Воздушная схема вольво ф12

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 04.10.2024

Volvo F12: технические характеристики

Volvo F12: технические характеристики

Volvo F12 представляет собой семейство бескапотных грузовиков колёсных формул 4х2, 6х2 и 6х4, от компании Вольво Тракс, которое производилось с 1977-го по 199З-й год. Для своего времени это были очень прогрессивные автомобили, а главное – они были надёжными и долговечными. За что и получили заслуженное признание в Европе и ряде стран других континетнов. Кроме того, седельные тягачи Вольво F12 стали самой распространённой иномаркой в парке советского международного перевозчика-монополиста – «Совтрансавто».

Об истории грузовика F12 и родственных автомобилей Volvo серии F

Основные компоненты шасси и трансмиссия грузовиков F12 были в значительной степени основаны на автомобилях Volvo N-серии, которая быда запущена в серийное производство в 1973 году. В 1978 году на Вольво F12 впервые было применено передовое техническое решение: система Интеркулер – промежуточное охлаждения воздуха, идущего из турбонагнетателя в цилиндры. Она позволила увеличить КПД мотора, одновременно снизив токсичность выхлопных газов.

С 1983 года в семейство была добавлена «младшая» версия, с 320-сильным дизелем той же конструкции, но меньшего объёма. – Volvo F10. Индексы отражают объём установленного дизельного двигателя в литрах. Грузовики семейства F получили 2 серьёзных обновления в процессе их серийного производства. Первое – как раз в 1983 году, когда был коренным образом переработан и модернизирован салон автомобиля. Увеличились ветровое стекло, была применена более высокая крыша, в качестве дополнительной опции предложена покупателям просторная кабина «Глобетроттер». Линейка дизельных двигателей также получила модернизацию, но на их выходную мощность это не повлияло: она не изменилась.

Об истории грузовика F12 и родственных автомобилей Volvo серии F

Вторая большая модернизация произошла в 1987 году, когда в семейство F добавился также более мощный F16 с новым 6-ти цилиндровым рядным дизелем с 4-мя клапанами на каждый цилиндр. Тогда он стал самым мощным магистральным тягачом в Европе, с дизельным мотором рабочим объёмом в 16 литров, который выдавал мощность в 47О лошадиных сил. Этот грузовик топовой версии пришёлся ко двору везде, где требовались регулярные перевозки автопоездами большого веса, а также для специальных целей – к примеру, в качестве лесовозов. В 1987-м году серьёзно обновился дизайн кабины, в частности, четыре круглые фары на бампере были заменены на блок-фары.

В последние годы серийного производства грузовики Volvo F-12 появилась возможность оснащать, в качестве дополнительной опции, автоматическими коробками переключения передач. На выбор предлагалось 2 варианта –Powertronic, либо Geartronic.

Всего за период выпуска, с 1977-го по 1993-й годы, было произведено более двухсот тысяч грузовиков F-серии; в 1984 году, после модернизации 1983-го года, она была признана лучшим грузовиком в Европе, выиграв престижный конкурс International Truck of the Year 1984. Кроме седельных тягачей, на шасси Volvo F-12 делали и другие грузовики, в том числе самосвалы и разнообразную технику со спецнастройками. Но именно на магистральные тягачи приходится преобладающая доля выпущенных компанией «Вольво» автомашин серии F.

Volvo F12 в Советском Союзе

Государственная компания «Совтрансавто» была советским монополистом международных внешнеторговых перевозок. Обладая автопарком в 3,5 тысячи машин, компания осуществляла регулярные рейсы по всей Европе, а также многим азиатским странам. Работать в «Совтрансавто» было очень престижно. Устроиться туда водителем можно было лишь по блату, или имея пяти- и более- летний опыт внутрисоюзных дальнобойных перевозок, в сочетании с безупречной репутацией.

Volvo F12 в Советском Союзе

Изначально автопарк «Совтрансавто» состоял из МАЗов, но в 70-х годах в нём стали преобладать иномарки, главным образом – трёхосные грузовики Volvo F12 (с колёсной формулой 6х4). Вначале предполагалось, что жизненный цикл этих автомашин будет 6-8 лет, после прохождения которого, согласно контракту, они будут отправляться обратно в Швецию, для изучения специалистами Volvo. Но на деле оказалось, что проработав по 8 лет, Volvo F12 не вырабатывали ресурс, и возвращать обратно исправно работающую технику «Совтрансавто» не спешило.

Машины окупались в два раза быстрее запланированного срока и даже превышая пробег в 1 миллион километров продолжали курсировать на рейсах, не доставляя особенных хлопот. С запчастями проблем не было: с 1981 года в Союзе работал специализированный склад, а в 1983 году в Ленинграде был открыт и технический центр Вольво Тракс.

Volvo F12 в Советском Союзе-01

В 1989 году произошло знаменательное событие. В «Совтрансавто» была поставлена очередная партия из пятидесяти седельных тягачей Volvo F12, среди которых – юбилейный тысячный автомобиль, который компания «Вольво» продала в Советский Союз. На организованной по этому случаю торжественной церемонии президент Volvo International Ове Андерсcон вручил символический ключ от юбилейного грузовика техническому директору «Совтрансавто» Виктору Самохвалову.

Особенности конструкции

Трёхосные Volvo F12 выпускались с удлинённой и усиленной рамой, по сравнению с двухосниками. Визуально было заметно, что металл швеллера примерно в полтора раза толще, а также снабжён рядом дополнительных технологических вставок-усилителей на заклёпках и болтах. Такая рама, характерная для трёхосников, тем не менее встречается иногда и на двухосных грузовиках Вольво F12.

Подвески на Volvo F12 встречаются совершенно разные, трёх типов: полностью рессорные, полностью пневматические, комбинированные. Ни одна из них не имеет явных недостатков, слабых мест или преимуществ перед другой. Разумеется, более комфортной для водителя является воздушная система подвески. Она приближает уровень комфорта в кабине вплотную к «легковому». Однако за это удовольствие приходится платить: на грузовике с пневмоподвеской установлено восемь воздушных кранов – вместо двух (четырёхконтурного и управления прицепом) на машине с «рессоркой». А также 6 подушек подвески, 3 V-образные тяги, два стабилизатора поперечной устойчивости впереди и сзади и, соотвественно, много сайлент-блоков – всё это стоит денег.

Особенности конструкции

Рессорная подвеска не имеет всего этого оборудования: там все легко, просто и, соотвественно, «дёшево и сердито»: шприцевать один или два раза в месяц, и всё. На незагруженной машине с «рессоркой» ощущается явный дискомфорт: трясёт. Но на гружёном автомобиле разница при эксплуатации подвесок минимальна и особенно не различима, особенно на трёхоснике с опущенным мостом-«лентяем».

Двигатели Volvo F12

Грузовики Volvo F12 выпускались с двигателями различной мощности и за годы производства прошли через несколько модернизаций. Однако все они были дизельными, рядными, шестицилиндровыми, рабочим объёмом 12 литров, снабжёнными турбонаддувом, и все были моторами собственного производства компании Volvo. О надёжности и простоте конструкции/обслуживания рядной шестёрки «Вольво» недаром ходят легенды (типа беспроблемной эксплуатации по 3-4 млн км пробега). Этот дизель действительно показал себя невероятно надёжным и выносливым.

В списке этих модификаций – турбодизели

    • TD120 (мощность от 290 (213 кВт) до 330 л.с. (243 кВт), компрессия/степень сжатия – 14,2).
    • TD121 (мощность от 370 л.с. (272 кВт) до 385 л.с. (283 кВт), компрессия/степень сжатия – 14,2, максимальный крутящий момент – 1300 Н.м).
    • TD122 (мощность 396 л.с. (396 кВт), компрессия/степень сжатия – 16, максимальный крутящий момент – 1570 Н.м).
    • TD123 (мощность 356 л.с. (262 кВт) – TD123Е и 405 л.с. (298 кВт) – TD123ЕS, компрессия/степень сжатия – 17,8.

    Технический рабочий объём каждого из этих дизельных моторов составляет 11,98 литров, внутренний диаметр цилиндра – 130,18 мм, ход поршня – 150 мм, по 2 клапана на цилиндр. Система охлаждения – жидкостная. Тип привода ГРМ – OHV. Число оборотов при максимальной мощности – 1900 об/мин. Число оборотов при максимальном крутящем моменте – 1200 об/мин. Привод распредерительного вала осуществляется зубчатой шестернёй. Кол-во коренных опор – семь. Порядок зажигания и работы цилиндров: 1-5-З-6-2-4.

    Система промежуточного охлаждения воздуха, поступающего в цилиндры из турбонагнетателя, которой оснащались двигатели Вольво F12, стало удачным техническим нововведением Volvo Truck, позволяющим повысить коэффициент полезного действия силового агрегата. Ещё одна особенность – каждый цилиндр мотора имеет свою отдельную головку.


    В отличие от дизелей TD120, TD121 и TD122, которые шли с механическим управлением, более поздние (начало 1990-х годов) двигатели TD123 были уже оснащены электронным управлением. Водители Вольво F12, получившие опыт работы на автомобилях как с тем, так и с другим видом мотора, «голосуют» за старые модификации. Как за более простые в эксплуатации и ремонте.

    Они отличаются от более «продвинутых», прежде всего, механическим управлением топливным насосом высокого давления. Это простая конструкция из двух металлических тяг и пружины от педали акселератора до ТНВД – как на классических КамАЗах. Однажды морозной зимней у водителя на трассе внезапно провалилась педаль газа, и машина работала только на холостых. Подняв кабину, он увидел, что тяга и пружина с педали соскочили и потерялись. Он срезал в ближайших кустах ветку подходящей длины, достал из бардачка кусок проволоки, а из трусов – резинку и соорудил временную суррогатную тягу и пружину. Спустя десять минут уже ехал в тёплой кабине к месту назначения. С новым дизелем TD123 такой номер бы не прошёл. А ведь там тоже может случиться подобная поломка. В частности – сгореть реостат электронной педали газа либо испортиться один из многих проводов с «мозгов» на топливном насосе высокого давления.

    Поршневая группа у 120-122го двигателя также элементарна, проста и дешёва: простой шатун и поршень, все как на КамАЗе. 123й мотор же оборудован плавающим поршнем с подвижной частью, в которой находятся компрессионные и масляные кольца. Ремонт 123-го мотора по запчастям обходится, по опыту, практически в 2 раза дороже. ТНВД и распылители на более ранние модификации Volvo F12 также стоят значительно дешевле 123-го «собрата», как и ремонт топливной аппаратуры.

    Трансмиссия

    Двигатель работет в связке с механической коробкой передач, шестиступенчатой, модификации: SR1400, SR1700, SR2000. Некоторое (очень небольшое) количество автомобилей последних лет выпуска было выпущено с автоматическими коробками передач Volvo Powertronic и Geartronic – они предлагались в качестве дополнительной опции, на заказ. Сцепление на Volvo F12 установлено двухдискового типа.

    Кабина Вольво F12

    Кабина изначально у Volvo F12 была только одна – низкая «с кепкой», но уже с 1979-го года к ней добавились версии с завышенным потолком и просторная Globetrotter. За отдельную плату в кабину можно было установить систему кондиционирования воздуха, бак для воды, раковину, холодильник и плитку для приготовления пищи – элементы комфорта, которые в те годы даже для европейских дальнобойщиков были в диковинку.

    Кабина Вольво F12

    Как правило, все кабины магистральных тягачей Вольво F12 имеют в своём арсенале 2 спальных места. Одно из которых (верхнее) у многих водителей превращается из «спальника» в «хламовик». При этом сидеть на нижнем становиться неудобно. Поэтому некоторые «рукодельные» водители придумали снимать верхнее спальное место, а нижнее – немного приподнимать, используя ящик из досок, обшивая полученную тумбу, дабы прикрыть доски. В итоге данного творчества получался аккуратный ящик, в котором можно хранить всевозможное добро. А на диване – удобно сидеть с ногами, спущенными на шахту, в минуты отдыха. Шахту часто обшивали кожзаменителем (дермантином), что и аккуратно, и практично, в плане влажной уборки.

    Отзывы водителей о Volvo F12

    Отзывы водителей о грузовиках Вольво F12 – сугубо положительные. Их характеризуют как исключительно надёжные автомобили-труженики, крайне неприхотливые и ремонтопригодные в любых «полевых условиях». Некоторые водители даже сожалеют о том, что семейство F больше не выпускается, и таких простых и выносливых машин уже не будет никогда в принципе.

    Металл, из которого делали грузовики Volvo F12, – достойного качества. Он долгое время не имел коррозии вообще: даже сколы от камней и прочие мини-царапины на кабине Вольво совсем не зацветали ржавчиной, а сохраняли характерный цинково-серый цвет металла. Но потом, разумеется, годы начинают брать своё, и машина начинает ржаветь неостановимо. На многих машинах Volvo F12 рамка лобового стекла постепенно сгнивает от коррозии и начинает пропускать внутрь кабины воду. Особенно часто подобное встречается на высоких кабинах Globetrotter: в том месте, где колпак крыши переходит в угол рамки лобового стекла.

    Некоторые малоопытные, либо спешащие водители забывают поднимать решётку радиатора перед тем, как поднять кабину, в результате чего она сразу теряет свою нижнюю часть. И при опускании кабины (особенно в тёмное время суток) также приходится быть внимательным. Поскольку рычаг переключения коробки передач в этой модели остаётся на двигателе, а не поднимается вместе с кабиной, как, к примеру, на более новой Volvo FH, его легко согнуть либо вообщее поломать опускаемой кабиной. Кроме того, с этой особенностью машины связан и другой казус: опускать кабину лучше при заглушенном двигателе. Так как при неудачном раскладе можно задеть опускаемой кабиной рычаг КПП и непроизвольно включить скорость – и машина тронется с места без водителя.

    Неудачным решением шведских конструкторов называют расположение генератора. Он на в Вольво F12 находится в самом низу мотора, под насосом гидроусилителя руля. Практически вся грязь и вода с дороги, а также капли АТФ с подтекающего сальника ГУРа – всё это обдаёт «бедный» генератор. На последующих поколениях грузовиков инженеры Volvo уже приняли решение перенести генератор вверх.

    Отзывы водителей о Volvo F12

    Машина также хорошо изучена всеми отечественными грузовыми СТО. Разборки также всегда к услугам, б/у запчастей на данную модель в России и СНГ много. Автомашина очень неприхотлива к качеству дизельного топлива; её кабина тёплая и быстро прогреваемая. Автомобиль является очень «благодарным хозяину» за своевременный уход и ремонт: повторные поломки замененных агрегатов являются огромной редкостью.

    Отмечается также отличная проходимость трёхосного варианта Volvo F12. При поднятом заднем мосте-«ленивце» машина спокойно и без проблем проезжает по таким местам, куда на двухоснике путь заказан. При этом, в поднятом состоянии подвесной мост выполняет роль естественного противовеса и дополнительно надавливает на ведущую ось, сильнее прижимая её к поверхности грунта.

    Естественно, современные «потомки» F-серии – грузовики семейства FH – гораздо больше, мощнее, функциональнее и комфортнее своих предшественников. Однако, вместе с тем, они и гораздо затратнее в обслуживании и эксплуатации. А об автомобилях Вольво F12 водители отзываются с искренней теплотой – как о своём надёжном друге, помощнике и учителе.

    Стоимость подержанного грузовика Вольво F12

    Стоимость подержанного грузовика Вольво F12

    В наше время вряд ли можно советовать покупку Volvo F12. Несмотря на все достоинства, все до сих пор оставшиеся в строю машины уже старенькие, и найти достойный вариант тяжело. Поэтому модель подойдёт только многоопытному водителю, знающему толк в её устройстве и ремонте. Цена, которую просят за б/у Вольво F12, находится в диапазоне от 400 тысяч до 1 миллиона 400 тысяч рублей (за автомобили на ходу). Также Volvo F12 продаются на запчасти.

    Предохранители вольво fh12: электросхема

    Предохранители Вольво fh12: электросхема

    Отдельные предохранители на свет есть, их 6 штук под
    решетчатой крышкой на торце блока управления светом (под блоком
    предохранителей). Перегорают при серьезных замыканиях в проводке и
    фонарях. При этом меню диагностики блока управления светом будет код
    неисправности по питанию №1 и тд. В составе автопоезда в таком случае
    по диагонали не будут работать конкретные лампы. Если габариты не горят
    только на тягаче, то виновата скорее всего проводка или сами фонари.

    Предохранители Вольво fh12: электросхема

    VOLVO FH расположение всех блоков управления в кабине и обозначение SID

    Предохранители Вольво fh12: электросхема
    Предохранители Вольво fh12: электросхема

    Описание
    предохранителей с монтажного блока на 48штук

    1. VOLVO
      FH12.

    360 Реле, отбора мощности ингибитор ;14; (LD3) (LE4)

    1. VOLVO FH12 c двигателем D12A диагностические
      коды.
    2. КОДЫ
      НЕИСПРАВНОСТЕЙ VOLVO FL10, F12, F16 С ДВИГАТЕЛЯМИ TD122, TD123, TD103,
      TD163
    3. VOLVO FH12
      электрическая схема управления коробки передач Geartronic.

    VOLVO (Вольво) FH 12FH 16 LHD сервисный мануал по ремонту и электросхемы

    • Онлайн всего: 1
    • Гостей: 1
    • Пользователей:

    MANнаходящийся на сайте материал для ремонта грузовых автомобилей МАН25. MAN TGA Руководство по эксплуатации инструкция по применению

    26. ремонт механизмов отбора мощности автомобилей MAN Steyr AG27. ремонт коробки передач машин MAN фирмы 16 S 2221 TO ECOSPLIT, ZF,

    1. 30. расположение датчиков на двигателе MAN
    2. 31. Бортовой компьютер MAN TGA как читать ошибки
    3. 32. WABCO системы EBS D для прицепов, электросхемы
    4. 33. MAN TGA управления запуском стартера электросхема
    5. 34. диагностика MAN по блинк кодам SISCAS
    6. 35. ECAS MAN TGA флеш (блинк) коды,электросхема
    7. 36 MAN EDS MS5 электросхема и диагностические коды
    8. 37. MAN TG-A коды ошибок ZBR 2 и электрические схемы на русском языке
    9. 38. ощибки FMI MAN TGA
    10. 39 EDC7 Common-rail Коды неисправностей блоков управления двигателями MAN
    11. 40 Коды неисправностей бортового компьютера (ZBR) MAN TGA
    12. 41 Коды неисправностей автомобильного компьютера (FFR) MAN TGA,
    13. 42 Коды неисправностей блоков управления двигателями (EDC) MAN TGA

    VOLVO (Вольво) FH 12FH 16 LHD сервисный мануал по ремонту и электросхемы

    • распиновка монтажного блока,
    • расположение прокладки жгутов проводки,
    • расположение исполнительных устройств,

    распиновка всех штекерных соединений
    размер 3.3 мегабайта. страниц 132
    СКАЧАТЬ VOLVO FH12 FH16 1 версии электрическая схема. вот с таким блоком предохранителей Предохранители Вольво fh12: электросхема
    скрин страницы из электрической схемы Предохранители Вольво fh12: электросхема
    Предохранители Вольво fh12: электросхема

    1. VOLVO FH 12FH 16 LHD a service manual on repair and electroschemes
    2. description
    3. electric circuits of all knots,
    4. raspinovka of the assembly block,
    5. arrangement of laying of plaits of conducting,
    6. arrangement of actuation mechanisms and sensors,
    7. raspinovka of all shtekerny connections

    VOLVO FM, FH версии 2 предохранители и реле

    VOLVO FM,FH версии 2

    • FM9, FM12, FH12, FH16, NH12 VERSION 2
    • FM, FH CHID A610059–FM, FH CHID B411901–CHID B486535-CHID E735697-CHID CKD875563-
    • (Вольво ФМ,ФХ) обозначение

    предохранителей и реле грузового автомобиля

    Предохранители Вольво fh12: электросхема

    1. Предохранители
    2. F1 TPM (Контроль давления в шинах)
    3. F2 Фонарь багажного отделения
    4. F3 Освещение груза, фонарь освещения тягово-сцепного устройства
    5. F4 Выключатель зажигания, положение включения радиоприемника
    6. F5 Приборы (цепь 30)
    7. F6 Влагоотделитель
    8. F7 ECU автомобиля, иммобилайзер
    9. F8 Приборы, TPM (Контроль давления в шинах), тахограф
    10. F9 Блокираторы диапазона, зоны
    11. F10 Датчик оксидов азота NOx,
    12. F11 ECU селектора передач
    13. F12 ECU коробки передач/замедлитель
    14. F13 Очиститель ветрового стекла
    15. F14 Прикуриватель, фонарь центрального вещевого отделения
    16. F15 Подогреватель водоотделителя и слив воды из топлива
    17. F16 Механизм блокировки дифференциала, коробка отбора мощности
    18. F17 Управление LCM
    19. F18 Звуковой сигнал, электромагнитный клапан пневматического звукового сигнала
    20. F19 Система климат-контроля, шлюз FMS
    21. F20 Управление стояночным отопителем
    22. F21 Вентилятор системы климат-контроля
    23. F22 Освещение кабины
    24. F23 Пневматическая подвеска
    25. F24 Влагоотделитель, стояночный отопитель ADR, электроподогрев зеркал
    26. F25 Электропитание ABS/EBS прицепа
    27. F26 Блок предохранителей оборудования кузова (ME:3 B/MF:3 B)
    28. F27 Левый электроуправляемый стеклоподъемник, зеркала с электроподогревом
    29. F28 Электропитание ABS/EBS автомобиля
    30. F29 Кофеварка
    31. F30 Правый электроуправляемый стеклоподъемник
    32. F31 Главный предохранитель для предохранителей 95–97
    33. F32 Система климат-контроля ECC
    34. F33 Электро управляемый механизм опрокидывания кабины
    35. F34 Усилитель мощности
    36. F35 Электропривод сиденья
    37. F36 Цепь фонарей заднего хода прицепа
    38. F37 Dynafleet
    39. F38 Фонари подножек
    40. F39 Электропривод зеркал заднего вида
    41. F40 ECU двигателя, реле пускового подогрева двигателя
    42. F41 Электромагнитные клапаны двигателя, электрический топливо подкачивающий насос
    43. F42 Муфта вентилятора охлаждения
    44. F43 BBM (блок оборудования кузова), главный включатель с ручным управлением BBOX-EF

    F44 Преобразователь напряжения для радиоприемника, розетка 12 В

    • F45 Делитель напряжения для розетки 12 В
    • F46 Сигнальный маячок
    • F47 ACC
    • F48 Системы ABS/EBS, выключатель

    F49 Пневматическая подвеска

    1. F50 Телефон
    2. F51 Гидроуправляемый мост
    3. F52 Управляющая цепь пускового подогрева двигателя, реле положения включения радиоприемника
    4. F53 Светящийся знак
    5. F54 Dynafleet, шлюз FM
    • F55 Надувная подушка безопасности SRS, натяжитель ремня безопасности
    • F56 Свободно
    • F57 ECU селектора передач/замедлитель
    • F58 ADR, реле короткого замыкания D+
    • F59 Видеокамера заднего вида
    • F60 пневмо управляемый мост
    • F61 Кронштейн складного зеркала заднего вида,охранная сигнализация,
    • F62 Свободно-резервный
    • F63 Система Алколок
    • F64 Система оплаты дорожных сборов
    • F65 Система централизованной смазки
    1. F66 Люк в крыше
    2. F67 Лампы для чтения, плафоны спальной полки
    3. F68 Холодильник
    4. F69 Розетка 12 вольт прикуриватель

    F70 Электропитание ABS/EBS прицепа (цепь 15) ..

    • F71 Дополнительное оборудование
    • F72 Система регулировки уровня света фар
    • F73 Индикация подъема задка
    • F74 Омыватель фар высокого давления
    • F75 Сиденье с электроподогревом и электрической вентиляцией
    • F76 ADR, реле короткого замыкания D+
    • F89 Тахограф (1435)
    • F90 Преобразователь 12 В, ABS прицепа/информационный блок
    • F91 Тахограф, ADR
    • F93 Главный предохранитель для предохранителей 95–97
    • F94 Система AdBlue мочевина
    • F95 Система централизованного запирания дверей
    • F96 Охранная сигнализация
    • F97 Стояночный отопитель
    • FM1 Главный предохранитель пускового подогрева
    • FM2 Главный предохранитель подъемника тележки/дополнительного оборудования
    • FM3 Главный предохранитель кабины и шасси
    • FM4 Главный предохранитель LCM (Блок управления световыми приборами),

    Предохранители Вольво fh12: электросхема

    1. K1 Реле выключателя зажигания, положение включения радиоприемника
    2. K2 Реле EMS (Система управления двигателем)
    3. K3 Реле стартера
    4. K4 Реле, блок предохранителей оборудования кузова (цепь 15)
    5. K5 Реле, I-shift/Powertronic/Замедлитель
    6. K6 Реле вентилятора системы климат-контроля
    7. K7 Реле прерывистого режима работы стеклоочистителя
    8. K8 Реле блокиратора диапазона коробки передач
    9. K9 Реле освещения кабины
    10. K10 Реле освещения тягово-сцепного устройства, рабочего освещения
    11. K11 Реле пневматической подвески прицеп
    12. K13 Реле, управляемое генератором
    13. K14 Реле временной выдержки,подъемник тележки, A-ride
    14. K15 Реле временной выдержки,подъемник тележки, A-ride с ограничителем нагрузки на ось
    15. K16 Реле, подъемник тележки, A-ride с ограничителем нагрузки на ось
    16. K20 Реле короткого замыкания в цепи D+ (только автомобили ADR)
    17. K21 Реле электропривода сиденья
    18. K22 Реле вентилятора климат- контроля, 1-я скорость (стояночного отопителя) Реле вентилятора климат-контроля, 1-я скорость (стояночного отопителя)
    19. K23 Реле механизма опрокидывания кабины
    20. K24 Реле системы централизованной смазки
    21. K25 Реле светящегося знака
    22. K26A Реле складного рычага зеркала заднего вида, Япония
    23. K26B Реле складного рычага зеркала заднего вида, Япония
    24. K30 Реле сигнального маячка
    25. K35 Реле омывателя фар высокого давления
    26. K37 Реле стояночного фонаря
    27. K38 Реле, подготовка оборудования кузова, сменный кузов
    28. K39 Реле, подготовка оборудования кузова, освещение плуга снегоочистителя, прожекторы
    29. K40 Реле, подготовка оборудования кузова
    30. K41 Реле, подготовка оборудования кузова, сменный кузов
    31. K42 Реле, подготовка оборудования кузова, прожекторы
    32. K43 Реле, подготовка оборудования кузова, пуск снаружи
    33. K45 Реле, подготовка оборудования кузова, две скорости
    34. K48 Реле электропитания, пусковой подогрев двигателя
    35. K49 Реле электропитания, электродвигатель подъемника тележки
    36. K51 Реле электропитания, главный выключатель аккумуляторных батарей
    37. K54 Реле, 12 В ABS прицепа
    38. K58 Реле, ограничитель скорости, Volvo Link
    39. K59 Реле, останов двигателя, Volvo Link
    40. K60 Реле, запирание прицепа, Volvo Link
    41. K61 Реле, дополнительные фонари заднего хода, грузовой автомобиль .
    42. K63 Реле, ACC – Адаптивный круиз-контроль
    43. K64 Реле, управляемый вручную выключатель бортового электропитания BBOX-EF

    Предохранители Вольво fh12: электросхема

    Инструкции для ремонта грузовой техники

    чертеж монтажной схемы предохранителей и реле VOLVO FH12.FH16 первой версии вариант первый

    Предохранители

    • FI фары ближнего света левые,
    • F2 фары ближнего света правые,
    • F3 автономный отопитель эбешпехер,вебасто, радио,
    • F4 тормоз, фонари стоп сигнала,
    • F5, фонари заднего хода,лампа зарядки генератора,возбуждение генератора,
    • F6, внутреннее освещение, радио, центральный замок
    • F7 повороты сигнальные лампы,
    • F8, повороты сигнальные лампы,
    • F9 тахограф, часы, аварийка (аварийная сигнализация), освещение.
    • F10, кондиционер, двигатель вентилятора внутреннего отопления.
    • F11, автоматическая передача,трансмиссия,
    • F12, мотор дворников и омыватель лобового стекла
    • F13, омыватели фар головного света,
    • F14 прожектор,дополнительные фары,
    • F15 предварительный нагрев двигателя-свечи накаливания,
    • F16 прикуриватель,преобразователь,
    • F17, противотуманные фары передние,задние
    • F18 EDC блок управления двигателем,
    • F19 дальний свет, левая сторона,
    • F20, дальний свет правая сторона,
    • F21, 24 вольтовые розетки,прикроватная лампа освещения,
    • F22 нет ничего
    • F23, пневматическая подвеска подъем рамы,
    • F24 габариты левая сторона,
    • F25, прожектор
    • F26, стояночный свет прицепа левая сторона,
    • F27 кондиционер
    • F28, габариты правая сторона,
    • F29 EDC блок управления двигателем,
    • F30, стояночный свет прицепа правая сторона,
    • F31 Блокировка дифференциала, Механизм отбора мощности,
    • F32, сигнал звуковой,дополнительное оборудование,
    • F33 стеклопадъемник с водительской стороны
    • F34 центральный замок,стеклопадьемник с пассаж. стороны,
    • F35 ближний свет
    • F36 обогрев зеркала

    301 реле противотуманных фар

    1. 302 Реле освещение
    2. 305 Реле Фонари света заднего хода
    3. 308 Реле Лампы стоп-сигнала
    4. 309 Реле габариты
    5. 315 Реле стартера
    6. 375 Реле Фары дневного света, Генератор,

    Отдельные предохранители на свет есть, их 6 штук под решетчатой крышкой на торце блока управления светом(под блоком предохранителей).

    Перегорают при серьезных замыканиях в проводке и фонарях. При этом меню диагностики блока управления светом будет код неисправности по питанию №1 и тд. В составе автопоезда в таком случае по диагонали не будут работать конкретные лампы. Если габариты не горят только на тягаче, то виновата скорее всего проводка или сами фонари.

    В общем, схема внизу, с пивком разобраться одно удовольствие

    фото монтажного блока предохранителей и реле VOLVO FH12.FH16 первой версии вариант второй

    чертеж монтажной схемы предохранителей и реле VOLVO FH12.FH16 первой версии вариант первый

    • Предохранители на печатной платой электрического центра
    • FI Пневматическая подвеска / Hydralic боgielift (kl.DR)
    • F2 Диапазон, региональное ингибиторы, управления компрессора Подушка безопасности
    • F3 SRS, Иммобилайзер
    • F4 Центральный замок
    • F5 Внутреннее освещение, таймер Свет
    • F6 Тормозная трейлер
    • F7 Инструменты Делитель
    • F8 напряжения для Света

    F13 Эл. подогревом зеркал заднего вида. (HG4)

    F16 Fullbeam левая, fullbeam инд.

    F16 Fullbeam левая, fullbeam инд.

    Управления вентилятором F18 Охлаждение, подогрева

    F21 Инструменты, эл. с подогревом

    F22 DRL (день работает light/Dim-

    культурист Fusebox (kl.15). (XA9)

    F26 Блокировка дифференциала, механизма отбора мощности .. (LG6)

    Индикатор F28 Направление, Инструменты

    F29 Рог, электромагнитный клапан для Airhorn. (FA7)

    F30 Прикуриватель, центральная часть

    F35 Bedlamps, в багажнике. лампа,

    Индикатор F38 Направление, предупреждения об опасности

    F41 Эл. стеклоподъемник, пассажир

    F44 Реверс свет, реверс предупреждение

    F48 омыватель ветрового стекла и

    Реле на печатной платой электрического центра

    Пневмосистема вольво fh12 схема


    Компрессор 1 подает сжатый воздух через регулятор давления 2 в осушитель воздуха 3. Назначением автоматического регулятора является поддержание давления воздуха в пневмосистеме в заданных пределах, к примеру (7.2 – 8.1 бар). Осушитель удаляет из воздуха содержащаяся в нем влагу, которая выводится из системы через вентиляционный канал. Подготовленный воздух подводится к 4-х контурному защитному пневмоклапану 4, который препятствует снижению рабочего давления в тормозной системе при отказе в одном или нескольких контурах системы тормозов. Ресиверы (6 и 7) обеспечивают работу контуров первой и второй тормозной системы через тормозной кран 15. В контур 3 воздух поступает от ресивера 5 через автоматическую соединительную головку 11, кран управления тормозом прицепа 17, 2-х позиционный клапан (2-х ходовой), обратный клапан 13, кран включения стояночной тормозной системы 16 и ускорительный клапан 20 в камеру пружинного энергоаккумулятора пневмоцилиндра 19. Контур 4 предназначен для питания вспомогательных потребителей сжатого воздуха, например, моторного тормоза. В прицепную тормозную систему воздух подводится через соединительную головку 11 и шланг ресиверу. Затем, через магистральный воздушный фильтр 25 и тормозной кран прицепа 27 он поступает в ресивер 28 и далее к ускорительным клапанам ABS 38.

    Рабочая тормозная пневмосистема

    При открытии тормозного крана 15 через магнитный клапан АВ 5 39 воздух поступает в тормозную камеру 14 (передняя ось грузовика) и на автоматический регулятор тормозных усилий 18. Регулятор включается и направляет воздух в рабочую камеру пневмоцилиндров 19 через магнитный клапан 40. Давление в тормозных камерах, соответственно и усилие, необходимое для торможения, зависит от степени нажатия на педаль тормозного крана, а также от его загрузки автомобиля. При этом величина давления, регулируемая нагрузкой на грузовик, регулируется автоматическим регулятором тормозных усилий 18, который соединен с задней осью шарнирным соединением.

    При загрузке и разгрузке автомобиля изменяется расстояние между рамой и осью грузовика. Таким же образом осуществляется управление давлением в системе тормозного привода.

    Кроме автоматического регулятора тормозных усилий через магистраль управления приводится в действие клапан нулевой-полной нагрузки в тормозном кране грузовика. Так же и давление тормозной системе привода колес передней оси корректируется в зависимости от загрузки грузовика.

    Управление краном управления тормозами прицепа 17 осуществляется обоими рабочими контурами системы тормозов. При этом, сам кран осуществляет подачу воздуха через соединительную головку 12 и шланг на тормозной кран прицепа 27. При этом, начинается поступление сжатого воздуха от ресивера 28 через тормозной кран прицепа, кран растормаживания прицепа 32, пневмоклапан соотношения давлений 33 к автоматическому регулятору тормозных сил 34, а также к ускорительному клапану АВ 5 37. Регулятор же тормозных сил 34 управляет Ускорительным клапаном.

    Сжатый воздух поступает в тормозные пневматические камеры 29 передней оси автомобиля, а через регулятор тормозных сил 35 и при срабатывании ускорительных клапанов АВ 5 38 – к тормозным камерам 31. Давление в тормозной системе прицепа согласуется с давлением тормозной системы грузового автомобиля при помощи автоматических пневморегуляторов 34 и 35 тормозных сил и устанавливается таким, какое требуется для данной степени загрузки прицепа. Пневмоклапан 33 уменьшает величину давления на тормозных колодках для избегания блокировки колес передней оси в режиме притормаживания.

    Ускорительные клапаны АВ 5 в прицепе и магнитные клапаны АВ 5 в грузовом автомобиле управляют (создание, поддержание и сброс) величиной давления в тормозных камерах и включаются с помощью электронных блоков АВ 5 (36 или 41). Это управление осуществляется независимо от давления, создаваемого тормозными кранами грузового автомобиля или прицепа.

    В нерабочем состоянии (магниты обесточены) краны выполняют функцию ускорительных клапанов и служат только для быстрой подачи и сброса давления в тормозных камерах.

    Стояночная тормозная пневмосистема

    При изменении положения рычага тормозного крана с ручным управлением 16 полностью сбрасывается рабочее давление сжатого воздуха в пружинном энергоаккумуляторе пневмоцилиндра 19. В таком состоянии усилие на колесные тормозные механизмы, прилагается за счет сил упругости пружин пневмоцилиндров. Одновременно сбрасывается давление воздуха в магистрали на участке от тормозного крана 16 с ручным управлением до крана управления тормозом прицепа 17. При стоянке автопоезда удержание прицепа осуществляется путем подачи давления в управляющую магистраль. Так как, Директивы Совета Европейского Экономического Сообщества (ККЕС) включают требование, чтобы грузовой автопоезд (грузовой автомобиль и прицеп) мог удерживаться на месте только за счет тормозной системы автомобиля, то в тормозной системе прицепа можно сбросить давление переводом рычага тормозного крана с ручным управлением в «Положение контроля». Это позволяет проверить, отвечает ли стояночная тормозная система автопоезда требованиям ККЕО.

    Вспомогательная тормозная система

    При отказе рабочих тормозных контуров 1 и 2 автопоезда можно затормозить с помощью пружинных энергоаккумуляторов пневмоцилиндров 19. Усилие на торможение, необходимое для тормозных механизмов колес, создается, как уже указывалось в разделе «Стояночная тормозная система», за счет силы упругости предварительно сжатых пружин энергоаккумуляторов пневмоцилиндров 19. При этом, давление в пневмоцилиндрах сбрасывается не полностью, а только до уровня, необходимого для создания требуемого усилия торможения.

    Торможение прицепа в автоматическом режиме (экстренное торможение)

    В случае разрыва давление в магистрали мгновенно падает до атмосферного. В результате этого срабатывает тормозной кран 27 и начинается процесс экстренного торможения. При срабатывании рабочей тормозной системы встроенный в клапан управления тормозом прицепа 17, двухходовой двухпозиционный клапан перекрывает проходное сечение в направлении соединительной головки 11 магистрали снабжения сжатым воздухом. Таким образом, разрыв магистрали управления тормозной системы вызовет быстрое падение рабочего давления и в течение законодательно регламентированного времени (не более двух секунд) сработает тормозной кран прицепа 27. Начнется автоматическое торможение. При этом, обратный клапан 13 предотвращает случайное срабатывание стояночной тормозной системы при падении давления в магистрали подачи сжатого воздуха к тормозной системе прицепа.

    Компоненты блока АВ 5

    Как правило, в оборудование европейского грузовика входит: три контрольными лампы текущего контроля системы, реле, инфомодуль и розетка АВ5 (24В). После включения зажигания загорается контрольная лампа желтого цвета, если автомобиль с прицепом без системы АВ 5 или питающий кабель разорван. Контрольная лампа красного цвета гаснет, если автомобиль набрал скорость более семи кмч и блок АВ5 не обнаружил неисправности в системе.

    Тормозная система Volvo FH

    Топливная система VOLVO FH12

    Принцип работы пневматической тормозной системы WABCO ABS

    Тормозной механизм Volvo FH12. Ремонт

    Пневматическая тормозная система

    Коды неисправностей, поиск неисправностей, электрические схемы Volvo FH / FM. Том 3

    Ремонт электрики,замена цилиндра горного тормоза на Вольво FH

    Volvo FH-12. топливная система SCR AdBlue. (2)

    Кран управления пневмоподвеской


    Недавно фирма Volvo начала предлагать модернизированную чашку опоры, в которой вместо капроновых втулок использованы игольчатые подшипники. Однако касательно этого предложения у механиков фирмы снова возникло несколько замечаний. Во-первых, новую чашку опять же возможно установить на старое место только в сборе и стоит она уже около 9000 руб. Во-вторых, инженеры ввели в узел дополнительные гайки для центровки и затяжки подшипников, что усложняет конструкцию. В-третьих, выточка на торце вала, доставляющая столько хлопот, осталась без изменений. Другая сложность еще и в том, что из-за введения измененного узла запчасти на прежнюю, более простую и дешевую, чашку в Россию теперь поставляются только на заказ.

    Грузовики оснащены шестицилиндровым 12-литровым турбодизелем. Рядный 24-клапанный мотор оснащен насос-форсунками с электронным управлением, а также фирменным вольвовским моторным тормозом VEB (Volvo Engine Brake). На части машин этот двигатель развивает 380 л.с., на других грузовиках мотор за счет изменений в программе управления выдает уже 420 «лошадей». В отношении рабочих характеристик претензий нет: моторы очень тяговиты, расход топлива умерен, шумы и вибрации незначительны.

    Принцип же работы декомпрессионного моторного тормоза состоит в том, что тормозное усилие развивается на такте сжатия. Перед началом такта сжатия, когда поршень находится в нижней мертвой точке, на короткое время приоткрываются выпускные клапаны и в цилиндр попадают отработанные газы из выпускного коллектора, находящиеся там под высоким давлением из-за закрытой заслонки горного тормоза. Давление в цилиндре поднимается и в такте сжатия поршню приходится затрачивать дополнительную энергию для преодоления избыточного давления в цилиндре.

    Также отметим особенность подшипников передних ступиц. Смазываются эти подшипники обычным моторным маслом, а сама пробка для контроля и заливки масла сделана из пластмассы. После нескольких процедур отворачивания/заворачивания уплотнительное резиновое кольцо на пробке уже не обеспечивает должной герметичности, так что из-под пробки начинает подтекать масло. Кроме этого, при откручивании у пробки часто ломается слабый пластмассовый бортик. Фирма Volvo учла это нарекание и теперь предлагает для своих грузовиков более надежные латунные пробки с шестигранной головкой под гаечный ключ. (Масло в передних ступицах не требует плановой замены и меняется только в случае ремонта узла. Пробки для контроля и заливки масла не предназначены для многократного использования, так как срок службы их соответствует сроку службы всего узла).

    Пневмосистема шведского тягача также заслуживает отдельной главы. Начнем с того, что компрессор создает в основных ресиверах давление 12 ат, тогда как у грузовиков других марок более распространен вариант давления 8 ат. При подаче же воздуха в контуры тормозной системы специальные отсекающие клапаны понижают давление с 12 до 8 ат. Если в воздушной системе скапливается много влаги, эти клапаны могут выйти из строя (один новый клапан стоит $100). Кстати, момент прорыва давления можно увидеть по двум манометрам, которые показывают нормальное давление (8 ат) в контурах рабочей тормозной системы. В случае отказа вышеназванных клапанов стрелки этих манометров просто зашкаливает.

    Заметим, что на панели приборов стоит еще один, третий манометр, показывающий максимальное давление в основных ресиверах. От ресиверов к манометру идет пластиковый шланг, который часто не выдерживает нагрузки и начинает «травить» воздух в месте соединения с датчиком давления. Воздух уходит так, что при выключенном двигателе давление в воздушной системе падает на глазах. Теоретически соединение шланг/манометр неразборное, так что старый датчик давления просто откусывается от шланга и заменяется новым манометром. Но выкладывать около 4700 руб. за такую детальку рука не поднимается, поэтому на фирме приспособились этот узел разбирать и чинить.

    Двухцилиндровый воздушный компрессор со временем «заболевает» течью масла из-под прокладки головки блока и течью охлаждающей жидкости. Для устранения неполадки требуются два ремкомплекта прокладок. Первый, устраняющий течь масла, стоит около 4000 руб. Второй комплект, устраняющий течь охлаждающей жидкости, стоит уже $300. Дороговизна последнего комплекта объясняется тем, что текущая прокладка стоит внутри пакета с клапанами и такой «бутерброд» меняется целиком.

    Еще одна неприятность в том, что в случае проблем с прокладками компрессор начинает попутно «гнать» масло и охлаждающую жидкость в воздушную систему. Это видно при сливе конденсата, когда из ресиверов идет вода вперемежку с маслом и охлаждающей жидкостью. Если такую водно-масляную суспензию не сливать, она начинает циркулировать по всей системе, попутно выводя из строя главный тормозной кран под педалью, регулятор тормозных сил, уровня пневмоподвески и так далее.

    Рекомендация здесь одна: следить за компрессором, вовремя делать ему профилактический ремонт, а также регулярно сливать конденсат из ресиверов, что не только является хорошей профилактикой, но и позволит вовремя заметить неисправности. (Золотые слова).

    Схема подвески традиционна: рессоры спереди, пневмобаллоны сзади плюс стабилизаторы поперечной устойчивости спереди и сзади. Со стабилизаторами поперечной устойчивости наблюдается следующая ситуация. Жесткие втулки, бывает, начинают «выедать» металл на самой штанге стабилизатора. В итоге получается люфт. Установка новой втулки в этом случае помогает ненадолго и менять ее приходится уже через три месяца. Комплект из четырех задних втулок стоит около 2500 руб. (При своевременной замене втулок «выедания» металла не происходит. Необходимо следить за износом втулок).

    Резьбовые втулки рессор согласно требованиям производителя необходимо смазывать с учетом условий эксплуатации (см. выше). Если забыть это сделать или если из-за забитых пресс-масленок смазка не доходит до «места назначения», узел начинает работать «всухую», усиленно изнашиваясь. К сожалению, на фирме у одной машины этот процесс запустили так, что из-за большого зазора в изношенной втулке передний мост начал «гулять».

    От продольных перемещений задний мост удерживается реактивными тягами. Верхняя треугольная тяга имеет резинометаллический шарнир, установленный на картере моста. В принципе узел довольно надежен, но на наших дорогах нередко выходит из строя из-за качества дорог и перегруза автопоезда. Причем на машине, стоящей на ровной поверхности, дефект иногда визуально незаметен. Чтобы увидеть дефект, задний мост надо поднять либо опустить. Первый шарнир на фирме заменили при пробеге машины в 210 тыс. км. Запчасть из Германии стоит 2000 руб., оригинал дороже в два раза. Приходится брать то, что подешевле.

    Редакция благодарит фирму «ИнтертрансФорд», и российское представительство Volvo Trucks за помощь в подготовке материала.Александр ЕВДОКИМОВ

    Читайте также: