Муфта выключения сцепления лада гранта

Обновлено: 12.05.2024

Лада Гранта 1.6 16V › Бортжурнал › 3. Выжимной подшипник КПП 2181, Муфта выключения сцепления КПП 2181 — замена

Ну вот и меня постигла учесть смерти выжимного подшипника при пробеге 23тыс км, она же Муфта выключения сцепления КПП 2181. Суда по отзывам людей, этот подшипник не живет больше 30тыс км. Вечерком поездил было все нормально. На следующий день утром, выжимая сцепление, обратил внимание, что выжимается как то не так, подумал, может показалось, ну мало ли с просонья что покажется, и через 20 — 30 км сцепление пропало вообще. На заведенной машине я не мог включить первую, и заднюю, 3,4,5 с трудом включались, а через раз и не включались. Но на заглушенной машине передачи включались все. Открыв капот подергал за вилку сцепления, она болталась как хотела в разные стороны, т.е. не была фиксирована. Добравшись своим ходом до гаража (25км) принялся выяснять причину. Разобрал и снял все лишнее, что мешает снятию коробки. Открутили и отделили коробку от двигателя и опор, вывесили ее за шрусы (в таком положении проблемно ее потом ставить, лучше читать книгу по ремонту). Проблема стала сразу ясна — помер выжимной подшипник. На следующий выходной день поехал искать этот выжимной, но в нашем городе в авто магазинах о таком не слышали, только в одном магазине полезли в интернет, нашли и сказали давайте мы закажем 1200р + ждать еще нужно как минимум пару дней. Я выбрал среди других выжимных подшипников примерно похожий — приоровский, но его нужно было еще как то поставить, и чтобы он еще работал. В КПП 2181 стоит вилка выжима похожая как на вилку от нивы, исходя из этого я решил купить еще и пружинку выжимного подшипника от нивы(или от ваз 2101) фиксирующую подшипник к вилке.

Пружинка установлена в паз подшипника и фиксирует вилку с другой стороны, т.е. вилка зажата пружиной, если что то не понятно, то читаем мануал по замене выжимного подшипика на ниве.

Ну собственно и все. Поставил обратно коробку, все собрал, подсоединил. Работает отлично.
Не забываем смазать вал, где сидит подшипник, и шлицы смазкой типа литола, но не много т.к. если переборщить, то при вращении вала смазка может набрызгать на диск сцепления, и он будет пробуксовывать.
После этих процедур выжим педали сцепления стал чуть мягким, а передачи включаются лучше. Проехал больше 100км, все в норме, время покажет на сколько его хватит. Ну а каждый сам решает менять ему каждые 30ткм или меньше оригинальный 2181 выжимной подшипник, или же ставить другой с доработками. Выжимного подшипника должно хватать на весь срок службы сцепления, т.е. наработка до отказа не менее 800 тысяч циклов "выключений-включений" сцепления, что эквивалентно пробегу автомобиля 100 000 км, а подшипник который разваливается до 30тыс км пробега, это хамство со стороны АвтоВАЗа.

примечание:
21810-1601180-00 Муфта выключения сцепления (Родной выжимной подшипник сцепления Гранта кпп2181) цена от 450р до 1800р в разных местах по разному. В экзисте есть за 740р
21703-1601180-10 Выжимной подшипник Приора цена от 300р (в экзисте 380р) + 2101-1601188 пружинка выжимного подшипника классика 10р

Как подтянуть сцепление на лада гранта

Регулировки и сервис сцепления автомобиля Лада Гранта, Калина

На автомобилях Лада Гранта/Калина установлено однодисковое сцепление сухого типа с центральной нажимной пружиной. Привод выключения сцепления — тросовый, беззазорный, с механизмом автоматической регулировки длины троса.

Сцепление состоит из корзины (нажимного диска в сборе) и ведомого диска. Корзина представляет собой стальной кожух, в который установлены нажимная пружина и нажимной диск.

Нажимной диск закреплен в кожухе на трех парах упругих пластин. Со стороны кожуха диск поджимается нажимной пружиной диафрагменного типа.

Корзина сцепления Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190 прикреплена шестью болтами к маховику и закрыта алюминиевым картером. Между нажимным диском и маховиком установлен ведомый диск.

К двум сторонам ведомого диска приклепаны фрикционные накладки. Для гашения крутильных колебаний в момент включения сцепления в ведомый диск встроен демпфер с шестью цилиндрическими пружинами. Ступица ведомого диска входит в шлицевое зацепление с первичным валом коробки передач.

Педаль сцепления подвешена на оси и крепится к кузову через кронштейн. Верхняя часть педали выполнена как двуплечий рычаг. На конце рычага выполнен палец, к которому присоединен трос привода выключения сцепления.

Соединение выполнено через специальный храповый механизм, регулирующий длину троса. Поэтому в процессе эксплуатации автомобиля не требуется регулярно проверять и регулировать рабочий ход педали. Этот механизм также обеспечивает отсутствие зазора в приводе выключения сцепления.

Рис.20. Трос привода выключения сцепления Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190

1 — пружинная фиксирующая скоба; 2 — механизм автоматической регулировки длины троса; 3 — кронштейн оболочки троса; 4 — резиновый чехол; 5 — оболочка троса; 6 — гофрированный чехол нижнего конца троса; 7 — резьбовой (нижний) наконечник троса

Трос проложен в металлической оболочке с полиэтиленовым покрытием. Верхний торец оболочки имеет кронштейн, которым крепится к педальному узлу.

Вертикальная поверхность кронштейна одновременно служит ограничителем хода педали. На нее установлена резиновая пластина. Нижней торец оболочки троса закреплен в кронштейне, установленном на картере коробки передач.

Нижний конец троса закрыт резиновым гофрированным чехлом. Трос соединен с рычагом вилки выключения сцепления Лада Гранта/Калина через пластмассовый поводок, навинченный на резьбовой наконечник троса.

Вилка выключения сцепления поворачивается в двух втулках. Верхняя втулка — пластмассовая, съемная, а нижняя — бронзовая, запрессованная в картер сцепления. При повороте вилки усилие передается на лепестки нажимной пружины через радиально-упорный шариковый подшипник (выжимной подшипник).

Подшипник надет на муфту выключения сцепления, через которую он контактирует с вилкой. Постоянное зацепление вилки и муфты обеспечивает пружина п-образной формы.

Благодаря отсутствию зазора в приводе выключения сцепления обеспечивается постоянное прижатие муфты к лепесткам нажимной пружины, при этом выжимной подшипник непрерывно работает. В подшипник заложена смазка на весь срок его службы.

Муфта выключения сцепления перемещается по направляющей втулке, надетой на первичный вал коробки передач и прикрепленной к картеру сцепления тремя болтами.

В процессе эксплуатации накладки ведомого диска сцепления Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190 изнашиваются. Для компенсации этого износа в привод встроен механизм автоматической регулировки длины троса.

По мере износа накладок рычаг вилки, поворачиваясь, натягивает трос. При этом сжимается пружина, расположенная во втулке механизма регулировки и поджимающая фиксаторы зубчатого наконечника троса.

Фиксаторы освобождают наконечник, в результате чего он свободно вытягивается из поводка троса, компенсируя износ накладок диска. При нажатии педали сцепления верхний поводок смещается вверх.

При этом фиксаторы обжимают зубчатый наконечник троса, не давая ему выдвигаться из корпуса механизма регулировки.

Рис.21. Сцепление Лада Гранта/Калина

Рис.22. Механизм регулировки длины троса

1 — втулка; 2 — поводок; 3 — зубчатый (верхний) наконечник троса; 4 — фиксаторы наконечника троса; 5 кронштейн (с ограничителем хода педали сцепления)

На автомобилях первых выпусков внутрь поводка устанавливалась пружина.

Проверка технического состояния сцепления Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190

Сцепление во включенном состоянии (при отпущенной педали) не должно «пробуксовывать» и без потерь передавать крутящий момент от двигателя к
трансмиссии, а при нажатой педали сцепления полностью отключать трансмиссию от двигателя. Включение сцепления должно быть плавным — без рывков.

Операции по проверке сцепления Лада Гранта/Калина:

Если вышеперечисленные признаки неисправностей в процессе диагностики сцепления не выявлены — сцепление находится в технически исправном состоянии.

Регулировка сцепления Лада Гранта/Калина

Привод выключения сцепления оборудован механизмом автоматической регулировки длины троса, поэтому в процессе эксплуатации автомобиля не требуется систематическая настройка привода.

Регулировка выполняется после ремонта, связанного с разборкой сцепления или привода его выключения, и необходима для того, чтобы установить элементы механизма автоматической регулировки в исходное положение.

Операции по регулировке сцепления Лада Гранта/Калина:

Замена сцепления Лада Гранта/Калина

При замене ведомого диска сцепления Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190 желательно заменить и корзину в сборе, даже если на его рабочей поверхности нет заметных следов износа.

В процессе эксплуатации изнашивается рабочая поверхность корзины сцепления и ослабевает жесткость диафрагменной пружины. Также необходимо заменить выжимной подшипник, если он имеет люфт, при вращении заедает или издает хорошо слышимый шум.

Для выполнения работы потребуется оправка для центрирования ведомого диска сцепления.

Работы по замене сцепления Лада Гранта/Калина:

Замена троса сцепления Лада Гранта/Калина

Трос заменяем при его обрыве, заедании в оболочке или чрезмерном вытягивании, а также при неисправности механизма регулировки длины троса.

Для замены троса сцепления Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190 выполните следующие работы:

Категорически не устроило меня как дилер на отъе*ись выполнил регулировку тросика сцепления. Я даже штангелем замерил зазор на вилке. Он был более 30 мм!

Перед тем как что-то делать, я как непризнанный пока инженер, сначала по мануалам-мурзилкам изучаю конструкцию, устройство и особенности узла.

Хочу сказать слова благодарности пользователю Vovk, за его способ регулировки тросика.

Звук-дребезг пропал и я понял почему он появлялся. Т.к. дилерский зазор «за 30 мм» неправильный, то металлический шток троса упирался в пластмассовый корпус механизма компенсации износа. Трос как никак вибрирует и тем самым заставлял вибрировать пластмассовый корпус, а вместе с ним и шайбочку, которая издавала противный звук.
Теперь я очень доволен своим сцеплением.

Инструменты:

  • Гаечный ключ рожковый на 8 мм
  • Гаечный ключ рожковый на 10 мм
  • Вороток под торцевую насадку
  • Насадка на вороток на 10 мм
  • Отвертка крестовая средняя
  • Отвертка плоская средняя
  • Штангенциркуль или линейка

Детали и расходники:

  • Трос привода выключения сцепления
  • Пластичная смазка типа "Литол-24"
  • Втулка пальца механизма регулировки троса сцепления (при необходимости)

Примечания:

Работу проводите непосредственно при замене троса, а так же снятии коробки передач и двигателя автомобиля.

Для удобства проведения работ, рекомендуется снять корпус воздушного фильтра.

Замена троса сцепления Гранта:

1. В салоне под панелью приборов ключом на 8 мм отверните гайку крепления кронштейна оболочки троса к кронштейну педального узла.

2. Крестовой отверткой подденьте пружинную скобу и выньте ее из проточки пальца педали сцепления.

3. Снимите проушину корпуса механизма автоматической регулировки длины троса с пальца педали сцепления и выведите верхнюю часть троса из кронштейна педального узла.

4. В моторном отсеке, потянув трос вперед, достаньте поводок троса из паза рычага вилки выключения сцепления.

5. Вращая против часовой стрелки, свинтите поводок с резьбового наконечника троса.

6. Снимите с наконечника троса резиновый защитный чехол.

7. Достаньте наконечник оболочки троса из отверстия кронштейна на коробке передач.

8. В салоне из отверстия в щитке передка достаньте уплотнительный чехол троса и вытяните трос в салон.

Примечание:

Перед заменой троса проверьте состояние пластмассовой втулки на пальце педали. Изношенную втулку замените новой и нанесите на палец пластичную смазку.

9. Замена троса сцепления Гранта. Последовательность установки.

– проденьте трос через отверстие в щитке передка из салона в моторный отсек;

– установите уплотнительный чехол в отверстие щитка передка;

– наденьте механизм автоматической регулировки длины троса на палец педали и закрепите его;

– наверните на резьбовой наконечник троса пластмассовый поводок, так чтобы торец наконечника троса оказался заподлицо с торцом поводка;

– заведите поводок в паз рычага вилки выключения сцепления;

– отрегулируйте привод сцепления.

10. Для регулировки сцепления вытяните трос за резьбовой наконечник вперед до упора, преодолевая усилие пружины педали сцепления, и удерживайте трос в таком положении.

11. Штангенциркулем измерьте расстояние от торца пластмассового поводка до рычага вилки выключения сцепления, которое должно составлять 27 мм.

12. При необходимости вращением поводка добиваемся требуемого расстояния. При снятии нагрузки (отпускании троса), поводок должен прилегать к рычагу вилки без зазора.

13. Нажмите педаль сцепления три раза для срабатывания механизма автоматической регулировки длины троса. Полный ход педали не должен превышать 146 мм.

Сцепление Lada Granta (ВАЗ 2190)

На автомобиле установлено одно-дисковое сцепление сухого типа с центральной нажимной пружиной. Привод выключения сцепления — тросовый, беззазорный, с механизмом автоматической регулировки длины троса.

Сцепление состоит из корзины (нажимного диска в сборе) и ведомого диска. Корзина представляет собой стальной кожух, в который установлены нажимная пружина и нажимной диск. Нажимной диск закреплен в кожухе на трех парах упругих пластин. Со стороны кожуха диск поджимается нажимной пружиной диафрагменного типа. Корзина сцепления прикреплена шестью болтами к маховику и закрыта алюминиевым картером. Между нажимным диском и маховиком установлен ведомый диск.

Сцепление: 1 — направляющая втулка выжимного подшипника; 2 — первичный вал коробки передач; 3 — поводок троса; 4 - вилка выключения сцепления; 5 - втулка оси вилки; 6 - нажимной диск в сборе (корзина); 7 - ведомый диск; 8 - маховик; 9 - педаль сцепления; 10 - механизм автоматической регулировки длинны троса; 11 - кронштейн; 12 - чехол: 13 - муфта выключения сцепления (выжимной подшипник): 15 - кронштейн установленный на картере коробки передач: 14 - нижний наконечник оболочки троса; А - расстояние смешения поводка, проверяемое при установке троса (27 мм)

К двум сторонам ведомого диска приклепаны фрикционные накладки. Для гашения крутильных колебаний в момент включения сцепления в ведомый диск встроен демпфер с шестью цилиндрическими пружинами. Ступица ведомого диска входит в шлицевое зацепление с первичным валом коробки передач.

Педаль сцепления подвешена на оси и крепится к кузову через кронштейн. На кронштейне установлен датчик педали сцепления. Сигнал с датчика поступает в ЭБУ системы управления двигателем. Верхняя часть педали сцепления выполнена как двуплечий рычаг. На конце рычага выполнен палец, к которому присоединен трос привода выключения сцепления. Соединение выполнено через специальный храповый механизм, регулирующий длину троса (см. ниже). Поэтому в процессе эксплуатации автомобиля не требуется регулярно проверять и регулировать рабочий ход педали сцепления. Этот механизм также обеспечивает отсутствие зазора в приводе выключения сцепления.

Трос привода выключения сцепления: 1 — пружинная фиксирующая скоба; 2 — механизм авторегулировки длины троса; 3 - кронштейн оболочки троса; 4 - резиновый чехол; 5 - оболочка троса; 6 - гофрированный чехол нижнего конца троса; 7 - резьбовой (нижний) наконечник троса

Трос проложен в металлической оболочке с полиэтиленовым покрытием. Верхний торец оболочки имеет кронштейн, которым крепится к педальному узлу. Вертикальная поверхность кронштейна одновременно служит ограничителем хода педали сцепления. На нее установлена резиновая пластина. Нижней торец оболочки троса закреплен в кронштейне, установленном на картере коробки передач. Нижний конец троса закрыт резиновым гофрированным чехлом. Трос соединен с рычагом вилки выключения сцепления через пластмассовый поводок, навинченный на резьбовой наконечник троса.

Вилка выключения сцепления поворачивается в двух втулках. Верхняя втулка - пластмассовая, съемная, а нижняя — бронзовая, запрессованная в картер сцепления. При повороте вилки усилие передастся на лепестки нажимной пружины через радиально-упор-ный шариковый подшипник (выжимной подшипник). Подшипник надет на муфту выключения сцепления, через которую он контактирует с вилкой привода выключения сцепления. Постоянное зацепление вилки и муфты обеспечивает пружина п-образной формы. Благодаря отсутствию зазора в приводе выключения сцепления обеспечивается постоянное прижатие муфты к лепесткам нажимной пружины, при этом выжимной подшипник непрерывно работает. В подшипник заложена смазка на весь срок его службы. Муфта выключения сцепления перемешается по направляющей втулке, надетой на первичный вал коробки передач и прикрепленной к картеру сцепления тремя болтами.

В процессе эксплуатации накладки ведомого диска изнашиваются. Для компенсации этого износа в привод выключения сцепления встроен механизм автоматической регулировки длины троса. По мере износа накладок рычаг вилки выключения сцепления, поворачиваясь, натягивает трос. При этом ежи-мается пружина, расположенная во втулке механизма регулировки и поджимающая фиксаторы зубчатого наконечника троса. Фиксаторы освобождают наконечник, в результате чего он свободно вытягивается из поводка троса, компенсируя износ накладок диска. При нажатии педали сцепления верхний поволок смещается вверх. При этом фиксаторы обжимают губчатый наконечник троса, не давая ему выдвигаться из корпуса механизма регулировки.

Механизм регулировки длины троса: 1 - втулка; 2 - поводок; 3 - зубчатый наконечник троса; 4 - фиксаторы наконечника троса; 5 - кронштейн (с ограничителем хода педали сцепления)

Сцепление. Описание конструкции Lada Granta

Сцепление – однодисковое, сухое, с центральной пружиной диафрагменного типа. Расположено в алюминиевом картере, конструктивно объединенном с картером коробки передач и прикрепленном к блоку цилиндров двигателя.
Сцепление предназначено для кратковременного разъединения двигателя и трансмиссии и их плавного соединения.

Нажимной диск с кожухом сцепления Лада Гранта (ВАЗ 2190)

Нажимной диск с кожухом сцепления:

1 – кожух сцепления;

2 – диафрагменная пружина.

Нажимной диск с кожухом сцепления соединен с маховиком двигателя шестью болтами.

Болты крепления кожуха сцепления к маховику двигателя Лада Гранта (ВАЗ 2190)

Болты крепления кожуха сцепления к маховику двигателя (на фото показаны только четыре болта)

В маховик запрессованы три штифта, которые при установке сцепления входят в соответствующие отверстия кожуха, центрируя его.

Установочные штифты маховика для сцепления Лада Гранта (ВАЗ 2190)

Установочные штифты, запрессованные в маховик

Тремя парами упругих стальных пластин кожух сцепления соединен с нажимным диском. Этот узел (его еще называют «корзиной» сцепления) в сборе балансируют на стенде, поэтому заменяют его целиком. В кожухе установлена диафрагменная пружина. Замена «корзины» необходима при кольцевом износе лепестков диафрагменной пружины и в том случае, если концы лепестков расположены не на одном уровне (лепестки пружины показаны стрелкой).

Пластины крепления кожуха сцепления к нажимному диску Лада Гранта (ВАЗ 2190)

Стальные пластины крепления кожуха сцепления к нажимному диску

Отбраковываем «корзину» при уменьшении усилия на педали при выключении сцепления, что указывает на большой износ поверхности нажимного диска или «осадку» пружины.

Грузики для балансировки нажимного диска с кожухом сцепления Лада Гранта (ВАЗ 2190)

Грузики для балансировки нажимного диска с кожухом

Ведомый диск сцепления Лада Гранта (ВАЗ 2190)

Ведомый диск:

1 – пружинная пластина;

2 – пластина демпфера;

3 – ступица диска;

4 – пружина демпфера;

5 – опорный палец;

6 – заклепка фрикционной накладки;

7 – фрикционные накладки.

Ведомый диск с пружинным демпфером крутильных колебаний расположен на шлицах первичного вала коробки передач между маховиком и нажимным диском.
Демпфер крутильных колебаний гасит колебания, возникающие от динамических нагрузок в трансмиссии и неравномерной работы двигателя. Две фрикционные накладки ведомого диска приклепаны с обеих сторон к прижимной пластине, которая в свою очередь приклепана к одной из двух пластин демпфера.
Пружинная пластина имеет волнистую форму. При включении сцепления фрикционные накладки сжимают пружинную пластину, что способствует более плавному включению сцепления.
Между пластинами демпфера установлена ступица диска. В пазах ступицы и демпферных пластин установлены пружины демпфера.
Демпферные пластины соединены опорными пальцами. В ступице диска напротив опорных пальцев имеются вырезы, которые позволяют ступице поворачиваться в определенных пределах относительно пластин демпфера, сжимая при этом демпферные пружины. Это позволяет снизить динамические нагрузки в трансмиссии при троганьи автомобиля и переключении передач.
На ступице ведомого диска расположен демпфер холостого хода, служащий для гашения крутильных колебаний и устранения стуков в коробке передач при работе двигателя на холостом ходу.
Ведомый диск заменяют при осевом биении накладок более 0,5 мм, замасливании, растрескивании, задирах или неравномерном износе накладок, ослаблении заклепочных соединений, а также в том случае, если расстояние между рабочей поверхностью накладки и головкой заклепки составляет менее 0,2 мм.

Трос привода выключения сцепления Лада Гранта (ВАЗ 2190)

Трос привода выключения сцепления:

1 – поводок;

2 – резьбовой наконечник троса;

3 – защитный чехол троса;

4 – трос;

5 – упорная втулка оболочки троса;

6 – уплотнитель троса;

7 – кронштейн оболочки троса;

8 – механизм автоматической регулировки длины троса.

Привод сцепления – тросовый, беззазорный с автоматической регулировкой длины троса. На резьбовой наконечник троса навернут пластмассовый поводок, который вставляется в рычаг вилки выключения сцепления.
В процессе эксплуатации автомобиля накладки ведомого диска изнашиваются, в результате чего рычаг вилки выключения сцепления перемещается вперед (по ходу автомобиля). Поскольку трос связан с рычагом вилки, длину троса при износе накладок необходимо увеличивать для сохранения нормального хода педали сцепления.
Изменение длины троса происходит автоматически с помощью регулятора, расположенного в верхнем наконечнике троса и связанного с педалью сцепления. Поэтому в процессе эксплуатации регулировка троса привода сцепления не предусмотрена.

Механизм автоматической регулировки длины троса привода сцепления Лада Гранта (ВАЗ 2190)

Механизм автоматической регулировки длины троса:

1 – пластмассовый корпус;

2 – зубчатый наконечник троса;

3 – фиксаторы;

4 – распорная втулка.

Механизм автоматической регулировки длины троса состоит из пластмассового корпуса, в который вставлен зубчатый наконечник троса, удерживаемый в корпусе двумя подпружиненными фиксаторами.
В механизм также входит распорная втулка, надетая на трос, один конец которой входит в корпус механизма. При нажатии педали распорная втулка отходит от кронштейна оболочки троса и не давит на фиксаторы механизма. В этом случае корпус механизма жестко связан с тросом. Если накладки ведомого диска не изношены, то при отпускании педали втулка только касается кронштейна и не разжимает фиксаторы – зубчатый наконечник троса не перемещается относительно корпуса. По мере износа накладок рычаг вилки выключения сцепления с резьбовым наконечником троса перемещается вперед (по ходу движения автомобиля), натягивая трос. При этом распорная втулка, упираясь в кронштейн, разжимает подпружиненные фиксаторы, и зубчатый наконечник троса выдвигается из корпуса на величину, необходимую для компенсации износа накладок.

Механизм привода выключения сцепления Лада Гранта (ВАЗ 2190)

Механизм привода выключения сцепления:

1 – подшипник выключения сцепления;

2 – направляющая втулка подшипника;

3 – пружинная скоба;

4 – грязезащитный чехол;

5 – вилка выключения сцепления.

Проушина корпуса механизма автоматической регулировки длины троса надета на палец педали сцепления и удерживается стопорной скобой, установленной в проточке пальца. Для уменьшения износа проушины на палец педали надета пластмассовая втулка.

Подшипник выключения сцепления Лада Гранта (ВАЗ 2190)

Подшипник выключения сцепления в сборе с кожухом

Педаль сцепления установлена на оси в кронштейне педального узла. Ось педали зафиксирована в кронштейне пружинной скобой.
Между вилкой выключения сцепления и лепестками нажимной пружины установлен подшипник выключения сцепления с кожухом в сборе. Кожух подшипника прижимается к лапкам вилки пружинной скобой. Подшипник свободно перемещается по направляющей втулке, закрепленной на картере сцепления. Подшипник давит на лепестки диафрагменной пружины нажимного диска.
Пружина, деформируясь, отводит нажимной диск, в результате нажимной диск перестает прижимать ведомый диск к маховику. Коленчатый вал двигателя и первичный вал коробки передач в этом случае могут вращаться независимо друг от друга. При отпускании педали сцепления подшипник возвращается в исходное положение, при этом диафрагменная пружина вновь начинает давить на нажимной диск, который в свою очередь прижимает ведомый диск к маховику, – в результате передача крутящего момента возобновляется.
Подшипник выключения сцепления содержит «пожизненный» запас пластичной смазки и поэтому не нуждается в обслуживании.

Вилка сцепления гранта с тросовым приводом

Ну вот и меня постигла учесть смерти выжимного подшипника при пробеге 23тыс км, она же Муфта выключения сцепления КПП 2181. Суда по отзывам людей, этот подшипник не живет больше 30тыс км. Вечером было все нормально. На следующий день утром, выжимая сцепление, обратил внимание, что выжимается как-то не так, подумал, может показалось, и через 20 — 30 км сцепление пропало вообще.
На заведенной машине я не мог включить первую, и заднюю, 3,4,5 с трудом включались, а через раз и не включались. Но на заглушенной машине передачи включались все. Открыв капот подергал за вилку сцепления, она болталась как хотела в разные стороны, т.е. не была фиксирована. Добравшись своим ходом до гаража (25км) принялся выяснять причину. Разобрал и снял все лишнее, что мешает снятию коробки. Открутили и отделили коробку от двигателя и опор, вывесили ее за ШРУСы (в таком положении проблемно ее потом ставить, лучше читать книгу по ремонту). Проблема стала сразу ясна — помер выжимной подшипник. Я выбрал среди других выжимных подшипников примерно похожий — приоровский, но его нужно было еще как-то поставить, и чтобы он еще работал. В КПП 2181 стоит вилка выжима похожая как на вилку от нивы, исходя из этого я решил купить еще и пружинку выжимного подшипника от нивы (или от ваз 2101) фиксирующую подшипник к вилке.

слева — грантовский, справа — приоровский подшипник

доработанный приоровский подшипник сидит на валу

Пружинка установлена в паз подшипника и фиксирует вилку с другой стороны, т.е. вилка зажата пружиной, если что-то не понятно, то читаем мануал по замене выжимного подшипника на ниве.


Ну, собственно, и все. Поставил обратно коробку, все собрал, подсоединил. Работает отлично. Не забываем смазать вал, где сидит подшипник, и шлицы смазкой типа литола, но не много т.к. если переборщить, то при вращении вала смазка может набрызгать на диск сцепления, и он будет пробуксовывать. После этих процедур выжим педали сцепления стал чуть мягким, а передачи включаются лучше. Проехал больше 100км, все в норме, время покажет на сколько его хватит. Ну а каждый сам решает менять ему каждые 30ткм или меньше оригинальный 2181 выжимной подшипник, или же ставить другой с доработками. Выжимного подшипника должно хватать на весь срок службы сцепления, т.е. наработка до отказа не менее 800 тысяч циклов «выключений-включений» сцепления, что эквивалентно пробегу автомобиля 100 000 км, а подшипник, который разваливается до 30тыс км пробега.

Замена вилки выключения сцепления Лада Гранта

Замену вилки выключения сцепления на автомобиле Лада Гранта выполняют в случае ее механического повреждения (деформации, трещин на поверхности). Для выполнения ремонтных работ снимите коробку передач с автомобиля, подготовьте стандартный набор инструментов и проделайте следующую последовательность действий:


· Снимаем подшипник выключения сцепления.

· Снимаем защитный резиновый кожух вилки сцепления, для этого аккуратно плоской отверткой поддеваем его и выводим из-за буртика. Если кожух поврежден, резина рассохлась или потеряла эластичность, меняем его на новый.

· С внутренней стороны картера сцепления, используя плоскогубцы, сжимаем лепестки фиксатора и с наружной стороны, поддев плоской отверткой, вынимаем пластмассовую втулку оси вилки сцепления.

· Немного приподняв вилку, выводим ее ось из втулки и снимаем вместе с рычагом.

· Снимаем с вилки пружинный фиксатор, сжав его концы.

· При необходимости замените изношенную металлическую втулку оси.

· Выполните необходимый ремонт, после чего установку проводим в обратной последовательности.

Видео: как проверить выжимной подшипник


ШРУС Лада Гранта

Содержание статьи: 1. Замена наружного ШРУС для Лады Гранта 2. Видео: «Замена пыльника наружного и внутреннего

Сцепление

Сцепление: 1 — направляющая втулка выжимного подшипника; 2 — первичный вал коробки передач; 3 — поводок троса; 4 — вилка выключения сцепления; 5 — втулка оси вилки; 6 — нажимной диск в сборе (корзина); 7 — ведомый диск; 8 — маховик; 9 педаль сцепления; 10 механизм автоматической регулировки длинны троса; 13 — муфта выключения сцепления (выжимной подшипник); 15 — кронштейн установленный на картере коробки передач; 14 — нижний наконечник оболочки тpoca; А — расстояние смещения новодка, проверяемое при установке троса (27 мм)

Основные данные для контроля, регулировки и обслуживания сцепления

Полный ход педали сцепления, не более, мм 146
Допустимое перемещение нижнего поводка троса относительно рычага вилки выключения сцепления, мм 27
Допустимое биение накладок ведомого диска, не более, мм 0,5
Минимальное расстояние между рабочей поверхностью накладок ведомого диска и заклепками их крепления, мм 0,2

Моменты затяжки резьбовых соединений

На автомобиле установлено однодисковое сцепление сухого типа с центральной нажимной пружиной. Привод выключения сцепления — тросовый, беззазорный, с механизмом автоматической регулировки длины троса.

Сцепление состоит из корзины (нажимного диска в сборе) и ведомого диска. Корзина представляет собой стальной кожух, в который установлены нажимная пружина и нажимной диск. Нажимной диск закреплен в кожухе на трех парах упругих пластин. Со стороны кожуха диск поджимается нажимной пружиной диафрагменного типа. Корзина сцепления прикреплена шестью болтами к маховику и закрыта алюминиевым картером. Между нажимным диском и маховиком установлен ведомый диск.

К двум сторонам ведомого диска приклепаны фрикционные накладки. Для гашения крутильных колебаний в момент включения сцепления в ведомый диск встроен демпфер с шестью цилиндрическими пружинами. Ступица ведомого диска входит в шлицевое зацепление с первичным валом коробки передач.

Педаль сцепления подвешена на оси и крепится к кузову через кронштейн. Верхняя часть педали сцепления выполнена как двуплечий рычаг. Па конце рычага выполнен палец, к которому присоединен трос привода выключения сцепления. Соединение выполнено через специальный храповый механизм, регулирующий длину троса (см. ниже). Поэтому в процессе эксплуатации автомобиля не требуется регулярно проверять и регулировать рабочий ход педали сцепления. Этот механизм также обеспечивает отсутствие зазора в приводе выключения сцепления.

Трос привода выключения сцепления: 1 — пружинная фиксирующая скоба; 2 — механизм автоматической регулировки длины троса; 3 — кронштейн оболочки тpoca; 4 — резиновый чехол; 5 — оболочка троса; 6 — гофрированный чехол нижнего конца троса; 7 — резьбовой (нижний) наконечник троса

Трос проложен в металлической оболочке с полиэтиленовым покрытием. Верхний торец оболочки имеет кронштейн, которым крепится к педальному узлу. Вертикальная поверхность кронштейна одновременно служит ограничителем хода педали сцепления. Па нее установлена резиновая пластина. Нижней торец оболочки троса закреплен в кронштейне, установленном на картере коробки передач. Нижний конец троса закрыт резиновым гофрированным чехлом. Трос соединен с рычагом вилки выключения сцепления через пластмассовый поводок, навинченный на резьбовой наконечник троса.

Вилка выключения сцепления поворачивается в двух втулках. Верхняя втулка — пластмассовая, съемная, а нижняя — бронзовая, запрессованная в картер сцепления. При повороте вилки усилие передается на лепестки нажимной пружины через радиально-упорный шариковый подшипник (выжимной подшипник). Подшипник надет на муфту выключения сцепления, через которую он контактирует с вилкой привода выключения сцепления. Постоянное зацепление вилки и муфты обеспечивает пружина п-образной формы. Благодаря отсутствию зазора в приводе выключения сцепления обеспечивается постоянное прижатие муфты к лепесткам нажимной пружины, при этом выжимной подшипник непрерывно работает. В подшипник заложена смазка на весь срок его службы. Муфта выключения сцепления перемещается по направляющей втулке, надетой на первичный вал коробки передач и прикрепленной к картеру сцепления тремя болтами.

В процессе эксплуатации накладки ведомого диска изнашиваются. Для компенсации этого износа в привод выключения сцепления встроен механизм автоматической регулировки длины троса. По мере износа накладок рычаг вилки выключения сцепления, поворачиваясь, натягивает трос. При этом сжимается пружина, расположенная во втулке механизма регулировки и поджимающая фиксаторы зубчатого наконечника троса. Фиксаторы освобождают наконечник, в результате чего он свободно вытягивается из поводка троса, компенсируя износ накладок диска. При нажатии педали сцепления верхний поводок смещается вверх. При этом фиксаторы обжимают зубчатый наконечник троса, не давая ему выдвигаться из корпуса механизма регулировки.

Механизм регулировки длины троса:

1 — втулка; 2 — поводок; 3 — зубчатый (верхний) наконечник тpoca; 4 — фиксаторы наконечника троса; 5 кронштейн (с ограничителем хода педали сцепления)

Примечание. Па автомобилях первых выпусков внутрь поводка устанавливалась пружина.

Ремонт и сервисное обслуживание легковых автомобилей

На автомобилях Лада Гранта/Калина установлено однодисковое сцепление сухого типа с центральной нажимной пружиной. Привод выключения сцепления — тросовый, беззазорный, с механизмом автоматической регулировки длины троса.

Сцепление состоит из корзины (нажимного диска в сборе) и ведомого диска. Корзина представляет собой стальной кожух, в который установлены нажимная пружина и нажимной диск.

Нажимной диск закреплен в кожухе на трех парах упругих пластин. Со стороны кожуха диск поджимается нажимной пружиной диафрагменного типа.

Корзина сцепления Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190 прикреплена шестью болтами к маховику и закрыта алюминиевым картером. Между нажимным диском и маховиком установлен ведомый диск.

К двум сторонам ведомого диска приклепаны фрикционные накладки. Для гашения крутильных колебаний в момент включения сцепления в ведомый диск встроен демпфер с шестью цилиндрическими пружинами. Ступица ведомого диска входит в шлицевое зацепление с первичным валом коробки передач.

Педаль сцепления подвешена на оси и крепится к кузову через кронштейн. Верхняя часть педали выполнена как двуплечий рычаг. На конце рычага выполнен палец, к которому присоединен трос привода выключения сцепления.

Соединение выполнено через специальный храповый механизм, регулирующий длину троса. Поэтому в процессе эксплуатации автомобиля не требуется регулярно проверять и регулировать рабочий ход педали. Этот механизм также обеспечивает отсутствие зазора в приводе выключения сцепления.


Рис.20. Трос привода выключения сцепления Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190

1 — пружинная фиксирующая скоба; 2 — механизм автоматической регулировки длины троса; 3 — кронштейн оболочки троса; 4 — резиновый чехол; 5 — оболочка троса; 6 — гофрированный чехол нижнего конца троса; 7 — резьбовой (нижний) наконечник троса

Трос проложен в металлической оболочке с полиэтиленовым покрытием. Верхний торец оболочки имеет кронштейн, которым крепится к педальному узлу.

Вертикальная поверхность кронштейна одновременно служит ограничителем хода педали. На нее установлена резиновая пластина. Нижней торец оболочки троса закреплен в кронштейне, установленном на картере коробки передач.

Нижний конец троса закрыт резиновым гофрированным чехлом. Трос соединен с рычагом вилки выключения сцепления Лада Гранта/Калина через пластмассовый поводок, навинченный на резьбовой наконечник троса.

Вилка выключения сцепления поворачивается в двух втулках. Верхняя втулка — пластмассовая, съемная, а нижняя — бронзовая, запрессованная в картер сцепления. При повороте вилки усилие передается на лепестки нажимной пружины через радиально-упорный шариковый подшипник (выжимной подшипник).

Подшипник надет на муфту выключения сцепления, через которую он контактирует с вилкой. Постоянное зацепление вилки и муфты обеспечивает пружина п-образной формы.

Благодаря отсутствию зазора в приводе выключения сцепления обеспечивается постоянное прижатие муфты к лепесткам нажимной пружины, при этом выжимной подшипник непрерывно работает. В подшипник заложена смазка на весь срок его службы.

Муфта выключения сцепления перемещается по направляющей втулке, надетой на первичный вал коробки передач и прикрепленной к картеру сцепления тремя болтами.

В процессе эксплуатации накладки ведомого диска сцепления Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190 изнашиваются. Для компенсации этого износа в привод встроен механизм автоматической регулировки длины троса.

По мере износа накладок рычаг вилки, поворачиваясь, натягивает трос. При этом сжимается пружина, расположенная во втулке механизма регулировки и поджимающая фиксаторы зубчатого наконечника троса.

Фиксаторы освобождают наконечник, в результате чего он свободно вытягивается из поводка троса, компенсируя износ накладок диска. При нажатии педали сцепления верхний поводок смещается вверх.

При этом фиксаторы обжимают зубчатый наконечник троса, не давая ему выдвигаться из корпуса механизма регулировки.


Рис.21. Сцепление Лада Гранта/Калина

1 — направляющая втулка выжимного подшипника; 2 — первичный вал коробки передач; 3 — поводок троса; 4 — вилка выключения сцепления; 5 — втулка оси вилки; 6 — нажимной диск в сборе (корзина); 7 — ведомый диск; 8 — маховик; 9 педаль; 10 механизм автоматической регулировки длинны троса; 13 - муфта (выжимной подшипник); 15 — кронштейн установленный на картере коробки передач; 14 — нижний наконечник оболочки троса; А — расстояние смещения наводка, проверяемое при установке троса (27 мм)


Рис.22. Механизм регулировки длины троса

1 — втулка; 2 — поводок; 3 — зубчатый (верхний) наконечник троса; 4 — фиксаторы наконечника троса; 5 кронштейн (с ограничителем хода педали сцепления)

На автомобилях первых выпусков внутрь поводка устанавливалась пружина.

Проверка технического состояния сцепления Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190

Сцепление во включенном состоянии (при отпущенной педали) не должно «пробуксовывать» и без потерь передавать крутящий момент от двигателя к
трансмиссии, а при нажатой педали сцепления полностью отключать трансмиссию от двигателя. Включение сцепления должно быть плавным — без рывков.

Операции по проверке сцепления Лада Гранта/Калина:

- Проверяем рабочий ход педали и при необходимости регулируем его.

- При неработающем двигателе нажимаем педаль сцепления несколько раз. Убеждаемся в отсутствии заеданий в механизме привода выключения сцепления, отсутствии скрипов, стуков и других посторонних шумов.

- Линейкой или рулеткой измеряем расстояние от пола до наружной поверхности педали сцепления.

- Нажимаем педаль до упора в пол и повторяем измерения.

- Если полный ход педали превышает 146 мм, отрегулируйте привод выключения сцепления.

- Запускаем двигатель. Если из картера слышен воющий звук, скорее всего, изношен выжимной подшипник сцепления Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190.

- Отсоединив трос от вилки привода выключения сцепления и немного повернув вилку по часовой стрелке, отводим выжимной подшипник от диафрагменной пружины. Если выжимной подшипник неисправен, звук исчезнет.

- При работающем двигателе нажимаем педаль сцепления до упора и включаем передачу. Включение должно быть легким, без треска и хруста. Если при включении передач слышен треск, а выключение затруднено, сцепление выключается не полностью.

- При работающем двигателе и включенной первой передаче, постепенно отпуская педаль, проверяем плавность включения сцепления, отсутствие в момент трогания рывков или посторонних звуков.

- В движении на третьей или четвертой передачах резко нажимаем на педаль газа. Если обороты коленчатого вала возрастают быстро, а автомобиль ускоряется вяло, то сцепление пробуксовывает. Также об этом свидетельствует появление в салоне запаха гари, издаваемого сильно нагретыми фрикционными накладками ведомого диска.

Если вышеперечисленные признаки неисправностей в процессе диагностики сцепления не выявлены — сцепление находится в технически исправном состоянии.

Регулировка сцепления Лада Гранта/Калина

Привод выключения сцепления оборудован механизмом автоматической регулировки длины троса, поэтому в процессе эксплуатации автомобиля не требуется систематическая настройка привода.

Регулировка выполняется после ремонта, связанного с разборкой сцепления или привода его выключения, и необходима для того, чтобы установить элементы механизма автоматической регулировки в исходное положение.

Операции по регулировке сцепления Лада Гранта/Калина:

- Снимаем воздушный фильтр.

- Потянув наконечник, максимально натягиваем трос сцепления и штангенциркулем измеряем расстояние между поводком и рычагом вилки.

- Если расстояние не равно 27 мм, поворачиваем поводок по резьбе наконечника троса, добиваясь рекомендованного значения.

- Нажимаем три-четыре раза на педаль сцепления и повторяем измерения.

- При необходимости повторяем регулировку.

Замена сцепления Лада Гранта/Калина

При замене ведомого диска сцепления Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190 желательно заменить и корзину в сборе, даже если на его рабочей поверхности нет заметных следов износа.

В процессе эксплуатации изнашивается рабочая поверхность корзины сцепления и ослабевает жесткость диафрагменной пружины. Также необходимо заменить выжимной подшипник, если он имеет люфт, при вращении заедает или издает хорошо слышимый шум.

Для выполнения работы потребуется оправка для центрирования ведомого диска сцепления.

Работы по замене сцепления Лада Гранта/Калина:

- Снимаем коробку передач

- Если замена нажимного диска в сборе (корзины) не планируется, кернером помечаем его положение на маховике.

- Торцовым или накидным ключом на 8 мм отворачиваем шесть болтов крепления корзины к маховику, удерживая маховик от проворачивания монтажной лопаткой или большой шлицевой отверткой.

- Снимаем корзину и ведомый диск Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190.

- Поддев шлицевой отверткой концы пружины, снимаем их с выступов муфты выжимного подшипника.

- Снимаем с направляющей втулки выжимной подшипник в сборе с муфтой.

- Для замены вилки и ее втулки, поддев отверткой, снимаем резиновый защитный чехол вилки выключения сцепления.

- Вынимаем из отверстия картера пластмассовую втулку вилки.

- Сместив вверх, выводим из посадочного места нижний конец оси рычага вилки и снимаем вилку выключения сцепления.

- Промываем снятые детали в керосине. Поврежденные и изношенные детали заменяем.

- Очищаем от грязи и старой смазки шлицевую часть первичного вала коробки передач и направляющую втулку выжимного подшипника.

- Наносим на них и на рабочую поверхность оси вилки выключения сцепления тонкий слой смазки ШРУС-4.

- Устанавливаем в картер сцепления Лада Гранта/Калина детали привода (вилку, пружину, выжимной подшипник) в последовательности, обратной снятию. Наносим на рабочую поверхность вилки пластичную смазку.

- Вставляем центрирующую оправку в отверстие торца коленчатого вала.

- Устанавливаем на оправку ведомый диск сцепления, ориентируя его так, чтобы та сторона, где ступица диска выступает больше, была обращена к коробке передач.

- Устанавливаем корзину сцепления Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190.

- Совместив ранее сделанные метки, торцовым ключом на 8 мм равномерно заворачиваем болты крепления корзины. Окончательно затягиваем болты моментом 19,1-30,9 Нм (2,0-3,2 кг/см).

- Удаляем центрирующую оправку.

- Устанавливаем коробку передач в последовательности, обратной снятию.

- Проверяем работу привода и регулируем длину троса.

Замена троса сцепления Лада Гранта/Калина

Трос заменяем при его обрыве, заедании в оболочке или чрезмерном вытягивании, а также при неисправности механизма регулировки длины троса.

Для замены троса сцепления Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190 выполните следующие работы:

- Снимаем воздушный фильтр.

- Потянув за наконечник троса, выводим его поводок из зацепления с рычагом вилки выключения сцепления.

- Отворачиваем поводок по резьбе наконечника троса и снимаем поводок.

- Извлекаем нижний наконечник оболочки троса из кронштейна, установленного на картере коробки передач.

- В салоне, под панелью приборов, ключом на 8 мм отворачиваем гайку крепления кронштейна оболочки троса к кронштейну педали сцепления.

- Поддев отверткой, снимаем пружинную фиксирующую скобу поводка наконечника троса.

- Снимаем поводок с пальца рычага педали сцепления Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190.

- На пальце педали сцепления осталась пластмассовая втулка, не потеряйте ее. Поврежденную втулку следует заменить.

- Извлекаем резиновый чехол из отверстия перегородки моторного отсека, вытягиваем трос из моторного отсека и снимаем его.

- Покрываем палец и втулку пальца педали сцепления пластичной смазкой (Литол-24).

- Протягиваем трос через отверстие в перегородке моторного отсека из салона в подкапотное пространство.

- Заправляем резиновый чехол оболочки троса в отверстие перегородки моторного отсека.

- Надеваем поводок зубчатого наконечника троса на палец педали сцепления и крепим его фиксирующей скобой.

- Крепим гайкой кронштейн оболочки троса к кронштейну педали сцепления.

- В моторном отсеке вставляем нижний наконечник оболочки троса в отверстие кронштейна коробки передач.

- Наворачиваем поводок на резьбовой наконечника троса, обеспечив выступание наконечника из поводка в переделах одного витка резьбы.

- Регулируем привод выключения сцепления , после чего несколько раз нажимаем педаль сцепления и повторяем регулировку.

- Пластичной смазкой (Литол-24) покрываем рабочую поверхность поводка резьбового наконечника троса.

Читайте также: