик температуры и блок управления. Это приводит к повышению стоимости конструкции и сложности ремонта в случае поломки. Поэтому в моделях более низкого ценового диапазона используются в основном воздушные интеркулеры. Кроме того, данное устройство требует систематического контроля охлаждающей жидкости.

Это интересно! На отечественных моделях авто в основном установлены интеркулеры стоимостью около 10 тысяч, на импортных – от 50 тысяч рублей. Существуют более совершенные модели, цена которых исчисляется сотнями тысяч рублей. На спортивные автомобили, изготовленные по спецпроектам, устанавливают особый вид интеркулеров – кастомные, в которых охлаждение производится при помощи льда и специальной жидкости.

Дополнительный радиатор



Установка интеркулера
Как работает турбонаддув
Устройство омывателя фар
Система охлаждения дизельного двигателя
Промывка системы охлаждения двигателя
Дмрв
Принцип работы интеркулера

Способы применения

Эффективность работы такого охладительного оборудования становится заметна на скоростях, которые превышают отметку в 30 км/час. Кроме возможности повысить продуктивность, неправильное размещение сможет нарушить работу интеркулера, что приведет за собой неприятные последствия.

Также будет интересно: Провалилась педаль сцепления и обратно не возвращается, в чем проблема?

Чаще всего, интеркулер размещают в близости радиатора. Конкретно – перед ним, в зоне бампера. Это дает хорошую возможность соединиться с охлаждением от радиатора. Так системе нужно будет меньше нагромождений для полного функционирования (меньше труб). Очевидно, что раз сам радиатор работает на воде, то и интеркулер с водяной системой работы будет продуктивнее в своем КПД, а также сэкономит больше места. Кстати, делая тюнинг Пассата Б3 можно тоже в него интеркулер устанавливать.

Рекомендуем: Как определить, какой расход масла в двигателе считается нормальным?

Но даже систему «воздух-воздух» все равно эффективнее размещать именно в этом положении. Также приемлемо смотрится дополнительное охлаждение над мотором, а также со стороны любого крыла. Но вообще, расположение теплообменника должно быть удобным и простым для монтажа, поэтому его лучше всего разместить спереди, как и говорилось выше.


Можно ли снять деталь

Интеркулер – дополнительная деталь двигателя, без которой мотор вполне может функционировать. Отказ от неё облегчает автомобиль на пару десятков килограммов и позволяет освободить место под капотом. Однако специалисты не рекомендуют оказываться от интеркулера, если он предусмотрен конструкцией мотора авто.

Отказ от охладителя приведёт к преждевременному износу двигателя вследствие воздействия высоких температур. Мощность мотора сразу снизится. Удалять деталь с турбированных моделей автомобилей настоятельно не рекомендуется.

Критерии выбора при самостоятельной установке

Тюнинг собственного автомобиля предполагает замену или самостоятельную установку интеркулера. Если владелец автомобиля загорелся идеей сменить деталь на более совершенную модель, стоит учесть следующие критерии выбора:

  1. Площадь теплообменника. Размер трубок и пластин напрямую влияет на эффективность его работы детали. В продаже есть очень компактные модели, размером с книжку. Однако целесообразность их установки достаточно сомнительна, и вряд ли может обеспечить оптимальную прибавку мощности мотора. Перед покупкой нужно рассчитать место установки детали, чтобы она точно поместилась на посадочное место.
  2. Размер внутреннего сечения трубок. Конструкция должна обеспечить свободное прохождение сквозь неё воздуха.
  3. Толщина пластин теплообменника. На работу влияет площадь детали, но не толщина стенок. Погоня за толстым металлом только добавит веса детали, но никак не повлияет на эффективность её работы.
  4. Форма трубок. Оптимальный выбор – сегменты конической формы с максимально возможным радиусом изгибов.
  5. Качественное соединение патрубков. Особенно важно это при выборе водяного интеркулера, поскольку некачественное соединение деталей приведёт к утечке ОЖ.

Особенности эксплуатации и основные причины поломки

Современные модели интеркулеров длительное время не требуют особенного ухода. Однако периодический осмотр и своевременная диагностика выхода из строя необходимы. В детали могут обнаружиться следующие поломки:

  1. Разрыв патрубка или теплообменника из-за чрезмерного давления. Об этой поломке говорит резкое падение мощности авто и увеличившийся расход топлива. Разорванные патрубки ремонтировать не имеет смысла, так как под давлением воздуха они сразу же вновь выйдут из строя. В этом случае восстановить работоспособность поможет только замена патрубка.
  2. Попадание масла во внутреннее пространство. В норме небольшое количество масла попадает в интеркулер во время работы турбины. Допустимые показатели – 0.7-1 литр на 10000 км. Если показатели выше, стоит задуматься о ремонте детали.
  3. Трещины на трубках и пластинах. Интеркулер, установленный в крыльях или под передним бампером, подвержен повышенному механическому воздействию.
  4. Засорение трубок. Особенно интенсивно происходит это в зимнее время. поэтому зимой очистку детали от химикатов и песка необходимо проводить как можно чаще.

Об эксплуатации

Важно не только знать, что такое интеркулер на дизеле, но и правильно обслуживать его. Главный враг – это грязь. Она препятствует нормальному теплообмену. Как результат, возникает горячий воздух во впуске и падение мощности. Следует чистить элемент не только снаружи, но и внутри. Как проверить интеркулер на дизеле на предмет загрязненности? Увы, получится сделать это только после его демонтажа. Сняв патрубки, мы увидим, есть ли внутри масло. Если турбина гонит масло, оно непременно окажется в интеркулере. Тогда нужно взять очиститель карбюратора и тщательно вымыть жирные следы. Чистый интеркулер – залог стабильной работы турбированного двигателя.

интеркулер зимой на дизеле

Ремонт интеркулера своими руками

Ремонт детали начинается с её демонтажа. Конкретные действия по снятию описывать нецелесообразно, поскольку всё зависит от места и способа установки детали в автомобиле. К примеру, если деталь установлена над мотором, её просто «сдёргивают» ослабив хомуты. Когда интеркулер установлен одним блоком с радиаторами (основным, АКПП, кондиционера), придётся приложить некоторые усилия.

Это важно! Снимать интеркулер можно только с полностью остывшего двигателя с выключенной системой зажигания.

Охладитель интеркулера

Для полноценного ремонта необходимо провести демонтаж детали

После снятия детали предпринимают следующие шаги:

  1. Очистка. По времени эта процедура может длиться около 2-3 часов. Особенно трудно избавиться от масляных подтёков. Но удалить все загрязнения необходимо: от качества выполненной работы будет зависеть работа интеркулера в дальнейшем. Для чистки снимают все детали и отсоединяют патрубки. Внешнюю поверхность и каналы тщательно промывают специальной автохимией, а для лучшего удаления масла замачивают на несколько часов. Применять бензин и другие растворители масла нельзя: они могут повредить материал, из которого изготовлена деталь.
  2. Заделывание трещин. Треснувший элемент снимают с корпуса детали, зачищают место повреждения напильником и напаивают на него платину-заплатку. Материал вставки должен совпадать с материалом снятой трубки.
  3. Опрессовка в водяной ванне или проверка дымогенератором. Перед установкой отремонтированной детали на место не лишней будет проверка качества ремонта. Это избавит автомобилиста от необходимости повторного снятия в случае некачественно выполненной работы. Настоящая проверка детали – это поездка на достаточной скорости. Если мотор работает с былой мощью, и во время «перегазовок» не раздаётся посторонний свист, значит, работоспособность детали восстановлена.

Это важно! Самая серьёзная поломка – нарушение вентиляционного картера, которое происходит из-за превышения уровня масла в детали. Локальный ремонт в этом случае проблему не решит. Понадобится капитальный ремонт мотора и замена интеркулера.

Варианты бюджетного интеркулера на ВАЗ

Надеюсь, теперь вы понимаете необходимость охлаждения на первый взгляд безобидного нагретого воздуха. Что же делать в этом случае? Да всё уже давно придумано для нас. Существует в природе такой зверёк под названием «интеркулер» он и берёт на себя всю грязную работу по охлаждению воздуха перед смешиванием и подачей в ДВС. Как и любые другие детали авто, интеркулеры также подразделяются на разные виды. Есть бюджетные варианты, есть подороже, но мы более детально остановимся на первых, так как у нас всё-таки отечественный автомобиль (ВАЗ 2109). Насколько важна эта тема, судите сами, но по опытным данным качественно охлаждённый воздух придаёт дополнительно 15-20 лошадей под капот вашего автомобиля. Я думаю, значимость этого охлаждения очевидна.

Дёшево и сердито!

Бюджетные варианты не такие уж и плохи, как может показаться из названия. Во-первых, вы сэкономите неплохую сумму денег, а во-вторых, его эффективность охлаждения составляет примерно 70%, что уже является довольно хорошим процентным показателем. Разумеется, эффективность кулера оценивается по «манере» охлаждения входящего потока. В идеальном случае было бы 100%, и при этом охлаждении температура равнялась бы температуре окружающей среды, но, как всем известно, это практически невозможно, из-за потерь теплоты и так далее. Вернее, конечно, теоретически это возможно при использовании охлаждения с помощью азота, льда и т.д., но эти методы вряд ли можно рассматривать для машин серии ВАЗ, мы ведь не ядерный реактор строим.

По принципу действия интеркулеры подразделяют на «воздух-воздух» и «воздух-вода». Из названия уже можно догадаться как они работаю, но более детально остановимся ниже.

Интеркулер на автомобиль ВАЗ

Интеркулер на автомобиль ВАЗ

Для «совдеповского» авто широкое распространение получил кулер «воздух-воздух». Он имеет лёгкую конструкцию, всего лишь радиатор и трубы, а для охлаждения использует «бесплатный» воздух. Изготавливается в основном из алюминия из-за хороших теплообменных характеристик этого материал, но есть одно «но», привязка к размеру оборудования. Он не очень эффективен, если не имеет громоздких размеров, поэтому тут ориентироваться относительно пустого пространства под капотом вашего авто и денег в вашем бумажнике. Понятное дело, что с увеличением веса металла этого теплообменника будет и удорожание всей конструкции в целом. Зато есть основной плюс в надёжности этого оборудования, заржавеет она не скоро, а другие какие-либо поломки наблюдать сложно, потому что конструкция очень проста.

Остановимся более детально на устройстве для глубокого понимания принципа действия. Заучивать тут ничего не надо, можно просто представить. Обычный теплообменник, состоящий из пластин, нанизанных на трубу, по которой идёт воздух. То есть блок параллельных пластин, соединённых в верхней части трубопроводом. Иногда пластинки немного «входят» в трубки создавая в них маленькие перегородки. Делается это для создания турбулентности потока и впоследствии улучшения теплообмена. И вот, когда машина находится в движении на полном ходу, с помощью этого радиатора потоком воздуха из окружающей среды происходит охлаждение. Поток нагретого воздуха после турбины при этом движется в той самой трубке. Исходя из принципа работы системы охлаждения, становится понятно, что кулер не очень эффективный, так как используется охлаждение с помощью ОС (окружающей среды), а она, как известно, может тоже меняться.

Охладительная система автомобиля ВАЗ

Охладительная система автомобиля ВАЗ

То что надо!

Вторым известным типом является кулер «вода-воздух». В нём имеется ряд преимуществ по сравнению с первым. Во-первых, размеры этого кулера не такие внушительные, как у первого, что позволяет сэкономить пространство под капотом. Во-вторых, теплообмен между водой и воздухом славится своей высокой эффективностью. Это гораздо лучше, чем охлаждать просто воздухом, но только при условии использования чистой воды. Конструкция такого аппарата, соответственно, тоже усложняется. Тут ещё дополнительно появляется насос для перекачки жидкости и блок управления. За счёт установки дополнительных устройств и появляется удорожание всей схемы, но мы думаем, преимущества всё же окупают их. Принцип действия по-ленински прост: имеется радиатор и теплообменник, насос перекачивают воду из одной части в другую, при этом вода нагреваясь в части ДВС, охлаждается при соприкосновении воздуха в радиаторе. Такой способ охлаждения редко используется в серийных ВАЗах, в основном он применяется на более продвинутых машинах со спортивным уклоном. Вода очень хорошо впитывает и отдаёт предоставляемое ей тепло, поэтому процесс охлаждения ускоряется по сравнению с первым способом.

Кстати, не советуется добавлять антифриз в заранее подготовленную чистую воду, так как это уменьшает эффективность схемы на 6-25%, имейте в виду.

Теплообменник автомобиля ВАЗ

Теплообменник автомобиля ВАЗ

Работать такой теплообменник начнёт ещё до того, как насос включится в действие и поглотит почти всё количество выделившейся теплоты. Но если же вода нагрелась, то на её остывание может понадобиться определённое время. Все эти достоинства делают этот вид теплообменников незаменимыми и самыми эффективными в наше время. Но не забывайте, что для ВАЗ это вряд ли можно назвать самым лучшим вариантом по указанным выше причинам.

Морока с установкой

Здесь надо быть особо внимательным, ведь неправильная установка может повлечь за собой обратный эффект, ваш поток воздуха будет не охлаждаться, а нагреваться. А поэтому советуем сразу определиться с правильным место установки будущего кулера. Советуем размещать его ближе к передней части авто, к радиатору, где присутствует наибольший поток воздуха из атмосферы. Можно также установить по бокам авто неприметные короба, чтобы увеличить площадь соприкосновения и тем самым улучшить теплообмен. Инженерной мысли нет края, тут уж что придумаете. Неплохой вариант — замена труб, идущих из турбины в интеркулер, это поможет уменьшить потери давления. А если приобрести трубки из дорогого материала и качественно установить их, то можно добиться дополнительного эффекта охлаждения.

Подведём итоги

Каждый выбирает интеркулер относительно своих финансовых возможностей и способностей авто. Так для более дорогих иномарок будет более подходит вариант с кулером типа «воздух-вода» из-за мало количества занимаемого места, дороговизны и качества теплообмена. Для отечественных авто, о которых мы говорим, типа ВАЗ, лучше старый дедовский метод охлаждения с радиатором и трубкой. Дёшево и сердито, а эффект охлаждения всё равно будет достигнут, хоть и не идеальный.

Читайте также: