Волга реченька волга матушка ты недаром нам дорога

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

Волга реченька волга матушка ты недаром нам дорога

Методические указания. Надо добиваться, чтобы колонны точно и вовремя начинали действовать, чтобы студенты были сосредоточены на своем задании и не замечали, что делают их товарищи в соседних колоннах. Затем надо добиться самостоятельного включения колонн в упражнение (без команды преподавателя) и, наконец, исполнения без музыкального сопровождения. Отстукивание шагов синхронизирует выполнение, создавая как бы ударный аккомпанемент. Следует менять колонны местами. Перед началом тренажа наиболее точных и ритмичных учеников равномерно распределить по всем колоннам. Наименее ритмичных надо ставить в середину каждой колонны: им будет помогать и зрительный анализатор.

IV (заключительный) этап

Техника исполнения. Делать упражнение кканон» и петь два куплета марша «Легко на сердце». Колонны действуют так же, как и в IV этапе, а поют все вместе. Когда колонны вернутся на свои места, то поют, стоя на месте, до слов «и тот, кто с песней». На словах «и тот, кто» не двигаются вперед, зато со слогом «с пес» вся группа одновременно выполняет последний раз рисунок упражнения, заканчивая его прыжком без поворота.

Методические указания, В этом виде упражнение становится тренировочным и исполняется в заключительной части урока, а если надо поднять эмоциональный тонус занимающихся, то и в середине его. Кроме того, в этом упражнении, если оно выполняется в достаточно быстром темпе, хорошо тренируется дыхание. При повторениях пианист может несколько изменить темп по ходу исполнения.

Упр№ 140. «Волга-реченька».

Подвести группу к роялю и учить припев к песне «Волга-реченька» (слова народные, музыка А. Новикова) (приложение № 12).

Волга-реченька, Волга-матушка, Ты недаром нам дорога, Былью давнею и недавнею — Славны волжские берега.

Эти четыре строки повторяются два раза. Петь припев, одновременно отхлопывая половинные доли тактов.

Построение группы — стайкой. Техника исполнения: идти вперед в половинах, петь припев песни. Первый шаг начать правой ногой вместе со слогом «ре» (ченька), поскольку в песне имеется затактовое начало. При правильном исполнении продолжать упражнение, но без хлопков.

Построение группы — шеренгой, девушки между юношами, взяться под руки. Техника исполнения. На первых двух строках идти вперед в половинах. На словах: «Былью давнею и недавнею славны волжские берега» — ученики расходятся в разные стороны, без всякого порядка и, главное, не соблюдают в движениях ритм песни. При повторении двух последних строк они образуют хоровод, взявшись за руки (девушки между юношами), и двигаются с правой ноги по кругу вправо в четвертях музыкального сопровождения.

Методические указания. После первого исполнения объяснить, что нужно четко изменить ритмы в поведении. В начале песни — движения в половинах, в середине — аритмичные, в конце — в четвертях. При изменении ритмов петь песню негромко, но четко произносить слова, сохранять верную интонацию.

Стоя около рояля, учить слова запева той же песни:

Между русских рек ты красуешься, Полноводная да раздольная, То под бурею грозно хмуришься, То зеркальная и спокойная.

Далее поется припев.

Теперь предложить хлопками отбивать половины тактов и идти с пением вперед в половинах. Затем следует рассказать, что в театре может быть так: «Группа молодежи, взявшись под руки, шеренгой вышла из перелеска — из-за кулисы (т.е. с одной стороны зала) на полянку. На поляне много цветов. Все разбрелись по ней и начали собирать цветы. Затем молодые люди дарят букетики девушкам и приглашают их в хоровод». В хороводе двигаются вправо четвертями. Размещение этого простого действия по словам песни следующее. На запеве — ходьба в шеренге под руки. На первой части припева — сбор цветов. На повторении припева — построение в круг и ходьба в хороводе в четвертях. Это задание выполнить под мелодию песни несколько раз, сначала без пения, а затем с пением.

Методические указания. Добиваться четкого выполнения всего задания. Следить за дикцией и интонацией и за обращением с цветами. Так, например, — преподнесенные девушкам цветы не могут бесследно исчезнуть, их следует вложить в прическу или положить за ворот платья, а можно, понюхав, бросить. Надо подсказать, что юноши дарят цветы девушкам и приглашают их в хоровод при первом исполнении последней строчки припева.

1. Учить вторую часть упражнения. Построение — стайкой.

С правой ноги сделать пять шагов вперед. На пятом шаге стопу поставить носком вправо: при таком положении ноги легко повернуться; это нужно сделать за 6-й и 7-й такты следующими движениями: на шестом шаге перейти на левую ногу с одновременным поворотом на 180 градусов, причем поворачиваться надо на правой стопе левым плечом вперед. Вес тела в конце этого шага должен быть перенесен на левую ногу. В седьмом шаге поворот продолжается в ту же сторону, но уже на левой ноге и тоже на ISO градусов. В восьмом такте вес тела передается на правую ногу — левая к ней приставляется.

Методические указания. Это как будто сложное движение на самом деле выполняется довольно легко, как только ученики поймут его схему. Поворот происходит в одну и ту же сторону. Тело при этом движении должно вее время перемещаться только вперед. Музыкальное сопровождение. Импровизация в два такта по */4, четкая и медленная.

Эту технику надо выполнять до тех пор, пока схема не станет привычной. Затем делать то же, но с левой ноги. Поворот при этом придется выполнить в левую сторону.

2. Построение — стайкой. Музыкальное сопровождение — импровизация в размере %, четырехтактовая. Упражнение исполняется два раза. Первый раз начинает правая нога, второй без остановки — левая.

3. Построение —в круге. Взяться за руки, девушки между юношами. Схема упражнения та же, что и в упражнении А. Во время поворота руки опущены; когда же поворот окончен, их нужно снова сцепить. На восьмой четверти приставлять левую ногу к правой. Это даст возможность начать упражнения опять с правой ноги. Повторять эту схему до автоматизма.

Предложить пианисту исполнять удобный для танцевания вальс в среднем темпе; под это сопровождение учащиеся должны исполнять разученную схему так, чтобы шаги точно совпадали с первыми четвертями каждого такта.

Методические указания. Тренировать это упражнение следует под различные мотивы вальсов. Можно менять и темп исполнения. От учеников следует добиваться верного ритмического совпадения движений и легкой ходьбы, передающей характер звучания.

Техника исполнения. Первые четыре шассе выполняются по кругу вперед, пятое — с поворотом на 180 градусов (но обязательно при этом продолжать движение вперед); шестое шассе — продолжает поворот на 180 градусов (теперь надо двигаться назад). Это позволит седьмое шассе выполнить снова вперед. На седьмом шассе следует образовать цепь руками, поскольку круг вновь построен. Восьмое шассе все танауют назад. Это даст возможность следующий рисунок упражнения начать правой ногой.

Выучить первый куплет вальса И. О. Дунаевского из кинокартины «Цирк» (приложение № 13)

В ритме вальса все плывет, Песь огромный небосвод, Вместе с солнцем и луной Закружился шар земной, Все танцует в этой музыке ночной.

1. Построение—как в упражнении № 1 IV этапа. Техника исполнения. Выполняя рисунок упражнения вальсовыми шассе, петь первый куплет «В ритме вальса».

§ 82. Обращение. Междометия в составе предложения и слова-предложения да и нет

I. 1. Если обращение стоит в начале предложения, оно вместе со всеми относящимися к нему словами отделяется запятой, а при произнесении с сильным чувством — восклицательным знаком: 1) Дорогие гости, просим за стол. (П.); 2) Друзья! Прекрасен наш союз! (П.)

После восклицательного знака пишется прописная буква.

2. Если обращение стоит внутри предложения, оно с обеих сторон выделяется запятыми: Расступись, о старец-море, дай приют моей волне! (Л.)

3. Если обращение стоит в конце предложения, то перед обращением ставится запятая, а после него тот знак, который нужен по смыслу предложения: точка, восклицательный или вопросительный знак: 1) Дружная идёшь ты с нами, осень. (Щип.); 2) Здравствуй, красавица Волга! (Н.); 3) О чём ты думаешь, казак? (П.)

4. Если части распространённого обращения разделены членами предложения, то каждая такая часть выделяется запятыми: Шагай, страна, быстрей, моя. (Маяк.)

5. Частица о от обращения знаками препинания не отделяется: Как хорошо ты, о море ночное! (Тютч.)

II. Междометия отделяются от следующего за ними предложения или его части запятой (если находятся в середине предложения, то двумя запятыми), а когда произносятся с особой силой, то после них ставится восклицательный знак: 1) Ах, как это солнце ярко! (Т.); 2) А лес и вправду шумел, ох, и шумел же! (Кор.); 3) Чу! Ночная птица кричит. (В. Бр.)

Примечание. Междометия, стоящие перед личными местоимениями ты и вы, за которыми следует обращение, запятыми обычно не отделяются: Ой ты, Волга, родимая Волга, кто не любит твоих берегов! (Л.-K.)

III. Слова-предложения да и нет отделяются от предложения, раскрывающего их смысл, запятой или восклицательным знаком: 1) Нет, не покинул я тебя. (П.); 2) Да! Время летит очень быстро. (Газ.)

Частица о, стоящая при словах-предложениях да и нет, запятыми от них не отделяется: О нет, то белеет туман над водой. (Жук.)

444. Спишите, расставляя знаки препинания; обращения подчеркните.

I. 1) Вы Петя расскажите лучше о планетах || 2) Что же вы сердитесь Варя || 3) Прощай дом || Прощай старая жизнь || 4) Пойдём родная пойдём || 5) Уважаемая Мария Владимировна Маша получила от Вас письмо и вкратце рассказала мне его содержание || 6) Пишу Вам дорогой Алексей Сергеевич вернувшись с охоты || 7) Многоуважаемый Иван Максимович || Недели две тому назад мною послана в цензуру и вероятно уже разрешена новая одноактная пьеса Трагик поневоле ||

(Из пьес и писем А. Чехова)

II. 1) Я видел вас холмы и нивы || (П.) 2) Простите вольные станицы и край отцов и тихий Дон || (П.) 3) О море кого же мне вызвать на бой || (А. К. Т.) 4) Читатель друг я не нарушу условий дружбы дорогой || (Твард.) 5) Смело братья || Бурей полный, прям и крепок парус мой || (Яз.) 6) Приветствую тебя опустошённый дом завядшие дубы лежащие кругом и море синее и вас крутые скалы и пышный прежде сад — глухой и одичалый || (А. К. Т.) 7) О витязь мой || Завидую тебе || (П.) 8) Не прав твой о небо святой приговор || (Л.)

III. 1) Как ты чудесен и как ты хорош в шуме своём замечательный город || 2) Волга реченька Волга матушка ты недаром нам дорога || 3) Мы за мир || И песню эту понесём друзья по свету, пусть она в сердцах людей звучит || 4) В защиту мира вставайте люди || Ряды тесней, страна к стране || 5) Не шей ты мне матушка красный сарафан не входи родимая попусту в изъян || 6) Что стоишь качаясь тонкая рябина головой склоняясь до самого тына || 7) Ах душа ль моя ты душенька || Что сидишь || Что ты думаешь || Али речь моя не по сердцу || 8) Что ты рано травушка пожелтела || Что вы рано цветики облетели || Что ты так красавица похудела: впалы алы щёченьки побледнели.

Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Тёмно-голубые?
И о чём звените вы
В день весёлый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?

446. Спишите, расставляя знаки препинания и подчёркивая междометия и слова-предложения да и нет (первую букву после этих слов и междометий пишите в соответствии с предыдущим знаком препинания).

1) Ах быстро молодость моя звездой падучею мелькнула. (П.) 2) Чу тройка тронулась опять! Гремит звенит и улетает! (Н.) 3) О тонкая штука! Эх куда метнул. (Г.) 4) Ах вот и дуб заветный. (П.) 5) Ну выкинул ты штуку. (Гр.) 6) Ба друг старый мы давно знакомы. (Гр.) 7) Эх Чичиков ну что тебе стоило приехать? (Г.) 8) Увы Татьяна увядает бледнеет гаснет и молчит. (П.) 9) Ух жарко! До полдня грибы собирали. (Н.) 10) Да через час мы уже знали всё! (Пауст.) 11) Да милый критик вы правы. (Ч.) 12) Нет я бы не ужился с этой долею! (Л.) 13) О нет кого бояться мне? (П.) 14) Вокруг была лишь чёрная тайга да тёмная ночь. (Кор.) 15) Да верь ему. (П.) 16) Короткий сон не освежил его нет. (Шол.)

447. Спишите, расставляя знаки препинания и объясняя их употребление.

1) Ну гость неприглашённый быть может батюшка войдёт! 2) Конечно вам расстаться тяжело? 3) Ах в самом деле рассвело! 4) Пожалуй на меня всю суматоху сложит. 5) Проснулась — кто-то говорит: ваш голос был, что думаю так рано? 6) Как все московские ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами, а при звездах не все богаты между нами. Ну разумеется к тому б и деньги, чтоб пожить, чтоб мог давать он балы; вот например полковник Скалозуб: и золотой мешок, и метит в генералы. 7) Да с Чацким правда мы воспитаны росли. 8) Пусть я посватаюсь, вы что бы мне сказали? — Сказал бы я во-первых не блажи именьем брат не управляй оплошно, а главное поди-тка послужи. 9) Ах Александр Андреич дурно брат. Ко мне он жалует частенько; я всякому ты знаешь рад. 10) По моему сужденью пожар способствовал ей много к украшенью. 11) Ну право что бы вам в Москве у нас служить? 12) Из шумного я заседанья. Пожалуйста молчи, я слово дал молчать.

448. Спишите, расставляя знаки препинания. Сделайте морфологический и синтаксический разбор выделенного предложения.

Дорогой Михаил Осипович что за болезнь у Толстого понять (н..)могу. Черинов мне (н..)ответил а из того что я читал в газетах и что Вы пиш..те вывести (н..)чего нельзя. Болезнь его напугала меня и держала в напряжени.. . (Во)первых я (н..)одного человека (н..)любил так как его. (Во)вторых когда в литературе есть Толстой то легко и пр..ятно быть литератором; даже созн..вать что (н..)чего (н..)сделал и (н..)сделаешь (н..)так страшно так как Толстой делает за всех. Его деятельность служит оправданием тех упований и чаяний какие на литературу возл..гаются. (В)третьих Толстой стоит крепко авторитет у него гр..мадный и пока он жив дурные вкусы в литературе всякое пошлячество наглое и слезливое всякие шершавые озлобле..ые самолюбия будут далеко и глубоко в тени.

Обращения и междометья в простых предложениях

Простое предложение может быть осложнено обра­щением. Обращениемназывается слово или сочетание слов, называющее лицо (или предмет), к которому обращена речь.

Обращение грамматически не связано с членами предложения и само не является членом предложения. Оно может занимать место в начале, в середине и в конце предложения: Ты не пой, косарь, про широку степь!

В роли обращений чаще всего выступают собственные имена, названия лиц по родству, по общественному положению, по профессии; реже эту функцию выполняют клички животных или названия неодушевленных предметов. Естественной формой выражения обращения является имя существительное в именительном падеже, выполняющем назывную функцию. Обращение может быть выражено и другими частями речи, если они выступают в роли существительного. Сюда относятся прилагательные и причастия, значительно реже числительные и местоимения. Хорошая, любимая, родная, мы друг от друга далеко живем.

нераспространенные (выраженные одним словом);

распространенные (при слове-обращении имеются пояснительные слова). Состав распространенных обращений весьма разнообразен: в нем при ведущем слове могут быть согласованные и несогласованные определения, приложения, дополнения, обстоятельства и даже придаточные предложения. Люблю тебя, булатный мой кинжал, товарищ светлый и холодный.

При обращениях ипользуются такие знаки препинания:

Обращение выделяется на письме запятыми вместе с относящимися к ним словами (независимо от того, какой частью речи они выражены): Что же ты, моя старушка, приуныла у окна?

После обращения, произносимого с восклицательной интонацией, ставится восклицательный знак: Друзья! К чему весь этот шум!

При обращении может стоять частица О, которая знаком препинания не отделяется: О край родной! Такого ополченья мир не видал с первоначальных дней.

Частицы аили даперед повторяющимися обращениями запятыми от них не отделяются (перед частицами запятые ставятся): «Барин, а барин!» - промолвил вдруг Касьян… Петя, да Петя же! Подойди сюда.

Если обращений несколько, запятые ставятся по принципу постановки знако препинания при однородных членах: Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, расстаться настало нам время. Здравствуй, солнце да утро веселое!

Если обращение в художественной речи разделено другими словами, выделяется каждая его часть: Крепче, конское, бей, копыто, отчеканивая шаг!

В составе распространенного обращения местоимения тыи вызапятыми не выделяются: Здравствуй, князь ты мой прекрасный! (Ср.: Опять вы, гордые, восстали за независимость страны?)

Простые предложения могут быть осложнены меж­дометиями.

Междометия выделяются запятыми, или после них ставится восклицательный знак (при восклицательной интонации): Жизнь, увы, не вечный дар. Увы! Татьяна увядает: бледнеет, гаснет и молчит. Эге, да это я совсем не туда попал! Эй! Садись ко мне, дружок! Нет, весь я не умру. О нет, то белеет туман над водой.

Междометия не выделяются на письме знаками препинания, если:
— стоят перед личными местоимениями ты, вы, за которыми следует обращение: Ах вы мои хорошие. Как я рада вас видеть!

— если междометия ах, ой, ух, эх, ах, ай образуют цельное сочетание с другими словами: Ах какая я глупая!

— стоят перед словами как, какой: Ух какой ужас!

Не являются обращениями, междометиями и не вы­деляются запятыми на письме:

— междометные выражения Господи помилуй, Гос­поди спаси, слава тебе Господи;

— названия предметов, которые находятся при гла­голе повелительного наклонения в значении пусть: Всяк сверчок знай свой шесток.

Простые предложения могут быть осложнены словами-предложениями да, нет.

Слова-предложения — это нечленимые предложения, выраженные одним словом или устойчивым словосочетанием и служащие для выражения согласия или несогласия с высказыванием собеседника, эмоциональной реакции, волеизъявления. Эти значения передаются в общем, неконкретном виде. Чаще всего они встречаются в диалогической речи или в предложениях с прямой речью: Я не поеду с вами. Как так? (Неужели; Разве); Вам чего-нибудь хочется? Нет. (Ничего; Ни-ни; Вовсе нет);

Слова-предложения Да и Нет, выражающие утверждение или отрицание, отделяются запятыми или другими знаками: Да, знаю, знаю, потому и прямо сюда пришла, минуя смерть. (М. Цветаева) Да! Жизнь сложна.

Примечания. Необходимо отличать слово-предложение Да от частицы да: Да, я вернусь к тебе, Россия. (К. Бальмонт) — Да и ты пойдёшь своей дорогой распылять безрадостные дни. (С. Есенин)

Необходимо отличать слово-предложение Нет от сказуемого нет в безличном предложении: Нет, с врагами я беспощаден. (К. Симонов) — Нет безобразья в природе! (Н. Некрасов).

Упражнение 120. Спишите текст, расставляя недостающие запятые. Выделите обращение, установите способы выражения обращения.

1.Дорогие гости просим за стол. 2. Расступись о старец-море дай приют моей волне! 3. Дружная идёшь ты с нами осень. 4. Здравствуй красавица Волга! 5. Как хорошо ты о море ночное! 6. Ах как это солнце ярко! 7. А лес и вправду шумел ох и шумел же! 8. Ой ты Волга родимая Волга кто не любит твоих берегов! 9. Нет не покинул я тебя. 10. Да Время летит очень быстро. 11. Вы Петя расскажите лучше о планетах. 12. Что же вы сердитесь Варя. 13. Прощай дом. Прощай старая жизнь. 14. Пойдём родная пойдём. 15. Уважаемая Мария Владимировна Маша получила от Вас письмо и вкратце рассказала мне его содержание. 16 Пишу Вам дорогой Алексей Сергеевич вернувшись с охоты. 17. Многоуважаемый Иван Максимович. Недели две тому назад мною послана в цензуру и вероятно уже разрешена новая одноактная пьеса Трагик поневоле. 18. Я видел вас холмы и нивы. 19. Простите вольные станицы и край отцов и тихий Дон. 20. О море кого же мне вызвать на бой. 21. Читатель друг я не нарушу условий дружбы дорогой. 22. Смело братья. Бурей полный, прям и крепок парус мой. 23. Приветствую тебя опустошённый дом завядшие дубы лежащие кругом и море синее и вас крутые скалы и пышный прежде сад — глухой и одичалый. 24. О витязь мой || Завидую тебе || 25. Не прав твой о небо святой приговор || 26. Как ты чудесен и как ты хорош в шуме своём замечательный город || 27. Волга реченька Волга матушка ты недаром нам дорога. 28. Мы за мир || И песню эту понесём друзья по свету, пусть она в сердцах людей звучит || 29. В защиту мира вставайте люди || Ряды тесней, страна к стране || 30. Не шей ты мне матушка красный сарафан не входи родимая попусту в изъян. 31. Что стоишь качаясь тонкая рябина головой склоняясь до самого тына || 32. Ах душа ль моя ты душенька || Что сидишь || Что ты думаешь || Али речь моя не по сердцу || 33. Что ты рано травушка пожелтела || Что вы рано цветики облетели || Что ты так красавица похудела: впалы алы щёченьки побледнели.

Упражнение 121. Спишите, расставляя знаки препинания и подчёркивая междометия и слова-предложения да и нет (первую букву после этих слов и междометий пишите в соответствии с предыдущим знаком препинания).

1. Ах быстро молодость моя звездой падучею мелькнула. 2. Чу тройка тронулась опять! Гремит звенит и улетает! 3. О тонкая штука! Эх куда метнул. 4. Ах вот и дуб заветный. 5. Ну выкинул ты штуку. 6. Ба друг старый мы давно знакомы. 7. Эх Чичиков ну что тебе стоило приехать? 8. Увы Татьяна увядает бледнеет гас-нет и молчит. 9. Ух жарко! До полдня грибы собирали. 10. Да через час мы уже знали всё! 11. Да милый критик вы правы. 12. Нет я бы не ужился с этой долею! 13. О нет кого бояться мне? 14. Вокруг была лишь чёрная тайга да тёмная ночь. 15. Да верь ему. 16. Короткий сон не освежил его нет.

Упражнение 122. Перепишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните междометия, объясните, что выражают междометия.

– Что ж нового? «Ей-богу ничего»

– Эй не хитри: ты, верно, что-то знаешь.

Не стыдно ли от друга своего

Как от врага ты вечно все скрываешь.

Иль ты сердит: помилуй брат за что?

Не будь упрям: скажи ты мне хоть слово…

«Ох отвяжись, я знаю только то,

Что ты дурак, да это уж не ново».

Упражнение 123. Перепишите предложения из произведений В. Шукшина, расставляя недостающие запятые. Установите значение вводных слов и словосочетаний.

1. Поедет бывало Петька на мельницу зимой… 2. С каким любопытством она смотрела. Впрочем она казалась усталой. 3. Понаедут, все молодые, – конечно порядка не будет. 4. Наверно потому же уходила и Ольга – испугалась. 5. Некоторые кажется учились, другие как Ольга работали. 6. Думаешь она тебя любит? 7. Да возьми ты к примеру первобытное общество – там же все работали! 8. Собственно это был не узелок, а довольно крепко запутанный узел. 9. «Держись, Петька! Она сейчас встанет!» Действительно лошадь скоро выдохлась и стала. 10. Ты – муж ее насколько понимаю? 11. Нужен же мне муж в конце концов. 12. Фонякина чувствовалось обрадовал такой ответ. 13. Не знаю по-моему она взялась за ум. 14. На работе к Ивлеву сперва было несколько настороженное отношение, скоро однако наладилось. 15. Я кстати там пиджак забыл вчера. 16. Как хочется, чтобы ты счастлив был! Правда всем хочется счастья.

Упражнение 124. Спишите, расставляя недостающие запятые. Подчеркните слова, которые в одних случаях являются членами предложения, а в других вводными словами.

1. Он пощупал пульс и к удивлению и неудовольствию своему заметил, что пульс был лучше. К неудовольствию своему это заметил доктор потому, что он по опыту своему был убежден, что жить князь Андрей не может. 2. Не могу удержаться, чтобы не упомянуть здесь кстати об одном трогательном эпизоде. 3. Кстати он был замечательно хорош собою. 4. Нет, друзья, во сто раз бывает хуже, это точно знаю я. 5. Потугин точно и любил и умел говорить. 6. Слыхали вы наверно, что барышни уездные увы бывают иногда смешны безмерно. 7. Наверно не знаю, но кажется вся эта выходка была преднамеренная, а не импровизированная. 8. Издали все ведь кажется или хуже или лучше но во всяком случае иначе, нежели вблизи. 9. Мы примерно в этих тонах и с такими выводами вели беседу. 10. Вот был бы примерно один я: уж и как бы я вашу милость уважал, уже и как бы холил. 11. Очевидно было, что он не знал, что сказать, что сделать. 12. Очевидно помещик дразнил Свияжского, но Свияжский не только не сердился, но видимо забавлялся этим. 13. Видимо было, что Разуваев уходя от меня был значительно ободрен. 14. Толстой я думаю никогда не постареет. 15. Идиотка старуха сама верила тому, что она проповедовала. Да я думаю, что Фома Фомич тоже верил. 16. Живет конечно англичанин заключили они сами же потом занимается охотой как видно и между прочим содержит отель; или пожалуй содержит отель и между прочим занимается охотой. 17. Полюби нас черненькими. И извиняюсь любят! Любят конечно и обязательно выражают почет! 18. Балясников произнес дерзкую речь, в которой между прочим сказал, что я зазнался. 19. Меры для слежения за дочерью были приняты только так между прочим, потому что согласитесь нельзя же не следить; ну и желанье добра было тоже между прочим, потому что согласитесь все-таки дочь.

Упражнение 125. Спишите, расставляя недостающие запятые. Проанализируйте пунктуацию при вводных словах, относящихся по смыслу к обособленным оборотам.

1. Я вспомнил о старушке о невесте бывало тут сидевших под окном, о той поре, когда я был моложе. 2. Во время этого разговора он оставался на месте, закрыв голову одеялом по-видимому такой же равнодушный к окружающему, как и другие. 3. «Вон нора должно быть бобра!» – заметил кто-то. 4. По-видимому удовлетворенный этими предосторожностями, он вернулся к берегу, спустил челнок на воду и отплыл на озеро. 5. Пишущий например Вы поймет меня, читатель же соскучится и плюнет. 6. Мне многие петербуржцы еще до Вас советовали не портить книги псевдонимом, но я не послушал вероятно из самолюбия. 7. – Зачем ты одеваешься? – сказал Нехлюдов, садясь на лавку и видимо стараясь как можно строже смотреть на Епифанова. 8. Но Калугин был не штабс-капитан Михайлов, он был самолюбив и одарен деревянными нервами, то, что называют храбр одним словом. 9. Мать его была дворянка, из институток очень доброе и очень восторженное существо не без характера однако. 10. На острие этого клина мы разумеется без всякой пользы для своих редакций пробыли довольно долго. 11. Алексей Петрович С. знал Марью Александровну Б. давно кажется с детства. 12. Я горячо может через край горячо благодарил ее, тайное делание портрета не принял, но тем не менее эти две записки сблизили нас много. 13. Степан Ильич увидел, что тут стоят еще два блюда с какими-то заливными, да еще две формы с бланманже очевидно. 14. Пробили внизу часы, приснился дождь на Волге, и опять кто-то вошел в спальню кажется посторонний. 15. Старый видимо немало повидавший на своем веку танкист задумчиво глядел на притихшую рощу. 16. И этот посредник несмотря на резкие вызовы очевидно сдерживался боясь не опасности конечно, а тоже скандальной сцены. 17. Но было в ней что-то хорошее может быть ее прямота и незлобивость. 18. Изредка только нянька одевалась в новую шаль принимала торжественно-суровое выражение и уходила куда-то часа на два очевидно для переговоров.

Упражнение 126. Спишите, расставляя недостающие запятые. Проанализируйте пунктуацию при вводных словах и при союзе А, И.

1. Экий проныра этот доктор! Верочка. и Большинцов! А впрочем что же? Бывают свадьбы и хуже. (Т.). 2. Эта случайная и еще не заслуженная похвала не обрадовала, а пожалуй встревожила Егорова. 3. Походили они по комнатам, пошныряли – нигде никого, а между прочим некоторые безделицы ясно показывали, что в доме недавно были жильцы. (Герц.). 4. И право же надо много, чтоб сердце стучало в груди.
5. «Анчихристы», – лошадники-мещане, были и правда свирепы на вид, особенно последний – Талдыкин. (Бун.). 6. И собственно ее ничего искренне не интересовало. 7. Весь день передо мною сияли ее глаза, и конечно я убедился, что они сияют только для меня. (Г.). 8. И действительно в трезвом состоянии Тарас больше молчал. 9. Пыль носилась густыми тучами, и казалось вот-вот пойдет дождь. (Ч.). 10. Письма из дома приходили тихие добрые, и казалось все уже было прощено и забы-
то. (Ч.). 11. Пусть тот конник на коне летчик в самолете, и однако на войне первый ряд – пехоте. (Твард.). 12. И однако вы никогда не слышали насчет закона о ловле рыбы у берегов Сахалина? 13. Снова нас потянуло из города, захотелось в лес. И точно к вечеру этого дня мы углубились в зеленый массив знаменитого Дюкова бора со стороны Сергеи-
хи. (В. Сол.). 14. Предлинной хворостиной мужик гусей гнал в город продавать; и правду истинну сказать не очень вежливо честил свой гурт гусиный. (Кр.). 15. Раз Кирилл ухватился за шутку, значит был рад, что его не спрашивают о серьезном, и значит недаром в городе шептались об экстренном ночном собрании. (Фед.).

Сравните: Несчастье ее нисколько не изменило, а напротив, она стала крепче, энергичнее. Не год, а, может быть, десять лет прожил он за одну ночь = Не год, а десять лет …

Упражнение 127. Проанализируйте примеры из повести В. Шукшина «Там, вдали…» и установите способы выделения вставных предложений. Определите, что они выражают. В каких случаях тире не связано с вставными конструкциями, а стоит между частями бессоюзного сложного предложения?

Был он [Петька] парень не бойкий, но и не робкий. Если дело доходило до драки – что частенько случалось среди ребят в те годы, – спуску не давал, стоял до конца. Захотел купить черный шерстяной костюм – увидел в городе, в ларьке… Думал, думал – надумал: повез зерно молоть и один куль свалил бабке Акулине. (Бабка самогоном промышляла). …Придумал другую штуку: в свободные вечера (а то и ночи прихватит) стал вырубать корытца… Наделает – и на базар. Так раз пять съездил в город, купил костюм. Выпал свободный день, Петька надел костюм, слегка напустил брюки на хромовые сапоги (весна была), сдвинул фуражку на бочок – из-под козырька горсть мягких русых волос – и так прошел по селу. И все. Больше ничего не требовалось – разок пройтись таким образом.

Упражнение 128. Выпишите из предложенных примеров лишь те предложения, которые осложнены вводными предложениями. При выполнении задания помните о том, что вводные предложения имеют значения, подобные значениям вводных слов.

1. Постепенно впрочем не так уж постепенно как ему казалось он придавал своему голосу оттенок саркастической ядовитой горечи.
2. Вскоре в том же году если не ошибаюсь в 1883 мне довелось быть впервые на Кавказе. 3. Пехотная жизнь ему в общем нравилась тем более, что Берлин как он говорил иногда для самоуспокоения город сухопутный на корабле туда не попадешь. 4. Да, если так, то конечно. 5. Послушай Николай! По-твоему все это у тебя умно тонко по всем правилам психологии, а по-моему это скандал и несчастье. 6. Под Коломной мы слышали его побили больно. 7. Впрочем некоторые из этих забавников никак не могущие найти, что им делать чего впрочем никогда и не искали они именно на то метят, чтобы все думали, что у них вместо сердца не жар а напротив говоря вообще что-то очень глубокое, но что именно, об этом не сказал бы ничего самый первейший хирург конечно из учтивости. 8. Отец снял свои неуклюжие бурые очевидно чужие сапоги и стал примеривать новую обувь. 9. Почтенный мировой крякнул и вероятно воображая себе кулебяку пошевелил пальцами. 10. Забористее всего пахнет молодой лук, когда знаете ли начинает поджариваться. И понимаете ли шипит подлец на весь дом. 11. Ну ты заврался однако. 12. Погоди приятель! Будем и мы полковниками, а может быть если бог даст то чем-нибудь и побольше. 13. Допустим, что среди ста тысяч населения этого города конечно отсталого и грубого таких, как вы, только три. 14. Так вы стало быть можете сделать и оправу например к кинжалу или другим вещам? 15. Рука ее создатель, какая чудесная рука! упала на колени. 16. Перелетные птицы, журавли например летят и летят, и какие бы мысли высокие или малые ни бродили в их головах, все же будут лететь и не знать, зачем и куда. 17. Я слышал, что он что-то говорил с товарищами должно быть прощался лихим но внятным голосом. 18. Мы провинциалы да впрочем одни ли мы? имеем о «жизни» представление несколько двойственное. 19. Я сочиняю всякую чепуху для этих вот удавов он мотнул головой на обоих актеров, а они меня душат. 20. Без образования нынче нельзя это конечно, но образование разное бывает. 21. А впрочем не показывает ли это проницательному сорту читателей большинству записных литературных людей показывает, ведь оно состоит из проницательнейших господ, не показывает ли это говорю я, что Кирсанов и Лопухов были люди сухие без эстетической жилки? 22. Дело известное, что в старину я разумею старину екатерининскую, а может быть и теперь сестры не любили или очень редко любили своих невесток.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

ГДЗ-Русский язык-10-11-Греков-Крючков-Чешко-2003 (Пособие для занятий по русскому языку в старших классах), страница 31

Файл "ГДЗ-Русский язык-10-11-Греков-Крючков-Чешко-2003" внутри архива находится в следующих папках: 8, gdz-10-11-grekov. PDF-файл из архива "Пособие для занятий по русскому языку в старших классах", который расположен в категории "гдз (готовые домашние задания)". Всё это находится в предмете "русский язык" из раздела "Средняя школа (5-9 классы)", которые можно найти в файловом архиве ГОУ СОШ. Не смотря на прямую связь этого архива с ГОУ СОШ, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "курсовые/домашние работы", в предмете "русский язык" в общих файлах.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 31 страницы из PDF

а) 1) К несчастью, частые и сильные дожди мешали успешному ходу путешествия. 2) Погода, к удивлению, все же скороулучшилась.б) 1) Лицо Ноздрева, безусловно, уже несколько знакомо читателю.2) В шашки играл Ноздрев, по-видимому, не совсем безгрешно.в) 1) По-моему, мы давно должны были уже прийти в деревню, ноее все не было видно. 2) Виды на урожай, говорят, очень хорошие.г) 1) Когда делаешь утреннюю зарядку, необходимо, во-первых,предварительно хорошо проветрить комнату, во-вторых, во времяупражнений соблюдать правильное дыхание, наконец, по окончаниизарядки обтереться до пояса холодной водой. 2) Утренняя гимнастика благотворно действует на организм человек, следовательно,ею надо обязательно заниматься.

3) Хорь был человек положитель124ный, практический, административная голова, рационалист, Калиныч, напротив, принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. 4) Он не рассердился, а, наоборот, рассмеялся.

5) Мы все подготовили к походу и, таким образом,завтра отправляемся в путь.№ 387. II. 1) Лошади, сани, деревья, бык, привязанный к столбу, —все было бело и казалось мягким, пушистым. 2) И плетни, и белевшая на дворах скотина, и крыши домов, и стройные раины — все,казалось, спало здоровым, тихим трудовым сном. 3) Ружья, пробывшие двое суток на морозе и, вероятно, густо смазанные маслом,дали осечки. 4) На такой ясный и убедительный довод отвечать, разумеется, было нечего. 5) У самого края воды лежала какая-тобольшая темная масса. Несомненно, это был морской зверь, выброшенный волнами на берег. 6) Птицы, по-видимому, зябли наснегу, и поэтому сбились в одну кучу. 7) К несчастью, частые исильные дожди мешали успешному ходу путешествия.

8) Сквозь отверстие виднелась часть низенького дома с двумя, к удивлению моему, освещенными окнами. 9) Самое лучшее время для ловли неводом бывает, по рассказам крестьян, весной и осенью. 10) Итак, двапочтенных мужа, честь и украшение Миргорода, поссорились между собой. 11) Он [Овсянников], например, не любил рессорных экипажей.

1) Так вот, как высказано выше, с годами важен я не стал.2) Осмотревшись, я пошел, как мне казалось, прямо к морю, но напути встретил лесное болото, заваленное колодником. 3) Проводивжениха, Надя пошла к себе наверх, где жила с матерью (нижнийэтаж занимала бабушка). 4) Дмитрий, так звали моего соседа, былмало заметен в классе. 5) Однажды (наступил уже май, но никто,кажется, не заметил тогда ни ледохода на Москве-реке, ни цветущейчеремухи) я стоял в толпе у памятника. 6) Мужское население станицы живет в походах и на кордонах, или постах, как называют казаки. 7) Овсянников полетел в овраг с беговыми дрожками, мальчиком, сидевшим сзади, и лошадью.

К счастью, на дне оврага грудами125лежал песок. 8) Мне помогал маляр, или, как он сам называл себя,подрядчик малярных работ. 9) Однажды, было это в конце мая, мысидели на крыльце и ожидали ужина. 10) Хотя для настоящегоохотника дикая утка не представляет ничего особенно пленительного, но за неимением пока другой дичи (дело было в начале сентября:вальдшнепы еще не прилетали, а бегать по полям за куропаткамимне надоело), я послушался моего охотника и отправился в Льгов.III. 1) Итак, я в Ялте. Теперь вечер.

Ветер дует, как в четвертомакте «Чайки», но ко мне никто не приходит, а, напротив, я сам должен буду уйти после десяти, надевши шубу. 2) Он предчувствовал,что Князь Андрей одним словом, одним аргументом уронит все егоумение. 3) Одним словом, у этого человека [Беликова] наблюдалосьпостоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой,создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитилбы от внешних влияний. 4) Рыбачьи лодки, с трудом отмечаемыеглазом (такими они казались маленькими), дремали в морской гладинедалеко от дому.

5) Сторожка лесника, как успел заметить НиколайНиколаевич, была поставлена на сваях так, что между ее полом иземлею оставалось свободное пространство. 6) Многие разумеют унас еще до сих пор под словом «литература» повести, романы, стихи, словом, беллетристику. 7) Эти господа [дипломаты], повидимому, охотно, как своего (честь, которую они делали немногим), приняли в свой круг князя Андрея.№ 388. Когда в губернском городе С. приезжие жаловались на скуку и однообразие жизни, то местные жители, как бы оправдываясь,говорили, что, напротив, в С.

очень хорошо, что в С. библиотека,клуб, бывают балы, что, наконец, есть умные, интересные, приятные семьи, с которыми можно завести знакомства.(когда…), [то ], (что…), (что…), (что…), (с которыми…). И указывали на семью Туркиных как на самую образованную и талантливую.Эта семья жила на главной улице возле губернатора, в собственном доме. Сам Туркин Иван Петрович — полный красивый брюнетс бакенами — устраивал любительские спектакли с благотворительной целью, сам играл старых генералов и при этом кашлял оченьсмешно.

Он знал много анекдотов, шарад, поговорок, любил шутитьи острить, и всегда у него было такое выражение, что нельзя былопонять, шутит он или говорит серьезно. Жена его, Вера Иосифовна,худощавая миловидная дама в пенсне, писала повести и романы иохотно читала их вслух своим гостям. Дочь, Екатерина Ивановна,126молодая девушка, играла на рояле.

Одним словом, у каждого членасемьи был какой-нибудь свой талант.№ 389. I. 1) Вы, Петя, расскажите лучше о планетах. 2) Что же высердитесь, Варя? 3) Прощай, дом! Прощай, старая жизнь! 4) Пойдем, родная, пойдем! 5) Уважаемая Мария Владимировна, Машаполучила от Вас письмо и вкратце рассказала мне его содержание.6) Пишу Вам, дорогой Алексей Сергеевич, вернувшись с охоты.7) Многоуважаемый Иван Максимович! Недели две тому назадмною послана в цензуру, и, вероятно, уже разрешена новая одноактная пьеса «Трагик поневоле».II.

1) Я видел вас, холмы и нивы! 2) Простите, вольные станицы,и край отцов, и тихий Дон! 3) О море, кого же вызвать на бой?4) Читатель, друг, я не нарушу условий дружбы дорогой. 5) Смело,братья! Бурей полный, прям и крепок парус мой! 6) Приветствуютебя, опустошенный дом, завядшие дубы, лежащие кругом, и моресинее, и вас, крутые скалы, и пышный прежде сад — глухой и одичалый! 7) О витязь мой! Завидую тебе! 8) Не прав твой, о небо, святой приговор!III.

1) Как ты чудесен и как ты хорош в шуме своем, замечательный город! 2) Волга-реченька, Волга-матушка, ты недаром нам дорога! 3) Мы за мир! И песню эту понесем, друзья, по свету, пустьона в сердцах людей звучит! 4) В защиту мира вставайте, люди! Ряды тесней, страна к стране! 5) Не шей ты мне, матушка, красный сарафан, не входи, родимая, попусту в изъян. 6) Что стоишь, качаясь, тонкая рябина, головой склоняясь до самого тына? 7) Ах, душаль моя ты, душенька! Что сидишь? Что ты думаешь? Али речь мояне по сердцу? 8) Что ты рано, травушка, пожелтела? Что вы рано,цветики, облетели? Что ты так, красавица, похудела: впалы алы щеченьки, побледнели. № 390.

Обращения: колокольчики мои (существительное с зависимым словом), цветики степные (существительное с зависимым словом), темно-голубые (субстантивированное прилагательное).№ 391. 1) Ах, быстро молодость моя звездой падучею мелькнула.2) Чу, тройка тронулась опять! Гремит, звенит и улетает! 3) О, тонкая штука! Эх, куда метнул.

4) Ах! Вот и дуб заветный. 5) Ну, выкинул ты штуку. 6) Ба! Друг старый, мы давно знакомы. 7) Эх, Чичиков, ну что тебе стоило приехать? 8) Увы, Татьяна увядает, бледнеет, гаснет и молчит. 9) Ух! Жарко! До полдня грибы собирали.10) Да, через час мы уже знали все! 11) Да, милый критик, вы правы.

12) Нет, я бы не ужился с этой долей! 13) О нет! Кого боятьсямне? 14) Вокруг была лишь черная тайга да темная ночь. 15) Да,верь ему. 16) Короткий сон не освежил его, нет.127№ 392. 1) Ну, гость неприглашенный, быть может, батюшка войдет!2) Конечно, вам расстаться тяжело? 3) Ах, в самом деле, рассвело!4) Пожалуй, на меня всю суматоху сложит. 5) Проснулась — кто-тоговорит: «Ваш голос был, что, думаю, так рано?» 6) Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами,а при звездах не все богаты, между нами. Ну, разумеется, к тому б иденьги, чтоб пожить, чтоб он давать мог балы; вот, например, полковник Скалозуб: и золотой мешок, и метит в генералы. 7) Да, сЧацким, правда, мы воспитаны, росли. 8) Пусть посватаюсь, вы чтобы мне сказали? — Сказал бы я, во-первых, не блажи именьем, брат,не управляй оплошно, а, главное, поди-тка послужи.

9) Ах, Александр Андреич, дурно, брат. Ко мне он жалует частенько; я всякому, ты знаешь, рад. 10) По моему сужденью, пожар способствовалей много к украшенью. 11) Ну, право, что бы вам в Москве у насслужить? 12) Из шумного я заседанья. Пожалуйста, молчи, я словодал молчать.№ 393. Дорогой Михаил Осипович, что за болезнь у Толстого, понять не могу. Черинов мне не ответил, а из того, что я читал в газетах и что Вы пишите, вывести ничего нельзя. Болезнь его напугаламеня и держала в напряжении. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, полное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми и .)…Во-первых, я ни одного человека не любил так, как его.

Вовторых, когда в литературе есть Толстой, то легко и приятно бытьлитератором; даже сознавать, что ничего не сделал и не сделаешь,не так страшно, так как Толстой делает за всех. Его деятельностьслужит оправданием тех упований и чаяний, какие на литературувозлагаются. В-третьих, Толстой стоит крепко, авторитет у негогромадный, и пока он жив, дурные вкусы в литературе, всякое пошлячество, наглое и слезливое, всякие шершавые, озлобленные самолюбия будут далеко и глубоко в тени.№ 394. 1) Читатель догадается, что (подчинительный союз) на другой день Лиза не замедлила явиться к роще.2) Заря сияла на востоке,и (сочинительный соединительный союз) золотые ряды облаков,(вв.сл.) казалось, ожидали солнца.

Тест по русскому языку. Обращения.
тест по русскому языку (8 класс) на тему

Кузнецова Ольга Геннадьевна

1. Выпишите номера предложений, в которых есть обращение. Расставьте знаки препинания.

1. Что же ты моя старушка приуныла у окна

2. Мой край родной Тоцкое

3. Привет тебе мой край родной

4. Лена собирает тетрадки.

2. Расставьте знаки препинания.

1) Я видел вас холмы и нивы. (П.) 2) Простите вольные станицы и край отцов и тихий Дон. (П.) 3) О море кого же мне вызвать на бой. (А. К. Т.) 4) Читатель друг я не нарушу условий дружбы дорогой. (Твард.) 5) Смело братья! Бурей полный, прям и крепок парус мой. (Яз.) 6) Приветствую тебя опустошённый дом завядшие дубы лежащие кругом и море синее и вас крутые скалы и пышный прежде сад — глухой и одичалый. (А. К. Т.) 7) О витязь мой! Завидую тебе! (П.) 8) Не прав твой о небо святой приговор. (Л.)

1. Выпишите номера предложений, в которых есть обращение. Расставьте знаки препинания.

1. Широко ты Русь по лицу земли в красе царственной развернулась.

2. Родина многих выдающихся открытий Россия.

3. Люблю твою Россия старину.

4. Дни весны долгожданны, но коротки.

2. Расставьте знаки препинания.

1) Как ты чудесен и как ты хорош в шуме своём замечательный город. 2) Волга реченька Волга матушка ты недаром нам дорога. 3) Мы за мир! И песню эту понесём друзья по свету, пусть она в сердцах людей звучит! 4) В защиту мира вставайте люди! Ряды тесней, страна к стране! 5) Не шей ты мне матушка красный сарафан не входи родимая попусту в изъян. 6) Что стоишь качаясь тонкая рябина головой склоняясь до самого тына. (Из песен) 7) Пишу Вам дорогой Алексей Сергеевич вернувшись с охоты. 8) Многоуважаемый Иван Максимович недели две тому назад мною послана в цензуру и, вероятно, уже разрешена новая одноактная пьеса Трагик поневоле. (Из пьес и писем А. Чехова).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Тесты по русскому языку, итоговый тест для 5 класса, тест "Выразительные средства", уроки по произведениям Воронковой и Чивилихина

Тренировочные тесты для подготовки к ЕГЭ. Можно использовать в качестве контрольной работыТест для отработки знаний задания В8Итоговый тест для 5 классаМетодические разработки уроков по произведениям .


Урок русского языка_Обращение

Цели: повторить сведения об обращении, полученные школьниками в предшествующие годы обучения; формировать умения находить обращение в предложении; употреблять его с учётом речевой ситуации; прави.

Открытый урок русского языка для 5 класса. Знакомство с обращением.


Тест по русскому языку в 8 классе по теме: Обращения, вводные и вставные конструкции

Обращения, вводные и вставные конструкции.

Урок русского языка в 5 классе "Обращение".


Технологическая карта урока русского языка. "Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением"

Предмет: русский языкКласс: 5Учитель: Лопатина Лилия АнатольевнаТема: «Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением»Тип урока: урок усвоения новых знаний Учебник: Базовый учебник.

Собрание сочинений. Том 3. Песни. Поэмы. Над рекой Истермой (Записки поэта) (6 стр.)

Дорогой, твоя гармошка
Заиграла под горой,
Захватила мое сердце,
Только выкрикнула: "Ой!"
Дорогой, дорогой.

У окошечка березка
Так и выгибается,
Дорогой, я чуть пониже,
Так и полагается!
Дорогой! Дорогой!

Дорогой, узнать охота
Про твое намеренье,
Постоянно меня любишь
Или только временно.
Дорогой! Дорогой!

Дорогой, мне надоело
На чужих дорогах стыть.
Дорогой, мне надоело
Неуверенно любить.
Дорогой! Дорогой!

Почему трава сырая?
Потому что дождик шел.
Почему я при печали?
Ко мне милый не пришел,
Дорогой! Дорогой!

Я повесила на окна
Голубую тюлечку,
Дорогой, прийти не можешь -
Передай писулечку!
Дорогой! Дорогой!

Дорогой, сыграй страданье,
Я люблю твою игру.
Где-нибудь одна заплачу,
При народе запою!
Дорогой! Дорогой!

1961

О чем шумишь ты, старый бор?

О чем шумишь ты, старый бор,
Над осенью, над бездорожьем?
Откройся мне, какая боль
Тебя, сосновый бор, тревожит?

- Я видел бой, я видел смерть,
Я слышал тяжкий стон солдата.
Во мне самом и сталь и медь.
И я изранен весь когда-то.

И день и ночь душа болит,
Я не забыл, что в той долине
В холодный грунт солдат зарыт
И горе прячется в полыни!

Вот в чем тревога и беда,
Моей бессонницы причина.
Лишь не было бы как тогда,
Об этом вся моя кручина.

В глухой осенней тишине
Шумят задумчивые кроны.
А на захвоенной земле
Ржавеют старые патроны.

1961

За Двиной за Северной
Догорел закат,
Белые, немятые
Там снега лежат.
Розовые, нежные
Дали за рекой.
У меня по-прежнему
В сердце непокой.

У меня по-прежнему
В сердце непокой.
Я не вижу милого,
В море милый мой.
Ой ты, красно солнышко,
Ходишь ты, где он,
Ты снеси на морюшко
Милому поклон.

Ты снеси на морюшко
Милому поклон
От любимой девушки,
От родных сторон.
Под шатрами нежными
Спряталась Двина.
Я тебе по-прежнему,
Милый мой, верна!

1961

Провожал меня мой милый
Край зеленого леска.
В речке волны так не бились,
Как сердечко у меня.

Так душа моя горела,
Что водою не залить.
Не могла я ни словечка
От сердечка отделить.

Мы стояли и смотрели
На разлив большой воды.
Нам кукушка куковала,
Пел ручей на все лады.

Все цвело, и говорило,
И журчало на пути.
И хотелося пешочком
Нам всю землю обойти!

1962

Моторочка

Если Волга разольется,
В берег Волги бьет волна,
Если милый зазнается,
Сердце выболит до дна.

Я стояла у причала,
В Волге плавали язи,
На ту сторону кричала:
- Милый мой, перевези!

Волгу-речку не измерить,
В глубину не встать ногой,
Если любишь, надо верить,
Только так, мой дорогой!

Моторочка, моторка,
Не надо в берег бить.
Не надо зазнаваться,
Завлек - давай люби!

1962

Мать - земля моя русская

Мать - земля моя русская,
Ты такая просторная,
Ты такая могучая,
Никому не покорная.

Золотится твоя
Богатырская нивушка,
Ходит в жилах твоих
Молодецкая силушка.

Ты могучая,
Ты просторная,
Мать - земля моя
Непокорная.

Мать - земля моя русская,
Ты своими моторами
Разгуделась над всеми
Земными просторами,

Не сломалась под бурями,
Под свинцовыми ливнями,
Ты достойна высокого,
Доброго имени.

Ты могучая,
Ты просторная,
Мать - земли моя
Непокорная.

Мать - земля моя русская,
Трудовая, мозольная,
Ты веселая, грустная,
Удалая, раздольная.

За твоими курганами
Зори ясные плавятся.
Просчитаются недруги,
Если снова к нам явятся.

Ты могучая,
Ты просторная,
Мать - земля моя
Непокорная!

1963

Катя-крановщица

Нынче утром рано-рано
Под Могутовой горой
Два стальных могучих крана
Стали строить дом жилой.
На одном сидит Катюша,
Комсомолочка-герой,
На другом сидит Ванюша,
Крановщик передовой.

Глянет Ваня из кабины -
Сердце девичье дрожит,
В телогрейке Катерины
Тихо зеркальце лежит.
Вынет зеркальце, заглянет -
В нем знакомые черты.
Хорошо на сердце станет
От любви, от высоты.

Катя действует руками,
Правит краном и стрелой,
Говорит то с облаками,
То со всей родной землей.
Катя Волгу озирает,
Видит горы и утес,
Ветерок перебирает
Озорной вихор волос.

От Катюши у Ивана
Молодое сердце мрет.
Мирно трудятся два крана,
Словно в сказке, дом растет.
Душа поет строительная,
Города растут удивительные,
Волга пенится, Волга трудится,
Жизнь наладится, счастье сбудется.

1963

Дороженька степная

Дороженька степная,
И кто тебя торил?
Ах, вспомни, вспомни, милый,
Чего ты говорил!

Парит орел над степью,
Расправив два крыла,
И мы вот так летали,
Когда любовь была.

Но кто подрезал крылья
Влюбленности твоей?
Твое непостоянство,
Иль ветер-суховей?

Шумит степная верба,
Бежит река Урал.
У этого теченья
Меня ты обнимал.

Над глубиною черной
Вода воронки вьет.
У глубины вечерней
Меня никто не ждет.

Дороженька степная,
И кто тебя торил?
Ах, вспомни, вспомни, милый,
Чего ты говорил?

1963

Торопится, торопится

Внизу под горой
Волга протекает,
Своею волной
Сердце завлекает.

Торопится, торопится,
Торопится, торопится
Волга-матушка река,
Эх! Волга-матушку река.

Пойду на реку,
Освежусь волною,
Дружка завлеку,-
Дело молодое.

Мой друг бригадир,
А я комсомолка.
Когда нам гулять?
На полях уборка.

Трудись, не ленись,
А закончишь дело -
Пляши, веселись
И влюбляйся смело.

Торопится, торопится,
Торопится, торопится
Волга-матушка река,
Эх! Волга-матушка река.

1963

На Мамаевом кургане

На Мамаевом кургане тишина,
За Мамаевым курганом тишина,
В том кургане похоронена война,
В мирный берег тихо плещется волна.

Перед этою священной тишиной
Встала женщина с поникшей головой,
Что-то шепчет про себя седая мать,
Все надеется сыночка увидать.

Заросли степной травой глухие рвы,
Кто погиб, тот не поднимет головы.
Не придет, не скажет: "Мама! Я живой!
Не печалься, дорогая, я с тобой!"

Вот уж вечер волгоградский настает,
А старушка не уходит, сына ждет,
В мирный берег тихо плещется волна,
Разговаривает с матерью она.

1963

Я назову тебя зоренькой

Часто сижу я и думаю,
Как мне тебя величать?
Тихую, милую, скромную,
Как мне тебя называть?

Я назову тебя реченькой,
Только ты дальше теки,
Я назову тебя звездочкой,
Только ты дольше свети!

Я назову тебя зоренькой,
Только ты раньше вставай,
Я назову тебя солнышком,
Только везде успевай!

Я назову тебя радугой,
Только ты ярче гори,
Я назову тебя радостью,
Только ты дальше зови!

1963

Милая, прости меня,
От родных рябин
Я на море синее
Полечу один.

Ты оставь сомнение,
Знаю наперед:
Все мое волнение
Море заберет.

Все улыбки нежные,
Спящие во мне,
Я отдам безбрежному
Морю и волне.

Читайте также: