Взаимозаменяемость запчастей заз 968м

Обновлено: 05.07.2024

Взаимозаменяемость запчастей

Двигатель
1) Бензонасос от ВАЗ классики, на любой ЗАЗ с моторами 30, 40, 45л.с. Предпочтительно "Пекар"
2) Поршневые кольца от ВАЗ-2101, 2103 и т.д.
3) Сальники коленвала от задней ступицы Газели
4) Карбюраторы:
Карбюратор Вебер, Озон, Солекс (с переходником)
Карбюратор П-350 от пускача трактора ЮМЗ (под сомнением, требует уточнения)
5) Ремень вентелятора ГАЗ 21, 24, 2410, 31029 — 968; от мотокультиватора Мини-Нева ремень клиновый A(А) — 950 ГОСТ 1284.1-89 или аналогичный A-950 от с/г техники для 965;
6) Распределитель зажигания от Москвич-412 (нужно настроить центробежный регулятор)
7) Крышка прерывателя-распределителя зажигания от Москвич-412
8) Очень хорошо работают в «Запорожце» свечи от мотоцикла «Ява» ПАЛ 14-8, имеющие такие же калильное число и присоединительные размеры, как и свечи «Запорожца». По этим характеристикам можно использовать и другие свечи зарубежного производства.

Трасмиссия
1) Синхронизаторы от Москвич-408 на ЗАЗ с мотором 30 л.с.
2) ведомый диск сцепления ВАЗ 2109 (2108) (нужно подточить на неск. мм со стороны маховика)
3) графитный вкладыш выжимного подшипника сцепления — Москвич
4) внутренности РЦС- Москвич 412

Оптика
1) Фары целиком от ВАЗ-2101, Ikarus 280- 968; для 965 от ЯВЫ сатрушки 6 — ти вольтовой и с пазика (автобус времен СССР) и от Нисса (типа рафика).
2) Oтражатели фар от ГАЗ Волга (с подсветкой). Галоген/не галоген без разинцы.
3) Передние поворотники ОКА
4) Повторители поворотов от ГАЗ 24
5) Стекла задних фонарей от Таврии пикап (ЗАЗ-110557)

Электрика
1) Замок зажигания от ВАЗ-2101, ГАЗ 31029, ГАЗ 3110, ЗИЛ-130
2) Звуковой сигнал любой 12-ти вольтовый
3) Мотор стеклоочистителя от ВАЗ-2101
4) Подрулевой переключатель от ВАЗ-2101, ВАЗ-2121, лучше трехрычажный.
5) Бачок стеклоомывателя в сборе от ГАЗ 31029, ВАЗ-2101
6) Включатель стоп синала, ВАЗ
7) Кнопка "аварийки" ГАЗ 2410, 31029, ВАЗ классика
8) Прикуриватель — любой 12 В
9) Реле поворотов ГАЗ 2410, ГАЗ 3302
10) Выключатель стопаков (родной ВК 412)- ГАЗ 53

Кузов и салон
1) Внутренние ручки открывания дверей от ВАЗ-2101.
2) Внутренний уплотнитель двери от ВАЗ-2101.
3) Внутренние дверные ручки от Москвич-412 и от Таврии 1105.
4) Стеклоподъемник от ВАЗ-2101.
5) Руль от ЗАЗ Таврия, Таврия люкс
6) Пепельница в торпеду от ВАЗ-2101
7) Передние сидения от ВАЗ-2101
8) Заднее сидение от ВАЗ-2101
9) Плафон освещения салона от Москвич-412.
10) Уплотнители на дверь от 412 Москвича
11) Внешнее зеркало от ВАЗ-2101
12) Уплотнитель багажника от ВАЗ-2101.

Разное:
1) Крышка бензобака от ГАЗ Волга.
2) Коврик АКБ от ВАЗ, ГАЗ и прочего.
3) Резина до 175 R13.
4) Щетки стеклоочистителя от ВАЗ-2101
5) Борода для магнитолы: АЗЛК 2141, ГАЗ 31029(с доработками), ВАЗ 2105.

Вопрос знатокам) Что ещё добавить можно? Интересуют задние тормозные трубки и шланги с чего подходят?

Взаимозаменяемые аналоги запчастей ЗАЗ 968, ЗАЗ 965

ПИШИТЕ КТО ЧТО ЗНАЕТ О АНАЛОГАХ! Буду вносить в список!
Двигатель
1) Бензонасос от ВАЗ классики, на любой ЗАЗ с моторами 30, 40, 45л.с. Предпочтительно "Пекар"
2) Поршневые кольца от ВАЗ-2101, 2103 и т.д.
3) Сальники коленвала от задней ступицы Газели или Payen NK188
4) Карбюраторы:
Карбюратор Вебер, Озон, Солекс (с переходником)
Карбюратор П-350 от пускача трактора ЮМЗ (под сомнением, требует уточнения)
5) Ремень вентелятора ГАЗ 21, 24, 2410, 31029 — 968; от мотокультиватора Мини-Нева ремень клиновый A(А) — 950 ГОСТ 1284.1-89 или аналогичный A-950 от с/г техники для 965;
6) Распределитель зажигания от Москвич-412 (нужно настроить центробежный регулятор)
7) Крышка прерывателя-распределителя зажигания от Москвич-412
8) Очень хорошо работают в «Запорожце» свечи от мотоцикла «Ява» ПАЛ 14-8, имеющие такие же калильное число и при¬соединительные размеры, как и свечи «Запорожца». По этим характеристикам можно использовать и другие свечи зарубежного производства.
9) подшипник генератора — skf 62203-2rs1с3
10) Провод зажигания — BREMI 314/40
11) Бегунок распределителя зажигания — Beru 0300920123 (NVL123)
12) стартер, как СТ-350 родной.подходит от трактора На пусковом двигателе трактора ДТ-75М устанавливается стартер СТ-350 Б.различие в крепления на двигатель не 2 шпильки а два болта/

Трасмиссия
1) Синхронизаторы от Москвич-408 на ЗАЗ с мотором 30 л.с.
2) ведомый диск сцепления ВАЗ 2109 (2108) (нужно подточить на неск. мм со стороны маховика)- на 965 не подходит, проверял.
3) графитный вкладыш выжимного подшипника сцепления — Москвич
4) внутренности РЦС- Москвич 412
5) сальник перв.вала коробки — 12014828B 30x47x10
6) пыльник на КПП от НИВЫ
7) диск сцепления с Мазды — Exedy MZD004U.

Оптика
1) Фары целиком от ВАЗ-2101, Ikarus 280, Гольфа МК1, МК2 — 968; для 965 от ЯВЫ сатрушки 6 — ти вольтовой и с пазика (автобус времен СССР) и от Нисса (типа рафика), фары от мото иж юпитер 5
2) Oтражатели фар от ГАЗ Волга (с подсветкой). Галоген/не галоген без разинцы.
3) Передние поворотники ОКА, поворотники-подфарники — подфарники от ГАЗ-69 (приближенные к оригиналу), или повторители от ГАЗ-3306
4) Повторители поворотов от ГАЗ 24, Daewoo Matiz, Ваз 2101, Москвич 412.
5) Стекла задних фонарей от Таврии пикап (ЗАЗ-110557).
5) Фонарь 14.3717010-01 и его аналог 968M-3717010 выполняют функции освещения номерного знака. Устанавливаются на автомобили ЗАЗ-968М, ЗАЗ-1105, ЗАЗ-1103, ЗАЗ-110557, ЛиАЗ-677М, комбайны «Дон» и прицепы.

Электрика
1) Замок зажигания от ВАЗ-2101, ГАЗ 31029, ГАЗ 3110, ЗИЛ-130
2) Звуковой сигнал любой 12-ти вольтовый
3) Мотор стеклоочистителя от ВАЗ-2101
4) Подрулевой переключатель от ВАЗ-2101, ВАЗ-2121, лучше трехрычажный.
5) Бачок стеклоомывателя в сборе от ГАЗ 31029, ВАЗ-2101
6) Включатель стоп синала, ВАЗ
7) Кнопка "аварийки" ГАЗ 2410, 31029, ВАЗ классика
8) Прикуриватель — любой 12 В
9) Реле поворотов ГАЗ 2410, ГАЗ 3302
10) Выключатель стопаков (родной ВК 412)- ГАЗ 53
11) Плафон освещения салона 968 от ВАЗ классики
12) катушка — москвич 412
13) крышка распределителя зажигания — BERU VK268
14) бегунок nvl123

Кузов и салон
1) Внутренние ручки открывания дверей от ВАЗ-2101.
2) Внутренний уплотнитель двери от ВАЗ-2101.
3) Внутренние дверные ручки от Москвич-412 и от Таврии 1105.
4) Стеклоподъемник от ВАЗ-2101, "москвич-2140"
5) Руль от ЗАЗ Таврия, Таврия люкс, руль с переходником на нексию.
6) Пепельница в торпеду от ВАЗ-2101
7) Передние сидения от ВАЗ-2101
8) Заднее сидение от ВАЗ-2101
9) Плафон освещения салона от Москвич-412.
10) Уплотнители на дверь от 412 Москвича
11) Внешнее зеркало от ВАЗ-2101
12) Уплотнитель багажника, уплотнители лобового стекла от ВАЗ-2101.

Взаимозаменяемые (и не очень) детали

1 + Фары целиком от ВАЗ-2101, отражатели фар от ГАЗ Волга (с подсветкой). Галоген/не галоген без разинцы.
2 * ГТЦ от ВАЗ-2101, Fiat (нужны переходники, у меня родной ГТЦ был заводскими с переходниками).
3 + Крепление тормозных шлангов от ВАЗ-2101.
4 + Крестовина от ГАЗ,УАЗ,Газель.
5 + Внутренние ручки открывания дверей и стеклоподъемника от ВАЗ-2101.
6 * Внутренний уплотнитель двери от ВАЗ-2101 и от ВАЗ-2108 (хуже закрываются двери).
7 + Синхронизаторы от Москвич-408 на ЗАЗ с мотором 30 л.с.
8 + Крышка бензобака от ГАЗ Волга.
9 + Бензонасос от ВАЗ-2101, на любой ЗАЗ с моторами 30, 40, 45л.с.
10 + Коврик АКБ от ВАЗ, ГАЗ и прочего.
11 + Замок зажигания от ВАЗ-2101, аналогично контактная группа.
12 + Передний повторитель поворотов от ОКА. Для Оки выпуставются также белые стела.
13 * Звуковой сигнал от чего угодно, главное на 12В.
14 + Плафон освещения салона от Москвич-412.
15 + Внутренние дверные ручки от Москвич-412 и от Таврии 1105.
16 + Стеклоподъемник от передней двери ВАЗ-2101.
17 + Внешнее зеркало от ВАЗ-2101.
18 + Уплотнитель багажника от ВАЗ-2101.
19 + На родные диски любая резина до 175 R13.
20 + Руль от ЗАЗ-965,966,968, Москвич 407,423Н, ЗАЗ Таврия, Таврия люкс.
21 + Подрулевой переключатель от ВАЗ-2101, ВАЗ-2106, ВАЗ-2121, лучше трехрычажный. Идеально сочетается с рулем от Таврии
22 + Крышка прерывателя-распределителя зажигания от Москвич-412
23 * Распределитель зажигания контактный или бсеконтактный от Москвич-412 (нужно настроить центробежный и вакуумный регулятор)
24 + Включатель стоп синала ВК-412 (19.3720) от УАЗ, КамАЗ
25 + Бачок стеклоомывателя в сборе от ВАЗ-2101
26 + Мотор стеклоочистителя от ВАЗ-2101
27 + Щетки стеклоочистителя от ВАЗ-2101
28 + Пепельница в торпеду от ВАЗ-2101
29 * Передние сидения от ВАЗ-2101 (Он Нивы не встали, они уже)
30 * Заднее сидение от ВАЗ-2101
31 + Реле-регулятор от ВАЗ 83.3702 или 121.3702, каталожный номер 2101-3702000

К ЗАЗ 965А подходят:

Запчасти от других авто на «Запорожце»


Не секрет, что автомобильный двигатель «Запорожца» существенно отличается от моторов собратьев по Автопрому. Разница есть в дизайне и конструктивно. Но даже, несмотряна это, в «Запорожцах» «ЗАЗ-968» и«ЗАЗ-968М» естьузлыидетали, которые можно назвать общими или очень близкими по размерам и параметрам с аналогичными запчастями «Москвичей», «Жигулей», «Волг» и других отечественных авто. Так, устанавливаемые на «ЗАЗ-968» шины 155-13/6, 15-13 частенько можно встретить и на «Жигулях» ВАЗ-2101 и ВАЗ-21011. Ведь обод колеса позволяет монтировать шины болееширокие 6,45-13 и узкие: 6,00-13 или 5,60-13. А вот камеры для «Запорожца» подходят часто встречающиеся 6,15 (6,45)-13, именно такие применялись на «Москвичах» и «Жигулях». Ну а колпачки вентилей и золотники, естественно, для всех марок легковых авто идентичные.

Примерно такая же история и аккумуляторной батареей. На «Запорожцы» ставили аккумуляторы 6СТ-55, которыми комплектовались «Жигули» и «Москвичи». Конечно, в крайнем случае, на «Запорожец» можно поставить и аккумулятор с меньшей емкостью (к примеру, 6СТ-45), такие в свое время использовали наиболее ранних моделях «Запорожца» - ЗАЗ-965 и ЗАЗ-966, а еще на «Москвичах» «стареньких» моделей 402, 403, 407 и 408.

Много общего «Запорожец» имел с «Жигулями». Это и главный тормозной цилиндр, и унифицированный бензонасос, оптические элементы фар, плафон внутрисалонного освещения, поршневые компрессионные кольца. И к этому списку можно добавить, что передние сиденья «Запорожца» абсолютно идентичны с ВАЗ-21011.

С «Москвичей» на «Запорожец» тоже можно было применить многое – катушку зажигания, вкладыши шаровых шарниров управления рулем, конденсаторы (кстати, они подходят и для «Жигулей» тоже), бегунок, графитные вкладыши для выжимного подшипника сцепления, включатель заднего хода и втулки маятникового рычага.

Взаимозаменяемы крестовины с сальниками и подшипниками с аналогичными частями от УАЗа. От «Волги» на «Запорожец» можно позаимствовать ремень вентилятора и, с небольшой доработкой, втулки передних амортизаторов.

Кроме этого, в «Запорожце» очень хорошо себя зарекомендовали свечи ПАЛ 14-8 от чехословацкого мотоцикла «Ява». Они имеют такую же конструкцию, характеристики и присоединительные размеры, что и «родные» свечи «Запорожца». Поэтому, используя эти параметры можно подобрать у других производителей свечи на «Запорожец».

Взаимозаменяемость запчастей заз 968м


ИНСТРУКЦИЯ ЗАЗ 968 и ЗАЗ 968М

ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ УЗЛОВ И ДЕТАЛЕЙ С ДРУГИМИ АВТОМОБИЛЯМИ

Несмотря на существенное отличие “Запорожца” от других автомобилей, у него есть некоторые детали и узлы, которые являются общими или близкими по конструкции с аналогичными составными частями “Жигулей”, “Москвичей” и других отечественных машин классической компановки.

Шины, применяемые на “Запорожце-968” — 155—13/6, 15—13, довольно распространены на “Жигулях”. Ими оснащаются ВАЗ-2101 и ВАЗ-21011. Диаметр обода позволяет также монтировать на колесо более широкую шину 6,45—13 и более узкие 5,60—13 или 6,00—13.

Что касается камер, то для “Запорожца” годится наиболее распространенная 6,15 (6,45) — 13, применяемая для “Жигулей” и “Москвичей”. Естественно, что золотники и колпачки вентилей для всех легковых автомобилей одинаковы.

Такая же, как и для “Москвичей” и “Жигулей”, аккумуляторная батарея 6СТ-55. Можно в крайнем случае применять аккумулятор меньшей емкости (6СТ-45), который использовали в свое время на ЗАЗ-965, 966 и “Москвичах” 402, 403, 407 и 408.

С “Жигулями” унифицированы бензонасос, главный тормозной цилиндр, оптический элемент фары и передние сиденья (с ВАЗ-21011), плафон освещения салона, компрессионные кольца поршней, с “Москвичами” — катушка зажигания, конденсатор (с “Жигулями” тоже), бегунок, вкладыши шаровых шарниров рулевого управления, графитный вкладыш выжим-ного подшипника сцепления, втулки маятникового рычага, включатель заднего хода.

Крестовины с подшипниками и сальниками взаимозаменяемы с аналогичными деталями УАЗа.

Очень хорошо работают в “Запорожце” свечи от мотоцикла “Ява” ПАЛ 14-8, имеющие такие же калильное число и присоединительные размеры, как и свечи “Запорожца”. По этим характеристикам можно использовать и другие свечи зарубежного производства.

От “Волги” можно использовать вентиляторный ремень и втулки передних амортизаторов (с небольшой доработкой).

buzz968

Здесь у нас новые детальки. Клапаны, направляющие и колпачки — SM, пружины и тарелки вроде как оригинальные ВАЗовские.

Все восемь клапанов — выпускные 2101. Впускные от ВАЗа слишком велики, да и не нужно это: между тарелкой открытого клапана и стенкой камеры сгорания очень небольшой зазор, т.н. "мёртвая зона", создающая сопротивление проходу смеси в цилиндр. Установка чуть меньшего выпускного клапана на впуск расширяет эту щель и улучшает наполнение цилиндров. Клапан, правда, опирается на седло только краем фаски, но по опыту это работает.
Со втулками вообще интересная история. Внешний диаметр втулок 968 на несколько соток больше, чем у ремонтных ВАЗовских. Были даже опасения, что встанут в головки без нужного натяга. Купил оригинальные ВАЗовские — мало того, что размер оказался больше, чем нужно, так ещё и поверхность у них очень грубая, они плохо заходили и трескались под оправкой. Купил комплект немецких SM — размеры как раз что надо, поверхность чуть ли не полированная. Запрессовались отлично. Кстати, кто будет делать — желательно иметь два комплекта втулок на всякий случай, они хрупкие и при запрессовке можно случайно их поколоть. Если появилась даже маленькая трещинка в верхней части (где ставится маслосъёмный колпачок) — выбиваем и выбрасываем, толку от неё уже не будет.

Итак, втулки запрессованы. Впускные у Жигулей короткие, и в головке МеМЗа не торчат в канал — это очень хорошо.

Теперь появляется новая трудность. Так как заводские втулки разворачивались по месту, у многих отверстие под клапан не соосно внешней поверхности:

А сёдла обработаны уже по криво развёрнутым направляющим. Поэтому после установки новых, точно изготовленных втулок тарелки клапанов на сёдла не сядут всей поверхностью, и их будет не притереть. Так что запасаемся чем-нибудь для прирезки сёдел. 13к на фрезы Neway у меня не нашлось, так что купил вот такие за тысячу (для 2108. Для классики не надо брать — у них впуск больше):

Прирезал и притёр первое седло. На фото вроде заметно, что с одной стороны снялось больше металла. А ещё заметно, что завод не заморачивался фасками 30 и 60 градусов и хреначил только 45 (слева):

Когда я делал подобную замену в прошлый раз (на своём первом ЗАЗе), по задиру в головке, между телом головки и одной из направляющих, пошло масло в канал клапана — мотор жрал его и дымил. Чтобы перестраховаться от таких неприятностей и не разбирать всё во второй раз, заполнил стык втулок и головки под шайбой герметиком:

Нижние шайбы, кстати, оставил родные — они нормально расходятся со стопорными кольцами ВАЗовских втулок.
Ну вот, первый клапан собран:

А за ним и все остальные:

Колпачки на стержни выпускных клапанов, которые стояли с завода, ставить не нужно. У ТАЗоклапанов достаточная твёрдость и без них.
Верхние тарелки пружин ВАЗ почти такие же, как и МеМЗ, но их стоит поменять потому что они легче (слева ВАЗ):

Сухари можно оставить, они точь-в-точь такие же. Пружины менять обязательно — за десятки лет они "просели", к тому же у ВАЗа они изначально жёстче.

Первую голову собрал и проверил, не течёт.

Ну и те же операции — прирезка сёдел, притирка и сборка — со второй головой…

Устройство тормозных механизмов передних и задних колес автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»

Тормозные механизмы всех колес автомобиля ЗАЗ-968М (ЗАЗ-968М-005) «Запорожец» являются барабанными, имеют колодочный тип.

Тормозные колодки автомобиля — самоустанавливающиеся . Концы ребер колодок, профилированные по радиусу, опираются и выполняют скольжение по гладким поверхностям тыльных сторон колесных цилиндров передних колес, а у задних колес — по приливу корпуса подшипников. Применение самоустанавливающихся колодок упрощает саму конструкцию тормоза и улучшает при торможении центрирование. Фрикционные накладки колодок выполнены из особой азбокаучуковой массы, обеспечивающей высокий коэффициент трения (до 0,5) по чугунному тормозному барабану. Накладки приклеиваются к колодкам специальным клеем марки ВС-10Т и подвергаются термической обработке. Тормозные механизмы передних колес имеют самозаклинивающиеся «активные» переднюю и заднюю колодки. Это достигается использованием в тормозе двух цилиндров гидропривода, каждый из которых воздействует своим поршнем на свою колодку. Диаметр верхнего цилиндра равен 22 мм, а нижнего — 19 мм, что создает равномерность торможения и устраняет «скрип» тормозов.

Колодки 5 крепятся к щиту 8 тормозов переднего колеса специальными пружинами 4 и опираются на кронштейны, приваренные к щиту. Стягиваются колодки пружинами 3. Верхний тормозной цилиндр 2 и нижний 6 между собой соединены трубками 7. К штуцеру 1 верхнего цилиндра подводится гибкий шланг из магистрали, а нижний снабжен клапаном 13 для выпуска воздуха при прокачке системы.

Ввиду того, что щит тормоза автомобиля ЗАЗ-968М нагружен большим крутящим моментом, затяжку болтов крепления щита к поворотному кулаку, а также болтов крепления тормозных цилиндров следует производить особенно тщательно, с усилием 1,7—1,9 кгс·м, а затяжку болтов М12 — с усилием 6—6,5 кгс·м.

Тормозной механизм переднего колеса автомобиля ЗАЗ-968М Запорожец

Тормозной механизм переднего колеса автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»: 1 – Штуцер; 2 – Верхний колесный цилиндр тормоза; 3 – Пружина; 4 – Прижимная пружина колодки; 5 – Тормозная колодка; 6 – Нижний колесный цилиндр тормоза; 7 – Соединительная трубка; 8 – Щит переднего тормоза.

Тормозной барабан переднего колеса «Запорожца» сделан из ковкого чугуна и выполнен совместно со ступицей подшипников. Зазор между колодками и барабаном поддерживается постоянным специальным устройством, представляющим собой упорное разрезное кольцо 15, запрессованное в цилиндр с усилием 35—62 кгс·м. Прорезь кольца должна быть параллельной к плоскости щита тормоза. У кольца внутри имеется резьба прямоугольной формы, по которой в него ввертывается поршень 10 с уплотнительной манжетой 11. Ширина впадины резьбы кольца больше толщины нитки резьбы, находящейся на поршне. Поршень может перемещаться свободно относительно кольца в пределах размера А (2 мм). При торможении колодки передвигаются на величину зазора Б между колодкой и барабаном. При этом ход поршня Г меньше размера А. По мере износа накладки ход поршня Г становится равным размеру А, резьба поршня упирается в резьбу кольца, и эффективность торможения уменьшается. При этом ход педали тормоза увеличивается. Чтобы быстро восстановить нормальный ход педали и эффективность торможения следует на ровном сухом шоссе произвести пять-шесть резких торможений, перемещаясь со скоростью 30—35 км/ч вперед, а также сделать несколько резких торможений при движении задним ходом. При этом поршень своей резьбой резко сдвинет кольцо на величину В, и зазор А опять станет больше зазора Б.

Тормозной цилиндр переднего колеса автомобиля ЗАЗ-968М Запорожец

Тормозной цилиндр переднего колеса автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»: 9 – Пылезащитный колпак; 10 – Поршень диаметром 19 мм; 11 – Уплотнительная манжета; 12 – Корпус тормозного цилиндра; 13 – Клапан; 14 – Колпачок; 15 – Кольцо пружинное.

При необходимости промыть цилиндр и его детали или сменить манжеты поршень выкручивают (делается против часовой стрелки) из пружинного кольца, при этом не выпрессовывая его из цилиндра. При обратной постановке поршень, поставленный на прежнее место, следует в кольцо ввернуть полностью, а после отвернуть его на пол-оборота до расположения прорези в опорном стержне поршня параллельно щиту тормоза. В противном случае поршень не будет перемещаться в резьбе кольца и при первом же торможении барабан заклинит. При осуществлении замены колодок поршни с кольцами нужно установить в изначальное положение путем легких ударов по опорному стержню, пока торец поршня не окажется от кромки цилиндра на расстоянии 7 мм.

Тормозной механизм заднего колеса автомобиля ЗАЗ-968М состоит из колесного цилиндра 18, действующего одновременно на обе тормозные колодки 5, которые стягиваются длинной 3 и короткой 20 пружинами, и механизма стояночного тормоза, приводящего в действие колодки. Механизм стояночного тормоза состоит из распорной планки 19, на оси которой установлен рычаг 16 с возвратной пружиной 21. Место выхода рычага из щита тормоза герметизировано уплотнителем 37. На ось рычага надет наконечник троса 25, переброшенного через уравнительный ролик 36. От рычага подвески до крышки 24 туннеля пола кузова обе ветви троса закрыты в оболочку 23. Место выхода троса из оболочек на рычагах подвески уплотнено резиновыми чехлами 22, внутренняя полость которых заполняется при помощи смазки Литол-24. Этим предотвращается попадание влаги в оболочку, замерзание ее зимой или ржавление оболочки и троса. Внутренняя часть оболочки смазывается при сборке графитной смазкой. Привод в действие стояночного тормоза осуществляется рычагом 31, установленным на туннели пола кузова между передними сидениями. Рычаг качается на оси 27 в кронштейне 26 с зубчатым сектором 28. Кронштейн 26 крепится болтами 34 к туннелю.

Тормозной механизм заднего колеса автомобиля ЗАЗ-968М Запорожец

Тормозной механизм заднего колеса автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»: 3 – Пружина; 4 – Прижимная пружина колодки; 5 – Тормозная колодка; 16 – Рычаг; 17 – Щит заднего тормоза; 18 – Корпус цилиндра диаметром 19 мм тормоза заднего колеса; 19 – Планка распорная; 20 – Стяжная короткая пружина; 21 – Возвратная пружина рычага; 22 – Чехол; 23 – Оболочка троса; 24 – Крышка; 25 – Трос; 26 – Кронштейн; 27 – Ось; 28 – Сектор; 29 – Собачка; 30 – Стержень; 31 – Рычаг; 32 – Пружина тяги; 33 – Кнопка; 34 – Болт; 35 – Палец; 36 – Ролик; 37 – Уплотнитель.

Рычаг фиксируется в определенном положении собачкой 29 храпового механизма. Вывод собачки из зацепления осуществляется кнопкой 33 через тягу 30. Надежное зацепление собачки и зубьев сектора обеспечивается пружиной тяги 32. Кронштейн 26 имеет овальные отверстия, позволяющие передвигать его при регулировке тормоза (натяжке троса).

В нижней части рычага на пальце 35 установлен уравнительный ролик 36. Рычаг и ролик имеют дополнительные отверстия, служащие для перестановки ролика при значительной вытяжке троса. Ход рычага до того, как колеса полностью затормозятся, не должен быть больше четырех-пяти щелчков храповика.

При этом происходит натяжение обеих ветвей троса 25, рычаги 16 поворачиваются на осях распорных планок 19 и передвигают передние колодки по ходу, пока они не прижмутся к тормозному барабану. Далее рычаги, поворачиваясь относительно точки опоры, образованной в месте контакта ребра колодки и рычага, через оси распорных планок, передвигают распорные планки в сторону задних колодок и прижимают их к тормозному барабану, увеличивая эффект торможения. После прекращения торможения колодки под действием пружин 3 и 20 возвращаются в исходное положение (до их упора в поршни цилиндра). Рычаги 16 и ветви троса возвращаются в исходное положение пружинами 21.

Тормозной цилиндр заднего колеса автомобиля ЗАЗ-968М Запорожец

Тормозной цилиндр заднего колеса автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»: 10 – Поршень диаметром 19 мм; 11 – Уплотнительная манжета; 13 – Клапан; 15 – Кольцо пружинное; 18 – Корпус цилиндра диаметром 19 мм тормоза заднего колеса.

Если при полностью поднятом рычаге не происходит торможения автомобиля ЗАЗ-968М на уклоне 16—20%, то необходимо отрегулировать натяжение троса путем перемещения кронштейна 26 вперед при отпущенных болтах 34.

При использовании всей длины овальных отверстий кронштейна 26 можно дополнительно натянуть трос с помощью перестановки на отверстия И и Д в рычаге отверстий Д и Е уравнительного ролика.

Ход разжимного рычага на щите тормоза ЗАЗ-968М, независимо от вытяжки троса, увеличивается за счет износа накладок и их сдвига в автоматическом режиме в сторону барабана. В случае износа накладок до 2 мм толщины и невозможности обеспечить эффективность торможения за счет указанных выше регулировок следует снять тормозные барабаны и распорные планки 19 переставить на прорези Ж с увеличенным расстоянием. Это даст возможность приблизить колодки к рычагам 16 и уменьшить их ход.

Если после перестановки планок торможение на автомобиле ЗАЗ-968М происходит при подъеме рычага на два-три щелчка храповика, необходимо несколько ослабить натяжение троса.

Техническое обслуживание тормозной системы автомобиля ЗАЗ-968М заключается в постоянном поддержании эффективности работы стояночного и рабочего тормозов. Торможение всех колес у автомобиля должно быть равномерным и исключать вероятность заноса. Барабаны тормозов не должны греться самопроизвольно. У педали тормоза ее рабочий ход не должен быть больше 2/3 полного хода. Необходимо выполнять слежение за состоянием шлангов системы гидропривода. Если шланги имеют какие-либо повреждения, надрывы или трещины на внешней поверхности, их нужно незамедлительно заменить. Недопустима даже самая малая течь в трубопроводах и цилиндрах. Увеличение свободного хода педали, снижение усилия, необходимого для торможения («мягкая педаль»), или появление ощущения упругости нажатой педали являются признаком того, что в систему поступает воздух вследствие недостаточной герметичности, значительного понижения уровня жидкости или нарушения прокачки и заправки. Для удаления воздуха из системы производится ее прокачка известными методами через клапаны 13 цилиндров до полного удаления пузырьков воздуха из системы. Перед прокачкой необходимо выявить место попадания воздуха в систему. Оно обычно мокрое от тормозной жидкости. Рекомендуется производить ежедневный контроль уровня тормозной жидкости в бачке и доливать ее в случае необходимости.

После пробега каждых 20 000 км необходимо проверять состояние колодок тормозов на ЗАЗ-968М, очищать тормозные механизмы, регулировать стояночный тормоз и закладывать в чехол 22 смазку, проверять состояние тормозных шлангов.

Если на наружном слое шланга обнаружены сетка трещин, следы потертостей, вздутия, шланг необходимо заменить. Если при нажатии на педаль тормоза с усилием 50—60 кг в течение 10—15 с наблюдается вздутие на шланге, то дальнейшая эксплуатация с таким шлангом недопустима.

После пробега каждых 60 000 км следует проделать операции, рекомендуемые после пробега 20 000 км, а также дополнительно снять тормозные колодки и разобрать тормозные цилиндры, промыть систему и заменить жидкость. Для предотвращения ржавления внутренних поверхностей цилиндров между поршнями и защитными чехлами следует заложить смазку, которая состоит из смеси касторового масла и воска в равной пропорции. Толщина слоя смазки около 0,5 мм.

Проверить затяжку болтов крепления щитов тормозов к рычагам задней подвески «Запорожца» и поворотным кулакам передней подвески, крепление цилиндров к щитам, главного цилиндра тормоза к кузову, состояние металлических трубопроводов, отсутствие вмятин и трещин, состояние защитных чехлов.

Тюнинг ЗАЗ 968м –лучшие варианты модернизации!

ЗАЗ 968 – это классика советского автопрома. Недорогой, компактный автомобиль с невысоким техническим потенциалом, что открывает широкие возможности для тюнинга. А некоторые умельцы решаются на самые эксклюзивные варианты модернизации, после которых автомобиль буквально не узнать.

1 Особенности модернизации модели ЗАЗ 968М

Производство этого малолитражного советского автомобиля началось в 1972 году и продолжалось вплоть до 1994 года. С тех пор автомобиль выходил в нескольких модификациях, изменения касались как внешнего вида, так и двигателя и других частей машины. На сегодняшний день, самой популярной моделью «запорожца» является модификация ЗАЗ 968 М с круглыми фарами в передней части и прямоугольными задними фонарями. Автомобиль оснащается двигателем МеМЗ 968, который развивает мощность от 30 до 50 лошадиных сил в зависимости от года выпуска и модификации.

Автомобиль ЗАЗ 968 МРекомендуем ознакомиться

ЗАПОРОЖЕЦ + BMW РАВНО ДРИФТ: ТЮНИНГ ЗАЗ-968

«Москвич-401» – тюнинг своими руками

Тюнинг ГАЗ 69 – как сделать легендарную модель современнее

Тюнинг ЗАЗ 968м –лучшие варианты модернизации!

Тюнинг УАЗ Патриот – конструктивные решения для улучшения внедорожника

Тюнинг ЗИЛ 130 – современные способы усовершенствования

Тюнинг Луаз – улучшаем раритет, сохраняя индивидуальность

Тюнинг Москвич 2141 – кардинальные изменения для максимального эффекта

Тюнинг ГАЗ 66 – улучшаем характеристики русского внедорожника

В первую очередь, тюнинг ЗАЗ 968 начинается с улучшения внешнего вида. Тут все зависит от фантазии и финансовых возможностей владельца. Учитывая тот факт, что стоимость «Заза» на рынке в хорошем состоянии не превышает 50-60 тысяч рублей, то при определенных вложениях можно создать из «запорожца» мощный и красивый ретро-кар. Тюнинг салона начинается с качественной шумоизоляции, которую легко сделать своими руками. Для шумоизоляции подойдут специальные материалы вроде моделина, вибропласта и т.д. Далее салон оснащают улучшенной подсветкой, новыми сидениями (можно взять вариант от «Таврии» или ВАЗ-а), различными аксессуарами, такими как коврики, подлокотник, накладки на педали и рулевое колесо и т.д.

2 Тюнинг внешнего вида и салона авто

Что касается кузова и внешнего вида, то самый оптимальный вариант внешнего тюнинга – это тонировка стекол, установка дефлектора на капот, частичная аэрография и установка более массивных колес с дисками большой размерности.

Тонировка стекол и аэрография авто

Для этого можно установить некоторые детали от ВАЗ. Вообще, стоит сказать, что практически все варианты модернизации ЗАЗ 968 заимствованы у различных моделей ВАЗ-а. Ниже приведем список взаимозаменяемых деталей, которые с легкостью можно установить на штатные крепления и места «запорожца» от других автомобилей отечественного производства:

передние и задние сидения;

внутренние уплотнители дверей и ручки;

уплотнитель багажника и внешние зеркала заднего вида;

пепельница в торпеду и механизм стеклоподъемника;

подрулевой переключатель и моторчик стеклоочистителя;

крепления тормозных шлангов и др.

Пепельница в торпеду от ВАЗЧто касается технических деталей, то некоторые из них также можно позаимствовать у различных моделей ГАЗ, ВАЗ и УАЗ. Например:

диск сцепления ВАЗ 2108 (необходимо немного подточить);

накладки тормозных колодок ВАЗ 2108;

рулевые наконечники ГАЗ 3202;

втулки передних амортизаторов ГАЗ 3202;

стекло задних фонарей Таврия 1202;

включатели стоп сигнала от ГАЗ 53 и т.д.

Как видно, многие детали можно найти на различных разборках и усовершенствовать с помощью них различные механизмы и узлы, а также улучшить внешний вид кузова и салон автомобиля не прибегая к запчастям иностранного производства.

3 Тюнинг двигателя ЗАЗ 968

Модернизировать двигатель «Запорожца» можно разными способами. Конечно, проще всего заменить двигатель полностью, например, на агрегат от ВАЗ 2101, однако по затратам и времени это дорого и долго, при этом придется менять привод автомобиля и существенно модернизировать трансмиссию и элементы подвески.

Эффективно провести тюнинг мотора своими руками можно в три этапа:

Установить карбюратор от модели ВАЗ 2101 и провести капитальный ремонт двигателя. Карбюратор рассчитан на объем до 1100 куб. см и подключается через специальный переходник. Данная процедура позволит поднять номинальную мощность до 47 лошадиных сил (речь идет о моторе МеМЗ 968Г).

Установка карбюратора от ВАЗУвеличить объем двигателя до 1300 куб. см путем расточки цилиндров. Для некоторых модификаций мотора с чугунными стенками системы охлаждения блока цилиндров также подойдет установка карбюратора от ВАЗ 2108.

Таким образом, чтобы качественно сделать тюнинг двигателя, необходимо приобрести следующие детали:

поршни диаметром не менее 78 миллиметров (подойдут от ВАЗ 2101);

поршневые кольца и пальцы (лучше иностранного производства);

комплект новых прокладок и сальников;

карбюратор от какой-либо модели ВАЗ-а и переходник для него;

новые свечи и новый глушитель (рекомендуется).

Тюнинг двигателя ЗАЗ 968 МКроме представленных деталей, необходимо заменить зажигание на электронное. Его можно изготовить самостоятельно либо приобрести в сборе на авторынке. После установки всех деталей и расточки цилиндров с 76 до 79 миллиметров под новые поршни, нужно в обязательном порядке сделать хонингование (сетка на стенках цилиндров для удержания масла) и отфрезеровать коллектор, примерно на 2 миллиметра с каждой стороны, в зависимости от толщины новых прокладок. Если все сделано правильно, то двигатель «запорожца» прибавит до 15 лошадиных сил мощности, и вы сразу почувствуете разницу в динамике.

Взаимозаменяемые аналоги запчастей ЗАЗ 968, ЗАЗ 965

Двигатель
1) Бензонасос от ВАЗ классики, на любой ЗАЗ с моторами 30, 40, 45л.с. Предпочтительно "Пекар"
2) Поршневые кольца от ВАЗ-2101, 2103 и т.д.
3) Сальники коленвала от задней ступицы Газели
4) Карбюраторы:
Карбюратор Вебер, Озон, Солекс (с переходником)
Карбюратор П-350 от пускача трактора ЮМЗ (под сомнением, требует уточнения)
5) Ремень вентелятора ГАЗ 21, 24, 2410, 31029 — 968; от мотокультиватора Мини-Нева ремень клиновый A(А) — 950 ГОСТ 1284.1-89 или аналогичный A-950 от с/г техники для 965;
6) Распределитель зажигания от Москвич-412 (нужно настроить центробежный регулятор)
7) Крышка прерывателя-распределителя зажигания от Москвич-412
8) Очень хорошо работают в «Запорожце» свечи от мотоцикла «Ява» ПАЛ 14-8, имеющие такие же калильное число и присоединительные размеры, как и свечи «Запорожца». По этим характеристикам можно использовать и другие свечи зарубежного производства.

Трасмиссия
1) Синхронизаторы от Москвич-408 на ЗАЗ с мотором 30 л.с.
2) ведомый диск сцепления ВАЗ 2109 (2108) (нужно подточить на неск. мм со стороны маховика)
3) графитный вкладыш выжимного подшипника сцепления — Москвич
4) внутренности РЦС- Москвич 412

Оптика
1) Фары целиком от ВАЗ-2101, Ikarus 280- 968; для 965 от ЯВЫ сатрушки 6 — ти вольтовой и с пазика (автобус времен СССР) и от Нисса (типа рафика).
2) Oтражатели фар от ГАЗ Волга (с подсветкой). Галоген/не галоген без разинцы.
3) Передние поворотники ОКА
4) Повторители поворотов от ГАЗ 24
5) Стекла задних фонарей от Таврии пикап (ЗАЗ-110557)

Электрика
1) Замок зажигания от ВАЗ-2101, ГАЗ 31029, ГАЗ 3110, ЗИЛ-130
2) Звуковой сигнал любой 12-ти вольтовый
3) Мотор стеклоочистителя от ВАЗ-2101
4) Подрулевой переключатель от ВАЗ-2101, ВАЗ-2121, лучше трехрычажный.
5) Бачок стеклоомывателя в сборе от ГАЗ 31029, ВАЗ-2101
6) Включатель стоп синала, ВАЗ
7) Кнопка "аварийки" ГАЗ 2410, 31029, ВАЗ классика
8) Прикуриватель — любой 12 В
9) Реле поворотов ГАЗ 2410, ГАЗ 3302
10) Выключатель стопаков (родной ВК 412)- ГАЗ 53

Кузов и салон
1) Внутренние ручки открывания дверей от ВАЗ-2101.
2) Внутренний уплотнитель двери от ВАЗ-2101.
3) Внутренние дверные ручки от Москвич-412 и от Таврии 1105.
4) Стеклоподъемник от ВАЗ-2101.
5) Руль от ЗАЗ Таврия, Таврия люкс
6) Пепельница в торпеду от ВАЗ-2101
7) Передние сидения от ВАЗ-2101
8) Заднее сидение от ВАЗ-2101
9) Плафон освещения салона от Москвич-412.
10) Уплотнители на дверь от 412 Москвича
11) Внешнее зеркало от ВАЗ-2101
12) Уплотнитель багажника от ВАЗ-2101.

Разное:
1) Крышка бензобака от ГАЗ Волга.
2) Коврик АКБ от ВАЗ, ГАЗ и прочего.
3) Резина до 175 R13.
4) Щетки стеклоочистителя от ВАЗ-2101
5) Борода для магнитолы: АЗЛК 2141, ГАЗ 31029(с доработками), ВАЗ 2105

Читайте также: