В чем причина гибели героя в калина красная

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

Почему Егор не защитил себя и погиб? Странный финал фильма "Калина красная"

Егор Прокудин - это главный герой фильма Василия Шукшина "Калина красная" (1973). Бывший преступник, он решает перейти к мирной жизни в деревне и устраивается работать трактористом.

Однако прежние друзья из банды тянут его обратно, предлагая деньги за возвращение к криминальной деятельности. Егор категорично отказывается и получает угрозы, однако почему-то, по каким-то странным причинам ничего не предпринимает для своей безопасности.

Как же так получилось, что он позволил себя убить? Давайте рассмотрим несколько эпизодов фильма, и попытаемся найти ответ.

Когда к Егору приходит подручный лидера банды, между ними происходит примечательный диалог.

Здесь мы слышим утверждение Егора: о том что он отдал деньги, поэтому ничего не должен. Он даже угрожает, что поднимет деревню. Однако в ответ никакого договора не происходит, угрозы остается висеть в воздухе.

Затем происходит разговор с Любой, то предлагают Егору уехать. Но он игнорирует эту идею.

Следующий значимый эпизод: короткий диалог на тему смерти.

Это коррелирует с терзаниями Егора в предыдущих эпизодах:

Получается, какая-то часть личности Егора не хочет жить и тянет смерти. Возможно, здесь проявилась какая-то часть подсознания, возможно, комплекс вины? Недаром в фильме несколько раз упоминается, что за свою жизнь Егор совершил немало преступлений.

И в этом причина того, что Егор не только остался в деревне, не стал никуда скрываться, но и вел себя как ни в чём ни бывало, ходил безоружным.

В каком-то смысле он совершил пассивное самоубийство, пренебрегая вопросами безопасности.

Увидев своих бывших коллег, он иронично называет их корреспондентами идёт навстречу без оружия.

Егор берёт с собой только гаечный ключ, хотя прекрасно знает Губошлепа и на что тот способен.

Вряд ли можно полагать, что Егор надеялся мирно убедить его. А значит, он должен был вооружиться как-то посерьезнее, принять меры против огнестрельного оружия.

Своеобразным ответом на причины загадочной гибели Егора Прокудина можно читать рассказ о фильме самого режиссера Василия Макаровича Шукшина.

- За всё в жизни надо платить, это так. И за то, что Егор, в жилах которого течёт кровь не паразитов, а тружеников, утратил, ушёл от себя, он поплатился.

Так что самым вероятным объяснением можно считать некое подсознательное стремление Егора к завершению земной жизни плюс желание режиссера выразить в фильме определённую идею справедливости.

Следует отметить, что такой трагический финал нельзя считать обязательным. Можно было сделать и более позитивную концовку: когда Егора не убили бы, а только ранили.

И его выживание стало бы символом его возможности, отойти от криминального пути к мирной жизни.

О трагическом финале фильма Шукшина «Калина красная»

Фильм Шукина «Калина красная» вышел на экраны в 1974-ом году и сразу вызвал шквал зрительских симпатий. «Калина» в одночасье стала культовым фильмом.

Между тем, путь картины к зрителю был непростым, тогдашняя цензура ставила под сомнение те или иные фрагменты фильма. К тому же тогдашняя цензура отнеслась с заведомой и настороженностью и недоверием к чрезмерно яркому показу в кино всякой уголовщины. «Власти советского союза не любили, когда освящалась тюремная субкультура и всячески игнорировали любое ее проявление», - сообщается на сайте ВоКино в статье «Чем «Калина красная» вызвала недовольство у воров?» (zen.yandex.ru).

Что же способствовало выходу картины на экран?

Шукшину несколько парадоксально и неожиданно пришёл на помощь лично Брежнев, который ходатайствовал о том, чтобы картину разрешили к показу. Вот что сообщается в электронном журнале «Life». в статье « Стрельба конвоира в Шукшина и слёзы Брежнева. Неизвестные факты о фильме "Калина красная"?» (life.ru):

«В определённый момент монтажно-тонировочного периода здоровье Шукшина ухудшилось настолько, что сотрудники Госкино, испугавшись, отказались от ряда предложений по правкам и отправили черновую версию монтажа Брежневу — для личного просмотра (он не был формалистом и, если фильм его эмоционально трогал, давал добро). Генсеку история вчерашнего зэка, вставшего на путь исправления, настолько понравилась (он даже расплакался), что он сразу же дал ей зелёный свет. "Калина красная" была спасена, и на какое-то время здоровье Шукшина стабилизировалось».

Бывает холодное совершенство, вряд ли кто-либо из нас сегодня растрогается и заплачет при виде античной статуи Аполлона в музее Изобразительных искусств имени Пушкина. Между тем, фильм «Калина красная» заявил о себе не единственно как явление искусства, но и как фильм, способный вышибать слезу, волновать лично. Не даром расплакалось даже официальное лицо… Уж очень это всё про нас. Живо и волнующе.

Между тем, воровское сообщество отнеслось к кинокартине весьма неоднозначно. В приведенной ранее статье из Яндекс Дзена «Чем «Калина красная» вызвала недовольство у воров?» читаем:

«Недовольны фильмом остались в местах лишения свободы, где о нем горячо отзывались. Некоторые самые активные даже писали Шукшину письма, говоря, что его фильм неправдив. Воры считали, что у фильма неправильная концовка. Главного героя картины не должны были убивать за попытку отойти от воровской жизни. “Воровской кодекс не позволят карать отошедших смертью”, – писали Шукшину.

Один из заключенных в своем письме режиссеру говорил, что в целом фильм очень хорош, но в конце показана ложь. Воры так не поступают, да еще и при убийстве присутствует женщина. Губошлёпа, если бы такой момент был в реальной жизни, воры зарезали бы сами, чтобы тот не беспределил».

Создалась скользкая ситуация. С одной стороны, в глазах воровского сообщества Шукшин предстаёт как большой художник (и чуть ли ни «свой парень»), с другой - то, чем он занимается, фальшак, лажа. И в результате даже не понятно, как к Шукшину относиться.

Противополагая собственное представление о правде и справедливости так называемому беспределу, оппонент Шукшина выказывает, что для него воровской кодекс не пустая формальность. Шукшин замахивается на то, что в воровских понятиях свято и незыблемо, причём делает это, не достаточно хорошо зная материал, - вот какое умозаключение напрашивается из нападок уголовников на Шукшина, пусть даже эти нападки относительно дружелюбны.

Скользкий вопрос заключается не только в воровских правилах поведения, но и кое в чём более серьёзном и опасном. Сейчас входит в моду статья за клевету. Так вот если проецировать нынешнее понятие на 70-ые, воры могли бы обвинить Шукшина и в клевете, в тенденции заведомо приписать им злодеяние, на которое они не способны и против которого они бы сами решительно возражали.

Итак, с одной стороны у бывалых воров всё-таки оставался повод уважать Шукшина за размах; всё-таки чем-то Шукшин воров сердечно зацепил:

Господа из влиятельных лагерных урок

За размах уважали меня,

- поётся в известной песне Алешковского. С другой же стороны, Шукшину по воровским понятиям фактически приходилось «отвечать за базар»; обвинение в неправде - в сущности довольно тяжкое.

Более того. Развязка кинокартины ещё и несёт в себе долю неизбежного абсурда. Зачем уголовникам было ехать за семь вёрст и убивать полунищего тракториста Прокудина, человека, который ничего не задолжал - не забашлял! - уголовникам и который вообще живёт независимой от них жизнью, трудится в поле?

В фильме Егор Прокудин, зная, кто и зачем к нему приехал на «Волге», шутя, называет своих бывших дружков газетными корреспондентами, с которыми ему, Егору, надо поговорить. Меж тем, отец Любы, сердечной подруги и почти невесты Егора, чудаковатый деревенский дедуля (литературный собрат шолоховского Щукаря?), недоверчиво охает: мол, сколько эти подозрительные корреспонденты «прокатывают» денег на такси из городской местности! Насчёт такси дедуля может быть и ошибается, не совсем понимая, что к чему, но факт того, что бандиты - люди очень практичные - преодолевают весьма внушительное расстояние едва ли ни для того, чтобы «зарезать нищего в лесу» , указанный факт не исчезает от одного неведенья дедули. В развязке фильма житейски всё очень странно (даже и безотносительно к воровскому кодексу). Какая выгода бандитам убивать Егора? - справедливо задумаются иные.

Ну и что? Люди, находящие развязку фильма нелогичной (не обязательно только бандиты), едва ли отличают правду жизни от художественной правды. То, что в фильме житейски не вполне мотивировано, абсолютно убедительно художественно. Нет необходимости напоминать читателю тот факт, что художественное произведение, даже основанное на каких-то криминальных фактах из жизни, не есть криминальная хроника.

Один мой знакомый, улыбаясь, говорил, что художественная правда выше правды жизни. Как же так? Ведь искусство сплошь выдумка. Но, во-первых, искусство эстетически преображает, по-своему облагораживает жизнь. И главное, во-вторых, искусство показывает суть явлений, тогда как документалистика повествует лишь о внешних фактах. Но есть и нечто выше правды факта, как бы мы на то ни досадовали…

Что же происходит с Егором по существу? Выйдя из тюрьмы, он хочет начать новую жизнь. И устремляется к такими сердечным святыням или, говоря филологически, идеальным логосам, как родная земля, родная деревня и родная мать. Однако он остаётся заложником собственного криминального прошлого. И житейски абсурдное преследование Егора уже не имеющими к нему отношения бандитами - есть художественное выражение того, как над Егором довлеет прошлое. Не случайно в фильме за кадром звучит мелодия блатной песни «Стой, паровоз. », где говорится о непутёвом сыне, который тоскует по маме, но которого засосала трясина. Иносказательным, но в то же время зримым выражением этой трясины в фильме становится воровская «малина», несмотря на то, что внешнего повода убивать Егора у его бывших дружков совершенно не было. Однако прошлое Егора как бы мстит за себя… И художественно это очень логично, хотя житейски совершенно не логично и не сообразно реальному поведению уголовников, соблюдающих свой особый кодекс поведения. Однако в фильме является картина некоего рокового возмездия, которому подвергается бывший уголовник, решивший стать на путь исправления. В фильме есть некая детективная аура, но почти нет детективного сюжета.

«Изначально Василий Шукшин на эту роль утвердил советскую актрису театра и кино Веру Марецкую.

Но сняться актрисе в фильме не удалось из-за болезни. Режиссеру Шукшину пришлось быстро искать замену.

И он нашел. Нашел женщину, которая проживала там, в деревне Садовой (Вологодская область), где снимали "Калину красную".

Звали её Ефимия Быстрова. В титрах фильма указана как Офимия. О том, что она снимается в фильме, женщина даже не подозревала! Её просто попросили рассказать о своих сыновьях Лидии Федосеевой-Шукшиной.

Ефимия Быстрова даже камеру не видела! Скрытая камера снимала её через окно. Оно и видно. Насколько по-настоящему все было. Как она рассказывала. с какой болью. ».

Как события развивались далее? Шукшин натурально расплакался, это не было предусмотрено киносценарием, но было включено в фильм на правах актёрской импровизации. Тот надлом, который испытал Шукшин (или его герой?), воочию столкнувшись с горем матери, реально познав судьбу сына-уголовника, как нельзя более соответствует трагической развязке фильма. У Шукшина (или всё-таки у его персонажа?) реально (!) могло сердце не выдержать. В этом иносказательном (но в том же время вполне буквальном!) смысле уголовное прошлое всё-таки настигает - и убивает - Прокудина, хотя убивать его физически действительно было никому не нужно.

Казалось бы, люди смышлёные, воры, могли бы через знакомую им тему и знакомую субкультуру постичь и нечто новое по отношению к их сложившемуся опыту. Но этого, в полной мере, не произошло, и возникло вышеописанное недоразумение. Почему так случилось?

Уголовники мыслят житейски конкретно, а всякий художественный образ несёт в себе неизбежную долю условности и отвлечённости.

Мой отец говаривал «Людям свойственна односторонность». Поистине так!

А между тем - хочется это подчеркнуть! - замысел фильма очень прост и просто, наглядно, ярко подан художественно. Например, бандиты в фильме (которые приехали за Егором) вызывающе броско, нарядно одеты. Чего стоит один белый плащ Губошлёпа? Вызывающий эстетизм бандитов в фильме (и значит, некоторый их отказ от практицизма) свидетельствует о том, что бывшие дружки Егора явились свершить иррациональный акт возмездия, а не то, что, скажем, выколотить из бедолаги денег, которых у него всё равно нет. К тому же для получения прямой денежной выгоды было бы совершенно бессмысленно - и даже вредно! - убивать Егора.

Бандиты, которые пришли за Прокудиным в фильме, фактически играют в его судьбе роль Чёрного человека (знакомого нам, например, по одноимённой поэме Есенина, который в фильме цитируется). Чёрный человек, разумеется, не ищет выгод и не подчиняется каким-либо правилам уголовного сообщества.

Завязка фильма также сигнализирует о его идеальном замысле. В прологе фильма показана жёсткая обстановка тюрьмы, с которой контрастируют женственные пронзительно былые берёзы. Прокудин обнимает их и называет «невестушки» .

Депрессия, алкоголизм и загадочные смерти звезд «Калины красной»

Тяжелая работа над картиной негативно повлияла на здоровье Василия Шукшина, но не он один испытал на себе проклятье «Калины красной». Многие артисты, прославившиеся благодаря фильму, закончили дни в нищете, забвении и болезнях.

Василий Шукшин

История создания ленты напрямую связана с началом романа Лидии Федосеевой и Василия Шукшина: композицию «Калина красная» актриса напела режиссеру на первом свидании. Минуло 10 лет, прежде чем в 1974-м на экраны вышел одноименный фильм, повествующий об уголовнике Егоре Прокудине, познакомившемся по переписке с деревенской женщиной Любой.

После премьеры картины Шукшин начал сниматься в шедевре «Они сражались за Родину», но вскоре скончался от инфаркта миокарда. Не последней причиной ухудшения здоровья драматурга стала работа над «Калиной красной»: чиновники не сразу допустили фильм к показу, назвав его «безобразным», воспевающим рецидивиста. Неделями режиссер монтировал пленку согласно правкам Госкино, и ежедневно в студии на него накатывал приступ язвы. Бледный, измученный и нервный — знакомые полагали, что в итоге руководство одобрило ленту из опасений, что Василий Макарович не выдержит издевательств над своим детищем и умрет…

Но не только Василий Шукшин пал жертвой злого рока, нависшего над картиной. 5 мая исполняется 81 год со дня рождения Татьяны Гавриловой, сыгравшей в «Калине красной» Люсьен, однако эта дата давно перестала быть праздничной для тех, кто знал актрису. Почти 20 лет назад она умерла в психиатрической клинике. Как же прославленная артистка оказалась в подобном учреждении и кого еще из звезд фильма Шукшина постигла незавидная участь?

ТАТЬЯНА ГАВРИЛОВА

Роль Люсьен удалась Татьяне Гавриловой с блеском

Актрисе было не привыкать играть отрицательных персонажей: она воплотила на экране склочную официантку из «Дайте жалобную книгу» и злобную жену Семицветова в «Берегись автомобиля». Вот и роль Люсьен из «воровской малины» удалась Гавриловой с блеском. Критики отмечали, что, пожалуй, этот образ стал последним запоминающимся в карьере артистки, а дальше вплоть до начала 90-х она участвовала лишь в эпизодах.

Еще во время съемок «Калины красной» Татьяна Анатольевна нередко приходила на площадку подшофе, однако Шукшин жалел ее и не лишал работы, ведь сам не понаслышке знал, как трудно совладать с «зеленым змием». С годами зависимость артистки только обострилась. Причин было достаточно: тут и спад карьеры, и отсутствие детей от супруга Эдуарда Курочкина.

Актриса так и не смогла совладать с алкогольной зависимостью

По слухам, на какое-то время собутыльницей актрисы стала Изольда Извицкая, страдавшая хроническим алкоголизмом. Подруга Гавриловой скончалась в собственной квартире в 1971-м, а ее тело обнаружили лишь спустя неделю после смерти. Казалось, это был знак, что пора завязать с выпивкой, но Татьяна Анатольевна поступила с точностью до наоборот.

Последние годы актриса провела в психиатрической клинике, одинокая и утратившая прежний облик. Поговаривали, что к концу жизни она лишилась волос, голоса и верхних зубов, а передвигалась исключительно в инвалидном кресле. Некогда успешная артистка умерла в стенах больницы от сердечного приступа в 61.

ГЕОРГИЙ БУРКОВ

Георгий Бурков сыграл в картине Губошлепа

Георгий Иванович, исполнивший в «Калине красной» роль бандита Губошлепа, был близким другом и соратником Василия Шукшина. Он первым обнаружил тело мертвого режиссера в каюте, а после долго обивал пороги чиновников, чтобы открыть Центр культуры имени Шукшина.

Зачастую артист играл в комедиях алкоголиков, да и в реальной жизни грешил любовью к спиртному. Однако по словам жены Татьяны Ухаровой, слухи о зависимости Буркова сильно преувеличены, а страдал он прежде всего от болезней: стенокардии, микроинфарктов, ишемии. «Да, он выпивал, были моменты неприятные. Но лежал в больнице он не по причине алкоголизма: нервы сдали, устал. Врачи занимались его восстановительным процессом», — подчеркивала Татьяна Сергеевна в программе «Судьба человека».

Татьяна Ухарова уверяла, что слухи об алкоголизме мужа преувеличены

Последним фильмом актера должны были стать «Небеса обетованные», но он не успел даже получить сценарий: неудачно упал и сломал ногу. Неожиданно Бурков заговорил с супругой о давнем предсказании цыганки, что он умрет в 55.

«Видимо, ему это запало в голову. Я приехала в больницу, он радостный такой был с ногой перебинтованной и поднятой вверх. Но муж не просто упал: во время падения оторвался тромб. Тогда не было хорошей аппаратуры, его прооперировали. Когда его увезли в кардиологию, он был белого цвета, — вспоминала вдова. — Сказал мне: «Ты только не уходи». Вечером 19 июля 1990-го мы с дочкой все же вернулись домой. А в 19:05 его не стало, — тромбоэмболия. Дальше — все, жизнь закончилась».

АЛЕКСЕЙ ВАНИН

Любовь к спорту открыла Алексею Ванину работу в кино

Жизнь артиста напоминала приключенческую драму. Во время Великой Отечественной войны он служил снайпером и разведчиком, трижды был ранен, чудом избежал плена и получил медаль «За отвагу». Демобилизовавшись, Алексей Захарович устроился художником в театр, затем по рекомендации тренера Василия Анисимова занялся классической борьбой и стал чемпионом Сибири.

Именно любовь к спорту открыла мужчине работу в кино: он как никто другой подходил на роль кузнеца в драме «Чемпион мира». Впоследствии борца часто приглашали играть в эпизодах, хотя профессию актера он никогда не считал основной. В конце 50-х судьба свела Алексея Захаровича с Василием Шукшиным. Земляки быстро подружились, и персонажа циркового силача в картине «Ваш сын и брат» режиссер написал специально для Алексея Ванина.

Последней женой Ванина стала Нина Михайличенко

В 60-е Ванин отправился в командировку в Венгрию и намеревался продать там 30 секундомеров. Подобные действия советские власти сочли контрабандой, актеру дали три года, но спустя половину срока он вышел за хорошее поведение. Вот только теперь мужчину исключили из состава тренеров и партии, а снимать его отказались все режиссеры. Кроме Шукшина — он-то не бросил друга в беде и выделил ему роль водителя Петра в «Калине красной».

В дальнейшем артист снимался в эпизодах, писал стихи и картины. Кто все это время был рядом с талантливым актером, сказать сложно: он сменил пять жен, о биографиях которых ничего не известно, и оставил после себя двух дочерей. Шестой избранницей Ванина стала Нина Михайличенко. Она оказалась единственным свидетелем последних часов жизни 87-летнего мужчины 22 мая 2012-го: отлучилась на минуту на кухню, а вернувшись, обнаружила избранника без сознания. Скорая не приезжала в течение семи часов, а в итоге констатировала смерть Алексея Захаровича от инсульта.

ИВАН РЫЖОВ

Иван Рыжов часто играл в кино умудренных опытом стариков

Иван Петрович — один из немногих актеров «Калины красной», сумевших реализоваться в кино, найти собственную нишу и дожить до старости — до 91 года. В фильме Шукшина он сыграл отца Любы, а в дальнейшем часто появлялся на экране в образе умудренного опытом доброго деда: «Кот в мешке», «Экипаж», «Возвращение Будулая».

Удачно сложилась и личная жизнь артиста: его единственной супругой стала Нина Никольская. Пара воспитывала дочь Татьяну и была абсолютно счастлива… до нулевых. В 2003-м супруга Рыжова скончалась, что стало для него страшным ударом.

Иван Петрович дожил до 91 года

После потери возлюбленной здоровье актера пошатнулось, но не тяжелые болезни сыграли роковую роль в его смерти. Случайно Иван Петрович порезал руку, и ухаживавшая за ним сиделка тут же вызвала скорую. Однако в клинике артиста встретили прохладно: занятые врачи и медсестры долго не накладывали жгут. Истекающий кровью старик оказался в реанимации, а оттуда 15 марта 2004-го его перевели в травматологию, где за ним снова никто не следил. «Утром прихожу, повязка болтается, весь шов наружу, — вспоминала сиделка. — Сам он еле дышит, пульс чуть дрожит».

Через несколько часов после посещения сиделки актер умер. По мнению дочери и знакомых, произошло это исключительно из-за халатности врачей.

МАРИЯ ВИНОГРАДОВА

Марии Виноградовой в основном доставались эпизодические роли

От эпизодов Мария Сергеевна не отказывалась по двум причинам: не умела говорить «нет» и боялась выпасть из обоймы. Ее амплуа составляли продавщицы, домработницы, старушки. Среди приятных исключений можно отметить лишь Зою, жену Петра, из «Калины красной» и роковую красавицу Марго в картине «Из жизни отдыхающих».

Последней ролью Марии Сергеевны стала жена палача в сериале «Королева Марго»

Актриса была настолько безотказной и неприхотливой, что даже в суровые 90-е не осталась без работы. Казалось, на экране ее узнавал каждый, а вот припомнить имя могли лишь искушенные зрители. Так дела обстояли и с другой вехой творчества звезды эпизодов: озвучиванием. Голосом Виноградовой говорили Дядя Федор, Маленькая Разбойница и Ежик в тумане.

В старости Мария Сергеевна не изменяла себе и по-прежнему была готова поехать в любую провинцию ради проведения творческого вечера. В такие минуты она совсем не думала о здоровье. Привычка пренебрегать собой погубила актрису: в 1995-м она перенесла два инфаркта, но в больницу ехать отказалась — мол, само пройдет. 2 июля жизнь 72-летней женщины оборвалась из-за инсульта.

АРТУР МАКАРОВ

Фраза персонажа Артура Макарова стала крылатой

Приемный сын Сергея Герасимова и Тамары Макаровой сыграл в «Калине красной» небольшую роль бандита Бульди, который запомнился зрителям благодаря крылатой фразе: «Читай «Мурзилку», дыши ровно». Артист вел богемный образ жизни, увлекался написанием сценариев и охотой, общался с художником Ильей Глазуновым, Владимиром Высоцким, Андреем Тарковским.

Безупречную картинку портили некрасивые истории из личной жизни: Макаров разрывался между женой Милой и актрисой Жанной Прохоренко. В итоге, не разводясь с супругой, он поселился в квартире любовницы.

Главные проблемы настигли Артура Сергеевича в 90-е. Из мира искусства он подался в бизнес — огранка алмазов, производство паленой водки. Возможно, кто-то из единомышленников точил на зуб на Макарова… Так или иначе, 3 октября 1995-го артиста обнаружили заколотым охотничьим ножом в собственной квартире, а убийцу так и не нашли.

ЖАННА ПРОХОРЕНКО

Жанна Прохоренко сыграла следователя в фильме «Калина красная»

Любовница Артура Макарова воплотила на экране следователя из «Калины красной», но ее главной ролью в карьере, безусловно, осталась Шура из «Баллады о солдате». В 90-х актриса, как и многие, оказалась без работы и держалась на плаву только благодаря поддержке Макарова. С его смертью артистка впала в глубокую депрессию, а горе топила в алкоголе.

Чтобы скрыть от знакомых свою зависимость, Жанна Трофимовна уезжала в отдаленные деревни, где устраивала пьянки. В какой-то момент ей стало лучше: актриса нашла утешение в вере и начала посещать святые места. В одном из путешествий она подхватила кишечную инфекцию. Обратившись в клинику, Прохоренко выяснила, что больна раком, а операцию делать уже слишком поздно. Лишенная надежды на будущее, 71-летняя женщина умерла в одиночестве 1 августа 2011-го.

Кома, пьянство, смерть близких – актеры «Убойной силы» и их сломанные судьбы


читать статью полностью

Василий Шукшин, «Калина красная»


Судьба Егора Прокудина, описанная в повести Василия Шукшина «Калина красная», - это не только судьба бывшего преступника, рецидивиста, ставшего на путь исправления. Это, в первую очередь, поиск Шукшиным пути спасения для России, которая в ХХ-м веке, как и Прокудин в своей трагической жизни, много всего «натворила».

Прокудин, после того как к нему, много лет назад, подошел на вокзале «некий изящный молодой человек», стал членом преступного мира - закрытого сообщества, живущего по антихристианским, сатанинским, законам. И точно так же Россия, в начале ХХ-го века, поддавшись дьявольскому искушению - отреклась от Бога и отдала свою бессмертную душу ради того, чтобы «камни <. > сделались хлебами» (ради материального благополучия и устранения материального неравенства), забыв о словах Христовых: «Не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 3 3-4).

Этот безбожный путь, на который ступила Россия, постепенно привел к многим кровавым преступлениям и к спивающимся от бессмысленной жизни целым поколениям молодых, здоровых людей - при оставленных одиноко помирать где-то в заброшенных деревнях их матерях. А в конце ХХ-го века ей сполна довелось «пожать плоды» когда-то посеянного, и содрогнуться, увидев воровские личины беспутных своих детей, которые целое десятилетие грабили своих ближних и убивали друг друга, деля награбленное. При этом казалось, что каждый из них, охваченный сатанинской гордыней, с безумным бахвальством провозглашает вслед за Прокудиным: «Никем больше не могу быть на этой земле - только вором».

В конце концов, эти преступные дети не остановились перед тем, что и Родину свою, деля, разорвали на части.

После выхода на свободу некоторое время Егор был в духовных метаниях. Душа его словно качалась на невидимых качелях, между тьмою и светом. Она, томившаяся долго в неволе, жаждала праздника.

Егор жадно впитывал душою все подробности вольной жизни - подобно тому, как некоторое время спустя весь наш народ, вышедши «на свободу» после «коммунистического заключения», жадно набросится на все соблазны «свободного мира».

Не находя ни в чем «праздника», Егор, располагавший «финансовыми возможностями» (заработанными в колонии деньгами), решил сам организовать «праздник».

Прибыв в провинциальный центр для «реализации праздника», он, по прежней привычке, начал с того, что продекларировал самому себе, словно сам себя подстрекая, о намерении «поселить здесь разврат». Однако в «разврате» подлинного праздника для него уже не было - так что «декларация» у него получилась с большой долей самоиронии. Это привело к тому, что собрав из незнакомых людей компанию для «разврата», он, вместо «разврата» стал говорить им рвущиеся из души слова: «Люди. Давайте любить друг друга! <. > Ну чего мы шуршим, как пауки в банке? Ведь вы же знаете, как легко помирать?! <. > Я не понимаю вас. <. > Я себя тоже не понимаю, потому что каждую ночь вижу во сне ларьки и чемоданы. <. > Мне жалко вас. И себя жалко».

Затем он, угостив собравшихся, попытался создать из них слаженный хор - чтобы всем вместе спеть песню. Но, по свойству человеческой природы, гости оказались безучастными к его беспокойным словам - и песня у них не заладилась. Вместо песни они предпочли выпивать и закусывать.

Праздника не получилось.

Неудавшийся «праздник» посеял сомнение, высказанное в фильме «соустроителю мероприятия», официанту Михалычу: «. А он вообще-то есть в жизни <. > праздник то. »

На протяжении всего произведения Егор проходит трудный путь постижения того, что жизнь земная предназначена не для праздников, а для исправления и спасения наших исковерканных душ.

В фильме этот путь благодатного преображения его души отмечен, словно вехами, картинами двух разрушенных храмов.

В начале этого пути вышедший из тюрьмы Егор стремительно проносится по водному пространству на «ракете» - мимо выглядывающей из воды разрушенной церкви, затопленной в ходе социалистического строительства, ради обеспечения населения электроэнергией (кстати, «ракета» - это еще и символ высших коммунистических достижений - «в области покорения космоса»). Настроение у Егора победное. Он верит в безграничность своих сил и возможностей. Даже скорости «ракеты» ему кажется мало. Он ходит нетерпеливо по салону и, шутя, обращается к случайному попутчику: «Сколько стоит эта машинка? А может мы ее стырим на пару?!».

Второй раз церковь появляется на экране в картине горького покаяния, после того как Егор побывал у матери, которую из-за своих «похождений» не видел восемнадцать лет. Егор падает на землю перед разрушенным храмом со словами: «. Не могу больше. Тварь я последняя! Тварь! Тварь подколодная. Не могу так жить! Не могу больше. Господи! Прости меня, Господи, если можешь. »

Спасительный путь для себя Егор стал постепенно нащупывать еще после освобождения из тюрьмы, когда убегая от милицейской погони (что, к удивлению его, ему легко удалось), случайно оказался на кладбище. И тут, на кладбище, среди могил, читая надписи на надгробьях и прочитав: «Купец первой гильдии Неверов», - он получает подсказку Свыше о причинах своих злосчастий. И дальше, прочитав дату на памятнике - «Тыща восемьсот девяносто. », - произнес вслух, будто о всей России, о появлении в ней неверия, - «А-а, ты уже давно».

Путь выхода из «духовного заточения», который нашел для себя Прокудин и который указал Шукшин для спасения всей России - состоит в преодолении искушений, в исправлении своих закоренелых пороков и в возвращении к нормальной трудовой жизни. Именно тот путь, который Господь Бог указал человеку после грехопадения: «В поте лица твоего будешь есть хлеб. » (Быт 3 11).

Став на этот, христианский, путь, Егор, исправляясь, преодолел и то самое искушение, против которого в начале ХХ-го века не устояла Россия, пожертвовавшая ради воплощения «чуда» превращения «камней в хлебы» своей духовной свободой. Егор отверг предложение присланного к нему из преступного мира (живущего по дьявольским законам) гонца, который привез ему деньги и пытался их вручить со словами: «Я сделаю, как мне велено: если, мол, у него денег нет, дай ему».

В ответ Егор отхлестал деньгами гонца по щекам, приговаривая: «Ах ты сученок ты, сопляк, деньги привез. А ты думал, что отдавать надо! Думал, тварь!? Думал, гадина. » (Вот бы и нам сегодня научиться вот так же, по-прокудински, разговаривать со всякими «эмвээфами», услужливо предлагающими нам кредиты и желающими получить взамен духовную нашу свободу).

Смерть Егора в финале «Калины красной», не имевшая для его убийц иной мотивации кроме защиты злодейских своих «принципов» - является, с их стороны, актом завистливой мести тех, кто, как и их «отец» - дьявол, - сами, по своей гордыне, не могут уже исправляться, но завидуют чистоте души и духовной свободе тех, кто последовали за Господом.

Предводитель банды, Губошлеп, протестует против того, что Егор, попав в дьявольские сети, не окончательно погибает. («Нам конец, а он будет землю пахать? <. > Где же справедливость? Он что, мало натворил?»).

Смерть от рук нечестивцев бывшего рецидивиста Егора Прокудина, который, исправляясь, прошел христианский путь и заплатил за этот путь своей жизнью - дает надежду на то, что и Бог его помилует, как помиловал разбойника, распятого со Христом.

И если вся Россия, после столетнего блуждания во тьме, вернется к спасительному православию и исполнит свое предназначение - то есть надежда на то, что и Россию Господь Бог помилует в вечности.

И тогда можно надеяться, что и наши нынешние беды, в конце концов, разрешаться как в финале «Калины красной», - когда огромный самосвал (за рулем которого - безмолствующий до поры труженик), разогнавшись, сметет со своего пути легковушку, начиненную всякой нечистью.

Сергей Николаевич Сидоренко, член Союза писателей России

“Калина красная”: загадочные смерти героев фильма

В свое время кинокартина «Калина красная» пользовалась популярностью у советских телезрителей. Над ней долго и упорно трудился известный актер и режиссер Василий Шукшин . Благодаря этой картине многие артисты вмиг стали популярными и узнаваемыми.

Но сейчас все в один голос твердят, что фильм «Калина красная» стала настоящим проклятьем для многих артистов. Главные герои кинокартины закончили жизнь нищими. Все они тяжело болели перед смертью. Действительно ли это проклятье, или просто совпадение?

Создание кинокартины

История создания кинокартины, которая спустя время покорит сердца всех российских телезрителей, началась как раз в тот момент, когда закрутился роман между Василием Шукшиным и Лидией Федосеевой . Песню «Калина красная» Лидия спела на первом свидании с Василием . Прошло десять лет, и фильм вышел на телеэкраны. Это был 1974 год. По сюжету фильма деревенская женщина Люба познакомилась с уголовником Егором Прокудиным по переписке.

Василий Шукшин вложил всю душу в создание этой картины, но советские чиновники не сразу допустили фильм к показу. По их мнению, эта кинокартина была безобразной, и воспевала рецидивистов. Шукшину пришлось переделывать картину не один раз, а все это время за ним внимательно следили.


Все это время Шукшина настигали приступы язвы. Бледный и изнеможденный, он продолжал работать над «Калиной красной». В итоге фильм приняли. Поговаривали, что к показу «Калину красную» допустили только потому, что они просто пожалели Шукшина .

После премьеры фильма, когда к Василию Макаровичу пришла самая настоящая слава, он начал сниматься в фильме «Они сражались за Родину», но вскорости актер скончался от инфаркта миокарда. С этого дня начали умирать и его коллеги по фильму «Калина красная». Тогда и начались разговоры о проклятье.

Татьяна Гаврилова

5 мая актрисе Татьяне Гавриловой исполнился бы 81 год, но почти двадцать лет назад ее сердце перестало биться. Отрицательные роли Гавриловой давались с блеском. Несмотря на то, что на съемочную площадку актриса всегда приходила подшофе, Василий Шукшин ее жалел и не выгонял со съемочной площадки. Дело в том, что актер не понаслышке знал, что такое зависимость от алкоголя.


С каждым годом артистка стала все чаще прикладываться к рюмке, и начала уходить в самые настоящие запои. Причиной всему стали проблемы в карьере, недопонимание в семье и отсутствие детей. Даже после смерти близкой подруги от алкоголизма Гаврилова не завязала со спиртным. Злоупотребление алкоголем привело актрису к дверям психиатрической клиники, где в итоге она пробыла несколько лет. Говорили, что алкоголь сделал свое, и актриса лишилась волос, зубов и даже оказалась в инвалидном кресле. В итоге у Гавриловой случился сердечный приступ, и артистка умерла в возрасте 61 года.

Георгий Бурков

Бурков сыграл в «Калине красной» роль бандита Губошлепа. Он был близким другом и соратником Василия Шукшина . Именно он и нашел своего друга мертвым, а после долго добивался от чиновников, чтобы те открыли Центр культуры имени Шукшина.


Неоднократно говорилось о том, что актер тоже имел зависимость от алкоголя, но его жена эти слухи постоянно опровергала. По словам Татьяны Ухаровой , он пил, как среднестатистический человек по праздникам, а страдал он, прежде всего, от болезней: стенокардии, микроинфарктов, ишемии.

Перед началом съемок очередного фильма Бурков упал и сломал ногу. Долгое время он лежал в больнице. Своей жене он рассказал историю о цыганке, которая предсказала ему смерть в возрасте 55 лет. По всей видимости, актер себя и запрограммировал на этот возраст. В 1990 году актер скончался от тромбоэмболии.

Алексей Ванин

В молодости Ванин занимался перепродажей различной техники, и советские власти приняли это за контрабанду и исключили из состава тренеров и партии, а снимать его отказались все режиссеры. Тут на помощь пришел Василий Шукшин . Он дал ему роль в фильме «Калина красная». Ванин сыграл роль водителя Петра.


После этого актер снимался в эпизодических ролях. Всю жизнь актера окружали женщины. Ванин был женат пять раз. Актер скончался неожиданно. В тот день он вместе с супругой сидели на кухне и пили чай. Жена буквально на минутку отлучилась в комнату, а когда вернулась, то увидела мужа в бессознательном состоянии. Семь часов скорая ехала на вызов, а по приезду лишь констатировала смерть. Алексей Ванин умер от инсульта.

"Калина красная" - краткое содержание рассказа В.М. Шукшина

Процесс появления произведения на свет состоит из множества интересных фактов. Прежде всего, основной его жанровой особенностью является то, что изначально «Калина красная» предназначалась для съемок в кино. Шукшин написал саму повесть, находясь в больнице в 1973 году. В то же время успешная экранизация состоялась лишь год спустя, которая принесла автору известность и всенародное признание.

С процессом написания киноповести связаны следующие интересные события:

  • Шукшин вдохновился созданием произведения благодаря исполнению песни женой Лидией Федосеевой. Она называлась «Калина красная» и была исполнена в первый день их встречи.
  • Из всех 6 работ лишь эта кинокартина в 1972 году была отснята в цвете.
  • Режиссер осуществлял тщательную подготовку к съемочному процессу. Подтверждением этому является тот факт, что он ознакомился с огромным объемом криминальной хроники. Некоторые из эпизодов были использованы в экранизации киноповести.
  • В Алтайском крае, который является родиной кинорежиссера, в память о Василии Макаровиче и его творчестве установлен памятник. Скульптура олицетворяет главного героя Егора Проскудина из «Калины красной».

В процессе съемок особый интерес вызывает сцена, связанная с матерью главного героя. Её роль исполнила Ефимия Быстрова, которая являлась обычной женщиной из крестьянского народа. Она, не догадываясь о том, что её снимают, рассказывала жене Шукшина о своих двух сыновьях, чьи судьбы были похожи на описанные в киноповести.

Сюжет и проблематика

Основная идея фильма состоит в поднятии такого важного вопроса, как возможность исправления своих ошибок из прошлого. Шукшин пытается показать, сможет ли Егор расстаться со своим криминальными делами, а также избавиться от их влияния на дальнейшую жизнь.

Основные характеристики этого литературного произведения включают в себя следующие аспекты:

  • повествование (пересказ) ведется от третьего лица;
  • наличие множества диалогов, что позволяет читателю глубже проникнуться сюжетом и основной идеей «Калины красной», а также жизнью главных героев;
  • присутствие множества событий, сюжет имеет мелодраматичный характер.

Кинорежиссер стремится раскрыть такие проблемы, как наличие любви и понимания в семье, а также присутствие долга перед родными и своей матерью. Сюда же можно отнести как алкогольную зависимость, так и процесс возвращения бывшего преступника в общество. Все это остается актуальным для русского народа и по сей день.

Для более глубокого понимания как самого сюжета, так и поднятых проблем, каждому необходимо читать киноповесть в полном объеме. Однако, краткое содержание (пересказ) также позволит читателю ознакомиться с событиями в «Калине красной» Шукшина. Анализ этого литературного произведения следует начать с разбора основных событий.

Первая глава начинает повествование с последнего дня пребывания главного героя, которого зовут Егор Прокудин, в тюрьме. Все разворачивающееся события происходят в весенние месяцы.

Выйдя на свободу, бывший вор-рецидивист не знает, что ему делать и как дальше жить. Однако первым делом он решает посетить своих «коллег» в воровском деле. После общения с ними Егор окончательно утверждается в своем желании начать нормальную человеческую жизнь. Главная мечта заключается в построении семьи и занятии сельским хозяйством в деревне.

Прокудин принимает решение возвратиться на свою родину — Алтайский край. Там живет его возлюбленная Люба, с которой Егор год был в переписке, находясь в тюрьме. В деревне Ясное женщина впервые видит своего возлюбленного и довольно тепло его приветствует.

Знакомство с семьей Любови обошлось не без происшествий. Для того чтобы семья приняла её будущего мужа, женщина приукрашивает судьбу Прокудина. Однако при беседе с главным героем наедине отец девушки догадывается о криминальном прошлом Егора. При этом Прокудин старается объяснить, что хочет встать на правильный путь.

При общении с братом жены Петром у главного героя случился инцидент. Находясь в бане вместе с ним, Прокудин случайно выливает кипяток. Семья Любы тут же набрасывается на бывшего вора с обвинениями. Они думали, что таким образом Егор хотел убить Петра, но к счастью, ситуацию удалось наладить, обернув её в простую шутку.

Познакомившись с семьей своей будущей жены, Прокудин уезжает из деревни в город для развлечений. Однако именно там герой вновь понимает, что с разгульной жизнью нужно заканчивать и вновь возвращается в село. В это время подруга Любы советует ей разорвать всяческие отношения с вором-рецидивистом, поскольку считает, что он может вернуться к воровству и криминальному прошлому.

Люба прикладывает максимум усилий для того, чтобы Егор смог начать нормальную жизнь и стать обычным человеком в советском обществе. Она помогает ему найти работу на ферме в качестве водителя.

Одним из самых трагичных и кульминационных моментов в повести является визит Егора к своей матери. Он решает взять с собой свою любимую. Однако он её обманывает, сказав, что они идут к маме одного знакомого товарища. Люба ему верит. В процессе общения с матерью Прокудина девушка узнает, что старушка очень одинока и совсем ничего не знает о своих детях. Лишь попрощавшись, Прокудин говорит своей жене правду. Люба искренне удивлена. На вопрос девушки о том, почему он не хочет открыться своей семье, Прокудин отвечает, что надо подождать пока волосы отрастут.

Однако завязать Егору с криминальным прошлым не так просто. Его «товарищи» не оставляют главного героя в покое. Воры в законе посылают человека с деньгами, чтобы вернуть героя. Но Егор отвечает бандитам решительным отказом.

После этого неприятного события в душе главного персонажа поселилось неприятное предчувствие, которое впоследствии дало о себе знать. Преступники приезжают к нему и начинают угрожать. Егор оказывает сопротивление, однако одному из бандитов удается смертельно ранить героя. К счастью, преступников ловят жители села Ясное. Главный герой, лежа на земле, просит Любу передать деньги своей маме. Так трагично заканчивается жизнь персонажа.

Киноповесть имеет некую стилистическую особенность, которая выражается в используемой цветовой палитре. Белый цвет символизируется Шукшиным с белыми березами, черный — с землей, а красный — с калиной. В финале произведения она становится кровью из ранения Прокудина, нанесенного бандитами. Кровь окрашивает белые березовые стволы.

Анализ персонажей

Основными действующими лицами, помимо Егора Прокудина, являются Любовь Федоровна Байкалова (Люба), её семья, а также бандитская компания.

Анализируя образ бывшего вора-рецидивиста, можно заметить, что он выступает достаточно развитой личностью. В доказательство к этому можно привести тот факт, что Егор, выйдя из колонии, с легкостью зачитывает два стихотворения Сергея Александровича Есенина без малейших пропусков или запинок. Это еще раз подчеркивает его эрудированность и образованность.

Егор достаточно храбр и склонен к различного рода авантюрам. Черты характера проявляются, к примеру, при встрече Прокудина с бывшем мужем Любы. Изменения в характере и взглядах на жизнь героя ощущают и его «товарищи» в воровском деле. Они отмечают про себя, что «походка Егора стала более трудовой и пролетарской, как у истинного крестьянина».

Байкалова Любовь Федоровна (Люба) — это персонаж с добрым и милым сердцем, который готов поддержать в трудную минуту. Сам Егор ласково отзывается о ней, называя «сдобной дорогушей», «зоренькой ясной», «красной шапочкой». Изначально герой не испытывал нежности к Любе, однако впоследствии очень к ней привязался и стал уважать.

Родители Любы на всего готовы ради её счастья и благополучия. Несмотря на то что они испытывают некую неприязнь к Прокудину в связи с его криминальным прошлым, Байкаловы стараются не показывать этих чувств и принять Егора в свою семью.

Творчество и биография Шукшина

Василий Макарович родился 25 июля 1929 года в селе Сростки, находящемся в Сибирском крае. Был обычным ребенком из бедной крестьянской семьи. Отец мальчика Макар Леонтьевич Шукшин был обычным рабочим в колхозе. Он расстрелян в 1933 году за различного рода «заговоры против советской власти». Мать Мария Сергеевна Попова занималась воспитанием детей.

Актерская карьера Василия Макаровича началось в 1955 году, когда ему стало поступать множество предложений о съемках в кино. В фильме «Тихий дон» он впервые сыграл матроса. Роль оказалась очень удачной и Василию предложили сняться в киноленте «Два Федора». В качестве актера Шукшин был более востребован, нежели в качестве сценариста. Однако Василий имел сильную мотивацию на создание собственных киношедевров.

Анализируя произведения этого великого писателя, можно выделить следующие характерные черты, присущие его творчеству:

  • основными действующими лицами рассказов и фильмов являются обычные русские крестьянские люди из села с нелегкой судьбой и неоднозначными характерами;
  • основное место отводится раскрытию нравственных проблем, а также моральных ценностей и русских национальных традиций;
  • наличие глубокого описания быта села;
  • некоторые персонажи имеют нестандартное мировоззрение, что, по мнению советского общества, рассматривалось как «чудачество».

Помимо съёмок в кино, Шукшин занимался написанием сценариев и рассказов. При жизни за свой вклад в развитие советского кинематографа он удостоился множества наград и премий. Среди них можно выделить получение звания заслуженного деятеля искусств в 1969 году, а также Государственной премии СССР (1971).

Великий кинорежиссер скончался в 1976 году по невыясненным причинам на съемках фильма «Они сражались за родину» в 1974 году, когда ему было всего лишь сорок пять лет. По одной из версий он причиной тому стала язва желудка, вызванная чрезмерным употреблением алкоголя. Другие считают, что Василия Шукшина отравили. Этого мнения придерживается известный кинорежиссер Сергей Бондарчук. В качестве доказательства он приводит тот факт, что перед съемками кинокартины Шукшин прошел медицинское обследование и каких-либо патологий в его организме не было выявлено.

Официальной причиной смерти был объявлен сердечный приступ. Исходя из всего этого можно утверждать, что обстоятельства смерти Василия Макаровича остаются неизвестными и нераскрытыми до сих пор.

Читайте также: