Адаптация сцепления лада гранта робот

Обновлено: 04.05.2024

Адаптация АМТ на Лада Веста, Гранта и Икс-рей

Роботизированная коробка передач или АМТ – обычная механическая КПП с датчиками и приводами, которые имитируют действия водителя и переключают передачи. АМТ удобнее механики и экономичнее автомата, но у нее есть и свои минусы.

Главные недостатки роботизированной коробки передач – низкая надежность и не всегда оптимальное переключение передач. Чтобы АМТ стабильно работала, ее нужно регулярно и тщательно обслуживать.

Адаптация АМТ – процедура, во время которой датчики и приводы «учатся» переключать передачи. Робот запоминает крайние положения сцепления и рычага КПП.

Когда нужно проводить адаптацию АМТ?

Процедуру нужно проводить при капитальном или частичном ремонте КПП. А также в случаях, когда появились рывки, дерганья, пробуксовки, нетипичные звуки и проблемы с переключением скоростей.

Адаптировать АМТ нужно, если:

  • Появились рывки при переключении передач;
  • Автомобиль стал трогаться с пробуксовкой или вибрацией;
  • При начале движения, сразу после отпускания тормоза, машина слегка подергивается;
  • Вы недавно ремонтировали трансмиссию или связанные с ней узлы.

После адаптации передачи переключаются плавнее, однако проводить эту процедуру слишком часто не нужно. Достаточно раз в 15-20 тысяч км пробега

Как мастер адаптирует АМТ?

С точки зрения водителя мастер просто программирует блок управления при помощи специального оборудования. На самом же деле так обучаются датчики и запоминают нужное положение исполнительные механизмы, инициализируется сцепление. А также адаптируются приводы и проходит то самое «обучение робота».

После процедуры АМТ «запоминает» положения сцепления и рычага переключения передач с учетом износа деталей на данной конкретной машине. Именно поэтому адаптацию нужно проводить после любого ремонта трансмиссии.

ВАЖНО: Иногда неправильная работа АМТ объясняется не сбоем настроек, а выходом из строя сцепления или других компонентов трансмиссии.

Сколько времени занимает адаптация АМТ?

Обычно процедура занимает 10-15 мин. При условии, что не требуется сложный ремонт.

Проводя адаптацию АМТ в СтоВеста, вы получаете гарантию на услугу. А также у нас сразу же можно купить комплектующие для ремонта – иногда во время адаптации выявляется чрезмерный износ деталей. В таких ситуациях мы сообщаем о проблеме владельцу и предлагаем варианты ее решения.

Адаптация АМТ Лада Веста

У некоторых владельцев автомобилей семейства Лада Веста с роботизированной коробкой передач, возникает ряд сложностей и вопросов касательно штатной работы трансмиссии. Дело в том, что большинство из них столкнулось с неисправностью АМТ, которая выражается в дерганье и кивках автомобиля при переключении передач.

Главная причина этой проблемы кроется в неисправной работе актуатора выжима сцепления. В таком случае дерганье и кивки это наименьшее из бед, ведь при неправильной работе актуатора, сцепление подвержено повышенному износу, в следствии чего, в скором времени потребуется его замена. Однако, присутствуют и хорошие новости. Вылечить болезнь АМТ можно при помощи процедуры адаптации трансмиссии, которую можно провести у официального дилера в вашем городе, а при желании и самостоятельно.

К слову говоря, инструкция подойдет не только для автомобилей Лада Веста, но также и для Xray, на который устанавливается абсолютно такая же коробка передач АМТ. Работоспособность инструкции на остальных моделях Лада не проверялась.

Адаптация коробки АМТ Лада Веста, как правильно сделать своими руками

  • ноутбук
  • программа DDT4ALL

В программе, в верху левого столбца выбираем XGA-XRAY, а также указываем уточняющие характеристики AT - BVR_On_CAN_x52_J53_v2.4. В среднем окне левого столбца программы выставляем значение [AT] BVR_On_CAN_x52_J53_v2.4 и наконец в нижнем окне выбираем After sales - Learning Procedures. Еще раз перепроверьте выставленные параметры, если все сделано правильно можно переходить непосредственно к процессу адаптации. Для этого переходим в меню "expert mode" (вторая иконка в верхнем меню). Для завершения адаптации запускаем процесс обучения.

  1. Обучение проводится с включенным зажиганием, но на не заведенном двигателе. Нажимаем кнопку "teach in clutch end position" (см. скрин выше) Процесс занимает менее 10 секунд. Во время проведения обучения конечных положений сцепления АМТ вы будете слышать движение актуатора, не пугайтесь это хороший знак, значит вы делаете все правильно. После выполнения первого шага адаптации рекомендуется подождать пару минут и только потом нажать на соответствующую кнопку Stop. Завершив процедуру, выключаем и вновь включаем зажигание и переходим к следующему шагу.
  2. Теперь обучаем непосредственно АМТ автомобиля Лада Веста, для этого нажимаем "Gearbox teach-in" (зажигание включено) и ждем подтверждения завершения процедуры, примерное время проведения одна минута. После адаптации коробки нажимаем STOP и повторяем действия с зажиганием (выключить=>включить).
  3. Последний шаг адаптации проводится на заведенном двигателе, поэтому заводим его и ждем 30 секунд, после чего запускаем обучение точек касания сцепления АМТ. Время проведения процедуры не более 15 секунд, далее глушим двигатель и не забываем выключить зажигание, после чего дожидаемся отключения главного реле лада веста, обычно это происходит через минуту, однако, для своего спокойствия рекомендуется подождать немного больше.


Почему двигатель автомобиля лада веста не заводится после адаптации АМТ? Причин может быть несколько, если на третьем этапе процесса двигатель заводился, значит была допущена ошибка при обучении точек касания сцепления, например, забыли нажать STOP. Кроме того, сам процесс адаптации мог завершиться некорректно, при таком раскладе в памяти электронного блока сохраняется ошибка, которую необходимо сбросить и начать процедуру адаптации заново.

Технологическая инструкция 3100.25100.12053 АМТ Гранта, Приора, диагностика (https://cloud.mail.ru/public/a0ef5bb7429c/3100.25100.12053.pdf)

Система управления автоматизированной механической трансмиссей а/м LADA Vesta-диагностика неисправностей (https://cloud.mail.ru/public/88TS/si2TybxPZ)

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО №5-17 ОТ 23.01.17«Вибрации, рывки при трогании автомобиля» (https://xn--80aal0a.xn--80asehdb/car-description/reviews/lada-vesta-reviews/2144-avtovaz-razyasnil-chto-delat-pri-vibracii-ryvkah-pri-troganii-avtomobilya-lada.html)


Здравствуйте форумчане.
В этой теме предполагается диалог с создателем АМТ - Владимиром Петровичем Петуниным. Приветствуются все высказывания и вопросы в корректной форме и по существу. Если Ваш автомобиль оснащен трансмиссией с АМТ и у Вас есть вопросы по работе и управлению, а так-же если Вы можете сами ответить из собственного опыта - просим задавать вопросы или отвечать на них.

Если Ваш автомобиль не оснащен АМТ и у Вас нет опыта вождения, но есть желание приобрести автомобиль с такой трансмиссией и у Вас есть вопросы - пожалуйста задавайте.

Если Вы можете что-то предложить разработчику в плане улучшения потребительских свойств и при этом не ухудшающих надежность - то Вам тоже сюда.

В общем приветствуются все высказывания - что Вам нравится, что, по Вашему мнению следует добавить или наоборот Вам не нужно, как к Вам относятся на станциях официального обслуживания и т.д., и т.п..

Еще раз напоминаю номер (3100.25100.12053) технологической инструкции в которой разъясняется работа системы управления автоматизированной механической трансмиссией автомобилей Приора и Гранта. К сожалению на Калину и Весту найти (надеюсь пока) не удалось.

Все высказывания с сильным эмоциональным оттенком будут удаляться. Будьте взаимовежливы.

Добавлено через 53 минуты
Вопрос по логическим уровням приведенным в таблице 4 ТИ 3100.25100.12053.
В этой таблице логическому "0" соответствует высокий уровень (плюс 3,2-4,1 вольт), а логической "1" низкий уровень (плюс 1,8-2,7 вольт). Это опечатка или так принято? Если это действительно так, то почему отошли от общепринятых стандартов логических уровней, чем это вызвано?

- есть ли разница в прошивках для разных типов сцепления (разный производитель, количестве лепестков корзины и т.д.). Тут видимо имелось ввиду разное усилие и ход выжимного подшипника для выжимания сцепления и и как актуатор при этом работает - хватает ли ему мощности.
Система трансмиссии АМТ применяется в составе силового агрегата с двигателями 21127/21129 (1.6-16V) и 21179 (1.8-16VVVT-1). Для этих силовых агрегатов применены сцепления компании Valeo размерности 200 мм и 215 мм соответственно. Система АМТ откалибрована именно для этих сцеплений, их нагрузочных характеристик и фрикционных свойств накладок. Так что, другие типы сцеплений исключаются, как и во всех других автомобилях.

- есть ли разница в прошивках для разных моделей автомобилей. (ну тут я думаю разница наверно в разных двигателях - или я не прав?)
Конечно есть

- периодически при спуске с горки появились разовые моргания шестерни (раньше этого не было).
Значит, было предупреждение, скорее всего о нагреве сцепления. Если проблем нет, то ничего делать не надо. А в общем случае надо диагностировать трансмиссию у дилера.

- есть ли возможность узнать лог изменений новой прошивки на АМТ? (ну тут ясен пень, что это не раскрывается, но надо Вашими словами)
Вся эта информация есть у дилеров!

- КАЛИНА универсал люкс, июль 2016 г. задняя передача иногда включается с сильным ударом, насколько это опасно и что предпринять
Ничего. Задняя передача без синхронизатора и включение иногда включается шумно, это обусловлено взаимным положением скосов зубчатых венцов шестерен.

- какие условия для того чтобы актуатор замкнул сцепление при простаивании в пробке?
Никаких, это обусловлено программой управления.

Программное обеспечение пишется на ZF или нашими специалистами. Это я к тому, что у Вас есть полный пакет документации или что то ZF ввиду определенных обстоятельств "не раскрывает"?
Программа АМТ – интеллектуальная собственность ZF, которой мы воспользовались (как и другие автопроизводители). Как и контроллер двигателя, ПО – собственность НПП ИТЭЛМА.

Вопрос возник от того, что в технологической инструкции прямо сказано про неремонтируемость актуаторов. И что с ним происходит, допустим, при замене по гарантии - его отсылают к немцам?
По гарантии их отправляют в Германию, но еще ни один случай возврата официально подтвержден не был. Причины снятия часто не правильны.

Буквально сегодня ОД отказался от обновления прошивки. мотивируя тем что АВТОВАЗ не дает на это "добро".

(Тут я сам немного не пойму - указано напряжение в 11.5 вольт при котором не срабатывает включение передач (И.М.)) Насчёт морозной включении АМТ,поменяли АКБ и -20 градусов без проблем включается,всё дело в напряжении.Ниже 11,5 В не включится передача,пока не прогреешь до +50.Что связывает тем-ру с напряжением не понятно.
Запрет на переключение контроллер АМТ делает при мгновенном падении напряжения до 5,5-6 V

В документе по АМТ (3100.25100.12053) написано:
(Лист 9, абзац 4) "Запуск процедур обучения осуществляется с помощью диагностического прибора в режиме "Доп. испытания – Обучение" или по определенному алгоритму самообучения в процессе эксплуатации автомобиля."
Как, когда и при каких условиях происходит это самообучение? Можно ли, спровоцировать его запуск (без прибора), допустим при неудовлетворительной работе АМТ, и поможет ли?
Оно происходит автоматически

Может ли прошивка АМТ влиять на проходимость автомобиля?
После ТО1, проходимость автомобиля, ухудшилась, колеса постоянно срываются в пробуксовку, не могу понять, либо из-за обновления прошивки АМТ, либо из-за изменения развал-схождения. В прошлом году медленно но уверенно выгребал по рыхлому снегу, в этом году после ТО, застреваю.
Нет, не может

Автомобиль останавливается в пробке/у светофора на длительное время.
каким образом обеспечить смыкание сцепления (аналог "отпустить педаль сцепления" для ручной КПП)?
Вопрос не понятен, сцепление при остановке размыкается, включается при нажатии на педаль акселератора, это логика управления АМТ

По информации от ОД нужно перейти в нейтраль, отпустить педаль тормоза и через 1-2 минуты смыкание произойдет.
это верно?
замыкание происходит сразу же. Такое ощущение, что все они живут в виртуальном мире и ни разу не оценивали АМТ

Зачем спрашиваю: у меня 99% эксплуатации авто происходит в городских пробках и на мой взгляд все время стоять на выжатом актуатором сцеплении не полезно как минимум для выжимного подшипника и актуаторов. а если вспомнить про рассказы про то что на выжатом все время сцеплении идет осевая нагрузка на коленвал - тут грустно становится
Не переживайте, там стоит хорошая муфта, намецкая

У меня был вопрос, может пропустили: Критичен ли датчик температуры забортного воздуха для работы АМТ? Снимает АМТ данные с него? Ходят слухи что если его оторвать то даже двигатель может не запуститься.
Критичен, программа АМТ берет показания как исходные для всей температурной модели

Уточни год выпуска.
С середины 2016 года в серию (со слов Петунина В.П.) поступают автомобили с откорректированной прошивкой (по снижению напряжения на аккумуляторе в момент пуска). Если у Вас старая версия прошивки ее можно обновить в дилерском центре.

На что можно сослаться? Официалы, порой, делают вид что в не в курсе.
После прошику нужна ли калибровка?

После перепрошивки нужна ли калибровкаОбязательно. См. ТИ, там про это сказано.

Планируется ли введение в список режима работы АМТ, режим "спорт"? Ясно, что это будет псевдо-спортивный, но всё же? Или всё завязано на скорости работы актуаторов?

Вопрос режима прорабатывается. Скорость работы актуаторов очень высокая, ограничивается скоростью синхронизации включения передач.
ВП

Добавлено через 22 минуты
Добрый день.
Постараюсь ответить на все Ваши вопросы, хотя, как понимаете, все это заочно.
С уважением, ВП


Добрый день!
У меня гранта АМТ 2015г. Очень рад, что есть возможность задать вопросы\донести информацию до Петунина В.П. Коробка нравится, только вот если бы не неприятности с которыми столкнулся:
1)Подергивание авто при старте, сильный скрип актуатора сцепления заметил где-то на 10тыс.км на горячую летом.
Итог: Поменяли по гарантии сцепление и актуатор сцепления.
Скрип ушел, Вопрос 1 Петунину В.П. - Почему начинает скрипеть актуатор сцепления через такой малый пробег, чем это грозит и что делать когда гарантия закончится?

Скорее всего, проблема была в отстутствии смазки сочленения вилки выключения сцепления с шаровой опорой, такое, к сожалению бывает. Актуатор и сцепление меняли зря, это точно: актуатор сам по себе не скрипит, сцепление тоже. Эти изделия изготавляиваются ведущим европейскими партнерами и проходят очень жесткий контроль качества.
При замене, естественно, изменились условия качения вилки, а может и смазки.

2)Морозная проблема с АМТ меня как и других сильно мучает.
Вопросов тут много. Почему в инструкции ничего не сказано про такую особенную ситуацию?

Потому что она не предусмотрена. Вся проблема возникла одномоментно и обусловлена одним: падением напряжения аккумулятора ниже определенного порога работоспособности (ниже 6,5 V). Это приводит к правомерной реакции, к отключению управления актуаторами, так как штатный режим работы актуаторов не может быть больше гарантирован. Новая инициализация проводится из-за термического влияния параметров трансмиссии (напр. вязкость трансмиссионного масла) только при температуре, которая гарантирует корректную работоспособность (а именно при температурах выше 0°C). Поэтому водитель должен переждать этот краткий период разогрева, несмотря на то, что двигатель работает, прежде чем он сможет тронуться с места. Можно предложить как мероприятие для корректировки ситуации зарядку или замену аккумулятора. Причина поведения системы заключается в слабом аккумуляторе. Это никогда не возникало при многочисленных "холодных" испытаниях в термокамерах и на автомобилях, в том числе ранее и у нашего немецкого партнера - компании ZF по проектам с другими автопроизводителями. Тем не менее, партнерами введена корректировка в ПО и она уже доступна всем авторизованным дилерам, ее можно обновить и проблемы не будет.


Водитель сидит, двигатель запущен, чек не горит, шестеренка не горит, как понять что случилось, чего ждать и главное сколько ждать?
Позвольте привести ваши слова по коробке, цитирую:
"В чем-то приоровская коробка с АМТ даже лучше, чем коробка — «автомат», — утверждают разработчики, руководители проекта. – Так, для нашей коробки не страшен зимний мороз минус 27 градусов. Мы тестировали агрегат в январе в условиях Ханты-Мансийского округа при температуре даже ниже, чем минус 50. Резюме: если вы смогли запустить двигатель при температуре ниже 40, система АМТ готова ехать с вами мгновенно, потому что она основана на электромеханических актуаторах." - есть ссылка на статью с этими словами.
Вот ещё:
"По его словам, новый силовой агрегат (то есть, двигатель в связке с трансмиссией) "АвтоВАЗа" обеспечивает ездовые характеристики, которые не доступны иностранным производителям. В частности, Владимир Петунин заявил, что функционал, который обеспечивает программа управления "робота" во внештатных ситуациях, не имеет себе равных просто потому, что иностранные производители не готовят свои трансмиссии к таким режимам. Под "внештатными" ситуациями представитель "АвтоВАЗа" подразумевал не только периодическую необходимость выехать из глубокого снега или песка и работу при полуразряженном аккумуляторе, но и функционирование коробки в условиях низких температур.
Напомню, что иномарочные коробки-автоматы начинают капризничать при российских морозах уже от минус 27 градусов, а наша трансмиссия, как показали испытания, без проблем работает при минус 55" - есть ссылка на статью.
Сами понимаете, после этих слов очень грустно наблюдать то, что машина не может поехать зимой, уже от -5гр и ждать приходиться неопределенное время.
Мне меняли актуатор переключения передач, в надежде решить эту проблему, но это не помогло. Получается даже до дилеров не доведена информация об этой особенности.
Очень радует что исправили прошивку, у меня есть информация что обновленная прошивка для гранты АМТ появилась в grade-x 30 декабря. И говорят, что можно просить дилеров обновить прошивку после новогодних праздников.

Да. К сожалению, уровень квалификации, да и просто желания работать у ряда дилеров оставляет желать лучшего. При таком подходе анализа причин, как у Челентано, ни один из них не остался бы на работе в дилерском центре любой другой автомобильной компании.


Вопрос 2: Помимо решения морозной проблемы, какие ещё изменения несет новая прошивка?

Вопрос 3: После замены сцепления и 2ух актуаторов часто стала загораться(не моргать) лампа "шестеренка" бывает горит весь день, при этом возможно не включение передачи 1\задней, дилер при этом говорит что проблем нет. Подождите мол и всё пройдет. Лампа действительно тухнет через какое-то время, но надежности это не вселяет.
Пробег всего 18тыс.
Спасибо за возможность покупки доступной коробки автомат! Если бы не проблемы, отличная коробка.
Буду благодарен за ответы.

Опять уровень дилера. Система после любого вмешательства должна пройти обучение строго по процедуре, со всеми "мелочами" вроде выдержки по времени и т.д. Время выдержки влияет на запоминаение контроллером других установок и если поспешить, то процедура выполнена впустую.
Этого всего, что Вами описано, не должно быть! И отговорок здесь нет.

С уважением,
В.Петунин

Добавлено через 7 минут
Каков запас по ресурсу сцепления? Не расчётный, а реальный, на тех же испытаниях, который был.
И какое используется сцепление? Диск нажимной 2110, а ведомый 2112? Если другое, то какие отличия?

Сейчас применяется сцепление размерности 200 мм модели 21703, производитель - компания Valeo, Франция. Запас по ресурсу при обычной эксплуатации значительный, если не применялись особо тяжелые условия движения (например в гору с грузом и прицепом и неоднократно), то он значительно выше 100 тыс. км. Опять же, прошу учесть, что это дело во многом субъективное, зависит от дорожной нагрузки. Но конструктив самый высокий.

Если механизм трансмиссии не подвергался ремонту или замене, то адаптация проводится по мере износа деталей трансмиссии в среднем через 15000-20000 км, лучше всего на каждом ТО. Агрессивная езда может потребовать частой регулировки робота сцепления «Лады Гранта».

Lada Granta 2018

После демонтажа КПП с автомобиля осуществляется замена сцепления на «Гранте» с коробкой «робот».

«Лада Гранта»: как устроена и работает РКПП

В РКПП ликвидированы все механические приводы управления выбором скоростей и заменены на электрические. Это позволило избавиться от тяг и тросиков, улучшить шумоизоляцию салона и разместить все узлы привода механических элементов трансмиссии на коробке передач. С джойстиком в салоне связан только электронный блок управления работой электромоторов в актуаторах (исполнительных механизмах).

Отличия от МКПП

На механической КПП смену передач инициирует водитель посредством кулисы либо с помощью тросиков. Это требует дополнительных механических узлов, подверженных разрегулировкам и поломкам, а также способствующих повышению уровня шума в салоне.

Устройство роботизированной коробки передач

Устройство роботизированной коробки передач

Коробка-робот связана с салоном электрическими проводами, что убирает шум, вибрации, упрощает управление, обеспечивая два режима работы — автоматический и ручной.

Схема сцепления РКПП «Лады Гранта»

Сцепление «Лады Гранта» с коробкой «робот» отличается от обычного механического заменой узлов привода (педали сцепления в салоне и механизма выбора скоростей) на электромеханические устройства (актуаторы), смонтированные на корпусе КПП. По команде электронного блока управления они включают/выключают соответствующие передачи и сцепление.

Признаки износа сцепления

Наиболее чувствительны к износу следующие элементы сцепления на «Гранте» с коробкой «робот» — ведомый диск и выжимной подшипник.

Другими признаками износа в механизме сцепления могут служить:

  • отсутствие плавности при переключении;
  • шум при выключении;
  • появление запаха при непродолжительном движении под нагрузкой.

При появлении подозрений на износ сцепление следует проверить, заменить неисправные элементы. Замена сцепления на «Гранте» с коробкой «робот» потребует дальнейшей адаптации робота.

Возможные неисправности сцепления

Работа сцепления протекает в тяжелых условиях, его элементы могут приходить в негодность, препятствуя нормальной работе, значит, их необходимо менять. Из неисправностей нередки:

  • износ или деформация фрикционного диска;
  • поломка лепестков пружины-диафрагмы;
  • разрушение демпферных пружин;
  • износ шлицев зацепления фрикционного диска на валу;
  • деформация вилки;
  • износ выжимного подшипника.

Основные неисправности сцепления

Основные неисправности сцепления

Препятствовать нормальной работе может попадание масла из коробки на фрикционные накладки ведомого диска. При выявлении признаков неисправностей может потребоваться замена сцепления на «Ладе Гранта» с коробкой «робот».

Что такое адаптация актуатора сцепления и для чего она нужна

Адаптацией называется обновление данных позиционирования приводных узлов механизма сцепления в электронном командном блоке. Из-за износа и выработки ресурса рабочих элементов изменяются их линейные параметры, что должно быть учтено программой робота.

Периодичность адаптации

Если механизм трансмиссии не подвергался ремонту или замене, то адаптация проводится по мере износа деталей трансмиссии в среднем через 15000-20000 км, лучше всего на каждом ТО. Агрессивная езда может потребовать частой регулировки робота сцепления «Лады Гранта».

Индикаторы неисправностей

Если загорается индикатор неисправности трансмиссии или не включаются корректно передачи, может потребоваться адаптация.

Есть ли разница между плановой адаптацией и после замены или ремонта сцепления

Никакой разницы нет, проводилась ли замена сцепления на «Гранте» с коробкой «робот», либо регулировка плановая, алгоритм процедуры один и тот же. Он заключается в проверке и запоминании позиций исполнительных узлов переключения передач и работы сцепления.

Как поменять сцепление на роботе

Замена аналогична для всех МКПП (2180, 2190 и 2181) после снятия коробки.

Оборудование и инструменты

Замена сцепления производится после снятия коробки, для чего потребуется следующее:

  • смотровая яма или подъемник;
  • противооткатные башмаки (при работе на яме или эстакаде);
  • набор ключей (рожковых, накидных, головок, баллонный, а также специальные биты), монтажная лопатка или длинное зубило, молоток, плоскогубцы;
  • домкрат;
  • страховочные подставки для фиксации автомобиля со снятыми колесами и телескопические подставки для поддержки демонтируемой КПП и двигателя с частично снятыми креплениями при работе на яме, эстакаде или подъемнике;
  • емкость для отработанного масла.

Актуатор сцепления

Перед демонтажем коробки необходимо снятие обоих актуаторов, которое проводится по одному принципу.

Как отключить и снять актуатор сцепления

Чтобы снять актуатор сцепления, потребуется открутить удерживающие его на коробке передач крепежные винты с помощью г-образного ключа Torx30 (звездочка) или соответствующей биты. Для этого нужно:

  1. Обесточить электрику автомобиля, разомкнув массу.
  2. Демонтировать воздушный фильтр, снять грязезащитные щитки и защиту картера двигателя снизу для обеспечения доступа к винтам крепления.
  3. Надавив на фиксаторы разъема пальцами рук, отсоединить его от актуатора.
  4. Вывернуть 3 винта крепления и вытащить актуатор.

При необходимости произвести смазку нужно будет дополнительно открутить 9 саморезов крепления крышки.

Как снять КПП

После снятия актуатора работы продолжаются под днищем автомобиля:

  1. Снимаются передние колеса и откручиваются гайки ступиц.
  2. Откручивается П-образный кронштейн растяжки рычага от передней балки.
  3. С пальца рулевого наконечника скручивается гайка и с помощью съемника он выпрессовывается из гнезда, разъединяясь со стойкой стабилизатора.
  4. Разъединяются шаровая опора и узел поворотного кулака колеса, вся конструкция стягивается со шлицев внешнего ШРУСа и отводится в сторону.
  5. Сливается масло из КПП.
  6. Вставляется зубило или монтажная лопатка в углубление между корпусами внутреннего ШРУСа и коробки, затем делается несколько постукиваний молотком для сдвига и извлечения ШРУСа из шлицевого зацепления в коробке.
  7. После демонтажа ШРУСа в отверстие вставляется заглушка или обрезок пластиковой трубы диаметром 30-35 мм. Если этого не сделать, то после демонтажа второго ШРУСа шестерни полуосей провернутся и выпадут в картер коробки.
  8. Снимается второй ШРУС.
  9. Откручивается защитный пыльник.
  10. Под двигатель и коробку подставляются раздельные страховочные упоры для предотвращения смещения при снятии.
  11. Откручиваются болты стартера, и он снимается.
  12. Ослабляются 2 верхних болта крепления КПП, затем выкручиваются нижние болты.
  13. Отстыковывается коробка от блока цилиндров сдвигом назад и осторожно снимается.

Снятие коробки передач на Ладе Гранте

Снятие коробки передач на Ладе Гранте

При этом необходимо исключить воздействие ведомого вала на пружины корзины сцепления, если она не будет меняться.

Как заменить и отцентровать сцепление

Для этого потребуется специальная оправка, представляющая собой отрезок первичного вала, или специально выточенная деталь, в точности копирующая форму и размеры концевика первичного вала. Вставив оправку в отверстие по центру корзины, добиваются соосности диска и пружины и крепят корзину сцепления к маховику, постепенно затягивая на ней болты звездой. После окончания затяжки оправку вынимают.

Как обучить актуаторы после замены сцепления

Адаптация сцепления «Гранты» с коробкой «робот» не представляет сложностей и выполняется по следующей схеме:

  1. Запустить программу «Сканматик» или ее аналог на ноутбуке.
  2. Соединить разъем на автомобиле (находится слева от пассажира у его ног вблизи вентиляционной решетки).
  3. Повернуть ключ зажигания в положение I.
  4. Выбрать в программе тип автомобиля и РКПП.
  5. Включить режим диагностики и проверить на наличие ошибок.

Программа «Сканматик» для ПК

Программа «Сканматик» для ПК

После проверки программа выдаст окно с результатами. Возможные ошибки нужно будет убрать и запустить 3 обучающих процедуры:

  1. Запись в память робота координат включения/выключения сцепления. Для этого включают зажигание и активируют соответствующую обучающую процедуру. Ее ход отображается зеленой строкой индикатора выполнения. По окончании процедуры выводится сообщение «ОК», зажигание выключают.
  2. Второй этап — проверка механизма переключения передач (слышны звуки переключений под капотом). Для того чтобы поменять настройки, требуется около минуты. После сообщения «ОК» зажигание выключают.
  3. Убедившись, что рычаг выбора режима в нейтральном положении, запускают двигатель и активизируют программу по поиску и запоминанию точки срабатывания сцепления робота «Гранты» (слышно, как изменяется частота вращения двигателя). Через несколько секунд программа выдает сообщение об успешном завершении.

После окончания регулировки нужно снять диагностическое оборудование и совершить пробную поездку для проверки результатов адаптации РКПП.

Как сделать адаптацию АМТ («робота») LADA своими руками

Адаптация автоматизированной трансмиссии (АМТ) нужна для правильной работы актуатора выжима сцепления. Если эта операция не выполнена, то возможны появления неисправностей в работе трансмиссии (рывки, толчки во время движения, а также повышенный износ сцепления). Выполнять адаптацию АМТ следует по мере износа сцепления или после его замены. Выполнить адаптацию АМТ можно в дилерском центре LADA или самостоятельно.

Внимание! Все действия вы выполняете на свой страх и риск. Инструкция написана не специалистами/инженерами, а со слов владельцев автомобилей Lada Vesta и Lada XRAY (SrgKlsnkv и sva775). На других моделях LADA с АМТ (Granta, Kalina, Priora) процедура не проверялась.

Потребуется

  • адаптер ELM327 (есть в каталоге AliExpress)

Особенности роботизированных коробок

Многие современные автомобили оснащаются роботизированной коробкой передач или, проще говоря, коробкой-роботом. Наиболее распространенными автомобилями с роботами считаются: Toyota Auris, Peugeot 107, Ford Fusion, Ford C-Max, Citroen C1, Opel Zafira, VW Crafter, Mersedes Sprinter, Suzuki Swift — за счет роботизированной коробки переключения передач (РКПП) удобны и практичны в эксплуатации.
Роботизированная коробка передач представляет собой обычную механическую трансмиссию, переключением передач управляет робот – набор электронных блоков и датчиков. Электронный блок управления (ЭБУ) обрабатывает сигналы датчиков и других систем автомобиля: блока управления двигателем, тормозной и антизаносной/противопробуксовочной систем, — и приводит в действие приводы (актьюаторы) включения сцепления и переключения передач. В сравнении с автоматической коробкой передач роботизированная трансмиссия дешевле, надежнее, проще в ремонте и экономичнее по расходу топлива, поскольку по конструктиву идентична механической, а в сравнении с обычной «механикой» — значительно удобнее для водителя, которому не приходится заботиться о переключении передач.




Что такое адаптация робота и где ее сделать в Череповце?

Однако за все преимущества приходится платить. Коробка робот изнашивает сцепление быстрее, чем опытный водитель на механике. Примерно через 30 — 50 тыс.км пробега сцепление на автомобилях, оснащенных коробкой роботом, начинает проявлять признаки неисправности. Основные жалобы владельцев по поводу коробки передач, звучат так: замедленное срабатывание (коробка «буксует»), повышенный шум, не включается передача или коробка просто не переключается из нейтрального положения.

Методы «лечения» известны и доступны, это: программная адаптация сцепления и адаптация приводов роботизированной КПП с помощью специализированного оборудования, ремонт механизмов приводов включения сцепления и приводов переключения передач, ремонт блоков управления РКПП.

Иногда для восстановления работоспособности коробки робота достаточно выполнить прокачку сцепления и адаптацию сцепления (обучение момента трогания). Если неисправность связана с нестабильным прохождением электрического сигнала, то требуется ремонт или замена проводки (косы проводов коробки передач). Рано или поздно возникает необходимость замены пакета сцепления РКПП, после чего также требуется провести адаптацию.

Основные параметры адаптации

Теперь, когда сущность адаптивных АКПП более-менее ясна каждому, давайте пробежимся по основным параметрам адаптации. Современные коробки «автомат» учитывают огромное число нюансов езды конкретного автомобилиста, однако столпом среди них стоит следующая тройка:

  • Динамика разгона. Любой адаптивный автомат в ходе своего функционирования внимательно следит за тем, насколько резко любит ускоряться водитель. Большинство коробок имеют две основные адаптации под разгон. Он либо задаётся спокойным (передачи переключаются плавно, как бы максимально растягиваясь), либо ускоренным (передачи переключаются быстро, а иногда даже перескакивают через 1-2);
  • Стиль езды. Тут учитывается такой момент, насколько часто автомобилист меняет положение педали газа. То есть, если движение проходит без особых изменений при нажатии акселератора, включается максимально высокая передач для экономии топлива, при езде же в пробках – автомат настраивается на работу без сильной раскрутки мотора на нижних передачах;
  • Манера торможения. Здесь всё очень просто. Если водитель любит тормозить резко и часто, то АКПП привыкает к ускоренному сбросу передач на 1-2, а то 3 за один момент времени, в ином случае коробка себе не изменяет и продолжает работать в режиме плавного торможения.

Благодаря тому, что электронный «мозг» автомата сам настраивает режим работы, наличие ряда кнопок на его рычаге просто не нужно. Большинство адаптивных АКПП не имеют кнопок для перевода их функционирования в спортивный или городской ритм движения, что ещё больше упрощает управление ими. По сути, подобные автоматы вообще не требуют вмешательства от водителя, однако возможно это лишь с тем условием, что коробка сделана качественно с использованием хорошего и грамотно прошитого чипа. При иных обстоятельствах от адаптивной КПП придётся только страдать, так как низкокачественное устройство будет постоянно «тупить» и долго адаптироваться под конкретный стиль езды.

Читать дальше: Почему горят ходовые огни


Адаптация точки схватывания сцепления на автомобилях Opel

Изитроник — название автоматизированной механической коробки передач Opel (МТA-Easytronic).

На самом деле, в основе системы изитроник лежит хорошо себя зарекомендовавшая механика, правда, специально оснащенная дополнительными электромеханическими устройствами, облегчающими процесс переключения передач. Соответственно, и сам алгоритм ее работы ничем не отличается от обычного, осуществляемого водителем.

Но есть определенный момент — узел сцепления на обычной механике управляется исключительно педалью, с помощью которой диск соединяется либо разъединяется с маховиком. В системе изитроник этим процессом управляет электронный блок, который автоматически определяет момент, когда нужно соединить трансмиссию с силовым агрегатом. Чтобы это процесс происходил быстро и плавно, система удерживает диск сцепления максимально близко к маховику, что нередко приводит к «подпаливания». Т.е. фрикционные накладки попросту стираются.

Так вот, адаптация точки схватывания заключается в том, чтобы сделать это расстояние исключающим соприкосновение диска и маховика, и в то же время, небольшим, чтобы исключить рывки при включении. Эта процедура не разовая, поскольку в процессе эксплуатации накладки диска сцепления изнашиваются, поэтому ее следует производить согласно технического регламента (раз в 15 000 — 20 000 км).

Важно также помнить и о том, что от водителя зависит и общий ресурс узла сцепления и коробки передач. При движении на автомобиле, оснащенном системой изитроник, следует соблюдать те же правила, что и при управлении автомобилем с обычной механикой.

Несмотря на кажущуюся простоту, квалифицированный ремонт и обслуживание могут предложить далеко не все сервисы, а в Череповце от роботов просто отплевываются. Ведь отсутствие дилерских сканеров делает эту операцию просто невозможной. Даже Бошевский КТС (BOSCH KTS) валит блок Изитроник в аварию, не говоря про всякие клоны и китайские сканеры.

Поэтому если вам необходимо адаптировать сцепление робота на вашем Opel — записывайтесь в Fix35!

Несколько слов об адаптивных коробках

Привычный всем автомат, сделанный на основе гидротрансформатора, появился порядка 80 лет назад. С тех пор АКПП стали активно оснащаться не только гидравлическими и механическими элементами, но и своей современной основой – электроникой. Появление микропроцессорных технологий в начале 80-х годов позволили не просто усилить электронизацию автомата, а вывели её по-настоящему на новый уровень. Именно поэтому около 30 лет назад и стали появляться первые обучаемые коробки передач, получившие название «адаптивные».

Подобные АКПП имеют одно, поистине существенное отличие от своих предшественниц. Его сущность заключается в том, что электронный «мозг» коробки не просто управляет ею по запрограммированным алгоритмам, но и видоизменяет таковые, основываясь на стиле, манере и условиях вождения конкретного автомобилиста. Удивительно, но адаптивные КПП вмиг вытеснили со «сцены» своего выступления обычные автоматы, и сегодня встретить последние можно лишь на автомобилях ранних 80-х и 90-х годов. Все модели, выпущенные позже, уже оснащались обучаемым автоматом.

Читать дальше: Как правильно установить баферы


Все АКПП имеют исключительно индивидуальные способы и алгоритмы адаптации, однако большинство устройств имеют два режима обучения:

  • Длительная адаптация, осуществляющаяся коробкой по истечению большого пробега (около 200-1 000 километров). В ходе подобного обучения автомат привыкает к среднестатистическому стилю вождения автомобилиста и задаёт настройки именно под него, которые с течением времени становятся для устройства стандартными;
  • Быстрая адаптация, которая происходит в течение очень короткого времени (от нескольких сотен метров до пары-другой километров пробега). Это обучение происходит постоянно и подстраивает работу АКПП под режим езды конкретно в данный момент времени. Естественно, если движение организовано как обычно, то и автомат под новый лад не перестраивается.

Такая совокупность адаптивных режимов позволила организовать наиболее качественную и удобную работу современных АКПП. Конечно, адаптация находится не на сверхуровне, но «тупить» умные коробки стали всё меньше. Отметим, что некоторые старые автоматы имеют лишь один из режимов обучения.


Замена и адаптация сцепления DuraShift на автомобилях Форд Фиеста

При правильном обращении, сцепление на Форд Фиеста служит в среднем 100-150 тыс. км. Как правило, при выходе из строя какой-либо части сцепления (диск, корзина или выжимной подшипник), меняют обычно весь комплект в сборе. Связано это с тем, что например вышедший из строя диск сцепления, ускоряет износ как корзины так и выжимного подшипника. Соответственно, заменив просто диск сцепления, в самом ближайшем будущем из строя могу выйти корзина или выжимной подшипник. А это опять также самая операция что и первоначальная замена диска сцепления.

Если ваш автомобиль оборудован роботизированной коробкой передач, то потребуется адаптация «робота» Форд Фиеста после замены сцепления. Это отдельная операция, называемая — адаптация точки схватывания. Обратите внимание, что если роботизированная КПП не работает, то зачастую проблема может быть не в сцеплении и не в КПП. Роботизированная коробка опрашивает отдельные датчики и исполнительные механизмы и в случае их не работы, автомобиль может даже не завестись. Кроме того, на Фиесте, очень частая проблема с проводкой идущей к КПП. Коса в которой идут провода, находится в моторном отсеке и при нахождении рядом с горячими узлами может попросту оплавиться и оборваться.

Этапы проведения адаптации робота

В нашем техническом центре процедура адаптации коробки робота выполняется в три этапа, в качестве оборудования используется специальный сканер:

  1. На первом этапе осуществляется настройка модуля ТСМ, замена тормозной жидкости и гидравлическая прокачка сцепления, когда воздух удаляется из системы.
  2. На втором этапе с помощью сканера робот-переключатель передач заново учится переключаться с первой передачи на вторую, со второй — на третью и т.д.
  3. Заключительный этап, который проводится на заведенной машине, включает в себя налаживание (опять же при помощи сканера) совместной работы сцепления (модуля ТСМ) и исполнительных моторов (узлы, отвечающие за непосредственное переключение передач).

Если все работы по адаптации робота были проведены правильно, машина будет трогаться плавно, так же плавно будет подводиться сцепление, и включаться передачи.

Сотрудники нашего техцентра выполнят адаптацию робота Ford, а также ремонт роботизированных коробок передач, по всем правилам, воспользовавшись для этого новейшим специализированным оборудованием. Мы гарантируем, что вы останетесь удовлетворены полученным результатом!

Сразу хочу попросить прощения у моих подписчиков за столь долгое отсутствие обновлений на отзыв. Нет, машина не продана, с ней ничего не случилось . Напротив, не смотря на убеждения скептиков , Гранта эксплуатируется нещадно каждый день и пробег на текущий момент уже 125 тысяч.


Хотел написать юбилейный отзыв на 100 тыс , но в связи с жизненными обстоятельствами совершенно не было на это времени , да и писать то особо нечего было тогда.

Что же произошло с машиной за это время?!

Стотысячный рубеж мы преодолели с только что сменными передними стояками (98500 км) , термостатом (99800км) и всей требухой ГРМ (ремень натяжной ролик , помпа) Справедливости ради последнее было в прекрасном состоянии и можно было и не менять. Видимо прежний владелец менял все где-то на полтиннике. Под передние стойки были подложены проставки 15 мм. На 117 тыс замена правого ступичного подшипника и левого опорного. Сгорели обе лампы ДХО. Больше и мелочей ничего не было. Ну правда!

Любознательного читателя конечно же интересует не бытовуха , его интересует как там поживает робот. Сколько раз я уже поменял сцепление, актюаторы и мозги? И мне ничего не остается как удовлетворить ваше любопытство.

Ответственно заявляю : РОБОТ АМТ АВТОМОБИЛЕЙ ВАЗ ЭТО ЛУЧШАЯ ТРАНСМИССИЯ НА КОТОРУЮ МНЕ ПРИХОДИЛОСЬ ЭКСПЛУАТИРОВАТЬ! Никаке вариаторы и никакие АКПП больше не нужны!

А теперь по подробнее Сцепление менял всего один раз на пробеге 111 тыс. Было это так. Приехав домой с телегой, я отцепил ее и начал сдавать назад в горку. Внезапно что-то там щелкнуло, загорелась шестеренка и робот перестал роботить. Передача не включалась и ничего не происходило. Закатив Гранту обратно накатом на территорию я сел на велик и поехал так в садик за сыном, попутно записываясь на прием к ОД и думая о том как же мне ее туда тащить. По приезду через 2 часа машина остыла, шестеренка погасла и как ни в чем не бывало робот вновь начал роботить и вопрос «как ее туда тащить» отпал сам собой. Правда сцепление при этом включалось с рывками и вибрацией. У ОД на следующий день сцепление было заменено на новое усиленное 21703-1601130-31 , с которым пока все в порядке и машина трогается еще плавнее как на АКПП. Замена сцепление обошлась в 11183 рубля.



Дороговато , но самому снимать КПП , а потом еще гнать на адаптацию робота не было никакого желания. Старый ведомый диск к слову находился в состоянии «еще ходить и ходить» , а вот у корзины несколько лепестков подустали



Спустя несколько дней , может неделю с роботом был еще косяк. На этот раз при равномерном движении на 5й передаче при снижении скорости вновь загорелась шестеренка и актюатор КПП просто перестал переключать вниз. Я остановился , горит 5я передача, пытаюсь тронуться , машина трогается на 5й передаче. Заглушил мотор и повторно завезти уже не смог. АМТ блокировало сартер из за постоянно включенной передачи. Вспоминая предыдущую историю со сцеплением я попердел минут 5 (так как курить с детсва не обучен). Снял ненадолго клемму с аккумулятора и, как и ожидалось , шестеренка погасла и можно стало ехать . Записался опять к ОД на прием с этой непоняткой и начал изучать вопрос как же подцепиться к контроллеру АМТ и самому видеть ошибки. Оказалось все довольно просто. У кого де сих пор нет адаптера ELM 327 версии 1.5 - покупаем, скачиваем в Плеймаркете приложение «OpenDiag” и за 100 (сто) рублей покупаем у автора приложения модуль для АМТ ВАЗ. Инструкция имеется.


В моем случае это оказалась ошибка P1733 (см фото) , что и было подтверждено у ОД.



Делать ничего не стали, так как не понятно что это было и что вообще делать. Ошибку сбросили и по сей день больше никаких проблем с роботом не было. Вообще никаких проблем!

Позволю себе немного порассуждать на тему «вариатор vs АМТ». Сейчас начинается производство Весты и Рея с вариатором и многие на него уже точат свой стручок. А я бы не обольщался и между вариком и роботом я выбираю именно робот. Ну а как? Я эксплуатирую автомобиль по взрослому, часто с перегруженным прицепом. Буксую с этим прицепом черт знает где , а прошлой зимой пришлось выдергивать Форестера их глубокого сугроба. Дергали 3 раза, порвали 2 троса и лишь на третий раз прицепившись списанной стропой с разгона удалось вытащить. Ну какой наследник Леонаодо нашего Да Винчи тут выдержит? Нет , нет , только РОБОТ

Читайте также: