Для чего нужна проставка на карбюратор ваз 2109

Обновлено: 25.04.2024

Врезка ГБО в карбюратор. Что лучше врезка или проставка?

Врезка ГБО в карбюратор. Что лучше врезка или проставка?

При выборе ГБО, владельцы карбюраторных автомобилей сталкиваются с рядом проблем. К таким проблемам можно отнести варианты внедрения подачи газа в карбюратор. На сегодняшний день есть несколько вариантов подключения. Рассмотрим их.

1. Раздельный смеситель по камерам и проставка


2. Смеситель для карбюратора ДААЗ ОЗОН


Данный набор полностью удовлетворит неискушенного водителя. Смеситель-проставка позволит подключить ГБО без изменения конструкции карбюратора. Все, что понадобится это вынуть внутреннею текстолитовою прокладку и установить смеситель. Данный вариант доступен для всех карбюраторов «классического» семейства ВАЗ. Также, дозатор приведенный на рисунке выше, позволит добиться нужных динамических свойств и экономии. Это, наверное, самый простой способ установки для карбюраторных авто.

3. Смеситель на карбюратор и механический дозатор



Механический дозатор без раздельной регулировки


Такая комбинация является самой простой для установки. При установке не понадобится даже карбюратор снимать. Просто выкручиваются гайки, которыми крепится корпус воздушного фильтра, снимается металлическая прижимная пластина, устанавливается смеситель и все прикручивается обратно гайками. Единственное, понадобится вырезать отверстие под шланг в корпусе воздушного фильтра. В данном примере регулировка осуществляется проще всего.

Но способ не лишен недостатков. Первый из них это потеря динамики как на газе, так и на бензине. Происходит это из-за уменьшения проходного сечения подачи воздуха. Да и состав смеси не получится отрегулировать идеально. В любом случае смесь будет или «бедной» или «богатой». Но плюс в простоте установки. Данный способ подходит для любых карбюраторов.

4. Врезка штуцеров напрямую в карбюратор и раздельная регулировка


Можно сказать, самый сложный и одновременно самый правильный вариант подключения ГБО. Данный способ является довольно сложным, поскольку необходимы знания об устройстве карбюратора и очень прямые руки. Если сомневаетесь, то лучше обратится к токарю или на СТО. Но самый большой плюс в том, что можно почти идеально отрегулировать ГБО, если использовать регулятор с раздельной подачей по камерах. Этот вариант установки подходит для владельцев автомобилей с карбюратором СОЛЕКС. Минусом является то, что мы сверлим карбюратор, и вернуть его в прежнее состояние будет весьма проблематично.

Подведем итоги.

Мы рассмотрели три способа внедрения ГБО в автомобиль. Тут дело выбора каждого. Если хотите динамики и умеренного расхода, вам подходит первый и третий способ. Если хотите простоты установки и настройки, идеальным будет 2-й вариант. В любом случае, мы надеемся, что статья поможет вам в выборе подключения.

Вопрос: Для чего нужна проставка под карбюратор?

Это делается для предотвращения закрывания уплотнительной прокладкой каналов и отверстий на корпусе прибора на пяточной части. Установка толстой проложки между карбюратором и корпусом двигателя, увеличивает пропускную способность топлива через ускорительный насос.

Для чего нужна Текстолитовая Прокладка под карбюратор?

Какая прокладка ставится под карбюратор?

Карбюратор Солекс (2108, 2109, 21099) устанавливается на впускной коллектор двигателя автомобиля. Для уплотнения этого соединения применяются три прокладки. Вернее две прокладки и одна теплоизоляционная проставка.

Что лучше для гбо врезка или проставка?

Как сделать прокладку под карбюратор?

Для изготовления прокладки можно использовать любой плотный картон. Толщина материала должна быть около 0,8 мм. Если толщина больше, то такой картон тоже можно использовать для изготовления прокладки, но в этом случае потребуется дополнительно регулировать положение поплавка карбюратора.

Чем можно заменить прокладку из паронита?

В связи с этим, основные параметры выбора паронитовых прокладок базируются на температуре эксплуатации, скорости и катастрофичности отказа. Для проведения сантехнических работ целесообразнее заменить паронит фторопластом. Он хорошо переносит воздействие высоких температур, агрессивных сред и высокого давления.

Чем заменить прокладку в карбюраторе?

Карбюратор — достаточно сложный механизм, внутри которого используется несколько видов прокладок. С течением времени заводские изделия изнашиваются и нуждаются в замене. Новые детали можно сделать из резины или даже картона, но оптимальным решением станут паронит прокладки.

Как называется материал для прокладок?

Чем заменить прокладки если нет?

Вместо прокладки можно использовать туалетную бумагу или бумажные полотенца, скрутив их в несколько слоёв. Если с собой вы носите хлопковый носовой платок, ватные спонжи или влажные салфетки, они тоже подойдут, чтобы на какое-то время заменить гигиенический пакет.

Для чего нужна проставка под карбюратор




В ситуации с ГБО 2 поколения врезка ГБО в карбюратор может различаться, и зависит прежде всего от модели машины. Для каждого конкретного случая мастера рассматривают наиболее оптимальный вариант:

  1. Простой способ — поставить смеситель-проставку с разделителем по камерам. Не предусматривается внедрения в корпус карбюратора. Не нужно ничего сверлить. Таким образом часто выполняют врезку газа в карбюратор озон. Необходимо извлечь текстолитовую прокладку и установить газовый смеситель. Эту манипуляцию можно проделать с классическими видами карбюраторов. Газовый смеситель оснащается регистром мощности. Имеет два выхода с автономными регулировками. Регистр выполняет полезную функцию тонкой настройки подачи газа. Можно эффективно настроить динамические характеристики и сэкономить газовое горючее. Данный вариант благодаря простому монтажу весьма популярный.
  2. Ещё один несложный способ с помощью смесителя, который автовладельцы прозвали черепашкой из-за внешнего вида. При установке не требуется демонтировать карбюратор. Выкручивают крепёжные гайки на воздушного фильтре, снимают прижимную пластину и устанавливают черепашку. Далее остаётся только поставить назад выкрученные гайки. Единственная доработка заключается в том, что надо высверлить вход для газовой магистрали в корпусе фильтра. Настройка осуществляется дозатором, который имеет вход и выход, а также регулировочный болт. Надо быть готовым к некоторой потере динамики авто при работе не только на пропане, но и на штатном топливе. Этот фактор неизбежен из-за сужения проходного отверстия подачи воздушного потока. Есть возможность его расширить, поставив шайбы под болты. Газовоздушную смесь настраивать при таком способом будет сложнее. Она оказывается «бедной» или перенасыщенной. Достоинством является простой монтаж. Подходит для всех типов, в том числе озона, дааза или вебера.



Способ врезки считается самым сложным, но и самым выгодным. Однако врезка гбо в карбюратор солекс возможна в случае, если автовладелец уверен, что не будет снимать газ, иначе придётся глушить штуцера врезки.

Врезка ГБО в карбюратор. Что лучше врезка или проставка?


При выборе ГБО, владельцы карбюраторных автомобилей сталкиваются с рядом проблем. К таким проблемам можно отнести варианты внедрения подачи газа в карбюратор. На сегодняшний день есть несколько вариантов подключения. Рассмотрим их.

Раздельный смеситель по камерам и проставка


Смеситель для карбюратора ДААЗ ОЗОН


Данный набор полностью удовлетворит неискушенного водителя. Смеситель-проставка позволит подключить ГБО без изменения конструкции карбюратора. Все, что понадобится это вынуть внутреннею текстолитовою прокладку и установить смеситель. Данный вариант доступен для всех карбюраторов «классического» семейства ВАЗ. Также, дозатор приведенный на рисунке выше, позволит добиться нужных динамических свойств и экономии. Это, наверное, самый простой способ установки для карбюраторных авто.

Смеситель на карбюратор и механический дозатор


Механический дозатор без раздельной регулировки


Такая комбинация является самой простой для установки. При установке не понадобится даже карбюратор снимать. Просто выкручиваются гайки, которыми крепится корпус воздушного фильтра, снимается металлическая прижимная пластина, устанавливается смеситель и все прикручивается обратно гайками. Единственное, понадобится вырезать отверстие под шланг в корпусе воздушного фильтра. В данном примере регулировка осуществляется проще всего.

Но способ не лишен недостатков. Первый из них это потеря динамики как на газе, так и на бензине. Происходит это из-за уменьшения проходного сечения подачи воздуха. Да и состав смеси не получится отрегулировать идеально. В любом случае смесь будет или «бедной» или «богатой». Но плюс в простоте установки. Данный способ подходит для любых карбюраторов.

Врезка штуцеров напрямую в карбюратор и раздельная регулировка


Можно сказать, самый сложный и одновременно самый правильный вариант подключения ГБО. Данный способ является довольно сложным, поскольку необходимы знания об устройстве карбюратора и очень прямые руки. Если сомневаетесь, то лучше обратится к токарю или на СТО. Но самый большой плюс в том, что можно почти идеально отрегулировать ГБО, если использовать регулятор с раздельной подачей по камерах. Этот вариант установки подходит для владельцев автомобилей с карбюратором СОЛЕКС. Минусом является то, что мы сверлим карбюратор, и вернуть его в прежнее состояние будет весьма проблематично.

Врезка или проставка, что выбрать?

Врезка штуцеров под газ в карбюратор Солекс более выгодна с точки зрения экономии расхода топлива, сохранения динамики ДВС. Проставка имеет такой недостаток, как перекрытие потока воздуха. Однако есть типы конструкции, в которые невозможно физически делать врезку или наоборот, ставить проставку. Для solex однозначно лучше выбрать путь внедрения штуцеров.


Если нужно сохранить динамику и соблюсти при этом умеренный расход топлива, можно рассмотреть вариант со смесителем-проставкой с разделителем по камерам либо использовать вариант врезки. Если важны простая установка и категорически нельзя вмешиваться в топливную систему, идеально выбрать черепашку.

Что выбрать: врезку газа в карбюратор или проставку?

Если говорить о динамических свойствах двигателя, экономии финансовых средств, то врезка штуцеров газа в карбюратор «Солекс» очень выгодна. Недостатком проставки считается перекрытие воздушного потока. Сегодня существуют конструкции «солекс», в которых невозможно сделать врезку или установить проставку. Поэтому для карбюратора «solex» идеальным вариантом считается установка штуцеров.


Для сохранения динамики, создания невысокого расхода топлива, можно воспользоваться смесителем-проставкой, оборудованной камерным разделителем или применить врезной вариант.

Когда нет возможности изменить работу топливной системы, когда требуется простая установка, самым подходящим вариантом будет «черепашка».

Плюсы и минусы

Подводим итоги. Есть определённые плюсы, которые несёт с собой установка смесителя-проставки с разделителем по камерам:

  • делать дыры в карбе не нужно;
  • можно выполнить тонкую подстройку дозировки подачи газа;
  • динамика мотора сохраняется;
  • монтаж не сложный.

Главный недостаток этого способа:

  • подходит только для узлов систем питания двигателя серии «классика».

Достоинства смесителя-черепашки очевидны:

  • очень простой монтаж;
  • сверлить нужно только корпус воздушного фильтра;
  • подходит для всех типов карбюраторов.

Минусы выбора черепашки для установки газобаллонного оборудования, которые невозможно избежать:

  • сложно отрегулировать газовоздушную смесь;
  • существенно снижается динамика мотора.

Самый продвинутый способ, но и самый сложный, это врезка. Имеет свои явные преимущества:

  • значительная экономия топлива по сравнению с двумя другими вариантами;
  • не отражается на динамических характеристиках двигателя;
  • возможна установка на карбюратор Солекс.

Недостаток у такого способа один, но он существенный:

  • карбюратор после переделки невозможно вернуть в прежнее состояние.

Все три способа доступны для ГБО 1, 2 и 3 поколений. Однозначно, окончательный выбор за мастерами сертифицированного центра по установке ГБО.

ГБО на карбюратор разных типов установки

1. Михаил (стаж 18 лет) «Установка ГБО на карбюратор типа Солекс возможна только с помощью врезки. Есть смеситель, который устанавливается на карбюратор сверху, но лучше конечно же врезка штуцера. Штуцер располагается непосредственно над заслонкой, благодаря чему редуктор мгновенно реагирует на изменение разряжения, улучшается динамика хода.»

2. Алексей (стаж более 10 лет) «Безусловно врезка газовых штуцеров лучше. Приготовление смеси в ГБО 2 поколения на карбюратор происходит во впускном коллекторе, а не над дросселями. При врезке сохраняется хорошая работа подсоса. Штуцера врезают так, чтобы они выступали в диффузор на несколько мм, до его центра вкручивать не стоит. Врезку делают отдельно в каждую камеру.»

3. Олег (стаж 11 лет) «При установке ГБО на карбюратор типа ОЗОН проще сделать проставку между карбюратором и коллектором, чем делать врезку. Из собственного опыта: на Солекс лучше врезка, на ОЗОН – установка нижнего смесителя. При установке проставки есть риск того, что может повестись карбюратор, но и при врезке со временем срезается резьба.»

4. Андрей (стаж 15 лет) «Следует понимать, что проставка может быть между подачей воздуха и карбюратором (не рекомендуется), а может быть правильная – между карбюратором и всасывающим коллектором. Если найти проставку второго типа не получилось, лучше для ГБО на карбюраторный двигатель врезка. В одну или две камеры – решается индивидуально. Например, на девятках с проставкой двигатель работает хуже, чем с врезкой, а вот на шестерках наоборот.»

5. Александр (стаж более 25 лет) «Врезка может быть в карбюратор, а может в коллектор, проставка тоже ставится по-разному, смотря какая машина. Цена ГБО на карбюратор в данном случае не изменится, но без индивидуального подхода никак».

Вывод один: перед тем, как купить ГБО на карбюратор, спросите специалистов, а может ли оно вообще быть установлено на ваш автомобиль. Именно поэтому эксперты рекомендуют покупать и устанавливать ГБО у одной компании. KOSTA GAS, официальный дистрибьютор итальянских комплектов PRIDE by AEB в Украине, предлагает диагностику и настройку ГБО 2-6 поколений, а также комплексный анализ возможности установки с подбором нужной комплектации именно под ваш автомобиль. На нашем профильном СТО представлены такие марки ГБО, как PRIDE by AEB, Prins, Atiker, Alfatronic, Hana, Tomasetto, OMVL, OMB и другие.

Мы уверены, вас заинтересуют наши цены: установка ГБО на авто в Харькове 4-го поколения в бюджетной комплектации составляет всего 375 евро!

KOSTA GAS – мы совершенствуем свой профессионализм с каждым днем, чтобы гарантировать вам 100% качество работы!

Установка проставки на карбюратор солекс




В ситуации с ГБО 2 поколения врезка ГБО в карбюратор может различаться, и зависит прежде всего от модели машины. Для каждого конкретного случая мастера рассматривают наиболее оптимальный вариант:

  1. Простой способ — поставить смеситель-проставку с разделителем по камерам. Не предусматривается внедрения в корпус карбюратора. Не нужно ничего сверлить. Таким образом часто выполняют врезку газа в карбюратор озон. Необходимо извлечь текстолитовую прокладку и установить газовый смеситель. Эту манипуляцию можно проделать с классическими видами карбюраторов. Газовый смеситель оснащается регистром мощности. Имеет два выхода с автономными регулировками. Регистр выполняет полезную функцию тонкой настройки подачи газа. Можно эффективно настроить динамические характеристики и сэкономить газовое горючее. Данный вариант благодаря простому монтажу весьма популярный.
  2. Ещё один несложный способ с помощью смесителя, который автовладельцы прозвали черепашкой из-за внешнего вида. При установке не требуется демонтировать карбюратор. Выкручивают крепёжные гайки на воздушного фильтре, снимают прижимную пластину и устанавливают черепашку. Далее остаётся только поставить назад выкрученные гайки. Единственная доработка заключается в том, что надо высверлить вход для газовой магистрали в корпусе фильтра. Настройка осуществляется дозатором, который имеет вход и выход, а также регулировочный болт. Надо быть готовым к некоторой потере динамики авто при работе не только на пропане, но и на штатном топливе. Этот фактор неизбежен из-за сужения проходного отверстия подачи воздушного потока. Есть возможность его расширить, поставив шайбы под болты. Газовоздушную смесь настраивать при таком способом будет сложнее. Она оказывается «бедной» или перенасыщенной. Достоинством является простой монтаж. Подходит для всех типов, в том числе озона, дааза или вебера.



Способ врезки считается самым сложным, но и самым выгодным. Однако врезка гбо в карбюратор солекс возможна в случае, если автовладелец уверен, что не будет снимать газ, иначе придётся глушить штуцера врезки.

«Черепашка»

Внешний вид смесителя напоминает черепаху. Чтобы его установить, не нужно заниматься демонтажем карбюратора. Выкручивают крепёжные гайки на воздушном фильтре, снимают прижимную пластину и устанавливают черепашку. Затем все гайки возвращают на место. Такая установка требует одной доработки. Чтобы создать газовую магистраль, в корпусе фильтра высверливается отверстие. Регулировка осуществляется с помощью дозатора, имеющего:


К сожалению, работа на газу приводит к уменьшению мощности, примерно на 7%, независимо от вида топлива (пропан, сжиженный газ). Это происходит из-за уменьшения диаметра проходного отверстия, через которое поступает воздушный поток. Настройка газовоздушной смеси в этом случае намного сложнее. Смесь может быть сильно перенасыщенной или «обедненной». Такой простой монтаж может использоваться для различных видов карбюраторов:


Врезка или проставка, что выбрать?

Врезка штуцеров под газ в карбюратор Солекс более выгодна с точки зрения экономии расхода топлива, сохранения динамики ДВС. Проставка имеет такой недостаток, как перекрытие потока воздуха. Однако есть типы конструкции, в которые невозможно физически делать врезку или наоборот, ставить проставку. Для solex однозначно лучше выбрать путь внедрения штуцеров.


Если нужно сохранить динамику и соблюсти при этом умеренный расход топлива, можно рассмотреть вариант со смесителем-проставкой с разделителем по камерам либо использовать вариант врезки. Если важны простая установка и категорически нельзя вмешиваться в топливную систему, идеально выбрать черепашку.

Плюсы и минусы

Подводим итоги. Есть определённые плюсы, которые несёт с собой установка смесителя-проставки с разделителем по камерам:

  • делать дыры в карбе не нужно;
  • можно выполнить тонкую подстройку дозировки подачи газа;
  • динамика мотора сохраняется;
  • монтаж не сложный.

Главный недостаток этого способа:

  • подходит только для узлов систем питания двигателя серии «классика».

Достоинства смесителя-черепашки очевидны:

  • очень простой монтаж;
  • сверлить нужно только корпус воздушного фильтра;
  • подходит для всех типов карбюраторов.

Минусы выбора черепашки для установки газобаллонного оборудования, которые невозможно избежать:

  • сложно отрегулировать газовоздушную смесь;
  • существенно снижается динамика мотора.

Самый продвинутый способ, но и самый сложный, это врезка. Имеет свои явные преимущества:

  • значительная экономия топлива по сравнению с двумя другими вариантами;
  • не отражается на динамических характеристиках двигателя;
  • возможна установка на карбюратор Солекс.

Недостаток у такого способа один, но он существенный:

  • карбюратор после переделки невозможно вернуть в прежнее состояние.

Все три способа доступны для ГБО 1, 2 и 3 поколений. Однозначно, окончательный выбор за мастерами сертифицированного центра по установке ГБО.

ГБО на карбюратор разных типов установки

1. Михаил (стаж 18 лет) «Установка ГБО на карбюратор типа Солекс возможна только с помощью врезки. Есть смеситель, который устанавливается на карбюратор сверху, но лучше конечно же врезка штуцера. Штуцер располагается непосредственно над заслонкой, благодаря чему редуктор мгновенно реагирует на изменение разряжения, улучшается динамика хода.»

2. Алексей (стаж более 10 лет) «Безусловно врезка газовых штуцеров лучше. Приготовление смеси в ГБО 2 поколения на карбюратор происходит во впускном коллекторе, а не над дросселями. При врезке сохраняется хорошая работа подсоса. Штуцера врезают так, чтобы они выступали в диффузор на несколько мм, до его центра вкручивать не стоит. Врезку делают отдельно в каждую камеру.»

3. Олег (стаж 11 лет) «При установке ГБО на карбюратор типа ОЗОН проще сделать проставку между карбюратором и коллектором, чем делать врезку. Из собственного опыта: на Солекс лучше врезка, на ОЗОН – установка нижнего смесителя. При установке проставки есть риск того, что может повестись карбюратор, но и при врезке со временем срезается резьба.»

4. Андрей (стаж 15 лет) «Следует понимать, что проставка может быть между подачей воздуха и карбюратором (не рекомендуется), а может быть правильная – между карбюратором и всасывающим коллектором. Если найти проставку второго типа не получилось, лучше для ГБО на карбюраторный двигатель врезка. В одну или две камеры – решается индивидуально. Например, на девятках с проставкой двигатель работает хуже, чем с врезкой, а вот на шестерках наоборот.»

5. Александр (стаж более 25 лет) «Врезка может быть в карбюратор, а может в коллектор, проставка тоже ставится по-разному, смотря какая машина. Цена ГБО на карбюратор в данном случае не изменится, но без индивидуального подхода никак».

Вывод один: перед тем, как купить ГБО на карбюратор, спросите специалистов, а может ли оно вообще быть установлено на ваш автомобиль. Именно поэтому эксперты рекомендуют покупать и устанавливать ГБО у одной компании. KOSTA GAS, официальный дистрибьютор итальянских комплектов PRIDE by AEB в Украине, предлагает диагностику и настройку ГБО 2-6 поколений, а также комплексный анализ возможности установки с подбором нужной комплектации именно под ваш автомобиль. На нашем профильном СТО представлены такие марки ГБО, как PRIDE by AEB, Prins, Atiker, Alfatronic, Hana, Tomasetto, OMVL, OMB и другие.

Мы уверены, вас заинтересуют наши цены: установка ГБО на авто в Харькове 4-го поколения в бюджетной комплектации составляет всего 375 евро!

KOSTA GAS – мы совершенствуем свой профессионализм с каждым днем, чтобы гарантировать вам 100% качество работы!

Несколько плюсов установки проставки на бензиновый двигатель


Первый и основной – это предотвращение деформаций при сильном нагреве корпуса двигателя и недопущение перегрева карбюратора и нарушения работы устройства. Наиболее подвержены таким «болезням» модели таких брендов как «Солекс», «Озон».

Вот еще несколько преимуществ установки толстой прокладки при установке на бензиновый карбюраторный двигатель:

  • При отсутствии проставки между подошвой карбюратора и корпусом головки блока цилиндров температура передается на устройство, происходит сильный нагрев, поэтому на горячем двигателе придется долго крутить стартер, перед тем как двигатель схватит бензин и заведется. Это происходит из-за ускорения испарения паров бензина, дополнительно к этому повышается удельная плотность доставляемого топлива по причине высокой температуры и насыщения парами камеры сгорания;
  • Сильно обтянув гайки на устройстве для надежности соединения и невозможности протечек бензина, при первом же нагреве подошва разогревается и начинается процесс деформации. При последующих неизбежных разогревах деформация увеличивается. Сняв для ремонта карбюратор, мы получаем деформированную подошву. Это повлечет возникновение на холодном моторе работы на трех цилиндрах, в последующем троить движок будет постоянно. По нижнему фланцу и впускным коллектором будет происходить подсос воздуха. Такая неисправность потребует исправления деформированной подошвы, при сильной степени повреждения потребуется замена подошвы или самого карбюратора. Рихтовка фланца, при сильной деформации фрезеровка – эти работы может повлечь не оборудованная площадкой система подачи топлива в камеру сгорания. Здесь не сможет помочь ни один из даже самых трендовых герметиков;
  • При наличии множества способов, рекламируемых в интернете, текстолитовая подошва под карбюратор, по мнению многих автолюбителей, должна быть установлена на каждой машине. Однако следует опасаться подделок. Нередко можно увидеть на витрине текстолитовую проставку с добавочным слоем непонятного материала. Спустя небольшой отрезок времени он ссыхается или еще хуже разлагается, производительность, и мощность двигателя падает из-за неисправности.


Советы профессионалов

При установке проставки на бензиновый карбюратор ставьте спокойно промышленную (стандартной толщины) прокладку с двумя отверстиями. При работе двигателя на газе лучше устанавливать проставку немного тоньше и с одним широким пазом для карбюратора классики Жигулей типа «Озон», а вот для карбюратора «Солекс» лучше подойдет прокладка с двумя отдельными отверстиями. Это делается для предотвращения закрывания уплотнительной прокладкой каналов и отверстий на корпусе прибора на пяточной части.


Установка толстой проложки между карбюратором и корпусом двигателя, увеличивает пропускную способность топлива через ускорительный насос. При такой работе струя бензина бьет в определенное место между топливной заслонкой и стенкой корпуса. Такая работа повышает дозировку при понижении количества потребляемого топлива и уменьшает время сжигания.

При неисправной системе струя обогащенного кислородом топлива бьет неправильно, и на стенке камеры образуются капли. Это снижает качество работы карбюратора и вызывает перебои в работе двигателя. При установке проставки с меньшими размерами отверстий под камеры образовывается своеобразная ступенька, топливо будет подаваться не в полном объеме, и автомобиль будет подтупливать и зависать при наборе оборотов. В случае, если вы не можете найти родную прокладку, лучше приобретите проставку с большими отверстиями (конечно в разумных пределах).

Вышли из строя шпильки, или не хватает длины родных, нет смысла для паники. Приобретаете длинные шпильки нужного диаметра и шага резьбы, накручиваете на один из концов гайку. Размечаем нужную нам длину крепежа и отрезаем угловой шлифмашинкой. Старайтесь отрезать ровно, но если рука дрогнула, ничего страшного. Обтачиваем до ровного края и скручиваем гайку. У нас получилась шпилька, нужной нам длины.

Что касается установки проставки под подошву при установке на двигатель газобаллонного оборудования, здесь до сих пор нет однозначного ответа на вопрос, зачем нужна эта деталь. Автолюбители на форумах спорят об этом, а еще на рынок запчастей выходят сомнительные приспособления на основе толстой прокладки, что тоже не добавляет популярности этого способа улучшения работы оборудования.

Проставка под газ на карбюратор солекс

На карбюраторный автомобиль целесообразно ставить комплект ГБО 2 поколения. Перед автовладельцем обычно стоит вопрос выбора производителя комплектующих, формы и места емкости для газа. Не менее важно согласовать с мастером вариант врезки газа в карбюратор.

Варианты врезки

В ситуации с ГБО 2 поколения врезка ГБО в карбюратор может различаться, и зависит прежде всего от модели машины. Для каждого конкретного случая мастера рассматривают наиболее оптимальный вариант:

  1. Простой способ — поставить смеситель-проставку с разделителем по камерам. Не предусматривается внедрения в корпус карбюратора. Не нужно ничего сверлить. Таким образом часто выполняют врезку газа в карбюратор озон. Необходимо извлечь текстолитовую прокладку и установить газовый смеситель. Эту манипуляцию можно проделать с классическими видами карбюраторов. Газовый смеситель оснащается регистром мощности. Имеет два выхода с автономными регулировками. Регистр выполняет полезную функцию тонкой настройки подачи газа. Можно эффективно настроить динамические характеристики и сэкономить газовое горючее. Данный вариант благодаря простому монтажу весьма популярный.
  2. Ещё один несложный способ с помощью смесителя, который автовладельцы прозвали черепашкой из-за внешнего вида. При установке не требуется демонтировать карбюратор. Выкручивают крепёжные гайки на воздушного фильтре, снимают прижимную пластину и устанавливают черепашку. Далее остаётся только поставить назад выкрученные гайки. Единственная доработка заключается в том, что надо высверлить вход для газовой магистрали в корпусе фильтра. Настройка осуществляется дозатором, который имеет вход и выход, а также регулировочный болт. Надо быть готовым к некоторой потере динамики авто при работе не только на пропане, но и на штатном топливе. Этот фактор неизбежен из-за сужения проходного отверстия подачи воздушного потока. Есть возможность его расширить, поставив шайбы под болты. Газовоздушную смесь настраивать при таком способом будет сложнее. Она оказывается «бедной» или перенасыщенной. Достоинством является простой монтаж. Подходит для всех типов, в том числе озона, дааза или вебера.
  3. Можно выполнить врезку в карбюратор ГБО с отдельной регулировкой. Таким путём делается установка ГБО 2 поколения на карбюратор Солекс. Путь более сложный, но по мнению большинства мастеров, наиболее верный, когда речь идёт о подключении газобаллонного оборудования. Доверяют такую врезку установщикам или токарям, которые хорошо знакомы с принципом работы топливной системы и имеют золотые руки. Можно по максимуму «выжать» с морально устаревшего ГБО 2 настройку подачи газа. В данном случае используется регулятор с автономной подачей горючего на камеры.

Способ врезки считается самым сложным, но и самым выгодным. Однако врезка гбо в карбюратор солекс возможна в случае, если автовладелец уверен, что не будет снимать газ, иначе придётся глушить штуцера врезки.

Как правильно врезать газ в Солекс?

Врезка в карбюратор солекс под газ выполняется следующим образом:

  1. Карбюратор необходимо демонтировать.
  2. В камере высверливаются два отверстия (место должно быть удобное для подвода газовой трубки).
  3. Далее работают с метчиком, с помощью которого нарезают резьбу.
  4. Вкручивают штуцеры, подходящие по размеру.
  5. Теперь необходимо подсоединить газовые трубки.

Врезка газа в карбюратор Солекс требует точности и ответственности. Настройка оборудования при таком способе значительно упрощается. Главное — чтобы все комплектующие были качественными, изготовленными настоящей фирмой. Все манипуляции должны быть выполнены знающим мастером. Необходимо правильно подобрать размеры штуцеров для врезки газа в карбюратор.

Необратимая переделка Солекс в условиях дороговизны жидкого топлива себя оправдывает, особенно при активных регулярных поездках.

Врезка или проставка, что выбрать?

Врезка штуцеров под газ в карбюратор Солекс более выгодна с точки зрения экономии расхода топлива, сохранения динамики ДВС. Проставка имеет такой недостаток, как перекрытие потока воздуха. Однако есть типы конструкции, в которые невозможно физически делать врезку или наоборот, ставить проставку. Для solex однозначно лучше выбрать путь внедрения штуцеров.

Если нужно сохранить динамику и соблюсти при этом умеренный расход топлива, можно рассмотреть вариант со смесителем-проставкой с разделителем по камерам либо использовать вариант врезки. Если важны простая установка и категорически нельзя вмешиваться в топливную систему, идеально выбрать черепашку.

Плюсы и минусы

Подводим итоги. Есть определённые плюсы, которые несёт с собой установка смесителя-проставки с разделителем по камерам:

  • делать дыры в карбе не нужно;
  • можно выполнить тонкую подстройку дозировки подачи газа;
  • динамика мотора сохраняется;
  • монтаж не сложный.

Главный недостаток этого способа:

  • подходит только для узлов систем питания двигателя серии «классика».

Достоинства смесителя-черепашки очевидны:

  • очень простой монтаж;
  • сверлить нужно только корпус воздушного фильтра;
  • подходит для всех типов карбюраторов.

Минусы выбора черепашки для установки газобаллонного оборудования, которые невозможно избежать:

  • сложно отрегулировать газовоздушную смесь;
  • существенно снижается динамика мотора.

Самый продвинутый способ, но и самый сложный, это врезка. Имеет свои явные преимущества:

  • значительная экономия топлива по сравнению с двумя другими вариантами;
  • не отражается на динамических характеристиках двигателя;
  • возможна установка на карбюратор Солекс.

Недостаток у такого способа один, но он существенный:

  • карбюратор после переделки невозможно вернуть в прежнее состояние.

Все три способа доступны для ГБО 1, 2 и 3 поколений. Однозначно, окончательный выбор за мастерами сертифицированного центра по установке ГБО.

ГБО на карбюратор разных типов установки

1. Михаил (стаж 18 лет)
"Установка ГБО на карбюратор типа Солекс возможна только с помощью врезки. Есть смеситель, который устанавливается на карбюратор сверху, но лучше конечно же врезка штуцера. Штуцер располагается непосредственно над заслонкой, благодаря чему редуктор мгновенно реагирует на изменение разряжения, улучшается динамика хода."

2. Алексей (стаж более 10 лет)
"Безусловно врезка газовых штуцеров лучше. Приготовление смеси в ГБО 2 поколения на карбюратор происходит во впускном коллекторе, а не над дросселями. При врезке сохраняется хорошая работа подсоса. Штуцера врезают так, чтобы они выступали в диффузор на несколько мм, до его центра вкручивать не стоит. Врезку делают отдельно в каждую камеру."

5. Александр (стаж более 25 лет)
"Врезка может быть в карбюратор, а может в коллектор, проставка тоже ставится по-разному, смотря какая машина. Цена ГБО на карбюратор в данном случае не изменится, но без индивидуального подхода никак".

Мы уверены, вас заинтересуют наши цены: установка ГБО на авто в Харькове 4-го поколения в бюджетной комплектации составляет всего 375 евро!

При выборе ГБО, владельцы карбюраторных автомобилей сталкиваются с рядом проблем. К таким проблемам можно отнести варианты внедрения подачи газа в карбюратор. На сегодняшний день есть несколько вариантов подключения. Рассмотрим их.

1. Раздельный смеситель по камерам и проставка

2. Смеситель для карбюратора ДААЗ ОЗОН

Данный набор полностью удовлетворит неискушенного водителя. Смеситель-проставка позволит подключить ГБО без изменения конструкции карбюратора. Все, что понадобится это вынуть внутреннею текстолитовою прокладку и установить смеситель. Данный вариант доступен для всех карбюраторов «классического» семейства ВАЗ. Также, дозатор приведенный на рисунке выше, позволит добиться нужных динамических свойств и экономии. Это, наверное, самый простой способ установки для карбюраторных авто.

3. Смеситель на карбюратор и механический дозатор

Механический дозатор без раздельной регулировки

Такая комбинация является самой простой для установки. При установке не понадобится даже карбюратор снимать. Просто выкручиваются гайки, которыми крепится корпус воздушного фильтра, снимается металлическая прижимная пластина, устанавливается смеситель и все прикручивается обратно гайками. Единственное, понадобится вырезать отверстие под шланг в корпусе воздушного фильтра. В данном примере регулировка осуществляется проще всего.

Но способ не лишен недостатков. Первый из них это потеря динамики как на газе, так и на бензине. Происходит это из-за уменьшения проходного сечения подачи воздуха. Да и состав смеси не получится отрегулировать идеально. В любом случае смесь будет или «бедной» или «богатой». Но плюс в простоте установки. Данный способ подходит для любых карбюраторов.

4. Врезка штуцеров напрямую в карбюратор и раздельная регулировка

Можно сказать, самый сложный и одновременно самый правильный вариант подключения ГБО. Данный способ является довольно сложным, поскольку необходимы знания об устройстве карбюратора и очень прямые руки. Если сомневаетесь, то лучше обратится к токарю или на СТО. Но самый большой плюс в том, что можно почти идеально отрегулировать ГБО, если использовать регулятор с раздельной подачей по камерах. Этот вариант установки подходит для владельцев автомобилей с карбюратором СОЛЕКС. Минусом является то, что мы сверлим карбюратор, и вернуть его в прежнее состояние будет весьма проблематично.

Подведем итоги.

Мы рассмотрели три способа внедрения ГБО в автомобиль. Тут дело выбора каждого. Если хотите динамики и умеренного расхода, вам подходит первый и третий способ. Если хотите простоты установки и настройки, идеальным будет 2-й вариант. В любом случае, мы надеемся, что статья поможет вам в выборе подключения.

Тюнинг карбюратора Солекс 21083 для улучшения технических характеристик

Многие автолюбители предпочитают увеличить эффективность работы заводского карбюратора, тем самым делая ряд доработок.

Тюнинг карбюратора Солекс 21083 – отличная возможность наиболее оптимально настроить под свои предпочтения и стиль вождения систему подачи топлива. Делая тем самым свое авто более приемистым и резвым, технические характеристики в этом случае улучшаются, но, как правило, приходится жертвовать экономичностью.

Регулировка карбюратора ваз 21083 солекс

Доработка карбюратора Солекс ВАЗ 21083

Рассмотрим, в чем заключается главная доработка карбюратора Солекс ВАЗ 21083:

  • установка нового уровня топлива в поплавковой камере с заменой иглы клапана. Благодаря этому удается достичь высокой стабильности показания уровня, а также исключить переобеднение подающейся топливной смеси на переходных и мощностных режимах;

Доработка карбюратора солекс ваз 21083

  • установка резиновой запорной иглы позволит стабильно держать уровень, что также способствует лучшим демпферирущим свойствам и отличается высокой надежностью;
  • удаление системы ЭПХХ, что позволит значительно увеличить надежность работы мотора, но такая операция может привести к увеличению расхода топливной смеси на 5-7%;
  • при помощи дроссельного распиливания дорабатывают карбюратор Солекс 21083. Для этого в дроссельной заслонке выбирают, таким образом, диаметры отверстий, чтобы они несколько меньше были оптимальных. Такая регулировка карбюратора Солекс 21083 позволяет снизить содержание СО в отводящих (отработанных) газах, также при этом выброс СН не увеличивается в режиме холостого хода. Кроме этого, существенно улучшается плавное и ровное распределение состава подающей смеси по всем цилиндрам при работе в режиме холостого хода. Благодаря этому удается снизить расход топлива в среднем на 1-2% даже на ВАЗ 2106;

тюнинг карбюратора солекс 21083

  • благодаря полировке диффузоров удается значительно уменьшить аэродинамические потери и увеличить скорость потока. Как правило, полировать рекомендуется до идеального зеркального состояния. Делая тюнинг ВАЗ 2109 можно также отполировать карбюратор.

Даже без проведения различных доработок карбюратор Солекс 21083 позволяет добиться отличных технических показателей и экономии топлива в сравнении со своими аналогами, такими как «Вебер» и «Озон».

Настройка и регулировка карбюратора ВАЗ 21083 Солекс

Карбюратор Солекс 21083, настройка которого позволяет добиться оптимальной работы топливной системы и двигателя для каждого водителя индивидуально. Рассмотрим более подробно, с чего следует начинать настройку карбюратора.

Регулировка карбюратора солекс 21083

Для начала выставляют уровень в поплавковых камерах. Стоит отметить, что уровень необходимо выставлять строго относительно крышки карбюратора. Такую операцию правильнее всего проводить по специальному заготовленному шаблону, который можно найти чаще всего в руководстве пользователя для конкретного типа карбюратора.

Далее начинается следующий этап регулировки карбюратора ВАЗ 21083 Солекс, а именно настройка оборотов холостого хода. В таком порядке:

  • предварительно винт регулирования качества смеси устанавливают в положение примерно 5-6 оборотов, и при этом его необходимо вывернуть из завернутого крайнего состояния;
  • следует вывернуть винт регулировки оборотов до состояния исчезновения в вакуумной трубке разряжения, которая идет непосредственно к распределителю зажигания. Далее необходимо проверить, как держит прогретый двигатель авто холостые обороты на уровне 500-1500 об/мин;

Ремонт карбюратора ваз 21083 солекс

  • в случаях если обороты на холостом ходу превышают значение 800, то необходимо снизить их до уровня 800 (при помощи выкручивания винта количества подающей топливной смеси). Если же обороты значительно меньше, то пока оставляем все без изменений;
  • после этого заворачивается постепенно винт «качества смеси» до того момента, пока не появится устойчивая и равномерная работа двигателя. Также при этом необходимо добиться максимально допустимого «забеднения» топливной смеси, чем глубже будет завернут винт, тем беднее будет смесь, а значит меньше будет содержание СО;
  • при помощи винта «количества подаваемой смеси» выставляются холостые обороты. Оптимальные показатели для летнего сезона составляют 800-900 об/мин, а для сезона зимнего на уровне 900-1000 об/мин.

Доработка карбюратора Солекс 21083 может осуществляться при помощи замены жиклеров, в зависимости от объема установленного двигателя. Таким образом, под объемы 1.5-1.7 куб. лучше всего ставить жиклеры маленькие. Чем больше объем двигателя, тем больше будет проходить воздуха в единицу времени через диффузор, и как следствие буде потребляться большое количество топлива.

Доработка карбюратора солекс 21083

Правильнее всего начинать подбор жиклеров с топливного, а после переходить к воздушному жиклеру. Также следует учесть, что сначала выполняется подбор для первой камеры, а затем уже после установки жиклеров на нее переходят ко второй.

Ремонт карбюратора Солекс 21083

Ремонт карбюратора ВАЗ 21083 Солекс может потребоваться в случаях нестабильной работы топливной системы, когда с помощью простой регулировки не удается ничего сделать. Наиболее часто требует замены ремкомплект, а также необходима чистка жиклеров, которые могут забиваться от качества топлива, которое оставляет желать лучшего.

Карбюратор Солекс 21083, ремонт которого не всегда можно выполнить в домашних условиях, требует особого подхода. Ведь неправильный подход к решению данного вопроса может только навредить карбюратору, и даже всей топливной системе.

Квалифицированные специалисты на СТО быстро и точно определят причину неисправности карбюратора Солекс 21083 и устранят ее максимально быстро. После чего проведут правильную настройку холостого хода, качества и количества подающей смеси.

Но задача облегчается благодаря огромному количеству полезного видео о ремонте карбюратора Солекс 21083, именно на видеозаписях пошагово показано что и когда нужно делать во время тюнинга карбюратора Солекс:

Ваз 2109: тюнинг карбюраторов Солекс

Ваз 2109 тюнинг карбюраторов

Ваз 2109 тюнинг карбюраторов – тема популярная и очень востребованная в последнее время. Из статьи мы узнаем, как это сделать.
На Ваз 2109 тюнинг карбюратора солекс или карбюратора другого производства проводится лишь по одной главной причине – увеличить мощность и динамические характеристики авто.
Для увеличения мощности, не согласятся эксперты, надо в первую очередь провести доработку самого силового агрегата. Да, это действительно так, но если не хватает бюджета, приходится идти на риск.
Доработка карбюратора, без усовершенствования остальных важных элементов, это, конечно же, риск, но в некоторых случаях он оправдан.

Устройство

Ваз 2109 тюнинг карбюратора солекс

Ваз 2109 тюнинг карбюратора солекс

Прежде, чем провести тюнинг, надо знать, как устроен карбюратор Солекс. Он выпускался в нескольких модификациях и на Ваз 2109 ставился или ДААЗ-2108 или ДААЗ-2183.
Первый из модификаций карбюратора устанавливали на 1,3 литровый двигатель, второй – на 1,5 литровый. Эти карбюраторы представляют собой устройства, которые предназначены для точного дозирования топлива в потоке воздуха.
Отличается карбюратор Солекс еще и следующими особенностями:

  • Именно в карбюраторе проходит процесс образования из топлива и воздуха горючей смеси, с последующей ее подачей в цилиндры двигателя(см.Когда замена цилиндра ВАЗ не нужна);
  • Отметим, что карбюратор Солекс располагает двумя вертикальными каналами, называемые камерами.

Конструкция карбюратора Солекс

Конструкция карбюратора Солекс

Примечание. Для прохода воздуха в нижней части каждой камеры предусмотрена дроссельная заслонка.

  • Из-за того что камер две, а привод заслонки устроен так, что по мере натяжения на педаль газа, открывается один, а потом другой канал, такой карбюратор называется двухкамерным.

Примечание. Камера, которая открывается раньше, носит название первичной, а та, которая позже – вторичной.

  • Отметим из главных особенностей карбюратора также конусообразные сужения, называемые диффузорами. Они нужны для того чтобы создавать разрежение, необходимое для подсоса топлива из поплавковой камеры (специальной емкости в корпусе карбюратора).

Примечание. Уровень топлива в поплавковой камере поддерживается постоянно, чтобы обеспечивалась нормальная работа карбюратора.

  • Солекс карбюратор состоит из двух основных частей: это верхняя и нижняя. Корпус с фланцем, шпильки фиксации воздушного фильтра и штуцеры топлива – это то, из чего состоит верхняя часть.
    Нижняя часть состоит из корпуса, диффузоров, поплавковой камеры и дроссельных заслонок.

Ваз 2109 тюнинг карбюратора

Ваз 2109 тюнинг карбюратора

Технические параметры карбюраторов ДААЗ-2108/2183

Диффузор и его диаметр, мм 21-23
Производительность главного жиклера топлива ТЖ 97,5-97,5/95-97,5
Производительность главного жиклера воздуха или ВЖ 165-125/165-125
Диаметр смесительной камеры, мм 32
Диаметр распылителей насоса, куб.см на 10 ходов 14,5/14,5

Классический тюнинг

Ваз 21093 тюнинг карбюраторов

Ваз 21093 тюнинг карбюраторов

Для проведения тюнинга карбюратора Солекс, надо провести следующие операции:

  • Демонтировать сам карбюратор с автомобиля;
  • Хорошо его прочистить от грязи;
  • Извлечь жиклеры и дроссельные заслонки (проводится для расточки диффузоров);
  • Обе камеры надо увеличить в размерах на специальном станке;
  • Карбюратор подвергнуть шлифовке, чтобы уменьшить сопротивление входящего воздуха;
  • Подбираем нужные для теперь уже модернизированного карбюратора.

Подбор жиклеров

Ваз 21093 карбюратора тюнинг

Ваз 21093 карбюратора тюнинг

Подбор жиклеров – процесс самый сложный. Они должны подбираться с учетом не только совпадения, но и высокой точности.
Так, ВЖ должен быть подобран так, чтобы пропускать определенное количество воздуха, которое было бы равно количеству пропускаемого ТЖ топлива. В противном случае, топливная смесь не будет правильно сбалансирована, что неизбежно приведет к слабому разгону и другим проблемам.
Кроме того, жиклеры должны быть правильно сбалансированы. Подойти к этому вопросу надо со всей ответственностью, понимая, что нестабильность уровня топлива приведет к обеднению смеси.

Жиклеры карбюратора

Примечание. Как известно, идеальным уровнем считается 1 мм. Остальные уровни приводят к сбоям в работе и потере мощности.

В процессе проведения тюнинга карбюратора также рекомендуется специалистами ставить запорную иглу из резины, которая осуществляет более надежный уровень во время больших нагрузок. Кроме того, такая игла долговечна и способна избавить от зависаний при резком нажатии педали акселератора.

Запорная игла из резины

Запорная игла из резины

Два карбюратора вместо одного

Такой подход тоже рассматривается, как эффективный тюнинг. Данная идея имеет вполне здравые основания. Казалось бы, почему до этого не додумались сами инженеры еще на стадии проектирования автомобиля Ваз 2109, но это уже другой разговор.

Примечание. Одну из главных причин установки двух карбюраторов вместо одного, специалисты и тюнеры видят в том, что из-за странностей проектирования на силовом агрегате «девятки» разная длина труб коллектора. Из-за такой, не совсем понятной ситуации, в камеры 1-го и 4-го цилиндров мотора попадает больше горючего, а в остальные меньше.

Важные моменты

Вот важные моменты, которые надо учитывать при установке:

  • Оба карбюратора должны быть одной модели (в данном случае Солекс);
  • Нужно установить также два фильтра и подготовить соответствующее количество крепежных элементов, тройников, шлангов и так далее;
  • После установки, которая сама по себе не так сложна, надо заняться настройкой обеих карбюраторов, что рассматривается, как более трудная операция.

Примечание. Регулировка карбюраторов может быть осуществлена с помощью планки вакуумметров или датчиком качества смеси ИКС-1, вкручиваемым на место свечи. Так, чтобы регулировка оказалась правильной, надо на холостых оборотах наблюдать за цветом смеси и добиться,чтобы она стала светло-голубой.

Алгоритм проведения установки своими силами

Ваз 21093 тюнинг карбюратора

Ваз 21093 тюнинг карбюратора

Вот что надо сделать:

  • Взять два карбюратора Солекс;
  • Привести их в надлежащий вид и оснастить ремкомплектом;
  • Приобрести два коллектора от автомобиля Ока, которые послужат основой впускного тракта (обязательно надо еще изготовить самостоятельно переходной коллектор).

Примечание. На «девятку» можно устанавливать два карбюратора и без монтажа переходника, но тогда придется многое резать, соединять и т.д.

  • Далее надо синхронизировать работу карбюраторов путем открытия заслонок на обоих из них.

Совет. В качестве привода заслонок желательно использовать тяги от Озона, но никак не тросы от Таврии, которые растягиваются.

  • После установки карбюраторов, подключаем через тройники топливные шланги и две обратки;
  • Обязательно надо заглушить на одном из коллекторов штуцер;
  • Заводим автомобиль (с пол-оборота) и все проверяем.

Лучший тюнинг карбюратора солекс для ваз 21093

Лучший тюнинг карбюратора солекс для ваз 21093

Плюсы и недостатки двойного карбюратора на «девятке»

Мгновенный эффект Высокая цена на оба карбюратора и прилегающие к ним компоненты
Усиление разгона с места до 100 км/ч Риск повреждения двигателя (касается, в основном, старых моделей Ваз 2109)
Стабильная работа на высоких и низких оборотах
Увеличение максимальной скорости до 160 км/ч (подробнее про увеличение максимальной скорости читайте в статье нашего сайта)

Тюнинг карбюраторов на Ваз 2109 – процесс ответственный, но занимательный. Перед его проведением рекомендуется изучить полезные фото – материалы, схемы и чертежи, посмотреть видео – обзор, пролистать инструкцию.
В итоге своими руками проводим модернизацию, которая обязательно будет кстати.

Читайте также: