Высотное положение лада это

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 04.10.2024

Тональности

Для практического использования лада необходимо задать его высотное положение. Высотное положение лада называется тональностью. Название любой тональности однозначно определяется названием звука тоники, ладовым наклонением (мажор или минор) и видом (натуральный, гармонический и мелодический). В качестве примера ниже показаны основные виды до-мажора и ля-минора

Рис. 1. Виды мажорных ладов от ноты до

Рис. 2. Виды минорных ладов от ноты ля

В музыке часто приходится определять тональность и её ступени. Для этого вначале нужно найти тонику заданной или выбранной тональности, а затем при помощи знания интервального строения лада и альтерированных ступеней (повышенных или пониженных) определить все ступени. В целях упрощения этой работы воспользуемся визуальными подсказками.

Если посмотреть на клавиатуру фортепиано, то все белые клавиши от клавиши до будут ступенями натурального мажорного лада, а все белые клавиши от ля ступенями натурального минорного лада.

В мелодических тональностях нужно изменить высоту у двух соседних ступеней. Это могут быть только VI и VII ступени, так как попытка изменить что-то в ступенях с I по V приведёт к нарушению определения, в котором говорится, что I, III и V ступени образуют мажорное или минорное трезвучие. В какую сторону изменять высоту? Будем отталкиваться от противного, и отбросим невозможные ситуации.

Посмотрите на клавиши до-мажорной тональности. Если обе ступени повысить, то тогда седьмая повышенная ступень станет си-диезом, что приведёт к образованию лада, состоящего из 6 ступеней:

до - ре- ми - фа - соль - ля.

То, что названий ступеней семь роли не играет, так как количество ступеней определяется тем, что в семиступенных ладах должно быть 7 разных звуков, а здесь разных звуков только 6. Значит, нужно понизить IV и VII ступени для получения мелодического мажора.

Аналогичные рассуждения будут и для получения мелодического минора. Посмотрите на ступени натурального ля-минора. Если понизить обе ступени IV и VII, то это приведёт к образованию лада из 6 ступеней:

ля - си - до - ре - ми - соль

Значит, нужно эти ступени повысить.

Для получения гармонических видов нужно принять во внимание тот факт, в них существует интервал увеличенной секунды (1,5 тона). Этот интервал может быть только между VI и VII ступенью, так как остальные ступени мы трогать не можем по определению ладов. Посмотрим на клавиши тональности до-мажор. Изменение высоты VII ступени не даст возможность получить интервал в полтора тона (если её повысит, то получится лад из 6 ступеней). Значит, нужно понизить шестую ступень. Аналогичные рассуждения приводят к тому, что для получения гармонического минора нужно повысить седьмую ступень.

Подведём небольшой итог. В системе лада звук приобретает новые характеристики степень устойчивости и функциональность. Сам лад входит в систему строя, а строй в систему звукоряда.

Рис. 3. Взаимосвязь между звуком и окружающими его системами

Взаимосвязь тональностей

От 12 хроматических ступеней октавы можно построить большое количество мажорных и минорных тональностей. На практике ограничиваются 15 мажорными и 15 минорными тональностями, руководствуясь принципом разумности. Зачем что-то усложнять, если то же самое можно сделать просто? Никто не запрещает, например, использовать тональность си-диез-мажор.

Рис. 4. Тональность си-диез-мажор

Попробуйте сыграть эту гамму (крестики перед ступенями - дубль-диез повышение на 1 тон). Непросто? А на самом деле это тональность до-мажор. В до-мажоре нет знаков при ключе, а в тональности си-диез-мажор их будет двенадцать.

Как научиться строить любую тональность без их заучивания? Для этого достаточно помнить интервальное строение ладов, а также изменения ступеней для получения основных видов, поcле чего ступени тональности можно найти путём расчёта. Если хочется (или нужно) выполнять эту операцию быстрее, то придётся запомнить дополнительную информацию. Во-первых, нужно запомнить порядок следования знаков при ключе.

Диезы следуют в таком порядке:

Бемоли следуют в таком порядке:

После этого находим закономерность. Тоника мажорной тональности определяется по последнему диезу, повышенному на полтона. Например, перечисляем диезы:

Последний диез ре. Повышаем его на полтона и получаем звук ми. Значит, данная тональность это ми-мажор.

Для определения мажорной тональности с бемолями можно либо определить её по предпоследнему бемолю (если он есть, конечно), либо от последнего бемоля отложить вниз интервал кварты. Например, бемоли си и ми. Предпоследний бемоль си. Значит, тональность си-бемоль мажор. Или от последнего бемоля ми откладываем вниз кварту,. Получится звук си-бемоль.

Теперь попробуем найти тональности и определить знаки визуальным способом.

Пример 1. Требуется построить тональность ми-мажор и определить знаки для неё. Вспомним, что мажорный лад это белые клавиши от до. Мысленно представим их расположение, откуда получаем тоновое строение т-т-п-т-т-т-п. Применяем это строение от ноты ми:

т т п т т т п
ми фа-диез соль-диез ля си до-диез ре-диез ми

В тональности ми-мажор четыре диеза: фа, до, соль, ре.

Пример 2. Требуется построить тональность ми-минор. Мысленно вспоминаем минорную тональность от клавиши ля и их тоновое строение.

т п т т п т т
ми фа-диез соль ля си до ре ми

В тональности ми-минор один знак - фа-диез. Почему фа-диез, а не соль-бемоль? Потому что в последнем случае получится следующее:

т п т т п т т
ми соль-бемоль соль ля си до ре ми

Вместо семи ступеней используется шесть ступеней (пропущена фа) или в диатоническом ладу не может быть хроматики, а она тут есть соль-бемоль – соль.

Минорные тональности можно определять при помощи мажорных тональностей. Для этого используется понятие параллельных тональностей. Параллельные тональности это парные тональности мажора и минора, имеющие идентичные ключевые знаки. Тоника параллельного минора расположена на полтора тона (на малую терцию) ниже тоники мажора.

Пример 3. Что есть соль-минор? Откладываем малую терцию вверх и определяем тональность си-бемоль мажор. Откладываем кварту вверх и находим ми-бемоль. Вспоминаем последовательность бемолей си-ми-ля-ре-соль-до-фа и находим все бемоли, которые идут до ми-бемоль включительно. Это си и ми. Значит, в соль-миноре два бемоля си и ми. Для проверки можно посмотреть тоновое строение.

12 мажорных тональностей, построенных от каждой ступени равномерно-темперированного строя немало. Зачем нужно столько мажорных тональностей? С точки зрения интервального строения все мажорные лады одинаковые и имеют одинаковый интервальный состав (т-т-п-т-т-т-п). А вот с точки зрения характера звучания один мажорный лад отличается от другого мажорного лада. Проверить это просто, используя формулу для определения частот ступеней в равномерно темперированном строе F=440*2 i/12 . Давайте определим, какой диапазон частот заключен в одном тоне между ступенями первой октавы ля и си, до и ре. В первом случае 440*2 0/12 - 440*2 1/12 = 53,8833 Гц, а во втором 440*2 -9/12 - 440*2 -7/12 = 32,0392 Гц. Разница видна невооруженным взглядом. На практике это означает то, что песня в одной мажорной тональности будет звучать ярче, чем в другой мажорной тональности. Это как с оттенками цвета. Есть красный цвет, но вместе с ним существуют оттенки красного, которые могут быть менее яркими и насыщенными.

Тоже самое можно сказать о любых тональностях. Переход в другую тональность при транспонировании не изменяет гармонию, но приводит к изменению окраски и характера звучания композиции. Проверить это можно путем сравнения звучания midi-файла в разных тональностях.

Высотное положение лада это

Стремясь постичь ответ на вопрос: что же такое музыка? - люди придумали тучи описательных, конструктивных и практических музыкальных дисциплин. Все они в какой-то мере отдаляют или приближают к пониманию музыки, этой совершенно неуловимой, всегда многозначной и мистической "сущности".

Тем не менее, эти дисциплины позволяют сформировать на начальном этапе (в школе) - некую общность людей с одинаковым взглядом на музыкальный мир, общность любителей определённых музыкальных произведений, давно ставших популярными.

На следующем этапе (уже в профессиональном музыкальном заведении - колледже) - даётся минимум профессиональных навыков, без которых невозможно назвать себя музыкальным профессионалом хотя бы в самой маленькой степени. Это ставшие неоспоримыми сведения в строго определённой музыкальной сфере.

Консерватории (или музыкальные академии) дают более широкий взгляд на музыкальное искусство, более профессиональные навыки, хотя от объёма мировых музыкальных знаний, естественно, это не более 1 процента. Музыкальные традиции имеют очень сильное различие в разных странах и культурах.

Мы изучаем лишь музыкальные традиции Западной Европы и России. Кое-что знаем о народной музыке бывших стран СНГ. Всё это: конкретные жанры, определённые формы, определённый музыкальный строй, определённый муз. язык, музыкальное содержание, отвечающее определённой культуре, определённые музыкальные инструменты, определённая манера пения.

На нашем сайте вы найдете много статей и упражнений по изучению музыкально-теоретических предметов, таких как сольфеджио (напетые номера и аудио-диктанты), теория, анализ, гармония, полифония, музыкальная литература (жанры музыки и разборы музыкальных произведений).

СОЛЬМИЗА́ЦИЯ (от названия звуков соль и ми) — пение мелодий со слоговыми названиями звуков.

СОЛЬФЕДЖИО, сольфеджо (итал. solfeggio — от названия музыкальных звуков соль и фа): — 1) то же, что и сольмизация. 2) Учебная дисциплина, предназначенная для развития слуха музыкального и музыкальной памяти. Включает сольфеджирование (одно- или многоголосное пение с произнесением названий звуков), диктант музыкальный, анализ на слух. 3) Сборники упражнений для одно- или многогол. сольфеджирования или анализа на слух. 4) Специальные вокальные упражнения для развития голоса.

Напетые номера по учебнику "СОЛЬФЕДЖИО". Часть первая. Одноголосие. Составители: Борис Калмыков и Григорий Фридкин. Все напетые 94 номера.



ТЕОРИЯ МУЗЫКИ в музык. школе, или предмет "Элементарная теория музыки" в музыкальных училищах является составной частью профессиональной подготовки учащихся, сосредоточивает в себе элементарные сведения из курсов гармонии, полифонии, анализа музыкальных произведений, инструментоведения.


МУЗЫКАЛЬНЫЙ
ДИКТАНТ для муз. школы и для муз. колледжа на 1, 2, 3 и 4 голоса (одна из форм работы на сольфеджио) — запись по слуху одно-, двух-, трёх.- и четырёхголосных музыкальных построений. Один из приёмов развития музыкального слуха. Диктант музыкальный прослушивается в исполнении голосом, на фортепиано или другом инструменте, после чего записывается нотами. Диктант музыкальный требует осмысления элементов лада, гармонии, голосоведения, ритма, музыкальной формы (в так называемом тембровом Диктанте — также инструментовки). Подбор на фортепиано (мелодия с аккордами). Музыкальная игра на развитие абсолютного слуха. Как писать музыкальные диктанты.

АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫЙ — музыкально-теоретическая дисциплина, изучающая строение музыкального произведения. В музыковедении сложилась традиция рассматривать музыкальное произведение как особую художественную систему, содержательное целое, в котором объединены, соподчинены, композиционно оформлены и взаимодействуют различные музыкально-выразительные средства — элементы, стороны музыкального произведения. Каждый из этих элементов (мелодия, гармония, контрапункт и т. п.) может стать предметом специального аналитического исследования (анализ гармонический, полифонический, ритмический, анализ формы и так далее). Взаимодействие всех сторон (звуковой, интонационной, композиционной) музыкального произведения изучает так называемый целостный Анализ музыкальный: произведение рассматривается в единстве содержания и формы, теоретических и исторических ракурсов, объективного изучения и эстетической оценки, как художественное целое, зависящее от композиторского замысла, исполнительской интерпретации и направленности на слушателя. В вокальной музыке анализируется также соотношение собственно музыкальных средств и словесного текста.

ГАРМОНИЯ (греч. — связь, порядок; строй, лад; слаженность, соразмерность, стройность). Термин «Гармония» в музыке включает ряд значений: приятная для слуха слаженность звуков; объединение звуков в созвучия и их закономерное последование; Гармонией также называется научная и учебно-практическая дисциплина, изучающая звуковысотную организацию музыки, созвучия и их связи. Понятие Гармония применяется для характеристики высотной системы, аккордики, тональных (ладовых) функций и т. п., конкретного музыкального стиля (напр., «гармония барокко», «гармония Прокофьева»), а также в значении «аккорд», «созвучие».

РЕШЕБНИКИ ПО ГАРМОНИИ — возможные варианты решения задач по музыкальной гармонии.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА — так обычно называют все музыкальные произведения в их совокупности: произведения, созданные различными композиторами в разных странах. Термин этот употребляется так же, как, например, "специальная литература", "справочная литература", "научная литература". Существует и другое значение этого термина: так называется предмет, вернее, учебная дисциплина, которую изучают в старших классах музыкальных школ и в музыкальных училищах. В программу музыкальной литературы входят биографии крупнейших композиторов, отечественных и зарубежных, знакомство с их творчеством, а также подробное изучение отдельных наиболее известных, наиболее важных сочинений. Разбор музыкальных произведений. Жанры музыки. Биографии композиторов-классиков.

Тональность

На прошлом уроке мы познакомились с особенностями мажорного лада.

Теперь пришла пора поговорить о тональности. Необходимо различать понятия лада и тональности. Вы уже осведомлены о том, что ладов в музыке имеется великое множество, но тональными звукорядами могут быть только мажорные и минорные лады. Именно эти лады в их натуральном виде и составляют весь круг мажорных и минорных тональностей.

Давайте определим, что же такое тональность. Тональность - это мажорный или минорный лад от конкретного звука. Этим конкретным звуком, как вы уже догадались, является тоника, или I ступень лада, и именно она определяет название тональности. В XVII-XIX веках в мире музыки господствовали мажор и минор, но в XX веке появляется множество старинных ладов, а также ладов новых, искуственных. Это обстоятельство существенно расширило выразительные возможности музыкального языка. Рок-музыка также не прошла мимо новообретённых ладов: многие серьёзные рок-музыканты эффективно используют ладовое многообразие, открывшееся музыкантам в XX веке.

Вторая "школьная" формулировка гласит: тональность - это высотное положение лада. Давайте разбираться. В темперированной системе (а мы никуда от неё уходить пока не собираемся) октава включает в себя 12 звуков, а нот, благодаря альтерации, гораздо больше). Вспомните, что такое энгармонизм. От каждого звука мы можем построить мажорный звукоряд. Для этого нам нужно принять за тонику любую ноту (скажем, ре) и построить от неё семиступенный звукоряд, структурная формула которого вам уже хорошо известна: два тона-полутон-три тона-полу тон. Новый звукоряд окажется выше уже известного нам до-мажорного звукоряда на большую секунду (б. 2). Эти лады будут находиться на разной высоте. Не правда ли, теперь становится более понятной формула: тональность - это высотное положение лада?


Перед нами возникает вопрос: сколько же всего имеется мажорных звукорядов? Логика подсказывает: двенадцать. Ведь звуков в темперированной октаве именно столько. Но, увы, это не так. Однако для того, чтобы это понять и узнать их количество, нам надо немного потрудиться. Давайте построим несколько мажорных звукорядов. Начнём со звукоряда от ноты соль. Напоминаем вам, что строить звукоряд мы будем по формуле мажорного лада.

Итак, сначала мы записываем ноты звукоряда вверх от соль первой октавы до соль второй октавы. Затем считаем интервалы между звуками. От ноты соль до ноты ля - 1 тон, от ля до си - тоже тон. От си до до - полутон. Пока мы не отступаем от формулы: два тона-полутон. Далее, от ноты до до ре - тон, от ре до ми - тоже тон, а от ми до фа (внимание!) - полутон. Но по формуле мажора здесь должен быть тон. Как сделать тон из полутона? Правильно, надо расширить интервал с помощью диеза. Ставим его перед фа. Теперь между ми и фа-диезом - тон. Что и требовалось. Остаётся один промежуток: между фа-диезом и соль. Это полутон, как и следует по нашей формуле. Что же мы сделали? Мы написали звукоряд от ноты соль. Этот звукоряд можно определённо назвать соль-мажорным, потому что мы строили его по формуле мажора. Поздравляю вас с удачно построенным натуральным звукорядом тональности Соль мажор\ В отличие от до-мажорного звукоряда, в котором нет ни одного знака альтерации, в соль-мажорном звукоряде появляется фа-диез. Этот случайный (неслучайный) знак всегда находится в звукоряде тональности Соль мажор. Поэтому мы его повышаем в должности: переводим из разряда случайных знаков в разряд знаков ключевых и ставим его справа от ключа. Тут его законное место. Теперь этот знак становится эмблемой тональности, признаком, по которому мы определяем тональность как Соль мажор. Запомним, что в этой тональности при ключе всегда будет выставлен фа-диез.


Традиционно названия мажорных тональностей складываются из прописной латинской буквы, соответствующей тонике, и слога дур (лат. сокр. dur от durus - твёрдый). Например: Cdur-До мажор, D dur - Ре мажор, Е dur - Ми мажор и т.д. Надо сказать, что и мажорный лад, и мажорный аккорд действительно звучат достаточно твёрдо.

Названия минорных тональностей производятся с помощью строчной латинской буквы и слога моль (лат. сокр. moll от mollis - мягкий). Например: с moll - до минор, d moll - ре минор, е moll -ми минор и т. д. Очевидно, что минор действительно звучит гораздо мягче, чем мажор. Образно выража­ясь, можно сказать, что мажор олицетворяет мужское начало, а минор - женское. Своего рода "ян" и "инь".

А теперь ваше задание. Постройте мажорные звукоряды от следующих нот, и вы получите звукоряды соответствующих тональностей (см. в скобках): ре (D dur), ля (A dur), ми (Е dur), си (Н dur), фа-диез (Fis dur), до-диез (Cis dur). Далее постройте мажорные звукоряды от следующих нот: фа (F dur), си-бемоль (В dur), ми-бемоль (Es dur), ля-бемоль (As dur), ре-бемоль (Des dur), соль-бемоль (Ges dur) и до-бемоль (Ces dur). При построении звукорядов сначала прописывайте ноты от нижней до верхней тоники, а затем подсчитывайте тоны-полутоны.

Построили? Сколько у вас получилось тональностей? Четырнадцать вместе с Соль мажором? А если добавить сюда До мажор, то всего получится 15 мажорных тональностей. Так-то. Запомните это.

Итак, вы выполнили задание. Теперь его можно проверить, сравнив с мажорными звукорядами кварто-квинтового круга. Если вы ошиблись, не переживайте, ошибки - наши лучшие друзья. Они вдохновляют нас на новые попытки и дают нам возможность ощутить радость преодоления и косного учебного материала, и самих себя: нашей лени, уныния и сонливости.

Тональность

Используя слово тональнось в первом из указанных смыслов, мы можем сказать: "Данное произведение имеет тональность такую-то" (до мажор, ми минор и т.п.). Таким образом мы скажем, какую именно тональность имеет данное произведение.

Используя слово тональность во втором смысле, можно сказать: "Данное произведение имеет тональность". Такое утверждение может быть ответом на вопрос: Тона́льно ли данное произведение? Т.е. применимо ли к произведению понятие тональности в первом смысле (а возможно и тона), или же оно атона́льно? Здесь синонимом будет: "Данное произведение - тонально".

Содержание

Некоторые определения

Тональностью, параллельной данной называеся тональность, имеющая то же число ключевых знаков (диезов или бемолей), что и данная. В паре параллельных тональностей одна является мажорной (часто вместо мажорная тональнось говорят просто мажор), а другая минорной (параллельный минор). Параллельные друг другу минор и мажор отличаются на две ступени: минор, параллельный данному мажору строится на его шестой ступени (которая является тоникой этого минора); мажор, параллельный данному минору строится, соответственно, на его третьей ступени.

Энгармоничными друг другу называются тональности, состоящие из одних и тех же звуков, и сами по себе (вне отношения с другими тональностями) являющиеся одним и тем же, но называемые и обозначаемые на письме по-разному. Энгармоничны друг другу, например, Соль-бемоль мажор и Фа-диез мажор, или ми-бемоль минор и ре-диез минор.

Обозначения

В следующей таблице показаны обозначения тональностей. Мажорные и минорные тональности расположены в порядке кварто-квинтового круга, после каждого мажора идёт параллельный ему минор. Тональности идут от бемольных к диезным, поэтому в последней графе для верхней части таблицы указано число бемолей, а для нижней - диезов. Первые шесть тональностей в таблице соответственно энгармоничны последним шести.

Таблица тональностей и их обозначений
Русское название Принятое в теории музыки немецкое Английское Количество ключевых знаков (диезов или бемолей)
До-бемоль мажор Ces-dur C-flat major 7
ля-бемоль минор as-moll A-flat minor 7
Соль-бемоль мажор Ges-dur G-flat major 6
ми-бемоль минор es-moll E-flat minor 6
Ре-бемоль мажор Des-dur D-flat major 5
си-бемоль минор b-moll B-flat minor 5
Ля-бемоль мажор As-dur A-flat major 4
фа минор f-moll F minor 4
Ми-бемоль мажор Es-dur E-flat major 3
до минор c-moll C minor 3
Си-бемоль мажор B-dur B-flat major 2
соль минор g-moll G minor 2
Фа мажор F-dur F major 1
ре минор d-moll D minor 1
До мажор C-dur C major 0
ля минор a-moll A minor 0
Соль мажор G-dur G major 1
ми минор e-moll E minor 1
Ре мажор D-dur D major 2
си минор h-moll B minor 2
Ля мажор A-dur A major 3
фа-диез минор fis-moll F-sharp minor 3
Ми мажор E-dur E major 4
до-диез минор cis-moll C-sharp minor 4
Си мажор H-dur B major 5
соль-диез минор gis-moll G-sharp minor 5
Фа-диез мажор Fis-dur F-sharp major 6
ре-диез минор dis-moll D-sharp minor 6
До-диез мажор Cis-dur C-sharp major 7
ля-диез минор as-moll A-sharp minor 7

Традиционо для ноты си используется латинская буква H, что отражено в классическом немецком обозначении, но в современной практике для си используется латинское B. В случае, когда звук си обозначается как H, для си-бемоль используется буква B. В варианте когда B используется для си , буква H не используется.

Иногда встречающееся "английское" обозначение H minor (H major) для си минора (мажора), видимо, следует считать не вполне корректным, поскольку тогда для обозначения си-бемоль минора (мажора) по-видимому должно использоваться B minor (B major), но это английское обозначение - для си, и это вызвало бы неразрешимую путаницу.

Французские названия тональностей особых сложностей не вызывают: ré mineur, mi bémol majeur, fa dièse mineur и т.п. Особенноcть здесь есть в том, что звук до нередко обозначается как ut: ut mineur - до минор, ut dièse majeur - до-диез мажор и т.д.

Родство тональностей

Родством тональностей называется соотношение двух тональностей, определяемое количеством и значением общих аккордов (то есть аккордов, состоящих из звуков, которые встречаются в обеих тональностях). Родство тональностей определяется количеством общих звуков. Чем больше общих звуков, тем ближе друг к другу тональности. Существует четыре [1] степени родства тональностей:

  • В первой степени родства находятся тональности, тонические трезвучия которых принадлежат к числу общих аккордов.

Каждая тональность имеет шесть тональностей первой степени родства. Для каждой тональности к первой степени родства относятся следующие тональности:

1. параллельная данной

2. натуральной доминанты

3. ей (последней) параллельная

4. натуральной субдоминанты

5. параллельная ей

6. минорной субдоминанты в случае мажора и мажорной доминанты для минора

Степень родства тональностей обусловливает возможность и характер модуляции.

Соотношение тональностей

В мажорно-минорной музыке тональности многообразно и сложно взаимодействуют. Нижеследующие отношения тональностей закреплены терминологически:

Общая характеристика

Для гармонической тональности типичны регулярные («метричные») смены местных гармонических центров, не отменяющих центрального тяготения, а наоборот интенсифицирующих его. Для формирования тонального чувства большое значение имеет музыкальный метр и метрическая экстраполяция [2] в форме.

Категории и функции тональных ладов

Основные категории тональных ладов (на примере гармонической тональности):

  • тяготение [4] ;
  • звукоряд (мажорный, минорный) [5] ; ; ; .

Функции тональных ладов:

    (центральный элемент системы); ; ; и субмедианта;
  • двойная доминанта и др. побочные функции.

Состояния тональности

В зависимости от комбинации указываемых индексами критериев тональности отмечаются те или иные состояния расширенной тональности. Некоторым из них (вследствие их характерности) присвоены особые названия:

Примечания

Литература

Ссылки

  • Теория музыки
  • Музыкальные термины

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Тональность" в других словарях:

тональность — и, ж. tonalité f. 1. спец. Конкретная высота звуков гаммы, определяемая положением главного тона. БАС 1. Та или иная гамма, лежащая в основе данного музыкального произведения. Тональность до мажор. Т. си бемоль минор. Переход из одной тональности … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ТОНАЛЬНОСТЬ — (музыкальное), в европейской классической музыке высотное положение лада (ладотональность). В обозначении тона указывается высота основного тона (тоники) и лад, помещенный на эту высоту (например, до мажор, ля минор) … Современная энциклопедия

тональность — сущ., кол во синонимов: 35 • высота (35) • до диез мажор (1) • до диез минор (1) • … Словарь синонимов

Тональность — (музыкальное), в европейской классической музыке высотное положение лада (ладотональность). В обозначении тона указывается высота основного тона (тоники) и лад, помещенный на эту высоту (например, до мажор, ля минор). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Что такое тональность?

что такое тональность

Выясним сегодня, что такое тональность. Нетерпеливым читателям говорю сразу: тональность – это закрепление положения музыкального лада за определёнными по высоте звучания музыкальными тонами, привязка к конкретному участку музыкального звукоряда. Дальше же не поленитесь разобраться основательно.

Слово «тональность» вы наверняка уже слышали, правда? На неудобную тональность иногда жалуются певцы, прося поднять или опустить высоту песни. Ну, кто-то, может быть, слышал это слово от водителей авто, которые тональностью называют звук работающего двигателя. Скажем, набираем мы скорость, и сразу чувствуем, что шум двигателя становится более пронзительным – изменяет свою тональность. Наконец, назову то, с чем уж точно каждый из вас сталкивался – это разговор на повышенных тонах (человек просто стал орать поменял «тональность» своей речи и эффект сразу все почувствовали).

Теперь вернёмся с вами к нашему определению. Итак, тональностью мы называем высотное положение музыкального лада . О том, что такое лады и об их устройстве, подробно написано в статье «Что такое лад». Напомню, что самые распространённые в музыке лады – это мажор и минор, состоят они из семи ступеней, главной из которых является первая (так называемая тоника).

Тоника и лад – два важнейших измерения тональности

О том, что такое тональность, представление вы получили, теперь перейдём к компонентам тональности. Для любой тональности решающее значение имеют два свойства – её тоника и её лад. Рекомендую запомнить следующее положение: тональность равно тоника плюс лад.

тональность равно тоника плюс лад

Это правило можно соотнести, например, с названием тональностей, которые предстают в таком виде: фа мажор, ля-бемоль мажор, си минор, до-диез минор и т.п. То есть название тональности отражает, что какой-то из звуков стал центром, тоникой (первой ступенью) одного из ладов (мажора или минора).

Ключевые знаки в тональностях

Выбор той или иной тональности для записи музыкального произведения определяет, какие знаки будут выставлены при ключе. Появление ключевых знаков – диезов и бемолей – связано с тем, что на основе заданной тоники вырастает лад, который регулирует расстояние между ступенями (расстояние в полутонах и тонах) и который заставляет одни ступени понижаться, другие же, напротив, повышаться.

Для сравнения предлагаю вам 7 мажорных и 7 минорных тональностей, в качестве тоник которых взяты основные ступени (по белым клавишам). Сравните, например, тональности до мажор и до минор, сколько знаков в ре мажоре и какие ключевые знаки в ре миноре и т.д.

ключевые знаки в одноименных тональностях

Итак, вы видите, что ключевые знаки в ля мажоре – это три диеза (фа, до и соль), а в ля миноре знаков нет; ми мажор – тональность с четырьмя диезами (фа, до, соль и ре), а в ми миноре всего один диез при ключе. Всё это потому, что в миноре по сравнению с мажором низкие третья, шестая и седьмая ступени – своего рода индикаторы лада.

Чтобы помнить какие ключевые знаки в тональностях и никогда не путаться в них, нужно освоить пару простых принципов. Подробнее об этом в статье «Как запомнить ключевые знаки». Прочитаете её и узнаете, например, о том, что диезы и бемоли при ключе записываются не как попало, а в определённом, легко запоминаемом порядке, и ещё о том, что этот самый порядок-то помогает мгновенно сориентироваться во всём многообразии тональностей…

Параллельные и одноимённые тональности

Пора узнать, что такое параллельные и что такое одноимённые тональности. С одноимёнными тональностями мы уже столкнулись, как раз когда сравнивали мажорные и минорные тональности.

Одноимённые тональности – это тональности, в которых одна и та же тоника, но разный лад. Например, си мажор и си минор, соль мажор и соль минор и т.п.

Параллельные тональности – это тональности, в которых одни и те же ключевые знаки, но разные тоники. Такие мы тоже видели: например, тональность до мажор без знаков и ля минор тоже, или, соль мажор с одним диезом и ми минор тоже с одним диезом, в фа мажоре один бемоль (си) и в ре миноре также один знак – си-бемоль.

Одноимённые и параллельные тональности всегда существуют в паре «мажор-минор». Для любой из тональностей можно назвать одноимённый и параллельный мажор или минор. С одноимёнными всё понятно, а вот с параллельными сейчас разберёмся.

Как найти параллельную тональность?

Тоника параллельного минора находится на шестой ступени мажорного лада, а тоника одноимённого мажора – на третьей ступени минора. Например, ищем параллельную тональность для ми мажора: шестая ступень в ми мажоре – нота до-диез, значит, тональность, параллельная ми мажору – до-диез минор. Еще пример: ищем параллель для фа минора – отсчитываем три ступени и получаем параллельный ля-бемоль мажор.

Есть и другой способ найти параллельную тональность. Действует правило: тоника параллельной тональности находится на малую терцию вниз (если ищем параллельный минор), или на малую терцию вверх (если ищем параллельный мажор). Что такое терция, как её строить и все остальные вопросы, связанные с интервалами, разбираются в статье «Музыкальные интервалы».

Подведём итог

В статье разбирались вопросы: что такое тональность, что такое параллельные и одноимённые тональности, какую роль играют тоника и лад, и как появляются ключевые знаки в тональностях.

В заключение – ещё одни интересный факт. Существует один музыкально-психологический феномен – так называемый цветной слух. Что такое цветной слух? Это форма абсолютного слуха, когда человек ассоциирует каждую тональность с каким-либо цветом. Цветным слухом обладали композиторы Н.А. Римский-Корсаков и А.Н. Скрябин. Быть может и вы обнаружите в себе эту удивительную способность.

Желаю успехов в дальнейшем изучении музыки. Оставляйте свои вопросы в комментариях. Сейчас предлагаю немного отдохнуть и посмотреть видео из фильма «Переписывая Бетховена» с гениальной музыкой 9-й симфонии композитора, тональность которой, кстати, уже знакомый вам ре минор.

«Переписывая Бетховена» – Симфония №9 (потрясающая музыка)

Мастерская Дары Лемпо

Здесь будет про термины, в основном. Не знаю, интересно ли это кому-то кроме меня, но меня зацепило. Я вообще люблю терминологию (зануда потому что :))

В прошлый раз остановились мы на том, что:

  • Человек слышит звуки от 30 Гц до 15−20 кГц, и это, вообще-то, непрерывный интервал.
  • Но чтобы было удобно делать музыку, мы из этого интервала выбираем какое-то множество значений.
  • Из-за свойств нашей слуховой системы мы различаем благозвучные (консонансные) и неблагозвучные (диссонансные) сочетания звуков. Так что мы хотим, чтобы при использовании того множества звуков, которое мы построили, консонансные сочетания звучали чаще.

Где-то на этом моменте мы приходим к понятиям лада, звукоряда, тональности и строя. У меня они все еще норовят перепутаться одно с другим.
Но попробуем разобраться.

В процессе разбирательств я столкнулась с тем, что в этих понятиях путаюсь не только я, но и учащиеся разных музыкальных образовательных заведений, и выпускники этих самых заведений, и опытные исполнители. До преподавателей не добралась. Короче, человека, который бы развеял мои сомнения и невежество, пока что не нашлось, поэтому пришлось разбираться самой.

Более того, я обнаружила что и в литературе по теме творится непонятно что. Книжки не считают нужным строго определять эти понятия. Ну, по крайней мере те книжки, которые я успела посмотреть, пока не закончилось мое терпение.
А когда оно закончилось, я взяла Музыкальный энциклопедический словарь и он внес некоторую ясность. Дальше будут цитаты из словаря с моими комментариями.

В процессе муз. интонирования происходит эстетич. упорядочивание звукового материала в стройные, согласные звуковые формы.

Это если словами из словаря подводить к понятию лада. По сути, краткий пересказ моего первого абзаца.

Хорошо, про лад вроде понятно. Что же такое звукоряд, который здесь упоминается?

И тоже вроде бы понятно! Прям счастье какое-то. Но есть еще тональность, про которую тоже нужно выяснить.

И вот еще осталось про строй.

Мне тут понятно все, кроме первого пункта. То есть высотная структура (которая более общее понятие, чем лад), обусловленная этническим-историческим колоритом? А еще в качестве примера для данного значения словарь приводит Пифагоров строй, а потом чистый строй и это как раз то, про что я хотела писать в следующий раз.

Гамма. Ступени лада

Звуки лада могут быть расположены по-разному, но наиболее простым, естественным и удобным (особенно при пропевании ладового звукоряда или исполнении его на одноголосном музыкальном инструменте) является расположение ступеней лада в виде гаммы.

Гаммой называется поступенное восходящее или нисходящее мелодическое движение в пределах октавы (от нижней тоники до верхней и наоборот).

Мажорный лад имеет три основные разновидности (каждая из них будет рассмотрена особо): натуральный мажор, гармонический мажор и мелодический мажop.

Гамма натурального мажора состоит из двух одинаковых тетрахордов*

[В буквальном смысле греческое слово «тетрахорд» означает: четыре струны; иными словами, это четыре расположенных подряд ступени диатонического звукоряда.] то есть мелодических четырехзвучий в объеме кварты, разделенных целым тоном (большой секундой).

Оба они строятся аналогично по схеме: тон + тон + полутон, но верхний тетрахорд начинается на большую секунду выше верхнего звука нижнего тетрахорда:

разделяющий тон


Таким образом, при восходящем движении гамма натурального мажора в целом будет иметь следующую интервально-тоновую структуру между ступенями лада: 1 + 1 + 1/2 (нижний тетрахорд) + 1 (разделяющий тон) + 1 + 1 + 1/2 тона (верхний тетрахорд) (то есть два тона — полутон — три тона — полутон).

гамма натурального мажора


Примечание: Здесь и далее в нотных примерах устойчивые звуки лада будут обозначаться белыми нотами, а неустойчивые — черными.

Все ступени лада имеют свои порядковые номера, соответствующие их высотному положению в ладе, и, кроме того, специальные наименования, отражающие их функциональное значение.

[Если функции главных ступеней лада (I, IV и V) будут, соответственно, обозначены буквами, то порядковые их номера цифрами уже не проставляются.] Ниже приводятся обозначения и названия ступеней лада по порядку их высотного расположения в гамме:

I ступень — называется тоникой, поскольку является примой (основным тоном) тонического трезвучия и определяет наименование самой тональности. В мажоре обозначается прописной (заглавной) буквой Т, в миноре — строчной буквой t;

II ступень — называется полунапряженным нисходящим вводным тоном, буквенного обозначения не имеет;

III ступень — называется медиантой, так как находится посредине между двумя другими устойчивыми звуками (I и V ступенями), и обозначается в мажоре прописной буквой М, в миноре — строчной буквой т;

IV ступень — называется субдоминантой (буквально — нижняя доминанта), так как отстоит от тоники тоже на квинту, но только вниз. Обозначается в мажоре (и мелодическом миноре) прописной буквой S, а в миноре и в гармоническом мажоре — строчной буквой s;

V ступень — называется доминантой, так как является наиболее высоким (по местоположению) из всех устойчивых звуков (от лат. dominans, что значит — возвышаться, господствовать). Обозначается в мажоре и гармоническом миноре прописной буквой D, а в натуральном миноре (и мелодическом мажоре) — строчной буквой d;

VI ступень — называется субмедиантой (то есть нижней медиантой), так как занимает серединное положение между субдоминантой и тоникой. Обозначается в мажоре заглавными (прописными) буквами SM, а в миноре — строчными буквами sm;

VII ступень — называется (в натуральном мажоре и гармоническом миноре) напряженным восходящим вводным тоном, буквенного обозначения не имеет.


Если расположить ступени лада по терцовому ряду таким образом, чтобы тоника оказалась в центре, а вводные звуки — по краям, то получится довольно наглядная и в целом симметричная картина, в которой все устойчивые ступени размещены выше тоники и вместе с ней образуют тоническое трезвучие.

Субдоминанта же, находясь на квинту ниже тоники, является как бы зеркальным отражением доминанты, а медианта и субмедианта занимают, соответственно, промежуточное положение между тоникой и доминантой — с одной стороны, и между тоникой и субдоминантой — с другой, как бы деля при этом расстояние между ними пополам.

Именно это обстоятельство и отражено в их названиях, близких к геометрическому понятию «медиана» (та есть линия, проведенная из какого-либо угла треугольника и делящая противоположную его сторону пополам).


С другой стороны, оказывается, что все устойчивые ступени лада с обеих сторон окружены неустойчивыми звуками, тяготеющими к ним с той или иной степенью интенсивности (в приводимом нотном примере тяготения указаны стрелками):


При этом всегда следует иметь в виду, что чем меньше будет интервал между сопряженными неустойчивым и устойчивым звуками, тем сильнее ощущается само тяготение*

[Аналогичное явление наблюдается в физике, когда при уменьшении расстояния между магнитом и каким-либо железным предметом сила притяжения возрастает.], поэтому особенной остротой и яркостью обладают в Ладе именно полутоновые тяготения.

Наиболее явственно это проявляется в восходящем полутоновом тяготении VII ступени натурального мажора (и гармонического минора), которая как бы «вводит» в тонику (отсюда и ее название — напряженный восходящий вводный тон).

Поэтому IV ступень в мажоре больше тяготеет вниз — к III ступени, нежели вверх к V ступени, от которой она отстоит на интервал большой секунды.


Полная система ладовых тяготений сопряженных ступеней в гамме натурального мажора выглядит следующим образом:


Все семь диатонических ступеней лада (в данном случае — мажорного) являются основными, а I, IV и V ступени, то есть тоника, субдоминанта и доминанта (обозначенные в приведенной выше схеме латинскими буквами) называются еще и главными ступенями лада.

Такое название они носят потому, что строящиеся на этих ступенях трезвучия отражают специфику лада, являясь, как и тоническое, мажорными трезвучиями.

Значение слова тональность

тон а льность, тональности, жен. (см. тон) (муз.). Та или иная гамма, лежащая в основе данного музыкального произведения. Тональность до мажор. Тональность си бемоль минор. Переход из одной тональности в другую называется модуляцией.

Словарь Ожегова

ТОНАЛЬНОСТЬ, и, ж. (спец.).

1. Высота звуков лада, определяемая положением главного тона (первой ступени гаммы).

2. Преобладающее сочетание тонов (в 4 знач.) в картине.

3. перен. Основная эмоциональная настроенность в художественном произведении. Оптимистическая т. стиха.

Словарь Ефремовой

  1. ж.
    1. Конкретная высота звуков гаммы, определяемая положением главного тона (в музыке).
    2. Характер звучания голоса, его тембровая окраска.
    3. перен. Эмоциональная настроенность музыкального произведения.
    1. Основной, преобладающий цвет, тон (2*), объединяющий отдельные цвета в картине (в живописи).
    2. перен. Эмоциональная настроенность картины.

    Энциклопедический словарь

    1. высотное положение лада (ладотональность). В обозначении тональности указывается основной тон (тоника) и ладовое наклонение (напр., до мажор, ля минор) .
    2. Ладовая структура, центральным элементом которой является консонирующее трезвучие (см. Мажор, Минор, Функции тональные). В широком смысле - лад, базирующийся на аккорде, в т. ч. на диссонансе в музыке 20 в.

    Большая Советская Энциклопедия

    (муз.), в русской терминологии высотное положение лада (собственно Т.), а также ладовая система на определённой высоте, то есть ладотональность. Термин применяется также для обозначения функциональной мажорно-минорной ладовой системы (см. Лад ). Обозначение Т. в мажорно-минорной системе складывается из высотного положения (по буквально системе ≈ с, а, fis, h или до, ля, фа-диез, си и др.) и лада (ладового наклонения ≈ Dur, moll, соответственно мажор, минор). В музыке 20 в., где однозначное определение ладового наклонения (Dur, moll) часто сомнительно или несущественно, применяется и обозначение Т. без указания лада. Например, Серенада in А (то есть с центром ля) Стравинского.

    Сущность Т. в классической мажорно-минорной системе ≈ создание устойчивой и логически-дифференцированной системы ладовых значений звуков и созвучий на той или иной высоте, подчинённых главенству одного звука или созвучия, по названию которого получает своё название и сама данная Т. Для Т. мажорно-минорного типа характерно ярко выраженное тяготение подчинённых звуков и созвучий к главному (общему или местному) тональному центру. В протяжённой музыкальной пьесе тяготение ощущается и в последовании тональностей (например, при последовании соль мажора и ре минора возникает тяготение к объединяющей их Т. более высокого порядка ≈ до мажору). Смена Т. называется модуляцией . Модуляционное движение создаёт связывающий всю пьесу тональный план. При этом обычно господствует одна Т.: по ней нередко обозначается и всё музыкальное произведение (например, фантазия и фуга соль минор для органа И. С. Баха, симфония до мажор Моцарта).

    Читайте также: