Воздушная система маз 5516 схема

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 05.10.2024

6.1.1. Тормозные системы. Устройство. Пневматический тормозной привод

Принципиальные схемы пневматического тормозного привода автомобилей МАЗ-64227 и МАЗ-54322 показаны на рис.95 и 96.
Питающая часть пневмопривода тормозов состоит из компрессора 1 (см.рис. 95), влагоотделителя 2, регулятора давления 3, конденсационного ресивера 4, двойного защитного клапана 5 и соединяющих их трубопроводов и арматуры. При работе двигателя сжатый воздух из компрессора поступает через влагоотделитель 2, регулятор давления 3 в конденсационный ресивер 4 и далее через двойной защитный клапан 5 в ресиверы 8 и 9. Одновременно из компрессора сжатый воздух через одинарный защитный клапан 7 поступает в ресивер 10, к которому подключены дополнительные потребители: привод механизма вспомогательного тормоза, усилитель сцепления и др.
При достижении давления в системе 8 кгс/см² срабатывает регулятор давления, и дальнейшее поступление воздуха в систему прекращается - происходит разгрузка компрессора в атмосферу. Одновременно с регулятором давления срабатывает влагоотделитель, выбрасывая в атмосферу скопившийся в нём конденсат.
В пневматический тормозной привод входят следующие независимые пневмоконтуры:
· тормозных механизмов колёс переднего моста;
· тормозных механизмов колёс заднего и среднего мостов;
· механизма стояночного (запасного) тормоза;
· тормозных механизмов полуприцепа;
· механизма вспомогательного тормоза и других потребителей сжатого воздуха.
На всех редукционных ресиверах устанавливаются краны слива конденсата 30. Кроме того, в пневмосистему включены пневмоэлектрические датчики 27, связанные с соответствующими лампами на щитке приборов, которые включаются при уменьшении давления в том или ином контуре ниже 5,6кгс/см², а также датчики 29, связанные с манометрами, установленными на щитке приборов.
Пневмопривод рабочих тормозов работает следующим образом. При нажатии на тормозную педаль срабатывает тормозной кран 18. Сжатый воздух из ресивера 8 через нижнюю секцию крана поступает в тормозные камеры 22, которые приводят в действие тормозные механизмы колёс передней оси. Из верхней секции тормозного крана через регулятор тормозных сил 20 воздух
подаётся в управляющую магистраль ускорительного клапана 19, в результате чего последний пропускает сжатый воздух из ресиверов 9 в тормозные камеры колёс заднего и среднего мостов.
Одновременно через двухмагистральный клапан 23 воздух поступает в управляющую магистраль ускорительного клапана 19а, который перепускает сжатый воздух из ресивера в полости энергоаккумуляторов 21, исключая возможное двойное воздействие на колёсные тормозные механизмы (от рабочей и стояночной систем).
Тормозной кран, регулятор тормозных сил и ускорительный клапан имеют следящее устройство, т. е. в тормозные камеры поступает сжатый воздух, давление которого зависит от величины перемещения тормозной педали. Кроме того, регулятор тормозных сил учитывает нагрузку на заднюю подвеску и в зависимости от неё пропускает определенное давление в управляющую полость ускорительного клапана 19. При полной нагрузке на заднюю подвеску в тормозные камеры поступает полное давление, определяемое тормозным краном 18. При растормаживании воздух из передних тормозных камер, регулятора тормозных сил и управляющей полости ускорительного клапана 19 выходит в атмосферу через тормозной кран, и из задних тормозных камер - через ускорительный клапан 19а.
Во время торможения сжатый воздух из магистралей привода передних и задних тормозных механизмов поступает к клапану 15 управления тормозами полуприцепа с двухпроводным приводом, в результате чего клапан срабатывает, и воздух из ресиверов 8 и 9 через одинарные защитные клапаны 7 и обратный клапан 14 поступает в магистраль полуприцепа.
При сцепке тягача с полуприцепом с однопроводным тормозным приводом сжатый воздух через клапан 16 управления тормозами полуприцепа с однопроводным приводом и соединительную головку поступает к воздухораспределителю полуприцепа и в его воздушный ресивер.
При торможении воздух выпускается из соединительной магистрали через клапан 16 и происходит затормаживание полуприцепа.
При сцепке тягача с полуприцепом с двухпроводным тормозным приводом используются соединительные головки 25 магистрали питания и управления.
Пневмопривод стояночного и запасного тормоза работает следующим образом. Сжатый воздух из ресиверов 8 и 9 через одинарные защитные клапаны 7 и обратный клапан 14 поступает к крану 17 управления стояночным тормозом, от которого через двухмагистральный клапан 28 поступает в управляющую магистраль ускорительного клапана 19а, в результате чего последний пропускает сжатый воздух из ресиверов 8 и 9 в цилиндры энергоаккумуляторов тормозных камер 21.
При торможении стояночным тормозом (рукоятка крана 17 установлена в заднее фиксированное положение) воздух из управляющей магистрали ускорительного клапана 19а выходит в атмосферу. При этом воздух из цилиндров энергоаккумуляторов тормозных камер 21 через атмосферный вывод ускорительного клапана выходит в атмосферу. Пружины, разжимаясь, приводят в действие тормозные механизмы заднего моста.
Одновременно кран 17 включает клапан 15 управления тормозами полуприцепа с двухпроводным приводом, обеспечивая при этом торможение полуприцепа.
В случае аварийного падения давления в контуре привода стояночного тормоза пружинные энергоаккумоляторы срабатывают и автомобиль затормаживается.
В этом случае для растормаживания автомобиля необходимо вывернуть болты 8 (см.рис.92) на всех тормозных камерах 21 (см.рис.95).
Кран управления стояночным тормозом имеет следящее устройство, которое позволяет притормаживать автомобиль (запасной тормозной системой) с интенсивностью, зависящей от положения рукоятки крана.
Пневмопривод вспомогательной тормозной системы работает следующим образом. При нажатии на кран 11 управления вспомогательным тормозом сжатый воздух поступает в пневмоцилиндр 13 управления тормозом. Шток цилиндра, связанный с рычагом заслонки вспомогательного тормоза, поворачивает заслонку, и она перекрывает приемную трубу глушителя. Одновременно сжатый воздух поступает в цилиндр 12, шток которого перемещает скобу останова двигателя, прекращая тем самым подачу топлива.
Рассмотрение агрегатов и аппаратуры пневматического тормозного привода производится в последующих разделах.

Воздушная система маз 5516 схема

ЗАПЧАСТИ И СБОРОЧНЫЕ ДЕТАЛИ

СПЕЦТЕХНИКА НА БАЗЕ УРАЛ, МАЗ, КАМАЗ ____________________



Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238

Комплектующие детали тормозной системы Маз-5516, 5440

Автомобили Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 оборудованы рабочей, стояночной, запасной и вспомогательной тормозными системами, а также приборами для подключения тормозной системы полуприцепа с двухпроводным пневматическим приводом и выводами для питания других потребителей сжатым воздухом.

Рабочая тормозная система Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 воздействует на тормозные механизмы всех колес автомобиля. Привод механизмов пневматический с раздельным торможением передних и задних колес.

В приводе тормозных механизмов установлены электропневматические модуляторы давления антиблокировочной системы (АБС) тормозов.

Стояночная и запасная тормозные системы автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 воздействуют на тормозные механизмы среднего и заднего мостов, которые приводятся в действие с помощью тормозных камер с пружинными энергоаккумуляторами (рисунок 25). Управление осуществляется с помощью крана в кабине водителя.

Стояночная тормозная система выполняет также функции запасной. Она предназначена для торможения автомобиля в случае полного или частичного отказа рабочей тормозной системы.

При включении стояночной тормозной системы рукоятка крана управления устанавливается (поворотом) в крайнее фиксированное положение. Сжатый воздух, сжимающий силовые пружины энергоаккумуляторов, выходит в атмосферу и пружины приводят в действие тормозные механизмы.

При включении запасной тормозной системы автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 рукоятка крана управления стояночным тормозом удерживается в любом промежуточном нефиксированном положении.

С увеличением угла поворота рукоятки интенсивность торможения увеличивается за счет снижения давления воздуха, сжимающего пружины энергоаккумуляторов.

Вспомогательная тормозная система воздействует на трансмиссию автомобиля путем создания противодавления в системе выпуска газов с помощью дроссельной заслонки с пневматическим приводом. Она предназначена для притормаживания автомобиля на затяжных спусках горных дорог.

Автомобиль Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 оборудован системой ограничения скорости движения, состоящей из цилиндра 15 (рисунок 27) и пропорционального клапана 14, а также противобуксовочной системой, состоящей из электропневматического клапана и двух двухмагистральных клапанов.

Управление этими системами - электронное. Воздух на цилиндр ограничения подачи топлива подается через пропорциональный клапан, который управляется электронной противобуксовочной системой и системой ограничения скорости.

При торможении автомобиля-тягача рабочей или стояночной (запасной) системами происходит одновременное торможение полуприцепа (прицепа).


Рис.25. Тормозная камера автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 с пружинным энергоаккумулятором

1.7- пружины; 2 - диск. 3 - диафрагма; 4 - толкатель. 5 - цилиндр; 6 - поршень; 8 - болт; 9 подпятник;10 - шток

Тормозные механизмы автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329

Тормозные механизмы автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 барабанного типа с двумя внутренними колодками и легкосъемным тормозным барабаном.

В тормозных колодках (напротив зацепов стяжной пружины) выполнены специальные отверстия для обеспечения снятия пружины при замене тормозных колодок (накладок).

На автомобилях Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 установлен регулировочный рычаг со встроенным автоматическим регулятором зазора (рисунок 26).

Тормозные камеры диафрагменные, предназначены для приведения в действие тормозных механизмов передних колес автомобиля при включении рабочей тормозной системы.

Тормозные камеры автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 с пружинными энергоаккумуляторами (рис.25) предназначены для приведения в действие тормозных механизмов колес заднего и среднего мостов при включении рабочей, стояночной и запасной тормозных систем.

При включении рабочей тормозной системы тормозные механизмы приводятся в действие штоками 10 диафрагменных тормозных камер, устройство и принцип работы которых практически не отличается от передних тормозных камер.

При включении стояночной тормозной системы сжатый воздух выпускается из полости под поршнем 6, который под действием силовой пружины 7 движется вниз и перемещает толкатель 4, последний через подпятник 9 воздействует на диафрагму 3 и шток 10 тормозной камеры, в результате чего происходит торможение автомобиля.

При выключении стояночной тормозной системы автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 сжатый воздух подается под поршень 6, который вместе с толкателем перемещается вверх, сжимая пружину и давая возможней и, штоку тормозной камеры под действием возвратной пружины 1 вернуться в исходное положение.

При торможении запасной системой воздух из цилиндров энергоаккумуляторов выпускается частично, в меру необходимой эффективности торможения автомобиля, что соответствует промежуточным положениям рукоятки крана управления.

Таким образом, от величины угла поворота рукоятки крана зависит эффективность торможения.


Рис.26 - Регулировочный рычаг тормоза Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329

1 - корпус; 2 - толкатель, 3 - полумуфта подвижная; 4 -полумуфта неподвижная; 5 - пружина; 6 - заглушка; 7 - вал - червяк; 8, 9, 10 - уплотнительные кольца; 11 - винт; 12 -крышка; 13 - поводок 14 - управляющее кольцо; 15 - шестерня;

Пневматический тормозной привод автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329

Принципиальная схема пневмопривода тормозной системы показана на рисунках ниже.

Регулировка рабочего тормоза автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329

Исходное положение педали тормоза (размер 245 мм), регулируется болтом 6 путем вворачивания или выворачивания последнего. При этом болт 6 должен касаться своим торием щитка педалей.

Свободный ход педали тормоза (3+1J мм регулируется штоком 4 - путем вращения за шестигранник толкателя 2 при отпущенной контргайке 3.

Уход за пневматическим приводом тормозов автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329

При обслуживании пневматического привода тормозов автомобиля Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 необходимо следить прежде всего, следите за герметичностью системы в целом и ее отдельных элементов.

Особое внимание следует обращать на герметичность соединений трубопроводов и гибких шлангов и места присоединения шлангов, так как здесь чаще всего возникают утечки сжатого воздуха.

Места сильной утечки воздуха определяются на слух, а места слабой утечки - с помощью мыльной эмульсии. Утечка воздуха из соединений трубопроводов устраняется подтяжкой или заменой отдельных элементов соединений.

Утечка устраняется подтяжкой соединительных гаек моментом: для трубопроводов, диаметром 6 мм - 9,8 - 12,3 Нм (1 - 1,25 кг/см), 10 мм -21,6-27,5 Нм (2,2 - 2,8 кг/см); 15 мм - 49 - 60,8Нм (5 - 6,2 кг/см).

Если после подтяжки утечка не устраняется, необходимо заменить резиновые уплотнительные кольца.

Во избежание поломки присоединительных бобышек на тормозных аппаратах момент затяжки штуцеров, пробок, гаек и др. арматуры не должен превышать 30 -50 Нм (3 - 5кг/см).

Проверку герметичности следует проводить при номинальном давлении в пневмоприводе 588кПа (6,0 кгс/см2), включенных потребителях сжатого воздуха и неработающем компрессоре.

Падение давления от номинального в воздушных баллонах не должно превышать 30 кПа (0,3 кгс/см2) в течение 30 мин., при свободном положении органов управления привода и в течение 15 мин. при включенном.

Уход и обслуживание камер с пружинными энергоаккумуляторами автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 заключается в периодическом осмотре, очистке от грязи, проверке герметичности и работы тормозных камер, подтяжке гаек крепления к кронштейну.

Момент затяжки должен быть 177 - 196 Нм (18 - 20 кг/см) для пружинных энергоаккумуляторов и 108 - 137 Нм (10,8 - 13,7 кг/см) для передних тормозных камер.

Проверку пружинно - пневматических тормозных камер на герметичность проводите при наличии сжатого воздуха в контуре привода аварийного или стояночного тормоза и в контуре привода тормозов задней тележки.

Для проверки аварийного или стояночного тормоза автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 на герметичность оттормозите стояночный тормоз автомобиля. При этом цилиндры наполнятся сжатым воздухом. Затем определите утечку воздуха.

Наличие утечки воздуха указывает на повреждение уплотнительных элементов цилиндра. В этом случае замените цилиндры с тормозными камерами.

Рис.27. Схема пневмопривода тормозов автомобиля Маз 6х4 с рессорной подвеской (двигателя ЯМЗ).

Рис.28. Схема пневмопривода тормозов автомобиля Маз 4x2 с рессорной подвеской (двигатель ЯМЗ).


Рис.29. Схема пневмопривода тормозов автомобиля Маз 6х4 с пневмоподвеской (двигателя ЯМЗ).


Рис.30. Схема пневмопривода тормозов автомобиля Маз 4x2 с пневмоподвеской (двигатель ЯМЗ).


Рис.31. Схема пневмопривода тормозов автомобиля Маз с двигателем MAN или Дойц.

Рисунок 27-31. Схема пневмопривода тормозов автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329

1 - компрессор: 2 - регулятор давления с адсорбером; 3 - ресивер регенерации: 4 - клапан четырехконтурный; 5 - буксирный клапан; 6 - ресивер потребителей; 7 - ресивер переднего контура; 8 - ресивер заднего контура; 9 - ресивер стояночного контура; 10 - кнопка моторного тормоза; 11 - ЭПК противоугонной системы и моторного тормоза; 12 - пневмоцилиндр заслонки моторного тормоза; 11 - пневмоцилиндр ограничения подачи топлива; 14 - клапан ограничения скорости; 15 - пневмоцилиндр ограничения скорости; 16 - кран тормозной; 17 - модулятор АБС переднего контура; 18 - камера тормозная передняя: 19 - модулятор АБС заднего контура; 20 - камера тормозная с пружинным энергоаккумулятором; 21 - регулятор тормозных сил со встроенным ускорительным клапаном; 22 - клапан двухмагистральный; 23 - клапан ПБС; 24 - клапан управления тормозами прицепа; 25 - головка соединительная управляющая (желтая крышка); 26 - головка соединительная питающая (красная крышка); 27 - кран стояночной тормозной системы; 28 - клапан обратный; 29 - клапан ускорительный стояночной тормозной системы; 30 - клапан контрольного вывода; 31 - блок датчиков; 32 - клапан слива конденсата; 33 - датчик включения моторного тормоза; 34 - клапан ускорительный рабочей тормозной системы; 35 - цилиндр системы энергосбережения двигателя; 36 - регулятор тормозных сил без встроенного ускорительного клапана.

Пневматический привод тормозов автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 скомплектован из пневматических приборов, которые не нуждаются в специальном обслуживании и регулировке.

Герметичность соединения во многом зависит от правильного центрирования поршня соединительной головки тягача в уплотнительной манжете соединительной головки прицепа (полуприцепа).

Проверку герметичности соединительных головок проводите при сцепке автомобилях полуприцепом последовательно в заторможенном и отторможенном положениях.

В пневматическом приводе тормозов автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 применен регулятор давления, объединенный с адсорбционным осушителем сжатого воздуха.

Замена фильтрующего элемента (патрона) осушителя сжатого воздуха производится по мере необходимости, когда в ресиверах пневмосистемы обнаруживается наличие конденсата.

В зависимости от условий эксплуатации и технического состояния приборов пневмопривода периодичность замены может составлять от одного до двух лет.

Поэтому периодически следует проверять наличие конденсата в ресиверах тормозной системы. При спуске конденсата из баллонов во избежание забрызгивания рук необходимо пользоваться крючком, изготовленным из проволоки.

Замену фильтрующего элемента (патрона) осушителя сжатого воздуха Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 производить в следующем порядке:

- очистить поверхность осушителя от грязи;

- ослабить резьбовое соединение нагнетательного трубопровода от компрессора (подвод 1) и выпустить из него воздух;

- отвернуть патрон вращением против часовой стрелки;

- протереть внутри корпус осушителя, не допускается при этом попадания грязи в обратный клапан;

- установить новый патрон, для осушителя Вабко № 432410 020 2, для осушителя КНОРР № II 17793 или 1140100 F. (для осушителя БелОМО - ремкомплскт 8673.00.00.000 - 01 или патрон Вабко или КНОРР ), слегка смазав маслом уплотняющую прокладку; - затянуть патрон рукой (моментом не более 15 Нм).

Уход за колесными тормозами Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 заключается в периодической замене тормозных накладок по мере их износа. Степень износа накладок можно контролировать через смотровые отверстия в щитках.

На торцах накладок имеется линия предельного износа, позволяющая визуально определять необходимость их замены.

Если замена накладок производилась со снятием ступицы колеса, то после установки ее необходимо нажать отверткой или другим аналогичным предметом на торец колесного датчика АБС и привести его в соприкосновение с индуктором (зубчатым венцом), после чего провернуть ступицу на 2 - 3 оборота.

Зазоры между накладками и барабаном регулируются автоматическим регулировочным рычагом, работа которого во многом зависит от правильной его установки.

Ход штоков тормозных камер должен быть в пределах 38 - 44 мм (при подаче максимального давления). После замены накладок, а также при замене регулировочного рычага или тормозной камеры необходимо отрегулировать ход штоков тормозных камер.

Регулировка ход штоков тормозных камер Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329:

- установить регулировочный рычаг на вал разжимного кулака так. чтобы расстояние от вилки тормозной камеры до рычага было 20 - 80 мм. При этом рычаг должен располагаться заглушкой вперед по ходу штока тормозной камеры при торможении, а шестигранным концом вала - червяка к тормозной камере (при замене на заднем мосту тормозные камеры с пружинными энергоаккумуляторами должны быть расторможены);

- вращая шестигранный конец вала - червяка против часовой стрелки, при этом должны ощущаться щелчки муфты обратного хода, совместить отверстия вилки штока камеры и рычага и соединить рычаг с вилкой пальцем. При этом вал разжимного кулака должен оставаться в исходном положении под действием стяжной пружины колодок;

- повернуть поводок рычага до упора (в сторону вращения рычага при торможении), и закрепить в этом положении фиксатор;

Уход за регулировочным рычагом (рисунок 26) заключается в периодической его смазке через пресс - масленку 18 до выхода смазки из предохранительного клапана 19.

При снятии тормозного барабана Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 для увеличения зазора между тормозными колодками и барабаном допускается вывернуть пробку с резьбой К1/8" из корпуса рычага, тонкой отверткой вывести из зацепления храпового соединения подвижную полумуфту и повернуть ось червяка за шестигранник по часовой стрелке, после чего установить пробку на место.

После установки тормозного барабана необходимо отрегулировать ход штока тормозной камеры, как указано выше.

В процессе эксплуатации периодически контролировать работу рычагов, замеряя ход штока камеры. Разность ходов штоков не должна превышать 5 мм.

В случае обнаружения увеличенного хода проверить правильность установки рычага или выяснить причину нарушения работоспособности и устранить ее, для чего произвести разборку рычага с очисткой и промывкой деталей.

Разборка рычага тормозного барабана Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 производится в следующем порядке:

- вывернуть заглушку 6, предварительно расстопорив ее;

- вынуть пружину 5 с полумуфтой 3;

- снять крышку 12 с поводком 13 и управляющим кольцом 14 в сборе и прокладкой 17, толкатель 2;

Список задач, которые «вынуждена» выполнять пневмосистема МАЗ, достаточно обширен, но для качественного результата работы ее состояние должно быть практически идеальным. Казалось бы, главное точно придерживаться всех предусмотренных техническим руководством обслуживающих и эксплуатационных правил, и все будет прекрасно. Вот только наличие суперответственного водителя, который в природе отсутствует как таковой, не гарантирует различных форс-мажорных обстоятельств. К тому же, есть ведь еще просто погода…

пневмосистема маз

Большинству водителей, а тем более водителей-дальнобойщиков знакома ситуация, когда нужно отправляться в дорогу после стоянки, но вследствие ночных заморозков львиная доля агрегатов, работающих с пневматической системой, отказывается нормально функционировать. А все потому, что в самой пневматической системе замерз конденсат, и пока пневмосистему не отогреешь, поехать никуда не получится.

Кое-кто пытается избежать подобной неприятности, заливая в систему антифриз или спирт. Нужно признать, с конденсатом проблемы заканчиваются, вот только практически сразу начинаются другие проблемы. Дело в том, что пневмосистема не рассчитана на содержание подобных жидкостей, и даже самый малый, залитый в МАЗ объем стандартного антифриза или спирта, это верная смерть резиновых уплотнителей. Как результат, в скором времени вас ожидает потеря герметизации и низкая, а то и вообще нулевая эффективность работы самой пневмостистемы.

Вариантов два, но тот, что касается постройки на всех своих возможных маршрутах энного количества обогреваемых гаражей, отметаем сразу, как реально нереальный. А вот использование специального антифриза для автомобильных пневмосистем это уже правильный путь. Обычно, подобная жидкость поставляется в литровых бутылках, что очень удобно для использования. При ее использовании пневмосистема МАЗ не только никоим образом не страдает, но даже дольше служит – смесь определенных присадок, растворенных в изопропиловом спирте, служит неплохим смазочным материалом для подвижных частей системы. Но, как и в отношении любого подобного средства, нужно помнить о вероятности приобретения подделок, и том, что, использовав некачественную жидкость, вы, как минимум не избавитесь от конденсата, как максимум – испортите пневмосистему почище, чем антифризом из системы охлаждения.

Схема пневмосистемы МАЗ

6.5. Тормозные системы автомобилей МАЗ. Ремонт тормозов. — «ВАЖНО ВСЕМ»

Ремонт тормозов. Наибольшему износу в рабочих тормозах подвержены фрикционные накладки и рабочие поверхности барабанов, а также втулки и шейки разжимных кулаков и оси колодок. Конструкция тормозных механизмов предусматривает легкосъёмный тормозной барабан и возможность визуального определения состояния тормозных накладок через люки в щитах 21 (см.рис.56). Для разборки рабочего тормоза нужно поднять домкратом колесо, снять шину и, отвернув гайки, снять диск со шпилек 19. Затем необходимо два болта М16 ввернуть в демонтажные резьбовые отверстия барабана 29 и равномерным вворачиванием болтов снять барабан. После этого надо снять стяжные пружины 23, отвернуть болт 20 и, отведя колодки 28 от разжимного кулака 24, снять их с осей 22. Разборка тормоза передних колес приведена в разделе «4.4 Передний мост и рулевые тяги. Устройство». Фрикционные накладки подлежат замене, если расстояние от поверхности накладки до головки заклепок осталось менее 1,0мм.

Установку новых накладок и приклепку их к колодкам производят в специальном приспособлении, обеспечивающем плотное прилегание накладки к поверхности колодки. Местный зазор между колодкой и накладкой не должен быть более 0,3мм, форма заклепки, ее размеры, а также размеры отверстия под заклепку в накладке показаны на рис.113. Клепка производится со стороны колодки, прячем головка заклепки должна лежать на оправке, обеспечивающей головке сохранение формы в процессе клепки. Клепка может быть выполнена в тисках с помощью простейшего инструмента. После приклепки накладок колодки в сборе с накладками должны быть обработаны попарно по наружному диаметру до номинального размера, если барабан не растачивался под ремонтный размер. Если же барабан растачивается под один из ремонтных размеров, то колодки в сборе с накладками должны быть обработаны под такой же номер ремонтного размера (табл.13).

Обработка колодок производится на токарном станке с помощью установки Р-114, обеспечивающей правильное расположение пары колодок. Тормозные барабаны при необходимости растачиваются под один из ремонтных размеров, которые указаны в табл.13. Износ шеек разжимных кулаков допускается до диаметра 39,75мм, втулок разжимного кулака — до 40,10мм. При износе этих поверхностей, свыше указанных, шейки наваривают и обрабатывают под номинальный диаметр 40±0,075мм, а втулки заменяют новыми. Износ опорных шеек осей колодок допускается до диаметра 31,88мм. Сборку колесного тормоза производят в порядке, обратном разборке. При установке колодок нужно смазать оси 22 смазкой литол-24 ГОСТ 21150-75.

содержание .. 51 52 59 ..

Г л а в а 5

ТОРМОЗНЫЕ СИСТЕМЫ АВТОМОБИЛЕЙ МАЗ-64227, MA3-54322

Автомобили оборудованы рабочей, стояночной, запасной и вспомогательной тормозными системами, а также тормозными приборами для подключения тормозной системы полуприцепа с одно- и двухпроводным пневматическими приводами и выводами для питания других потребителей сжатым воздухом.

Рабочая тормозная система воздействует на тормозные механизмы всех колес автомобиля. Привод механизмов пневматический с раздельным торможением передних и задних колес.

Стояночная и запасная тормозные системы воздействуют на тормозные механизмы среднего (для автомобиля МАЗ-64227) и заднего мостов, которые приводятся в действие с помощью тормозных камер с пружинными энергоаккумуляторами. Управление осуществляется с помощью крана в кабине водителя.

Стояночная тормозная система выполняет также функции запасной тормозной системы, которая предназначена для торможения автомобиля в случае полного или частичного отказа рабочей тормозной системы.

При включении стояночной тормозной системы рукоятка крана управления устанавливается (поворотом) в крайнее фиксированное положение. Сжатый воздух, сжимающий силовые пружины энергоаккумуляторов, выходит в атмосферу, и пружины приводят в действие тормозные механизмы.

При включении запасной тормозной системы рукоятка крана управления стояночным тормозом удерживается в любом промежуточном нефиксированном положении.

С увеличением угла поворота рукоятки интенсивность торможения увеличивается за счет снижения давления воздуха, сжимающего пружины энергоаккумуляторов.

Вспомогательная тормозная система воздействует на трансмиссию автомобиля путем создания противодавления в системе выпуска газов с помощью дроссельной заслонки с пневматическим приводом и предназначена для притормаживания автомобиля на затяжных спусках горных дорог. При повороте заслонки одновременно отключается подача топлива.

При торможении автомобиля-тягача рабочей или стояночной (запасной) системами происходит одновременное торможение полуприцепа. Торможение полуприцепа MA3-9398 и MA3-9389 происходит также и при включении вспомогательной тормозной системы автомобиля МАЗ-64227.

Тормозные механизмы

Барабанного типа (см. рис. 57 и 72), с двумя внутренними колодками. Тормозные накладки размером 420Х160Х X17 крепятся к колодкам латунными заклепками. Тормозной барабан 29 (см. рис. 57) крепится к ступице 17 колеса болтами 30. На конце вала разжимного кулака 24 установлен регулировочный рычаг червячного типа (рис. 92), соединенный со штоком тормозной камеры.

Для предотвращения попадания смазки в тормозные механизмы в кронштейнах разжимных

кулаков передних и задних тормозов установлены резиновые уплотнительные кольца.

Тормозные камеры диафрагменные, предназначены для приведения в действие тормозных механизмов передних колес автомобиля при включении рабочей тормозной системы.

Тормозные камеры с пружинными энергоаккумуляторами (рис. 93) предназначены для приведения в действие тормозных механизмов колес заднего и среднего (для автомобиля МАЗ-64227) мостов при включении рабочей, стояночной и запасной тормозной систем.

При включении рабочей тормозной системы тормозные механизмы приводятся в действие штоками 10 диафрагменных тормозных камер, устройство и принцип работы которых практически не отличаются от передних тормозных камер.

При включении стояночной тормозной системы сжатый воздух выпускается из полости под поршнем 6. Поршень под действием силовой пружины 7 движется вниз и перемещает толкатель 4, который через подпятник 9 воздействует на диафрагму 3 и шток 10 тормозной камеры, в результате чего происходит торможение автомобиля.

При выключении стояночной тормозной системы сжатый воздух подается под поршень 6, который вместе с толкателем перемещается вверх, сжимая пружину и давая возможность штоку тормозной камеры под действием возвратной пружины 1 вернуться в исходное положение.

При торможении запасной системой воздух из цилиндров энергоаккумуляторов выпускается не полностью, а лишь в меру необходимой эффективности торможения автомобиля, что соответствует промежуточным положениям рукоятки крана управления. Таким образом, от величины угла поворота рукоятки крана зависит эффективность торможения.

Механизм вспомогательной тормозной системы (рис. 94) дроссельного типа с заслонкой, установленной в выпускном трубопроводе двигателя перед глушителем, состоит из корпуса

1 и заслонки 2, закрепленной на оси 3. На оси заслонки закреплен также поворотный рычаг 4, соединенный со штоком пневмоцилиндра привода. Рычаг 4 и связанная с ним заслонка

2 имеют два фиксированных положения. При выключении вспомогательного тормоза заслонка устанавливается вдоль потока отработавших газов, а при включении тормоза — перпендикулярно потоку газов, создавая противодавление на выпуске. Одновременно отключается подача топлива с помощью пневмоцилиндра, связанного со скобой останова двигателя.

Пневмоцилиндр (рис. 95) предназначен для управления заслонкой механизма вспомогательной тормозной системы. При включении вспомогательной тормозной системы сжатый воздух поступает в надпоршневое пространство и, преодолевая сопротивление возвратных пружин, перемещает поршень и шток 8, который связан с рычагом управления заслонкой механизма. В исходное положение поршень возвращается под действием возвратной пружины.

Рис. 92. Регулировочный рычаг: 1 — корпус; 2 крышка; 3 — червяк; 4 — шестерня; 5 — стопорная пластина; 6 — болт

содержание .. 51 52 59 ..

Тормоза МАЗ —схема, тормоз стояночный, ручной — ТД Спецмаш

Безусловно, электросхема МАЗ является одной из сложнейших для понимания ее принципов обыкновенными водителями, не имеющими специального электротехнического образования. В то же время, в автомобилях минского производства предостаточно систем, лишь немногим уступающим по сложности устройства электрической.
К таким сложным системам относится и система тормозов МАЗ. Причем главная ее сложность в том, что она складывается сразу из нескольких подсистем, различных по устройству, конкретному предназначению (в некоторых случаях подсистемы выполняют функции своих «собратьев») и по принципам взаимодействия с другими подсистемами. Стандартная схема тормозов МАЗ включает в себя следующие подгруппы:

— рабочая; — вспомогательная; — запасная; — стояночная.

Схема тормоза МАЗ

На примере последней расскажем о том, что нужно делать, чтобы не допустить проблем в системе, и предупредить поломки…

Особого ухода ручной тормоз МАЗ и его привод не требуют, но о некоторых правилах следует помнить:

• обязательно периодически нужно осматривать тросы привода и шарнирные соединения на предмет появления признаков износа, и в случае их появления незамедлительно проводить замену; • не допускайте ослабления креплений и загрязнения соединений; • при смазывании строго придерживайтесь карты смазки, рекомендованной производителем, но не забывайте вносить в нее коррективы при отклонениях в условиях эксплуатации; • перед каждым выездом дополнительно убедитесь в том, что стояночный тормоз МАЗ функционирует без сбоев и способен удержать автомобиль в предусмотренных пределах.

Такие пределы регламентируются производителем, например для 5335-го семейства минских тягачей существует норма, согласно которой «ручник» должен удержать полностью груженый автомобиль даже на дороге с 16-типроцентным уклоном.

Схема тормоза МАЗ

схема тормоза маз.jpg

Защитные клапаны

При необходимости выполните замену. В двойном клапане может нарушиться герметичность уплотнителя поршня или обратного клапан. Также могут ослабнуть болты крепления. Необходимо внимательно осмотреть все указанные элементы, очистить от загрязнения, подтянуть болты и при необходимости произвести замену колец или всего клапана.

Устройство тормозной системы МАЗ и как устранить ее неполадки

Тормозная система МАЗ (ТС) служит для обеспечения безопасности при движении грузового автомобиля и фиксации его на стоянке. Конструктивно она выполнена в виде четырех независимых систем: рабочей, стояночной, запасной и вспомогательной. В нормальном режиме движения используют рабочую ТС, однако в случае выхода ее из строя или применения экстренного торможения в работу включают все тормоза.

Схема томозной системы

Устройство

Схема тормозной системы выполнена по принципу независимого воздействия на приводные механизмы колес передней и задних осей. Пневматическая ТС, применяемая на автомобилях МАЗ, состоит из следующих элементов:

  • компрессор;
  • резервуары сжатого воздуха (ресиверы);
  • пневмопроводы и приборы управления;
  • тормозные механизмы.

Схема

На автомобиле может устанавливаться одно- или двухцилиндровый компрессор. Последний применяется на тягачах (автопоездах).

Устройством тормозной системы МАЗ предусмотрена установка тормозов барабанного типа.

Здесь торможение происходит за счет трения, возникающего вследствие прилегания колодок, расположенных на неподвижном суппорте к внутренней поверхности подвижного (вращающегося) барабана. Выполнен он из чугунной отливки диаметром 420 мм и шириной рабочей поверхности 160 мм.

Тормозной барабан

Тормозные колодки изготовлены из стали. Сверху установлены фрикционные накладки из материала не содержащего асбест. Зазор между колодками и поверхностью барабана регулируется рычагом со встроенным автоматическим регулятором. Тормоза передних колес приводятся в действие посредством диафрагменных тормозных камер (ТК). На задних осях усилие на колодки передается пружинными энергоаккумуляторами.

Управляющий воздух подводится на исполнительные механизмы тормозным краном через четырехконтурный клапан. Это приводит в действие тормоза на всех колесах одновременно. При наличии прицепа, для предотвращения его наезда на тягач, установлен клапан управления тормозами прицепа, который позволяет срабатывать тормозам несколько быстрее, чем на тягаче.

Неисправности

При эксплуатации ТС автомобиля могут возникнуть следующие поломки:

  • низкая эффективность торможения;
  • неравномерное торможение колес правой и левой стороны;
  • заедание рабочих или стояночных тормозов (клинит тормоза);
  • увеличенный ход ручки стояночного тормоза.

Увеличение тормозного пути может произойти из-за большого зазора между колодками и тормозным барабаном (ТБ), вследствие износа колодок или недостаточного выхода штока при низком давлении в пневмосистеме. Если такая неисправность появилась после ремонта, связанного с заменой колодок, то существует большая вероятность замасливания фрикционного материала либо внутренней поверхности ТБ.

В большинстве случаев занос автомобиля во время торможения возникает из-за большой разницы в ходах штоков ТК, установленных на одной оси либо заклинки вала во втулках разжимного кулака в блоке тормозных колодок.

Медленное оттормаживание чаще всего происходит по причине поломки или заклинки возвратной пружины в тормозном цилиндре. Причиной такого дефекта может быть и неправильная регулировка тормозной педали. Поэтому рычаг тормозного крана не доходит до упора. Вследствие поломки стягивающих пружин тормозных колодок возможно возникновение самопроизвольного торможения, а при движении будет слышен характерный стук в колесе.

Тормозные колодки

При движении грузовика с прицепом может возникнуть запаздывание торможения последнего. Это связано с неправильной установкой регулировочного кольца в тормозном кране. Такая же поломка характерна для заклинки поршня в воздухораспределителе прицепа.

Как снять тормозной барабан

Во время эксплуатации автомобиля изнашиваются как накладки тормозных колодок, так и внутренняя поверхность барабана. В результате этого теряется эффективность торможения. В этом случае необходимо демонтировать барабан и заменить колодки. Работа по демонтажу несложная, но потребует приложения некоторых физических усилий, т.к. детали имеют большой вес.

Для снятия тормозного барабана необходимо произвести следующее:

  • установить машину на ровной поверхности и зафиксировать от возможного перемещения;
  • поддомкратить колесо;
  • отвернуть гайки и снять его;
  • вкрутить 3 болта М10 в отверстия на крышке барабана и отжать его;
  • снять деталь со ступицы.

Снятие устройства

Необходимо помнить, что ТБ изготовлен из чугуна, поэтому применять для снятия молоток нужно с большой осторожностью.

Замена накладок

Тормозные колодки состоят из двух частей: металлического тела и фрикционной накладки. Раньше, лет 40 назад, накладки изготавливались из асбестосодержащего материала, который с помощью заклепок устанавливался на металлическую часть. Моторесурс таких деталей был мал и составлял 40-50 тыс. км. Сегодня применяются новые фрикционные материалы, которые могут пройти без замены 180-200 тыс. км. Поэтому замену тормозных накладок проводить нет смысла, а колодки меняются комплектом.

После снятия барабана для демонтажа элементов необходимо выполнить следующие действия:

  • снять пружину, стягивающую колодки;
  • демонтировать чашки с пружинами, прижимающие детали к защитному кожуху;
  • снять колодки с посадочных мест.

Замена детали

Если принято решение заменить только фрикционные накладки, то к перечисленным действиям необходимо выполнить дополнительно:

  • демонтаж остатков фрикционного материала;
  • зачистку поверхности детали;
  • установку новых накладок;
  • обработку на токарном станке до необходимого размера.

Устанавливаемый материал должен иметь толщину не менее 7 мм, при запасе накладки до головки заклепки 3.5 мм. Зазор между фрикционным материалом и телом колодки допускается не более 0,1 мм. Выполнить такие работы можно без специальных приспособлений на слесарных тисках с соблюдением требуемых размеров и допусков.

Регулировка

В исправных и отрегулированных тормозах зазор между накладкой и внутренней поверхностью барабана не должен превышать 0,4 мм. Это соответствует перемещению штока ТК на 25-40 мм. Если же это значение увеличится до 45 мм и более, то необходима регулировка тормозов. Большинство водителей предпочитают эту работу делать своими руками.

Работы по регулировке предполагают последовательное выполнение следующих действий:

  • постановку оси на домкрат;
  • освобождение червячного винта регулировочного рычага от стопорной пластины;
  • поворот его до начала торможения вращающегося колеса;
  • вращение червяка в обратную сторону на 1/3 оборота, что будет соответствовать ходу штока 25-40 мм.
  • возврат стопора в исходное положение.

Необходимо помнить, что разность хода штока ТК на одной оси не должна быть более 8 мм. Исправные тормозные системы обеспечат безопасное движение и стоянку автомобиля.

Тормозная система автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329

Тягачи модели МАЗ пользуются большой популярностью у автолюбителей благодаря своей надежности и приемлемой стоимости. Это автотранспортное средство изготавливается на специализированном заводе города Минск с 1988 года.

Автомобиль отличается большой кабиной и легкостью управления. В салоне есть два удобных мягких кресла. В случае необходимости кабину можно откинуть в заднее положение благодаря наличию гидроцилиндра, который включается ручным путем. Автотехника отличается повышенной надежностью, выносливостью особенно во время перевозки крупногабаритных грузов на дальние расстояния.

Тормозная система МАЗ выступает в качестве основной составляющей транспортного средства. В случае выявления в ней определенных неисправностей водитель теряет уверенность в собственной безопасности. В подобном случае не следует пренебрегать ремонтом и как можно быстрее обратиться за помощью к специалисту.

В автомобилях марки МАЗ присутствует одновременно четыре системы, которые достаточно тесно между собой переплетены. Среди них следует отметить:

  • Рабочую.
  • Запасную систему (включается в работу после поломки первой).
  • Стояночную систему (в случае с ее поломкой транспортное средство не будет стоять на одном месте и возникнут проблемы с парковкой).
  • Вспомогательную (глушит мотор).


Виды системы

Кроме этого, необходимо также упомянуть и о наличии тормозной системы для полуприцепа, которая оснащается специальными пневматическими приводами, предназначенными для работы прочих систем, работающих на сжатом воздухе.

Их преимуществом является то, что она останавливает все имеющиеся колеса МАЗ. Наличие пневматического привода с раздельным торможением дает возможность остановить пару передних и задних колес.

Основная функция запасных тормозов и стояночных заключается во влиянии на механизмы мостов, срабатывающие в результате воздействия напружинных энергоаккумуляторов и камер, которые включаются водителем транспортного средства при помощи специального крана, расположенного в кабине.

Стояночная система остановки считается дополнительной, и ее используют в крайнем случае к примеру, когда не срабатывают или отказывают по ряду причин рабочие тормоза. Во время ее задействования необходимо рукоятку крана расположить таким образом, чтобы она находилась в крайнем положении.

Воздух, сжимающий пружины, поступает в атмосферу, и начинают работать другие механизмы, которые и включают ручник. В то время, когда включается запасная система торможения, рукоятка управляющего крана должна находиться посредине, дополнительные усилия по ее перемещению предпринимать не нужно. Важно знать, что в случае с увеличением оборотности рукоятки сила торможения возрастает благодаря уменьшению воздуха, влияющего на пружины.

Вспомогательное торможение

Подобный вид системы работает благодаря задействованию газов, попадающих в автомобильную систему. Ее основная функция состоит в том, чтобы останавливать и удерживать МАЗ на крутых дорогах.

Она совмещается со стояночной для большего удобства и дополнительной надежности. Вспомогательный тормоз – это специальный замедлитель для моторопневматического типа. Полуприцепный привод притормаживания сооружен из элементов двух- и одного проводов. В зимнее время можно столкнуться с тем, что происходит заморозка конденсата, особенно это относиться к крупногабаритным транспортным средства, таким как МАЗ, но и здесь разработчики все продумали и обезопасили автомобиль, внедрив предохранитель, который устраняет подобную проблему.

В транспортном средстве также присутствует установка, позволяющая уменьшать движение на трассе. Она состоит из специального цилиндра и клапанной системы. Ко всему этому присоединяется противобуксовочная связь. Для включения необходимо воспользоваться специальной кнопкой.

Противобуксовочная и система ограничения скорости помогают в подаче сжатого воздуха, который поступает благодаря пропорциональному клапану. Важно учитывать, что во время одновременного торможения МАЗ также останавливается и полуприцеп, ведь эти системы взаимосвязаны.

содержание .. 21 22 27 ..

МАЗ-256. Пневматический тормозной привод

Принципиальная схема пневмосистемы автобуса приведена на рисунке 4.10.4.

Сжатый воздух из компрессора 1 через влагомаслоотделитель 2 с устройством автоматического сброса конденсата поступает к осушителю воздуха 3. Осушитель предназначен для осушки воздуха методом адсорбции воды из него. Адсорбция происходит в патроне с адсорбентом, содержащим силикоалюминий (цеолит). Накопленная в адсорбенте вода удаляется во время срабатывания регулятора давления путем продувки в обратном направлении сжатым воздухом из регенерационного ресивера 8. Осушитель воздуха оборудован регулятором давления и предохранительным клапаном. Далее воздух поступает в четырехконтурный защитный клапан 4 и через него — в ресивер привода тормозов передней оси 5, ресивер привода тормозов ведущего моста 6, ресивер привода стояночного тормоза 7 и ресивер потребителей 9.

В пневматический привод входят следующие пневмоконтуры:

— контур привода тормозных механизмов передней оси;

— контур привода тормозных механизмов заднего моста;

— контур привод стояночного тормоза;

— контур потребителей (остановочного тормоза, вспомогательного тормоза, привода дверей).

Ресиверы каждого контура снабжены клапанами контрольного вывода 18, которые собраны в отдельный блок. В этом же блоке находятся клапаны контрольного вывода, установленные в контурах привода тормозных механизмов, пневмоэлектри-ческие датчики 24, связанные с манометрами 25 и 26 на щитке приборов, пневмоэ-лектрические датчики 22 наполнения ресиверов и пневмоэлектрические датчики 23 сигналов торможения. Датчики 22 связаны с соответствующими сигнальными лампами на щитке приборов.

Тормозной привод рабочих тормозов оснащен антиблокировочной системой (ABS). Задний контур тормозного привода по требованию заказчика может быть дополнительно оборудован противобуксовочной системой (ASR). Колесные узлы передней оси и заднего моста имеют магнитоэлектрические (индуктивные) датчики динамического состояния колес 33. В пневматических магистралях тормозного привода перед тормозными камерами установлены электропневматические модуляторы тормозного давления 27. Датчики 33 и соленоиды модуляторов давления 27 электрически связаны с электронным блоком управления 28. На щитке приборов в кабине водителя имеются две информационные лампы желтого цвета 29 и 30 контроля и информации о работе ABS и ASR.

МАЗ-256. Работа пневматического привода рабочих тормозов

При нажатии на тормозную педаль сжатый воздух из ресивера 6 через верхнюю секцию крана рабочих тормозов 10 и через двухмагистральный защитный клапан 13 подается в управляющую магистраль ускорительного клапана 12. Ускорительный клапан открывается и пропускает сжатый воздух напрямую из ресивера 6 через модуляторы давления 27 в тормозные камеры 15 заднего моста. Одновременно воздух поступает в управляющую магистраль ускорительного клапана 26 стояночного тормоза, который перепускает сжатый воздух из ресивера 7 в полости энергоаккумуляторов тормозных камер 15, исключая возможное двойное воздействие на колесные тормозные механизмы от рабочей и стояночной тормозных систем.

Из ресивера 5 через нижнюю секцию тормозного крана 10 и модуляторы 27 сжатый воздух поступает в тормозные камеры 16, которые приводят в действие тормозные механизмы передней оси.

Рисунок 4.10.4 — Принципиальная схема пневмосистемы тормозов: 1 — компрессор; 2 — влашмаслоотделитель; 3 — осушитель воздуха; 4 — четырехкошурный защитный клапан; 5 — ресивер тормозов передней оси; 6 — ресивер тормозов ведущего моста; 7 — ресивер стояночного тормоза; 8 — регенерационный ресивер; 9 — ресивер потребителей 10 — кран рабочих тормозов; 11 — кран стояночного тормоза; 12 — ускорительный клапан рабочих тормозов; 13 — двухмагистральный защитный клапан; 14 — глушитель шума пневмоаппаратуры; 15 — тормозная камера с пружинным энергоаккумулятором; 16 — передняя тормозная камера; 17 — обратный клапан; 18 — контрольный клапан; 19 — элекгропневмоклапан остановочного тормоза; 20 — клапан ограничения давления; 21 — элекгропневмоклапан вспомогательного тормоза; 22 — датчик аварийного давления воздуха; 23 — выключатель сигнала торможения; 24 — датчик давления воздуха ММ 370; 25 — манометр электрический; 26 — ускорительный клапан стояночного тормоза; 27 — модулятор давления АБС; 28 — электронный блок АБС; 29,30- контрольные лампы АБС и ПБС; 31 — перепускной клапан без обратного потока; 32 — клапан ПБС; 3 3 — датчик динамического состояния колеса; 34 — ротор АБС; 35 — пневмоцилиндр моторного тормоза

содержание .. 21 22 27 ..

Механизмы тормозов

Все модели МАЗ имеют барабанные механизмы, в диаметре составляющие 42 сантиметра, ширина которых равна шестнадцать сантиметров. Кроме этого, система имеет еще и двухконтурный пневмопривод. Камеры тормозов, которые находятся в задней части тягача, имеют энергоаккумуляторы пружинного вида.

Ручной тормоз

Ручник

Тормозной кран – специальный привод, который необходим для того, чтобы подавать воздух в камеры и воздействовать на педаль остановки. К примеру, МАЗ-500А имеет комбинирований кран, который работает одновременно с прицепом и помогает в его торможении. Такой кран оснащён двумя цилиндрами. Первый необходим для того, чтобы управлять тормозами для прицепа, второй помогает в торможении самого грузового автомобиля.

Тормозной кран оснащен цилиндрами, в которых находятся проштампованные поршни, окруженные манжетами из резины, расположенные на шпоках. Сзади кранового корпуса находятся резиновые клапаны, которые выполняют двойную работу.

Автовладелец должен знать, что для того, чтобы прицеп не наехал на транспортное средство или не занесло задний мост прицепа, и в результате МАЗ не сложился пополам, важно следить за правильным торможением колес прицепа, а потом уже автомобиля. В подобном случае рекомендуется для изменения величины опережения акцентировать внимание на прицепные тормоза и при помощи режимного кольца произвести регулирование натяжения.

Во время работы режимного кольца посредством болта через регулировочную втулку можно получить осевое перемещение. Подобные действия изменяют пружинное натяжение и втулка послабляется.

Во время выбора режимного кольца и пружин необходимо установить взаимосвязь и привести в норму давление в камерах тормозов транспортного средства. Постоянные значения в полостях с течением времени меняются, секции в кране перемещаются во время изменения педали тормоза, то есть после его перестановки с одного положения в другое, но, несмотря на все это, соотношение остается в неизменном виде.

Во время остановки транспортного средства происходит передача усилия от стояночного рычага в район верхнего цилиндрического поршня, прицеп притормаживает точно таким же образом, как и в момент педального нажатия. Автовладельцы должны помнить о том, что полуприцепы и прицепы могут быть оснащены воздушным ресивером, с помощью которого происходит поступление сжатого воздуха в автомобильные магистрали. Не менее важная деталь: прицеп имеет установленный воздухораспределитель, а кран, отвечающий за торможение, имеет тесную взаимосвязь с воздухораспределителем на нем.

Поломки регулятора давления МАЗ

Деталь необходимо периодически регулировать. Иначе со временем регулятор давления воздуха МАЗ выйдет из строя.

Не ленитесь делать регулировку при:

  1. замене регулятора;
  2. при монтаже нового элемента;
  3. при замене отдельных агрегатов пневматиченской системы МАЗ.

Регулярный осмотр регулятору давления с адсорбером МАЗ также не повредит.

В некоторых моделях регуляторов давления МАЗ монтаж производится колпаком для регулирования, накрывающего пружину.

При этом необходимо:

  • Установить минимальное давление – выводим наружу болт.

При постепенном закручивании пружина начинает постепенно сжиматься. В этом положении минимальное давление повышается. Если выкрутить болт, давление снизится. В некоторых моделях регуляторов давления МАЗ монтаж производится колпаком для регулирования, накрывающего пружину.

  • Установить максимальное давление – изменяем положение количества прокладок.

Элементы обычно располагаются под пружиной клапана разгрузочного или же между седлами клапанов (выпускного и впускного).

Не забывайте делать регулировку по только по рекомендациям завода-изготовителя.

Контролируйте давление на панели приборов автомобиля по показаниям манометра.

Помните, что также необходимо своевременно оценивать периодичность, с которой отключается, подключается компрессор МАЗ к пневмасистеме грузовика.

Как правило, отключение сопровождается шипением.

клапан маз

Современный регулятор давления воздуха МАЗ очень долговечен и крепок. Однако иногда появляются следующие поломки:

  • Засорение каналов;
  • Износ компонентов;
  • Поломка пружин;
  • Износ фильтров МАЗ и так далее.

Вышеперечисленные неисправности приводят к появлению сбоев в работе регулятора давления с адсорбером МАЗ.

Кроме этого, иногда появляется значительное изменение диапазона показателей давления. В дальнейшем их очень сложно отрегулировать. В итоге регулятор давления ПААЗ или МАЗ выходит из строя, нарушая работу пневматической системы автомобиля.

Если вы обнаружили изменения в работе систем грузовика, советуем провести ремонт детали.

Обслуживание тормозной системы

Каждый владелец МАЗ должен знать некоторые основные правила внесезонного обслуживания своего транспортного средства, чтобы предотвратить замерзание отдельных его частей и механизмов, речь пойдет о пневматическом приводе.

  1. Нужно хорошо продувать водоотделитель, чтобы в нем не замерзала жидкость.
  2. Тщательно чистить отстойник водоотделителя и противозамерзателя, в который необходимо залить немного спирта.
  3. Не забыть поставить ручку противозамерзателя вверх.

Привод тормозов грузового транспортного средства не подвергается постоянному обслуживанию или регулированию, но при появлении малейшей неисправности его необходимо срочно заменять, дефекты устранить и сделать это не самостоятельно, а под контролем специалиста. В противном случае при неправильной установке или ошибке на дороге может возникнуть аварийная ситуация, последствия которой будут плачевными. Важно в профилактических целях отправляться в автосалон для того, чтобы провести проверку диагностику всей сложной системы МАЗ.

Читайте также: