В греческом изобразительном искусстве при создании рисунка на вазе использовали цвета

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 05.10.2024

Древнегречекая вазопись

В предыдущей статье я писала о том, какой была живопись в Древней Греции. Однако, рассуждать об этом сегодня можно лишь теоретически, т.к., собственно, образцы этого искусства не сохранились. Тем не менее, некоторое представление о древнегреческой живописи донесли до нас рисунки, украшавшие гончарные изделия древних греков. Этот вид искусства принято называть вазописью . Безусловно, она играла иную, чем живопись или скульптура, роль в жизни греков, и, соответственно, выработала свой собственный, яркий, узнаваемый художественный язык.

Этот язык и технические приёмы вазописи были неразрывно связаны с самим производством керамики. Нужно отметить, что это производство имело весьма важное значение в экономике Эллады. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки на очень широком ареале государств Средиземноморья, куда приходили греческие товары. Огромное количество сосудов различных форм и предназначения обнаруживаются там.

Одним из центров гончарного производства были Афины, где сформировался целый квартал с лавками и мастерскими по производству посуды. Он так и назывался - Гончарный.

Керамические изделия греческих мастеров поражали своим разнообразием и стоили недорого. В каждом доме были такие предметы, предназначавшиеся для самых разных целей - и сосуды для хранения продовольственных запасов, и повседневная посуда, и в качестве декора домашней обстановки.

Их предназначение определяло их форму, а значит и роспись, украшавшую сосуд. Особенно разнообразными были вазы и кубки, наиболее часто использовавшиеся в домашнем обиходе.

О значимости этих изделий в жизни жителей Древней Греции, о достаточно высоком статусе мастеров-ремесленников и вазописцев, говорит тот факт, что и те, и другие оставляли подписи на своей работе. Так же как это делали и представители других профессий - живописцы, скульптуры, поэты и т.п. Имена некоторых художников-вазописцев известны нам и сегодня – это Экзе́кий, Евфро́ний, Евфими́д, Псиах, Дурис и др .

Разница в работе художников и мастеров-вазописцев была, пожалуй, лишь в том, какой аудитории их работа предназначалась. И если первые должны были воспитывать граждан полиса, и потому выбирали самые возвышенные сюжеты. То вторые допускали больше бытовизма, юмора в своё творчество.

Если сюжеты для росписей черпались из мифологии, то, зачастую, художников - вазописцев интересовали не драматические или дидактические моменты, а бытовые и шутливые.

Кроме того, на чашах мы можем увидеть сцены из повседневной жизни - -спортивные состязания и тренировки;

Искусство Древней Греции-вазопись


Роспись на сосудах, на которые Древние греки наносили специальные краски, а после обжигали предметы быта, называют «вазопись». Керамика имела огромное значение для греков. Они выдумали огромное количество, разных по типу, виду и предназначению, ваз, кувшинов, амфор и других сосудов.

Искусство Древней Греции вазопись

Древнегреческая вазопись изучается учеными по историческим периодам. Начинаются они с Минойского (3 век до н.э.). На протяжении столетий культура живописи и росписи сосудов менялась вплоть до эллинизма (предхристианский период). Во времена процветания Греции, когда царил мир, искусство и культура развивались интенсивно. Среди художников, которые стали наиболее известны:

Тиманф.

Зевксис.

Паррасий.

Аполлодор Афинский.

Эксекий.

Пасиад.

Харес.

Известно, что Аполлодор создал неповторимую технику росписи, которую позже назвали «светотенью». Художника стали называть Тенеписцем. Греки не сохранили секрет создания росписи в светотени, но методика была вновь создана. Правда, намного позже, в эпоху Возрождения.

Художественные произведения Древние греки выводили на второй план. Главенствовала роспись по керамике. Вазопись – это целое искусство, которое дало огромный толчок и живописи греков. Наиболее привычные для греков формы ваз называли:

амфора;

кратер;

килик;

гидирия.

Были и другие разновидности сосудов. Всего их насчитывается более 50 видов. В амфорах хранили вина, масло. Из килика вино пили. Кратер напоминал чашу. Название «гидрия» говорит само за себя. В ней хранили воду.

Искусство nДревней Греции вазопись

Техника росписи: от простого – к сложному

Вазопись начиналась с совсем простых узоров. Среди них – несложные геометрические фигуры (треугольники, квадраты, круги, прямоугольники), волнистые линии, жирные точки. Позже орнаменты усложнились. Со временем появились сюжеты из жизни. Историки отмечают, что по рисунку на одной вазе можно было судить о жизни целой семьи. Детально прорисовывались лица людей, одежда, предметы интерьера и быта, животные, растения. Рисовали и сцены из истории. Некоторые узоры были довольно причудливыми. Изображали пиршества, сцены войны, мифологические сюжеты.

Искусство nДревней Греции вазопись

Яркими представителем Минойской эпохи считаются глиняные кувшины с непринужденными орнаментами. Цветочки и завитки наносили на черный фон белой краской. Нравилось грекам изображать на кувшинах морские мотивы. Среди них дельфины, осьминоги, коралловые рифы, водоросли.

Менялась и техника нанесения рисунка. Использовали разные типы красок. Большинство из них после обжига меняли цвет, темнея. Чаще они превращались в оттенки коричневого или красного. Добавляя черного, мастера добивались непревзойденного сочетания цветов. Со временем художники изобрели черный лак и покрывали им пространства между фигурами и узорами на вазах, а сами картинки были темно-бардового оттенка.

Позже вазописцам понравилась роспись по белой основе. Такие орнаменты считались высшим пилотажем. Линии же белой краской на темном фоне использовали для изображения женщин, чтобы подчеркнуть их белую кожу. Мастера начали применять большее разнообразие цветов. Появились: желтый, оранжевый, зеленый, синий и их оттенки. Их наносили как на белый, так и на черный фоны.

Считалось, что только один рисунок или персонаж на вазе – это недоделанная работа. Амфоры и кувшины расписывали полностью, по самое горлышко. На нем, чаще всего, красовался незатейливый орнамент. Главный же рисунок находился на самой вазе. Многие мастера не ленились ставить автографы на своих произведениях.

Искусство nДревней Греции вазопись

В рисунках и сюжетах, которые наносили на сосуды Древние греки – оттенок быта, культуры, традиций, обычаев, истории этого народа. По заявлению археологов, среди находок на раскопках Древнегреческих поселений и городов, больше всего керамических изделий. Где бы ни селились представители греческого народа, исследователи отмечают наличие среди предметов быта расписных горшочков и ваз.

Кроме греческой митрополии, ареалом распространения вазописи стали:

  • Малая Азия.
  • Острова в Эгейском море.
  • Крит.
  • Кипр.
  • Южная Италия.

По мере развития торговых путей, греческая керамика попала в Египет, на Ближний Восток, в Северную Африку.

Археологи подметили один интересный факт: любой предмет посуды из глины, не говоря уже о декоративных кувшинах и вазах, греки расписывали. Обязательным было делать подарки и подношения в виде расписанной посуды монахам, старцам, служителям храмов. Керамические предметы быта вкладывали в могилы при захоронениях.

Широкий след в культуре Древней Греции оставила Микенская керамика. Этот период датирован 1600 гг. до н.э. Образцы росписи значительно отличаются от ранних. На вазах корабли и люди, все в темных тонах.

Позже не все из геометрических рисунков были просты. В 900 гг. до н.э. в Греции процветает геометрика. С ее развитием меняются и узоры на кувшинах. Изначально круги и эллипсы выводили при помощи циркуля. Фигурки логически чередовались, образуя цепочки и превращая простой орнамент в замысловатый рисунок. Такие чередования отделяли друг от друга горизонтальными линиями.

Не только греки влияли на остальной мир, «давая моду» на орнаменты и роспись вазонов. Со временем в традиционные мотивы были привнесены древнеегипетские сюжеты. Появились сфинксы и львы. Но по технике больших отличий от раннего периода не произошло.

Искусство nДревней Греции вазопись

Разновидности сосудов в Древней Греции

Древние греки выдумали массу традиционных и причудливых форм кувшинов для воды и других жидкостей. Среди них:

  • Амфора. Этот сосуд овальной формы, имеет 2 ручки. Традиционный объем – чуть больше 25 литров.
  • Алабастр. Сосуд с плоским горлом, к которому крепилось «ушко», чтобы удобнее было вешать на стену. Хранили в этом небольшом кувшинчике парфюмерные компоненты.
  • Динос. В нем смешивали спиртное. Чаще – вино. По виду этот сосуд напоминает кувшин на подставке.
  • Гидрия. Удлиненный сосуд, в котором хранили воду или напитки для пиршеств. Чаще у таких кувшинов расписывали только ручки.
  • Канфар. Очень похож на кубок с ручками и высокой ножкой.
  • Киаф больше похож на чашу с одной ручкой, длинной и изогнутой. Применялся для зачерпывания жидкостей. Им меряли не только воду, но и сыпучие вещества. Объем киафа – примерно 45 мл.
  • Килик. Плоская чаша на ножке, имеющая пару ручек.
  • Кратер играл роль емкости для разбавления крепких вин. Горло его довольно широкое.
  • Скифос. Почти полулитровая чаша с 2 ручками. Предназначался для напитков.
  • Стамнос. Овальный, сплющенный сосуд для вина с тонким горлышком.

В основном любые сосуды использовали для хранения жидкостей или украшения пиршеств. Некоторые кувшины специально расписывали к важным датам и празднованиям. Эти сосуды служили исключительно для гостей, часто им их дарили.

Искусство nДревней Греции вазопись

Процесс росписи в Древней Греции

Расписывали глиняные сосуды перед обжигом. После того, как глине была предана форма и заготовка высыхала на солнышке, мастера приступали к нанесению грунтовки – основы для рисунка. Базой служил раствор шликера или минеральный жидкости. Затем наносили орнамент. Сосуд ставили на колени и начинали работу. Краску брали кистями различной формы и величины.

Применялись и циркули, деревянные палочки, металлический инструмент. Позже, когда рисунки намного усложнились, мастера сначала делали наброски, а затем рисовали «чистовой» вариант. В завершение ставили автограф, давали краске подсохнуть и отправляли изделие на обжиг. В редких случаях перед обжигом на дне или сбоку внизу прочерчивалась цена амфоры или скифоса.

Большие декоративные вазы, на которых было где «разгуляться» мастеру, представляли собой целые произведения искусства. Мотивы росписи посвящали богам Древней Греции, людям — героям мифов. Вреди таких изображений меньше всего было сцен быта Древних греков. Широкое распространение получили картины пиршеств, свадебных обрядов, олимпийские соревнования или сцены из повседневной жизни спортсменов, их тренировок.

Позже изобрели краски, которые не требовали проведения обжига. Называли такие вазы «канозскими». В быту ими почти не пользовались. Предназначались они для закладывания в захоронения. Украшались сосуды и лепниной. Делали это, преимущественно, мастера Сицилии. Некоторые техники, которые не получили повсеместное распространение, а были характерны лишь для определенных местечек. Наиболее популярными стали амфоры Афин, Лаконии, Беотии.

Смотрите также

Известные греческие дизайнеры одежды

Приморская мозаика. Салоники, история и достопримечательности

В данной статье речь пойдет о священном месте для любого эллина античных времен – о горе Парнас. Древние греки считали, что «пуп земли» (по-гречески «ὀμφᾰλόςγῆς» – «средоточие Земли»)находится всего лишь в 150-ти километрах от Афин в Фокидеа склонах горы Парнас. На склонах этой горы располагалось знаменитое Дельфийское святилище, которое считалось центром всего панэллинского мира.

Первое, что бросается в глаза по прибытии в любой греческий город, это то, что греки эмоциональны. Нет, даже не так: греки «чрезмерно» эмоциональны

Вазопись в Древней Греции. Стили вазописи Древней Греции

Далее мы поговорим с вами о разнообразных техниках и стилях росписи, а также упомянем наиболее влиятельные центры развития этого искусства.

Вазопись Древней Греции

Потрясающие образцы вазописи Древней Греции радуют глаз туристов и являются желанным предметом в коллекции многих ценителей искусства. Эти разноцветные сосуды восхищают разнообразием форм, сюжетов и красок.

В статье мы с вами рассмотрим стили вазописи, отталкиваясь от периодизации культуры Эллады. Греческие вазы (рисунки будут приведены далее) прошли путь от простого горшка, обожженного на костре, до шедевра античной живописи в виде краснофигурной амфоры-билингвы.

Благодаря своей исключительной красоте и утонченности, эти предметы быстро стали популярным импортом в разные части Европы и Азии. Их находят как в кельтских захоронениях, так и в усыпальницах Ближнего Востока и Северной Африки.

Интересен следующий факт. Самые первые образцы были найдены в этрусских склепах, и изначально никто не связывал их с греками. Только в конце девятнадцатого века Иоганн Винкельманн доказал их эллинское происхождение. После такого открытия древнегреческая вазопись стала одной из важнейших тем в изучении античности.

вазописи древней греции

Сегодня сосуды позволяют не только восстановить многие сферы жизни этого народа, но и датировать различные события, а также познакомиться с именами мастеров.

Подробнее об этом мы поговорим далее, но в один из периодов у вазописцев было даже соревнование. Судя по граффити, они хвалились друг перед другом, что их сосуд лучше.

Центры и технологи вазописи

Благодаря находкам археологов сегодня многие музеи мира могут похвастаться образцами вазописи Древней Греции. Есть древнейшие сосуды с острова Крит и коринфская керамика, черно- и краснофигурные амфоры, лекифы и прочие типы посуды.

В материковой части страны основными центрами производства были аттические метрополии Афины и Коринф. Кроме них еще встречаются мастера из Лаконии и Беотии. Именно в этих полисах изобрели разнообразные методы украшения сосудов.

Позже центр производства перемещается в Южную Италию. Так же как и в раннеэллинский период он перешел с Крита на материк. Здесь выделяются два города – сицилийская Чентурипа и южноитальянская Каноза.

Отдельно стоит остановиться на технологии, с помощью которой делались греческие вазы. Рисунки свидетельствуют об использовании гончарного круга уже во втором тысячелетии до нашей эры.

Глина подбиралась по цветам. В отдельных районах она была разного окраса – от желтого до бурого. В случае если материал был очень маслянистым, в него добавляли шамот и песок. Кроме этого, глину специально «старили». Процесс включал в себя долгое выдерживание сырья во влажном помещении после промывки. Вследствие этого она становилась очень эластичной и податливой.

Затем материал вымешивали ногами и клали на гончарный круг. Готовый сосуд сушили в тени несколько дней, после наносили роспись. Только после всех этих процедур предмет подвергался обжигу.

Эгейский период

Самыми ранними примерами этого вида искусства являются сосуды минойской, минийской и микенской керамики. Первая, в частности, еще зовется вазопись Камарес (по названию грота на острове Крит, где впервые были обнаружены образцы).

Как мы говорили ранее, подобная роспись керамики появляется примерно в середине третьего тысячелетия до нашей эры. Первый период, который соотносится с раннеэлладской или эгейской эпохой, разделяется учеными на несколько подпериодов.

Первый длился примерно до двадцать первого века до нашей эры. В это время преобладали простые геометрические орнаменты на одноцветных стенках сосудов. Далее ему на смену приходит стиль Камарес. Он выделяется среди современной ему керамики. Главной отличительной чертой являются белые спиральные и цветочные элементы, которые наносились на матовый фон сосуда.

В семнадцатом веке до нашей эры характер рисунка значительно меняется. Теперь преобладающими становятся морские элементы: осьминоги, рыбы, кораллы, наутилусы, дельфины и прочие. С середины пятнадцатого века в критской росписи наблюдается период упадка.

чернофигурная вазопись

Но на материке развивается в это время так называемая «вазопись архаики». В первую очередь сюда следует отнести минийскую керамику. Она была тонкостенной, без рисунков. Этот вид гончарных изделий существовал с двадцать второго до середины шестнадцатого века до нашей эры. Его сменяет микенская керамика.

Семнадцатый век до нашей эры оказался переломным как в материковой Греции, так и на Кикладских островах. В это время здесь распространяется микенская культура со своими мотивами в вазописи. Исследователи разделяют ее на четыре периода, доводя до эпохи дорийского вторжения в страну (в одиннадцатом веке до нашей эры).

Если судить по рисунку, то в ранней микенской росписи преобладают простые матовые темные рисунки на светлом фоне. Около пятнадцатого столетия до нашей эры их сменяют растения и представители животного мира. А в тринадцатом веке до рождества христового появляются человеческие фигуры и корабли. Последнее нередко связывается с Троянской войной, которая относилась примерно к этому периоду.

Геометрика

В середине двенадцатого века изобразительное искусство Древней Греции приходит в упадок вместе с остальной культурой. Период до десятого столетия считается «темным временем» в развитии этого народа.

Если говорить о керамике, то в данную эпоху выделяют три стиля росписи. С приходом дорийцев большая часть достижений микенской культуры пропадает. До середины одиннадцатого века был этап «субмикенской» традиции, когда сохранились формы сосудов, но исчезли рисунки на них.

После наступает период протогеометрического орнамента. В основном керамика характеризовалась двумя горизонтальными круговыми полосами возле горлышка и посередине сосуда. Между ними обычно располагались концентрические окружности, которые создавались с помощью циркуля.

древнегреческая культура

Значительно усложняется композиция в десятом столетии до нашей эры. Теперь появляются меандры одинарные и двойные. Зачастую геометрические объекты исполняли роль фриза на стенке сосуда. Под ними находились стилизованные изображения людей, растений и животных.

Постепенно древнегреческая культура прогрессировала. В период жизни Гомера появляется тенденция к уменьшению площади геометрических фризов, которые заменяются военными процессиями с колесницами или чередой разнообразных диковинных зверей.

Преобладающим цветом рисунков был черный или красный на белом фоне. В этот период все антропоморфные фигуры изображались схематично. Тело у мужчин было в виде перевернутого треугольника, голова – овал с намеком на нос, а ноги изображались двумя цилиндрами (бедро и голень).

Веяния востока

Постепенно древнегреческая культура совершенствуется. Изображения усложняются, происходит процесс заимствования элементов из искусства восточных народов. Особенно в этот период выделяется Коринф. В ближайшее столетие этот полис станет единственным центром вазописи.

Итак, в седьмом веке до нашей эры греческие мастера начинают перенимать мотивы с импортных тканей и ковров. На стенках сосудов «поселяются» сфинксы, львы, грифоны и прочая живность.

Также характерной чертой данной эпохи является «боязнь пустоты». Так исследователи назвали оригинальную особенность, которой отличалась древнегреческая вазопись коринфского стиля. На всей площади поверхности старались не оставить ни одного незаполненного места.

греческие вазы рисунки

Именно коринфские гончары заложили основу целой эпохи в керамике. Тройной обжиг, который они изобрели, впоследствии себя показал в чернофигурных амфорах, о которых мы поговорим далее.

Ориентализирующий стиль исследователи разделяют на коринфский и аттический периоды. В первом из них вазопись развивалась от схематических животных до натуральных изображений зверей и детальной прорисовки мифологических существ. Главное правило гончаров заключалось в максимальном использовании внешней поверхности горшков. Эти сосуды можно сравнить с полотном живописца или гобеленом, обтягивающим вазу.

Аттический же период характеризуется тесьмой геометрических элементов на горлышке и возле донышка. Большая же часть стенки выделялась для фигур животных и изредка растений, которые выполнялись черной краской.

Чернофигурные вазы

Следствием развития коринфского и раннеаттического стиля стала чернофигурная вазопись. Это одна из двух самых знаменитых и значимых техник в античном мире, наряду с краснофигурной.

Особенностью данного этапа производства было то, что гончары выделяются в отдельный слой мастеров. Они работали исключительно над созданием формы сосуда и закреплением готового образца. То есть эти ремесленники лепили из глины и обжигали изделия. Росписью керамики занимались исключительно рабы, которые считались значительно ниже гончаров по своему положению.

Подготовленный сосуд обжигался до состояния «сырца». Не совсем затвердевшие стенки позволяли еще делать насечки и наносить слой подготовленного материала, который впоследствии становился потрясающим украшением. Далее изображение создавалось с помощью глянцевой глины и специального резца.

Ранее считалось, что подобная керамика покрывалась лаком, однако последние исследования доказали, что именно шликер (глянцевый тип глины) после обжига делает такой поверхность сосуда.

Таким образом, чернофигурная вазопись родилась в стенах Коринфа, в мастерских ремесленников, которые стремились привнести частичку загадочного востока в будничную жизнь эллинов.

Но после ориентализированного стиля, в котором преобладали животные, появляется собственно чернофигурная керамика. В ней уже главенствуют изображения людей. Основными мотивами были пиры, празднества и сюжеты Троянской войны.

Такое производство просуществовало с седьмого до середины шестого века до нашей эры. На смену ему приходит краснофигурный стиль в керамике.

Краснофигурная вазопись

Считается, что краснофигурная вазопись появилась в тридцатых годах шестого века до нашей эры. Афинянин Андокид, будучи учеником мастера чернофигурной керамики, начал впервые экспериментировать с цветами. Фактически он просто сделал все наоборот. Не черный рисунок на фоне необожженной глины, а черный фон, в котором вырисовывается изображение из естественного цвета материала.

изобразительное искусство древней греции

Именно этот период знаменит негласным соревнованием между вазописцами, которых в науке часто называют «пионерами». Они работали в разных городах, однако часто оставляли друг другу на вазах послания. Например, на одной из амфор найдена надпись «Эпифаний никогда так не умел». Авторство граффити приписывают мастеру Эвфимиду.

Таким образом, краснофигурный стиль вазописи распространяется достаточно широко. Он шагнул уже за пределы Греции. Подобную технику росписи сосудов находят в Южной Италии. Также она была популярна среди этрусков.

Примечательно, что в этот период происходит некоторый отход от детализации и натурализации образов. Количество героев на сосудах сокращается, зато начинает профессионально использоваться перспектива, движение и прочие художественные методики.

Теперь мастера специализируются не на сюжете или определенном типе образов (животные, люди, растения…). Отныне вазописцы разделяются по типу сосудов. Были художники, работавшие исключительно с амфорами. Также к наиболее распространенным видам керамических изделий относятся чаши, фиалы, лекифы и диносы.

Рисунок на белом фоне

Древнегреческая вазопись продолжала развиваться. На смену красно-черным сосудам билингвам приходит совершенно новая техника украшения изделий. Теперь фон делается не черным или натуральным, а белым. Также в этот период мастера продолжают уделять внимание исключительно отдельным видам сосудов.

древнегреческая вазопись

В частности, роспись по белому фону применялась на терракотовых алабастронах, лекифах и арибалах. Считается, что первым в данной технике работал Псиакс. Он в 510 году до нашей эры создал лекиф в этом стиле. Но самым знаменитым вазописцем по белому фону считается Пистоксен.

Этот мастер работал «четырехцветной техникой». Он использовал лак, краски и позолоту. Сам же белый цвет фона достигался за счет известняковой глины, которой покрывался «сырец».

Подобные стили вазописи уже отходят от первоначального украшения керамических сосудов. Теперь создается совершенно новое направление в искусстве, вроде оригинальной живописи.

Этот период стал одним из завершающих в истории древнегреческой вазописи. Далее производство шагнуло за пределы страны в колонии и соседние государства. Кроме этого, теперь происходит отход от сцен с богами и животными. Новые мастера сосредоточили внимание на бытовой жизни греков.

Появляются сосуды с женщинами, занимающимися повседневными делами, изображаются театр, игра на музыкальных инструментах, празднества и прочее.

Гнафии

Постепенно искусство вазописи перемещается из греческих метрополий в колонии. Особенно сильными были южноитальянские мастера. Наиболее древним и распространенным их стилем была гнафия. Это специфическая и очень красочная техника росписи, которая появляется в начале четвертого века до нашей эры.

Ей свойственен громадный ассортимент цветов. Здесь были зеленый и коричневый, красный и оранжевый, желтый и золотой, белый, черный и другие. Сюжет также характеризовались на начальном этапе многообразием. На сосудах встречался Купидон, повседневная работа женщин, праздники в дни почитания Диониса, театральные выступления и прочие.

Однако в тридцатых годах четвертого столетия до нашей эры происходит резкое ограничение средств выражения и сцен. Теперь применяется только белый и черный цвета, а орнамент сильно упрощается. Изображаются в основном растения, вроде винограда, плюща и лавра, а между побегами и лозами иногда встречаются людские лица.

Таким образом, греческая вазопись начинает распространение по всему средиземноморскому региону в период краснофигурной керамики. Ведь именно из этой техники и родилась гнафия, как ее продолжение.

Далее мы поговорим о заключительном этапе развития данного вида античного искусства. Центр уже переместился окончательно на юг Италии.

Каноза и Чентурипе

Отныне греческая вазопись, пройдя период гнафии, превращается в атрибут ритуалов. Римских граждан больше интересовало оружие, а посуда употреблялась самая простая и практичная.

На заключительном этапе выделяются два центра производства – Каноза и Чентурипе. В первом делали сосуды, расписывая их водорастворимыми красками. Эта посуда не обжигалась и не была в употреблении. Ее просто клали в усыпальницы.

греческая вазопись

Сицилийские мастера из Чентурипе пошли дальше. Они даже не трудились сформировать целый сосуд. Производились и расписывались отдельные части, которые расписывались и украшались лепниной. Затем в склепах и саркофагах черепки пристраивали друг к другу, создавая подобие целого кувшина, чаши или кубка.

Окончательно изобразительное искусство Древней Греции переместилось на территорию Италии. Теперь латиняне пользовались опытом древних мастеров для украшения быта своих усопших родственников.

Как мы видим, роспись сосудов после упадка Эллады постепенно сошла на нет и канула в Лету. Римская империя строилась как государство воинов и патрициев, а не философское общество исследователей и изобретателей.

Таким образом, в данной статье мы с вами поговорили об античной вазописи. Это самобытный вид искусства, который украшает через два тысячелетия не один мировой музей. Шедевры вазописи Древней Греции до сих пор удивляют исследователей и ценителей живописи.

Особенности древнегреческой вазописи

Греческие вазы неизменно делали из местных глин красного цвета. Горшки формовали на гончарном круге или поочередно, секциями, основания делали отдельно и фиксировали перед росписью. Мелкие горшки вытачивали на токарном станке для утонения и совершенствования формы. Затем горшок оформляли и обжигали в печи.

Вазопись Древней Греции отличалась разнообразием техник:

Декоративная роспись протогеометрической керамики

Древнегреческая вазопись развивались на протяжении многих веков, и разделились на основные стилевые группы. Впервые греческий гончарный стиль в искусстве появился более тысячи лет до нашей эры. В технике ранних греческих цивилизаций – минойской, микенской, ранней греческой культур гончарные украшения имели простые формы и декор.

Геометрический стиль

Геометрическая вазопись Древней Греции появилась около 900 г. до н.э. Отличием стиля выступает прямоугольное пространство на основном корпусе вазы между ручками, где применялась роспись:

  • широкими линиями,
  • выделенными линейными конструкциями,
  • вертикальными полосами с обеих сторон.

В геометрическом стиле нижняя часть сосудов окрашена в черный цвет и отделена от остальной части вазы с помощью горизонтальных линий. В отделке появился характерный элемент – в качестве ручки изготовляли круглый медальон с плоской площадкой, на вершине которой изображали от одной до четырех лошадей.

С 8 в. до н.э. геометрическая гончарная древнегреческая вазопись вазопись включала:

  • стилизованные человеческие фигуры, птиц и животных по всей поверхности вазы,
  • отделку широкими линиями по коричневому или черному полю.

К концу периода в 7 в. до н.э. в Коринфе, благодаря восточным торговыми связями, вазопись Древней Греции пополнилась орнаментальным узором:

  • стилизованные растения (лотосы, пальмы, дерево жизни),
  • фризы из фигурок животных,
  • изогнутые линии египетской и ассирийской гончарной отделки.

вазопись, искусство

Собственный уникальный греческий вариант ориентального дизайна ваз в восточной части Греции отличался красными рисунками на белом фоне. Искусство вазописи по белому фону разработано в конце 6 в. до н.э. Состав из известковой глины наносили на вазу, а затем расписывали. Белый цвет применяли к одежде и человеческим изображениям. Из-за зернистой природы дополнительного слоя, цвет быстро стирался, поэтому техника белого фона использовалась для погребальных ваз.

Чернофигурная гончарная техника

Чернофигурная вазопись изобретена около 700 г. до н.э. в Коринфе, затем применялась гончарами и художниками в Лаконии, Аттике. Они превосходили техникой в чернофигурной росписи и продолжали доминировать на греческом рынке в течение следующих 150 лет. Коринфская гончарная древнегреческая вазопись достигла новых высот техники в производстве, обжиге, формах и росписи. Черные стилизованные фигуры становились более точными, подробными, изящными. В это время полностью сформировался знаменитый гончарный чернофигурный стиль. Не все узоры были окрашены в черный цвет:

Изменение составов шликера – смеси глин, позволяло получать любые коричневые и красные оттенки;

вазопись, искуство

вазопись, искусство

Черная краска представляет собой смесь щелочного поташа или соды, глины с высоким содержанием кремния и черного оксида железа. Состав наносили после сушки изделия с помощью закрепителя из мочи или уксуса, который сгорает в печи, но связывает краску с вазой. Горшок затем обжигался в печи. Красный цвет оксида железа в печи изменяется на черный колер. Процесс обжига повторялся три раза, чтобы получить уникальные красные и черные цвета на каждой вазе. Неокрашенные части вазы оставались оригинального красно-оранжевого тона. По существу, гладкая, как стекло, пленка формировалась вместе с глиной, расплавляясь при более высоких температурах. Когда температура достигала около 800 градусов по Цельсию, вентиляционные отверстия в печи закрывали. Тело вазы возвращается к первоначальному красному цвету, а рисунок, нанесенный процарапыванием, остается блестящим и черным.

Чернофигурную вазопись художники выполняли, надрезая поверхность инструментами, чтобы процарапать черную поверхность. Этой техникой создана подробная информация о жизни в силуэтах, нанесенных по поверхности вазы. Самым известным примером Чернофигурной отделки является большой спиральный «Кратер Клития» или «Ваза Франсуа» – вазу сделал гончар Эрготим, а окрасил и Клитий (570-565 до н.э.).

Музейный экспонат высотой 0,66 м покрыт 270 человеческими фигурками и животных, изображающих удивительный диапазон сцен и персонажей из греческой мифологии.

Краснофигурная вазопись

краснофигурная вазопись

Метод чернофигурный вазописи был заменен краснофигурной росписью из Афин около 530 г. до н.э. и развивался около 130 последующих лет. Красные узоры создавали контурную картину на черном фоне глазури. Два стиля развивались параллельно и существуют примеры двойной техники дизайна вазы. Но краснофигурая вазопись, за счет преимущества применения кисти, позволяла более реалистично изобразить человеческую фигуру.

Предварительный эскиз делали на глине с помощью тупого инструмента. Эскизы превращали в рисунок с узкими линиями, а затем дополняли более широкими полосами черного цвета. Контуры и внутренние линии были нарисованы на глазури с помощью кисти, чтобы ясно сформулировать рисунок или выделялись небольшим рельефом. Чтобы дифференцировать менее значимые линии от более важных, рисовали разбавленной глазурью, и полученный золотисто-коричневый цвет эффектно контрастировал с чернотой контуров. Использование кисти в искусстве росписи позволяло создавать точные контурные рисунки.

Под влиянием искусства стеновых техник живописи, в искусстве вазописи появились характерные для этого стиля признаки:

вазопись, древнегреческое искуство

  • анатомические детали,
  • разнообразные выражения лиц,
  • детали одежды,
  • перспектива, особенности расположения фигур,
  • изображение повседневной жизни, сцен обучения и спортивных соревнований.

Формы краснофигурных и чернофигурных гончарных изделий мало отличались. Наиболее распространенными формами керамики были амфоры для хранения вина, большие кратеры для смешивания вина с водой, кувшины для розлива вина, килики или чашки с горизонтальными ручками для питья, гидры с тремя ручками для хранения воды, глубокие миски, банки для хранения масел и отдушек. Эти предметы имели практическое применение, поэтому ручки делали крепкие, используя тщательно продуманные формы работе с тонкими декоративными дополнениями художников. Кроме того, окрашенный нарратив передавал информацию, которую следовало читать, поворачивая изделие в руке.

В 4 веке до нашей эры предпринимались в попытке скопировать искусство древних техник для фрески, но краснофигурная роспись оказалась частично утрачена и постепенно выродилась. Греческие гончары создавали оригинальные, красивые формы и искусство вазописи, которое рассказывало о жизни и верованиях древнего народа вместо современных письменных записей.

Древнегреческая вазопись

— понятие, применяемое для нанесённой с помощью обжигаемых красок росписи на древнегреческой керамике. Вазопись Древней Греции включает в себя роспись сосудов различных исторических периодов, начиная от догреческой минойской культуры и вплоть до эллинизма, то есть, начиная с 2500 г. до н. э. и включая последнее столетие, предшествовавшее появлению христианства.

Греческая керамика является наиболее распространённой находкой в археологических исследованиях античной Греции, обнаружить её можно во всём ареале расселения древних греков. Помимо греческой метрополии, которая в значительной степени совпадала с территорией современной Греции, в него входят: западное побережье Малой Азии, острова Эгейского моря, остров Крит, частично остров Кипр и заселённые греками районы южной Италии.

Как экспортный товар греческая керамика, а вместе с ней древнегреческая вазопись, попала в Этрурию, на Ближний Восток, в Египет и Северную Африку. Расписную греческую керамику находят даже в захоронениях кельтской знати.

Первые предметы греческой вазописи были найдены в новое время в этрусских захоронениях. Поэтому их изначально относили к этрусскому или италийскому искусству. Впервые о греческом происхождении находок заявил Йоганн Йоахим Винкельманн, однако окончательно их греческое происхождение было установлено только на основании первых археологических находок в конце XIXв. в Греции. С XIXв. древнегреческая вазопись является важным направлением исследований классической археологии.

Древние греки расписывали любые виды глиняной посуды, использовавшейся для хранения, приёма пищи, в обрядах и праздниках. Произведения керамики, оформленные особо тщательно, приносили в дар храмам или вкладывали в захоронения. Прошедшие сильный обжиг, стойкие к воздействиям окружающей среды керамические сосуды и их фрагменты сохранились десятками тысяч, поэтому древнегреческая вазопись незаменима при установлении возраста археологических находок.

Благодаря надписям на вазах, сохранились имена многих гончаров и вазописцев, начиная с архаического периода. В случае, если ваза не подписана, чтобы различать авторов и их произведения, стили росписи, у искусствоведов принято давать вазописцам «служебные» имена. Они отражают либо тематику росписи и её характерные черты, либо указывают на место обнаружения или хранения соответствующих археологических объектов.

Амфора-билингва вазописца Андокида. Геракл и Афина. ок. 520 г. до н. э.

Периодизация древнегреческой вазописи

В зависимости от времени создания, исторической культуры и стиля, древнегреческая вазопись подразделяется на несколько периодов. Классификация соответствует исторической периодизации и различается по стилям. Стили и периоды не совпадают.
Периодизация начинается с крито-минойской вазописи, за которой следует вазопись микенского или элладского периода, которые существовали отчасти одновременно.
В узком смысле слова древнегреческая вазопись, появившаяся после падения микенских империй и исчезновения их культуры, начинается приблизительно с 1050 г. до н. э. периодом геометрики. По окончании ориентализируюего периода в VII в. до н. э. и с началом архаического периода появилась чернофигурная вазопись и последовавшая за ней ещё в архаическом периоде краснофигурная вазопись. Оба стиля главенствуют в вазописи классической Древней Греции в Y и IV вв. до нашей эры.
Далее появляются стили, использующие дополнительные цвета, как, например, вазопись по белому фону, а начиная со второй четверти IV в. до н. э. появляются вазы-гнафии, в росписи которых доминирует белый цвет. Начиная со второй половины III в. до н. э. производство украшенной росписью керамики постепенно угасает, керамические сосуды уменьшаются в размерах, их роспись упрощается или выполняется с меньшей тщательностью. Вазопись на керамике сменяется рельефными украшениями.

Вазопись до Древней Греции

Крито-минойская вазопись, украшенная росписью глиняная посуда появляется в крито-минойском культурном ареале начиная с 2500 г. до н. э. Простые геометрические узоры на первых вазах к 2000 г. до н. э. сменяются цветочными и спиральными мотивами, которые наносятся белой краской на чёрный матовый фон, и так называемым стилем Камарес. Дворцовый период в минейской культуре (1650 г. до н. э.) внёс серьезные изменения и в стиль росписи керамики, которая в новом морском стиле украшается изображениями разнообразных обитателей моря: наутилусов и осьминогов, кораллов и дельфинов, выполняемых на светлом фоне тёмной краской. Начиная с 1450 г. до н. э. изображения подвергаются всё большей стилизации и становятся несколько грубее.

Кувшин в морском стиле, Археологический музей, Ираклион

Микенский период, около 1600 г. до н. э.
С началом позднего элладского периода из микенской культуры вырастает первая высокоразвитая континентальная культура, оставившая след и в вазописи. Ранние образцы отличаются тёмным тоном, преимущественно коричневыми или матово-чёрными рисунками на светлом фоне. Начиная со среднемикенского периода (около 1400 г. до н. э.) становятся популярными животные и растительные мотивы. Позднее непосредственно после 1200 г. до н. э. в дополнение к ним появляются изображения людей и кораблей.

Микенский кратер

Древнегреческая вазопись

С закатом микенской культуры около 1050 г. до н. э. геометрическая керамика получает новую жизнь в греческой культуре. На ранних этапах до 900 г. до н. э. керамическая посуда расписывалась обычно крупными строго геометрическими узорами. Типичными украшениями ваз являлись также проведённые с помощью циркуля круги и полукруги. Чередование геометрических орнаментов рисунков устанавливалось различными регистрами узоров, отделённых друг от друга огибающими сосуд горизонтальными линиями. В период расцвета геометрики происходит усложнение геометрических рисунков. Появляются сложные в исполнении чередующиеся одинарные и двойные меандры. К ним добавляются стилизованные изображения людей, животных и предметов. Колесницы и воины во фризообразных процессиях занимают центральные части ваз и кувшинов. В изображениях всё чаще преобладают чёрные, реже красные цвета на светлых оттенках фона. К концу VIII в. до н. э. такой стиль росписи в греческой керамике исчезает.

Ориентализирующий период

Начиная с 725 г. до н. э. в изготовлении керамики лидирующее положение занимает Коринф. Начальный период, которому соответствует ориентализирующий, или иначе протокоринфский стиль, характеризуется в вазописи увеличением фигурных фризов и мифологических изображений. Положение, очерёдность, тематика и сами изображения оказались под влиянием восточных образцов, для которых были прежде всего характерны изображения грифонов, сфинксов и львов. Техника исполнения аналогична чернофигурной вазописи. Следовательно, в это время уже применялся необходимый для этого трёхкратный обжиг.

Ольпа в ориентализирующем стиле

Чернофигурная вазопись


Чаша с глазами «Дионис» Эксекия

Чернофигурная аттическая амфора

Со второй половины VII в. до начала V в. до н. э. чернофигурная вазопись развивается в самостоятельный стиль украшения керамики. Всё чаще на изображениях стали появляться человеческие фигуры. Композиционные схемы также подверглись изменениям. Наиболее популярными мотивами изображений на вазах становятся пиршества, сражения, мифологические сцены, повествующие о жизни Геракла и о Троянской войне.

Как и в ориентализирующий период, силуэты фигур прорисовываются с помощью шликера или глянцевой глины на подсушенной необожжёной глине. Мелкие детали прочерчивались штихелем. Горлышко и дно сосудов украшались узором, в том числе орнаментами, в основу которых положены вьющиеся растения и пальмовые листья (т. н. пальметты). После обжига основа становилась красной, а глянцевая глина приобретала чёрный цвет. Белый цвет впервые стали использовать в Коринфе и прежде всего для того, чтобы отобразить белизну кожи у женских фигур.

Другие центры производства керамики, как, например, Афины, заимствовали технику коринфского вазописного стиля. К 570 г. до н. э. Афины даже превзошли Коринф по качеству своих ваз и размаху производства. Эти афинские вазы получили в искусствоведении название «аттическая чернофигурная керамика».

Впервые мастера гончарного дела и художники-вазописцы стали с гордостью подписывать свои произведения, благодаря чему их имена сохранились в истории искусства. Самым знаменитым художником этого периода является Эксекий. Кроме него широко известны имена мастеров вазописи Пасиада и Хареса. Начиная с 530 г. до н. э. с появлением краснофигурного стиля чернофигурная вазопись теряет свою популярность. Но и в V в. до н. э. победителям спортивных состязаний на так называемых Панафинеях вручались панафинейские амфоры, которые выполнялись в чернофигурной технике. В конце IV в. до н. э. даже наступил короткий период ренессанса чернофигурной вазописи в вазописи этрусков.

Амфора-билингва: черно-фигурная сторона

Краснофигурная вазопись

Амфора-билингва: краснофигурная сторона

Краснофигурные вазы впервые появились около 530 г. до н. э. Считается, что эту технику впервые применил живописец Андокид. В отличие от уже существовавшего распределения цветов основы и изображения в чернофигурной вазописи, чёрным цветом стали красить не силуэты фигур, а наоборот фон, оставляя фигуры незакрашенными. Отдельными щетинками на неокрашенных фигурах прорисовывались тончайшие детали изображений. Разные составы шликера позволяли получать любые оттенки коричневого. С появлением краснофигурной вазописи противопоставление двух цветов стало обыгрываться на вазах-билингвах, на одной стороне которых фигуры были чёрными, а на другой — красными.

Краснофигурный стиль обогатил вазопись большим количеством мифологических сюжетов, кроме них на краснофигурных вазах встречаются зарисовки из повседневной жизни, женские образы и интерьеры гончарных мастерских. Невиданный прежде для вазописи реализм достигался сложными в исполнении изображениями конных упряжек, архитектурных сооружений, человеческих образов в три четверти и со спины.
Уже в V в. до н. э. в нижней Италии возникли знаменитые мастерские, работавшие с этим стилем вазописи и конкурировавшие с вазописными мастерскими в Аттике. Краснофигурный стиль копировался и в других регионах, где однако не получил особого признания.

Вазопись по белому фону

Лекиф, выполненный в технике по белому фону. 440 г. до н. э.

Для росписи ваз в этом стиле в качестве основы использовалась белая краска, на которую наносились чёрные, красные либо многоцветные фигуры. Эта техника вазописи применялась преимущественно в росписи лекифов, арибалов и алабастронов.

Ойнохойя-гнафия. 300—290 гг. до н. э.

Вазы-гнафии, названные по месту первого их обнаружения в Гнафии (Апулия), появились в 370—360 гг. до н. э. Эти вазы родом из нижней Италии получили широкое распространение в греческих метрополиях и за их пределами. В росписи гнафий по чёрному лаковому фону использовались белый, жёлтый, оранжевый, красный, коричневый, зелёный и другие цвета. На вазах встречаются символы счастья, культовые изображения и растительные мотивы. С конца IV в. до н. э. роспись в стиле гнафии стала исполняться исключительно белой краской. Производство гнафий продолжалось до середины III в. до н. э.

Вазы из Канозы

Около 300 г. до н. э. в апулийской Канозе возникло регионально ограниченный центр гончарного производства, где керамические изделия расписывались водорастворимыми, не требующими обжига красками по белому фону. Эти произведения вазописи получили название «канозских ваз» и использовались в погребальных обрядах, а также вкладывались в захоронения. Помимо своеобразного стиля вазописи для канозской керамики характерны крупные лепные изображения фигур, устанавливаемые на вазы. Канозские вазы изготовлялись в течение III и II вв. до н. э.

Вазы из Чентурипе

Чентурипская ваза, 280—220 гг. до н. э

Как и в случае с каносскими вазами, чентурипские вазы получили лишь местное распространение в Сицилии. Керамические сосуды составлялись воедино из нескольких частей и не использовались по своему прямому предназначению, а лишь вкладывались в захоронения. Для росписи чентурипских ваз использовались пастельные тона по нежно-розовому фону, вазы украшались крупными скульптурными изображениями людей в одеждах разных цветов и великолепными аппликативными рельефами. На чентурипских вазах изображались сцены жертвоприношения, прощания и погребальных обрядов.

Читайте также: