Замена поршневой группы камаз

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

Замена поршневой группы камаз

На поршень устанавливают два ком­прессионных кольца и одно маслосъемное.

Компрессионные кольца предназначе­ны для предотвращения прорыва газов в картер при их сжатии и расширении. Кроме того, они служат для передачи теплоты от поршня к цилиндру.

Маслосъемное кольцо служит для удаления излишка масла с ра­бочей поверхности цилиндра и предотвра­щения попадания его в камеру сгорания.

Замена шатунно-поршневой группы дизеля 740 Камаз

Замена шатунно-поршневой группы дизеля 740 Камаз

Отворачиваем четыре болта крепления головок, (рис. 1) и снимаем головки блока цилиндров.

Головкой на 13 откручиваем гайки масляного поддона, снимаем поддон двигателя и прокладку поддона. В случае «прикипания» картера, нужно постучать по нему через деревянную прокладку.

Замена шатунно-поршневой группы дизеля 740 Камаз

С помощью ключей на 13 и 17 снимаем масляный насос.

Замена шатунно-поршневой группы дизеля 740 Камаз

Отвернуть гайки шатунных болтов и снять крышки шатуна (рис. 4).

Так как крышка сидит плотно, сбить ее несильными ударами молотка. Вынуть из крышки вкладыш шатунного подшипника.

Проталкиваем поршень в цилиндр так, чтобы он вышел из цилиндра, и затем вынимаем его вместе с шатуном.

Вынимаем из шатуна вкладыш шатунного подшипника.

Вынимать поршень с шатуном из цилиндра нужно осторожно, чтобы не повредить зеркало цилиндра.

Замена шатунно-поршневой группы дизеля 740 Камаз

Замена шатунно-поршневой группы дизеля 740 Камаз

Проверить метки на шатуне и крышке шатуна. Если метки не видны — пометить шатун и крышку номером цилиндра.

Таким же образом вынимаем остальные поршни с шатунами.

Замена шатунно-поршневой группы дизеля 740 Камаз

С помощью плунжерного расширителя снимаем поршневые кольца.

Снимаем стопорные кольца с двух сторон поршня.

Нагреваем поршень в масляной ванне и вынимаем поршневой палец из шатуна, перед этим заметив положение шатуна относительно поршня.

Замена шатунно-поршневой группы дизеля 740 Камаз

Таким же образом снять остальные поршни с шатунов.

После разборки промыть все детали в бензине. Очистить поршни от нагара. Прочистить канавки под поршневые кольца старым поршневым кольцом или обломком кольца.

Замена шатунно-поршневой группы дизеля 740 Камаз

Для уменьшения надпоршневого зазора при сборке двигателя подбором варианта исполнения поршня обеспечивают выступ­ление его над уплотнительным торцом гильзы на 0,5-0,7 мм. Индекс варианта поршня (10, 20, 30, 40) нанесен на его днище, а также на нерабочем торце выступа гильз.

Диаметр поршневого кольца в свобод­ном состоянии больше, чем диаметр ци­линдра, поэтому при установке оно плотно прижимается к его стенкам. В канавке поршня кольцо образует лабиринтное уп­лотнение с малым зазором.

Газы, попадая в этот лабиринт из надпоршневого про­странства, снижают свое давление и ско­рость и прижимают кольцо к стенке ци­линдра.

Разрез в кольце называют зам­ком. В рабочем состоянии кольца всегда должен быть зазор в замке, чтобы оно при нагревании не заклинивалось.

Значение зазора при установке поршня в цилиндр находится в пределах 0,4-0,8 мм для ком­прессионных колец, 0,3-0,7 мм для мас­лосъемного.

Чтобы кольца свободно пружинили, их в канавках на поршне по высоте устанав­ливают также с небольшим зазором. Торцовый зазор у верхнего компрессион­ного кольца несколько больше, чем у ниж­него.

Компрессионные кольца имеют трапе­циевидное сечение. Рабочая поверхность верхнего компрессионного кольца покрыта хромом, имеет зеркальную поверхность, нижнего — молибденом, она матовая.

Во время движения поршня кольца при­жимаются то к верхним, то к нижним плос­костям канавок и создают этим необходи­мое уплотнение, препятствующее прорыву газов в картер через канавки.

При этом компрессионные кольца могут перекачи­вать в камеру сгорания масло, снимаемое ими со стенок цилиндра: когда поршень движется вниз, масло собирается в зазоре между кольцом и нижней плоскостью ка­навки, а когда перемещается вверх, масло выдавливается в зазор между кольцом и верхней плоскостью канавки.

Разрежение в цилиндре при такте впуска также способ­ствует этому.

С увеличением торцового за­зора в сопряжении кольцо — канавка поршня из-за насосного действия колец возрастает количество перекачиваемого масла в камеру сгорания, в результате рез­ко повышается его расход. Поэтому необходимо проверять торцовый зазор после установки колец на поршень.

Маслосъемное кольцо сборное; оно со­стоит из чугунного кольца коробчатого сечения с хромированной рабочей поверх­ностью и витого пружинного расширителя. Хромирование колец повышает их износо­стойкость.

Нижняя канавка в поршне под маслосъемное кольцо имеет отверстия по всей окружности для отвода масла, снимаемого кольцом с поверхности цилиндра.

Поршень с шатуном соединен пустоте­лым пальцем плавающего типа, осевое пе­ремещение которого в поршне ограничива­ется двумя пружинными стопорными коль­цами.

Шатуны стальные, двутаврового се­чения. Нижняя головка шатуна разъемная.

Для точной посадки вкладышей нижнюю головку шатуна окончательно обрабатыва­ют в сборе с крышкой, вследствие чего крышки шатунов не взаимозаменяемы.

На крышке и шатуне нанесены метки спаренности в виде трехзначных порядковых но­меров. Кроме того, на крышке шатуна выбит порядковый номер цилиндра.

Подшипниками скольжения в верхней головке шатуна служат биметаллические неразъемные втулки с рабочим бронзовым слоем; в нижней головке шатуна — съем­ные взаимозаменяемые вкладыши.

Крышка нижней головки шатуна крепится гайками на двух болтах, запрессованных в боковые выступы нижней головки шатунах

Специальное стопорение шатунных бол­тов и гаек от самоотворачивания не пре­дусмотрено.

Это объясняется тем, что ша­тунные болты автоматически предохраня­ются от самоотворачивания за счет трения в резьбе при условии строгого выполнения требований к затяжке гаек шатунных болтов.

Шатунные болты могут разорваться из-за недостаточной или чрезмерной затяжки. Болты нужно затягивать до удлинения на 0,25 - 0,27мм.

Установка колец, поршней и гильз в дизель 740 Камаз

Замена шатунно-поршневой группы дизеля 740 Камаз

Установка гильз цилиндров в блок

Перед установкой гильз в блок на фаски наносится смазка ЦИАТИМ. Гильзы цилиндров вставляются усилием руки осторожно, не допуская срезания выступающих из канавок уплотнительных колец.

Поршень с пальцем и шатуном собирается после нагрева поршня до температуры 80÷100˚ C.

Отверстия в шатуне под пальцем и сам палец предварительно смазываются дизельным маслом. Палец устанавливается усилием большого пальца руки. Не допускается запрессовка пальца с помощью инструмента.

Выточки на поршне и пазы под усы вкладышей на шатуне должны располагаться в одну сторону (рис. 16). Поршневые пальцы фиксируются стопорными кольцами.

Подбор поршня производится по расстоянию от образующей шатунной шейки коленчатого вала в верхнем ее положении до упорного бурта гильзы таким образом, чтобы выход днища поршня над упорным буртом гильзы цилиндров находился в пределах 0,6÷0,7 мм, рисунок 17.

Метод измерений расстояния от образующей шатунной шейки коленвала в верхнем ее положении до уплотнительного бурта гильзы цилиндров показан на рисунке 18. Данные для подбора поршня по гильзе в таблице 1.

Данные для подбора поршня по гильзе

После подбора поршней на заводе индексы вариантов поршня 10, 20, 30, 40 наносятся на днище поршня и на нерабочем выступе торца гильзы.

При сборке нужно подбирать поршни и цилиндры с одинаковым индексом.

При установке поршня в гильзу выточки под клапаны на поршне должны быть установлены ближе к оси коленчатого вала.

Суммарный зазор между торцами нижних головок шатунов и шейками коленвала (осевой люфт) должен быть не менее о,15 мм.

Поршневые кольца перед установкой на поршень должны иметь тепловые зазоры. Зазор поршневых колец замеряется в калибре диаметром 120 +0,03 мм .

Замена шатунно-поршневой группы дизеля 740 Камаз

Размеры зазоров указаны в таблице.

Размеры зазоров

Устанавливаем поршневые кольца с помощью плунжерного расширителя (если есть).

Маслосъемное кольцо вставляется в канавку поршня и кольцо надевается так, чтобы стык расширителя находился под углом 180˚ к замку кольца.

После этого устанавливаем компрессионные кольца. Сначала вставляем кольцо, покрытое молибденом, после кольцо, покрытое хромом. Замки смежных колец разводятся в разные стороны.

Замена гильз и деталей шатунно-поршневой группы двигателя КАМАЗ

Как ремонтировать шатунно-поршневую группу КАМАЗ-740?

Наша задача освоить приемы разборочно-сборочных работ и основы комплектации деталей при замене изношенного гильзо-поршневого комплекта.

Содержание работы:

1 Выполнение необходимых разборочных работ применительно к деталям гильзо-поршневого комплекта.

2. Комплектование деталей гильзо-поршневой группы с учетом требований ТУ на сборку.

3. Выполнение сборочных работ при установке гильзо-поршневого комплекта на двигатель.

Замена поршневых колец

своими руками.

Как узнать, что надо

менять поршневые кольца?

ремонт двигателя камаз

Комплект гильз цилиндров и деталей шатунно-поршневой группы на двигателе КамАЗ-740 заменяют в условиях автомастерской без снятия двигателя с автомобиля в объеме работ текущего ремонта.

Перед началом разборочно-сборочных работ должны быть опорожнены системы охлаждения двигателя и системы смазывания.

1) Жидкость из системы охлаждения сливают через три краника (5320-8105010, 5320-1305010), открыв крышку расширительного бачка (5320-1304010).

2) Для слива масла необходимо вывернуть сливную пробку из поддона картера (870886). После слива ввернуть ее на место вместе с прокладкой (870625). Масло сливать только из прогретого двигателя!

Как ремонтировать автомобиль самому

Ремонт автомобиля своими руками

для настоящих автомобилистов,

как ремонтировать двигатель самому

После проведения разборочных работ на рабочем месте для повторного использования остаются следующие сборочные единицы и детали (при условии годности для дальнейшей эксплуатации):

- коллекторы выпускные в сборе (740.1008020);

- фильтр тонкой очистки топлива (740.1117010);

- компрессор пневматического тормоза в сборе (5320-3509015);

- коллектор впускной правый в сборе (740.1115012) с расширительным бачком и трубками (5320-1311010);

- коллектор впускной левый в сборе (740.1115014);

- стойки коромысел с коромыслами в сборе (740.1007091-10, 740.1007140);

- штанги толкателей в сборе (740.1007176);

- болты головок цилиндров (740.1003016-02);

- головки цилиндров с клапанами в сборе (740.1003010-11);

- крышки головок цилиндров (740.1003264-21);

- форсунки в сборе (33.1112010);

- скобы крепления форсунок (740.1009010);

- картер масляный в сборе. (740.1009010);

- картер масляный в сборе с шестерней ведомой привода насоса масляного (740.10110101-02), трубкой всасывающей (740.1011398) и трубкой подводной клапана системы смазывания (740.1011538).

Гильза цилиндра

Указанные сборочные единицы и отдельные детали должны быть тщательно очищены, вымыты и подвергнуты дефектации. Детали, непригодные к дальнейшей эксплуатации, необходимо заменить новыми или восстановленными.

Все прокладки, снятые при разборке двигателя, независимо от их состояния, подлежат замене новыми прокладками. Допускается отжиг медных шайб уплотнения топливных трубопроводов. Все снимаемые при разработке нормали (болты, гайки, шайбы и др.) сортируют по типам и размерам и хранят в соответствующих ячейках сборника нормалей. Не допускаются к сборке болты и гайки с изношенными или помятыми гранями, а также имеющие повреждение более двух ниток резьбы.

В процессе разборочно-сборочных работ рекомендуется применять гайковерты (пневматические или электрические). При недостаточном крутящем моменте гайковерта для трогания с места (или нормированного момента затяжки) болта, гайки следует применять динамометрический ключ с торцовыми головками.

Последовательность проведения работ

по капитальному ремонту двигателя

своими руками

Для проведения сборочных работ дополнительно к повторно используемым рабочее место должно быть обеспечено следующими сборочными единицами и деталями:

- гильза цилиндра (740.1002021) - 8 шт.;

- кольцо уплотнительное гильзы (740.1002024) - 16 шт.;

- кольцо уплотнительное верхнее гильзы (740.1002031) - 8 шт.;

- поршень с шатуном и кольцами в сборе (740.1004010-10) - 8 шт.;

- вкладыш нижней головки шатуна (740 1004058 «или 740.1004058Р)- 16 шт.;

- прокладка заднего фланца трубки клапана (740.1011091) - 1 шт.;

- прокладка (740Л 009040) - 1 шт.;

- прокладка головки цилиндра (740.1003213) - 8 шт.;

- прокладка уплотнительная головки цилиндра(740Л003213-11) -8 шт.;

- прокладка крышки головки цилиндра (740.1003270-10) - 8 шт.;

- прокладка фланца водяной трубы (740.1303268) - 8 шт.;

- прокладка впускного коллектора (740.1115026) - 8 шт.;

- прокладка соединительного патрубка (740 1115036-01) - 2 шт.;

- прокладка корпуса компрессора (740.3509403-10) - 1 шт.;

- прокладка патрубка (740.1008050) - 8 шт.;

- прокладка (864420) - 2 шт.

При установке поршней в гильзы цилиндров необходимо проверить соответствие поршня по расстоянию от образующей шатунной шейки коленчатого вала в верхнем ее положении до уплотнительного бурта гильзы цилиндра (индекс, выбитый на днище поршня, должен быть одинаковым с индексом, выбитым на торце гильзы). Поршни с индексом 10 можно устанавливать в любые гильзы (КЭ 20).

Поршень с шатуном в сборе

После проведения сборочных работ регулируют зазоры между клапанами и коромыслами, заправляют двигатель свежим моторным маслом, охлаждающей жидкостью и обеспечивают поступление топлива к форсункам. Производят запуск двигателя.

Двигатель должен работать устойчиво, без перебоев, стуков и посторонних шумов. После прогрева двигателя проверяют герметичность соединений. В соединениях не должно быть следов подтекания охлаждающей жидкости, моторного масла и топлива. Прорыва газа через прокладки не допускается.

1 - съемник, 2 - опора, 3 - гильза цилиндра.

ремонтный размер

Обработку деталей под ремонтный размер

проводят во время

капитального ремонтаа двигателя

1. Стенд лабораторный для крепления двигателя КамАЗ-740.

2. Верстак слесарный с тисками слесарными ГОСТ 4045-75.

3. Линейка измерительная с пределом измерения 300 мм (линейка - 300 ГОСТ 427-75).

4. Штангенциркуль ШЦ-П-250-0,05 ГОСТ 166-89.

5. Микрометр МК-125-1 ГОСТ 6507-78

6. Щуп № 2 ГОСТ 882-75.

7. Ключ динамометрический с предельным крутящим моментом 240Н*м.

9. Отвертка 175x0,7 ГОСТ 24437-80.

10. Плоскогубцы ГОСТ 7236-86.

11. Ломик для поворота коленчатого вала.

12. Приспособление специальное инерционное для снятия крышки шатуна.

13. Съемник специальный для снятия гильз.

14. Приспособление специальное для запрессовывания гильз цилиндров.

15. Обойма для установки поршня в гильзу цилиндра.

Порядок выполнения работы по замене гильз цилиндров и шатунно-поршневой группы двигателя КАМАЗ-740

Ремонт головки блока цилиндров

Комплектование деталей для

ремонта головки блока цилиндров.

Как ремонтировать головку блока

цилиндров самому.

1. Повторить все разборочные операции по ремонту головки блока цилиндров.

2. Вывернуть 22 болта крепления картера масляного к блоку и шесть гаек. Снять болты, гайки и 28 шайб пружинных. Снять масляный картер (740 1009010) и прокладку (740.1009040).

3. Вывернуть болт крепления трубки всасывающей масляного насоса, два болта крепления к блоку трубки подводной клапана системы смазки, три болта крепления масляного насоса к блоку. Снять болты с пружинными шайбами. Снять масляный насос в сборе с ведомой шестерней привода масляного насоса (740.10110101-02) всасывающей трубкой (740.1011398) и подводной трубкой клапана системы смазывания (740.1011538), прокладкой заднего фланца трубки клапана (740.1011091). Уложить на верстак, предохранив от попадания пыли и грязи.

4. Установить 1-ю шатунную шейку коленчатого вала в нижнее крайнее положение. Отвернуть четыре гайки болтов крепления крышек шатунов 1-го и 5-го цилиндров, снять крышки с вкладышами (740.1004055, 740.1004058)7 вынуть вкладыши, уложить крышки на верстак.

Вытолкнуть поршни с шатунами в сборе из 1-го и 5-го цилиндров. Установить соответственно крышки 1-го и 5-го шатунов на шатуны (разукомплектование шатунов и крышек не допускается). Убедиться в правильности постановки клейм спаренности на шатуне и его крышке. Совместить обе части шатуна по клеймам, установить болты и навернуть гайки без затяжки. Уложить поршни с шатунами и кольцами в сборе на верстак.

Ремонт трещин блока цилиндров двигателя

Как ремонтировать блок цилиндров двигателя?

Восстановление блока цилиндров заваркой,

способ заделки трещины блока цилиндров эпоксидкой

6. Произвести комплектацию новых и восстановленных деталей для обеспечения установки гильзо-поршневого комплекта на двигатель:

- гильза цилиндра (740.1002021) - 8 шт.;

- кольцо уплотнительное гильзы (740.1002024) - 16 шт.;

- кольцо уплотнительное гильзы верхнее (740.1002031) - 8 шт.,

- поршень с шатуном и кольцами в сборе (740.1004010-10) - 8 шт.,

- вкладыш нижней головки шатуна (740.1004058 или 740.1004058Р)

7. Зачистить от забоин и ржавчины и протереть посадочные пояски в блоке цилиндров Смазать посадочные пояски в блоке и у гильзы моторным маслом, применяемым для смазывания двигателя. Установить в кольцевые проточки блока два уплотнительных кольца (740 1002024); и под бурт гильзы - уплотнительное верхнее кольцо (740.1002031) При установке колец не допускать их скручивания. Запрессовать последовательно восемь гильз в блок цилиндров.

8. Установить 1-ю шатунную шейку коленчатого вала в нижнее крайнее положение. Протереть и смазать моторным маслом гильзы 1-го и 5-го цилиндров и 1-ю шатунную шейку коленчатого вала.

Отвернуть гайки, крепящие крышки шатунов 1-го и 5-го цилиндров, снять крышки. Установить вкладыши нижней головки шатуна (740.1004058 или 740.1004058Р) в постели крышки и стержня шатуна. Обеспечить соответствие размеров вкладышей размерам шатунных шеек коленчатого вала.

9. Установить смежные поршневые кольца на поршнях 1-го и 5-го цилиндров замками в противоположные стороны. Вставить последовательно поршень 1-го и 5-го цилиндров в сборе с шатуном и кольцами в гильзы соответствующего цилиндра (выточки под клапаны на днище поршня должны быть смещены в сторону развала блока цилиндров). Выбить на днище поршня и на торце гильзы соответствующие номера цилиндров (КЭ 40).

10. Установить нижние головки 1-го и 5-го шатунов на 1-ю шатунную шейку коленчатого вала. Установить соответствующие крышки шатунов (клейма спаренности из цифр на шатуне и крышке шатуна должны быть одинаковыми) на болты шатунов и навернуть гайки. Окончательную затяжку гаек произвести динамометрическим ключом, момент затяжки 120-130 Н*м, что соответствует удлинению стержня болта на 0,25-0,27 мм. Контролировать удлинение. Контролировать зазор между торцами нижних головок шатунов и щеками коленчатого вала Суммарная величина должна быть не менее 0,15 мм.

Проверить свободу проворачивания коленчатого вала.

11. Обеспечить комплектацию новых и работоспособных деталей для обеспечения установки масляного насоса и масляного картера в сборе на двигатель:

- насос масляный с шестерней в сборе (740.1011010-02) - 1 шт.;

- трубка всасывающая масляного насоса (740.1011398) - 1 шт.;

- трубка подводная клапана системы смазывания (740.1011538) -1 шт.

- прокладка заднего фланца трубки клапана (740.1011091) - 1 ш

- картер масляный в сборе (740.1009010) - 1 шт.;

- прокладка (740 1009040) - 1 шт.

13. Нанести на поверхность прокладки масляного картера (740.1009040) тонкий слой уплотнительной пасты, установив прокладку нашесть шпилек. Установить масляный картер (740.1009010), навернуть шесть гаек и ввернуть 22 болта, предварительно надеть на болты и шпильки пружинные шайбы. Окончательную затяжку болтов и гаек произвести динамометрическим ключом с моментом 15-17 Н*м.

Гильза цилиндра, поршень с шатуном
Сторона впуска

1 - обойма, 2 - поршень, 3 - гильза цилиндра.

14. Повторить комплектацию и сборочные операции по замене головки цилиндра (работа 1).

Замена поршневой группы камаз

РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ КАМАЗ - ЧАСТЬ 2

Для снятия и разборки шатунно-поршневой группы:

— снимите головку цилиндра (см. «Механизм газораспределения»);

— удалите нагар с верхнего пояса гильзы;

— снимите крышку нижней головки шатуна съемником (рис.84);

— извлеките поршень в сборе с шатуном из цилиндра;

— снимите поршневые кольца приспособлением И801.08.000 (рис. 85);

— выньте стопорные кольца из бобышек поршня щипцами И801.23.000;

— нагрейте поршень в масляной ванне до температуры 80. 100°С;

— выньте поршневой палец.

При сборке и установке шатунно-поршневой группы:

— компрессионные кольца устанавливайте конической поверхностью (с клеймом ВЕРХ) к головке поршня;

— маслосъемные кольца устанавливайте так: сначала вставьте в канавку пружинный расширитель, затем наденьте маслосъемное кольцо таким образом, чтобы стык расширителя находился диаметрально противоположно замку кольца;

— смежные кольца направьте замками в противоположные стороны;

— поршень и шатун при сборке устанавливайте

так, чтобы выточки А под клапаны в днище поршня и паз В в шатуне под замковый ус вкладыша были на одной стороне (рис. 86);

— не запрессовывайте палец в холодный поршень;

— при установке поршня в цилиндр предварительно вставьте его в обойму И801.00.000 (рис. 87);

— индекс, выбитый на днище поршня, должен быть одинаковым с индексом, выбитым на торце гильзы, если не было замены поршня. Выточки под клапаны на днище поршня сместите в сторону развала блока цилиндров. Клейма спаренности из цифр на шатуне и крышке шатуна должны быть одинаковыми.

Для снятия коленчатого вала демонтируйте:

— шатунно-поршневую группу (см. выше);

— картер маховика (см. «Блок цилиндров и привод агрегатов»);

— переднюю крышку блока с гидромуфтой в сборе (см. «Система охлаждения»);

— масляный насос с маслозаборником в сборе;

— крышки коренных опор;

— снимите коленчатый вал подъемником или талями, зацепив латунными крюками за первую и четвертую шатунные шейки.


Ремонтные размеры вкладышей


При установке коленчатого вала на двигатель:

— совместите метки на шестернях привода агрегатов;

— обеспечьте соответствие размеров вкладышей размерам шеек вала (см. табл. 10);

— установите полукольца упорного подшипника так, чтобы стороны с канавками прилегали к упорным торцам вала (рис. 88);

— проследите за совпадением номеров крышек коренных подшипников с порядковыми номерами опор на блоке цилиндров (рис. 89) — номера начинаются от переднего торца;

— болты крепления крышек коренных подшипников и стяжные болты блока затягивайте, в такой последовательности:

1. Очистите резьбу в отверстиях и на болтах и смажьте ее, избыток масла удалите.

2. Установите по посадочным поверхностям плотно, без перекоса крышки коренных подшипников.

3. Вверните с установкой шайб 16х3 болты М16 крепления крышек, обеспечив момент затяжки 94,2. 117,7 Н.м (9,6. 12 кгс.м).

4. Затяните окончательно болты крышек, обеспечив момент затяжки 206. 230,5 Н.м (21. 23,5 кгс.м).

5. Вверните и затяните стяжные болты М12 блока, обеспечив момент затяжки 80,4. 90,2 Н.м (8,2. 9,2 кгс.м).


При затяжке болтов динамометрическим ключом сопротивление должно нарастать плавно, без рывков. Момент отсчитывайте при движении ключа. По окончании затяжки коленчатый вал должен свободно проворачиваться от усилия руки, приложенного к установочным штифтам маховика, осевой зазор в упорном подшипнике должен быть не менее 0,05 мм.

Для разборки и сборки коленчатого вала:

— снимите передний и задний противовесы, а также ведущую шестерню коленчатого вала и шестерню привода масляного насоса съемником И801.01.000. Для снятия шестерни коленчатого вала и заднего противовеса лапы захватов 1 (рис. 90) заведите за край шестерни противовеса и зафиксируйте стопорами 5. Винт 3 через наконечник 2 уприте в торец коленчатого вала и, вращая рукоятку 6, вверните винт 3 в траверсу 4 до полного снятия шестерни.

Для снятия шестерни привода масляного насоса и переднего противовеса коленчатого вала (рис. 91) на наконечник 3 установите наконечник 2 и снимите шестерню аналогично снятию шестерни коленчатого вала;

— снимите заглушки, для этого вставьте в заглушку оправку с шипом, пробейте отверстие в донышке, одновременно осадив заглушку вниз на

4. 5 мм, захватите заглушку крючком за отверстие и выбейте;

— при наличии в масляной полости втулки центробежной очистки масла выбейте ее, захватив крючком за маслоподводящее отверстие внутри втулки;

— перед сборкой очистите полости шеек от отложений; промойте вал и продуйте каналы сжатым воздухом.

Собирайте вал в обратной последовательности, при этом новые заглушки устанавливайте двумя оправками, одной (рис. 92) запрессуйте заглушку в полость шатунной шейки до упора; другой развальцуйте буртик заглушки (рис. 93). Проверьте герметичность заглушек опрессовкой полостей дизельным топливом под давлением 196,1 кПа (2кгс/ см2). Допускаемое подтекание не более 20 г/мин на заглушку. Для удаления топлива продуйте каналы и полости. Не устанавливайте использованные заглушки повторно;

— перед напрессовкой на коленчатый вал передний противовес, шестерню привода масляного насоса, задний противовес и ведущую шестерню коленчатого вала нагревайте до температуры 105°С.

Для снятия головки цилиндра при замене, а также устранения неисправностей клапанного механизма и цилиндро-поршневой группы:

— слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения двигателя;

— выверните болты крепления выпускного коллектора и снимите коллектор;

— выверните из снимаемой головки болты крепления впускного воздухопровода и водосборной трубы, ослабьте крепления этих же болтов на других головках с целью получения необходимого зазора для их снятия*;
( Для снятия головок цилиндров правого ряда предварительно снимите с двигателя компрессор.)

Как заменить поршневую КАМАЗа своими руками?

Вы замечаете, что ваш автомобиль стал потреблять слишком много масла, а из охлаждающей системы вытекает антифриз?

Скорее всего, износилась поршневая КАМАЗ либо на ней появились задиры, микротрещины. Паниковать в этом случае совершенно не обязательно, ведь поршневой комплекс можно заменить своими руками. Как именно это сделать, мы вам сейчас расскажем.

Разбор двигателя

Для начала вам необходимо будет разобрать двигатель. Для этого необходимо поставить машину так, чтобы ее кабина находилась над смотровой ямой. Далее поднимите кабину и слейте с двигателя и масло, и антифриз.

Следующий этап: демонтаж головки блока поршневого цилиндра. Для выполнения этой операции необходимо снять поддон картера, затем открутить так называемые шатуны. Это даст вам возможность вытянуть наверх блок с поршнями. Из него нужно вынуть стопорные кольца, а затем поршневые пальцы. Для этого придется приложить физическую силу.

Основную работу по разборке двигателя на этом можно считать законченной. Вам останется лишь извлечь гильзы (лучше всего это делать не вручную, а при помощи специального съемника), проверить состояние вкладышей коленвала и при необходимости заменить их.

Подготовка новых комплектующих

Теперь переходим непосредственно к замене поршневой КАМАЗа. Вам необходимо будет установить новые гильзы, поршни и кольца. Приобретя их в магазине, вы увидите, что все они покрыты смазкой. Если их монтировать в двигатель в таком состоянии, он вскоре начнет сбоить. Поэтому перед установкой обязательно тщательно промойте каждую деталь в дизельном топливе. Дайте комплектующим просохнуть, после чего займитесь подборкой гильз к каждому отдельному блоку. Если гильзы подходят к блоку, они должны свободно прокручиваться в нем (до установки уплотнительных колец). Также необходимо проследить, чтобы их торцы немного возвышались над плоскостями блоков.

Сборка двигателя

После того, как поршневая КАМАЗа заменена, нужно собрать двигатель. Начинаем со смазки колец и гильз и их запрессовки. Далее монтируются стопорные кольца и поршневые пальцы. После того, как кривошипно-шатунный механизм будет собран, производится установка поддона картера. Теперь осталось смонтировать головки блока цилиндров, присоединить шланги, по которым подается топливо, смонтировать систему охлаждения и залить в нее антифриз, запустить двигатель и немного обкатать его на холостом ходу.

Замена цилиндро-поршневой группы КАМАЗ

Замена цилиндро-поршневой группы у автомобилей КамАЗ

Двигатель – это «сердце» КамАЗа. Его бесперебойная работа, долговечность и комфортность эксплуатации зависят, прежде всего, от качества и точности настройки агрегатов и узлов. Когда у двигателя «просыпается неземной аппетит» и он требует как можно больше масла или, к примеру, в его расширительном бачке мгновенно снижается уровень охлаждающей жидкости, это означает лишь одно – срочно необходим ремонт двигателя и замена поршневой группы.

Конечно, лучше всего отремонтировать двигатель на специализированном авторемонтном предприятии. Весь объем ремонтных работ, связанный с устранением неполадок двигателя, выполняется непосредственно на подъемнике или смотровой яме.

Начинают с поднятия кабины грузовика, сливания антифриза и масла с двигателя. Далее - пошагово: производится демонтаж головки блока цилиндров, аккуратно снимается поддон, раскручиваются шатуны, один за другим и, не перепутав нижние части, извлекаются вверх вместе с поршнями, затем из бобышек поршня осторожно вытягиваются стопорные кольца и выпрессовываются поршневые пальцы. После всех вышеперечисленных операций приступают к извлечению гильз. На этом этапе пригодится специальный съемник, который изготавливается любым токарем. Выпрессовать гильзы очень просто: плашку съемника нужно зафиксировать на нижнем торце гильзы и вытащить ее вверх.

Теперь поршни и гильзы вынимают из упаковки и обязательно промывают в дизельном топливе для устранения лишней смазки. Гильзы вместе с уплотнительными кольцами покрывают моторным маслом и запрессовывают. Затем берется поршень, в бобышку с одной стороны вставляется поршневой палец, с другой - стопорное кольцо. Тщательно запрессовывается поршневой палец до самого упора и вставляется другое стопорное кольцо. Дальше поршень с шатуном вставляется в цилиндр и осаживается до коленвала, прикрепляя на него нижнюю часть шатуна.

Последний этап заключается в следующем: когда полностью собран кривошипно-шатунный механизм, остается установить поддон картера, демонтировать головки блока цилиндров, присоединить топливопровод низкого и высокого давления. Крепим соединительные патрубки с помощью хомутов, тем самым восстанавливая работоспособность системы охлаждения, заливаем антифриз и масло. И, наконец, производим пуск двигателя.

Установка кольца на поршень камаз

Конструкция и технология деталей ЦПГ для ремонта двигателей КАМАЗ 740.10-210 и 7403.10-260.

При использовании поршней максимальной высоты необходим контроль над-поршневого зазора и подрезка поршней при необходимости.

f090909cb0c2de6ae6fcdd27100738e4.jpg

Рис. 1 Внешний вид поршней 7.12094А201 и 7.12094А210.

ef99aecc92f0baa23a889fd656c16d4c.jpg

Рис. 2 Маркировка поршня 7.12094А201 и маркировка поршневого пальца 10-й группы.

На рис.1 и 2 приведены фото поршня 12094А201, 10-й группы. Маркировка

обозначения выполнена на днище ударным способом, цифра 4 после запятой означает порядковый номер последнего изменения, внесенного в конструкцию. Размерная группа поршня по высоте указана в нижней строке.

На рис.3 показана маркировка поршневого пальца 12094-50972, выполненная

на торце. Комплект поршневых колец производства ООО «Федерал Могул Набережные Челны» 740.1000106-02 включает в себя верхнее компрессионное кольцо К 00 559 946 1 с износостойким, хромокерамическим покрытием рис. 4, нижнее компрессонное кольцо К 00 560 541 1 с износостойким покрытием хром, рис.5 и маслосъёмное кольцо К 03 560 609 0 с износостойким покрытием хром, рис.6. По геометрическим параметрам кольца взаимозаменяемы с кольцами конструкции «КАМАЗ».

14e6dd490699853db3100399283a9efe.jpg

Рис. 3 Верхнее компрессионное кольцо, маркировка GOE 6 и TOP (верх) с разных сторон замка, метка желтого цвета.

7087180558933e2765ba69f3b8963922.jpg

Рис. 4 Нижнее компрессионное кольцо, маркировка GOE С и TOP (верх) с одной стороны замка, метка синего цвета.

036d6f51d11d24fb63d437fab513c3e9.jpg

Рис. 5 Маслосъемное кольцо, маркировка GOE C.

Гильза цилиндра К000918292 рис. 7 по геометрическим параметрам взаимозаменяема с гильзой конструкции «КАМАЗ», отличается маркой применяемого чугуна и параметрами микропрофиля рабочей поверхности. Маркировка товарных знаков КАМАZ и GOE, обозначение детали и дата изготовления выполнены на нижнем направляющем поясе электрохимическим способом.

d72d6847ea57dfbe2439e3d2681b24fd.jpg

Рис. 6. Фото гильзы, маркировка на нижнем направляющем поясе.

Детали ЦПГ производства ООО «Федерал Могул Набережные Челны» характеризуются высокой точностью и стабильностью выполнения размеров, это гарантирует их высокоэффективную работу в составе двигателей КАМАЗ и подтверждено проведенными длительными моторными испытаниями.

Новинка:

Для повышения потребительского качества цилиндро-поршневая группа КМЗ поставляется только в комплекте. Комплектность поршней и гильз Камского моторного завода гарантирует точное совпадение сопрягаемых размеров ЦПГ.

arttrener › Блог › Как правильно устанавливать комплект с наборными маслосъемными кольцами на поршень

Столкнулся с тем, что нет нормального мануала по установке комплекта с наборными маслосъемными кольцами. Решил поделиться и заодно сохранить у себя в блоге частично информацию из этой записи . Свои фотографии не делал, т.к. и здесь все подробно описано, да и кольца у меня такого же производителя.
И так, приступим к копированию контекста)))

Кольца взял типа SM, сейчас они называются NPREurope. Маслосъемные кольца у них наборные.

Проверяем зазор в замках внутри цилиндров.

Зазор в замках нормальный. Около 0,45мм компрессионные, и 0,35мм наборные маслосъемные. В предыдущей записи я писал что зазор в маслосъемных очень маленький и их нужно подпилить, но это не так =). Расжав кольцо к гильзе зазор стал около 0,35. В сборе это делает сепаратор. Так что все ок.

Теперь непосредственно одеваем на поршня. Начинать нужно с сепаратора, а затем тонкие маслосъемные. И уже потом второе компрессионное и затем первое компрессионное.
Но прежде нужно сделать следующее.
Очень важный момент! Который почему то почти ни где не описывают. Не в мануалах, не с инструкцией к кольцам.
Что бы масло мотор не расходовал с наборными кольцами, необходимо что бы кольца правильно работали их нужно правильно сориентировать на поршнях.
Постараюсь объяснить доступно =)

Нужно взять в руки «лапшу» и сжать, состыковав замок. Вот так.

Далее, нужно пометить одну из сторон, например маркером. Я помечал выпуклую сторону на всех маслосъхемных кольцах.
Относительно поршня кольца должно быть сориентированы таким образом

Вот схематично накидал картинку для наглядности.

После того как кольца наборные установлены, устанавливаются вторые компрессионные кольца. Они чугунные, очень хрупкие, сильно разжимать нельзя — лопнут. Оно работает как компрессионное и частично как маслосъемное. Для этого у них бывает либо выточка, либо срез торца под углом. Так же обязательно присутствует надпись «ВВЕРХ» или «ТОР». Ее нужно ориентировать к днищу поршня, в сторону к камере сгорания. Для проверки можно еще ориентироваться на выточки. Если выточка внутренняя (по внутреннему диаметру кольца), то такой выточкой кольцо должно смотреть в сторону камеры сгорания, если выточка по наружному диаметру — то такой стороной ориентируем в сторону картера.

Верхнее кольцо стальное, я ставлю надписями вверх (обычно пишут че нить на кольцах), хотя разницы особой нет.

После того как кольца одеты, их нужно развернуть относительно друг друга на 180 градусов. Но не как попало.
Маслосъеные наборные относительно замков друг друга на 180гр, а относительно замка сепаратора на 90гр.
Замки всех колец нельзя ориентировать в сторону холодильника ( в сторону пальца).

КМЗ 740.60-1004015-05-10

С нирезистовой вставкой, с рассекателем. Устанавливается на двигатели КамАЗ

740.50, 740.51, 740.52,

740.63, 740.64, 740.35,

Материал: алюминиевый сплав АК13М5МгН2. Покрытие: Molykote® D10 m=1,83+0,025 кг.


Ремонт шатунно-поршневой группы дизеля 740 Камаз

На поршень устанавливают два ком­прессионных кольца и одно маслосъемное.

Компрессионные кольца предназначе­ны для предотвращения прорыва газов в картер при их сжатии и расширении

Кроме того, они служат для передачи теплоты от поршня к цилиндру.

Маслосъемное кольцо служит для удаления излишка масла с ра­бочей поверхности цилиндра и предотвра­щения попадания его в камеру сгорания.

1. Отвернуть четыре болта крепления головок и снять головки блока цилиндров.

rhp2-fit-400x300.jpg

2. Снять поддон двигателя и прокладку поддона.

rhp3-fit-484x220.jpg

rhp4-fit-400x300.jpg

4. Отвернуть гайки шатунных болтов и снять крышку шатуна.

syemnik-fit-268x698.jpg

Так как крышка сидит плотно, сбить ее несильными ударами молотка. Вынуть из крышки вкладыш шатунного подшипника.

5. Протолкнуть поршень в цилиндр так, чтобы он вышел из цилиндра, и затем вынуть его вместе с шатуном.

Вынуть из шатуна вкладыш шатунного подшипника.

Вынимать поршень с шатуном из цилиндра нужно осторожно, чтобы не повредить зеркало цилиндра.

rhp5-fit-400x300.jpg

Проверить метки на шатуне и крышке шатуна. Если метки не видны — пометить шатун и крышку номером цилиндра.

rhp6-fit-400x300.jpg

6. Таким же образом вынуть остальные поршни с шатунами.

rhp7.jpg

7. С помощью съемника снять поршневые кольца.

8. Снять стопорные кольца с двух сторон поршня.

9. Нагреваем поршень в масляной ванне и вынимаем поршневой палец из шатуна, перед этим заметив положение шатуна относительно поршня.

10. Таким же образом снять остальные поршни с шатунов.

rhp11-fit-400x300.jpg

11. После разборки промыть все детали в бензине. Очистить поршни от нагара. Прочистить канавки под поршневые кольца старым поршневым кольцом или обломком кольца.

rhp12-fit-400x300.jpg

12. Для уменьшения надпоршневого зазора при сборке двигателя подбором варианта исполнения поршня обеспечивают выступ­ление его над уплотнительным торцом гильзы на 0,5. 0,7 мм.

Индекс варианта поршня (10, 20, 30, 40) нанесен на его днище, а также на нерабочем торце выступа гильз.

Диаметр поршневого кольца в свобод­ном состоянии больше, чем диаметр ци­линдра, поэтому при установке оно плотно прижимается к его стенкам.

В канавке поршня кольцо образует лабиринтное уп­лотнение с малым зазором.

Газы, попадая в этот лабиринт из надпоршневого про­странства, снижают свое давление и ско­рость и прижимают кольцо к стенке ци­линдра.

Разрез в кольце называют зам­ком.

В рабочем состоянии кольца всегда должен быть зазор в замке, чтобы оно при нагревании не заклинивалось.

Значение зазора при установке поршня в цилиндр находится в пределах 0,4 . 0,8 мм для ком­прессионных колец, 0,3 . 0,7 мм для мас­лосъемного.

40-fit-256x300.jpg

Чтобы кольца свободно пружинили, их в канавках на поршне по высоте устанав­ливают также с небольшим зазором.

Торцовый зазор у верхнего компрессион­ного кольца несколько больше, чем у ниж­него.

Компрессионные кольца имеют трапе­циевидное сечение.

Рабочая поверхность верхнего компрессионного кольца покрыта хромом, имеет зеркальную поверхность, нижнего — молибденом, она матовая.

Во время движения поршня кольца при­жимаются то к верхним, то к нижним плос­костям канавок и создают этим необходи­мое уплотнение, препятствующее прорыву газов в картер через канавки.

При этом компрессионные кольца могут перекачи­вать в камеру сгорания масло, снимаемое ими со стенок цилиндра: когда поршень движется вниз, масло собирается в зазоре между кольцом и нижней плоскостью ка­навки, а когда перемещается вверх, масло выдавливается в зазор между кольцом и верхней плоскостью канавки.

Разрежение в цилиндре при такте впуска также способ­ствует этому.

С увеличением торцового за­зора в сопряжении кольцо — канавка поршня из-за насосного действия колец возрастает количество перекачиваемого масла в камеру сгорания, в результате рез­ко повышается его расход.

Поэтому необходимо проверять торцовый зазор после установки колец на поршень.

Маслосъемное кольцо сборное; оно со­стоит из чугунного кольца коробчатого сечения с хромированной рабочей поверх­ностью и витого пружинного расширителя.

Хромирование колец повышает их износо­стойкость.

Нижняя канавка в поршне под маслосъемное кольцо имеет отверстия по всей окружности для отвода масла, снимаемого кольцом с поверхности цилиндра.

DSC01096-fit-400x300.jpg

Поршень с шатуном соединен пустоте­лым пальцем плавающего типа, осевое пе­ремещение которого в поршне ограничива­ется двумя пружинными стопорными коль­цами.

Шатуны стальные, двутаврового се­чения. Нижняя головка шатуна разъемная.

Для точной посадки вкладышей нижнюю головку шатуна окончательно обрабатыва­ют в сборе с крышкой, вследствие чего крышки шатунов не взаимозаменяемы.

На крышке и шатуне нанесены метки спаренности в виде трехзначных порядковых но­меров. Кроме того, на крышке шатуна выбит порядковый номер цилиндра.

Подшипниками скольжения в верхней головке шатуна служат биметаллические неразъемные втулки с рабочим бронзовым слоем; в нижней головке шатуна — съем­ные взаимозаменяемые вкладыши.

Крышка нижней головки шатуна крепится гайками на двух болтах, запрессованных в боковые выступы нижней головки шатунах

Специальное стопорение шатунных бол­тов и гаек от самоотворачивания не пре­дусмотрено.

Это объясняется тем, что ша­тунные болты автоматически предохраня­ются от самоотворачивания за счет трения в резьбе при условии строгого выполнения требований к затяжке гаек шатунных болтов.

Шатунные болты могут разорваться из-за недостаточной или чрезмерной затяжки.

Болты нужно затягивать до удлинения на 0,25 — 0,27мм.

КМЗ 740.51-1002021

Читайте также: