Какой привод включения сцепления у автомобилей зил 130 и газ 53а

Обновлено: 06.05.2024

Какой привод включения сцепления у автомобилей зил 130 и газ 53а

Полнота выключения сцепления проверяется по бесшумному включению передач при полностью нажатой педали сцепления. Большой свободный ход педали сцепления и нарушение положения установочных винтов, которые ограничивают перемещение среднего ведущего диска, вызывают неполное выключение сцепления, а большой износ или замасливание фрикционных накладок дисков сцепления, ослабление рабочих пружин и отсутствие свободного хода педали — неполное включение сцепления.

Правильно отрегулированное сцепление во включенном положении не должно пробуксовывать, а при нажатии на педаль должно полностью выключаться.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Регулировка гидравлического привода включения сцепления на автомобиле ГАЗ -66 заключается в установлении зазора между толкателем и поршнем цилиндра в пределах 0,5—1,5 мм, при этом свободный ход педали будет составлять 3,5—10,0 мм. Регулировка производится эксцентриковым болтом, который установлен на рычаге сцепления (рис. 2). Если требуемый свободный ход педали не обеспечивается регулировкой с помощью эксцентрикового болта, то необходимо предварительно произвести регулировку изменением длины тяги, при этом следует отсоединить оттяжную пружину от педали.


Изменением длины толкателя рабочего цилиндра регулируется зазор между упорным подшипником выключения сцепления и головками оттяжных рычагов, равный 2,5—3,0 мм. П,ри этом свободный ход вилки выключения сцепления должен составлять 4—5 мм. В результате указанной регулировки свободный ход педали сцепления должен быть в пределах 32—44 мм, ход поршня рабочего Цилиндра равен 23 мм. Если ход поршня уменьшен, то в системе гидропривода имеется воздух и гидропривод нужно прокачать.

Уход за сцеплением и приводом выключения сцепления заключается в периодической проверке состояния сцепления и привода, регулировке свободного хода педали, проверке уровня жидкости в главном цилиндре, смазке упорного подшипника муфты выключения сцепления.


Сцепление служит для передачи крутящего момента от двигателя и позволяет кратковременно отсоединить двигатель от трансмиссии и вновь их плавно соединить. Это необходимо делать при пуске холодного двигателя, переключении передач, а также для плавного трогания с места.

На автомобилях ГАЗ -53А, ЗИЛ -130 и ГАЗ -24 применяют однОдисковое фрикционное сцепление, действие которого основано на использовании сил трения, возникающих между трущимися поверхностями дисков.

Сцепление состоит из кожуха, прикрепленного к маховику, плоскость которого является ведущим диском. Внутри кожуха помещается ведомый диск со ступицей, установленной на шлицах ведущего вала коробки передач, и нажимный диск, соединенный с кожухом с помощью пружинных пластин ( ЗИЛ -130) или выступов на диске ( ГАЗ -бЗА), а также шарнирно установленные рычаги выключения сцепления. Ведомый диск — стальной, с прикрепленными к нему с обеих сторон фрикционными накладками. Он соединен со ступицей через гаситель крутильных колебаний, который обеспечивает мягкость включения сцепления и быстрое гашение крутильных колебаний за счет упругости пружин и трения между дисками гасителя и ведомым диском. Между кожухом и нажимным диском по окружности установлены витые цилиндрические пружины, которые прижимают нажимный и ведомый диски к маховику. В этом положении за счет силы трения между дисками все рассмотренные детали будут вращаться с маховиком как одно целое — сцепление включено.

Привод выключения сцепления ГАЗ -53 и ЗИЛ -130 механический. Он состоит из педали с оттяжной пружиной, валика с рычагом, вилки выключения с возвратной пружиной и муфты выключения сцепления с выжимным подшипником. При нажатии на педаль сцепления детали привода перемещают вилку, которая через муфту выключения и выжимный подшипник отжимает рычаги выключения сцепления. Внешние концы рычагов отводят нажимный диск от ведомого, который освобождается и перестает передавать крутящий момент на ведущий вал коробки передач — сцепление выключено. Привод выключения сцепления автомобиля КамАЗ и ГАЗ -24— гидравлический.


Рис. 3. Сцепление ЭИЛ -130:
а — сцепление, б — привод выключения; 1 — вилка отжимного рычага, 2 — ось отжимного рычага с игольчатым подшипником, 3 — маховик, 4 — ведомый диск, 5 — нажимный диск, 6 — отжимный рычаг, 7 — ступица ведомого диска, 8 — ведущий вал коробки передач, 9 — диски гасителя крутильных колебаний, 10 — пружина гасителя крутильных колебаний, 11 — пружинные пластины, 12— кожух сцепления, 13 и 14— нажимная и возвратная пружины, 15 — муфта выключения сцепления с выжимным подшипником, 16 — тяга вилки с пружиной, 17 — регулировочная гайка, 18 — рычаг вилки, 19 — оттяжная пружина, 20 — вилка выключения сцепления, 21 — педаль сцепления, 22 — рычаг вала педали, 23 — вал педали

Сцепление автомобиля КамАЭ-5320 двухдисковое, в гидравлическом приводе имеется пневмоусилитель. Сцепление состоит из двух ведущих (нажимных) и двух ведомых дисков, установленных на общей шлицевой ступице. Ведущим диском является маховик. Нажимные диски своими шипами входят в пазы маховика и имеют возможность перемещаться в осевом направлении и передавать крутящий момент от маховика. Принцип действия двухдискового сцепления аналогичен принципу действия однодискового.


Рис. 4. Сцепление автомобиля КамАЗ

Для нормальной работы сцепления должен быть определенный зазор между выжимным подшипником и рычагами выключения сцепления (у КамАЗ — упорным кольцом рычагов), определяемый величиной свободного хода педали.

Сцепление служит для передачи крутящего момента от двигателя и позволяет кратковременно отсоединить двигатель от трансмиссии и вновь их плавно соединить. Это необходимо делать при пуске холодного двигателя, переключении передач, а также для плавного трогания с места.

На автомобилях ГАЗ -53А, ЗИЛ -130 и ГАЗ -24 применяют однОдисковое фрикционное сцепление, действие которого основано на использовании сил трения, возникающих между трущимися поверхностями дисков.

Сцепление состоит из кожуха, прикрепленного к маховику, плоскость которого является ведущим диском. Внутри кожуха помещается ведомый диск со ступицей, установленной на шлицах ведущего вала коробки передач, и нажимный диск, соединенный с кожухом с помощью пружинных пластин ( ЗИЛ -130) или выступов на диске ( ГАЗ -5ЗА), а также шарнирно установленные рычаги выключения сцепления. Ведомый диск — стальной, с прикрепленными к нему с обеих сторон фрикционными накладками. Он соединен со ступицей через гаситель крутильных колебаний, который обеспечивает мягкость включения сцепления и быстрое гашение крутильных колебаний за счет упругости пружин и трения между дисками гасителя и ведомым диском. Между кожухом и нажимным диском по окружности установлены витые цилиндрические пружины, которые прижимают нажимный и ведомый диски к маховику. В этом положении за счет силы трения между дисками все рассмотренные детали будут вращаться с маховиком как одно целое — сцепление включено.

Привод выключения сцепления ГАЗ -53 и ЗИЛ -130 механический. Он состоит из педали с оттяжной пружиной, валика с рычагом, вилки выключения с возвратной пружиной и муфты выключения сцепления с выжимным подшипником. При нажатии на педаль сцепления детали привода перемещают вилку, которая через муфту выключения и выжимный подшипник отжимает рычаги выключения сцепления. Внешние концы рычагов отводят нажимный диск от ведомого, который освобождается и перестает передавать крутящий момент на ведущий вал коробки передач — сцепление выключено. Привод выключения сцепления автомобиля КамАЗ и ГАЗ -24— гидравлический.


Рис. 5. Сцепление ЭИЛ -130:
а — сцепление, б — привод выключения; 1 — вилка отжимного рычага, 2 — ось отжимного рычага с игольчатым подшипником, 3 — маховик, 4 — ведомый диск, 5 — нажимный диск, 6 — отжимный рычаг, 7 — ступица ведомого диска, 8 — ведущий вал коробки передач, 9 — диски гасителя крутильных колебаний, 10 — пружина гасителя крутильных колебаний, 11 — пружинные пластины, 12— кожух сцепления, 13 и 14— нажимная и возвратная пружины, 15 — муфта выключения сцепления с выжимным подшипником, 16 — тяга вилки с пружиной, 17 — регулировочная гайка, 18 — рычаг вилки, 19 — оттяжная пружина, 20 — вилка выключения сцепления, 21 — педаль сцепления, 22 — рычаг вала педали, 23 — вал педали

Сцепление автомобиля КамАЭ-5320 двухдисковое, в гидравлическом приводе имеется пневмоусилитель. Сцепление состоит из двух ведущих (нажимных) и двух ведомых дисков, установленных на общей шлицевой ступице. Ведущим диском является маховик. Нажимные диски своими шипами входят в пазы маховика и имеют возможность перемещаться в осевом направлении и передавать крутящий момент от маховика. Принцип действия двухдискового сцепления аналогичен принципу действия однодискового.


Рис. 6. Сцепление автомобиля КамАЗ

Для нормальной работы сцепления должен быть определенный зазор между выжимным подшипником и рычагами выключения сцепления (у КамАЗ — упорным кольцом рычагов), определяемый величиной свободного хода педали.

Сцепление служит для кратковременного разобщения двигателя с коробкой передач.

В настоящее время на большинстве автомобилей с дизельными двигателями ( МАЗ , КрАЗ и КамАЗ) применяется сухое фрикционное двухдисковое сцепление с периферийными нажимными пружинами.

Устройство такого сцепления показано на рис. 7. К маховику на шпильках крепится кожух сцепления, вращающийся с ним как одно целое. Находящийся в кожухе нажимной диск и средний ведущий диск имеют на своей цилиндрической поверхности по четыре шипа (выступа), входящих в пазы маховика. Вращаясь вместе с маховиком, эти диски могут перемещаться в осевом направлении.

Средний ведущий диск расположен между двумя ведомыми дисками, установленными на шлицах ведущего вала коробки передач. Нажимной диск находится под действием цилиндрических нажимных пружин, расположенных по его периферии и опирающихся на диск через теплоизолирующие шайбы. Нажимные пружины оказывают постоянное давление на ведущие и ведомые диски.

При выключении сцепления нажимной диск перемещается в противоположном от маховика осевом направлении. Отводится нажимной диск четырьмя оттяжными рычагами, шарнирно закрепленными в его проушинах на осях с игольчатыми подшипниками. Оси качания оттяжных рычагов с игольчатыми подшипниками установлены в вилках, закрепленных в кожухе сцепления. Внутренние концы оттяжных рычагов входят в упорное кольцо и соединяются с ним специальными пружинами. Кольцо может перемещаться в осевом направлении вместе с выжимным подшипником и муфтой выключения сцепления, в которую упирается вилка, установленная на валу, соединенным через рычаг с тягой выключения сцепления.

При перемещении муфты в сторону маховика рычаги поворачиваются на своих осях, отводя нажимной диск в противоположном от маховика направлении. Пружины при этом сжимаются, давление на ведомые диски прекращается, и они перестают передавать крутящий момент ведущему валу, двигатель разобщается с коробкой передач. При выключенном сцеплении средний ведущий диск поддерживается в определенном положении автоматическим регулирующим устройством, что исключает трение ведомых дисков.

Для более плавной передачи крутящего момента ведомые диски имеют гасители крутильных колебаний фрикционного типа, состоящие из диска гасителя, приклепанного к ступице, спиральных пружин, тангенциально установленных в окнах ведомого диска и колец по обеим сторонам ведомого диска. При возникновении крутильных колебаний происходит трение


Рис. 7. Двухдисковое сцепление с периферийными нажимными пружинами устанавливаемое на автомобилях МАЗ и КамАЗ:
1 — ведомый диск; 2 — средний ведущий диск; 3 — установочная втулка; 4 — нажимной диск; 5 — вилка оттяжного рычага; 6 — оттяжной рычаг; 7 — пружина упорного кольца; 8 — шланг смазки муфты; 9 — петля пружины; 10 — выжимной подшипник; 11 — оттяжная пружина; 12 — муфта выключения сцепления; 13 — вилка- выключения сцепления; 14 — упорное кольцо; 15 — вал вилки; 16 — нажимная пружина; 17 — кожух сцепления; 18 — теплоизолирующая шайба; 19 — болт крепления кожуха; 20 — картер сцепления; 21 — маховик; 22 — фрикционная накладка; 23 — ведущий вал; 24 — диск гасителя крутильных колебаний; 25 — пружина гасителя; 26 — кольцо ведомого диска; 27 — механизм автоматической регулировки положения среднего веду-между диском 24 и кольцами 26, поглощающее энергию крутильных колебаний и приводящее к их затуханию.

При отпущенной педали сцепления пружина оттягивает муфту с подшипником от упорного кольца. Сцепление передает крутящий момент ведущему валу коробки передач.

Однодисковые сцепления с периферийными пружинами ЗИЛ и ГАЗ

Сцепление с периферийными пружинами

Сцепления такого типа получили широкое применение на легковых и грузовых автомобилях, а также на автобусах.

Устройство сцепления грузовых автомобилей ЗИЛ

На схеме 1 представлено сцепление грузовых автомобилей ЗИЛ. Сцепление постоянно замкнутое, фрикционное, сухое, однодисковое, с периферийными пружинами и с механическим приводом. Сцепление находится в чугунном картере 7, прикрепленном к двигателю. К маховику 1 двигателя болтами присоединен стальной штампованный кожух 13 сцепления. Чугунный нажимной диск 2 соединен с кожухом четырьмя парами пластинчатых пружин 15, передающих крутящий момент с кожуха на нажимной диск.

Между кожухом и нажимным диском равномерно размещены по окружности шестнадцать цилиндрических нажимных пружин 14, каждая из которых центрируется специальными выступами, выполненными на нажимном диске и кожухе. Между нажимным диском и пружинами установлены теплоизолирующие шайбы, которые уменьшают нагрев пружин при работе сцепления и исключают потерю пружинами упругих свойств при нагреве.

Четыре рычага 5 выключения сцепления при помощи осей с игольчатыми подшипниками 8 соединены с нажимным диском и вилками 6. Опорами вилок на кожухе служат сферические гайки, обеспечивающие вилкам возможность совершать колебательное движение при перемещении нажимного диска. При сборке сцепления этими гайками регулируют положение рычагов выключения сцепления.

Сцепление ЗИЛ

Схема 1 – Сцепление (а), детали (б) и привод (в) сцепления грузовых автомобилей ЗИЛ

1 – маховик; 2 – нажимной диск; 3 – ведомый диск; 4, 19 – валы; 5, 18, 21 – рычаги; 6, 12 – вилки; 7 – картер; 8, 9 – подшипники; 10, 14, 17, 28 – пружины; 11 – муфта; 13 – кожух; 15 – пластинчатая пружина; 16 – педаль; 20 – тяга; 22 – гайка; 23, 27 – диски; 24 – ступица; 25 – пластина; 26 – маслоотражатель

Муфта 11 выключения сцепления имеет неразборный выжимной подшипник 9 с постоянным запасом смазочного материала, который не пополняется в процессе эксплуатации.

В ведомом диске сцепления находится пружинно-фрикционный гаситель крутильных колебаний. К тонкому стальному ведомому диску 3 с обеих сторон приклепаны фрикционные накладки из прессованной металлоасбестовой композиции. Диск соединен со ступицей 24 при помощи восьми пружин 28 гасителя крутильных колебаний. Ступица установлена на шлицах первичного вала 4 коробки передач. Пружины 28 установлены с предварительным сжатием в совмещенных и расположенных по окружности прямоугольных окнах дисков 23, 27 и фланца ступицы 24 ведомого диска. При такой установке пружин ведомый диск 3 может поворачиваться в обе стороны относительно ступицы 24 на определенный угол, сжимая при этом пружины 28. Угол поворота ведомого диска ограничивается сжатием пружин до соприкосновения их витков.

Диск 23 приклепан к ступице вместе с маслоотражателями 26 и прижат к фрикционным пластинам 25, которые закреплены на диске 27, приклепанном к ведомому диску 3. При перемещениях ведомого диска относительно его ступицы вследствие действия крутильных колебаний, возникающих в трансмиссии при резких изменениях частоты вращения деталей за счет трения между дисками и фрикционными пластинами 25, происходит гашение крутильных колебаний, энергия которых превращается в теплоту и рассеивается в окружающую среду. Пружины 28 гасителя снижают частоту колебаний деталей трансмиссии, не дают им совпадать с частотой крутильных колебаний и исключают резонансные явления в трансмиссии. Кроме того, при возрастании крутящего момента пружины обеспечивают плавное его увеличение в момент начала движения автомобиля или при переключении передач, что обеспечивает плавность включения сцепления даже при резком отпускании педали сцепления. Гаситель крутильных колебаний повышает долговечность механизмов трансмиссии.

Привод

Привод сцепления (схема 1, в) – механический. В привод входят педаль 16 с валом 19, рычаги 18 и 21, регулировочная тяга 20 и вилка 12 выключения сцепления.

При нажатии на педаль поворачивается вал 19 и через рычаги и тягу действует на вилку 12, а она – на муфту выключения 11 с выжимным подшипником 9. Муфта с подшипником перемещается и нажимает на внутренние концы рычагов 5, которые отводят своими наружными концами нажимной диск от ведомого. При этом нажимные пружины 14 сжимаются. Сцепление выключено, и крутящий момент от двигателя к трансмиссии не передается.

После отпускания педали муфта выключения с подшипником возвращается в исходное положение под действием соответственно пружин 10 и 17. При этом под действие нажимных пружин 14 нажимной диск прижимается к маховику. Сцепление включено, и крутящий момент передается от двигателя к трансмиссии.

Регулировки

Для надежной работы сцепления в нем производится две регулировки – свободного хода педали сцепления и положения рычагов выключения сцепления.

Регулировка свободного хода педали сцепления или зазора между выжимным подшипником и рычагами выключения сцепления производится регулировочной гайкой 22 путем изменения длины тяги 20. При этом зазор должен быть в пределах 1,5…3 мм, что соответствует свободному ходу педали сцепления 35…50 мм. Эта эксплуатационная регулировка необходима для полного включения и выключения сцепления. Так, при меньшем зазоре выжимной подшипник может постоянно или периодически нажимать на рычаги выключения, вызывая пробуксовывание сцепления и увеличивая тем самым изнашивание подшипника, фрикционных накладок и рычагов выключения.

Регулировка рычагов выключения производится при сборке и ремонте сцепления при помощи сферических гаек крепления опорных вилок 6. Эта регулировка необходима для того, чтобы нажимной диск при выключении сцепления перемещался без перекоса. В противном случает нажимной диск может отходить от ведомого с перекосом и сцепление будет интенсивно изнашиваться.

Устройство сцепления грузовых автомобилей ГАЗ

На схеме 2 показано сцепление грузовых автомобилей ГАЗ. Сцепление фрикционное, однодисковое, сухое, с периферийными пружинами и механическим приводом (автомобили 4 на 2) или с гидравлическим приводом (автомобили 4 на 4).

Ведущими деталями сцепления являются маховик 1, нажимной диск 4 и кожух 11, ведомыми – ведомый диск 3, деталями включения сцепления – двенадцать нажимных цилиндрических пружин 12, деталями выключения – три рычага 5 и муфта 8 с выжимным шариковым подшипником 9.

Сцепление грузовых автомобилей ГАЗ

Схема 2 – Сцепление (а) и его детали (б) грузовых автомобилей ГАЗ

1 – маховик; 2 – картер; 3 – ведомый диск; 4 – нажимной диск; 5 – рычаг; 6 – масленка; 7, 13 – регулировочные гайки; 8 – муфта; 9 – подшипник; 10 – вилка; 11 – кожух; 12, 17 – пружины; 14 – тяга; 15 – пластина; 16 – кольцо; 18, 21 – диски; 19 – накладка; 20 – ступица

Крутящий момент от маховика двигателя через болты крепления передается кожуху сцепления и от него нажимному диску через три обработанных прилива диска, плотно входящих в три прямоугольные прорези кожуха. Далее крутящий момент передается ведомому диску, установленному на первичном валу коробки передач.

Ведомый диск сцепления состоит из тонкого стального разрезного диска 21, приклепанных к нему шести волнистых пружинных пластин 15 и двух фрикционных накладок 19, а также ступицы 20 и гасителя крутильных колебаний. Одна из фрикционных накладок приклепана непосредственно к диску, а другая – к пружинным пластинам.

При включении сцепления пластины 15 постепенно выпрямляются, и трение между ведомым диском, маховиком и нажимным диском постепенно возрастает. Это приводит к плавному включению сцепления.

Гаситель крутильных колебаний включает в себя диск 18, шесть цилиндрических пружин 17 и два фрикционных кольца 16. Фрикционные кольца установлены между фланцами ступицы, ведомым диском и диском гасителя. Пружины гасителя соединяют ведомый диск со ступицей и обеспечивают их упругую связь. Кроме снижения частоты крутильных колебаний валов двигателя и трансмиссии, пружины способствуют плавному включению сцепления.

Муфта 8 выключения сцепления и выжимной подшипник 9 в эксплуатации смазывают через колпачковую масленку 6 с гибким шлангом, установленную в картере 2 сцепления. Для лучшего отвода теплоты от деталей сцепления в картере сцепления имеется специальный вентиляционный люк. В картере сцепления также установлен шаровый палец, на который опирается вилка 10 выключения сцепления.

В сцеплении регулируется свободный ход педали и положение рычагов выключения сцепления, внутренние концы которых должны располагаться в одной плоскости.

Устройство сцепления легковых автомобилей ГАЗ

На схеме 3 представлено сцепление легковых автомобилей ГАЗ. Сцепление однодисковое, сухое, с периферийными пружинами и гидравлическим приводом.

Сцепление включает в себя маховик 2, нажимной диск 5, кожух 11, ведомый диск 4 с гасителем 1 крутильных колебаний, нажимные пружины 6, три рычага 10 и муфту 7 выключение сцепления с герметичным выжимным подшипником, не требующим смазывания в эксплуатации. Сцепление находится в картере 3, прикрепленном к двигателю.

Сцепление легковых автомобилей ВАЗ

Схема 3 – Сцепление, привод (а) и детали сцепления (б) легковых автомобилей ГАЗе

1 – гаситель крутильных колебаний; 2 – маховик; 3 – картер; 4 – ведомый диск; 5 – нажимной диск; 6, 23, 28 – пружины; 7 – муфта; 8 – вал; 9 – вилка; 10 – рычаг; 11 – кожух; 12 – шток; 13 – клапан; 14, 15 – цилиндры; 16, 17 – отверстия; 18 – толкатель; 19 – поршень; 20 – уплотнительная манжета; 21 – педаль; 22 – упор; 24, 25 – шайбы; 26, 30 – диски; 27 – фрикционные накладки; 29 – ступица

Ведомый диск 4 прижат к маховику 2 двигателя нажимным диском 5 усилием девяти пар цилиндрических пружин 6, равномерно расположенных на окружности. Применение двойных цилиндрических пружин (наружной и внутренней) обеспечивает в эксплуатации постоянство их нажимного усилия в необходимых пределах. Ведомый диск включает в себя ступицу 29, диски 26 и 30, фрикционные накладки 27 и гаситель крутильных колебаний.

Гаситель 1 крутильных колебаний, возникающих в трансмиссии при неравномерном вращении коленчатого вала двигателя, резком включении сцепления, движении автомобиля по неровной дороге, состоит из шести цилиндрических пружин 28, стальной фрикционной шайбы 25, теплоизолирующей шайбы 24, пружины 23 и упора 22.

Цилиндрические пружины гасителя размещены в окнах дисков 26 и 30 и ступицы 29, они обеспечивают их упругую связь. Фрикционная шайба 25 зафиксирована на ступице и прижата к ведомому диску пружиной 23 через теплоизолирующую шайбу 24.

Пружина установлена на упоре 22, который закреплен на ступице ведомого диска. Гашение крутильных колебаний в трансмиссии автомобиля происходит за счет трения между фрикционной стальной шайбой 25 и ведомым диском 26, которое возникает при поворотах ведомого диска относительно его ступицы.

Крутящий момент при включенном сцеплении от маховика 2 двигателя через болты крепления передается к кожуху 11 сцепления и от него нажимному диску 5 через приливы диска, входящие в три прямоугольных окна кожуха. Затем крутящий момент передается ведомому диску 4, который установлен на шлицах первичного (ведущего) вала 8 коробки передач.

Гидропривод сцепления

В гидравлический привод сцепления входят педаль 21, главный цилиндр 15 с бачком и толкателем 18, рабочий цилиндр 14 со штоком 12, вилка 9 и трубопровод.

Усилие от педали к вилке выключения сцепления передается через тормозную жидкость, которой заполнен привод и которая практически не сжимается. Внутренняя полость главного цилиндра сообщается с бачком через перепускное 17 и компенсационное 16 отверстия. При этом через компенсационное отверстие жидкость проходит в бачок при изменении ее объема в цилиндре (при нагреве, после резкого отпускания педали сцепления).

При выключении сцепления (при нажатии на педаль 21) толкатель 18 перемещает поршень 19 главного цилиндра, который после перекрытия компенсационного отверстия 16 выталкивает жидкость при повышенном давлении через трубопровод в рабочий цилиндр 14. Поршень рабочего цилиндра через шток 12 поворачивает на шаровой опоре вилку 9, которая перемещает муфту 7 с выжимным подшипником. Выжимной подшипник действует на рычаги 10 выключения сцепления и перемещает их внутренние концы к маховику. При этом ведущие и ведомые части сцепления разъединяются, и сцепление выключается. При отпускании педали при включении сцепления все детали привода перемещаются в исходное положение под действием возвратных пружин, а давление жидкости в приводе уменьшается до атмосферного.

При плавном отпускании педали сцепления вытесненная жидкость из рабочего цилиндра, возвращаясь в главный цилиндр, успевает заполнить в нем объем, освобожденный поршнем.

При резком отпускании педали сцепления в главном цилиндре может возникнуть вакуум, если жидкость, поступившая в него, не успеет заполнить объем, освобожденный в цилиндре поршнем. В этом случае под действием вакуума часть жидкости из бачка через перепускное отверстие 17 поступает в полость поршня и через отверстия в его головке – в полость перед поршнем, отжимая при этом края уплотнительной манжеты 20. Поступившая жидкость, заполняя цилиндр, устраняет в нем вакуум. При дальнейшем поступлении из привода в цилиндр жидкость ее излишки вытесняются в бачок через компенсационное отверстие 16.

В рабочем цилиндре имеется специальный клапан 13 для выпуска воздуха, который удаляется через него при прокачивании привода сцепления.

Сцепление ЗИЛ-130, ЗИЛ-157К и ЗИЛ-131

Однодисковое сцепление автомобилей ЗИЛ-130, ЗИЛ-157К и ЗИЛ-131 обеспечивает передачу крутящего момента до 41 кГм.

Нажимной диск 8 в сборе с кожухом 3 крепится на маховике восемью центрирующими болтами, имеющими диаметр шейки 10,000—9,942 мм и длину шейки 12,5 мм. Крутящий момент от кожуха сцепления на ведомый диск передается через нажимной диск 8 четырьмя парами пружинных пластин 5.

На нажимном диске закреплены на кронштейнах четыре рычага 30, которые, опираясь средней частью, качаются на пальцах 25, установленных в опорных вилках 27. Опорные вилки закреплены на кожухе 3 при помощи регулировочных гаек 28. Для уменьшения трения пальцы рычагов и вилок работают на игольчатых подшипниках 26, в которые при сборке сцепления закладывается консистентная смазка.

Нажимное усилие сцепления создается шестнадцатью пружинами, установленными между кожухом сцепления и нажимным диском. Под пружины со стороны нажимного диска подложены теплоизолирующие шайбы 9. Нажимный диск в сборе с кожухом статически балансируется с точностью 90 Гсм.

Ведомый диск стальной, с приклепанными фрикционными накладками и ступицей 15, имеет гаситель крутильных колебаний фрикционного типа, состоящий из восьми пружин с опорными пластинами и двух дисков гасителя. Ведомый диск в сборе статически балансируется с точностью 25 Гсм.

Подшипник муфты выключения сцепления — закрытой конструкции. Смазку в подшипник закладывают только при сборке его на заводе.


Рис. Однодисковое сцепление: 1 — крышка картера; 2 — маховик; 3 — кожух сцепления; 4 и 13—заклепки; 5 — парные пружинные пластины; 6 — болт; 7 — фасонная втулка; 8 — нажимной диск; 9 — теплоизолирующая шайба; 10 — нажимная пружина; 11 — диски гасителя; 12 — пластина гасителя; 14 и 32 — шариковые подшипники; 15 — ступица; 16 — фланец коленчатого вала; 17 — промежуточный диск гасителя; 18 — масленка; 19 — маслоотражатель; 20 — пружина упругой муфты; 21 — опорная пластина; 22 — накладки ведомого диска; 23 — стальной ведомый диск; 24 — картер сцепления; 25 — пальцы; 26 — игольчатые подшипники; 27 — опорная вилка; 28 — регулировочная гайка; 29 — прижимная пластина; 30 — рычаг нажимного диска; 31 — направляющая муфты; 33 — пружина муфты; 34 — муфта выжимного подшипника; 35 — ведущий вал коробки передач; 36 — вилка выключения сцепления

При выключении сцепления подшипник 32 муфты нажимает на внутренние концы четырех рычагов 30, а внешние концы, преодолевая усилие нажимных пружин 10, отводят нажимный диск 8 от маховика 2.

Между картером сцепления и его крышкой на автомобиле ЗИЛ-131 установлена уплотнительная прокладка. Уплотнительная прокладка установлена также под фланец вилки выключения сцепления. Обе прокладки устанавливают на уплотняющей пасте (ВТУ МХП 3336—52). Этой же пастой при сборке силового агрегата уплотнены передний и задний торцы картера сцепления. Для уплотнения вилки выключения сцепления на ее шейках с двух сторон установлены резиновые кольца.

В нижней части переднего торца картера сцепления находится специальный обрезиненный щиток, закрывающий проем в картере сцепления. Щиток крепится к картеру сцепления двумя болтами и поджимается в нижней плоскости блока цилиндров выступом на передней части крышки картера сцепления. При сборке необходимо сначала завернуть болты крепления щитка до соприкосновения головки болта с пружинной шайбой, не затягивая их окончательно, затем затянуть болты крепления крышки картера сцепления и только после этого окончательно затянуть болты крепления щитка. При всех работах, связанных с разборкой сцепления, необходимо при установке агрегатов на место применять в указанных выше местах уплотняющую пасту (ВТУ МХП 3336—52). Тюбик с этой пастой приложен к каждому автомобилю ЗИЛ-131. Основные данные сцепления приведены в таблице.

Таблица. Технические характеристики однодискового сцепления

Детали и их параметры ЗИЛ-157К ЗИЛ-130, ЗИЛ-131
Сцепление в сборе
Количество ведомых дисков 1
Полный ход педали сцепления, мм 180
Рабочий ход педали, мм 130-150
Свободный ход педали, мм 30-45 35-50
Количество фрикционных накладок 2
Материал фрикционных накладок Асбестовая композиция
Диаметр фрикционных накладок, мм:
наружный 341-342
внутренний 186-187
Толщина фрикционных накладок, мм 3,9-4,1
Диаметр отверстий в накладках под заклепки, мм 4,0-4,3
Диаметр отверстий в накладках под головки заклепок, мм 9,5-9,7
Толщина перемычки в гнезде фрикционной накладки под заклепку, мм 1,25-1,50
Нажимные пружины
Количество нажимных пружин 16
Высота пружины в свободном состоянии, мм 61,7-63,0
Контрольная высота пружины, мм 45
Нагрузка при контрольной высоте пружины, кГ 64-72
Минимально допустимая нагрузка при контрольной высоте, кГ 60
Пружина упругой муфты (демпфера)
Количество пружин 8
Высота пружины в свободном состоянии, мм 24,33-24,65
Контрольная высота пружины, мм (не менее) 22,5
Нагрузка при контрольной высоте пружины, кГ 50-65
Высота пружины при сжатии до соприкосновения витков, мм 21-22
Оттяжная пружина муфты выключения сцепления
Количество пружин 1
Длина пружины в свободном состоянии, мм (не более) 36
Контрольная длина пружины, мм 56
Нагрузка при контрольной длине пружины, кГ 1,5-2,5
Наименьшая допустимая нагрузка при контрольной длине пружины, кГ 1,2
Пружина тяги выключения сцепления
Количество пружин 1 1
Высота в свободном состоянии, мм 130 180
Контрольная высота пружины, мм 70 147
Нагрузка при контрольной высоте пружины, кГ 23-28 9,0-12
Наименьшая допустимая нагрузка при контрольной высоте, кГ 18 7
Оттяжная пружина педали сцепления
Количество пружин 1 1
Длина пружины в свободном состоянии, мм 173 132
Контрольная длина пружины, мм 217 174
Нагрузка при контрольной длине пружины, кГ 23-31 22-29
Наименьшая допустимая нагрузка при контрольной длине, кГ 20 18

Рычаг нажимного диска сцепления изготовлен из стали 35 (ГОСТ 1050—60). Глубина циаиированного слоя 0.15—0,30 мм. Твердость HRC 56—62. Количество рычагов — 4.

Пальцы рычага и опорная вилка рычага изготовлены из стали 15, ГОСТ 1051—59. Глубина цианированного слоя пальцев 0.15—0,30 мм. Твердость HRC 56—62.

Ведомый диск изготовлен из стали 50 (ГОСТ 3680—57, ГОСТ 914—56). Твердость HRC 35—40. Подвергается фосфатации.

Ступица ведомого диска изготовлена из стали 40Х (ГОСТ 4543—61). Твердость НВ 255—285. Фосфатируется и пассивируется в растворе хромпика.

Муфта выключения сцепления изготовлена из серого чугуна СЧ 15—32 (ГОСТ 1412—54).

Вилка выключения сцепления изготовлена из стали 45 (ГОСТ 1050—60). Твердость закаленных поверхностей HRC 52—62. Глубина закаленного слоя 1,0—4,0 мм.

Фланец вилки выключения сцепления изготовлен из серого чугуна СЧ 15—32 (ГОСТ 1412—54). Втулка фланца вилки изготовлена из ковкого чугуна КЧ 35—10 (ГОСТ 1215—59).

Рычаг вилки выключения сцепления изготовлен из ковкого чугуна КЧ 35—10 (ГОСТ 1215-59).

Привод выключения сцепления показан на рисунке.


Рис. Привод выключения сцепления автомобиля ЗИЛ-130: 1 — педаль; 2 — оттяжная пружина; 3 и 10 — рычаги; 4 — контргайка; 5 — фасонная регулировочная гайка; 6, 11 и 15 — масленки; 7 — вал педали; 8 — распорная пружина; 9 — тяга; 12 — фланец; 13 — пружина муфты; 14 — вилка выключения сцепления; 16 — муфта с подшипником; 17 — картер сцепления

Техническое обслуживание сцепления ЗИЛ

Однодисковое сцепление на автомобиле не регулируют. При необходимости сцепление снимают и регулируют.

Уход за сцеплением включает очистку от грязи, своевременную подтяжку болтов крепления картера сцепления к блоку цилиндров. Болты эти затягивают (момент затяжки 8—10 кГм). Головки болтов стопорят пластинами, ушки которых отгибают на грань болта.

Уход за приводом сцепления заключается в регулировке свободного хода педали путем изменения длины тяги. Подшипник муфты выключения сцепления при эксплуатации смазки не требует. Оси вилки и педали выключения сцепления смазывают согласно карте смазки. Регулировку привода выключения сцепления смотри на рисунке.


Рис. Регулировка свободною хода педали сцепления: а — замер свободного хода педали при помощи приспособления; б — регулировка свободного хода педали; А — величина свободного хода педали сцепления

Сцепление автомобилей ГАЗ-53А, ЗИЛ-130

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель задания — изучить на практике устройство сцепления получить начальные навыки в операциях разборки-сборки агрегатов транс­миссии.

Просмотр содержимого документа
«Сцепление автомобилей ГАЗ-53А, ЗИЛ-130»

Тема «Сцепление автомобилей ГАЗ-53А, ЗИЛ-130»

Цель задания — изучить на практике устройство сцепления получить начальные навыки в операциях разборки-сборки агрегатов транс­миссии.

Монтажное оборудование, приспособления, инструменты — приспособление для разборки-сборки сцепления, для выпрессовки крышки подшипника, съемник трех- лапный, комплект инструментов, выколотка из мягкого металла (например, медная, бронзовая), коловорот, пассатижи, ключи специальные торцовые 36 мм (для КП), 41 мм (для карданного вала), ключ торцовый шарнирный 14 мм, ключ гаечный накид­ной 41 мм, ключ шестигранный, ключи гаечные 11 и 55 мм, ключ специальный для регулировки роликовых подшипников, шплинтодер, шплинт, проволока 01,8 мм, дополнительный комплект шайб.

1. Изучить сцепление автомобиля ГАЗ-53А.

2. Разобрать сцепление автомобиля ГАЗ-53А, для чего выпол­нить следующее:

• нанести метки на кожухе и нажимном диске для того, чтобы не разбалансировать сцепление при последующей сборке;

• установить сцепление на приспособление и, вращая гайку винта, сжать нажимные пружины до ослабленного состояния от­жимных рычагов;

• отвернуть регулировочные гайки с опорных вилок отжимных (оттяжных) рычагов;

• отпустить гайку винта приспособления и снять кожух, две­надцать нажимных пружин и теплоизолирующие шайбы.

3. Выполнить дефектацию деталей (теплоизолирующих шайб, отжимных рычагов и пружин).

4. Собрать сцепление автомобиля ГАЗ-53А, выполняя опера­ции в порядке, обратном разборке, и совместив метки на кожухе и нажимном диске. При сборке выполнять следующее:

• при помощи регулировочных гаек установить отжимные ры­чаги в одной плоскости на расстоянии (53 + 0,25) мм от поверх­ности маховика, предварительно подложив в трех местах под на­жимной диск шайбы толщиной 10,5 мм;

• раскернить (условно) регулировочные гайки.

5. Изучить сцепление автомобиля ЗИЛ-130.

6. Разобрать сцепление автомобиля ЗИЛ-130:

• первые три операции те же, что при разборке сцепления ГАЗ-53А;

• вывернуть болты крепления пружинных пластин, вынуть из них направляющие втулки;

• ослабить гайку винта приспособления, снять кожух, нажим­ные пружины, опорные теплоизолирующие шайбы пружин;

• снять нажимной диск.

7. Выполнить дефектацию разобранных деталей.

8. Собрать сцепление автомобиля ЗИЛ-130, выполняя опера­ции в последовательности, обратной разборке и обращая внима­ние на отличия данной конструкции от конструкции сцепления автомобиля ГАЗ-53А. При помощи регулировочных гаек устано­вить концы рычажков от плоскости нажимного диска на расстоя­нии (40,2 ± 0,15) мм.

Сцепление автомобиля ГАЗ-53А:

а — вид сверху в разрезе; б — привод; в — детали; 1 — маховик; 2 — корпус; 3 — ведомый диск; 4 — нажимной диск; 5 — масленка; 6 — регулировочная гайка; 7 — опорная вилка; 8 — кожух; 9 — поддерживающий диск; 10 — отжимной рычаг; 11 — отводка; 12 — выжимной подшипник; 13, 15, 19, 23, 25 — пружины; 14 — шаровой палец; 16— вилка; 17 — тяга; 18 — регулировочная гайка; 20— палец- заклепка; 21 — ступица; 22 — вал; 24 — педаль; 26 — пластина; Б — бобышка нажимного диска; В — литой выступ

Сцепление автомобиля ЗИЛ-130:

а — конструкция; б — втулка с пружинной пластиной; / — нажимной диск; 2 — пружинная пластина; 3 — картер сцепления; 4 — нажимная пружина; 5 — кожух сцепления; 6 — упорный подшипник; 7 — вилка выключения однодискового сцепления; 8— оттяжной рычаг; 9— гайка; 10— вилка оттяжного рычага; //, 12 — оси; 13 — игольчатый подшипник; 14 — ведомый диск; 15 — ступица; 16 — пружина гасителя крутильных колебаний; 17— соединительный болт; 18 — втулка, соединяющая пружинную пластину с нажимным диском

Инструкционно-технологическая карта № 1

Разборка-сборка и регулировка сцеплений автомобилей ГАЗ-53А, ЗИЛ-130

Технические условия и указания

1. Снятие сцепления с маховика

1. Отвернуть болты креп­ления кожуха сцепления к маховику и снять их вместе с шайбами

Ключ торцовый шарнирный 14 мм

2. Снять кожух сцепле­ния в сборе с нажим­ным диском

3. Снять ведомый диск

Трещины и обломы фрикционных накладок не допускаются

2. Разборка кожуха сцепления с нажимным диском в сборе

1. Установить нажимной диск в сборе с кожухом в приспособление и сжать нажимные пружи­ны, заворачивая винт приспособления до сво­бодного состояния от­жимных рычагов выключения сцепления

Приспособление для разборки-сборки сцепления

2. Отвернуть регулиро­вочные гайки отжимных рычагов выключения сцепления и снять их вместе с самоустанавливающимися опорными пластинами

Коловорот, ключ торцовый 17 мм

3. Освободить винт при­способления и снять ко­жух сцепления

Ключ торцовый 10 мм

4. На ЗИЛ-130 вывер­нуть болт крепления пружинной пластины

5. Снять с нажимного диска нажимные пружи­ны и опорные теплоизо­лирующие шайбы пружин

6. Снять с приспособле­ния нажимной диск

3. Сборка кожуха сцепления с нажимным диском

1. Установить нажимной диск в приспособление

Приспособление для разборки-сборки сцепления

2. Установить в приливы диска теплоизолирую­щие шайбы и нажимные пружины

3. При помощи приспо­собления сжать нажим­ные пружины

Приспособление для разборки-сборки сцепле­ния

4. Установить опор­ные шайбы и завер­нуть регулировочные гайки

Коловорот, ключ торцовый 17 мм

5. На ЗИЛ-130 завер­нуть в нажимной диск сцепления болты креп­ления пружинных пластин

Ключ торцовый 10 мм

6. Снять собранный кожухе нажимным диском с приспособ­ления

4. Установка сцепления на маховик

1.Установить ведомый диск сцепления на маховик удлиненным концом ступицы к махо­вику

Пружины демпфера должны быть плотно установлены в окнах ступицы

2.Установить кожух сцепления в сборе с на­жимным диском на ма­ховик

3. Сцентрировать ведо­мый диск сцепления с отверстием подшипника во фланце коленчатого вала

4. Завернуть болты креп­ления собранного кожу­ха сцепления в маховик, подложив под головки болтов пружинные шай­бы

Восстановление механизма сцепления ЗИЛ

Зил -130

Приветствую тебя дорогой читатель. В этой теме мы рассмотрим некоторые проблемы сцепления ЗИЛ-130 дизель и постараемся их устранить. Основная причина ремонта это зацепление диска сцепления с корзиной при трогании с места. Автомобилю почти 30 лет и за такой срок много деталей уже износилось. Износился вал выжима сцепления, невооруженным глазом виден износ трущихся поверхностей.

сцепление зил

сцепление зил

На носике коробки первичного вала уже есть эллипс. Сносились втулки вала выжима сцепления. По этой причине мы уже не можем точно отрегулировать сцепление, так как муфта болтается на валу коробки. При выжиме сцепления весь механизм искривляет и не дает нормально выжать диск сцепления.

Рассмотрим устройство и работу дискового фрикционного сцепления

Наиболее распространенного на отечественных автомобилях. Сцепления этого типа используют силу трения между рабочими поверхностями ведущих и ведомых дисков.

Однодисковые сцепления устанавливаются на большинстве автомобилей. Кожух сцепления автомобиля ЗИЛ прикреплен к маховику. Между кожухом сцепления и нажимным диском установлено 12 пружин. Величина их сжатия обеспечивает необходимую силу трения и передачу крутящего момента от маховика через кожух и нажимной диск на ведомый диск.

Для выключения сцепления служат три рычага. При нажатии на педаль сцепления муфта выключения сцепления с установленным на ней выжимным подшипником нажимает на рычаги. Поворачиваясь на осях, рычаги отводят нажимной диск назад и выключают сцепление.

сцепление ЗИЛ-130

сцепление ЗИЛ-130

Сцепление автобусов ЛАЗ-б95, ЛАЗ-б97, ЛА3—699 и автомобилей 31/1Л-164А, 3ИЛ-1`57К и 3ИЛ-130-однодисковое. Нажимное усилие сцепления создаётся шестнадцатью пружинами. Эти пружины установлены между кожухом и нажимным диском, который соединен с кожухом через четыре пары пластинчатых пружин. Один конец каждой пары пластин соединен с кожухом заклепкой, а другой с нажимным диском болтом со специальной втулкой , имеющей прямоугольную форму в месте посадки ее в пластины.

Такое соединение позволяет нажимному диску несколько перемещаться вдоль оси первичного вала и в то же время обеспечивает жесткое соединение кожуха и нажимного диска, которые вращаются как одно целое. Осевое перемещение диска сглаживает удары и нагрузки при включении и выключении сцепления.

Выключающий механизм сцепления состоит из муфты выключения с упорным шариковым подшипником и трех рычагов. Каждый рычаг соединен одним пальцем с нажимным диском, а другим с опорной вилкой.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ

Что нам нужно сделать

  1. Носик коробки первичного вала отдаем токарю, чтобы снял эллипс на нем, так как будем вытачивать втулку под него.
  2. Покупаем новую муфту выжима сцепления, отдаем токарю и заказываем втулки стальные а) во внутрь муфты б) под выжимной подшипник (КАМАЗ). Подшипник можно поставить с автомобиля КАМАЗ, если он подойдет по диаметру лапок сцепления, к сцеплению МТЗ подходит. У меня стоит сцепление от МТЗ-82 все работает. В камазовский выжимной обязательно крепим таотницу, чтобы можно было его смазывать литолом. С выточенными втулками стальными наш выжимной будет ходить более точно и ровно, тем самым, мы сможем точно подвести лапки сцепления и сцепление будет работать отлично.
  3. Заказываем токарю стальные втулки под вал вилки выжима сцепления 2 шт.

Втулки стальные они отходили 29 лет на моем автомобиле ЗИЛ и только сейчас я их поменял. Сталь в сталь оказывается ходит очень долго, интересно почем в других соединениях не применяют а ставят бронзу.

После того как будет все готово, все втулки выточены, подогнаны собираем все в кучу. Коробку на место, валы втулки на место. Пришло время регулировки сцепления.

РЕГУЛИРОВКА СЦЕПЛЕНИЯ

Прокручиваем корзину сцепления, чтобы лапка была доступна и видна. Для регулировки нам понадобится ключ на 19 и самодельная приспособа в виде кривой отвертки, как показано на фото. Ослабляем контр гайку ключом на 19 на лапке сцепления и изогнутым ключом подводим лапку к выжимному подшипнику с зазором 2мм свободного хода. Зазор нужен чтобы выжимной подшипник не крутился постоянно. И так прокручиваем сцепление, подгоняя каждую лапку к выжимному. Самое главное это равномерный зазор между лапками и подшипником.

Регулировка сцепления

Регулировка сцепления

ИСПЫТАНИЯ

На испытаниях автомобиля, как работает сцепление, в первую очередь отрегулируйте свободный ход педали. После некоторой работы сцепление следует проверить на наличие зазора каждой лапки, возможно повторное регулирование лапок.

Испытания

Испытания

Читайте также: