Схема вариатора на ауди а6

Обновлено: 17.05.2024

АвтоСтронг-М › Блог › Разобрали вариатор Audi Multitronic (01J). Что внутри?

В 2000 году вариатор Multitronic, выпущенный совместно с LuK, начал широко использоваться в Audi на моделях A4, A6, A8 с мощными моторами с 1,8 до 3 литров. Вариатор отличается:
• отсутствием фиксированных передаточных отношений;
• возможностью передать крутящий момент только на передний привод.

Стоит отметить, что после появления в СНГ первых моделей Audi A4, A6, A8 из Европы водители не знали, что автомобили оснащены вариаторами: селектор Multitronic’а сложно отличить от гидромеханического «автомата». К тому же ручной режим с шестью передачами также путал водителей, а правду они узнавали, когда ремонтировали автомобиль.
Мы разобрали вариатор Audi Multitronic (01J), использовавшийся на Audi A4 (B6) 1.9 TDI 2003 года. Подробнее – в статье и видео:

Понадобился вариатор или АКПП? Выбирайте Multitronic и АКПП на Audi в компании «АвтоСтронг». Доставляем по Беларуси, России, Казахстану, оформляем гарантию на срок до 30 дней.

Как часто нужно менять масло и фильтры?
Менять масло требуется каждые 60 тысяч километров. Для Multitronic используется трансмиссионная жидкость G052180A2.
В вариаторе установлены 2 фильтра:
• в корпусе, причем добраться до него можно, только полностью разобрав вариатор;
• на линии подачи масла для охлаждения в вариатор, заменять фильтр надо при наличии в масле посторонних вкраплений. Стоимость такого фильтра – примерно двести восемьдесят долларов.

Отличается ли вариатор надежностью?
Специалисты Audi и LuK постоянно улучшали вариатор: первые модели, выпускавшиеся до 2005 года, еле-еле отрабатывали сто тысяч километров, глючили при замене масла. Проблемы возникали практически со всеми компонентами: например, инженеры официально признали наличие конструктивных дефектов в блоках клапанов. К тому же из-за такого небольшого дефекта, который приводит к снижению масла в системе, Multitronic получает значительные повреждения всего за несколько часов эксплуатации.
Срок службы вариатора – 300 тысяч километров, но работа с мощным двигателем, постоянные разгоны и буксировка прицепов постепенно «убивают» его.

О том, что вариатор неисправен, сигнализируют пробуксовки на ходу, дергания и рывки при разгоне, гул, шум и различные ошибки. Если взяться за переборку вариатора, чаще всего оказывается, что требуется замена практически всех его составляющих, реже подводят корпус и ЭБУ. Если год выпуска вариатора – до 2005-го, то потребуется заменить блок гидроклапанов, даже если он полностью исправен.

Почему нельзя буксировать автомобиль с вариатором?
Вариатор можно «убить» из-за буксировки, хотя, согласно инструкции по эксплуатации, буксировка разрешена. Во время этого процесса вариатор работает «с обратной стороны»: вращаются пакеты сцеплений, из-за чего в них происходит проскальзывание и сильный нагрев. Перегрев всей «входной стороны» вариатора становится причиной горения масла и заклинивания планетарного редуктора. Далее происходит установка ведущего шкива, после чего его царапает цепь.

Что ломается в вариаторе Multitronic?
Чаще всего появляются такие проблемы, как износ:
• цепи. Доходит даже до стачивания крайних пластин цепи. Изношенная цепь проскальзывает и задирает поверхность конусов шкивов;
• шлицов датчика крутящего момента. Они также могут заклинить, из-за чего возникнет необходимость заменить ведущий шкив;
• фрикционов муфты переднего хода. Причина заключается в пробуксовках и активной езде при непрогретом двигателе;
• трех соленоидов-регуляторов. Причина – примеси в масле и малый срок работы;
• планетарного редуктора. Редуктор сильно нагружают неконтролируемые пробуксовки муфты переднего хода. Результат – перекос осей и «кромсание» самих себя, а также солнечных шестерней.

Также с вариатором случаются такие проблемы, как:
• падение давления. Из-за износа тефлонового кольца, которое уплотняет трубочку к муфте переднего хода, падает давление масла фрикциону переднего хода. Вариатор буксует, автомобиль еле-еле начинает движение.

• перегрев ЭБУ. Причина – нахождение в горячем масле. Эту проблему инженеры исправили в 2003 году, усовершенствовав электронный блок. Постоянные вибрации приводят к тому, что в ЭБУ выходит из строя пайка, и вариатор встает в аварию. Практически всегда пайка поддается восстановлению.

• выход из строя дифференциала. Причина – слабая конструкция. Если он изнашивается, то придется менять вариатор: снять дифференциал нельзя, а если оставить его «как есть», то он быстро «убивает» дифференциал.

Выбирайте и заказывайте АКПП в каталоге «АвтоСтронг». Также на наших авторазборках вы купите запчасти на различные модели Audi.

Ремонт и сервисное обслуживание автомобилей, двигателей и автоматических коробок передач

В поршневых двигателях процесс сгорания протекает неравномерно. Из-за этого возникают крутильные колебания коленчатого вала. Эти колебания передаются на коробку передач и вызывают в ней резонансные вибрации.


Негативными последствиями резонансных вибраций являются шум и чрезмерная нагрузка на детали и узлы.

Крутильные колебания и вызванные ими шумы гасятся маховиком с демпфером крутильных колебаний или двухмассовым маховиком.

Крутящий момент двигателя V6 объемом 2,8 л передается на коробку-автомат вариатор CVT 01J Multitronic Audi A4, Audi A6, A8 через маховик с демпфером крутильных колебаний.

Четырехцилиндровые двигатели работают не равномернее 6-цилиндровых агрегатов, поэтому на них устанавливается двухмассовый маховик.


Рис.4. Коробка передач CVT 01J вариатор Ауди А4, Ауди А6, А8 в разрезе

Серый - Картер, болты/винты, шпильки
Зеленый - Гидравлические узлы и детали/система управления
Желтый - Электронный блок управления коробки передач CVT 01J вариатор Ауди А4, А6, А8
Голубой - Валы, шестерни
Темно-желтый - Многодисковые фрикционные муфты
Красный - Поршни, датчик крутящего момента
Коричнывый - Подшипники, шайбы, стопорные кольца
Черный - Пластмассовые детали, уплотнения, резиновые детали

Фрикцион переднего хода, фрикцион заднего хода и планетарный механизм коробки-автомат вариатор CVT 01J Multitronic Audi A4, Audi A6, A8

В отличие от ступенчатых гидромеханических АКПП, где для передачи крутящего момент используется гидротрансформатор, в коробке передач CVT 01J вариатор Ауди А4, Ауди А6, А8 эту задачу выполняют два фрикциона: по одному фрикциону для переднего и заднего хода.

Это работающие в масле многодисковые фрикционы, аналогичные тем, которые используются в ступенчатых АКПП для переключения передач.

Они служат для плавного соединения трансмиссии в начальной фазе движения автомобиля и дальнейшей передачи крутящего момента к промежуточной передаче.


Процессы трогания с места и передачи крутящего момента контролируются электроникой и регулируются с помощью электрогидравлической системы.

Многодисковый фрикцион с электрогидравлическим управлением коробки передач CVT 01J вариатор Ауди А4, Ауди А6, А8 имеет следующие преимущества перед гидротрансформатором:

- малая масса и компактность

- электронно-управляемая адаптация характеристики трогания с места к дорожным условиям

- электронно-управляемая адаптация крутящего момента при медленном маневрировании к дорожным условиям

- защита от перегрузок, ошибок и неправильных действий водителя

Планетарный механизм коробки-автомат вариатор CVT 01J Multitronic Audi A4, Audi A6, A8

Планетарный механизм коробки передач CVT 01J вариатор Ауди А4, Ауди А6, А8 служит исключительно для изменения направления вращения привода при включении заднего хода. Передаточное отношение планетарного механизма при движении задним ходом равно 1.


Сопряжение деталей - Солнечная шестерня (вход) соединена с входным валом коробки-автомат вариатор CVT 01J Multitronic Audi A4, Audi A6, A8 и стальными дисками фрикциона переднего хода.

Водило (выход) соединено с ведущей шестерней промежуточной передачи и металлокерамическими дисками фрикциона переднего хода.

Коронная шестерня соединена с сателлитами и металлокерамическими дисками фрикциона заднего хода.



Рис.7. Схема планетарного механизма коробки передач CVT 01J вариатор Ауди А4, Ауди А6, А8

Через соединенную с входным валом солнечную шестерню крутящий момент подводится к планетарному механизму, где он приводит в движение сателлиты 1.

Сателлиты 1 заставляют вращаться сателлиты 2, которые находятся в зацеплении с коронной шестерней.

Водило сателлитов (выход планетарного механизма) остается неподвижным, потому что оно соединено с промежуточной передачей, а автомобиль пока стоит на месте.

Коронная шестерня вращается вхолостую с частотой, равной половине оборотов двигателя, в том же направлении, что и коленвал двигателя.

Передача крутящего момента при движении вперед

Стальные диски фрикциона переднего хода соединены с солнечной шестерней, а его металлокерамические диски — с водилом. При замыкании фрикцион переднего хода соединяет входной вал коробки передач с водилом (выход).

Планетарный механизм заблокирован и вращается как единое целое в том же направлении, что и коленвал двигателя. При этом передаточное отношение планетарного механизма равно 1.

Передача крутящего момента при движении назад

Металлокерамические диски фрикциона заднего хода соединены с коронной шестерней, а его стальные диски — с картером коробки-автомат вариатор CVT 01J Multitronic Audi A4, Audi A6, A8.

При замыкании фрикцион заднего хода замыкает коронную шестерню на картер коробки передач.

Крутящий момент передается на водило, которое вращается в направлении, обратном направлению вращения коленвала двигателя. Автомобиль движется назад.

При движении задним ходом скорость ограничивается электроникой. Вариатор остается в положении, соответствующем наибольшему передаточному отношению.

Управление фрикционами коробки передач CVT 01J вариатор Ауди А4, Ауди А6, А8

При трогании с места важнейшим параметром для регулировки фрикционов является число оборотов двигателя.

В зависимости от характеристики трогания с места, блок управления коробки-автомат вариатор CVT 01J Multitronic Audi A4, Audi A6, A8 рассчитывает заданное число оборотов двигателя, которое регулируется через момент проскальзывания фрикциона.

Характеристику трогания с места определяют желание водителя, выражающееся в нажатии на педаль газа, и запросы внутри блока управления коробкой передач CVT 01J вариатор Ауди А4, Ауди А6, А8.

При плавном старте, который, среди прочего, характеризуется слабым нажатием на педаль газа, требуется незначительное увеличение числа оборотов двигателя.

Непродолжительное проскальзывание фрикциона и малые обороты двигателя способствуют низкому расходу топлива. При резком старте обороты двигателя необходимо увеличить сильнее.

При этом более высокий крутящий момент делает разгон стремительнее. На характеристику трогания с места влияет также тип двигателя (бензиновый/дизельный, крутящий момент и изменение крутящего момента).

Электронное управление коробкой-автомат вариатор CVT 01J Multitronic Audi A4, Audi A6, A8

При управлении фрикционами коробки передач CVT 01J вариатор Ауди А4, Ауди А6, А8 учитываются следующие параметры:

- число оборотов двигателя

- число оборотов входного вала коробки-автомат вариатор CVT 01J Multitronic Audi A4, Audi A6, A8

- положение педали акселератора

- крутящий момент двигателя

- информация «тормоз нажат»

- температура масла в коробке передач

Почти пропорционально току сигнала управления изменяется давление масла, подаваемого к поршням фрикционов и, соответственно, передаваемый фрикционом крутящий момент.

Находящийся в гидравлическом блоке управления датчик 1 давления масла (G193) измеряет давление масла, подаваемое к фрикциону (фактическое).

Фактическое значение давления постоянно сравнивается с заданным значением, которое рассчитывает блок управления коробки передач CVT 01J вариатор Ауди А4, Ауди А6, А8.

При этом фактическое и заданное значения давления постоянно сравниваются друг с другом.

При обнаружении недостоверности принимаются защитные меры.

Чтобы не допустить перегрева фрикциона, предусмотрено его охлаждение.

Температура фрикциона контролируется блоком управления АКПП.

Гидравлическое управление коробкой-автомат вариатор CVT 01J Multitronic Audi A4, Audi A6, A8

Давление масла, подаваемого к фрикционам, пропорционально крутящему моменту двигателя и не зависит от давления в общей гидросистеме.

Благодаря клапану давления предварительного управления VSTV на клапан регулировки давления N215 масло подается под постоянным давлением величиной примерно 5 бар.

В зависимости от тока управляющего сигнала, рассчитанного блоком управления коробкой передач CVT 01J вариатор Ауди А4, Ауди А6, А8, клапан N215 обеспечивает управляющее давление, влияющее на положение клапана управления фрикционами KSV.

Чем выше ток управляющего сигнала, тем выше управляющее давление. Клапан управления фрикционами KSV регулирует давление масла в гидросистеме фрикционов и, таким образом, передаваемый крутящий момент от двигателя.

К клапану KSV масло под давлением поступает из основной гидросистемы. В зависимости от того, как им управляет клапан N215, клапан KSV создает давление масла в гидросистеме фрикционов.

Чем выше управляющее давление, тем выше давление в гидросистеме фрикционов. Нагнетаемое в гидросистему фрикционов масло проходит через предохранительный клапан SIV и достигает золотника ручного управления HS.

В соответствии с положением рычага селектора золотник HS направляет его либо к фрикциону переднего хода (положение D), либо к фрикциону заднего хода (положение R). Из не задействованного в данный момент фрикциона масло стекает в масляный картер.

При установке селектора в положениях N и P золотник перекрывает ток к обоим фрикционам. Масло из фрикционов стекает в масляный картер.

Если фактическое давление в гидросистеме фрикционов коробки-автомат вариатор CVT 01J Multitronic Audi A4, Audi A6, A8 значительно превышает заданное значение, то это свидетельствует об опасных неполадках.

В этом случае, независимо от положения золотника ручного управления и других элементов, подача масла к фрикциону перекрывается.

Аварийное отключение осуществляется через предохранительный клапан SIV и позволяет быстро разомкнуть фрикцион. Клапаном SIV управляет электромагнитный клапан 1 N88.

При управляющем давлении 4 бар и выше ток масла от клапана KSV перекрывается и масло из трубопровода соединения с золотником HS стекает в катер.

Защита от перегрузок

Температура фрикциона рассчитывается блоком управления коробкой передач CVT 01J вариатор Ауди А4, Ауди А6, А8 при помощи математической модели на основе величин проскальзывания фрикциона, передаваемого крутящего момента и температуры масла в АКПП.

Если фрикцион чрезмерно нагружен и его расчетная температура превышает определенный порог, то крутящий момент двигателя уменьшается.

Крутящий момент двигателя может быть уменьшен до значений, соответствующих повышенному числу оборотов на холостом ходу. Двигатель может кратковременно перестать реагировать на нажатие педали газа.

Конструктивные меры по охлаждению фрикционов коробки-автомат вариатор CVT 01J Multitronic Audi A4, Audi A6, A8 способствует их быстрому остыванию.

Поэтому на фрикцион вскоре снова подается неограниченный крутящий момент двигателя. Перегрузка фрикциона практически исключается.

Управление фрикционом при медленном маневрировании (управление при движении с малой скоростью)

Управление фрикционом коробки передач CVT 01J вариатор Ауди А4, Ауди А6, А8 при движении с малой скоростью способствует тому, что при холостых оборотах двигателя и рычаге селектора в положении для движения у фрикциона настраивается определенный момент проскальзывания.

Автомобиль ведет себя так же, как при автоматической КПП с гидротрансформатором. За счет регулировки давления масла, подаваемого к фрикциону, устанавливается крутящий момент, заставляющий автомобиль двигаться с очень небольшой скоростью.

Крутящий момент варьируется в пределах определенных границ в зависимости от условий и скорости движения. Для точной регулировки момента проскальзывания фрикциона используется значение давления прижима дисков шкива, измеряемое датчиком G194.

Управление коробкой-автомат вариатор CVT 01J Multitronic Audi A4, Audi A6, A8 при движении с малой скоростью позволяет водителю очень осторожно маневрировать (например, когда он паркует автомобиль), не нажимая на педаль акселератора. Такой режим значительно облегчает управление.

Давление прижима дисков шкива пропорционально фактическому крутящему моменту на шкиве 1, поэтому момент проскальзывания фрикциона можно очень точно вычислять и регулировать с помощью датчика G194.

Регулировка проскальзывания служит для адаптации управления фрикциона и для гашения крутильных колебаний, вызываемых двигателем.

Адаптация характеристик фрикционов коробки передач CVT 01J вариатор Ауди А4, Ауди А6, А8 в диапазоне частичных нагрузок происходит до достижения двигателем крутящего момента 160 Нм.

В диапазоне до 1800 об/мин и до 220 Нм фрикцион может работать в режиме так называемого малого проскальзывания.

В этом режиме устанавливается угловая скорость проскальзывания (разность оборотов входного вала АКПП и шкива 1) примерно от 5 до 20 об/мин.

Адаптация управления фрикционами коробки-автомат вариатор CVT 01J Multitronic Audi A4, Audi A6, A8

Чтобы регулировка фрикциона осуществлялась стабильно комфортно в любых режимах и на протяжении всего срока его службы, необходимо постоянно обновлять характеристику зависимости тока управляющего сигнала и момента проскальзывания фрикциона.

Необходимость этого вызвана тем, что коэффициенты трения во фрикционах постоянно изменяются.

Коэффициент трения зависит от следующих факторов:

- масло (качество, степень старения, наличие продуктов износа)

- температура масла в коробке передач

Для компенсации этих факторов и, тем самым, оптимизации регулировки фрикционов осуществляется адаптация характеристик зависимости тока сигнала управления и момента проскальзывания фрикциона во время управления при движении с малой скоростью и в диапазоне частичных нагрузок.

Охлаждение фрикционов коробки-автомат вариатор CVT 01J Multitronic Audi A4, Audi A6, A8

В целях защиты фрикционов коробки передач CVT 01J вариатор Ауди А4, Ауди А6, А8 от чрезмерного нагрева (особенно при трогании с места в сложных условиях) они охлаждаются отдельным потоком масла.

Чтобы на охлаждение фрикционов затрачивалась как можно меньшая мощность насоса, охлаждающий поток масла подается системой управления по необходимости.


Еще большему снижению нагрузки на масляный насос способствует подпитка охлаждающего контура эжекционным насосом.

Для оптимизации охлаждения фрикционов охлаждающий поток масла направляется только на тот фрикцион, который участвует в передаче крутящего момента.

Масло для охлаждения и регулировки фрикциона переднего хода течет внутри полого входного вала АКПП, где его потоки разделены внутренней стальной трубой.

Рядом с отверстиями для выхода масла из входного вала находится маслораспределитель, который подает охлаждающее масло к фрикциону либо переднего, либо заднего хода.

Охлаждение фрикциона переднего хода коробки-автомат вариатор CVT 01J Multitronic Audi A4, Audi A6, A8

Когда фрикцион переднего хода замкнут, его гидроцилиндр (нажимной диск) отжимает распределительную шайбу назад.

При таком положении распределительной шайбы охлаждающий поток масла омывает ее переднюю сторону и далее — фрикцион переднего хода.

Охлаждение фрикциона заднего хода коробки передач CVT 01J вариатор Ауди А4, Ауди А6, А8

Когда фрикцион переднего хода разомкнут (на холостом ходу или при замкнутом фрикционе заднего хода), распределительная шайба находится в исходном положении.

При таком положении шайбы охлаждающий поток масла омывает ее тыльную сторону и с помощью распределительной шайбы направляется далее к фрикциону заднего хода. Кроме того, часть масла направляется к планетарному механизму для его смазки.

Гидравлическое управление охлаждением фрикционов коробки-автомат вариатор CVT 01J Multitronic Audi A4, Audi A6, A8

Одновременно с управлением регулировкой фрикционов осуществляется управление контуром охлаждения фрикционов.

Блок управления коробкой передач CVT 01J вариатор Ауди А4, Ауди А6, А8 подает определенный токовый сигнал на электромагнитный клапан 1 (N88), который в свою очередь создает управляющее давление для переключения клапана охлаждения фрикционов KKV.


Клапан охлаждения фрикционов KKV пропускает масло из обратного трубопровода радиатора к эжекционному насосу. Находящееся под давлением масло приводит в действие эжекционный насос.

Схема вариатора на ауди а6


Масляный насос АКПП вариатор CVT 01J Multitronic Audi A4, Audi A6, A8


Рис.20

В коробке-автомат вариатор CVT 01J Ауди А4, Ауди А6, А8 передача крутящего момента зависит как от электропитания, так и от подачи масла. Без электропитания и достаточной подачи масла коробка передач не смогла бы работать.

Работа масляного насоса покрывает основные потребности АКПП вариатор CVT 01J Multitronic Audi A4, Audi A6, A8 в энергии и определяет ее суммарный КПД.

Поэтому описанные выше системы имеют конструкцию, позволяющую им обходиться минимальным количеством масла, подача которого была организована совершенно по новому.

Чтобы уменьшить количество соединений, масляный насос закреплен непосредственно на гидроблоке управления. Такая конструкция обеспечивает компактность, уменьшает потери давления и недорога в изготовлении.

Коробка-автомат вариатор CVT 01J Ауди А4, Ауди А6, А8 оборудована оптимизированным по КПД шестеренчатым насосом. Он нагнетает необходимое давление при сравнительно небольшом объеме масла в системе.

Эжекционный насос подает дополнительный объем масла под слабым давлением в гидросистему охлаждения фрикционов.


Рис.21

Шестеренчатый насос встроен в гидроблок управления АКПП вариатор CVT 01J Multitronic Audi A4, Audi A6, A8 и приводится непосредственно от первичного вала через цилиндрическое зубчатое колесо и вал насоса.

Говоря об особенностях масляного насоса, необходимо упомянуть компенсацию осевого и радиального зазоров. Чтобы при низких оборотах достичь высокого давления, необходим насос, который бы отличался внутренней герметичностью.

Обычные масляные насосы для этой цели не годятся, потому что их внутренние детали не настолько хорошо подогнаны друг к другу. Осевые зазоры между шестернями и корпусом и радиальные зазоры между шестернями и серповидным элементом могут быть больше или меньше.

Чем больше зазоры, тем сильнее падает давление внутри. Сильное падение давления ведет к уменьшению КПД насоса.

Компенсация осевого зазора

Два упорных диска образуют в насосе коробки-автомат вариатор CVT 01J Ауди А4, Ауди А6, А8 нагнетательную полость и герметизируют ее по бокам. Они снабжены специальными уплотнителями и упираются в корпус масляного насоса и пластину крепления насоса гидравлического блока управления.

Конструкция упорных дисков такова, что давление масла передается в полости между дисками и корпусом насоса.

Уплотнитель препятствует утечке масла из полости и падению давления в ней. С ростом давления масла упорные диски сильнее давят на серповидный элемент и шестерни насоса, компенсируя этим осевой зазор.

Компенсация осевого и радиального зазоров позволяет достичь необходимого давления масла и вместе с тем высоких значений КПД при компактности конструкции.

Компенсация радиального зазора

Компенсируется радиальный зазор между серповидным элементом и шестернями (ведущей и ведомой) АКПП вариатор CVT 01J Multitronic Audi A4, Audi A6, A8. Для этого серповидный элемент состоит из двух частей: внутренний сегмент и наружный сегмент.

Внутренний сегмент герметизирует зазор ведущей шестерни. Кроме того, он удерживает наружный сегмент в радиальном направлении. Наружный сегмент герметизирует зазор ведомой шестерни.

Нагнетаемое насосом коробки-автомат вариатор CVT 01J Ауди А4, Ауди А6, А8 масло проникает в пространством между сегментами и еще сильнее прижимает сегменты к ведущей и ведомой шестерням, компенсируя этим радиальный зазор.

При отсутствии давления пружины обеспечивают исходное прижатие сегментов и уплотнительного ролика и улучшают засасывание масла насосом.

Благодаря им масло, нагнетаемое насосом, оказывает давление на внутренние поверхности сегментов и на уплотнительный ролик.

Эжекционный насос АКПП вариатор CVT 01J Multitronic Audi A4, Audi A6, A8

Объем масла, подаваемый шестеренным насосом, недостаточен для нормального охлаждения фрикционов, особенно в момент трогания с места, когда проскальзывающие фрикционы сильно нагреваются.


Рис.22

Для его увеличения в систему охлаждения фрикционов коробки-автомат вариатор CVT 01J Ауди А4, Ауди А6, А8 встроен эжекционный насос. Изготовленный из пластмассы эжекционный насос погружен в масляный картер.

В основе работы эжекционного насоса лежит принцип трубки Вентури. Масляный насос нагнетает масло для охлаждения фрикционов в эжекционный насос (эжектирующий поток).

Проходя через трубку Вентури, эжектирующий поток создает разрежение, за счет которого из масляного картера увлекается дополнительный объем масла.

Благодаря этому количество масла увеличивается вдвое без дополнительных затрат мощности масляного насоса.

Обратный клапан препятствует осушению эжекционного насоса и поддерживает его в состоянии постоянной готовности.

Электронное гидравлическое управление АКПП вариатор CVT 01J Multitronic Audi A4, Audi A6, A8

Новым является объединение масляного насоса, гидроблока управления (блока клапанов) и блока управления коробки-автомат вариатор CVT 01J Ауди А4, Ауди А6, А8 в единый компактный узел.


Рис.23

Внутри гидроблока управления находятся золотник ручного управления, девять гидравлических клапанов и три электромагнитных клапана управления давлением.

Гидравлический и электронный блоки управления напрямую соединены между собой электрическими разъемами.

Гидроблок управления АКПП вариатор CVT 01J Multitronic Audi A4, Audi A6, A8 выполняет следующие функции:

- управление фрикционами переднего и заднего хода

- регулировка давления в гидросистеме фрикционов

- подача масла для управлением давлением прижима

- управление передаточным отношением

- подача масла в компенсационную полость

Через специальные вращающиеся трубки гидроблок управления коробкой-автомат вариатор CVT 01J Ауди А4, Ауди А6, А8 соединен с гидросистемами шкивов 1 и 2. На вращающиеся соединительные трубки установлены уплотнительные кольца.

Для защиты узлов АКПП вариатор CVT 01J Multitronic Audi A4, Audi A6, A8 клапан ограничения давления DBV1 ограничивает давление масла до 82 бар.

Благодаря клапану давления предварительного управления VSTV на клапаны управления давлением масло подается под постоянным давлением величиной 5 бар.


Рис.24

Клапан минимального давления MDV не дает масляному насосу захватить воздух во время пуска двигателя. При высокой мощности насоса клапан MDV открывается и направляет масло из обратного маслопровода к насосной секции, повышая этим КПД насоса.

Клапан предварительного давления VSPV коробки-автомат вариатор CVT 01J Ауди А4, Ауди А6, А8 поддерживает в главной магистрали давление, достаточное для выполнения той или иной функции (прижима или регулировки).

N88, N215 и N216 — это клапаны управления давлением. Они обеспечивают управляющее давление, пропорциональное проходящему через них электрическому току.

N88 (электромагнитный клапан 1) выполняет две задачи: он управляет клапаном охлаждения фрикционов KKV и предохранительным клапаном SIV.

N215 (клапан регулировки давления 1 АКПП) управляет клапаном управления фрикционами KSV.

N216 (клапан регулировки давления 2 АКПП) управляет клапаном регулировки передаточного отношения UV.


Рис.25

Как и прежде, АКПП вариатор CVT 01J Multitronic Audi A4, Audi A6, A8 имеет механическую связь (трос) с рычагом селектора, по которой передается информация о его положении: P, R, N и D.

Шток выбора передач коробки-автомат вариатор CVT 01J Ауди А4, Ауди А6, А8 выполняет следующие функции:

- перемещает золотник ручного управления в гидравлическом блоке управления и тем самым включает режим движения (вперед/назад/нейтраль)

- включает механизм блокировки трансмиссии на стоянке

- воздействует на многофункциональный переключатель для определения положения рычага селектора

При переводе селектора в положение P тяга привода механизма блокировки сдвигается в осевом направлении и прижимает собачку к шестерне механизма, блокируя таким образом трансмиссию. Шестерня блокировки трансмиссии неподвижно соединена с вал-шестерней.

Картер АКПП вариатор CVT 01J Multitronic Audi A4, Audi A6, A8, система трубопроводов и уплотнения


Рис.26

Коробка-автомат вариатор CVT 01J Ауди А4, Ауди А6, А8 использует новый тип уплотнительных колец — составные уплотнительные кольца. Этими кольцами уплотнены прижимные и регулировочные гидроцилиндры первичного и вторичного шкивов, а также поршень фрикциона переднего хода.

Кольцо круглого сечения выполняет две задачи: прижимает наружное кольцо и уплотняет зазор.

Составное уплотнительное кольцо поджимается под действием давления масла.

Достоинства составных уплотнительных колец АКПП вариатор CVT 01J Multitronic Audi A4, Audi A6, A8:

- малое сопротивление при перемещении

- малая деформация под действием давления

Для уменьшения массы коробки-автомат вариатор CVT 01J Ауди А4, Ауди А6, А8 ее состоящий из трех частей картер изготавливается из магниевого сплава AZ91 HP.

Этот очень стойкий к коррозии сплав легко обрабатывается и по сравнению с обычным алюминиевым сплавом уменьшает массу картера на 8 кг.

АКПП вариатор CVT 01J Multitronic Audi A4, Audi A6, A8 имеет еще одну особенность — масло в ней передается не по каналам в картере (как у обычных гидромеханических КПП), а почти исключительно по трубопроводам.

Для уплотнения соединений трубопроводов используются торцевые уплотнения. Торцевые уплотнения напорных трубопроводов имеют две рабочие кромки, которые поджимаются под действием давления масла и обеспечивают надежную герметизацию.

Такой способ позволяет надежно уплотнить соединения трубопроводов, даже если они расположены не под прямым углом (например, напорный трубопровод к фрикциону заднего хода).

Кромки торцевого уплотнения впускного патрубка масляного насоса коробки-автомат вариатор CVT 01J Ауди А4, Ауди А6, А8 поджимаются за счет силы запрессовки.

Двойное манжетное уплотнение вала не позволяет маслу ATF смешиваться с маслом главной передачи. Оно предотвращает попадание масла ATF в картер главной передачи и наоборот.

О потере герметичности двойного манжетного уплотнения можно судить по специальному отверстию в картере.


Рис.27. Схема гидросистемы АКПП вариатор CVT 01J Multitronic Audi A4, Audi A6, A8 (Селектор в положении P, двигатель выключен)

DBV1 - клапан ограничения давления 1, DBV2 - клапан ограничения давления 2, DDV1 - клапан перепада давления 1, DDV2 - клапан перепада давления 2, F - фильтр ATF, HS - золотник ручного управления, K - радиатор ATF, KKV - клапан охлаждения фрикционов, KSV - клапан управления фрикционом, MDV - клапан минимального давления, MP1 - точка измерения давления прижима (измеряется датчиком G194), MP2 - точка измерения давления в
магистрали фрикционов (измеряется датчиком G193), N88 - электромагнитный клапан 1 (охлаждения фрикционов/аварийного отключения), N215 - клапан регулировки давления -1, коробка-автомат вариатор CVT 01J Ауди А4, Ауди А6, А8 (фрикцион), N216 - клапан регулировки давления -2, АКПП вариатор CVT 01J Multitronic Audi A4, Audi A6, A8 (передаточное отношение), P - масляный насос, PRND - положения селектора, RK - фрикцион заднего хода, S1 - сетчатый фильтр ATF 1, S2 - сетчатый фильтр ATF 2, S3 - сетчатый фильтр ATF 3, SB 4 - отверстия для смазки/охлаждения шкивов, SF - приемный фильтр ATF, SIV - предохранительный клапан, SSP - эжекционный насос, UV - клапан регулировки передаточного отношения, VK - фрикцион переднего хода, VSBV - клапан ограничения объемного расхода, VSPV - клапан предварительного давления, VSTV - клапан давления предварительного управления

Охлаждение масла ATF

Поступая от шкива 1, масло ATF сначала проходит через радиатор ATF, затем через фильтр ATF и лишь после этого поступает в гидроблок управления коробкой-автомат вариатор CVT 01J Ауди А4, Ауди А6, А8.

Рис.28

Так же, как у ступенчатых АКПП, радиатор ATF встроен в радиатор двигателя. В нем масло отдает тепло охлаждающей жидкости двигателя (масляно-водяной теплообменник).

Клапан перепада давления DDV1 защищает радиатор ATF от высокого давления (при холодном ATF). При холодном ATF возникает высокий перепад давления в подводящем и обратном трубопроводах.

При определенном перепаде давления клапан DDV АКПП вариатор CVT 01J Multitronic Audi A4, Audi A6, A8 открывается и соединяет подводящий и обратный трубопроводы между собой. Это, к тому же, способствует быстрому прогреву ATF.

Клапан перепада давления DDV2 открывается при высоком сопротивлении току жидкости в фильтре ATF (если фильтр, например, засорился). Если бы его не было, то клапан DDV1 открывался бы под действием обратного напора, что делало бы систему охлаждения ATF неэффективной.

При негерметичном радиаторе ATF в масло ATF попадает охлаждающая жидкость. Даже незначительное ее количество вызывает неполадки в системе регулировки фрикционов.

Описание вариатора Audi A4, A5 и A6


Автомобили с вариаторными трансмиссиями в последнее время становятся более популярны среди наших соотечественников. Этот тип КПП относительно новый, поэтому не каждый автолюбитель знает об устройстве и преимуществах использования такого агрегата. Что представляет собой вариатор Ауди А4, каковы его конструктивные особенности и недостатки, мы расскажем в этой статье.

Какой вид вариатора используется на Audi?

Первыми производителями, которые стали оснащать свои транспортные средства вариаторными коробками передач (CVT), стали Volkswagen и Audi. Модели Audi А4 и А6 компания оборудует трансмиссиями «Multitronic». Этот тип КПП относится к бесступенчатым трансмиссиям. Потребительские особенности Multitronic довольно высокие. В машины А4 и А6 ставится модель КПП «01J».

Коробка передач CVT Multitronics 01J

Конструктивные особенности вариаторной КПП

Если говорить о конструкции, то основные составные элементы вариаторов на Audi такие:

Какой срок службы?

Перед покупкой автомобиля с CVT, многих автолюбителей интересует вопрос, сколько в среднем ходит вариаторная коробка. Ресурс эксплуатации в транспортных средствах Audi 2012 или другого года выпуска может быть разным. Бывает, коробка служит 40 тысяч км, а иногда отрабатывает 200 тыс. километров пробега без нареканий. Здесь все зависит от условий использования и обслуживания машины. Именно из-за того, что вариаторы очень чувствительны к неправильной эксплуатации, многие потенциальные владельцы авто обходят машины с CVT стороной.

Отремонтировать вариаторную трансмиссию можно у официального дилера или на СТО. Обслуживание у «официалов» актуально, если транспортное средство еще на гарантии. Стоимость ремонта у дилера выше, чем на специализированных СТО.

Перечень ошибок

Проводя компьютерную диагностику вариаторной трансмиссии, можно получить коды ошибок, которые свидетельствуют о следующих проблемах:

Аварийный режим

В аварийном режиме вариаторная коробка передач работает при появлении проблем в работе блока управления, неисправности электроцепи. Если происходит активация этого режима, на приборной панели сразу загорится шкала PRND. Другие признаки неисправности:

  • водитель жмет на педаль газа, автомобиль начинает ехать рывками;
  • при переключении скоростей машина дергается;
  • в некоторых случаях не получается активировать заднюю скорость;
  • при переходе КПП в аварийный режим работы автомобиль не получается снять с режима парковки.

Механические поломки

К неисправностям механического типа относятся:

  • повреждение электропроводки, обрыв цепи;
  • окисление или повреждение контактов на датчиках или блоке управления;
  • обрыв металлической цепи CVT;
  • механическое повреждение контроллеров;
  • выход из строя блока управления в результате механического воздействия на него, в этом случае перепрошивка устройства не поможет.

Пример того, какие сбои могут произойти в работе вариаторной коробки передач, приведен на видео (материал снял и обнародовал пользователь Илья Филяев).

Как произвести замену масла?

Замена расходного материала начинается с покупки оригинального масла.

  • фильтрующее устройство;
  • уплотнитель;
  • резиновую прокладку для поддона.

Объем канистры покупаемого масла должен составить 5 литров.

Что касается фильтров, то в вариаторных трансмиссиях их два. Один из них монтируется непосредственно в самом агрегате, поэтому для его замены потребуется разобрать агрегат. Второй фильтр представляет собой часть трубки, подсоединенную к радиатору. Этот патрубок меняется только в том случае, если забивается или в смазке обнаруживаются инородные частицы.

Помимо фильтра и самой жидкости, приготовьте:

  • торцевой ключ -3357;
  • шестигранник;
  • строительный либо медицинский шприц для залива со специальной трубкой;
  • чистую ветошь.

Ниже представлена подробная видео-инструкция по самостоятельной замене рабочей жидкости в коробке передач CVT (видео снято и опубликовано каналом Artur Prokurov).

Менять смазку необходимо в гараже с ямой или на эстакаде, если есть возможность, используйте подъемник. Автомобиль должен быть расположен горизонтально и зафиксирован. Процесс замены выполняется так:


1. Контрольные отверстия для слива и залива трансмиссионного масла
2. Оригинальное масло
3. Слив отработанной жидкости из коробки передач
4. Очищенный от продуктов износа поддон

Что лучше: вариатор или автомат?

Постараемся разобраться в этом, оценив плюсы и минусы каждого типа трансмиссии.

Автомат

КПП «автомат» в разрезе

Начнем с достоинств АКПП:

  1. Надежность устройства по сравнению с CVT. Даже при нарушении правил эксплуатации вы вряд ли сможете сжечь сцепление. В автоматических коробках передач эту функцию выполняет гидротрансформатор, который в принципе более надежен.
  2. Автоматические трансмиссии меньше изнашивают автомобильный двигатель. АКПП самостоятельно выполняет переключение скоростей, при этом не раскручивая коленчатый вал мотора до максимальных оборотов. А это положительно отражается на его сроке службы.

Теперь рассмотрим недостатки «автоматов»:

Ниже представлен подробный видео-обзор вариаторной и автоматической трансмиссий. Автор видео подробно рассказывает о том, какие коробки передач лучше и надежнее (видео снято и опубликовано каналом Avto-Blogger).

Вариаторная КПП

Коротко разберем преимущества и недостатки вариаторных трансмиссий.

  1. Хорошая динамика авто. Транспортное средство может разогнаться на порядок быстрее, чем машина с АКПП.
  2. Движение на автомобиле с CVT в целом более мягкое. Благодаря отсутствию передач нет и рывков при их переключении.
  3. Экономичность. Машины с вариаторной коробкой передач обычно потребляют меньше топлива, чем автомобили с «автоматами».
  4. Возможность управления транспортным средством как в режиме «автомат», так и в ручном режиме. Если водителю надоест АКПП, он может переключиться на ручное управление и самостоятельно менять передачи в соответствии со своими потребностями.

Видео «Как самостоятельно разобрать вариаторную коробку передач?»

Подробная и наглядная инструкция по разбору вариаторной трансмиссии приведена ниже (видео снято и опубликовано каналом Скорая помощь Вашему агрегату).

Вариатор Ауди А6 С6 – основные неисправности и способы их устранения


Вариаторы набирают все большую популярность среди разновидностей коробок передач. Вот и автоконцерн Ауди не остался в стороне и установил на новые модели А6 С6 вариаторные коробки передач.

Бытует расхожее мнение, что вариаторная коробка имеет более простую конструкцию в отличии от автомата и МКПП, но это не так. В вариаторе Ауди А6 С6 присутствует гидротрансформатор, планетарный редуктор, гидравлическая система, электронная система управления, а также имеется вариаторная передача.

Каждый из выше перечисленных элементов может в любой момент выйти из строя. В сегодняшней статье мы с вами разберем основные неисправности вариатора Ауди А6, их причины выхода из строя и способы самостоятельного ремонта.

Основные неисправности вариатора Ауди А6 С5 и С6

Ранее я уже рассказывал вам о том как заменить топливный фильтр Ауди А6 своими руками, так что кому интересно могут прочитать данную статью пройдя по ссылке.

Большинство неисправностей в вариаторной коробки передач возникают из-за неправильной эксплуатации к которой я бы отнес:

  • Нарушение периодичности замены рабочей жидкости
  • Нарушение периодичности замены фильтра
  • Использование жидкости плохого качества
  • Агрессивный стиль вождения

Запомните, вариаторная коробка передач очень не любит длительного вождения с максимальной скоростью (с максимальной мощностью), а также резкие торможения, в том числе связанные с наездом на препятствие. Перечисленные действия приводят к перегреву коробки передач, повышенному и преждевременному износу конструктивных элементов, их поломке.

Кроме того, существуют и другие неисправности, которые определяются при помощи компьютерной диагностики. Каждой неисправности соответствует свой диагностический код. По кодам определяются:

  • неисправности входных датчиков (датчика температуры рабочей жидкости, датчиков частоты вращения ведущего и ведомого шкивов, датчиков давления в основной магистрали, давления в ведущем и ведомом шкивах);
  • неисправности электронного блока управления;
  • неисправности исполнительных устройств (шагового электродвигателя, электромагнитных клапанов давления в основной магистрали и давления в ведомом шкиве, клапанов блокировки гидротрансформатора и управления планетарным редуктором).

Признаки неисправности вариатора Ауди А6 С5 и С6

Самая распространенная причина неисправности вариаторов начинается с износа подшипников конусов, при этом становится слышен характерный гул. Шум подшипников возникает по причине попадания продуктов износа на их рабочие поверхности, в результате чего они приходят в негодность. Специальные масляные фильтры до поры до времени удерживают металлическую взвесь.

Таким образом, своевременный уход за подшипниками или их замена с необходимыми запчастями предотвратит более серьезные проблемы с вариатором.

Следующая причина, которая может вызвать проблемы с вариатором — это рывки и подёргивание транспортного средства, возникающие по причине заклинивания редукционного клапана масляного насоса. Мешают нормальной работе этого агрегата всё те же вредные продукты износа, нарушая стабильное давление в системе.

Своевременное обращение в специализированную мастерскую поможет избежать более крупных расходов на ремонт. Небольшие повреждения конических шкивов устраняют шлифовкой, при этом ремень придётся, скорей всего, заменить.

К достаточно редким неисправностям, которые предшествуют поломке вариатора, относят выход из строя гидротрансформатора, а также сбои в электронике, вызванные поломками некоторых элементов блока управления. Однако подобного рода неисправности возникают достаточно редко и не являются закономерностью, скорее фактором невезения.

Способы устранения неисправностей вариатора Ауди А6

Как я уже успел заметить ранее самым распространенным сбоем вариатора считается, изношенность подшипников для конусов. Признаком этой проблемы является протяжный гул, проявляющийся уже при проезде 50 тыс км. Чтобы поменять все подшипники и их запчасти, автомобилисту придется выложить свыше 34000 рублей. Такая неисправность чаще всего происходит в автомобилях Ауди А6 С5.

Громкий шум подшипников, а затем и их медленное разрушение происходят по следующим причинам. Во-первых, разрушению рабочих поверхностей способствует попадание на них различных инородных металлических тел, таких, например, как продукты износа.

Установленный масляный фильтр и магнит, собирающий металлическую пудру, не могут закрыть доступ к рабочим поверхностям вариатора тяжелым инородным телам. В этом случае срок жизни подшипника продлит уменьшение срока смены машинного масла до 25 тыс. км.

Но это не всегда помогает. Бывают случаи, что одни вариаторы работают тихо по 100 тыс. км, а другие при тех же условиях работы гудят уже при проезде 50 тыс. км. Причинами высокого шума подшипников часто являются подшипники низкого качества, их низкая степень точности и маленькая грузоподъемность.

Что касается уменьшения интервалов смены масла, то в данном вопросе не все изготовители придерживаются одинаковой точки зрения. К примеру. Фирма «Рено» на протяжении гарантийного срока (100 тыс. км) советует только проводить периодические проверки уровня и состояния масла. У концерна «Ауди» замену масла необходимо делать один раз в 75 тыс. км.

Помимо обычного машинного масла есть смысл заливать в вариаторы специальные масла с пометкой “CVT”, оригинальные жидкости NS-2 или ELFMATIC CVT. Для машин «Ауди» можно применить DiaQueen типа CVT-J1.Не рекомендуется наливать в вариатор масло, используемое в гидромеханическом автомате, хотя некоторые, малоизвестные производители, приспособили свои вариаторы и под эти вещества.

Зачастую при движении транспортного средства появляются рывки и подергивания. Причина – не работает редукционный клапан а масляном насосе.

Продукты износа, попадающие на поверхность контакта, заклинивают его в промежуточном состоянии. В результате уровень давления отклоняется от нормы, что затрудняет работу обеих шкивов и вызывает скольжение ремня. В данной ситуации нужно как можно скорее нанести визит в сервисный центр.

При своевременном обращении ремонтные работы обойдутся дешевле: небольшие дефекты конических поверхностей устраняются посредством шлифовки.

Во время диагностики специалисты причиной возникновения шумов вариаторов зачастую считают проблемы с передними ступичными подшипниками, которые сразу же заменяют на новые. Замена этих подшипников может дорого обойтись, поскольку на некоторых машинах он вместе со ступицей составляет один неразборный узел, цена которого составляет $300-400.

Некоторые водители при возникновении этой проблемы сразу начинают проверять на наличие неисправностей гидроблок, который на самом деле надежен и проблемы с ним случаются редко.

Много внимания в бесступенчатом агрегате уделяют температурному режиму. Часто проблемы в работе вариаторов возникают из-за повышения температуры. В современных автомобилях предусмотрено устройство самодиагностики, включающие в себя специальные датчики. При увеличении значения температуры они включают на приборной панели индикатор, показывающий неисправность, а вариатор переводится в режим аварийного останова.

Чтобы поддержать нормальную температуру масел в современные автомобили кроме теплообменника, в отсек двигателя возле климатической системы устанавливают еще один радиатор. Через воздуховод в бампере в него попадает различная грязь.

Первым признаком загрязнения радиатора является его перегрев при движении машины на большой скорости. Поэтому раз в 3 года (а можно и чаще) необходимо тщательно промывать радиатор. Было бы неплохо также установить в воздуховод и специальную сетку для защиты радиатора от различных предметов, вылетающих из-под колес впереди идущего автомобиля.

Несмотря на недоверчивость отечественных автомобилистов к вариаторам, западные автомобилисты устанавливают этот тип трансмиссии с большей степенью оптимизма. Согласно статистических данных они ломаются намного реже по сравнению с гидромеханическими коробками переключения передач. Именно поэтому многие производители автомобилей, сомневающиеся вначале в прочности вариаторов, теперь их устанавливают с каждым годом все чаще.

К примеру, производитель Ауди устанавливает вариаторы на кроссоверы нового поколения с двухлитровым мотором. У компании «Субару» вариаторы имеют автомобили XV, «Форестер». Кстати, большинство пользователей этих автомобилей нельзя отнести к классу спокойных автомобилистов.

Такие машины используются для поездок на высокой скорости по пересеченной местности. Но раньше многие думали, что вариаторы в таких условиях сразу же выйдут из строя. Значит они стали более качественными.

Читайте также: