Выберите средства музыкальной выразительности положение лад регистр развертка

Обновлено: 05.07.2024

Выберите средства музыкальной выразительности:
Развёртка
Регистр
Лад
Положение


Подснежник - так называются растения, которые появляются сразу после схода зимнего снега. Трогательно после зимней стужи, мертвой, безжизненной поры выглядят небольшие голубые или белые цветочки, появляющиеся сразу после таяния зимнего снега. Подснежник очень любим в России. Он почитается как символ новой нарождающейся жизни. Ему посвящены стихи многих русских поэтов. Пьеса «Подснежник» построена на вальсообразном ритме, вся проникнута порывом, взлетом эмоций. В ней проникновенно передано то волнение, которое возникает при созерцании весенней природы, и радостное, скрытое в глубинах души, чувство надежды на будущее и затаенного ожидания.

А подле сквозистый

Это стихотворение называется «Весна», и написано оно было в 1857 г. Эпиграф заключает в себе стихотворение полностью — обе его строфы. Чудесный поэтический образ! И чудесное его музыкальное воплощение!

Мы привели стихотворение точно в том виде, в каком оно напечатано при жизни композитора в издании П. Юргенсона. Однако это написание отличается от других его публикаций — как в изданиях литературного наследия А. Майкова, так и в более поздних изданиях «Времен года». Разночтения касаются пунктуации. Между тем пунктуация имеет первостепенное значение не только для точной передачи смысла(здесь действуют строгие правила), но в его высшей — художественной — форме для выразительности звучания стиха, того, что называется интонацией. По-разному будет произнесена (интонирована) вторая строка стихотворения в зависимости от того, стоит в конце запятая (как в издании П. Юргенсона) или восклицательный знак (как в публикациях стихов А. Майкова), или последние строки обеих строф с многоточием или с точкой.

С. Ю. Жуковский. Первые предвестники весны. Всесвятское (1912)

С. Ю. Жуковский. Первые предвестники весны. Всесвятское (1912)

Кто-то может сказать, что это мелочи. Но, как гласит старая мудрость, «искусство начинается там, где начинается чуть-чуть». Именно интонация сближает поэзию с музыкой. Можно привести примеры того, как стихи, положенные на музыку, образовали с нею столь неразрывное целое, что сейчас их почти невозможно представить себе вне музыкальной интонации: например, строки «Я помню чудное мгновенье» вне интонации М. Глинки или фразу «Не пой, красавица, при мне» вне звучания ее рахманиновской мелодии… Чтецы, выступающие с поэтическими программами, многое бы приобрели в своем искусстве, если бы учитывали интонационный опыт композиторов, создававших романсы на стихи, которые они читают с эстрады.

И еще об эпиграфе. Это стихотворение описывает более раннее состояние природы, соответствующее скорее марту, чем апрелю. Анализируя мартовскую пьесу «Жаворонок», мы также констатировали несоответствие ее литературной программы обычному мартовскому состоянию природы и пришли к выводу, что стихотворение описывает, наоборот, более позднее время. Невольно на ум приходит мысль поменять эти пьесы местами. Кстати, эпиграфы в обоих случаях взяты из одного поэта — А. Майкова, у которого они не соотнесены с каким-либо конкретным месяцем. Привязал их к данным месяцам, очевидно, Н.М. Бернард, издатель журнала «Нувеллист», заказавший цикл П. Чайковскому и предложивший ему литературные программы, хотя доля ответственности за это несоответствие (позволим себе такой каламбур) на композиторе все же лежит, поскольку он эпиграфы принял и именно в таком их распределении по месяцам.

Высказанная здесь идея рокировки двух пьес (при, разумеется, сохранении порядка месяцев) наверняка покажется радикальной. Одним из возражений здесь может послужить тот довод, что композитор (любой, не только Чайковский), задумывая большое циклическое произведение, определенным образом выстраивает его тональный план. Это делается для того, чтобы переход от одной пьесы к другой не воспринимался как случайный перескок в неожиданную тональность (хотя элемент неожиданности может присутствовать, но исключительно как художественный прием, а не как неконтролируемая случайность). И механическое перемещение частей может нарушить логику этого плана. В данном случае предлагаемая нами перестановка номеров цикла хотя и нарушает авторскую последовательность тональностей пьес, тем не менее выглядит вполне логичной.

Средства музыкальной выразительности

Совсем недавно, мы говорили о том, что такое музыка, об основной задаче этого вида искусства, и как следствие, логическим продолжением недавнего разговора напрашивается такой вопрос, раз уж музыкальное произведение должно раскрывать художественный замысел автора, то как это происходит. С самого начала обучения музыки, ее прослушивания и воспроизведения, мы сталкиваемся с разными выразительными средствам данного вида искусства, которые и помогают автору раскрыть идею своего произведения. И сегодня я хотел бы разобрать, что же относиться к этим самым выразительным средствам в общем, и на некоторых, остановиться в частности.

Вот краткий обзор основных музыкально выразительных средств

Мелодия является душой композиции, она позволяет понять настроение произведения и передать чувства грусти или веселья, мелодия может быть скачкообразной, плавной или отрывистой. Все завит от того, как её видит автор.

Темп определяет скорость исполнения, которая выражается в трех скоростях: медленный, быстрый и умеренный. Для их обозначения применяют термины, которые пришли к нам из итальянского языка. Так, для медленного - адажио, для быстрого - престо и аллегро, а для умеренного - анданте. Кроме того, темп может быть оживленным, спокойным и др.

3.Ритм и Размер

Ритм и размер как средства музыкальной выразительности определяют настроение и движение музыки. Ритм может быть разным, спокойным, равномерным, отрывистым, синкопированным, четким и др. Так же, как и ритмы, окружающие нас в жизни. Размер нужен для музыкантов, которые определяют, как играть музыку. Их записывают дробями в виде четвертей.

Лад в музыке определяет её направление. Если это минор, то она печальная, грустная или задумчиво-мечтательная, может быть ностальгическая. Мажор соответствует веселой, радостной, ясной музыке. Лад может быть и переменным, когда минор сменяется мажором и наоборот.

Тембр окрашивает музыку, поэтому музыка может характеризоваться как звонкая, темная, светлая и пр. Каждый музыкальный инструмент обладает своим тембром, также как и голос конкретного человека.

Регистр музыки подразделяется на низкий, средний и высокий, но это важно непосредственно музыкантам, которые исполняют мелодию, или экспертам, которые проводят анализ произведения.

И вот на динамике я бы хотел остановиться сегодня. Это на мой взгляд один из самых простых (теоретически) видов выразительных средств, но не смотря на это, роль его нельзя недооценивать, так как она очень важна. И порой исполнителю бывает очень сложно сыграть все динамически точно и верно, и это требует особого внимания в процессе изучения и работы над произведением. Что это такое? Музыкальная динамика?

Если говорить об этом просто, то Динамика — сила звука,а динамические оттенки (нюансы) — оттенки силы звука. Часто, открывая нотный текст, музыкант обращает внимание именно на ноты (знаки), а остальные нюансы нотного текста остаются не замеченными. И именно динамика остается забытой чаще всего. Все мы знаем, что не только в музыке, но и в жизни звук бывает тихий и громкий. Когда в процессе общения с человеком мы чем то не довольны, или раздражены, то мы можем повышать голос (повышать уровень громкости) тем самым показывая напряжение и внутреннее беспокойство , когда мы устали и нет почти сил то голос может стать более тихим показывая тем самым что силы на исходе. А что делать музыканту? Если автор задумал детскую колыбельную, но в нотном тексте кроме нот ничего не указанно, музыкант возьмете инструмент и будете извлекать звук, что есть сил, увеличит темп произведения? Очевидно, что авторский замысел колыбельной будет не правильно истолкован. Чтобы этого не случилось, в музыке присутствует ряд обозначений: знаков и символов, которые конкретно указывают музыканту как именно надо сыграть данное произведение.

Динамические оттенки:

рр – пианиссимо - предельно тихое исполнение.

mp – меццо-пиано - умеренно тихо.

mf – меццо-форте - умеренно громко.

f – форте - громко.

ff – фортиссимо - предельно громко.

Ни одно музыкальное произведение нельзя исполнить на одинаковом уровне громкости, поэтому в одном произведении можно увидеть полный спектр динамических оттенков, например вступление играется пианиссимо чтобы разогреть слушателя, но к концу, в кульминации, произведение исполняется на фортиссимо, предельно громко чтобы в полной мере передать накал, и эмоциональный посыл.

Динамика всегда была союзником музыкальной программности. Ведь обращаясь к определенному программному замыслу, композитор брал на себя особую ответственность: выразить в звуках то содержание, которое скрывается за названием произведения. Поэтому в программной музыке так высока художественная роль всех ее сторон - ритма, гармонии, фактуры и, конечно, динамики.

Контрольная работа для 6 класса "Средства музыкальной выразительности"
учебно-методический материал по музыке (6 класс) на тему

Контрольная работа по музыке для обучающихся 6 класса, в виде тестовых заданий. Соттветствует теме годового обучения по музыке в 6 классе - "Музыкальный образ", ориентрована на разноуровневый подход к обучающимся, соответствует их возрастным особенностям. Может быть использована в качестве мониторинговой работы при оценивании развития УУД обучающихся.

ВложениеРазмер
kontrolnaya_rabota_dlya_6_klassa_sredstva_muzykalnoy_vyrazitelnosti.doc 52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа для 6 класса

«Средства музыкальной выразительности»

1. Выбери правильный ответ:

Музыкальный образ – это

а) событие из жизни человека, выраженное музыкальными средствами

б) ритмический рисунок музыкального произведения

в) настроение, выраженное музыкальными средствами

2. Соедини стрелками термины с правильным определением:

Лад громкость звучания

Регистр чередование длительностей и акцентов

Темп объединение звуков в группы по высоте и окраске

Динамика окраска звука

Ритм согласованность музыкальных звуков (мажор, минор)

Тембр скорость исполнения музыкального произведения

3. Соедини стрелками термины с правильной характеристикой:

Темп высокий, средний, низкий

Лад громко, тихо

Регистр веселый, грустный

Динамика быстрый, медленный

4. Выбери и подчеркни слова, которые могут характеризовать музыкальный образ:

веселый, треугольный, загадочный, взволнованный, песочный, печальный, оранжевый, второй, замечательный, лирический, темный, деревянный, озорной, мокрый, торжественный, умный, спокойный, практичный, быстрый, нежный, громкий, белоснежный, холодный, драматический

5. Соедини стрелками названия музыкальных инструментов и их характеристики:

Виолончель нежное, хрупкое негромкое звучание, средний регистр

Арфа чистый, серебристый тембр, подвижная динамика, высокий

Орган теплое тембровое звучание, сродни женскому голосу,

большие выразительные возможности

Флейта густое, насыщенное звучание, низкий регистр, большие

Скрипка величественное, насыщенное громкое звучание, большие

регистровые возможности, огромный размер

Кантеле волшебное, хрустальное звучание, большие регистровые

возможности, не слишком подвижная динамика

6. Какие основные три вида музыкальных образов ты знаешь? Приведи примеры.

7. Послушай музыкальное произведение - В.Кикта, «Фрески Софии Киевской»: «Музыкант». Определи его музыкальный образ. Опиши, какими средствами он создан? (слушание, самостоятельный анализ этого произведения обучающимися)

Средства выразительности: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Нарисуй иллюстрацию к этому произведению.

Лад согласованность музыкальных звуков (мажор, минор)

Регистр объединение звуков в группы по высоте и окраске

Темп скорость исполнения музыкального произведения

Динамика громкость звучания

Ритм чередование длительностей и акцентов

Тембр окраска звука

Темп быстрый, медленный

Лад веселый, грустный

Регистр высокий, средний, низкий

Динамика громко, тихо

веселый, загадочный, взволнованный, печальный, лирический, озорной, торжественный, спокойный, нежный, драматический

Виолончель густое, насыщенное звучание, низкий регистр, большие

Арфа волшебное, хрустальное звучание, большие регистровые

возможности, не слишком подвижная динамика

Орган величественное, насыщенное громкое звучание, большие

регистровые возможности, огромный размер

Флейта чистый, серебристый тембр, высокий регистр, большие выразительные

Скрипка теплое тембровое звучание, сродни женскому голосу,

большие выразительные возможности

Кантеле нежное, хрупкое негромкое звучание, средний регистр

Романс «Красный сарафан»

В.А.Гаврилин «Перезвоны»: «Вечерняя музыка»

Ф.Шуберт «Лесной царь»

В.А.Моцарт «Requiem»: «Dies irae»

Н.А.Римский-Корсаков «Океан-море синее»

В.А.Гаврилин «Перезвоны»: «Молитва»

Драматический музыкальный образ: печальный, взволнованный, безнадёжный, образ одиночества, и в то же время, образ музыканта, сочиняющего, ищущего свою мелодию. Создан музыкальными средствами: переменчивой динамикой и темпом, неровным ритмическим рисунком; музыкальный лад, хоть всё время остается минорным, все же становится то выше, но ниже по тональности – «поиск мелодии». Аккомпанемент усиливает состояние гнетущей тревожности, тоски в этом произведении.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема:«Характер музыки и средства музыкальной выразительности»Цели: Закреплять умение учащихся различать слухо- зрительно и на слух музыку различного характера, определять доступные средства музы.


Контрольная работа Тема: «Формирование навыка выразительного чтения у школьников с ограниченными возможностями здоровья в СКО школе-интернате VIII вида»

Цель моей работы: показать, что развитие навыка выразительного чтения является частью коррекционной работы общего раздела «Развитие речи детей с нарушением ин.

Контрольная работа позволяет проверить знания по основным средствам выразительности в 5-6 классах. Я использую такие работы на уроках "Обобщения и систематизации знаний" или в качестве промежуточного .


Музыкальные термины для подготовки к тестированию "Средства музыкальной выразительности" (в классе скрипки)

Музыкальные термины для подготовки к тестированию в классе скрипки разработаны в 2013 году. Требования ФГТ и само время подсказало идею создания данного учебного материала. Предназна.

Теория и практика.

В статье рассматривается вопрос изучения средств музыкальной выразительности на уроке музыки в общеобразовательной школе, что является необходимым условием понимания содержания и замысла сочинен.

Данный материал будет интересен концертмейстерам детских музыкальных школ. В конспекте отражена работа концертмейстера над средствами музыкальной выразительности в процессе разбора произведения. Отмеч.

Выберите средства музыкальной выразительности положение лад регистр развертка

Средства музыкальной выразительности


Музыка – это язык чувств. Уникальность музыкального искусства заключается в том, что понять заложенное композитором чувство может практически каждый человек. Помогают нашему восприятию средства музыкальной выразительности. Познакомиться с основными средствами музыкальной выразительности будет полезно как профессиональному музыканту, так и любителю. Знания помогут не только понимать язык музыки, но и говорить на нем, сочиняя свои произведения.

Из чего состоит музыка

Классическая музыка имеет определенные каноны, позволяющие создавать удивительные шифры. Эти музыкальные приемы формировались столетиями, менялись в зависимости от эпохи и моды. Интересно, что до эпохи барокко музыкальное искусство имело прикладной характер. За редким исключением инструментальная музыка имела самостоятельность и могла исполняться без танца или слова. В основном инструменты использовались лишь в качестве аккомпанемента. Начало формирования собственного языка символов, а именно средств музыкальной выразительности было положено в 16 веках. Но за дальнейшие века эмоциональная палитра наполнилась всеми оттенками и цветами, создающими особый колорит произведения.

Средства музыкальной выразительности

К средствам музыкальной выразительности относят:

  • Мелодия;
  • Лад;
  • Гармония;
  • Регистры;
  • Метр, ритм, темп;
  • Тембр;
  • Фактура;
  • Штрихи;
  • Динамика.

Рассмотрим по отдельности каждое средство музыкальной выразительности.

Мелодия: определение, типы

Мелодия представляет собой законченную музыкальную мысль, несущую в себе яркий образ. Чаще всего мелодическая линия является одноголосной.

Мелодия

Справедливо сказать, что сколько существует на свете мелодий, столько и есть их разновидностей. Ведь каждая мелодия уникальна и интересна по-своему. Тем не менее, музыковеды выделяют несколько основных разновидностей:

  1. Горизонтальное движение – мелодическая линия строится на постоянно повторяющемся звуке. Создается ощущение застывшего времени. Чтобы избежать монотонности для подобной мелодии, необходимо подобрать достаточно активное гармоническое движение и частую смену аккордов. Искусно работает с подобными темами Фредерик Шопен, примером гармонизации является Прелюдия e-moll . Отсутствие развития мелодического движения часто характерно и для народных речитативных попевок или прибауток. Примером является русская народная прибаутка «Ладушки».


  1. Восходящее движение представляет собой переход к более высоким звукам. Функция подобного движения не всегда связана с подъёмом и энергией. Часто композиторы стараются выразить при помощи восходящих мелодий напряжение и душевное сопротивление. Восходящие интонации также характерны для танцевальной музыки эпохи барокко. Примером является мелодия «Менуэта» Иоганн Себастьян Баха.


  1. Нисходящее движение связано со спадом напряжения, а также эмоциональной разрядкой. Создается ощущения спокойствия и уравновешенности, если мелодия находится в среднем регистре. В низком регистре нисходящее движение может создать ощущение скорби и тяжести. Часто направленные вниз мелодии используются для вокальной музыки, так как удобны для исполнения. Примером является русская народная песня «Во поле береза стояла».


  1. Волнообразная мелодия представляет собой чередование восходящих и нисходящих движений. Разновидностью типа является заполнение скачков поступенным движением либо вверх, либо вниз, которая позволяет добиться максимально логичного и спокойного развития мелодии. Часто встречается как в профессиональной композиторской практике, так и в фольклорных образцах. Известным произведением является песня «Сурок» Людвига ван Бетховена.


  1. Мелодия со скачками характерна для танцев, быстрых произведений. Широкие скачки добавляют мелодическому движению активности и энергичности. Движение широкими скачками характерно больше для инструментальной музыки. Ярким примером подобного мелодического движения является тема произведения «На тройке» композитора Петра Ильича Чайковского .


  1. Мелодия с секвенцией отличается логичностью и постепенностью. Секвенция представляет собой способ мелодического развития при помощи повторения звена темы на разных ступенях гаммы. Образцом секвенционного движения является I часть сонаты №26 Людвига ван Бетховена .


Важнейшим моментом в развитии мелодии является кульминация. Это наивысшая точка развития мелодического движения. Обычно выделяется следующими признаками:

  • Усиление динамики;
  • Использование скачков или восходящих интонаций;
  • Увеличение высоты звучания.

Кульминация используется уже в первых тактах инвенции №9 И.С. Баха , что создает особый музыкальный колорит.


Лад

Соотношение устойчивых и неустойчивых звуков образуют лад. Наиболее привычными ладами являются мажор и минор. По характеру звучания мажор сильно отличается от минора. Строение мажора подразумевает более ясное, светлое звучание.

мажор

Минор отличается спокойствием, но может выражать напряженность. Минор – это романтический лад, имеющий оттенок печали и грусти.


Гармония, фактура

Гармония – это одновременное или последовательное соединение трех или более звуков. При изучении музыки существует отдельная дисциплина, имеющая название «Гармония». Музыканты изучают аккорды и аккордовые последовательности, создающие звуковые эффекты.

У каждого аккорда есть собственная краска:

  • Мажорное трезвучие – радость, веселье, энергичность.
  • Минорное трезвучие –грусть, печаль, меланхолия, спокойствие, романтичность.
  • Уменьшенное трезвучие – диссонирующее звучание, мистическое и фантастическое.
  • Увеличенное трезвучие –звучит как диссонанс, резко, остро.
  • Малый мажорный септаккорд –создает небольшое напряжение и тяготение к тонике, что позволяет использовать его в заключительных каденциях.
  • Малый минорный септаккорд – умиротворение, спокойствие.
  • Большой мажорный аккорд –часто используется в джазовой музыке, яркий по звучанию.
  • Дважды уменьшенный аккорд – страх, испуг и скорбь.

Взаимодействие аккордов в тональности также подчиняется правилам гармонии. Здесь важно учитывать функциональность аккорда, то есть его расположение на определенной ступени лада. Красочности гармонии также придают модуляции и отклонения.

Фактура – это склад музыкальной ткани. В широком смысле фактура делится на два типа:

1) Полифонический склад – многоголосие, в котором все голоса считаются равноправными. В полифонии вместо ведущей мелодии используется тема, противосложение. Примером полифонии является Фуга до мажор И.С. Баха из « Хорошо темперированного клавира » I том.


2) Гомофонно-гармонический склад – многоголосный склад, в котором ведущая роль отводится мелодии. В качестве мелодического сопровождения используется аккомпанемент. Примером является Ноктюрн Фредерика Шопена .


В более узком значении фактура подразумевает варианты изложения аккордов:

  • аккордовая – одновременное нажатие звуков аккорда.


  • гармоническая фигурация – последовательное изложение аккорда.


Регистры и тембры

Высота звучания зависит от регистра. Условно существует три регистра:

  • низкий – имеет приглушенное, немного тяжеловатое звучание. Образный ряд – это большие животные, тяжелые предметы или инфернальные существа.
  • средний – относится к человеческому голосу, удобен для вокальных произведений. По краске теплый, приятный.
  • высокий – вызывает ощущение легкости и безмятежности. Образный ряд: птицы, воздух или дождь.

Фортепиано является инструментом, включающим в себя все три регистра. Но не все инструменты могут похвастаться столь широким диапазоном. Чтобы сохранить тембровую краску и ее природную красоту, композиторы используют инструменты в области выразительного звучания. Изображение поможет понять, какие инструменты играют в каких регистрах.


Композиторы XX века используют инструменты вне сферы выразительной игры для создания эффекта напряженности или неестественности. Например, Игорь Стравинский в увертюре к балету « Весна священная » использует фагот в непривычно высоком для него регистре. В результате звучание инструмента стало практически неузнаваемым.

Ритмический рисунок, темп

Много звуковой информации о музыкальном жанре и о стиле произведения слушатель получает из ритма. При этом важно различать ритм и метр. Ритм представляет собой соотношение длительностей в их последовательности. Метр же является чередованием сильных долей (постоянных акцентов) и слабых, выражаемых размером.

Ритмический рисунок в определенном метре сам по себе может нести характеристику для многих жанров музыки:

  1. Вальсы обычно имеют трёхдольный размер и ровный ритм с формулой бас + аккорд.


  1. Марши имеют двухдольный размер с чётким акцентом на сильные или относительно сильные доли.


  1. Менуэт – это французский танец, имеющий трехдольный метр. Часто для этого танца характерен пунктирный ритм.


  1. Джазовые произведения необычайно разнообразны по ритмическому рисунку. Особенно характерны синкопы и пунктирный ритм.


Практически каждый танец или жанр имеет свою особенную ритмическую формулу.

Как средство музыкальной выразительности используется темп. Это скорость исполнения, позволяющая максимально точно передать образ. Обычно указывается в начале композиции. Записывается итальянским словом. В таблице приведены термины, перевод и единица метра, выставляемая при исполнении на метрономе.

Темпы

Штрихи

Штрихи представляют собой способы звукоизвлечения. Нюансы исполнения связаны с штрихами. К основным относят:

Стаккато - отрывисто, обозначается точкой над нотой.


Легато – связно, объединяет несколько нот линией.


Нон легато – играть каждую ноту отдельно. Не обозначается, либо прописывается – nonlegato.

Для каждого инструмента предусматриваются разные штрихи, позволяющие добиться необходимого звучания.

Динамика

Для передачи образа важно соблюдать динамические указания. Динамика отображает громкость. Так, для жанра марш характерно громкое исполнение, для нежной и лиричной арии чересчур громкое исполнение будет излишним, поэтому лучше придерживаться тихого воспроизведения. Композиторы при помощи специальных знаков отображают изменения в динамике.


Как использовать средства музыкальной выразительности

Средства музыкальной выразительности помогают передать образное содержание и замысел композитора, поэтому при исполнении важно учитывать каждый нюанс, прописанный в нотах. Если музыкант хочет сочинять музыку, то эти приемы станут отличной базой для первых сочинений. Важно учитывать особенности жанра. Многие музыкальные произведения имеют контраст, поэтому в одном сочинении могут использовать различные по краске средства выразительности. Все зависит от драматургии и от взаимодействия образов.

Тем не менее, не стоит переставать искать что-то новое, пробовать и экспериментировать. Главное в музыке – это уметь при помощи звуков подарить слушателю эмоцию или образ.

Урок музыки на тему "Средства музыкальной выразительности". 2-й класс

Вид урока: Урок закрепления и обобщения знаний учащихся через игру.

Цель: Обобщить и закрепить знания учащихся о средствах музыкальной выразительности.

Задачи:

  • Образовательные – формировать культуру слушания учащихся через средства музыкальной выразительности.
  • Воспитательные – воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней, желание слушать и исполнять ее. Воспитывать художественный музыкальный и эстетический вкус учащихся.
  • Развивающие – развитие музыкально-творческих способностей, эмоционального восприятия, музыкального слуха, внимания, мышления, памяти, воображения, фантазии. Развивать умение дифференцировать на слух элементы музыкального языка.

Методы художественно-педагогической деятельности, используемые учителем на уроке:

  • Метод музыкальных размышлений;
  • Метод эмоциональной драматургии (эмоциональный отклик учащихся на музыку)
  • Метод забегания вперед и возвращению к пройденному
  • Метод создания композиций
  • Метод музыкальных обобщений.

Оборудование урока:

  • Музыкальный центр, телевизор, видеомагнитофон.
  • Детские музыкальные инструменты.
  • Раздаточный материал "Волшебный цветик-семицветик".
  • Учебники по музыке 2 класс, составители Критская, Сергеева, Шмагина.
  • Наглядные пособия.
  • Цветик-семицветик (на доске).

Ход урока

I. Организационный момент

Дети входят в класс под фонограмму песни Д. Кабалевского "Кто дежурные?" и встают около своих мест.

II. Музыкальное приветствие

Учитель поет мажорное трезвучие со словами: Здравствуйте, ребята!

Дети поют: Здравствуйте, Оксана Анатольевна!

III. Вступительное слово

– На предыдущих уроках мы с вами установили, что если нам чего-то хочется, то лучше не говорить, а петь и слушать музыку. Но музыки нет там, где нет чувств! Музыка там, где шумно и спокойно, грозно и лирично, грустно и радостно. Поэтому воспринимает ее тот, кто умеет чувствовать, радоваться, печалиться, удивляться. А чтобы музыка была разнообразной, увлекательной, выразительной, запоминающейся ей в этом помогают.

Дети (хором): Средства музыкальной выразительности!

Учитель: Правильно. Молодцы! На сегодняшнем уроке мы повторим, закрепим и обобщим знания о средствах выразительности музыкального языка.

IV. Повторение и закрепление пройденного

У. – Вы узнали музыку, под которую входили в класс?

У. – Как называется эта песня?

У. – Какой композитор сочинил эту песню?

Д. – Дмитрий Борисович Кабалевский.

У. – Правильно. Что помогло вам узнать эту песню?

Д. – Знакомые интонации, мелодия.

У. – Значит, вы знаете как называется главное средство музыкальной выразительности?

Д.(хором) – интонация (учитель переворачивает середину Цветика-семицветика)

У. – Давайте споем песню "Кто дежурные" с характерными для нее интонациями (поют).

У. – Назовите, пожалуйста, какие интонации прозвучали в этой песне?

Д. – Песенные, вопросительные, повествовательные, восклицательные.

У. – Приведите примеры и напойте эти интонации. (индивидуальные ответы учащихся)

У. – Правильно, молодцы! Но вы знаете, что существуют и другие средства музыкальной выразительности. Давайте повторим их при помощи волшебного Цветика-семицветика.

К доске поочередно вызываются учащиеся, которые открепляют по одному лепестку, переворачивают его на цветную сторону, где написано одно из средств музыкальной выразительности. Дети хором читают название , а ученик стишок про названное средство музыкальной выразительности.

1. Лад (хором).

Два музыкальных лада мы знаем наизусть:
Минорный – значит? – грусть (хором),
Мажорный лад? – веселье (хором),
Детишкам развлеченье!

Учитель: Давайте споем "Мы поем, весело поем". В каком ладу мы пропели эту попевку?

Учитель: Теперь споем "Мы поем, грустно мы поем". В каком ладу мы пели сейчас?

Учитель: Отвечали вы правильно!

Но настроение у вас изменилось. Что-то вам немного загрустилось?

Все таки петь весело лучше! Споем еще раз в мажоре, чтоб не осталось грусти!

Дети с учителем вместе поют: "Мы поем, весело поем".

2. Темп (хором)

Темпы разные бывают и про них ребята знают:
Быстрый – поезд мчится в поле,
А спокойный – спится вдоволь,
Темп умеренный для нас на уроке в самый раз!

Слушаем, поем, определяем темп произведений:

"Попутная песня" Глинки, "Колыбельная Умке" Крылатов, Ария из Сюиты №3 Баха.

3. Тембр (хором)

Тембр – есть окраска звука,
По нему мы не спеша
Узнаем оркестры, хоры,
Инструменты, голоса!

(смотрим и слушаем колокольные перезвоны)

4. Динамика (хором)

Динамика знакома нам с самой колыбели.
Кричали все мы – форте (хором) – усиливали звук.
А мамы пели нежно, спокойно, затихая,
Пиано – все уснули (дети закрыли глазки и положили головки на руки),
Чтобы проснуться вдруг. (удар в бубен)

5. Регистр (хором)

Чтобы в нотах распознать птичку иль медведя,
Надо нам регистры знать – высокий, низкий, средний!(хором)
Звуки низкие – внизу, топчутся как мишка,
Лай собаки по утру – в середине списка,
Ну а сверху – птичья трель, перезвон капели.
Все регистры на слуху – мы ими владеем!

(на фортепиано изобразить мишку, собаку, птичью трель в разных регистрах)

6. Ритм (хором)

Ритм отстукиваем мы нашими руками:
Раз, два, три! Все: – Раз, два, три! – Пунктирными хлопками.
Ученик: – Ну, а ровный – значит так:
Раз – два. Все: – Раз – два!

Учитель: Давайте немного отдохнем и исполним ритмичную физминутку. Закрепим наши знания о ритмах!

Учитель играет, ученик показывает движения, а класс повторяет:

Если нравится тебе, то делай так – (руки вверх, два ровных хлопка над головой) – 2 раза.
Если нравится тебе, то и другим ты покажи, если нравится тебе, то делай так – (два хлопка).
Если нравится тебе, то делай так – (2 ровных щелчка пальцами рук) – 2 раза.
Если нравится тебе, то и другим ты покажи, если нравится тебе, то делай так – (два щелчка).
Если нравится тебе, то делай так – (3 пунктирных хлопка в ладоши) – 2 раза.
Если нравится тебе, то и другим ты покажи, если нравится тебе, то делай так – (3 пунктирных хлопка в ладоши).
Если нравится тебе, то делай так – (2 ровных хлопка над головой, 2 ровных щелчка пальцами, 3 пунктирных хлопка в ладоши) – 2 раза.
Если нравится тебе, то и другим ты покажи, если нравится тебе, то делай так – (2 ровных хлопка над головой, 2 ровных щелчка пальцами,3 пунктирных хлопка в ладоши).

Учитель: Вы замечательно исполнили физминутку! Садитесь, пожалуйста.

7. Мелодия (хором)

Мелодию исполнить поможет аккомпанемент.

То петь нам акапельно придется привыкать,
Настроить сильно ушки, красиво исполнять!

Учитель: Петь акапельно – значит петь без музыкального сопровождения. Мы сейчас попробуем это сделать. Повторяйте за мной, закрыв ушко. Песенка называется "Веселый камертон": Дал верный тон наш камертон. Приготовились, друзья, начинаем петь канон.

До-до-ля. До-до-ля.
Соль-ля-си-си-си-ля-соль. Соль-ля-си-си-си-ля-соль.
Фа-соль-ля-ля-ля-соль-фа. Фа-соль-ля-ля-ля-соль-фа.

У.– Молодцы! У вас все получилось. Теперь вы понимаете, что значит петь акапельно? Но в этой песенке есть два незнакомых вам слова. Кто-то заметил их?

Дети: Да ! Это слова камертон и канон.

Учитель: Я объясню. Канон – все голоса поют одну и ту же мелодию, повторяя друг друга.

Мы пели "Веселый камертон",повторяя друг друга. Камертон (показываю наглядное изображение) – металлический стержень, при ударе издает точный звук, по которому настраивают инструменты или когда поют акапельно. Издает звук "Ля" первой октавы (показываю).

8. Коллективная работа.

У. – На сегодняшнем уроке мы повторили, обобщили и закрепили знания о средствах выразительности музыкального языка. В заключении урока вы смело можете представить себя. как вы думаете кем. Не знаете. Людьми, которые сочиняют музыку, песни.

У. – Правильно. Подумайте и скажите, какие бы вы использовали средства музыкальной выразительности для сочинения своей песни? (все выбранные "средства музыкальной выразительности" прикрепляются к елочной ветви, нарисованной на доске, в виде елочных украшений).

Д. – мажорный – крепим розовую свинку.

Д. – умеренный – красный паровозик.

Д. – не громкая и не тихая – фиолетовая юла.

Д. – с аккомпанементом – серый зайчик.

Д. – пунктирными нотками – оранжевый шар.

Д. – средний – зеленая хлопушка.

Д. – детские голоса – голубая снежинка.

Д. – песенная – желтый месяц.

У. – А какой характер будет у вашей песни?

Д. – Танцевальный, задорный, веселый.

У. – Так какую песню вы споете?

Д. – "В сказке Деда Мороза".

У. – Очень хорошо, с любовью вы исполнили свою песню, замечательно трудились весь урок, и в заключение хочется оценить самых активных и находчивых!

У. – По желанию дома можете самостоятельно позаниматься творчеством, пофантазировать, помечтать и придумать маленькую песенку, где встретятся известные вам средства музыкальной выразительности. А поможет вам в этом "Цветик-семицветик" (раздаточный материал).

Урок закончен. Дети выходят из класса под фонограмму песни "Дорогою добра".

Анализ урока.

Возрастные особенности детей при подготовке к уроку были учтены.

Учащиеся имеют определенный багаж знаний и опыт вокально-хоровой работы.

Могут подключить (если нужно) слуховой контроль за звучанием своего голоса.

Грамотно было рассчитано время урока.

Методы (музыкальных размышлений, эмоциональной драматургии, забегания вперед и возвращению к пройденному, создания композиций, музыкальных обобщений) выполнены.

Задачи (образовательные, воспитательные, развивающие) выполнены.

Урок построен в игровой форме с использованием "физминутки".

Широко использовалась наглядность и технические средства обучения (аудио, видео).

Детям урок был интересен, они проявляли активность, были эмоциональны.

В процессе работы возникает необходимость стимулировать учеников к самооценке, вырабатывая сознательный критерий оценки качества.

Средства музыкальной выразительности

 Средства музыкальной выразительности

Мир музыки богат и разнообразен. Чтобы увидеть красоту этого мира, нужно научиться понимать музыку, изучить музыкальный язык и разобраться в средствах музыкальной выразительности.

Когда мы слушаем музыку, затрагивающую струны нашей души, мы не анализируем ее, не раскладываем на отдельные составляющие. Мы слушаем, сопереживаем, радуемся или печалимся. Для нас музыка – единое целое. Но чтобы лучше понять произведение, нам следует иметь представление об элементах музыки и о выразительных средствах музыки.

Музыкальные звуки

Музыкальные звуки, в отличие от шумовых звуков, имеют определенную высоту и длительность, динамику и тембр. К музыкальным звукам применимы понятия метр и ритм, гармония и регистр, лад, темп и размер. Все эти элементы – средства музыкальной выразительности.

Элементы музыкальной выразительности
Мелодия

Иногда мы ловим себя на мысли, что в голове у нас звучит навязчивый мотив, или мы напеваем понравившуюся песенку. В этих случаях звучит мелодия – одноголосно выраженная музыкальная мысль. Звучащая без аккомпанемента мелодия может быть самостоятельным произведением, например, народные песни. И характер этих песен разнообразен – от грустных, скорбных, печальных до веселых, удалых. Мелодия – основа музыкального искусства, в ней, как уже было сказано, выражается музыкальная мысль.

У мелодии есть свои законы строения. Мелодия складывается из отдельных звуков, но между этими звуками существует взаимосвязь. Звуки могут быть разными по высоте – низкими, средними, высокими. Они могут быть долгими и короткими. Если в основе мелодии долгие, выдержанные звуки, то мелодия звучит неторопливо, повествовательно. Если мелодию составляют короткие звуки, она превратится в подвижное, стремительное и кружевное полотно.

Есть звуки устойчивые и неустойчивые. Устойчивые звуки звучат ясно, они опорные, а неустойчивые – звучат настойчиво. Остановка мелодии на неустойчивом звуке требует продолжения и перехода в устойчивые звуки. Или как говорят: неустойчивые звуки стремятся перейти в звуки устойчивые. Взаимосвязь неустойчивых и устойчивых звуков — основа музыкальной речи. Соотношение неустойчивых и устойчивых звуков образует лад. Лад определяет порядок, систему и превращает ряд звуков в осмысленную мелодию.

Ладов в музыке много, на самые распространенные – мажорный и минорный лады. От лада зависит характер мелодии. Если мелодия в мажоре – она бодрая и веселая, если же в миноре – звучит грустно и печально. Мелодия может быть напевной, а может быть декламационной, похожей на человеческую речь – речитатив.

Регистры

По характеру звучания звуки делятся на регистры – верхний, средний, нижний.

Звуки среднего регистра звучат мягко и полнозвучно. Низкие звуки – мрачные, гулкие. Высокие звуки – светлые и звонкие. С помощью высоких звуков можно изобразить щебет птиц, капель, рассвет. Например, у Глинки в песне «Жаворонок» в высоком регистре рояля звучит мелодия с короткими длительностями, мелкими украшениями. Эта мелодия напоминает птичьи переливы.

С помощью низких звуков мы можем изобразить медведя в малиннике, раскаты грома. Мусоргский, например, очень правдоподобно изобразил тяжелую повозку в пьесе «Быдло» из «Картинок с выставки».

Мелодии присущ порядок не только по звуковысотности, но и по времени. Соотношение звуков по длительности называется ритмом. В мелодии мы слышим, как чередуются долгие и короткие звуки. Ровные звуки в спокойном темпе – мелодия плавная, неторопливая. Разнообразные длительности – чередование долгих и коротких звуков – мелодия гибкая, прихотливая.

Ритму подчиняется вся наша жизнь: ритмично бьется сердце, ритмично наше дыхание. Ритмично чередуются поры года, сменяются день и ночь. Ритмичны шаги и стук колес. Равномерно движутся стрелки часов и мелькают кадры фильма.

Движение Земли определяет ритм всей нашей жизни: в сутках 24 часа – за это время Земля совершает оборот вокруг своей оси. А один оборот вокруг Солнца Земля совершает за год.

Есть ритм и в музыке. Ритм – важный музыкальный элемент. Именно по ритму мы можем различить вальс, польку, марш. Ритм может быть самым разнообразным благодаря чередованию длительностей – долгих или коротких.

При всем разнообразии ритма отдельные звуки в мелодии – ударные, более тяжеловесные и появляются через равные промежутки времени. В вальсе, например, мы слышим чередование – раз, два, три. И зрительно ощущаем поворот кружащейся в танце пары. А когда движемся под звуки марша, мы чувствуем равномерное чередование – раз, два, раз, два.

Чередование сильных и слабых долей (ударных и более легких безударных) называется метром. В вальсе мы слышим чередование трех долей-шагов – сильной, слабой, слабой – раз, два, три. Доля – это быстрота счета, это равномерные удары-шаги, выраженные, в основном, четвертными длительностями.

В начале произведения указывается размер произведения, например, две четверти, три четверти, четыре четверти. Если размер три четверти, то это означает, что в произведении будут постоянно повторяться три доли-удара: первая – сильная, ударная, вторая и третья – слабые, безударные. И каждая доля-шаг будет равна четвертной длительности. А в каком темпе будут двигаться доли-шаги — композитор указывает в начале произведения – медленно, быстро, спокойно, умеренно.

Сегодня мы поговорили о средствах музыкальной выразительности – мелодии, ладе, регистрах, ритме и метре. В следующей статье разберем музыкальные средства выразительности: темп, гармонию, нюансы, штрихи, тембр и форму.

Средства музыкальной выразительности - свойства, основные виды и приемы

Регистр является частью диапазона. Также этим термином называют высоту музыкального инструмента или голоса.

Бывают такие виды регистра:

  • Низкий. Это мрачное или серьёзное звучание.
  • Высокий. Лёгкое и тонкое звучание.
  • Средний. Обычно такой звук ассоциируется с голосом человека.

Ритм - это первое, чему учат ребёнка на уроке в музыкальной школе. Там рассказывают, какие средства музыкальной выразительности играют первостепенную роль. Ритм относится именно к таким. Этот элемент присутствует в каждом произведении и в каждом исполнении песни. Может происходить чередование отрывистых звуков с плавными, то есть повторение коротких и долгих.

Это средство становится понятным, если наблюдать за каким-либо танцем. Все происходит в такт, благодаря чему движения приобретают эмоциональных окрас.

Музыка без ритма не может восприниматься полноценной мелодией. Она похожа на простой набор звуков. Этот приём придаёт музыкальной композиции изобразительность и лиричность или же тревогу и взволнованность.

Развитие цифровой музыки основано на хорошо подобранном ритме. Чтобы был качественный звук у таких композиций, нужно использовать хорошие динамики. Также существуют и другие важные элементы.

Таблица: средства музыкальной выразительности и их определение.

Средства выразительности Содержание Свойства и разновидности
Мелодия Одноголосно выраженная мысль
Лад Взаимосвязь звуков между собой Мажор, минор
Регистр Чередование и соотношение различных музыкальных длительностей Ровный, пунктирный
Звуковедение Штрих Отрывисто, связно, отчётливо, закономерно
Тембр Окраска звука Звонкий, глухой, мягкий, резкий
Темп Скорость музыки Медленный, умеренный, быстрый, динамический
Динамика Изменение громкости
Форма Построение музыкального произведения Рондо, вариации, сонатная форма
Аккомпанемент Сопровождение Оркестровый, инструментальный, вокальный или речь

Мелодия - это одно из 12 основных выразительных средств музыки. Она является душой любой композиции, так как показывает тему, оттенок и характер. Поэтому без неё произведение не состоится.

Размер, темп и лад

Для записи ритма на листе применяется музыкальный размер. Благодаря этому музыкант может понять, какой темп и ритм необходимо соблюдать. Существуют разные музыкальные размеры, например, две четверти, одна восьмая и т. д. Для правильного соблюдения ритма во время изучения нового материала нужно использовать метроном или самостоятельно считать.

Темп - это скорость исполнения, которая полностью зависит от конкретного музыкального произведения. Например, колыбельная исполняется очень медленно и спокойно, а марш звучит ритмично. Такая функция важна для выражения характера композиции.

Для обозначения используется итальянский язык. В самом начале композитор указывает, в каком темпе нужно исполнять мелодию. Может быть написано воодушевлённо, мечтательно, в темпе марша, в темпе вальса.

Помимо равномерного звучания музыки могут быть отклонения. Это позволяет сделать композицию более живой и эмоциональной. Темп произведения и его изменения является очень важным способом музыкальной выразительности.

Лад - это отношение устойчивых и неустойчивых звуковых рядов. Он систематизирует и определяет порядок звуков, благодаря чему создаётся осмысленная мелодия.

Существуют неустойчивые и устойчивые звуки. У вторых звучание ясное, поэтому они являются основой. Если музыка остановилась на неустойчивом звуке, то необходимо перейти на устойчивый. Такая взаимосвязь является основой музыкальной речи. Зачастую в композиции присутствует многократные переходы.

Наиболее распространёнными считаются минорные и мажорные лады. Они определяют образное содержание мелодии и её характер. Мажорная композиция всегда весёлая и бодрая, а минорная - печальная и грустная.

Тембр и динамика

Тембром называется звуковой окрас. У разных людей и музыкальных инструментов свой тембр. С помощью этого выразительного средства человек может различать голоса и различные инструменты, не глядя на них.

Женские и мужские голоса бывают:

  1. Высокими.
  2. Средними.
  3. Низкими.

Хор - это большое количество певцов (не меньше 12). Это подобие оркестра в музыке. Хор может быть мужским, женским, смешанным или детским.

В оркестре музыкальные инструменты распределяются по типам. Всего их существует четыре:

  • Ударные.
  • Медные духовые.
  • Струнные.
  • Деревянные духовые.

Динамикой называется громкость музыки. Тихое музыкальное произведение ассоциируется со спокойствием или лёгкой грустью, а громкое выражает напряжённые или энергичные образы.

Динамика нарастает, когда нужно усилить напряжение или подготовить слушателя к кульминации. Динамическая кульминация является высшей точкой напряжения. Когда она ослабевает, создаётся ощущение успокоения.

Метр и гармония

Метром называется пульсация, то есть равномерная смена слабых и сильных долей. Если записывать это в нотном выражении, то указывается размер, такт и отдельные тактовые черты.

Гармония - последовательность звучания объединённых звуков в аккорды или же созвучия. Основным элементом является аккорд. Это сочетание трёх и более звуков.

По интервальному строению аккорды подразделяются на такие:

  1. Секундовый.
  2. Терцовой.
  3. Квартовой.
  4. Квинтовой.

Современная музыка часто предполагает резкое звучание гармонии. Это называется диссонансом. В классической в основном используются трезвучия.

Диссонанс может быть довольно сложным, так как очень часто применяются нестандартные созвучия, например, одновременное сочетание разных размеров.

Происхождение этого средства выразительности в музыке связывают с многоголосым пением. Есть свидетельства, что оно существовало уже в Средние века.

Фактура в музыке

Фактура с латинского означает обработку. Это вид изложения музыки. Основными элементами, входящими в определения, являются средние голоса, аккомпанемент, бас и мелодия.

Фактуру подразделяют на прозрачную и плотную. Первая вызывает ощущение лёгкости, а от второй создаётся впечатление мощи и силы.

Также данное средство выразительности подразделяется на одноголосную и многоголосную. Одноголосная музыка - это любая мелодия, состоящая из вокала одного человека или из инструментальной игры. Второй вид подразумевает гомофонию и полифонию.

В многоголосной музыке один из голосов является основным, а все остальные выступают в роли аккомпанемента, то есть сопровождающими. Ритмические аккорды, объединённые с сопровождающими, являются разновидностью гомофонной фактуры.

Полифония - это сочетание нескольких голосов. Она подразделяется на имитационную и контрастную. Имитационная повторяет в другом тоне прозвучавшую мелодию. Контрастной полифонию можно назвать, когда одновременно звучат мелодии нескольких типов.

Имитационная также подразделяется на несколько типов:

  1. Канон. Включает в себя несколько голосов, которые играют одну мелодию, но вступают на первый план по очереди.
  2. Инвенция. Инструментальное произведение, состоящее из двух или трёх голосов. Обычно оно имеет небольшой объём и написано по технике имитации.
  3. Фуга. Это многоголосная полифония. Вся мелодия повторяется одновременно во всех голосах. Считается наиболее сложным типом имитационной полифонии.

Также существует ещё разновидность, которая называется фугетта. Это упрощённая фуга, предназначенная для фортепиано или органа.

Штрихи и форма

Одним из важнейших инструментов выразительности в музыке являются штрихи. Это средство, с помощью которого музыкант может понять манеру исполнения. Это определяет характер произведения. Музыкальные штрихи подразделяются на такие виды:

  1. Legato. Инструмент должен издавать мягкие и плавные звуки. То есть человеку нужно играть мягко.
  2. Staccato. Звуки следует извлекать резко. Данный штрих в записи обозначается точкой, расположенной сверху или снизу ноты. Каждое извлечение должно быть коротким, похожим на маленькие толчки. При этом ставиться акцент на промежуток между звуками.
  3. Non legato. Каждое извлечение должно немного акцентироваться. Это что-то среднее между Legato и Staccato. Нужно стараться сделать так, чтобы звуки подчёркивались и слышались отчётливо, но были мягкими.

Последовательность отдельных частей, из которых состоит мелодия, называется формой музыкального произведения. Она подразделяется на сюиту, рондо, сонатное аллегро, сонатно-симфонический цикл, куплетную, трёхчастную или двухчастную форму.

Наиболее простой формой является период. В нём слушатель отчётливо понимает, что мысль завершена. Период разделяется на предложения, а они - на фразы.

Также существует мотив. В музыкальной речи это самый маленький элемент.

При исполнении произведения музыкант выделяет отдельные мысли, фразы и предложения. Это уже называется фразировкой. Данное средство является частью формы. Оно предполагает, что во фразах есть кульминации.

Читайте также: